Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методологические основы моделирования системы подготовки учителя информатики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Поиск путей реализации личностно-ориентированного образования заставляет исследователей обращаться к компьютерным технологиям, позволяющим индивидуализировать образовательный процесс, дающим простор творчеству учащихся, открывающим им доступ к источникам информации и вооружающим их современными инструментами обработки информации. Однако в массовой практике учебных заведений компьютеры еще… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Методологические основы личностно-развивающего 20 Ф компьютерного образования
    • 1. 1. Методологические подходы к организации компьютерного 20 образования
    • 1. 2. Методологический дуализм личностного и информационно- 23 го в компьютерном образовании
    • 1. 3. Компьютерное образование с позиций деятельностного под
  • Глава 2. Личностно-развивающее компьютерное образование: 55 системный подход
    • 2. 1. Дидактическая система
      • 2. 1. 1. Системообразующий фактор
      • 2. 1. 2. Элементы дидактической системы
      • 2. 1. 3. Связи элементов дидактической системы
      • 2. 1. 4. Функционирование и развитие дидактической системы 79 2.2. Дидактическая компьютерная среда
      • 2. 2. 1. Дидактическая компьютерная среда как целостность
      • 2. 2. 2. Конструирование дидактической компьютерной среды
  • Глава 3. Методическая система учителя в личностноразвивающем компьютерном образовании
    • 3. 1. Системный анализ методической деятельности учителя
    • 3. 2. Технологии личностно-развивающего компьютерного образо- 121 вания
  • Глава 4. Проблемы совершенствования организации компьютер- 131 ного образования в школе (констатирующий и поисковый эксперимент)
    • 4. 1. Изучение опыта реализации технологий компьютерного обу- 131 чения
    • 4. 2. Условия эффективности компьютерного образования
  • Глава 5. Теоретические основы конструирования моделей систе- 163 мы личностно-развивающего компьютерного образования

4 5.1. Методологические принципы построения системы моделей личностно-развивающего компьютерного образования. 5.2. Общая иерархическая структура педагогических моделей личностно-развивающего компьютерного образования 5.2.1. Модели дидактических систем

5.2.2. Модели методических систем

5.2.3. Модели взаимодействия дидактических и методических 234 систем в личностно-развивающем компьютерном образовании

5.2.4. Модели систем более высокого иерархического уровня

Глава 6. Практическая реализация моделей личиостноразвивающего компьютерного образования на экспериментальных площадках Волгоградского государственного педагогического университета

6.1. Формирование готовности учителя информатики к личностно- 248 развивающему компьютерному образованию

6.2. Опыт реализации личностно-развивающего образования на 259 основе межпредметного взаимодействия

6.3. Метод проектов как форма организации продуктивной учеб- 274 ной деятельности в компьютерном образовании

6.4. Мониторинг готовности учителя информатики к личностно- 291 развивающему компьютерному образованию (фрагменты монографических описаний)

Библиографический указатель

Методологические основы моделирования системы подготовки учителя информатики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Появление компьютеров в сфере образования породило немало философских, теоретико-методологических, социально-экономических, методических, этических и других проблем, потребовавших переосмысления некоторых фундаментальных положений теории познания, методологических основ дидактики и методики преподавания [1,273,120]. Одной из наиболее актуальных в современном образовании считается проблема подготовки подрастающего поколения к жизни в мире, где процессы получения, преобразования, использования информации занимают главенствующее место, интеллектуальный труд становится основным видом труда, а профессионализм определяется не объемом знаний в предметной области, а умением ориентироваться в информационных потоках, критически осмысливать и преобразовывать получаемую информацию [69,288,144,24].

Современное общество, как указывает Ю. Н. Афанасьев, нуждается в «универсализме и социальной мудрости», которую он видит в просторе мышления, не ограниченного торной колеей профессионализма [18]. Соответственно меняются и подходы к образовательным процессам — основной акцент переносится на развитие личностных качеств учащихся, на формирование дивергентного мышления, способности к поиску нестандартных решений в жизненных ситуациях. Среди приоритетных целей образования наряду с гражданским и нравственным воспитанием, развитием мышления называются развитие творческих способностей, межличностных отношений, формирование позитивной Я-концепции [298,300].

Требованием времени является постоянно возобновляющееся образование и самообразование, реализация которых возможна лишь при условии отказа от «массового обучения», построенного на принципе — учить всех одному, учить всех одинаково, и перехода к концепциям образования, признающим каждого ученика уникальной личностью, имеющей право на реализацию собственной образовательной программы. Для современной педагогики и образовательной практики характерен «отход от парадигмы формирования личности с заданными свойствами и поворот к разработке теории образования как личностно-ориентированного культуросообразного педагогического процесса» [35,17,44].

Проблема смены «знаниевой» парадигмы гуманитарно-личностной рассмотрена в работах Н. А. Алексеева, Ю. Н. Афанасьева, Е. В. Бондаревской, В. И. Данильчука, И. А. Колесниковой, И. Я. Лернера, Н. К. Сергеева, В. В. Серикова, В. И. Слободчикова, А. П. Тряпицыной, Е. Н. Шиянова, И. С. Якиманской и других исследователей. Личностно-развивающее образование предполагает, прежде всего, отношение к личности ученика как самоценности, как к существу, стремящемуся понять смысл своей жизни, способному к самоотдаче, свободному волепроявлению, к творческой деятельности. Условиями и критериями личностного развития исследователи считают потребность в позитивной свободе, способность к самопроектированию будущего, внутреннюю ответственность перед собой и другими [137].

Поиск путей реализации личностно-ориентированного образования заставляет исследователей обращаться к компьютерным технологиям [125,156,263], позволяющим индивидуализировать образовательный процесс, дающим простор творчеству учащихся, открывающим им доступ к источникам информации и вооружающим их современными инструментами обработки информации. Однако в массовой практике учебных заведений компьютеры еще не играют заметной роли. Многие педагоги указывают на низкую эффективность компьютерного обучения, формализм знаний, получаемых при обучении по заранее подготовленным программам и инструкциям без самостоятельного анализа и личностной оценки. Недостаточная методическая проработанность технологий компьютерного обучения, неустойчивость и противоречивость теоретической базы, привело к тому, что многие преподаватели не смогли найти принципиально новых методических решений, учитывающих специфические особенности обучения в компьютерной среде, и пытались перенести в новые условия традиционные методы обучения с весьма малой дидактической эффективностью. Выявилась несовместимость традиционных технократических представлений с гуманистическими тенденциями современных образовательных концепций, ориентированными на усиление роли социокультурных факторов, на развитие нравственного и интеллектуального потенциала личности.

Трудами Е. В. Бондаревской, О. А. Кочергиной, М. В. Кларина, О. Е. Ломакиной, А. И. Пискунова, Н. И. Розова и других исследователей показано, что процесс образования должен рассматриваться «как культурный процесс, суть которого проявляется в гуманистических и творческих способах взаимодействия его участников» [34].

В настоящее время достаточно глубоко исследованы причины низкой эффективности компьютерных методов обучения в практике массовых школ, ведутся интенсивные поиски рационального сочетания накопленного поколениями опыта организации интеллектуальной деятельности с принципиально новыми методами получения, преобразования и использования информации.

А.С.Бешенковым [28−30], Г. А. Бордовским [36−38], Я. А. Ваграменко [51], Б. С. Гершунским [65], А. П. Ершовым [83,85], Е. И. Машбицем [167−169], А. В. Моги левым [174,175], В. М. Монаховым [186,182,184,187], И. В. Роберт [224,225], О. К. Тихомировым [265] и др. сформулированы дидактические принципы, рассмотрены условия применения ЭВМ в обучении, заложены концептуальные основы построения новых информационных технологий образования.

Однако, многие из проблем исследованы недостаточно. В частности, не нашли разрешения следующие противоречия теории и практики компьютерного образования:

— между современной гуманитарно-личностной парадигмой образования и бытующими в массовой педагогической практике представлениями об обучения информатике и информационным технологиям как о способе развития формально-логического и алгоритмического мышления, что существенно обедняет информатику как интегрирующую дисциплину гуманитарного и естественнонаучного образования;

— между стремлением к повышению эффективности образования с использованием компьютерных технологий и все более очевидным пониманием того, что такое образование нельзя строить на бихевористических представлениях о компьютерном обучении как о процессе прямого управления компьютерной программой учебной деятельностью ученика;

— между потребностью включения представлений информатики как фундаментальной науки в целостную систему личностно-ориентированного образования и традиционной ориентацией информатики как учебной дисциплины на абстрактно-знаниевое и функциональное освоение школьниками представлений об информационных процессах, что приводит к отрыву информационной картины мира от целостной социокультурной ситуации, в которой она формируется;

— между стремлением к организации образовательного процесса, вос-требующего личностные функции обучаемых — потребности в самореализации, креативности, рефлексии и традиционным объектно-знаниевом его построением, ориентированным на репродуктивные методы и упрощенные представления о возможностях компьютерных информационных систем;

— между необходимостью формализации информации при использовании компьютерных технологий и стремлением избежать формализма знаний.

Необходимость поиска разрешения указанных противоречий определила выбор темы исследования: «Методологические основы моделирования системы подготовки учителя информатики».

Цель исследования — разработать методологические основы моделирования системы подготовки учителя информатики к реализации личностно-развивающего компьютерного образования.

Объект исследования: процесс подготовки учителя информатики в педагогическом вузе.

Предмет исследования: методологические и методические основы личностно-развивающих технологий компьютерного образования и моделирование системы подготовки учителей к использованию их в учебном процессе.

Задачи исследования:

1. Провести сравнительный анализ информационного и личностного подходов к компьютерному образованию.

2. На основе системного анализа определить сущность и структуру дидактической системы, реализующей цели развивающего образования в компьютерной среде.

3. Выявить основные факторы развития дидактических систем компьютерного образования.

4. Построить иерархическую структуру теоретических моделей компьютерного образования и определить условия совместного функционирования и критерии готовности к реализации личностно-развивающих образовательных процессов в дидактической компьютерной среде.

5. Разработать концепцию курса «Теория и методика преподавания информатики» в педагогическом вузе на основе методологического дуализма личностного и информационного.

6. Экспериментально проверить систему подготовки учителя информатики, построенную на основе предложенных моделей.

Основу гипотезы исследования составил ряд предположений о путях организации личностно-развивающего компьютерного образования и методах формирования готовности к его реализации. Решение стратегической задачи — развитие личности обучаемого в процессе компьютерного образования будет эффективным, если:

— основным методическим принципом станет принцип рационального сочетания информационного и личностного подходов к личностно-развивающему компьютерному образованию:

— при обучении в дидактической компьютерной среде будут создаваться ситуации, востребующие личностные функции обучаемого: ответственность, креативность, личностную позицию субъекта, его потребность в поисках смысла, рефлексии;

— конструирование дидактических компьютерных сред будет проводиться на основе принципов, вытекающих из положений теории личностно-развивающего обучения с приоритетом гуманистического перед аппаратно-технологическим;

— будет организована целенаправленная подготовка всех субъектов дидактической системы к межличностному взаимодействию в условиях дидактической компьютерной среды;

— компьютерное образование будет непрерывным и ориентированным на решение личностно значимых задач на каждом этапе развития дидактической системы.

Сущность предлагаемой модели организации личностно-развивающего компьютерного образования на разных ступенях состоит в рациональном соединении информационного и личностного подходов, что позволит стимулировать потребность в постоянном обновлении знаний, их личностное ценностно-смысловое восприятие. Речь идет не об эклектическом соединении двух образовательных парадигм — «знаниевой» и гуманитарно-личностной, но об ориентации деятельности всех субъектов дидактической системы на достижение основной цели ее функционирования — на развитие личности обучаемого. При этом когнитивный компонент не только не теряет своего значения, но существенно усиливается, поскольку ставится задача не только обеспечить усвоение некоторого объема учебной информации и приемов ее преобразования, но «учить учиться, учить мышлению, рефлексии, творчести ву, учить фундаментальным обобщенным знаниям, которые позволяют в течение всей жизни быстро овладевать меняющейся конкретикой» [241 :с. 17]. Такой подход ставит ученика в позицию субъекта познания, активно действующего в образовательном пространстве, формирующего не только информационную базу интеллекта, но и собственно личностные (смысловые, ценностные, мировоззренческие) функции и свойства. Такой подход не позволяет редуцировать учителя до функционального придатка компьютерной обучающей системы, но поднимает его на уровень организатора и наставника, передающего ученику свой жизненный личностный опыт. При таком подходе создатели методического, программного обеспечения, чей опыт, чьи педагогические идеи реализуются в компьютерных инструментах и программах компьютерной поддержки, приобретают статус субъектов дидактической системы. А, следовательно, методологические подходы, педагогические идеи и их методическое обеспечение приобретают приоритетное значение перед аппаратно-технологическим, что соответствует представлениям современной гуманитарно-личностной парадигмы образования. Представление компьютеров на иерархическом уровне элементов среды, обслуживающей потребности дидактической системы, принципиально важно: не ученик приспосабливается к возможностям компьютерной среды, а среда проектируются в соответствии с образовательными потребностями ученика. При таком подходе меняется и самосознание ученика: он понимает, что задачи учебных ситуаций решает не электроника, а он сам, и только он один несет ответственность за последствия принятого решения.

Методологической базой исследования послужили фундаментальные дидактические исследования, посвященные методолгии педагогического знания (В.В. Краевский), целостности образовательного процесса (B.C. Ильин, И .Я. Лернер, М.Н. Скаткин), личностно развивающим функциям обучения (Н.А.Алексеев, Е. В. Бондаревская, Н. В. Бочкина, З. И. Васильева, В. В. Горшкова, Т. Н. Малькова, Н. К. Сергеев, В. В. Сериков, А.П. Тряпицына), принципам организации педагогической деятельности (В.Н. Загвязинский,.

И.А. Колесникова, В.А. Сластенин), специфике компьютерного образования, современным образовательным технологиям (И.А.Антипов, Н. А. Алексеев, Е. В. Баранова, В. К. Белошапка, Г. А. Бордовский, Ю. С. Брановский., В. А. Бубнов, Я. А. Ваграменко, А. А. Вербицкий, Б. С. Гершунский,.

A.П.Ершов, В. А. Извозчиков, Г. М. Клейман, А. Г. Кушнаренко, А. А. Кузнецов, Э. И. Кузнецов, В. В. Лаптев, М. П. Лапчик, Е. И. Машбиц, А. В. Могилев,.

B.М.Монахов, Е. С. Полат, И. В. Роберт, В. В. Рубцов, Т. А. Сергеева, О. К. Тихомиров, В. Т. Фоменко, С.А.Христочевский).

При анализе систем образования и путей их развития использована общая методологическая схема системного исследования, двухуровневая стратегия которого предложена А. Г. Теслиновым [264].

Первый уровень:

— порождение интенции: выявление противоречий существующих образовательных систем и неполноты ранее проведенных исследований, постановка исследовательской задачи первого уровня — обоснование выбора объекта и предмета исследования;

— введение аспекта: выбор направлений исследования;

— обозначение эпистемологического уровня: определение места исследования по отношению к проведенным ранее и ограничение зоны описания;

— формулирование сущности: анализ оснований для выделения системы:

— системообразование: выбор системообразующего фактора, определение набора элементов системы и структуры их связей;

— восхождение к классам систем: определение места системы в иерархической структуре систем;

— видообразование и интерпретация: рассмотрение механизмов управления системой в процессе ее функционирования.

Второй уровень:

— порождение интенции: постановка исследовательской задачи второго уровня — выявление механизмов развития системы, возможностей управлениями процессами, способствующими совершенствованию системывведение аспекта: выбор направлений совершенствования системыобозначение эпистемологического уровня: выявление концептуальных оснований, которые могут составить гносеологическую основу процессов совершенствования системыформулирование сущности-, определение сущности педагогических инноваций, которые могли бы способствовать совершенствованию системы;

— системообразование: построение теоретической модели управления изменениями системы в желательном направлении, прогноз последствий воздействия на систему;

— восхождение к классам систем: определение оснований для коррекции систем, связанных с исследуемой, для обеспечения реализации предполагаемых инноваций;

— видообразование и интерпретация: рассмотрение вариантов управления инновационной деятельностью с целью развития и более эффективного функционирования систем.

Общая структура исследования показана на рис. 1.

Этапы исследования:

Первый этап (1980;88 г. г.). Анализ практики компьютерного обучения в школах и вузах. Изучение и критический анализ философских, психологоrV'.

Методологическая основа и концептуальная база исследования.

ТУ.

Анализ дидактических систем комьютерного образования.

Структурное исследование Функциональное исследование.

Г Теоретическая модель дидактической системы 1/ Теоретическая модель методической системы.

— N.

— NИ.

Выявление условий повышения эфективности компьютерных технологий в личностно-развивающем образовании П.

Теоретическая модель системы подготовки учитвля информатики к личностно-раззивающему образованию с использованием компьютерных технологий.

Констатирующии J и поисковый эксперимент1].

Ч Формирующий эксперимент.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЬВОДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Рис. 1. CTDVKTVDa исследования педагогических, и методических идей в области компьютерного обучения, методики преподавания информатики. На этом этапе сложился концептуальный замысел исследования, определилась его методологическая база и эмпирическая область.

Второй этап (1988;1998 г,). Поиск концептуального решения проблемы формирования дидактической системы компьютерного обучения, выявление функций субъектов, особенностей межличностного взаимодействия. Поисковый эксперимент на экспериментальных площадках учебно-научно-педагогического комплекса «Волгоградский государственный педагогический университет» — в Волгоградском мужском педагогическом лицее, на физическом и инженерно-педагогическом факультетах ВГПУ, в Институте повышения квалификации и переподготовки работников образовательных учреждений. На этом этапе были сформулированы рабочие гипотезы, выявлены пути совершенствования учебно-воспитательного процесса при организации личностно-развивающего компьютерного образования. На основе сложившихся методических идей были разработаны курсы «Информатика и информационные технологии» для различных ступеней многоуровневой системы педагогического образования, которые читались самим автором и преподавателями руководимой им кафедры. Компьютерная поддержка курсов разрабатывалась при участии автора исследования в Научно-исследовательской лаборатории информационных технологий образования и проходила опытную проверку на экспериментальных площадках ВГПУ.

Третий этап исследования (1999;2001 г. г.). Разработка обобщенной системы моделей личностно-развивающего компьютерного образования. Полномасштабный формирующий эксперимент на основе предложенной модели в Институте педагогической информатики ВГПУ, на экспериментальных площадках учебно-научно-педагогического комплекса и в массовых учебных заведениях Нижневолжского (Южного) региона. Разработка коллективных монографий, обобщающих результаты формирующего эксперимента и определяющие направления дальнейших исследований. Обсуждение концепции на ряде всероссийских и международных научных конференций.

Научная новизна состоит в том, что компьютерное личностно-развивающее образование представляется как целостный процесс межличностного взаимодействия субъектов дидактической системы, что соответствует концепции гуманитарно-личностной парадигмы. Образовательный процесс представлен как целостность в единстве его информационного и личностного аспектов, что позволило сконструировать методики обучения информатике и сопутствующих дисциплин, востребующие личностные функции всех субъектов образовательного процесса. Впервые исследуются с позиций концептуального системного подхода цели, состав, структура и логика развития методической системы учителя в личностно-развивающем компьютерном образовании. Показана роль персонифицированной методической системы учителя в организации личностно-развивающих процессов, характер взаимодействия педагогических систем разного уровня и выявлена их общая иерархическая структура в компьютерном образовании. Новизна выполненной работы состоит также и том, что она рассматривает проблему повышения эффективности обучения не на основе противопоставления когнитивной и личностной компонент образования, а в их единстве и взаимообусловленности, то открывает новые возможности для целостного проектирования целевых, содержательных, процессуальных характеристик компьютерного образования и закладывает основы конструирования методик обучения в единстве когнитивного и аксиологического подходов. С учетом этого к новизне исследования могут быть отнесены методические решения, ориентированные на индивидуально-личностный смысл овладения информатикой и информационными технологиями учебной и профессиональной деятельности. В работе обоснованы и экспериментально проверены модели деятельности субъектов образовательного процесса, основанные на идеях концепции лич-ностно-развивающего компьютерного образования.

Теоретическая значимость исследования состоит в концептуальной целостности подхода при использовании методологического конструкта, позволяющего, оставаясь на позициях современной гуманистической парадигмы личностно-развивающего образования, использовать достижения педагогической информатики и использовать в образовательном процессе эффективные информационные технологии. Такой подход позволил проанализировать функции всех субъектов образовательного процесса в дидактической системе при изучении информатики, что может быть использовано при разработке новых компьютерных технологий образования и организации подготовки учителя информатики в педагогических вузах.

Практическое значение исследования состоит в разработке методов проектирования личностно-развивающих образовательных процессов в дидактических компьютерных средах на основе представлений о рациональном сочетании информационного и личностного подходов В процессе исследования созданы программы преподавания курсов «Информатика и информационные технологии», «Теория и методика преподавания информатики», которые были реализованы в ходе экспериментальной работы в ряде учебных заведений многоуровневой системы педагогического образования. Дидактические материалы, компьютерные программы сопровождения курсов, учебные пособия для учащихся и методические рекомендации для учителей, разработанные на основе предложенной концепции, используются во многих учебных заведениях на разных образовательных ступенях многоуровневой системы педагогического образования.

Апробация осуществлялась на экспериментальных площадках учебно-научно-педагогического комплекса «Волгоградский государственный педагогический университет» при работе автора заведующим кафедрой общей физики и научным руководителем исследовательской лаборатории информационных технологий образования ВГПУ (с мая 1999 г, директором Института педагогической информатики ВГПУ). Результаты исследований докладывались на Международных конференциях ЮНЕСКО «Физика в системе образования» (1993, 1995, 1997, 1999 г. г.), Международных конференциях «Информационные технологии образования», обсуждались на научных семинарах в США, Германии, Чехословакии, на Кубе.

Внедрение результатов проводилось во всех структурных подразделениях университета: в Волгоградском мужском педагогическом лицее, в колледжах, на факультетах университета, в Волгоградском институте повышения квалификации и переподготовки работников образовательных учреждений. Отдельные программы компьютерной поддержки учебных занятий в настоящее время используются в учебной практике МГУ, МПГУ и др. учебных заведений. По результата исследований написаны монография «Методоло-гичские и методические основы личностно-развивающего компьютерного образования», учебные пособия «Компьютеры в современных технологиях промышленного производства», «Информатика и информационные технологии. Ч. 1 и 2» (в соавторстве с А.М.Коротковым), «Компьютеры в школе и вузе» (в соавторстве с Е.А.Локтюшиной), «Компьютеры в школе» (в соавторстве с Е.А.Локтюшиной), «Методологические и методические основы личностно-развивающего компьютерного образования», а также разделы в коллективных монографиях «Обучение в сельской школе» (под ред. В.Ф.Дробниса), «Современное компьютерное образование» (под ред. А. В. Петрова, готовится к печати в издательстве «Перемена»). Под руководством и при непосредственном участии автора исследования разработано более 50 компьютерных программ поддержки учебного процесса в школах и в вузах.

Положения, выносимые на защиту:

1. Основу проектирования дидактических процессов личностно-развивающего компьютерного образования составляют представления о целостности дидактической системы, основным системообразующим фактором которой является цель образования — развитие личности, а основным принципом функционирования является единство социальных, когнитивных (информационных) и личностных задач образования.

2. Дидактическая компьютерная среда при проектировании образовательных процессов рассматривается как незамкнутая система более низкого иерархического уровня, обеспечивающая условия для эффективного межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса.

3. Дидактическая система может успешно функционировать лишь при условии, что целенаправленно сформирована готовность субъектов образовательного процесса (мотивационная, теоретико-методологическая и предметно-содержательная, процессуально-технологическая) и готовность среды (методическая, программная, аппаратно-технологическая).

4. Система моделей личностно-развивающего компьютерного образования стоится на основе концепции личностно-развивающего обучения, с учетом как образовательных потребностей общества (образовательный стандарт), так и образовательных запросов ученика, его семьи. Обязательный компонент проектируется с учетом культурно-исторических традиций общества, достижений науки и технологий, вариативный компонент проектирует сам обучаемый: дидактическая компьютерная среда открывает ему доступ к источникам информации, предоставляет средства ее переработки, средства коммуникации.

5. Методическое обеспечение личностно-развивающего компьютерного образования ориентируется на развитие дивергентности мышления и на востребованность в учебном процессе личностных функций ученика: ответственности, креативности, критичности, рефлексивности, стремления к самореализации.

6. Образовательный процесс на всех ступенях многоуровневой системы образования строится на принципах гуманитарно-личностной парадигмы, риоритетного развития умений постановки и решения дидактических задач, организации межличностного общения.

Основные выводы и результаты исследования.

1. Проведенный анализ информационного и личностного подходов к компьютерному образованию показал, что образование на основе современной электронной техники может быть успешным только при условии, что в основу конструирования методик и технологий компьютерного образования будет заложена единая концептуальная основа — методологический дуализм личностного и информационного подходов. В компьютерном образовании, использующем достижения и гуманитарных, и естественных наук, методологически оправдан конструкт, известный в теории систем как «квадрат уместности», позволяющий рационально соединить два полюса: личностный подход, основанный на концепции личностно-развивающего образования, адекватный системе современных педагогических представлений — гуманитарно-личностной парадигме, и информационный подход, опирающийся на достижения общей теории систем и теории информационных процессов.

2. Проведенный системный анализ позволил определить сущность и структуру дидактической системы и выделить ее из среды. В соответствии с принципами концептуального анализа систем разделение системы и среды проводится в адекватно системообразующему фактору — цели, ради достижения которой создана и функционирует система, а элементами ее являются субъекты и объекты, взаимодействие которых обеспечивает достижение цели. Дидактическая система компьютерного обучения создается для развития конкретного ученика как личности, потому ее элементами являются ученикцентральный элемент системы, учитель, другие ученики и разработчики аппаратного, программного, методического обеспечения. Выделение понятия дидактическая система дает возможность разграничить области применения смежных понятий: «система образования», «педагогическая система», «методическая система».

Дидактическую среду, обеспечивающую оптисальные условиия взаимодействия субъектов образовательного процесса, можно рассматривать как систему более низкого иерархического уровня. В соответствии с методологией исследования систем выделенную дидактическую можно анализировать как специфическую систему, обеспечивающую благоприятные условия протекания дидактических процессов при использовании компьютерных методов.

3. Выявлены основные факторы развития дидактических систем лично-стно-развиваюющего компьютерного образования. Показано, что развитие иет в направлении возрастания субъектности ее центрального элементаученика и проходит следующие этапы:

— формирования дидактической системы компьютерного образования («.Я прикасаюсь»), ведущими мотивами деятельности в котором являются стремление к новизне и стремление выявить свои возможности в управлении компьютером;

— освоения средств среды («Я познаю»), ведущими мотивами которого являются интерес к исследованию возможностей компьютера и желание управлять им;

— осознания себя субъектом дидактической системы («Я действую»), ведущим мотивом которого является стремление ученика перейти в позицию, соответствующую его представлениям о роли в системе;

— становления социального субъекта («Я общаюсь»), ведущим мотивом которого является стремление понять и выразить свое отношение к окружающим и занять достойное место в своем обществе.

В исследовании образование в дидактической компьютерной среде рассматривается как процесс взаимодействия в иерархической структуре систем, построенных по принципу самодостаточности. Центральный элемент этой иерархической структуры — личностно-ориентированная дидактическая система. В персонифицированной дидактической системе отражается духовный мир ее центрального субъекта — конкретной личности: ее ценности, интересы, намерения, способы отношения к действительности. Персонифицированная методическая система учителя отображает его духовный мир, методологические представления, педагогические идеи. В процессах компьютерного образования учитель не ограничивается ролью носителя информации, но передает свой жизненный опыт, но и ученик не просто потребитель информации, объект педагогического воздействия — он предлагает свою жизненную позицию, свою систему ценностей. И дидактические, и методические системы учителей уникальны, неповторимы, их взаимодействие — личностно-развивающий процесс, протекающий в некоторой среде, создающей условия для личностного развития субъектов. Совокупность дидактических и методических систем образует системы более высокого иерархического уровня — системы образования. В масштабе учебного заведения такая система строится на единой концептуальной основе, в масштабе региона и страны — на единой нормативной (правовой) базе.

Обоснованы принципы конструирования и построена иерархическая структура моделей лчностно-развивающего компьютерного образования. Показано, что наиболее существенными факторами, которые необходимо учитывать при моделировании систем личностно-развивающего компьютерного образования являются:

— согласованность дидактической системы среды ее функционирования (комплексный подход к анализу условий развития системы и среды);

— системность подходов, предполагающую понимание целей (системообразующего фактора), состава и функций элементов, их взаимосвязей, побудительных сил развития системы;

— нелинейность развития дидактической системы, непрерывность и преемственность процессов на различных этапах развития системы.

4. Технологии в компьютерном образовании рассматриваются как средство согласования управления процессами в дидактических системах, организации взаимодействия уникальных дидактических и методических систем и интеграции их в единую педагогическую систему учебного заведения.

5. Общая модель личностно-развивающего компьютерного образования представляется как иерархическая структура частных моделей разного уровня. Модели первого уровня описывают дидактические системы, в центре которых конкретные личности — ученики. Эта структура взаимодействует со структурой моделей методических систем учителей, построенных на общих технологиях организации учебного процесса. Второй иерархический уровень образуют модели методических систем учителей, отражающих готовность учителя к организации личностно-развивающего компьютерного образования: мировоззренческие установки, отношение к профессии, нравственные принципыиндивидуально-типологическими свойства учителя — знания, умения и навыки, необходимые для реализации учителем своих профессиональных и личностных позиций. Методическая готовность учителя к личностно-развивающему компьютерному обучению целенаправленно формируется как система проективных, диагностических, управленческих, конструкторских и рефлексивных умений.

5. Разработана концепция курса «Теория и методика преподавания информатики», опирающаяся на представления об общей модели личностно-развивающего компьютерного образования как целостности. В курса рассат-риваются основы проектирования систем управления дидактическими процессами. Концепция курса определяет ведущие направления формирования готовности учителя к организации личностно-развивающего компьютерного образования на разных этапах становления педагогического мастерства.

Компонентами готовности учителя к организации личностно-развивающего обучения являются профессиональные умения:

— диагностические, включая и диагностику личностных новообразований;

— проектировочные, в том числе умения проектировать цели функционирования и развития дидактических систем,.

— коммуникативные и управленческие, в том числе умения создавать учебные ситуации и управлять межличностным взаимодействием в процессе компьютерного образования;

— рефлексии ретроспективной и прогностической, интеллектуальной и поведенчес кой;

— конструирования дидактической компьютерной среды и использования ее средств для создания личностно-развивающих учебных ситуаций.

6. На базе экспериментальных площадок Волгоградского государственного педагогического университета и при поддержке других учебных заведений проведен полномасштабный педагогический эксперимент (констатирующий, поисковый, формирующий и контрольный). Теоретический анализ и эксперимент подтвердили обоснованность исходных гипотез и показали пути реализации выводов в практике учебных заведений при подготовке учителя информатики. Подготовленные в процессе исследования методические материалы используются в учебных заведениях разного профиля.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации, М., 1995
  2. О.А. Личность студентов в процессе профессиональной подготовки // Высш. образование в России. 1993, № 3
  3. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования М.: Просвещение, 1990
  4. А.В., Гисин В.В, Зайдельман Я. Н., Лебедев Г. В. Изучение информатики и вычислительной техники: Пособие для учителя. — М: Просвещение, 1992
  5. Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах Сов. радио, 1974
  6. Н. А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень, 1997
  7. Н.Г. Методологические принципы проектирования образовательных систем // Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения.- М., 1994
  8. Н.Г. Проектирование // Новые ценности образования: тезаурус, М., 1994
  9. И.В. Дидактические основы применения ЭВМ в процессе формирования педагогических умений будущих учителей: Дисс.. канд. пед. наук. Брянск, 1994
  10. Ш. А. Личностно-гумманная основа педагогического процесса. Минск, 1990
  11. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996
  12. Н.М. Проектирование сложных систем. Киев: Наукова Думка, 1968
  13. Г. М. Социальная психология, М., 1980
  14. В.Н., Добудько А. В., Добудько Т. В. Новые алгоритмы педагогической деятельности в условиях информационного образования //
  15. Формирование учебных умений. Тезисы докладов зональной научно-практической конференции 28−30 января 2001 г. Ульяновск, 2001
  16. Н.В. Квалиметрический инструментарий педагогических исследований// Педагогика, 1998, № 4
  17. Р., Бауэр Г., Кротерс М. Введение в математическую теорию обучения / Пер. с англ. М., 1969
  18. Ю.Н. Информатизация образования как глобальная проблнма на рубеже веков // Информационные технологии в преподавании гуманитарных и социально-экономических наук. Ставрополь, 2000
  19. Ю.Н., Строгалов А. С., Шеховцов С. Г. Об универсальном знании и новой образовательной среде.- WWW-документ, URL: http//www.rsuh.ru/books/begin.htm. 2000
  20. Ю.Д. и др. Диалог с ЭВМ: психологические аспекты // Вопр. психологии, 1983, № 2
  21. В.В., Лазунова Н. Н. Использование результатов научных исследований в совершенствовании методической подготовки студентов // Подготовка специалиста в области образования. Вып.7. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999
  22. Г. И., Байер У. Цели и критерии эффективности обучения // Советская педагогика, 1975, № 4
  23. М., Поздняков С., Резник Н. Информационная среда обучения. СПб.: Свет, 1997.
  24. B.C. Проективная педагогика. Екатеринбург: Деловая книга, 1996
  25. В.В., Нохрин Г. М. Система образования в рамках традиционной и новой философии образования: методологический аспект. Пермь: ПОИПКРО, 1996
  26. JI.B. Захарова А. В. Оценка учащимися процесса и результата решения задач // Вопросы психол. 1975, № 6.
  27. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1977
  28. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989
  29. С.А., Гейн А. Г., Григорьев С. Г. Информатика и информационные технологии: Учебн. пособие для гуманит. фак-тов педвузов. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1995
  30. С.А., Давыдов А. П., Матвеева Н. В. Гуманитарная информатика школьном обучении // Информатика и образование, 1997. № 3
  31. С.А., Матвеева Н. В., Власова Ю. Ю. Два пути в школьном курсе информатики // Информатика и образование, 1998, № 2
  32. П.П. Развитие мышления школьника // Избранные педагогические и психологические сочинения. Т.2. М., 1979
  33. Е.В. Личностно-ориентированный образовательный процесс: сущность, содержание, технологии. Ростов н/Д, 1995
  34. Е.В. Образование в поисках человеческих смыслов. Ростов на/Д, 1995
  35. ВА., Ланина И. Я. Основы профессиональной подготовки специалиста в системе непрерывного педагогического образования / / Подготовка специалиста в области образования. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, Вып. 7, 199 937. Бордовский Г. А. По^отс^ €
  36. Г. А., Извозчиков В. А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии // Педагогика, 1993, № 5
  37. Г. А., Горбунова И. В. Использование новых информационных технологий в современном физическом образовании // Физика в системе современного образования. Тезисы межд. конференции ФССО-95. Петрозаводск, 1995
  38. А. Компьютеры в обучении: чему учит история. // Информатика и образование. 1990, № 5
  39. М. Духовность и личностно-центрированный подход.// Вопр. психологии, 1992. № 3,4
  40. Ю.С. Компьютеризация процесса обучения в педагогическом вузе и в средней школе: Учебное пособие, Ставрополь, 1990
  41. Ю.С. Введение в педагогическую информатику: Учебное пособие. Ставрополь, 1990
  42. Ю.С. Информационные и коммуникационные технологии в управлении качеством образования и развитии образовательного пространства // Информационные технологии в обучении, управлении и научных исследованиях. Ставрополь, 2001
  43. БратусьБ.С. Аномалия личности. М., 1988
  44. Т.Н. Построение групповой дифференцированной работы учащихся на основе сотрудничества и взаимодействия // Нравственное формирование личности школьника в коллективе. Вып.1. J1., 1975
  45. Дж. и др. Исследование развития познавательной деятельности. М, 1971
  46. Дж. Процесс обучения М. 1962
  47. К. Общая теория систем как скелет науки // Исследования по общей теории систем. М.: Прогресс, 1969.
  48. М., Степенко Г. Информационный поиск и компьютерная грамотность // Информатика и образование, 1990, № 1
  49. Я.А., Грачев Б. Н., Пронина J1.M. Информационная электронная среда для народного образования // Педагогика.-1994.-№ 3
  50. И. Ф. Бытие человека: деятельность и смысл. Рига, 1987
  51. Р., Маклин К. Компьютеры в школе. М.: Прогресс, 1988
  52. М.Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М. 1977
  53. В.В., Федосеев А. А. Христочевский С.А. Практическое внедрение информационных технологий на основе метода проектов // Педагогическая информатика, 1993, № 1
  54. Т.А. Методика обучения информатике. Теоретические основы: Учеб. пособие для студ. педвузов. С-Пб: Изд-во Рос. гос. пед. ун-та им1. A.И.Герцена, 1997
  55. . 3., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии. Взгляд на профессиональную подготовку учителя. М., 1995
  56. Выготский J1.C. Собрание сочинений. Т.2. М.: Педагогика, 1982
  57. JI.C. Избранные педагогические исследования М. 1956.
  58. П.Я. Введение в психологию. М., 1976.
  59. П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». М., 1965
  60. П.Я. Психология мышления и речь в поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М., 1966
  61. П.Я. Формирование умственных действий // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гипперайтер, 1. B.В.Петухова. МЛ 981
  62. Гегель Г. В. Ф. Соч. Т.6.- М.: Соцгиз, 1939.
  63. .С. Компьютеризация в сфере образования. Проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987,
  64. .С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика.- Киев: Выща школа, 1986
  65. .С. Россия и США на пороге нового тысячелетия. М.: Флинта, 1999
  66. .С. Теоретико-методологические основы компьютеризации в сфере образования (Прогностический аспект). М., 1985
  67. .С. Философия образования. М.: Флинта, 1998
  68. В.В. Собрание приемов педагогической техники. М.: Знание, 1999
  69. Н.И. Личность как опосредованная индивидуальность // Системное исследование индивидуальности. Пермь, 1991
  70. В.В., Маркова А. К. Развитие мышления в школьном возрасте // Принцип развития в психологии. М.1978
  71. В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления // Новое педагогическое мышление. М. 1989.
  72. В.В. Проблемы развивающего обучения М., 1987
  73. В.Л. К проблеме коллективно-распределенной деятельности в решении «задач на соображение» // Категории, принципы и методы психологии. Тезисы сообщений к V Всесоюзному съезду общества пиихоло-гов СССР. М.2., 1983
  74. В.И. Гуманитаризация физического образования в средней школе (личностно-гуманитарная парадигма). Волгоград, 1996
  75. В.И., Сергеев Н. К., Сериков В. В. Организационно-управленческие механизмы развития региональной системы образования на основе личностного подхода // Непрерывное педагогическое образование. Вып. 3. Волгоград: «Перемена», 1994
  76. Деловые игры на занятиях по методике преподавания физики / Сост. В. А. Извозчиков и др. Л., 1988
  77. А.Н. Реформы зарубежной школы. Надежды и действительность. М.: Знание, 1990
  78. В.П. Коллективно-распределенная информационная среда -основа компьютерного обучения. // Психолого-педагогические вопросыкомпьютеризации обучения в средней школе. Материалы всесоюзной научно-практической конференции. (Севастополь). М. 1989
  79. Р., Яковлев А. Информатика или компьютерное дело? // Информатика и образование, 1989, № 8
  80. О.И. Страх перед компьютером: природа, профилактика, преодоление Вопр. психологии, 1993, № 1
  81. А.П. Компьютеризация школы и математическое образование // Информатика и образование, 1992, № 5−6
  82. А.П., Звенигородский Г. А., Первин Ю.А Школьная информатика (концепция, состояние, перспективы) // Информатика и образование, 1995, № 1
  83. А.П. Программирование вторая грамотность. — Новосибирск, 1981
  84. А.Н. Информационный взрыв: проблемы реальные и мнимые. -М.: Наука, 1985
  85. В.И. Педагогика в системе наук о человеке М.: Педагогика, 1990
  86. В.И. Инновационные процессы в образовани и педагогче-ская наука // Инновационные процессы в образовании. Тюмень, 1990
  87. В.И. Развитие педагогического творчества учителей. М.: Знание, 1986
  88. В.И. Учитель как исследователь. М., 1980
  89. В.И., Гальманов С. А. Творчество в управлении школой, -М.1991
  90. Заир-Бек Е. С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. СПб., 1995
  91. Зак А. З. Проблемы диагностики развития мышления детей в коммуникативно-ориентированной учебной среде / Коммуникативно-ориентированные образовательные среды. Психология проектирования. Сб. статей под ред. В. В. Рубцова, М., 1996
  92. Н.М., Касьян А. А., Методологическое знание в содержании образования / Педагогика, 1998, № 1.
  93. В.И., Теоретические основы подготовки учителя физики. СПб, 1995
  94. Н. Г. Формирование смысловой сферы личности педагога: Дис. канд. пед. наук. Волгоград, 1998
  95. B.C. Формирование личности школьников (Целостный процесс). -М.: Педагогика, 1984
  96. Е.Н. Путь к ученику. М. 1988
  97. Инновационное обучение: стратегия и практика / Под ред. В. Я. Ляудис. -М., 1994
  98. Истомина Н. Б. Методическое творчсество учителя II Начальная школа, 1991, № 4
  99. Л.Б. Лекции по современным проблема психологии обучения. -Владимир, 1972
  100. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М., 1968
  101. Каджеспирова Г, М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования. М.: Академия, 2001
  102. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981
  103. А.С. Формирование готовности учителя к созданию личностно-развивающих ситуаций в дидактических компьютерных средах (при обучении дисциплинам естественнонаучного цикла). Дисс.. канд. пед. наук, Волгоград, ВГПУ, 2000
  104. Кин-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс-Грозный, 1976
  105. М., Стьюарт А. Многомерный статистический анализ и временные ряды. М.: Наука, 1976
  106. Кин-Калик В.А. Индивидуально-творческая подготовка учителя // Советская педагогика, 1989, № 1
  107. М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига, 1995
  108. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках, М.: Арена, 1994
  109. М.В. Инновационные модели обучения в современной зарубежной педагогике // Педагогика, 1994, № 5
  110. М.В. Обучение на основе личностного опыта // Современная школа: проблемы гуманитаризации отношений учителей, учащихся и родителей: Тез. докл. 4.1. М., 1993
  111. С.Н. Возможности компьютерных технологий в управлении учебным процессом // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона, VI годичное собрание Южного отделения РАО. Калмыцкий государственный университет, 1999
  112. В.Н. К проблеме определения понятия «цель» // Вестник МГУ. Сер.8 Философия, 1968, № 1
  113. И. А. О гуманитарности педагогических технологий // Интеграция педагогической науки и практики. СПб., 1997
  114. И.А. и др. Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания. Петербургская концепция. СПб., 1994
  115. И.А. Теоретико-методологическая подготовка учителя к воспитательной работе в цикле педагогических дисциплин: Автореф.. докт. пед. наук. JL, 1991
  116. И.А., Нагавкина Л. С., Барышников Е. Н. Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания. Петербургская концепция. С-Пб., 1994
  117. К.К. Информатика сегодня и завтра: фундаментальные проблемы и перспективные технологии // Тез. докл. Междунар. конгресса «Информационные процессы и технологии», М., 1993
  118. В.А. Усвоение понятий в условиях непосредственного общения // Проблемы общения в психологии. М. 1981
  119. Коммуникативно-ориентированые образовательные среды. Психология проектирования. Сб. статей пол ред. В. В. Рубцова М., 1996
  120. А.С., Филиппова М. Э. Математическое моделирование на занятиях по физике // Подготовка специалиста в области образования. Вып.7. С-Пб.: Изд-во РГПУ, 1999
  121. А.Ф. Психологическое консультирование: опыт диалогической интерпретации//Вопр. психологии. 1990. № 3
  122. A.M. Формирование у школьников умений обучаться в дидактических компьютерных средах: Дисс.. канд. пед. наук. Волгоград: Перемена, 1996.
  123. A.M., Локтюшина Е. А. Дидактические компьютерные среды в системе личностно-ориентированного образования // Развитие ПедаГОГИ1. Асческих систем в регионе: личностно-ориентированное образование. Волгоград: Перемена, 1995
  124. A.M., Локтюшина Е. А. Особенности учебной деятельности в условиях личностно-ориентированных дидактических компьютерных сред // Проблемы трудового воспитания молодежи в современных условиях. Волгоград: Перемена, 1995
  125. С.С. К вопросу о разработке мультимедийных программ, ориентированных на процесс усвоения знаний Сайт МГОПУ в Интернете (ап-редь 20 001)
  126. А.Ю. К вопросу о выработке школьной политики по внедрению информационных технологий // Информатика и образование, 1997, № 8
  127. Л.Ю. Подготовка будущих учителей к применению компьютерных технологий в условиях личностно-ориентированного образования. Дисс. канд. пед. нак. Волгоград, 1998
  128. В.В. Методология педагогического исследования. Самара: Изд-во Самарского гос. пед. ун-та, 1994
  129. В.В. Непрерывное образование как целостная область педагогической деятельности Непрерывное педагогическое образование. Вып. 3. Волгоград: Перемена, 1994
  130. В.В. Основные характеристики и логика педагогического исследования. -Волгоград: Перемена, 1996
  131. А.Г. Методика групповой организации учебной деятельности с использованием компьютера // Вопр. психологии 1989, № 1
  132. С.Б. Фактор культуры в мире науки // Философия, естествознание социальное развитие. М., 1989
  133. Е. А. Человек и общество. Волгоград, 1994
  134. Е.А. Личностно-развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация. Волгоград: Перемена, 1999
  135. Т.А. Избранные лекции по методике преподавания информатики. Волгоград: Перемена, 1999
  136. Т.А. Основные понятия информатики: Тезаурус: Учеб. издание. Волгоград: Перемена, 1996
  137. А.А. Школьная информатика: что дальше? // Информатика и образование, 1998, № 2
  138. А.А., Кувалдина Т. А. Система понятий общеобразовательного курса информатики (концептуальная модель знаний) // Информатика и образование, 1999, № 8
  139. Э.И. Общеобразовательные и профессиональные аспекты изучения информатики и вычислительной техники в педагогическом институте: Дисс.. доктора пед. наук. М., 1990
  140. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1980
  141. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 175
  142. П.И. Результативность обучения математике в школе: Дис. канд. пед. наук, Л., 1991
  143. Р., Фрей К. Программное обеспечение процесса обучения // Prospects, 1987, №-3
  144. И.С. Содержание образования: сущность, проблемы, перспективы. М., 1991.
  145. Леонтьев А.Н. .Деятельность и личность / Вопросы философии, № 4, 1974
  146. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.:Политиздат, 1975
  147. И.Я. Проблема методов бучения и пути ее исследования // Вопросы методов педагогического исследования. М., 1973
  148. И.Я. Качество знаний учащихся. Какими они должны быть? -М.: Знание, 1978
  149. А.С. Педагогические программные средства практической работы школьников по курсу основ информатики и ВТ. Автореф. дисс. канд. пед. наук, М. 1988
  150. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986
  151. В.Т. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, 1992
  152. Е.А. Обучение в личностно ориентированных дидактических компьютерных средах. Волгоград: Перемена, 1990
  153. Е.А. Формирование творческих качеств личности старшеклассников и студентов при обучении в дидактической компьютерной среде: Дисс.. канд. пед. наук. Волгоград: Перемена, 1998.
  154. Е.А., Петров А. В. Компьютеры в школе. Волгоград: Перемена, 2001
  155. А.А. Мышление / Психология. М., 1966
  156. В.Я. Инновационное обучение и наука. М., 1992
  157. Г. Одномерный человек. М., 1994
  158. Л., Рубцов В. В. Динамика коллективных взаимодействий и их роль в развитии понимания у детей // Познание и общение. М., 1988
  159. Н.К. Вариативные технологии обучения физике / Справочник учителя физики: Приложение к сборнику «Проблемы формирования теоретических сообщений и вариативных технологий обучения физике». М., 1999
  160. Л.К. Телекоммуникационные проекты в обучении и воспитании // Информационные технологии в образовании (МТО-2000), Ч. 3. М.: МИФИ, 2000
  161. Д.Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М.: Педагогическое общество России, 1999.
  162. A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопр. психологии, 1982, № 4
  163. Е.И. Компьютеризация обучения: Проблемы и перспективы, -М.: Знание, 1986
  164. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988
  165. Е.И., Андриевская В. В., Коммисаров Е.Ю. Диалог в обучающей системе-Киев, 1983
  166. Н.А. Мышление в процессе обучения // Исследование мышления в советской психологии. М. 1966
  167. М., Мако Д., Такахара И. Теория иерархических многоуровневых систем. Мир, 1973
  168. Методология педагогической технологии академика В. М. Монахова, 1997
  169. И.А., Колин К. К. Информационные и телекоммуникационные технологии в системе образования России // Системы и средства информатики. Вып.8. М.: Наука, 1996
  170. А.В. Современные тенденции информатизации образования // Черноземье-94. Воронеж, 1994
  171. А.В., Титоренко С. А. Дидактические принципы в компьютерном обучении // Педагогическая информатика, 1993. № 2
  172. В.Д. Методология систем. -М.: Экономика, 1999
  173. Н.Н. Математика ставит эксперимент. М.: Наука, 1979
  174. Н.Н., Алгоритмы развития, М.: Наука, 1987
  175. В.М. Обновление методической системы // Советская педагогика, 1989, № 1
  176. В.М. Аксиоматический подход к проектированию педагогической технологии // Дидакт, 1997, № 5
  177. В.М. Методологические проблемы, обеспечивающие ориентацию авторской педагогической технологии на развитие регионального образования / На пути к педагогике личности .- Волгоград: Перемена, 1997
  178. В.М. От традиционной методики к новым технологиям обучения.-Тула: ТОО «Будрус», 1993
  179. В.М. Перспективы разработки и внедрения новой информационной технологии обучения на уроках математики // Математика в школе, 1991, № 3
  180. В.М. Психолого-педагогические проблемы обеспечения компьютерной грамотности учащихся // Вопросы психологии, 1985, № 3
  181. В.М. Технологическая карта паспорт учебного процесса. -М.-Нолвокузнецк, 1996
  182. В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград: Перемена, 1995
  183. В.М. Что такое новая информационная технология обучения // Математика в школе, 1990, № 2
  184. М. Дом ребенка. М., 1913
  185. М. Руководство к моему методу. М., 1916
  186. Р.Г. К онтогенезу формирования понятия. М., 1976
  187. Ю. Прагматическое введение в разработку учебных материалов, предназначенных для обучения с помощью ЭВМ // Компьютер, Нью-Йорк. сент. 1980 (на англ. яз.)
  188. Дж., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции. Год 2000. -М.: Республика, 1992
  189. Н.Н. Психологические процессы и функции в условиях индивидуальной и совместной деятельности // Проблемы общения в психологии, М., 1981
  190. В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990
  191. Ю.М. Системный анализ и гуманистическая ориентация современной науки // Научные исследования и человеческие потребности. М., 1979
  192. С. Переворот в сознании. Дети, компьютеры и плодотворные идеи: Пер. с англ. М.: Педагогика, 1989
  193. Е.Н. Философско-методологические аспекты информатизации образования // Системы и средства информатики. М.: Наука, Вып.8, 1996
  194. Педагогическая энциклопедия. М., 1968. Т.4
  195. Педагогическая энциклопедия. Т.З. М.: Советская энциклопедия. 1966
  196. JI.M. Теоретические основы конструирования содержания школьного образования: Автореф. докт. пед. наук, М., 1995
  197. А. В. Проблемы развития личности с позиций социальной психологии // Вопр. психологии. 1984. № 4
  198. Петровский А. В, Личность, деятельность, коллектив. М. 1982
  199. . Избранные психологические труды. М., 1969
  200. . Роль действия в формировании мышления // Вопр. психологии, 1965, № 6
  201. JT.C. Введение в инновационную педагогику: Учебное пособие,-Курса, 1994
  202. Поздняков С. Н Конструирование информационных сред: В кн. Информационная среда обучения. М.: Свет, 1997
  203. С.Н. Классификация обучающих сред Э В кн. М. Башмаков, С. Поздняков, Н. Резник Иноформационная среда обучения. СПб.: Свет, 1997
  204. М. Личностное знание / Пер. с англ. М., 1985
  205. Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Academia, 2000. С. 17
  206. Е.С. Современная гимназия. Взгляд теоретика и практика. М: Владос, 2000
  207. Н.И., Рубцов В. В., Семенова М. А. Рефлексия и ее роль в процессе организации и построения коллективно-распределенного действия у детей // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. Новосибирск, 1987
  208. Я.А. Роль непосредственного общения в решении задач, требующих творческого подхода // Проблема общения в психологии, М., 1981
  209. М., Титовицкая А. ЭВМ в учебном процессе. Минск. Вайта-лАда, 1996
  210. Н. Ю. Творческий стиль деятельности: Педагогический аспект. Казань, 1984
  211. Программа развития системы образования Волгоградской области на 2001−2005 г. г. Волгоград, 2000
  212. В. А., Яцукова И. Л. Сущность и генезис категории «Педагогическая технология» // Основы разработки педагогических технологий и инноваций. Астрахань, 1998
  213. А.И. Флософия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1992
  214. Л.А. Обучение как управление // Техническая кибернетика, 1993, № 3
  215. Л.А. Обучение как управление знаниями (новая концепция, алгоритмы, применение для обучения иностранным языкам) // Системы и средства информации. Вып.8. М.: Наука, 1996
  216. Н.А. Процесс обучения в информационной среде // Информационная среда обучения. СПб.: Свет, 1997
  217. И.В. Модели совместных форм деятельности // КоммуникативнО-ориентированные образовательные среды: психология проектирования-М.1996
  218. И.В. Концепция пограммно-методического обеспечения учебно-воспитательного прцесса / НИИ школьного образования и технических средств обучения АПН СССР, М., 1990
  219. И.В. Новые информационные технологии в обучении: дидактические проблемы, перспективы использования // Информатика и образование, 1991, № 4
  220. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994
  221. Е.И. Личность в педагогической деятельности. Ростов н/Д., 1994
  222. К. Физика и математика / Математика завтра. Шпрингер, Вер-лаг, 1981 (на англ. языке)
  223. К. Что значит «становиться человеком»? / Психология личности. Т.1. Самара: Бахрах, 1999.
  224. Роль моделирования совместной деятельности в решении учебных задач // Вопр. психол. 1980, № 3
  225. Н.Ю. Мультимедиа в образовании// Информатика и образование. 1994. N4
  226. В.В. и др. Проект психологической концепции проектирования новых технологий обучения и развития детей // Информатика и образование, 1989, № 3
  227. В.В. Проектирование образовательных систем как вид социальной практики // Образование: традиции и инновации в условиях социальных перемен, М, 1997
  228. А.А., Образовательный мониторинг в школе на основе новых информационных технологий // Информационные технологии образования (ИТО-2000). Ч.З., М., 2000
  229. В.Н. Философские основания педагогической деятельности // Вестник высшей школы. 1989, № 1
  230. В.Н. Ценность и смысл // Философские науки. 1987.№ 10
  231. A.M. Инновационный процесс как фактор саморазвития современной школы: методология, теория, практика. Волгоград: Перемена, 2000
  232. Л.П. Методология и логика познания как средства воспитания обучаемых физике, М.: 1998
  233. Н. К. Теория и практика становления педагогических комплексов в системе непрерывного образования учителя: Дис. д-ра пед. наук.1. Волгоград, 1998
  234. Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научных комплексов (вопросы теории). СПб — Волгоград: Перемена, 1997
  235. В.В. Личностно ориентированное образование: проблема роль информационных технологий // Информационные технологии в образовании (ИТ2 000). Ч. З .- М., 2000Ч
  236. В.В. К методологии исследования личностно-ориентированного образования / Методологические и мировоззренческие основы научно-исследовательской деятельности. Волгоград: Перемена, 1998
  237. В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии. Волгоград: Перемена, 1994
  238. В.В. Научно-методическое обеспечение инновационного школьного эксперимента // Формирование личности школьника и студента в условиях демократизации, гуманизации образования. Волгоград, 1991. 4.1
  239. В.В. Образование и личность (теория и практика проектирования образовательных систем). М.: Логос, 1999
  240. В.М. Дидактические основы естественнонаучного образования: теория и практика реализации гуманитарной парадигмы. Дисс.. докт. пед. наук, Волгоград, 2000
  241. В. А. Университетское педагогическое образование: пробле-^ мы и решение // Профессионально-педагогическая культура: история, теория, технология. Белгород, 1996
  242. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность, М.: Магистр, 1997
  243. В.А., Тамарин В. Э. Методологическая культура учителя.// Педагогика, 1990, № 7
  244. Ф.Ф. Мужской педагогический лицей: идея и исолнение // Педагогический лицей: становление будущего учителя. Волгоград: Перемена, 1994
  245. А.А. Мышление // Психология М., 1956
  246. Т.К. Технология проектирования методической системы учителя математики и информатики: Дисс.. доктора пед. наук, Волгоград: 2000
  247. Т.К., Монахов В. М., Нижников А. И., Шабанов Т. Н. и др. Педагогическая практика: целеполагание, проектирование профессиональной деятельности и оптимизация проекта: Учеб. пособ. М.: МГОПУ, 1998
  248. Т. К. Монахов В.М. Руденко Т. Б. Как осваивать педагогическую технологию В.М.Монахова?: Учеб. пособие. Ульяновск, Волгоград, 1999
  249. Е.А. Применение педагогических программных средств для контроля знаний и умений учащихся в преподавании математики. Лисс.. канд. пед. наук, М., 1998
  250. В.П. Использование научно-методических исследований в информатизации образовательного процесса по направлению «Естествознание» // Подготовка специалиста в области образования. Вып. 7. С-Пб, Изд-во РГГГУ, 1999
  251. Сорока-Росинский В. Н. Путь русской национальной школы // Пед. соч. М., 1991 С. 112
  252. В.А. Избр. пед. соч. В 3 т. М., 1980,. Т.2
  253. В.А. Сто советов учителю. Ижевск, 1981
  254. Н.Ф. Управление познавательной деятельностью. М. 1973
  255. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. -М.: Просвещение, 1988
  256. Ф.Ш., Штейнберг В. Э. Образование третьего тысячелетия: от мифологии через кризис педагогики — к технологии // Школьные технологии, 1998, № 3
  257. А.Г. Развитие систем управления: методология и концептуальные структуры, М.: «Глобус», 1998
  258. O.K. Психология компьютеризации. Киев. 1988
  259. O.K. ЭВМ и новые проблемы психологии. М.: МГУ, 1986
  260. O.K., Бабанин JI.M. ЭВМ и новые проблемы психологии. -М., 1986
  261. С.В. Системы компьютерной видеоконференцсвязи в профессиональной подготовке студентов. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ставрополь, 2001
  262. B.C. О подходах к построению общей теории систем / Системный анализ и научное знание. М.: Наука, 1978
  263. А.И. Логический анализ системного подхода и его место среди других методов исследования / Системные исследования, М., 1969
  264. А.И. Системный подход в общей теории систем. М.: Мысль, 1978
  265. Д. Н. Психологическое исследование. М., 1966
  266. А.Д. Путь в ионосферу: концепция выживания и устойчивого развития цивилизации, М.: Луч, 1993
  267. А.А. О моделях и методах использования информационных технологий в обучении // Системы и средства информатики, Вып.8 М.: Наука, 1996
  268. А.А. Проектирование учебной деятельности как методическая основа внедрения информационных технологий в образование // Системы и средства информатики М.: Наука, Вып. 5, 1993
  269. Философский словарь. / Под ред. И. Т. Фролова, 1987
  270. Л.М. Анализируем поиски, находки учителей // Вопросы психологии 1981, № 3
  271. Фридман J1.M. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе. М.: Просвещение, 1983. С.149
  272. JI.C. Введение в методику преподавания физики. 4.1. М., 1998
  273. Хижнякова J1.C. Социально-личностный подход в определении целей обучения физике / Справочник учителя физики: приложение к сборнику «Проблемы формирования теоретических обобщений и вариативных технологий обучения физике», М., 1999
  274. Г. А. Зачем детям учиться вместе? М.: Знание, 1985
  275. Г. А. Совместная деятельность как основа формирования умений учится. Автореф. дисс.. докт. пед. наук, М. 1992
  276. Ш. Ш. Некоторые проблемы внедрения в сферу образования современных и перспективных телекоммуникационных информационных технологий // Системы и средства информатики. Вып.8. М.: Наука, 1996
  277. М.Н. Мышление школьника. М., 1963
  278. В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М.: Педагогика, 1980
  279. В.Ф. Психологические контакты. М., 1882
  280. А., Цевенков Ю. Проблемы информатизации образования // Информатика и образование., 1989. / / Подготовка специалиста в области образования. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, Вып. 7, 1999
  281. Л.В. Компьютеризация школьного образования как комплексная проблема // Вопр. психол. 1987, № 1
  282. Л.В. Компьютерное обучение: прогресс или регресс? // Педагогика. 1992, № 11−12
  283. В. М. Настольная книга менеджера. Управленческая гуманита-рология. М., 1982
  284. О. А. Дидактические условия самоопределения будущих учителей в профессионально-педагогической культуре: Дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1999
  285. В. Психология раннего детства. Петроград, 1915.
  286. А.В. Подготовка будущего педагога-гуманитария к профессиональной деятельности в дидактических компьютерных средах. Дисс.. канд. пед. наук, Волгоград, 2000
  287. Д.Б. Избранные психологические исследования, М. 1989
  288. Д.Б. К вопросу о переходных периодах в психическом развитии ребенка, // Материалы IV Всесоюзного съезда общества психологов. Тбилиси. 1971
  289. Ю.В. Сохранение культурного наследия России и информационные технологии // Системы и средства информатики, М.: Наука, 1996
  290. Lemoyne G., Legault В. Des relations additives aus relations multiplicatives: construction socio-cognitive de representations de ces relations // Construction des saviors. GIRADE, Ottawa. 1989
  291. Goodlad L. What Schools Are For? Bloomington, 1994
  292. Guy R. Lefrancols/ Psychology for Education/ 7-th edition. USA, 1991
  293. Miller R. What Are Schools For? Holistic Education In American Culture. -Vermont. USA. 1992
  294. Schubauer-Lioni M.L. Problemisation des notions d’obstacle epistrmologique et de conflict socio-cognitif dans le champ pedagogique // Construction des saviors, CIRAFE, Ottava, 1989
Заполнить форму текущей работой