Роль индивидуальных психофизиологических показателей школьников в процессе адаптации к условиям предпрофильной подготовки и профильного обучения
Компонентов функциональной системы, что говорит об эффективности учебной деятельности на фоне адекватного функционирования физиологических систем организма и позволяет охарактеризовать данный тип реакции как «адаптивный». б) у «нерекомендованных» учащихся формируется функциональная система с неравномерным перераспределением связей, значительной активацией неспецифических (вегетативных… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Особенности формирования индивидуальных психофизиологических показателей человека в процессе адаптации (обзор литературы)
- 1. 1. Общебиологические закономерности формирования адаптивных возможностей человека
- 1. 2. Возрастные психофизиологические особенности учащихся средних и старших классов
- 1. 3. Особенности психофизиологической адаптации и отбора к учебнопрофессиональной деятельности
- Глава 2. Организация и методы исследования
- 2. 1. Условия проведения психофизиологического обследования
- 2. 2. Методы исследования
- 2. 2. 1. Автоматизированный комплекс для оценки индивидуально-типологических свойств и функционального состояния организма человека «Профиль ПФ»
- 2. 2. 2. Методы исследования индивидуально-типологических особенностей высшей нервной деятельности
- 2. 2. 3. Методы определения функционального состояния сердечно-сосудистой системы
- 2. 2. 4. Методы исследования психодинамических функций
- 2. 2. 5. Метод профессиограммы
- 2. 2. 6. Оценка готовности к выбранному профилю обучения
- 2. 2. 7. Математические методы анализа
- 3. 1. Возрастные и половые психофизиологические особенности учащихся
- 3. 2. Анализ психофизиологических показателей у учащихся предпрофильных 8-х классов
- 3. 3. Анализ основных психофизиологических показателей в зависимости от соответствия учащихся девятых и десятых классов требованиям профильного обучения
- 3. 4. Динамика изменения состояния адаптационных механизмов в зависимости от психофизиологических особенностей и успешности обучения у учащихся профильных классов
- 3. 5. Характер реализации взаимосвязей в выделенных группах у школьников разных профилей обучения
Роль индивидуальных психофизиологических показателей школьников в процессе адаптации к условиям предпрофильной подготовки и профильного обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность проблемы. В системе современного научного познания одним из основных объектов исследования является человек. Необходимость изучения его индивидуального психофизиологического статуса диктуется как самой логикой развития, так и потребностями общества. К психофизиологическим особенностям в первую очередь следует отнести основные свойства нервных процессов, которые оказывают заметное влияние на различные стороны жизнедеятельности организма человека, в частности, на развитие когнитивной сферы (Н. В. Макаренко, 2001; Г. Нортхофф, 1999; Г. А. Кураев и соавт., 2001 и др.), характер вегетативных реакций (Е.А.Юматов и соавт., 2001; Н. В. Макаренко и соавт. 2006; Ю. В. Щербатых, 2000), сопротивляемость и устойчивость организма к стрессу (К. В. Судаков, 2000; В. И. Фёдоров, 2000).
Индивидуальные особенности высшей нервной деятельности оказывают большое влияние на эффективность психофизиологических механизмов адаптации (Е. Н. Хрисанфова, 1990; Н. В. Макаренко, 1999; Е. Д. Устюгов и соавт., 1999; Д. 3. Шибкова и соавт., 1996, 2006; Н. А. Фомин, 2002, 2003). К наиболее признанным относится теория ведущей роли психофизиологического потенциала, определяющего адаптационный процесс (А. Ж. Юревиц и соавт., 1993; К. Ьеут, 1982; Г. М. Зараковский и соавт., 2000). По мнению В. И. Медведева (2003), психофизиологический потенциал включает в себя личностную, интеллектуальную и адаптивно-ресурсную составляющие. В зависимости от особенностей структуры психофизиологической функциональной системы, её сложности и входящих в неё параметров формируется общая стратегия адаптации к деятельности, определяемая особенностями специфических и неспецифических структур. В зависимости от этих особенностей адаптация к различным видам деятельности может иметь существенно различную эффективность и «цену» (Н. А. Литвинова, 2008). Психофизиологическая «цена» адаптации может проявляться в прямом изнашивании функциональных систем организма (В. А. Бодров, 1995; А. Б. Леонова, 1993; Э. М. Казин и соавт., 2008).
Это в первую очередь относится к профессиям, где деятельность человека сопровождается повышенными требованиями к анализаторным системам, необходимостью экстренной переработки информации, возможностью возникновения стрессовых ситуаций и т. д. (Н. Н. Сиротинин, 1981; В. А. Бодров и соавт., 1990; С. Г. Кривощеков и соавт., 1998; Г. А. Кураев и соавт., 2001). Поэтому анализ данных эффективности деятельности, состояния здоровья в контексте оценки показателей, характеризующих функциональное состояние нервной, сердечно-сосудистой и других систем имеют важное значение при разработке вопросов теории и практики психофизиологического отбора и профориентации, научной организации труда, оптимизации процесса обучения, оценки функционального состояния и т. д. (А. Д. Дмитриев, 1994; В. П. Леутин и соавт. 1996; Э. М. Казин и соавт., 2002 и др.).
Профильное обучение является начальной ступенью профессиональной ориентации личности, и приходится на подростковый возраст, когда на завершающем этапе формирования находятся основные индивидуально-типологические особенности организма, определяющие в конечном итоге потенциальные возможности каждого человека (Н. Г. Блинова и соавт, 2005). Тем не менее, реализация учебной деятельности сегодня нередко осуществляется без учета психофизиологической «цены», которую ученик платит за приобретение знаний, умений и навыков (Н. В. Дубровинская и соавт., 2000; Безруких М. М., 2004). Таким образом, в условиях возросших требований к адаптационным возможностям организма подростков, обучающихся в профильных классах, возникает настоятельная необходимость в дифференцированной оценке психофизиологических и вегетативных особенностей и выявлении их роли в изменении функционального состояния организма в процессе обучения с целью проведения адекватных профилактических и коррекционных мероприятий.
М. В. Антропова, Г. В., Бородкина, 1998; О. Л. Тарасова, 1998; Э. М. Казин и соавт., 2008).
Проблеме адаптации школьников в условиях профильного обучения посвящено немало работ отечественных исследователей, однако остаются недостаточно изученными вопросы психофизиологического сопровождения учебного процесса при выборе профиля обучения.
Цель исследования: комплексная оценка психофизиологических, нейродинамических, вегетативных особенностей школьников в динамике процесса адаптации в условиях предпрофильного и профильного обучения.
Задачи исследования:
1. Выявить роль основных нейродинамических, психодинамических, вегетативных показателей в определении соответствия психофизиологических особенностей школьников требованиям выбранного направления учебной деятельности на этапе предпрофильного обучения.
2. Исследовать особенности процесса адаптации учащихся к профильному обучению с учетом их индивидуального психофизиологического статуса.
3. Определить характер взаимосвязей между нейродинамическими, психодинамическими, вегетативными показателями, сформировавшихся в процессе адаптации у школьников в зависимости от соответствия их психофизиологических особенностей требованиям выбранного профиля обучения.
Научная новизна исследования. Показано, что соответствие психофизиологических особенностей школьников выбранному направлению учебно-профессиональной деятельности определяется оптимальным функционированием механизмов формирования и развития показателей когнитивной сферы. У школьников, психофизиологические особенности которых соответствуют выбранному профилю обучения, наблюдаются достоверно более высокие показатели внимания, памяти, мышления, успешности учебной деятельности, по сравнению с лицами, обнаруживающими несоответствие требованиям выбранного направления деятельности.
Выявлена связь между эффективностью учебной деятельности школьников гуманитарного, физико-математического, химико-биологического профилей обучения и особенностями развития психофизиологических, нейродинамических, вегетативных показателей, что позволяет наиболее адекватно оценивать их приспособительные возможности в условиях выбора направления учебной деятельности.
Впервые установлено, что в процессе адаптации школьников к выбранному профилю обучения существенное место принадлежит характеру реализации взаимосвязей между нейродинамическими (ПЗМР, РГМ, УФП), психодинамическими (кратковременная память), когнитивными (индуктивное и абстрактное мышление) параметрами, а также показателями вегетативного обеспечения деятельности (с!Х, ИН, АМо и др.).
Теоретическая и практическая значимость. Представленные результаты позволили расширить теоретические представления о формировании адаптивных реакций организма подростков в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Показано, что для получения более точной информации о профессиональном соответствии школьника определенному направлению деятельности целесообразно учитывать его психофизиологический потенциал в динамике учебного процесса.
Результаты работы представляют собой апробацию и внедрение программы «Профиль ПФ», разработанной на кафедре физиологии человека и животных и валеологии КемГУ, которая используется в образовательных учреждениях России.
Результаты исследования внедрены в организацию психолого-педагогического сопровождения профильного обучения в МОУ «Гимназия № 11» г. Анжеро-Судженска, в деятельность Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции г. Анжеро-Судженска, а также.
Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Основные теоретические положения данной работы используются в процессе чтения учебных курсов «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Возрастная анатомия и физиология» для студентов Анжеро-Судженского филиала Кемеровского государственного университета.
Положения, выносимые на защиту:
1. Соответствие школьников определенному направлению учебной деятельности определяется уровнем развития силы и подвижности нервных процессов, показателей кратковременной памяти, внимания и мышления.
2. Специфика формирования адаптивных реакций в динамике профильного обучения зависит от соответствия психофизиологических особенностей учащихся требованиям выбранного профиля.
3. Взаимосвязь между нейродинамическими, психодинамическими и вегетативными параметрами, у школьников, «рекомендованных» и «нерекомендованных» к выбранному профилю обучения указывает на разные стратегии адаптации.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования доложены и обсуждены на I (XXXIII) Международной научно-практической конференции «Образование, наука, инновации — вклад молодых исследователей» (Кемерово, 2006) — II (XXXIII) Международной научно-практической конференции «Образование, наука, инновации — вклад молодых исследователей» (Кемерово, 2007) — VI Международной научно-практической конференции «Информационные технологии и математическое моделирование» (Анжеро-Судженск, 2007) — Международной научно-практической конференции «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве, образовании» (Одесса, 2008), Международной научно-практической конференции «Современные направления теоретических и прикладных исследований» (Одесса, 2009), Международной научно-практической конференции «Теоретические и практические основы профильного и профессионального самоопределения учащейся молодежи в условиях реформирования общего и профессионального образования РФ» (Кемерово, 2009) — II Международной научно-практической конференции «Медицинские и социальные аспекты образования» (Пенза, 2009), ежегодных научно-практических конференциях филиала КемГУ в г. Анжеро-Судженске (Анжеро-Судженск, 2006;2008).
Материалы исследования апробированы в практической деятельности образовательных учреждений.
Публикации. По теме диссертации опубликовано 12 печатных работ, из них 1 статья в журнале, рекомендованном ВАК РФ.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, обзора литературы, описания организации и методов исследования, результатов собственных исследований, обсуждения результатов, выводов и списка литературы.
Список литературы
включает 309 источников, из них 285 отечественных и 24 зарубежных. Работа изложена на 138 листах машинописного текста, иллюстрирована 18 рисунками и 14 таблицами.
1. Комплексная оценка психофизиологических показателей на этапе предпрофильного обучения (8 класс) показала, что 35% школьников характеризуется низкими уровнями развития когнитивных, нейродинами ческих и психодинамических показателей, необходимых для успешного освоения дисциплин того или иного профиля («нерекомендованные») — 59% имеют средний уровень развития этих качеств («условно рекомендованные») и только 6% полностью отвечают требованиям профильного обучения («рекомендованные»).2. У «нерекомендованных» учащихся отмечаются низкие показатели психодинамической и когнитивной сферы, в основном абстрактного и индуктивного (менее 9 баллов) мышления, пространственного восприятия (менее 20 баллов) — а также выраженное функциональное напряжение физиологических систем организма, определяющееся по показателям вариационной пульсометрии (индекс напряжения, индекс вегетативной регуляции, амплитуда моды). В динамике процесса обучения у данных школьников отмечаются значительные дезадаптивные сдвиги и не происхо дит достоверного увеличения значений показателей памяти, внимания, мышления и повышения успеваемости. При проведении нагрузочной пробы у «нерекомендованных» школьников наблюдается существенный прирост индекса напряжения на протяжении трех лет с 272,68 ± 42,58- до 487,5 ± 50,48, что говорит о несбалансированном характере симпато парасимпатических взаимоотношений в сторону чрезмерной активации симпатического отдела.3. У «условно рекомендованных» школьников в динамике процесса обучения происходит достоверное увеличение некоторых показателей интеллектуальной деятельности (объема внимания, смысловой памяти), уменьшение напряженности механизмов вегетативной регуляции (36% обучающихся с напряжением в 9-м классе и 29% - в 10-м) — успеваемость остается на прежнем уровне (3,80 ± 0,07).4. По мере адаптации к выбранному профилю у «рекомендованных» школьников наблюдается: достоверное повышение показателей памяти, внимания, различных видов мышлениядостоверное уменьшение количества школьников, обучающихся с напряжением механизмов вегетативной регуляции сердечного ритма (в 9-м классе — 54%, в 10-м — 29%) — достоверное повышение успеваемости (8 класс 4,17 ± 0,33- 10 класс.
4,51 ±0,11).5. Структура функциональной системы обеспечения деятельности, определяющей особенности процесса адаптации к профилю и успешность обучения, отличается у «рекомендованных» и «нерекомендованных» и включает в себя различные специфические (психодинамические, нейродинамические, когнитивные) и неспецифические (вегетативные) компоненты:
а) у «рекомендованных» школьников наблюдается равномерный характер распределения связей между блоками психофизиологических параметров, а также высокая активность специфических (связанных с.
профилем) компонентов функциональной системы, что говорит об эффективности учебной деятельности на фоне адекватного функционирования физиологических систем организма и позволяет охарактеризовать данный тип реакции как «адаптивный». б) у «нерекомендованных» учащихся формируется функциональная система с неравномерным перераспределением связей, значительной активацией неспецифических (вегетативных) компонентов, и, как следствие, большей затратностью энергетических ресурсов в процессе адаптации к учебной деятельности и напряжением.6. Использование автоматизированных диагностических комплексов позволяет проводить адекватный психофизиологический мониторинг для прогностической оценки индивидуальных возможностей учащихся, способствуя тем самым повышению эффективности образовательного процесса в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Список литературы
- Абросимова, Л. И. Возрастные изменения гемодинамики при физической нагрузке субмаксимальной мощности у школьников Текст. / Л. И. Абросимова, В. Е. Карасик, В. Ф. Киселев // Новые исследования по возрастной физиологии. — М., 1983. — № 2 (21). — С. 3−7.
- Автоматизированный комплекс для оценки индивидуально-типологических свойств и функционального состояния организма человека «Статус ПФ» Текст. / Н. А. Литвинова, В. И. Иванов, М. Г. Березина // Валеология. 2004. — № 4. — С. 70−74.
- Авцын, А. П. Адаптация и дезадаптация с позиций патологии Текст. / А. П. Авцын // Клиническая медицина. 1974. — Т. 52. — С. 3−15.
- Агаджанян, Н. А. Особенности адаптации сердечно-сосудистой системы юношеского организма Текст. / Н. А. Агаджанян, И. В. Руженкова, Ю. П. Старшинов // Физиология человека. 1997. — Т. 23. — № 1. — С. 93.
- Азаров, Ю. П. Вопросы повышения качества подготовки специалистов Текст. / Ю. П. Азаров, Ю. А. Рыжов. М.: Изд-во НИИИВШ, 1984.-С. 95−101.
- Адаптация и здоровье. Теоретические и прикладные аспекты Текст.: коллективная монография / Э. М. Казин, С. Б. Лурье, В. Г. Селятицкая [и др.]- ответственный редактор Э. М. Казин. — Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2008. 299 с.
- Адаптация к профессиональной деятельности Текст. /A. Ж. Юревиц, В. С. Аверьянов, О. В. Виноградова и др. // Физиология трудовой деятельности. Основы современной физиологии / под ред.B. И. Медведева. СПб., 1993. — С. 209−284.
- Айдаркин, Е. К. Применение интегральных методов оценки здоровья человека в комплексных обследованиях Текст. / Е. К. Айдаркин // Валеология. 2007. — № 1. — С. 75−79.
- Айдаркин, Е. К. Психофизиологическая характеристика лиц с различным вегетативным статусом Текст. / Е. К. Айдаркин, К. В. Овчинников // Валеология. 2006. — № 2. — С. 23−32.
- Александров, Ю. И. Макроструктура деятельности и иерархия функциональных систем Текст. // Психологический журнал. 1995. — Т. 16. -№ 1. — С. 26−30.
- Александровский, Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация Текст. / Ю. А. Александровский. — М.: Педагогика, 1986. — С. 89.
- Анализ вегетативной регуляции сердечного ритма на различных этапах индивидуального развития человека Текст. / О. В. Коркушко, В. Б. Шатило, Т. В. Шатило, Е. В. Короткая // Физиология человека. 1991. — Т. 17. -№ 2.-С. 31−39.
- Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. Л., 1968. — 339 с.
- Анохин, П. К. Очерки по физиологии функциональных системТекст. / П. К. Анохин. М.: Медицина, 1975. — 447 с.
- Анохин, П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем Текст. / П. К. Анохин // Избранные труды. Философские аспекты теории функциональных систем / JI. М. Андреева. -М.: Наука, 1978.-С. 49.
- Анохин, П. К. Системогенез как общая закономерность эволюционного прогресса Текст. / П. К. Анохин // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. 1948. — Т. 26. — № 2. — С. 81.
- Анохин, П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы Текст. / П. К. Анохин. М.: Наука, 1980. — 197 с.
- Антонова, JI. Т. Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте Текст. / JI. Т. Антонова, А. Н. Малахова. М.: Медицина, 1979.-С. 211−219.
- Антонова, М. В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности Текст. / М. В. Антонова. М., 1968.-251 с.
- Антропова, М. В. Дифференцированное обучение учащихся 1−11 классов, их работоспособность и организация режима учебной деятельности Текст. / М. В. Антропова // Физиология человека. — 1992. Т. 18. — № 1. -С. 172.
- Антропова, М. В. Изменения психофизиологических и вегетативных показателей у старшеклассников в процессе дифференцированного обучения Текст. / М. В. Антропова, Г. В. Бородкина, JI. М Кузнецова // Физиология человека. 1989. — Т. 17. — № 5. — С. 116.
- Антропова, М. В. Медико-физиологические аспекты индивидуально-дифференцированного обучения старшеклассников Текст. / М. В. Антропова, Г. В. Бородкина, JI. М Кузнецова // Физиология человека. -1997.-Т. 23.-№ 1.-С. 98−102.
- Антропова, М. В. Психофизиологические и вегетативные показатели у медлительных и подвижных подростков Текст. /М. В. Антропова, Г. В. Бородкина, JI. М. Кузнецова // Физиология человека. -1995. -Т. 21.- № 5. -С. 68−74.
- Антропова, М. В. Умственная работоспособность и состояние здоровья школьников, обучающихся по различным педагогическим системам Текст. / М. В. Антропова, Г. В. Бородкина, JI. М. Кузнецова // Физиология человека. 1998. — Т. 24. — № 5. — С. 80−84.
- Антропова, М. В. Физиолого-гигиеническая оценка эффективности индивидуально-дифференцированного обучения учащихся Текст. / М. В. Антропова, Г. В. Бородкина, Г. Г. Манке // Гигиена и санитария. 1997. — № 1. — С. 24−26.
- Аршавский, И. А. Основы возрастной периодизации Текст. / И. А. Аршавский // Возрастная физиология / И. А. Аршавский. JI.: Наука, 1975. -С. 60.
- Аршавский, И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития Текст. / И. А. Аршавский. М.: Наука, 1982. — 270 с.
- Асеев, В. Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации Текст. / В. Г. Асеев // Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности / В. Г. Асеев. Иркутск, 1986. — С. 3.
- Баевский, Р. М. Особенности регуляции сердечного ритма при умственной работе Текст. / Р. М. Баевский, В. И. Кудрявцева // Физиология человека. 1975. — Т. 1. — № 2. — С. 296−301.
- Баевский, Р. М. Валеология и проблемы самоконтроля здоровья в экологии человека Текст. / Р. М. Баевский, А. П. Берсенева, JI. А. Максимов. -Магадан, 1996.
- Баевский, Р. М. Измерьте ваше здоровье Текст. / Р. М. Баевский, С. П. Гуров. М., 1988. — С. 112.
- Баевский, Р. М. К проблеме степени напряжения регуляторных систем организма Текст. / Р. М. Баевский // Адаптация и проблемы общей патологии / Р. М. Баевский. Новосибирск, 1974. — С 88−111.
- Баевский, Р. М. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе Текст. / — М.: Наука, 1984. 220 с.
- Баевский, Р. М. Оценка адаптивных возможностей организма и риск развития заболеваний Текст. / Р. М. Баевский, А. П. Берсенева. — М.: Медицина, 1997.
- Баевский, Р. М. Оценка и классификация уровней здоровья с точки зрения теории адаптации Текст. / Р. М. Баевский // Вестник АМН СССР. 1989. — № 8. — С. 73.
- Баевский, Р. М. Проблема оценки и прогнозирования функционального состояния организма и её развитие в космической медицине Текст. / Р. М. Баевский // Успехи физиологических наук. — 2006. — Т. 37.-№ 3.-С. 42−57.
- Баевский, Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии Текст. / Р. М. Баевский. — М.: Медицина, 1979. — 295 с.
- Балашева, И. И. Величина артериального давления и особенности сосудистых дистоний у детей Текст. / И. И. Балашева, Н. Д. Сухова // Вопросы охраны материнства и детства. 1983. — Т. 28. — № 7. — С. 70−73.
- Балевский, П. П. Относительно некоторых возрастных и типологических особенностей детей и подростков от 6 до 17 лет Текст. / П. П. Балевский // Материалы VI научной конференции по вопросам возрастной морфологии, физиологии и биохимии. М, 1963. — С. 258.
- Безруких, М. М. Здоровьесберегающая школа Текст. / М. М. Безруких. М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. — 240 с.
- Безруких, М. М. Знаете ли вы своего ученика? Текст. / М. М. Безруких, С. П. Ефимова. М.: Просвещение, 1991. — 176 с.
- Безруких, М. М. Особенности регуляции сердечного ритма у школьников 13−16 лет под влиянием учебных занятий Текст. / М. М. Безруких // Физиология человека. 1989. — Т. 15. — № 2. — С. 85−88.
- Березин, Ф. Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека Текст. / Ф. Б. Березин. JI.: Наука, 1988. — 270 с.
- Беренштейн, Г. Ф. Динамика сердечного ритма старшеклассников в процессе обучения Текст. / Г. Ф. Беренштейн, М. Н. Нурбаева // Гигиена и санитария. 1993. — № 4.- С. 35−36.
- Беритов, И. С. Структура и функции коры большого мозга Текст. / И. С. Беритов. М., 1969. — 532 с.
- Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движения и активности Текст. / Н. А. Бернштейн. М., 1966. — 349 с.
- Бетелева, Т. Г. Нейрофизиологические механизмы зрительного восприятия Текст. / Т. Г. Бетелева. М., 1983. — 175 с.
- Бетелева, Т. Г. Сенсорные механизмы развивающегося мозга Текст. / Т. Г. Бетелева. М.: Наука, 1977. — 175 с.
- Бетелева, Т. Г. Электрофизиологический анализ межполушарных различий механизмов зрительного опознания Текст. / Т. Г. Бетелева, Д. А. Фарбер // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. -1984. Т. 34. — Вып. 5. — С. 841−847.
- Биология человека Текст. / Дж. Харрисон, Дж. Уайнер, Дж. Таннер, Н. Барникот / под ред.В. В. Бунака — пер. с англ. Е. 3. Годиной. — М.: Мир. 1968. 440 с.
- Бодров, В. А. Изучение проблемы информационного стресса человека-оператора Текст. / В. А. Бодров // Физиология человека. 2000. — Т. 26. — № 5. — С. 111−118.
- Бодров, В. А. Система психической регуляции человека-оператора Текст. / В. А. Бодров, А. А. Обознов // Психологический журнал. 2000. — Т. 21. — № 4. — С. 32−40.
- Бодров, В. А. Функциональные асимметрии парных органов и профессиональная эффективность летчиков Текст. / В. А. Бодров, Т. А. Доброхотова, А. Г. Федорук // Физиология человека. 1990. — Т. 16. -№ 6.-С. 142−148.
- Бойко, Е. И. Время реакции человека Текст. / Е. И. Бойко. — М.: Медицина, 1964.-436 с.
- Бородкина, Г. В. Изменение функционального состояния организма учащихся при 4-х летнем профилированном обучении Текст. / Г. В. Бородкина // Здравоохранение Российской Федерации. 1994. — № 3. -С. 36−39.
- Быков, Е. В. Адаптация к школьным нагрузкам учащихся образовательных учреждений нового типа Текст. / Е. В. Быков, А. П. Исаев // Физиология человека. 2001. — Т. 27. — № 5. — С. 76−81.
- Василевский, Н. Н. Проблема индивидуальной пластичности и устойчивости адаптационных механизмов Текст. / Н. Н. Василевский // IV Международный симпозиум «НТП и полярная медицина»: тезисы докладов — Новосибирск, 1978.-Т. 1.-С. 124.
- Ведяев, Ф. П. Типологический анализ кардиогемодинамики у юношей и девушек в покое и в условиях эмоционального напряжения Текст. / Ф. П. Ведяев, В. А. Демидов, Ю. Г. Гаевский // Физиология человека. — 1990.-Т. 16.-№ 6.-С. 113−118.
- Великанова, JI. К. Избранные лекции по возрастной физиологии Текст. / Л. К. Великанова, Г. П. Иванова, Е. Б Попова. — Новосибирск, 1976. -295 с.
- Влияние психофизиологического потенциала на адаптацию к учебной деятельности Текст. / В. И. Иванов, Э. М. Казин, Н. А. Литвинова [и др.] // Физиология человека. 2002. — Т. 28. — № 3.
- Внутригрупповая изменчивость показателей сердечнососудистой системы школьников Текст. / В. В. Сафронов, Ю. Г. Кузмичев, Л. В. Суворова [и др.] // Вопросы охраны материнства и детства. 1991. -Т. 36.-№ 7. -С. 33−41.
- Вульфсон, И. Н. Возрастные особенности некоторых показателей гемодинамики у здоровых детей дошкольного возраста Текст. / И. Н. Вульфсон, А. Д. Солдащенский // Вопросы охраны материнства. — 1970. -Т. 15.-№ 9.-С. 3−7.
- Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций Текст. / Л. С. Выготский. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 499 с.
- Выживание населения России Текст. / В. П. Казначеев, А. И. Акулов, А. А. Кисельников, И. Ф. Мингазов. Новосибирск, 2002. -С. 220.
- Высотская, Н. Е. Проявление свойства «подвижность-инертность», процессов торможения и возбуждения в различные возрастные периоды Текст. / Н. Е. Высотская // Психофизиологические основы физического воспитания и спорта. Л., 1972. — С. 80−85.
- Галеев, А. Р. Вариабельность сердечного ритма у здоровых детей в возрасте 6−16 лет Текст. / А. Р. Галеев, Л. Н. Игишева, Э. М. Казин // Физиология человека. 2002. — Т. 28. — № 4. — С. 54−58.
- Гаркави, Л. X. Адаптационные реакции и резистентность организма Текст. / Л. X. Гаркави, Е. Б. Квакина, М. А. Уколова. — Ростов н / Д: Изд-во Ростовского университета, 1990. — 223 с.
- Гигиенические проблемы реформирования школьного образования Текст. / М. И. Степанова, Н. Н. Куинджи, А. Г. Ильин [и др.] // Гигиена и санитария. 2000. — № 1. — С. 40.
- Горизонтов, П. Д. Гомеостаз и его механизмы и значение Текст. / П. Д. Горизонтов. М., 1976. — С. 203.
- Горшков, С. И. Методики исследования в физиологии труда Текст. / С. И. Горшков, 3. М. Золина, Ю. В. Мойкин. М., 1974.
- Гребнева, Н. Н. Особенности формирования и функциональные резервы детского организма в условиях Западной Сибири Текст. / Н. Н. Гребнева, С. Г. Кривощеков, А. Б. Заганова. Тюмень: Изд-во ТГУ, 2001.-128 с.
- Гринене, Э. Особенности сердечного ритма у школьников Текст. / Э. Гринене, В. Вайткявичус, Э. Марачинскене // Физиология человека. -1990. -№ 1.-С. 88−93.
- Громбах, С. М. Акселерация развития и состояние здоровья детей и подростков Текст. / С. М. Громбах. М.: Медицина, 1980.
- Громбах, С. М. Гигиена детей и подростков Текст. / С. М. Громбах // Охрана здоровья детей и подростков. М., 1979. — С. 166 186.
- Громбах, С. М. Первичная профилактика нервно-психических нарушений Текст. / С. М. Громбах, Д. П. Крылов, Т. П. Кулакова // Психогигиена детей и подростков. М.: Медицина, 1985. — С. 208.
- Детская спортивная медицина Текст. / С. Б. Тихвинский, С. В. Хрущев. М.: Медицина, 1991. — 560 с.
- Динамика артериального давления, роста и массы тела у школьников г. Горького Текст. / Н. А. Матвеева, Ю. Г Кузьмичев, Е. П. Усанова [и др.] // Гигиена и санитария. 1983. — № 9. — С. 32−35.
- Дмитриев, А. Д. Влияние особенностей учебной нагрузки на организм учащихся Текст. / А. Д. Дмитриев // Гигиена и санитария. 1994. — № 8.
- Догадкина, С. Б. Влияние статической нагрузки на сердечнососудистую систему детей младшего школьного возраста Текст.: автореф. дисс.. канд. биол. наук / С. Б. Догадкина. — М, 1988. — 17 с.
- Долгожители: нейрофизиологические аспекты Текст. / И. Б. Маньковский, А. Я. Минц, С. М. Кузнецова [и др.] - под ред. Д. Ф. Чеботарева. Л.: Наука, 1985. — 161 с.
- Дубровинская, Н. В. Нейрофизиологические механизмы внимания Текст. / Н. В. Дубровинская. Л.: Наука, 1985. — 144 с.
- Дубровинская, Н. В. Психофизиология ребенка: психофизиологические основы детской валеологии Текст. / Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, М. М. Безруких. М.: Владос, 2000. -144 с.
- Жданов, Л. А. Системная деятельность организма ребенка при адаптации к школьному обучению Текст.: автореф. дисс.. док. мед. наук [Текст] / Л. А. Жданов. М., 1990. — 46 с.
- Зараковский, Г. М. Особенности личностной составляющей психофизиологического потенциала различных социопрофессиональных групп Текст. / Г. М. Зараковский, Н. Н. Зацарный // Физиология человека. -2000. Т. 26. — № 2. — С. 54−63.
- Зинченко, В. П. Основы эргономики Текст. / В. П. Зинченко, В. М. Мунипов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. — 344 с.
- Зотин, А. И. Направление, скорость и механизмы прогрессивной эволюции: термодинамические и экспериментальные основы Текст. /A. И. Зотин, А. А. Зотин. М.: Наука, 1999. — 320 с.
- Иванов, В. И. Роль индивидуально-типологических особенностей студентов в адаптации к учебной деятельности Текст.: дис.. канд. биол. наук / Иванов В. И. — Кемерово, 2002.
- Изюмова, С. А. Свойства нервной системы передних и задних отделов мозга и произвольная память человека Текст. / С. А. Изюмова // Вопросы психологии. 1976. — № 2.
- Искакова, 3. Б. Умственная работоспособность и характеристика вегетативного реагирования на умственную нагрузку детей с различной подвижностью нервных процессов Текст.: автореф. дисс. канд. биол. наук / 3. Б. Искакова. — Казань, 1991. 32 с.
- Казин, Э. М. Методологические и организационные основы проблемы формирования здоровья в системе образования промышленного региона Текст. / Э. М. Казин, Н. А. Заруба // Валеология. 1996. — № 1. —C. 28−34.
- Казин, Э. М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию Текст. / Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвинова. М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2000. -192 с.
- Казначеев, В. П. Адаптация и конституция человека Текст. / В. П. Казначеев, С. В. Казначеев. Новосибирск: Наука, 1986. — 120 с.
- Казначеев В. П. Очерки теории и практики экологии человека Текст. / В. П. Казначеев. М., 1983.
- Казначеев, В. П. Современные аспекты адаптации Текст. / В. П. Казначеев. Новосибирск: Наука, 1980. — 192 с.
- Калайков, И. Д. Теория отражения и проблема приспособления Текст. / И. Д. Калайков. М.: Наука, 1986. — 124 с.
- Калюжная, Р. А. Физиология и патология сердечно сосудистой системы у детей и подростков Текст. / Р. А. Калюжная. — М.: Медицина, 1973.-328 с.
- Киколов, А. И. Умственно-эмоциональное напряжение и его профилактика Текст. / А. И. Киколов // Психофизиологические основы профилактики перенапряжения / А. И. Киколов. М., 1987.
- Кмить, Г. В. Функциональное состояние миокарда детей 6−11 лет в процессе развития и адаптации к учебной нагрузке Текст.: автореф. дисс.. канд. биол. наук / Г. В. Кмить. М., 1992. — 18 с.
- Князева, М. Г., Соотношение спектральных характеристик ЭЭГ и регионарного мозгового кровотока детей 9−14 лет Текст. / М. Г. Князева, В. Ю. Вильдавский // Физиология человека. 1986. — Т. 10. — № 3. — С. 387 394.
- Козлов, В. А. О зависимости возрастных изменений артериального давления у подростков от темпа роста в длину Текст. / В. А. Козлов, А. К. Козлова // Педиатрия. 1978. — № 8. — С. 34−35.
- Колесов, Д. В. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке Текст. / Д. В. Колесов. М., 1987. — 176 с.
- Колосова, О. С. Суточная структура ритма сердечной деятельности и некоторые особенности ее регуляции у здоровых детей школьного возраста Текст. / О. С. Колосова // Вопросы охраны материнства и детства. 1983. — № 9. — С. 24.
- Коренберг, В. Б. Нетрадиционный взгляд на решение спортивных двигательных задач Текст. / В. Б. Коренберг // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 11. — С. 43−46.
- Коробейникова, И. И. Динамика вегетативных функций при отдельных видах целенаправленной деятельности у школьников 7−17 лет Текст.: автореф.. дис. канд. биол. наук / И. И. Коробейникова. М., 1984.34 с.
- Коробков, А. В. Нормальная физиология Текст. / А. В. Коробков. М.: Высшая школа, 1980. — 560 с.
- Кочеткова, М. Т. Некоторые особенности различения зрительных сигналов у детей в возрасте 8−15 лет Текст. / М. Т. Кочеткова // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков / М. Т. Кочеткова. -М, 1981.-С. 38.
- Криволапчук, И. А. Психофизиологическая цена напряженной информационной нагрузки у детей и подростков 5−14 лет Текст. / И. А. Криволапчук // Физиология человека. 2008. — Т. 34. — № 4. — С. 28−35.
- Кривощеков, С. Г. Адаптация и здоровье Текст. /C. Г. Кривощеков // Физиологические основы здоровья / под ред. Р. И. Айзмана. Новосибирск, 2001. — С. 257−267.
- Кривощеков, С. Г. Принципы физиологической регуляции функций организма при незавершенной адаптации Текст. / С. Г. Кривощеков, Г. М. Диверт // Физиология человека. 2001. — Т. 27. -№ 1.-С. 127−133.
- Кривощеков, С. Г. Психофизиологические аспекты незавершенных адаптаций Текст. / С. Г. Кривощеков, В. П. Леутин, М. Г. Чухрова — РАМН. Сиб. отд. ин-та физиологии. Новосибирск, 1998. — 100 с.
- Крылов, Д. Н. Доклинические формы нервно-психических нарушений у школьников и их профилактика Текст. / Д. Н. Крылов, Т. П. Кулакова // Школа и психическое здоровье учащихся / под ред. С. М. Громбаха. — М.: Медицина, 1988. С. 229.
- Крылов, Д. Н. Критические периоды в психофизиологическомразвитии детей и подростков Текст. / Д. Н. Крылов // Психогигиена детей и подростков / под ред. Г. Н. Сердюковской, Г. Гельниц. М.: Медицина, 1985,-С. 17−35.
- Кулагин, Б. В. Основы профессиональной психодиагностики Текст. / Б. В. Кулагин. Л.: Медицина, 1984. — 216 с.
- Кулакова, Т. П. Исследование высшей нервной деятельности Текст. / Т. П. Кулакова // Психофизиологические исследования в гигиене детей и подростков / под ред. С. М. Громбаха, Д. Н. Крылова. — М.: Медицина, 1981. 168 с.
- Кураев, Г. А. Влияние личностных характеристик на параметры адаптивности и изменение психоэмоционального тонуса при умственных и физических нагрузках Текст. / Г. А. Кураев, И. О. Чораян // Валеология. — 2001.-№ 1.-С. 4−13.
- Левин, К. Типы конфликтов Текст. / К. Левин // Психология личности: пер. с англ. / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, А. А. Пузырея. — М., 1982.-С. 93−97.
- Леонова, А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса Текст. / А. Б. Леонова // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2000. — № 3. — С. 4.
- Леонова, А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека Текст. / А. Б. Леонова. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 200 с.
- Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики Текст. / А. Н. Леонтьев. -М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1981. 584 с.
- Леутин, В. П. Связь гормональных показателей стресса с сенсомоторными асимметриями северных селькупов Текст. / В. П. Леутин, Л. П. Осипова, С. Г. Кривощеков // Физиология человека. 1996. — Т. 22. -№ 1.-С. 131−133.
- Леушина, Л. И. Различие способов обработки зрительной информации в правом и левом полушарии Текст. / Л. И. Леушина, А. А. Невская, М. Б. Павловская // Психологический журнал. 1981. — Т. 32. -№ 3. — С. 117−127.
- Литвинова, Н. А. Применение автоматизированной программы для оценки психофизиологических особенностей учащихся профильных классов Текст. / Н. А. Литвинова, Н. А. Заруба, В. И. Иванов // Учитель Кузбасса. 2006. — № 2 (3). — С. 64−71.
- Литвинова, Н. А. Роль индивидуальных психофизиологических особенностей студентов в адаптации к умственной и физической деятельности Текст.: дис.. докт. биол. наук / Н. А. Литвинова. — Кемерово, 2008.-284 с.
- Личко, А. Е. Подростковая психиатрия Текст.: руководство для врачей / А. Е. Личко. Л.: Медицина, 1978. — С. 47−52.
- Ломов, Б. Ф. Вербальное кодирование в познавательных процессах: анализ признаков слухового образа Текст. / Б. Ф. Ломов, А. В. Беляева, В. Н Ноуленко. М.: Наука, 1986. — 128 с.
- Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии Текст. / А. Р. Лурия. М., 1973.- 192 с.
- Макаренко, Н. В. Психофизиологическая готовность детей к обучению в школе Текст. / Н. В. Макаренко, Г. М. Чайченко, Т. А. Богутская // Физиология человека. 1999. — Т. 25 — № 2. — С. 39−45.
- Макаренко, Н. В. Психофизиологические функции человека и операторский труд Текст. / Н. В. Макаренко — АН УССР — Ин-т физиологии им. А. А. Богомольца. — Киев: Наук, думка, 1991. -216 с.
- Маркосян, А. А. Надежность биологической системы как фактор развития Текст. / А. А. Маркосян // Журнал эволюционной биохимии и физиологии. 1966. — Т. 2. — № 1. — С. 10−16.
- Медведев, В. И. Адаптация человека Текст. / В. И. Медведев. — СПб.: Институт мозга человека РАН, 2003. — 584 с.
- Медведев, В. И. Взаимодействие физиологических и психологических механизмов в процессе адаптации Текст. / В. И. Медведев // Физиология человека. 1998. — Т. 24. — № 4. — С. 7.
- Медведев, В. И. Компоненты адаптационного процесса Текст. / В. И. Медведев. Л.: Наука, 1984. — 108 с.
- Медведев, В. И. Физиология трудовой деятельности : основы современной физиологии Текст. / В. И. Медведев. — СПб., 1993. 552 с.
- Медведев, В. И. Функциональные состояния человека Текст. / В. И. Медведев, А. Б. Леонова // Физиология трудовых процессов. СПб.: Наука, 1993.-С. 25.
- Меерсон, Ф. 3. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам Текст. / Ф. 3. Меерсон, М. Г. Пшенникова. М.: Медицина, 1988. — 253 с.
- Меерсон, Ф. 3. Адаптация, дезадаптация и недостаточность сердца Текст. / Ф. 3. Меерсон. М., 1978. — 343 с.
- Меерсон, Ф. 3. Адаптация, стресс и профилактика Текст. / Ф. 3. Меерсон.-М., 1981.-278 с.
- Меерсон, Ф. 3. Патогенез и предупреждение стрессорных и ишемических повреждений сердца Текст. / Ф. 3. Меерсон. — М.: Медицина, 1984.-286 с.
- Меерсон, Ф. 3. Физиология адаптационных процессов Текст. / Ф. 3. Меерсон — АН СССР. М., 1986. — 639 с.
- Мирзаханова, Р. М. Морфофункциональные особенности девочек-подростков с различным темпом полового созревания Текст.: автореф. дисс.. канд. биол. наук / Р. М. Мирзаханова. — Кемерово, 2003. — 25 с.
- Мищенко, В. С. Роль сердечного выброса в кислородно-транспортной функции крови у детей и подростков при физической нагрузке. Текст. / В. С. Мищенко // Новые исследования по возрастной физиологии. — М., 1974. № 2 (12). — С. 11−14.
- Морфофункциональные константы детского организма Текст. / В. А. Доскин, X. Келлер, Н. М. Мураенко [и др.]. М.: Медицина, 1997. -288 с.
- Мощич, П. С. Кардиология детского возраста Текст. / П. С. Мощич, В. М. Сидельников, Д. Ю. Кривчени. Киев: Здоровя, 1986. -400 с.
- Мутафов, О. А. Исследование возрастных особенностей гемодинамики детей методом измерения ударного объема крови : интегральная реография тела Текст. / О. А. Мутафов // Педиатрия. 1976. -№ 2.-С. 42−47.
- Небылицин, В. Д. Вызванный потенциал двигательной зоны коры у человека Текст. / В. Д. Небылицин, Т. Ф. Базылевич // Физиологический журнал СССР. 1971. — Т. 57. — № 12.
- Небылицин, В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий Текст. / В. Д. Небылицин. М., 1976. — 248 с.
- Небылицын, В. Д. Избранные психологические труды Текст. / В. Д. Небылицын. -М.: Педагогика, 1990. 408 с.
- Нейропсихология индивидуальных различий Текст.: учебное пособие / Е. Д. Хомская, Е. И. Ефимова, Е. В. Будыка, Е. В. Ениколопова. -М.: Российское педагогическое агентство, 1997.-282 с.
- Некоторые итоги исследования общих свойств нервной системы человека Текст. / Т. Ф. Базылевич, Н. В. Александрова, П. А. Жоров, B. М. Русалов // Вопросы психологии. 1977. — № 3. — С. 33−46.
- Немов, Р. С. Психология Текст. / Р. С. Немов // Психодиагностика / Р. С. Немов. М.: Владос, 1998. — Кн. 3. — 632с.
- Никитюк, Б. А. Возрастные особенности зрительно-моторного взаимодействия при воспроизведении пространственных величин Текст. / Б. А. Никитюк, Р. С. Черкасова // Человек как интегральная система. — Ростов-н/Д, 1988.-С. 71−84.
- Николаенко, Н. Н. Половые и возрастные различия в решении силлогизмов здоровых детей Текст. / Н. Н. Николаенко, В. В. Меншуткин, C. В. Афанасьев // Доклады Академии наук. 2006. — Т. 409. — № 2. — С. 277 279.
- Нормализация учебной нагрузки школьников Текст. / под ред. В. М. Антроповой, В. И. Козлова. М., 1988. — 160 с.
- Нортхофф, Г. Психомоторные феномены как примеры функциональной организации мозга: системное нейропсихическое рассмотрение нейрофилософской проблемы Текст. / Г. Нортхофф // Психологический журнал. 1999. — Т. 20. — № 4. — С. 66−74.
- Орлова, Н. В. Объемная скорость выброса и мощность сокращения левого желудочка у здоровых школьников Текст. / Н. В. Орлова // Педиатрия. 1974. — № 4. — С. 31−38.
- Осколкова, М. К. Возрастная динамика основных функциональных показателей системы кровообращения у здоровых детей Текст. / М. К. Осколкова, И. Н. Вульфсон // Физиология человека. 1978. -Т. 4.-№ 4.-С. 723−733.
- Осокина, Г. Г. Характеристика адаптивных реакций здоровых детей при различных функциональных состояниях организма Текст.: автореф. дис. канд. мед. наук / Г. Г. Осокина. Москва, 1986. — 56 с.
- Павлов, И. П. Полное собрание сочинений Текст.: в 6 т. Т. 3, кн. 2./И. П. Павлов.-М.- Л, 1951.-438 с.
- Палеев, Г. И. Об успешности физиологической адаптации старшеклассников к лицеистской форме обучения Текст. / Г. И. Палеев // Валеология. 1996. — № 3−4. — С. 26−29.
- Панавене, В. В. Особенности гемодинамики и варианты развития сердца у современных школьников Текст.: автореф. дисс.. канд. биол. наук / В. В. Панавене. М., 1979. — 21 с.
- Панова, И. А. Возрастные особенности регуляции сердечного ритма школьниц 7−18 лет Текст. / И. А. Панова, Т. Г. Олешкевич // Функциональные особенности сердца при физических нагрузках в возрастном аспекте. Вып. 2. Ставрополь, 1977. — С. 52.
- Парин, В. В. Избранные труды Текст.: в 2 т. Т. 2. / В. В. Парин. -М.: Наука, 1974.-379 с.
- Переслени, JI. И. Психофизиологические механизмы дефицита внимания у детей разного возраста с трудностями обучения Текст. / JI. И. Переслени, JI. А. Рожкова // Физиология человека. 1993. — Т. 19. — № 4. -С. 5−13.
- Пинчуков, А. Г. Изменение с возрастом баланса между внешним возбуждением и торможением в зрительном и двигательном анализаторах Текст. / А. Г. Пинчуков // Спортивная и возрастная психофизиология / А. Г. Пинчуков.-Л., 1974.-С. 139−150.
- Пинчуков, А. Г. Сравнительное изучение возрастных изменений свойства подвижности нервных процессов в зрительном и двигательноманализаторах Текст. / А. Г. Пинчуков // Спортивная и возрастная психофизиология / А. Г. Пинчуков. М., 1974, — С. 127−138.
- Подвигина, Т. Т. Закономерности реагирования гипофизарно-адренокортикальной системы на повторные стрессорные раздражители Текст. / Т. Т. Подвигина // Успехи физиологических наук. 1998. — Т. 29. -№ 1.-С. 11−23.
- Поляков, Г. И. Основы систематики нейронов новой коры большого мозга человека Текст. / Г. И. Поляков. — М., 1973. 307 с.
- Портнова, А. Г. Возрастная динамика индивидных и личностных характеристик учащихся в связи со школьной адаптации Текст.: дисс.. канд. психол. наук / А. Г. Портнова. СПб, 2001. — 191 с.
- Практикум по валеологии для высших учебных заведений Текст. / В. Б. Войнов, С. Н. Кульба, А. Г. Трушкин, В. В. [и др.] - под ред. Г. А. Кураева. Ростов н/Д: Изд-во ООО ЦВВР, 2001. — 252 с.
- Пратусевич, Ю. М. Определение работоспособности учащихся Текст. / Ю. М. Пратусевич. М., 1985.- 102 с.
- Прошкувене, Р.Т. Гигиеническая оценка влияния учебных нагрузок на организм учащихся национальных школ с углубленным изучением иностранных языков Текст.: автореф. дисс.. канд. мед. наук. / Р. Т. Прошкувене. -М., 1988. 29 с.
- Психологические и валеологические подходы к профессиональному самоопределению учащихся Текст. / Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, А. Н. Подгорный [и др.] // Валеология. — 1997. № 3. — С. 2329.
- Психологические тесты Текст. / под ред. А. А. Карелина. — М.: Владос, 2000. Т. 1. — 266 с.
- Психологические тесты Текст. / под ред. А. А. Карелина. — М.: Владос, 2000. Т. 2. — 248 с.
- Пучковский, С. В. Избыточность живых систем: понятие, определение, формы, адаптивность Текст. / С. В. Пучковский // Журнал общей биологии. 1999. — Т. 760. — № 6. — С. 6−42.
- Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. Текст. / X. Ремшмидт. — М.: Мир, 1994. — 320 с.
- Розенблат, В. В. Проблемы утомления Текст. / В. В. Розенблат. -М.: Медицина, 1975. 240 с.
- Роль психофизиологических показателей в успешности адаптации старшеклассников к профильному обучению Текст. / Н. А. Литвинова, Э. М. Казин, В. И. Иванов [и др.] // Вестник Томского государственного университета. — 2006. № 21. — С. 56−57.
- Рукавкова, Е. М. Анализ морфофункциональных и психофизиологических показателей школьников в классах с различными профилями обучения Текст.: автореф. дисс.. канд. биол. наук / Е. М. Рукавкова. Тверь, 2007. — 21 с.
- Рулева, Н. М. Возрастные особенности микроциркуляции и периферического кровотока у мальчиков 7−17 лет Текст.: автореф. дис.. канд. биол. наук / Н. М. Рулева. М., 1981. — 20 с.
- Русалов, В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различий Текст. / В. М. Русалов. М.: Наука, 1979. — 352 с.
- Салтыков, А. Б. Высшие психические функции и системный анализ поведения в условиях неопределенности Текст. / А. Б. Салтыков // Успехи физиологических наук. 1999. — № 6. — С. 25.
- Салтыков, А. Б. Природа системообразующего фактора в теории функциональных систем П. К. Анохина Текст. / А. Б. Салтыков, Н. К. Хитров // Успехи современной биологии. 2002. — Т. 122. — № 2. -С. 148−155.
- Светлов, П. Г. Физиология (механика) развития. Внутренние и внешние факторы развития Текст. / П. Г. Светлов Л.: Наука, 1978. — Т. 2. -262 с.
- Северцев, А. Н. Морфологические закономерности эволюции Текст. / А. Н. Северцев. М., 1939. — 198 с.
- Северцев, А. С. Направленность эволюции Текст. /A. С. Северцев. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 272 с.
- Селье, Г. На уровне целого организма Текст. / Г. Селье. М., 1972.- 122 с.
- Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме Текст.: пер. с англ. / Г. Селье. М., 1960. — 254 с.
- Селье, Г. Стресс без дистресса Текст. / Г. Селье. М.: Прогресс, 1979.- 123 с.
- Семенов, М. И. Возрастная динамика баланса по величине нервных процессов Текст. / М. И. Семенов // Психофизиологические основы физического воспитания и спорта / М. И. Семенов. — Л., 1972. — С. 87−91.
- Сенсомоторные функции в онтогенезе человека и их связь со свойствами нервной системы Текст. / Н. В. Макаренко, В. С. Лизогуб, Т. И. Борейко [и др.] // Физиология человека. 2001. — Т. 27. — № 6. — С. 52−57.
- Сентаготаи, Я. Концептуальные модели нервной системы Текст. / Я. Сентаготаи, М. Арбиб. М., 1976. — 198 с.
- Сердюковская, Г. Н. Влияние факторов внешней среды на уровень артериального давления у детей и подростков Текст. / Г. Н. Сердюковская // Вестник АМН СССР. 1978. — № 8. — С. 63−67.
- Сержантов, В. Ф. Философские проблемы биологии человека. Психологическая проблема и современная биология Текст. /B. Ф. Сержантов. Л., 1974. — 158 с.
- Сиротинин, Н. Н. Эволюция резистентности и реактивности организма Текст. /Н. Н. Сиротинин. -М.: Медицина, 1981. 236 с.
- Скребитский, В. Г. Синаптическая пластичность в аспекте обучения и памяти Текст. / В. Г. Скребитский, А. Н. Ченкова // Успехи физиологических наук. 1999. — Т. 30. — № 4. — С. 3−13.
- Слоним, А. Д. Среда и поведение: формирование адаптивного поведения Текст. / А. Д. Слоним. Л., 1976. — 212 с.
- Слоним, А. Д. Учение о физиологических адаптациях Текст. / А. Д. Слоним // Экологическая физиология животных / А. Д. Слоним. — Л.: Наука, 1979.-Ч. 1.-С. 79−182.
- Смирнов, В. М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков Текст. / В. М. Смирнов. М.: Академия, 2000. — 400 с.
- Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе Текст. / Н. К. Смирнов. — М.: АРКТИ, 2005.-448 с.
- Соболева, Е. А. Структура синусового сердечного ритма у здоровых детей Текст. / Е. А. Соболева, В. Б. Ляликова, Г. Г. Осокина // Вопросы охраны материнства и детства. 1984. — № 3. — С. 10.
- Соколов, Е. Н. Ориентировочный рефлекс, его структура и механизмы Текст. / Е. Н. Соколов // Ориентировочный рефлекс и ориентировочно-исследовательская деятельность / Е. Н. Соколов. — М., 1958. -С. 111−120.
- Солнцев, А. А. Вегетативная и гормональная регуляцияприспособительных реакций у детей Текст. / А. А. Солнцев // Критические периоды развития ребенка и профилактика донозологических состояний / А. А. Солнцев. М., 1989. — С. 51−58.
- Сонькин, В. Д. Валеологический мониторинг детей и подростков Текст. / В. Д. Сонькин, В. В. Зайцева // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 7. — С. 10−12.
- Сонькин, В. Д. Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты Текст. / В. Д. Сонькин. М., 2000. — С. 31−59.
- Состояние сердечно-сосудистой системы учащихся выпускных классов Текст. / Л. А. Александрова, Т. Н. Волкова, А. Д. Дмитриев, О. С. Кругликова // Успехи физиологических наук. 1994. — Т. 25. — № 1. — С. 33.
- Спектральный анализ ритма сердца в оценке вегетативного статуса у детей Текст. / Н. Б. Хаспекова, О. Ю. Чиркова, С. М. Чечельницкая, В. В. Атаманов // Школа здоровья. 1999. — Т. 6. — № 1. -С. 90−101.
- Судаков, К. В. Общая теория функциональных систем Текст. / К. В. Судаков. М., 1984. — 223 с.
- Судаков, К. В. Системная организация функций человека: теоретические аспекты Текст. / К. В. Судаков // Успехи физиологических наук.-2000.-Т. 31.-№ 1.-С. 81−96.
- Сурнина, О. Е. Половые и возрастные различия времени реакции на движущийся объект у детей и взрослых Текст. / О. Е. Сурнина, Е. В. Лебедева // Физиология человека. 2001. — Т. 27. — № 4. — С. 56−60.
- Сухарев, А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков Текст. / А. Г. Сухарев. — М.: Медицина, 1991.
- Тараканов, П. В. Влияние информационной нагрузки и физической деятельности разной интенсивности на организацию сердечного ритма у детей Текст. / П. В. Тараканов // Физиология человека. 1990.Т. 16. -№ 14. -С. 47−52.
- Тарасова, О. Л. Особенности психофизиологической адаптации к учебной деятельности у подростков с различным типом вегетативной регуляции Текст.: автореф. дисс.. канд. мед. наук / О. Л. Тарасова. — Томск, 1998.-20 с.
- Теплов, Б. М. Избранные труды Текст. / Б. М. Теплов. М.: Педагогика, 1985. — Т. 2. — 360 с.
- Теплов, Б. М. Новые данные по изучению свойств нервной системы человека Текст. / Б. М. Теплов // Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. — М.: АПН РСФСР, 1963. № 3. — С. 3−46.
- Тихвинский, С. Б. Физическая работоспособность и показатели кардио-респираторной системы у детей и подростков 7−15 лет Текст. / С. Б. Тихвинский // Человек и среда / С. Б. Тихвинский. Л., 1975. — С. 166 174.
- Тубол, И. Б. Уровень артериального давления у школьников 7−17 лет г. Москвы Текст. / И. Б. Тубол, 3. Бетиг, И. С. Глазунов // Кардиология. — 1980. Т. 20. — № 4. — С. 58−59.
- Тульвисте, П. Культурно-историческое развитие вербального мышления Текст. / П. Тульвисте. Таллинн: Валгус, 1988.
- Тупицын, И. О. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечно-сосудистой системы школьников Текст.: дисс.. .докт. мед. наук / И. О. Тупицин. — М., 1986. 242 с.
- Тупицын, И. О. Возрастные особенности реактивности сердечнососудистой системы на физические нагрузки умеренной мощности Текст. / И. О. Тупицын // Физиология человека. 1983. — Т. 9. — № 1. — С. 50−57.
- Устюгов, Е. Д. Индивидуальное психофизиологическое развитие человека Текст. / Е. Д. Устюгов, О. В. Ендропов. Новосибирск: НГПУ, 1999.-190 с.
- Фарбер, Д. А. Активационные процессы и эмоции в онтогенезе ребенка Текст. / Д. А. Фарбер, Н. В. Дубровинская // Физиология человека. 1989. Т. 15. — № 3. — С. 61.
- Фарбер, Д. А. Методологические аспекты изучения физиологии развития ребенка Текст. / Д. А. Фарбер, М. М. Безруких // Физиология человека. -2001.-Т. 27.-№ 5.-С. 8.
- Фарбер, Д. А. Онтогенез мозговых структур : по данным электрофизиологических исследований Текст. / Д. А. Фарбер // Естественнонаучные основы психологии / под ред. A.A. Смирнова [и др.]. — М., 1978.-С. 254.
- Фарбер, Д. А. Системная организация интегративной деятельности мозга в онтогенезе ребенка Текст. / Д. А. Фарбер // Физиология человека. 1978. -№ 1. — С. 654−667.
- Фарбер, Д. А. Физиология подростка Текст. / Д. А. Фарбер — Науч. исслед. ин-т физиологии детей и подростков Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1988. 208 с.
- Фарбер, Д. А. Физиология школьника Текст. / Д. А. Фарбер, И. А. Корниенко, В. Д. Сонькин. — М.: Педагогика, 1990.
- Фарбер, Д. А. Формирование психофизиологических функций в онтогенезе Текст. / Д. А. Фарбер, Н. В. Дубровинская // Механизмы деятельности мозга человека. Ч. I. Нейрофизиология человека / под ред. Н. П. Бехтеревой.-Л., 1988.-С. 677−801.
- Фарбер, Д. А. Электроэнцефалограмма детей и подростков Текст. / Д. А. Фарбер, В. В. Алферова. М., 1972. — 216 с.
- Федоров, А. И. Особенности вегетативной и эндокринной регуляции процессов адаптации учащихся к условиям среды в различныевозрастные периоды Текст.: автореф. дисс.. докт. биол. наук / А. И. Федоров. Томск, 2008. — 30 с.
- Федоров, В. И. Классификация управляющих функциональных систем организма, дополнение к теории функциональной системы П. К. Анохина Текст. / В. И. Федоров // Успехи современной биологии. — 2000. -Т. 120.-№ 1.-С. 3−11.
- Физиология человека Текст.: учебник для высших учебных заведений / под ред. Б. И. Ткаченко. СПб., 1994. — 424 с.
- Фирилева, Ж. Е. Возрастные изменения основных свойств нервной системы у занимающихся спортивной и художественной гимнастикой Текст. / Ж. Е. Фирилева // Спортивная и возрастная психофизиология / Ж. Е. Фирилева. Л., 1974. — С. 151−163.
- Фомин, Н. А. Адаптация: общебиологические и психофизиологические основы Текст. / Н. А. Фомин. — М.: Теория и практика физической культуры, 2003 .-383 с.
- Хильченко, А. Е. Методика исследования подвижности основных нервных процессов у человека Текст. / А. Е. Хильченко // Высшая нервная деятельность. 1958. — Т. 8. — С. 945−948.
- Хрипкова, А. Г. Адаптация организма учащихся Текст. / А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова. М.: Просвещение, 1982. — 240 с.
- Хрипкова, А. Г. Возрастная физиология и школьная гигиена Текст. / А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова. -М.: Просвещение, 1990. 319 с.
- Хрисанфова, Е. Н. Конституция и биохимическая индивидуальность человека Текст. / Е. Н. Хрисанфова. — М.: Изд. МГУ, 1990.- 153 с.
- Центры научных основ здоровья и развития Текст. / под ред. Э. М. Казина, Т. С. Паниной, Г. А. Кураева. Кемерово, 1993. — 190 с.
- Чистякова, С. Н. Основы профессиональной ориентации школьников Текст. / С. Н. Чистякова- под ред. В. А. Сластенина. — М.: Просвещение, 1983. — 112 с.
- Чурекова, Т. М. К вопросу о самореализации личности школьника Текст. / Т. М. Чурекова, В. Л. Назимок // Мир психологии. — 2005.-№ 1.-С. 242−248.
- Шварков, С. Б. Синдром вегетативной дистонии у детей и подростков Текст.: дисс.. д-ра мед. наук / С. Б. Шварков. — М., 1993. — 223 с.
- Шевченко, Ю. Г. Развитие коры мозга человека в свете онто-филогенетических соотношений Текст. / Ю. Г. Шевченко. М., 1972. — 256 с.
- Шибкова, Д. 3. Особенности психофизиологических функций школьников Текст. / Д. 3. Шибкова, О. А. Макунина, И. А. Якубовская //Вестник Уральской медицинской академической науки. Екатеринбург, 2006. — № 3 — 2 (15) — С. 75−76.
- Шибкова, Д. 3. Показатели уровня адаптации учащихся 8-х классов к учебной деятельности Текст. / Д. 3. Шибкова, JI. С. Трапуева // Тезисы научной конференции «Современные проблемы экологического краеведения». Челябинск, 1996. — С. 13.
- Шибкова, Д. 3. Психофизиологические особенности учащихся 14−17 лет Текст. / Д. 3. Шибкова // Вестник ЧГПУ. 2008. — № 9. — С. 278 288.
- Шлемин, А. И. О некоторых факторах, улучшающих двигательную функцию детей и подростков Текст. / А. И. Шлемин // Материалы IV научной конференции по физическому воспитанию детей и подростков. М., 1968.— С. 162.
- Шмальгаузен, И. И. Факторы эволюции. Теория стабилизирующего отбора Текст. / И. И. Шмальгаузен. М.: Наука, 1968. — 451 с.
- Шорин, Ю. П. Эндокринные и биоритмологические аспекты онтогенеза и адаптации Текст. / Ю. П. Шорин, Э. М. Казин, С. Б. Лурье. — Кемерово: Кузбассвузиздат. 1991. — 301 с.
- Шошшоль, Р. Время реакции Текст. / Р. Шошшоль // Экспериментальная психология. Вып. 1−2. / под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. -М.: Прогресс, 1966. С. 314.
- Щедрина, А. Г. Онтогенез и теория здоровья: методологические аспекты Текст. / А. Г. Щедрина. Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1989.- 136 с.
- Щербатых, Ю. В. Саморегуляция вегетативного гомеостаза при эмоциональном стрессе Текст. / Ю. В. Щербатых // Физиология человека.2000.-Т. 26.-№ 5.-С. 151.
- Щербатых, Ю. В. Влияние показателей высшей нервной деятельности студентов на характер протекания экзаменационного стресса Текст. / Ю. В. Щербатых // Журнал ВНД им. И. Павлова. 2000 — № 6. -С. 959−965.
- Экзаменационный эмоциональный стресс у студентов Текст. / Е. А. Юматов, В. А. Кузьмина, В. И. Бадиков [и др.] // Физиология человека.2001. Т. 27. — № 2. — С. 104−111.
- Экстремальные принципы в биологии и физиологии Текст. / М. А. Ханин, Н. JI. Дорфман, И. Б. Бухаров [и др.]. М.: Наука, 1987. — 256 с.
- Эльконин, Д. Б. Детская психология Текст. / Д. Б. Эльконин. — М., 1960.-328 с.
- Яницкий, М. С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики Текст. / М. С. Яницкий. Кемерово, 1999.-83 с.
- Azzone, G. F. What is Controlling Life Text. / G. F Azzone — Ed. E. Gnaider et al. Inn struck: Univ. Press, 1994. — P. 38.
- Benninger, C. EEG development of healthy boys and girls. Result of a longitudinal study Text. / C. Benninger, P. Matthis, D. Scheffner // EEG a. Clin. Neurophusiol, 1984.-Vol. 57.-N. l.-P. 1−12.
- Berger, H. Uber das Elektroencephalogramm des Menschen Text. / H. Berger // Arch. Psychiatr. Nervenkrankh. 1929. — Bd. 87. — P. 527.
- Brown, R. Group processes. Dynamics within and between groups Text. / R. Brown. -N. Y.: Blackwell Publ., 2000.
- Cattel, R. B. Handbook of the sixteen personality factor questionnaire (16 PF) Text. / R. B. Cattel, H. W. Eber, M. M. Tatsuoka. Champaigh: IP AT, 1970.
- Diener, E. Cilture and subjective well-being. Text. / E. Diener, E. M. Suh L.: MJT Press, 2000.
- Dijk, D. J. Fatigue and performance models: general background and commentary on the circadian alertness simulator for fatigue risk assessment in transportation Text. / D. J. Dijk, W. Larkin // Aviate Spase Enviror Med. 2004. -Vol. 75.-P. 119−121.
- Dinges, D. F. Critical research issues in development of biomathematical models of fatigue and performance Text. / D. F. Dinges // Aviate Spase Enviror Med. 2004. — Vol. 75. — P. 181 -191.
- Dressier, W. W. «Disorganization», adaptation and arterial blood pressure Text. / W. W. Dressier // Med. Anthropology. 1979. — V. 3. — P. 225 248.
- Ehrenbourg, I. V. Interval hypoxic trending of patients with coronary heart disease Text. / I. V. Ehrenbourg, A. A. Gorbatchenkov // Hypoxia Medical J. — 1993. № l.-P. 14−16.
- Farber, D. A. Principles of Structural and Funxtional Brain Organization in Ontogenesis. Main stages of its Formation Text. / D. A. Farber // Developing Brain and Cognition. Amsterdam: Suyi Publications, 1993.
- Inkeles, A. Becoming modern Text. / A. Inkeles, D. H. Smith. -Cambridge, MA: Harvard Univ. Press, 1974.
- John, E. R. Developmental equations for the Electroencepalogram Text. / E. R. John, H. Ann, L. Pricher [et al.] // Science. 1980. — Vol. 210. -N. 4475.-P. 1255−1258.
- Johnson, M. Constraints on Cortical Plasticity Text. / M. Johnson // Brain Development and Cognition. Oxford UK and Cambrige USA, 1993. -P. 703.
- Mackie, R. R. Countermeasures to loss of alertness in truck drivers — theoretical and practical considerations Text. / R. R. Mackie, C. D. Wylie // In: M. Vallet (ed) Le Maintien de la Vigiliance dans les Transports. Caen: Paridime, 1991.-P. 113−141.
- Marr, D. Early processing of visual information. Text. / D. Marr. — Philosophical Transaction of the Royal Society (London). 1976. — 275 B. -P. 483−524.
- Matousek, M., Frequency analysis of the EEG in normal children and adolescents Text. / M. Matousek, I. Petersen // Automation of clinical EEG. — N. Y., 1973.-P. 75−102.
- Maycock, G. Sleepiness and driving: the experience of UK car drivers Text. / G. Maycock // J. Slep Res. 1996. — Vol. 5. — P. 229−237.
- Mishkin, M. Cortical visual areas and their interaction Text. / M. Mishkin // Brain and Human behavior. N. Y.- Berlin: Springer, 1972. — P. 187.
- Moore-Ede, M. Circadian alertness simulator for fatigue risk assessment in transportation: application to reduce frequency and severity of truck accidents Text. / M. Moore-Ede, A. Heitmann // Aviate Spase Enviror Med. — 2004.-Vol. 75.-P. 107−118.
- Richter, D. V. Cardiorespiratory control Text. / D. V. Richter, K. M. Spyer // Central regulation of autonomic functions. N. Y.: Oxford Univ. Press, 1990.-P. 189.
- Rowe, P. J. Ball colour, eye colour, and a reactive motor skill Text. / P. J. Rowe, P. Evans // Percept, and Motor Skills. 1994. — V. 79. — № 1 (Pt 2). -P. 671.
- Tenenbaum-Casari, F. Etude descriptive des troubles psychosomatiques l’adolescence Text. / F. Tenenbaum-Casari, N. Bon, B. Fournier, Y. Spyckerelle // Rev. epidemiol. et sante publ. 1995. — P. 43.