Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие самостоятельной деятельности младших школьников при формировании иноязычной речи: При углубленном обучении английскому языку

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В науке, как показывает изучение литературы, некоторые подходы к отдельным вопросам, близким к дайной проблеме, осуществлялись, но целостно проблема еще не была предметом специального исследования. Кроме того, названные исследования осуществлялись в основном в инойавторитарной — образовательной парадигме, на старой методологической основе. Новый — личности©- — ориентированный подход… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА. 1, Научно — теоретические основы развитая самодеятельности личности
    • 1. 1. Философские, психологические, педагогические условия развития самостоятельной деятельности младших школьников
    • 1. 2. Положительная мотивация -как средство развития самодеятельности
    • 1. 3. Управление иноязычной речевой деятельностью -как одно из условий развития самостоятельности младших школьников
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА. 2, Опытно — экспериментальное исследование путей и способов развития самодеятельности младших школьников в контексте иноязычной речевой деятельности
    • 2. 1. Описание опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Содержание опытно — экспериментальной работы
    • 2. 3. Результаты опытно — экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Развитие самостоятельной деятельности младших школьников при формировании иноязычной речи: При углубленном обучении английскому языку (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Конец XX века в мире и, прежде всего, в кашей стране ознаменовался широкомасштабными процессами экономических и социальных, изменений, поставивших человечество перед необходимостью безотлагательного осмысления выбора стратегии своей жизни — или продолжение потребительского, безумноразрушительного пути к гибели, или отказ от него и принятие созидательного, сохраняющего жизнь на планете. Поэтому сегодня востребован новый уровень развития личности «одним из важнейших качеств которого выступает самостоятельность как способность быть подлинным творческим субъектом социальных процессов и собственной судьбы. Главным средством решения этой, как и любой другой, связанной с обновлением человека, задачи является образование, в связи с чем во всем мире значительное внимание уделяется его реформированию.

Личностные изменения человека — процесс длительный, эффективный только в сеизитивный период человеческой жизни — в детстве, причем предрасположенность к самоизменениям может успешно «работать «лишь при целенаправленном и системном педагогическом влиянии. Поэтому наиболее реальным и продуктивным началом личностного развитая ребенка, когда «встречаются» и начинают наиболее интенсивно, по сравнению с предшествующими годами, взаимодействовать, его внутренние и внешние факторыдуховная потребность саморазвития и системное педагогическое влияние, оказывается начальное образование, связанное с младшим школьным возрастом ребенка. В связи с этим проблема развития самостоятельности младших школьников в процессе обучения приобретает особую актуальность. Ядром развития самостоятельности является овладение самостоятельной деятельностью, именно педагогическое содействие ее развитию.

Процессы мировой интеграции, выход на диалог культур выдвинули на важное место в становлении человека и в образовании иностранные языки, овладение обучающегося иностранной речью. Опыт показывает, что формирование иноязычной речи у младших школьников выступает эффективным средством пробуждения и обогащения их внутренних сил, созревания субъектности, развития самостоятельности, легко переносимой из обучения в область личностного развития. Словом, именно деятельность по формированию иноязычной речи выступает потенциально значимым средством развития самостоятельной деятельности младших школьников.

Однако современное начальное образование в должной мере не готово к решению рассматриваемой задачи, и одной из причин этого выступает теоретическая неизученность вопроса, отсутствие разработанной концепции и методических рекомендаций для учителей по осуществлению соответствующей инновационной практики. Иначе говоря, социальная и практическая актуальность исследования данной проблемы очевидна.

В науке, как показывает изучение литературы, некоторые подходы к отдельным вопросам, близким к дайной проблеме, осуществлялись, но целостно проблема еще не была предметом специального исследования. Кроме того, названные исследования осуществлялись в основном в инойавторитарной — образовательной парадигме, на старой методологической основе. Новый — личности©- - ориентированный подход к образованию еще только становится фундаментируюищм в педагогических исследованиях. Тем не менее, в философии, психологии, педагогике сложился определенный смысловой континуум, который может стать источником идей для нового, современного исследования вопросов развития самостоятельной деятельности школьников в образовании, в частности при формировании их иноязычной речи.

В связи с этим для нашего исследования особый интерес приобретает прпнцип самодеятельности, впервые разработанный А.Дистсрвегом.

Согласно АДиетервегу" самодеятельность человека основывается на свойственных его природе врожденных стремлениях, познавательная самодеятельность — на стремлении к познанию, которое хочет знать вещи такими, как они есть в действительности. Выявление и удовлетворение этих стремлений увеличивает их силу и живость, придает им интенсивность, превращает их в навык, в привычку. Так возникает постепенно готовность к самодеятельности" посредством которой человек становится выше природы, делается человеком. Мастерство учителя заключается в том, чтобы пробуждать эта стремления и пробужденные удовлетворять ДДистервег А. Избранные педагогические произведения.-М.: Учпедгиз, 1956.-С.69).

В современной педагогике наиболее значительные исследования в области изучения самодеятельности и самостоятельности были проведены отечественными и зарубежными педагогами и методистами, как Б. П. Есипов, Х. ИЛийметс, В. Оконь, Л .В.Жарова, В. Д .Иванов, А. Бауэр, В-Эйгорн, ОА. Нильсон, И. Унт и др.

Согласно Л"В"Жаровой самостоятельная деятельность учащихся есть деятельность непрерывно развивающаяся и влияющая на личность ребенка, основными параметрами которой являются успеваемость, мотивация, активность, организованность, ответственность, самостоятельность.

По определению ВД. Иванова, самодеятельность есть деятельность по собственному почину, личной инициативе. Зта деятельность предполагает самовыражение личности, является средством ее самореализации. Самодеятельность способствует становлению самостоятельного, творческого человека. Самодеятельность возможна при достаточной самостоятельности.

Самостоятельность — это независимость, способность и стремление человека совершать действия и поступки без помощи других. Стать самостоятельным •¦ объективная необходимость и естественная потребность ребенка.

Педагоги давно осознали необходимость воспитания у школьников чувства самостоятельности, как свойство деятельности и как черты личности, так как самостоятельность рассматривается психологами и педагогами как стержневое свойство личности, теснейшим образом связанное с такими качествами, как активность и ответственность. Именно связь всех этих качеств определяет отношение человека к самому себе, к собственному труду, к другим людям, к духовным ценностям.

Согласно идеям Л. С. Выготского, А. НЛеонтьева, Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович развитие ребенка как личности представляет последовательное формирование личностных новообразований. И как отмечают многие педагоги, основной и важный для педагогической практики вывод состоит в том, что педагогу необходимо учитывать особенности личностного развитая ребенка.

Также, вопросу необходимости учета при организации учебного процесса личностных характеристик учащихся и особенностей мотивации посвящен ряд работ отечественных исследователей.

Л «С.Выготского, АН. Леонтьева, П Л. Гальперина, Л. И. Божович, А. К. Марковой и др.

В качестве фундаментальной основы нашего исследования мы рассматриваем теорию деятельности (Л.С.Выготский, П, Я. Гальперин, А. Н Леонтьев, С Л. Рубинштейн, Н.Ф.Талызина) — теорию речевой деятельности (ААЛеонтьев, И А.3имияя).

Особый интерес щт нашего исследования представляет теория поэтапного формирования умственных действий (ПЛ. Гальперин, Н.Ф.Талызина), в которой на первое место ставится анализ усвоения действийзнания рассматриваются как образования, производные от действий и их усвоения.

В последние годы, получил распространение подход, при котором усвоение иностранного языка происходит на основе принципа сочетания имитации с осознанным анализом и синтезом учебного материала (Е.И.Негневицкая и др.). Это соотносится с данными психолингвистических исследований усвоения родного языка ребенком, в котором имитация обязательно сопровождается процессами анализа и синтеза (Л.ИАйдарова, Е. И. Исенина, А. М. Шахнарович и др.). Только тогда, когда ребенок что-то анализирует, сравнивает, обобщает и т. д., он проявляет самостоятельность, которая в свою очередь воздействует на речемыслительные процессы и совершается в речевой деятельности.

Актуальность вышеизложенной проблемы определила следующую тему исследования:" Развитие самостомтельной деятельности младших школьников при формировании иноязычной речи, (при углубленном обучении английскому языку).

Объектом исследований является процесс становления и развития самостоятельной деятельности школьников.

Предметом исследования являются педагогические пути, условия и способы становления и развития самостоятельной деятельности младших школьников при формировании иноязычной речи.

Нежь исследования: Выявить и разработать педагогические условия и средства становления и развития самодеятельности младших школьников в процессе формирования иноязычной речевой деятельности ори углубленном изучении английского языка.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой эффективное становление и развитие самостоятельной деятельности мдадших школьников при формировании иноязычной речи (при углубленном обучении английскому языку) обеспечивается при условии, если:

— использовать феномен развития личности и речевой активности с опорой на педагогические принципы природосообразности, культуросообразности и самодеятельности, учитывая формирование теоретического мышления (оперирование понятиями), на основе их аналитических и речевых способностей;

— положительная внешняя мотивация, которая постепенно переходит к внутренней мотивации, становится одним из основных компонентов формирования теоретического мышления — как результат обобщения на основе развития познавательных интересов, с учетом характеристики личности испытуемых.

— управление иноязычной речевой деятельностью, которое осуществляется на основе ориентировочных основ действия через интериоризацию, способствует развитию способности управлять своим поведением, которая предполагает развитие их самостоятельности.

Актуальность, объект, предмет, цели и гипотеза исследования определили постановку следующих задач:

— теоретический анализ проблемы развития самодеятельности младших школьников при формировании иноязычной речевой деятельности;

— разработка педагогической модели развития психологических личностных новообразований младших школьников, обеспечивающих реализацию, 51 финцииа самодеятельности" в контексте иноязычной речевой деятельности при углубленном обучении английскому языку;

— реализация модели в опытно — экспериментальной работе на основе срашютия языков (родного, иностранного) и культур (якутской, русской, •английской) и принципа природосообразности, культуросообразности и самодеятельности.

— разработка рекомендаций, предлагающих реализацию педагогической модели развития самодеятельности младших школьников при формировании иноязычной речевой деятельности.

Методологической основой исследования являются:

Концептуальные идеи АДистервега о развитии и роли самодеятельности личности в контексте современных воззрений по данной проблеме;

— теория деятельности личности (Л.С.Выготский, А. НЛеонтьев, П Л. Гальперин), теория речевой деятельности (А.А.Леонтьев,.

И А. Зимняя), концепции речевой активности и аналитических способностей ^ детей (А.И.Крупнов, Р.Т.ФульгаЛ.И.Айдарова, Е. И. Исенина, Е.

Н .Негневицкая);

— теория становления психических личностных новообразований (Л.И.Божович);

— теория личностно — ориентированного обучения (Е.В.Бондаревская).

В ходе исследования были применены следующие методы:

— теоретический анализ отечественной и зарубежной философской, психологической, педагогической литературы;

— ознакомление с программами по английскому языку раннего и начального обучения, проведение и анализ уроков, наблюдения, сравненияФ.

— анкетирование, беседы, тесты, самостоятельные работы;

— лингвистический и купыуровецчесюш анализы;

— метод экспериментального обучения.

Базой научного исследования явились экспериментальные группы начальные классы ШИЯ г. Якутска.

Исследование осуществлялось с 1994 по 1999 г. Его основн ь ш этапы :

J этап — 1994 — 1995 гг. (поисковый) — этап выявления проблемы, изучения педагогического опыта ведущих педагогов, психологов-поиск эффективных путей и способов обучения и развития личности, научно-теоретическое изучение философской, педагогической, психологической, методической литературы;

II этап — 1996 — 1997 гг.(основной) — этап разработки плана, цели, задач и основных направлений опытноэкспериментальной работы, ее осуществление;

Ш этап — 1991 — 1999 гг. (завершающий) — практический этап, была продолжена реализация эксперимента на базе ШИЯ г. Якутска, проводилась обработка данных, готовились к печати и выпущены серия уроков английского языка, статьи, тезисы, диссертант участвовал в научных конференциях, но теме исследования, осуществлялись научный анализ и описание результатов эксперимента и систематизация полученных результатов, оформлялась диссертационная работа.

Достоверность результатов исследования основана на теоретических положениях философской, психологической и педагогической литературы по развитию личности при формировании иноязычной речевой деятельности, на использовании технологий соответствующих предмету, целям и задачам проведенного исследования, на всестороннем изучении экспериментальных данных, на получении положительных результатов эксперимента, способствовавших повышению эффективности развития самостоятельной деятельности младших школьников при формировании иноязычной речевой деятельности.

Апробация результатов исследования. Основные положения исследования неоднократно обсуждались на заседаниях КМГ1ИЯ ФИЯ ЯГУ, методических заседаниях ШИЯ г. Якутска, на международном РоссийскоГолландском семинаре «Перспективы образования малочисленных народов Севера» в г. Якутске (1999 г.), на Всероссийской конференции ВЭФЭЙ «Преподавание иностранных языков в 21 веке: проблемы и перспективы» в г. Моекве (1998 г.), на республиканской научной конференции" Шаг в будущее — интеграция", г. Якутск (1998г.), на конференциях ЯГУ «Новые технологии в преподавании иностранных языков» (1997 г.), «Проблемы, перспективы государственного образовательног о стандарта «(1998 г.).

Научная новизна и теоретичеасая значимость исследования :

— доказано, что целенаправленное формирование иноязычной речи способствует более интенсивному развитию самодеятельности младших школьников;

— выявлена роль психических личностных новообразований младших школьников в формировании иноязычной речевой деятельности при углубленном обучении английскому языку;

— показано значение психических личностных новообразований младших школьников в развитии их самодеятельности ;

Практическая значимость исследования:

— результаты диссертационной работы используются учителями начальных классов в организации самостоятельной деятельности младших школьников, как средство их общего развитияиспользуется учителями иностранных языков при углубленном обучении иностранным языкам;

— рекомендации внедряются в практику подготовки учителей по специальности «Учитель иностранного языка» на факультете педагогики дошкольного и начального образования Педагогического института ЯГУ.

С участием автора разрабатывается «Программа углубленного обучения английскому языку в начальных классах «для Чуйинской средней школы МегиноКангаласского улуса Республики Саха.

На защиту выносятся следующие основные положении диссертационной работы:

— эффективным путем развития самостоятельной деятельности младших школьников, при формировании иноязычной речи (при углубленном обучении английскому языку), является использование феномена развития личности и речевой активности, учитывая психологический процесс развития личностных новообразований младших школьников (особенности формирования теоретического мышления, развития познавательных интересов и способности управлять своим поведением;

— деятельностная трехступенчатая модель развития самостоятельной деятельности младших школьников при формировании иноязычной речи обеспечивает личностноориентированное развитие младших школьников, особенно таких качеств, как самостоятельность, интересы, мотивация, организованность, ответственность и др.;

— Модель развития самостоятельной деятельности учитывает основные психологические показатели характеристики личности младших школьников: а) формирование мотивационно — потребностной сферы субъектов деятельностиб) преодоление интерференции родного языка путем введения лингвистического контрастивного и культуроведческого анализовв) развитие основных параметров личностного новообразования младших школьников: теоретической формы мышления, познавательных интересов, способности управлять своим поведениемг) процесс интериоризации, который осуществляется на основе ориентировочных основ действий.

Диссертационная работа состоит из введения, двух, глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложения.

ВЫВОДЫ si© II главе.

Основываясь на данных, полученных в ходе выполнения экспериментальной работы, можно сделать следующие выводы:

1. В результате проведения опытно — экспериментальной работы гипотеза исследования, которая была основана на теории деятельностного и личностноцеятельностного подходов, на теории речевой деятельности, на педагогических принципах, на теории концепции об аналитических способностях детей, речевой активности, подтвердилась;

2. Предлагаемая нами модель развития самодеятельности младших школьников при формировании иноязычной речевой деятельности при углубленном обучении иностранным языкам с учетом индивидуально-психологических и возрастных особенностей обеспечивает эффективное развитие самостоятельной деятельности младших школьников;

3. Предлагаемая нами модель, которая предусматривает использование сравнения культур и языков (якутского, русского, английского), способствует эффективному формированию иноязычной речевой деятельности младших школьников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное экспериментально — теоретическое исследование позволило наметить решение одной из важных теоретических проблем: проблемы поиска эффективных путей развитая самостоятельной деятельности младших школьников. При этом фундаментальной основой решения данной проблемы был рассмотрен комплексный анализ формирования иноязычной речевой деятельности с учетом индивидуальных особенностей испытуемых на основе обобщения и пользования научного потенциала, накопленного в области исследуемой проблемы.

При рассмотрении вышеуказанной проблемы, опираясь на принцип природосообразности, культуросообразности и самодеятельности, теорию личностно — ориентированного обучения, теорию становления психических личностных новообразований, теорию деятельности личности, теорию речевой деятельности, теорию аналитических способностей детей, интердисциплинарный анализ многоязычия, была разработана трехступенчатая модель развития самодеятельности младших школьников при формировании иноязычной речи.

При этом были обоснованы положения:

— эффективным путем развития самостоятельной деятельности младших школьников, при формировании иноязычной речи (при углубленном обучении английскому языку), является использование феномена развития личности и речевой активности, учитывая психологический процесс развитая личностных новообразований младших школьников (особенности формирования теоретического мышления, развитие познавательных интересов и способности управлять своим поведением);

— деятельностная трехступенчатая модель развития самостоятельной деятельности младших школьников при формировании иноязычной речи обеспечивает личностно — ориентированное развитие младших школьников, особенно таких качеств, как самостоятельность, интересы, мотивация, организованность, ответственность и др.;

— модель развития самостоятельной деятельности учитывает основные психологические показатели характеристики личности младших школьников: а) формирование мотивационно — потребностной сферы субъектов деятельностиб) преодоление интерференции родного языка путем введения лингвистического контрастивного и кульбтуроведческого анализовв) развитие основных параметров личностного новообразования младших школьников: теоретической формы мышления, познавательных интересов, способности управлять своим поведениемг) процесс интериоризации, который осуществляется на основе ориентировочных основ действий.

В ходе экспериментального исследования была проверена и подтверждена выдвинутая на основе анализа вышеуказанной проблемы гипотеза, согласно которой эффективное становление и развитие самостоятельной деятельности младших школьников при формировании иноязычной речи (при углубленном обучении английскому языку) обеспечивается при условии, если:

— использовать феномен развития личности и речевой активности с опорой на педагогические принципы природосообразности, культуросообразности и самодеятельности, учитывая формирование теоретического мышления (оперироваие понятиями), на основе их аналитических и речевых способностей;

— положительная внешняя мотивация, которая постепенно переходит во внутреннюю мотивацию становится одним из основных компонентов формирования теоретического мышления — как результат обобщения на основе развития познавательных интересов, с учетом характеристики личности испытуемыхуправление иноязычной речевой деятельностью, которое осуществляется на основе ориентировочных основ действия через интериоризацию, способствует развитию способности управлять своим поведением, которое предполагает развитие их самостоятельности. В ходе экспериментального исследования было выявлено, что: фво — первых, разработанная нами трехступенчатая деятельностная модель развития самодеятельности при формировании инозяычной речи младших школьников более эффективна, чем традиционная, что показали результаты эксперимента — вовторых, трехступенчатая деятельностная модель развития самодеятельности младших школьников при формировании иноязычной речи обеспечивает эффективное овладение речевыми умениями и навыками иноязычной речевой деятельности на основе использования аналитических способностей и речевой активности младших школьников, что способствует развитию их самостоятельностиф в — третьих, в ходе экспериментального исследования была показана необходимость опоры на динамическую социометрическую модель учебных групп, обеспечивающую личностноориентированное развитее с максимальным учетом индивидуально — психологических и возрастных особенностей испытуемых, параметров сферы жизненных интересовв — четвертых, введение лингвоконтрастивного анализа дает возможность прогнозировать и предупредить различные типы ошибок, вызванных интерференциейв — пятых, введение культуроведческо — компаративного анализа обеспечивает эффективное преодоление культуроведческих трудностей в связи с недостаточностью знания реалий иноязычной культуры.

Анализ результатов экспериментального исследования показывает эффективность предлагаемой нами трехступенчатой деятельностной модели развития самодеятельности младших школьников при формировании иноязычной речи, обеспечивающей развитие самостоятельной деятельности младших школьников на основе использования аналитических способностей, речевой активности детей при формировании иноязычной речевой деятельности при учете индивидуально — психологических и возрастных особенностей учащихся. .

В заключении следует отметить, что выполненная работа в целом позволяет сделать следующие выводы:

1. Теоретический анализ проблемы развития самостоятельной деятельности, включая философские, психологические, педагогические и методические аспекты, показывает необходимость рассмотрения развития самостоятельности младших школьников как одного из составляющих развития самостоятельной деятельности;

2. Одним из эффективных путей развития самостоятельной деятельности младших школьников при формировании инозычной речи может послужить предлагаемая трехступенчатая деятельностная модель развития самодеятельности, обеспечивающая личностно — ориентированное развитие и предполагающая формирование мотивационно — потребностной сферы;

3. При реализации предлагаемой модели следует учесть рассмотренные в данной работе, факторы, влияющие на процессы развития самостоятельной деятельности: а) опору на динамическую социометрическую модель учебных группб) учет индивидуальнопсихологических и возрастных особенностей испытуемыхв) сочетание двух видов анализа: лингвистического и культуроведческогог) использование разработанных в данном исследовании приемов и способов развитая самостоятельной деятельности.

Результаты проведенного исследования позволяют предложить следующие методическипедагогические рекомендации:

1. Динамическая социометрическая модель учебной группы может быть использована не только для развития личности, но и для саморазвития ф и самовоспитания личности;

2. Разработанная нами модель развития самодеятельности может быть применена для развития других параметров самостоятельной деятельности личности, как активность, организованность и ответственность;

3= Использование сочетания двух видов анализа: лингвистического и культуроведческого — обеспечивает не только эффективное преодоление интерференции и приобщение к иноязычной культуре, но и способствует развитию интеллектуальной речевой активности детей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л .И. Маленькие школьники и родной язык. М&bdquo-: Знание, 1983.- 95 с.
  2. Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. Педагогика, 1978. — 144 с.
  3. А.С. Исторический процесс: диалектика современной эпохи. / АН СССР, Институт философии/ - М.: Наука, 1987. — 447 с.
  4. Ш. А. В школу с шеста лет,— М.: Педагогика, 1986. 176 с.
  5. .Г. Человек как предмет познания.- Л. ЛГУ, 1968. 339 с.
  6. М. Психология счастья: пер. с англ. М.: Прогресс, 1 990 332 с.
  7. ВТ. Мотивация поведения и формирование личности. М.:1. Мысль", 1976.- 158 с.
  8. А.Г. Психология личности. М., 1990.- 367 с.
  9. А.Г. Психология индивидуальности,— М.: Изд-во МГУ, 1986.
  10. Дж. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. 317 с.
  11. Дж. Общение людей как социально психологическая проблема. — М.: «Знание», 1973. — 32 с.
  12. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.-558 с.
  13. Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. М.: «Знание», 1978.-48 с.
  14. Ю.К. Комплексный подход к воспитанию учащихся.- Киев, Рад. шк., 1985. 256 с.
  15. В., Валаева А. Книга мудрости.- М.:"Лукоморье", 1997.- 383 с.
  16. .В. О взаимоотношении мышления, языка и речи // Вопросы психологии. 1958. — № 4. — с. 49 — 64.
  17. .В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам.-М.: Учпедгиз, 1969. 355 с.
  18. М.Ф. Требовательная доброта. М.: Политиздат, 1975. -144 с.
  19. В.В. Темперамент и деятельность. Пятигорск, 1990.-118 с.
  20. В.В. Тип темперамента и проблема гармонизации индивидуальности.// Психология и психофизиология индивидуальных раз-личий активности человека. Сб. научн. тр.- Свердловск, 1983.- 88 с.
  21. НА. Судьба России.- Мл Советский писатель, 1990.- 348 с.
  22. Т.В. Игра как средство самопознания старших школьников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Якутск., 1999. — 18 с.
  23. Бим И. Л. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей // Иностранные языки в школе. 1989.- № 1с. 19−26
  24. Л.В. Психологические вопросы организации учеб-ной деятельности школьников. М., 1969, с 50
  25. П.П. Избранные психологические произведения. М.: Просвещение, 1964. — 547 с.
  26. Л.И. Избранные психологические труды. М.: Междунар. пед. акад., 1995. — 209 с.
  27. Л.И. Познавательные интересы и условия их формирования в детском возрасте. М.:Пед.акад., 1955.- 209 с.
  28. Л.И., Славина Л. С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М.:" Знание", 1979. — 96 с.
  29. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования.// Педагогика. — 1997. — № 4= - с. 11 -17
  30. Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания.// Педагогика. — 1995. — № 4. — с. 29 — 36
  31. Брунер Дж&bdquo- Психология познания: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1977.412 с.
  32. А. От действия к мысли. М.: Изд. ин. литер., 1956. — 238 с.
  33. А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967.196 с.
  34. И.Э. Педагогические основы формирования положительной мотивации при обучении старшеклассников иностранному языку. Автореф. дисс. канд. пед, наук. Якутск, 1997.- 21 с.
  35. Васильева Гангнус Л. П. Азбука вежливости. — М.: Педагогика, 1989. -140 с.
  36. Васильева Гангнус Л. П. Уроки занимательного труда. — Мл Педагогика, 1987.- 117 с.
  37. Л.А. Педагогика способностей. Мл Знание, 1973.-96 с.
  38. И.Н., Притыки на ТА. УМК по английскому языку для 24 классов школ с углубленным изучением английского языка. Мл Просвещение, 1996.
  39. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Мл Просвещение, 1967. — 92 с.
  40. Л.С. Детская психология. Собр. соч. Мл Педагогика, 1984.-т.4.- 432 с.
  41. Л.С. К вопросу о многоязычии в детском возрасте. Собр. соч. Мл Педагогика, 1982. — т. 3. — с. 329 — 337
  42. Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. Мл Педагогика, 1982. — т.2 504 с.
  43. Л.С. Педагогическая психология. Мл Педагогика, 1991.480 с.
  44. Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития.// Вопросы психологии, 1972, — № 2. с. 18−27
  45. Л.С. Развитие высших психических функций. Мл Изд.
  46. Акад. пед. наук, I960. 500 с.
  47. Гак Г. М. Формы общественного сознания.-М.: Изд. МГУ, I960.- 379 с.
  48. Гак Г. М. Диалектика коллективности и индивидуальности. М.: Мысль, 1967. с. 57
  49. Гальперин ПЛ. Развитие исследований по формированию умственных действий. В кн. Психологическая наука. 1959. т.1.
  50. ПЛ. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий II Исследования мышления в советской психологии. Под ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1966. — 476 с.
  51. Н.Д., Горчев А. Ю., Никитенко З. Н., Соловцова Э. И. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей.// Иностранные языкив школе .- 1989. № 1. — с 13−19
  52. Н.Д. Начальный этап обучения иностранному языку. // Начальная школа. 1989. -№ 1 — с 25 — 26
  53. Н.Д., Никитенко З. Н. Организация учебного процесса по иностранным языкам в начальной школе.// Иностранные языки в школе. -1994. -№ 1 с. 8- 16
  54. Н.Д. Об итогах второго экспериментального обучения иностранным языкам в начальной школе.// Иностранные языки в школе. -1990. -МЫ.-с. 3−7
  55. Н.Д. Практические и общеобразовательные аспекты обучения иностранным языкам.// Иностранные языки в школе. 1995. -№ 5.-с. 8- 13
  56. Н.Д., Чепцова Л. Б. Цели и содержание обучения гово-ре-нию в начальной школе.// Иностранные языки в школе. 1994. — № 3.с. 4−9
  57. М.В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информационно методические материалы к курсу «Общая психология»: Уч. пос. — М., 1986.-с. 105
  58. Гез Н. И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. -М., 1982.-374 с.
  59. К.А. Сочинения. М., 1974.Т.2.
  60. И. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз. Напеч. в Свердловске, 1940. — 292 с.
  61. В.В. Формирование иноязычной речевой деятельности детей дошкольного возраста.Дисс.канд. пед. наук.-Я.: 1998 130с.
  62. B.C. Опыт обучения иностранным языкам детей дошкольного и младшего школьного возраста.// Иностранные языки в школе. -1959.- № 2. -с. 79 -83
  63. Г. Е. Рождение нового человека: Проблемы форми-рования личности при социализме. М.: Политиздат. 1982. — 255 с.
  64. И. В. Педагогические основы оптимального взаимодействия старшеклассников различных видов темперамента при обучении иностранному языку. Автореф. дисс. канд. пед. наук.- Якутск, 1997.- 18 с.
  65. К.М. Индивидуально психологические особенности школьников. — М.: Знание, 1988. — 79 с.
  66. К.М. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. М.: Знание, 1992. — 80 с.
  67. Е.В. Психология обучения письму. Формирование графических навыков письма. М.: Изд. Акад. пед. наук РСФСР, 1959. — 264 с.
  68. В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Просвещение, 1972.423 с.
  69. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.-240 с.
  70. В.Н. Активный словарь по русскому языку в 1 3 классах якутской школы в тематическом аспекте.// Вопросы воспитания и обучения в школах Якутии: Сб. ст., — Якутск, 1973. — с. 179 — 191
  71. ДА. Егоров Н. Е. Об индивидуализации обучения в национальной школе.-Я.: Як. книжн. изд. Л 974 38 с.
  72. ДА. Организация педагогического процесса в национальной школе Якутск: Изд. ЯГУ, 1991. — 64 с.
  73. М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и активности в процессе обучения.// Советская педагогика, 1961.- № 8.с. 32 43
  74. Е.Е. Ценность младших школьников.// Возрастная и педагогическая психология. Под ред. И. В. Дубровиной, А. М. Прихожан, В. В. Зацепина.- М.: Academia, 1998. 313 с.
  75. Джидарьян И А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности., М. 1974.
  76. А. Избранные педагогические произведения. М.: Учпедгиз, 1956. — 374 с.
  77. Н.П. Что такое человек. М.: Мысль, 1983. — 334 с.
  78. И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. М.: Знание, 1975. — 64 с.
  79. И.В. Руководство практического психолога: Готовность к школе- развивающие программы, 3- е изд. Изд. центр" Академия", 1997. -118 с.
  80. JI.C. Путешествие с Рифмой английский для малышей. Уч. изд. под ред. Карлайл М. Синтия (Великобритания) — М.: Айрис, 1996.108 е.: цв. илл.
  81. Есипов Б П. Самостоятельная работа учащихся на уроке.- М.:1961.- с. 15
  82. Л.В. Учить самостоятельности. М.: Просвещение, 1993. — 203 с.
  83. Н.И. Механизмы речи. М.: Изд. Акад. пед. наук РСФСР, 1958.-370 с.
  84. Н.И. Речь как проводник информации.-Мл Наука,!982.- 159с.
  85. Зак А. 3. Развитие умственных способностей младших школьников.- М.: Просвещение, 1994. 318 с.
  86. Д.Н. Психологический анализ оперативного мыш-ления.-М.: Наука, 1985. 221 с.
  87. Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990. -418 с.
  88. Л.В. Обучение и развитие. М.: Педагогика, 1975.- 440 с.
  89. А.В., Эльконин Д. Б. Психология детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1964.- 351 с.
  90. И .А. Педагогическая психология. М.: Логос, 1999. — 383 с.
  91. И.А. Подход к экспериментальному исследованию взаимодействия видов речевой деятельности при обучении иностранному языку.// Сб. научн. трудов. Вып. 121. М.: МГПИИЯ им. М. Тореза, 1977.- 136 с.
  92. И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1973. — 159 с.
  93. И .А. Психологические аспекты обучения иностранному языку.- М.: Просвещение, 1978. 149 с.
  94. И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. -Мл Просвещение, 1991. 222 с.
  95. П.И. Непроизвольное запоминание. Мл Изд. Акад. пед. наук РСФСР, 1961.-562 с.
  96. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. Мл Политиздат., 1986. — 221 с.
  97. В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправ-ление. -Мл Просвещение, 1991. 127 с.
  98. А.П. Развитие познавательного интереса учащихся начальных классов на уроках математики на основе личностноориентированного обучения. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Якутск, 1998. -с. 7−8
  99. И.И. Структура процесса обучения. М.: Изд. МГУ, 1986. -200 с.
  100. И.П. Динамика мотивации учебной деятельности взрослых .//Сб.научн .тр., вып. 187. М.: МГПИИЯ им. М. Тореза, 1982.- 258 с.
  101. ИсеНина Е. И. Дословесный период развития речи у детей. Саратов.: Изд. Сар. универс., 1986. — 144 с.
  102. Кабанова Меллер Е. Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. Проблема приемов умственной деятельности.-М.: Изд. Акад. пед. наук РСФСР, 1962. — 376 с.
  103. Кабанова Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. — М&bdquo-: Знание, 1981. — 96 с.
  104. ЮЗ.Кабанова Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся. — М.: Просвещение, 1968. — 288 с.
  105. М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. -М.: Политиздат., 1988. 319 с.
  106. Ш7.Карпенко Л. А. Краткий психологический словарь. М., 1985.-213 с. Ю8. Карпова А. К. Фз’нкциональные взаимоотношения между свойствами темперамента как условие успешного выполнения трудлвых операций.// Вопросы теории темперамента, Пермь, 1974.198 с.
  107. А.К. Функциональные взаимоотношения между свойствами темперамента как условие эффективной деятельности монотонного содержания. Автореф. дисс. канд. псих. наук. Москва, 1975. — 24 с.
  108. Ю.Климов Е. А. Основы психологии.- МлКультура и спорт, 1997.-295 с.
  109. ККоменский Я. А. Избранные педагогические сочинения, в 2-х т. М.: Педагогика, 1982. — 655 с.
  110. Н.И. Словарь справочник по психологии.-М., 1996.- с. 88 11 З. Корякина НА. Разговор по душам с учителем, — Якутск: Изд. ИПКРО, 1997.- 136 с.
  111. П4.Крупнов А. И. Исследование соотношения между фоновыми электроэнцефалографическими признаками активности поведения. // Вопросы психологии. 1970. — № 6. — с. 47 — 59
  112. А.И. Психофизиологический анализ индивидуальных различий активности личности. Учебн. пособие.- Свердловск: Свердловский ГПИ, 1983. 71 с.
  113. ВА. Психология обучения и воспитания школьников. -Москва, 1976.
  114. В.П. Методическая характеристика класса как средство индивидуализации процесса обучения иноязычному общению.// Иностранные языки в школе. 1986. — № 1. — с. 31 — 38
  115. Кузов лев В. П. Структура индивидуальности учащегося как основа индивидуализации обучения речевой деятельности.// Иностранные языки в школе. 1979. № 1. — с.21 — 29
  116. Р. Обучение иностранному языку.// В кн. Методика преподавания иностранных языков за рубежом. Под ред. Васильева М. М., Синявская Е. В. Вып.!.- М.: Прогресс, 1967. 464 с.
  117. Р. Лингвистика поверх границ культур.// Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 25. М.: Прогресс, 1989. — 546 с.
  118. Н.Д. Вопросы психологии характера. 2-е изд.- М.: Учпедгиз, 1956.-368 с.
  119. Н.Д. Детская и педагогическая психология.- Москва, 1960.428 с.123Левитов Н.Д. О психическом состоянии человека. М.:Про-свещение, 1964.-344 с.
  120. Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.-279 с.125Леонтьев А. А. Национально культурная специфика речевого поведения. М.: Наука, 1977. — 345 с. ф 126 Леонтьев А. А. Основы теории речевой деятельности.- Мл Наука, 1974.-368 с.
  121. B.C. О многоуровневости факторной структуры индивидуально типических особенностей человека. Экспериментальная и прикладная психология. Вып. 5.- Л., 1973, — с. 92 — 101
  122. А.С. Педагогическая поэма. //Пед. соч. в 8 ми т.//.- М&bdquo-, 1984.-т. 3.-512 с.
  123. А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. М.: Просвещение, 1982.- 160 с.
  124. А.И. Учите, играя.- М.: Просвещение, 1983. 144 с.
  125. А.К. Психология усвоения языка как средства общения. -^ М.: Педагогика, 1974.-240 с.
  126. Нб.Матюхина М. В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников. Волгоград: ВГПИ, 1983. — 72 с.
  127. Р. Экспериментальная психология. М.: Прогресс, 1975. — 198 с.
  128. B.C. Лекции по психологии. Пермь, 1971. -250 с.
  129. B.C. Очерк интегрального исследования индивиду-альности.- М.: Педагогика, 1986. 256 с.
  130. B.C. Очерк психологии личности. Пермь: Кн. изд., 1959. -173 с.
  131. Мерлин В, С. Очерк теории темперамента. М., 1964. — 304 с.
  132. Р.П. Формы педагогического воздействия на познавательную деятельность учащихся.// Иностранные языки в школе, 1991. № 2. — с. 13- 17
  133. Миролюбов, А А. Обучение иностранным языкам в свете реформы школы.// Иностранные языки в школе, 1986 № 2 — с. 4 — 11
  134. МЛ. Грамматические игры для начальных классов. М.: Изд. Акад. пед. наук РСФСР, 1963. — 144 с.
  135. А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. М.:1. Знание, 1983. -96 с.
  136. А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.:1. Педагогика, 1984. -111с.
  137. У. Познание и реальность : Смысл и принципы когнитивной психологии. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1981. — 230 с.
  138. В .Д. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1990. — 403 с.
  139. Н.Д. Этнопедагогика как единство национального и интернационального в воспитании детей коренных народов Севера. // Народное образование Якутии 1994. — № 4 — С. 65 — 69.
  140. Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Русский язык, 1989. — 276 с.
  141. Е.И., Кузовлев В. П., Царькова В. Б. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность. М.: Просвещение, 1993. — 160 с.
  142. И. Избранные педагогические сочинения., в 2-х т. т. 2,-М.: Педагогика, 1981. 415 с.
  143. А.В. Введение в психологию. М&bdquo-: Изд. центр" Академия", 1995. — 496 с.
  144. ПО.Пиаже Ж. Избранные психологические труды: пер. с франц. М.: Просвещение, 1969. — 659 с. 171 .Платонов К. К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. -254 с.
  145. Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977. -272 с.
  146. ПЗ.Поддьяков Н. Н., Сохин Ф. А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1988. 192 с.
  147. . Избранные философские и психологические труды.Пер. с фр&bdquo-- М.: Прогресс, 1980. 373 с.
  148. .Н. Человек в детстве:народная педагогика.// Я.: Айсберг. -1991. -№ 2 с 72−79
  149. B.C. Формирование индивидуального стиля самостоятельной учебной деятельности студентов педагогическихинститутов (на материале языковых специальностей). Дисс. канд. пед. наук.- М., 1979. 166 с.
  150. A.M. Психологические проблемы нравственного воспитания школьников., М Л 980. с.14−19.
  151. A.M. Психологический справочник или Как обрести уверенность в себе. М.: Просвещение, 1994. — 191 с.
  152. И.И. Личность. Индивидуальность. Общество: Проблемы индивидуализации и ее социально философский смысл. — М.: Политиздат., 1984. — 141с.
  153. Рогова Г. В, Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. М.: Просвещение, 1988. — 224 с.
  154. С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд. Акад. пед. наук СССР, 1957.-328 с.
  155. С.Л. К вопросу о языке, речи и мышлении// Вопросы языкознания, № 2,1957.
  156. ВЗ.Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-424 с.
  157. В.М. Опросник структуры темперамента: метод, пособие. -М.: «Смысл», 1992.-32 с. 18 5. Fyca лов В. М. Биологические основы индивидуально ^ психологических различий. М.: Наука, 1979. — 352 с.
  158. Е.И. Учебная мотивация при овладении иностранным языком.//Сб. науч. тр. Вып. 187. М.: МГПИИЯ им. М. Тореза, 1982.-с.3- 18
  159. А.В. Динамизм управления. М.: Мысль, 1987. — 202 с.
  160. Л.С. Знать ребенка, чтобы воспитывать. М.:3нание, 1976. -64 с.
  161. А.А. Проблемы психологии памяти. -М.: Просвещение, 1966.-245 с.
  162. В .И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, шгшоо-трациях. Уч. пос. для пед. учебн. заведений. М.: Пед. общ. России «1999.-416 с.
  163. В.М. Социализация, общение, педагогика.// Вопросы педагогического и психологического общения. Научн. тр.Вып. 1. -Фрунзе, 1975. с 5
  164. А.Н. Внутренняя речь при изучении иностранного языка.// Вопросы психологии. 1960. — № 5. — с 131 — 135
  165. Ю.А., Тарасов Е. Ф., Шахнарович A.M. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. М.: Наука, 1979. — 327 с, ф 194. Сохин Ф. А. Занятия по развитию речи в детском саду. М.:
  166. Просвещение, 1993.- 271 с.
  167. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. Мл Изд. МГУ, 1975. — 343 с.
  168. Н.Ф. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду. М.: Просвещение, 1994. — 193 с.
  169. В.В. Педагогические основы личностно-ориентированного обучения иноязычному чтению. Дисс.канд. пед.наук.Л.:1998.- 140 с.
  170. М.М. Лингводидактические рекомендации по реализации логико- контрастивной стратегии преодоления интерференции. Якутск: Изд. ЯГУ, 1993.-34 с.
  171. М.М. Обучение иностранному языку в условиях многоязычия (двуязычия).- М.: Изд. МГУГГМир книги», 1998. 214 с.
  172. ФА. В поисках новых педагогических путей. М.: Знание, 1988.- 62 с.
  173. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произв.(пер). М.: Просвещение, 1989. — 447 с.
  174. Фульга РЛ Активизация речевой деятельности и успешность обучения.// Сб. научн. тр.Вып. 142. М.: МГПИИЯ им. М. Тореза, 1979. -152 с.
  175. М. Время и бытие. (Пер" с нем. В. В. Бибихина М. Ad Marginem. 1997/ - 451 с/
  176. И.Ф. Педагогика. Уч.пос. М.: Юристъ, 1997. — 512 с.
  177. X. Мотивация и деятельность, т.1 М., 1986. — 144 с.
  178. Н.Г. Избранные педагогические произведения. М., 1953.-с 68 212. Чудновский В. Э. Нравственная устойчивость личности. М.: Педагогика, 1981 208 с.
  179. М.Ф. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды В.Г. Белинского, М.: Педагогика, 1948. -с 13
  180. A.M. Как дети овладевают языковыми значениями. // Иностранные языки в школе. 1988.- № 4 — с. 45 — 47 215ЛНахнарович A.M. Психолингвистика. М.: Мысль, 1984. — 479 с.
  181. М.С. Психологические проблемы узнавания. М.: Просвещение, 1967. — 220 с.
  182. Г. П. Языковое мышление.// Вопросы языкознания.-1957. -№h- с 56 -68 218,Щерба Л. В. Преподавание иностранных языков в средней школе. М, Высшая школа, 1974. 112 с.
  183. Щерба Л, В. Языковая система и речевая деятельность, — Л.: Наука, 1947- 147 с.
  184. Д.Б. Детская психология. М.: Учпедгиз, 1960. — 350 с. 221. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989.- 554 с.
  185. Юнг К. Психологические типы. Психология индивидуальных различий.- М. 1982.- с .199 218
  186. Юнг К. Структура психики и процесс индивидуации. М.: Наука, 1996.- 267 с.
  187. Ausubel D, P. Educational Psychology: a cognitive view/ New York: Halt, Rinehart and Winston? 1968. — 230 p.
  188. Eysenck HJ. The structure of human personality.- L., 1970. 275 p.1. П р И110Ж6 Н И 6 1
  189. СТРУКТУРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИно, А Н. Леонтьеву)1. ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ
Заполнить форму текущей работой