Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в младших классах общеобразовательной школы в процессе их взаимоотношений со сверстниками

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты, полученные в ходе исследования, докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры олигофренопедагогики ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», заседаниях кафедр коррекционной педагогики, возрастной и специальной психологии ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» (2002 — 2007 гг.). Основные положения исследования были… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В МЛАДШИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ
    • 1. 1. Понятие «сопровождение», его сущностные характеристики
    • 1. 2. Развитие процесса педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
    • 1. 3. Психолого-педагогические аспекты формирования взаимоотношений детей младшего школьного возраста. Проблемы взаимоотношений детей с ограниченными возможностями здоровья

    Глава 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПРОЦЕССЕ ИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ НА ПРИМЕРЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ).

    2.1. Состояние педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах.

    2.2. Характеристика взаимоотношений между детьми с ограниченными возможностями здоровья и их нормально развивающимися сверстниками.

    Глава 3. ПУТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

    3.1. Теоретические и методологические основы педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе их взаимоотношений со сверстниками в общеобразовательной школе.

    3.2. Реализация педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе их взаимоотношений со сверстниками в младших классах общеобразовательной школы.

Педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в младших классах общеобразовательной школы в процессе их взаимоотношений со сверстниками (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последнее десятилетие в нашей стране и за рубежом обозначилась устойчивая тенденция увеличения количества детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. По данным ООН в мире насчитывается примерно 450 млн. человек с нарушенным психическим и физическим развитием, что составляет почти десятую часть жителей. планеты. Это подтверждается и данными Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), свидетельствующими, что число таких людей достигает 13% от общего числа населения. По статистическим данным ряда стран дети с ограниченными возможностями здоровья составляют от 4,5% до 17% от их общего количества (в зависимости от того, какие нарушения учитываются). В России на рубеже XX — XXI веков в связи с изменениями в политической, социальной и нравственной сферах жизни особо остро стоят социальные проблемы населения и, в том числе, рост числа детей с ограниченными возможностями. По данным Министерства образования РФ 85% детей — воспитанников детских садов и учащихся школ нуждаются в помощи медицинского, педагогического или психологического характера. Более 25% детей нуждаются в специализированной (коррекционной) помощи [25, 65, 160, 175, 176, 199].

Социальная политика России в начале XXI века трансформируется в сторону признания приоритетности интересов и потребностей личности над интересами общества. Продолжается развитие процессов гуманизации социокультурных отношений на фоне социально-экономических изменений. Внимание к индивидуальному развитию создает необходимые предпосылки для перехода от принципа социальной полезности к признанию и уважению прав~~и достоинства каждого человека независимо от его возможностей, способностей или убеждений.

Ключевым моментом модернизации современной системы образования является положение о том, что в системе образования должны быть созданы условия для развития и самореализации любого ребенка.

Понятие «общее образование», как правило, интерпретируется как работа с детьми нормального развития. Однако в последние годы многие территории России, страны ближнего зарубежья отмечают проблему увеличения количества учащихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах. Среди них Вологодская, Мурманская, Новгородская, Хабаровская области, Армения, Белоруссия, Литва, Украина и многие другие. Анализ исследований позволяет говорить о том, что в реальном педагогическом процессе в общеобразовательной школе участвуют дети разных интеллектуальных, психических, физических и социальных возможностей [12, 33, 34, 39, 59, 100, 101, 103, 105, 115, 231].

Среди факторов, способствующих увеличению количества детей с отклонениями в общеобразовательных учреждениях, отмечены: усиление экономического принципа в оценке качества образования, требование контроля качества, эффективности и рентабельности образования, приводящее к тому, что дети с ограниченными возможностями здоровья рассматриваются в «контексте расходной статьи бюджета», к необоснованному закрытию классов компенсирующего обучения (например, в России в 90-х годах), к трудностям их открытия в настоящее времяпопытки сохранить количественный контингент образовательных учреждений в условиях демографических изменениймногочисленные искажения исходной идеи при формировании классов коррекционно-развивающего обучения (КРО) — привлекательность идей интегрированного обучения и стремление родителей обучать своего ребенка в массовом учреждении.

Тенденция интегрирования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду отмечается в Российской системе специального образования с начала 90-х годов. Под интеграцией в образовании принято понимать возможность обучения детей с особыми образовательными потребностями в образовательном учреждении общего назначения. Вопросы организации интегрированного обучения с учетом реальных условий российской образовательной системы, определения условий ее успешности разрабатываются ведущими учеными Российской Федерации, среди них Гилевич И. М., Забара Е. А., Ипполитова М. В., Кобрина Л. М., Кумарина Г. Ф., Малофеев Н. Н., Шматко Н. Д., Шипицына Л. М. и др. Ими выделены следующие условия успешности протекания процессов интеграции: демократическое общественное устройство с гарантированным соблюдением прав личностифинансовая обеспеченность, адекватный ассортимент специальных образовательных услуг и особых условий жизнедеятельности для детей с отклонениями в развитии в структуре массовой общеобразовательной школыненасильственный характер протекания интеграционных процессовготовность общества в целом, составляющих его слоев и социальных групп, отдельных людей к интеграционным процессам, к сосуществованию и взаимодействию с людьми с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

Однако многие дети с ограниченными возможностями здоровья находятся в общеобразовательных учреждениях в ситуации «естественной», «вынужденной в силу разных обстоятельств» или псевдоинтеграции, характеризующейся невозможностью выполнения в данный момент условий успешности организации этого процесса.

Социальная и практическая значимость проблемы увеличения количества детей с отклонениями в развитии в общеобразовательных учреждениях привлекла научных и практических работников к определению причин, факторов, способствующих ее возникновению, поискам решения [54, 65, 72, 83, 84, 105, 160, 210]. Однако многие проблемы, связанные с образованием, адаптацией детей с ограниченными возможностями здоровья в новых условиях, развитием личностных характеристик, межличностных отношений все еще не нашли своего решения. Особое значение приобретают вопросы развития взаимоотношений между сверстниками, обучающимися в одном классе, но имеющими разный уровень психического развития.

Таким образом, совокупность социальных изменений в России, в том числе появление и развитие института интегрированного образования, преобразовали различные педагогические системы так, что появилась реальная необходимость в педагогическом сопровождении и поддержке детей с ограниченными возможностями здоровья, оказавшихся в силу различных причин в общеобразовательной школе.

Противоречие между увеличением количества детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе и недостаточностью психолого-педагогического и методического обеспечения помощи им обусловило актуальность и определило тему исследования — «Педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в младших классах общеобразовательной школы в процессе их взаимоотношений со сверстниками».

Проблема исследования: Каковы пути педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе их взаимоотношений со сверстниками в условиях общеобразовательной школы? Решение данной проблемы составило цель нашего исследования.

Объектом исследования выступают взаимоотношения детей с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками в условиях общеобразовательной школы.

Предмет исследования — педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе их взаимоотношений с нормально развивающимися сверстниками в младших классах общеобразовательной школы.

Гипотеза исследования — педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья способствует улучшению их взаимоотношений с нормально развивающимися сверстниками в общеобразовательной школе при следующих условиях: организация работы как с детьми с ограниченными возможностями здоровья, так и с их ближайшим средовым окружением (нормально развивающиеся сверстники, педагоги, родители) — направленность педагогического процесса на формирование у младших школьников способностей к общению и взаимодействию на основе норм и правил, регулирующих человеческие коммуникации.

Задачи исследования:

1. Провести анализ теоретических основ проблемы педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в различных отраслях научных знаний.

2. Изучить особенности взаимоотношений детей с ограниченными возможностями здоровья с ближайшим средовым окружением в условиях общеобразовательной школы.

3. Определить пути педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе их взаимоотношений со сверстниками в общеобразовательных школах.

4. Разработать педагогические условия формирования взаимоотношений детей с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками в общеобразовательной школе.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретический анализ литературы, анализ государственной статистической отчетности, анализ организационно-методических документов, регламентирующих деятельность специальных (коррекционных) и массовых общеобразовательных учреждений, анализ медико-психолого-педагогической документации, психодиагностические методы (наблюдение, интервьюирование, тестирование, анкетирование, опрос), педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), количественный и качественный анализ данных исследования, интроспективный метод (осмысление личного опыта работы автора в системе специального образования).

Методологическую и теоретическую основу исследования составили: положения материалистической диалектики о взаимосвязи, взаимообусловленности и целостности явлений реального мирао деятельности и общении как о факторах формирования личности ребенка (Леонтьев А. Н., Рубинштейн С. Л. и др.) — психолого-педагогические положения о единстве закономерностей развития в условиях онтогенеза и дизонтогенеза (Трошин Г. Я., Выготский Л. С. и др.) — положения о существовании закономерностей и особенностей, имеющих общий характер и прослеживающихся в развитии детей, относящихся к различным типам нарушенного развития (Выготский Л. С., Власова Т. А., Занков Л. В., Лубовский В. И., Шиф Ж. И. и др.) — теоретико-методологические положения о ведущей роли общечеловеческих ценностей в воспитании, о гуманизации межличностного внутришкольного взаимодействия, идеи гуманно-личностного, личностно-ориентированного подходов в воспитании и обучении (Амонашвили Ш. А., Бондаревская Е. В., Якиманская И. С. и др.), о значимости социального окружения, коммуникативной активности для психического развития, о признании права любого ребенка на свободу самовыражения, проявления своей индивидуальности.

Базой исследования по сбору первичной информации послужили средние общеобразовательные школы городов Чебоксары, Ядрин, Цивильск, поселка Ибреси, школы Ибресинского и Цивильского районов Чувашской Республики. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе МОУ т<�Цившгьская средняя общеобразовательная школа № 2″, МОУ «Начальная школа — детский сад» п. Лапсары ЧР.

Этапы исследования:

1 этап (2001;2002 гг.) — изучение и анализ философской, психолого-педагогической, медицинской литературы по проблеме исследования, определение цели и задач исследования, разработка программы опытно-экспериментальной работы.

2 этап (2002;2003 гг.) — проведение работы констатирующего характера: изучение состояния педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах Чувашской Республики, экспериментальное изучение взаимоотношений детей с ближайшим средовым окружением.

3 этап (2003;2007 гг.) — формирующая работа по организации педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе взаимоотношений со сверстниками в общеобразовательной школе.

4 этап (2007;2008 гг.) — анализ, систематизация и обобщение полученных результатов.

Научная новизна исследования заключается в том, что — получены новые данные об особенностях взаимоотношений между детьми с ограниченными возможностями здоровья и их ближайшим средовым окружением в условиях общеобразовательной школыдоказано, что взаимоотношения детей с ограниченными возможностями здоровья со сверстниками в этих условиях требуют специального педагогического сопровожденияопределены пути педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе их взаимоотношений с нормально развивающимися сверстниками в младших классах общеобразовательной школы, выявлена их эффективностьразработаны и научно обоснованы педагогические условия формирования взаимоотношений детей с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что.

— расширены и дополнены теоретические представления о специфике взаимоотношений детей с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста с нормально развивающимися сверстниками в условиях общеобразовательной школыдано теоретическое обоснование путей педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе их взаимоотношений со сверстниками в младших классах общеобразовательной школы;

— теоретически обосновано содержание формирования взаимоотношений детей с ограниченными возможностями здоровья со сверстниками на основе реализации мотивационного, когнитивного и поведенческого компонентов общения.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

— предложенные пути педагогического сопровождения позволяют улучшить взаимоотношения между детьми с ограниченными возможностями здоровья и их нормально развивающимися сверстниками;

— учитывая интеграционные процессы, происходящие в обществе, возможно использование разработанных материалов при формировании взаимоотношений нормально развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях различных организационных форм их совместного пребывания;

— на основе материалов исследования разработан спецкурс (курс по выбору) «Педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной среде». Спецкурс апробирован и внедрен на факультете дошкольной и коррекционной педагогики и психологии ГОУ ВПО «ЧГТТУ им. И. Я. Яковлева», в Чебоксарском педагогическом колледже им. Н. Никольского (г. Чебоксары). Материалы спецкурса опубликованы в-виде методического пособия для студентов педагогических специальностей;

— результаты исследования Moiyr быть использованы преподавателями высших и средних педагогических учебных заведений. Выводы и рекомендации — включены в содержание программ повышения квалификации педагогов специальных и общеобразовательных школ.

Достоверность результатов исследования обеспечивается его методологической и теоретической обоснованностьюсовокупностью взаимодополняющих методов исследования, адекватных его цели и задачамрепрезентативностью выборки испытуемыхопытно-экспериментальной проверкой гипотезыкачественно — количественным анализом полученных результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты, полученные в ходе исследования, докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры олигофренопедагогики ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», заседаниях кафедр коррекционной педагогики, возрастной и специальной психологии ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» (2002 — 2007 гг.). Основные положения исследования были представлены на II Международной конференции дефектологов «Организация психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в условиях образовательного учреждения» (г. Москва, декабрь 2006 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Комплексное сопровождение детей с ограниченными «возможностями «здоровья. Формирование толерантного отношения к ним в Российском обществе» (г. Цивильск ЧР, май 2006 г.), Межвузовской (с международным участием) научной конференции молодых ученых (аспирантов, соискателей и студентов) «Инновационные проблемы современного развития коррекционной педагогики и специальной психологии», (г. Москва, март 2007;г.), межвузовских конференциях молодыхученых (г. Москва, 2003, 2006, 2007 гг.), ежегодных региональных научно-практических конференциях (г. Чебоксары, 2002 — 2007гг.), республиканской научно-практической конференции «Проблемы детства в контексте междисциплинарных исследований» (г. Чебоксары, февраль 2007 г.), на семинарах педагогов и руководителей школ Цивильского района ЧР, г. Чебоксары, на педагогических советах, заседаниях методических объединений учителей школ, принимающих участие в эксперименте (2003;2007 гг.).

Результаты исследования стали содержанием научных и учебно-методических публикаций. Материалы диссертации использовались при чтении лекций и проведении семинарских занятий по базовым курсам «Специальная педагогика», «Основы специальной педагогики и психологии», «Основы специальной дошкольной педагогики и психологии», При проведении спецкурса «Педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной среде» на факультете дошкольной и коррекционной педагогики и психологии ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», при чтении лекций и проведении семинаров по курсу «Основы специальной педагогики и специальной психологии» для учителей общеобразовательных школ в Чувашском республиканском институте образования, в Чебоксарском педагогическом колледже им. Н. В. Никольского (г. Чебоксары, Чувашская Республика) в 2004 — 2007 гг.

Материалы исследования внедрены в практику учебно-воспитательного процесса МОУ «Цивильская средняя общеобразовательная школа № 2», РГОУ ~<<Цивильская «спеЩалшая (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1», МОУ СОШ №№ 19, 59 г. Чебоксары Чувашской Республики.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Взаимоотношения нормально развивающихся сверстников и детей с ограниченными возможностями—-здоровья —в —младших——классахобщеобразовательной школы характеризуются отсутствием мотивации к общению, низкой осведомленностью друг о друге, наличием отрицательных социальных установок и стереотипов по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья.

2. Организация педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе взаимоотношений со сверстниками в условиях общеобразовательной школы, работа с их ближайшим средовым окружением (это нормально развивающиеся сверстники, педагоги, родители), способствует улучшению взаимоотношений.

3. Педагогическими условиями формирования взаимоотношений между детьми с ограниченными возможностями здоровья и их нормально развивающимися сверстниками в условиях общеобразовательной школы являются: формирование мотивационной готовности младших школьников к общениюповышение уровня информированности их друг о другезнакомство с нормами и правилами, регулирующими человеческие коммуникации, воспитание навыков адекватного взаимодействия с окружающими. В качестве условия, способствующего более успешному формированию взаимоотношений детей с ограниченными возможностями здоровья и их сверстников, следует рассматривать повышение теоретической компетентности педагогов и информированности родителей младших школьников об особенностях и трудностях детей с ограниченными возможностями здоровья.

— Публикации: основные идеи и научные результаты исследования отражены в 17 публикациях.

выводы.

1. Теоретический анализ проблемы, результаты исследования показали, что совокупность социально-экономических изменений в России привели к увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах. Выявилась реальная необходимость разработки путей педагогического сопровождения и поддержки детей этой категории.

2. Проведенное изучение социальной ситуации в общеобразовательных школах позволило установить, что:

— у детей с ограниченными возможностями здоровья в этих условиях существуют серьезные психологические проблемы: трудность адаптации в условиях класса, школы, снижение потребности в общении со сверстниками, трудности в установлении взаимоотношений с ними, неуверенность в своих силах;

— отношение нормально развивающихся сверстников к детям с ограниченными возможностями здоровья характеризуется непринятием детей с ограниченными возможностями здоровья в свой коллектив, отсутствием мотивации к общению, недостаточностью знаний об их реальных возможностях и трудностях, преобладанием негативного стереотипа восприятия детей с ограниченными возможностями здоровья;

— отсутствует готовность педагогов к принятию детей с ограниченными возможностями здоровья: пребывание детей данной категории в общеобразовательной школе рассматривается ими как «временное явление», «ошибка», «результат проблем с родителями», порой как помеха собственной деятельности, классу, школе;

— у родителей младших школьников недостаточно четкие представления о детях с ограниченными возможностями здоровьявыявлен негативный стереотип восприятия, неготовность большинства родителей нормально развивающихся сверстников к взаимодействию.

3. В ходе исследования теоретически и методически обоснованы, разработаны и реализованы пути педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе их взаимоотношений со сверстниками: это целенаправленная работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и работа со средовым окружением этих детей (с нормально развивающимися сверстниками, педагогами и родителями).

Содержание работы составили: развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья адекватной самооценки, уверенности в себе, воспитание социальных навыков взаимоотношения с окружающими, снятие трудностей вхождения в социум сверстниковпреодоление у нормально развивающихся сверстников негативных социальных установок и стереотипов в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитание социальных навыков взаимоотношений с нимиорганизация повышения теоретической компетентности педагогов общеобразовательных школповышение информированности родителей младших школьников в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья.

4. Педагогическими условиями формирования взаимоотношений между детьми с ограниченными возможностями здоровья и их сверстниками в общеобразовательной школе являются: формирование мотивационной готовности младших школьников к общению, желание вступать в контактповышение уровня информированности их друг о другезнакомство с нормами и правилами, регулирующими человеческие коммуникации, воспитание навыков адекватного взаимодействия с окружающимипоэтапность формирования у младших школьников способностей к общению и взаимодействию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Социальная политика России в начале XXI века трансформируется в сторону признания приоритетности интересов и потребностей личности над интересами общества. Продолжается развитие процессов гуманизации социокультурных отношений. Внимание к индивидуальному развитию создает необходимые предпосылки для перехода от принципа социальной полезности к социальной толерантности, к признанию и уважению прав и достоинства каждого человека независимо от его возможностей, способностей или убеждений.

Особую актуальность приобретает проблема отношений общества и человека с ограниченными возможностями здоровья.

Модернизация современной системы образования выделяет в качестве ключевого положения то, что в системе образования должны быть созданы условия для развития и самореализации любого ребенка. Выделенное нами большое количество исследований, свидетельствуют об увеличении в последнее время числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах многих территорий России, стран ближнего зарубежья. Анализ массовой практики показал, что при этом дети оказываются под воздействием многочисленных факторов, негативно влияющих на их развитие. Среди них — затруднение взаимодействия с социальной средой, нарушение связей с окружающим миром.

Признание в коррекционной педагогике и психологии роли многоаспектной взаимосвязи с обществом в социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, привело нас к поиску путей педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.

Под педагогическим сопровождением мы понимаем особую форму помощи и поддержки учащихся с ограниченными возможностями здоровья, направленную на создание условий, способствующих снятию трудностей вхождения в социулг сверстников, как трудностей средового характера.

Теоретический анализ проблемы, собственные наблюдения позволили нам выделить ряд факторов, способствующих увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах. Среди них: усиление экономического принципа в оценке качества образованиятребование контроля качества, эффективности и рентабельности образования, которое привело к тому, что дети с ограниченными возможностями здоровья все чаще рассматриваются в «контексте расходной статьи бюджета», необоснованное закрытие классов компенсирующего обучения (например, в России, в том числе в Чувашии в 90-х годах), трудности их открытия в настоящее времямногочисленные искажения исходной идеи при формировании классов коррекционно-развивающего обучения (КРО) — попытки сохранить количественный контингент образовательных учреждений в условиях демографических измененийпривлекательность идей интегрированного обучения и стремление родителей обучать своего ребенка в массовом учреждении, несмотря на имеющиеся ограниченные возможности здоровья.

Принятый закон «Об образовании» (1996) допускает это, оставляя право выбора образовательного учреждения за родителями. Отмечается все большая распространенность «естественной», «вынужденной в силу различных обстоятельств», псевдоинтеграции, характеризующейся невозможностью выполнения в данный момент условий успешности ее организации, в частности неготовности общества к интеграционным процессам, к сосуществованию и взаимодействию с людьми с ограниченными возможностями здоровья.

Нами также установлено недостаточность специально разработанных программ по формированию готовности различных категорий общества к адекватному восприятию лиц с ограниченными возможностями, психологопедагогического и методического обеспечения помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, оказавшимся в силу различных причин в общеобразовательной школе.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что в реальном педагогическом процессе в общеобразовательной школе участвуют дети разных интеллектуальных, психических, физических, социальных возможностей. Большое место среди них занимают дети с ограниченными возможностями здоровья, степень тяжести которых предполагает обучение в специальном (коррекционном) образовательном учреждении. Это дети с тяжелыми нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, многие из которых являются инвалидами. Наиболее характерна эта ситуация для школ, расположенных в сельской местности и вызвана чаще несогласием родителей (законных представителей) отправлять ребенка на учебу в специальное (коррекционное) учреждение.

Установлено, что в коллективе сверстников дети с ограниченными возможностями здоровья находятся в зависимом положении от мнения, позиции остальных детей (нормально развивающихся сверстников). Эта позиция определяется отношением окружающих к ним как к «дефектным», «неполноценным». Негативное, отрицательное отношение сверстников является существенным тормозом, препятствием на пути развития, причиной низкой самооценки, социального статуса, состояния неуверенности, эмоционального дискомфорта детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах.

Использование специальных методик экспериментального исследования показало, что большинство детей с ограниченными возможностями здоровья предпочитают общение в более узком кругу с близкими людьми (родственниками), общение с взрослыми. В качестве наиболее значимой для них среды общения ими обозначены семья, родственники. Наименьшей по значимости является школьная среда, среда класса. Выявлено, что у детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются трудности в общении со сверстниками в классе, вследствие чего они предпочитают общаться в среде, где их понимают и поддерживают.

Исследование показало, что в данной ситуации нормально развивающиеся сверстники также оказываются в затруднительном положении и нуждаются в педагогическом руководстве. Отсутствие опыта общения, недостаточность первичной информации о детях с ограниченными возможностями здоровья, стереотипы общества приводят к непониманию, к жалости, к насмешкам в их адрес, чаще всего к непринятию. При рассмотрении этих трудностей нормально развивающихся детей сквозь призму «Я — препятствий», нами отмечено у них «отсутствие ориентировки»: то есть недостаточность знаний о детях с ограниченными возможностями здоровья, о способах взаимодействия с ними для какого-либо самостоятельного действия. При этом выявлены многообразие, неточность, неконкретность представлений, отсутствие точных характеристик в ответах нормально развивающихся детей.

Исследование показало их неготовность к общению с детьми с ограниченными возможностями здоровья, во многих случаях активное нежелание этого. Полученные данные позволили нам выделить условно содержание трех уровней проявления социальной компетентности сверстников в отношении людей с ограниченными возможностями здоровья: низкий, средний и достаточный. Преобладающими показателями являлись низкий и средний уровень социальной компетентности.

В качестве участников средового окружения детей с ограниченными возможностями здоровья мы рассматривали учителей и родителей, значимых взрослых для ребенка младшего школьного возраста, влияющих на их установки, в том числе в отношении людей с ограниченными возможностями здоровья.

В ходе исследования выявлено, что педагоги испытывают большие трудности в работе с классами, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья. При этом отмечены трудности организации учебного пространства, процесса получения знаний, процесса регулировки взаимоотношений между детьми, личностного развития детей. Отмечались нехватка профессиональных (дефектологических) знаний, специальной и методической литературы, содержащей рекомендации, невозможность проконсультироваться у специалиста-дефектолога.

Учителя не всегда понимали необходимость совместимости детей с ограниченными возможностями здоровья и их нормально развивающихся сверстников, не учитывали это в работе. Нами установлено, что многие педагоги являются носителями негативных стереотипов в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья. В большинстве случаев они сами не готовы к принятию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Исследование таюке показало отсутствие у большинства родителей мотивационной готовности к общению с людьми с ограниченными возможностями здоровья, соответствующих знаний об особенностях их развития, несформированность навыков взаимодействия с ними, следовательно, невозможность адекватного семейного воспитания сверстников в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья.

В ходе исследования были определены пути педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе их взаимоотношений со сверстниками в условиях общеобразовательной школы: целенаправленная работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и работа со средовым окружением этих детей (нормально развивающиеся сверстники, педагоги и родители младших школьников).

Формирующая работа по реализации педагогического сопровождения включала два направления: целенаправленное воспитание взаимоотношений между детьми с ограниченными возможностями здоровья и их сверстниками и организация повышения теоретической компетентности и информированности педагогов и родителей в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Основное внимание при реализации первого направления уделялось повышению социальной компетентности младших школьников, формированию способностей к общению и взаимодействию между нормально развивающимися сверстниками и детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Указанные способности включали: желание вступать в контакт (как мотивационный компонент общения), знание норм и правил, регулирующих человеческие коммуникации, в частности, особенности построения отношений (как когнитивный компонент), умение организовать взаимодействие с другими людьми, в том числе непохожими на тебя (как поведенческий компонент общения).

Здесь решались задачи: развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья самооценки, уверенности в себе, воспитание социальных навыков адекватного взаимоотношения с окружающими, снятие трудностей вхождения в социум сверстниковпреодоление у нормально развивающихся сверстников негативных социальных установок и стереотипов в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья, повышение осведомленности об этой категории детей, воспитание социальных навыков взаимоотношений с ними. Работа со сверстниками рассматривалась нами и как частичное решение проблем средового окружения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Второе направление представляло собой целенаправленную работу со средовым окружением — помимо сверстников (работа с ними велась в рамках первого направления), это учителя и родители.

Здесь решались задачи повышения теоретической компетентности учителей и информированности родителей о различных категориях детей с ограниченными возможностями здоровья, их особенностях и возможностях.

С учителями проводилось обучение в форме консультативной и лекционной работы по специально разработанной тематике с учетом тем, предложенных самими педагогами. При проведении данной работы прослеживалась следующая последовательность: «создание устойчивой мотивации — приобретение знаний — формирование навыков взаимодействия». То есть, осуществлялась последовательная реализация мотивационного, когнитивного и поведенческого компонентов в переориентации педагогов на работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Стремились, чтобы педагоги увидели в этих детях не объект жалости или «обременительный груз», а реальных детей, учеников.

С родителями младших школьников проводилась работа по повышению информированности их в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья. В работе использовались специально подготовленные текстовые материалы, проводились индивидуальные консультации, тренинги, семинары, конференции, к подготовке которых активно привлекались родители в лице членов родительских комитетов классов и школы.

Анализ результатов, полученных при выявлении эффективности педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе их взаимоотношений со сверстниками на контрольном этапе, убедительно показал положительные изменения, произошедшие в индивидуально-психологических показателях детей с ограниченными возможностями здоровья: повышение уровня самооценки, формирование уверенности в себе. Произошли положительные изменения в показателях, отражающих потребность общения в среде сверстников, положительное отношение к окружающим одноклассникам, повысились показатели уровня комфортности в среде класса.

Исследование показало, что у их нормально развивающихся сверстников, учащихся младших классов, повысился общий уровень нравственной ориентации, уровень социальной компетентности в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья, суждения относительно детей с ограниченными возможностями здоровья стали носить более аргументированный характер, проявлялись эмоциональная отзывчивость, эмпатия в отношении их. Итоговые результаты показали, что увеличилось число детей с достаточным и со средним уровнем социальной компетентности, не оказалось детей с низким уровнем сформированности социальной компетентности в отношении людей с ограниченными возможностями здоровья.

Анализ итоговых анкет педагогов позволил нам отметить у них положительные изменения, как на мотивационном, так и на когнитивном и поведенческом уровнях. Учителя выделили, что стали более позитивно относиться к детям с ограниченными возможностями здоровья, многое о них узнали, стали видеть выходы из некоторых ситуаций, которые раньше были непонятны. Как наиболее значимую проблему для себя учителя определили подготовку остальных детей класса к восприятию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Итоги исследования позволяют также констатировать результативность нашей работы с родителями в расширении их представлений о детях с ограниченными возможностями здоровья, формировании позитивного отношения к ним. При этом реальное значение имели индивидуальные и групповые консультации, тренинги, семинары и собрания, использованные нами возможности включения родителей в совместную деятельность с детьми. Положительное значение их было отмечено самими родителями в выступлениях на итоговой общешкольной родительской конференции «Школа взаимопонимания».

Проведенное исследование показало необходимость и эффективность предложенных путей педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе их взаимоотношений со сверстниками в младших классах общеобразовательной школы. Полученные результаты подтвердили правомочность гипотезы и положений, выносимых на защиту, в диссертации решены поставленные задачи, цель исследования достигнута.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В. В. Абраменкова. М.: МПСИ- Воронеж: МО ДЕК, 2000. — 416 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Личностный аспект проблемы общения / К. А. Абульханова-Славская // Проблема общения в психологии. — М.: Наука, 1981.— С. 218−241.
  3. В. Готовим учителей новой специализации / В. Аверкин // Народное образование. 1998. -№ 6. — С. 156−157.
  4. Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: Психологические основы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. И. Акатов, Н. И. Кокуркина, Н. В. Куренкова. М.: ВЛАДОС, 2003.-368 с.
  5. Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. И. Аксенова. — М.: Academia, 2001.-192 с.
  6. Е. А. Педагогическое сопровождение индивидуального образования и идея свободного воспитания / Е. А. Александрова // Новые ценности образования. М.: Шк. самоопределения, 2003. — С. 71−81 (Вып. 3).
  7. Э. М. Психологическое сопровождение школьников / Э. М. Александровская, Н. И. Кокуркина, Н. В. Куренкова. — М.: Academia, 2002. — 208 с. о о
  8. И. Основы дефектологии — для родителей аномальных детей / И. Амбрукайте // Дефектология. 1981. — № 5. — С. 75 — 76.
  9. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили.
  10. М.:Издательский-дом-Ш.А. Амонашвили,-1996г —31−2 с.------------
  11. И. А. Становление системы специального образования Кольского Заполярья / И. А. Архип // Дети с проблемами в развитии. 2004. — № 1. — С. 31 -34.
  12. И.Афанасьев И. Н. Этнический характер и детерминирующие условия среды / И. Н. Афанасьев, В. А. Алексеев. Чебоксары, 2003. — 214 с.
  13. Т. Нестандартные дети / Т. Афанасьева // Воспитание школьников. -2001.-№ 8.-С. 4−10.
  14. . Ц. Психология для всех : В 2 кн. Кн. 1: Практическое пособие по теории развития, обучения и воспитания. / Б. Ц. Бадмаев. М.: ВЛАДОС, 2000. — 232 с.
  15. . Ц. Психология для всех : В 2 кн. Кн. 2: Психологический практикум. для учителя: развитие, обучение, воспитание / Б. Ц. Бадмаев. — М.: ВЛАДОС, 2000. 156 с.
  16. В. С. Модель организации службы социально-психологического сопровождения в условиях детского дома: теоретико-практический аспект / В. С. Басюк. М.: Полиграф сервис, 2001. — 132 с.
  17. И. М. Особенности понимания и использования общекультурных норм поведения умственно отсталыми подростками / И. М. Бгажнокова, Ф. В. Мусукаева // Дефектология. 1998. — № 5. — С. 46 — 52.
  18. А. С. Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы / А. С. Белкин. М.: Просвещение, 1977. — 112 с.
  19. Белопольская Н. JL Некоторые вопросы психолого-педагогического консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Н. JI. Белопольская // Дефектология. 1984. -№ 5. — С. 15−19.
  20. Н. А. О человеке, его свободе и духовности : Избр. тр./ Н. А. Бердяев-
  21. Ред.-сост. JI. И. Новикова и Н. Н. Сиземская. -М.: Флинта, 1999. 310 с.
  22. М. Организация психологической работы в школе / М. Ф. Битянова. — М.: Совершенство, 1997.-298 с.
  23. М. В начале совместного пути / М. Битянова // Школьный психолог. -2000.-№ 10.-С. 2.
  24. JI. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб. пособие / JI. Н. Блинова. М.: ЭНАС, 2004. — 136 с.
  25. П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения : в 2 т. Т. 1 / П. П. Блонский — под ред. А. В. Петровского. — М.: Педагогика, 1979. — 312 с.
  26. О. С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками / О. С. Богданова, О. Д. Калинина. — М.: Просвещение, 1985. -176 с.
  27. Т. Г. Сурдопсихология / Т. Г. Богданова. М.: Academia, 2002. — 224 с.
  28. Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психол. исслед. / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  29. Д. И. Как учить детей общаться : Рук. для дет. психолога и логопеда: учеб.-метод. пособие для дошк. образоват. учреждений и высш. учеб. пед. заведений / Д. И. Бойков, С. В. Бойкова. СПб.: Союз, 2004. — 352 с.
  30. Д. И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности. Учебно-методическое пособие / Д И Бойков. СПб.: КАРО, 2005.-288 с.
  31. Е. В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированногообразования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 11−17.
  32. В. И. Модернизация специального образования в Украине: уроки на будущее / В. И. Бондарь // Дефектология. 2006. — № 3. — С. 67 — 72.
  33. О. Н. Неполноценным детям — полноценную школьную жизнь : Зарубеж. опыт / О. Н. Боровикова, J1. Б. Боярская // Педагогика. — 1991. № 12. -С. 116−120.
  34. А. О. Этническая психология / А. О. Бороноев, В. Н. Павленко. СПб., 1994.- 168 с.3<5. Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха: Книга для учителя / Р. М. Боскис. — М., 1994.
  35. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения / Г. М. Бреслав. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  36. Р. С. Когда обучение воспитывает / Р. С. Буре. СПб.: Детство-пресс, 2002.- 112 с.
  37. Т. Г. Формирование культуры межличностного общения младших школьников на традициях народного этикета якутов : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. Г. Васильева. Чебоксары, 2003. -24 с.
  38. Д. И. Проблемы обучения и адаптации детей-инвалидов в России / Д. И. Вихорев // Высшее образование инвалидов: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. СПб., 2000.
  39. Г. Н. Созвездия земли / Г. Н. Волков. — Чебоксары: Чуваш, кн. изд- во, 1979.-446 с. 45 .Волков Г. Н. Этнопедагогика чувашей / Г. Н. Волков. М.: Пресс — сервис, 1997.-441 с.
  40. Вопросы традиционной духовной культуры чувашей // сб. ст. ЧНИИ. -Чебоксары, 1988. 100 с.
  41. Воспитание гуманных чувств у детей / под ред. JI. Н. Проколиенко, В. К. Котырло. Киев: Радянська школа, 1969. — 221 с.
  42. JI. С. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 5: Основы дефектологии / JI. С. Выготский — под ред. Т. А. Власовой. -М.: Педагогика, 1983. — 368 с.
  43. Ю. В. Формирование межличностных отношений детей с нарушением слуха младшего школьного возраста : дис.. канд. пед. наук: 13.00.03 / Ю. В. Гайдова. М., 2005. — 167 с. 51 .Гейдербранд К. О душевной сущности ребенка / К. Гайдербранд. Минск :
  44. И. М. К проблеме интеграции: программа подготовки учителей массовых школ к работе с детьми с нарушениями слуха / И. М. Гилевич, JL И. Тигранова // Дефектология. 1996. -№ 6.
  45. Т. В. Педагогическое сопровождение личностного развития учащихся в общеобразовательной школе : дис. .канд. пед. наук: 13.00.03 / Т. В. Глазкова. Иркутск, 2004. — 129 с.
  46. А. Д., Лифинцева Н. И., Ялпаева Н. В. Основы коррекционной педагогики / А. Д. Гонеев и др.: под ред. В. А. Сластенина. — М.: Academia, 1999.-280 с.
  47. А. В. Реабилитационная педагогика в общеобразовательном контексте : Учебно-методическое пособие / А. В. Гордеева. М.: АПК и ПРО, 2002. — 64 с.
  48. М. И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассника / М. И. Губанова // Педагогика. 2002. — № 9. -С. 32−39.
  49. В. Интегрированное обучение детей с нарушениями зрения / В. Гудонис, М. Баркаусайте // Дефектология. 2006. — № 3. — С. 78 — 82.
  50. В. Социализация взрослых инвалидов и детей со специальными потребностями / В. Гудонис // Дефектология. 1996. — № 6. — С. 89 — 92.
  51. А. Н. Что значит быть инвалидом? Взгляд изнутри проблемы / А. Н. Гуторова // Особый ребенок: исследования и опыт помощи. Проблемы интеграции и социализации. — М.: Центр лечеб. педагогики, 2000. — С. 158 -164. — (Вып. 3).
  52. В. В. Особенности диагностического сопровождения тренингового процесса с подростками / В. В. Давыдова, О. В. Кардашина // Журн. практ. психолога. 1998. -№ 3. С. 76−83
  53. Дети с задержкой психического развития / под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М.: Педагогика, 1984. — 256 с.
  54. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / сост. Н. Д. Соколова, Л. В. Калиникова. М.: ООО «Аспект», 2005. — 448 с.
  55. Дети с отклонениями в развитии: Метод, пособие для педагогов, воспитателей массовых и спец. учреждений и родителей / сост. Н. Д. Шматко. — М.: Аквариум, 1997. 128 с.
  56. Дефектология: Словарь-справочник / авт.-сост. С. С. Степанов — под ред. Б. П. Пузанова. М.: ТЦ Сфера, 2005. — 208 с.
  57. Р. П. Интеграция «особого» ребенка в России: законодательство, практика и перспективы / Р. П. Дименштейн, И. В. Ларикова // Особый ребенок: исследование и опыт помощи. М: Центр лечеб. педагогики, 2000. — С. 27 -64. — (Вып. 3).
  58. Н. Н. «Возьмемся за руки, друзья!» / Н. Н. Домарева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2004. — № 2. — С. 95 — 96.
  59. О. И. Роль национальных обычаев и традиций в социальной регуляции поведения : автореф. дис.. канд. психол. наук / О. И. Дреев. Л., 1982. — 18 с.
  60. А. О. Гиперактивный ребенок. Как ему помочь? / А. О. Дробинская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2004. — № 2. — С. 67 -73.
  61. А. О. Школьные трудности нестандартных детей / А. О. Дробинская // Библиотека журнала «Дефектология». — М.: «Школа-Пресс», 2000. 148 с. (Вып. 1).
  62. Т. В. Педагогическая поддержка социальной интеграции детей с ограниченными возможностями : дис. .канд. пед. наук / Т. В. Егорова. -Саратов, 2000.- 172 с.
  63. В. А. Выход или тупик? / В. А. Ермаков, Е. Ю. Ермакова // Народное образование. 1998. — № 6. — С. 158 — 162.
  64. В. П., Якунин Г. А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин // справ.-метод.пособие для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 223 с.
  65. Е. Ю. Воспитание альтруизма и нравственности у школьников. Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / Е. Ю. Ермакова, В. А. Ермаков — под общ. ред. И. А. Зимней. М.: Издат. сервис, 2004. — 200 с.
  66. А. М. Интеграция ребенка-инвалида в среду здоровых сверстников как метод социальной адаптации / А. М. Зотова // Дефектология. 1997. — № 6. — С. 21−24.
  67. Н. Психолого-педагогическое сопровождение модель школьной психологической службы / Н. Зуева // Нар. образование. — 1999. — № 9. — С. 158 161.
  68. Н. Н. Пути коррекционно-педагогической поддержи детей с интеллектуальной недостаточностью при переходе из дома ребенка в специальный детский дом : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.03 / Н. Н. Иванова. М., 2000. — 24 с.
  69. Е. А. Оптимизация детско-родительских отношений в семьях с умственно отсталым ребенком : дис.. канд. пед. наук 13.00.03 / Е. А. Игнатьева. -М., 2000. 183 с.
  70. Инновации в Российском образовании. Специальное (коррекционное) образование: сб. М.: Управление спец. образованием М-ва общ. и проф. образования РФ, 2001.
  71. В. А., Овчинникова Т. С. Психолого-педагогическая диагностика детей и подростков с речевыми нарушениями / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. -СПб.: КАРО, 2005. 288 с.
  72. Т. Н. Психолого-педагогическое сопровождение четвертых классов при переходе в среднее звено / Т. Н. Капустина // Актуальные вопросы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с нарушением слуха. Новокузнецк, 2003. — С. 22−28
  73. ЮО.Карьенов В. А. Развитие региональной системы специального (коррекционного) образования / В. А. Карьенов и др. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2006. — № 3. — С. 3 — 10.
  74. Э. М. Интегрированное обучение и воспитание детей с отклонениями развития в Армении / Э. М. Кафьян, А. Р. Азарян // Дефектология. 2006. — № З.-С. 73−77.
  75. В. П. Педагогическая коррекция: Испр. недостатков характера у детей и подростков: кн. для учителя / В. П. Кащенко. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1994.— 223 с.
  76. Е. Ю. Терпимое отношение к ребенку: психологическое содержание, диагностика, коррекция: учеб. пособие / Е. Ю. Клепцова. — М.: Академический проект, 2005. 192 с.
  77. JI. М. Интегрированное образование как приоритетное направление современной образовательной политики / JI. М. Кобрина // Известия Российской Академии образования. 2006. — № 2. — С. 26−31.
  78. С. А. «Я Человек»: программа приобщения ребенка к социальному миру / С. А. Козлова // Дошкольное воспитание. — 1996. — № 6. — С. 59 — 65.
  79. Н. Е. Как преодолеть негативные стереотипы общения школьников / Н. Е. Колодий, Ю. С. Тюнников, М. А. Мазниченко // Школьные технологии. -2004.-№ 5.-С. 83−88.
  80. Я. JI. Психология взаимоотношений в малых группах / Я. JI. Коломинский. Минск, 1976. — 347 с.
  81. Я. JT. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений / Я. JI. Коломинский. — Минск: Педагогика, 1985. 113 с.
  82. ПО.Колоскова Н. Е. Не только смотреть, но и видеть / Н. Е. Колоскова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2004. — № 2. — С. 88 -99.
  83. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / JI. М. Шипицына и др.- под науч. ред. проф. JL М. Шипицыной. — СПб.: Речь, 2003. 240 с.
  84. Кон И. С. Ребенок и общество / И. С. Кон. М.: Наука, 1988. — 270 с.
  85. Т. Е. Механизм воздействия коллектива на личность школьника / Т. Е. Конникова // Советская педагогика. 1969. — № 11. — С. 27—38.
  86. Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2004. № 2. — С. 3 — 6.
  87. И. А. Нарушения развития и социальная адаптация / И. А. Коробейников. М.: ПЕР СЭ, 2002. — 192 с.
  88. Коррекционная педагогика в начальном образовании: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. Кумариной Г. Ф. М.: Academia, 2001. — 320 с.
  89. Коррекционные образовательные учреждения: нормат. прав. док. М.: ТЦ Сфера, 2004. — 96 с.
  90. Я. Как любить ребенка: книга о воспитании / Я. Корчак. — М.: Политиздат, 1990.-493 с.
  91. Н. 3. Педагогическое управление развитием межличностных отношений в младшем школьном возрасте / Н. 3. Крупочкина, Н. В. Чернова // Образовательная среда: проблемы гуманизации: сб. науч. ст. и тез.: материалы
  92. Всерос. науч.-практ. конф., Архангельск, 24−25 апр. 2002 г. — Архангельск: Помор, гос. ун-т, 2002. С. 193 — 202.
  93. В. А. Психология обучения и воспитания школьников / В. А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1976. — 303 с.
  94. КузьминаЕ. С. Коррекционно-педагогическая работа по развитию внутриколлективных отношений умственно отсталых учащихся среднего школьного возраста / Е. С. Кузьмина, Г. А. Шилова. М.: Прометей, 2004. — С. 450−458.
  95. JI. Н. Современные подходы к воспитанию / JI. Н. Куликова // Актуальные вопросы воспитания школьников в современных условиях. — Хабаровск, 1994. С. 8 — 16.
  96. Е. И. Воспитание чувств детей в семье / Е. И. Кульчицкая. Киев: Радянська школа, 1983. — 120 с.
  97. Г. Ф. Теоретические основы компенсирующего обучения / Г. Ф. Кумарина // Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы. М.: РИПКРО. — С. 7 — 25.
  98. А. Дефектолог в школе необходим / А. Курбатова // Народное образование. 1998. -№ 6. — С. 162 — 166.
  99. И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. М., 2001.
  100. А. Н. Проблема деятельности в психологии / А. Н. Леонтьев // Вопросы философии. 1972. — № 9. — С. 95−108.
  101. Т. Л. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь / Т. Л. Лещинская, А. Н. Коноплева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2004. —1. Ж27- С. 9 1Г
  102. В. В Особенности социально-философского подхода к проблеме взаимодействия и взаимоотношений государства и специального образования / В. В. Линьков // Дефектология. 1991. — № 5. — С. 5 — 10.
  103. М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина- под ред. А. Г. Рузской. -М., Воронеж: МОДЭК, 1997. 383 с.
  104. . Т. Философия воспитания / Б. Т. Лихачев. М.: Прометей, 1995. -282 с.
  105. Е. Т. Социально-педагогическое обеспечение социализации детей с выраженной интеллектуальной и сенсомоторной недостаточностью в системе образования : автореф. дис. докт. пед. наук: 13.00.03 / Е. Т. Логинова. СПб., 2007.-42 с.
  106. Д. Мысли о воспитании / Д. Локк. М.: Просвещение, 1974. — 445 с.
  107. В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В. И. Лубовский. — М.: Педагогика, 1989. 104 с.
  108. А. А. Учителю о психологии младших школьников / А. А. Люблинская. М.: Просвещение, 1977. — 223 с.
  109. А. А. Учим общаться детей 6−10 лет: метод, пособие / А. А. Максимова. М.: Сфера, 2005. — 77 с.
  110. А. А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх / А. А. Максимова // Начальная школа плюс до и после. -2005.-№ 1.-С.З-7.
  111. А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии / А. Р. Маллер. М.: АРКТИ, 2000. — 124 с.
  112. Н. Н. Актуальные проблемы специального образования / Н. Н. Малофеев // Дефектология. 1994. — № 6. — С. 3 — 9.
  113. Н. Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития / Н. Н. Малофеев // Дефектология. 1997. — № 4. — С. 3 — 15.
  114. Н. Н. Интегрированное обучение в России: задачи, проблемы и перспективы / Н. Н. Малофеев // Особый ребенок: исследования и опыт помощи. Проблемы интеграции и социализации. — М.: Центр лечеб. педагогики, 2000. С. 65 — 73. (Вып. 3).
  115. Н. Н. Перспективы развития учебных учреждений для детей с особыми образовательными потребностями / Н. Н. Малофеев // Дефектология. —2001. -№ 5. С. 3 — 11.
  116. И.И., Пятакова Г. В. Исследование личностных особенностей детей с детским церебральным параличом / И. И. Мамайчук, Г. В. Пятакова // Дефектология. 1990. — № 3. — С. 23 — 27.
  117. Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина- под ред. В. И. Селиверстова. М.: ВЛАДОС, 2003. — 408 с.
  118. Материалы Европейского проекта «Обучение здоровью в образовательных школах Российской Федерации». — М., 2004. — № 3. — 12 с.
  119. В. Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате : пособие для учителей и воспитателей / В. Ф. Мачихина // 2-е изд. -М.: Просвещение, 1983. 104с.
  120. Мир детства: Младший школьник. М.: Педагогика, 1988. — 272 с.
  121. С. М. Труды по этнографии и истории русского, чувашского имарийского народов / С. М. Михайлов. Чебоксары, 1972. — 432 с.
  122. Н. Н. Педагогика поддержки / Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин. -М.: МИРОС, 2002. 208 с.
  123. О. И. Психологическое сопровождение классов выравнивания начальной школы в общеобразовательных учреждениях / О. И. Могила // Вестн. психосоц. и коррекц.-реабилитац. работы. 2001. — № 4. — С. 48−53
  124. Н. JI. О некоторых трудностях социальной адаптации людей с физическими и умственными нарушениями. Развитие личности в процессе обучения и воспитания: сборник научных трудов / Н. JI. Морозова. — Пенза, 1999. -122 с.
  125. А. Г. Изучение стереотипов отношения к умственно отсталому ребенку учителей и родителей / А. Г. Московкина, Е. В. Пахомова, А. В. Абрамова // Дефектология. 2000. — С. 38—41.
  126. А. В. Общение как фактор воспитания школьников / А. В. Мудрик. -М.: Педагогика, 1984. 111с.
  127. А. В. Индивидуальная помощь в социальном воспитании / А. В. Мудрик // Новые ценности образования: забота поддержка — консультирование. -М.: ИННОВАТОР, 1996. — С. 51. (Вып. 6).
  128. JI. Г. Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития: пособие для учителей начальной школы, психологов-практиков, родителей / Л. Г. Мустаева. МГГАРКТИ, 2005. — 52 с!
  129. В. С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов / В. С. Мухина. М.: Academia, 1997. — 431 с.
  130. В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. М.- Воронеж, 1995.
  131. . И. Развитие личности учащихся вспомогательных школ : автореф. дисс. д-рапед. наук: 13.00.03 / Ж. И. Намазбаева. -М., 1986.
  132. Новые ценности образования: забота поддержка — консультирование. Вып. № 6 / Т. В. Анохина и др. — М.: ИННОВАТОР, 1996. — 196 с. 165. «Об образовании». Закон РФ от 10.06.1992 г. № 3266 / Вестник образования. — 1992.-№ п. -С. 2−60.
  133. JI. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы / JI. Ф. Обухова. М.: Тривола, 1996. — 360 с.
  134. Обучение в коррекционных классах: Пособие для учителя / под ред. Г. Ф. Кумариной. М.: Академия пед. наук, 1991. — 192 с.
  135. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) / под ред. Б. П. Пузанова. М.: Академия, 2003. — 272 с.
  136. Е. Р. Педагогические условия развития эмпатии у детей 5−7 лет / Е. Р. Овчаренко // Начальная школа плюс до и после. 2003. — № 10. — С. 11−15.
  137. Особый ребенок: исследования и опыт помощи. Проблемы интеграции и социализации. Вып. 3. М.: Центр лечеб. педагогики, 2000. — 172 с.
  138. Основы управления специальным образованием / под ред. Д. С. Шилова. М.: Academia, 2001.-335 с. 1760 специальных классах выравнивания для детей с ЗПР. Письмо Министерства образования РСФСР от 03.06.1988 г. № 10/13/66.
  139. Н. М. Записки чувашина о своем воспитании / Н. М. Охотников // Чувашские рассказы. М.: Советский писатель, 1961. — 308 с.
  140. М. А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры: практ. пособие для психологов, педагогов и родителей / М. А. Панфилова. — М.: ГНОМ иД, 2002.-160 с.
  141. О. В. Феномен сказки в коррекционно-развивающей деятельности учителя / О. В. Патеева // ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. Научно-информационный вестник докторантов, аспирантов, студентов. -2004. — № 2 (4). — С. 141—146.
  142. Педагогическое наследие: Я. А. Коменский, Д. Локк, И. Г. Песталоцци. — М.: Педагогика, 1988.-261 с.
  143. В. Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. -М.: Academia, 2002. 160 с.
  144. А. В. Введение в психологию / А. В. Петровский. — М., 1995.
  145. В. В. Чуваши: современные этнокультурные процессы / В. В. Пименов. М.: Наука, 1988. — 239 с.
  146. Л. Психология аномальных детей и подростков патопсихология / Л. Пожар.-М., 1996.
  147. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушениями зрения / под ред. Л. И. Плаксиной. М., 1995. •
  148. Психолого-медико-педагогическое сопровождение образования обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии: сб. науч.- метод, материалов / сост. Н. Й! Бурмистрова. Челябинск: Образование, 2002. — 101 с.
  149. Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т. А. Добровольская и др.- Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. М.: Academia, 2003. — 320 с.
  150. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: пособие для учителя-дефектолога / под ред. Л. М. Шипицыной. — М.: ВЛАДОС, 2003.-528 с.
  151. Ф. Л. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф. Л. Ратнер, А. Ю. Юсупова. — М.: ВЛАДОС, 2006.-175 с.
  152. Е. Г. «Солнечный зайчик» / Е. Г. Речицкая // Дети с проблемами в развитии. 2004. — № 1.- С. 51.
  153. В. Н. Ты и твои друзья. Учим детей общаться: метод, пособие для учителей нач. шк., психологов, воспитателей и родителей / В. Н. Романюта. — 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2004. — 62 с.
  154. С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — М., 1974.-227 с.
  155. Е. И. Педагогические условия личностно-ориентированного взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности: дис.. канд. пед. наук / Е. И. Русина. М., 2005. — 233 с.
  156. Русские писатели о чувашах / сост. Ф. Уяр, И. Мучи. — Чебоксары, 1946. — 400 с.
  157. . Ж. Избранное / Ж. — Ж. Руссо. — М.: Просвещение, 1976. — 189 с.
  158. А.А. О проблемах отношений в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 1990. — № 4. — С. 75−79.
  159. А. М. Педагогическое сопровождение развития индивидуальности ребенка / A.M. Саранов, К. Ю. Грачев // Калининград, 2002. С. 128−133.
  160. М. Как это делается в Питере / М. Сартан // Школ, психолог: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». 2000. — № 10, N 00−03. — С. 3−5.
  161. В. И. Современные приоритетные направления развития коррекционно-педагогической работы в дошкольном образовании / В. И. Селиверстов // Дошкольное воспитание. 1997. — № 12. — С. 2−6.
  162. Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. М.: АРКТИ, 2000.-208 с.
  163. В. И. Идеи Рачинского как основа создания гуманистических воспитательных систем в сельских школах / В. И. Семенов // Гуманистические воспитательные системы. М.: Педагогическое общество России, 1998. — С. 26−33.
  164. Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. М.: В ЛАД ОС, 2005.- 158 с.
  165. Ю. П. Системный анализ воспитания школьников / Ю. П. Сокольников. — М.: Педагогика, 1986. 136 с.
  166. Э. И. Этнопедагогика чувашской семьи / Э. И. Сокольникова. М.: МГОПУ, 1997. 384 с.
  167. О. В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: Методическое пособие / О. В. Солодянкина. М.: АРКТИ, 2006. — 88 с.
  168. Социальная защита детей-инвалидов и их родителей. Комментарии к законодательству, действующему на 01.07.99 г. — Владимир: Владимирская областная общественная организация «Ассоциация родителей детей-инвалидов «СВЕТ», 1999. 80 с.
  169. Специальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /
  170. B.И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.: под ред. В. И. Лубовского. М.: Academia, 2003. — 464 с.
  171. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др.: под ред. Н. М. Назаровой. 2-е изд., стереотип. — М.: Academia, 2002. — 400 с.
  172. Н. П. Педагогическое сопровождение процесса преодоления речевых затруднений в общении младших школьников: моногр. / Н. П. Спирина // Великий Новгород: НовГУ, 2003. 84 с.
  173. Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина. -М.: ТЦ Сфера, 2005. 160 с.
  174. В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. М.: Политиздат -1975.-272 с.
  175. В. И., Филимоненко Ю. И. Психодиагностика цветопредпочтением: Краткое руководство практическому психологу по использованию цветового теста М. Люшера / В. И. Тимофеев, Ю. И. Филимоненко. — Л.: Иматон, 1990.1. C. 25−26.
  176. В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. — 1998. — № 4. С. 3−8.
  177. В. В. Консультирование семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / В. В. Ткачева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2004. — № 2. — С. 81−86.
  178. Традиционные и инновационные технологии обучения в системе специального образования в условиях модернизации столичного образования. -М.: 2006.-382 с.
  179. Р. Д. Психологические особенности общения младших школьников с задержкой психического развития / Р. Д. Тригер // Дефектология. — 1989. — № 5.
  180. Н. М. Нравственное формирование личности младшего школьника в учебно-воспитательном процессе: автореф. дисс.. докт. пед. наук / Н. М.
  181. . М., 1992. — 31 с.
  182. М. Как научить школьников ненасильственному общению: практ. занятия / М. Углицкая, И. Карпова, А. Ягненкова // Сельская школа. 2005. — 3.- С. 88−99.
  183. Г. А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников / Г. А. Ускова. -М.: Академический проект, 2004. 144 с.
  184. Д. И. Психология развития личности в онтогенезе / Д. И. Фельдштейн. — М.: Педагогика, 1989.
  185. Г. Н. Состояние социума и воспитание / Г. Н. Филонов // Педагогика.- 1995. -№ 6. — С. 29−34.
  186. А. В. Формирование коммуникативных навыков у детей с детским аутизмом : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.03 / А. В. Хаустов. М., 2005.-22 с.
  187. Г. А., Романеева М. П. Кооперация со сверстниками как существенное условие обучения младших школьников / Г. А. Цукерман, М. П. Романеева // Вопросы психологии. — 1982. — № 1.
  188. Чувашские легенды и сказки / сост. Е. С. Сидорова. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1979.-222 с.
  189. Е. В., Чернухина Е. Е. Особенности познавательной деятельности и эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР. М: Книголюб, 2006. — 208 с.
  190. И. А. Специальная психология: учеб. пособие / И. А. Шаповал. М.: ТЦ Сфера, 2005. — 224 с.
  191. JI. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / JI. М. Шипицына. СПб.: Дидактика Плюс, 2002. — 496 с.
  192. JI. М. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья / JI. М. Шипицына // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2004. — № 2. — С. 7−9.
  193. JI. М. Интегрированное обучение: за и против / JI. М. Шипицына // Народное образование. 1998. -№ 6. — С. 154−156.
  194. JI. М. Социально-эмоциональные нарушения у школьников: причины, средства помощи / JI. М. Шипицына // Народное образование. 1998. -№ 9/10.
  195. JI. М., Мамайчук И. И. Детский церебральный паралич / JI. М. Шипицына, И. И. Мамайчук. СПб.: Дидактика Плюс, 2001. — 272 с.
  196. В. В., Шмидт В. Р. Диагностике коррекционная работа с младшими школьниками / В. В. Шмидт, В. Р. Шмидт. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 128 с.
  197. Е. А. Воспитание эмоциональной отзывчивости у младших школьников : дис.. канд. пед. наук: 13.00.06 / Е. А. Шовкомуд. — М., 1992. — 198 с.
  198. О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание / О. Шпек. М.: Academia, 2003. — 295 с.
  199. В. А. Педагогические условия воспитания милосердия у детей младшего школьного возраста : дис. .канд.пед.наук: 13.00.06 / В. А. Шутова. — Смоленск, 1999.-214 с.
  200. А. М. Воспитание ребенка с нарушениями развития / А. М. Щербакова. М.: Изд-во НЦ ЭНАС. — 2002. — 40 с.
  201. И. Н. Школьная коррекционно-развивающая служба: из опыта работы средней школы № 1071 г. Москвы / И. Н. Щербо. — М.: Новая шк., 1997. 56 с.
  202. У. Инвалидность и права человека / У. Эйгней // Особый ребенок: исследования и опыт помощи. Проблемы интеграции и социализации. М.: Центр лечеб. педагогики, 2000. — С. 22−26. (Вып. 3).
  203. Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д. Б. Эльконин // Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1994.
  204. Э. Детство и общество / Э. Эриксон. Обнинск: Принтер, 1993. — 56 с.
  205. В. В., Комарова О. Г. Семья ребенка с особыми нуждами / В. В. Юртайкин, О. Г. Комарова // Школа здоровья. 1996. — Т. 3. — № 1.
  206. С. М. Договор как стратегия педагогической поддержки ребенка / G.M. Юсфин,-Коваленко Е.Г. // Клас. рук. 2000. — № 3. — С. 117−122.
  207. И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. — М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  208. Е. А. Организационные основы компенсирующего обучения / Е. Ямбург // Народное образование. 1998. -№ 6. — С. 146−153.
  209. Bagnato S.J., Kontos S., Neisworth J. Integrated day care as special education: Profiles of programs and children // Topics in Early Childhood Special Education. — 1987.-№ 7(1).-P. 28−47.
  210. Baily D.B. Collaborative goal setting with families: Resolving differences in values and priorities for services // Topics in Early Childhood Special Education. -1987.-№ 7(2).-P. 59−71.
  211. Bierman K. L. Social Competence and Educational Environment Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.Looksmart.full text.Free.find.article on psychology.
  212. Children at risk. Aspects of education: Journal of Institute of education, the Univ. of Hull. 1994. -№ 50. — 162 p.
  213. Worley M., Werts M.G., Holcombe A. Current practices with young children who have disabilities: Issues of placement, assessment and instruction // Focus on Exceptional Children. 1994. — № 26 (6). — P. 1 — 12.157
Заполнить форму текущей работой