Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование готовности будущих специалистов дошкольного образования к развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эффективность процесса формирования готовности студента-будущего педагога дошкольного образования к развитию эмоциональной сферы дошкольника обеспечивается комплексом психолого-педагогических условий: обеспечение развития устойчивых мотивов профессиональной деятельности, направленной на развитие эмоциональной сферы дошкольниковобеспечение направленности- (содержания) образования на успешную… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические основы формирования готовности специалиста дошкольного образования к развитию 18 эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
    • 1. 1. Анализ особенностей развития эмоциональной сферы детей ^ ^ дошкольного возраста
    • 1. 2. Сущность психолого-педагогической готовности будущего педагога дошкольного образования к развитию эмоциональной 43 сферы дошкольника
    • 1. 3. Психолого-педагогические условия формирования готовности педагога к развитию эмоциональной сферы дошкольников
  • Глава II. Экспериментальное исследование готовности будущих педагогов дошкольного образования к развитию эмоциональной 86 сферы дошкольников
    • 2. 1. Диагностический инструментарий изучения готовности будущих педагогов дошкольного образования к развитию 86 эмоциональной сферы дошкольников
    • 2. 2. Экспериментальная модель формирования готовности будущих педагогов дошкольного образования к развитию эмоциональной сферы дошкольника

Формирование готовности будущих специалистов дошкольного образования к развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Происходящие в. сфере российского образования изменения порождают ситуацию, когда значимость первого звена в образовательном ряду «детский сад-школа-вуз» существенно возрастает, так как основа полноценного развития личности закладывается именно на этапе дошкольного детства. По мнению многих исследователей, дошкольное детство является наиболее сензитивным периодом развития, когда активно развивается психика ребенка, обеспечивая его личностное развитие.

Проблема развития личности дошкольника в отечественной и зарубежной педагогике и психологии изучена достаточно хорошо. Анализируя факторы, определяющие полноценное психическое развитие ребенка такие ученые, как Л. М. Аболин, А. Г. Асмолов, М. Б. Арнольд, Ю. А. Афонькина, Л. И. Божович, Г. М. Бреслав, А. Валлон, В. Вилюнас, JI.C. Выготский, Ю. Б. Гиппенрейтер, Н. Я. Грот, О. В. Гордеева, Ч. Дарвин, У. Джемс, Б. И. Додонов, Л. Я. Дорфман, М. И. Дьяченко, A.B. Запорожец,

A.Г. Злобин, Е. П. Ильин, К. Изард, Е. И. Изотова, Ф. Крюгер, Э. Клапаред, О. Б. Конева, А. Д. Кошелева, И. Ю. Кулагина, Д. В. Люсин, Г. Ланге, Д. В. Линд слей, А. Н. Лук, B.C. Мухина, У. Мак-Дугалл, В. М. Минаева, М. Митру, Я. 3. Неверович, Е. В. Никифорова, О. С. Никольская,

B.А. Пономаренко, Т. Н. Рахманина, В. В. Суворова, Ж. П. Сартр, П. В. Симонов, Т. Л. Телегина, Г. А. Урунтаева, Д. И. Фельдштейн, Г. Х. Шингаров, П. М. Якобсон едины во мнении, что в этом процессе особая роль принадлежит эмоциям.

Характеризуя эмоции, исследователи особое значение придают их субъективности. В эмоциях и чувствах отражается непосредственное переживание человеком жизненного смысла предметов и явлений действительности. Эмоции сопровождают все виды деятельности и поведения человека. Эмоции, возникшие на начальных этапах познавательной деятельности, сопровождают индивида на протяжении всей жизни. Эмоции оказывают регулирующее влияние на познавательные процессы, сопровождающие деятельность, а также определяют качество научения. Познавательная деятельность направляет эмоциональное возбуждение и делает ее избирательной. Эмоции позволяют выразить оценочное, личностное отношение к выполненным видам деятельности, а также эмоции могут действовать стенически и астенически, повышая и понижая уровень своего влияния на деятельность. Помимо развития познавательной сферы, эмоции оказывают влияние на развитие личности, ее установок, ценностей, самооценки, уровня притязаний и т. д. Следовательно, эмоции определяют не только качество познавательной деятельности, но и структуру личности в целом.

Основным направлением в развитии эмоциональной сферы дошкольника является формирование способности различать базовые эмоции (радость, гнев, печаль, страдание и т. д.), эмоциональные состояния по их внешнему проявлению: через мимику, жесты, позууправлять эмоциями и чувствами (произвольность поведения), а также развитие динамики содержания, устойчивости, глубины моральных, эстетических, познавательных чувств.

Сказанное выше позволяет предположить, что одним из приоритетных направлений работы системы дошкольного образования должно стать целенаправленное развитие эмоциональной сферы дошкольников, что обеспечит успешное развитие интеллектуальной, социальной и других сфер жизни ребенка. Это означает, что на педагогах дошкольных образовательных учреждений лежит ответственность за организацию работы, направленной на развитие эмоциональной сферы дошкольника, а также просветительской деятельности, которая позволяет формировать у родителей более точные представления об особенностях психического развития их ребенка, вооружать их методическими приемами, обеспечивающими широту и качество воспитательного воздействия.

Однако анализ специфики профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования показывает, что, несмотря на констатацию значимости эмоционального развития дошкольника, в государственном образовательном стандарте нет специальных учебных предметов, которые бы позволили осуществлять качественную подготовку будущих педагогов дошкольного образования к развитию эмоциональной сферы дошкольника. Следует отметить, что в вузах не уделяется достаточно внимания созданию и реализации психолого-педагогических условий, способствующих формированию готовности будущего педагога к развитию эмоциональной сферы дошкольника. Кроме того, практика дошкольного воспитания показывает, что развитие эмоциональной сферы дошкольника осуществляется не системно, а, в основном, лишь через стимулирование эстетических переживаний, развитие художественных, музыкальных, актерских способностей.

Готовность педагога к осуществлению профессиональной деятельности, направленной на развитие эмоциональной сферы дошкольников, формируется в ходе обучения в вузе и является показателем профессиональной компетентности будущего специалиста. На наш взгляд, под готовностью педагога к развитию эмоциональной сферы дошкольника следует понимать наличие знаний о целях, задачах, принципах, особенностях развития эмоциональной сферы дошкольниковналичие сформированных умений различать и управлять эмоциями ребенка, использовать моральные и материальные стимулы, направленные на развитие эмоциональной сферыналичие устойчивых мотивов профессиональной деятельности, умение применять на практике психологические средства, методы и приемы, способствующие развитию эмоций и чувств ребенка, умение различать, понимать и управлять своими собственными эмоциями и чувствами.

Характеризуя состояние изученности данной проблемы, можно констатировать тот факт, что в последнее время интерес к проблеме формирования готовности к профессиональной деятельности, направленной на развитие эмоциональной сферы дошкольника, будущих педагогов дошкольного образования повысился. Высшим профессиональным образованием накоплен достаточный опыт по общим проблемам организации профессиональной подготовки студентов. Педагогическим и методическим аспектам профессиональной подготовки студентов в условиях вуза посвящены работы E.H. Бондаревской, В. Н. Белкиной, С. Н. Бегидовой, JI.E. Варфоломеевой, Ф. Н. Гоноболина, A.A. Деркача, Э. Ф. Зеера, Е. А. Климова, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, З. К. Меретуковой, З. И. Рябикиной, Н. В. Самоукиной, Э. Э. Сыманюк, Ю. С. Тюнникова, Г. И. Хозяинова, Ф. П. Хакуновой, Е. И. Шияновой, А. И. Щербакова (проблемы профессионального развития личности в условиях вуза) — А. Г. Абросимова, O.A. Абдулиной, Е. М. Борисовой, K.M. Дурай-Новакова, Т. Герасименко, Б. С. Гершунского, А. П. Егоршина, А. К. Клюева, Г. Б. Корнетова, Б. Б. Косова, Е. Б. Мостовой, П. Поспелова, И. Ярмакеева (значимость образовательной среды вуза для профессиональной подготовки студента) — H.H. Богдан, Н. Бордовской, A.A. Вербицкого, В. Г. Каташева,

A. Реан (проблемы мотивации овладения профессиональной деятельностью);

B.C. Аванесова, Н. Д. Брусениной, Е. Галицких, И. Ковалевского, Г. Розман, A.A. Рубаник, Е. Д. Чернова, К. Д. Чермита (организация самостоятельной работы студентов) — K.M. Романова, В. Г. Казанской, В. Г. Ковалевой (организация совместной деятельности студентов и преподавателей).

Общие вопросы профессиональной подготовки будущих воспитателей рассматриваются в работах М. П. Бобровой, Е. В. Затеевой, Т. С. Комаровой, Н. В. Кузьминой, М. В. Коржовой, O.A. Колесник, Е. А. Лобановой, JI.B. Поздняк, П. Г. Саморуковой, Л. Г. Семушиной, А. П. Самородовой, Т. А. Ткачук, В. И. Ядэшко и др. Однако специальных исследований, посвященных выявлению общих принципов, условий профессиональной подготовки будущих воспитателей к развитию эмоциональной сферы дошкольников, нами не обнаружено. В педагогической теории не определено понятие «готовность будущих педагогов дошкольного образования к развитию эмоциональной сферы детей», не определены компоненты и критерии сформированности готовности будущих педагогов дошкольного образования к развитию эмоциональной сферы детей, не разработана модель формирования готовности будущих педагогов дошкольного образования к развитию эмоциональной сферы, не выявлены психолого-педагогические условия, способствующие эффективному формированию готовности будущих педагогов дошкольного образования к развитию эмоциональной сферы дошкольников. Не накоплен достаточный эмпирический материал, характеризующий объективные показатели процесса формирования профессиональной готовности будущих воспитателей к осуществлению профессиональной деятельности, направленной на развитие эмоциональной сферы дошкольников. Недостаточная разработанность данной проблемы в теории профессиональной подготовки вступает в противоречие с требованиями, предъявляемыми практикой дошкольного образования к уровню готовности будущих педагогов дошкольного образования к развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Данное противоречие определило проблему нашего исследования, которая заключается в выявлении психолого-педагогических условий, способствующих эффективности процесса подготовки будущего педагога дошкольного образования к развитию эмоциональной сферы дошкольника.

Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность авторской модели формирования готовности будущих специалистов дошкольного образования к развитию эмоциональной сферы дошкольников, включающей содержание, технологию и педагогические условия, способствующие эффективному формированию готовности студентов-будущих специалистов дошкольного образования к осуществлению профессиональной деятельности, направленной на развитие эмоциональной сферы дошкольников.

Объектом исследования является профессиональная подготовка будущих педагогов дошкольного образования в системе высшего профессионально-педагогического образования.

Предмет исследования — процесс формирования готовности будущих специалистов дошкольного образования к развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования. Процесс подготовки будущих педагогов к развитию эмоциональной сферы дошкольников будет эффективным, если:

— у студентов-будущих педагогов дошкольного образования будут сформированы теоретические представления, отражающие основные проблемы эмоционального развития дошкольников;

— будут реализованы психолого-педагогические условия, которые способствуют эффективной подготовке будущих специалистов дошкольного образования к развитию эмоциональной сферы дошкольников;

— будет реализована модель формирования готовности будущего педагога дошкольного образования к развитию эмоциональной сферы дошкольника.

Для достижения поставленной цели потребовалось решить ряд задач:

1. На основании теоретического анализа психолого-педагогических исследований определить сущность эмоциональной сферы дошкольника и сформулировать понятие «готовность педагога к развитию эмоциональной сферы дошкольника».

2. Выявить основные компоненты и критерии построения авторской модели формирования готовности педагога к развитию эмоциональной сферы дошкольников.

3. Определить диагностический инструментарий, с помощью которого можно фиксировать уровень сформированности умений и навыков развития эмоциональной сферы дошкольников.

4. Апробировать в реальной педагогической практике модель формирования готовности будущего педагога дошкольного образования к развитию эмоциональной сферы дошкольника и разработать методические рекомендации к использованию в педагогической практике авторской модели.

Организация, база и этапы исследования. Эмпирической, базой исследования явились факультет педагогики, психологии и коммуникативистики Кубанского государственного университета (38 студентов 3 курса дошкольного отделения), педагогический факультет Адыгейского государственного университета (42 студента 3 курса дошкольного отделения).

Теоретико-экспериментальное исследование проводилось в три этапа в период с 2006 по 2010 год.

На первом этапе (2006;2007 гг.) в процессе теоретического осмысления проблемы исследования изучалась и анализировалась научная литература по проблеме исследования, осуществлялся анализ состояния проблемы на практике, определялись теоретические и методологические основы исследованияопределилась тема и формулировалась гипотеза, разрабатывалась программа эксперимента, проводились констатирующие срезы. Разрабатывалось содержание экспериментального курса «Теоретико-практические основы развития эмоциональной сферы дошкольника», целью которого было формирование научно-теоретических представлений об эмоциональной сфере детей дошкольного возраста, а также формирование практических умений и навыков организации эффективного развития эмоциональной сферы дошкольников. В результате наметились общие подходы к решению исследуемой проблемы.

Второй этап (2007;2008 гг.) был посвящен определению основных положений диссертационного исследования, анализу содержания образования студентов по специальности «Дошкольная педагогика и психология" — осуществлялся ретроспективный анализ психолого-педагогических исследований по изучаемой проблемеанализировалась учебная деятельность педагогических факультетов Кубанского государственного университета, Адыгейского государственного университета в контексте изучаемой проблемы, проводился отбор диагностического инструментария для выявления готовности студента к развитию эмоциональной сферы дошкольника. Итогом, второго этапа явилась разработка экспериментальной, модели формирования готовности будущих педагогов дошкольного образования к развитию эмоциональной сферы дошкольника и определение психолого-педагогических условий для ее реализации.

На третьем этапе (2008;2010 гг.) осуществлялась апробация экспериментальной модели формирования готовности к развитию эмоциональной сферы дошкольника в специальных психолого-педагогических условиях, позволившая проверить гипотезу исследованияпроводился анализ и обобщение полученных результатовформулировались выводы диссертационного исследования.

Методологической основой исследования явились основные положения теории познания, философская концепция о всеобщей связи и взаимообусловленности явлений, а также психологическая теория деятельности как способа самореализации человека в трудеположения о диалектическом единстве теории и практики, концептуальные положения о деятельностной природе развития личности, единства сознания и деятельности обучаемых.

Методологическими ориентирами явились гуманистический, аксиологический, деятельностный и личностно-ориентированный подходы к исследованию профессиональной готовности будущих специалистовмотивационные, когнитивные, психодинамические теории эмоций.

Теоретической основой исследования являются: психологическая теория готовности к деятельности (Б.Г. Ананьев, М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович, Н. Д. Левитов, A.A. Ухтомский и др.) — деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, A.B. Запорожец, A.A. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, A.B. Петровский, С. Л. Рубинштейн и др.) — закономерности развития личности (К.А. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, Э. Ф. Зеер, И. Ф. Исаев, И. А. Колесникова, Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская,

Д.И. Фельдштейн и др.) — принципы и методы системного подхода к анализу педагогических явлений (С.И. Архангельский, В. П. Беспалько, И. Л. Бим, И. В. Блауберг, Т. А. Ильина, В. П. Кузьмин, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, И. Н. Садовский, В. А. Сластенин, А.И. Щербакова) — теория профессионального образования (Н. Е. Астафьева, А. П. Беляева, С. Я. Батышев, А. Г. Гостев, Ю. М. Забродин, Н. В. Кузьмина, Н. В. Молоткова, А. Я. Найн, В. М. Распопов, Е. В. Романов, А. Н. Сергеев, В. А. Сластенин, Ю. Г. Татур и др.) — теория личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, И. А. Колесникова, Н. В. Кузьмина, В. В. Сериков, В.А. Сластенин) — современные концепции обучения (A.A. Вербицкий, В. Н. Воробьев, Ю. В. Громыко, А. И. Жук, H.H. Кошель, Н. Б. Лаврентьева и др.) — дидактические особенности организации учебно-познавательной деятельности обучающихся (Н.Д. Андреева, В. П. Беспалько, И. Я. Лернер, И. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.) — теория и практика использования информационных технологий в обучении (С.А. Бешенков, А. Л. Денисова, H.A. Инькова, В. Ю. Лыскова, Е. А. Ракитин, И. В. Роберт и др.) — теории формирования готовности к профессиональной деятельности (В.П. Беспалько, А. Л. Денисова, В. А. Сластенин, Н. К. Солопова и др.).

Методы исследования. теоретические: анализ психолого-педагогической научно-методической литературы по проблеме исследования, моделирование, обобщение, сравнение, синтез, теоретический анализ состояния проблемы исследования;

— экспериментальные: наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование, метод экспертной оценки, методы математической обработки экспериментальных данных (метод выборочных долей).

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— сформулировано понятие «готовность педагога дошкольного образования к развитию эмоциональной сферы дошкольника», которое представляет собой совокупность теоретико-практических и психологических знаний и умений, предполагающих знание теоретических концепций, отражающих основные проблемы эмоционального развития дошкольников, практических умений, определяющих специфику педагогической деятельности, направленной на развитие эмоциональной сферы дошкольников, а также профессионально важных качеств личности, необходимых для профессиональной деятельности, направленной на развитие эмоциональной сферы дошкольников/

— выявлены и обоснованы компоненты (теоретический, практический, психологический) и критерии сформированности готовности специалиста дошкольного образования к развитию эмоциональной сферы дошкольника;

— разработана модель формирования готовности будущих педагогов дошкольного образования к развитию эмоциональной сферы дошкольника, структурно представленная целевым, содержательным, результативным компонентами;

— определен и реализован комплекс психолого-педагогических условий, способствующий эффективному формированию готовности студентов-будущих педагогов дошкольного образования к осуществлению профессиональной деятельности, направленной на развитие эмоциональной сферы дошкольника: обеспечение развития устойчивых мотивов профессиональной деятельности, направленной на развитие эмоциональной сферы дошкольниковобеспечение направленности (содержания) образования на успешную подготовку специалистов дошкольного образования к развитию эмоциональной сферы старших дошкольников (спецкурс «Теоретико-практические основы эмоционального развития ребенка-дошкольника») — организация педагогической практики, обеспечивающей профессиональное саморазвитие студентов-практикантоворганизация совместной деятельности студентов и воспитателей ДОУ, направленной на развитие эмоциональной сферы дошкольникавключение студента в различные виды профессионально-ориентированной деятельности (участие в профессиональных конкурсах и профильных олимпиадах, способствующих формированию профессиональных умений и навыков студентов, необходимых для развития эмоциональной сферы дошкольника).

— разработан и апробирован диагностический инструментарий, позволяющий изучить уровень сформированное&tradeкомпонентов готовности будущего педагога к развитию эмоциональной сферы дошкольника.

Теоретическая значимость исследования заключается в определении сущности понятия «готовность педагога дошкольного образования к развитию эмоциональной сферы дошкольника" — определении критериев и компонентов, позволяющих судить о сформированности готовности будущего педагога к развитию эмоциональной сферы дошкольникав разработке теоретической модели формирования готовности будущих педагогов дошкольного образования к развитию эмоциональной сферы дошкольника. Результаты, полученные в ходе исследования, позволяют дополнить и усовершенствовать систему профессиональной и теоретической подготовки специалистов дошкольного профиля.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный и апробированный спецкурс «Теоретико-практические основы эмоционального развития ребенка-дошкольника», прошедшие опытно-экспериментальную проверку материалы и результаты исследования могут быть использованы для совершенствования процесса профессиональной подготовки специалистов дошкольного профиля в вузе и в системе повышения квалификации педагогов дошкольного образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Готовность педагога к развитию эмоциональной сферы дошкольника представляет собой совокупность теоретико-практических и психологических знаний и умений, предполагающих знание теоретических концепций, отражающих основные проблемы эмоционального развития дошкольников, практических умений, определяющих специфику педагогической деятельности, направленной на развитие эмоциональной сферы дошкольников, а также профессионально важных качеств личности, необходимых для профессиональной деятельности, направленной на развитие эмоциональной сферы дошкольников.

2. Структуру готовности педагога к развитию эмоциональной сферы дошкольников составляют теоретический, практический, психологический компоненты. Готовность педагога к развитию эмоциональной сферы дошкольников определяется по следующими критериям: знает основные теории и концепции, объясняющие специфику и возрастные особенности развития эмоциональной сферы дошкольникаумеет четко формулировать цели и задачи, осуществлять планирование и прогнозировать результаты воспитательной деятельности, направленной на развитие эмоциональной сферы дошкольникаумеет создать среду (условия) и организовать эффективное групповое общение, способствующее развитию эмоциональной сферы ребенкасформированы устойчивые мотивы профессиональной деятельности, профессионально важные качества и способности, необходимые для развития эмоциональной сферы дошкольникаумеет применять психологические средства, методы и приемы, обеспечивающие развитие эмоций и чувств ребенка.

3. Организацию и функционирование процесса формирования готовности студента-будущего педагога дошкольного образования к развитию эмоциональной сферы дошкольника необходимо осуществлять на основе его концептуальной модели, включающей три компонента: целевой, содержательный, результативный.

Целевой компонент представлен целью и задачами, которые стоят перед нами в ходе реализации данной модели. В качестве цели реализации данной модели предполагалось формирование готовности будущих педагогов дошкольного образования к развитию эмоциональной сферы дошкольника.

Основными задачами реализации модели явились формирование теоретических знаний, отражающих основные проблемы эмоционального развития дошкольниковформирование практических умений и навыков, определяющих специфику педагогической деятельности, направленной на развитие эмоциональной сферы дошкольниковформирование профессионально важных качеств личности и психологических умений, необходимых для профессиональной деятельности, направленной на развитие эмоциональной сферы дошкольников.

Содержательный компонент модели реализуется через психолого-педагогические условия, которые позволят эффективно формировать готовность будущих педагогов дошкольного образования к развитию эмоциональной сферы дошкольника (обеспечение развития устойчивых мотивов профессиональной деятельности, направленной на развитие эмоциональной сферы дошкольниковобеспечение направленности (содержания) образования на успешную подготовку специалистов дошкольного образования к развитию эмоциональной сферы старших дошкольников (спецкурса «Теоретико-практические основы эмоционального развития ребенка — дошкольника») — организация педагогической практики, обеспечивающей профессиональное саморазвитие студентов-практикантоворганизация совместной деятельности студентов и воспитателей ДОУ, направленной на развитие эмоциональной сферы дошкольникавключение студента в различные виды профессионально-ориентированной деятельности (участие в профессиональных конкурсах и профильных олимпиадах, способствующих формированию профессиональных умений и навыков студентов, необходимых для развития эмоциональной сферы дошкольника).

Результативный компонент — готовность будущих педагогов дошкольного образования к развитию эмоционально й сферы дошкольника (теоретический, практический и психологический компонент).

4. Эффективность процесса формирования готовности студента-будущего педагога дошкольного образования к развитию эмоциональной сферы дошкольника обеспечивается комплексом психолого-педагогических условий: обеспечение развития устойчивых мотивов профессиональной деятельности, направленной на развитие эмоциональной сферы дошкольниковобеспечение направленности- (содержания) образования на успешную подготовку специалистов дошкольного образования к развитию эмоциональной сферы старших дошкольников (спецкурс «Теоретико-практические основы эмоционального развития ребенка-дошкольника») — организация педагогической практики, обеспечивающей профессиональное саморазвитие студентов-практикантоворганизация совместной деятельности студентов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, направленной на развитие эмоциональной сферы дошкольникавключение студента в различные виды профессионально-ориентированной деятельности (участие в профессиональных конкурсах и профильных олимпиадах, способствующих формированию профессиональных умений и навыков студентов, необходимых для развития эмоциональной сферы дошкольника).

5. Спецкурс «Теоретико-практические основы эмоционального развития ребенка-дошкольника», позволяет сформировать у будущего педагога научные представления об особенностях развития эмоциональной сферы дошкольников, а также сформировать практические умения и навыки организации эффективного развития эмоциональной сферы дошкольников.

Достоверность и обоснованность исследования обеспечивалась общей методологией работы, системным анализом изучаемых явлений, использованием современных педагогических концепций, методологических основ теории познания, выбором и использованием методов, соответствующих задачам исследования, воспроизводимостью результатов эксперимента, обработкой полученных эмпирических результатов на основе количественного и качественного математического анализа, позволившего сформулировать обобщенные выводы педагогического исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через опубликование учебных пособий, статей, докладов, тезисовразработку и реализацию учебно-методических комплексов учебных курсов, дисциплин специализации, методических разработок для будущих педагогов дошкольного образования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на научных, научно-практических конференциях международного и всероссийского уровня (Краснодар, 2001;2010; Санкт-Петербург, 2003;2009; Пятигорск, 2006; Ульяновск, 2007; Армавир, 20 072 010; Волгоград, 2008; Майкоп, 2008;2009; Нальчик, 2008; Липецк, 20 092 010; Красноярск, 2009; Карачаевск, 2010; Туапсе, 2010), ежегодных научно-практических семинарах преподавателей вузов. Внедрение результатов исследования было осуществлено в процессе профессиональной подготовки педагогов дошкольных учреждений в ГОУ ВПО Кубанском государственном университете, ГОУ ВПО Адыгейском государственном университете, в процессе повышения квалификации специалистов системы дошкольного образования в ГОУ КК Краснодарском краевом институте дополнительного профессионального педагогического образования.

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), где размещены 16 таблиц и 4 рисунка, заключения, списка использованной литературы (всего 220 источников), 2 приложений.

Выводы по работе

Реализация в ходе исследования первой задачи позволила нам сформулировать-понятие «готовность педагога к развитию эмоциональной сферы дошкольника». На наш взгляд, готовность педагога дошкольного образования к развитию эмоциональной сферы дошкольника представляет собой совокупность теоретико-практических и психологических знаний, умений и навыков, предполагающих знание основных теорий и концепций, принципов и методов, целей и задач развития эмоциональной сферы дошкольника, знание специфики и возрастных особенностей развития эмоциональной сферы дошкольника (теоретический компонент готовности) — наличие умений оценивать, различать и управлять эмоциями ребенка, использовать моральные и материальные стимулы, организовывать деятельность дошкольников, направленную на развитие эмоциональной сферы (практический компонент готовности) — наличие устойчивых мотивов профессиональной деятельности, умение применять на практике психологические средства, методы и приемы, способствующие развитию эмоций и чувств ребенка, умение различать, понимать и управлять своими собственными эмоциями и чувствами, умение развивать в себе профессионально важные качества личности и личностные качества, которые будут примером для подражания дошкольников (психологический компонент готовности).

В ходе исследования нами было установлено, что готовность к профессиональной деятельности наиболее полно может быть представлена теоретическим, практическим и психологическим компонентами. Определив компоненты готовности, мы посчитали необходимым определить критерии сформированности готовности педагога к развитию эмоциональной сферы дошкольника. Теоретическая ¦ готовность педагога дошкольного образования к развитию эмоциональной сферы дошкольника есть знание теоретических концепций, отражающих основные проблемы эмоционального развития дошкольников. Практическая готовность педагога дошкольного образования к развитию эмоциональной" сферы дошкольника представляет собой совокупность практических умений, определяющих специфику педагогической* деятельности, направленной на развитие эмоциональной* сферы дошкольников. Психологическая готовность педагога дошкольного образования к развитию эмоциональной сферы дошкольника предполагает также наличие профессионально важных качеств личности, необходимых для профессиональной деятельности, направленной на развитие эмоциональной сферы дошкольников.

Наиболее эффективными психолого-педагогическими условиями являются:

— обеспечение развития устойчивых мотивов профессиональной деятельности, направленной на развитие эмоциональной сферы дошкольников;

— обеспечение направленности (содержания) образования на успешную подготовку специалистов дошкольного образования к развитию эмоциональной сферы старших дошкольников (спецкурс «Теоретико-практические основы эмоционального развития ребенка-дошкольника») — организация педагогической практики, обеспечивающей профессиональное саморазвитие студентов-практикантов;

— организация совместной деятельности студентов и воспитателей ДОУ, направленной на развитие эмоциональной сферы дошкольникавключение студента в различные виды профессионально-ориентированной деятельности (участие в профессиональных конкурсах и профильных олимпиадах, способствующих формированию профессиональных умений и навыков студентов, необходимых для развития эмоциональной сферы дошкольника).

Разработанная нами модель включает в себя целевой, содержательный и результативный компоненты. Результатом реализации данной модели стала готовность будущих педагогов к развитию эмоциональной сферы дошкольника, качество сформированности которой определяется высоким уровнем сформированности теоретической, практической и психологической готовностей.

В качестве методик изучения готовности будущего педагога к развитию эмоциональной сферы дошкольника были определены разработанные нами опросник «Диагностика сформированности компонентов готовности будущих педагогов дошкольного образования к развитию эмоциональной сферы дошкольника», тестовых заданий разного уровня сложности, а также использована методика Н. Холла «Диагностика «эмоционального интеллекта».

Эффективность предложенной модели формирования готовности к развитию эмоциональной сферы дошкольников была доказана экспериментально, что подтверждается положительной динамикой ряда показателей:

1. Сформированностью теоретического компонента готовности к развитию эмоциональной сферы дошкольника в экспериментальной группе: на констатирующем этапе эксперимента составлял 6,8%, а на контрольном -82,95%.

2. Сформированностью практического компонента готовности к развитию эмоциональной сферы дошкольника в экспериментальной группе: на констатирующем этапе эксперимента составлял 7,1%, а на контрольном -95,5%.

3. Сформированностью психологического компонента готовности к развитию эмоциональной сферы дошкольника в экспериментальной группе: на констатирующем этапе эксперимента составлял 12,3%, а на контрольном — 90,9%.

4. Результатами тестирования знаний студентов экспериментальной группы по проблеме развития эмоциональной сферы дошкольников: на констатирующем этапе эксперимента третьего (креативного) уровня достигли 12,5% студентов, а на контрольном этапе — 86,7%.

5. Интегративный уровень эмоционального интеллекта в экспериментальной группе по методике «Диагностика «эмоционального интеллекта» на констатирующем этапе эксперимента составлял 8,6%, а на контрольном — 79,1%.

Результаты осуществленного нами экспериментального исследования подтверждают выдвинутую гипотезу. Это означает, что предложенная нами модель формирования готовности педагогов к развитию эмоциональной сферы дошкольников является эффективной.

Заключение

Реформирование всех уровней российской системы образования ориентировано на создание для личности оптимальных условий развития, что должно способствовать ее успешной самореализации, социальной адаптации в обществе. Ведущая роль в этом реформировании принадлежит дошкольным учреждениям, в стенах которого закладываются основы психоэмоционального, личностного развития дошкольника.

Основными характеристиками эмоций являются их субъективность, возможность выражать через эмоции оценочное, личностное отношение к выполненным видам деятельности, возможность оказывать регулирующее влияние на познавательные процессы, сопровождающие деятельность, что определяет качество научения. Кроме того, эмоции оказывают влияние на развитие личности, ее установок, ценностей, самооценки, уровня притязаний и т. д. В этой связи одной из задач деятельности дошкольного образовательного учреждения выступает целенаправленное развитие эмоциональной сферы дошкольника, что требует готовности студента-будущего педагога дошкольного образования к реализации данной задачи.

Готовность педагога к развитию эмоциональной сферы дошкольника предполагает наличие знаний теоретических концепций, отражающих основные проблемы эмоционального развития дошкольников, практических умений, определяющих специфику педагогической деятельности, направленной на развитие эмоциональной сферы дошкольников, а также профессионально важных качеств личности, необходимых для профессиональной деятельности, направленной на развитие эмоциональной сферы дошкольников.

Подготовка студентов-будущих педагогов к развитию эмоциональной сферы дошкольников осуществлялась в специально созданных психолого-педагогических условиях.

В качестве наиболее важных психолого-педагогических условий мы определили. следующие:

— обеспечение развития устойчивых мотивов профессиональной деятельности, направленной на развитие эмоциональной, сферы дошкольников;

— обеспечение направленности (содержания) образования на успешную подготовку специалистов дошкольного образования к развитию эмоциональной сферы старших дошкольников (спецкурс «Теоретико-практические основы эмоционального развития ребенка-дошкольника») — организация педагогической практики, обеспечивающей профессиональное саморазвитие студентов-практикантов;

— организация совместной деятельности студентов и воспитателей ДОУ, направленной на развитие эмоциональной сферы дошкольникавключение студента в различные виды профессионально-ориентированной деятельности (участие в профессиональных конкурсах и профильных олимпиадах, способствующих формированию профессиональных умений и навыков студентов, необходимых для развития эмоциональной сферы дошкольника).

В ходе анализа теоретических основ исследуемой проблемы была разработана модель формирования готовности будущего педагога дошкольного образования к развитию эмоциональной сферы дошкольника. Были определены компоненты и критерии сформированности готовности будущих педагогов к развитию эмоциональной сферы дошкольников.

Анализ экспериментальных данных свидетельствуют об эффективности разработанной нами модели формирования готовности будущего педагога дошкольного образования к развитию эмоциональной сферы дошкольника.

Резюмируя сказанное, отметим, что гипотеза исследования подтверждена, задачи исследования реализованы, цель достигнута.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , П.К. Воспоминания современников, публицистика / П. К. Анохин. М.: Наука, 1990. — 315с.
  2. , JI.M. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения / JIM. Аболин // Вопросы психологии. 1989. — № 4. — С.85 — 87.
  3. , А.Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. М., 1990. — 345с.
  4. , М.Б. Чувства и эмоции как динамические факторы интеграции личности / М. Б. Арнольд, Дж. Гассон. М., 1972. — 276с.
  5. , А.Г. Теоретические и практические основы создания информационно-образовательной среды вуза / А.Г. Абросимов- Мин-во образования РФ, Самар. гос. экон. акад. Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2003.-203 с.
  6. , А.Г. Интенсификация образовательного процесса в вузе / А. Г. Абросимов // Экономические науки. 2004. — № 9. — С. 65−68.
  7. , И.П. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие для студентов средних пед. учеб. заведений / И. П. Андриади. — М.: Академия, 1999.- 160 с.
  8. , O.A. Личность студента в процессе профессиональной подготовки / O.A. Абдулина // Высшее образование в России. 1993. — № 3. -С. 45−51
  9. , Е.М. Индивидуальность и профессия / Е. М. Борисова, Г. П. Логинова. -М., 1991.-276 с.
  10. , Е. Организация учебно-методической работы / Е. Бурцева // Высшее образование в России. 2004. — № 7. — С. 71−79.
  11. , В.Н. Структура профессиональной готовности педагога дошкольного образования к регулированию взаимодействия детей / В. Н. Белкина // Костромской педагогический вестник. 2000. — № 2. — С. 51−57.
  12. , В.П. Персонифицированное образование и обучение как естественная организация просвещения / В. П. Беспалько // Магистр. 1998. -№ 6. — С. 48−64.
  13. , Н.Г. Формирование рефлексивной готовности будущих психологов-педагогов к профессиональной деятельности: автореф. дис.. канд. пед. наук. — Магнитогорск, 2006. 23 с.
  14. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: Прайм — ЕВРОЗНАК, 2004. — 672 с.
  15. , Л.И. К развитию аффективно-потребностной сферы человека / Л. И. Божович // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978. — 239с.
  16. , В. А. Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / В. А. Бодров. М.: Логос, 2007. — 378с.
  17. , С. Н. Психолого-педагогические условия реализации акмеологического подхода в профессиональном образовании Электронный ресурс./ С. Н. Бегидова, A.M. Леонтьев, С. А. Хазова. Режим доступа: adignet.ru/ konfer/konfifk2007/3/3Begidova.htp.
  18. , Г. М. Проблемы эмоциональной регуляции общения у дошкольников / Г. М. Бреслав // Вопросы психологии. 1984. — № 3. — С. 78 -83.
  19. , Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения / Г. М. Бреслав. М., 1990. — 332с.
  20. , Я.Д. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе / Я. Д. Былкина, Д. В. Люсин // Вопросы психологии. 2000. — № 5. — С. 34 — 37.
  21. , Г. В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, O.A. Карабанова. М., 2002. — 396с.
  22. , Н. Педагогика Электронный ресурс. / Н. Бордовская, А. Реан. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotekBuks/Pedagog.
  23. , С.П. Профессиональные деформации личности / С. П. Безносов. СПб.: Речь, 2004. — 272 с.
  24. , А.П. Тенденции развития профессионального образования / А. П. Беляева // Педагогика. 2003. — № 6. — С. 21−26.
  25. , H.A. Развитие познавательной и профессиональной мотивации студентов педагогического вуза в контекстном обучении: автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1997. -23с.
  26. , P.P. Исследование видов целеобразования / P.P. Бибрих. -Кишинев, 1987.-256с.
  27. , P.P. Мотивационные аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе / P.P. Бибрих. Кишинев, 1990. — 317с.
  28. , A.A. Личность и общение. Избранные труды/А. А. Бодалев.— М.: Педагогика, 1983.—271 с.
  29. , У. Теории эмоций / У. Вейтен // Общая психология: тексты: в 3 т. Т. 2. Субъект деятельности / отв. ред. В. В. Петухов. М., 2002. — 331с.
  30. , М.В. О системе профессиональной адаптации студентов / М. В. Вражнова // Высшее образование в России. 2004. — № 9. — С. 118−124.
  31. , О.Ю. Научно-исследовательская деятельность учащихся и студентов / О. Ю. Веслополова // Образование в современной школе. — 2004. -№ 11. — С. 40−43.
  32. , И.Е. Педагогическая культура: становление, содержание и смысл / И. Е. Видт // Образование в современной школе. 2002. — № 3. — С. 3−7.i
  33. , A.A. Проблема трансформации мотивов в контекстном обучении / A.A. Вербицкий, H.A. Бакмаева // Вопросы психологии. 1997. — № 4.-С. 48−56.
  34. , А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон. — СПб., 2001.— 198с.
  35. , Ф.Е. Переживание / Ф. Е. Василюк // Психология: словарь. -М., 1990.-256с.
  36. , Н.В. Личностно-эмоциональная опосредованность выражения эмоций / Н. В. Витт // Вопросы психологии. 1991. — № 1.
  37. , И. Структура профессионального самосознания учителя Электронный ресурс. / И. Вачков. Режим доступа: http://psy.lseptember.ru.
  38. , В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В. К. Вилюнас. М., 1990. — 323с.
  39. , В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций / В. К. Вилюнас // Психология эмоций: тексты. М., 1993. — 317с.
  40. , В. Психология эмоций / В. Вилюнас. СПб.: Питер, 2008. -496 с.
  41. , Б.С. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. 3-е изд., испр. и доп. -М.: Пед. общество России, 2000. — 144 с.
  42. , JT.C. Учение об эмоциях // Выготский, Л. С. Собр. соч. Т. 4. / Л. С. Выгодский. М., 1984. — С. 90−318.
  43. , Л.С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии / Л. С. Выгодский // Вопросы психологии. 1968. -№ 2.-С. 149−152.
  44. , И.А. Эмоции и мышление / И. А. Васильев. М., 1980.
  45. Вундт, Вильгельм. Введение в психологию Текст. / В. Вундт. СПб. и др.: Питер, 2002. — 125 с.
  46. , Е. Организация самостоятельной работы студентов / Е. Галицких // Высшее образование в России. 2004. — № 6. — С. 160−163.
  47. , Е.А. Педагогические условия использования современных информационных и коммуникационных технологий для самообразования будущих учителей Электронный ресурс. / Е. А. Ганин. 2003. — Режим доступа: http://ito.edu.ru/2003mi/VII-0−1673.html
  48. , Т. Вуз в системе профессионального обучения / Т. Герасименко // Высшее образование в России. 2004. — № 4. — С. 49−55.
  49. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: специальность 30 900 «Дошкольная педагогика и психология, квалификация преподаватель дошкольной педагогики и психологии». — М., 2000. — 25 с.
  50. , Н.Я. Значение чувства в познании и деятельности человека / Н. Я. Грот. М., 1884.-354с.
  51. , О.В. Развитие у детей представлений об амбивалентности эмоций / О. В. Гордеева // Вопросы психологии. 1994. — № 6. — С. 26−36.
  52. , О.В. Развитие языка эмоций у детей / О. В. Гордеева // Вопросы психологии. 1995. -№ 2. — С. 137−149.
  53. , П. Я. Психология как объективная наука: Избранные психологические труды/П. Я. Гальперин.- 2008, 480с.
  54. , Ч. О выражении эмоций у человека и животных / Ч. Дарвин. -СПб., 2001.-277с.
  55. , A.A. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека: в 5 кн. Кн. 2. Акмеологические основы управленческой деятельности. М.: РАГС, 2000. — 536 с.
  56. , М.И. Психология высшей школы: учеб. пособие / М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович, C. J1. Кандыбович. Минск: Харвест, 2006. -416с.
  57. Дурай-Новакова, K.M. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: дис.. д-ра пед. наук / K.M. Дурай
  58. . М., 1983. — 36 с.
  59. , У. Что такое эмоция? / У. Джемс // Психология эмоций. М., 1993.
  60. , С. Влияние социальных эмоций на развитие общения детей дошкольного возраста: автореф. дис.. канд. психол. наук / С. Дмитриева. -М., 1997.-23с.
  61. , Б.И. В мире эмоций / Б. И. Додонов. Киев, 1987. — 291с.
  62. , Б.И. Типы общей эмоциональной направленности и тенденции структурирования эмоциональной сферы / Б. И. Додонов // Вопросы психологии. 1972. — № 1. — С. 56 — 62.
  63. , Б.И. Эмоции как ценность / Б. И. Додонов. М., 1978. — 299с.
  64. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, H.A. Ноткина и др.- под ред, Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гуревич. СПб., 1995.
  65. , Л.Я. Индивидуальный эмоциональный стиль / Л. Я. Дорфман // Вопросы психологии. 1989. — № 5. — С. 75 — 81.
  66. , Л.Я. Эмоции в музыке / Л. Я. Дорфман. М., 1997. — 344с.
  67. , М.И. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости / М. И. Дьяченко, В. А. Пономаренко // Вопросы психологии. 1990. — № 1. — С. 35−39.
  68. , Л.Б. Профессиональная подготовка педагога-воспитателя Электронный ресурс./ Л. Б. Железнова. — Режим доступа: http://bank.orenipk.ru.
  69. , И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов / И. А. Зимняя. 2-е изд, доп., испр. и перераб. — М.: Логос, 2005. — 384 с.
  70. , Б.Д. Формирование практической готовности у дефектологов к взаимодействию с детьми с нарушением в развитии Электронный ресурс. / Б. Д. Зодбаева: http://pimno.vspu.ru/Prodject/elib/e-book/SPP/sbornik.
  71. , A.B. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника / A.B. Запорожец // Эмоциональное развитие дошкольника. — М., 1985. — 297с.
  72. , A.B. Роль JI.C. Выготского в разработке проблемы эмоций / A.B. Запорожец // Научное творчество JI.C. Выготского и современная психология. -М., 1981. С. 56 — 62.
  73. , A.B. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка / A.B. Запорожец, Я. З. Неверович // Вопросы психологии. — 1974. № 6. — С. 67 — 62.
  74. , А.Г. К классификации эмоций / А. Г. Злобин // Вопросы психологии. 1991. — № 4. — С.34 — 38.
  75. , В.В. Психология детства / В. В. Зеньковский. М., 1995. -227с.
  76. , Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер. М.- Екатеринбург: Академический Проект: Деловая книга, 2003. -336 с.
  77. , В.П. Человек развивающийся: очерки российской практической психологии / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов // Психолог в детском саду. 2000. — № 2−3. — С. 78 — 83.
  78. , К. Психология эмоций / К. Изард. СПб., 2000. — 344с.
  79. , Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика: учеб. пособие / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. М.: Академия, 2004. — 288 с.
  80. , Е.И. Особенности идентификации эмоций у детей дошкольного возраста / Е. И. Изотова // Научные труды МПГУ. Сер. Психолого-педагогические науки. М., 2003. — 277с.
  81. , Е.И. Эмоциональные представления как фактор психического развития детей дошкольного возраста: автореф. дис.. канд. психол. Наук / Е. И. Изотова. М., 1994. — 24с.
  82. , Е.П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. СПб., 2001. — 276с.
  83. Истоки: базисная программа развития ребенка-дошкольника / науч. ред. JI.A. Парамонова, А. Н. Давидчук, К. В. Тарасова и др. М., 1997. — 189с.
  84. , Е.А. Психология профессионала / Е. А. Климов. — М.- Воронеж: Изд-во ин-т практ. психологии: НПО МОДЭК, 1996. — 400 с.
  85. , Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. Ростов н/Д, 1996. — 509 с.
  86. , Е.А. Введение в психологию труда: учебник / Е. А. Климов. — М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1998. 343 с.
  87. , Б.Б. Обобщенность содержания высшего образования как фактор его развития / Б. Б. Косов // Вопросы психологии. 2005. — № 6. — С. 9−20.
  88. , И. А. Психологическая готовность студентов к профессиональной деятельности и ее взаимосвязь с успешностью обучения (на примере экономического вуза): автореф. дис.. канд. психол. наук / И. А. Калинина. М., 2007. — 26с.
  89. , Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. М., 1990. — 272с.
  90. , О.М. Особенности профессионального мышления в условиях психодиагностической деятельности / О. М. Краснорядцева. -Барнаул, 1998.-217с.
  91. , В.Г. Исследование мотивации профессионального обучения Электронный ресурс. / В.Г. Каташев- КГУ. (Рус). — Режим доступа: http://career.wsu.ru.
  92. , А.Г. Экспериментальное изучение положительных и отрицательных эмоций / А. Г. Кепалайте, В. В. Суворова // Вопросы психологии. 1991. — № 2. — С. 32 — 39.
  93. , Э. Чувства и эмоции / Э. Клапаред // Психология эмоций. — М., 1984.-С. 56−68.
  94. , О.Б. Влияние социальных эмоций на процесс социализациидетей дошкольного возраста: автореф. дис. канд. психол. наук / О.Б.1. Конева. -М., 1996.-24с.
  95. , А.Д. Роль социальных эмоций в становлении нравственной позиции дошкольника / А. Д. Кошелева // Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста / А. Д. Кошелева.-М., 1983.-С. 114−124.
  96. , А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника / А. Д. Кошелева. М., 1985. — 233с.
  97. , И. Организация самостоятельной работы студента / И. Ковалевский // Высшее образование в России. 2000. — № 1. — С. 114−115.
  98. , Ф. Сущность эмоционального переживания / Ф. Крюгер // Психология эмоций. М., 1993. — С. 44 — 61.
  99. , М.А. Динамика представлений об эмоциях детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: автореф. дис.. канд. психол. наук / М. А. Кузьмищева. М., 2002. — 26с.
  100. , И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): учеб. пособие. М.: Изд-во РОУ, 1996. — 180 с.
  101. , В. Проблемно-ориентированное обучение: «управление» и «психология» / В. Ларионов // Высшее образование в России. 2005. — № 7. -С. 23−28.
  102. , К.С. Дефектологические проблемы раннего детского аутизма / К. С. Лебединская, О. С. Никольская // Дефектология. 1988. — № 2.
  103. , А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А. Н. Леонтьев. М., 1971.-312с.
  104. , P.C. Теория стресса и психофизиологические исследования / P.C. Лазарус // Эмоциональный стресс. Л., 1970.
  105. , Г. Эмоции / Г. Ланге. М., 1896.
  106. , Д.В. Эмоции / Д. В. Линдсей // Экспериментальная психология / сост. С. С. Стивене. М., 1980. — Вып. 1. — С. 23 -31.
  107. , В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание / В. А. Лабунская. Ростов н/Д, 1999. — 292с.
  108. Лук, А. Н. Эмоции и личность / А. Н. Лук. М., 1982. — 345с.
  109. , Д.В. Организация знаний об эмоциях: внутренняя структура категории «эмоция» / Д. В. Люсин // Познание, общество, развитие. М., 1996.-С. 33−41.
  110. Люсин, Д: В. Эмпирический анализ категоризации эмоций / Д. В. Люсин // Вопросы психологии. 1999. — № 2. — С. 76 — 82.
  111. Лаврентьев,, Г. В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. Ч. 2 / Н. Б. Лаврентьева, H.A. Неудахина. М., 2002. — 241с.
  112. , Н.Б. Контекстное обучение как инновационная технология: учеб. пособие / Н. Б. Лаврентьева. — Барнаул: Изд-во АлтГУ, 1995.- 150 с.
  113. , Г. В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов / Г. В. Лаврентьев, Н. Б. Лаврентьева. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2002. — 156 с.
  114. , Н.Б. Резервы оптимизации модульного обучения на основе мотивационного программно-целевого управления и педагогической фасилитации / И. И. Кулешова // Педагог: Наука, технология, практика. — Барнаул, 2001. С. 29−35.
  115. , И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. — М.: Педагогика, 1981. 275с.
  116. В. С.Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: Теория и практика (под ред. Леднева B.C., Никандрова Н. Д., Рыжакова М.В.) 2002 г. 384 стр.
  117. , А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М., 1996.-308 с.
  118. , В.А. Введение в педагогическую деятельность / В. А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус. М.: Пед. общество России, 2005. — 325с.
  119. , О.В. Готовность к деятельности как акмеологический феномен: содержание и пути развития: автореф. дис.. канд. пед. наук / О. В. Михайлов. М., 2007. — 24с.
  120. , B.C. Возрастная психология: учеб. для студентов вузов / B.C. Мухина. М.: Академия, 2006. — 432 с. 137 • •
  121. Мак-Дугалл, У. Развитие эмоций и чувств / У. Мак-Дугалл // Психология эмоций. М., 1987. — 356с.
  122. , В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры: Пособие для практических работников дошкольных учреждений / В. М. Минаев. -М., 1999.- 178с.
  123. , М. Сравнительный анализ эмоционального развития дошкольников России, Греции и Кипра: автореф. дис.. канд. психол. наук / М. Митру.-М., 1995.-26с.
  124. , Г. В. Формирование творческих умений в процессе профессионального обучения / Г. В. Никитина, В. Н. Романенко. — СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. гос. ун-та, 1992. 168 с.
  125. , Я.З. Роль эмоций в процессе мотивации поведения у детей / Я. З. Неверович // Тезисы научных сочинений советских психологов к XXI Международному психологическому конгрессу. М., 1976. — С. 45 — 54.
  126. , О.С. Аффективная сфера человека: взгляд сквозь призму детского аутизма / О. С. Никольская. М., 2000. — 315с.
  127. , Е.В. Взаимосвязь социальных эмоций и креативности в старшем дошкольном возрасте: автореф. дис.. канд. психол. наук / Е. В. Никифорова. М., 1998. — 27с.
  128. , Ю.М. О познании своих эмоций / Ю. М. Орлов // Восхождение к индивидуальности. М., 1991. — С. 57 — 64с.
  129. , А.Б. Развитие теоретических схем и понятийных систем в психологии мотивации / А. Б. Орлов // Вопросы психол. 1989. — № 5. — С. 27−34.
  130. , Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза: дис.. д-ра пед. наук / Ю. М. Орлов. -М., 1984.- 175с.
  131. Н. Н Психология межличностных отношений. Киев: Издательство «Лыбедь». 1990.136.
  132. Профессиональное самосознание студентов педагогического вуза Электронный ресурс. / Н. Г. Рукавишникова. Режим доступа: http://www.edu-zone.net/show.
  133. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. — 176 с.
  134. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад- редкол. М. М. Безруких, В. А. Болотов, JI.C. Глебова и др. М.: Большая Рос. энциклопедия, 2002. — 528 с.
  135. Педагогика и психология высшей школы. Ростов н/Д: Феникс, 1998. — 544 с.
  136. Профессиональная пригодность: субъективно-деятельностный подход / под ред. В. А. Бодрова. М.: Изд-во Ин-та практ. психол., 2004. — 390 с.
  137. , П. Организация учебного процесса: проблемы и перспективы / П. Поспелов // Высшее образование в России. 2004. — № 5. — С. 58−69.
  138. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: ACT: Транзиткнига, 2006. — 479 с.
  139. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 1991. — 151 с.
  140. Прохорова, O. J1. Управление самостоятельной работой студентов вузов как условие повышения качества высшего профессионального образования в России Электронный ресурс. / O.JI. Прохорова. Режим доступа: http://education.rekom.ru/62 005/24.html.
  141. П едагогическая практика Электронный ресурс. — Режим доступа: /http://pstgu.ru/faculties/pedagogical/practice.
  142. Профессиональная готовность к педагогической деятельности Электронный ресурс. Режим доступа: /http://www.eduhmao.ru/portal/dt.
  143. Практикум по детской психологии: пособие для студентов пед. ин-тов, учащихся пед. училищ и колледжей, воспитателей детского сада / под ред. Г. А. Урунтаевой. -М.: Просвещение: Владос, 1995. 291 с.
  144. , В.Г. Эмоции. Мифы. Разум / В. Г. Панов. М., 1992. — 227с.
  145. Психология: словарь / под ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М., 1990.-355с.
  146. Психология эмоций. Тексты / под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 391с.
  147. , О.В. Компоненты психологической готовности к профессиональной деятельности социального работника / О. В. Плешакова Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.bashedu.ru/str.
  148. , И.А. Проявление индивидуальных различий по эмоциональности в функции контроля за эмоциональной экспрессией / И. А. Переверзева // Вопросы психологии. 1989. — № 1. — С. 56 — 64.
  149. , Р.И. Мотивационная теория эмоций / Р. И. Пинер // Психология эмоций. М., 1987. — С. 72 — 82.
  150. Программа «Одаренный ребенок» (основные положения). М., 1995. -75с.
  151. Программа «Развитие» (основные положения). М., 1994−1995. — 112с.
  152. Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликман. М., 2002. — 323с.
  153. Психология развития / под ред. Т. Д. Марцинковской. М., 2001. -223с.
  154. , Е. Динамика мотивов в учебно-познавательной деятельности у современных студентов Электронный ресурс. / Е. Руссу. Режим доступа: /http://belisa.org.by/ru/izd/other/Kadr2007/kadr0774.html
  155. , И.Е. О повышении качества самостоятельной работы студентов / И. Е. Рудакова // Вестник Московского ун-та. Сер. 6. Экономика.-2004.-№ 31-С. 136−148.
  156. , З.И. Некоторые аспекты профессионализации личности в вузе / З. И. Рябикина // Теоретические и прикладные проблемы1 психологической службы школы и вуза. Краснодар: Изд-во КГУ, 1992. -223 с.
  157. , Г. Организация самостоятельной работы студентов / Г. Розман // Высшее образование в России. — 1995. № 1. — С. 112−115.
  158. , K.M. Понимание преподавателем студентов как условие индивидуализации процесса обучения / K.M. Романов // Вестник Мордовского университета. 1993. — № 3. — С. 78 — 84.
  159. , И.Е. О новом качестве самостоятельной работы студентов / И. Е. Рудаков // Вестник Московского университета. Сер. 6. Экономика. -2004.-№ 3.-С. 136- 138.
  160. , A.A. Самостоятельная работа студентов / A.A. Рубаник // Высшее образование в России. 2005. — № 6. — С. 17−23.
  161. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.isuct.ru/umo/orgproc 10. html
  162. , H.JI. Подготовка будущего педагога-воспитателя в условиях факультета дополнительных педагогических профессий к профессиональной деятельности: автореф. дис.. канд. пед. наук / H.JI. Романова. -Новокузнецк, 2006. — 24с.
  163. , Ф.М. Условия развития психологической готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов: автореф. дис.. канд. психол наук / Ф. М. Рекешева. Астрахань, 2007. — 26с.
  164. , C.JT. Основы общей психологии: в 2 т. Т. 2 / C. JL Рубинштейн. М., 1989. -315с.
  165. Радуга: программа воспитания и обучения детей от 3 до 6 лет в детском саду. М., 1991. — 115с.
  166. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / под ред. A.B. Запорожца, Я. З. Неверович. М., 1986. — 231с.
  167. , Т.Н. Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений у дошкольников / Т. Н. Рахманина, А. Н. Гайдапак // Активные формы работы практического психолога: сб. науч. ст. — Шадринск, 1994. — С. 34 42с.
  168. , Я. Экспериментальная психология эмоций / Я. Рейковский. М., 1979. — 78 — 84с.
  169. , В.А. Педагогика: учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко. -М.: Школа-Пресс, 1998. 512 с.
  170. , Н.В. Психология профессиональной деятельности / Н. В. Самоукина. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 224 с.
  171. , Э.Э. Психология профессионально обусловленных кризисов / Э. Э. Сыманюк. М.- Воронеж: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та: МОДЭК, 2004.-320 с.
  172. , А.П. Развитие профессионально-педагогической культуры воспитателей дошкольных образовательных учреждений в условиях института повышения квалификации: дис.. канд. пед. наук / А. П. Самородова. М., 2007. — 26с.
  173. , И.Ф. Педагогические условия формирования профессиональной готовности будущих воспитателей к взаимодействию с детьми дошкольного возраста Электронный ресурс. / И. Ф. Слепцова. — Режим доступа: http://www.oim.ru/reader.asp?whichpage=3&mytip.
  174. , И.Ф. Формирование готовности будущих воспитателей к взаимодействию с детьми дошкольного возраста в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис.. канд. пед. наук / И. Ф. Слепцова. М., 2007. — 27с.
  175. , Н.К. Формирование готовности педагога к профессиональной деятельности в современных условиях Электронный ресурс. / Н. К. Солопова. Режим доступа: http://ito.edu.ru/2005/Moscow.
  176. , И.П. Разработка новых тестов и методы проверки их качества: метод, рекомендации по технологии создания пед. текста / И. П. Субботина, Е. А. Долуденко. 2 изд., испр. и доп. — Майкоп: Изд-во АГУ, 2008.-136 с.
  177. , Ж.П. Очерк теории эмоций / Ж. П. Сартр // Психология эмоций: тексты / ред. В. К. Вилюнас. М., 1984.
  178. , Дж. Очерки по психологии детства / Дж. Сели. М., 1909.
  179. , П.В. Мозговые механизмы эмоций / П. В. Симонов // Журнал высшей нервной деятельности. 1997. — Т. 47. — Вып. 2. — С. 78 — 88с.
  180. , П.В. Потребностно-информационная теория эмоций / П. В. Симонов // Вопросы психологии. 1982. — № 6. — С. 46 — 60.
  181. , П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций / П. В. Симонов. М., 1975. — 278с.
  182. , П.В. Эмоциональный мозг / П. В. Симонов. М., 1981. — 278с.
  183. , П.В. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя / П. В. Симонов. М., 1995. — 367с.
  184. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / под ред. Т. И. Ерофеевой. -М., 1999. 256с.
  185. М.Н. Проблемы современной дидактики. 2 -е изд. М.: Педагогика, 1984. — 96 с. (Воспитание и обучение. Б-ка учителя)
  186. , Т.А. Становление информационно-педагогической компетентности будущих педагогов дошкольного образования в процессе организации научно-исследовательской работы: дис.. канд. пед. наук / Т. А. Ткачук. М., 2007. — 26с.
  187. , В. А. Современная психология труда: учеб. пособие/ СПб.: Питер, 2005.-479с.
  188. , Г. А. Дошкольная психология: учеб. пособие для учащихся сред. пед. заведений / Г. А. Урунтаева. М.: Академия, 1996. — 336 с.
  189. , Г. А. Практикум по детской психологии: пособие для" студентов пед. ин-тов, учащихся пед. училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г. А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина- под ред. Г. А. Урунтаевой. — М.: Просвещение: Владос, 1995. 291 с.
  190. , И.А. Психолого-педагогические условия формирования субъектных свойств личности младшего школьника Электронный ресурс. / И. А. Федякова. — Режим доступа: http://festival.lseptember.ru.
  191. , Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. — М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2005. 490 с.
  192. , Н.П. Диагностика и регуляция эмоциональных состояний / Н. П. Фетискин. М., 1990. — 355с.
  193. , Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии. — 1998. -№ 1.-С. 76−84.
  194. Фрейд, 3. Психология бессознательного / 3. Фрейд. М., 1989.
  195. , Г. И. Акмеология физической культуры и спорта: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Г. И. Хозяинов, Н. В. Кузьмина, Л. Е. Варфоломеева. — М.: Академия, 2005. 208 с.
  196. , Е.Д. Совершенствование самостоятельной работы студентов / Е. Д. Чернов // Высшее образование в России. 1994. — № 4. — С. 76−79.
  197. , Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: учеб. пособие для вузов / Д. В. Чернилевский. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 437с.
  198. , В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В. Д. Шадриков. М.: Наука, 1992. — 343с.
  199. , Г. Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности / Г. Х. Шингаров. М.: Наука, 1971. — 242с.
  200. , Е.И. Развитие личности в обучении: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Е. И. Шиянова, И. Б. Котова. М.: Академия, 2000. -288 с. 144 .", ¦
  201. , В.И. Мотивы как фактор эффективности учебной деятельности студентов медвуза / В. И. Шуркин. — М., 1981. — 415 с.
  202. , A.M. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека / A.M. Щетинина // Вопросы психологии. 1984. — № 3. — С. 69−66.
  203. , П. Психология лжи/ П. Экман. СПб. ИЗД-ВО «ПИТЕР». -2002.- 177с.
  204. Эмоциональные нарушения в детском саду возрасте и их коррекция / В. В. Лебединский, О. С. Никольская и др. М., 1990. — 376с.
  205. Эмоциональный мир детей / под ред. Н. Л. Кряжевой. — Ярославль, 1996.-224с.
  206. , П.М. Психология чувств. Ч. 2. Изучение чувств детей и подростков. Развитие нравственных оценок у школьников / П. М. Якобсон. -М., 1961.
  207. Neculau, А. Campul universitar actorii sai / A. Neculau. Ia§ i, 1997.
  208. Allport, G.W. Attitudes / G.W. Allport // A Handbook of Social Psychology / Ed. By Murchison Clark Univ. Press, 1935. P. 15−25.
  209. C/Richards, J. Second Language Teacher Education / Jack C/Richards, David Nunan. Cambridge University Press, 1996. — 320 p.
  210. Crech, D. Theory and Problems of Social Psychology / D. Crech, R.S. Critchfield. -N.-Y., 1948. -P.45−64.
  211. Fison, M.M. Sociological Review / M.M. Fison // The American Sociological Review. 1942. № 7. p. 4−6.
  212. Kluckhohn, C. Values and Value Orientations in the Theory of Actions. In: Pamsons T. and Shils E. (eds.). Toward General Theory of Action. / C. Kluckhohn. Cambridge, Mass: Harvard University Press, 1951. -P. 59 — 62.
  213. Rembowcki J. Wiezi uczuciowe w rodzini. W-wa, 1972
  214. Thomas, W. The polish peasant in Europe and America / W. Thomas, F. Znaniecki. Volumes 1−5. 1918−1920.
Заполнить форму текущей работой