Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социализация подростков в условиях личностно-ориентированной системы образования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ряд ученых (А.С. Алексеева, В. К. Андриенко, И. А. Невский, Ю. В. Гербеев и др.) под социализацией понимают процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие адаптация. С помощью понятия «адаптация» социализация рассматривается как процесс вхождения… Читать ещё >

Социализация подростков в условиях личностно-ориентированной системы образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В России в настоящее время, в период социально-экономической нестабильности происходят серьезные изменения условий формирования личности. Личность — это сущность человека, самое главное в нем то, что отличает человеческий вид от всех других биологических видов. Человек становится личностью в процессе социализации, то есть в результате включения индивида в социальные отношения. В эпоху научно-технического прогресса она приобретает специфические черты: изменяются и усложняются критерии социальной зрелости, происходит усложнение самих институтов социализации, изменяются соотношения всех видов и форм воспитания. Все это самым непосредственным образом влияет на формирование личности.

Ряд ученых (А.С. Алексеева, В. К. Андриенко, И. А. Невский, Ю. В. Гербеев и др.) под социализацией понимают процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие адаптация. С помощью понятия «адаптация» социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и его приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам.

Этот процесс проходит как в результате воспитания, т. е. целенаправленного воздействия на личность, так и в результате самостоятельного осмысления действительности.

Наиболее остро и тяжело социализацию переживают именно подростки, недаром этот возраст называют трудным, что подчёркивает актуальность выбранной темы. Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности подростка, перестройки в организме вызывают непривычные ощущения и переживания, безотчётное беспокойство и дискомфорт, что создаёт значительное напряжение (Ф. Ариес, Б. Заззо, Г. Крайг, А. А. Реан, Ф. Райс, Ст. Холл и многие др.). Именно в этом возрасте начинается переход от мира детства к миру взрослых, к автономной морали, к моральному созреванию, происходит сопоставление и различение интересов общества и личности, усвоение социально приемлемых нравственных правил и собственной морали. Вместе с тем, это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, — это самопознание, самовыражение, самоутверждение и т. д.

Практически все, что происходит в жизни подростка, можно рассматривать как фактор социализации, обуславливающий усвоение тех или иных норм поведения. Оптимальное же осуществление социализации предполагает формирование такой ситуации, в которой обеспечиваются широкие возможности для осуществления развития разных уровней социального взросления, где для подростка открываются условия сочетания социальных позиций «Я в обществе», при самостоятельном поиске оптимальных путей утверждения его «самости». И поскольку учебная деятельность наиболее активно воздействует на интеллектуальное развитие ребёнка, его вхождение в мир общественных вещей, то функции по развитию отношений взаимодействия, в которых особенно активно развиваются другие компоненты социального созревания, должны выполняться в рамках воспитательной работы, программированной не ниже учебной. И в этом плане продуманное построение системы образования, обеспечивающее чередование процессов социализации-индивидуализации, создаёт условия для развития индивидуальности растущего человека через его социализацию 6; с. 67.

В то же время, эмпирические данные о развитии этих явлений в данном возрастном периоде довольно ограничены и фрагментарны. В нашей работе делается попытка хотя бы частично восполнить этот пробел.

Решению данной проблемы, как нам кажется, способствует переход от традиционной, знаниево-ориентированной к гуманистической, личностно-ориентированной парадигме образования (Е.В. Бондаревская, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.).

Сложность такого перехода объясняется как объективными причинами, связанными с особенностями развития современного образования, так и с субъективными, личностными, требующими кардинальной перестройки мышления каждого участника образовательного процесса.

В настоящее время проблема социализации подростков в условиях личностно-ориентированной системы образования стала в педагогике общепризнанной. Личность развивает себя сама, задача же школы — сделать это самотворчество прогрессивным, раскрыть перед подростком широкое поле возможных достижений, которое часто не открывается самим учащимся в силу ограниченного жизненного опыта, недостатка знаний о самом себе и окружающем мире и т. п. Необходимо создать такие условия в образовательной системе, которые бы способствовали активному творческому и практическому освоению подростками общечеловеческой культуры. Этот принцип имеет много аспектов, связанных как с мировоззренческой подготовкой подростков, так и с формированием, исходя из современной ситуации развития общества, наиболее приоритетных компонентов гуманитарной культуры личности: культуры жизненного самоопределения; экономической культуры и культуры труда; политической и правовой культуры; интеллектуальной, нравственной, экологической, художественной и физической культуры; культуры общения и семейных отношений.

В связи с этим личностно-ориентированная парадигма образования актуализирует задачу построения новых образовательных технологий, способных инициировать процесс социализации личности подростка, нацеленное на изменение мотивационного отношения личности к делу, к самой себе, к другим людям. Личностно-ориентированная система образования должна помочь подрастающему поколению усвоить и закрепить в себе качества, необходимые для успешного исполнения социальных ролей; разместиться в ролевой структуре взрослого общества; внедрить в сознание представление о целях и средствах, правилах и образцах деятельности, о пределах и формах проявления эмоций, допускаемых культурой.

Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека к обществу и в то же время — способность противостоять ему в тех жизненных коллизиях, которые препятствуют саморазвитию, самоопределению, самореализации. Задача педагогики — учитывая тенденции социализации, на каждом этапе развития общества, использовать ее позитивные и компенсировать негативные стороны в процессе воспитания.

Потребность в научном управлении целостным процессом формирования личности актуализирует проблему исследования среды как единства всех сфер ее жизнедеятельности. Любая педагогическая система является взаимосвязанной со средой, она испытывает влияние среды и оказывает на нее обратное влияние. Обеспечивая правильное взаимодействие целенаправленного воспитания и средовых влияний, педагогически разумно организуя окружающую среду, расширится фронт образовательных воздействий.

Эффективность и мера этого влияния во многом зависят от последовательной реализации педагогами принципа гуманистической направленности воспитания. Данный принцип предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений.

В изменившихся социально-экономических условиях данная проблема носит актуальный характер. В связи с этим наиболее перспективным представляется использование теоретических и практических знаний, накопленных в области педагогики, для оптимизации личностного развития подростков.

подросток социализация образование личностный ориентированный.

  • 1. Дядиченко Е. А. Уровневая дифференциация в личностно-ориентированном образовании (на материале обучения физике в вечерней школе) 13.00.01 дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук, 2004. — 243 с.
  • 2. Зеер Э. Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование / Э. Ф. Зеер. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. пед. ун-т, 1999. — 126 с.
  • 3. Казначеева О. Х. Самостоятельная работа как фактор социализации старшеклассника. 13.00.01 дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. — Майкоп, 2005.
  • 4. Котова И. Б. Социализация и воспитание / И. Б. Котова. — Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педуниверситета, 1997. — 144 с.
  • 5. Сластёнин В. А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластёнин. — 3-е изд. — М.: Школа-Пресс, 2000 — 512 с.
  • 6. Фельдштейн Д. И. Социализация и индивидуализация — содержание процесса социального взросления // Социальное развитие в пространстве-времени детства. — М., 1997. — 165 с.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой