Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Модели управления учебно-познавательной деятельностью учащихся в процессе обучения специальной технологии по интегрированной группе профессий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов исследования. Материалы исследований и их результаты докладывались и положительно оценены на Ученом совете (1997 -1998 гг.) — методологических семинарах и заседаниях лаборатории методологических и теоретических основ профессиональной педагогики Института профессионально-технического образования РАО (1996 — 1998 гг.) — педагогических советах экспериментальных лицеев (1993… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Педагогические основы управления учебнопознавательной деятельностью учащихся
    • 1. 1. Исследование состояния проблемы управления учебно-познавательной деятельностью учащихся в современных условиях
    • 1. 2. Цели и задачи управления учебно-познавательной деятельностью учащихся в процессе изучения специальной технологии по интегрированной группе профессий машиностроительного профиля
    • 1. 3. Системный подход к исследованию управления учебно-познавательной деятельностью учащихся
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Проектирование моделей управления учебно-познавательной деятельностью учащихся при изучении специальной технологии
    • 2. 1. Профессиологическая модель деятельности рабочих и специалистов интегрированной группы профессий как научная основа моделирования процесса управления учебно-познавательной деятельностью учащихся
    • 2. 2. Моделирование системы управления учебно-познавательной деятельностью учащихся
    • 2. 3. Структура и содержание общей и частных моделей управления учебно-познавательной деятельностью учащихся
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. Организационно-педагогические условия реализации моделей управления учебно-познавательной деятельностью учащихся в процессе обучения специальной технологии
    • 3. 1. Научно-методические основы экспериментального исследования
    • 3. 2. Оценка результатов экспериментального обучения
  • Выводы по третьей главе

Модели управления учебно-познавательной деятельностью учащихся в процессе обучения специальной технологии по интегрированной группе профессий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный уровень развития общества выдвигает новые требования к профессиональной подготовке рабочих и специалистов. Социальные и экономические условия развития общества на современном этапе требуют от каждого работника высокой профессиональной компетенции, культуры, социальной и творческой активности, конкурентоспособности, расширения области профессиональной деятельности и производственной мобильности.

Актуальность исследования. Профессионально-техническая подготовка рабочих неразрывно связана с социально-производственными отношениями общества. Преобладание в нашей стране в течение длительного времени высокой концентрации производства определяло в соответствии с этим требования к подготовке рабочих и специалистов. Существовавшие производственные условия крупных государственных предприятий требовали дифференциации трудовых функций как межпрофессиональных, так и по каждой отдельной профессии. С точки зрения профессионального обучения это выражалось в подготовке рабочих и специалистов узкого профиля, например, токарь, фрезеровщик, шлифовщик и т. д.

Введение

в обучение профессий широкого профиля не имело желаемых результатов, т.к. учебный процесс строился с ориентацией на потребности при низкоуровневой интеграции и значительной степени простом объединении частей курсов спецтехнологий родственных профессий в единое целое. Многие ученые-исследователи (С.Я.Батышев, А. П. Беляева, Н. И. Думченко, М. И. Махмутов и другие), в своих научных работах как недостаток отмечают узкую специализированность при подготовке рабочих по сложным профессиям, тогда как современному производству нужны профессионально мобильные, высококвалифицированные, разносторонне образованные, владеющие несколькими профессиями специалисты.

Изменение социально-экономических отношений при переходе к рыночным условиям хозяйствования привело к реструктурированию во всех областях деятельности человека. Для производственной сферы характерным стало наличие большого числа средних и, особенно, малых предприятий, что привело к потребности в высококвалифицированных работниках, способных обеспечить не только непосредственно производство продукции, но и поддерживать работоспособность сложного оборудования. В этих условиях возрастает роль социальной активности каждого работника, его способность к творческой и инициативной профессиональной деятельности, быстрой адаптации к изменяющимся производственным условиям.

Изучение практики работы многих профессиональных училищ показывает, что спрос на обучение по профессиям машиностроительного профиля в последнее время резко снизился, даже на широкопрофильные профессии. Это обусловлено в большей степени несоответствием профессиональной подготовки изменившимся общественно-производственным отношениям, чем снижением потребности в рабочих-станочниках, составляющих основу производственных кадров металлообрабатывающей и машиностроительной промышленностей. Данное обстоятельство явилось определяющим при выборе в качестве базовой для исследования группы рабочих и специалистов машиностроительной отрасли. Анализ процесса подготовки по профессиям машиностроительного профиля в профессиональных учебных заведениях Санкт-Петербурга показывает следующие его основные недостатки: отсутствие достаточной гибкости построения процесса обучения в соответствии с изменяющимися социально-производственными требованиями и его реструктурирования при интеграции с другими профессияминедостаточность использования в учебном процессе прогрессивных средств обучения и соответствующих им видов учебно-познавательной деятельности. Проведенные экспериментально-практические исследования позволяют утверждать, что слабым местом в теоретической подготовке станочников являются преобладание репродуктивных форм и видов учебной деятельности, недостаточная самостоятельность и творческая активность учащихся.

Введение

инноваций, например, компьютерной поддержки, дает положительные результаты как в обучении, так и воспитании лишь при условии иного, отличного от общераспространенного ныне, подхода к обучению. Таким образом, выявляется противоречие между новыми требованиями к профессиональной подготовке в современных условиях и отсутствием условий их реализации при существующем подходе к обучению, из которого вытекает проблема: каким должен быть учебный процесс в профессиональном училище, чтобы он обеспечивал управляемость учебно-познавательной деятельности учащихся в соответствии с новыми изменяющимися требованиями к обучению в условиях интеграции профессий? Для решения этой проблемы представляется необходимым поиск нового подхода к процессу обучения, его организации и управлению им.

Цель исследования — научное обоснование и разработка моделей управления учебно-познавательной деятельностью учащихся при обучении специальной технологии станочников интегрированной группы профессий машиностроительного профиля в профессиональном лицее.

Объект исследования — процесс управления учебно-познавательной деятельностью учащихся при изучении специальной технологии в профессиональном лицее.

Предмет исследования — общая и частные модели управления учебно-познавательной деятельностью учащихся, обеспечивающие эффективность учебно-воспитательного процесса, и их научное обоснование.

Гипотеза исследования — процесс управления учебно-познавательной деятельностью учащихся при изучении специальной технологии при подготовке рабочих и специалистов по интегрированной группе профессий будет эффективным, если:

— на основе системного и интегративного подходов разработана профес-сиологическая модель деятельности рабочих и специалистов интегрированной группы станочных профессий машиностроительного профиля;

— определена структура учебно-познавательной деятельности учащихся при изучении специальной технологии с учетом особенностей профессионального поля деятельности и содержания теоретического специального предмета;

— научно обоснованы и разработаны общая и частные модели управления учебно-познавательной деятельностью учащихся в целях повышения эффективности учебного процесса;

— разработана система алгоритмов управления учебно-познавательной деятельностью учащихся на уроках специальной технологии;

— модели управления будут взаимосвязаны с основными компонентами учебно-познавательной деятельности, методами, формами и средствами обучения и эффективны для усвоения знаний, формирования умений и навыков, развития профессионально важных качеств учащихся профессионального лицея.

Цель и гипотеза определили задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы управления учебно-познавательной деятельностью и определить направления ее решения в современных условиях.

2. Разработать профессиологическую модель деятельности рабочих и специалистов интегрированной группы станочных профессий машиностроительного профиля.

3. Систематизировать содержание специальной технологии по интегрированной группе профессий «станочник».

4. Определить функциональный состав элементов объекта управления, его внешние, внутренние связи, компонентный состав общей модели управления.

5. Выявить закономерности, принципы и особенности управления учебно-познавательной деятельностью учащихся при изучении специальной технологии в условиях многоуровневой профессиональной подготовки.

6. Разработать общую, частные модели и алгоритмы управления учебно-познавательной деятельностью учащихся, обеспечивающие логику и преемственность в усвоении знаний, умений и навыков.

7. Экспериментально проверить общую и частные модели управления.

Теоретико-методологической основой исследования являлись: философские положения о видах деятельности, теории познания, формировании личности (Б.Г.Ананьев, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.) — психолого-педагогические теории в профессиональной педагогике (СЛ.Батышев, А. П. Беляева, Б.С.Гер-шунский, Н. И. Думченко, А. И. Шильникова и др.) — теоретические основы процесса многоуровневой профессиональной подготовки и профессионально-педагогической технологии обучения (С.Я.Батышев, А. П. Беляева, Р. Ф. Джураев, А. М. Коптяев, А. Х. Шкляр и др.) — теории проблемного и развивающего обучения (Дж.Брунер, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, Н. А. Менчинская и др.) — теория алгоритмизации обучения (Б.В.Бирюков, Л. Заде, З. И. Калмыкова, Л. Н. Ланда, З. А. Решетова, И. С. Якиманская и др.) — теории программированного и автоматизированного обучения (В.П.Беспалько, Б. С. Гершунский, Г. С. Гуторов, Н. Е. Кузнецова, Н. Ф. Талызина и др.) — теории активизации, оптимизации, интенсификации обучения (Ю.К.Бабанский, А. П. Беляева, Л. В. Занков, Н. Ф. Талызина, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина и др.) — общая теория управления (Б.В.Бирюков, В. А. Бокарев, Н. Винер, В. М. Глушков, Ф. А. Файоль и др.) — теория управления педагогическими системами (С.Я.Батышев, А. П. Беляева, М. И. Кондаков, Н. Е. Кузнецова, А. Г. Соколов, Р. Х. Шакуров, Т. И. Шамова и др.) — теории управления усвоением информации, теория кодовых систем (Дж.Брунер, Н. М. Верзилин, П. Я. Гальперин, Н. П. Гузик, М.А.Данилов) — комплексный, системный, личностно-деятельност-ный, социально-педагогический, интегративно-модульный подходы.

Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

1. Методы теоретического исследования: анализ и синтез достижений философской, социологической, педагогической, дидактической, психофизиологической, научно-технической, кибернетической и других наукабстрагирование, моделирование, проектирование, типологизация при построении системы процесса профессионального обученияаналогия, сравнение и обобщение.

2. Методы эмпирического исследования: прямое и косвенное наблюдение, анкетирование, интервьюирование, собеседование, педагогический эксперимент, экспертная оценка результатов, рейтинг, тестирование, мониторинг, маркетинг, статистические методы обработки данных.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— определены основные направления решения исследуемой проблемы в теории и практике профессиональной педагогики и профессионального образования;

— научно обоснована и разработана профессиологическая модель деятельности рабочих и специалистов интегрированной группы профессий, обеспечивающая теоретический и практический базис системы управления учебно-познавательной деятельностью учащихся;

— определены структура и содержание управления учебно-познавательной деятельностью учащихся на основе интегративного и личностно-деятельност-ного подходов к обучению;

— разработаны общая и частные модели управления учебно-познавательной деятельностью учащихся;

— на основе интегративного и личностно-деятельностного подходов разработаны алгоритмы управления учебно-познавательной деятельностью учащихся для основных видов обученияпри усвоении профессиональных знаний и методов деятельности, формировании учебных и профессиональных умений и навыков, развитии профессионально важных и личностно значимых качеств учащихсядоказана эффективность моделей управления.

Теоретическая значимость исследования. Систематизированы понятия, умения и навыки в содержании специальной технологии на общенаучном, общеполитехническом и профессионально-политехническом уровняхустановлена взаимосвязь между ними. Создана иерархическая структура целей и задач управления учебно-познавательной деятельностью учащихся. Определены закономерности, принципы и специфические особенности управленческой деятельности педагогов в организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках специальной технологии. Выделены компоненты управления учебно-познавательной деятельностью учащихся (диагностический, целевой, содержательно-информационный, мотивационный, организаци-онно-планирующий, операционный, коммуникативный, воспитательно-формирующий, оценочно-коррекционный). Установлены виды и уровни управления, типы учебно-познавательной деятельности учащихся. Осуществлены взаимосвязи содержания профессиологической модели с общей и частными моделями управленияцелями, задачами обучения и требованиями к профессиональной подготовке учащихсямежду уровнями усвоения знаний, понятий и видами управления деятельностью, между вариативностью моделей и результатом индивидуализированного обучения.

Практическая значимость исследования.

В практической деятельности профессиональных учебных заведений реализованы общая и частные модели управления учебно-познавательной деятельностью учащихся в процессе обучения специальной технологии по интегрированной группе профессий. Разработаны и реализуются методические рекомендации «Формы и методы управления учебно-познавательной деятельностью учащихся в процессе обучения специальной технологии», «Модель управления учебно-познавательной деятельностью учащихся в процессе обучения специальной технологии по интегрированным группам профессий машиностроительного профиля», позволившие повысить эффективность и качество профессиональной подготовки станочников. Рекомендуются к массовому внедрению (подтверждается справками о внедрении и отзывами специалистов).

На защиту выносятся:

1. Профессиологическая модель деятельности рабочих и специалистов интегрированной группы станочных профессий машиностроительного профиля.

2. Общая модель управления учебно-познавательной деятельностью учащихся в процессе обучения специальной технологии по интегрированной группе профессий.

3. Частные модели и алгоритмы управления учебно-познавательной деятельностью учащихся в процессе обучения специальной технологии по интегрированной группе профессий.

4. Позитивные результаты исследования, теоретические положения и выводы.

Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждаются всесторонним анализом состояния проблемы в профессиональной педагогике, определением на его основе перспективных направлений решения поставленной проблемы и исходных теоретических позицийреализацией системного, личностно-деятельностного, интегративного и комплексного подходов, адекватных целям и задачам исследованиярациональным сочетанием методов теоретического и экспериментального исследованияличным участием автора в организации и проведении экспериментального обучениявсесторонней оценкой эффективности обучения, внедрением результатов исследования в педагогическую практику.

Апробация результатов исследования. Материалы исследований и их результаты докладывались и положительно оценены на Ученом совете (1997 -1998 гг.) — методологических семинарах и заседаниях лаборатории методологических и теоретических основ профессиональной педагогики Института профессионально-технического образования РАО (1996 — 1998 гг.) — педагогических советах экспериментальных лицеев (1993 — 1998 гг.) — курсах повышения квалификации руководящих работников и специалистов профессионального образования при Центральном институте повышения квалификации руководящих работников и специалистов профтехобразования (1994 — 1996 гг.) — на Второй и Третьей Всероссийской конференциях «Компьютеры в образовании» (Санкт-Петербург, 1994 и 1995 гг.), посвященных совершенствованию процессов обучения в школах и профессиональных учебных заведенияхМеждународной конференции «ИНФОКОМ» (Санкт-Петербург, 1993 г.), на которой обсуждались различные аспекты интенсификации и компьютеризации общеобразовательного и профессионального обученияМеждународной конференции ЮНЕСКО «The Role and Possibilities of Distance Education in Meeting the Needs of Lifelong Learning» (Санкт-Петербург, 1997 г.), в числе проблем которой рассматривались инновационные процессы в профессиональной педагогике и применение различных технологий обученияМеждународной научно-практической конференции «Система многоуровневого профессионального образования: методология, теория, опыт, проблемы» (Санкт-Петербург, 1996 г.), проводившейся по инициативе Института профессионально-технического образования РАО.

Выводы по третьей главе.

1. Стадийная система обучения определила специфические требования к методике экспериментального исследования: взаимосвязь уровней, этапов и стадий профессионального обучениявыделения в содержании ведущих понятий и их взаимосвязь с практическими умениями и навыкамипреемственность в переходе от видов профессиональной деятельности специалистов машиностроительного профиля к частнопрофессиональным задачам усвоения и применения знаний в процессе учебно-познавательной деятельности учащихся.

2. Важнейшими условиями эффективности управления учебно-познавательной деятельностью учащихся являются требования экзогенности, имманентности, гетерогенности и полиморфности в отношении системы управления и ее компонентов.

3. Педагогический эксперимент показал, что применение общей, частных моделей и алгоритмов, использованных на всех этапах решения задач учебно-познавательной деятельности, позволило выявить увеличение самостоятельной творческой деятельности и активности учащихся (в 2,1 раза) — обеспечило повышение уровня (на 0,4 — 0,6 балла), качества знаний (27,4%), положительную динамику развития самоустановки учащихся на обучение (на 5,5%) и получение интегрированной профессии (на 18%) — значительное возрастание интереса к обучению и получению профессии (в среднем в 2,8 раза), к управленческой функции в процессе учебно-познавательной деятельности, активизацию учащихся в учебных и социальных контактахобеспечивало атмосферу доброжелательности психологической раскованности обучающихся, появлению у них элементов установления причинно-следственных связей, потребности к экспериментированию.

4. Оценочно-критериальный аппарат примененной методики исследования потребовал учета показателей усвоения знаний и их действенности, учета уровня учебно-познавательных умений, показателей результатов обучения с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

5. Возможность использования предлагаемых моделей на всех уровнях обучения, а также других специальных предметов может быть обеспечена только в случае полноты реализации их основных функциональных компонентов с учетом специфики содержания образования, овладеваемого учащимися на конкретном этапе или в дисциплине при формировании профессиональной и социальной компетентности в соответствии с социально-экономическими и общественно-производственными потребностями.

Заключение

.

Результаты проведенных исследований подтверждают основные положения гипотезы и позволяют сформулировать следующие выводы:

1. Основными направлениями решения проблемы управления учебно-познавательной деятельностью учащихся являются конструирование содержания и структуры образования на предметном уровнепостроение, организация и управление процессом обученияобоснование оптимального выбора методов, видов, форм, средств учебной деятельности и целенаправленных коммуникативных процессовуправление выполнением действий, процессом усвоения и памятью, мотивированностью, стимулированием и активностью деятельности, развитием внутренних резервов и воспитанием учащихсямногоуровневость, интеграция.

2. Профессиологическая модель деятельности рабочих и специалистов интегрированной группы станочных профессий характеризуется следующими элементами: предметной областью профессионального поля, отраслевой принадлежностью профессий, профессиональным профилемсоставом группы и видами деятельности, соответствием интегрируемых профессий государственному перечню профессийсоциально-экономическим значением интегрированной группы профессийсоциальными и производственно-техническими условиями трудахарактером и содержанием профессиональной деятельностиуровнем образования и воспитанияуровнем и перспективностью повышения профессиональной квалификациирасширением профессионального профиля и прогрессом в профессиональной карьере.

3. Систематизация содержания специальной технологии по интегрированной группе профессий позволила выделить следующие группы знаний, умений и навыков: общенаучные (инвариантные), политехнические (общие и специальные), профессиональные (общепрофессиональные и частнопрофессиональные).

4. Функциональный состав элементов объекта управления обусловлен логикой системного построения профессиональной деятельности, что определяет выбор следующих компонентов управления учебно-познавательной деятельностью: диагностического, целевого, содержательно-информационного, моти-вационного, организационно-планирующего, коммуникативного, воспитательно-формирующего, оценочно-коррекционного.

5. Модели управления разработаны на основе выявленных закономерностей, принципов и особенностей управления и самоуправления процессом учебно-познавательной деятельности учащихся. Взаимосвязаны между собой в единой иерархической структуре, обеспечивающей единство деятельности преподавателя и деятельности учащегося, связи теоретического и производственного обучения, преемственность переноса теоретических знаний на реальную практическую деятельность. В единой структуре они выполняют реализацию общих целей и задач обучения, эффективность использования методов, видов, форм и средств управления учебно-познавательной деятельностью учащихся на различных этапах уроков и в процессе самостоятельного учебного познания.

6. Доказано, что вариативность и многоуровневость управления учебно-познавательной деятельностью учащихся для обеспечения индивидуализированного и персонифицированного обучения возможна на основе реализации идеи полного усвоения, алгоритмизации обучения с использованием иерархической системы понятий алгоритма (абсолютный, эвристический, индетерминистский) и применения прогрессивных средств обучения.

7. Перспективными проблемами дальнейших исследований могут являться: проектирование комплексного научно-методического обеспечения процессов управления учебно-познавательной деятельностью учащихсяисследование адаптационных процессов управлениярасширение процесса индивидуализации в управленческой деятельности на основе выявления и учета соотношения психологических особенностей компьютеризированного обучения с персональными психофизиологическими данными учащихсяразработка научно-методических основ управляющего компонента информационно-технических средств обучения и другие.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Т. Идеи организации и управления в исследовании сложных систем // Кибернетика и современное научное познание. М.: Наука, 1976. -С. 82−92.
  2. А.И. Системное познание мира. М., 1985. — 263 с.
  3. Г. И. Самостоятельная работа учащихся профтехучилищ в процессе производственного обучения. -М.: Высш. шк., 1976. 161 с.
  4. Г. И. Обучение самоконтролю будущих молодых рабочих. М.: Высш. шк., 1970.-94 с.
  5. В.Г. Избранные психологические труды / Под ред. А. А. Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980. — Т.1.-230 е.- Т.2. — 288 с.
  6. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1976.-448 с.
  7. Л.Г. Дидактическая система формирования профессиональных интересов у учащихся средних профтехучилищ. М.: Высш. шк., 1986.- 96 с.
  8. Ю.Артемьева В. Ю., Мартынов Е. М. Вероятностные методы в психологии. -М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1975. 206 с.
  9. П.Р.Атутов, М. Н. Скаткин, Я. С. Турбовский и др. Методологические проблемы развития методологической науки М.: Педагогика, 1985. — 236 с.
  10. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. -М.: Просвещение, 1982. 194 с.
  11. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Педагогика, 1987.-239 с.
  12. Ю.К. Педагогика. М.: Педагогика, 1988. — 480 с.
  13. С.Я. Интенсивные формы и методы профессионального обучения // Профессионально-педагогическая технология обучения в профессиональных учебных заведениях. СПб., 1995. — С. 145−167.
  14. С.Я. Дидактические основы системы методов теоретического и производственного обучения в профессиональных училищах / Ин-т профтехобразования РАО СПб., 1997. — 137 с.
  15. М.П. Методологические основы развивающего обучения. — М.: Высш.шк., 1991.-232 с.
  16. А.В. Педагогическая система преемственности обучения в общеобразовательной и профессиональной школе / Ин-т профтехобразования РАО.-СПб, 1996.-90 с.
  17. С.Я. Производственная педагогика. М.: Машиностроение, 1976. -688 с.
  18. С.Я. Основы профессиональной педагогики / Под.ред. С.Я.Баты-шева и С. А. Шапоринского. М.: Высш. шк, 1977. — 504 с.
  19. Батышев С. Я, Соколов А. Г, Рабицкий А. И. Управление профессиональной подготовкой и повышением квалификации рабочих. М, 1985. — 78 с.
  20. А.П. Проблемы методологии и методики дидактических исследований в профтехобразовании / ВНИИ профтехобразования. М.: Высш. шк.1978.- 160 с.
  21. А.П. Методологические проблемы научных исследований профессионально-технического образования / ВНИИ профтехобразования. М., 1987.-200 с.
  22. А.П. Принцип системности в исследованиях дидактических проблем профтехобразования // Системный подход в педагогических исследованиях проблем профтехобразования: Сб. науч. тр. / ВНИИ профтехобразования.-Л., 1987.-С. 6−27.
  23. А.П. Интеграционные процессы в содержательной компоненте профессионального обучения // Научные основы процесса профессионального обучения в средних профтехучилищах: Сб. науч. тр. / ВНИИ профтехобразования.-Л., 1989.-С. 57−69.
  24. А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах: Метод, пособие для работников профтехобразования. -М.: Высш.шк., 1991.-208 с.
  25. А.П. Концептуальные основы развития начального профессионального образования / Ин-т профтехобразования РАО. СПб., 1995. — 64 с.
  26. А.П. Политеоретические основы многоуровневой профессиональной подготовки / Ин-т профтехобразования РАО- Ин-т технологии эксплуатации. СПб.- Radom, 1995. — 49 с.
  27. А.П. Интеграция профессий и содержания профессионального образования // Профессионально-педагогическая технология обучения в профессиональных учебных заведениях. СПб., 1995.-С. 131−145.
  28. А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования / Ин-т профтехобразования РАО. СПб.- Радом, 1997. -227 с.
  29. А.П. Технология обучения будущих станочников широкого профиля // Профессионально-педагогическая технология обучения в профессиональных учебных заведениях / Ин-т профтехобразования РАО. СПб., 1995.- С. 183−195.
  30. А.П., Ставрова Д. А. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся в профессионально-технических учебных заведениях: Метод. рекомендации. М.: Высш.шк., 1983. — 29 с.
  31. В.П. Программированное обучение: Дидактические основы. -М.: Высш. шк., 1970. 300 с.
  32. В.П. Основы теории педагогических систем: Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем. -Воронеж: Изд-во Воронежск. Ун-та, 1977. 303 с.
  33. В.П. Слагаемые педагогических технологий. М.: Высш. шк., 1989.- 192 с.
  34. .В. Алгоритмический подход в науке и концепция расплывчатых алгоритмов // Кибернетика и современное научное познание. М.: Наука, 1976.-С. 214−236.
  35. П.П. Избранные педагогические произведения. М.: АПН РСФСР, 1961.- 695 с.
  36. В.А. Понятие управления и его роль в современном научном познании // Кибернетика и современное научное познание. М.: Наука, 1976. -С. 20−37.
  37. Д. Психология познания. -М., 1977. 412 с.
  38. A.M. Формирование технического творческого мышления у учащихся профтехучилищ. М.: Высш.шк., 1978. — 112 с.
  39. Н.М. Проблемы методики преподавания биологии. М.: Педагогика, 1974.-224 с.
  40. Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине / Пер. с англ. М.: Советское радио, 1968. — 326 с.
  41. И.П. Проектирование процессов обучения / Сов. педагогика. -1987. -№ 12. -С. 22−28.
  42. Вопросы профессиональной подготовки / Под ред. Скаткина М. Н. М.: Высш. шк., 1968.-440 с.
  43. Вопросы теории и практики подготовки рабочих высокой квалификации в учебных заведениях профтехобразования: Науч. тр. / ВНИИ профтехобразования.-Л., 1979.-92 с.
  44. JI.C. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.-517 с.
  45. ПЛ. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного формирования умственных действий. М., 1968. — 135 с.
  46. Н.Ф. Психолого-педагогические основы индивидуализации профессионального воспитания учащихся профессиональных учебных заведений: Автореф. дис. д-ра пед. наук / Ин-т профтехобразования РАО. СПб., 1995. -54 с.
  47. .С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. — 264 с.
  48. .С. Методологические проблемы развития системы непрерывного образования // Перспективные проблемы развития системы непрерывного образования. -М., 1987. С. 16−27.
  49. В.М. О кибернетике как науке // Кибернетика, мышление, жизнь. -М.: Мысль, 1964.-С. 5−26.
  50. О.С. Вопросы мотивации учения в системе методов обучения // Вопросы совершенствования форм и методов общеобразовательной подготовки в средних профтехучилищах: Сб. науч. тр. НИИ общей педагогики АПН СССР.-М., 1980.-С. 98−111.
  51. А.К. Самообразование учащихся средних профтехучилищ. М.: Высш. шк., 1987.- 120 с.
  52. Н.П. Учить учиться. М., 1981. — 204 с.
  53. Г. С. Вопросы политехнической подготовки учащихся средних профтехучилищ на современном этапе // Вопросы политехнического образования учащихся среднихпрофтехучилищ / ВНИИ профтехобразования. JL, 1977. — С. 6−11.
  54. Г. С. Дидактические условия связи общеобразовательных и профессионально-техничесих предметов // Педагогика и психология в системе профтехобразования. Л., 1978. — С. 22−32.
  55. В.В. О понятии развивающего обучения // Педагогика. 1995. -№ 1. — С. 29−40.
  56. В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников. // Формирование учебной деятельности школьников. М.: Педагогика, 1982. -С. 10−21.
  57. М.А. Процесс обучения в советской школе. М.: Педагогика, I960. — 299 с.
  58. A.M. Структура и содержание управленческой деятельности в профессиональном лицее- Автореф. дис. канд. пед. наук / Ин-т профтехобразования РАО. СПб., 1997.
  59. Дидактические основы отбора информации и применения ЭВМ в учебном процессе в средних профтехучилищах: Сб. науч.тр. / ВНИИ профтехобразования. Л., 1988. — 134 с.
  60. Н.Я. Структура и содержание многоуровневой подготовки лаборантов-аналитиков по интегрированной группе профессий в профессиональном училище: Автореф. дис.канд. пед. наук / Ин-т профтехобразования РАО.-СПб., 1996.
  61. Н.И. Содержание подготовки квалифицированных рабочих кадров в средних профтехучилищах. М.: Высшая школа, 1975. — 200 с.
  62. Н.И. Группировка рабочих профессий на дидактической основе // Дидактические основы группировки рабочих профессий: Науч. тр. / ВНИИ профтехобразования. Вып. 2. — Л., 1973. — С. 5−27.
  63. Т.П. Моделирование теоретического обучения в условиях многоуровневой профессиональной подготовки в высшем техническом училище.' Автореф. дисс. канд. пед. наук / Ин-т профтехобразования РАО. СПб., 1995.
  64. Емельяненко Л. Д, Серяков Ю. М. Совершенствование содержания профессиональной подготовки рабочих в средних профтехучилищах строительного профиля. -М.: Высш. шк, 1987. 136 с.
  65. .П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М.: Учпедгиз, 1961.-83 с.
  66. Заде J1.A. Основы нового подхода к анализу сложных систем и процессов принятия решений // Математика сегодня. М, 1974. — С. 32−43.
  67. Т.П. Технология разработки уроков при комплексном использовании технических средств обучения // Компьютеры в образовании: II Всероссийская конференция: Тез. докл. СПб, 1994. — С. 73.
  68. Т.П. Разработка уроков при комплексном использовании технических средств обучения // Новые информационные технологии в профессионально-техническом образовании: Сб. науч. тр. / ВИПК.- СПб., 1994.- С. 21−32.
  69. Т.П. Элементы самообразования и метод, ориентированный на открытие новых знаний // Компьютеры в образовании: III Всероссийская конференция: Тез. докл. СПб, 1995. — С. 83−84.
  70. JI.B. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М.: Учпедгиз, 1960.-312 с.
  71. Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний школьников. М, 1978. — 168 с.
  72. В.Д. Система научно-методической деятельности педагогического коллектива в профессиональном лицее // Автореф. дис. канд. пед. наук / Ин-т профтехобразования РАО. СПб, 1997.
  73. С.Н. Дидактические условия производственного обучения по интегрированной группе профессий коммунального хозяйства в профессиональном лицее. // Автореф. дис. канд. пед. наук / Ин-т профтехобразования РАО. -СПб., 1996.-23 с.
  74. Интеграция и дифференциация содержания профессионального образования в условиях многоуровневой подготовки / Отчет о НИР / Ин-т профтехобразования РАО. СПб., 1995. — К. 1.- 69 е.- К. 2. — 174 с.
  75. Интенсификация теоретического обучения в профтехучилищах: Сб. ст. / Редкол.: А. П. Беляева отв. ред. и др. М.: Высш. шк., 1990. -128 с.
  76. Использование алгоритмических и эвристических предписаний на уроках производственного обучения в средних профтехучилищах машиностроительного профиля: Методические рекомендации / ВНИИ профтехобразования. -Л., 1986.-43 с.
  77. М.С. Человеческая деятельность. -М.: Политиздат, 1974. -328 с.
  78. Э. М. Молчан Л.Л., Луцаев В. И. Урок специальной технологии в среднем ПТУ. -М.: Высш. шк., 1988. -128 с.
  79. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования / Под ред. М. Н. Скаткина, В. В. Краевского. -М.: Педагогика, 1978. -208 с.
  80. Кибернетика и современное научное познание. — М.: Наука, 1976. 428 с.
  81. Э.Н., Броздниченко В. Н., Варковецкая Г. Н. Методы обучения при подготовке квалифицировнных рабочих в профессионально-технических учебных заведениях. -М.: Высшая шк., 1990. 70 с.
  82. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. -М.: Арена, 1994. 222 с.
  83. Н.И. Логический словарь-справочник.- М: Наука, 1976. 720 с.
  84. A.M. Система организационно-педагогических условий жизнедеятельности профессионального колледжа в условиях непрерывного многоуровневого образования: Автореф. дис. канд. пед. наук / Ин-т профтехобразования РАО. СПб., 1997. — 30 с.
  85. Т.А. Организациально-педагогические условия взаимосвязи теоретического и производственного обучения в профтехучилищах: Автореф. дис. канд. пед. наук / Ин-т профтехобразования РАО. СПб., 1995. — 28 с.
  86. Краткий толковый словарь по профессиональному образованию / Под общ. ред. А. П. Беляевой. -СПб.-Бохум, 1994.-122 с.
  87. Н.Е. Формирование системы понятий в современном обучении химии. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1985.- 104 с.
  88. Н.Е. Педагогическая технология в предметном обучении. -СПб.: Образование, 1994. 40 с.
  89. Н.Е. Показатели и критерии интенсификации развивающего обучения химии // Совершенствование содержания и методов обучения химии в средней школе: Сб. науч. тр. / ЛГПИ им. А. И. Герцена / Интенсификация обучения. Д., 1990. — С. 3−17.
  90. Н.В. Методы системного педагогического исследования. М., 1980.-240 с.
  91. В.П. Системный подход в педагогическом исследовании // Методология педагогических исследований. -М., 1980. -С. 82−117.
  92. Н.В. Профтехучилище как педагогическая система // Системный подход в педагогических исследованиях проблем профтехобразования: Сб. науч. тр. / ВНИИ профтехобразования. Д., 1987.- С.
  93. А.А. Проверка и оценка знаний учащихся профтехучилищ по специальным предметам. -М.: Высш.шк., 1984. -111 с.
  94. Л.Н. Алгоритмизация в обучении. -М.: Наука, 1966. 524 с.
  95. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1972. — 304 с.
  96. А.Н. Избранные психологические произведения. -М.: Педагогика, 1983.-Т.1.-392 е.- Т.2.-317 с.
  97. А.Н., Кринчик Е. П. Некоторые особенности процесса переработки информации человеком // Кибернетика, мышление, жизнь. М., 1964. — С. 171−211.
  98. И .Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 186 с.
  99. И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. — 203 с.
  100. .Т. Экопсихотерапевтические аспекты воспитания // Педагогика.- 1995.- № 1. С.40−44.
  101. .Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психол. журн. -1981. -Т.2,№ 5.-С. 3−22.
  102. .Ф. О системном подходе в психологии //Вопр. психологии. -1976.- № 2. С. 31−45.
  103. А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся. -М.: Высш. шк., 1979.- 157 с.
  104. С.Н. Когда легко учиться. М.: Педагогика, 1985. — 96 с.
  105. О.Б. Структура и содержание интегрированного предмета «Биоагроэкология» для профессиональных учебных заведений сельскохозяйственного профиля: Автореф. дис. канд. пед. наук / Ин-т профтехобразования РАО.-СПб., 1996.
  106. Н.И. Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования /Подред. М. А. Жиделева. М.: Просвещение, 1983. -344 с.
  107. В.Н. Диагностика учебно-воспитательного процесса и опытно-экспериментальной работы школы: Учеб. пособие. СПб.: ЛОИУУ, 1995, — 86 с.
  108. В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения. М.: Просвещение, 1984. — 123 с.
  109. В.Н. Реализация межпредметных связей в учебно-воспитательном процессе профтехучилищ.: Метод, рекомендации / Ин-т профтехобразования РАО. СПб., 1996. — 56 с.
  110. В.Н., Белов Г. С. Управленческо-педагогическая деятельность руководителя профтехучилища: системно-структурный подход: Учеб. пособие.-Л., 1990.- 120 с.
  111. Н.М., Новик И. Б. Кибернетическое моделирование и проблемы оптимизации // Кибернетика и современное научное познание. М.: Наука, 1976.-С. 237−253.
  112. Е.А. Некоторые аспекты системного исследования научного знания // Кибернетика и современное научное познание. М.: Наука, 1976. -С. 130−149.
  113. С.М. Моделирование управления педагогическим процессом в профессиональном лицее в условиях непрерывного многоуровнего профессионального образования: Автореф. дисс. канд. пед. наук / Ин-т профтехобразования РАО. СПб., 1997.
  114. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. — 367 с.
  115. М.И. Вопросы теории методов проблемно-развивающего обучения // Вопросы совершенствования форм и методов общеобразовательной подготовки в средних профтехучилищах: Сб. науч. тр. / Моск. ун-т. М., 1980, — С. 5−61.
  116. М.И. Современный урок и пути его организации. М.: Знание, 1975.-64 с.
  117. М.И., Мочалова Н. М. Выбор методов обучения в зависимости от содержания учебного материала // Вопросы совершенствования форм и методов общеобразовательной подготовки в средних профтехучилищах: Сб. науч. тр. / Моск. ун-т. М., 1980. — С. 61−74.
  118. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избр. психол. тр. М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
  119. Методика исследования формирования понятий, умений и навыков у учащихся средних профтехучилищ / Под ред. А. П. Беляевой. М.: Высш. шк., 1986.-200 с.
  120. Методика систематизации знаний, умений и навыков в содержании профессионально-технического образования / Под ред. А. П. Беляевой. М.: Высш. шк., 1979.-224 с.
  121. Методологические проблемы научных исследований профессионально-технического образования. М.: Высш. шк, 1987. — 200 с.
  122. Методологические основы проектирования интенсивных технологий профессионального обучения: Сб. науч. тр. / Ин-т профтехобразования РАО. -СПб, 1992.-81 с.
  123. Научные основы совершенствования учебных планов и программ для подготовки рабочих широкого профиля: Сб. науч.тр. / ВНИИ профтехобразования.-Л, 1987.- 113 с.
  124. Н.Д. Программированное обучение и идеи кибернетики. М.: Наука, 1970.
  125. Н.Д. Соотношение методов и организационных форм в дидактике // Вестник высш. шк 1972. — № 11. — С. 44−47.
  126. Н.Д. Лекция в современном вузе // Новое в теории и практике обучения.-М, 1979.- Вып.З.-С. 37−71.
  127. Новые информационные технологии и непрерывное образование: Материалы науч.-практ. семинара / ВНИИ профтехобразования- Редкол.: М. Б. Лебедева (отв. ред.) и др. Л, 1990. — 4.1. — 90 е.- 4.2. — 92 с.
  128. Опытно-экспериментальная работа в развивающейся школе: подходы, проблемы, поиск: Науч.-метод. рекомендации / Под ред. З. И. Васильевой. -СПб.: Изд. Ком. по образованию мэрии Санкт-Петербурга, 1993. 24 с.
  129. Организация и проведение педагогического эксперимента в учебных заведениях профтехобразования: Метод, пособие / Под общ. ред. А. П. Беляевой. -СПб, 1992.-126 с.
  130. Организационные формы производственного обучения учащихся в учебных заведениях профтехобразования / А. И. Войнатовский. М., 1990. — 64 с.
  131. Организация комплексных научных исследований в системе профессионально-технического образования. -М.: Высш. шк, 1983. 248 с.
  132. Основы дидактической системы профессиональной подготовки квалифицированных рабочих в средних профтехучилищах: Сб. науч. тр. / ВНИИ профтехобразования. Л., 1988. — 124 с.
  133. Основы методики комплексного подхода к содержанию образования в средних профтехучилищах / Под ред. А. П. Беляевой. М.: Высш. шк., 1979.- 344 с.
  134. Отбор и подготовка учебной информации для автоматизированной обучающей системы в профтехучилищах: Метод. пособие / ВНИИ профтехобразования-Л., 1989.-70 с.
  135. В.Г. Интегративно-модульный подход к производственному обучению наладчиков станков, а программным управлением в профессиональном лицее: Автореф. дис. канд. пед. наук / Ин-т профтехобразования РАО. -СПб., 1996.-22 с.
  136. В.В. Автоматизированные системы интенсивного обучения. -М.: Высш. шк., 1987. 192 с.
  137. П.И. Педагогика. М.: Рос. пед. агенство, 1996. — 602 с.
  138. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. М.: Педагогика, 1972.-184 с.
  139. К.К. Вопросы психологии труда. М.: Медицина, 1970. — 264 с.
  140. Повышение продуктивности деятельности преподавателя в учебном процессе с применением технических средств обучения: Метод, рекомендации-Л.: ВНИИ профтехобразования, 1989. 43 с.
  141. Повышение эффективности производственного и теоретического обучения учащихся средних профтехучилищ в условиях ускорения научно-технического прогресса: Сб. науч. тр. / ВНИИ профтехобразования. Л., 1986. — 122 с.
  142. Познавательная активность в системе процессов памяти / Под. ред. НИЧуп-риковой- НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР.-М.: Педагогика, 1989. 190 с.
  143. Познание и общение / Отв.ред. Б. Ф. Ломов. -М.: Наука, 1988. 208с.
  144. Проблемы всеобщего профессионального образования молодежи: Сб. науч. тр. / ВНИИ профтехобразования. Л., 1987. — 80 с.
  145. Проблемы индивидуализации профессиональной подготовки учащихся профтехучилищ: Сб. науч. тр. / Ин-т профтехобразования РАО. СПб., 1992. -88 с.
  146. Проблемы методики профессионального обучения в средних профтехучилищах. М.: Высш. шк., 1985. — 112 с.
  147. Проблемы взаимодействия дидактической и методической систем профессиональной подготовки квалифицированных рабочих: Сб. науч. тр./ ВНИИ профтехобразования. Л., 1990. — 108 с.
  148. Проблемы формирования профессиональных интересов учащихся средних профтехучилищ // Сб. науч. тр. ВНИИ профтехобразования. М.: Высш. шк., 1987.- 112 с.
  149. Проблемы формирования понятий, умений и навыков у учащихся средних профтехучилищ: Сб. науч. тр. / ВНИИ профтехобразования- Редкол.: А. А. Куприянов (отв. ред.), С. Я. Баев, Л. В. Савельева. Л., 1984. — 76 с.
  150. Проверка и оценка знаний учащихся профтехучилищ по специальным предметам. М.: Высш.шк., 1984. — 112 с.
  151. Профессиональная подготовка рабочих для обслуживания автоматизированных производств машиностроения в средних профтехучилищах: Сб. науч. тр. / ВНИИ профтехобразования. Л., 1987. — 100 с.
  152. Психолого-педагогические основы формирования личности учащегося профтехучилища / Н. Ф. Гейжан, М. К. Андреева, О. М. Мороз и др. М.: Высш.шк., 1991.- 136 с.
  153. Пути повышения эффективности уроков по специальным предметам в средних профтехучилищах / Н. Н. Волкова, О. Я. Дюртеева, Л. Н. Шварц и др.- Под ред. Н. Н. Волковой. -М.: Высш.шк., 1985. 120 с.
  154. Пути совершенствования общетехнической подготовки квалифицированных рабочих в средних профтехучилищах / Шапкин В. В., Скородумов Н. М., Гуторов Г. С. и др. -М.: Высш. шк., 1984. 183 с.
  155. Разработка учебно-программной документации для подготовки рабочих по группам: Метод. рекомендации Д.: ВНИИ профтехобразования, 1989. -32 с.
  156. Разработка и применение дидактических средств в средних профтехучилищах / В. И. Сопин, С. Б. Вербицкая, Н.А.Лабунская- Отв.ред. В. И. Сопин. М.: Высш.шк., 1986.- 128 с.
  157. Рационализация самообразования, самоорганизации, самоконтроля учащихся средних профтехучилищ / Н. В. Кузьмина, Р. Ф. Жуков, Ю.Н.Парохо-дов- ВНИИ профтехобразования. Д., 1988. — 64 с.
  158. З.А. Психологические основы профессионального обучения. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. 207 с.
  159. С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989. -Т.2.-332 с.
  160. В.М. Развитие познавательной активности студентов индустриально-педагогического колледжа: Автореф. дис. канд. пед. наук / Брян. гос. пед. ун-т им. ак. И. Г. Петровского. Брянск, 1995.
  161. Л.В. Моделирование процесса профессионального обучения // Научные основы процесса профессионального обучения в средних профтехучилищах: Сб. науч. тр. / ВНИИ профтехобразования. Л., 1989. — С. 70−88.
  162. Ю.М. Очерки о психологии ума. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 198 с.
  163. А.Ф. Сроки обучения профессии как дидактическая проблема // Проблемы развития лицеев и колледжей России: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. / Ин-т профтехобразования РАО и др. СПб.- Ставрополь, 1995.-С. 78−80.
  164. А.Ф. Психолого-педагогические основы диагностирования, коррекции, компенсации и развития личности учащихся учебных заведений профтехобразования: Отчет НИР / ВНИИ профтехобразования. №ГР. 0.1930.6 369. — СПб., 1993.-75 с.
  165. И.Д. Элементы компьютерного обучения на уроках спецтехнологии станочных профессий // Компьютеры в образовании: Тез. докл./ III Всерос. конф. СПб., 1995. — С. 141−142.
  166. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1980.- 189 с.
  167. М.Н. Совершенствование процесса обучения. М., 1971. — 206 с.
  168. A.M. Принятие решений как процесс управленческого труда. -М., 1977.-71 с.
  169. Создание проблемных ситуаций на уроках специальных и технических дисциплин в средних профтехучилищах: Метод, рекомендации. Л.: ВНИИ профтехобразования, 1985. — 48 с.
  170. Совершенствование коммуникативных умений преподавателя и мастера производственного обучения среднего профтехучилища // Метод, рек. Л.: ВНИИ профтехобразования, 1987. — 35 с.
  171. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. — 3-е изд. -М.: Сов. энциклопедия, 1985. 1600 с.
  172. А.Г. Научные основы управления профессионально-техническим учебным заведением. М.: Высш. шк., 1984. — 64 с.
  173. А.Г. Принципы руководства учебно-воспитательной работой в средних профессионально-технических училищах. Л., 1973. — 41 с.
  174. А.Г. Теория и практика управления средним профтехучилищем. -М.: Высш.шк., 1988. 183 с.
  175. А.Г., Петухов Н. Н. Роль коллектива учебно-производственной группы в воспитании учащихся. М.: Высш. шк., 1977. — 62 с.
  176. Специфика технического знания и формирование общетехнических понятий у учащихся профтехучилищ: Сб.науч. тр. / ВНИИ профтехобразования- Редкол.: Г. С. Гуторов, Н. М. Скородумов, В. В. Шапкин (отв.ред.).- JL, 1985.-71 с.
  177. Н.Ф. Теретические проблемы программированного обучения. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. 134 с.
  178. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1984.- 128 с.
  179. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. -М.: Знание, 1988.- 152 с.
  180. Третьяков П. И, Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография / Под ред. П. И. Третьякова. М.: Нов. шк, 1997.-352 с.
  181. И.М. Методические основы развивающего обучения химии: Автореф. дис. д-ра пед. наук / ЛГПИ им. А.И.Герцена- СПб, 1997. 46 с.
  182. Ю.С. О роли методов проблемного обучения в усилении функций политехнической подготовки учащихся средних ПТУ: Сб. науч. тр. / НИИ общ. педагогики АПН СССР -М, 1980.- С. 111−124.
  183. Ю.С. Политехнические основы подготовки рабочих широкого профиля. -М.:Высш. шк, 1991. 192 с.
  184. Управление. Информация. Интеллект / Под ред. А. И. Берга, Б. В. Бирюкова, У. С. Геллера, Г. Н. Поварова. -М.: Мысль, 1976. 383 с.
  185. Управление процессом нравственного воспитания / Отв. ред. Л.И.Рувинс-кий. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. — 140 с.
  186. Управляемое формирование психических процессов / Под.ред. проф. П. Я. Гальперина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. — 198 с.
  187. Файоль А, Эмерсон Г, Тейлор Ф, Форд Г. Управление это наука и искусство. — М.: Республика, 1992. — 352 с.
  188. О.Ф. Некоторые вопросы активизации учащихся в процессе теоретической подготовки и производственного обучения. М.: Высш. шк., 1970.-302 с.
  189. Л.Д. Профессиональная школа. М.: НМЦ, 1992. — 27 с.
  190. Формирование и использование профессиональных знаний на уроках производственного обучения в средних профтехучилищах: Метод, рекомендации / ВНИИ профтехобразования. Л., 1988. — 36 с.
  191. Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. -М.: Просвещение, 1991. 195 с.
  192. В. Применение микропроцессоров в системах управления / Пер. с нем. под. ред. Григорьева О. А., Коробкова В. И. М.: Мир, 1984. — 464 с.
  193. Т. Управляющие вычислительные машины в АСУ технологическими процессами / Пер. с англ. под. ред. Гальперина М. В., Шенброта И. М. -М.: Мир, 1975.-Т. 1.-530 с.
  194. П.С. Теоретические основы непрерывной многоуровневого образования учащихся профессиональных лицеев: Автореф. дис. д-ра пед. наук. -СПб., 1995.-59 с.
  195. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. -М.: Наука, 1982.- 185 с.
  196. В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие.- 2-еизд., перераб.идоп.-М.: Изд. корпорация «Логос», 1996. 320 с.
  197. В.В. Общетехническая подготовка квалифицированных рабочих в условиях научно-технической революции. -М., 1985. 159 с.
  198. В.Ф. Педагогическая проза. М., 1980. — 166 с.
  199. А.Е. Теоретические основы содержания профессиональной подготовки рабочих широкого профиля. М., 1976. — 55 с.
  200. А.Х. Педагогическая система производственного обучения в условиях непрерывной многоуровневой подготовки в высшем техническом училище: Автореф. дис. д-ра пед. наук / Ин-т профтехобразования РАО. СПб., 1994.-52 с.
  201. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986.- 144 с.
  202. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Просвещение, 1974. — 156 с.
  203. Г. И. Активизация деятельности учащихся в учебном процессе. -М.: Просвещение, 1979. 160 с.
  204. Т.Е. Алгоритмизация обучения специальной технологии в профтехучилищах строительного профиля / НИИ профтехобразования АПН СССР. Л., 1991.-51 с. — Деп. в НИИ профтехобразования АПН СССР 30.05.91, № 166.
  205. Д.Б. Избранные психологические труды М.: Просвещение, 1989.-302 с.
  206. И.С. Развивающее обучение. -М.: Педагогика, 1979. 144 с.
  207. В.А. Современные методы обучения в высшей школе. Л., ЛГУ, 1991.-115 с.
  208. Horton W. How we communicate: Paper presented at the meeting of the Rocky
  209. Mountain Chapter of the Society for Technical Communication. Denver: CO, 1994.
  210. Prawat R. and Floden R.E. Philosophical perspectives on constructivist views of learning. Educational Psychology, 29 (1). — NY, 1994. — p. 37−48.
  211. Seamans M.C. New perspectives on user-centered design: Presentation at the Interchange Technical Writing Conference. Lowell, MA: Unifersity of Lowell, 1990.- 12 p.
  212. Классификация режущего инструмента для токарной обработки: — инструмент для наружой обработки-- инструмент для внутренней обработки.
  213. Классификация деталей обрабатываемых на токарных станках: — симметричные детали-- несимметричные детали.
  214. Обработка деталей на токарных станках: — однолезвийная обработка-- многолезвийная обработка.1941. Фрезерное дело:
  215. Фрезерные станки (классификация).
  216. Фрезерные станки (устройство): — условные обозначения на кинематической схеме-- кинематическая схема станка-- устройство консольно-фрезерного станка.
  217. Основы резания при фрезеровании: — общие сведения об устройстве фрез-- элементы режущей части фрез-- элементы и формы канавок-- геометрические параметры режущей части фрезы.4. Классификация фрез.
  218. Обработка деталей на фрезерных станках: — фрезерование уступов-- фрезерование фасонных канавок-- фасонное фрезерование-- фрезерование с использованием делительных головок.1. Контроль знаний и умений.
  219. Полный контроль знаний и умений.
  220. Выборочный контроль знаний и умений (формируется преподавателем).
  221. ПЕРЕЧЕНЬ СОДЕРЖАНИЯ компьютерного тренажера для обучения работе на станках с числовым программным управлением (динамические программы) («Станки с числовым программным управлением»).
  222. Решение задач выбора металлорежущего инструмента на основе следующих исходных данных: — информации о геометрии детали-- сведений о заготовке (материал, геометрия, метод получения)-- технологических характеристик применяемого оборудования и оснастки.
  223. Инструменты для внутренней обработки. Инструменты обоих типов.
  224. Фрезерный инструмент. Основные типы фрез для обработки контуров и поверхностей на станках с ЧПУ.
  225. Обработка плоских поверхностей:3. Обработка пазов.1. Основные термины и определения программирования для станков с1. ЧПУ: — понятие терминов «программа» и «кадр"-- связь системы координат станка и инструмента при токарной обработке.
  226. V. Составление подпрограмм.
  227. Сценарий оболочки компьютерной программы по составлению профессиональных алгоритмов.1. Кадр 1.
  228. Составьте алгоритм решения задачи и запишите его в графической форме. На экран выводится задание и указания:
  229. Внимательно ознакомьтесь с условием задачи.
  230. Запишите величины, которые являются: — исходными данными:. Нажмите клавишу «Enter». — результатами:. Нажмите клавишу «Enter».
  231. Учащемуся дается три попытки. В случае успешности одной из них, происходит переход к кадру 2. Если учащийся не сумел выделить необходимые данные за три попытки, ему выводится:
  232. Неверно! Исходными являются ., а результатом. После паузы происходит автопереход к кадру 2.1. Кадр 2.
  233. На экран выводится: Запишите формулу расчета.
  234. Если вы забыли формулу, то попросите подсказку, нажав клавишу F1. Учащимся вводится (или выводится подсказка): Нажмите клавишу «Enter». Происходит переход к кадру3.1. Кадр 3.
  235. Составьте алгоритм, используя используя готовые элементы «параллелограмм», «ромб», «линия» и др.
  236. После готовности, нажмите клавишу «Enter».
  237. Учащийся строит на экране в графическом режиме работы алгоритм решения задачи.
  238. Происходит переход к кадру 4.1. Кадр4.
  239. На экран выводится оценка результатов работы учащегося в одной из следующих форм:
  240. A) Молодец! Вы справились с заданием ОТЛИЧНО!1. Нажмите клавишу «Enter».
  241. Происходит переход к кадру 5.
  242. Б) Почти все правильно, но вы допустили ошибку.
  243. Вернитесь к своему алгоритму, нажав клавишу «.
  244. Нажмите клавишу «Enter». Происходит переход к кадру 5.
  245. B) Неверно! Вернитесь к своему алгоритму, нажав клавишу «ф «.
  246. Попытайтесь исправить свои ошибки.
  247. Нажмите клавишу F2, проанализируйте свои ошибки и поработайте в соответствии с рекомендациями.
  248. Нажмите клавишу «Enter». Происходит переход к кадру 5. б) Вы не смогли выполнить задания. Но не огорчайтесь: поработайте с конспектом или книгой- в случае затруднений обратитесь за помощью к преподавателю, а потом снова попытайтесь решить задачу.
  249. Нажмите клавишу «Enter». Происходит переход к кадру 5.1. Кадр 5.1. Выводится сообщение:
  250. Выберите желаемое, введя номер и нажав клавишу «Enter». 1 Закончить работу.2 Продолжить.
  251. В первом случае выводятся сообщения:1. Конец работы.1. Ваши результаты.1. Рекомендации.1. Нажмите клавишу «Enter».
  252. Происходит выход из учебной программы.
  253. Во втором случае учащемуся выводится новое задание с перходом к певому кадру .
  254. Составьте алгоритм вычисления скорости резания по формуле.
  255. Составьте алгоритм вычисления величины крутящего момента при цилиндрическом фрезеровании по формуле.
  256. Составьте алгоритм вычисления средней толщины среза при цилиндрическом фрезеровании по формуле.
  257. Составьте алгоритм расчета величины врезания при несимметричном фрезеровании для фасонных фрез по формуле.
  258. Составьте алгоритм расчета величины врезания при несимметричном фрезеровании для торцевых фрез по формуле.
  259. Составьте алгоритм расчета величины врезания при симметричном фрезеровании для концевых фрез по формуле.
Заполнить форму текущей работой