Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологическое сопровождение формирования надежности субъекта спортивной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научно-обоснованный учебно-тренировочный процесс, базовая подготовка ъ опережающим развитием физической и функциональной подготовленности^ на основе которых формируется новый уровень технико-тактического арсенала и соревновательной деятельности, сам по себе должен предотвращать эти противоречия. Однако, пример последних Олимпийских игр показал, что использование для прогноза надежности спортивных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Психолого-педагогические основы формирования личности, 16 как субъекта спортивной деятельности
    • 1. 1. Понятие субъекта спортивной деятельности в научных 16 исследованиях
    • 1. 2. Условия формирования субъекта спортивной деятельности
    • 1. 3. Психологические факторы, ведущие к повышению 39 результативности спортивной деятельности
  • Выводы по I главе
  • Глава II. Проблемы спортивной надежности в психологопедагогических исследованиях
    • 2. 1. Категория «надежность» как объект научной рефлексии
    • 2. Факторы оптимального обеспечения формирования надежности 63 субъекта деятельности
      • 2. 3. Психологические особенности надежности субъекта спортивной 73 деятельности
      • 2. 4. Влияние команды на формирование надежности субъекта 87 спортивной деятельности
  • Выводы по II главе
  • Глава III. Теория и практика проектирования психологического 104 сопровождения как условия формирования надежности субъекта спортивной деятельности
    • 3. 1. Ведущие идеи теории психологического сопровождения
    • 3. 2. Психологическое сопровождение формирования надежности 115 Субъекта спортивной деятельности
    • 3. 3. Проектирование модели и программы психологического 130 сопровождения субъектов спортивной деятельности
  • Выводы по III главе
  • Глава IV. Эмпирическое исследование проблемы формирования надежности субъекта спортивной деятельности
    • 4. 1. Организация и методы исследования спортивной надежности
    • 4. 2. Анализ результатов исследования влияния психологического 152 сопровождения на формирование надежности субъектов спортивной деятельности
  • Выводы по IV главе

Психологическое сопровождение формирования надежности субъекта спортивной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный спорт это многогранное общественное явление, тесно связанное с экономикой, политикой, здравоохранением, нравственным воспитанием человека. Данное обстоятельство показывает, что углубление общетеоретических и психологических представлений о его сути необходимо для решения насущных практических задач жизнедеятельности. Тенденция развития спорта, спортивные зрелища и спортивная борьба способствуют укреплению международного бизнеса, кросс-культурному обмену, интегрируют нацию, культивируют в людях стремление к успеху в карьере, формируют умение регулировать свое поведение, считаясь с требованиями ситуации и окружающих, способность принимать оперативные решения, управлять эмоциями.

Общепризнанно, что спортивная деятельность является одним из средств воспитания социально-значимых личностных качеств. Роль спорта в формировании личности заключается в том, что он способствует образованию тех своеобразно-потенциальных основ действий, в которых выражается характер человека, его индивидуальные особенности, воля. Но для того, чтобы выполняемые спортсменом действия стали устойчивыми и надежными, они должны оформиться в систему навыков, благодаря которым в экстремальных условиях соревнований спортсмен проявляет бойцовский характер и способен совершать наиболее эффективные поступки с учетом складывающихся обстоятельств, социального запроса, фактора личностного развития.

Усвоенные, автоматизированные двигательные, сенсорные и умственные сложные действия, выполняемые точно, легко и быстро при незначительном напряжении сознания обеспечивают эффективность, результативность и надежность выполняемой деятельности, вносят в нее определенный ритм, устойчивость, создавая условия для творчества, дают возможность человеку высвободить сознание для решения более важных задач деятельности (М.А. Гамезо, Е. А. Петрова, JI.M. Орлова). г Умение сочетать в своей жизнедеятельности и приспособительную стратегию (адаптивную) и модель развития себя самого как личности и как профессионала, — становится важнейшим критерием эффективности всего учебно-воспитательного процесса (JT.M. Митина). В настоящее время образовательные системы не могут довольствоваться лишь формированием у личности стратегии первого типа (адаптивная модель). В своей деятельности такой специалист руководствуется, как правило, принципом экономии сил и пользуется главным образом наработанными алгоритмами решения профессиональных и учебных задач, проблем, ситуаций, превращенными в штампы, шаблоны, стереотипы.

Современные условия жизни, наполненные неопределенностью и нестандартностью решаемых задач, так же требует от формирующейся личности модели «неадаптивной активности» (А.В. Петровский). Человек со стратегией второго типа «характеризуется способностью выйти за пределы повседневной практики, превратить свой труд в предмет практического преобразования» (JI.M. Митина). Формирование рефлексии у развивающейся личности побуждает ее к осознанию своих возможностей, перспектив личностного и профессионального роста, к поиску оптимально эффективных решений, к творчеству.

Неготовность человека действовать надежно в изменяющихся условиях приводит к отрицательным, а зачастую и тяжелым последствиям, как для него самого, так и для окружающих: снижает способность социально-психологической адаптации личности к данным условиям среды, является серьезной помехой в реализации ее жизненного потенциала и барьеро. м в осуществлении деятельности.

Все это выводит на первый план и делает наиболее актуальной проблему «надежности» субъекта деятельности. Свой научный статус в отечественной психологии категория «надежности» получила только в середине XX века. Ее изучением занимались Б. Ф. Ломов, В. Д. Небылицин, В. П. Зинченко, К. К. Платонов, А. А. Крылов, Е. К. Климов, В. Ф. Венда и многие другие. Создание основ теории надежности связано с техническим прогрессом, который наблюдался в конце 40-х — начале 50-х годов прошлого столетия. Именно в это время сбои в работе технических средств стали препятствием на пути реализации новых идей в технике, имеющей государственное значение.

Пройдя путь от отождествления «надежности» и «вероятности безотказной работы» в системах «человек-машина» до понимания «надежности» как интегрального свойства личности, данная проблема стала одной из важных и в практике спорта. Впервые в печати термин «надежность» применительно к спортивной деятельности был использован в 1963 г. (В.Б. Коренберг), а после конференции «Кибернетика и спорт» в 1965 г. (В.Б. Коренберг) был принят рядом специалистов (В.М. Дьячков, Д. Д. Донской, Н. А. Худадов, Е. Г. Козлов и др.) и их учениками. В 1970 г. в работе В. Б. Коренберга была сделана попытка поставить саму проблему надежности и рассмотреть ее применительно к спортивной деятельности вообще и на примере гимнастики в частности. Актуализация данной проблемы в 70-е годы XX века была обусловлена прежде всего возросшей политической значимостью спорта. Степень роста спортивных достижений сопоставлялась с уровнем развития государства и всех важней. ших его социальных институтов.

Являясь одной из наиболее важных и сложных в практике спорта, проблема надежности очень поздно была сформулирована и поставлена на теоретическом уровне. Именно поэтому она требует к себе более пристального внимания. Процесс ее решения бесконечен, поскольку одновременно с частичным ее решением и по мере него возрастают требования как к спортивной деятельности, так и ее субъектам.

Необходимость изучения надежности в спортивной деятельности в Настоящий период обусловлена рядом противоречий.

Во-первых, существует несоответствие между социально-педагогическим заказом на получение стабильных высоко результативных показателей спортсменами в определенные сроки и невозможностью подтверждать их постоянно по технико-тактическим и индивидуально-типологическим характеристикам самого спортсмена.

Во-вторых, необходимость внедрения новых психолого-педагогических технологий в учебно-тренировочный процесс часто сопровождается ломкой прежних двигательных стереотипов, что в целом снижает на определенных этапах надежность спортсмена как субъекта спортивной деятельности и не позволяет говорить об устойчивости сформированных ранее функциональных систем в многолетнем учебно-тренировочном процессе.

В-третьих, у спортсменов и команд, особенно высокой квалификации, значительно изменилась структура системы спортивных соревнований в. родичном цикле подготовки. Увеличилось число международных соревнований (кубки мира, Гран-при и т. д.), коммерческих стартов со значительными призовыми фондами и большой психологической напряженностью. Плотность соревнований чрезвычайно высока. Резкое увеличение числа соревнований в годичном календаре и неспособность спортсменов быстро перестраиваться в заданные сроки говорит о необходимости дальнейшего изучения проблемы надежности на психологическом уровне для решения стратегических задач в области спорта.

Научно-обоснованный учебно-тренировочный процесс, базовая подготовка ъ опережающим развитием физической и функциональной подготовленности^ на основе которых формируется новый уровень технико-тактического арсенала и соревновательной деятельности, сам по себе должен предотвращать эти противоречия. Однако, пример последних Олимпийских игр показал, что использование для прогноза надежности спортивных результатов ориентировочного соотношения сил между ведущими мировыми спортивными державами, которое определяется по итогам главных соревнований сезона — чемпионатов мира и соотношения сил, определяемых по рейтингу, составленному на основе экспертных оценок и итогов континентальных чемпионатов без учета человеческого фактора не оправдало себя. Естественно, что динамика роста спортивных результатов в значительной степени является следствием совершенствования организации процесса тренировки. Наиболее значимым моментом повышения его эффективности выступает процесс управления. Однако сложность управления в спортивной тренировке заключается в том, что как правило тренеры не используют возможность управлять изменением спортивных результатов и фактически управляют лишь действиями спортсменов (задают определенную тренировочную нагрузку и добиваются ее правильного выполнения не учитывая индивидуально-типологические характеристики личности спортсмена).

Это обусловлено тем, что спортивные педагоги в большинстве своем не просто незнакомы с последними разработками в области психологического обеспечения спортивной деятельности, но и в связи со своей психологической невооруженностью не используют, а зачастую и не понимают необходимостигглубленной интеграции спортивной педагогики и психологии и перехода от отношения к спортсмену как объекту воздействия к спортсмену как субъекту деятельности, так как человек существует в спорте не только в качестве средства достижения результатов (что говорит о переносе теории надежности техники на спортивную деятельность).

Все это убедительно показывает, что в учебно-тренировочном процессе необходимо использование не только принципов спортивной тренировки, но и применение других психолого-педагогических технологий для помощи субъекту в освоении деятельности, ее надежном выполнении и достижении высоко результативных показателей в ней.

В последнее время многие исследователи как одно из наиболее значимых условий для решения указанных задач выделяют психологическое сопровождение спортивной деятельности (Г.Д. Горбунов, А. Е. Левягина, Е. П. Ильин, А. Д. Ганюшкин и др.). Внимание к нему обусловлено тем, что деятельность специалистов психологической службы в спортивной деятельности направлена на обучение приемам саморегуляции, которые помогают формированию особых психических состояний, способствующих оптимальному использованию своих возможностей для наиболее эффективного выполнения деятельности, коррекции неадекватной нервно-психической активности, развитию самоконтроля. Это имеет большое социальное и моральное значение и служит основой формирования психически и физически здоровой личности. Использование влияния психологического сопровождения очень важно с точки зрения формирования надежности спортсмена не только I.

— 7: ак субъекта деятельности, но и как личности.

Общая практическая неудовлетворенность состоянием этого направления в психолого-педагогической науке в области спорта определяет проблему представленного исследования, которая заключается в выявлении компонентов надежности спортсменов и команд как субъектов спортивной деятельности и обоснование психолого-педагогических условий, необходимых для их формирования.

Актуализированная проблема соответствует цели исследования.

Объектом исследования является надежность субъекта спортивной ^деятельности.

Предмет исследования: психологическое сопровождение формирования надежности субъекта спортивной деятельности.

Гипотеза исследования состоит из ряда предположений:

— целенаправленное развитие и формирование надежности субъекта спортивной деятельности создает предпосылки для повышения результативности этой деятельности;

— психологическое сопровождение выступает детерминирующим условием в обеспечении формирования следующих компонентов надежности: социально-исихологического, активационно-личностного, операти^но-психодинамического, нейродинамического;

— реализация психологического сопровождения требует разработки модели сопровождения и построения на ее основе программы деятельности специалистов по целенаправленному формированию надежности спортсменов.

Проверка выдвинутых гипотез потребовала решения следующих задач:

1. Провести анализ исследований категории «надежность» в психологии и выявить роль надежности при осуществлении спортивной деятельности.

2. Определить основные характеристики субъекта спортивной деятельности, выявить условия, влияющие на его формирование и способствующие повышению результативности выполняемой им деятельности.

3. Обосновать характеристики надежности субъекта спортивной деятельности.

4. Построить модель и на ее основе разработать и внедрить программу психологического сопровождения спортивной деятельности, как необходимого условия эффективного формирования надежности спортсмена.

5. Экспериментально подтвердить эффективность функционирования разработанной модели и составленной программы психологического сопровождения спортивной деятельности на примере баскетбольной команды.

6. В процессе реализации программы психологического сопровождения формирования надежности разработать рекомендации по оптимизации спортивной деятельности субъектов и повышению ее результативности.

Методологической основой исследования стали: принцип детерминизма психических явлений с заданными свойствами в условиях специально организованной деятельностипринцип системности в исследовании психологических феноменов, позволивший комплексно рассмотреть детерминанты надежности субъектов спортивной деятельности в их взаимосвязи и взаимозависимости и, на основании этого, обосновать систему психолого-педагогических условий, направленных на формирование компонентов надежности субъектов спортивной деятельностипринцип единства сознания и деятельности, позволивший рассматривать надежность спортсмена как свойство личности формирующееся в совместной деятельности.

В основу конкретной методологии исследования были положены идеи субъектно-деятельностного и системно-структурного подходов к проблеме надежности.

Теоретическую базу исследования составили: теория надежности в технике и системе «человек-машина» (Б.Ф. Ломов, В. Д. Небылицин, В. П. Зинченко, К. К. Платонов, А. А. Крылов, Е. К. Климов, М. И. Бобнева, А. И. Галактионов, Г. М. Зараковский, М. А. Котик, Г. С. Никифоров, Г. В.

Суходольский и др.), в спорте (Б.М. Блудов, В. В. Давыдов, В. М. Дьячков, Т. Т. Джамгаров, Н. А. Худадов, Б. Б. Косов, В. А. Плахтиенко и др.) — теория совместной деятельности (А.А. Журавлев, А. В. Петровский, Ю. П. Платонов и др.) — теория активности субъектов совместной деятельности (А.А. Асмолов, А. В. Брушлинский, В. А. Иванников, В. А. Петровский, В. И. Слободчиков и др.) — исследования межличностных отношений в совместной деятельности малых групп и коллективов (Г.М. Андреева, И. Б. Котова, А. В. Петровский, Ю.Л.Санин и др.) — исследования общих и специальных свойств личности (В.Э.Мильман, Н. Ф. Круглова, П. К. Анохин и др.) — концепция психологического сопровождения (Э.Ф. Зеер, М. Е. Битянова и др.).

Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования.

1. обзорно-аналитический метод — анализ психологической, педагогической, спортивной литературысопоставление и обобщение исследований по проблеме надежности.

2. логико-конструктивистский, позволивший нам обосновать модельПсихологического сопровождения.

3. психодиагностические методы: анкетирование, тестирование, беседы, наблюдение.

4. психологический эксперимент, констатирующий и формирующий, с применением. тренингов и технологий.

5. методы математической обработки полученных данных. Применялись методы статистической обработки результатов: корреляционный методдля проверки гипотезы о статистической значимости разности средних значений использовался критерий Стьюдента и Пирсона.

Достоверность и обоснованность основных результатов и выводов исследования обеспечивается согласованностью совокупности теоретических положений и выводов как между собой, так и с данными экспериментальных исследований, результатами психодиагностического обследования, корректным применением методов математической обработки данных, достаточно и репрезентативной выборкой испытуемых.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Формирование субъекта спортивной деятельности обусловлено спецификой самой деятельности, условиями ее осуществления и психологическими факторами, способствующими повышению ее эффективности.

2. Предпосылкой результативности и эффективности спортивной деятельности выступает надежность субъектов данной деятельности, которая понимается как устойчивое воспроизведение психической функциональной системы (свойств, качеств и состояний спортсменов), складывающейся в системе специально организованных психолого-педагогических мероприятий и реализующаяся в экстремальных условиях спортивной деятельности.

3. Эффективное формирование надежности субъектов спортивной деятельности может осуществляться под влиянием психологического сопровождения, которое представляет собой целостную динамическую многоуровневую систему мероприятий, направленную на обеспечение результативности деятельности спортсмена в условиях тренировок и соревнований.

4. Психологическое сопровождение способствует формированию следующих компонентов надежности субъектов спортивной деятельности функционирующих как системное образование: социально-психологического, активационно-личностного, оперативно-психодинамического и нейродинамического.

5. Реализация психологического сопровождения требует четко разработанной модели и программы, направленной на повышение результативности спортивной деятельности и позитивную динамику показателей надежности субъектов данной деятельности. Основой их построения выступают содержательные компоненты надежности с определенным набором факторов, влияющих на формирование надежности спортсменов, а технология реализации программы психологического сопровождения включает в себя педагогические и психологические методы воздействия на субъектов спортивной деятельности. v Научная новизна исследования состоит:

— в теоретическом обосновании понятия надежность субъекта спортивной деятельности, в определении содержательных характеристик психологического сопровождения формирования надежности субъектов спортивной деятельности;

— в обосновании необходимости организации психологического сопровождения как ведущего условия формирования надежности субъекта спортивной деятельности;

— в построении модели психологического сопровождения спортивной.

Mr, деятельности и разработанных на ее основе теоретических положений программного обеспечения деятельности специалистов службы сопровождения при формировании надежности спортсменов.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: предложена схема и выделены содержательные компоненты надежности субъекта деятельности: социально-психологический, активационн<> * личностный, оперативно-психодинамический, нейродинамическийобоснована необходимость формирования надежности субъекта спортивной деятельности, как системной интегральной комплексной характеристики, обеспечивающей эффективность и результативность выполняемой деятельностидифференцированы психологические и педагогические методы воздействия, обеспечивающие субъекту спортивной деятельности оптимальный уровень формирования надежностивыделены оптимальные условия (тренинги, технологии) реализации программы психологического сопровождения при формировании надежности субъекта спортивной деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

— разработана и внедрена в учебно-тренировочный процесс баскетбольной команды программа психологического сопровождения, позволяющая повысить результативность спортивной деятельности и надежность субъектов спортивной деятельности;

— разработаны рекомендации для субъектов спортивной деятельности, направленные на формирование надежности спортсменов;

— материалы программы сопровождения деятельности специалистов, имеющих непосредственное отношение к спорту и субъектам спортивной деятельности, могут быть использованы для: формирования навыков саморегуляции, самоконтроля у субъектов спортивной деятельностиэффективного выполнения совместной спортивной деятельностипостроения позитивных межличностных отношенийуспешной социально-психологической адаптации спортсменов и адаптации к условиям спортивной деятельностиформирования конкурентоспособной личности спортсменов в процессе спортивной деятельности- *.

— выделенные компоненты надежности при соблюдении" необходимых психолого-педагогических условий в рамках психологического сопровождения позволяют формировать данную системную интегральную комплексную характеристику субъекта для оптимизации любого вида деятельности.

Экспериментальной базой исследования послужили: баскетбольный клуб Б. К. Ставрополь «Пограничник», выступающий на чемпионате России в высшей лиге дивизион «А» (17 человек) и баскетбольная команда Северокавказского государственного технического университета, выступающая в первом дивизионе баскетбольной лиги (СБЛ) (19 человек).

Исследование проводилось в четыре этапа:

I Подготовительный этап (2000;2001г.г.) — определение проблемы научного исследования, подбор научной литературы по данной теме, теоретический анализ исследуемой проблемыформирование исследовательского замысла, определение цели, предмета, объекта, задач исследования, формирование гипотезы, поиск базы для проведения эксперимента.

II Констатирующий этап (2001;2002г.г.) — подбор психодиагностического инструментария, проведение первого экспериментального среза в командах, разработка программы психологического сопровождения, подготовка формирующего эксперимента.

III Формирующий этап (2002;2003г.г.) — реализация программы формирующего эксперимента, организация систематического и целенаправленного наблюдения за результативностью деятельности участников экспериментальной и контрольной группы испытуемых, проведение тренинговых мероприятий со спортсменами экспериментальной группы.

IV Заключительный этап (2003;2004г.г.) — проведение контрольного среза в командах, обработка полученных результатов, анализ и сопоставление данных первого и второго срезов, интерпретация полученных экспериментальным путем данных, оформление текста диссертационного исследования. Апробация работы: основные положения диссертации обсуждались на аспирантских семинарах и на заседаниях кафедры психологии СевероКавказского государственного технического университета, материалы исследования нашли отражение в научных статьях, докладах, тезисах, а также обсуждались и получили одобрение на Всероссийской научной конференции «Профессиональное становление специалистов-психологов» (Карачаевск, 2003), на конференции «Личность XXI века» (Ставрополь, 2004).

Материалы исследования освещались на:

• Международных конференциях (1. «Педагогический менеджмент и «регрессивные технологии в образовании», г. Пенза, 2003 г.- 2. «Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническом университете», г. Санкт-Петербург, 2003 г.).

• Всероссийских конференциях (3. «Личностно-ориентированное профессиональное образование», г. Пенза, 2003 г.- 4. «Профессиональное становление специалистов-психологов», г. Карачаевск, 2003 г.- 5. «Единое образовательное пространство России и необходимость его формирования в обществе», г. Пенза, 2003 г.- 6. «Нравственное воспитание на рубеже тысячелетий», г. Карачаевск, 2004 г.).

• На научно-практических конференциях (7. г. Ставрополь, СевКавГТУ «Вестник», 2003 г.- 8. «Проблемы формирования современной личности в поликультурной среде», г. Ставрополь, 2004 г.- 9. «Личность XXI века», г. Ставрополь, 2004 г.).

• В коллективной монографии «Научные исследования: информация, шализ, прогноз», г. Воронеж, 2004 г (10).

Структура работы состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы, приложения.

Выводы по IV главе.

Проведенное экспериментальное исследование было направлено на проверку положений теоретической части и гипотезы диссертации, а так же на решение задач, направленных на обоснование значимости надежности личности спортсменов для повышения результативности СпД и психолого-?1едагогических условий формирования компонентов надежности в деятельности тренера.

Реализация теоретически обоснованных условий в процессе эмпирического исследования предполагала четыре этапа: первый (подготовительный) этап включал в себя представление о психологических факторах, влияющих на результативность и надежность деятельности спортсменов и команды в целом. На этом этапе осуществлялось планирование экспериментального исследования и отбор надежных, валидных методик, адекватных поставленной цели и научным задачам, позволяющих получить достоверные результаты.

Далее, при соблюдении ряда организационных моментов, включающих постановку перед испытуемыми исследовательских задач, их мотивацию участия в эксперименте, был проведен констатирующий срез, цель которого — диагностика характеристик надежности личности, как субъекта деятельности. Психологическими факторами, непосредственно влияющими на результативность деятельности членов команды были определены психодинамические особенности нервной системы, когнитивные способности, их психические и эмоциональные состояния в процессе тренировок и официальных соревнований, развитие мотивационной сферы, волевой регуляции, наличие навыков самоконтроля и т. д. и социально-психологические качества спортсменов, такие как коммуникативная компетентность, ответственность, дисциплинированность, чувство долга и т. п.

Тестирование выявило определенные проблемы участников эксперимента в уровне развития саморегуляции, эмоциональной устойчивости, коммуникативных и нравственных качествах, как факторов, влияющих на надежность ССД.

Одновременно на этом этапе исследования составлялась программа формирующего эксперимента, направленная на развитие определенных характеристик личности спортсмена в рамках психологического сопровождения.

Формирующий этап был связан с непосредственной реализацией обозначенных условий в ходе психолого-педагогических мероприятий, регламентированных по содержанию, формам, времени и технологиям в соответствии с составленной программой. В нашем исследовании программа психологического сопровождения, направленная на решение задачи формирования надежности ССД, была рассчитана на 90 часов и реализовывалась в течение года (2002;2003). В процессе реализации программы использовались различные формы работы: беседы, консультации, тренинги, деловые игры и т. п. Основными формами осуществления психолого-педагогических воздействий были групповые и индивидуальные занятия с членами команды. rSr.

В результате использования активных методов воздействия: ментальный тренинг, дискуссии, моделирование и разбор • ситуаций в игровой спортивной деятельности и т. д. на заключительном этапе были выявлены определенные изменения в свойствах, характеристиках личности, в способах поведения и в результатах спортивных достижений, что объясняет профессиональные итоги проделанной работы. Это по субъективной педагогической оценке тренера выразилось в повышении сплоченности команды, успешности предметных взаимодействий, реализации их специальной подготовленности, и, что особенно важно, сохранении своей индивидуальности в условиях общей дисциплины. Объективным подтверждением стало профессиональное достижение команды: по итогам сезона, во время которого проводился эксперимент, клуб поднялся на одну ступень в турнирной таблице соревнований высшей лиги России дивизиона «А». f 180.

Заключение

.

Анализ одной из центральных в современной психологии категории субъекта", которую большинство ученых понимает как центральное образование человеческой реальности, интегрирующее такие характеристики как активность, рефлексивность, инициативность, творчество позволил подробно остановится на рассмотрении проблемы ССД.

Спорт как вид деятельности является одной из сфер самореализации и самоутверждения личности и ее формирование в ней как ССД происходит тюсредством стремления к физическому совершенству. Оно выражается качественным преобразованием личности, ее психических способностей, эмоций, воли, мышления в экстремальных условиях СпД, действий на пределе человеческих возможностей. В процессе занятий спортом человек создает сам себя, овладевает своими природными свойствами, приобретает социальные качества, учится корректному общению.

Включение личности в состав субъекта СД предполагает участие в организации и регуляции совместных действий, в выработке общей программы (ответственность за совместный продукт труда, совместная оценка труда, утринятие коллективных решений). У личности как участника совместной деятельности формируются особые, индивидуальные качества от которых зависит согласованность действий в группеспособность, желание и умение соотносить свои цели и действия с целями и действиями коллектива на основе установления отношений в немумение мобилизовать активность не только в желаемом, но и в нужном направлениипроявлять инициативу, решительность, дисциплинированность.

Условия, влияющие на формирование ССД исследователи подразделяют на внешние и внутренние. К внешним относятся: общие требования СпДспецифические требования избранного вида спортаконкретные условия спортивной карьеры, включая деятельность тренера и влияние спортивной команды. К внутренним причисляют: психические процессы и состоянияспортивно-важные психические свойства, которые формируются в процессе целенаправленной, специально организованной высокой двигательной и психической активности спортсмена и способствуют достижению результата.

Одними из наиболее значимых психолого-педагогических задач в спорте выступают именно те, которые направлены на изучение и анализ ПС спортсменов в период осуществления деятельности (тренировочной и соревновательной) как факторов, влияющих на ее результативность. Анализ имеющихся классификаций интересующих нас факторов показал, что ученые подразделяют их на объективные и субъективные (исходя из детерминации переживаний), внешние и внутренние (особо выделяя тревожное состояние спортсменов), просто субъективные. Однако, каждая из них, взятая в отдельности, не отражает полностью сущности их влияния на результативность СпД, что требует введения определенной интегральной характеристики. На наш взгляд такой характеристикой может выступить надежность.

Проведя ретроспективный анализ научного становления категории «надежность», рассмотрев надежность в различных системах и раскрыв современные концептуальные подходы к проблеме надежности в спорте мы сделали следующие выводы: у данной категории на сегодняшний день нет четкого определения. Одни исследователи рассматривают надежность как процессуальную характеристику деятельности спортсмена, другие как результативнуюотмечается лишь та сторона надежности, по которой — она может количественно измеряться. Однако большинством исследователей справедливо подчеркивается комплексность и сложность понятия «надежность в спорте». Предполагаемые исследователями определения надежности в спорте дают возможность объединить их в четыре группы согласно предмету исследований: надежность соревновательной деятельностинадежность деятельности спортсменов различных видов спортанадежность технического мастерства спортсменов. Самая многочисленная группа объединяет определения психической надежности. Следовательно, данная характеристика может быть определена только с системно-структурных позиций. Интегрирующим фактором надежности СпД, по мнению ученых, является психологический аспект, так как именно с этих позиций предметом психологического анализа деятельности можно рассматривать личность спортсмена как ССД. Результатом проделанной аналитической работы (исходя ¦ из иерархичности СпД, как вида человеческой деятельности) и индивидуальных особенностей спортсмена (характеристик интегральной индивидуальности) явилась схема, состоящая из компонентов, включающих в себя определенный набор факторов надежности субъекта деятельности (см. 2.2. схема 1). В ней мы пытались отразить содержание данного понятия: показать его совокупное, системное качество, в котором отражается структурная взаимосвязь нейродинамических, психологических, личностных и социальных системосоставляющих компонентов. Предложенная схема позволяет с единых позиций рассматривать влияние представленных факторов на надежность субъекта любого рода деятельности, в том числе и спортивной.

На этом этапе итогом нашей работы стало заключение о том, что психолого-педагогическая сущность понятий «надежность личности» и «надежность ССД» состоит в том, что под таковыми следует понимать: надежность личности — это системное свойство личности, проявляющееся в ее способности успешно выполнять различного рода деятельности, сохраняя свои основные характеристики в поведении, нравственных отношениях, в межличностном общении, устойчивости и стабильности ее психофизиологических свойств организма в экстремальных условиях.

Надежность ССД — это устойчивое воспроизведение психической функциональной системы (свойств, качеств и состояний спортсменов) складывающейся в процессе специально организованных психолого-педагогических мероприятий и реализующаяся в экстремальных условиях СпД.

Обращаясь к проблеме формирования характеристик надежности субъекта в процессе СпД следует заметить, что пройдя этап генерализации психическое свойство приобретает способность к самодетерминизации проявления. Однако, процесс формирования личности в спорте идет в двух направлениях: первое — специализированное формирование спортивно важных свойств и качеств, ведущих к успешному выполнению СпД. Второе — общее, позволяющее личности проявлять свою активность в жизнедеятельности вообще.

В своей работе мы рассматриваем проблему надежности на примере совместной СпД (игры в баскетбол) и ее КС — спортивной команды. Специфические особенности баскетбола, жесткая конкурентная борьба, при акценте на достижение максимальных результатов и создании условий, способствующих этому накладывают определенный отпечаток на развитие различных сторон психики спортсмена: восприятий, мышления, эмоций и пр. Под влиянием стереотипных требований, предъявляемых к личности в команде происходит стирание ее индивидуально-типических свойств, унификация личности в коллективе.

Следовательно, при формировании личности в первом направлении спорт, в частности, баскетбол, может вносить определенные дисгармонии в проявление черт характера спортсмена. Сюда можно отнести агрессивность, которую психологи считают спортивно важным качеством, неадекватную самооценку и т. п. Тем не менее, по мнению ученых, при формировании общей структуры личности спорт выступает одним из средств воспитания нравственных, моральных качеств личности. Необходимость глубоких существенных деловых и личностных контактов с членами команды, устанавливаемых и развиваемых в ходе осуществления СД и процессе общения оказывает большое влияние на мотивационную сферу личности, ее эмоциональную устойчивость и т. п.

Это обусловлено поиск определенных психолого-педагогических условий формирования надежности спортсмена как субъекта деятельности и как личности, что, в свою очередь, требует системы деятельности, а также определенной подготовки специалистов, работающих со спортсменами (тренеров, спортивных педагогов и т. п.). Выявленная в процессе аналитической работы неразработанность данной проблемы потребовала от нас определить собственную позицию. В этих целях мы использовали теоретический и практический опыт, связанный с формированием надежности субъектов деятельности как в спортивной, так и в других областях профессиональной деятельности, т.к. для достижения высоких результатов в спорте недостаточно следовать только принципом спортивной тренировки.

Главным условием, на наш взгляд, выступает организация психологического сопровождения формирования спортивной надежности., Учёные определяют психологическое сопровождение как совместную предметную деятельность по развитию и формированию личности с использованием разнообразных форм групповой и индивидуальной психологической работы, граничащей с обучением и коррекцией. По нашему мнению, данная деятельность должна осуществляться с учетом иерархии психологических факторов детерминирующих надежность ССД и носить такой же многоуровневый характер. При этом, мы считаем правомерным рассмотрение психологического сопровождения формирования надежности ССД как целостную, динамическую, многоуровневую систему мероприятийнаправленную на обеспечение эффективности и результативности деятельности спортсмена в условиях тренировок и соревнований. В этих целях на основе разработанной модели нами была составлена программа психологического сопровождения, мероприятия которой направлены на формирование целостной системы саморегуляции спортсмена, повышению резистентности личности к дестабилизирующим внешним и внутренним факторам. Ее разработка осуществлялась исходя из общей цели, задач и гипотез научного исследования.

Для реализации программы мы выбрали наиболее действенное, по мнению многочисленных исследователей, средство психологического сопровождения — Психологический тренинг. Предпочтение групповым методам работы было отдано потому, что работа проводилась с командой и именно данный метод позволяет повысить интенсивность и стойкость возникающих изменений, а так же максимально использовать возможности каждого участника.

Особое место в рамках программы психологического сопровождения отводилось работе с тренером. Одна из задач была направлена, на его специальную психологическую подготовку.

Реализация теоретически обоснованных условий в процессе эмпирического исследования в спортивной команде осуществлялась в четыре этапа: подготовительный, констатирующий (диагностический), формирующий и заключительный. Интерпретация полученных данных на заключительном этапе эксперимента выявила значимые, статистически подтвержденные изменения в компонентах надежности игроков. Это позволило операцианализировать изучаемую нами феноменологию и представить ее в виде некоторой схемы? схема № 3), где под воздействием системы психолого-педагогиче^ких мероприятий у ССД формируется познавательная направленность, инициатива, самостоятельность, творческое отношение к игровой деятельности, способствующие развитию индивидуального стиля деятельности, внутригрупповой сплоченности, взаимосогласованности.

Субъективными итогами эксперимента стали данные о нормализации психологического климата в команде, что проявилось в оптимизации эмоционального фона межличностных отношений ее членов, т.к. психологическое сопровождение позволяет ССД более эффективно овладевать навыками саморегуляции и самоконтроля.

Профессиональным итогом проделанной работы стало повышение надежности спортсменов и как следствие, успешности результативности деятельности команды, что по итогам сезона, во время которого проводился эксперимент, позволило подняться клубу на одну ступень выше в турнирной таблице соревнований высшей лиги России дивизион «А».

Для дальнейшей подготовки команды после завершения СД в рамках программы тренеру были представлены рекомендации по формированию надежности спортсменов в процессе учебно-тренировочных занятий и в период соревнований.

Вместе с тем проведенное исследование позволяет наметить некоторые перспективы дальнейшей разработки представленной проблемы. Формирование надежности субъектов деятельности должно стать приоритетным направлением для повышения результативности любого рода деятельности, требующие высокоэффективного выполнения.

Достижение данных результатов, в свою очередь, обеспечивалось программой психологического сопровождения, что позволяет сделать вывод о ее положительной роли в решении проблемы формирования надежности спортсмена как субъекта деятельности и как личности и тем самым подтвердить выдвинутую гипотезу.

Полученные экспериментальным путем данные показали, что психологическое сопровождение позволяет ССД более эффективно овладеть навыками саморегуляции и самоконтроля, приобрести те свойства и качества, которые входят в структуру надежности. Использование системы научно-обоснованных методов воздействия на личность (моделирование и анализ ситуаций, деловые игры, ментальный тренинг и т. д.) позволили с одной стороны получить ощутимые результаты в СпД, а с другой — сформировать ряд характеристик, обеспечивающих личности спортсмена возможность проявлять свою активность в различных сферах жизни и деятельности с высокой эффективностью.

Таким образом, мы можем утверждать, что в результате проведенного экспериментального исследования нами были обоснованы психолого-педагогические условия формирования надежности спортсменов в психолого-педагогической деятельности руководства спортивного коллектива.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова — Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: «Мысль», 1881.-300 с.. Абульханова К. А. О субъекте психической деятельности. — М.: Наука, 1973. -388с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности.//Психология личности в социалистическом обществе. Активность и развитие личности. М., 1989.
  3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-355с.
  4. .Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1980.
  5. .Г. О проблемах современного человекознания.- СПб., 2001.
  6. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. — 338с.
  7. Г. М. Социальная психология (группа в социальной психологии). — М.: Наука, 1988.-376с.
  8. П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Медицина, 1968.-547с.
  9. Ю.Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М.: Медицина, 1975. -447с.
  10. П.Анохин П. К. Проблемы принятия решений в психологии и физиологии// Вопросы психологии. 1974.№ 4, с. 21−29.
  11. П.К., Судаков В. К. Эмоции и здоровье.//Будущее науки.-М.: Знание, 1973.-204с.
  12. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. — М.:МГУ, 1984. -257с.
  13. А.Г. Содействие ребенку в развитии личности//Новые ценности образования/Под ред. Н. Б. Крыловой. М.: ИННОВАТОР, Вып. 6. — 1996. -с. 39−44.
  14. А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. — 272с.
  15. А.А. Идеомоторная подготовка в спорте. М.: ФиС, 1983. — 128с.
  16. А.И. Кибернетика и надежность. М.: Знание, 1964. — 95с.
  17. Е.Л. Психологическое сопровождение личностного развитияучащихся в условиях профильного обучения. Дисс. к.псих.н. — Ставрополь, 2003.
  18. В.М. Избранные работы по социальной психологии. М.: Наука, 1994.
  19. Ю.М. Экспериментальное исследование надежности некоторых психологических качеств высококлассных спортсменов в экстремальныхусловиях ответственных соревнований (на примере спортсменов единоборцев). Автореф. дисс. к.пед.н., М.: 1973, 23с.
  20. В.А. Проблемы утомления летного состава (понятие, причины, признаки, классификация)//Физиология человека. 1988, № 5, с.835−843.
  21. В.А., Кольцов А. Н., Сергеев В. А. Методы и критерии оценки переутомления летного состава//Военно-медицинский журнал. 1988., № 2, с. 61−64.
  22. В.А., Орлов В. Я. Психология и надежность: человек в системах управления техникой. -М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1988. 288с.
  23. Большая советская энциклопедия/Под ред. A.M. Прохорова М.: Изд-во «Советская энциклопедия». Т.17, 1974. — 616с.
  24. Большой психологический словарь/Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — 672с.
  25. Большой толковый словарь русского языка/Под ред. С. А. Кузнецова. — СПб.: «Норинт», 1998.- 1536с.
  26. И.В. Основы технологии группового тренинга. — М., 1999. — с. 18.
  27. Л.М. Психические процессы. — Л.: ЛГУ, 1976, т.2.
  28. В.Ф., Ротенберг Р. В., Улиханян Г. С. Психологические факторы надежности управления автомобилями и проблема общения между водителями//Психологический журнал. 1983, № 4, с. 75−86.
  29. А.Ф. Проблема надежности спортсмена в психологическом аспекте —Теор. и практ. физ. культ., 1974, № 2, с. 53−56.
  30. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. — М.: МГУ, 1980.-283с.
  31. A.M., Пономаренко В. А. К вопросу о профессиональной надежности летчика//Военно-медицинский журнал. 1993., № 5, с. 51−53.
  32. И.П. Влияние характеристик сознания игроков на командную сыгранность. Психология физического воспитания и спорта. —JI: ВИФК, т 1978-С.137−138.
  33. JI.C. Собрание сочинений в 6-ти Т.- М., 138 с. -1984. Т.2. -251с.
  34. .А. Роль темперамента в спортивной деятельности. — М.: ФиС, 1978.-96с.
  35. .А. Темперамент и способности к спортивной деятельности. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов./Сост. и общ. ред. И. П. Волкова. СПб.: Питер, 2002. — 384с.
  36. .А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях.- М.: ФиС, 1981. 112с.
  37. Г. М. Психологический анализ трудностей в футболе. В-кн.: Психологическая подготовка спортсменов различных видов спорта к соревнованиям/Под ред. П. А. Рудина, А. Ц. Пуни, Н. А. Худадова. — М.: ФиС, 1968.-168с.
  38. О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века//Забота поддержка — консультирование. Серия «Новые ценности образования’ТПод ред. Н. Б. Крыловой. — М.: ИННОВАТОР, 1996. — Вып. 6. -с. 11−38.
  39. В.А. Системное описание функционирования психики человека вактуальном времени.//Вестник ЛГУ. Сер. 6. — вып.-1.-1986.-с.65.
  40. В.Б. Системные описания в психологии. М., 1985.
  41. А.Д. К вопросу о технологии психологической подготовки спортсмена./ЛТсихологические аспекты подготовки спортсменов. — Смоленск: изд-во СГИФК, 1980. с. 3−9.
  42. Ф. Психологические особенности мобилизации готовности спортсменов. М.: ФиС, 1971. — 245с.
  43. Л.Д. Время стрессов: обоснование и практические результаты психологической работы в спортивных командах. — М.: ФиС, 1990. -191с.
  44. Л.Д. Психология и психогигиена в спорте. -М.: ФиС- 1986−207с.
  45. Р.А. Еще раз о спортивном аутотренинге. — Минск: Полымя, 1881. -142с.
  46. Е.Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта. М.: Изд. центр «Академия», 2002. — 288с.
  47. Г. Д. Практическая психология и ее основные направления в современном спорте.//Психологические проблемы предсоревновательной подготовки квалифицированных спортсменов. — Л., 1977. — с. 28−35.
  48. Г. Д. Психопедагогика спорта. М.: ФиС, 1986. -207с.
  49. В., Ванек М., Свобода Б. Успех как мотивационный фактор спортивной деятельности/ЯТсихология и современный спорт. Сборник научных трудов психологов спорта социалистических стран. М.: ФиС, 1973. — с.100−121.
  50. А.И., Ломов Б. Ф., Мансуров P.M., Суходольский Г. В. Теория надежности в применении к операторам/Инженерная психология в приборостроении. М.: 1967. — с. 116−124.
  51. А.И., Суходольский Г. В. Понятие отказа в применении к человеку-оператору // Инженерная психология в приборостроении / Под ред. Б. Ф. Ломова. -М., 1967.-е. 124−170.
  52. К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. -М.: Наука, 1970. 272с.
  53. К.М., Матвеев В. Ф. О профессиональной пригодности операторов и способностях ее определения//Вопросы пригодности оперативного персонала энергосистем. М.: Просвещение, 1966. — с. 3−96.
  54. В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. — М.: ЗАО изд-во ЭКСМО Пресс, 2000. — 736с.
  55. О.В. Эмоции в спорте и их регуляция.: Автореферат, дисс. к.п.н. -М., 1970,-24с.
  56. В.А. Методологические вопросы исследования спортсмена в аспекте теории деятельности. Автореф. дисс. к.п.н. -М.: 1975, 26с.
  57. В.А. Спортивная деятельность как предмет научного исследования.//Теоретические и прикладные исследования по психологии. — Казань, 1974. с. 91−118.
  58. А.А., Исаев А. А. Педагогическое мастерство тренера. М.: ФиС, 1981,-375с.
  59. Т.Т. Об одном теоретическом подходе к проблеме надежности спортсменов высокого класса и методы ее совершенствования: Матер, межд. науч. конф./Под ред. К. П. Жарова и В. А. Плахтиенко. М., 1977, Т.1, с. 36−38.
  60. Т.Т. Психологическая систематика видов спорта и соревновательной деятельности//Психология и современный спорт. — М.: ФиС, 1982. с. 12−20.
  61. Т.Т., Румянцева В. И. Лидерство в спорте. М.: ФиС, 1983. — 80с.
  62. В. Психологические проблемы развития психических качеств спортсмена. Психология и современный спорт. Сборник научных статей психологов социалистических стран./Сост. П. А. Рудик, В. В. Медведев, А. В. Родионов. -М.: ФиС, 1973.-328с.
  63. А.И. Проблемы групповой сплоченности. М.: МГУ, 1979. — 128с.
  64. А.И. Психология коллектива. М.: Изд-во МГУ, 1984.
  65. В.М., Худадов Н. А. Проблемы технического мастерства как фактора надежности деятельности спортсмена. М., 1977, вып. 1, с. 21−29.f>9. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. — М., 1985.-с. 144.
  66. М.Я. Методика тренировки стрелка спортсмена. — М.: ФиС, 1986.
  67. Ю.Н., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитиекомпетенции в общении. — М., 1990. с. 11- с. 62.
  68. A.JI. Коммуникативные качества руководителя и эффективностьруководства коллективом/ЛТсихологический журнал. 1983.Т.4,№ 1 — с.57>67.
  69. Н.Д., Пономаренко В. А. Психические состояния человека в особых условиях деятельности//Психологический журнал, 1983. № 6., с.92−105.
  70. Н.Н. Психологическая поддержка старшеклассников при решении ими экзистенциальных проблем. Автореф. канд. психол. наук. -Ростов н./Д., 1999. -23с.
  71. Т.В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие. — СПб.: Речь, М.: Смысл, 2002.- 80с.
  72. Г. М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности. —7 М.: Наука, 1966. 138с.
  73. Г. Н., Медведев В. И. Классификация ошибок оператора// Техническая эстетика. 1971., № 10, с. 49−50.
  74. Э.Ф. Психология профессий. М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 336с.
  75. П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора: Автореф. дисс. к.пед.н., М., 1980.-15с.
  76. В.П., Мунипов В. М. Основы эргономики. М.: МГУ, 1979.- 344с.
  77. В.А. Мотивация и самооценка подростка как факторы готовности к соревновательной деятельности: автореф. дисс. к.п.н., М., 1981. — 21с.
  78. А.В. Помехоустойчивость движений спортсменов. — JL: ЛГИФК, 1977.- 139с.
  79. Е.П. Дифференциальная психология физического воспитания и спорта. Л.: Изд-во ВИФК, 1978. — 327с.
  80. Е.П. Методологические аспекты изучения связи свойств нервной системы и темперамента с особенностями поведения и эффективностью деятельности спортсмена//Спорт в современном обществе: Всемирный конгресс: Педагогика и психология. -М.: 1980.-195с.
  81. G5. Ильин Е. П. Психология воли. СПб.: Питер, 2002. — 288с.
  82. Е.П. Психология спорта. Современные направления в психологии.1. Л.: ЛГУ, 1983. -96с.
  83. Е.П. Психофизиология физического воспитания. Деятельность и состояния. М.: Просвещение, 1980. — 199с.
  84. Е.П. Психофизиология физического воспитания. Факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности. — М.: Просвеще’ние, 1983. -223с.
  85. Е.П., Киселев Ю. Я., Сафонов В. К. Психология спортсмена: Современные направления в психологии. — Л., 1989.
  86. М.А. Специальная подготовка стрелка спортсмена. — М.: ФиС, 1982.
  87. С.Б. Психологические механизмы влияния отношений в спортивной деятельности на формирование личности. Дисс. к. психол. н. Л., 1978.
  88. Ю.Я. Психологические проблемы предсоревновательной подготовки квалифицированных спортсменов. — Л.: ЛГИФК, 1977. — 139с.
  89. В.Г. Надежность энергетических систем. М.: Высш. шк., 1984. — 256с.
  90. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности и типологические &diams-особенности центральной нервной системы. — Казань.: ПТУ, 1969.
  91. Е.Г., Колюхов В. Г., Григорьянц И. А. Проблемы соревновательной надежности в спорте. М.: МОГИФК, 1979. — 42с.
  92. Ю.А. Взаимоотношение в спортивной команде. — М.: ФиС, 1984.-128с.
  93. Ю.А. Исследование влияния межличностных отношений на эффективность спортивной деятельности. Автореф. канд.дисс. — Тарту, 1974.-28с.
  94. О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. — М.:1. Наука, 1980.-256с.
  95. В.Б. Надежность исполнения и гимнастике. М.: ФиС, 1970. — 182с.
  96. В.Б. Надежность решения двигательных задач//Теория и практика физической культуры. -М.: ФиС, 1997. № 10, с. 18−23.
  97. .Б. Психологические вопросы надежности спортивной деятельности. В кн.: Психическая надежность спортсменов высокого класса и методы ее совершенствования: Матер, межд. науч. конф./Под ред. К. П. Жарова и В. А. Плахтиенко. М., 1977, Т.1., с. 32−36.
  98. М.А. Курс инженерной психологии. — Таллин. Валтус, 1978. 368с.
  99. И.Б., Канаркевич О. С., Петриевский В. Н. Психология. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, Феникс, 2003 .-480с.
  100. И.Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. Ростов н/д: Изд-во Рос. пед. ун., 1997. -112с.
  101. Юб.Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Социализация и воспитание. Ростов н/Д., 1997. — 174с.
  102. И.Б., Шиянов Е. Н. Становление и развитие гуманистической педагогики. Ростов-н/Д., 1994. -241с.
  103. И.Б., Шиянов Е. Н. Философские основания современной педагогики. Ростов н./Д., 1994. -163с.
  104. Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М., 2000- с. 25.
  105. . Дж. Психология в современном спорте. М.: ФиС, 1978.- 224с.
  106. Кричевский P. JL, Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и практический аспекты. — М.: МГУ, 1985.- 205с.
  107. Р.Л., Рыжак М. М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. М.: Изд-во МГУ, 1985. -223с.
  108. ПЗ.Круглова Н. Ф. Индивидуально-типические особенности произвольной регуляции деятельности у школьников среднего возраста.//Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1991.№ 2, с. 37−41.
  109. В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972. — 351с.
  110. Л.А. Человек в автоматизированных системах управления.- Л.: ЛГУ, 1972.-192с.
  111. Г. Е. К вопросу о концептуальной модели личности спортсмена// Совершенствование основ физического воспитания и спорта. — М., 1981. -с. 151−153.
  112. Л.Д. О психологических состояниях человека. М.: Просвещение, 1966.-344с.
  113. А.Е. Реализация принципа индивидуализации и организация психологической подготовки спортсменов.// Физическая культура, спорт издоровье нации. Сб. науч. трудов./ Под ред. О. С. Куца. Киев, 1998.
  114. А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. — М.: МГУ, 1984.-200с.
  115. А.Б., Медведев В. И. Функциональное состояние человека в трудовой деятельности. -М.: МГУ, 1981. 112с.
  116. А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. — 48с.
  117. А.А. Психология общения. — М.: Смысл, 1987. — 365с.
  118. .Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  119. .Ф. Проблемы деятельности в психологии// Психологический журнал. 1981. — Т.2.,-№ 5., с. 3−22.
  120. .Ф. Человек и техника. — М.: Советское радио, издание 2-е, 1966. — 464с.
  121. С.И. Принципы психологического тренинга/ Журнал практического психолога. — 1999. № 3. — с. 13−38.
  122. А.В. Групповая композиция как фактор психической надежности спортивно-игровой деятельности.-В кн.: Стресс и тревога вспорте: международный сборник научных статей/ Сост. Ю. Л. Ханин. М.: ФиС, 1983.-288с.
  123. Дж. Смит. Тренинг уверенности в себе: Пер. с англ. СПб.: ООО «Речь», 2002. — 244с.
  124. В.Г. Основы самопознания и саморазвития. — М., 2002.
  125. В.Л., Платонов К. К., Плетницкий Е. А. Напряженность в полете. — М.: Воениздат, 1968.- 117с.
  126. В.Л., Серова Л. К. Информационные основы управления спортсменом. -М.: ФиС, 1983. 112с.
  127. Р. Социальная психология и спорт. М.: ФиС, 1979. — 176с.
  128. Л.П., Новиков А. Д. Теория и методика физического воспитания. — М.: ФиС., 1976. -т.2,152с.
  129. Л.П. Основы спортивной тренировки. -М.: ФиС, 1977. -280с.
  130. В.И. Устойчивость физиологических и психических функций человека при действии экстремальных факторов. Л.: Наука, 1982. — 104с.
  131. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. — М., 1986.-255с.
  132. B.C. Очерк теории темперамента. 2-е изд., Пермь: Пермскоекнижное издательство, 1973.— 292с.
  133. B.C. Типологически обусловленные особенности в труде и производственном обучении ткачих. В кн.: Проблемы психологии личности и психологии труда. — Пермь, 1960.
  134. Д. Эргономические основы сложных систем. — М.: Мир. 1979. — 455с.
  135. В.Э. Некоторые вопросы повышения спортивной надежности. В кн.: Материалы Всесоюзного симпозиума: «Практические аспекты' психологической подготовки спортсменов». — М., 1976.-е. 121−129.
  136. В.Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности.
  137. Стресс и тревога в спорте: Международный сборник научных статей/ Сост.
  138. Ю.Л. Ханин. М.: ФиС, 1983.- 288 с.
  139. В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М.: Наука, 1998.- 132с.
  140. В.И., Соколова JI.A. Опросный метод для диагностики осознанного саморегулирования и успешности деятельности.// Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1988. № 2, с. 14−18.
  141. А.В. Общение как фактор воспитания школьников. — М.: Педагогика, 1984. 112с.
  142. Надежность в технике. Термины и определения. М., 1975.
  143. Р. Определение и формирование оптимального уровня эмоционального возбуждения. Стресс и тревога в спорте: Международный сборник научных статей. Сост. Ю. Л. Ханин. М.: ФиС.1983.-288с.
  144. P.M. Психология соревнующегося спортсмена. — М.: ФиС, 1979.,-224с.
  145. В.Д. Надежность работы оператора в сложной системе управления// Инженерная психология./ Под ред. А. Н. Леонтьева, В. П. Зинченко, Д. Ю. Панова. М.: МГУ, 1964. — с. 358−367.г
  146. В.Д. Психологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. — 336с.
  147. В.П., Худадов Н. А. Психорегуляция в подготовке спортсменов. — М.: ФиС, 1885. -177с.
  148. В.П., Худадов Н. А., Пиккенхайн Л., Форестер Р. Психорегуляция в подготовке спортсменов. — М.: ФиС, 1985. — 176с.
  149. Р.С. Психология. -М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 1987 688с.
  150. В.Ф. Формирование личности высококвалифицированного спортсмена в условиях микроцентра.// Психологическое обеспечение спортивной деятельности.- Л.: ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1989.-е. 5−12.
  151. Г. С. Самоконтроль, как механизм надежности человекаоператора. JI.: Изд-во ЛГУ, 1977. — 112с.
  152. Новый энциклопедический словарь под ред. А. П. Горкина. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2000. — 1456с.
  153. Н.Н. Модель регуляции совместной деятельности// Социальная психология. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. — с. 125−138.
  154. Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев.: Лыбидь, 1980.- 181с.
  155. Л.Ф. Пути научного изучения психики ребенка в XX веке: Докт. дисс.-М., 1996.
  156. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М.: Азбуковник, 1999. — 344с.
  157. А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы,? проекции, практики: Учебное пособие для студ. психол. фак. ВУЗов. -- М.:
  158. Издательский центр «Академия», 2002. 272с.
  159. А.К. Умение саморегуляции в самоопределении учащихся.// Вопросы психологии, 1992. № 1/1. с. 55−59.
  160. Основы психофизиологии/ Отв. ред. Ю. М. Александров. М.: Изд-во ИНФРА.- М., 1987.-432с.
  161. Основы управления подготовки юных спортсменов/ Под ред. М. Я. Набатниковой. М.: ФиС, 1982. — 282с.
  162. Ю.Н. Психолого-педагогические условия формирования 5* личностных качеств спортсменов, необходимых для командныхвзаимодействий. Автореф. канд. психол. наук. — Ставрополь, 2004. — 24с.
  163. Ю.Ю. Опыт исследования относительно силы мотива и формирование соревновательной установки// Психология и современный спорт. Сборник научных работ психологов спорта социалистических стран. -М.: ФиС, 1973.-с. 86−93.
  164. В., Лазаревич Л. Психодинамика спортивной группы. — М.: ФиС, 1977.-119с.
  165. Э., Рэй М. Коучинг в обучении. Практические методы и техники. -* М.,-СПб, 2003.-204с.
  166. Н. Тренинг победителя. Самоменеджмент эпохи Интернет. — СПб.: Речь, 2002.-216с.
  167. JI.A. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. — М., 1982. с. 47.
  168. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Политиздат, 1982.-255с.
  169. А.В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. — М.: Просвещение, 1978. 176с.
  170. Р.А. Мотивация спортивной деятельности. -М.: ФиС, 1984. -104с.
  171. Р.А., Пудинков Н. Ф. Особенности мотивации фехтовальщиков различного возраста и квалификации// Теория и практика ФК, 1984, № 9, с. 8.
  172. В.М. Управление эмоциональным состоянием с использованием обратной связи//Спортивная борьба. -М.: ФиС, 1970. -с. 42−45.
  173. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. — М., 1973. л
  174. К.К. О системе психологии. — М.: Мысль, 1972. -216с.
  175. Ю.П. Психология коллективной деятельности. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.- 181с.
  176. В.А. Проблема надежности в спорте. — В кн.: Материалы Второго Всемирного научного конгресса «Спорт в современном обществе». -М., 1980.-с .129.
  177. В.А., Блудов Ю. М. Надежность в спорте. -М.: ФиС, 1983. -176с.
  178. В.А., Мельник В. Г. Прогнозирование в спорте. Л.: ВИФК, 1990. — 95с.
  179. В.А., Пайкин О. З. Успешность выступлений высококлассных боксеров на ринге и факторы их определяющие. — Теор. и практ. физ. культ. 1972. № 5, с. 12−16.
  180. М.И. Психологическое сопровождение образовательной деятельности преподавателей высшей школы в системе повышения квалификации: Научно-методическое пособие. Ставрополь: СевКавГТУ, 2004. — 98с.
  181. А.Л. Спортивная психология. — М.: Флинта, 2000. -152с.
  182. В.Я. Подготовка яхтсменов высшей квалификации к соревнованиям с учетом психологических факторов. Автореф. дисс. к.п.н., -М., 1987.-24с.
  183. Практикум по спортивной психологии/ Под ред. И. П. Волкова. — СПб.: Питер, 2002. 288с.
  184. Проблема субъекта в психологической науке/ Отв. Ред. А. В. Брушлинский, М. И. Воловикова, В. Н. Дружинин.-М.: Изд-во «Академический проект», 2000.
  185. Психологическая теория коллектива/ Под ред. А. В. Петровского. — М.: Просвещение, 1973. 233 с.
  186. Психологические проблемы взаимоотношения коллектива и личности./ Отв. ред. А. В. Петровский. М.: АПН ССР, 1988. — 146с.
  187. Психологический контроль в системе психологической подготовки спортсменов высокой квалификации./ Под ред. Е. А. Калинина.-М.: ФиС, 1985.- 165с.
  188. Психологический словарь/ Под общей ред. Ю. Л. Неймера. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — 640с.
  189. Психологический словарь под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова — 2-е изд., перед, и доп. М.: Педагогика — Пресс, 1997. — 400с.
  190. Психологический стресс в спорте. Первый всесоюзный симпозиум./ Под ред. Б. А. Вяткина.-Пермь, 1973 .-87с.
  191. Психология индивидуального и группового субъекта/ Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М.:ПЕРСЭ, 2002, — 368с.
  192. Психология спорта высших достижений./ Под ред. Е. П. Ильина. М.: ФиС, 1978. -144с.
  193. Психология физического воспитания и спорта/ Под ред. Т. Т. Джамгарова и А. Ц. Пуни. М.: ФиС, 1979, с. 143.
  194. Психология физического воспитания и спорта/ Н. П. Гуменюк, В. В. Клименко.-К.: Вища шк., Головное изд-во, 1985. -311с.
  195. Психология. Словарь/Под ред. А. В. Перовского и М. Г. Ярошевского. -М., 1990.
  196. Психология. Учебник под ред. А. А. Крылова. М.: «Проспект», 1998. — 584с.
  197. Психолого-педагогические воздействия в спортивной деятельности/ Под5 201ред. В. Ф. Соколова. Алма-Ата.: Изд-во Казахский ИФК, 1989. — 143с.
  198. А.Ц. К вопросу об интеллектуальных основах и волевой подготовке спортсмена// Проблемы психологии спорта. Вып. 2. М., 1962. — с. 40−49.
  199. А.Ц. Некоторые вопросы теории воли и волевая подготовка в спорте// Психология и современный спорт. М., 1973.
  200. А.Ц. О динамике состояния психической готовности спортсменов к соревнованию. Психологическая подготовка спортсменов различных видов спорта к соревнованиям.// Ред. коллегия П. А. Рудик, А. Ц. Пуни, Н.А.
  201. Худадов. -М.: ФиС, 1968. 168с.
  202. А.Ц. Очерки психологии спорта. М.: ФиС, 159. — 308с.
  203. А.Ц. Предмет психологии физического воспитания и спорта. —М.: ФиС, 1984. с.157−161.
  204. А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. — М.: ФиС, 1969.-88с.
  205. В. Система телесно-ориентированной психотерапии в психотехнике/ Под ред. Ю. В. Баскакова. — М., 1993.
  206. Т.А. Социально-психологическая характеристика группы. М.:t Педагогика, 1988.-232с.
  207. А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. М.: ФиС, 1983.- 112с.
  208. А.В. Психологические основы подготовки баскетболистов. — Киев: Здоровье, 1989.- 132с.
  209. А.В., Худадов Н. А. Психология и современный спорт. М.: ФиС, 1982. -224с.
  210. В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. — СПб.: Речь, 2003.- 175с.
  211. Российская социологическая энциклопедия/ Под общей ред. Г. В. Осипова-М.: Издательская группа Норма-Инфа-М, 1998 772с.
  212. Рубинштейн C. J1. Избранные философско-психологические труды. М., 1887
  213. Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии. — М.: Учпедгиз, 1946. — 620с.
  214. Рубинштейн C. J1. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.
  215. П.А. Понятие, содержание и задачи психологической подготовки-лспортсмена// Психологическая подготовка спортсмена. Сборник. — М.:1965. -с.3−10.
  216. П.А. Психологическая подготовка спортсменов различных видов спорта к соревнованиям. — М.: ФиС, 1968. -168с.
  217. П.А. Психология: Учебное пособие для ИФК. М., 1974.
  218. В.И., Руйбите JI.M. Некоторые особенности социальной прецепции в спортивно-игровых командах// Пути мобилизации функциональных резервов спортсмена. Л.: Изд-во ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1984.-е. 122−128.
  219. Н., Туркулец Н. Коучинг — ваш проводник в мире бизнеса. М.-СПб., 2004.-192с.
  220. В.Н. Эмпирический и теоретический пути развития теорииспортивной тренировки.// Теория и практика физической культуры. — М.:
  221. ФиС, 1998. № 3. с. 46−50. t
  222. Г. На уровне целого организма.- М.: Наука, 1972.
  223. Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1982, — 124с.
  224. О.А. Экспериментальное исследование психофизиологической природы эмоциональной устойчивости. Автореф. дис. к. пед. Н., М., 1972. — 18с.
  225. Совместная деятельность: методология, теория, практика./ Под ред. А. А. Журавлева. М.: наука, 1988. — 288с.
  226. B.C. Некоторые аспекты надежности боксеров высокого класса и педагогические методы совершенствования: Дисс.-к.пед.н., Л., 1977. -268с.
  227. Сопровождение личностно-профессионального развития студентов в педагогическом вузе: Научно-методическое пособие/ Отв. ред. Л. Н. Бережнова, В. И. Богословский, В. В. Семикин. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. -158с.
  228. Социальная психология/ Под ред. А. В. Петровского. — М.: Просвещение, 1973.- 239с.
  229. Спортивные игры. Учебник для институтов Ф.К./ Под ред. Ю. И. Портных, -М.: ФиС, 1976.-336с.
  230. Н.Б. О формировании спортивно важных психических свойств спортсменов// Психологическое обеспечение спортивной деятельности: Межвузовский сб. научных трудов. М.: Изд-во ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1978 — с. 20−29.
  231. Н.Б. Психологическая структура спортивной деятельности. Психология спортивной карьеры. СПб.: Изд-во «Центр карьеры», 1999. — с. 65−69.
  232. Т.А. Психологическая поддержка и помощь в современной образовательной практике/ Педагогика. 2002. — № 4. — с. 20−27.
  233. А.В. Психология стресса. М.: Педагогика, 1975.- 208с.
  234. Г. А. Психология деятельности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2000. -263с.
  235. Е.Н. Агрессивность/ Психология спорта в терминах, понятиях, междисциплинарных связях. Словарь-справочник. — СПб.: ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1996. -с.9.
  236. Те плов A.M. Проблема индивидуальных различий. М.: АПНРСФСР, 1861.-536с.
  237. O.K. Принятие решения как психологическая проблема// Проблемы принятия решения. — М.: Наука, 1976 с.77−82.
  238. Толковый словарь спортивных терминов/ Сост. Ф. П. Суслов, С. М. Вайцеховский. М.: ФиС, 1993.
  239. Е.Г. Я сам строю свою жизнь.- СПб.: Речь, 2003. -216с.
  240. В.П. Антиципация результата соревновательной деятельности как компонент состояния психической готовности спортсмена к соревнованию. В кн.: Психологические проблемы подготовки квалифицированных спортсменов.- Л., 1977.- с. 46−52.
  241. Л.И. Коллектив и личность, 1975.
  242. Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. -М.: Просвещение, 1980. 152с.
  243. Физическая культура студента: Учебник/ Под ред. В. И. Ильина. — М.: Гардарики, 2001. 448с.
  244. К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. — М.: Генезис, 2003. — 336с.
  245. В. Инженерная психология и психология труда.- М.: Машиностроение, 1986.-288с.
  246. Ю.Л. О срочной диагностике состояния личности в группе.// Теория и практика Ф.К. 1977. -№ 8.- с. 25−31.
  247. Ю.Л. Психология общения в спорте. М.: ФиС, 1980. — 208с.
  248. X. Психология мотивации достижения./ Пер. с анг. — СПб.: Речь, 2001.-240с.
  249. Е.Г. Нейропсихология. -М., 1987, 111с.
  250. Е.Д.- БотоваН.Я. Мозг и эмоции.- М.: МГУ, 1992.- 165с.
  251. Н.В., Пахомов Ю. В. Психотехнические игры в спорте. -М., 1988. — с.36.
  252. О. А. Исследование эмоциональной устойчивости как важнейшего показателя психологической подготовленности спортсмена к соревнованиям / Психологические вопросы спортивной тренировки. — М.: ФиС, 1967.
  253. О. А. Психологические особенности спортивных эмоций. Сборник научных работ психологов спорта социалистических стран. М.: ФиС, 1973. — 328с.
  254. О.А. Соперничество, риск, самообладание в спорте. — М.: ФиС, 188.-104с.
  255. О.А. Эмоции в спорте. -М.: ФиС, 1962. -227с.
  256. О.А., Дашкевич О. В. Активная саморегуляция эмоциональных состояний спортсмена. М.: ФиС, 1971. -46с.
  257. А.Б. Психологические факторы, обеспечивающие успешностьсовместной деятельности профессионального коллектива. Канд. дисс. психол. наук. Ставрополь, 2001. 190с.
  258. В.Д. Деятельность и способности. М.: Изд-во «ЛОГОС», 1994 -318с.
  259. В.Д. Психологический анализ деятельности как системы. Психологический журнал, 198, Т.1., № 3, с. 33−46.
  260. Р.З. Личность и волевая готовность в спорте. — М., 1987.
  261. Ю.В., Бобров А. Ф. Надежность деятельности человека в автоматизированных системах и ее количественная оценка// Психологический журнал. 1990., № 3, с. 60−69.
  262. Е.Н. Современное гуманитарное знание о проблемах социального развития. — М.: Илекса, 2003.
  263. Е.Н., Недбаева С. В. Развитие личности как субъекта средствами психологической практики. Ставрополь: «Вестник СевКавГТУ», 1997.
  264. Е.В. Тенденции исследований личности советской психологии//-I
  265. Проблемы психологии личности: Материалы советско-финского симпозиума. М.: Наука, 1982. — с. 11−24.
  266. .Н. Концептуальные основы подготовки сборной команды России к Олимпийским играм.// Теория и практика физической культуры. — М.: ФиС, 2003. № 10. с. 28−31.
  267. В.А. Педагогическая психология. — СПб: Изд-во Михайлова, 2000. — 343с.
  268. Т.В. Зачем пятикласснику психология?// Психологическая наука и образование. 1998. -№ 5. — с. 42−60.
  269. Lazarus P., Launier P. S. Stress related transactions between person «and envizonment. In.: L.A. Pezin, M. Lawis (Eds) perspectives in interactionnal psychology. N.Y.: Plenym 1878. pp/ 287−327.
  270. Schneider K. Therapist personal maturity and the therapeutic success // the Psychotherapy. 1992. Vol. 8P. 71−81.
  271. Изменение оценок психологической атмосферы в командев 7 6 Sбаллы 4з г 1первый срез ¦ второй срез1. Рис. 150 45 40 35 30 25 20 15 10 5 О
  272. Изменение показателей агрессивности
  273. О первый срез ¦ второй срез2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
  274. Изменение показателей ситуативной тревожности80 70 60 50 40 30 20 10 123 456 789первый срез ¦ аторой срез10 11 12 13 14 15 16 171. Рис. 3
  275. Изменение показателей личностной тревожности60
Заполнить форму текущей работой