Вопросы для самоконтроля
Прав ли И. А. Сикорский, записывая: «Тот еще не окончил своего воспитания, кто не сделался отцом или матерью, потому что он не пережил чувства родительской любви и не реализовал того человеколюбия, которое вытекает из родовых инстинктов»? Какие качества развиваются у человека, ставшего родителем? Раскройте взгляды И. А. Сикорского на создание «развивающей среды» и проанализируйте этот вопрос… Читать ещё >
Вопросы для самоконтроля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- 1. Перечислите важные условия единства воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста, сформулированные в дошкольной педагогики конца XIX — начала XX вв.
- 2. Какие типы дошкольных учреждений имелись в России конца XIX — начала XX вв.
- 3. Кто автор проекта «Идеальный детский сад»?
- 4. Трудами каких педагогов названного периода осуществлялось развитие теории методов воспитания и обучения ребенка раннего и дошкольного возраста?
- 5. Выделите специфические средства и методы воспитания и обучения ребенка раннего и дошкольного возраста.
- 6. Как назывались учебные заведения, готовившие к «родительской» профессии в России?
- 7. В чем специфика подготовки к «родительской» профессии?
- 8. Кто разработал здравоохранительные меры (вступать в брак по любви, заботиться о своем здоровье, охранять свою нервную систему) для полноценного выполнения родительских обязанностей?
- 9. Кем из педагогов разрабатывалась проблема преемственности дошкольного и школьного воспитания в России конца XIX — начала XX вв.
- 10. Перечислите новые принципы преемственности дошкольного и школьного воспитания, установленные в дошкольной педагогике России рассматриваемого периода.
Задания для студентов
1. Сравните тезис И. А. Сикорского и тезис П. П. Блонского об организации воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста. Какая позиция вам ближе?
Семья — самая естественная воспитательная среда. Все другие воспитательные учреждения — ясли, приюты, детские сады, школы — представляют только суррогаты семьи. Педагогическая польза семьи в первоначальном воспитании, отмечал И. А. Сикорский, вытекает из ее способности воспитывать индивидуальность: «детский сад, ясли, школа воспитывают среднего ребенка, среднюю, шаблонную детскую душу, но не могут надлежащим образом вырастить индивидуальность» [Сикорский, И. А. Воспитание детей младшего возраста / И. А. Сикорский. — Пг., б/г., с. 119].
Прямая обязанность государства, по мнению П. П. Блонского, — организовать систему общественного воспитания, дать ему достаточные средства. Но начинать это дело должно общество, «ибо без общественного почина оно легко может выродиться либо в бюрократическое учреждение, либо стать объектом эксплуатации со стороны пассивного общества, служа развитию семейного эгоизма» [Блонский, П. П. Введение в дошкольное воспитание / П. П. Блонский. — М., 1915, с. 84].
- 2. Раскройте взгляды И. А. Сикорского на создание «развивающей среды» и проанализируйте этот вопрос с позиции современного воспитателя. В чем вы видите пути преодоления недостатков в развитии современных дошкольников?
- 3. Как вы относитесь к такой особенности метода воспитания, обоснованного П. Ф. Каптеревым: «Воспитание должно помогать правильному и всестороннему развитию детей, затрагивать все, а не некоторые лишь свойства, и тем более не преследовать какие-либо узкие и внешние цели, в роде изучения иностранных языков или подготовления к будущей карьере» [Каптерев, П. Ф. Задачи и основы семейного воспитания / П. Ф. Каптерев. — 2-е изд., доп. — СПб., 1913, с. 20].
- 4. Прав ли И. А. Сикорский, записывая: «Тот еще не окончил своего воспитания, кто не сделался отцом или матерью, потому что он не пережил чувства родительской любви и не реализовал того человеколюбия, которое вытекает из родовых инстинктов» [Сикорский, И. А. Воспитание детей младшего возраста / И. А. Сикорский. — Пг., б/г., с. 31]? Какие качества развиваются у человека, ставшего родителем?
- 5. М. М. Манасеина подробно разъясняла, что современное общество не представляет собой единства взглядов, убеждений, верований, идеалов: «К сожалению, наше время замечательно именно по своей разноречивости, по своему разногласию в этом отношении и ребенок, переходя из детской в классную, из классной в гостиную, переходя от родного очага в школу, по большей части, знакомится все с новыми и новыми воззрениями на один и тот же предмет, причем нередко эти воззрения оказываются диаметрально противоположными, несовместимыми, оказываются взаимно отрицающими себя!» [Манасеина, М. М. Основы воспитания с первых лет жизни и до полного окончания университетского образования: в 5 т. / М. М. Манасеина. — СПб, 1894—1902. — Т. 1, с. 11]. Как совместить известные истины и разномыслие в обществе? Как вписать в общественный плюрализм истину, высокие нравственные идеалы?