Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Феноменология типов личности, развивающейся в условиях дизонтогенеза, с позиции ее адаптивности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К внешним факторам, влияющим на формирование адаптивности личности в условиях дизонтогенеза, следует отнести влияние различных уровней социальной среды: от микроуровня (семья, ближайшее окружение) до макроуровня (экономика, культура). Это влияние проявляется в навязывании индивидууму бытующих в обществе представлений о социальном статусе, нормах поведения инвалида. Результатом этого воздействия… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблема адаптации личности в условиях дизонтогенеза
    • 1. 1. Значение социальных и биологических факторов для развития личности в условиях дизонтогенеза
    • 1. 2. Особенности адаптации личности в условиях дизонтогенеза
    • 1. 3. Детерминанты эффективности процесса социально-психологической адаптации личности в условиях дизонтогенеза
      • 1. 3. 1. Самоотношение как интегративный, системообразующий фактор социально-психологической адаптации личности в условиях дизонтогенеза
      • 1. 3. 2. Отношение к имеющейся аномалии психофизического развития как фактор социально-психологической адаптации личности в условиях дизонтогенеза
      • 1. 3. 3. Ценностные ориентации, направленность как факторы социально-психологической адаптации личности в условиях дизонтогенеза
      • 1. 3. 4. Коммуникативные свойства как фактор социально-психологической адаптации личности в условиях дизонтогенеза
      • 1. 3. 5. Индивидуальные особенности как фактор социально-психологической адаптации личности в условиях дизонтогенеза
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. Эмпирическое изучение личности, развивающейся в условиях дизонтогенеза (на примере молодежи с нарушениями психофизического развития)
    • 2. 1. Организация эмпирического исследования
    • 2. Л. 1. Методология исследования
      • 2. 1. 2. Организация и методы исследования
      • 2. 2. Результаты эмпирического изучения личности, развивающейся в условиях дизонтогенеза, с позиции ее адаптивности
      • 2. 3. Характеристика типов личности, развивающейся в условиях дизонтогенеза, с позиции ее адаптивности
      • 2. 3. 1. Гиперкомпенсирующийся тип
      • 2. 3. 2. Нозофильный тип
      • 2. 3. 3. Манипулятивный тип
      • 2. 3. 4. Гармоничный тип
      • 2. 3. 5. Отрицающий тип
  • Выводы

Феноменология типов личности, развивающейся в условиях дизонтогенеза, с позиции ее адаптивности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Врожденные или рано приобретенные аномалии психофизического развития (дизонтогении), воспринимаемые окружающими и самим носителем как стигмы, накладывают отпечаток на процесс становления личности, требуют усилий, направленных на совладение с ними. Разработка приемов и методов социально-психологической адаптации и реабилитации лиц, имеющих нарушения развития, является одной из актуальных проблем современной специальной психологии.

Эффективное психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями развития возможно только на основе знаний об их личностных особенностях. Углубленное и всестороннее изучение личности позволяет прогнозировать и предупреждать возможность социально-психологической дезадаптации, оптимизировать и индивидуализировать процесс обучения, разрабатывать приемы и методы психологического воздействия для разных возрастных групп.

Эти люди нуждаются в специально организованном психолого-педагогическом сопровождении на протяжении всей жизни. Однако задача психологической помощи за границей подросткового возраста на практике является не решаемой. Получив общее образование в условиях специальной школы или домашнего обучения, молодой человек с нарушениями развития находится вне поля специально организованного сопровождения и испытывает трудности адаптации в социуме.

До настоящего времени проблема социально-психологической адаптации лиц с нарушениями психофизического развития рассматривалась преимущественно в аспекте успешности, исследовались границы ее эффективности (адаптация — дезадаптация). Дня оценки особенностей личности исследуемой категории лиц и их роли в формировании различных вариантов адаптации необходим системный подход* важнейшим моментом которого является рассмотрение исследуемого феномена во-первых, как элемента другой, более ыпфокой системы (социо-культурной среды), во-вторых, как комплекса взаимодействующих элементов (личностных факторов).

Психолого-педагогические аспекты исследования лиц с ограниченными возможностями в социуме представлены в концепциях А. Адлера, Б. С. Братуся, Л. С. Выготского, Т. Г. Дичева, Д. В. Зайцева, Л. Н. Коноваловой, В. В .Лебединского, В. В. Линькова, В. И. Лубовского,.

A.Р.Маллера, И. М. Никольской, В. С. Собкина, Ж. ИШиф и др. В русле специальной психологии и педагогики изучение особенностей познавательной сферы и личности детей и подростков с различными вариантами дизонтогенеза проводились Р. М. Боскис, Л. И. Беляковой, Г. В .Григорьевой,.

B.ПГудониса, Г. В. Дремовой, С. В. Зверевой, Л. В .Кузнецовой, И. Ю. Левченко, О. И. Липковой, М. М. Нудельман, Н. М. Назаровой, В. Г. Петровой, Л. И. Переслени, О. Г. Приходько, Л. И. Солнцевой, И. Л. Соловьевой, Л. И. Фильчиковой, Г. В. Чиркиной и др. Однако, перечисленные практико-ориентированные исследования направлены на изучение преимущественно детей и подростков, составляющих моногруппу по виду дизонтогенеза. Между тем взрослый контингент лиц с различными нарушениями развития изучен недостаточно, при работе с ними моногруппы практически не встречаются.

В настоящее время в значительной степени разработаны социально-психологические аспекты исследования жизненных перспектив и профессионального самоопределения инвалидов (Л.И.Анцыферова, Н. А. Государев, А. Ф. Ефремов, А. М. Кондратов, И. Г. Корнилова, А. Н. Комозин, О. М. Рожко, Л. А. Саркисян, А. В. Суворов, А. В. Тюрин, и др.) — проблемы социального статуса инвалида и семьи, воспитывающей ребенка с особенностями развития (Т.Г.Горячева, А. Д. Глоточкин, Т. А. Добровольская, А. В. Смирнов, И. Старобина, В .В.Ткачева, НЛэ. Шабалина, Н. В. Шапкина, Е.Р.Ярская-Смирнова и др.). Однако, перечисленные исследования в большей степени касаются проблематики социализации лиц с ограниченными возможностями: особенностей взаимодействия с окружением, специфики формирования их жизненных планов, приобретения образцов поведения согласно нормам и правилам, существующим в обществе, вопросов обучения, профориентации, реабилитации и пр. Следует отметить и тот факт, что названные проблемы рассматриваются применительно к инвалидности. Мы считаем, что из группы лиц, испытывающих трудности адаптации, социализации вследствие различных причин следует выделять в особую группу тех, чье личностное развитие проходило в условиях дизонтогенеза. В изучении их психологических особенностей не всегда уместно проводить параллель с теми, чье здоровье пострадало в результате увечий, травм и болезней в более поздний период онтогенеза, когда личность уже сформировалась.

Клинико-психологические исследования, изучающие отношение личности к своему измененному (болезненному) физическому состоянию, а так же способы приспособиться к нему, предпринимаются специалистами в области медицины и медицинской (клинической) психологии (Ф.В.Бассин, М. Боухал, Л. И. Вассерман, АЛ. Вукс, Ю. М. Губычев, Ю. Г. Зубарев, Б. Д. Карвасарский, А. В. Квасенко, В. В. Ковалев, Р. Конечный, А. Е. Личко, Н. Д. Лакосина, Р. А. Лурия, В. Д. Менделевич, В. В. Николаева, В. А. Ташлыков, Г. К. Ушаков и др.). Названные исследователи рассматривают феномен «внутренней картины болезни», влияние личностных особенностей на ее течение и исход. Проявления реакции личности на болезнь сопоставимы с приспособительными реакциями на имеющийся недостаток развития, способы совладения в этих случаях могут быть сходными. Однако механическая экстраполяция видится не вполне правомерной, так как нарушение развития и болезнь качественно различные состояния здоровья человека, параллели могут быть проведены лишь частично.

Актуальность проблемы, ее научная и практическая значимость, а так же недостаточная разработанность обусловили выбор темы исследования: «Феноменология типов личности, развивающейся в условиях дизонтогенеза, с позиции ее адаптивности».

Цель диссертационного исследования: выявление и описание типов личности, развивающейся в условиях дизонтогенеза.

Объект исследования — влияние личностных особенностей молодежи с нарушениями психофизического развития на их адаптивные возможности.

Предмет исследования — типология личности, развивающейся в условиях дизонтогенеза, с позиции ее адаптивности.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что адаптация молодежи с врожденными и рано приобретенными нарушениями психофизического развития зависит от типа личности, сформировавшегося в условиях дизонтогенеза. Типология определяется не столько видом дизонтогенеза, сколько своеобразием в сочетании личностных черт и представлена несколькими вариантами.

Сформулированная цель и гипотеза исследования определили задачи:

1. Провести теоретический анализ исследований по проблеме развития личности в условиях дизонтогенеза, представленных в трудах отечественных и зарубежных философов, социологов, психологов, клиницистоввыявить значимые факторы, детерминирующие особенности названного процесса.

2. Используя специально разработанный диагностический комплекс, соответствующий возрастным особенностям исследуемой категории лиц (молодежь с врожденными и рано приобретенными нарушениями психофизического развития) изучить адаптивные возможности и особенности личности испытуемых по ряду параметров (самоотношение, отношение к имеющейся аномалии развития, особенности ценностно-смысловой сферы, индивидуальные особенности, коммуникативные качества), установить закономерности в проявлении выявленных различий.

3. Представить классификацию типов личности, развивающейся в условиях дизонтогенеза, с позиции ее адаптивностиописать концептуальную модель каждого типа личности.

4. Выявить зависимость между видом нарушенного развития и типом личности, формирующимся в ходе дизонтогенеза.

Методологической основой исследования стали: теория системного подхода, разрабатываемая в отечественной психологии в работах Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмолова, А. В. Брушлинского, JI. С .Выготского,.

A.Н.Леонтьева, Б. Ф. Ломова, А. Р. Лурии, В. С. Мерлина, С. Л. Рубинштейна и др.- исследования психологических закономерностей адаптации личности в социуме Д. А. Андреевой, Ф. Б. Березина, А. В. Ефремова, Л. В. Яссманидеи Л.С.Выготского о влиянии искаженной социальной ситуации на развитие ребенка с дефектомвзгляды Ж. И. Шиф и В. И. Лубовского на закономерности формирования особенностей личности в условиях дизонтогенезасоциокультурная теория нетипичности, теория социальных ролей, рассматривающие механизмы формирования патологической идентичности (А.Адлер, Л. И. Божович, И. Гоффман, Б. Линк, ТЛарсонс, и др.) — концепции психологической реабилитации лиц с нарушениями развития (М.М.Кабанов,.

B.В.Ковалев, А. Е. Личко, Г. К. Ушаков и др.).

Методы исследования. Для реализации сформулированных целей и проверки гипотезы подобран специальный комплекс исследовательских методов. Этот комплекс включает в себя: методы теоретического анализа (анализ философской, психолого-педагогической, социологической и медицинской литературы) — неэкспериментальные диагностические методы (метод наблюдения, метод изучения документов, метод беседы, экспертная оценка) — диагностические методики («16 Личностных факторов» Р. Кэттела, опросник личностных акцентуаций Леонгарда * Шмишека, методика управляемой проекции ВВ. Столина, каузометрия Е. И. Головахи и А. А. Кроника, методика предельных смыслов Д. А. Леонтьева, методика определения индивидуальных копинг-стратегий Э. Хайма, «Индекс жизненной удовлетворенности» Н.В.Паниной).

Надежность и достоверность результатов обеспечена методологической обоснованностью его исходных позиций, теоретической проработкой проблемы, применением комплекса исследовательских методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования, непротиворечивостью промежуточных результатов и выводов, применением принципа системного анализа: использованием непараметрических методов математико-статистической обработки полученных данных.

Практической базой исследования явились Хабаровский государственный педагогический университет (ХГПУ), где среди обучающихся представлена группа студентов, имеющих особенности развития, а так же ассоциация общественных организаций родителей, имеющих детей-инвалидов (АООРИДИ), представленная молодежной группой, члены которой являются абитуриентами ХГПУ. Основу для выборки составила молодежь в возрасте 18−22 лет, имеющая следующие особенности (нарушения) психофизического развития различной степени тяжести: недостатки слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, инвалидизирующие соматические заболевания, тяжелые нарушения речи, сложные комбинированные дефекты. Объем выборки составляет 87 человек. Исследование проводилось в период с 2000 по 2004 годы.

Научная новизна исследования. Применен интегративный подход к исследованию личностных особенностей молодежи с врожденными и рано приобретенными нарушениями психофизического развития. Определены факторы, характеризующие особенности социально-психологической адаптации исследуемой категории лиц (интерес к жизни, решительность, последовательность в достижении жизненных целей, оценка собственных качеств и поступков, тональность настроения), определены крйтерии оценки этих качеств. Выявлены типы личности, развивающейся в условиях дизонтогенеза, с позиции ее адаптивности, описаны концептуальные модели каждого типа. Получены новые данные о характере взаимосвязи между видом нарушенного развития и типом личности, формирующимся в условиях дизонтогенеза.

Теоретическая значимость исследования. Материалы исследования уточняют и расширяют представления о закономерностях развития личности в условиях дизонтогенеза, существующие в специальной психологии. Проведенное исследование вносит вклад в понимание природы компенсаторных процессов и их влияние на характер адаптации молодежи с нарушениями развития. Установлено, что личность исследуемой группы лиц характеризуется своеобразным сочетанием таких личностных конструктов как самоотношение, отношение к имеющейся аномалии развития, особенности ценностно-смысловой сферы, индивидуальные особенности, коммуникативные качества. Предложена оригинальная классификация типов личности, сформировавшихся в условиях дизонтогенеза, с позиции адаптивности (гиперкомпенсирующийся, нозофильный, манипулятивный, гармоничный, отрицающий типы).

Практическая значимость исследования. Сформирован диагностический комплекс, необходимый для организации исследования личностных особенностей молодежи с нарушениями развития. Разработанные методические рекомендации по практике взаимодействия с исследуемой группой молодежи позволяют педагогам учитывать их индивидуальные особенности, оптимальным образом организовывать образовательный процесс с данной категорией учащихся. Полученные данные могут быть использованы при разработке системы психологической и помощи, направленной на развитие адаптивности личности, способствующей эффективной интеграции в социуме.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты проведенной работы докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры специальной психологии и логопедии ХГПУ, кафедры специальной психологии МГПУмежрегиональных научно-практических конференциях, научно-практической школе «Психология: теория и практика на Дальнем Востоке» в 2002;2003 гг.- являются обоснованием для создания и работы лаборатории психологической поддержки обучения в ХГПУ студентов с нарушениями развития. Разработанные методические рекомендации по практике взаимодействия со студентами-инвалидами рассматривались на методологическом семинаре по проблемам высшей школы, внедрены в практику образовательного процесса ХГПУ. Полученные данные легли в основу спецкурса для студентов факультета специальной психологии и педагогики ХГПУ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Развитие личности в условиях дизонтогенеза определяется сложным сочетанием внешних (социо-культурных) и внутренних (психологических) факторов.

2. При оценке адаптивных возможностей личности молодежи с различными нарушениями развития следует ориентироваться не столько на вид дизонтогении и тяжесть состояния, сколько на индивидуальные психологические характеристики испытуемых. Личность, развивающаяся в условиях дизонтогенеза, имеет своеобразное проявление таких характеристик, как: субъективное отношение к самому себе как носителю аномалии развития, ценностно-смысловая сфера, направленность личности, коммуникативные свойства, индивидуальные особенности характера и эмоционально-волевой сферы.

3. Анализ качественного своеобразия адаптивных возможностей личности, развивающейся в условиях дизонтогенеза, позволяет предложить следующую классификацию личностных типов: гиперкомпенсирующийсянозофильныйманипулятивныйгармоничныйотрицающий.

4. Между видом нарушения психофизического развития, тяжестью состояния и типом личности, сформировавшимся в данных условиях, существует сложная взаимозависимость.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, изложенных на 189 страницах. Диссертация включает 14 таблиц, 30 рисунков и 5 приложений.

Список литературы

содержит 260 наименований.

выводы.

1. Теоретический анализ научных источников позволяет утверждать, что особенности адаптивности личности, развивающейся в условиях дизонтогенеза, определяются влиянием сложного сочетания внешних (своеобразие социальной ситуации развития, наличие специально организованного психолого-педагогического сопровождения) и внутренних (индивидуальные психологические различия) факторов.

2. Для оценки особенностей личности молодежи, имеющей различные виды нарушения развития необходим специально подобранный инструментарий, включающий методы изучения таких личностных конструктов как: самоотношение, отношение к имеющемуся нарушению психофизического развития, ценностные ориентации, смысловая сфера, коммуникативные способности, индивидуальные особенности характера и эмоционально-волевой сферы.

3. Личность в условиях дизонтогенеза с позиции адаптивности — явление вариативное. Предложенная классификация включает типы, различающиеся между собой по модальности отношения к самому себе как носителю аномалии развития (гиперкомпенсирующийся, нозофильный, манипулятивный, гармоничный, отрицающий), которые описываются качественно своеобразными характеристиками.

4. Между видом нарушения психофизического развития, степенью тяжести состояния и типом личности, сформировавшимся в данных условиях, существует сложная взаимосвязь. Нами выявлены прямые связи (между наличием сложного, комбинированного нарушения и принадлежностью к группе В (нозофильный тип) — между наличием сенсорного дефекта и тяжелого нарушения функций опорно-двигательного аппарата и отсутствием принадлежности к группе Е (отрицающий тип). В то же время в ряде случаев значимых связей между видом нарушения психофизического развития, степенью тяжести состояния и типом личности, формирующимся в данных условиях, нами не наблюдалось.

5. Выявленные и описанные типы характерны для всей популяции лиц с нарушениями психофизического развития. Специфика подгрупп (студенты-инвалиды, инвалиды, находящиеся на лечении) нашла свое отражение в соотношении выявленных типов.

6. Данные об особенностях личности, выявленные в результате проведенного исследования, могут быть использованы при разработке программ психологического сопровождения и реабилитации молодежи с нарушениями развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Обсуждая результаты проведенного исследования, отметим, что применение системного анализа к изучению особенностей адаптации лиц с врожденными и рано приобретенными нарушениями психофизического развития позволило по-новому, нетрадиционно взглянуть на проблему развития личности в условиях дизонтогенеза.

Анализ специальной литературы данного направления показал интерес всего научного сообщества к вопросам изучения индивидуальности и недостаточность применения этих современных исследований к области специальной психологии. Сторонники системного подхода к изучению интегральной индивидуальности к теоретическим вопросам относят:

• исследование элементов структуры индивидуальности, принципов их организации, форм существования и функциональной роли в деятельности;

• взаимодействие высших и низших уровней в структуре индивидуальности;

• создание типологии целостной индивидуальности.

В нашем исследовании, проведенном в обозначенном русле, уточняется представление об индивидуальности лиц с нарушениями психофизического развития, что позволяет выделить факторы, оказывающие влияние на формирование их адаптивного потенциала, представлена классификация типов личности, развивающейся в условиях дизонтогенеза с позиции адаптивности.

К внешним факторам, влияющим на формирование адаптивности личности в условиях дизонтогенеза, следует отнести влияние различных уровней социальной среды: от микроуровня (семья, ближайшее окружение) до макроуровня (экономика, культура). Это влияние проявляется в навязывании индивидууму бытующих в обществе представлений о социальном статусе, нормах поведения инвалида. Результатом этого воздействия становится формирование патологической идентичности, стигматизация личности носителя психофизической патологии. Однако в силу того, что в обществе существует несколько вариантов отношения к такой специфической категории лиц, то и результаты представляют собой целую палитру: от стремления к преодолению дефекта до попыток использовать его в борьбе с трудностями жизни.

Влияние внешних, социальных факторов может быть изменено внутренними свойствами субъекта, уникальностью личности, способной управлять своим жизненным пространством, стремящейся к развитию собственной активности, субъективности, самоактуализации. К внутренним факторам относятся характеристики, охватывающие самые разные стороны индивидуальности: самоотношение, ценностные ориентации, мотивационная сфера, характерологические черты, коммуникативная компетентность. Специфическим образованием для исследуемой категории лиц является отношение к имеющейся аномалии психофизического развития. Исследование показало, что своеобразные сочетания перечисленных параметров определяют особенности процесса адаптации лиц с нарушениями развития, характеризуют тип личности в условиях дизонтогенеза.

Классификация типов личности, формирующейся в условиях дизонтогенеза, создавалась нами на основе обобщения представлений Л. С. Выготского и ряда клинических психологов (М.Боухал, Р. Конечный, В. В. Николаева, В. А. Ташлыков, Г. К. Ушаков и др.) о влиянии дефекта на становление личности его носителя, феномене внутренней картины болезни и его роли в развитии личности. Выявленные и описанные на примере молодежи типы личности качественно своеобразны.

Соотношение выявленных типов среди всех респондентов, участвующих в исследовании, выявило преобладание нозофильного (26,4%), гиперкомпенсирующегося (24,1%) и манипулятивного (21,8%) типов. Можно предположить, что это наиболее характерные варианты развития личности в условиях дизонтогенеза. Являясь одними из самых проблемных в отношении социально-психологической адаптации, эти типы нуждаются в осуществлении психологического сопровождения. Знание о внешних проявлениях и скрытых, латентных переменных лиц с врожденными и рано приобретенными нарушениями психофизического развития позволяет эффективно взаимодействовать с ними, оптимальным образом выстраивать образовательный процесс, подбирать программу психологического сопровождения.

Корреляционный анализ, проведенный с целью выявления связи между выявленными параметрами и их тесноты, подтвердил непротиворечивость результатов и выводов. Сопоставительный анализ данных исследования выявляет общность исследованного явления для всей популяции лиц с врожденными и рано приобретенными нарушениями психофизического развития. Это дает основания считать подтвержденной гипотезу исследования и доказанными положения, выносимые на защиту.

Подводя итог, следует отметить, что проблему развития личности в условиях дизонтогенеза как одну из наиболее актуальных проблем современной психологической науки следует решать с позиций системного подхода, с привлечением специалистов разного профиля. Это даст более достоверные и обширные сведения об исследуемом феномене, которые столь необходимы для выбора стратегии психологического сопровождения лиц с нарушениями психофизического развития, для планирования и осуществления воздействий, направленных на формирование эффективных стратегий адаптации, социализации, интеграции этой категории лиц в социум.

Дальнейшая разработка данной проблемы может быть осуществлена в нескольких направлениях:

— детального исследования динамики процесса формирования типа личности с позиции ее адаптивности, начиная с первого опыта осознания собственной инаковости;

— изучения влияния пола, социального статуса, вариантов семейного воспитания, типа образовательного учреждения на формирование личности лиц с особенностями психофизического развитияразработки принципов, методов и приемов коррекционно-развивающей работы, создании программ психологического сопровождения каждого из выявленных типов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Н. Привязанность к матери и образ себя в раннем детстве.// Вопросы психологии. — 1997. № 4. — С. 3−13.
  2. Н.Н. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни.//Вопросы психологии. 1996. № 4. — С. 5−14.
  3. А. Очерки по индивидуальной психологии. М.: Когито-Центр, 2002.-218 с.
  4. А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Изд-во Инс-та психотерапии, 2002. 212 с.
  5. .Г. Человек как предмет познания. Д.: Изд-во ЛГУ, 1968.- 339 с.
  6. .Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика // Вопросы психологии. 1968.- № 6.- С. 3 — 21.
  7. Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе / Человек и общество. Л.: ЛГУ, 1973. — Вып. 13. — С.62−69.
  8. П.К. Социальное и биологическое в природе человека. / Соотношение биологического и социального в человеке. М., 1975.- С. 27 -42.
  9. Л.И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития. // Психологический журнал. 1999. — Том 20.- № 1. — С. 6−20.
  10. Ю.Артемьева Т. Н. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности. / Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981.-С. 67−86.
  11. П.Аршавский И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М., 1982. — 270 с.
  12. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 1984. 104 с.
  13. А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2002. 414 с.
  14. Н.Асмолов А. Г Культкрно-историческая психология и конструирование миров. Психолог. Психопедагог. Психоисторик. М.: НПО «МОДЭК», 1996.-767 с.
  15. Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности. // Вопросы психологии. 1989. — № 1. — С. 92−100.
  16. Т.А. Проблемы психического здоровья людей, потерявших слух и зрение в подростковом возрасте // ДефектологияЛ 2002.- № 4.- С. 23 27.
  17. Ф.В. Сознание, «бессознательное» и болезнь. // Вопросы философии. 1971. — № 9.
  18. H.JI. Личностные особенности детей с задержками психического развития в системе дифференциальной диагностики: Автореф. Дис.. д-ра психол. Наук.- М., 1996.- 26 с.
  19. П. Общество в человеке. // Социологический журнал. 1995. — № 2. -С. 162−180.
  20. Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. — 270 с.
  21. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. -Л.: Лениздат, 1992.-400с.
  22. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. / Под ред. В. Я. Пилиповского М.: Прогресс, 1986. — 422 с.
  23. В.М. Проблемы развития и воспитания человека. Избранные психологические труды. М.: НПО «МОДЭК», 1997. 416 с.
  24. Н.П. Здоровый и больной мозг человека. Л.: Наука, 1988. -260с.
  25. Н.П. О мозге человека. Размышления о главном. СПб: Нотабене, 1994. 244 с.
  26. В.М. Клиническая патопсихология. Ташкент: Медицина, 1976. -325 с.
  27. Т.Г. Сурдопсихология.- М.: Академия, 2002.- 224 с.
  28. Т.Г., Мазурова Н. В. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности глухих младших школьников. // Дефектология. 1998. — № 3. — С. 40−44.
  29. А.А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 328 с.
  30. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968. — 463 с.
  31. Л.И. Проблемы формирования личности. / Под редакцией Д. И. Фельдштейна. М.: Изд-во ИПП, Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1997. -352 с.
  32. Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе. // Вопросы психологии. 1976. — № 6. — С. 45−53.
  33. Л.И. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка. / Психология личности. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. -М.:Изд-во МГУ, 1982.- С. 166−172.
  34. Л.В. Что такое самооценка? // Психологический журнал. 1992. -Том 13.-№ 4.- С. 99−101.
  35. P.M. Учителю о детях с нарушениями слуха.- М., 1988.
  36. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. — 304 с.
  37. .С. Личностные смыслы по А.Н.Леонтьеву и проблема вертикали сознания. / Традиции и перспективы деятельного подхода в психологии: Школа А. Н. Леонтьева. М.: Смысл, 1999. — 425 с.
  38. Н. Психологические факторы принятия себя родителями слепоглухих детей // Дефектология.- 1997.- № 6.- С. 81−87.
  39. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова думка, 1989.
  40. И.М. Здоровье как практическая аксиология тела. // Мир психологии. 2000. — № 1 (21). — С. 82 — 89.
  41. А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967. -196 с.
  42. О.С., Филатов Ф. Р. Здоровье как интегративная характеристика личности. // Психологический вестник. Вып.З. — Ростов-н/Д., 1998. — С. 412−419.
  43. Н.В. Жизненные планы молодых инвалидов: особенности фирмирования и реализации в современом российском обществе. Дисс.. канд социол. наук. М., 2000. С. 21.
  44. Ф. Е. Психология переживания. М.: Изд-во МГУ, 1984. 304 с.
  45. Л.И., Вукс, А .Я., Иовлев Б. В., Карпова Э. Б. О психологической диагностике типов отношения к болезни. / Психологическая диагностика отношения к болезни при нервно-психической и соматической патологии. Л.: Медицина, 1990. — 156 с.
  46. В.А. О динамике психогенных депрессивных расстройств, вызванных рождением в семье больного ребенка. // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1984. — № 4, с. 563 -567.
  47. В.М., Вид В.Д. «Психологическая защита» как механизм компенсации и ее значение в психотерапии больных шизофренией. / Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии. Под ред. М. М. Кабанова. Л.: Медицина, 1976.
  48. Л.С. Детская психология. / Собр.соч.в :-ти тт. Т.4. -Педагогика, 1984. — 432 с.
  49. Л.С. Основы дефектологии. / Собр. соч. в 6-ти тт.- Т.5. М.: Педагогика, 1983. — 369 с.
  50. Л.С. Психология развития как феномен культуры. М., 1996.
  51. JI.C., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. -М.: Педагогика-Пресс, 1993.
  52. В.И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. 355 с.
  53. А.Д., Матусова Н. Н. Психологический портрет родителей детей-инвалидов. / Практическая психология: вчера, сегодня, завтра. М.: НПЦ Коррекция, 1995. — С. 113−120.
  54. Е.Л., Кукушкина О. И. Внутренний мир человека как предмет изучения в специальной школе: опыт проектирования нового содержания обучения //Дефектология.- 1998.- № 3.- С.3−15.
  55. Т.Г. Роль детско-родительских отношений в психическом развитии подростков, оперированных по поводу врожденного порока сердца в раннем возрасте. Автореферат дисс.. канд. психол. наук. М., 1995.-20 с.
  56. Н.А. Психологический тип и психосоматические подтипы личности молодого человека, больного детским церебральным параличом. М.: Изд-во МИИ, 1998.
  57. Н.А. Социально-педагогическое обеспечение высшего образования студентов с последствиями детского церебрального паралича. Автореферат дисс.. доктора пед. наук. М., 2004. — 36 с.
  58. Э. Представление себя другим. / Современная зарубежная социальная психология. Тексты. Под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. М.: Изд-во МГУ, 1984. — С. 188−197.
  59. П.С., Шнейдман М. Р. Адаптивные системы. Рига, 1972. — Т. 1. — 130 с.
  60. P.M., Никольская И. М. Защита личности: психологические механизмы. СПб: Знание, 1998.
  61. Л.П. Общение с собой: начала психологии активности. М.: Политиздат, 1991. — 319 с.
  62. Л.П. Грядущий век век одиночества. // Мир психологии, — 2000.-№ 2.- С. 84 — 89.
  63. Н.В. Психология межличностного конфликта: Автореферат дисс. доктора п. наук. СПб., 1995.
  64. Ю. М., Иовлев Б. В., Карвасарский Б. Д. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. Л.: Изд-во ЛГУ, 1976.
  65. Ю.М., Жузжанов О. Т., Симаненков В. И. Психосоматические аспекты язвенной болезни. Алма-Ата: Казахстан, 1990. 213 с.
  66. Н.В. Исследование механизмов психической адаптации к эмоциональному напряжению у лиц с вазоспастическим вариактом ишемической болезни сердца. Дисс.. канд. психол. наук. СПб., 1994.
  67. М.Н., Стуре Т. К. Психологическое изучение матерей, воспитывающих детей-инвалидов // Дефектология, — 2003.- № 6.- С28 -31.
  68. С.Б. Взаимосвязь физиологических и психологических показателей в процессе адаптации у студентов. // Психологический журнал. -1989. -№ 1, — С. 99−106.
  69. У. Личность. / Психология личности. Тексты Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982. — С. 61−71.
  70. Т.Г. Проблема адаптации и здоровье человека: методологические и социальные аспекты. М.: Медицина, 1976. — 184 с.
  71. .И. Направленность характера и типичные переживания человека. // Вопросы психологии. 1970.- № 1. — С. 28−38.
  72. Г. В. Социальная интеграция и реабилитация лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе иппотерапии: Автореферат дисс. .канд. пед. наук. М., 1996. -25 с.
  73. А.Н. Диагностика социально-психологической адаптированности личности в новых условиях деятельности и общения. Дисс.. канд. психол. наук. М., 1989.
  74. Д.В. Институт социального образования детей с органическими возможностями (социологический анализ). Дисс. .канд. соц. наук. -Саратов, 1998.
  75. И.Н. Профессиональное образование лиц с нарушениями зрения // Дефектология.- 2004.- № 3.- С. 29 -33.
  76. О.И., Кретева И. К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности. / Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979. — С. 219−233.
  77. A.M. Интеграция ребенка-инвалида как метод социальной адаптации //Дефектология.- 1997, — № 6.- С. 21 25.
  78. О.Г. Соотношение социального и биологического в эволюционно-историческом развитии человека: Автореф.. канд. филос. наук.- СПб., 1992.- 19 с.
  79. В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск: Наука, 1980.-192 с.
  80. Е.М., Личность и общность. Дисс.. докт. философск. наук. Пермь, 1997.
  81. Э.С., Шевченко Ю. С. Роль личностных реакций в патологии формирования характера при детских церебральных параличахклинико-психологическое исследование). // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1985. — № 3. — С. 416−421.
  82. В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта. СПб.: Детство-Пресс, 1999. — 144 с.
  83. .Д. Медицинская психология. JL: Медицина, 1982 — 364 с.
  84. .Д. Психотерапия. М: Медицина, 1985. — 487 с.
  85. В. Специальное образование детей с ограниченными возможностями и подготовка педагогов-дефектологов- а так же педагогов и психологов по социальной работе в Литве // Дефектология.- 1998.- № 1.-С. 87−94.
  86. В.М. Развитие ребенка и среда. М., 1971. — 44 с.
  87. А.В., Зубарев Ю. Г. Психология больного. Л.: Медицина, 1980. — 260 с.
  88. В. А. Особенности самосознания лиц с акцентуациями характера: Автореф.. канд. психол. наук.- М. 1992. 22 с.
  89. Е.И. Психологический дизонтогенез при детских цереб ральных параличах. В сб. «Аномалии развития у детей и их значения в клинике». М., ЦОЛИУВ, 1978, с. 39−43.
  90. Е.И., Трофимов О. А. О патологическом формировании личности у детей и подростков, страдающих церебральным парали чом. Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова № 10, 1969, с 153−156.
  91. А.И., Луков В. А. Социология молодежи. Теоретические вопросы. М.: Социум, 1999. — 351 с.
  92. А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М., 1975.
  93. В.В. Психиатрия десисого возраста. М.: Медицина, 1979. — 327 с.
  94. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.-335 с.
  95. A.M. Перспективы высшего образования слепых. // Дефектология. 1972.- № 5.- С. 71 — 76.
  96. Р., Боухал М. Психология в медицине. Прага: Авиценум, 1983.-405 с.
  97. JI.H. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников. СПб.: Изд-во СПб. университета, 2000.- 232 с.
  98. И.Г. Личностное своеобразие и его роль в процессе социализации подростков с патологией зрения. // Дефектология. 2001. -№ 2. -С.З -9.
  99. И.Г. Применение метода беседы в исследовании межличностных отношений подростков с патологией зрения // Дефектология.- 2002.- № 2.- С. 3−9.
  100. Э. Медицинская психология. СПб.: Союз, 1998. 460 с.
  101. Э. Строение тела и характер. М.: Педагогика-пресс, 1995. -607 с.
  102. И.В. Особенности самооценки глухих младших школьников (в сравнительном аспекте) // Дефектология.- 2001.- № 4.- С. 45 49.
  103. А.А. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования. / Психология личности и образ жизни. -М.: Наука, 1987.- С. 149−153.
  104. С.Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации. // Вопросы философии. 1992. — № 12. — С.22.
  105. Кун М., Макпартлэнд Т. Эмпирическое исследование установок личности на себя. / Современная зарубежная социальная психология. Тексты. Под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. -М.: Изд-во МГУ, 1984.- С. 180−188.
  106. Н.Д., Ушаков Г. К. Медицинская психология. М.: Медицина, 1984.-272 с.
  107. В.И. Личность в экстремальных условиях. М.: Политиздат, 1989.-304 с.
  108. В.И. Особенности психической деятельности в измененных условиях существования: Дисс.. д-ра психол. наук. -М., 1983.- 451 с.
  109. В.В. Нарушения психического развития у детей. М.: Изд-во МГУ, 1985.- 167 с.
  110. Н.Д. Психология характера. М.: Просвещение, 1969. — 424 с.
  111. Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда.- М., 1983.- 206 с.
  112. И.Ю. Система психологического изучения лиц с детским церебральным параличом на разных этапах социальной адаптации: Дисс.. .д-ра психол. наук. М., 2001. — 385 с.
  113. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Прогресс, 1983. 365 с.
  114. А.Н. Формирование личности. / Психология личности. Тексты. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982. — С. 150−161.
  115. Д.А. Методика предельных смыслов. М.: Смысл, 2000. 44 с.
  116. А.А., Либин А. В. Стиль реагирования на стресс: психологическая защита или совладение со сложными обстоятельствами. / Стиль человека: психологический анализ. М.: Смысл, 1998. — С. 190 -204.
  117. В.В. Особенности социально-философского подхода к проблеме взаимоотношений государства и специального образования // Дефектология. 1999. — № 1. — С. 5 -11.
  118. О.И. Общие и специфические особенности развития личности подростков с нарушением зрения. Автореферат дисс.. канд. психол. наук. М., 2001.-24 с.
  119. Е.В. «Внутреннее тело» ребенка: формы его проявления и восприятия // Дефектология.- 2001.- № 3.- С. 72 76.
  120. Е.В. Страх как психотелесный опыт ребенка// Дефектология.-2001.- № 5.- С. 80 84.
  121. М.И. Общение детей с взрослыми и сверстниками: общее и различное. / Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. Сборник научных трудов. М.: 1980. — С. 3−32.
  122. А.Г. Психология слепых и слабовидящих.- СПб., 1998.
  123. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983. — 255 с.
  124. В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.: Педагогика, 1989. — 100 с.
  125. З.Н. Влияние самооценки внешности учащегося на его общение с другими людьми. // Вопросы психологии. 1989. — № 1. — С. 7175.
  126. Р.А. Внутренняя картина болезни и ятрогенные заболевания. -М., 1977.-283 с.
  127. А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. М.: Педагогика-пресс, 1996. — 76 с.
  128. Н.Н. Становление и развитие государственной системы образования России. Автореферат дисс. .канд.пед. наук. М., 1996.
  129. Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России // Дефектология. 1997.- № 4.- С. 3 — 15.
  130. E.H., Егоров В. В. Обучение и воспитание глухих в США // Дефектология.- 1989.- № 1. с. 88 91.
  131. А. Дальние пределы человеческой психики. М.: Евразия, 1997.-430 с.
  132. А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. 479 с.
  133. Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция. М.: Просвещение, 1992. — 95 с.
  134. Е.А. Система обучения студнтов-инвалидов в Челябинском государственном университете // Дефектология.- 2004.- № 3.- С. 25 -29.
  135. В.Ф. Психические нарушения при дефектах зрения и слуха. М.: Медицина, 1987. 183 с.
  136. Ф.З. Адаптация, дезадаптация и недостаточность сердца.- М.: Медицина, 1984.
  137. В.Д. Клиническая и медицинская психология. М.: МЕДпресс, 1998, 587 с.
  138. B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание.- Пермь, 1990.-109 с.
  139. Мид Дж. Интернализованные другие и самостоятельность. / Американская социологическая мысль: тексты. Под общ. ред. В .И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 227 — 237.
  140. А. Н. Ротенберг B.C. Особенности психологических защит в норме и при соматических заболеваниях. // Вопросы психологии. 1990. -№ 5. — С. 106−111.
  141. В.Н. Личность и неврозы. Л.: ЛГУ, 1960. — 425 с.
  142. В.Н. Структура личности и отношения человека к действительности. / Психология личности. Тексты. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982. — С. 35−39.
  143. Р.К. Отношение к болезни и лечению, интра- и интерперсональная конфликтность и копинг-поведение у больныхневрозами. // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. СПб., 1993.-№ 4.-С. 127−134.
  144. А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы, стратегии). Ереван: Изд-во АН Армянской ССР. — 1988. -262 с.
  145. Нартова-Бочавер С.К. «Copivg behavior» в системе понятий психологии личности. // Психологический журнал. — 1997. — Т. 18. — № 5. -С. 20−30.
  146. Н.И. К проблеме целостности предмета исследования в психологии // Системные исследования. М., 1972, — С. 111 — 133.
  147. И.Г. Особенности тенденций в формировании образа «Я» у детей с психосоматическими нарушениями. / Современные направления психотерапии и их клиническое применение. Материалы ВУПК по психотерапии. М.: Институт психотерапии, 1996. — С. 83−84.
  148. В.В. Влияние хронической болезни на психику. М., 1987. — 168 с.
  149. М.М. Представления глухих школьников об оценке их личности сверстниками // Дефектология.- 1987.- № 4.
  150. К. Психологическая теория строения и развития личности.
  151. Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. — С. 45−67.
  152. Г. В. Личность в психологии. М.: Ювента, СПб: Ленато, 1998.- 345 с.
  153. О положении детей в РФ 2000 г.: ежегодный государственный доклад. / Под общ. ред. Т. Н. Кареловой. М.: Синергия, 2000.
  154. Основы специальной психологии./ Под ред. Л. В. Кузнецовой.-М.: Академия, 2002.- 480 с.
  155. Н.В. Социальный статус и стиль жизни личности. / Стиль жизни личности. Киев: Наукова думка, 1982. — С.286 — 306.
  156. М.Г., Барденштейн JI.M., Климов Б. А., Михайлова В. В. Психологический статус больных с врожденными и приобретенными деформациями челюстно-лицевой области. / Материалы МНПК челюстно-лицевых хирургов. СПб., 1996. — С 35 — 36.
  157. С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 108 с.
  158. Педагогическая и психологическая абилитация детей с ограниченными возможностями. / Под ред. И. В. Саноцкого. М., 1998.164. Петрова В.Г.
  159. В.А. Личность в психологии. Ростов-н/Д: Фенникс, 1996.-510 с.
  160. Л. Психология аномальных детей и подростков — патопсихология. М., 1996.
  161. Т.Н. Особенности самооценки и уровня притязаний у глухих и слышащих школьников // Дефектология.-1989.- № 5.
  162. Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б. Д. Карвасарского. -СПб.: Питер Ком, 1998. 752 с.
  163. Г. С. Организация профессионального образования инвалидов в условиях университетского комплекса // Дефектология.- 2004, — № 3.-С.20 24.
  164. Рауте Фон Врихт М. Л. Образ «Я» как подструктура личности. / Проблемы психологии личности. Материалы советско-финского симпозиума. -М., 1982. С. 104−112.
  165. К. Путь к целостности: человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств. // Вопросы психологии. 1995. — № 1. -С. 132−139.
  166. О.М. Социально-психологические условия адаптации студентов с нарушениями слуха в техническом вузе обычного типа. Автореферат дисс.. кандлсихол. наук. М., 1999. — 24 с.
  167. В.М. Здоровье как философская и социально-психологическая проблема. // Мир психологии. 2000. — № 1 (21). — С. 12 — 30.
  168. Е. С. Гребенников JI.P. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. Мытищи: Талант, 1996. — 139 с.
  169. B.C. Поисковая активность и адаптация. М.: Наука, 1984. -193 с.
  170. C.JI. Самосознание личности и ее жизненный путь. / Психология личности. Тексты. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. -М.: Изд-воМГУ, 1982. С. 127−132.
  171. Рубинштейн C. J1. Теоретические вопросы психологии и проблема личности. / Психология личности. Тексты. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982. — с. 28−35.
  172. И.В. Современное состояние организации помощи детям и взрослым с глубокими нарушениями слуха и зрения // Дефектология.-1998.-№ 5.- С. 92−95.
  173. Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси: Мицнеереба, 1989. — 204 с.
  174. Л. А. Высшее образование инвалидов в специализированных ВУЗах. / Образование инвалидов. М., 1997.
  175. В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика-Пресс, 1992. -192с.
  176. В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения в под ростковом и юношеском возрасте. // Вопросы психологии. 1982. — № 1. -С.69−75.
  177. А.Л. Социально-психологические проблемы управления. -Л: Изд-во ЛГУ, 1975.-119 с.
  178. Г. Очерки об адаптационном синдроме. Л.: Медицина, 1972.
  179. Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1982. 124 с.
  180. О.Л. Социально-психологическая коррекция самоотношения личности. Дисс. канд.психол. наук. Ярославль, 2001. 164 с.
  181. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Речь, 2000.-349 с.
  182. Е.В. Экспериментальная групповая психология: комплекс «неполноценности» и анализ ранних воспоминаний в конценции А.Адлера. СПб., 1993. 152 с.
  183. Н.А. Копинг-поведение в подростковом возрасте. Дисс.. докт. психол. наук. Бишкек. — 1994.
  184. В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии.- 1986.- № 6.- С.29−36.
  185. А.В. Феномен инвалидности: навязанная и свободная судьба. // ПАСХИ. Научный психологический журнал. Екатеринбург. 1998. -№ 2. — С.37 — 42.
  186. А.В. Феномен инвалидности: является ли физическая инвалидность стрессом? // ПАСХИ. Научный психологический журнал. -Екатеринбург, 1999. — № 1 — 2. — С.16 — 24.
  187. B.C. Подросток с дефектом слуха: ценностные ориентации, жизненные планы, социальные связи: эмпирическое исследование. М.: ЦСО РАО, 1997. — 94с.
  188. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. -М.: изд-во МГУ, 1989. 125 с.
  189. Е.Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов между родителем и ребенком и формирование аномалий личности. / Семья и формирование личности. Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. -М., 1981.-С. 22−29.
  190. Е.Т., Николаева В. В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М.: SvR -Аргус, 1995.-359 с.
  191. Л.И. Модели интегрированного обучения детей с нарушением зрения //Дефектология.- 1997.- № 2.- С. 8 12.
  192. Л.И. Некоторые особенности психического развития детей с нарушениями зрения в современных условиях // Дефектология.- 2002.-№ 4.- С.3−9.
  193. Н.Я. Брак и семья. Вильнюс, 1977. — 236 с.
  194. Специальная педагогика. Под ред. Н. М. Назаровой. М.:Академия, 2001.-394 с.
  195. Специальная психология. Под ред. В. И. Лубовского.- М.: Академия, 2003.- 464 с.
  196. В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. — 286 с.
  197. И.Д. Анализ защитных проявлений личности. М., 1986. 114 с.
  198. И.Н., Карлина О. А. Обучение незрячих студентов в Кисловидском медицинском колледже //Дефектология.- 2004.- № 3.- С. 49 -50.
  199. А.В. Достоинство: лирико-психологическое самоисследование. М.: Изд-во УРАО, 1997. — 100 с.
  200. А.В. Саморазвитие личности в экстремальной ситуации слепоглухоты: Автореферат дисс. канд. психол. наук. М., 1994. — 25 с.
  201. Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста. М.: Медицина, 1965. — Т.З. — 335 с.
  202. Е.В. Основы математической статистики для психологов.- М.: Изд-во МГУ, 1972. 429 с.
  203. В.А. Психология лечебного процесса. Л.: Медицина, 1984.- 176 с.
  204. А.И. Психологическая служба в учебном заведении. / Современные направления психотерапии и их клиническое применение. Материалы В УПК по психотерапии. М.: Институт психотерапии, 1996. -С. 122−123.
  205. Е.Е. Роль ценностно-смысловых образований личности в адаптации к хроническому стрессу // Психологический журнал.- 200I. Tom 22.- № 2.- С. 27 35.
  206. А.В. Психологическая адаптация инвалидов с последствиями детского церебрального паралича. Дисс.. канд. психол. наук. М., 2000. 169 с.
  207. Л.И. Нарушение зрения у детей раннего возраста: диагностика и коррекция. М.: Экзамен, 2004. 190 с.
  208. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 366 с.
  209. А. Психология «я» и защитные механизмы. М.: Педагогика-пресс, 1993.- 140 с.
  210. Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет: Пер. с нем. Книга 1. -Тбилиси: Мерани, 1991. 398 с.
  211. Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет: Пер. с нем. Книга 2. -Тбилиси: Мерани, 1991. 427 с.
  212. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений. / Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М. Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1990. — 448 с.
  213. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «я» // «Я» И «Оно». Тбилиси, 1991, С. 102−128.
  214. Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. — 430 с.
  215. Э. Ситуация человека ключ к гуманистическому психоанализу. / Проблема человека в западной философии. — М.: Прогресс, 1988.
  216. A.M. Уровни психической деятельности в норме и в патологии.- М., 1970. 159 с. 223. Хартман X.
  217. В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности // Вопросы философии.- 1994.-№ 10.- С. 112 124.
  218. К. Невротическая личность нашего времени. СПб.: Питер, 2002.-224 с.
  219. В.А. Психология аномального развития личности.- Киев, 1993.- 143 с.
  220. A.M. Подходы к трудовой и допрофессиональной подготовке подростков с множественными нарушениями развития // Дефектология.-2004.- № 3.- С. 67 71.
  221. С.В. Социально-психологические аспекты получения высшего образования инвалидами: к проблеме интеграции. // Социальная защита детства: теория, опыт. Сб. научных трудов НПК. Хабаровск, 2002.-С. 97−102.
  222. И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Изд-во МГУ, 1977.-144 с.
  223. Е.И. Личностная и межличностная конфликтность и копинг-поведение у больных неврозами и их динамика под влиянием групповой психотерапии. Дисс.. канд. мед.наук. СПб., 1994.
  224. Е.И. Психологические аспекты неврозов. / Теория и практика медицинской психологии и психотерапии. СПб., 1994. — С.120 — 127.
  225. B.C., Кржечниковский А. Ю., Можейко А. А. Самосознание подростков с гармоничным и отклоняющимся поведением. Ставрополь: Изд-во А. А. Торбы, 1993. — 141 с.
  226. С.А. Психогенные расстройства при косметических дефектах лица в зрелом возрасте. Автореферат дисс.. канд. мед. наук. Л., 1982.
  227. Н.В. Социологический анализ реабилитации детей с ограниченными возможностями. Дисс.. канд. соц. наук. Саратов, 1997.
  228. А.А. Аналитический обзор исследований понятия психическая зрелость, нарушение развития и психический инфантилизм. // Журнал прикладной психологии. 2002. — № 3. — С. 45 — 51.
  229. Т. Социальная психология. М., 1969.- 535 с.
  230. И. Презентация книги Рома Харре «Физическое бытие» // Развитие личности.- 2000.- № 2.- С. 165 174.
  231. В.А. «Защитные механизмы» от личности к группе. // Вопросы психологии. 1998. — № 4. — С. 54 — 58.
  232. С.Н. Детство как социальный феномен (концепция социального конструирования детства). Дисс.. доктора социол. наук. М., 1999.
  233. Э.Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи.-СПб.: Питер, 2001. 651 с.
  234. Э. Идентичность: Юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. -340 с.
  235. В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе. // Социологический журнал. 1994. — № 1. — С. 35 — 52.
  236. Ярская-Смирнова Е. Р. Социокультурный анализ нетипичности. -Саратов: Изд-во СГТУ, 1997. 270 с.
  237. К. Общая психопатология. М.: Практика, 1997.
  238. Л.В. Психологические основы системы предупреждения правонарушений у несовершеннолетних.- Комсомольск-на-Амуре, 1997. -400 с.
  239. Argule М., Furnhem A., Graham J. Social situation. Cambridge, 1981.
  240. Enerstved R.T. The model of Inequaliti: A Theoretical Contribution. Oslo, 1994.
  241. Goffman E. Stigma. Notes on the Spoiled Indentity. London, 1990.
  242. Guttner G. Identifikation als sozial psychologisches Verhalten.Halle. 1972.
  243. Imrie R. Disabiliti and the Citi. -Ney-York, 1996. p. 36.
  244. Lazarus R.S. Psyhological stress and coping process. New-York., 1966.
  245. Leyens J.-P., Yserbit G. Stereotypes and Social Congnition. London, 1994.
  246. Link B.G. Effectiveness of Stigma Orientations: Can Negative Consequences of Mental Illness Labeling Be Avoided? // Journal of Health and Social Behavior. 1991. — № 32. — P. 302 — 320.
  247. Parsons T. The social System. New-York., 1951. 270 p.
  248. Plutchik R., Conte H.R. Measuring emotions and their derivatives: Personality traits, ego defenses and coping styles. In S. Wetzler, M. Kats (Eds.), Contemparary approaches to psychological assessment. N.Y.: Brunner/Mazel, 1989.-P. 239−269.
  249. UPIAS. Fundamental Principles of Disabiliti. London, 1976. — p. 14.
Заполнить форму текущей работой