Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Театрально-педагогические технологии как средство социокультурной адаптации старших подростков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несмотря на модернизацию современной системы образования, возникают трудности в решении проблем социокультурной адаптации подростков в педагогическом процессе, который ориентирован в большей степени на обучение, а не на воспитание. Возникает противоречие между потребностью общества видеть в своих рядах мыслящих, творческих, активных, всесторонне развитых личностей, с одной стороны, и узостью… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1.
  • СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
    • 1. 1. Основные подходы к социокультурной адаптации подростков в современном гуманитарном знании
    • 1. 2. Психологические особенности подросткового возраста в контексте социокультурной адаптации
    • 1. 3. Критерии социокультурной адаптации подростков
  • ГЛАВА 2.
  • СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ОБРАЗОВАНИИ
    • 2. 1. Роль искусства и театральной педагогики в социокультурной адаптации подростков
    • 2. 2. Психодраматический подход и арттерапия в развитии личности и социокультурной адаптации подростков
    • 2. 3. Театрально-педагогическая модель социокультурной адаптация подростков в условиях образования
  • ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ И ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ ПРОЦЕССОВ В ПОДРОСТКОВОЙ ГРУППЕ
    • 3. 1. Организация исследования и содержание программы
    • 3. 2. Динамика изменений в сфере самосознания личности старших подростков и их социокультурной адаптированности

Театрально-педагогические технологии как средство социокультурной адаптации старших подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Социокультурная адаптация подростков в современном обществе представляется проблемой значимой, требующей поиска адекватных новых средств и способов ее решения. Одним из таких способов интеграции человека в социум выступает искусство, которое, по словам J1.C. Выготского, являя собой «.важнейшее средоточие всех биологических и социальных процессов личности в обществе», есть некий «способ уравновешивания человека с миром в самые критические и ответственные минуты жизни» [54]. Искусство как некий ценностный критерий осуществляет отбор всего «должного» и «не должного», что происходит в жизни каждого человека, предлагая свои решения, свои выходы из той или иной ситуации, пути развития, оказывает первостепенное значение в социокультурной адаптации личности подростка.

Социокультурную ситуацию развития подростков в современном обществе можно охарактеризовать как кризисную. Кризис содержится уже изначально на данном этапе онтогенеза и обусловлен возрастными особенностями подросткового возраста (Л.И. Божович, JI.C. Выготский, И. С. Кон, Д. И. Фельдштейн и др.). Кризис наблюдается и в социальной сфере. Усиление социального неравенства различных групп населения, загруженность родителей, неясность перспектив социального развития общества, изменения в ценностно-мотивационной сфере, нетерпимость к представителям других национальностей, вероисповедания, «коррозия доверия» (В.П. Зинченко) в современном обществе приводит к увеличению числа юношей и девушек, попадающих в так называемые группы риска. Проблема толерантности в подростковой и юношеской среде стала проблемой государственного масштаба и активно обсуждалась педагогами, психологами, представителями различных конфессий, деятелями искусств на заседании Общественной палаты Российской Федерации совместно с Российской академией образования в мае.

2006 г. Возникшая для подростков размытость социокультурного пространства приводит к дезориентации, отсутствию стержневой личностной позиции, наблюдаемой педагогами и психологами потере смысла, желания что-либо сделать и что-то изменить. В результате наблюдаются сложности в понимании и осознавании растущим человеком своей принадлежности к культуре, с присущими ей одной этническими особенностями, художественно-эстетическими ценностями.

Несмотря на модернизацию современной системы образования, возникают трудности в решении проблем социокультурной адаптации подростков в педагогическом процессе, который ориентирован в большей степени на обучение, а не на воспитание. Возникает противоречие между потребностью общества видеть в своих рядах мыслящих, творческих, активных, всесторонне развитых личностей, с одной стороны, и узостью образовательной политики, выражающейся в позиции сокращения предметов гуманитарного цикла, — с другой. Недостаточно развивая и поддерживая художественные дисциплины, ориентируясь на развитие когнитивной сферы школьника, образовательная система теряет эмоциональную, творческую составляющую, развитие которой невозможно без художественно-эстетической направленности. Это приводит к тому, что в большинстве образовательных школ учеба не становится для школьников деятельностью, формирующей личность.

Выбор театрального искусства для решения поставленной проблемы не случаен. Почувствовать, понять, попробовать жизнь и законы человеческого общения можно, только погрузившись в ситуацию игры. Через игру подросток моделирует жизненные ситуации, проигрывает и разбирает различные логики поведения персонажей, частично идентифицируя себя с ними, попадает в разные конфликтные ситуации и использует те или иные стратегии поведения для достижения целей героя. Выбор данного вида искусства также обусловлен возрастными возможностями старшего подростка. Б. П. Юсов отмечает, что «.художественное мышление оформляется и способно решать вполне зрелые художественные задачи» [164, с. 142]. Театральное искусство является доминантным и определяет принципы и направленность педагогической работы на данном этапе развития.

Однако в современной педагогической теории и практике недостаточно исследованы возможности использования технологий, заимствованных у театра как социокультурного явления и интегрирующих в себе педагогические, психологические, социальные и культурологические аспекты в работе с подростками, способствующие их социокультурной адаптации. В педагогических исследованиях, посвященных проблемам театрального образования подростков, разрабатываются в основном технологические вопросы обучения актерским навыкам, частные методики, связанные с подготовкой учащихся к профессиональной деятельности, проблемы общего культуролого-театрального образования и воспитания зрительской культуры. Тогда как палитра предоставленных театральным искусством возможностей не исчерпывается этим.

В имеющихся исследованиях по социальной адаптации школьников рассматриваются проблемы либо общего образования, либо социально-профилактической реабилитации, адаптации вынужденных мигрантов (Г.Г. Павловец, Т. Г. Стефаненко др.), либо социально-психологической де-привации молодых людей (М. Буянов, И. В. Дубровина, B.C. Мухина, Е. В. Гаврилова и др.). На сегодняшний день практически отсутствуют способы и методы профилактики деструктивного развития подростков и моделей социокультурной адаптации школьников, развивающихся в благополучной среде. Исследования, проводимые Белгородским государственным институтом культуры под руководством С. М. Малакуцкой, рассматривали проблемы социокультурной адаптации детей в условиях дополнительного художественного образования. Однако предложенная модель ограничивалась периодом детства. Проблема социокультурной адаптации подростков оказалась недостаточно исследованной.

Таким образом, основной проблемой исследования стало определение и рассмотрение возможностей социокультурного потенциала театрального искусства в образовательной практике путем разработки модели и специальной тренинговой программы личностного развития и социокультурной адаптации старших подростков в условиях общего и дополнительного театрального образования на основе театрально-педагогических технологий.

Цель исследования — разработка теоретических и методических оснований театрально-педагогической модели социокультурной адаптации подростков и определение возможностей ее применения в педагогической практике.

Объект исследования — социокультурная адаптация старших подростков в системе школьного образования.

Предмет исследования — театрально-педагогические технологии как средство социокультурной адаптации старших подростков в образовательной практике.

Задачи исследования:

1) выявить специфику театрального искусства в целях личностного развития и социокультурной адаптации старших подростков;

2) разработать и апробировать методы педагогической поддержки в личностном развитии старших подростков средствами психодрамы и артте-рапии;

3) выявить критерии социокультурной адаптации подростков;

4) разработать коррекционно-развивающую программу на базе театрально-педагогических технологий, апробировать в работе со старшими подростками и провести анализ полученных данных.

Гипотеза исследования. Процесс социокультурной адаптации старших подростков в системе образования происходит эффективно, если:

— в образовательном пространстве создаются благоприятные условия для развития, самореализации и общения подростков в референтной среде сверстников, направленные на усвоение культурных и эстетических норм общества, освоение способов продуктивного взаимодействия в группе и развитие толерантного сознания средствами театрального искусства;

— в образовательном процессе используются театрально-педагогические технологии, в которых общеразвивающий характер театральной педагогики соотносится с психодраматическим подходом и арттерапией, что позволяет реализовать не только воспитательную, образовательную и художественно-эстетическую функции театрального искусства, но и социально-психологическую, коррекционную;

— процесс социокультурной адаптации проходит с учетом возрастных особенностей подростковприоритетным является развитие стратегии сотрудничества в межличностной сфере, эмпатии, спонтанного поведения, творческой активности и продуктивности, а также принятие и соблюдение подростками нравственно-эстетических установок, норм и ценностей данного общества.

Методологическая основа исследования: признанное в отечественной и зарубежной возрастной психологии и педагогике положение о ведущей роли среды сверстников в процессе самоутверждения личности подростка и становления самосознаниятеоретическое наследие К. С. Станиславского, его учеников и последователей — Б. Е. Захавы, П. М. Ершова, М. О. Кнебель и др.- исследования лаборатории театра Института художественного образования РАО А. П. Ершовой, Ю. И. Рубиной, Е. К. Чухман и др.- культурно-историческая концепция JI.C. Выготскогосоциокультурная концепция А. С. Ахиезерасоциометрический подход к представлению межличностных и внутриличностных процессов, теория спонтанности, теория ролей Я. Л. Моренокультурологические теории игры Й. Хейзинга, Ф. Шиллерапринципы и направления педагогической работы в художественном образования с учетом возрастных особенностей школьника Б. П. Юсоваосновные принципы и представления о становлении субъекта деятельности в концепции культуросообразного образования В. Т. Кудрявцева, Л. Б. Слободчикова, Л. В. Школяр.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования в областях педагогики, психологии, философии, культурологии, искусствоведения (театральная педагогика). Опытно-экспериментальные методы: методы организации групповой работы. Эмпирические методы: наблюдение, тестирование личностной сферы подростков, диагностика межличностных отношений в группе сверстников, исследование продуктивности учебной деятельности и когнитивной сферы подростков, анкетирование, беседа с подростками и педагогическим коллективом.

Научная новизна. В диссертационном исследовании разработаны театрально-педагогические технологии, направленные на личностное развитие и социокультурную адаптацию старших подростков, интегрирующие в себе пе- «дагогические, психологические, социальные и культурологические аспекты.

Разработана театрально-педагогическая модель социокультурной адаптации подростков в условиях общего и дополнительного образования, которая легла в основу авторской программы психолого-педагогической под- ¦ держки в личностном развитии старших подростков.

Выявлены и разработаны критерии социокультурной адаптации подростков, учитывающие их возрастные особенности и нормативные задачи, которые им предстоит решить на данном этапе развития, проявляющиеся в межличностной и внутриличностной сферах.

Раскрыто педагогическое значение психодраматического подхода и ар-терапии в решении социальных и образовательных проблем подростков. Выявлен эстетический компонент метода психодрамы и влияние метода на общекультурное развитие старших подростков.

Теоретическая значимость исследования. Рассмотрен социокультурный потенциал театрального искусства в целях систематизации подходов современного гуманитарного знания к вопросам личностного развития и социокультутной адаптации подростков в современном обществе средствами театра.

Уточнено в контексте данного исследования определение процесса социокультурной адаптации как поэтапного вхождения и творческого приобщения человека к миру культуры и приспособления к готовым социальным структурам окружающей его среды в соответствии с задачами развития, которые ему приходится решать на каждом возрастном этапе. В условиях дополнительного театрального образования — это процесс специально организованного взаимодействия в среде сверстников, где воссоздаются и драматически актуализируются ценностные отношения подростков к различным аспектам своего «Я», которые соотносятся с образцами и ценностями общечеловеческой культуры.

Определены функции и формы театрального искусства в образовании и ' разработаны интегрированные театрально-педагогические технологии, направленные на социокультурную адаптацию подростков. :

Практическая значимость исследования. Определена сфера возможностей использования театрально-педагогических технологий в работе педагогов с подростками, направленной на социокультурную адаптацию в условиях образования. Подобранные и адаптированные автором психодраматические и арттерапевтические техники могут быть использованы педагогами в работе со старшими подростками.

Разработана программа педагогического сопровождения личностного развития подростков «Социокультурная адаптация подростков в рамках дополнительного театрального образования» с использованием театрально-педагогических технологий, направленная на решение задач развития подросткового возраста, межличностных и внутриличностных проблем, социокультурную адаптацию, эстетическое развитие личности, стимулирование психосоциального и когнитивного развития, способствующая их самоопределению.

Разработанная программа и критерии социокультурной адаптации подростков могут найти применение в образовательной практике школ и различных учебно-методических объединениях дополнительного образования. Результаты исследования могут быть внедрены в работу факультетов переподготовки педагогических кадров, в вузах, институтах повышения квалификации педагогов.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования отражены:

— в международном научно-исследовательском проекте «Экологическая роль изобразительного искусства в условиях интенсивного визуального потока», организованного Государственным Русским музеем (Санкт-Петербург) и Фондом П. Гетти (Лос-Анджелес, США) 2004;2006 гг.,.

— в материалах Комплексной программы Российской академии образования «Образование как институт культуры» по теме: «Социокультурная адаптация детей и юношества средствами художественного творчества" — в — коллективной монографии «Проблемы и перспективы социокультурной адаптации детей и юношества средствами художественного творчества» в 2006 г.;

— в материалах Комплексной программы Российской академии образования «Образование как институт культуры» по темам: «Художественно-педагогические приоритеты в детском театральном и экранном творчестве» и «Освоение духовно-эстетических ценностей искусства как фактор творческого развития личности» в 2004;2006 гг.;

— в материалах Международной конференции (17−19 февраля 2003 г.) «Искусство и дети: проблемы и перспективы развития культуры мира в XXI веке».

Исследованием было охвачено 187 учащихся средних школ г. Москвы и 70 студентов вузов г. Москвы.

Опытно-экспериментальная база исследования: ЦО «Измайлово» № 1811 г. Москвылицей № 1548 г. Москвыобщеобразовательная школа № 1678 г. Москвыобщеобразовательная школа № 548 г. Москвыобщеобразовательная школа № 1148- общеобразовательная школа № 875- общеобразовательная школа № 677 г. МосквыМГПУ (Московский государственный педагогический университетРГГУ (Российский государственный гуманитарный университет) — Академический правовой университет.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась использованием широкого спектра теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его предмету и задачамбольшим объемом изученного научно-методического материала и литературыпроведением опытно-экспериментального исследования в условиях реальной психолого-педагогической деятельностивозможностью повторения экспериментальной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Театрально-педагогические технологии, направленные на личностное развитие и социокультурную адаптацию старших подростков, представляют собой комплекс специально разработанных методов работы с подростками, которые: интегрируют в себе педагогические, психологические, социальные и культурологические аспектыучитывают возрастные особенности данного периода развитиявключают в себя общеразвивающие направления театральной педагогики (освоение актерских навыков, просмотр и анализ спектаклей школьного и профессионального театра, факультативы и специализированные уроки театра), психодраматический подход в решении социальных и общеобразовательных проблем, арттерапию как одно из средств самопознания и раскрытия творческого потенциала личности подростка.

2. Социокультурная адаптация подростков в дополнительном театральном образовании представляет собой сложный и динамичный процесс специально организованного социального взаимодействия, в котором воссоздаются и драматически актуализируются ценностные отношения подростка к различным аспектам своего «Я» в пространстве референтной среды сверстников, которые соотносятся с образцами и ценностями общечеловеческой культуры.

3. Критериями социокультурной адаптации подростков выступают: в межличностной сфере — стратегия сотрудничестваспонтанное поведениепринятие и соблюдение нравственно-эстетических норм и ценностейактивный интерес и освоение культурных ценностей своего и иных этносов и толерантность к ценностям другихтворческая активность и продуктивностьво внутриличностной сфере — эмоционально-эмпатические отношения с окружающими людьмиадекватная самооценкавнутреннее стремление к нравственно-эстетического идеалупринятие своей культуры и ценностей, осоз-навание норм и идеалов другихмотивация к саморазвитию.

4. Психодраматический метод содержит в себе эстетический компонент, который находится в содержании действенной стороны психодрамы, в ее спонтанной игровой основе, в целостности, форме происходящего, в изначальной цели ведущего привести подростка к гармонии через снятие переживания посредством катарсиса. Этот компонент обусловлен применением в психодраме некоторых приемов искусства, известных в его истории, которые интегрируются в специфической педагогической ситуации.

Результаты исследования особенностей личностного развития подростков.

Показатели Группы.

1 группа | 2группа.

1 подгр 3 подгр I 2 подгр 4 подгр

Воображаемая аудитория 23,9 27,3 | 20,4 26 уникальность 38,8 43,8 33,1 44 неуязвимость 44,1 43,3 41,7 40,5 всемогущество 52,4 59,8 56,6 49,5.

Личностный миф 133,4 146,8 132,9 134,0.

Эгоцентрация 18,2 23,3 | 18,4 22,5.

По параметрам «Личностного мифа», который является механизмом доминирования в подростковой группе, лидирует активная часть 1-й группы (146,8 — для 3-й подгруппы) по сравнению с остальными подростками (133,4 — 1 группа- 132,9 — 2 группа- 134 — для 4-й подгруппы). Именно они навязывают свое мнение и определяют атмосферу взаимодействия. Эта же подгруппа имеет наибольшую мотивацию саморазвития, чем подкрепляет свои лидирующие позиции (92,3 — для 3-й подгруппы по сравнению с 76 -для 1-й группы- 80,1 — для 2-й группы 65,5 для 4-й подгруппы).

Нами получен средний уровень толерантности (80,39) по группе в целом. Такой результат показывают большинство опрашиваемых, характеризующихся сочетанием как толерантных, так и интолерантных черт личности.

Диагностика индекса толерантности по первому срезу выявила следующую картину.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Данное исследование было посвящено изучению возможностей театрального искусства и театрально-педагогических технологий в работе со старшими подростками, направленной на их социокультурную адаптацию и личностное развитие. Результаты проведенного исследования, подтвердив положение выдвинутой гипотезы, дают основание для следующих выводов:

Проблема социокультурной адаптации подростков в современном обществе представляется задачей первостепенной важности и сложности, так как она выходит за рамки этнического характера, адаптации вынужденных мигрантов и людей с ограниченными возможностями. Сегодня не менее важной актуальной становится проблема адаптации подростков, развивающихся в благополучной среде.

Автором исследования процесс адаптации человека рассматривается с позиций социокультурного подхода (А.С. Ахиезер), в котором человек выступает в качестве носителя определенной культуры и социальных отношений — двух аспектов человеческой деятельности. Согласно данному подходу, человек в социуме представляет собой социальный индивид, который воспроизводит эту форму в соответствии с «нормативными предписаниями» (образцами, стандартами), которые несут в себе наличные социальные структуры. Человек в культуре являет собой личность, субъект творения ее новых форм (общего и значимого для других людей), в которых он идеально представлен, и одновременно — субъект самоизменения, самопреображения, саморазвития.

В данном исследовании, проблема приспособления человека к среде рассматривается в зависимости от его возрастного поведения. Согласно Л. С. Выготскому, человек проходит через много стадий приспособления к социальной среде, и функции его социального поведения сильно меняются в зависимости от той или иной возрастной ступени.

В связи с этим, в контексте данного исследования, процесс социокультурной адаптацией рассматривается как поэтапное вхождение и творческое приобщение человека к миру культуры и приспособление к готовым социальным структурам окружающей его среды, в соответствии с нормативными задачами, которые ему приходится решать на каждом этапе онтогенеза.

В процессе исследования были выделены и разработаны критерии социокультурной адаптации подростков, которые затрагивают как межличностную, так и внутриличностную сферы подростков. В межличностной сфере такими критериями являются: стратегия сотрудничестваспонтанное поведениепринятие и соблюдение нравственно-эстетических норм и ценностейактивный интерес и освоение культурных ценностей своего и иных этносов и толерантность к ценностям другихтворческая активность и продуктивностьво внутриличностной сфере — эмоционально-эмпатические отношения с окружающими людьмиадекватная самооценкавнутреннее стремление к нравственно-эстетического идеалупринятие своей культуры и ценностей, осоз-навание норм и идеалов другихмотивация к саморазвитию.

В действенной педагогической модели доминантного для данного возраста театрального искусства педагог может найти все необходимые технологии для общего и художественно-эстетического развития подростка, а также для решения проблем психолого-педагогического характера. Подросток может выступить во всех ролях: как драматург, режиссер, актер, критик своей судьбы, что позволяет ему скорректировать трудности сегодняшнего дня и простроить временную перспективу своего будущего.

Исследования лаборатории театра Института художественного образования позволили автору диссертации определить возможности театрального искусства в педагогической и социально-адаптационной сфере: 1. Игровая условная ситуация. 2. Действенная выраженность театрального искусства. 3. Ролевая игра. 4. Идейная устремленность художественного продукта театрального искусства.

Автором исследования была разработана театрально-педагогическая модель социокультурной адаптации подростков, в которой реализуются основные функции театрального искусства в образовании: образовательная, воспитательнаяхудожественно-эстетическаясоциально-психологическая, коррекционная. Также были выделены формы театральной деятельности: школьный театр в рамках дополнительного и профильного образованияспециализированные занятия по театру, уроки МХК, факультативыпрофессиональный театр для детей и юношества (ТЮЗ, РМТ), просмотр и анализ спектаклейтренинг личностного развития и социокультурной адаптации на основе театрально-педагогических технологий. Педагогическая работа должна придерживаться следующих принципов: действенной выраженности, переноса опыта из области театрального действия в реальную жизньрасширения сферы ролевых функций подросткаинтеграции сформированных ролей с базовыми потребностями.

Социокультурная адаптация подростков в дополнительном театральном образовании представляет собой сложный и динамичный процесс специально организованного социального взаимодействия, в котором воссоздаются и драматически актуализируются ценностные отношения подростка к различным аспектам своего «Я» в пространстве референтной среды сверстников, которые соотносятся с образцами и ценностями общечеловеческой культуры.

Разработанные автором диссертации театрально-педагогические технологии, направленные на личностное развитие и социокультурную адаптацию старших подростков, представляют собой комплекс специально разработанных методов работы с подростками, которые: интегрируют в себе педагогические, психологические, социальные и культурологические аспекты, а также учитывают возрастные особенности данного периода развития. Данный комплекс включает в себя: общеразвивающие направления театральной педагогики, а именно: освоение актерских навыков, просмотр и анализ спектаклей школьного и профессионального театра, факультативы и специализированные уроки театрапсиходраматический подход в решении социальных и общеобразовательных проблем — социометрия как диагностика, социо- (психодрама), групповая терапияарттерапию как одно из средств самопознания и раскрытия творческого потенциала личности подростка.

Разработаны и адаптированы для педагогов методы педагогической поддержки в личностном развитии и социокультурной адаптации, включающие средства психодрамы и арттерапии. Исследование показало, что составляющие элементы и свойства психодраматического действия отвечают насущным психолого-педагогическим задачам подросткового возраста. Они способствуют достижению личной автономии и индивидуальной идентичности, укрепляют надежду на изменения, поощряют и стимулируют ответственность подростка за свою жизнь и принимаемые решения, развивают толерантное сознание. Арттерапия выступает как одно из средств самопознания, творческого развития личности подростка.

Психодрама в работе с подростками, помимо коррекционно-развивающего аспекта, познания себя через проживание и переживание «здесь» и «сейчас» жизненных ситуаций и явлений, развития спонтанности, творческих основ личности, развивает эстетическое чувство подростка. В основе психодраматического метода лежит спонтанная игра — одна из главных и древнейших форм эстетических действий. Автор исследования считает, что если в игре обыгрываются эстетические свойства реальности или эстетические проявления субъекта, то ее можно считать эстетическим феноменом. Психодрама есть метод, который использует инсценирование личного опыта через проигрывание ролей на сцене в специально созданных условиях, направленных на активизацию психических процессов участников, позволяющий в процессе действия накапливать человеку социально-эстетический опыт, который приводит его в состояние катарсиса, своего рода очищению чувств.

Психодраматический метод содержит в себе эстетический компонент, который находится в содержании действенной стороны психодрамы, в ее спонтанной игровой основе, в целостности, форме происходящего, в изначальной цели ведущего привести подростка к гармонии через снятие переживания посредством катарсиса. Этот компонент обусловлен применением в психодраме некоторых приемов искусства, известных в его истории, которые интегрируются в специфической педагогической ситуации.

Проведенная опытно-экспериментальная работа доказала обоснованность применения модели социокультурной адаптации подростков в условиях общего и дополнительного театрального образования, а также эффективность разработанной тренинговой программы на основе театрально-педагогических технологий:

— полученные результаты экспериментальной работы свидетельствуют о положительной динамике изменений в развитии самосознания подростков и их социокультурной адаптации;

— особо значимые изменения в процессе коррекционно-развивающих занятий произошли в сфере самоотношения подростков;

— проявилась готовность подростков к пересмотру личностной позиции и более реалистической оценке собственных возможностей с учетом мнения окружающих. Изменения в структуре самооценки по группе в целом может свидетельствовать о готовности подростков к проблематизации и способности к формированию более критичной и адекватной самооценки, что и являлось целью коррекции;

— произошло изменение жесткого ролевого распределения в группе и связанных с ним защитных механизмов;

— после коррекционно-развивающих занятий у большинства подростков отмечено повышение показателя мотивации саморазвития;

— наблюдается резкое снижение конфликтности как внутри группы, так и во взаимодействии подростков с учителями и повышение индекса толерантности;

— педагоги по основным предметам отмечают более активное и продуктивное включение подростков в учебную деятельность;

— наблюдается повышение интереса подростков к изучению своей культуры, искусства, а также уважительное отношение к культуре и интерес к искусству других этносов;

Результаты экспериментальной части исследования позволяют утверждать, что в ходе реализации практической групповой работы с подростками с использованием театрально-педагогических технологий, центрированной на выявлении и «проживании» значимых «Я-отношений» в пространстве референтной среды сверстников, актуализируются процессы самопознания и самопереживания и формируется личностный опыт позитивного ценностного отношения к себе в своей соотнесенности с миром.

По результатам проведенного исследования были сформулированы следующие рекомендации для педагогов по педагогическому сопровождению подростков: в педагогических ситуациях необходимо основные усилия в первую очередь направлять на наиболее активных подростков с конфликтной самооценкой, предлагая им новые формы реализации, заключающиеся в опробовании новых социальных позиций, и организуя адекватную социальную оценку (обратную связь) за счет пассивных подростков, занимающих адаптивную позицию. В свою очередь, пассивным подросткам необходимо создавать условия для поощрения их более активного поведения.

Необходимо отметить, что настоящее исследование отнюдь не претендует на исчерпывающее рассмотрение проблемы, связанной с вопросами социокультурной адаптации старших подростков. В перспективе представляется желательным исследовать возможные пути реализации процесса социокультурной адаптации средствами искусства в более широком возрастном диапазоне, а также расширить сам арсенал социоадаптационных способов и средств.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Андерсен-Уоррен М., Грейджер Р. Драмотерапия. СПб.: Питер, 2001, — 288 с. — (Серия «Практикум по психотерапии»),
  2. Г. М. Социальная психология. М.: МГУ, 1980. — с. 83.
  3. А., Холл В. Детская психодрама в индивидуальной и семейной терапии, в детском саду и школе. М.: Генезис, 2005. — 336 с.
  4. А.Р., Хазиев B.C., Шарипов Р. А. Истинность социума: Монография. Уфа: Изд-во БГПУ, 2003. — 130с.
  5. А.С. Россия: критика исторического опыта. Т.1. Новосибирск: «Сибирский хронограф», 1997. — 308 с.
  6. А.В. Исследования и статьи. М.: «Советский художник», 1981.-236 с.
  7. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Сов. Россия, 1979.-318 с.
  8. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Изд-во «Искусство», 1980.-424 с.
  9. И. Общение со сверстниками риск и перспектива роста // Под ред. JI.A. Регуш. СПб.: Речь, 2005. — С. 128−139.
  10. Ю.Барц Э. Введение в юнгианскую психодраму / Пер. с нем. К. Б. Кузьминой. М.: Независимая фирма «Класс№, 1997. — 144 с. — (Библиотека психологии и психотерапии).
  11. М.С. Адаптивное поведение личности // Проблемы и перспективы социокультурной адаптации детей и юношества средствами художественного творчества: Коллективная монография. М.: Компания Спутник^ 2006.-С. 14−22.
  12. В.Г. Полн. собр. соч. в 13-ти т. Т. 1.-М., 1953.-С. 78−79.
  13. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.-421 с.
  14. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Прогресс, 1988. — 339 с.
  15. М. Как измерить отношения в классе: социометрический метод в школьной практике / М. Битянова. М.: ООО «Чистые пруды», 2005.-32 с.
  16. П.П. Избранные педагогические произведения. М.: АПН РСФСР, 1961.-695 с.
  17. П.Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Психология развития СПбГУ- СПб: Питер, 2001. — С. 227−272. (Серия «Хрестоматия по психологии»).
  18. В.М., Ершова А. П. Я иду на урок: хрестоматия игровых приемов обучения: Книга для учителя. М.: Изд-во «Первое сентября», 2002. -224 с.
  19. В.М. Театральные технологии в ретроспективе векового развития теории и практики отечественной педагогики // История художественного образования в России. Проблема культуры XX в. -М.: Издательский дом РАО, 2003.-С. 251−263.
  20. В.В. Эстетика: Учебник. М.: Гардарики, 2005. — 556 с.
  21. Вальдес Одриосола М. С. Арттерапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности: Метод, пособие. -М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. 63 с.
  22. О.Р. Развитие самосознания подростка в конфликтах с взрослыми и сверстниками // Психология современного подростка / Под ред. Л. А. Регуш. СПб.: Речь, 2005. С. 115−127.
  23. В.В. Формирование имиджа педагога дополнительного образования. М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003. — 64 с.
  24. Л.С. Детская психология // Собр. соч. в 6 т. М.: Педагогика, 1984.-Т.4.-С. 11−275.
  25. JI.C. Орудие и знак в развитии ребенка // Собр. соч. в 6 т. М.: Педагогика, 1984. — Т.6. — С. 5−90.
  26. JI.C. Педагогическая психология / Лев Выготский- под ред. В. В. Давыдова. М.: ACT: Астрель: Люкс, 2005. — 671 с.
  27. Л.С. Педология подростка // Собр. соч. в 6 т. М: Педагогика, 1984.-Т.4.-С. 11−275.
  28. Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. -1008 с. (Серия «Мир психологии»).
  29. Л.С. Психология искусства. М.: Изд-во «Искусство», 1968.-576 с.
  30. А.Г. Эмоциональные отношения подростков со сверстниками // Психология современного подростка / Под ред. проф. Л. А. Регуш. -СПб.: Речь, 2005.-400 с.
  31. М.В. Понимание подростка родителями // Психология современного подростка / Под ред. Л. А. Регуш. СПб.: Речь, 2005. — С. 62−74.
  32. Л.В. Актерский тренинг: теория и практика. СПб.: Речь, 2003.- 168 с.
  33. А.Л. Сценическое творчество и психогигиена // Искусствознание и психология художественного творчества / Под ред. А. Я. Зись, М. Г. Ярошевского. М.: Изд-во «Наука», 1988 г. — 352 с.
  34. А.Л. Личность, творчество, регуляция состояний: Руководство по театральной и паратеатральной психологии. М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 1998.-436 с.
  35. Н.И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте: Ав-тореф. дис. психол. наук. М., 1983. — 24 с.
  36. Н.И., Прихожан A.M. Особенности самосознания // Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987. — С.5−95 .
  37. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
  38. Н.В., Инц И.Г. Педагогическая диагностика // БЮЛЛЕТЕНЬ программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей (региональный опыт). № 5 (34). — 2005. — С. 14.
  39. Н.Б. Диагностика эффективности футуропрактики (на материале детских и взрослых групп) // Гештальт и психодрама в работе с детьми и родителями. М.: МИГиП, 1997.
  40. Драмотерапия / Пер. с англ. А. Науменко. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 320 с. (Серия «Ступени психотерапии»).
  41. П.М. Сочинения: В 3-х т. / Отв. ред. В. М. Букатов. М.: ТТО «Горбунок», 1991. — Т. 1: Технология актерского искусства. — М., 1992. — 228 с.
  42. П.М. Режиссура как практическая психология. М.: Изд-во «Искусство», 1972. — 352 с.
  43. П.М., Ершова А. П., Букатов В. М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. Изд. 2-е, перераб. доп. — М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 1998. — 336 с.
  44. А.П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании // Эстетическое воспитание: опыт, проблемы, перспективы.-М., 2000.-301 с.
  45. А.П., Букатов В. М. Актерская грамота подросткам: программа, советы и разъяснения по четырехлетнему курсу обучения в театральных школах, кружках, студиях. — Ивантеевка, 1994. — 160 с.
  46. Играть по-русски. Психодрама в России: истории, смыслы, символы / Составители Е. В. Лопухина, Е. Л. Михайлова. — М.: Независимая фирма «Класс», 2003.-320 с.
  47. Э.В. Об эстетической природе фантазии // Искусство и коммунистический идеал. М.: Искусство, 1984. — С. 224−227.
  48. Искусствознание и психология художественного творчества. М.: Изд-во «Наука», 1988. — 352 с.
  49. История психодрамы в России // Журнал практического психолога. Специальный выпуск: М., 2002. — № 2−3.
  50. И. Собр. соч. в 6 т. Т.5. — М., 1968. — С. 342−343.
  51. П.Ф. Психодрама крупным планом: Анализ терапевтических механизмов / Пер. с англ. И. А. Лаврентьевой. М.: Независимая фирма «Класс», 1998. — 240 с. — (Библиотека психологии и психотерапии).
  52. М. Драматерапия. Театр как инструмент решения конфликтов и способ самовыражения. М.: Ось-89,2002. — 192 с.
  53. М.В. Арт-терапия в работе с детьми. СПб.: Речь, 2006.-160 с.
  54. М.О. Поэзия педагогики. М.: ВТО, 1976. С. 11,13.
  55. В.Л. Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий. СПб.: Речь, 2005. — 101 с.
  56. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
  57. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980. -91 с.
  58. Кон И. С. Психология юношеского возраста М.: Просвещение, 1979.-С. 47−101.
  59. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1983.-335 с.
  60. А.И. Руководство по групповой арт-терапии. СПб.: Речь, 2003.-320 с.
  61. А.И. Тренинг коммуникации: Арт-терапия. М.: Изд-во Института психотерапии, 2006. — 96 с.
  62. С.Э. Социокультурная детерминанта исторического процесса // Общественные науки и современность. 1997. — № 4. — С. 134−132.
  63. Г. Психология развития. 7-е изд. СПб.: Питер, 2003. — 992 с. (Серия «Мастера психологии»).
  64. JI.M. Артпсихология как направление психолого-педагогической реабилитации подростков: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2004. — 160 с.
  65. В.Т., Слободчиков В. И., Школяр JT.B. Культуросообраз-ное образование: концептуальные основания // Известия РАО. М.: ООО «Издательский дом МАГИСТР-ПРЕСС». — № 4,2001. — С. 4−46.
  66. И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2003. — 464 с.
  67. Леви-Стросс Клод. Путь масок. М.: Республика, 2000. — 399 с.
  68. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1977.-304 с.
  69. Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено. Пер. с нем. / Общ. ред. и предисл. Е. В. Лопухиной и
  70. А.Б.Холмогоровой. М.: Изд-во группа «Прогресс», «Универсал», 1994. -352 с.
  71. М.И. Проблема онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. -276 с.
  72. .Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Юрайт, 1998. — 464 с.
  73. .Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. -М.: Прометей, 1995. 282 с.
  74. А.Ф. Две необходимые предпосылки для построения истории эстетики до возникновения эстетики в качестве самостоятельной дисциплины // Эстетика и жизнь. Вып. 6. М., 1979. — С. 223.
  75. А.С. «Педагогическая поэма». -М.: Правда, 1988. 621 с.
  76. А.С. О воспитании: Золотой фонд педагогики / Сост.-Д.И. Латышина М.: Школьная пресса, 2003. — 192 с. — («Воспитание школьников. Библиотека журнала». Вып. 35).
  77. Марксистско-ленинская эстетика: Учеб. пособие для вузов / Л. В. Алехина, В. Р. Аронов, М. Н. Афасижев и др. / Под ред. М. Ф. Овсянникова. -М.: Высш. шк., 1983. 544 с.
  78. А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты./ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: МГУ, 1982. — С. 108−117.
  79. А. Ребенок в мире театра: Метод пособие по воспитанию зрительской культуры. -М.: ВЦХТ, 2001. 160 с.
  80. Е.Л. Старые терапии в новых обстоятельствах // Московский психотерапевтический журнал. 1994. — № 1. — С. 36−67.
  81. Л.М. Интеллектуальная гибкость учителя: Психологическое содержание, диагностика, коррекция: Учеб. Пособие / Л. М. Митина, Н. С. Ефимова. М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 2003.-144 с.
  82. Г. Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). СПб.: Изд-во «Речь», 2005. — 224 с.
  83. Морено 3. Обзор психотерапевтических техник // Московский психотерапевтический журнал. 1994. — № 1. — С. 128−137.
  84. Я. Психодрама / Пер. с англ. Г. Пимочкиной, Е. Рачковой. -М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 528 с. (Серия «Психологическая коллекция»).
  85. Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе/ Пер. с англ.- М.: Академический Проспект, 2004. 320 с.
  86. А.В. Что такое социализация. М., 1993. — С. 8.
  87. А.В. Коллектив, общение, личность. М.: АПН ССР, 1983.
  88. А.В. Социализация и воспитание подрастающих поколений. -М.: Знание, 1990.-39 с.
  89. B.C. Проблемы генезиса личности. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985.- 105 с.
  90. Г. М. Портретные методы в психотерапии. М.: ПЕР СЭ, 2001.-144 с.
  91. А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1988. — С. 191−192.
  92. Л.М. Театральное искусство в современном образовательном пространстве // История художественного образования в России. Проблема культуры XX в. М.: Издательский дом РАО, 2003. — С. 264−271.
  93. Н.Н. Психология творчества: Учебное пособие / Под. ред. Л. М. Шипицыной. СПб.: Речь, 2005. — 227 с.
  94. Ю.А., Рожковский В. Б. Эстетика для студентов вузов. Серия «Шпаргалки». Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 192 с.
  95. Н.Н. Как назвать наши отношения? СПб., 2001. — С. 4.
  96. Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 442 с.
  97. Отец Павел Флоренский о воспитании: Золотой фонд педагогики / Сост. Д.И. Латышина- М.: Школьная пресса, 2003 192 с. («Воспитание школьников. Библиотека журнала». Вып. 47).
  98. Ю.С. Опыт социально-психологической реабилитации подростков групп социального риска // Психология современного подростка / Под ред. Л. А. Регуш. СПб.: Речь, 2005. — С. 273−297.
  99. Л.П. Искусство в развитии художественно-эстетического опыта формирующейся личности // Эстетический опыт как источник активности творческого воображения в художественном образовании. М.: ИД «Секрет фирмы», 2006. — 134 с.
  100. Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека: Пособие для клубных работников. -М.: ВНМЦ НТ и КПР МК СССР, 1991. 102 с.
  101. П. Подростки изнутри // Психо драма: вдохновение и техника / Под ред П. Холмса и М. Карп. М.: Класс, 1997. — С. 37−64.
  102. Психология современного подростка / Под ред. Л. А. Регуш. -Спб.: Речь, 2005.-400 с.
  103. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: ТЦ «Сфера», 2000. — 528 с.
  104. A.M., Толстых Н. Н. Подросток в учебнике и в жизни. М.: Знание, 1990.-80 с.
  105. Психодрама: вдохновение и техника / Под. ред. П. Холмса и М. Карп. / Пер. с англ. В. К. Мершавки и Г. М. Ченцовой. М.: Независимая фирма «Класс», 2000. — 288 с. (Библиотека психологии и психотерапии. Вып. 19).
  106. Психологи о миграции в России: Информационно-аналитический бюллетень. № 4. — М.: Смысл, 2002. — 159 с.
  107. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте: Пособие для школьных психологов / Под. ред. И. В. Дубровиной. -М.: Изд. центр «Академия», 1995. С. 62−63.
  108. Психология развития / Под. ред. Е. Строгановой. СПбГУ. — СПб: Питер, 2001.-512 с.
  109. Психологическое сопровождение выбора профессии: Научно-методическое пособие / JI.M. Митина, J1.B. Брендакова, И. В. Бачков и др.- под ред. JI.M. Митиной. 2-е изд., испр. М.: Московский психолого-социальный институтб Флинта, 2003. — 184 с.
  110. А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России // Вопросы философии. 1994. — № 4. — С. 26
  111. P.M., Филонов Г. Н., Волков Г. Н., Печко Л. П. Становление самосознания личности школьника / Под общ. ред. P.M. Роговой. М.: Гос-НИИ семьи и воспитания. — 2003. — 112 с.
  112. Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. 2-е изд., перераб., доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. — 480 с.
  113. Н.В. Диагностика актерских способностей. -СПб: Речь, 2005.-192 с.
  114. С.И. Психология социализации и социокультурной адаптации человека. СПб.: Речь, 2006. — 365 с.
  115. С.Л. Бытие и сознание. -М.: АН СССР, 1957. -328 с.
  116. Ю.И. Театр и подросток. М., «Просвящение», 1970.208 с.
  117. Ю.И. и др. Основы педагогического руководства школьной театральной самодеятельностью. М., «Просвещение», 1974.
  118. Священник Анатолий Гармаев. Психопатический круг в семье. -М.: Изд-во Православного братства святого апостола Иоанна Богослова, 2000. 592 с.
  119. JI.M. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 2005. — 96 с.
  120. Е.И. Практикум по межличностным отношениям: помощь и личностный рост. СПб.: Речь, 2006. — 224 с.
  121. Е.В. Психодраматический и недирективный подходы в групповой работе с людьми: Методические описания и комментарии. СПБ.: Изд-во «Речь», 2002. — 90 с.
  122. П.В., Ершов П. М., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности. М.: Наука, 1989. — 352 с. («Общество и личность»).
  123. Н. Социология. М.: Феникс, 1994. — 688 с.
  124. Социокультурная методология развития российского общества. Заседание № 1. Специфика социокультурных исследований // Рубежи. 1996. -№ 5.
  125. Современный подросток: проблемы жизнедеятельности. Итоги социологического исследования. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания. — 1999. — 80 с.
  126. К.С. Статьи. Речи. Беседы. Письма. М., 1953. -С. 396.
  127. В.Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие для учителей и родителей. 2-е изд., стереотип. М.: Изд. центр «Академия», 1998.-С. 324.
  128. Г. У., Шайгерова JT.A, Макарчук А. В., Хухлаев О. Е, Щепи-на А. И. Позволь другим быть другими: тренинг толерантности для подростков по преодолению мигрантофобии. -М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2002. -120 с.
  129. В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. — 286 с.
  130. В.В. Состояние самосознания личности // Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия. Самара: Изд. дом «БАХРАХ-М», 2000.-С. 66−77.
  131. JI.A. Культура сквозь призму идентичности. М.: Инд-рик, 2006. — С. 8−24.
  132. В.А. Павлышевская средняя школа. М., 1969.1. С. 40.
  133. В.А. Духовный мир школьника. М., 1961. — С. 14.
  134. В.А. О воспитании: Золотой фонд педагогики / Сост. Д. И. Латынина — М.: Школьная пресса, 2003 — 192 с. («Воспитание школьников. Библиотека журнала». Вып. 37).
  135. Л.Н. Педагогические сочинения. М.: Учпедиз., 1953.
  136. Е.М. Проблема культурного развития личности в современной школе // Эстетическое воспитание: опыт, проблемы, перспективы. -М., 2001.-280 с.
  137. Е.М., Большаков В. Ю. Интеллектуальная и эстетическая одаренность: теория и диагностика. М.: ООО «Издательский дом МАГИСТР-ПРЕСС», 2000. — 164 с.
  138. Уроки театра на уроках в школе./ Театральное обучение школьников I-XI классов: программа, методические рекомендации, сборник упражнений / Сост. А. П. Ершова. — М.: НИИ художественного воспитания. 1992 г. -73 с.
  139. К. Д. Собр. соч., т. 8.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950.661 с.
  140. К.Д. О воспитании: Золотой фонд педагогики / Сост. Д. И. Латышина М.: Школьная пресса, 2003 — 192 с. — («Воспитание школьников. Библиотека журнала». Вып. 44).
  141. Л.И. Психология развития личности в онтогенезе. -М.: Педагогика, 1989. 208 с.
  142. Е. JI. Кибернетика, логика, искусство. М.: Радио и связь, 1981.- 144 с.
  143. М.В., Е.Г.Студенова. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-432 с.
  144. Н.А. Адаптация: общебиологические и психофизиологические основы. М.: Изд-во «Теория и практика физической культуры», 2003. -383 с.
  145. Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство в жизни людей. (Конкретно-социологические исследования в России второй половины XX века. История и методология). СПб.: Алетейя, 2001. — 556 с.
  146. Фохт-Бабушкин Ю. У. Роль общеобразовательной школы в художественном развитии человека: Монография. М., 2006.
  147. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М.: ООО «Изд-во ACT», 2004. — 539 с.
  148. Л., Зиглер Д. Теории личности СПб: Питер, 2000. — 608 с. (Серия «Мастера психологии»).
  149. Т.В. Взгляд на себя через посредника: «Себя, как в зеркале я вижу.» // Семиотические путешествия. СПб., 2001. — С. 12.
  150. Е.К., Акакиева О. Ю. Театр в передовом педагогическом опыте // Современные проблемы театрально-творческого развития школьника.-М., 1989.-С. 77.
  151. А.Ф. Глава по психодраме в монографии // Психологическая реабилитация детей в условиях оздоровительного лагеря. М.: Мин. образов. РФ, 2000.
  152. Ф. Письма об эстетическом воспитании // Собр. соч. в 7 т. Т6.-М., 1957.-325 с.
  153. Экологическая роль изобразительного искусства в условиях интенсивного визуального потока. Научно-исследовательский проект: Материалы исследования. СПб., 2006. — 242 с.
  154. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-560 с.
  155. Д.Б. Психология игры. 2-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.-360 с.
  156. Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.-231 с.
  157. Э. Детство и общество. СПб.: Ленато, 1996. — 589 с.
  158. Baumgartner D.-D., Sociodrame n Vietnam Combat Veteran // J. Group Psychotherapy, Psychodrama & Sociometry, 1986. Vol. 39. N 1. F. 31−35.
  159. Dewey John «How We Think», D.C.Heath & Co., 1933, p.35.
  160. Erikson E.N. Childhood and society (2nd ed.) New York: Norton. 1963.
  161. James V. Wertsch. Voices of the Mind. Cambridge, Mass., Harvard Univ. Pr., 1991.
  162. Hartmann N. Sich finden und sich erfinden. Psychodrama 7, p. 123— 141,1994.
  163. Fashions Alekos // D. Fotopulos «Masks Theatr», Athens, 1980.
  164. Moreno Z.T. Note on Some of Resistance to Psychodrama// J., Group Psychotherapy, Psychodrama & Sociometry. 1990. Vol. 43. N 1. P. 43−44.
  165. Moreno, J.L. Sociometry Reader. N.Y., 1960.
Заполнить форму текущей работой