Основные черты гуманно-личностной педагогической концепции Ш. А. Амонашвили, 70-90-е гг. ХХ в
Целостность педагогического процесса, по Ш. А. Амонашвили, проявляется и утверждается жизнью. Ребенок находит смысл жизни только в таком педагогическом процессе, который предоставляет ему возможность удовлетворять свои заботы, стремления, потребности в качестве равноправного члена общества. Целостный педагогический процесс — процесс «экологически чистый», что означает создание в нем благоприятных… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ.С.З
- Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГУМАННО-ЛИЧНОСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Ш. А.АМОНАШВИЛИ.С
- 1. 1. Ведущие целевые ориентиры образования и воспитания. С
- 1. 2. «Момент истины» как аксиологическая характеристика педагогической позиции учителя. С
- 1. 3. Целостность гуманного педагогического процесса. С
- Глава II. ОСОБЕННОСТИ ГУМАННО-ЛИЧНОСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ. С
- 2. 1. Аксиологический аспект обучения на содержательно-оценочной основе .С
- 2. 2. Эмоциональность педагогического процесса. С
- Глава III. АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА УЧИТЕЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Ш. А.АМОНАШВИЛИ .С
- 3. 1. Духовность как основа профессионализма учителя. С
- 3. 2. Профессиональное мастерство. С
- 3. 3. Об индивидуальном стиле педагогической деятельности. С
Основные черты гуманно-личностной педагогической концепции Ш. А. Амонашвили, 70-90-е гг. ХХ в (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность и проблема исследования. В современной общеобразовательной школе России педагогический процесс осуществляется преимущественно на основе авторитарно-императивной педагогики. Ее антиподом является гуманно-личностная педагогика, получившая мировое признание в конце XIX — XX веке. В России (СССР) у истоков этой педагогики стояли такие выдающиеся деятели, как С. Т. Шацкий, П. П. Блонский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др. Огромный вклад в гуманно-личностную педагогику внес крупный отечественный ученый-психолог и педагог Шалва Александрович Амонашви-ли, чье творчество достигло расцвета в 70−90-е годы XX века и успешно продолжается в наши дни, в начале XXI столетия.
В трудах Ш. А. Амонашвили глубоко обоснована с точки зрения философии, психологии и педагогики целостная концепция нового типа образования и изложены пути его реализации, раскрыты основы искусства гуманистического воспитания. Свою педагогическую концепцию ученый назвал ступенькой гуманной педагогики, ведущей учителя вверх. Его концепция вбирает в себя научные и духовные знания, учительский передовой опыт, обобщенный и систематизированный личный профессионально-педагогический опыт, результаты тридцатилетней научно-исследовательской деятельности. Педагогическая концепция Ш. А. Амонашвили как плод нового, гуманного педагогического мышления включает в себя истины и идеи, открывающие возможности непрерывного обновления педагогического процесса, совершенствования творчества, профессионализма учителя. Ведущим постулатом его концепции является вера в возможности ребенка, раскрытие самобытной природы последнего, уважение и утверждение личности, направление ее на путь служения добру, истине, красоте, справедливости. Данная концепция включает и идею единства материального и духовного, рационального и иррационального, научного и религиозного, земного и космического, вечности духа и устремляет человека к такой земной жизни, которая немыслима без развития и совершенствования духа. Положения этой концепции направлены на облагораживание души и сердца ребенка, а знания рассматриваются как необходимое условие созидания, творения блага. Концепция нацелена на воспитание детей самой жизнью. Суть гуманно-личностной педагогики Ш. А. Амонашвили видит не только в новых целях и задачах образовательного процесса, но и в средствах, с помощью которых они должны быть достигнуты. Основными средствами педагогического процесса в концепции Ш. А. Амонашвили выступают разносторонняя деятельность детей и общение, которые несут им повседневную радость, предоставляют свободный выбор, возможность сотрудничества, творчества (См.: Амонашвили Ш. А. Школа Жизни. — М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2000, с.96−97).
Творческая, качественная реализация целей и задач, средств и методов образования, обучения и воспитания, раскрытых в концепции Ш. А. Амонашвили, способствует достижению высокого уровня духовного, нравственного, интеллектуального развития личности каждого ребенка. Это доказано многолетней практикой отечественной школы. Автор концепции свои теоретико-методологические положения, постулаты, принципы и закономерности гуманно-личностной педагогики обобщил и применил к начальному образованию. Однако его концепция в основе своей может быть претворена в жизнь во всех классах средней общеобразовательной школы.
Ш. А.Амонашвили показал, что в гуманно-личностной педагогике цель, задачи, содержание, средства и методы формирования личности реализуются успешно, если учитель воплощает в себе такие высшие общечеловеческие качества, как любовь к детям, уважение личности ребенка, справедливость, доброта, терпение, скромность, мужество, оптимизм, интеллигентность, стремление к творчеству, духовность, мудрость, преданность учительскому делу, понимание своего учительского величия. Творческий поиск учителя должен основываться на воспитании школьников с их же позиции. Как «человек из будущего», учитель глубоко верит в познавательные способности детей, делает их жизнь здоровой и радостной, стремится к тому, чтобы школьники были соучастниками своего воспитания и обучения.
В день своего семидесятилетия Ш. А. Амонашвили в беседе с корреспондентом газеты «Труд» подчеркнул особую актуальность гуманной педагогики в наши дни, когда российские чиновники усиленно насаждают технократизм и авторитаризм в школе, грозят уволить всех учителей, не владеющих компьютером (заметим, что во многих школах компьютеров еще нет!). В этой связи педагог спрашивает: «А как же душа, сердце, талант — это уже не нужно школе?» И здесь же отвечает:
Надо создавать высокие цели и намерения и закладывать их в ребенка. Он не должен быть предоставлен сам себе в сотворении своего духовного мира, особенно в такие времена. Это для него величайшая трудность. Ему обязательно, как витамин, нужны сильные и добрые примеры, нужны герои." (Труд, 2001, 6 марта).
Видный отечественный педагог и журналист В. Ф. Матвеев (19 321 989), один из организаторов общественно-педагогического движения за гуманно-демократическое обновление советской школы, идеолог методической системы «педагогика сотрудничества», на съезде Творческого Союза учителей в г. Сочи (1989) справедливо утверждал: «Сейчас учительством принята педагогическая линия: Сухомлинский-Амонашвили, в основе которой личностно-гуманный подход к ребенку» (Цит: В.Гуливатый. Учитель света и радости // Амонашвили Ш. А. Педагогическая симфония. Часть 1. Екатеринбург: Изд. Уральского ун-та, 1993, с.6).
Педагог В. Гуливатый по праву называет Шалву Александровича «человеком действенной гуманистической мысли и одухотворенного дела». Он пишет: «Амонашвили первый, кто во имя защиты детства возвращает школьную педагогику в науку. Он объясняет, как вернуть в школу радость и свет, как сделать ее мастерской человечности. Только на любви держится действительный гуманизм в педагогике» (Гуливатый В. Учитель света и радости // Амонашвили Ш. А. Педагогическая симфония. Часть 1. Екатеринбург: Изд. Уральского ун-та, 1993, с.6).
Созданная Ш. А. Амонашвили педагогическая концепция, основанная на гуманно-личностном подходе к учащимся, была рекомендована в 1992 году Министерством Образования Российской Федерации к внедрению в практику общеобразовательной школы как новая педагогическая технология (См.: Вестник образования, 1992, № 3).
Нельзя не согласиться с утверждением Д. Д. Зуева, профессора, члена-корреспондента Российской академии образования, главного редактора «Антологии Гуманной педагогики», в том, что концепция гуманно-личностной педагогики Ш. А. Амонашвили, его книга «Школа Жизни» «играет и будет играть в системе образования огромную роль, ибо прежде всего через чтение и внутреннее осмысление прочитанного, возникает у учащихся массовой школы образ, наиболее полно отражающий личностное отношение ребенка к описываемому явлению, формируется наиболее полное представление о предмете, предлагаемом к постижению. Книга прочно, искренне верю, что навсегда, -займет свое место в уникальном явлении из ближайшего будущего гуманной педагогики, имя которому «Школа Жизни» (Зуев Д.Д.
Антология Гуманной Педагогики" - духовный источник Школы Жизни // Амонашвили Ш. А. Школа Жизни. — М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2000, с.106−107).
Заслуживает внимания оценка книги «Школа Жизни» и педагогической концепции Ш. А. Амонашвили, данная видным отечественным психологом и педагогом, крупным деятелем народного образования.
A.Асмоловым: «Скажу лишь, что трактат „Школа Жизни“, хотя и посвящен прежде всего начальной школе, являет собой долгожданную мировоззренческую педагогику, которая как воздух нужна всему нашему образованию. Вряд ли я сильно погрешу против истины, если замечу, что сам Шалва Александрович Амонашвили — большой ребенок, который строит трактат по образу и подобию своему. Ведь им, как и описываемым им ребенком, правят те же неиссякаемые страсти — страсть к развитию, страсть к взрослению, страсть к свободе. Читая этот трактат, обретаешь надежду, что все наши мытарства не зря, а победой будут дети, которые пойдут вместе с нами и дальше нас. И исполняешься верой, что все мы — учителя, как бы ни было тяжело, представители самого вдохновенного искусства на свете — искусства гуманистической педагогики» (Асмолов А.
Введение
в Мир по имени Амонашвили // Амонашвили Ш. А. Школа Жизни. — М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2000, с. З).
Министерство образования Российской Федерации в циркулярном письме № 108 112 от 30 марта 1999 года, подписанном Министром.
B.М.Филипповым, обратило внимание руководителей органов управления Образования субъектов Российской Федерации, ректоров (директоров) учебных заведений высшего и среднего профессионально-педагогического образования на необходимость «целенаправленной работы по формированию у учителя двадцать первого века гуманного педагогического мышления, уходящего своими корнями в глубины Российского и мирового классического педагогического наследия». В названном документе отмечена особая роль, которую выполняет выпускаемая под редакцией Ш. А. Амонашвили серия книг «Антологии Гуманной педагогики» — первое в России краткое, академически выверенное издание ключевых книг об искусстве воспитания всех времен и народов. Вместе с тем в названном циркулярном письме указано, что издана книга Ш. А. Амонашвили «Школа Жизни» -Трактат о начальной ступени образования, основанной на принципах гуманно-личностной педагогики и разработанных им положениях его педагогической концепции. Министр образования В. М. Филиппов рекомендовал «Антологию Гуманной Педагогики», труды Ш. А. Амонашвили использовать в учебном процессе школы и при подготовке учителей.
Современная отечественная педагогика и школа испытывают большую потребность в научно обоснованных положениях и методических рекомендациях, направленных на реализацию гуманно-личностных подходов к учащимся, на развитие у них прирожденных способностей в обучении и воспитании в процессе преодоления противоречий и трудностей в соответствии с их индивидуальными возможностями, с учетом заложенных в них духовных и природных сил. Основными недостатками традиционной (авторитарной) педагогики является отсутствие в ней подхода к воспитанию как развитию, восхождению внутреннего духовного и душевного состояния личности, что является направляющей силой всей целостной жизни человека. Присвоение знаний, облагораживание личности должно осуществляться через сердце и духовность, а поэтому необходимо, чтобы воспитание опережало обучение. Образование в гуманно-личностной педагогике Ш. А. Амонашвили рассматривается как процесс питания души и сердца всем лучшим, возвышающим человека, одухотворяющим его плодами общечеловеческой культуры.
Основной целью новой школы — Школы Жизни, построенной на фундаменте гуманно-личностной педагогики, выступает оказание помощи ребенку в его становлении, развитии, формировании личности благородного человека путем раскрытия его природных и духовных сил. Только такая школа может предотвращать негативное влияние социальной среды, политической и нравственной индоктринации, навязывание худших образцов западных буржуазных ценностей путем внушения, выработки стереотипов, внедрение чуждых доктрин, насаждение примитивизма, пошлости, разврата, агрессивности, преступности, антинауки и других общественных пороков. Средством достижения названных выше целей и задач воспитания и образования является реализация педагогической концепции Ш. А. Амонашвили в деятельности Школы Жизни. Разработанные им в 70−90-е годы положения названной концепции получили дальнейшее развитие в конце XX-начале XXI столетия.
Отдельные вопросы исследуемой проблемы в некоторой мере освещались в педагогической литературе конца XX века. Так, вопросы содержательной оценки знаний учащихся в структуре их учебно-познавательной деятельности анализировались в журнальных статьях В. Гуливатого (1993), М. Константиновского (1997), Д. Д. Зуева (1999). Сущность, основные параметры и краткая характеристика гуманно-личностной образовательной технологии Ш. А. Амонашвили рассматриваются в учебном пособии Г. К. Селевко «Современные образовательные технологии» (1998). Целевые ориентиры образования и воспитания концепции Ш. А. Амонашвили даны в учебниках по педагогике под редакцией В. И. Смирнова (2000), В. А. Сластенина (2000), в курсах лекций по педагогике В. В. Макаева (1992), Т. А. Стефановской.
1998). Эмоциональность педагогического процесса в свете концепции Ш. А. Амонашвили освещается в лекции О. И. Берестовской, включенной в экспериментальное пособие по педагогике под редакцией В. В. Макаева (1992).
Проведенный нами анализ источников и педагогической литературы позволил установить, что в отечественной истории педагогики и образования рассматриваемая проблема не нашла должного освещения. Не исследованы ведущие целевые ориентиры образования и воспитания в педагогической концепции Ш. А. Амонашвили, целостность гуманного педагогического процесса, ведущие черты этого процесса. Не выявлены особенности гуманно-личностной образовательной технологии в этой концепции. Не получил научного обобщения и оценки один из основных вопросов концепции Ш. А. Амонашвили — аксиологический аспект оценивания учебно-познавательной деятельности школьников, а также вопрос об эмоциональности преподавания. Для педагогической науки и школьной практики, совершенствования подготовки учителей представляют ценность анализ результатов исследования Ш. А. Амонашвили аксиологического аспекта профессиональной деятельности учителя, в том числе проблема духовности учителя, являющаяся источником его профессионализма, а также индивидуальный стиль педагогической деятельности учителя.
Противоречия социального, психологического и педагогического характера, недостаточное освещение в педагогической литературе идей, теорий гуманно-личностной педагогики, в том числе концепции Ш. А. Амонашвили, опыта ее реализации в современных условиях, а также теоретическая и практическая значимость названных выше вопросов — все это свидетельствует об актуальности исследуемой проблемы в историческом аспекте. Сказанное определило тему нашей диссертационной работы: «Основные черты гуманно-личностной педагогической концепции Ш. А. Амонашвили (70−90-е годы XX века)» .
Проблема исследования состоит в выявлении и характеристике ведущих положений, идей гуманно-личностной педагогики, разработанной в 70−90-е годы XX века Ш. А. Амонашвили.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: теория и практика педагогического процесса в России в 70−90-е годы XX века.
Предмет исследования: гуманно-личностная педагогическая концепция Ш. А. Амонашвили, созданная в 70−90-е годы XX века и успешно развивающаяся в наши дни.
В соответствии с проблемой и целью исследования определены следующие задачи диссертационной работы:
1 .Проанализировать и охарактеризовать разработанные Ш. А. Амонашвили в 70−90-е годы теоретические основы гуманно-личностной педагогической концепции.
2.Выявить особенности гуманно-личностной образовательной технологии, разработанной Ш. А. Амонашвили.
3.Раскрыть аксиологический аспект профессионально-педагогической деятельности учителя в концепции Ш. А. Амонашвили.
4.Показать с позиций историзма актуальность и прогностическое значение педагогической концепции Ш. А. Амонашвили, определить его вклад в гуманно-личностную педагогику.
Методологическая основа исследования. Автор руководствовался идеей признания философского, гносеологического плюрализма, в том числе допустимости единства материального и духовного, научного и религиозного, рационального и иррационального, земного и космического. Принималась во внимание мысль о том, что воспитание есть общечеловеческая ценность и что его развитию присущи преимущественно гуманистические традиции. Гуманное педагогическое мышление признается как вечная истина и как стержень всякой педагогической теории, концепции, как ведущий фактор постоянного обновления школы, творческой деятельности учителя.
Педагогические факты, явления, идеи изучались в их диалектическом единстве и взаимосвязи. Подбор и оценка фактов, явлений, их анализ осуществлялись объективно. При этом имела место связь объективного с субъективным, логического с историческим. К анализу и обобщению педагогических фактов, явлений, теорий применялись конкретно-исторический, культурологический и системный подходы.
Теоретические основы исследования составили положения, идеи и концепции в которых раскрыты:
— сущность педагогического процесса (Ю.К.Бабанский, Л. Ю. Гордин, Д. Д. Зуев, П. Ф. Каптерев, В. М. Коротов, Я. Корчак, Б. Т. Лихачев,.
A.С.Макаренко, А. В. Мудрик, Н. Д. Никандров, М. Н. Скаткин, В.А.Слас-тенин, А. Т. Стефановская, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, Н. Г. Филонов, Е. Н. Шиянов и др.);
— специфика воспитательной работы (Г.Г.Воробьев, Р. Г. Гурова, И. П. Иванов, В. А. Караковский, Т. Е. Конникова, Л. И. Новикова, Л.И.Ру-винский, В.Н.Сорока-Росинский, Н. Е. Щуркова и др.);
— историко-педагогический процесс как составная часть историко-культурного процесса (М.В.Богуславский, В. П. Борисенков, Г. Н. Волков, В. Н. Вульфсон, Н. К. Гончаров, В. И. Додонов, А.Н.Джурин-ский, Г. Б. Корнетов, В. В. Макаев, З. А. Малькова, А. И. Пискунов, М. Г. Плохова, В. Г. Пряникова, З. И. Равкин, Л. Л. Супрунова, Ф. А. Фрадкин, И. А. Шоров и др.);
— психологические основы обучения и воспитания (Б.Г.Ананьев,.
B.В.Белоус, П. П. Блонский, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, К. К. Платонов и др.).
Использовались следующие основные методы историко-педаго-гического исследования: анализ состояния исследуемой проблемыизучение первоисточниковнакопление и фиксация фактов науки и опытасравнительно-сопоставительный анализ, обобщение и систематизация полученных результатов.
Источники исследования: труды Ш. А. Амонашвилигосударственные документы СССР и Российской Федерациипроизведения видных педагогов России и зарубежных авторов, периодическая печать, материалы и документы, хранящиеся в личных фондах.
Этапы исследования. Первый этап (1997;1999) включал сбор фактического материала, его анализ и систематизацию на основе разработанных соискателем теоретико-методологических подходов. На втором этапе (1999;2000) обобщался систематизированный материал, выявлялись существенные связи педагогических явлений, подводились итоги исследования, делались теоретические обобщения и выводы, подготавливались материалы для публикации. На третьем этапе (2000;2001) завершалось оформление диссертации, проводилась апробация и внедрение полученных результатов в практику.
Научная новизна результатов исследования заключается в том, что впервые в отечественной педагогике даны анализ и характеристика теоретических основ гуманно-личностной педагогической концепции Ш. А. Амонашвили. При этом выявлено, что важнейшей составляющей педагогического процесса является личностно-ориентиро-ванное взаимодействие учителя и учащихся, их добровольное сотрудничество. Особая роль отводится воспитанию духовности личности, становлению Благородного Человека, внутренней нравственно-волевой мотивации учения. Даны теоретическое обоснование и функциональная характеристика созданной педагогом гуманно-личностной образовательной технологии (на материале обучения младших школьников и создания эмоциональности в преподавании), показана высокая эффективность этой технологии. Исследован аксиологический аспект профессионализма учителя, выявлена ведущая черта этого профессионализма — духовность учителя. Раскрыты источники и компоненты педагогического мастерства учителя, охарактеризована сущность индивидуального стиля педагогической деятельности (личного «почерка» учителя) в концепции Ш. А. Амонашвили.
Теоретическая значимость полученных результатов исследования состоит в том, что выявлена целевая ориентация педагогической концепции Ш. А. Амонашвили и основанной на ней технологии образования и воспитания. Эта ориентация включает такие составные, как демократизация школы и личности, равенство, партнерство в субъект — субъектных отношениях учителя и учащихся, приоритет личностных отношений, предоставление учащемуся свободы выбора и самостоятельности в его жизнедеятельности, становление личности Благородного Человека путем раскрытия его сущностных сил, облагораживания души и сердца ребенка, развития его познавательных способностей, творчества.
Разработанные Ш. А. Амонашвили вопросы гуманно-личностной педагогики включают в себя систематизированные научные знания, способствующие более полному и глубокому осмыслению сущности современного педагогического процесса и критическому использованию этих знаний в дальнейшем развитии науки.
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования их в современной школе в целях повышения эффективности обучения и воспитания учащихся. Фактический материал, выводы и обобщения могут быть включены в учебные пособия и учебники по педагогике для педучилищ и педвузов, использоваться для подготовки и повышения квалификации учителей, работников образования, а также родителями учащихся.
Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечена использованием первоисточников, соответствием методов исследования цели изадачам диссертационной работы, апробацией результатов и внедрением их в практику учебно-воспитательной работы ряда высших педагогических учебных заведений.
На защиту выносятся следующие положения:
1.Результаты анализа и обобщения теоретических основ гуманно-личностной педагогической концепции Ш. А. Амонашвили:
— воспитание основывается на целостностной природе ребенка и ставит в центр школьной образовательной системы развитие всей совокупности качеств личности;
— школа обеспечивает полноту жизни учащихся, осуществляет развитие, воспитание и образование с помощью самой жизни;
— обучение становится смыслом жизни, «моментом истины», если оно управляется с позиций самих учащихся;
— образование — процесс духовного развития личности, питания души и сердца всем лучшим, добрым, человеческим, жизнеутверждающим, а также активного участия детей в различных видах деятельности сообразно их возрасту;
— целостный педагогический процесс имеет гуманно — демократическую направленность, ориентирует на создание в обучении и воспитании атмосферы сотрудничества, исключает принуждение, создает условия для проявления инициативы, самостоятельности, творчества, раскрытия индивидуальности и уникальности личности;
— ведущей формой жизнедеятельности учащихся является урок.
2. Результаты исследования аксиологической сущности и особенностей технологии обучения на содержательно-оценочной основе (в начальной школе):
— самооценка учения школьником как составная часть педагогического процесса;
— гуманно-демократический характер обучения без отметок;
— продолжение жизни учащихся на уроке;
— технология создания эмоциональности педагогического процесса как стимулирование «ситуации успеха» .
3. Обобщение с позиций историзма опыта исследования Ш. А. Амонашвили аксиологического аспекта профессионализма учителя:
— духовность учителя как основа его профессионализма;
— педагогическое творчество;
— индивидуальный стиль («личный почерк») педагогической деятельности.
4. Выводы и рекомендации, способствующие совершенствованию целостного педагогического процесса на фундаменте гуманно-личностной концепции Ш. А. Амонашвили.
Апробация и внедрение в практику. Полученные результаты обсуждались в 2000;2001 г. г. на заседаниях кафедры педагогики ПГЛУ, на научно-практических конференциях Ставропольского института им. В. Д. Чурсина (2000, 2001), на III Международном Конгрессе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» (Пятигорск, 2001), на ежегодных заседаниях научно-педагогической секции Пятигорского городского клуба молодых ученых (2000,2001).
Опубликованные материалы использовались членами кафедр педагогики ПГЛУ, Карачаево-Черкесского государственного педагогического университета, преподавателями Карачаево-Черкесского филиала Московского открытого социального университета, Ставропольского института им. В. Д. Чурсина, на лекциях, спецсеминарах по педагогике, при выполнении дипломных и курсовых работ по дисциплинам психолого-педагогического цикла.
Основные положения диссертации отражены в 10 публикациях, объем которых составляет 80 страниц.
Результаты исследования рассматриваемой проблемы позволили Ш. А. Амонашвили в 80-е годы сформулировать ряд положений, характеризующих творческую индивидуальность учителя:
— гуманистическая идейность и целеустремленность (чтобы учитель мог формировать нового человека, личность гуманно-демократического типа, он должен сам олицетворять «человека из будущего);
— глубокая и искренняя вера в творческие силы и способности ребенка;
— уверенность в преобразующей силе творческого педагогического труда;
— оптимистический характер педагогического труда как творчества учителя, направленного на то, чтобы доставлять своим питомцам «радость познания, радость школьной жизни, радость общения с ними» ;
— уважение личности учащихся, их самостоятельности, стремления к совершенству;
— стремление к тому, чтобы школьник добровольно стал «соучастником своего обучения и воспитания» ;
— опора в воспитании и обучении на интересы учащихся, их жизненный опыт, выработка у них умений и навыков самоконтроля и самооценки в учебно-познавательной деятельности (См.: Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. -Мн.: Университетское, 1990, с.293).
Названные положения являются, говоря словами Т.А.Стефа-новской, известного современного отечественного педагога, «индикаторами основ педагогического мастерства» (Стефановская Т. А. Педагогика: наука и искусство. — М.: Совершенство, 1998, с.92). Они свидетельствуют о вкладе ученого в разработку проблемы педагогического творчества и сохраняют свою ценность в современных условиях.
Созданная Ш. А. Амонашвили концепция формирования творческой индивидуальности учителя направлена против авторитарно-императивного педагогического процесса. Эта концепция утверждает, что реализация идей гуманной педагогики во многом зависит от самого учителя, его педагогической культуры, творческого педагогического мышления. В этой связи он утверждал: «.У нас очень мало творчески мыслящих учителей, очень мало новаторских начинаний. Если бы таких учителей было очень много, то проблема обновления школы не была бы сложной проблемой. Именно потому, что в педагогической практике, да и в науке тоже, у нас образовался дефицит творчества, были заглушены творческие начинания отдельных учителей или учительских коллективов» (Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. — М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1995, с.41−42).
Индивидуальный стиль профессионализма учителя, — справедливо отмечает педагог, — явление, присущее гуманной педагогике, включающей «высшие педагогические учения и многообразие соответствующих образовательных систем, несет в себе Чашу Педагогической Мудрости. Все содержимое этой Чаши, которая в течение многих тысячелетий заполнялась по каплям, есть достояние не истории, а будущего. Гуманная педагогика есть достояние для устремленного учителя, для учителя такого склада, который целенаправленно развивает в себе высшие человеческие качества, так необходимые для профессиональной жизни: любовь и доброту, творчество и новизну, интуицию и мудрость, оптимизм и терпение, мужество и преданность, понимание своего учительского величия и скромность» (Амонашвили Ш. А. Школа Жизни. — М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2000, с.98).
Шалву Александровича как учителя характеризует свой, подлинно оригинальный индивидуальный стиль профессиональной деятельности. Основными чертами этого стиля являются глубокий оптимизмдоверительный тон общения, реализуемый в педагогическом контексте- «прозрачность» словапридумывание увлекательных дел для учащихсяпоощрение познавательных шалостей, использование юмораэмоциональный настрой урока и побуждение смелости умаоригинальность замысла и воплощениянахождение духовной общности с детьмипедагогическая совестливость и постоянная забота о питомцах.
Подведем итог сказанному в главе третьей.
Аксиологические ориентиры профессиональной деятельности учителя в гуманно-личностной педагогике Ш. А. Амонашвили воплощают в себе непреходящие ценности духовной жизни современного российского общества. Духовность как источник профессионализма учителя определяет целевую ориентацию воспитания и обучения учащихся, направленность целостного педагогического процесса, развитие и становление личности ребенка, облагораживает его души и сердца. Ребенок как явление несет в себе жизненную миссию, которой он должен служить. Психическая деятельность ребенка включает страсть к развитию, взрослению и свободе. Это обусловливает необходимость наполнения профессиональной деятельности учителя духовным смыслом. Ш. А. Амонашвили доказал, что эта деятельность должна носить гуманный характер и основываться на духовной общности учителя и учащихся. Такая общность вырабатывает у учеников веру в свои силы и веру в учителя, укрепляет у детей любовь к своему учителю и у учителя любовь к ученикам.
Непрерывное совершенствование педагогической деятельности учителя, по Ш. А. Амонашвили, с необходимостью включает обогащение духовной культуры общечеловеческими и национальными ценностями, в том числе принадлежащими православной религиозной культуре, интеллектуальную активность, стимулируемую самообразованием и самовоспитанием, рефлексию по отношению к своей личности и профессии, наличие профессиональной позиции, сознательное выполнение гражданских обязанностей, нравственного долга, заботу об очеловечении среды, в которой живут его воспитанники, учительский образ жизни. Рассматривая воспитанность как результат формирования духовности учеников, учитель сосредоточивает внимание на их таких качествах, как гуманность, самостоятельность в суждениях и мировоззренческих убеждениях, гражданственность, коллективизм, культура поведения и др.
Основным содержанием профессиональной деятельности учителя должно быть формирование духовной культуры учащихся. При этом духовность раскрывается Ш. А. Амонашвили как высшее проявление человеческой сущности. Этому понятию он придает общечеловеческое содержание. Учитель оказывает личное духовное влияние на учащихся, помогает им в самореализации, саморазвитии, самовоспитании.
В концепции Ш. А. Амонашвили с позиций гуманно-личностного подхода к педагогическому процессу раскрыты черты профессионального мастерства учителя как самоорганизующейся системы в структуре его личности. Фундаментом этой системы являются профессионально-педагогические знания, духовно-нравственный мир учителя, базирующийся на таких ценностях, как Свобода, любовь, ответственность, субъектность личности, вера в возможности каждого ученика достичь высших гуманных идеалов. Составной частью этого фундамента педагог считает обобщенный личный профессиональный опыт учителя. Важной чертой педагогического мастерства он называет индивидуальный подход к учащимся, сущность которого видит в том, что учитель основывается на движении целостной Природы в ребенке, при этом учитель облагораживает и возвышает человеческую сущность в нем.
Ш. А.Амонашвили сделаны обобщения, содержащие по существу закономерности и принципы профессиональной деятельности учителя, а также заповеди-рекомендации, способствующие совершенствованию учителем своего мастерства. В разработанной им «Клятве учителя» дается схематичный суммарный образ учителя-мастера педагогического труда, деятельность которого основывается на принципах гуманной педагогики. Теоретическое значение и большой практический интерес представляет созданный им «Свод правил для учителя», характеризующий ведущие черты профессионального мастерства учителя, способствующего успеху в формировании духовности личности.
Высший уровень профессионального мастерства учителя в концепции Ш. А. Амонашвили — это педагогическое творчество. Оно характеризуется как обновление педагогического процесса, направленное против установившихся догм, официальных установок, сковывающих духовное развитие, познавательные силы учеников. Творчество учителя включает критическое осмысление и переработку вопросов теории о практики обучения и воспитания, умение применять теоретические положения в новых, измененных педагогических ситуациях, увлеченность, формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности на основе знаний, рефлексии, анализа собственного творчества, способности к импровизации, интуиции, на основе сотрудничества с детьми. Педагог показал, что непременным условием соблюдения этики профессионального поиска учителя должна быть недопустимость негуманного отношения к детям, уважение достоинства личности ребенка.
Ш. А.Амонашвили установил, что профессиональный почерк учителя определяют такие условия и индивидуальные черты его творческой личности, как образ и стиль жизни, гуманные взаимоотношения с детьми и их родителями, стремление доставлять своим питомцам радость школьной жизни, активное участие в общественной жизни, наличие собственной профессиональной позиции, потребность в самореализации, креативность ума, озарение, педагогическое изобретательство, опора на жизненный опыт учеников, их интересы, создание эмоционального фона в педагогическом процессе, использование юмора и др.
Творческое отношение учителя к профессиональной деятельности в концепции Ш. А. Амонашвили есть ценностный, аксиологический ориентир нового, гуманного педагогического мышления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Результаты проведенного исследования показали, что в нашей стране в 70−90-е годы происходили существенные изменения в теории и практике образования, обучения и воспитания. Авторитарная педагогика и основанное на ней традиционное принудительное обучение, установки на приоритетность политической и идеологической направленности педагогического процесса, на формирование у учащихся тоталитарного сознания, игнорирование духовных ценностных ориентиров личности, унификация всех уровней и звеньев образования, репродуктивный характер обучения — все это противоречило внутренней жизни ребенка, интересам школы, семьи, общества. Ученик в авторитарной педагогике выступает как подчиненный объект воспитательных обучающих воздействий, как бездуховный «винтик». Отсутствует самостоятельное целеполагание. Деятельность учеников оценивает учитель, при этом отметка становится средством принуждения и приводит к выработке у неуспевающих школьников чувства ущербности. Неуспеваемость учащихся порождает личные конфликты и конфликты со школой, семьей, обществом.
В противовес авторитарной педагогике в эти годы получили развитие и внедрение в практику теории, концепции, обосновывавшие личностно-ориентированное гуманное взаимодействие учащихся и учителя. В этих теориях, концепциях центральное место отводится развитию личности учеников, особое внимание уделяется воспитанию духовности. В учебно-познавательной деятельности школьники ориентируются на умственное развитие. Разрабатываются новые педагогические технологии как эффективные рациональные системы обучения и воспитания. В числе наиболее значимых педагогических концепций рассматриваемого периода — концепция гуманно-личностной педагогики, разработанная Ш. А. Амонашвили. В ней гуманность рассматривается как совокупность свойств и качеств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение человека к человеку в качестве высшей ценности. Гуманность в то же время является составной частью духовности личности, ее нравственного, интеллектуального и эстетического идеала. Педагогическая концепция Ш. А. Амонашвили — явление социокультурное. Ее можно рассматривать как оригинальный памятник российской педагогической культуры. Она впитала в себя прогрессивные педагогические идеи прошлого, выражает гуманистические тенденции современности в сфере образования и воспитания и предусматривает создание педагогического процесса, наиболее отвечающего требованиям гуманизации и демократизации личности и школы, а также включает формирование учителя-профессионала высокого класса, способного реализовать эту концепцию.
Труды Ш. А. Амонашвили, результаты его опытно-экспериментальных исследований, литературно-педагогическое творчество направлены против отживающей авторитарной, императивной педагогики. Ученый ярко и убедительно показал, что игнорирующая личность, авторитарная педагогика решает основные проблемы воспитания и обучения средствами давления, принуждения, заставляет воспитанника делать то, что ему будет необходимо в жизни. Способы давления (как наказания, так и поощрения) в этой педагогике и соответствующей ей практике всегда являются предметами первой необходимости.
Гуманно-личностная педагогика, утверждая педагогический процесс как сотрудничество учителей и учащихся с целью развития личности последних, делает ребенка добровольным и заинтересованным соратником, сотрудником, единомышленником в своем же воспитании и обучении, становлении, участником педагогического процесса и ответственным за его результаты. В этой педагогике в понятие личности включается духовность и нравственность индивида, его гуманное отношение к людям, окружающей действительности, в том числе к знаниям, целеустремленность, самостоятельность, самовоспитание.
Для педагогической науки большое значение имеет высказывание Ш. А. Амонашвили о том, что в педагогике, как и в других гуманитарных науках, необходим плюралистический подход к проблемам воспитания и обучения. Разные концепции могут конкурировать между собой. При этом ни одно направление не должно быть фаворитом управленческой власти, не должно превращаться в «официальное». Концепции, теории, результаты исследований должны обсуждаться научно-педагогической общественностью, учителями, родителями учащихся. Следует предоставить возможность учителям выбирать наиболее результативные системы с учетом конкретных условий. В этом Шалва Александрович видит показатель высокой педагогической культуры общества.
Критикуя авторитаризм в педагогическом мышлении и традиционное авторитарное воспитание, Ш. А. Амонашвили в то же время говорит о необходимости сохранения многих педагогических технологий, инструментов, которые могут служить дальнейшему развитию теории и практики образования и воспитания.
Исследование показало, что к ведущим целевым ориентирам концепции Ш. А. Амонашвили относится положение гуманистической педагогики о том, что школа не средство подготовки детей к жизни, а сама жизнь. Успех школы зависит от того, как она обеспечивает полноту жизни учеников соответственно их возрасту, как она осуществляет развитие и воспитание их с помощью самой жизни. В качестве постулатов своей концепции педагог провозгласил мысль о том, что ребенок — не случайность, а закономерное явление жизни, творение Природы и Космоса, стремящееся к одухотворению собственной природы, к познанию. Цель воспитания в семье и школе — облагораживание души и сердца ребенка, постоянная забота о создании условий для развития его физических и духовных сил, оказание помощи в присвоении основ культуры, науки, организации повседневной жизни и разносторонней деятельности. Каждый ребенок входит во «взрослую» жизнь через свою жизнь как свободный и равноправный член общества. Учитель постоянно находится в гуще жизни детей, сотрудничает с ними. Воспитание должно основываться на целостной природе ребенка. В природу ребенка Ш. А. Амонашвили включает три присущие ей страсти: страсть к развитию, страсть к взрослению и страсть к свободе.
Образование педагог рассматривает как явление, включающее в себя воспитание, обучение, учение, просвещение. Образовательный процесс направлен на формирование целостной личности, развивающейся в многообразных формах жизнедеятельности. Ведущей формой жизнедеятельности школьников при этом выступает урок. Между учителем и учениками устанавливаются отношения доверия и сотрудничества. У школьников вырабатывается умение оценочной познавательной и всякой творческой деятельности. Высшей заботой учителя становится очеловечение среды, окружающей детей. Общение со взрослыми, трудовая деятельность детей (в том числе умственный труд) рассматриваются им как составные части целостного образовательного процесса.
Однако следует отметить, что проблема подготовки школьников к общественно полезному, производительному труду в концепции Ш. А. Амонашвили не получила должного освещения.
Педагогическая позиция учителя в концепции Ш. А. Амонашвили раскрывается с помощью понятия «момент истины». Это означает, что обучение должно быть нацелено на общее развитие ребенка. Образование в целостном гуманном педагогическом процессе становится смыслом жизни ученика, его ведущей жизненной потребностью, добровольно осознанной необходимостью. Учитель не прибегает к мерам давления на ученика, а использует стимулы к учению. Обучение становится смыслом жизни ученика, «моментом истины», если оно управляется с позиций самого ученика, его стремлений к самостоятельности, творческой активности, самоутверждению, самовоспитанию, т. е. имеет личностный смысл. Образование в этой концепции не самоцель, а процесс питания души и сердца ребенка всем тем лучшим, добрым, возвышающим человека и одухотворяющим человечество. Образование характеризуется как напряженный труд души ребенка. Ум, постигая знания через жизненный опыт, через сердце и дух, питает душу ребенка и тем самым способствует овладению мудростью.
В этой связи педагог справедливо критикует провозглашенный советской официальной педагогикой принцип «связи обучения с жизнью» как несостоятельный, как выражение авторитарного подхода к педагогическому процессу, отрицающего гуманистическую сущность жизнедеятельности детей в качестве источника и средства воспитания. Ш. А. Амонашвили подчеркивает, что учитель не только организатор жизни и разносторонней деятельности школьников, но и ее участник («учитель должен воспитывать не ребенка, а жизнь в ребенке»).
В концепции Ш. А. Амонашвили «момент истины» означает, что учащиеся не только присваивают достижения культуры, обогащают свой опыт, но и участвуют в созидательной и преобразующей деятельности, вступая при этом в систему тех отношений, которые позволяют им быть активными участниками жизни во всех ее проявлениях, быть причастными к «моменту жизни», быть устремленными в будущее. Заслугой педагога в разработке «момента истины» как аксиологической характеристики педагогической позиции учителя, его вкладом в науку является то, что указанная позиция делает ученика соучастником своего обучения и воспитания. Благодаря этому жизнь учащихся не изолируется от современной действительности, а «дышит будущим». Ребенку предоставляется право на свободный выбор. Он несет в себе жизненную миссию, которой должен служить.
Раскрывая особенности педагогического процесса в гуманно-личностной педагогике, Ш. А. Амонашвили охарактеризовал его такую ведущую черту, как целостность. Она проявляется в многообразии форм организации жизнедеятельности детей. Разработанные ученым принципы целостного педагогического процесса свидетельствуют о гуманно-демократической направленности этого процесса, обращенности его к личности и ориентируют на создание в обучении и воспитании атмосферы любви к детям, сотрудничества, условий для творчества и самоактуализации личности. К основным принципам целостного педагогического процесса Ш. А. Амонашвили отнесены следующие:
— освоение ребенком научного, правдивого, полезного, доброго, нравственного, духовного;
— познание ребенком себя как человека;
— совпадения личных интересов ребенка с общественными;
— недопустимость принуждения, грубости, несправедливости;
— предоставление ребенку необходимого общественного простора для проявления индивидуальности, раскрытия уникальности;
— обусловленность результатов педагогического процесса, успеха в формировании личности высоким уровнем профессионализма учителя;
— педагогизация окружающей среды.
Целостность педагогического процесса, по Ш. А. Амонашвили, проявляется и утверждается жизнью. Ребенок находит смысл жизни только в таком педагогическом процессе, который предоставляет ему возможность удовлетворять свои заботы, стремления, потребности в качестве равноправного члена общества. Целостный педагогический процесс — процесс «экологически чистый», что означает создание в нем благоприятных условий для максимального проявления и развития жизненных природных сил ребенка. Такой процесс учитывает особенности пола ребенка, специфику воспитания красивых от природы девочек. Как система преднамеренно организованных воспитательных воздействий, целостный педагогический процесс в концепции Ш. А. Амонашвили включает в качестве цели становление, развитие и воспитание в ребенке Благородного Человека путем всестороннего раскрытия его личности. Содержание воспитания Благородного Человека предусматривает выработку таких качеств, свойств и черт личности, как благородство души и сердца, становление и развитие познавательных сил и способностей, творческое присвоение знаний, умений и навыков, творение добрых дел, ответственность за дела, поступки, поведение, общение и познание других людей, коллективизм, интерес и стремление к духовной жизни, самостоятельность и др.
В исследовании отмечены ошибочные выводы, содержащиеся в учебном пособии В. И. Смирнова «Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях» (М., 2000, с.242). Автор пособия бездоказательно утверждает, что в концепции Ш. А. Амонашвили не поднимается проблема коллективизма. Это не соответствует действительности.
Составной частью целостного педагогического процесса, его базисной основой в концепции Ш. А. Амонашвили представлен урок — «аккумулятор жизни детей», источник и фактор общения, сотрудничества, вбирающий в себя всю спонтанную и организованную жизнь детей. Педагог характеризует урок как ведущую форму всей жизни школьников. Для современной науки и школьной практики представляют большую ценность разработанные ученым требования к уроку как наивысшей форме обучения. В числе этих требований — сотрудничество, совместная деятельность учащихся и учителя на творческой основе и духовной общности, насыщенность урока жизнью, создание ситуаций радости, мастерство формулирования вопросов, уважение к интеллектуальному труду учеников, проявление к ним доброжелательности, доверия, ведение урока с позиции детей, эмоциональность и «художественное наполнение» урока, использование игровых технологий, элементов романтики, создание общественного мнения в классе, обучение школьников самооценке своего продвижения в учении, организация коллективной учебно-познавательной деятельности.
Проведенное исследование позволяет заключить, что ценным вкладом Ш. А. Амонашвили в гуманистическую педагогику является разработка им оценочной основы педагогического процесса (в начальной школе). Ученый убедительно доказал в теории и на практике, что одной из основных причин недостаточной познавательной активности школьников, отсутствия у них интереса к учению является несовершенство форм и методов оценивания результатов учения. Традиционное оценивание познавательной деятельности учеников ограничено, бесполезно и даже вредно, потому что дети начинают ловчить, чтобы получить хорошие отметкипо отметкам судят об учениках, делят их на хороших и плохихотметки мешают сплачивать коллектив, не стимулируют учение, так как они в большинстве своем выражают единоличную волю учителя. Ученик, не имеющий возможности вести самоконтроль, лично оценивать свою учебную работу, лишен мотивированной основы учения, для него учение теряет смысл. В педагогической концепции Ш. А. Амонашвили самооценка учения школьником есть составная часть педагогического процесса. Ученики должны самостоятельно анализировать результаты своего учения, исправлять ошибки и недочеты, уметь давать содержательную самооценку. Исключая отметки как «костыли авторитарной педагогики», педагог вводит глубокую многостороннюю оценку труда учащихся на уроках, которую на первых порах дает сам учитель с позиций оптимальной веры в силы ребенка, а затем учит каждого из них и классный коллектив осуществлять самоконтроль и самооценку. Вместе с этим применяются характеристики учителя, которые составляются совместно с учениками и являются своего рода отчетом школы перед родителями, общественностью. Обучение на содержательной основе Ш. А. Амонашвили рассматривает как признание учеником общественной значимости своих успехов в учении.
В трудах педагога сформулированы, обоснованы и раскрыты принципы педагогического процесса, на основе которых строится (оценочная деятельность учащихся:
— установление с детьми гуманных отношений в процессе обучения и других видах их деятельности);
— организация жизни детей на уроке;
— эмоциональная насыщенность урока;
— развитие действенных мотивов учения;
— непрерывное формирование у учеников умений содержательной оценки;
— создание на уроке атмосферы гуманности, доверия и уважения, сотрудничество учителя и учащихся.
Исследование позволило выявить общее и отличительное в подходе к оценке знаний в концепции Ш. А. Амонашвили и трудах отдельных зарубежных педагогов («учебное портфолио» в «субъет-субъектной» системе школьных оценок американского педагога М.А.Чошанова) и установить, что в теоретических исследованиях и экспериментальном обучении младших школьников Ш. А. Амонашвили «безотметочное обучение» имеет подлинно научную основу. Оно является творческим процессом, выступает глобальной способностью учащихся и становится действенным средством развития и самореализации личности. Благодаря «безотметочному обучению» уроки превращаются в яркие и полноценные явления детской жизни.
Обучение на содержательно-оценочной основе в концепции Ш. А. Амонашвили позволяет делать каждого ученика соучастником своего учения и воспитания и строить педагогический процесс с позиций учащихся. Нам представляется, что обоснованная педагогом оценочная деятельность учащихся может быть применима не только в младших классах, но и на последующих ступенях образования с учетом их возрастных особенностей и специфики содержания образования, форм и методов обучения. Необходима опытно-экспериментальная проверка результатов такой деятельности.
Потребуется координация работы нескольких учителей-предметников, ведущих занятия в данном классе. Необходима специфическая методика стимулирования учебно-познавательной деятельности подростков и старшеклассников, а также воспитательная работа, регулирующая их отношения в классном коллективе, семье, обществе. Важно возбуждать у них жажду к знаниям, развивать положительное отношение к ученью. Не исключена возможность не прибегать к отметкам как к повседневному стимулятору в обучении. Желательно приучение школьников к самоконтролю и самооценке, предоставление им возможности сопоставлять даваемую ими самими оценки с теми, которые будут выставлять им учителя. Потребуются изменения в содержании среднего образования, структуре учебного процесса, создание атмосферы взаимного доверия между учащимися и учителями, усиление работы по организации самовоспитания школьников. Главное, как справедливо полагал педагог, каждый учитель должен осмыслить педагогический процесс как процесс формирования целостной личности, а не только овладение знаниями, умениями и навыками. Основой формирования личности в обучении должна являться выработка прямых и действенных мотивов учения, направленных на самостоятельные поиски знаний, на утверждение собственной точки зрения на суть усваиваемых знаний, а это возможно в условиях сотрудничества школьников и учителей. Опыт обучения подростков и старшеклассников на содержательнооценочной основе может быть успешно решен, как подчеркивает Ш. А. Амонашвили, только учителями, стремящимися осуществлять гуманно-личностный подход к детям, работать по-новому.
Научные открытия Ш. А. Амонашвили в этой области могут стать фундаментом дальнейших творческих поисков. В этом мы видим прогностическое значение одной из составляющих его педагогической концепции.
Ш. А.Амонашвили внес вклад в развитие такого компонента гуманно-личностной образовательной технологии, как эмоциональность преподавания. Он показал, что эмоционально-экспрессивная строка педагогического процесса играет важную роль в совершенствовании познавательных способностей учащихся, в развитии их творчества и формировании человечности. Учитель должен уметь передать детям необходимые переживания, наполнять их «познавательной страстью», вызывать вдохновение, стимулировать «ситуацию успеха». К приемам и методам, создающим у учащихся эмоциональный настрой на уроке, педагог относит развитие у них уверенности в своих силах, выражение радости по поводу достигнутых успехов, «оптимально приподнятый темп» урока, использование музыки, поэзии, художественного слова, поощрение страсти к обновлению, детские шалости (последние он называет «мудростью детства»). Факторами эмоциональности преподавания он считает использование элементов занимательности, создание ситуаций смеха, оптимизм в общении с учениками, обеспечение положительного подкрепления, поощрение исследовательской деятельности, помощь ребенку в том, чтобы превзойти себя, страстность самого учителя, его высокую общую культуру и др. Эти приемы и методы имеют гуманистическую направленность. Их следует рассматривать как с позиций совершенствования современной теории и практики обучения, так и с точки зрения прогнозирования гуманно-личностных образовательных технологий.
Заслугой Ш. А. Амонашвили является то, что он не только раскрыл оригинальные черты гуманно-личностной образовательной технологии, но и доказал при этом, что технологическая культура учителя должна включать духовное начало.
В педагогической концепции Ш. А. Амонашвили ведущей характеристикой личности учителя и его профессиональной деятельности является система ценностных ориентаций, включающая прежде всего духовность как высшее проявление человеческой сущности, в том числе ценности православной религии, мировоззрение, гражданственность. Духовную общность учителя и учеников педагог считает ключом к сердцу воспитанников, источником их веры и веры в своего учителя. Духовность учителя включает любовь к детям, педагогическую мудрость, рефлексию по отношению к своей личности и профессиональной деятельности, вдохновение и творчество. Результатом воспитания он считает высокий уровень сформированности у детей духовности. Непрерывное обогащение духовной культуры учителя в педагогической концепции Ш. А. Амонашвили рассматривается как основное условие успеха профессиональной деятельности.
Вкладом Шалвы Александровича в науку является обоснование того, что духовное начало в профессиональной деятельности учителя обусловливает его мастерство, творчество, новаторство. Педагогическое мастерство в концепции Ш. А. Амонашвили характеризуется такими чертами, как создание оптимальных условий для реализации личности каждого ученика, индивидуальный подход к ребенку, культура педагогического общения, основанная на гласности, сотрудничестве, свободе выбора, взаимном уважении, а также как интуиция и мудрость, оптимизм и терпение, величие и скромность учителя. Высшим уровнем мастерства учителя Шалва Александрович признает педагогическое творчество. Наиболее полно черты профессионального мастерства отражены в созданных им «Клятве чести и совести учителя», «Своде правил для учителя», «Заповедях учителю» .
Аксиологический аспект профессионализма учителя, по Ш. А. Амонашвили, находит отражение в индивидуальном стиле педагогической деятельности — высшем уровне педагогической культуры. В его трудах раскрыты предпосылки и важнейшие черты профессионализма, обусловливающие индивидуальный стиль (личный «почерк») деятельности учителя: гуманно-демократический образ жизни, философское осмысление действительности, непрерывный творческий поиск, сотворчество с учениками, учет их интересов, вдохновение, преломление передового опыта через собственную деятельность, активная педагогическая позиция, оригинальность замысла и воплощения и др.
Творческое отношение учителя к профессиональной деятельности в концепции Ш. А. Амонашвили раскрывается как аксиологический ориентир гуманно-личностной педагогики.
Итак, нами выявлены и охарактеризованы основные черты гуманно-личностной педагогической концепции, созданной Ш. А. Амонашвили в 70−90-е годы XX века. Исследованы ведущие целевые ориентиры этой концепции, раскрыта сущность «момента истины» как аксиологической характеристики позиции учителя в целостном педагогическом процессе. На материале обучения младших школьников, на содержательно-оценочной основе и эмоциональности преподавания показано своеобразие гуманноличностной образовательной технологии. Освещены духовные истоки аксиологического аспекта профессионализма учителя, выявлены черты педагогического мастерства и индивидуального стиля профессиональной деятельности учителя в названной концепции. Показаны актуальность и прогностическое значение концепции для педагогики и школы Российской Федерации.
Диссертация не претендует на полноту освещения проблемы. Предметом дальнейших исследований могут быть особенности содержания образования, урок как ведущая форма жизни детей, духовно-нравственное и эстетическое воспитание, гуманно-личностная технология в педагогическом наследии Ш. А. Амонашвили и другие вопросы.
СТУДЕНТАМ ЕССЕНТУКСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО.
УЧИЛИЩА!
Дорогие коллеги, будущие учителя!
У вас молодость — это время дерзаний и поиска. И очень важно, чтобы этот ваш поиск в педагогике завершился выбором в пользу наиболее перспективной позиции. Для меня такой является педагогика сотрудничества. Может быть, вам тоже пойдут заповеди, которыми руководствуются учителя, сотрудничающие со мной? Вот они:
1. Верить в ребенка — он модель безграничности.
2. Верить в самого себя — любой учитель способен найти выход из «безвыходного положения» .
3. Верить в науку — она есть основа творчества.
С уважением к каждому из вас.
Ш. А. Амонашвили.
2.II.88.
Тбилиси.
Ш. А. Амонашвили.
ЗАПОВЕДИ УЧИТЕЛЮ].
Будущим учителям начальных классов, воспитанникам педучилища г. Ессентуки!
Милые, дорогие девочки!
Смотрю я на ваш коллективный снимок, который вы мне подарили, и хочу познать каждую из вас. Я не знаю, какая на нем Замаза Елена, Вяткина Л., Собанова Татьяна, Чтых Альбина, Фролова Вика, Сонькина Ольга, Романова Марина, Курнакова Елена, сочинения которых доставили мне огромную радость, но во мне возникает ощущение, как будто всех вас давно знаю. Вас там 33, хотя двух из вас хорошо не разглядел. И все вы такие красивые, как весна, да еще с букетами цветов. Желаю вам всем исполнения всех ваших розовых снов, юношеских планов, и пусть каждый из вас покорит свое счастье.
Сочинения ваши о моих книгах меня порадовали тем, что вы, в принципе соглашаетесь со мной: Пора! Так дальше наша школа не имеет права жить! Серый учитель, учитель-троечник (ну, конечно, не в смысле отметок) не должен иметь права входить в класс! Вот почему я хочу на фотографии познать каждого из вас: неужели среди вас есть кто-либо, который в скором будущем станет одним из многих скучным учителем, не умеющим доставить детям радость общения с ним, не умеющим по человечески улыбаться, радоваться по настоящему, преданно, самоотверженно любить ребенка? Нет, думаю, на снимке отражена только самая лучшая часть учителей, которые вот-вот пополнят школу! Пройдут годы, и каждый из них прославит мастерство искусство учителя! Разве не так?
Хотите, открою вам три заповеди, которые, по моему убеждению, должны сопутствовать учителю? Вот они.
Первая заповедь: Верить в ребенка. Ребенок — чудо природы, он также безграничен, как сама природа. Если верить, то будешь оптимистически к нему относиться, то будешь видеть в нем личность, растить свободную личность. Учитель перестает быть учителем, как только потеряет веру в даже самого-самого «безнадежного» ребенка.
Вторая заповедь: Верить в самого себя. Учитель постоянно ищет самого себя, ищет в себе учителя для своих ребятишек. Этот поиск означает: быть только творческим, не стандартным, быть интеллигентным. Одновременно исходить в своей деятельности из принципов гуманной педагогики, растить в себе чуткое сердце и щедрую душу. Верить в самого себя означает, что настоящий учитель не опустит руки никогда, в какой бы ситуации ни оказался. «Если бы не я, так кто же другой!» — вот суть этой заповеди. Кто спасет ребенка, если не учитель? Если хотите определить, насколько пригодны к учительской профессии, то это не трудно: потерял веру в ребенка и веру в самого себя — значит, уходи из школы.
Третья заповедь: Верить в науку. Нужно много читать. К сожалению, учителя, большинство из них, малоначитанный народ. Не знают классику педагогики, не знают современную педагогику, психологию. Читают только так называемую методичку, поурочные разработки и этим довольствуются. Потому и трудно им понять новую мысль, новаторский опыт, творческие находки коллег. Верить в науку — значит, каждый день читать труды великих педагогов — Ушин-ского, Макаренко, Сухомлинского. Читать Выготского. В общем, знать настоящую науку о ребенке, о воспитании ребенка, и исходя из нее, определять свои позиции, свои убеждения, творить практику.
Вот три заповеди. Их можно завершить незыблемым правилом педагогической совести: «Не вреди детям» .
Будьте, милые девочки, такими же красавицами душой, какие вы есть на подаренной мне фотографии.
С наилучшими пожеланиями успеха в жизни!
Ш. А.Амонашвили.
Тбилиси, 16.11.1988.
P. S. Если ваши руководители решат привести вас на практику в нашей экспериментальной школе, то нужно будет написать письмо от дирекции училища.
Ш. А.
В 1988 г. учащиеся Ессентукского педагогического училища, изучив книги Ш. А. Амонашвили «Как живете, дети?» и «Единство цели», по инициативе преподавателя — кандидата педагогических наук Виктора Макаева обратились к Шалве Александровичу с просьбой познакомить их с опытом работы одной из экспериментальных школ г. Тбилиси и пройти там педагогическую практику. Вместе с письмом и коллективной фотографией выпускной группы были пересланы сочинения учениц, в которых они высказывали свое отношение к идеям педагога и начавшемуся очередному реформированию советской школы. Вскоре был получен положительный ответ. Однако события конца 80-х годов в Тбилиси, распад СССР не позволили ученицам совершить поездку в школы-лаборатории Ш. А. Амонашвили. Письмо сохранилось в семейном архиве Ма-каевых.
Считаю, что мысли Ш. А. Амонашвили об учителе, его заповеди молодым педагогам не только не утратили своего значения, но и приобрели особую актуальность в связи с гуманизацией и демократизацией в России педагогики и школы. Это послужило основанием для публикации письма. Дается без сокращений.
Публикацию подготовил доктор педагогических наук, профессор В.В.МАКАЕВ.
Декабрь, 2000 г., г. Пятигорск.
Список литературы
- Амонашвили Ш. А. Психолого-дидактические особенности оценки как компонента учебной деятельности // Вопросы психологии, 1975, № 4.
- Амонашвили Ш. А. Человек — создатель человека // Работница, 1980, №№ 4, 7, 9.
- Амонашвили Ш. А. К педагогике радостной, жизнеутверждающей // Учительская газета, 1980, 9 октября.
- Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. М.: Знание, 1980, № 10.-96 с.
- Амонашвили Ш. А. Созидая человека. М.: Знание, 1982, № 4. — 94 с.
- Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! // Семья и школа, 1983, № 4, с.23−25- № 5, с.26−27.
- Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! // Воспитание школьников, 1984, № 1, с.14−22.
- Амонашвили Ш. А. Кит, на котором держится воспитание // Учительская газета, 1984, 4 февраля.
- Амонашвили Ш. А. Сим-Сим, открой дверь! // Учительская газета, 1984, 3 марта.
- Амонашвили Ш. А. Талант и мужество // Новое время новая дидактика: Педагогические идеи Л. В. Занкова. — М., Самара: Корпорация «Федоров», 2001, с.25−36.
- Амонашвили Ш. А. Уметь и хотеть // Учительская газета, 1984, И декабря.
- Амонашвили Ш. А. У подножья мастерства // Учительская газета, 1986, 9 октября.
- Амонашвили Ш. А. Как живете, дети? М.: Просвещение, 1986. — 176 с.
- Амонашвили Ш. А. Нам должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке // Учительская газета, 1987, 1 января.
- Амонашвили Ш. А. Три источника, ведущие к педагогическому мастерству // Начальная школа, 1987, № 4, с.7−11.
- Амонашвили Ш. А. Учитель, школа, наука в зеркале перестройки // Учительская газета, 1987, 29 сентября.
- Амонашвили Ш., Волков И., Ильин Е. и др. Демократизация личности. Отчет о второй встрече учителей-экспериментаторов // Учительская газета, 1987, 17 октября.
- Амонашвили Ш. А. Единство цели. М.: Просвещение, 1987. — 208 с.
- Амонашвили Ш. А. В школу с шести лет // Педагогический поиск. Сост.: И. Н. Баженова. — М.: Педагогика, 1987, с. 9−57.
- Амонашвили Ш. А. Письма к дочери. М.: Знание, 1988. — 191 с. 21 .Амонашвили Ш., Волков И., Иванов И. и др. Методика обновления. Отчет о третьей встрече педагогов-экспериментаторов в Москве //Учительская газета, 1988, 19 марта.
- Амонашвили Ш. А. К каждому ребенку индивидуальный подход // Воспитание школьников, 1988, № 5, с. 47−52.
- Амонашвили Ш. А. Оглянуться вперед//Правда, 1988, 1 сентября.
- Амонашвили Ш. А. Искусство сотрудничества // Учительская газета, 1988, 3 сентября.
- Амонашвили Ш. А. Педагогика сотрудничества момент истины // Семья и школа, 1988, № 9, с.1−2.
- Амонашвили Ш., Волков И., Давыдов В. и др. Войдем в новую школу. Отчет о четвертой встрече педагогов-экспериментаторов, педагогов-ученых и публицистов // Учительская газета, 1988, 18 октября.
- Амонашвили Ш. А. Речь на Всесоюзном съезде работников народного образования // Учительская газета, 1988, 21 декабря.
- Амонашвили Ш. А. Основания педагогики сотрудничества // Новое педагогическое мышление. -М.: Педагогика, 1989, с.144−177.
- Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Мн.: Университетское, 1990. — 560 с.
- Амонашвили Ш. А. Педагогика сотрудничества: гуманизация педагогического процесса//Перспектива, 1990.31 .Амонашвили Ш. А. Психологические основы педагогики сотрудничества. Киев: «Освита», 1991. — 111 с.
- Амонашвили Ш. А. Письма к дочери // Воспитание школьников, 1991, № 1, с.56−59- № 2, с.58−61- № 3, с.49−52- № 4, с.49−51- № 5, с.52−55.
- Амонашвили Шалвы монолог// Учительская газета, 1993, 1 июня.
- Амонашвили Ш. А. Педагогическая симфония: Часть 1. Екатеринбург: Изд. Уральского ун-та, 1993. — 224.
- Амонашвили Ш. А. Педагогическая симфония: Часть 2. Екатеринбург: Изд. Уральского ун-та, 1992. — 176 с.
- Амонашвили Ш. А. Педагогическая симфония: Часть 3. Екатеринбург: Изд. Уральского ун-та, 1993. — 216 с.
- Амонашвили Ш. А. «После мрака на свет уповаю» // Учительская газета, 1994, 1 марта.
- Амонашвили Ш. А. Моя многолетняя мечта становится действительностью // Педагогический калейдоскоп, 1995, октябрь, № 37−38.
- Амонашвили Ш. А. Школа Жизни // Учительская газета, 1996, № 15−23.
- Амонашвили Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям. М.: Изд. ИПП- Воронеж, 1998. — 544 с.
- Амонашвили Ш. А. Заповеди учителю. // Страницы истории педагогики. Вып. 15-й. Пятигорск, Изд. ПГЛУ, 2000, с.3−5.
- Амонашвили Ш. А. Тайна Альбрехта Дюрера. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2000. — 23 с. (Антология гуманной педагогики).
- Амонашвили Ш. А. Школа Жизни. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2000. — 144 с.
- Амонашвили Ш. А. Амон-Ра. Легенда о Камне. М.: Беловодье, 2001. -496 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1969. — 339 с.
- Асмолов А. Введение в Мир по имени Амонашвили //Амонашвили Ш. А. Школа Жизни. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2000, с.З.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
- Белоус В.В., Щебетенко А. И. Человек как интегральная индивидуальность. Пятигорск: Изд. ПЛГУ, 1996. — 203 с.
- Берестовская О.Н. Эмоциональное воспитание // Педагогика. Лекции для студентов. Экспер. учебн. пособие. Часть I. Под ред. В. В. Макаева. Пятигорск: Изд. ПГПИИЯ, 1992, с. 150−173.
- Бергер Г. Нам письмо. // Учительская газета, 1988, 16 апреля.51 .Богуславский М. В., Корнетов Г. Б. О педагогических парадигмах // Магистр, 1992, май.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Наука, 1982.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М. — Воронеж: Изд. ППиСН, 1995.-350 с.
- Борисенков В.П. Необходимое послесловие // Педагогика, 1997, 1997, № 6, с.86−87.
- Владимир Федорович Матвеев. М.: 1992.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учебн. пособие для студ.. М.: 1999. -168 с.
- Воробьев Г. Г. Молодежь в информационной обществе. М.: Мол. Гвардия, 1990.-255 с.
- Вульфов Б.З., Иванов В. Д. Основы педагогики: Учебн. пособие. М.: Изд. УРАО, 1999.-616 с.
- Выготский Л.С. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1996. — 224 с.
- Гончаров Н.К. Историко-педагогические очерки. М.: Изд. АПН РСФСР, 1963.-247 с.
- Гордин Л.Ю. Школа инициативы и самостоятельности. М.: Педагогика, 1984. — 112 с.
- Гуливатый В. Учитель света и радости // Амонашвили Ш. А. Педагогическая симфония. Часть I. Екатеринбург, Изд. Уральского ун-та, 1993, с.5−9.
- Давыдов Ю., Супрунова Л. Поликультурное образование в современной России: проблемы и перспективы // Педагогика, 1998, № 3, с.122−124.
- Демократизация личности // Отчет о второй встрече учителей-экспериментаторов // Учительская газета, 1987, 17 октября.
- Джуринский А.Н. История педагогики: Учебн. пособие. М.: 1999. — 432 с.
- Додонов В.И. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного развития личности в наследии русских философов конца XIX начала ХХв. — М.: РАО, 1994. — 140 с.
- Кан-Калик В. А. Психологические аспекты педагогического общения // Народное образование, 1987, № 6, с. 104−112.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. — М.: Педагогика, 1992. 204 с.
- Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. / Сост.: П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1982.-704 с.
- Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. М.: 1993. — 120 с.
- Кон И.С. В поисках себя. М.: Просвещение, 1984. — 208 с.
- Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. — 212с.
- Константиновский М. Вверх по лестнице, ведущей вверх. «Школа Жизни» Шалвы Амонашвили // Семья и школа, 1997, № 7, с. 12−17.
- Корчак Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании. — М.: Политиздат, 1990.-493 с.
- Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. Минск: 1996. -328 с.
- Краткий толковый словарь психологических терминов. Автор-составитель Орлинкова Н. В. — Пятигорск, Изд. ПГЛУ, 1998. — 126 с.
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение. — М.: Знание, 1979. 47 с.
- Лихачев Б.Г. Коллективизм и индивидуализм // Педагогика, 1992, № 910, с. 14−20.
- Лихачев Б.Г. Педагогика. Курс лекций. Пособие для студ. пед. уч. завед. М., 1996. — М: Прометей, 1996. — 528 с.
- Макаев В.В. К вопросу методологии педагогического исследования // Технология развития педагогического творчества. Пятигорск: Изд. ПГПИИЯ, 1994, с.74−82.
- Макаев В.В., Казалиева А. К. Педагогика для социальных работников. — Черкесск, Изд. Московского открытого социального университета, 2000. 250 с.
- Макаренко А.С. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1999. — 224 с.
- Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984.
- Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М.: Просвещение, 1987.
- Никандров Н.Д. На пути к гуманной педагогике // Сов. педагогика, 1991, № 12, с.51−56.
- Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика, 1998, № 4, с.3−8.
- Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика, 1998, № 8, с.3−10.
- Педагогика. Учебн. пособие для студентов пед. вузов. Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: РПА, 1996. — 603 с.
- Педагогика. Лекции для студентов Экспериментальное учебное пособие. Часть I. Под ред. В. В. Макаева. Пятигорск: Изд. ПГПИИЯ, 1992. — 214 с.
- Педагогическая антропология: Учебн. пособие / Авт. сост. УРАО, 1998.-576 с.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.-204 с.
- Петровский А.В. Быть личностью. М.: Знание, 1990. — 112 с.
- Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. — М.: Изд. профтехобразования, 1984. 174 с.
- Примерное содержание воспитания школьников: Рекомендации по организации системы воспит. работы общеобразоват. школы / О. С. Богданова и др. Под ред. И. С. Марьенко. — Изд. 4-е. М.: Просвещение, 1980. — 160 с.
- Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошев-ского. Изд. 2-е. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Равкин З.И. Актуальные проблемы методологии историко-педа-гогических исследований. М.: РАО, 1993. — 93 с.
- Российская педагогическая энциклопедия в двух томах. М.: Научн. изд-во БСЭ, 1993. — 1999.
- Рувинский J1.H. Нравственное воспитание личности. М.: Педагогика, 1981.- 184 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебн. пособие. М.: Нар. образование, 1998. — 256 с.
- Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учебн. пособие для студ. пед. уч. зав. М.: Школа-пресс, 1998. — 512 с.
- Словарь терминов по истории педагогики. Под ред. проф. В. В. Макаева. Пятигорск, Изд. ПГЛУ, 1997. 72 с.
- Слуцкий В.И. Элементарная педагогика, или Как управлять поведением человека: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1992. — 159 с.
- Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М.: Пед. общество России, 2000. — 416 с.
- Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Учебн. пособие для студентов, преподавателей, аспирантов. М.: Изд. «Совершенство», 1998.-368 с.
- Стефановская Т.А. Классный руководитель (50−80-е годы XX столетия). Иркутск, 2001 — 244 с. 111 .Сухомлинский В. А. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1997. — 224 с.
- Узнадзе Д.Н. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2000. — 224 с.
- Уроки Шалвы Амонашвили // Советский Союз, 1987, № 7.
- Филонов Г. Н. Воспитательный процесс как открытая система // Педагогика, 1998, № 8, с.35−40.
- Формирование профессиональной культуры учителя: Учебн. пособие / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Прометей, 1993. — 178 с.
- Фрадкин Ф.А., Плохова М. Г., Осовский Е. Г. Лекции по истории отечественной педагогики: Учебн. пособие. М.: 1995. — 160 с.
- Черничкина Е.К. Формирование готовности студентов педвуза к овладению индивидуальным стилем педагогической деятельности // Автореф. дисс. канд. пед. наук. Волгоград, 1991. — 19 с.
- Чошанов М.А. Школьная оценка: старые проблемы и новые перспективы // Педагогика, 2000, № 10, с. 95−102.
- Шеваров Д. Улыбка учителя (Шалва Александрович Амонашвили встречает свой семидесятый день рождения) // Труд, 2001, 6 марта.
- Шеваров Дм. Башня под звездами // Первое сентября, 2001, 6 марта.
- Шоров И.А. Адыгская (черкесская) народная педагогика. Майкоп, 1999.-468 с. 122.1Цуркова Н. Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики. -М.: 1992.- 160 с.
- Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М.: Знание, 1966. -80 с.
- Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. — М.: Просвещение, 1986. 224 с.