Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Государственное регулирование рынка земли на современном этапе: на материалах Кыргызской Республики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обострение противоречий в экономической реализации прав собственности на землю и связанных с ними распределительных отношениях между государством и непосредственными производителями сельскохозяйственной продукции (колхозами — совхозами) особенно проявлялось в отраслях сельского хозяйства в растениеводстве и в животноводстве. Кроме замедления темпов развития, в сельском хозяйстве обострялись… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы земельной реформы в системе экономических преобразований
    • 1. 1. Объективная необходимость современной земельной реформы и трудности ее осуществления на современном этапе
    • 1. 2. Методологические основы земельной реформы: современность в историческом аспекте
    • 1. 3. Природа собственности на землю — экономическая основа земельных отношений
  • ГЛАВА II. Земельная реформа в Кыргызской Республике
    • 2. 1. Особенности проведения земельной реформы в Кыргызской Республике
    • 2. 2. Специфика приватизации земли в Кыргызской Республике
    • 2. 3. Формы хозяйствования и формы собственности на землю в переходной экономике Кыргызской Республики
  • ГЛАВА III. Механизм рыночной оценки земли
    • 3. 1. Материальный объект аграрных отношений
    • 3. 2. Структура материального объекта аграрных отношений
    • 3. 3. Методологические основы оценки земельных участков
  • ГЛАВА IV. Земельный кадастр в системе государственного регулирования рынка земли
    • 4. 1. Земельный кадастр — источник информационного обеспечения оценки земли
    • 4. 2. Государственная политика в определении земельного кадастра и оценки земли
    • 4. 3. Средства и инструментарии государственного земельного кадастра
  • ГЛАВА V. Рынок земли: формирование, функционирование и проблемы
    • 5. 1. Становление и формирование земельного рынка в Кыргызской Республике
    • 5. 2. Функции рынка земли и их экономическая сущность
    • 5. 3. Проблемы функционирования земельного рынка и необходимость его государственного регулирования
  • ГЛАВА VI. Основные направления стимулирования рационального использования земельных ресурсов в условиях рынка
    • 6. 1. Опыт регулирования земельного рынка в странах мира
    • 6. 2. Формирование механизма государственного регулирования рынка земли в Кыргызской Республике
    • 6. 3. Основные направления стимулирования рационального землепользования в Кыргызской Республике

Государственное регулирование рынка земли на современном этапе: на материалах Кыргызской Республики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Земельная реформа в Кыргызской Республике связана, прежде всего, с необходимостью преобразования экономических отношений в аграрной сфере, что потребовало трансформации отношений собственности на землю, как одной из основ реформирования всей экономической системы республики для перехода к рыночной экономике.

Несмотря на исключительную важность формирования рынка земли в Кыргызской Республике процесс развития земельной реформы протекает достаточно вяло, бессистемно и неадекватно общим темпам рыночной экономической трансформации.

Прежде всего, отсутствует научно обоснованная методология формирования земельной политики на республиканском и региональном уровнях, основу которой должна составить концепция формирования рынка земли как в экономическом, так и социально-экономическом аспекте, реализуемая в конкретных экономических моделях и механизмах регулирования земельных отношений.

Одна из серьезнейших проблем, несвоевременное решение которой сдерживает поступательное и эффективное развитие земельной реформы, связана с отсутствием разграничения полномочий по уровням распоряжения и использования земельных участков по формам собственности. Нет четкого и однозначного решения вопросов распределения и присвоения дохода от землепользования между государством и собственником, а также непосредственным производителем.

Самостоятельной задачей в ходе проведения земельной реформы следует считать организацию государственной оценки земель, разработку правового и научно-методического обеспечения этого процесса. При этом решаемые в ходе аграрной и земельной реформы качественно новые задачи значительно углубляют социально-экономическую сущность земельного кадастра, обогащают его глубинное содержание. Также применение данных земельного кадастра для создания равных территориальных и экономических условий для развития новых форм собственности и хозяйствования на земле усиливает роль и место земельного кадастра в реализации аграрной политики государства, существенно расширяют сферу применения земельно-кадастровой информации в условиях рыночных преобразований. # Актуальность решения данной задачи проистекает из того неоспоримого факта, что создание системы и инструментариев государственной оценки земель формирует базу для присвоения и распределения необходимого и прибавочного продукта, как составляющих дохода, получаемого от земли, а также для определения рыночной стоимости земли. Дальнейшее становление отношений распределения и присвоения дает возможность для развития ^ налогообложения, повышения бюджетных доходов от использования земель, применения аренды и новых форм хозяйствования как эффективного способа использования земельных ресурсов.

Практически по всем ключевым вопросам формирования рынка земли все более серьезный интерес к системно-прикладным исследованиям управленческих задач и разработке проблемно-ориентированных экономико-правовых моделей управления проявляется на региональном уровне, что Ш частично обусловлено несовершенством правовой базы, с одной стороны, и неподготовленностью населения — с другой.

Аграрная экономика является важнейшей органической частью структуры народного хозяйства Кыргызской Республики, так как, во-первых, в сельском хозяйстве производится около половины ВВП республики, во-вторых, основная часть населения проживает в сельской местности, в-третьих, природно-климатические, национально-этнические, а также традиции, обычаи, ф с одним словом, менталитет народов республики связаны с землей.

В данной сфере определяющей является проблема собственности на землю, но до сих пор еще не ясно, какая форма собственности может дать настоящий простор производительным силам сельского хозяйства. Следовательно, остро стоит и вопрос о перспективности тех или иных форм хозяйствования, а также их сочетание в разумных масштабах в аграрной сфере Кыргызской Республики. Одним словом, ключевым механизмом не только в аграрной сфере, но и для всего народного хозяйства страны является определение компонентов оценки земли, как базового элемента единого сельскохозяйственного налога за пользование земельным участком между государством и субъектами аграрных отношений на современном этапе. Из системы рычагов государственного регулирования объективно диктуется поиск наиболее приемлемых элементов, применение которых будет способствовать повышению эффективности использования земельных участков.

При выборе темы исследования необходимо было учитывать, что каждый из нас, кто волею судьбы встал у истоков аграрных реформ, в глубине души понимал, что путь предстоит нелегкий, сложный. Но реалии жизни оказались еще труднее, еще драматичнее, чем мы себе представляли1. Такой ход событий заставляет и ученых и специалистов более обдуманно, расчетливо, взвешенно и ответственно относиться к решению проблем аграрной сферы.

Проведение аграрной реформы в Кыргызской Республике выявило следующие особенности, во-первых, реформу аграрного сектора начали с передачи земель крестьянамво-вторых, предоставлялись малопродуктивные и неиспользуемые земельные участкив-третьих, участки предоставлялись в пожизненное наследуемое владение, но у крестьян не было уверенности в том, что завтра политика государства не поменяется, и землю у них обратно не отберут — в-четвертых, подготовленные документы по реформированию земельных отношений и в целом аграрной экономики, в силу разных причин, оказались отвергнуты тогдашними и парламентом и правительствомв-пятых, были созданы всем равные стартовые условия: свою земельную и.

1 Материалы международной научно-практической конференции по земельной и аграрной реформе 13 марта 2004 г// Слово Кыргызстана, март. 2004 г.

1 Там же. имущественную долю могли получить все, кто жил на селе — работающие и безработные, младенцы и пенсионеры, врачи и учителя. Всего распределению подлежало 75 процентов пахотных земель. В соответствии с указом Президента Кыргызской Республики земельные наделы предоставлялись с полным набором прав: продавать, арендовать, дарить, передавать в наследство, (выделено нами — О.O.K.). В 90-годы сельские товаропроизводители платили в общей сложности 13 видов налогов и отчислений в бюджет. Система была сложная, и ее следовало упростить. Далее, земля распределялась методом добровольного согласования, по жребию, реформа проводилась поэтапно. На начальном этапе реформ имели место половинчатость, непоследовательность, из-за слабости исполнительной власти темпы её проведения были неодинаковыми. На всенародном референдуме в 1998 г. народ поддержал введение частной собственности на землю, но это решение вступило в силу через два года, и в XXI век впервые в своей многовековой истории кыргызстанцы вступили в качестве полноправных владельцев земли.

Уровень разработанности проблемы. Об актуальности проблем успешного проведения земельной реформы для формирования рынка земли, разработки методологии и методики определения рыночной стоимости земли свидетельствует и то, что они стали темой публикаций в научных журналах, периодической печати, выступлений в средствах массовой информации, им посвящены крупные межрегиональные научно-практические конференции и семинары.

В мировой экономике накоплен значительный опыт регулирования земельного рынка как механизма подъема сельскохозяйственного производства, важнейшей составной части отношений собственности и объекта налогообложения. В ряде публикаций отражены результаты фундаментальных теоретических исследований в данной области. В отечественной экономической науке и практике проблемы, особенности современного состояния экономики с учетом региональной специфики разработаны гораздо слабее, а перенести на местные условия опыт других стран удается не в полной мере.

В экономической литературе уделяется значительное внимание проблемам методологии становления, формирования и функционирования земельного рынка, а также методам и механизмам его регулирования.

Наибольшая разработанность проблем земельно-рыночных отношений, распределительных отношений в аграрном производстве содержится в трудах классиков политической экономии У. Петти, А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса. Работы классиков политической экономии посвящены анализу производства, распределения прибавочного продукта земледельческого труда, арендных и связанных с ними распределительных отношений, проблемам земельной собственности и ее экономической реализации, определения величины арендной платы и цены земли.

В развитии реформирования аграрного производства в России особое место занимает труды В. И. Ленина, Н. Кондратьева, А. В. Чаянова, где нашли свое решение вопросы кооперации, организации и планирования аграрного производства, анализ дохода и бюджета фермерского труда, оптимизации факторов аграрного производства.

Исследования по проблемам аграрной и земельной реформы в странах СНГ, посвященные вопросам преобразования отношений собственности на землю и связанных с ним распределительных отношений осуществлены многими известными учеными стран СНГ (И.Д. Афанасенько, В. Ф. Башмачников, В. А. Горемыкин, A.M. Емельянов, Т. К. Иминов, Р. Г. Карагедов, Н. Д. Колесов, М. А. Коробейников, В. И. Назаренко, Л. В. Никофоров, А. А. Никонов, О. И. Ожерельев, Н. Н. Петраков, В. А. Тихонов, Г. И. Ушачев, С. Н. Усманов, А. А. Хаитов, Р. Хасбулатов, М. Хомыджанов).

Трансформация отношений собственности на землю и связанных с ним земельных отношений, вызывает острую необходимость пересмотреть вопросы земельного кадастра — как основного источника информационного обеспечения оценки земли и других механизмов регулирования рынка земли. Этой области исследования посвящены труды многих ученых стран СНГ (А.П. Воронцов, М. А. Гендельман, Я. Я. Мауль, С. А. Ткачук, Г. И. Ушачев, С. Н. Усманов, А. А. Хаитов, В. Н. Хлыстун, А. С. Чертовицкий и др.).

Теоретические исследования этих ученых многогранны и раскрывают практически все аспекты столь специфического свойства функционирования и регулирования рынка земли. Однако эти разработки не всегда соответствуют специфике становления, формирования и функционирования рынка земли в Кыргызской Республике, а тому же, перенести на Центрально-азиатский регион опыт других стран удается не в полной мере, что свидетельствуют о необходимости активизации научных исследований в данном направлении.

Хотя в Кыргызской Республике до сих пор используются старые земельно-кадастровые и земельно-оценочные данные, в развитии данной области науки следует отметить труды М. Б. Балбакова, К. Идинова, Т. К. Койчиева, Д. С. Лайлиева, А. М. Мамытова, Ш. М. Мусакожоева, А. О. Орузбаева и др. Научные труды этих ученых в области развития аграрной и земельной реформы, становления рыночных отношений в аграрной сфере, а также ряда ученых, ведущих исследования проблемам становления и развития рыночных отношений в Кыргызской Республике (К.А. Атышов, Ж. М. Батырканов, В. И. Кумсков, Н. Х. Кумскова, К.Ш. Токтомаматов) имеют важное значение для теоретического обобщения проблем переходного периода в Кыргызской Республике. Вместе с тем, не все проблемы аграрных преобразований переходного этапа исследованы в должной мере.

Несмотря на активизацию научно-практических исследований в области обеспечения поступательного развития земельной реформы и поэтапного формирования рынка земли в Кыргызской Республике, концепция государственного регулирования рынка еще не выработана, конкретные методы, формы, способы, модели как рыночного, так и государственного регулирования не удовлетворяют запросам реальной практики, глубина их проработки явно недостаточна.

Сложность, специфика и многогранность исследуемой проблемы, наличие дискуссионных и нерешенных вопросов, необходимость всестороннего анализа и научного осмысления, также особенности социально-экономического развития в Кыргызской Республике и определили цели и задачи диссертационного исследования.

Целью диссертационного исследования является разработка механизма основы рыночной оценки земли и экономических рычагов регулирования государством рынка земли в Кыргызской Республике на современном этапе.

В соответствии с целью диссертационной работы предполагает решение нижеследующих задач:

— обобщить опыт аграрных реформ в постсоциалистических странах, дальнего зарубежья, а также в ряде стран СНГ, где произошла структурная перестройка аграрной экономики;

— изучить специфику земельной реформы в суверенной Кыргызской Республике с учетом психологической подготовленности населения к купле-продаже земли;

— определить эволюцию отношений собственности на землю на основе экономической и юридической интерпретации категории «собственность» и выработать практические рекомендации;

— определить специфику приватизации земли в Кыргызской Республике с точки зрения согласования интересов государства и населения, как непосредственных субъектов производства сельскохозяйственной продукции;

— проанализировать процессы становления новых форм собственности и хозяйствования в аграрной сфере Кыргызской Республике и определить их роль в развитии сельского хозяйства в условиях рынка;

— исследовать материальный объект аграрных отношений и его структуру в условиях рынка;

— определить роль и место земельного кадастра в системе государственного регулирования рынка земли;

— определить экономическую сущность основных функций рынка земли;

— разработать методику дифференциации земельного налога;

— разработать методику определения нормативной стоимости земли;

— выработать основные экономические методы государственного регулирования рынка земли в Кыргызской Республике;

— определить основные направления стимулирования рационального землепользования.

Методологической и теоретической основой диссертационного исследования составили труды классиков политической экономии, достижения мировой экономической науки, ученых экономистов стран СНГ и дальнего зарубежья, исследовавших проблемы рыночной экономики, аграрных и земельных отношений, функционирования и регулирования рынка земли. В процессе работы использованы также законодательные материалы правительственных органов Кыргызской Республики по экономическим проблемам переходного периода, а также труды ученых экономистов современности по исследуемой проблеме.

Методологической основой исследования является материалистический эмпиризм. Академик А. Абалкин считает, что исходным пунктом экономического исследования является «не абстрактная, а конкретная реальная экономическая действительность"1, с чем мы полностью согласны. Считаем, чтобы точно определить направление социально-экономического и политического развития необходимо опираться на практику, опыт, эмпирические данные. Именно они и служат объективной основой экономического исследования. Термин «материалистический» разграничивает сферы производственных отношений от всей совокупности социальных.

1 Абалкин Л. И. Политическая экономия и экономическая политика. — М., 1970. Предмет и метод политической экономии социализма, — Саратов, 1974. отношений как основы и источника последних. Он подчеркивает, где зарождаются социальные структуры.

Исследуя эмпирический опыт, обобщая и систематизируя факты, отражающие движение материальной сферы, устанавливается внутренний экономический механизм прогресса материальной и социальной сфер в их взаимообусловленности как единого целостного организма. Использование данного метода исследования служит добротной основой для переосмысления традиционных трактовок хозяйственной системы, вскрытия ее действительных противоречий. Сформулировав их и определив принципы хозяйственной системы, из которых в переходной период образуются новые конкретные формы разрешения назревающих противоречий, получаем реальную основу для выработки научно-обоснованной политики по исследуемой проблеме.

Учитывая важную роль методов анализа и синтеза в познавательном процессе на всех его ступенях и иерархических уровнях, мы стремились к их широкому использованию в нашем исследовании.

Информационной базой диссертационной работы послужили статистические материалы Национального статистического комитета Кыргызской Республики, оригинальные источники субъектов аграрных отношений и рынка земли, а также материалы, опубликованные в периодической печати.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в определении основных направлений и механизмов государственного регулирования рынка земли в Кыргызской Республике на современном этапе.

Наиболее существенные результаты, отличающиеся новизной, которые вносятся на защиту, заключаются в следующем:

— раскрыт механизм структурной перестройки аграрной сферы Кыргызской Республики, на базе хронологической последовательности с учетом элементов формирования социально-психологической подготовленности населения;

— определены роль и место новых форм собственности и хозяйствования на земле в аграрной сфере в условиях переходного периода;

— доказан тезис о том, что прибавочный продукт, образованный в аграрной сфере, является материальной основой разработки земельного кадастра и оценки землиобоснована структура распределения прибавочного продукта, являющаяся глубинной основой рыночной оценки земли;

— разработана методика определения нормативной цены земельного участкаисследованы закономерности становления, формирования и функционирования рынка земли в Кыргызской Республике в условиях переходного периода;

— приводятся научные аргументы для последующего развития земельного рынка с учетом специфики республики;

— определена экономическая сущность и специфические функции рынка земли;

— на основе изучения опыта зарубежных стран определены основные направления государственного регулирования рынка земли и возможности их применения в Кыргызской Республике.

— разработана модель государственного регулирования рынка земли в Кыргызской Республике;

— аргументируется поэтапное регулирование государством рынка земли и его поэтапная эволюция от правовой поддержки формирования и нормального функционирования к стимулированию НТП, повышению эффективности использования земли;

— предложен вариант регулирования, распределения и перераспределения земельных ресурсов между формами хозяйствования с учетом государственной закупки производимой продукции на перспективу;

Ф — предлагается методика дифференциации налогообложения земельных участков крестьянских хозяйств и других форм хозяйствования на земле.

Теоретическое и практическое значение диссертации. Теоретическое значение диссертации состоит в том, что обоснованная в диссертации структура прибавочного продукта аграрного производства, может быть использована при подготовке учебных материалов по экономике аграрной [Ш сферы. Политико-экономическое обобщение становления, функционирования и развития рынка земли является важной информационной базой для учебного материала для высшей школы. Представляется целесообразным полученные научные результаты использовать при чтении спецкурсов по проблемам аграрных и земельных отношений, рыночных отношений в аграрной сфере.

Ряд положений диссертационной работы, в частности, методы ® государственного регулирования земельного рынка, могут быть применены соответствующими регионами и районными управами сельского хозяйства в управлении и прогнозировании рационального использования земельных ресурсов на перспективу.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что основные результаты работы могут быть использованы в государственном регулировании рынка земли. Предложенный вариант определения рыночной цены земельных Ф участков может служить основой установления налогов, а также использоваться при купле-продаже и аренде земли в различных областях, регионах Кыргызской Республики.

Дифференцированный подход государственных органов на местах к установлению налогов на земельные участки и их умелое регулирование создаст наиболее благоприятные условия для расширенного воспроизводства, на базе показателей земельного кадастра. Умелое сочетание рыночных и # государственных рычагов регулирования рынка земли, на наш взгляд, будет способствовать установлению адекватных иерархических структур управления аграрным сектором Кыргызской Республики, поможет найти методы повышения экономической эффективности используемых земельных участков на местах.

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследований изложены в опубликованной монографии «Рынок земли: реалии и перспективы» (2004г. 10 п/л.), в ведущих рецензируемых научных журналах «Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий» (Москва, 2004 г.), Вестник КРСУ (Бишкек, 2005 г.) опубликованных двух статьях, в ряде научных статей, тезисах докладов, опубликованных в отечественных и зарубежных изданиях, в том числе в международном журнале Кыргызско-Швейцарской Программы поддержки Лесного хозяйства «Лес» (Бишкек, 1999 г.), Международном научном вестнике «Наука и образованиеXXI», изданной «Magnium Groups» США (2002 г). Большинство положений диссертации апробировано на конференциях по проблемам аграрной и земельной реформы, в том числе Целиноградский сельскохозяйственный институт (1990, 1992 г.), Новочеркасский сельскохозяйственный институт (1991г.), Университет дружбы народов им. А. Батырова (Жалалабат, 2001, 2002, 2003 г.), ТИИИМСХ (Ташкент, 1994, 1996, 2003 г.), на международном семинаре, посвященном проблема^ развития хлопководства в Ферганской долине (Жалалабат, УДН им. А. Батырова, 2001 г.), региональных семинарах, проводимых Сельскохозяйственной консультационной службой (СКС) Жалалабат (2003, 2004 г.), на международной конференции «XX век в истории Центральной Азии: тенденции и уроки» проведенной Институтом культуры и образования Азии (Сеул, Корея) (г. Ташкент, 2004), на международной конференции «Экономические, социальные и правовые проблемы Тюркоязичных стран и пути их решения» (Жалалабат, 2004 г.), на международной конференции «Тюрко-язычные страны: взаимодействие и сотрудничество» (Жалалабат 2005 г.).

Диссертации состоит из введения, шести глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1. Обретение суверенитета постсоциалистическими странами предполагало проведения в соответствие структуры экономики требованиям экономической независимости. Независимые государства бывшего союзного экономического пространства оказались перед необходимостью проведения радикальных экономических реформ во всех сферах экономической жизни, в том числе и в аграрной экономике.

Обострение противоречий в экономической реализации прав собственности на землю и связанных с ними распределительных отношениях между государством и непосредственными производителями сельскохозяйственной продукции (колхозами — совхозами) особенно проявлялось в отраслях сельского хозяйства в растениеводстве и в животноводстве. Кроме замедления темпов развития, в сельском хозяйстве обострялись противоречия, связанные с организацией производства в колхозах и совхозах и государственной собственностью на землю, что отражалось как распоряжении землей в процессе производства, так и на распределительных отношениях. Продукция сельскохозяйственного производства продавалась государству по закупочным ценам, при этом государство присваивало только большей части прибавочного продукта, но и часть необходимого продукта, создаваемого в сельском хозяйстве. Это не только тормозило социально-экономическое развитие села, но и противоречило объективным законам экономики. Основным фундаментом, на котором базировались аграрные отношения и регулирование этих отношений законодательством, было право исключительной государственной собственности на землю. Отсюда и возникла объективная необходимость проведения аграрной и земельной реформы в нашей республике.

2. Главной задачей проведения аграрной и связанной с ней земельной реформы является всемерная активизация движущих сил развития общества, требующая радикальных преобразований аграрных отношений адекватно рыночной экономике. Преобразование аграрно-земельных отношений, характера собственности на землю и создание рынка земли должно обеспечить условия для действия объективных экономических законов рынка в аграрном секторе экономики и в сфере земельно-рыночных отношений, развития разнообразных форм собственности и хозяйствования на земле, реализация прав земельной собственности. Социально-экономическая направленность аграрно-земельной реформы, масштабность задач и их общегосударственная значимость обуславливают большую роль государственных органов в регулировании земельно-рыночных отношений в аграрном секторе и экономике страны в целом.

3. Опыт аграрной реформы, в постсоциалистических странах Восточной Европы, а также в ряде стран СНГ, свидетельствует о том, что произошла серьезная структурная перестройка сельского хозяйства. Реформа проводилась с одной целью — перейти к рыночной экономике. Почти все страны СНГ приняли единую политику — поэтапное формирование рыночного механизма.

В ряде стран произошло быстрое, в других — постепенное урегулирование отношений собственности в пользу развитиячастного сектора. В странах, в которых при предыдущей политической системе преобладала государственная собственность на землю, противоречия, существовавшие в сельском хозяйстве между огромными госхозами и колхозами и мелкими частными хозяйствами, постепенно сглаживались.

Несмотря на различные исходные позиции сельского хозяйства в разных странах имеется несколько общих подходов к. реформам, которые сводятся к следующим:

Во-первых, понадобилась смена политической системы и приход к власти демократических сил, способных проявить политическую волю к трансформации аграрной сферы.

Во-вторых, создавались структуры, способные осуществлять реформы.

В-третьих, нужно было создать правовую базу для проведения реформ, были приняты закон о земле, закон о приватизации государственных предприятий, закон о реституции и т. д.

За период реформы выявились как отличительные особенности, так общие черты для стран СНГ. Это обусловлено, во-первых, спецификой аграрной сферы, связанной с природно-климатическими, социально-экономическими и демографическими условиямиво-вторых, общностью цели проведения реформы во многих странахв- третьих, совпадением этапов проведения реформы.

4. Осуществление земельной реформы в Кыргызской Республике сопровождалось социальной напряженностью, так как проходило без четкой научной концепции, и выразилось в формальных изменениях в пользовании, владении и распоряжении землей.

Аграрная реформа в Кыргызской Республике проводилась со следующими особенностями, в частности, во-первых, реформу аграрного сектора начали с передачи земель крестьянам. Во-вторых, предоставлялись малопродуктивные и неиспользуемые земельные участки. В третьих, участки предоставлялись в пожизненное наследуемое владение и с полным набором прав: продавать, арендовать, дарить, передавать в наследство, что противоречило Конституции Кыргызской республики. Только после референдума узаконена частная собственность на землю и земля стала объектом купли-продажи. Но все равно у крестьян не было уверенности в том, что завтра политика властей не поменяется, и землю у них обратно не отберут. В связи с этим, важной задачей органов власти в ходе становления и формирования рынка следует считать создание равных благоприятных экономических условий для различных форм собственности и хозяйствования на земле.

5. В результате проводимой реформы происходят изменения в юридических и экономических аспектах отношений собственности на землю.

Наряду с сохранившимися формами государственной и индивидуально-личной собственности на землю появились новые формы собственности: индивидуально-частная, акционерная, кооперативная, коллективная, совместная и др.

Когда все 11 юридических прав собственности четко зафиксированы и субъектами собственности реализуются в полном объеме, тогда участники отношений собственности наиболее полно их реализовать в своих действиях, потому что именно на них возлагаются результаты принимаемых решений по поводу использования, владения, присвоения и распоряжения. При этом экономическая реализация прав собственности на землю отражается в присвоении прибавочного продукта со стороны собственника земли. 11 прав обладает свойствами дробимости, делегирования и консолидации и могут принадлежать одному собственнику, но чаще некоторые права выделяются из «пучка прав» и передаются другим субъектам. Каждое право из 11 может быть передано и востребовано, продано и приобретено.

Реально не каждый собственник обладает всеми правами. В зависимости от того, какими правами обладают субъекты земельной собственности, в такой же степени им обеспечивается самостоятельность распоряжения, владения и хозяйственного использования земли и распоряжения произведенной продукцией, распоряжение, владение и пользование раскрывают различные стороны отношений собственности на разных иерархических уровнях самостоятельности и единой системы экономических отношений. Юридическое оформление прав пользования, владения и распоряжения с помощью законодательных актов является лишь констатацией, фиксацией реальных отношений собственности (частной, государственной), господствующих в обществе.

6. Негативные социально-экономические аспекты формирования частной собственности на землю (спекуляция, неэффективное использование и др.) вызывают необходимость более внимательного рассмотрения вопроса в определения степени самостоятельности в реализации прав собственности, и ограничения, установленные законодательством, являются одним из механизмов выявления и предотвращения перенесения этих аспектов частной собственности на землю. Собственность фермера на землю, на имущество, ресурсы, продукцию обеспечивает стабильность его хозяйства, которая воспроизводится и закрепляется из поколения в поколение передачей собственности по наследству. Поэтому решение проблемы экономической эффективности и экологической безопасности использования земель зависит от реализации прав собственности, которые определяют принадлежность и цели потребления благ природы, внося в хозяйственную жизнь общества определенные правила поведения участников рынка.

7. В ходе земельной и аграрной реформы на базе колхозов и совхозов образовались новые формы хозяйствования и собственности на землю: сельскохозяйственные кооперативы, арендные коллективы, акционерные общества, товарные крестьянские хозяйства, агрофирмы, ассоциации и другие формы хозяйствования, расширились ЛПХ.

Учитывая своеобразную специфику колхозно-совхозного строя аграрного производства, в диссертации охарактеризованы положительные и негативные стороны, а также противоречия этих форм организации сельскохозяйственного производства. Характеристика в историческом плане дала возможность глубже проанализировать возрождение, становление и развитие новых формирований, способствующих преобразованию экономических отношений путем изменения существовавших десятилетиями форм хозяйствования.

Однако неравномерное распределение земель, особенно орошаемых, пригодных для сельскохозяйственного использования, в Республике и в каждой области, обусловливает дифференцированный подход к аграрной политике. Большие региональные различия природно-экономических условий в горных, предгорных и долинных районах, особенности географического и демографического положения накладывают отпечаток на характер специализации и размещения сельскохозяйственного производства и сочетание различных форм хозяйствования на земле.

8. Формирование рынка земли коренным образом изменяло аграрные отношения, т. е. распределение созданного продукта между производителем и собственником земли, между собственником и государством. Поэтому важным моментом является глубокий анализ материального объекта аграрных отношений и его структуры.

Участие естественных свойств земли в формировании созданного продукта легко обнаружить, прослеживая эволюцию происхождения дара природы, корни которого уходят в глубокую древность. Продукт земли, получаемый первобытным человеком, действительно, был даровым, так как человек для удовлетворения своих жизненных потребностей только собирал то, что дарит ему земля. С развитием товарно-денежных отношений структурные части созданного продукта приобретали стоимостное выражение. Постепенное развитие аграрного производства увеличило вклад человека в формирование прибавочного продукта, уже прибавочный продукт сформировался и на тех землях, где естественный биологический процесс не смог дать дополнительного «дарственного дохода» труду.

Рынок разделил на две части «дарственный» прибавочный продукт — на «базисный дарственный», который образовался благодаря более эффективному естественному биологическому процессу, и «рыночный дарственный», который образовался вследствие благоприятного местоположения по отношению рынка сбыта и места жительства производителя, а также места дислокации механизированных агрегатов.

В условиях рынка прибавочный продукт в сельском хозяйстве имеет следующую структуру:

• прибавочный продукт, созданный за счет природных свойств земли — дар природы труду — собственно излишек;

• прибавочный продукт, исходящий от работника — приработок I вида;

• прибавочный продукт, созданный за счет внедрения новшеств науки и техники — приработок II вида;

• прибавочный продукт, созданный за счет обеспечения устойчивости землевладения и сохранения природных свойств земли — приработок III вида.

9. В условиях рынка, когда функционируют различные формы собственности и хозяйствования на землю, потребность в земельно-кадастровой информации увеличивается. Кыргызская Республика, как любая страна с рыночной экономикой, должна иметь механизм формирования рыночной цены земли. Когда помимо государственной существуют многообразные формы собственности и хозяйствования на земле, работа по ведению кадастра не только увеличивается, но и в определенной степени усложняется. Увеличение работ связано с разукрупнением крупных землепользований и появлением вместо них мелких по размеру землевладений крестьянских и других формирований. В начале реформы количество землепользований сельскохозяйственных предприятий составляло 173 колхоза и 201 совхоз, за годы аграрно-земельной реформы в Кыргызской Республике они полностью реформированы. На их базе вновь организовано всего 85 690 субъектов, в том числе 84 692 фермерских и крестьянских хозяйстввсего коллективно-крестьянских хозяйств — 212, в том числе сельхозкооперативы — 463, ассоциации коллективно-крестьянских хозяйств — 282, акционерные общества — 43, что требует колоссальных финансовых и трудовых затрат.

Как основной источник информационного обеспечения оценки земли, данные земельного кадастра дают возможность дифференциации нормативной цены земли сельскохозяйственного назначения в соответствии с уровнем хозяйствования, степенью интенсивности сельскохозяйственного производства и географическим местоположением, региональных коэффициентов административных областей уточнять на уровне административных районов. Это увеличивает достоверность установления коэффициентов для определения нормативной цены, а также дает возможность определить на уровне административного района уровень эффективности использования земли сельзохпредприятиями различных форм собственности и видов хозяйствования, сопоставить их уровень со среднерайонным коэффициентом. Поэтому, в этих условиях основной задачей государственного земельного кадастра является обеспечение государственных органов управления всех уровней, физических и юридических лиц информацией о правовом режиме и качестве земель всей республики, земель, находящихся на территории областей, районов, аильных кенешей, и об отдельно взятом земельном участке.

9. В период становления рынок земли функционировал без вмешательства государства, под воздействием функций рынка, таких как:

— информация о рыночной цене земли, спросе и предложении, качественных и других характеристиках землистимулирование научно-технического прогресса, повышение эффективности использования земельного фонда;

— стимулирование извлечение дара природы труду I, II, III видов;

— обеспечение устойчивости землепользований сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности и хозяйствования;

— дифференциация и определение эффективных форм собственности и хозяйствования на земле;

— определение спроса и предложения земель — установление связи с покупателем и продавцом, а также рыночных цен земли;

— регулирование распределения и перераспределения земель между категориями земельного фонда;

— регулирование притока (оттока) капитала из одной сферы деятельности в другую;

— регулирование посевных площадей сельскохозяйственных культур.

11. Анализ функционирования рынка земли показал, что сугубо рыночное регулирование неспособно в полной мере решить сложные, многоуровневые задачи эффективного использования земли.

Во-первых, отсутствует четкое рыночное стимулирование вовлечения в хозяйственный оборот пригодных для сельскохозяйственного производства земель и повышения эффективности их использованияво-вторых, проявляется ненадлежащее выполнения имеющихся нормативно-правовых актов со стороны, как государственных органов, так и землепользователейв-третьих, отсутствует четкий контроль за исполнением землепользователями обязанностей по рациональному использованию земельв-четвертых, сказывается психологическая неподготовленность населения к рыночным условиямв-пятых, отсутствует чувство ответственности у землевладельцев перед обществом и будущим поколением за обеспечение сохранности, экологического состояния земельных ресурсов, без вмешательства государства рыночное регулирование не способно реализовать главную цель — сохранение естественного и экономического плодородия земли.

12. Опыт стран мировой экономики по государственному регулированию земельного рынка свидетельствует о том, что законодательство стран ЕС способствует развитию относительно крупных семейных ферм, при этом, не допускается создание латифундий, скупка земель юридическими лицами и сделки с землей спекулятивного характера, также осуществляется постоянный контроль за любыми изменениями собственности и аренды сельскохозяйственных угодий. При этом аграрная политика ставит цель, чтобы земля принадлежала тем, кто ее обрабатывает.

В этих странах малоземелье и аграрное перенаселение тоже накладывают свой отпечаток на аграрную политику государства, что нашло свое отражение в земельных законодательствах, где во избежание чрезмерной фрагментации (дробления) земельных участков основной упор делается на определении нижней границы фермерского хозяйства. Поэтому во многих странах определены минимальные и максимальные размеры хозяйств с целью оптимизации землевладений. При этом законом определяется такое понятие, как «минимальное жизнеспособное хозяйство», и законодательство запрещает какие-либо сделки по продаже или аренде земли, которые бы нарушили этот минимальный размер.

В отличие от большинства европейских стран в США существует не иерархическое, а функциональное разделение ответственности за земельную политику. При этом законодательство контрольного характера по охране сельскохозяйственных угодий от несельскохозяйственного использования находится в ведении отдельных штатов. Для обеспечения сохранности сельскохозяйственных угодий практикуется частичное освобождение от поземельного налога, при этом поземельный налог исчисляется по ежегодной оценке рыночной стоимости земли, исходя из принципа ее наиболее выгодного и эффективного использования. Поэтому в целях поддержки фермерства в США фермерская земля оценивается не по рыночной стоимости, а по ее сельскохозяйственной продуктивности, что всегда ниже рыночной стоимости, особенно в зонах, где существует возможность перевода сельскохозяйственных земель на несельскохозяйственные цели, например, в пригородах.

Таким образом, из опыта зарубежных стран следует вывод о том, что государственное регулирование земельного рынка направлено на:

• сохранение приоритета земель сельскохозяйственного назначения;

• обеспечение эффективности сельскохозяйственного производства;

• недопущение чрезмерной концентрации земель;

• обеспечение стабильности и устойчивости землевладений и землепользований;

• регулирование оттока и притока капитала;

• недопущение спекулятивных сделок с земельными участками;

• недопущение чрезмерного дробления земельных участков.

13. Анализ установления земельного налога показал, что не применения земельно-кадастровых данных при определении базовых ставок налога не позволяет справедливому распределению прибавочного продукта, что приводит к изъятию у землевладельцев помимо части прибавочного продукта и часть необходимого продукта. Например, по Сузакскому району у землевладельцев изымается часть прибавочного продукта в размере 158 976, 7 сомов из-за не учета разницы в качестве земель и 596 424 сомов из-за не учета местоположения земельных участков, что снижает прибыль и зачастую приводит к убыткам. При этом также наблюдается недополучение дара природы, предназначенного обществу у землевладельцев, ведущих хозяйства в сравнительно лучших землях, резко снижая бюджетные поступления — 251 283,6 сомов и 777 370,2 сомов соответственно из-за не учета разницы в качестве и местоположения земельных участков.

Применение предложенной в диссертации методики дает возможность государству намного более объективно использовать ценообразование и налогообложение в качестве механизма регулирования рынка земли. Экономическое стимулирование хозяйствования путем уменьшения размера арендной платы и земельного налога на относительно худших земельных участках обеспечивает устойчивость землевладения и конкурентоспособность, приравнивая затрат, обусловленных качественными и пространственными характеристиками земельных участков. Обеспечение устойчивости землевладения в свою очередь, обеспечивает получение устойчивых доходов, так как собственник земли (арендатор) знает, что его затраты, обусловленные худшими условиями, компенсируются.

14. Полученные и приведенные в диссертационной работе результаты исследований свидетельствуют о существенном вкладе автора в развитие теории и методологии государственного регулирования рынка земли. Основные из них являются следующие: доказывается тезис о том, что структура прибавочного продукта созданного в аграрной сфере является материальной основой определения земельного кадастра, как основного источника рыночной оценки землиразработана методика стоимостного исчисления составляющих оценки земельного участкаисследованы закономерности становления, формирования и функционирования рынка земли Кыргызской Республики в условиях переходного периода и приводятся научные аргументы для последующего его развития с учетом специфики населения и самой Республикиисследовано становление рыночной инфраструктуры и других институтов рынка, образующихся на базе функций рынка земли, проявляющихся адекватно переходному периодуаргументируется поэтапное регулирование государством рынка земли и его поэтапная эволюция от правовой поддержки формированию и нормального функционирования к стимулированию научно-технического прогресса, повышению эффективности использования землипредложен вариант регулирования распределения и перераспределения земельных ресурсов между формами хозяйствования с учетом закупки производимой ими продукции государством через государственный заказ на перспективув числе предложений по государственному регулированию рынка земли диссертантом обосновывается необходимость поэтапного, дифференцированного налогообложение земельных участков крестьянских хозяйств и других форм хозяйствования на селеуточнены основные экономические методы государственного регулирования рынка земли на перспективупрогнозирован механизм государственного регулирования рынка земли на перспективу.

15. С целью реализации результатов полученных теоретических разработок и выводов рекомендуется:

— Правительству Кыргызской Республики в кратчайший срок обеспечить финансирования для проведения полного земельного кадастра, т. е. государственную регистрацию земель, количественный и качественный учет земель, бонитировку и экономическую (денежную) оценку земель, с использованием современных технологий (GIS — KADASTR);

— Госрегисру и его региональным отделениям совместно с местными органами власти (аил кенешами) установить дифференцированные ставки земельного налога по предложенной методике, т. е. с использованием данных земельного кадастра;

— Госрегисру и его региональным отделениям при проведении кадастровой оценки земель и определении рыночной цены земельных участков использовать предложенную автором методику стоимостного исчисления составляющих оценки земель;

— Местным органам власти (областная, районная администрация, аил кенеши) регулировать рыночную стоимость земельных участков исходя из приоритета интересов общества и будущего поколения;

— Местным органам власти (областная, районная администрация, аил кенеши) совместно с органами Госрегистра учесть при распределении (перераспределении) земельных участков социальное положение семей, во избежание дробления земельных участков социально неоднородными владельцами или арендаторами, максимально стремиться к передаче земель «эффективному собственнику».

16. Исследование проблем методологии государственного регулирования земельного рынка в целях сохранения и повышении эффективности использования земель позволили определить основные направления государственной поддержки повышения эффективности использования земель в условиях функционирования рынка земли в Республике:

— усилить контроль за исполнением нормативно-правовых актов, как со стороны органов власти, так и стороны собственников земельных участков;

— стимулировать землепользователей реализующих правительственные программы, направленные на сохранение экологического состояния, сохранения и повышения плодородия почв;

— стимулировать производства неэффективных, но общественно необходимых продуктов сельского хозяйства путем организации государственных закупок.

16. Обоснованная в диссертации структура прибавочного продукта аграрного производства может быть использована при подготовке учебных материалов по экономике аграрной сферы. Политико-экономическое обобщение становление, функционирования и развития рынка, также методов государственного регулирования является важной информационной базой для учебного материала для высшей школы, для ведения курсов «Экономическая теория», «Государственное регулирование рынка», «Экономика Кырыгзстана» и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. «О земельной реформе» от 19 апреля 1991 г. 2. «Об аренде и арендных отношениях» от 14 апреля 1990 г.
  2. Программа земельной и аграрной реформы в Кыргызской Республике на1995 1996 гг. — Бишкек, 1995 г.
  3. Государственная программа «О развитии сельскохозяйствен-ного кооперативного движения в Кыргызской Республике». № 875 от 22 декабря 2002 года.
  4. М.И. Козыря. 2-е изд., испр. И доп. М.: Юристъ, 1999.- 534 с.
  5. Аграрная реформа в Российской Федерации правовые проблемы и решения// М., 1998.-227 с.
  6. Э.А., Ишмухамеддов Ш. Узбекистон на пути к рынку: теоретические основы, условия и практика перехода. Ташкент, 1993 152 с.
  7. P.P. Острые грани перестройки АПК. Алматы, 1990 159с.
  8. У., Муслимов III. Экономика социализма и рыночные отношения. Ташкент: Узбекистан, 1991. — 48с.
  9. Аграрное право: Учебник для вузов/ под ред. Проф. Г. е Бысрова и проф. М.И. козыря. 2-е изд., испр. И доп. М.: Юристъ, 1999.- 534 с.
  10. Азбука арендатора// Югай A.M., Топчий В. И., Арашуков В. П. и др. М.: Агропромиздат, 1989. — 11с.
  11. Дж. От плохого семени не жди доброго племени.\ газета «Общественный рейтинг» № 43 от 6.11.2003г.
  12. В.В. Совершенствование платежей за землю на арендной основе. // Тезисы научных докладов. / ТИИИМСХ. 1990. — с 6−7.
  13. Актуальные вопросы земельного кадастра и землеустроительного проектирования на современном этапе // Сбор.науч.тр. Омск, 1987. -134 с.
  14. С.С. Собственность право — социализм: Полемические заметки. -М.: Юрид. лит, 1989.- 176 с.
  15. М.В., Магазиншиков Т. П. Эффективность организации использования земельных ресурсов. Львов: Виша школа, 1981.- 172 с.
  16. Аренда и арендные отношения на предприятиях АПК / Под ред. Баева В. Р, Есакова Д. И. М.: — Агропромиздат, 1989. -78 с.
  17. . Закон стоимости при социализме: Сокр. пер. с Болг. / Науч. ред. И авт. Предисл. В. В. Куликов М.: Экономика, 1988. — 239 е.- (реальный социализм: теория и практика).
  18. И.Д. Экономические связи социалистической промышленности и сельского хозяйства.- Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1978.-152с.
  19. Афанасенко И. Д, Давиденко Л. Н. Новый способ производства продовольства.-М.: Луч, 1992.-256с.
  20. Х.А. Основные вопросы орошения и улучшения водопользования (в сельском хозяйстве). Ташкент: Узбекистан, 1983. — 202 с.
  21. A.M. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. Пособие.-М.: Финансы и статистика, 2003.- 480 с.
  22. Баканов М. И, Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: учебник.- 4-е изд., доп. И перераб. М.: Финансы и статистика, 2000. — 416 с, ил.
  23. М. Фермерское производство: организация, управление, анализ// Пер. с англ. А.С.Каменского- предисл. В. Ф. Башмачникова. М.: Агропромиздат, 1989. — 464 с.
  24. В.Н. Профессор Александр Чаянов. М.: Агропромиздат, 1990. -304 с.
  25. В. Социалистическое аграрное производство: ступени и формы становления статуса хозяина// Экономические науки. 1990 г. № 2.
  26. В.Ф. Хозяйствующий крестьянин: экономические условия формирования // Сельскохозяйственная практика: противоречия перестройки. -М.: Агропромиздат, 1989. с. 188−228.
  27. Баймужаев Бакытжан. Трансформация собственности и переходный период. Алматы, 1998. — 264 с.
  28. Ф.И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: Учебное пособие/Под ред. Проф. М. Г. Лапусты.-М. ИНФРА-М, 2003, — 198 с.
  29. В.А., Богомолова А. В. Антикризисное регулирование экономики. Теория и практика: Учеб. Пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДИАНА, 2003.-271 с.
  30. В.Р. Размеры производства в сельском хозяйстве // Вест. с.-х. науки. -1988. -№ 5. с. 91−99. — /Чаяновские чтения.
  31. В.А. Плата за землю. Проблемы, предложения. // Земледелие. -1991. -№ 8. -с. 34−37.
  32. В.Н. История земельных отношений и землеустройства. М.: Сельхозиздат, 1956. — 247с.
  33. Braverman A., Stidlitz J.T. Cost Sharing Arrangements under sharecropping// Amerikan Jornal of Agrocultural Economics. 1986. 68 P. 642- 652/
  34. К. Налоги и иноземное государство Все начиналась с десятины: этот многоликий налоговый мир. М.: Прогресс, 1992.- 498с.
  35. . Сочетание различных форм хозяйствования // АПК: Экономика, управления. 1991. — № 6 — с. 12- 15.
  36. Ю.И. Учет и анализ использования земельных ресурсов. М.: Статистика, 1976. 119 с.
  37. Е.Н. Государственные экономические стратегии/ Рос. Экон. Акад. -М., 1998.-440 с.35
Заполнить форму текущей работой