Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Прожиточный минимум: экономический смысл, анализ значения этого показателя в современных условиях

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Согласно федеральному закону, существуют принципы, по которым следует определять прожиточный минимум населения страны. Он формируется из четкого коэффициента, в основе которого — конкретное перечисление всего, что входит в потребительскую корзину и сам размер этого коэффициента. При этом состав и размер потребительской корзины подвергается изменению и пересмотру минимум один раз за пятилетний… Читать ещё >

Прожиточный минимум: экономический смысл, анализ значения этого показателя в современных условиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

" РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Г. В. ПЛЕХАНОВА"

ФАКУЛЬТЕТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ КАФЕДРА Финансов и цен КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Финансы»

ТЕМА: «Прожиточный минимум: экономический смысл, анализ значения этого показателя в современных условиях»

Выполнила: студентка Рябова Анастасия Ренатовна Проверил: преподаватель, доктор экономических наук,

профессор, Калинкин Евгений Васильевич МОСКВА — 2015 год

  • Введение
  • 1. Величина благосостояния и качества жизни
  • 1.1 Понятие и значение прожиточного минимума
  • 1.2 Заработная плата как основной источник доходов населения
  • 1.3 Минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации
  • 1.4 Расчёт прожиточного минимума
  • 1.5 Уровень жизни населения
  • 1.6 Доходы населения: факторы динамики уровня жизни
  • 2. Проблемы уровня жизни в современной России
  • 2.1 Прожиточный уровень и качество жизни
  • 2.2 Новые методики и оценки уровня жизни населения в России (на примере города Москвы)
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложение

Актуальность темы

исследования обусловлена остротой социальных проблем в области уровня жизни населения современной России, связанной с чрезмерным доходно-имущественным расслоением общества, значительными масштабами бедности, государственными гарантиями в социальной защите граждан.

Социально-экономические преобразования в России с начала 90-х годов сопровождались такими явлениями как высокая инфляция, усиление дифференциации денежных доходов населения, рост безработицы, следствием которых явился процесс расслоения общества и вместе с тем обеднения значительной части населения. В этих условиях прожиточный минимум как социальный стандарт приобрел особую значимость в социальной политике.

Благоприятные тенденции в экономике появились примерно с середины 1999 г. что соответствующим образом отразилось на уровне жизни населения. Позитивная динамика основных показателей, характеризующих ситуацию в этой области, в частности, рост заработный платы, пенсий, численности занятых, сокращение безработицы, отмечалась и в последующие — 2000 и 2001 гг. В этот период наблюдается также тенденция превышения темпов роста денежных доходов населения над темпами роста прожиточного минимума.

Целью курсовой работы является выявление основных тенденций прожиточного минимума на базе анализа особенностей современного этапа, подготовка практических предложений.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие основные задачи:

проанализировать особенности прожиточного минимума на современном этапе;

прожиточный минимум минимальная заработная плата выявить основные тенденции прожиточного минимума на уровне России в целом, в разрезе федеральных округов и субъектов;

Предметом исследования являются процессы, происходящие с прожиточным минимумом, в условиях социально — экономических преобразований общества.

Объектом исследования выступает население страны в целом, в разрезе основных социально-демографических групп, отдельных регионов.

1. Величина благосостояния и качества жизни

1.1 Понятие и значение прожиточного минимума

Прожиточный минимум — это «стоимостная величина достаточного для обеспечения нормального функционирования организма человека, сохранения его здоровья, набора продуктов питания, а также минимального набора непродовольственных товаров и минимального набора услуг, необходимых для удовлетворения основных социальных и культурных потребностей лица» .

Прожиточный минимум — «минимальный уровень дохода, который считается необходимым для обеспечения определённого уровня жизни в определённой стране» .

Понятие прожиточного минимума установлено законодательно (в ст. 1 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ (ред. от 03.12.2012)" О прожиточном минимуме в Российской Федерации" .

Прожиточный минимум — стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина — необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания.

Размер прожиточного минимума варьируется в зависимости от местных условий проживания (экономического показателя региона, политической линии, национальных традиций, плотности населения, климата и т. п.).

Бюджет прожиточного минимума — это его стоимостный показатель, который включает в себя стоимостную оценку натурального набора, а также необходимые расходы на обязательные платежи (налоги, коммунальные расходы и др.). Бюджет прожиточного минимума рассчитывается как в среднем на душу населения, так и отдельно для трудоспособных граждан, пенсионеров, подростков и детей.

Обычно выделяют два вида прожиточного минимума: социальный и жизненный.

Жизненный прожиточный минимум основан на удовлетворении только главных физических потребностей и основных услуг. С методологической точки зрения он представляет собой стоимостное или материальное выражение материальных ценностей, соответствующих данному уровню.

Социальный минимум содержит затраты на минимальные духовные и социальные запросы, помимо минимальных норм удовлетворения физических потребностей. Он представляет собой стоимостное выражение совокупности материальных благ и услуг, предназначенных для сохранения приемлемого уровня жизни.

Прожиточный минимум в целом по РФ предназначается для:

· оценки уровня жизни населения РФ при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;

· обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;

· формирования федерального бюджета;

· других установленных федеральным законом целей.

Прожиточный минимум в субъектах РФ предназначается для:

· оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта РФ при разработке и реализации региональных социальных программ;

· оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам;

· формирования бюджетов субъектов РФ;

· других установленных федеральным законом целей.

Показатель прожиточного минимума носит социальный характер и применяется для оценки уровня жизни населения, а также является важным ориентиром при установлении минимального размера оплаты труда и минимального размера трудовой пенсии. Так, минимальный размер оплаты труда не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ч.1 ст. 133 Трудового кодекса РФ). Однако, норм предполагающих прямое применение величины «прожиточного минимума» работодателями нет ни в трудовом, ни в налоговом законодательстве.

Прожиточный минимум можно считать границей бедности. Семьи, имеющие душевой доход ниже прожиточного минимума, являются бедными и могут претендовать на получение адресной социальной помощи. Главное основание для предоставления социальной помощи — отсутствие средств в объеме прожиточного минимума.

В многоуровневой системе социальных гарантий, предоставляемых государством населению, прожиточный минимум стал своеобразным краеугольным камнем. Перефразируя известную поговорку, можно сформулировать актуальный посткризисный лозунг: «Скажи мне, какой у вас в стране прожиточный минимум, и я скажу, насколько сильна ваша экономика». Это критерий пресловутого «порога бедности» для любой страны.

Получается, чем выше в государстве численность населения, имеющего доходы выше прожиточного минимума, тем оно благополучнее в экономическом смысле. Но дело в том, что существует еще понятие так называемой «формальной бедности»: ведь если в семье уровень среднедушевого дохода превышает планку прожиточного минимума всего лишь, к примеру, на пятьдесят, семьдесят или сто рублей, ее уже официально считать малообеспеченной нельзя. Но, по большому счету, конечно, таких людей и к среднему классу причислять просто смешно.

Применительно к потребностям макроэкономики, прожиточный минимум необходим для того, чтобы квалифицированно сформировать расходную часть государственного или регионального бюджета. Величина прожиточного минимума в различных регионах Российской Федерации может существенно отличаться. Утвердить ее официально может только губернатор.

Международные стандарты предполагают, что величина прожиточного минимума не должна превышать минимального размера оплаты труда, иначе у человека не будет никакого стимула к работе. В России же этот баланс выдерживается далеко не всегда, особенно в тех случаях, если речь идет о таких отраслях, как сельское хозяйство, ЖКХ или культурно-просветительская деятельность.

Потребительские корзины развитых стран отличаются от российской более разнообразным наполнением: зачастую туда входят такие товары и услуги, которые у нас в стране, безусловно, были бы отнесены к категории роскоши. Например, в потребительской корзине США можно обнаружить столь необычные для среднестатистического жителя России продукты, как кленовый сироп или бобы лима. Британцам, живущим за чертой бедности, полагаются алкогольные напитки и табачные изделия. Наши же соотечественники твердо уверенными могут быть только в одном — в том, что им государство всегда гарантирует продуктовый набор из хлеба, молока, растительного масла и картошки. А остальное, как говорится, приложится.

Величина прожиточного минимума в США составляет семьсот долларов в месяц, что для большинства работающих россиян до сих пор считается достаточно завидным уровнем доходов.

А в Болгарии размер прожиточного минимума составляет всего шестьдесят долларов, но он не применяется при разработке мер социальной поддержки населения. Эксперты утверждают, что такое возможно лишь при условии посильного налогового бремени и определенной специфике государственного бюджета.

1.2 Заработная плата как основной источник доходов населения

Доходы населения представляют собой сумму денежных средств и материальных благ, полученных или произведённых домашними хозяйствами за определённый промежуток времени. Их роль в жизнедеятельности человека определяется тем, что уровень и структура потребления населения прямо зависит от размера дохода.

Доходы отдельного домохозяйства, как правило, подразделяют на четыре группы:

1) доход, получаемый в виде оплаты за труд, принимающий форму заработной платы;

2) предпринимательский доход;

3) трансфертные платежи: пенсия по возрасту, стипендия, дополнительные пособия (сверх заработной платы), пособие по безработице, пособия на детей и т. д.;

4) доходы, получаемые от занятости в неформальном секторе экономики.

Доходы населения могут существовать в двух формах — денежной и натуральной. В натуральной форме могут производиться некоторые выплаты из социальных фондов, сюда относятся также продукты, произведенные в личных подсобных хозяйствах, и услуги, оказываемые членами семьи в домашнем хозяйстве.

Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты от продажи продукции сельского хозяйства, а также страховые возмещения, ссуды, доходы от продажи иностранной валюты и другие.

Соотношение между денежными и натуральными доходами периодически меняется, но всё-таки, более распространённой формой доходов является денежная форма.

У бедных слоёв населения всегда высока доля натуральных доходов. В период ухудшения экономической обстановки в стране удельный вес натуральных доходов повышается.

Важное значение для характеристики благосостояния населения имеют совокупные доходы всего населения, семьи, отдельного человека. Рост совокупных доходов при неизменных ценах и налогах свидетельствует о повышении возможностей населения для удовлетворения своих потребностей.

Совокупными доходами называется весь объём жизненных средств, который поступает в распоряжение населения, включая бесплатные и льготные услуги из общественных фондов потребления. Частью совокупных доходов являются мобильные доходы, которые составляют совокупные доходы без учёта услуг из общественных фондов потребления. Доходы бывают номинальными, располагаемыми и реальными.

Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен.

Номинальные денежные доходы рассчитываются в ценах текущего периода. Они не определяют количества материальных благ и услуг, доступных населению при сложившемся уровне доходов. К ним относятся оплата труда всех категорий населения, доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, поступления от продажи сельскохозяйственных продуктов, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты, страховые возмещения, кредиты и ссуды, доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов, доходы населения от продажи иностранной валюты; сальдо (деньги, полученные по переводам) и пр.

Располагаемые доходы — это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т. е. средства, используемые населением на потребление и сбережения. Располагаемые доходы домашних хозяйств являются суммой текущих доходов, используемых домашними хозяйствами для финансирования конечного потребления товаров и услуг. Это показатель объема экономических ресурсов, поступающих в распоряжение населения для удовлетворения потребностей граждан (максимальная сумма, которая может быть израсходована населением на потребление при условии, что за данный период население не привлекает накопленные финансовые и нефинансовые активы, не увеличивает обязательств по финансовой части). Располагаемый денежный доход определяется путем вычета из номинальных денежных доходов обязательных платежей и взносов.

При наличии инфляции рост денежных доходов не всегда может свидетельствовать об улучшении уровня жизни населения, поскольку фактор изменения цен влияет на покупательную способность денег. С помощью корректировки на индекс потребительских цен располагаемые денежные доходы за исследуемый период рассчитываются в реальном выражении.

Реальные доходы характеризуют номинальные доходы с учётом изменения розничных цен и тарифов, представляют собой реальную покупательную способность номинальных доходов.

Показатель реального денежного дохода населения рассчитывается путем деления располагаемого денежного дохода на индекс потребительских цен.

Заработная плата, или ставка заработной платы, — это цена, выплачиваемая за использование труда.

Необходимо различать денежную, или номинальную, и реальную заработную плату.

Номинальная заработная плата — это сумма денег, полученная работником за определённый промежуток времени (час, день, неделю и т. д.).

Располагаемая заработная плата — это сумма оплаты труда за вычетом подоходного налога и обязательных отчислений в Пенсионный фонд.

Реальная заработная плата — это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную заработную плату; реальная заработная плата — это покупательная способность номинальной заработной платы.

Очевидно, что реальная заработная плата зависит от номинальной заработной платы и цен на приобретаемые товары и услуги. Изменение реальной заработной платы в процентном отношении можно определить путем вычитания процентного изменения в уровне цен из процентного изменения в номинальной заработной плате.

Заработная плата выполняет несколько функций, самые главные из них — воспроизводственная, стимулирующая, статусная, регулирующая, производственно-долевая.

Воспроизводственная функция состоит в определении такого абсолютного размера заработной платы, который позволяет осуществить нормальное воспроизводство рабочей силы. Поэтому эта функция выполняет определяющую роль по отношению к другим. В случае, когда заработная плата по основному месту работы не обеспечивает работнику и его семье нормальное воспроизводство, возникает проблема дополнительных заработков. А они не всегда вызывают позитивные последствия. Дополнительная работа приводит к истощению трудового потенциала, снижению профессионализма, ухудшению трудовой и производственной дисциплины.

Статусная функция заработной платы предполагает соответствие статуса, определяемого размером заработной платы, трудовому статусу работника. Трудовой статус — это место работника по отношению к другим работникам. Поэтому размер вознаграждения за труд является одним из главных показателей этого статуса, а его соответствие с трудовыми усилиями работника позволяет судить о справедливости размера его заработной платы. Статусная функция важна, прежде всего, для самих работников с точки зрения их притязаний на заработную плату и для своей реализации требует материальной базы.

Стимулирующая функция заработной платы предполагает побуждение работника к трудовой активности, к максимальной отдаче, повышению эффективности труда. Этой цели служит установление размера вознаграждения за труд в зависимости от достигнутых работником результатов. Если же заработная плата не будет зависеть от личных усилий работника, то это приведёт к ослаблению стимулирующей функции и, следовательно, к снижению инициативы и трудовой активности. Реализация этой функции осуществляется руководством фирмы посредством различных систем оплаты труда.

Регулирующая функция заработной платы воздействует на соотношение спроса и предложения рабочей силы, на формирование персонала и степень его занятости. Эта функция выступает балансом между работниками и работодателем. Основа реализации функции — дифференциация в оплате труда по группам работников.

Производственно-долевая функция заработной платы определяет меру участия живого труда в образовании цены товара, его долю в совокупных издержках производства и издержках на рабочую силу. Эта доля позволяет установить величину стоимости рабочей силы, её конкурентоспособность на рынке труда. Эта функция важна не только для работодателя, но и для работника. Некоторые системы бестарифной оплаты труда и другие предполагают тесную связь заработной платы и фонда оплаты труда, личного вклада работника.

Основными источниками безденежных доходов населения являются общественные фонды потребления и личные подсобные хозяйства.

Общественные фонды потребления представляют собой разновидность коллективной формы потребления и образуют материальную базу для функционирования сферы бесплатного обслуживания населения. За счёт таких фондов содержатся больницы, поликлиники, школы, колледжи, вузы, детские сады ясли, учреждения культуры. За счёт бесплатного представления этих услуг обеспечивается более высокий уровень потребления для всех слоёв населения.

Общественные фонды потребления отличаются от распределения доходов через оплату труда и собственность тем, что получаемые блага не переходят в личную собственность, не образуют дохода в прямом смысле этого слова для каждого человека. Эти блага остаются объектами общественной собственности, используются совместно, увеличивают размеры совокупного дохода на душу населения.

В средствах фондов денежные выплаты составляют половину общей суммы фондов потребления, а немного меньше половины этих выплат составляют расходы на предоставление населению на бесплатных или льготных условиях услуг по воспитанию и образованию подрастающего поколения, профессиональной подготовке, охране здоровья. Аналогичные виды услуг предоставляются за счёт местного бюджета для учреждений здравоохранения, просвещения, культуры.

Разнообразие безденежных вариантов доходов зависит от экономических возможностей регионов. Самыми распространёнными из них — бесплатный проезд для пенсионеров и других групп населения, льготы на коммунальные услуги, дотации на питание. В фирмах предоставляются льготы на содержание детей в детских садах, оздоровительных лагерях, на проезд в общественном транспорте.

Неформальный сектор экономики оказывает заметное влияние на социально-экономическую ситуацию в целом, уровень жизни населения, состояние рынка труда. Неформальный сектор — это фактически самостоятельный сегмент рынка труда со значительным числом занятых, определёнными сферами деятельности.

В формировании рационального поведения людей очень важно правильное соблюдение соотношений между видами дохода. Если трансфертные выплаты играют значительную роль в формировании доходов населения, то это снижает его активность, порождает психологию иждивенчества. Увеличение доли трудовых доходов — стимул к активной, предприимчивой жизнедеятельности индивида. Поможет в таком стимулировании и налоговая политика, если она придерживается правила, что ставки налогов на трудовые доходы должны быть меньше, чем ставки налогов на доходы от капитала.

1.3 Минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации

Минимальный размер оплаты труда, применяемый для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования

Срок, с которого установлен минимальный размер оплаты труда

Сумма минимального размера оплаты труда (руб., в месяц)

Нормативный акт, установивший минимальный размер оплаты труда

с 1 января 2015 г.

ст. 1 Федерального закона от 01.12.2014 N 408-ФЗ

с 1 января 2014 г.

ст. 1 Федерального закона от 02.12.2013 N 336-ФЗ

с 1 января 2013 г.

ст. 1 Федерального закона от 03.12.2012 N 232-ФЗ

с 1 июня 2011 г.

ст. 1 Федерального закона от 01.06.2011 N 106-ФЗ

с 1 января 2009 г.

ст. 1 Федерального закона от 24.06.2008 N 91-ФЗ

с 1 сентября 2007 г.

ст. 1 Федерального закона от 20.04.2007 N 54-ФЗ

с 1 мая 2006 г.

ст. 1 Федерального закона от 29.12.2004 N 198-ФЗ

с 1 сентября 2005 г.

ст. 1 Федерального закона от 29.12.2004 N 198-ФЗ

с 1 января 2005 г.

ст. 1 Федерального закона от 29.12.2004 N 198-ФЗ

с 1 октября 2003 г.

ст. 1 Федерального закона от 01.10.2003 N 127-ФЗ

с 1 мая 2002 г.

ст. 1 Федерального закона от 29.04.2002 N 42-ФЗ

с 1 июля 2001 г.

ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ

с 1 января 2001 г.

ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ

с 1 июля 2000 г.

ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ

Статистические данные по уровню среднего заработка за 2014 год

Результаты статистических опросов по средним заработкам за последний год не намного лучше прошлогодних. Самая высокая средняя зарплата в России в 2014 году зафиксирована в Москве, Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском, Ненецком, также в Чукотском автономном округе, на Камчатке и в Якутии.

К сожалению, разница между величиной среднего заработка вышеуказанных регионов и большинства остальных регионов Российской Федерации с каждым годом возрастает. Отличаются неплохими показателями регионы, в которых развита нефтегазовая промышленность. Средние зарплаты по России в сравнении с предыдущим годом незначительно возросли. При этом соотношение между уровнем заработка в разных областях остается без изменений.

По статистическим данным, в большинстве других регионов нашей страны ситуация критична. Самая низкая средняя зарплата по России в 2013 году (15.70 тыс. руб.) отмечена в Северо-Кавказском федеральном округе. Немногим лучше показатели в Алтайском крае и Южном федеральном округе. Относительной стабильностью отличаются показатели в областях Центрального и Северо-Западного федерального округа. Так, в Ярославской и Белгородской области, уровень среднего заработка держится на отметке 20 тыс. руб. В Московской области — 30.30 тыс. руб., а в Мурманской области и г. Санкт-Петербург — 35.70 и 33.50 тыс. руб. соответственно.

Статистические данные по уровню среднего заработка за 2014 год

Результаты статистических опросов по средним заработкам за последний год не намного лучше прошлогодних. Самая высокая средняя зарплата в России в 2014 году зафиксирована в Москве, Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском, Ненецком, также в Чукотском автономном округе, на Камчатке и в Якутии.

К сожалению, разница между величиной среднего заработка вышеуказанных регионов и большинства остальных регионов Российской Федерации с каждым годом возрастает. Отличаются неплохими показателями регионы, в которых развита нефтегазовая промышленность. Средние зарплаты по России в сравнении с предыдущим годом незначительно возросли. При этом соотношение между уровнем заработка в разных областях остается без изменений.

По статистическим данным, в большинстве других регионов нашей страны ситуация критична. Самая низкая средняя зарплата по России в 2013 году (15.70 тыс. руб.) отмечена в Северо-Кавказском федеральном округе. Немногим лучше показатели в Алтайском крае и Южном федеральном округе. Относительной стабильностью отличаются показатели в областях Центрального и Северо-Западного федерального округа. Так, в Ярославской и Белгородской области, уровень среднего заработка держится на отметке 20 тыс. руб. В Московской области — 30.30 тыс. руб., а в Мурманской области и г. Санкт-Петербург — 35.70 и 33.50 тыс. руб. соответственно.

Субъекты РФ

Средняя зарплата 2014 — 2015 в целом по экономике ежеквартально в руб.

1 квартал

2 квартал

3 квартал

4 квартал

В целом по стране

30 057

32 963

;

Центральный федеральный округ

33 856

33 856

Белгородская область

20 286.40

20 286.40

Брянская область

17 023.60

17 023.60

Владимирская область

18 805.80

18 805.80

Воронежская область

19 825.40

19 825.40

Ивановская область

17 124.90

17 124.90

Калужская область

23 781.80

23 781.80

Костромская область

17 579.20

17 579.20

Курская область

18 710.50

18 710.50

Липецкая область

19 306.60

19 306.60

Московская область

32 986.20

32 986.20

Орловская область

17 205.20

17 205.20

Рязанская область

19 989.80

19 989.80

Смоленская область

18 068.20

18 068.20

Тамбовская область

16 957.80

16 957.80

Тверская область

20 534.90

20 534.90

Тульская область

20 929.60

20 929.60

Ярославская область

20 900.30

20 900.30

Москва

53 953.20

53 953.20

1.4 Расчёт прожиточного минимума

Такое понятие, как прожиточный минимум, включает в себя потребительскую корзину, в которую входит тот минимальный пакет из продовольствия и товаров первой необходимости, который обеспечивает нормальные потребности человеческой жизнедеятельности. Прожиточный минимум должен обеспечивать нормальные условия жизни, в том числе, человеческую физиологию и здоровье. Правда, в современном правовом государстве при учете такого показателя, как прожиточный минимум, приходится брать во внимание и обязательные государственные сборы и налоги.

Величина прожиточного минимума в России регулируется соответствующим Федеральным законом, который регламентирует также и критерии, согласно которым определяется, каким конкретно должен быть прожиточный минимум на определенный отрезок времени, определяет методику расчета того, каким должен быть прожиточный минимум на человека.

Согласно четкому регламенту, не оставляющему места для двояких толкований, конкретный размер, величина прожиточного минимума на конкретный период (за принцип расчета взят ежеквартальный отсчет) определяется на уровне Правительства страны. Все необходимые данные для Правительства предоставляет департамент доходов населения, который входит в Министерство труда Российской Федерации.

В региональном масштабе величина прожиточного минимума «на местах» определяется законодателями регионального уровня: выборные, представительные органы территориальных образований, входящих в Российскую Федерацию. Данные учреждения определяют этот жизненно важный для планирования экономики страны показатель, учитывая особенности и состояние экономики региона, а также социальное положение населения, проживающего на территории конкретного субъекта РФ. Принцип, по которому в различных регионах, краях и областях России определяется прожиточный минимум, не имеет единого алгоритма. Центр обязывает региональных законодателей лишь проводить структуризацию по демографической составляющей населения как субъекта государства. То есть, величина прожиточного минимума должна быть определена с разбивкой по категориям населения по следующим социальным признакам: трудоспособные граждане, пенсионеры, дети и средний показатель. Известно, что прожиточный минимум определяется в среднем на душу всего населения регионального образования, без учета социально — демографической составляющей.

Табл. 1 «Прожиточный минимум населения»

год-квартал

Прожиточный минимум на душу населения

Для трудоспособного населения

Для пенсионеров

Для детей

Основание

2012;IV

Постановление N227 от 18,03, 2013

2013;I

Постановление N545 от 27,06, 2013

2013;II

Постановление N958 от 25,10, 2013

2013;III

Постановление N1173 от 17,12, 2013

2014;I

Постановление Правительства РФ от 26.06.2014N586

2014;II

Постановление Правительства РФ от 06.09.2014 N 905

2014;III

Постановление Правительства РФ от 05.1 202 014 N1321

Согласно федеральному закону, существуют принципы, по которым следует определять прожиточный минимум населения страны. Он формируется из четкого коэффициента, в основе которого — конкретное перечисление всего, что входит в потребительскую корзину и сам размер этого коэффициента. При этом состав и размер потребительской корзины подвергается изменению и пересмотру минимум один раз за пятилетний период. Например, прожиточный минимум в России в 2013 году, в целом, определяется правительством ежеквартально. И для второго квартала текущего года такой показатель, как минимальный прожиточный минимум на 2013, для всех групп населения в целом определен в 7372 рубля ежемесячно. А такой показатель, как усредненный по всем социально — демографическим группам прожиточный минимум в 2013 году, по стране будет четко определен по истечении четвертого квартала текущего года.

Следует отметить, что прожиточный минимум в России при разбивке по регионам может сильно отличаться друг от друга. В Москве, например, прожиточный минимум за третий квартал текущего года составил более 10 000 рублей в месяц.

Табл. 2 «Сравнение доходов населения в Москве и Санкт-Петербурге»

Регион

год-квартал

на душу населения

Трудосп. население

Пенсионеры

Дети

Москва

2012;IV

2013;I

2013;II

2013;III

2013;IV

2014;I

2014;II

2014;III

Санкт-Петербург

2012;IV

6612,90

2013;I

6774,60

7535,10

5243,90

5941,80

2013;II

6892,60

7668,50

5329,90

6045, 20

2013;III

6951,3

7736,7

5369,3

6093,6

2013;IV

7072,5

7874,4

5455,7

6199,6

2014;I

7694,4

8449,6

6110,4

7411,1

2014;II

7913,1

8697.2

6270,5

7614,2

2014;III

6310.3

7669,8

Краснодарский край

2012;IV

2013;I

2013;II

2013;III

2013;IV

2014;I

2014;II

Приморский край

2012;IV

2013;I

2013;II

2013;III

2013;IV

2014;I

2014II

2014;IV

Воронежская область

2012;IV

2013;I

2013;II

2013;III

2013;IV

2014;II

2014;III

Московская область

2012;III

2012;IV

2013;I

2013;II

2013;III

2013;IV

2014;II

2014;III

Проведенное исследование уровня и динамики прожиточного минимума в разрезе федеральных округов показало: для федеральных округов характерна значительная дифференциация по величине прожиточного минимума. Прожиточный минимум полярных по этому показателю федеральных округов различается более чем в 1,6 раз;

характер изменений прожиточных минимумов федеральных округов в основном совпадает, хотя и в количественном выражении эти изменения различаются;

среди федеральных округов наметился процесс усиления поляризации;

федеральные округа с невысоким уровнем прожиточного минимума характеризуются невысокой дифференциацией субъектов по этому показателю, в то время как высокая дифференциация — явление, характерное для субъектов дорогих федеральных округов;

федеральный округ с низким прожиточным минимумом более точно представляет свои субъекты, в то время как дорогой федеральный округа с меньшей точностью представляет входящие в него субъекты;

имеет место процесс усиления поляризации субъектов в ряде федеральных округов — Южном, Северо-Западном, Центральном и Дальневосточном.

Сравнительный анализ структур прожиточного минимума и их изменений в разрезе федеральных округов показал следующее:

наиболее высокая доля затрат во всех федеральных округах относится к продуктам питания, превышающая сумму долей непродовольственных товаров и услуг;

структура потребительской корзины характеризуется повышением плотности своих компонентов в разных частях интервалов их значений: по долям продуктов питания — у верхней границы, непродовольственных товаров — в центральной части, услуг — у нижней границы;

в структуре потребительской корзины доля услуг в большинстве федеральных округов сближается с долей непродовольственных товаров, исключением являются дорогие федеральные округа, где картина обратная, то есть идет процесс увеличения разрыва между ними.

Исследование прожиточного минимума в разрезе субъектов Российской Федерации позволило сделать следующие обобщения:

анализ «лучших» и «худших» десяток среди субъектов Российской Федерации по уровню прожиточного минимума позволяет говорить о формировании относительно устойчивых своеобразных полюсов среди субъектов;

среди субъектов наметилось усиление поляризации, происходящей на фоне смещения уровней прожиточного минимума в сторону их удорожания;

использование для качественно-количественной характеристики изменений прожиточного минимума специальных коэффициентов асимметрии показывает усиление правосторонней скошенности и снижения крутости в распределении вариационного ряда, где вариационным признаком является прожиточный минимум.

1.5 Уровень жизни населения

Уровень жизни (уровень благосостояния) — уровень материального благополучия, характеризующийся объемом реальных доходов на душу населения и соответствующим объемом потребления.

Личные доходы (денежные средства) используются для оплаты расходов. Доходы зависят от того, какими факторами производства владеет человек. Если это трудовые ресурсы, то за свой труд он получает заработную плату, если капитал, то за его вложение собственник капитала получает часть прибыли (дивиденды, проценты), если природные ресурсы (например, земля), то доход собственника составляет рента. Доходы обеспечивают текущее потребление, а также откладываются в качестве сбережений. При этом анализ структуры расходов служит источником чрезвычайно важных данных для оценки состояния дел в экономике любой страны.

Еще в XIX веке прусский статистик Эрнст Энгель обнаружил закономерность: с ростом личных доходов удельный вес расходов на питание снижается, доля расходов на одежду, жилище и коммунальные услуги меняется незначительно, а доля расходов на удовлетворение культурных и иных нематериальных нужд заметно возрастает. Эта зависимость получила название «закона Энгеля» .

Различные жизненные блага обладают неодинаковой ценностью, вследствие чего потребности людей существенно дифференцируются по своим масштабам. Быстрее всего человечество достигает удовлетворения своих потребностей в продовольствии, в результате при росте доходов доля затрат на питание начинает снижаться первой. Затем наступает очередь затрат на одежду и обувь, хотя здесь процесс «насыщения» идет медленнее из-за постоянно меняющейся моды.

Значительно труднее удовлетворить запросы в жилье. Чем в стране ниже затраты на питание и одежду, тем выше доля затрат на оплату жилья, что объясняется повышенным качеством жилья и высокой степенью обеспеченности им. Жилье является «товаром престижного спроса», поэтому люди стремятся приобрести комфортабельные дома и квартиры не только ради удобства, но и общественного положения. Энгель утверждал (и сегодня это общепризнанно), что если личное потребление во всех странах развивается по сходной модели, то анализ структуры семейных расходов позволяет сравнивать уровень благосостояния различных групп населения как в одной, отдельно взятой стране (принимая в качестве критерия долю расходов семьи на питание), так и в разных государствах.

При изучении вопроса об уровне жизни основной проблемой является проблема неравенства благосостояния, а также порождаемого ею социального напряжения в обществе. Разрыв в уровне жизни зависит от различной ценности принадлежащих людям факторов производства и эффективности их использования. Работник фирмы, производящей дефицитный и высококачественный товар, может иметь более высокий заработок, чем его коллега той же квалификации, работающий в фирме, товары которой продаются с трудом. Доходы также зависят от объема факторов производства. Совершенно очевидно, владелец двух нефтяных скважин получает при прочих равных условиях больший доход, чем владелец одной скважины.

Неравенство доходов может достигать огромных масштабов и создавать угрозу для политической и экономической стабильности в стране, поэтому практически все развитые страны мира вынуждены постоянно сокращать разрыв в доходах различных групп населения. Но разработка такого рода мер возможна лишь при умении точно определять степень дифференциации доходов и богатства и воздействовать на нее с помощью государственной политики.

Одним из методов, используемых для оценки масштабов доходов различных групп населения, является построение «кривой Лоренца», которая позволяет определить, насколько реальное распределение доходов населения отличается от абсолютных равенства и неравенства. При полном равенстве в распределении доходов «кривая Лоренца» представляла бы собой прямую и, наоборот, кривизна усиливается по мере роста неравенства.

Рисунок 1 " Кривая Лоренса"

Кривая Лоренца — кривая, которая показывает, какую часть совокупного денежного дохода страны получает каждая доля низкодоходных и высокодоходных семей, то есть отражает в процентах распределение дохода между семьями с разным достатком. Получила своё название по имени автора — американского экономиста Макса Отто Лоренца.

Кривая Лоренца наглядно показывает, насколько фактическое распределение доходов между разными семьями отличается от равномерного распределения.

По оси Х отмечается в процентах количество семей, получающих определённую долю денежного дохода страны, по оси Y — доход в процентах. Прямая которая отражает зависимость 25% -25%, 50% -50% и т. д. до 100% -100% показывает абсолютное равенство. Оттягивающаяся тетива — показатель неравенства. Чем ближе тетива придвигается к оси X, тем ниже стимул населения к труду.

В соответствии с современной экономической теорией нежелательно как абсолютное равенство в распределении доходов, так и резкий разрыв в уровне жизни различных групп населения. Абсолютное равенство в доходах не стимулирует производительный труд, поэтому определенное неравенство доходов является крайне важным средством поощрения трудовой активности людей.

Но если же на долю 40% населения приходится менее 12−13% общей суммы доходов страны, то такой перекос вызывает резкое недовольство малоимущих граждан и может быть чреват социально-экономическими и политическими потрясениями. Основными инструментами, с помощью которых государство регулирует различия в доходах разных социальных групп, являются прогрессивное налогообложение, налоги на имущество и наследство, а также система социальных выплат.

1.6 Доходы населения: факторы динамики уровня жизни

На уровень жизни в той или иной степени может влиять и демографическая ситуация, и жилищно-бытовые и производственные условия, объем и качество потребительских товаров, но все наиболее значимые факторы можно объединить в следующие группы: ѕ политические факторы; ѕ экономические факторы; ѕ социальные факторы; ѕ научно-технический прогресс,ѕ экологические факторы и другие показатели позволяют лишь оценить уже сложившуюся ситуацию, выявить тенденции прошлого, перенести их на будущее, но они не позволят точно спрогнозировать динамику уровня жизни. Сделать это можно только при детальном анализе условий (факторов), которые влияют и даже определяют возможные изменения в уровне жизни населения страны.

Наиболее существенными факторами, которые могут кардинально влиять на изменение уровня жизни населения, являются политические факторы. Они включают характер общественного (государственного) строя, устойчивость института права и соблюдение прав человека, соотношение различных ветвей власти, наличие оппозиции, различных партий и так далее. Именно политическая власть, которая способствует подъему экономики и развитию предпринимательства, создает необходимые стартовые условия для повышения уровня жизни в стране. Очевиден тот факт, что политика и экономика страны тесно взаимосвязаны. Они способны поддерживать, корректировать либо ''мешать'' друг другу.

Переход России к рыночным отношениям, развитие предпринимательства, отказ от планирования прежде всего отразились на реальных доходах большинства населения страны. Далеко не все смогли сориентироваться в быстро меняющихся условиях и заняться частным предпринимательством, что привело к скоплению денежных сбережений семей в руках незначительного меньшинства. Наиболее подготовленными к новому курсу, к процессу приватизации представители партийной номенклатуры и лидеры ''теневой экономики''. Более того, в период перестройки в перераспределение пошла и значительная часть необходимого продукта, то есть реальная оплата труда, пенсии, сбережения в сберкассах. В результате чего было коренным образом подорвано доверие к новому строю и к политической власти, осуществляющей курс на рыночную экономику. Для завоевания этого доверия необходимы реальные меры в области национальной трудовой политики, которые охватывали бы различные компоненты уровня жизни, а именно занятость, условия и оплата труда, социальные гарантии, и повышение роли государства в регулировании трудовых отношений. Сильное влияние на уровень жизни населения оказывают экономические факторы, куда относятся наличие экономического потенциала в стране, возможности для его реализации, величина национального.

Об уровне жизни в стране можно судить и по соотношению обеспеченных и бедных слоев населения. В мировой практике различают две основные формы бедности: абсолютная — при отсутствии дохода, необходимого для обеспечения минимальных жизненных потребностей личности или семьи, и относительная — когда доход не превышает 40−60% среднего дохода по стране.

Межстрановое сопоставление бедности носит условный характер в силу неодинаковой базы (минимального прожиточного уровня), положенной в основу для расчета порога бедности. В России доля населения, проживающего за чертой бедности, за последнее десятилетие сильно увеличилась. Минимальные жизненные потребности россиян оцениваются в настоящее время по набору товаров и услуг, включенных в прожиточный минимум. Продовольственный набор для расчета прожиточного минимума разрабатывается специалистами Института питания Академии медицинских наук России.

Структура бюджета прожиточного минимума включает в себя, помимо расходов на питание, расходы на непродовольственные товары, услуги, налоги и другие обязательные платежи. Наиболее отстающим компонентом уровня жизни, особенно в сопоставлении с развитыми странами, являются в Российской Федерации все виды услуг населению. В развитых странах платные услуги занимают в потребительском бюджете населения, как правило, большее место, чем питание. Эти услуги, во-первых, не сопоставимы с российскими по составу, во-вторых, весомо различие качества этих услуг, соответственно и цены на них.

Важной составной частью экономического потенциала является национальное богатство, которое представляет собой совокупность материальных ресурсов, накопленных продуктов прошлого труда и учтенных и вовлеченных в экономический оборот природных ресурсов, которыми обладает общество. Остающаяся за вычетом потребленных в процессе производства средств труда и материальных затрат часть совокупного общественного продукта является национальным доходом, рост которого позволяет государству повышать минимальный размер оплаты труда и пенсии, размеры социальных пособий, осуществлять различные социальные программы.

Уровень и динамика производительности труда также является важным фактором роста ВВП и национального дохода, а значит, и уровень жизни изменяется в зависимости от динамики производительности труда. В свою очередь производительность труда зависит от развития НТП, совершенствования организации труда, производства и управления, социально-экономических факторов.

Развитие социальной сферы (науки, образования, здравоохранения, культуры) обуславливает удовлетворение социальных потребностей населения, способствует развитию интеллекта нации, влияет на экономическое здоровье общества. В мировой практике уровень и динамика здоровья населения ставятся на первое место среди компонентов уровня жизни, поскольку рассматривается как базисная потребность человека и главное условие его деятельности. Основными измерителями здоровья общеприняты показатели средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении и коэффициент смертности. Кризис последних лет привел к все большему сокращению продолжительности жизни россиян, а смертность все больше возрастала. Динамика смертности в значительной мере определяется ослаблением здоровья, ухудшением здравоохранения и питания людей. Характеризуя условия здравоохранения, необходимо иметь ввиду как его результаты, так и используемые средства, а именно, не только число больничных коек, но и все медицинское оборудование — все основные фонды здравоохранения, и не только численность врачей, но и всего медицинского персонала, включая средний и младший. Обобщающим индикатором уровня культуры в мировом сообществе принято считать среднее число лет обучения населения (в возрасте 25 лет и старше). За последние 20 лет этот показатель в Российской Федерации поднялся в 1,5 раза.

С начала 90-х годов из-за недостатка финансовых и материально-технических ресурсов в РФ наблюдается процесс известной деградации культуры: сократилась численность студентов, многие ВУЗы переводят обучение на коммерческую основу, уменьшилась издательская деятельность, закрылись многие библиотеки, дома культуры, снизилась посещаемость театров, кинотеатров, музеев. Относительно ниже стал цениться умственный труд. В настоящее время гораздо меньше средств тратиться на развитие науки, что также отрицательно сказывается на положении страны. Для преодоления этих негативных факторов необходимо дополнительное финансирование этих отраслей, что затруднено в сегодняшних условиях России, но очень важно для дальнейшего развития и благополучия страны.

Кроме рассмотренных выше факторов, определяющих уровень жизни, относятся: ѕ условия труда, ѕ условия отдыха, ѕ социальное обеспечение, ѕ социально-бытовая обстановка (в том числе экологические условия, уровень преступности и тому подобное), ѕ личные сбережения. Как показывает опыт, какие-либо количественные оценки по каждому из этих факторов и по ним в целом практически невозможны. Эти условия жизни находятся в прямой зависимости от наличных в стране общих ресурсов для потребления и накопления, наиболее полно измеряемых ВВП.

2. Проблемы уровня жизни в современной России

2.1 Прожиточный уровень и качество жизни

80% смертей от инфарктов и инсультов приходится на страны с низким и средним уровнем дохода. Всемирная организация здравоохранения напрямую связывает распространенность болезней этой группы с уровнем жизни и эмоциональным ее фоном.

По данным недавнего исследования Государственного комитета Российской Федерации по статистике, средний житель России зарабатывает около 200 евро в месяц. Удручающе выглядит на этом фоне статистика по провинциям: в некоторых регионах показатель средней зарплаты составляет менее 100 евро.

Наряду с появлением класса олигархов в России постепенно начала формироваться и тонкая прослойка среднего класса. Эти люди, как правило, являются постоянными клиентами повсеместно открывающихся ресторанов McDonald’s, супермаркетов и крупных торговых центров. Жилищное строительство и экспансия торговых сетей в регионы являются доказательством роста покупательной способности.

Однако покупательная способность большей части населения, и прежде всего это касается многочисленной армии пенсионеров, находится на очень низком уровне. После оплаты квартиры, непрерывно растущих коммунальных и прочих платежей пенсионерам остается ровно столько, чтобы не умереть с голоду, не говоря уже о приобретении дорогостоящих и качественных товаров. Негативно сказывается в этом смысле и высокий уровень инфляции. При этом темпы инфляции существенно опережают темпы роста зарплат и пенсий.

Для нашей страны характерно получение большой части дохода не в денежной, а в натуральной форме. В первую очередь их дают личные подсобные хозяйства. Кстати, по итогам переписи населения, 18 миллионов наших граждан (имеются в виду только взрослые) сказали, что одним из источников их дохода является личное подсобное хозяйство. Бедность мы оцениваем только по денежным доходам. Если найти способ измерения натуральной части различных доходов, то тогда, действительно, показатель бедности будет ниже. Но у нас страна рискованного земледелия. Один год оказался урожайным — соответственно доходы выше, другой год — неурожайным. То есть если мы будем высчитывать доходы от личного подсобного хозяйства, то будем очень зависимы от него. А денежная форма — достаточно объективный и стабильный показатель.

Уровень жизни определяется не только размером дохода, но и регулярностью его получения. Таким образом, возникает вопрос о возможности граждан получать регулярный доход, который обеспечивает достойную и полноценную жизнь в современном обществе. Потребности все более возрастают с увеличением дохода, однако, удовлетворение необходимых нужд граждан, это обязанность государства, закрепленная Конституцией РФ.

Право на труд является одним из важнейших общепризнанных прав и свобод человека, и во многих случаях единственно-возможным способом не оказаться за чертой бедности.

Однако, в последние годы во многих регионах России постоянные проблемы с выплатой зарплаты. Такая ситуация приводит не только к дизгармонизации экономики, и социальной напряженности. Нестабильность на рынке труда приводит к массовому высвобождению трудоспособного населения. Доходы граждан падают. Безработных в России на сегодняшний день по оценке Международной организации труда — 6,2 миллиона, или 8,6 процента экономически активного населения.

В 2009 году увеличен максимальный размер пособия по безработице до 4900 рублей, которое, разумеется, не может в полной мере удовлетворить потребности гражданина.

Наряду с безработными, остаются еще пенсионеры и инвалиды. И если лица достигшие пенсионного возраста (мужчины — 60 лет, а женщины 55 — лет, а в некоторых случаях и раньше) продолжают свою трудовую деятельность, то есть способны получать дополнительный доход, то с трудоустройством инвалидов на предприятиях страны очень много проблем. Работодатель не заинтересован привлекать к работе инвалида, так как это вызовет дополнительные затраты на обустройство рабочего места и «пути на работу» .

2.2 Новые методики и оценки уровня жизни населения в России (на примере города Москвы)

Для объективной оценки уровня жизни москвичей планируется разработать систему потребительских бюджетов (включая семейные) для различных категорий населения.

Сегодня одним из показателей уровня жизни в стране служит старая потребительская корзина, которая была разработана в 2006 году. Ею все недовольны, потому что в нее, например, не заложены лекарства, необходимые пенсионерам, не учтено дополнительное образование детей. Только голый минимум продуктов, товаров и услуг, который не обеспечивает всех потребностей. «Но Москва не вправе пересматривать ее содержимое, — пояснила корреспонденту „РГ“ первый заместитель руководителя департамента социальной защиты населения Москвы Ольга Грачева, — методика расчета утверждена федеральным законодательством» .

Тем не менее, параллельно московская трехсторонняя комиссия разработала свою корзину — «более реальную», где учтено больше натуральных показателей. «Если мы перейдем на эту потребительскую корзину, уровень бедности в Москве возрастет почти в два раза, — говорит Грачева. — Так, по действующей методике за 9 месяцев прошлого года москвичей с доходами ниже прожиточного минимума было 13,1 процента, а по методике трехсторонней комиссии — 21,2 процента» .

И как тут определить, сколько москвичей нуждается в социальной поддержке? Для объективной картины нужны дифференцированные расчеты для каждой категории, например, для инвалидов-колясочников, для многодетных семей, для семей с детьми-инвалидами. Это можно сделать через систему потребительских бюджетов, на которую, кстати, уже перешел Татарстан. И в США уровень бедности уже измеряется при помощи системы потребительских бюджетов.

Для разработки потребительских бюджетов в Москве привлекаются не только ученые-эксперты, но и предприниматели, промышленники, профсоюзы, депутаты.

По мнению ученых Всероссийского центра уровня жизни, существует три уровня потребительского бюджета. Первый — это прожиточный минимум, который не удовлетворяет даже первоочередные потребности. В Москве в III квартале 2008 года он составлял в среднем 6597 рублей. Но москвичи тратят на товары и услуги в два раза больше. Второй уровень — это так называемый «восстановительный» бюджет, он в 2−3 раза выше социального, обеспечивает простое воспроизводство и удовлетворяет все минимальные потребности. Есть и третий уровень — бюджет высокого достатка. Москве надо иметь все три уровня бюджета, поскольку разница в доходах велика: 15 процентов считаются бедняками — их доходы ниже прожиточного минимума, а 15 процентов — люди высокого достатка.

Потребительские бюджеты нужны как социальные ориентиры, которые позволят в будущем расширить меры социальной поддержки.

Следует отметить, что показатели уровня жизни в России весьма субъективны и не соответствуют комплексному подходу к анализу благосостояния и качества жизни во многих западных странах. Например, для того чтобы понять методологию ООН по определению качества жизни — уровня благосостояния, надо иметь в виду, что для западных экспертов доход на душу населения — лишь одна и даже не самая главная составляющая понятия благосостояния и качества жизни. Наряду с этим основные показатели — продолжительность жизни мужчин и женщин, уровень грамотности и образованности. А также такие косвенные факторы, как гражданские свободы и возможность участия людей в общественной жизни

Заключение

Сложившаяся в России за последнее десятилетие тенденция роста потребительских цен сформировала и тенденцию роста величины прожиточного минимума. Это — одна из причин, не позволивших выполнить Программу социальных реформ в Российской Федерации на период 1996 — 2000 г. г., которая в частности, предполагала приблизить к прожиточному минимуму заработную плату, трудовые пенсии, пособия на детей. России и сегодня не удалось приблизиться к этой цели.

Данная курсовая работа показала соотношения между основными социально-демографическими группами по величине прожиточного минимума и его составляющим:

в структуре потребительской корзины доля продуктов питания превышает сумму долей по непродовольственным товарам и услугам по всем социально-демографическим группам населения;

из трех компонент потребительской корзины; продукты питания, непродовольственные товары и услуги наиболее значительная дифференциация характерна для услуг;

по структуре потребительской корзины пенсионеры характеризуются наиболее высокой долей продуктов питания и одновременно наиболее низкой долей услуг. Трудоспособное население, напротив, характеризуется наиболее низкой долей продуктов питания и одновременно наиболее высокой долей услуг.

Итак, можно выявить следующие решения по борьбе с рассмотренной проблемой:

в целях повышения уровня жизни населения целесообразны специальные меры, стабилизирующие процессы усиления поляризации среди субъектов и одновременного их смещения на более высокий уровень прожиточного минимума;

учитывая значительную региональную дифференциацию регионов по прожиточному минимуму, их специфику целесообразно ведение мониторингов уровня жизни населения в рамках регионов (федеральных округов, краев, областей);

учитывая большую самостоятельность регионов при разработке социально — экономических программ по их развитию целесообразно принимать во внимание закономерности реагирования на них прожиточного минимума не только по уровню, но и по структуре.

1. Интернет источник «Понятие и значение прожиточного минимума», www.justeconomic.ru

2. Интернет источник. «Прожиточный минимум: сколько стоит выживание», статья Светланы Усанковой, http://www.luxurynet.ru/world-market/6849.html

3. Интернет источник «Прожиточный минимум в РФ на 2014;2015 годы», http://vsezarplati.ru/normativi/prozhitochnyj-minimum/v-rf-po-regionam.html

4. «Российская газета» — Федеральный выпуск № 4865 от 12 марта 2009 г

5. «Российская газета» — Неделя № 4352 от 27 апреля 2007 г.

6. «Российская газета» — Федеральный выпуск № 3389 от 27 января 2004 г.

7. «Российская газета» — Центральный выпуск № 4831 от 21 января 2009 г.

8. «Российская газета» — Центральный выпуск № 4986 (162) от 1 сентября 2009 г

9. Ст. 7 Конституции Российской федерации

10. Постановление Федеральной службы государственной статистики от 17 апреля 2007 г. N 33 «Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за уровнем жизни и обследованием домашних хозяйств на 2008 год» (с изменениями и дополнениями)

11. Федеральный закон от 31 марта 2006 г. N 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации»

12. Литвинов В. А. Проблемы уровня жизни в современной России, Учебное пособие, Вагриус, М., 2008г

13. Агапова Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика: учебник.4-е изд. / под общ. Ред. А. В. Сидоровича. М.: МГУ, Издательство «Дело и сервис», 2002.

14. Макроэкономика: Учеб. пособие / А. В. Бондарь, В. А. Воробьев, Л. Н. Новикова и др. Мн.: БГЭУ, 2007.

15. Доходы населения и оплата труда, социальная защита населения // Экономический бюллетень. 2010. № 9.

16. http://www.consultant.ru/law/ref/stavki/soc-sfera/mrot/, Консультант Плюс, 2015

Приложение

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой