Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Имплицитные представления личности о конструктивности в общении и их смысловые основания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ обзорных работ и монографий показал, что конструктивность общения не является однозначным понятием в определениях различных авторов. Одни исследователи изучают коммуникативную компетентность как одну из характеристик конструктивности общениядругие рассматривают конструктивность общения как процесс гармонизации или совершенствования взаимоотношений- третьи рассматривают эффективность… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНСТРУКТИВНОСТИ В ОБЩЕНИИ: МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ И ЛИЧНОСТНО-СМЫСЛОВОЙ подходы к ПОНИМАНИЮ
    • 1. 1. основные подходы к исследованию конструктивности в межличностном общении в научной литературе
      • 1. 1. 1. Понятие «конструктивности» в психологии
      • 1. 1. 2. «Негативный» подход к конструктивности в общении
      • 1. 1. 3. Позитивный подход к конструктивности в межличностном общении
        • 1. 1. 3. 1. Инструментальная тенденция
        • 1. 1. 3. 2. Ценностная тенденция
      • 1. 1. 4. Анализ подходов к изучению конструктивности общения
      • 1. 1. 5. Конструктивность общения как понятие
    • 1. 2. конструктивность в общении как личностный феномен
      • 1. 2. 1. Обыденное сознание и его характеристика
      • 1. 2. 3. Феноменологическое содержание конструктивности общения в обыденном сознании
    • 1. 3. обоснование психосемантического подхода к исследованию конструктивности общения
      • 1. 3. 1. Возможности психосемантического подхода к исследованию конструктивности в межличностном общении
      • 1. 3. 2. Понятие представлений в различных научных подходах
      • 1. 3. 3. Соотношение понятий имплицитной теории и имплицитных представлений
    • 1. 4. личностно-смысловые основания конструктивности в межличностном общении
      • 1. 4. 1. Семантика межличностного контакта и его значение для изучения конструктивности в межличностном общении
      • 1. 4. 2. Основные измерения смысловой матрицы конструктивности в межличностном общении
      • 1. 4. 3. Пространство глубинных, смысловых оснований конструктивности в межличностном общении
      • 1. 4. 4. Категориальная система исследования конструктивности в общении
  • выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИМПЛИЦИТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЛИЧНОСТИ О КОНСТРУКТИВНОСТИ В ОБЩЕНИИ
    • 2. 1. организация и проведение исследования
      • 2. 1. 1. Использование методов экспериментальной психосемантики для исследования имплицитных представлений о конструктивности общения
      • 2. 1. 2. Планирование исследования
      • 2. 1. 3. Инструментарий исследования
      • 2. 1. 4. Обработка результатов
    • 2. 2. результаты и обсуждение
      • 2. 2. 1. Результаты исследования имплицитных представлений о конструктивности в общении с помощью СД
      • 2. 2. 2. Имплицитные представления о конструктивности общения у разных возрастных групп
      • 2. 2. 3. Результаты исследования предельных смыслов общения с помощью МПС
      • 2. 2. 4. Результаты исследования имплицитных представлений о конструктивности в общении для респондентов, разделяющих различные предельные смыслы
      • 2. 4. 5. Комплексный анализ результатов
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Имплицитные представления личности о конструктивности в общении и их смысловые основания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. На этапе перехода к условиям демократической жизни в современной социально-экономической ситуации, когда устоявшиеся ориентиры утрачены, а новые еще только формируются, анализ позитивных образцов и культуры общения представляет особую жизненную актуальность, помогая личности эффективнее адаптироваться в этих социально-экономических и психологических условиях. Данная задача близка к широко разрабатываемой в последнее время психологической проблематике толерантности личности. В рамках указанной проблематики конструктивность в межличностном общении выступает одним из важнейших аспектов проявления толерантности личности. Например, конструктивность как коммуникативная толерантность [Соловьева С.Л., 2002] или толерантность в общении как основа для успешного разрешения межличностных конфликтов [Ерофеева Н.Ю., 2002].

Анализ обзорных работ и монографий показал, что конструктивность общения не является однозначным понятием в определениях различных авторов. Одни исследователи изучают коммуникативную компетентность [Алтунина И.Р., 1999; Зливков В. Л., 1991; ЦветковаЯ.А., 1994] как одну из характеристик конструктивности общениядругие рассматривают конструктивность общения как процесс гармонизации или совершенствования взаимоотношений [Денисенко Г. А., 1993; Лоба-зова О.Ф., 1995; Мазуров Г. И., 1991; Савонович И. В., 1998]- третьи рассматривают эффективность общения как показатель его конструктивности [Копылов С.А., 1995; Хромова И. В., 1998]. Общая же тенденция изучения конструктивности общения в этих исследованиях носит описательный характер и не раскрывает внутренних процессов личности в конструктивном общении. Вместе с тем, опосредованность поведенческих проявлений конструктивности внутренними процессами может указать на возможность ее формирования и развития как качества личности и, соответственно, качества межличностного общения. Поэтому наша работа направлена на изучение внутриличностных процессов и образований, обуславливающих проявление конструктивности в межличностном общении.

Цель исследования — выявить наличие и содержательно охарактеризовать имплицитные представления о конструктивности в общении как внутриличност-ные, смысловые структуры, обуславливающие её проявление в общении.

Объект диссертационного исследования — фрагмент образа мира человека, релевантный смысловым основаниям межличностного общения, составляющий содержание обыденного сознания личности.

Предмет исследования — имплицитные представления личности о конструктивности в общении и их смысловые основания.

Цель исследования конкретизировалась в следующих задачах:

Теоретические задачи:

1. Описать феномены конструктивности в межличностном общении.

2. Проанализировать существующие подходы к конструктивности общения.

3. Раскрыть и соотнести между собой основные понятия для исследования конструктивности общения.

4. Предложить теоретическую модель личностно-смысловых оснований конструктивности в межличностном общении.

5. Разработать определение конструктивности в межличностном общении.

Методические задачи:

1. Подобрать методический инструментарий для исследования имплицитных представлений о конструктивности в общении и выявления её смысловых, внутриличностных оснований, обосновать адекватность их использования.

2. Модифицировать методику семантического дифференциала для исследования конструктивности в межличностном общении.

3. Модифицировать методику предельных смыслов Д. А. Леонтьева с целью изучения предельных смыслов общения.

Эмпирические задачи:

1. Исследовать содержание имплицитных представлений о конструктивности в общении на общей выборке респондентов.

2. Выявить инвариантные и вариативиые составляющие имплицитных представлений о конструктивности в общении.

3. Исследовать влияние возраста на содержание имплицитных представлений о конструктивности в межличностном общении.

4. Исследовать влияние предельных смыслов общения на содержание имплицитных представлений о конструктивности в межличностном общении.

5. Провести анализ полученных данных, исходя из предложенной теоретической модели конструктивности в межличностном общении.

Гипотезы исследования.

1. В обыденном сознании, наряду с другими фрагментами образа мира, существуют имплицитные представления личности о конструктивности в межличностном общении.

2. Имплицитные представления о конструктивности общения имеют как инвариантные, так и вариативные составляющие. Инвариантные составляющие характерны для большинства респондентов общей выборки.

3. Возраст респондентов как вариативная составляющая имплицитных представлений о конструктивности в межличностном общении влияет на содержание имплицитных представлений о конструктивности в межличностном общении.

4. Ведущий предельный смысл общения, разделяемый респондентами, как вариативная составляющая имплицитных представлений о конструктивности в s межличностном общении влияет содержание имплицитиых представлений о конструктивности в общении.

Эмпирическим объектом исследования выступили 257 человек в возрасте от 18 до 60 лет. В основную группу вошли 200 человек, 90 мужчин и 110 женщин, которые были исследованы с помощью методики семантического дифференциала. Из них 115 человек были опрошены с помощью модифицированной методики предельных смыслов. Кроме того, 57 человек выступили в роли экспертов: 25 человек участвовали в составлении инструмента исследования- 32 человека были приглашены как эксперты для качественной оценки и классификации предельных смыслов общения.

Теоретические и методологические предпосылки исследования. В методологическом аспекте опорой выступила отечественная традиция в психологии [Ас-молов А.Г., 1996; Выготский Л. С., 2001; Ковалев А. Г., 1991; Леонтьев А. Н., 1975; Петровский А. В., 1998; Ярошевский М. Г., 1998], которая базируется на основных положениях теории деятельности. Общетеоретической основой выступили положения когнитивного подхода [Брунер Дж., 1977] о категориальном истолковании человеком мира — имплицитных представлениях как составляющих субъективного мира личности [АшС., 1946; Келли Дж, 1955; ФранселлаФ., Баннистер Д., 1987; Osgood Ch., 1976]. Психосемантический подход выступил конкретным теоретическим основанием, представленный отечественными психологами, работающими в области субъективной семантики [Артемьева Е.Ю., 1999; Леонтьев А. Н., 1975; Петренко В. Ф., 1988; Шмелев А. Г., 2002]. Важная роль отводится положениям о сущности и функциях социальных представлений [Абульханова-Славская К.А., 2003; Андреева Г. М., 2000; Московичи С., 1998]. Мы опираемся на теоретические положения об общении, принятые в отечественной психологии [Андреева Г. М., 2000; Петровская Л. А., 1989; Хараш А. У., 1996] деятельностное истолкование смысловых характеристик конструктивности в межличностном общении [Леонтьев Д.А., 1999; Шмелев А. Г., 2002]. Важным моментом стали положения о конструктивной психологии как отдельного научного направления [Головаха Е.И., Кроник А. А., 1989; Ха-сан Б.И., 1990, 2003]. Значимой стала идея о компонентах межличностного общения и смысловом содержании межличностного контакта [Доценко E. JL, 1998,2003]. Методы и методики исследования.

1. Опрос (психологическое анкетирование, структурированное интервью).

2. Модифицированный семантический дифференциал Ч. Осгуда.

3. Модифицированная методика предельных смыслов Д. А. Леонтьева.

4. Метод экспертных оценок.

5. Методы статистической обработки данных (факторный анализ методом главных компонент с Уаптах-вращением и кластерный анализ).

Положения, выносимые на защиту:

1. В образе мира личности содержатся неявные, скрытые допущения о том, как должно строиться общение в идеале. Эти неявные допущения составляют ос" нову имплицитных представлений о конструктивности в межличностном общении.

2. Имплицитные представления о конструктивности в межличностном общении представляют собой фрагмент образа мира личности, моделирующего образ конструктивного общения в когнитивных представлениях, определяющий мо-тивационные предпочтения и возможный поведенческий репертуар личности в отношении этого фрагмента мира.

3. Имплицитные представления о конструктивности в межличностном общении имеют инвариантные и вариативные составляющие.

4. Инвариантные составляющие имплицитных представлений о конструктивности в межличностном общении характерны для большинства респондентов различных возрастных групп и групп, разделяющих тот или иной предельный смысл.

5. Вариативные составляющие имплицитных представлений о конструктивности в межличностном общении обнаруживаются: а) в возрастных особенностях, обуславливающих различия в содержании имплицитных представлений о конструктивности в межличностном общенииб) в особенностях разделяемого предельного смысла общения, обуславливающих различия в содержании имплицитных представлений о конструктивности в межличностном общении.

6. В различных возрастных группах содержание имплицитных представлений о конструктивности в межличностном общении меняется по следующим характеристикам: глубина общения, полнота общения, объединенность в общении. С возрастом повышается значимость глубины и полноты межличностного общениязначимость объединенное&tradeдо 35 лет сохраняется, от 35 до 50 лет значимость объединенности ослабевает, а после 50 лет снова возрастает значимость этой характеристики.

7. Содержание имплицитных представлений о конструктивности в межличностном общении обусловлено содержанием ведущего предельного смысла общения, который разделяет респондент.

Научная новизна исследования. Впервые осуществлен содержательный анализ понятия конструктивности в межличностном общении и предложено его определение. Конструктивность общения предлагается рассматривать не только как межличностный феномен, но и исследовать личностно-смысловые составляющие конструктивности, обуславливающие ее проявление в общении. Впервые осуществляется теоретическая реконструкция смысловой матрицы и моделей конструктивности в межличностном общении.

Впервые разработан инструмент для исследования имплицитных представлений личности о конструктивности общения. Показана возможность использования методики предельных смыслов для исследования личностно-смысловых оснований конструктивности в общении. Впервые экспериментально установлены связи между возрастом и содержанием имплицитных представлений о конструктивности в общении, а также между содержанием разделяемого предельного смысла общения и содержанием имплицитных представлений о конструктивности в межличностном общении.

Теоретическая и методическая значимость исследования.

В работе создана необходимая теоретическая база, проработан концептуальный аппарат, а также выбран и апробирован методологический подход исследования личностно-смысловых оснований конструктивности в общении.

Полученные результаты вносят вклад в разработку психологии личности и психологии общения, углубляют научные знания о личностно-смысловых составляющих конструктивности в общении. Разработанные и оптимизированные методики для изучения конструктивности в межличностном общении, выявленные эмпирическим путем инвариантные и вариативные составляющие конструктивности в межличностном общении расширяют методическую базу изучения конструктивности в межличностном общении. Предложенные определения конструктивности в межличностном общении как социального и как личностного, смыслового феномена общения углубляют его теоретическое и эмпирическое изучение.

Практическая значимость. Работа предлагает содержательный подход к пониманию личностно-смысловых оснований конструктивности в общении. Результаты работы могут быть применены психологами в индивидуальном консультировании при выявлении и расширении личностных ресурсов для развития конструктивности в ситуациях общения, а также в работе посредника-консультанта в конфликтах для составления индивидуальных картин личностных оснований общения и разработки программы для конструктивного разрешения конфликта. Выявленные эмпирическим путем возрастные особенности имплицитных представлений личности о конструктивности в общении могут быть использованы при составлении образовательных и тренинговых программ развития конструктивности как продуктивного качества личности.

Апробация работы осуществлялись в процессе экспериментально-практической работы. В 2000 году были проведены семинары-тренинги для психологов школ г. Тюмени на тему «Конструктивный подход к межличностным конфликтам», в 2001 году проведен семинар для молодых преподавателей Тюменского государственного университета, также проводились семинары для педагогов МОУ Детского дома № 2 г. Тюмени. Апробация результатов исследования осуществлялась в рамках научной мастерской «Конструктивное общение и межличностные конфликты» для студентов Тюменского государственного университета. Основные положения диссертации докладывались на международной конференции «Психология: грань между целым» (Самара, 2002), на IV всероссийской конференции «Психология бизнеса. Организационное консультирование: услуги и клиенты» (Санкт-Петербург, 2002).

Основные положения, результаты и выводы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры общей и социальной психологии Тюменского государственного университета, на общеуниверситетских научных конференциях 2001;2003 гг.

Апробация результатов работы также осуществлялась в рамках двух выигранных совместно с творческим коллективом грантов: грант Министерства образования 2001;2002 гг. «Психосемантика конструктивного общения (к пониманию механизмов социального и производственного взаимодействия)" — грант РФФИ «Процессы смыслогенеза в культурно-историческом развитии обыденного сознания» 2002;2003 гг.

Публикации. Основные идеи и научные результаты отражены в 8 научных работах по теме исследования, общим объемом 1,75 печатных листа.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем работы (без приложений) составляет 176 страниц. Диссертация содержит 20 таблиц и 3 рисунка в тексте.

Список литературы

составляет 225 единиц, из них 17 — на иностранном языке.

6. Результаты работы могут быть использованы психологами в индивидуальном консультировании при выявлении и расширении личностных ресурсов для развития конструктивности в ситуациях общения, а также в работе посредника-консультанта в конфликтах для составления индивидуальных картин личностных оснований общения и разработки программы для конструктивного разрешения конфликта. Выявленные эмпирическим путем возрастные особенности имплицитных представлений личности о конструктивности в общении могут быть использованы при составлении образовательных и тренинговых программ развития конструктивности как продуктивного качества личности.

Перспективами дальнейшего исследования имплицитных представлений о конструктивности в межличностном общении является, исследование особенностей построения совместного семантического пространства в конструктивном общении. А также, создание сокращенных вариантов предложенного инструмента исследования, разработка образовательных и тренинговых программ для развития конструктивности как продуктивного качества личности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основе теоретического и экспериментального исследования имплицитных представлений о конструктивности в межличностном общении сформулированы основные выводы:

1. Конструктивность в межличностном общении представляет собой сложный многоаспектный феномен, который может быть исследован: 1) объективно, посредством фиксации социальных и межличностных проявлений конструктивности- 2) субъективно (на языке самих партнеров по общению), раскрывая сущность конструктивности общения и обозначая ее глубинные основания. Исходя из обозначенных подходов исследования конструктивности, на межличностном уровне (уровне социальных проявлений) конструктивность в общении определяется как такое качество межличностного общения, которое характеризует общение наличием позитивного результата общения (способствует эффективному, продуктивному решению партнерами совместных задач, обеспечивает достижение индивидуальных целей) и обеспечивает созидательность отношений, в противовес их разрушению. На субъективном уровне конструктивность общения задается с помощью имплицитных представлений, которые на языке структур сознания позволяют описывать личностно-смысловые основания конструктивности. Личностно-смысловые основания конструктивности общения представлены несколькими моделями: а) модель прото-общности, которая отражается в положительном отношении к объединенности с другими, стремлении к общности, принадлежности к единому сообществу, единению и зависимостиб) модель индивидуальной зависимости от другого, необходимость взаимодействовать по правилам другого/другихв) модель индивидуальной отделенности, противопоставленности, персональной проявленности и самовыраженпостиг) модель сотрудничества, союза с другим с возможностью персональной самовыраженности.

2. Имплицитные представления о конструктивности в межличностном общенииэто фрагмент образа мира, моделирующий образ конструктивного общения в когнитивных представлениях о нем, определяющий мотивационные предпочтения и возможный поведенческий репертуар личности в отношении этого фрагмента мира.

3. Имплицитные представления о конструктивности в межличностном общении имеют инвариантные, свойственные для большинства респондентов различных возрастных групп и групп, разделяющих тот или иной предельный смысл и вариативные составляющие. Выявлены следующие инвариантные составляющие имплицитных представлений о конструктивности в межличностном общении: «Диадная целостность" — «Созидание в общении" — «Полнота общения" — «Поведенческая гибкость, вариативность" — «Взаимозависимость, равенство партнеров, поведенческая слаженность" — «Эмоциональная толерантность, эмоциональное принятие партнера (отсутствие агрессивности)" — «Личностная сила (отсутствие личностной слабости)».

4. Возраст испытуемых обуславливает различия в содержании имплицитных представлений о конструктивности в общении по параметрам: глубина общения, полнота общения, объединенность. Выявлено, что с возрастом изменяется отношение к глубине общения: от поверхностного (в возрасте 18−25) к более глубокому, интимно-личностному общению (26−60 лет). С возрастом нарастает значимость полноты общения. Значимость объединенности до 35 лет сохраняется, от 35 до 50 лет значимость объединенности ослабевает, а после 50 лет снова возрастает значимость этой характеристики.

5. Показано, что на содержание имплицитных представлений о конструктивности в межличностном общении влияет содержание ведущего предельного смысла, разделяемого респондентами. Выявлено пять групп предельных смыслов общения: 1. Самореализация, саморазвитие в общении- 2. Общение как необходимое условие жизни (общаться, чтобы жить) — 3. Терминальность общения (общение для достижения жизненных целей человека) — 4. Общение ради общения, общение как деятельность- 5. Общение как эмоциональное отражение Другого, вчувствование. Для каждой группы респондентов, разделяющих тот или иной предельный смысл, выявлены особенности имплицитных представлений о конструктивности общения.

Для респондентов, разделяющих предельный смысл «Самореализация, саморазвитие в общении», характерны следующие особенности имплицитных представлений о конструктивности в межличностном общении. Детерминантной характеристикой выступает полнота общения, которая толкуется как многоуровне-вость (от поверхностного — формального до глубокого — интимно-личностного), что обеспечивает возможность эффективной самореализации. Важными для этой группы являются эмоциональная (эмоциональная наполненность и эмоциональная толерантность) и операциональная (поведенческая гибкость, вариативность и слаженность партнеров) составляющие общения).

Для респондентов, разделяющих предельный смысл «Общение как необходимое условие жизни», детерминантной характеристикой является полнота общения. Кроме того, важной составляющей для данного предельного смысла является личностная сила, которая указывает на жизненную значимость общения для данной группы респондентов.

Для респондентов, разделяющих предельный смысл «Терминальность общения», детерминантной характеристикой имплицитных представлений выступает диадная целостность, эмоциональное единство. Также характерны: созидание в общенииэмоциональная толерантность (отсутствие агрессивности) — слаженность, взаимозависимость.

Для респондентов, разделяющих предельный смысл «Общение ради общения, общение как деятельность», детерминантой характеристикой имплицитных представлений выступает диадная целостность. Выявлено, что для данного предельного смысла характерны особенности связанные с операциональной составляющей общения.

Для респондентов, разделяющих предельный смысл «Общение как эмоциональное отражение другого», детерминантой является диадная целостность, эмоциональное единство. Необходимо отметить, что для данного предельного смысла характерны эмоциональные и личностные составляющие общения.

Полученные данные подтверждают все выдвинутые гипотезы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А. Социальное мышление личности. //Современная психология: состояние и перспективы исследований. Часть 3. Социальные представления и мышление личности: Материалы юбилейной научной конференции ИП РАН, 2003. С.86−110.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299с.
  3. А.Ю. Человек как смысловая модель мира. Пролегомены к психологической теории смысла. Самара: Бахрах-М, 2000. 336с.
  4. B.C. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. М.: Изд-во МГУ, 1990. 239с.
  5. А.П. Краткий философский словарь. М.: Проспект, 2001. 400с.
  6. Г. М. Психология социального познания. Учебное пособие для студентов высших учебных заведениях. Издание второе, перераб. и доп. М.: Аспект Пресс, 2000. 228с.
  7. Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1997. 376с.
  8. В.Е. Личность как способ бытия и проявление целостности человека. Дисс.. канд. философ, наук. М., 1996. 167с.
  9. М. Психология счастья. Пер. с английского. М.: Прогресс, 1990. 336с.
  10. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Мо-дэк», 1996. 768с.
  11. И.Атватер И. Я. Я вас слушаю. Советы руководителю, как правильно слушать собеседника. М.: Экономика, 1988. 1 Юс.
  12. М.Бакшутов В. К. Социальные чувства общины и их функции. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1978. 179с.
  13. М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советская Россия, 1979. 316с.
  14. М. Эстетика словесного творчества. /Сост. С.Г. Бочаров- Текст подготов. Г. С. Бернштейн и JI.B. Дерюгина, примеч, С. С. Аверинцева, С. Г. Бочарова. М.: Искусство, 1979.424с.
  15. В.Г. Общение как искусство. Л.: Знание, 1990. 16с.
  16. Ю.С. Имплицитные тории организационных межличностных отношений. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Тюмень, 2003. 27с.
  17. А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М.: Российский гос. Гуманитарный ун-т., 1998. 241с.
  18. Н.А. Смысл творчества. //Н.А. Бердяев. Философия выбора. Смысл творчества. М.: Фолио, 1989. 234с.
  19. Беркли-Ален, М. Забытое искусство слушать. 2-е изд. СПб.: Питер пресс, 1997. 256с.
  20. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978. 309с.
  21. Т.В. Социальные представления как объект психологического исследования. Дис.. канд. психол. наук. М., 1996. 157с.
  22. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982. 199с.
  23. А.Ю. Роскошь человеческого общения. М.: RISC, 1998. 184с.
  24. Г. В. Психология делового общения. Учебное пособие, для экономич. и технич. спец. М.: ИНФРА, 1998. 224с.
  25. .С. Русская, советская, российская психология: Конспективное рассмотрение. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000. 88с.
  26. C.JI. Межличностный конфликт как общение. //Конфликт в конструктивной психологии. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1990. С. 123−130.
  27. Р. Кешнер Р. Гений общения. Учеб пособие по психологической самозащите. /Пер. с англ. В. Ромодин. СПб.: Питер, 1997. 256с.
  28. ЗКБройнинг Г. Руководство по ведению переговоров. М.: ИНФА, 1996. 112с.
  29. Дж. Психология познания: за пределами непосредственной информации. М.: Прогресс, 1977. 412с.
  30. М. Я и Ты. /Пер. с нем. Ю. С. Терентьева, Н. Файнгольда, послесловие П. С. Гуревича. М.: Высшая школа, 1993. 175с.
  31. А.Я. О некоторых особенностях российской ментальности и их проявлениях в процессе семейной психотерапии. //Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология. 1996. № 3. С.68−77.
  32. П. Как стать несчастным без посторонней помощи. /Пер. с англ. О. В. Захаровой. М.: Прогресс, 1990. 158с.
  33. Введение в философию. Учебник для вузов: в 2 ч./Под ред. Фролов И. Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г. С. и др. М.: Политиздат, 1989. 322с.
  34. Т.В. Взаимодействие с Другим как поле смыслообразования. Дисс.. канд. филос. наук. Владивосток, 1999. 170с.
  35. А.Е. Я говорю, мы говорим.: Очерки о человеческом общении. М.: Знание, 1990. 238с.
  36. Н.В. Диалогическое общение как фактор преодоления дезадаптации ребенка в школе. Дисс.. канд. психол. наук, 1978. 159с.
  37. В.Н. Организация эффективного взаимодействия. Учебное пособие. М.: ГУУ, 2000. 93с.
  38. Л.С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное. М.: Лабиринт, 2001. 368с.
  39. Гадамер Х-Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988. 657с.
  40. П.П. Человек и история в свете «философии коммуникации» К.Ясперса. //Человек и его бытие как проблема современной философии. М.: Наука, 1978. 277с.
  41. .М. Личность и нарушения общения. Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1987. 148с.
  42. Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд-во МГУ, 1987. 176с.
  43. Е. И. Кроник А.А. Конструктивные функции психологии. // Психологический журнал. 1989. Том 10. № 6. С. 12−22.
  44. В.А. Психологические предпосылки непродуктивности стиля межличностного взаимодействия. //Психологический журнал. 1997. Том 18. № 6. С.24−33.
  45. В.В. Экспериментальная психология. Учебно-методическое пособие. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1996. 46с.
  46. Н.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе. Л.: Лениздат, 1990. 174с.
  47. С. За пределами мозга. М.: Изд-во Трансперсонального института, 1993. 504с.
  48. С. Путешествие в поисках себя. Пер. с англ. Н. И. Папуш и М. П. Папуша. Второе изд. М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. 336с.
  49. В., Некрасова Е. Философская антропология. Учебное пособие для вузов. М.: ПЕРСЭ СЭ- СПб.: Университетская книга, 2000. 240с.
  50. А.Я. Категории средневековой культуры. 2-е издание, испр. и доп. М.: Искусство, 1984. 350с.
  51. П.С. Философская антропология Мартина Бубера. М.: Олимп, 1996. 350с.
  52. . П.С. Философская антропология. Учебное пособие. М.: Вестник, 1997. 448с.
  53. Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М.: Лабиринт, 1994. 1 Юс.
  54. В.И. Пословицы русского народа. М.: ЭКСП-Пресс, 1999. 616с.
  55. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка (современное написание). В 4-х т. М.: Изд-во ACT, 2001. 448с.
  56. О.И. Культура общения и ее воспитание. Учебное пособие Л.: Ленинград. ин-т культуры им. Н. К. Крупской, 1989. 101с.
  57. Л.Е. Архетипические корни обыденных представлений о семье. Выпускная квалификационная работа. Тюмень, 2002. 75с.
  58. Н.В. Смыслы агрессии в межличностном общении. Выпускная квалификационная работа. Тюмень, 2001. 74с.
  59. С. Д. Левин В.А. Гроссмейстер общения: Иллюстрированный самоучитель психологического мастерства. М.: Рарите- Смысл, 1998. 191с.
  60. Е.А., Воробьев Г. В., Шеремета В. М. Методика изучения межличностных отношений у больных, перенесших инфаркт миокарда. //Психол. журнал 1982. Т.З. № 3. С. 93−99.
  61. Е.А., Гладков А. Г., Айвазян Т. А., Зайцев В. П. Сравнительное изучение различных методов оценки межличностных отношений у больных сердечнососудистыми заболеваниями. //Психологический журнал. 1988. № 4. С. 83−88.
  62. М.А. Установки коммуникативного поведения: диагностика и прогноз в конкретных ситуациях. М.: Смысл, 2000. 191с.
  63. А.Б. Анатомия диалога. /А.Б. Добрович Психология влияния: Хрестоматия. СПб.: Питер, 2000. С. 135−183.
  64. А.Б. Общение: наука и искусство. М.: Знание, 1980. 160с.
  65. А.И., Емельянова Т. П. Социальные представления как предмет экспериментального исследования в современной французской социальной психологии. // Вестник Моск. ун-та. 1985. Сер. 14. Психология. N 1. С. 45−53.
  66. E.JI. Глубинная семантика межличностного общения. //Международная конференция «Психология общения: социокультурный анализ». Материалы конференции. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского госуниверситета, 2003. С. 111−112.
  67. E.JI. Межличностное общение: семантика и механизмы. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1998.202с.
  68. E.JI. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: ЧеРо, 1997.344с.
  69. E.JI., Фомичева И. Г. Психология и педагогика: Учебно-методический комплекс. Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2001. 220с.
  70. В.Н. Психология семьи. М.: КСП, 1996. 160с.
  71. А.А. Исследование представлений о конструктивном общении. //Журнал практического психолога 2002. № 1. С. 40−46.
  72. А.А. Построение модели конструктивного общения. Выпускная квалификационная работа. Тюмень, 2000. 95с.
  73. А.П. Лабиринты общения. М.: Филинъ, 1999. 392с.
  74. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. 167с.
  75. Ю.Н. Исследование и проектирование межличностных ситуаций как теоретико-прикладное направление социальной психологии. //Вестник ЛГУ. 1986. Сер. 6. Вып. I. С. 52−61.
  76. .С. Социальная культурология. Пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 1996. 591с.
  77. Н.П. Психология общения. Пособие для студентов психологов. Ярославль: Изд-во Ярославского ун-та, 1979. 220с.
  78. А.А. Личность и коллектив (межличностные конфликты в коллективах, их разрешение). Л.: Знание, 1976. 40с.
  79. А.А. Психология соактивности людей. СПб.: Знание, 1992. 32с.
  80. Е.Н. Эффективное общение и конфликты. СПб.: Рига, 1997. 69с.
  81. И.А. Культура общения: Опыт философско-методологического анализа. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1989. 167с.
  82. Искусство разговаривать и получать информацию: Хрестоматия. М.: Высшая школа, 1993. 301с.
  83. В.И. Транскоммуникация и личностное развитие: психология коммуникативного развития человека как личности. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1992. 255с.
  84. М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. 315с.
  85. М.С., Эткинд A.M. Общение как ценность и как творчество //Вопросы психологии. 1988. № 4. С. 25−33.
  86. Е.С. Понимает ли конструктивная психология свои задачи? / Конфликт в конструктивной психологии. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1990. 184с.
  87. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. Грозный: Чеч.-Инг. кн. гос-во, 1988. 71с.
  88. В. Д. Особенности общения при выделении условий успешного выполнения деятельности. Дис. канд. пед. наук. М., 1996. 165с.
  89. Дж. Психология личности. Теория личностных конструктов. СПб.: Изд-во Речь, 2000. 249с.
  90. В.Е. Взаимопонимание: Некоторые философские и уч. проблемы. М.: Политиздат, 1984. 109с.
  91. ЮО.Кидрон А. А. Коммуникативная компетентность и ее совершенствование, Дисс.. канд. психол. наук. JI, 1981. 159с.
  92. И.В. Конфликт как предмет философско-антропологического анализа. Дисс.. канд. философ, наук. М, 1998. 170с.
  93. Ю2.Книгге А. Об обращении с людьми. Дубна: Феникс, 1994. 89с.
  94. ЮЗ.Ковалев Г. А. Три парадигмы в психологии — три стратегии психологического воздействия./Межличностное общение. Сост. и общ. ред. Н. В. Казариновой, В. М. Погольши. СПб.: Питер, 2001. 512с.
  95. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1989. 383с.
  96. Ю5.Кон И. С. Дружба: этико-психологический очерк. М.: Изд-во политической культуры, 1987. 167с.
  97. Юб.Константииов Р. И. Преодоление: Записки современного человека. М.: Моск. Рабочий, 1989. 272с.
  98. С.А. Психологические условия эффективного педагогического взаимодействия учителя и класса учащихся. Дисс.. канд. психол. наук. М. 1995 170с.
  99. Краткий психологический словарь. /Ред.-сост. Л.А.Карпенко- Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2 изд., расш., испр., и доп. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1998. 512с.
  100. Ю9.Крижанская Ю. С. Третьяков В.П. Грамматика общения. М.: Смысл- Академический проект, 1999. 279с.
  101. ИО.Кроль Л. М., Михайлова Е. Л. Человек-оркестр: микроструктура общения. М. Класс, 1993. 154с.
  102. Ш. Кроник А. А. Кроник Е.А. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я: психология значимых отношений. М.: Мысль, 1989. 204с.
  103. И2.Кроник А. А., Кроник Е. А. Психология человеческих отношений. М.: Феникс, Когито-Центр, 1998. 224с.
  104. В.Н., Казаринова Н. В., Погольша В.М Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. 544с.
  105. М.Лабунская В. А. Менджерицкая Ю.А. Бреус Е. Д. Психология затрудненного общения. Теория. Методы. Диагностика. Коррекция. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. 288с.
  106. И.Д. Практический менеджмент. М.: КПФ «Ника», 1995. 191с.
  107. М.М. Вам предстоят переговоры. М.: Экономика, 1993. 156с.
  108. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика, 1994. 602с.
  109. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. 382с.
  110. А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1997. 365с.120Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304с.
  111. Д.А. Методика предельных смыслов (МПС): Методическое руководство. М.: Смысл, 1999. 36с.
  112. Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. 487с.
  113. Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 1992. 16с.
  114. М.И. Мотивационно-смысловые аспекты успешности в педагогическом общении. Дисс.. канд. психол. наук. М., 1999. 162с.125Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444с.
  115. С.В. Психологическая антропология: история, современное состояние, перспективы. Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 624с.
  116. Р.Д. Расколотое «Л». Пер. с англ. СПб.: Белый Кролик, 1995. 352с.
  117. Ф.Г. Гуманистическое общение: в поисках гармонии. Нравственно-психологические свойства межличностного общения. М.: Наука, 1995. 111с.
  118. Г. Н. Развитие конструктивного поведения в конфликтных ситуациях у кадров государственной службы. Дисс.. канд. психол. наук. М, 1996. 145с.
  119. С.П. Основы культурологии. Учебное пособие для высших учебных заведений. 3-е изд. доп. М.: Олимп, ИНФРА М, 1999. 320с.
  120. Межличностное общение. /Сост. и общая ред. Н. В. Казариновой, В. М. Погольши. СПб.: Питер, 2001. 512с.
  121. М.Е. О соотношении идеологии, общественной психологии и обыденного сознания. //Психологический журнал. 1987. № 4. С. 31−41.
  122. М.В. Двухмерное пространство моделей коммуникативного взаимодействия. // Вопросы психологии, 1995. № 5. С. 20−29.
  123. Я.В. Об источниках нарушений делового общения. //Вестник Моск. Ун-та. 1999. Сер. 14. Психология. № 1. С. 11−21.
  124. С. Машина, творящая богов. /Пер. с фр. М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. 560с.
  125. О.И. Основные стратегии в структуре коммуникативной компетентности. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Томск. 2001, 24с.
  126. В.Н. Личность и неврозы. Л.: Медицина, 1960. 426с.
  127. Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.: Кн 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М.: Просвещение, Владос, 1995. 512с.
  128. Р.К. Общение как фактор формирования личности в условиях коммунистического строительства. Дисс.. канд. философ, наук. Л, 1977. 143с.
  129. МО.Ночевник М. Н. Психология общения и бизнес. М.: Профиздат, 1995. 192с.
  130. Н.Н. Межличностные отношения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. 151с.142.0бозов Н. Н. Психология межличностных отношений. Киев: Издательство «Лы-бидь» при Киевск. ун-те, 1990. 192с.
  131. Общение и оптимизация совместной деятельности. /Под. ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушек. М.: Изд-во МГУ, 1987. 301с.
  132. Н. В. Головаха Е.И. Психология человеческого взаимопонимания. Киев: Политиздат Украины, 1989. 187с.
  133. М.А. Игротерапия общения. М.: Интел Тех, 1995. 60с.
  134. В.Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд-во МГУ, 1988. 230с.
  135. Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М.: Изд-во МГУ, 1989. 216с.
  136. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. 255с.
  137. А.В. Трехфакторная модель значимого другого. //Вопросы психологии. 1991. № 1.С. 7−18.
  138. А.В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 1998. 528с.
  139. В. В. Образ мира и психологическое изучение мышления. //Вестник Московского Университета. 1984. Серия 14. Психология. № 4. С. 13−21.
  140. И.С. Подготовка учителей к разрешению межличностных конфликтов в среде старшеклассников. Дисс. канд. пед. наук. Самара, 1998. 160с.
  141. И.М. Социальные представления в обыденном сознании. //Социологические исследования. 1991. № 11. С. 66−76.
  142. В.И. Психодиагностика индивидуального сознания. //Общая психодиагностика / Ред. А. А. Бодалев, В. В. Столин. М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 228−244.
  143. Психология конфликта. /Сост. и общая редакция Н. В. Гришиной. СПб.: Питер, 2001.448с.
  144. Психология самопознания. Учебное пособие для старшеклассников и педагогической практики студентов. Благовещенск: Изд-во Амурск. Гос. Ун-та, 1996. 158с.
  145. В.А. Грамматика общения. М.: Семья и школа, 1995. 85с.
  146. П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. М.: Медиум, 1995. 416с.
  147. Ю.П. Фехтование на нервах. М.: Мол. гвардия, 1990. 205с.
  148. М.Ю. Игровые элементы активного обучения: социально-психологический тренинг. Л.: Знание, 1991. 15с.
  149. С.Л. Основы общей психологии. СПб., Питер Ком, 1999. 720с.
  150. С.И., Столяренко Л. Д. Психология управления. Учебное пособие. Ростов/н Дону: Феникс- М.: Зевс, 1997. 509с.
  151. В. Как строить себя и свою семью. Пер. с англ. М.: Педагогика-пресс, 1992. 190с.
  152. Е.В. Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру. Спб.: Речь, 2002. 347с.
  153. Л. Человек рядом . /Перевод с болг. В.Злыднева. М.: Политиздат, 1989. 158с.
  154. Т.П. Взаимодоверие как основание межличностных взаимодействий.//Вопросы психологии. 1999. № 5. С. 16−25.
  155. Словарь практического психолога. / Сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1997. 800с.
  156. С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.: Изд-во МГУ, 1985. 231с.
  157. Е.И. Значение концепции общения М.И. Лисиной для отечественной психологии. // Вопросы психологии. 1999. № 4. С. 13−19.
  158. Э.Б. Психологические условия развития позитивного стиля отношений педагогов с подростками. Дисс. канд. психол. наук. М., 1988. 140с.
  159. О.В. Обратная связь в межличностном общении. М.: Изд-во МГУ, 1992. 189с.
  160. Социальная психология и этика делового общения. Учебное пособие. / Под. ред. Лавриненко В. Н. М.: Культура и спорт, 1995. 160с.
  161. В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. 284с.
  162. Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 736с.
  163. Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. М: Ин-т практической психологии, 1996. 171с.
  164. И.М. Общение как феномен социально-философского исследования. Дисс.. канд. философ.наук. М., 1997. 140с.
  165. С.А. Архетипические аспекты тендерных исследований. //Язык, коммуникация и социальная среда. В. 2. Воронеж: ВГТУ, 2002. С.35−42.
  166. Н.Д. Психология управления общением личности. Дисс.. док-ра психол. наук. М., 1991. 330с.
  167. А.В. Наедине со всеми: о психологии общения. Минск: Полымя, 1990. 207с.
  168. В.В. Культура предпринимательства. СПб.: Питер, 2000. 368с.
  169. Е.В. Психология обыденного сознания. М.: Смысл, 2001. 263с.
  170. Ю.М. Сумма антропологии. Кн. 1. Расширяющаяся Вселенная Абсолюта. Новосибирск: Наука, 1995. 400с.
  171. Л.И. Проблема субъекта исторического творчества в философии Ж.-П. Сартра. //Человек и его бытие как проблема современной философии. М.: Наука, 1978.277с.
  172. Философия: Учебное пособие для студентов вузов. /Под. Ред. А. К. Рычкова, Б. Л. Яшина. М.: Владос, 2002. 384с.
  173. Р., Юри У. Путь к согласию или Переговоры без поражения. М.: Наука, 1990. 155с.
  174. Т.А. Психологические проблемы диалога в свете идей М.М. Бахтина и А. А. Ухтомского. // Общение и развитие психики: Сб. научных трудов. Под. ред. А. А. Бодалева, Г. А. Ковалева. М.: АПН СССР, 1986. 176с.
  175. С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. 511с.
  176. Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М.: Прогресс, 1987. 234с.
  177. Фрейд 3. Психология бессознательного. СПб.: Питер, 2002. 400с.
  178. А.У. «Другой» и его функция в развитии «Я». /Общение и развитие психики. М.: АПН СССР, 1996. С. 31−46.
  179. А.У. Социально-психологические механизмы коммуникативного воздействия. Автореф. дисс. .док-pa психол. наук. М., 1983. 30с.
  180. .И. Конструктивная психология конфликта. СПб.: Питер, 2003.-250с.
  181. .И. Конфликт в конструктивной психологии. Тезисы докладов и сообщений. Красноярск, 1990. 157с.
  182. К. Наши внутренние конфликты. // Психоанализ и культура. М.: Юрист, 1995.623с.
  183. Хьелл JL, Зиглер Теории личности. СПб.: Питер, 2001. 608с.
  184. Е.В. Психологические трудности межличностного общения. Киев: Выща школа, 1985. 150с.
  185. М.А. Культура общения. JI.: Знание, 1983. 32с.
  186. Н.В. Влияние личностных характеристик субъекта на его представления об идеальном партнере по общению. //Психологический журнал. 1993. Том 14 № 3. С. 28−35.
  187. А.П. Категории диалектики. Учебное пособие для вузов. М.: Выш. школа, 1971. 279с.
  188. В.А. Историческая психология. М.: Смысл, 1997. 505с.
  189. А.Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002. 480с.
  190. И.Р. Модели межличностного общения у детей детского дома. Выпускная квалификационная работа. Тюмень, 2002. 72с.
  191. Э. Детство и общество. СПб.: Мастерская психологии и психотерапии, 2000.416с.
  192. Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов. Пер. с англ. М.: Совершенство, 1997. 387с.
  193. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. СПБ.: Питер, 2002. 352с.
  194. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. //Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С.89−105.
  195. В.А. Социальные идентификации личности в условиях быстрых социальных перемен. //Социальная идентификация личности. М.: Институт социологии РАН, 1994. 246с.
  196. П.М. Общение людей как социально-психологическая проблема. М.: Знание, 1973. 32с.
  197. Asch S. Forming Impression of Personality. //Journal of Abnormal and Social Psychology. 1946, v. 41.
  198. Axelrod R. The evolution of cooperation. N. Y, 1984. 120p.21 l. Doise W. Levels of Explanation in Social Psychology. Cambrige, 1986. 114p.
  199. Duck, Steven W. Personal relationships and personal constructs. A study of friendship formation. Wiley, 1973. 230 p.
  200. Feingold Paul. Toward a paradigm of Effective Communication: An Empirical study of perceived communicative effectiveness. Doctoral dissertation, Purdue University, 1976.
  201. Harre R. Friendship as an accomplishment: an ethogenic approach to social relationships. In: Theory and Practice in Interpersonal attraction. Ed. By Steve Duck. Acsdemic Press, 1977. P.339−354.
  202. Honigman J.J. Culture and Personality. N.Y., 1954. 171p.
  203. John Birtnhnell. How humans relate: A new Interpersonal Theory. Westport, CT, USA. 1993. 302p.
  204. Kelly G. The psychology of personal constructs. New York: Norton, 1955. 120p.
  205. Moscovici S. The phenomenon of social representations // Soc. Representations/Eds. R.M. Farr, S. Moscovici. Cambridge, 1984. P.3−69.
  206. Osgood Ch. Focus of Meaning. Paris: The Hague: Mouton, 1976.
  207. Osgood Ch. Semantic Differential Technique in the comparative study of cultures //American Antropology. 1964. Vol. 66.
  208. Reber Arthur S. The penguin dictionary of psychology. 1995. 880p.
  209. Schwartz H. Shalom, Bilsky Wolfgang. Toward a Theory of the Universal content and structures of values: Extentions and cross-cultural replications//J. of Personality and social psychology, 1990. May. Vol.5.
  210. Serafica F.C. Social-Cognitive Development in Context. The Ohio State University. N.Y. London, 1982.
  211. Smolka В., Goes R, Pino A. The constitution of the subject: a persistent question. In: Wertsch, James V. (ed.). Sociocultural Studies of Mind. Cambridge University Press, 1995. 166p.
  212. Triandis H. Culture and Social Behavior. N. Y., 1994.
Заполнить форму текущей работой