Структура и содержание самообразовательной деятельности учащихся среднего профессионального образования
Апробация и внедрение результатов. Результаты исследования апробировались 1) посредством публикаций в печати- 2) в ходе международных (Челябинск, 2006, 2007; Воронеж, 2007; Стерлитамак, 2007; Кемерово, 2007), всероссийских (Челябинск, 2004, 2005, 2006, 2007; Екатеринбург, 2005; Москва — Челябинск, 2005), областных (Магнитогорск, 2005) конференций- 3) в ходе педагогической деятельности в качестве… Читать ещё >
Содержание
- 13. 00. 08. — теория и методика профессионального образования
- ГЛАВА 1. САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
- 1. 1. Состояние проблемы самообразовательной деятельности учащихся среднего профессионального образования в педагогической теории и практике образовательной деятельности
- 1. 2. Структура и содержание самообразовательной деятельности учащихся среднего профессионального образования
- 1. 3. Модель процесса усвоения структуры и содержания самообразовательной деятельности учащимися среднего 56 профессионального образования
- 1. 4. Педагогические условия реализации модели процесса усвоения структуры и содержания самообразовательной деятельности 79 учащимися среднего профессионального образования
- ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО УСВОЕНИЮ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИМИСЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 2. 1. Цели и задачи опытно-поисковой работы
- 2. 2. Реализация педагогических условий функционирования модели процесса усвоения структуры и содержания самообразовательной деятельности учащимися СПО
- 2. 3. Анализ и оценка результатов опытно-поисковой работы
Структура и содержание самообразовательной деятельности учащихся среднего профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования обусловлена модернизацией профессионального образования, цель которой — подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования предъявляют такие требования к уровню подготовки выпускников, как необходимость быть готовым к постоянному приобретению новых знаний, обладание устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, саморегуляции и саморазвитию), способность к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности и т. д. [47].
В системе среднего профессионального образования (далее СПО) работает более 2500 учреждений, численность студентов которых составляет 2312 тыс. человек, ежегодно прием студентов составляет 844 тыс. человек. 22% населения имеет среднее профессиональное образование, что в 1,5 раза превышает долю населения, имеющего высшее образование. В экономике занято около 21 млн. специалистов со средним профессиональным образованием. В Уральском регионе расположено 15% учреждений СПО страны.
Социально-педагогический уровень актуальности проблемы формирования самообразовательной деятельности учащихся среднего профессионального образования (далее, учащихся СПО) обусловлен необходимостью устранить несоответствие между требованиями государства и общества к специалистам среднего звена и уровнем их подготовки в образовательных учреждениях СПО. Современное общество базируется на использовании нового знания, его широком распространении и примененииодним из источников производительности труда является технология генерирования человеком знаний, обработки информации и символической коммуникациизнания являются неисчерпаемым ресурсом в отличие от природных и человеческих.
Реорганизация производства и распространение знаний, изменение способов коммуникации позволяют преобразовывать большой объем информации в эффективные знаниярезко сокращаются сроки обновления фундаментального образования. Современное законодательство в области образования выделяет как приоритетную ценность индивидуальное саморазвитие, успешную самореализацию, самоопределение, актуализирует идею непрерывного образования, образования через всю жизнь, что в свою очередь требует от обучающихся сформированных навыков самообразовательной деятельности.
Вместе с тем следует отметить ряд негативных тенденций, которые заключаются в продолжающейся по инерции массовой профессиональной подготовке работников средней квалификации, а также в ведомственной ориентации результата профессионального образования, которая обеспечивает профессиональную подготовку выпускников лишь на исполнительский (функциональный) уровень и практически игнорирует развивающийся характер профессионального обучения [136].
Учащимися образовательных учреждений СПО является молодежь в возрасте от 15 до 18−19 лет. Основным критерием развития в этот период психологи называют социальное сознание, обращенное во внутренний план (JI.C. Выготский), рождение жизненной перспективы (Л.И. Божович). Д. Б. Эльконин отмечал, что ведущей деятельностью в юношеском возрасте становится учебно-профессиональная: молодой человек ищет себя в избранной им профессиональной сфере. Причем, если в ранней юности наблюдается скачок в развитии операционной сферы (овладение навыками, умениями, приобретение профессиональных знаний), то в более поздние сроки происходит развитие мотивационной сферы (постижение основных смыслов человеческой деятельности, освоение целей и норм взаимоотношений). В юношеском возрасте происходит существенное изменение самосознания — повышается значимость собственных ценностей, частные самооценки собственных качеств личности перерастают в целостное отношение к себе. В этом возрасте ярко проявляется потребность в значимых для жизненного успеха знаниях, развиваются и укрепляются целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой.
Однако, мы отмечаем тот факт, что российская образовательная система СПО пока все еще ориентирована на знания, умения, навыки как конечную цель, как результат. Уровень знаний служит основным критерием при выпуске из образовательного учреждения любого уровня, в то время как серьезное изменение целей образования в качестве критериев его эффективности выдвигает развитие личности, реализацию уникальных человеческих возможностей, подготовку к сложностям жизни. Тем самым наблюдается различие реальных требований личностной ориентации образования и организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях СПО.
Поиск путей разрешения сложившейся проблемной ситуации привел к необходимости исследования проблемы структуры и содержания самообразовательной деятельности и их усвоения учащимися СПО, изучения возможности применения результатов в педагогической практике.
Теоретическому осмыслению проблемы структуры и содержания самообразовательной деятельности учащихся СПО способствовал накопленный научный опыт:
— в вопросах развития управленческих аспектов деятельности педагога (В.П. Беспалько, В. И. Загвязинский, Ю. Н. Кулюткин, А. Я. Найн, М. М. Поташник, П. И. Третьяков, Т. Н. Шамова и др.);
— в вопросе деятельностного подхода в образовании (JT.C. Выготский, В. В. Давыдов, Н. В. Кузьмина, А. Н. Леонтьев, C.JT. Рубинштейн и др.);
— теория непрерывного профессионального образования (Б.Г. Гершун-ский, A.M. Новиков, Т. А. Ильина, В. Г. Рындак и др.);
— психолого-педагогические основы саморазвития, самоуправления, со-управления участников образовательного процесса (Ю.Н. Кулюткин, В. А. Сластенин, Г. С. Сухобская, П. И. Третьяков и др.);
— психологические и педагогические аспекты формирования, развития взаимодействия преподавателя и учащегося (А.С. Белкин, Е. В. Ильина, Т. М. Давыденко, В. И. Слободчикова и др.);
— психолого-педагогические основы развития и саморазвития личности в процессе обучения и воспитания (В.И. Андреев, Ю. К. Бабанский, И.Я. Лер-нер, М. Н. Скаткин, Н. Н. Тулькибаева, А. В. Усова и др.);
— теоретические основы самообразовательной деятельности (А.Я. Айзенберг, А. К. Громцева, Г. Н. Сериков, А. В. Усова, Е. А. Шуклина и др.).
В последние годы проблема самообразования и условий его эффективного осуществления исследуется в работах В. В. Беспалова, Г. Н. Серикова и др.- проблемы самообразования учащихся средних профессиональных образовательных учреждений — Г. Б. Сабировой, И. А. Лукониной, В.В. Митюшки-на и др., проблемы формирования умений и навыков самообразования изучают С. И. Грандова, А. В. Залецкий, Н. Ю. Колесник и др., проблемы образования с позиции развития личности учащегося — А. С. Белкин, Э. Ф. Зеер, И. П. Смирнов и др.
Все эти работы способствуют накоплению и систематизации знаний по исследуемой проблеме. К сожалению, остались слабоизученными такие ее аспекты, как структура и содержание самообразовательной деятельности учащихся СПОформы, методы, содержание взаимодействия преподавателей и учащихся в управлении самообразованиемопределение и создание условий для усвоения структуры и содержания самообразовательной деятельности учащимися СПО.
Анализ психолого-педагогической литературы и опыт работы в среднем профессиональном образовательном учреждении позволяет нам сделать вывод, что важным этапом на пути развития личности выпускника, активного деятеля, способного самостоятельно анализировать, планировать, реализо-вывать, оценивать и корректировать свою деятельность является усвоение структуры и содержания самообразовательной деятельности.
На основании изучения опыта работы, анализа философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы была выявлена и сформулирована проблема исследования, заключающаяся в поиске теоретических оснований, определяющих структуру и содержание самообразовательной деятельности учащихся СПО и указывающих пути повышения эффективности их усвоения учащимися СПО.
Данная проблема обусловлена противоречиями между:
— потребностью государства и общества в специалистах среднего звена, обладающих сформированной целостной системой универсальных знаний, умений и навыков, способных к постоянному приобретению новых знаний, анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности и недостаточным уровнем их подготовки в современных условиях;
— уровнем теоретической разработки проблемы самообразовательной деятельности учащейся молодежи, реальными требованиями личностной ориентации образования и организацией образовательного процесса в СПО, ориентированной на обобщенную модель специалиста;
— потребностями личности учащегося СПО в самообразовательной деятельности и отсутствием необходимого развивающего пространства в образовательных учреждениях СПО.
Поиск разрешения данных противоречий, актуальность поставленной проблемы, а также научные предпосылки, способствующие ее дальнейшему изучению, определили формулировку темы нашего исследования: «Структура и содержание самообразовательной деятельности учащихся среднего профессионального образования».
Цель исследования состоит в научно-теоретическом обосновании структуры и содержания самообразовательной деятельности учащихся СПО, теоретической разработке, обосновании и проверке в ходе опытно-поисковой работы модели процесса усвоения структуры и содержания самообразовательной деятельности учащимися СПО и комплекса педагогических условий ее реализации.
Объект исследования — самообразовательная деятельность учащихся.
СПО.
Предмет исследования — структура и содержание самообразовательной деятельности учащихся СПО.
Гипотеза исследования состоит в следующем:
1. Самообразовательная деятельность учащихся СПО может пониматься как вид познавательной деятельности, направленной на развитие субъектного опыта познания учащихся СПО в условиях непрерывности и преемственности образования.
2. Структура самообразовательной деятельности, вероятно, может быть представлена формой циклического алгоритма, а содержание — описанием действий в составе самообразовательной деятельности и операций как способов осуществления действий. 3. Возможно, усвоение структуры и содержания самообразовательной деятельности учащимися СПО происходит успешнее, если разработана и реализована модель процесса усвоения структуры и содержания самообразовательной деятельности.
4. Эффективность функционирования и развития модели процесса усвоения структуры и содержания самообразовательной деятельности учащимися СПО может быть обеспечена соблюдением комплекса педагогических условий:
— формирование положительной мотивации самообразовательной деятельности учащихся СПО;
— включение учащихся в личностно развивающую ситуацию, имитирующую самообразовательную деятельность;
— деятельность преподавателей по оказанию педагогической поддержки учащимся в осуществлении ими самообразования.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой мы конкретизировали задачи исследования:
1. На основе применения историко-аналитического метода и теоретико-методологического анализа исследовать состояние проблемы самообразовательной деятельности учащихся СПО в педагогической теории и практике.
2. Опираясь на теоретические основы современной психолого-педагогической теории, выявить и обосновать структуру и содержание самообразовательной деятельности учащихся СПО.
3. Разработать и теоретически обосновать модель процесса усвоения структуры и содержания самообразовательной деятельности учащимися СПО.
4. Выявить и теоретически обосновать комплекс педагогических условий эффективного функционирования и развития модели процесса усвоения структуры и содержания самообразовательной деятельности учащимися СПО.
5. Оценить в ходе опытно-поисковой работы эффективность разработанной модели процесса усвоения структуры и содержания самообразовательной деятельности учащимися СПО и комплекса педагогических условий.
Методы исследования определялись его целью, необходимостью разрешения теоретических и практических проблем. Теоретико-методологический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы использовался при изучении и представлении научных фактов, а также в обосновании собственной точки зрения на структуру, содержание самообразовательной деятельности учащихся. Метод моделирования использовался для построения модели процесса усвоения структуры и содержания самообразовательной деятельности учащимися СПО.
Анализ, синтез, обобщение использовались в процессе обоснования и представления результатов исследования. Эмпирические методы (методы опроса, беседа, анкетирование, интервьюирование, тестирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ результатов, статистическая обработка данных, изучение и обобщение эффективного педагогического опыта) использовались в ходе опытно-поисковой работы. Измерение и регистрация экспериментальных данных осуществлялись в естественных условиях.
Методологической основой нашего исследования являются положения диалектики, материалистической теории познания (П.В. Алексеев, А. В. Панин, B.C. Швырев и др.) — философские положения о социальной природе психической деятельности человека, активности и ведущей роли личности в процессе ее развития и формированияположение о деятельности как способе реализации личности;
— исследования сущности самообразования (А.Я. Айзенберг, А.К. Гром-цева, Г. Н. Сериков и др.);
— концептуальные положения о профессиональной подготовке специалистов (С.Я. Батышев, B.C. Леднев, И. П. Смирнов и др.);
— теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, А. В. Усова и др.);
— концепции освоения той или иной деятельности как решение задач (К.А. Абульхановой-Славская, С. Л. Рубинштейн, Ю. Н. Кулюткин, И.Я. Лер-нер, A.M. Матюшкин, Н. Н. Тулькибаева и др.);
— концепция целостного процесса формирования личности (Ю.К. Ба-банский, В. А. Сластенин и др.);
— психологическая теория личности (А.Г. Асмолов, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов и др.);
— теория моделирования (Р. Атаханов, В. И. Загвязинский, В. А. Штофф, Н. О. Яковлева и др.);
— положения системного подхода к изучению педагогических явлений (В.П. Беспалько, Т. А. Ильина, Н. В. Кузьмина, и др.);
— концепция личностно ориентированного обучения (Е.В. Бондарев-ская, В. В. Сериков и др.), личностно развивающего обучения (А.С. Белкин, Э. Ф. Зеер, Е. В. Ткаченко и др.).
Тезис о формировании личности в деятельности не подвергается сомнению в отечественной психологии. Эта проблема всесторонне рассматривается в трудах известных психологов, как в общеметодологическом плане, так и применительно к разным стадиям онтогенеза (А.Н. Леонтьев, Р.С. Не-мов, С. Л. Рубинштейн, И. С. Кон и др.).
База и этапы исследования.
Экспериментальная работа осуществлялась с 2003 года по 2007 год в Копейском горно-экономическом колледже, Южноуральском энергетическом техникуме, Кизеловском горном техникуме. Всего исследованием было охвачено 316 учащихся СПО. Базовыми являлись группы учащихся Копей-ского горно-экономического колледжа.
Исследование проводилось в несколько этапов.
На первом этапе (2003;2004) — аналитико-диагностическом — проводилось исследование проблемы самообразовательной деятельности учащихся СПОизучались философская, психолого-педагогическая литература и диссертационные исследования по проблемам самообразования и самообразовательной деятельности учащихся. В этот период был сформулирован понятийный аппарат, определена рабочая гипотеза, намечены цели и задачи исследования, выбраны пути и средства разработки модели процесса усвоения структуры и содержания самообразовательной деятельности учащимися СПО и выявления педагогических условий её эффективного функционирования и развития, проведен констатирующий этап опытно-поисковой работы. Методы исследования: историко-аналитический анализ литературы по изучаемой проблеметеоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы для формулирования позиций исследованияанализ нормативных документов, регламентирующих среднее профессиональное образованиеобобщение эффективного педагогического опыта.
На втором этапе (2004;2005) — поисково-констатирующем — проверялись отдельные компоненты модели процесса усвоения структуры и содержания самообразовательной деятельности учащимися СПО. Были проведены поисковые эксперименты с целью апробации отдельных условий и их комплекса, проводилась оценка итогов, конструирование, совершенствование и анализ исследуемого процессапрямые и косвенные наблюдения за реальной деятельностью учащихся СПО и преподавателей. Методы исследования: системный анализ, моделирование процесса усвоения структуры и содержания самообразовательной деятельности учащимися СПО, наблюдение, анкетирование, математические и статистические методы оценки результатов.
На третьем этапе (2005;2006) — опытно-поисковом — проводились формирующий этап опытно-поисковой работы, а также работа по обработке, анализу и систематизации полученных результатов, по уточнению теоретических и экспериментальных выводов, по внедрению результатов исследования в практику работы средней профессиональной школы. Основные методы исследования: самонаблюдениепраксиметрические (анализ результатов, продуктов деятельности) методыметоды математической статистики.
На четвертом этапе (2006;2007) — обобщающем — проводились уточнение теоретико-экспериментальных выводов, обобщение, систематизация и описание полученных результатов исследования, внедрение их в практику работы средних профессиональных образовательных учреждений.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Обоснованы структура и содержание самообразовательной деятельности учащихся СПО в соответствии с целостным концептуальным представлением о сущностных чертах обучения, ориентированного на развитие личности.
2. Конкретизирована и наполнена содержанием структура самообразовательной деятельности на основе выделения преобразующих (принятие, конкретизация, осуществление решения познавательной задачи) и управляющих (планирование решения, проверка полученного результата и процесса решения познавательной задачи) действий и выделенных для каждого действия операций ориентирования, планирования, исполнения и контроля.
3. Разработана модель процесса усвоения структуры и содержания самообразовательной деятельности учащимися СПО и осуществлено ее апробирование в среднем профессиональном образовательном учреждении.
4. Выявлен, теоретически обоснован и проверен в ходе опытно-поисковой работы комплекс педагогических условий, находящихся во взаимосвязи и обеспечивающих эффективность процесса усвоения структуры и содержания самообразовательной деятельности учащимися СПО.
Теоретическая значимость исследования состоит в:
— исследовании на научно-педагогическом уровне проблемы самообразовательной деятельности учащихся СПО в соответствии с целостным концептуальным представлением о сущностных чертах обучения, ориентированного на развитие личности, что способствует преодолению обыденного представления о самообразовательной деятельности как деятельности, дополнительной к основному образованию;
— расширении терминологического поля проблемы за счет конкретизации. содержания понятия «самообразовательная деятельность»;
— раскрытии структуры и содержания самообразовательной деятельности учащихся СПО с учетом особенностей среднего профессионального образования в системе общественных отношений.
Практическая значимость исследования заключается в том, что.
— разработано методическое обеспечение взаимодействия субъектов образовательного процесса с целью усвоения структуры и содержания самообразовательной деятельности учащимися СПО в условиях образовательного процесса в среднем профессиональном образовательном учреждении;
— обоснована система критериев и показателей уровней осуществления самообразовательной деятельности учащимися СПО, которая повышает уровень научности в предвидении ожидаемых результатов, эффективность педагогической деятельности;
— по результатам проведенного исследования разработано и опубликовано научно-методического пособие для педагогов средних профессиональных образовательных учреждений «Самообразовательная деятельность учащихся среднего профессионального образования» (Челябинск, 2007; 4,5 п.л.).
Положения, выносимые на защиту:
1. Мы считаем, что самообразовательная деятельность учащихся СПО может пониматься как познавательная деятельность, направленная на развитие субъектного опыта познания учащихся СПО в условиях непрерывности и преемственности образования.
2. В отличие от известных форм описания структуры самообразовательной деятельности учащихся СПО нами использована форма циклического алгоритма, который имеет иерархичную структуру, включающую реализацию всех действий как элементов деятельности на базе выделенных операций. Содержание самообразовательной деятельности представлено описанием действий в составе самообразовательной деятельности и операций как способов осуществления действий.
3. Усвоение структуры и содержания самообразовательной деятельности учащимися СПО осуществляется успешнее, если разработана и реализована модель процесса усвоения структуры и содержания самообразовательной деятельности, построенная на единстве и взаимосвязи составляющих ее компонентов: целей, содержания, форм и методов взаимодействия преподавателей и учащихся, описания этапов, уровней осуществления самообразовательной деятельности, критериального аппарата, полученного результата.
4. Эффективность функционирования и развития модели процесса усвоения структуры и содержания самообразовательной деятельности должна быть обеспечена соблюдением комплекса педагогических условий:
— формирование положительной мотивации самообразовательной деятельности учащихся СПО;
— включение учащихся в личностно развивающую ситуацию, имитирующую самообразовательную деятельность;
— деятельность преподавателей по оказанию педагогической поддержки учащимся в осуществлении ими самообразования.
Обоснованность и достоверность научных выводов и практических результатов исследования обеспечивается анализом современных достижений психолого-педагогических наукобоснованной логикой исследованиявыбором методов и методик, соответствующих предмету и задачам исследованиярепрезентативностью полученных экспериментальных данныхположительными результатами экспериментальной работы на разных этапах, подтвержденными методами математической статистики.
Апробация и внедрение результатов. Результаты исследования апробировались 1) посредством публикаций в печати- 2) в ходе международных (Челябинск, 2006, 2007; Воронеж, 2007; Стерлитамак, 2007; Кемерово, 2007), всероссийских (Челябинск, 2004, 2005, 2006, 2007; Екатеринбург, 2005; Москва — Челябинск, 2005), областных (Магнитогорск, 2005) конференций- 3) в ходе педагогической деятельности в качестве заместителя директора по научно-методической работе Копейского горно-экономического колледжа, преподавателя социально-экономических и правовых дисциплин Копейского горно-экономического колледжа и Уральского государственного экономического университета (Екатеринбург) — 4) посредством внедрения в практику образовательного процесса Копейского горно-экономического колледжа разработанных программ дисциплин по выбору студентов, факультативных дисциплин и методических рекомендаций по формированию самообразовательной деятельности учащихся СПО.
Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключениясписка используемой литературы и приложений.
Выводы по второй главе.
Итоги констатирующего этапа опытно-поисковой работы показали, что уровень осуществления самообразовательной деятельности у учащихся СПО является недостаточным. Для повышения эффективности процесса усвоения структуры и содержания самообразовательной деятельности у учащимися СПО необходима реализация разработанной модели на фоне комплекса педагогических условий.
Опытно-поисковая работа проводилась в несколько этапов: подготовительный, диагностический (констатирующий), основной (формирующий), контрольный (обобщающий). Каждый этап преследовал свои цели и задачи.
В качестве основного критерия эффективности опытно-поисковой работы выступал уровень осуществления самообразовательной деятельности учащихся СПО. Критериями определения уровня осуществления самообразовательной деятельности в настоящем исследовании являются: критерий мотивации, когнитивный критерий, операциональный критерий. Было выделено четыре уровня осуществления самообразовательной деятельности учащихся СПО: стихийный, низкий, достаточный, высокий.
Анализ результатов опытно-поисковой работы показал, что наиболее динамичное продвижение по заданным уровням осуществления самообразовательной деятельности наблюдается у учащихся экспериментальных групп. Наиболее высокие результаты в экспериментальной группе, в которой модель процесса усвоения структуры и содержания самообразовательной деятельности учащимися СПО реализовывалась на фоне комплекса педагогических условий. В контрольной же группе зафиксированы незначительные изменения.
Проведенная опытно-поисковая работа показала, что необходимым и достаточным для успешного протекания процесса формирования самообразовательной деятельности учащегося СПО является следующий комплекс педагогических условий: формирование положительной мотивации самообразовательной деятельности учащихся СПО, включение учащихся в личностно развивающую ситуацию, имитирующую самообразовательную деятельность, деятельность преподавателей по оказанию педагогической поддержки учащимся в осуществлении учащимися СПО самообразования.
Достоверность полученных результатов обеспечена изучением и анализом психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, анализом и учетом состояния исследуемой проблемы в педагогической теории и практике профессиональной подготовки специалистов среднего звенавоспроизводимостью результатов исследования, количественным анализом полученных данных методами математической статистики.
Опытно-поисковая работа в целом подтвердила выдвинутую в исследовании гипотезу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Актуальность разрешения проблемы структуры и содержания самообразовательной деятельности, их усвоения учащимися СПО обусловлена происходящими социально-экономическими изменениями, процессами модернизации профессионального образования, актуализацией идеи непрерывного образования.
Определение содержания сущностной характеристики основных понятий исследования позволило нам рассмотреть самообразовательную деятельность учащихся СПО как вид познавательной деятельности, направленной на развитие субъектного опыта познания в условиях непрерывности и преемственности образования. Существенным признаком самообразования выступает предельная свобода субъектной активности учащихся в процессе самообразовательной деятельности. С таких позиций самообразование, ориентированное на развитие личности, достигает своих целей в такой степени, в какой создает ситуацию востребованности личности, ее сил саморазвития.
Установлено, что самообразовательная деятельность учащихся СПО может быть представлена как деятельность по решению познавательных задач, мыслительная деятельность. Структура самообразовательной деятельно! сти может быть определена через выделение преобразующих и управляющих действий и операций как способов осуществления действий. К преобразующим действиям относятся: принятие познавательной задачи, ее конкретизация и осуществление решения. К управляющим — планирование решения познавательной задачи, проверка полученного результата и процесса решения. Операции (ориентирование, планирование, исполнение, контроль) являются едиными для всех действий, но в каждом действии имеют отличающееся содержание.
Содержание самообразовательной деятельности учащихся СПО может быть представлено описанием операций и действий в составе самообразовательной деятельности.
Формой описания самообразовательной деятельности в данном исследовании избран циклический алгоритм, который имеет иерархичную структуру, включающую реализацию действий по решению познавательной задачи на основе выделенных операций.
Основой усвоения структуры и содержания самообразовательной деятельности учащимися СПО как деятельности по решению познавательных задач является овладение операциями, входящими в состав действий самообразовательной деятельности.
Выделены уровни осуществления самообразовательной деятельности учащихся СПО: стихийный, низкий, достаточный, высокий, — что позволило более детально рассмотреть динамику формирования самообразовательной деятельности учащихся СПО.
Доказано, что усвоения структуры и содержания самообразовательной деятельности происходит поэтапно: 1) принятие учащимися СПО самообразования как вида деятельности- 2) усвоение первоначальной структуры самообразовательной деятельности- 3) усвоение вторичной (завершенной) структуры самообразовательной деятельности- 4) осознанное выполнение деятельности. Содержание этапов строится с учетом циклической структуры процесса решения, классификации действий решения на реализующие процесс и управляющие им, овладения учащимися в первую очередь теми действиями и операциями, которые обеспечивают более быстрые темпы усвоения умения.
В исследовании теоретически разработана, методологически обоснована и практически апробирована модель процесса усвоения структуры и содержания самообразовательной деятельности учащимися СПО, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов: целевого, содержательного, организационного, результативного, — включает в себя последовательность этапов осуществления самообразовательной деятельности, критерии оценки результатов, уровни осуществления самообразования, полученный результат. Реализация модели имеет своей целью формирование у учащихся СПО мотивов самообразования, знаний о сущности самообразования и умений, необходимых для осуществления самообразовательной деятельности, усвоение ими алгоритма мыслительной деятельности по решению познавательных задач, а в перспективе — способности к созданию индивидуальной траектории непрерывного образования. В нашем случае это возможность учащегося СПО реализовать потребность в самоизменении, самоопределении, самоактуализации.
Апробация в опытно-поисковой работе модели процесса усвоения структуры и содержания самообразовательной деятельности учащимися СПО на фоне комплекса педагогических условий (формирование положительной мотивации самообразовательной деятельности учащихся СПОвключение учащихся в личностно развивающую ситуацию, имитирующую самообразовательную деятельностьдеятельность преподавателей по оказанию педагогической поддержки учащимся в осуществлении ими самообразования) показала целесообразность применения их в учебно-воспитательном процессе среднего профессионального образовательного учреждения.
Количественная обработка результатов опытно-поисковой работы позволила увидеть положительную динамику уровней осуществления самообразовательной деятельности учащимися СПО, причем в экспериментальной группе, где была реализована модель на фоне комплекса условий, она значительно выше, чем в других экспериментальных. В целом, в экспериментальных группах динамика выше, чем в контрольной группе.
Итоги опытно-поисковой работы подтвердили выдвинутую гипотезу и научные положения диссертационного исследования и доказали эффективность модели процесса формирования самообразовательной деятельности учащихся СПО.
Настоящее исследование не претендует на исчерпывающий анализ проблемы. В качестве перспективных научных предметов исследования могут выступать вопросы педагогической поддержки самообразовательной деятельности учащихся СПО, разработка содержания личностно-развивающих ситуаций, имитирующих самообразовательную деятельность учащихся.
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности Текст. / К.А. Абульханова-Славская. — М.: Наука, 1980. — 335 с.
- Айзенберг А.Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы Текст.: учеб. пособие для вузов. М.: Высш. шк. 1986. — 126 с.
- Алексашина И.Ю. Решение педагогических задач как средство формирования умственной самостоятельности Текст.: дис.. канд. пед. наук / И. Ю. Алексашина. Челябинск, 1977. — 187 с.
- Алексеев Н.А. Психолого-педагогические проблемы развивающего дифференцированного обучения Текст. / Н. А. Алексеев. Челябинск: Факел, 1995.- 174 с.
- Алексеев П.В. Философия Текст.: учебник по курсу «Философия» для студентов вузов / П. В. Алексеев, А. В. Панин. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ПБОЮЛ, 2001.-608 с.
- Анайкина Л.И. Из истории становления и развития профессионального образования в Советском Союзе в 20 30-е годы Текст. / Л. И. Анайкина. -М.: Знание, 1997.-164 с.
- Андреев В.И. Педагогика Текст.: учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. 2-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2002. — 608 с.
- Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности Текст. / В. И. Андреев. М.: Высш. шк. 1981. — 240 с.
- Анциферова Л.И. Психология формирования и развития личности Текст.: сб. статей / Л. И. Анциферова. М.: Наука, 1981. — 365 с.
- Арсеньев A.M. Советская школа сегодня и завтра Текст. / A.M. Ар-сеньев. -М.: Просвещение, 1971. 23 с.
- Астафьева О.В. О формах и методах организации самостоятельной работы студентов филологического факультета Текст. / О. В. Астафьева. -Ростов н/Д., 1974.-54 с.
- Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Знание, 1987. — 80 с.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: дидактический аспект Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. — 197 с.
- Баранников А.В. Теория и практика самообразования учащихся Текст.: дис.. д-ра пед. наук / А. В. Баранников. -М., 2002. 392 с.
- Бардин К.В. Как научить детей учиться Текст. / К. В. Бардин. М.: Знание, 1987.- 112 с.
- Баренбаум JI.H. Педагогическое содействие самообразованию студентов в высшем негосударственном образовательном учреждении Текст.: дис. .канд. пед. наук/ JT.H. Баренбаум. Челябинск, 1997. — 173 с.
- Башкиров М.В. Самообразование студентов в системе учебно-воспитательной работы педагогического вуза Текст. / М. В. Башкиров // Система учебно-воспитательной работы как условие совершенствования качества подготовки специалистов. Саратов, 1972. — 300 с.
- Беликов В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект Текст.: монография / В. А. Беликов. М.: ВЛАДОС, 2004. — 356 с.
- Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. Текст. / А. С. Белкин. Челябинск: Юж. Урал, 2004. — 176 с.
- Белкин А.С. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы) Текст. / А. С. Белкин, Е. В. Ткаченко. Екатеринбург: УрГПУ- РГПУ, 2005.-298 с.
- Белова С.В. Функции учебного диалога в усвоении старшеклассниками ценностно-смыслового содержания гуманитарных предметов Текст.: ав-тореф. дис.. канд. пед. наук / С. В. Белова. Волгоград, 1995. — 24 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 190 с.
- Богоявленский Д.Н. Психология усвоения знаний в школе Текст. / Д. Н. Богоявленский, Н. А. Менчинская. М.: Знание, 1959. — 182 с.
- Божович Е.Д. Развитие субъекта образования: проблемы, подходы, методы исследования Текст. / под ред. Е. Д. Божович. М.: Per Se, 2005. -399 с.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды: пробл. формирования личности Текст. / под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Междунар. пед. акад., 1995.-209 с.
- Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования Текст. / Е. В. Бондаревская // Педагогика. -1997. -№ 4. С. 42 -53.
- Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию Текст. / В. Б. Бондаревский. М.: Знание, 1959. — 144 с.
- Брюховец Д.Ф. За дальнейшее совершенствование заочной системы СПО в РСФСР Текст. / Д. Ф. Брюховец // Среднее специальное образование. 1965.-№ 2.-С.9−13.
- Бугримова Н.Ю. Формирование умений самостоятельного учения у студентов младших курсов педвузов Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук. / Н. Ю. Бугримова. Челябинск, 1999. — 23 с.
- Вейт М.А. Непрерывное образование и совершенствование педагогического процесса Текст. / М. А. Вейт, Б. Г. Оганянц. Липецк, 1990. — 206 с.
- Вербицкая Н. О детском незнании и информационной самозащите Текст. / Н. Вербицкая, В. Бодряков // Директор школы. 1997. — № 2. -С. 23−31.
- Верзунова Л.В. Педагогические условия рефлексивного управления учебной деятельностью студентов колледжа Текст.: дис.. канд. пед. наук / Л. В. Верзунова. Белгород, 2000. — 204 с.
- Веселов А.Н. Профессионально-техническое образование в СССР Текст. / А. Н. Веселов. -М.: Просвещение, 1961. 156 с.
- Вестник Учебно-методического объединения по профильно-педагогическому образованию Текст.: сб. науч. трудов / Рос. гос. проф.-пед. ун-т — ред. Е. В. Ткаченко. Вып. 1 (40). — Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2007. — 230 с.
- Вишнякова С.М. Профессиональное образование Текст.: словарь, ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова. М.: НМЦ, 1999.-538 с.
- Воронова Т.А. Изучение взаимосвязи самообразования с профессионально-педагогической направленностью Текст. / Т. А. Воронова // Формирование профессиональной направленности в университет. Иваново, 1986. -112 с.
- Выготский JI.C. Психология развития как феномен культуры Текст. / JI.C. Выготский. М.: Просвещение. — 1996. — 512 с.
- Выготский JI.C. Собр. соч. Текст.: в 6-ти томах. Т.З. М.: Просвещение, 1982.-286 с.
- Габай Т.В. Педагогическая психология Текст.: учеб. пособие / Т. В. Габай. -М.: Просвещение, 1995.-216 с.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию Текст. / П. Я. Гальперин. -М.: Университет, 1999. 332 с.
- Ганченко И.О. Развитие личности педагога в системе непрерывного профессионального самообразования Текст.: дис.. д-ра пед. наук / И. О. Ганченко. Краснодар, 2004. — 342 с.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века Текст. / Б. С. Гершунский. -М.: Наука, 2002. 512 с.
- Годник С.М. Теоретические основы преемственности средней и высшей школы в условиях непрерывного образования Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / С. М. Годник. Воронеж, 1990. — 32 с.
- Гольнева В.А. Психологический анализ организованности старших школьников в использовании внеурочного времени Текст.: дис.. канд. пед. наук / В. А. Гольнева. 1966. — 192 с.
- Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования // Сборник нормативных документов по вопросам штатно-финансовой деятельности образовательных учреждений. М.: НМЦ «Профессионал», 2003. — 350 с.
- Грабарь М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: непараметрические методы Текст. / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. -М.: Педагогика, 1977. 135 с.
- Громцева А.К. Самообразование старшеклассников общеобразовательной школы Текст. / А. К. Громцева. Л., 1974. — 119 с.
- Громцева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию Текст.: учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов / А. К. Громцева. М.: Просвещение, 1983. — 144 с.
- Данильчук В.И. Гуманитаризация физического образования в средней школе (личностно-гуманитарная парадигма) Текст.: монография / В. И. Данильчук. Волгоград, 1995. — 56 с.
- Денисова В.Г. Система дидактических игр как средство формирования познавательных интересов учащихся (на примере гимназии) Текст.: дис. канд. пед. наук / В. Г. Денисова. Волгоград, 1997. — 195 с.
- Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей Текст.: сб. науч. трудов / АПН СССР, НИИ общ. педагогики- под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М.: НИИОПП, 1981. — 157 с.
- Дидактические возможности использования деловых игр в образовательном процессе СПО Текст. / О. М. Дементьева, О. В. Арефьева, В.Д. Ба-заева, Н. В. Цегельная // Среднее профессиональное образование. 2006. -№ 8.-С. 46−48.
- Добрынин Д.Ф. Возрастная психология Текст.: курс лекций / под ред. проф. Д. Ф. Добрынина. М .: Просвещение, 1965. — 295 с.
- Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов Текст.: учеб-метод, пособие / О. Ю. Ермолаев. М.: Флинта, 2002. — 336 с.
- Есипов Б.П. Самообразовательная работа учащихся на уроках Текст. /Б.П. Есипов. М.: Знание, 1961.-87 с.
- Загвязинский В.И. Методология и методика психолого-педагогического исследования Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Загвязинский В. И., Р. Атаханов. 2-е изд., — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 208 с.
- Залецкий А.В. Дидактические условия самообразования интеллектуально развитых старшеклассников Текст.: дис.. канд. пед. наук / А. В. Залецкий. Екатеринбург, 2005. — 176 с.
- Зеер Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование Текст. / Э. Ф. Зеер. М.: Издательский центр АПО, 2002. — 43 с.
- Зеер Э.Ф. Психология профессий Текст.: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Э. Ф. Зеер. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Акад. проект: Фонд «Мир», 2005. — 329 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология Текст.: учебник для вузов / И. А. Зимняя. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Логос, 2004. — 384 с.
- Иванов С.Н. Профессиональная школа нового типа Текст. / С. Н. Иванов // Профессиональная педагогика. 1992. — № 7. — С. 14−17.
- Ильин B.C. Общая логика и структура студенческого педагогического исследования Текст. / B.C. Ильин. М.: Наука, 1988. — 174 с.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2000. -508 с.
- Ильина Т.А. Педагогика Текст.: курс лекций, для пед. ин-тов / Т. А. Ильина. -М.: Просвещение, 1984. 495 с.
- Ильясов И.И. Структура процесса учения Текст. / И. И. Ильясов. -М.: Академия, 1986. 112 с.
- Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология Текст. / П. Ф. Каптерев. М. — Воронеж, 1999. — 386 с.
- Каптерев П.Ф. О саморазвитии и самовоспитании Текст. / П.Ф. Каптерев// Образование. 1897.-№ 1.-С. 1−18.
- Кареев Н.И. Общественная школа и личное самообразование Текст. / Н. И. Кареев // Идеалы общего образования. СПб., 1901. — 68 с.
- Кашбулгаянова М.К. Формирование самообразовательной компетенции: развитие навыков и умений самостоятельной работы студентов Текст. / М. К. Кашбулгаянова, А. С. Онищук // Специалист. 2006. — № 11. — С. 17−18.
- Ким Н. П. Теория и практика формирования умений самообразования слушателей юридических институтов МВД Текст.: дис.. д-ра пед. наук / Н. П. Ким. Костанай, 2000. — 410 с.
- Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь Текст.: для вузов и средних пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. -М.: Академия, 2000. 176 с.
- Кон И. С. Психология ранней юности Текст. / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1989. — 225 с.
- Костюк Г. С. Категория задачи и ее значение для психологической науки Текст. / Г. С. Костюк, Балл Г. А. // Вопросы психологии. 1977. — № 3. -С. 15−31.
- КПСС. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК. Изд. 8-е. Т.4. — М.: Политиздат, 1970. — 335 с.
- Краткий словарь современных понятий и терминов Текст. / А.Л. Ай-зенштадт, В. М. Галкин, Н. А Котова [и др.] - по общ. ред. A.JI. Айзенштадта. М.: Республика, 2000. — 670 с.
- Крицкая А.Р. Самообразование студентов СПО как педагогическая проблема Текст. / А. Р. Крицкая // Приложение к журналу СПО. 2006. -№ 12.-С. 20−24.
- Крупская Н.К. О политехническом образовании, трудовом воспитании и обучении Текст. / сост. и прим. Ф. С. Озерской. М.: Просвещение, 1982.-223 с.
- Крылова Н.Б. Организация индивидуального образования в школе (теория и практика) Текст. / Н. Б. Крылова, Е. А. Александрова — отв. ред. М. А. Ушакова. М.: Сентябрь, 2005. — 206 с.
- Крюкова Е.А. Личностно-развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация Текст.: монография / Е. А. Крюкова. -Волгоград: Перемена, 1999. 196 с.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности Текст. / Н. В. Кузьмина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. — 114 с.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология Текст. / И. Ю. Кулагина. -М. :РОУ, 1996.- 180 с.
- Кулюткин Ю.Н. Умственная самостоятельность учащихся и проблема ее развития Текст. / Ю. Н. Кулюткин // Вечерняя средняя школа. 1983. -№ 6.-С. 63−66.
- Кулюткин Ю.Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения Текст. / Ю. Н. Кулюткин // Вопросы психологии. 1984. -№ 5. — С. 41−44.
- Кулюткин Ю.Н. Мышление учителя. Личностные механизмы, понятийный аппарат Текст. / Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. // Педагогика. -1990.-№ 10.-С. 71−79.
- Лаврикова Т.В. Педагогика личности Текст.: в 3-х ч. Ч. 3. Педагогическая практика личностной ориентации / Т. В. Лаврикова. Воронеж: ВГПУ, 1999.-144 с.
- Лаврикова Т.В. Практическая педагогика: технология личностной ориентации Текст. / Т. В. Лаврикова, В. И. Лещинский. Архангельск: Изд-во «Пресс' А», 1999. — 176 с.
- Лайпанова С.Х. Самообразование старшеклассников в контексте лич-ностно-ориентированного обучения Текст.: дис.. канд. пед. наук / С. Х. Лайпанова. Карачаевск, 2004. — 182 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Полит, лит. — 1975. — 304 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения Текст.: в 2 т. Т. 2. / А. Н. Леонтьев. -М.: Педагогика, 1983. 320 с.
- Лернер И.Я. Качество знаний учащихся. Какими они должны быть? Текст. / И. Я. Лернер. М.: Знание, 1978. — 48 с.
- Лихач В.М. Преемственность содержания трудового обучения и профессиональной подготовки учащихся Текст. / В. М. Лихач, В. М. Гуревич. М.: Высш. шк. — 1990. — 111 с.
- Луконина И.А. Формирование навыков самообразовательной деятельности студентов профессионально-педагогического колледжа Текст.: дис.. канд. пед. наук / И. А. Луконина. Самара, 2006. — 263 с.
- Ляудис В.Я. Проблемы структуры учебной деятельности студентов Текст. / В. Я. Ляудис. М.: МГУ, 1989. — 34 с.
- Маловичко Р.И. Преемственность формирования самообразовательной деятельности в системе «лицей-вуз» Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Р. И. Маловичко. Москва, 2005. — 21 с.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения Текст. / А. К. Маркова, Матис Т. А., Орлов А. Б. М., 1990. — 78 с.
- Материалы XXV съезда КПСС Текст. М.: Политиздат, 1976. -77 с.
- ЮЗ.Матюшкин А. Н. Основные направления исследований по психологии мышления Текст. / А. Н. Матюшкин // Психол. журнал. 1985. — № 1. -С. 3−14.
- Международная стандартная классификация образования Текст. / [пер. с англ.]- прил. 2. Париж: Изд-во ЮНЕСКО, 199. — 79 с.
- Митюшкин В.В. Условия развития самообразовательной деятельности студента в гуманитарном колледже Текст.: дис.. канд пед. наук / В. В. Митюшкин. СПб., 2003. — 160 с.
- Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития Текст.: учебник для студ. высш. учеб. заведений / B.C. Мухина. 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд. центр «Академия», 2006. — 608 с.
- Ю7.Найн А. Я. Гуманизация непрерывного профессионального образования: вариант концепции, модели Текст. / А. Я. Найн. Челябинск, 1994. -76 с.
- Народное хозяйство в РСФСР в 1962 году Текст.: статистический сб. М.: Госстатиздат, 1963. — 158 с.
- Ю9.Науменко И. Л. Индивидуализация обучения студентов Текст. / И. Л. Науменко. Саранск, 1990. — 302 с.
- ПО.Немов Р. С. Психология Текст.: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. М.: Просвещение — Владос, 1994. — 576 с.
- Ш. Ненашева Л. А. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе Текст. / Ненашева Л. А., Семушина Л. Г. // Проблемы средней специальной школы: обзор информ. Вып.2. — М., 1989. — 40 с.
- Новая российская энциклопедия Текст.: в 12 т. Т.1. Россия. / редкол.: А. Д. Некипелов, В.И. Данилов-Данильян, В. М. Карев [и др.] М.: Изд-во «Энциклопедия», 2003. — 960 с.
- Новиков A.M. Построение системы непрерывного образования / Акад. проф. образования — журн. «Профессиональное образование» / A.M. Новиков. М.: АПО, 2000. — 45 с.
- Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития Текст. / A.M. Новиков. М.: Эгвес, 2000. — 272 с.
- Овладение профессиональными методическими умениями Текст. / под ред. А. В. Усовой. Челябинск, 1993. — 123 с.
- Оконь В. Введение в общую дидактику / В. Оконь. М.: Высшая школа, 1990.-382 с.
- Опарин Ю.Г. Организационно-педагогические условия самообразования студентов вуза Текст.: дис.. канд. пед. наук / Ю. Г. Опарин. -Н.Новгород, 2002. 179 с.
- Панюшкин В.П. Освоение деятельности в условиях взаимодействия ученика с учителем Текст. // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся: сб. науч. тр. / под ред. А. А. Бодалева,
- B.Я. Ляудис. -М., 1980. С. 16−22.
- Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики Текст. / под ред. Н. Н. Тюлькибаевой, JI.B. Трубайчук. М.: Издательский Дом «Восток», 2003. — 274 с.
- Педагогический словарь Текст.: в 2-х т. Т.2. М.: Изд-во АПН, 1960.-776 с.
- Петровский А.В. Личность в психологии: парадигма субъектности Текст. / А. В. Петровский. Ростов н/Д., 1996. — 512 с.
- Петровский А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности Текст. / А. В. Петровский // Вопросы психологии. 1987. — № 1.1. C. 23−37.
- Подготовка техников в новых условиях Текст. М.: АПО, 1994. -94 с.
- Пойа Д. Как решать задачу Текст.: пособие для учителей: [пер. с англ.] / под ред. Ю. М. Гайдукова. М.: Учпедгиз, 1961. — 207 с.
- Полонский В.М. Оценка качества научно-методических исследований Текст. / В. М. Полонский. М.: Педагогика, 1987. — 144 с.
- Психология личности в трудах отечественных психологов Текст. -СПб: Изд-во «Питер», 2000. 480 с.
- Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения Текст. / под ред. Е. Д. Божович. М.: Московский психол.-социал. ин-т- Воронеж: Изд-во «МОДЭК», 2000. — 192 с.
- Редковец И.А. Формирование у учащихся общественно ценной мотивации самообразования Текст.: учеб. пособие к спецкурсу / И. А. Редковец. -Волгоград: ВГПУ, 1989. 88 с.
- Российская педагогическая энциклопедия Текст.: в 2 т. Т. 1. / гл. ред. В. В. Давыдов. М.: БРЭ, 1993. — 607 с.
- Рубакин Н.А. Избранное Текст.: в 2-х т. Т.1 — 2. / Н. А. Рубакин. -М.: Книга, 1975.-380 с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии Текст. / C.JI. Рубинштейн. СПб: Питер, 1999. — 720 с.
- Руководство самообразованием школьников: из опыта работы Текст. / ред.-сост. Б. Ф. Райский, М. Н. Скаткин. -М.: Просвещение, 1983. 143 с.
- Рындак, В.Г. Взаимодействие процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала учителя Текст.: дис.. д-ра пед. наук / В. Г. Рындак. Челябинск, 1996. — 340 с.
- Сабирова Г. Б. Развитие самообразования студентов педагогического колледжа (На материале подготовки учителей музыки) Текст.: дис.. канд. пед. наук / Г. Б. Сабирова. Казань, 2000. — 236 с.
- Сагатовский В.Н. Категориальный контекст деятельностного подхода Текст. / В. Н. Сагатовский // Деятельность: теория, методология, проблемы. -М.: Политиздат, 1990. 336 с.
- Семенов И.Н. Опыт деятельностного подхода к экспериментально-психологическому исследованию творческой деятельности на материале решения творческих задач Текст. / И. Н. Семенов // Методологические проблемы исследования деятельности. М., 1976. — 312 с.
- Семушина Л.Г. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе: подготовка специалистов среднего звена Текст. / Л. Г. Семушина // Специалист. 2004. — № 6. — С. 23−28.
- Серебряник Е.В. Организация самообразования будущих социальных педагогов в процессе вузовской подготовки Текст.: дис.. канд. пед. наук / Е. В. Серебряник. Вологда, 2006. — 207 с.
- Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование Текст. / В. В. Сериков // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 16−20.
- Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии Текст.: монография / В. В. Сериков. Волгоград: Перемена, 1994. — 152 с.
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем Текст. / В. В. Сериков. М.: Логос, 1999. -272 с.
- Сериков Г. Н. Самообразование: совершенствование подготовки студентов Текст. / Г. Н. Сериков. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1991. — 232 с.
- Ситаров В.А. Проблемы формирования ориентированности педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми Текст. / В. А. Ситаров // Инновационные процессы в образовании: теория и практика. М., 2001. -209 с.
- Сластенин В.А. Доминанта деятельности Текст. / В. А. Сластенин // Народное образование. -1998. -№ 9. С. 41−42.
- Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятельность Текст. / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. -М.: Изд-во Магистр, 1997. 224 с.
- Смирнов И.П. Новый принцип воспитания: ориентация на интересы молодежи Текст. / И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко. Екатеринбург: Сократ, 2005.- 183 с.
- Соловьева Н.Н. Учебная деятельность студентов в контексте модернизации образования Текст. / Н. Н. Соловьева // Среднее профессиональное образование. 2005. — № 12. — С. 2−4.
- Среднее специальное образование Текст.: сб. основных постановлений, приказов, инструкций: в 2-х ч. Ч. 1 / сост. А. А. Богданов, Т. И. Ветрова,
- Е.Я. Малахова, Т. П. Митиль — под ред. Н. А. Богданова, А. И. Фурсенко. М.: Высш. шк, — 1983.-464 с.
- Стоуне Э. Психодиагностика Текст. / Э. Стоуне. М.: Педагогика, 1984.-472 с.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся Текст. / Н. Ф. Талызина. М., 1983. — 256 с.
- Таран Е.М. Управление формированием навыков самообразования у учащихся в современных условиях Текст.: дис.. канд. пед. наук / Е. М. Таран. Москва, 2005. — 186 с.
- Тихонова Е.В. Саморегулируемое обучение как условие профессионального самообразования учителя (на материале музыкального отделения педагогического колледжа) Текст.: дис.. канд. пед. наук / Е. В. Тихонова. -Екатеринбург, 2000. 151 с.
- Ткаченко Е.В. Личностное становление студента : социальное и профессиональное взаимодействие в организации воспитательной работы Текст. / Е. В. Ткаченко, Т. В. Лежнина // Вестник регионального образования.-2003.-№ 4.-С. 47−50.
- Ткаченко Е.В. О проблемах взаимодействия профессионально-педагогического и начального профессионального образования Текст. / Е. В. Ткаченко // Образование и наука: изв. Урал, отд-ния Рос. Акад. Образования. Екатеринбург, 2003. — № 3 (21). — С. 35−47.
- Труд в СССР в 1977 году Текст.: статистический сборник. М.: ЦСУ СССР, 1978. — 128 с.
- Тулькибаева Н.Н. Методические основы обучения учащихся решению задач по физике Текст.: дис.. д-ра пед. наук / Н. Н. Тулькибаева. -Челябинск, 1989.
- Тютрин В.И. Организационно-педагогические основы подготовки специалистов среднего звена в условиях рынка рабочей силы Текст.: дис.. док. пед. наук / В. И. Тютрин. М. — 1997.
- Управление качеством образования Текст.: практикоориентирован-ная монография и методическое пособие / под ред. М. М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2004. — 448 с.
- Усова А.В. Практические занятия по методике преподавания физики Текст. / А. В. Усова, Н. Н. Тулькибаева, З. А. Вологодская, B.C. Завьялов. -М., 1980.- 109 с.
- Федорова С.А. Педагогическая поддержка личностного саморазвития одаренных старшеклассников Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / С. А. Федорова. Ставрополь, 2006. — 19 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология взросления Текст.: изб. труды / Д. И. Фельдштейн. -М., 1999. 154 с.
- Филиппов В.М. Модернизация российского образования Текст. / В. М. Филиппов // тематическое приложение № 1 к журналу «Вестник образования» М.: Просвещение, 2003. — 96 с.
- Философский словарь Текст. / под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., пе-рер. и доп. — М.: Политиздат, 1991. — 560 с.
- Философский энциклопедический словарь Текст. / гл. ред. Ф. В. Константинов. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 740 с.
- Философско-психологическая проблема развития образования Текст. /под ред. В. В. Давыдова.-М., 1981.-412 с.
- Формирование мотивации учения Текст.: кн. для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
- Фридман JI.M. Как научиться решать задачи Текст.: кн. Для учащихся ст. классов сред. шк. / Л. М. Фридман, Е. Н. Турецкий. 3-е изд., дораб. — М.: Просвещение. — 191 с.
- Фридман Л.М. Психологический анализ решения задач Текст. / Л. М. Фридман // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. -М.: Педагогика, 1971. С. 9−15.
- Хмель Н.Д. Организация самостоятельной работы студентов Текст. / Н. Д. Хмель, Н. Д. Иванова. Алма-Ата, 1969. — 56 с.
- Черкасов В.А. Оптимизация методов и приемов обучения в общеобразовательной средней школе Текст. / В. А. Черкасов. Иркутск: Из-во Иркутского ун-та, 1985.-200 с.
- Чистякова Н.А. Особенности социального развития молодежи в условиях кризисного состояния общества в России Текст.: автореф. дис.. канд. социол. наук / Н. А. Чистякова Москва, 1999. — 29 с.
- Шамова Т.И. Управление образовательными системами Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т. И. Шамова, Т.М. Да-выденко, Г. Н. Шибанова — под ред. Т. И. Шамовой. 2-е изд. стер. — М.: Академия, 2005.-384 с.
- Швырев B.C. О деятельностном подходе к истолкованию «феномена человека» (попытка современной оценки) Текст. / B.C. Швырев // Вопросы философии. 2001. -№ 2. — С. 107−115.
- Шеин С.А. Диалог как основа педагогического общения Текст. / С. А. Шеин // Вопросы психологии. 1991. -№ 1. — С. 26−33.
- Шелер М. Формы знания и образования Текст. / М. Шелер // Человек.-1992,-№ 4.-С. 85−96.
- Шибанова Г. Н. Подготовка будущих учителей к управлению учением школьников Текст.: дис. .канд. пед. наук / Г. Н. Шибанова. -М., 1990. -253 с.
- Шиянов Е.Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя Текст. / Е. Н. Шиянов. -М. Ставрополь, 1991. — 144 с.
- Штофф В.А. Проблемы методологии научного познания Текст. / В. А. Штофф. -М.: Высшая школа, 1978. 269 с.
- Шуклина Е.А. К новой парадигме образования: от образования к самообразованию Текст. / Е. А. Шуклина // Образование и общество. 2004. -№ 3. — С. 18−31.
- Шуклина Е.А. Социология самообразования: предпосылки, методология, методика Текст. / Е. А. Шуклина. Екатеринбург, 1999.
- Щукина Г. И. Исследование проблемы активизации учебно-познавательной деятельности Текст. / Г. И. Щукина // Сов. педагогика. -1983, — № 11 -С. 47−53.
- Щукина Г. И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника Текст. / Г. И. Щукина. -М.: Просвещение, 1972. 176 с.
- Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии Текст. / Н. Е. Щуркова. -М.: Педагогическое общество России, 1998. 250 с.
- Эльконин Б.Д. Психология развития Текст.: учеб. пособие для вузов / Б. Д. Эльконин. М.: Академия, 2001. — 141 с.
- Энциклопедия профессионального образования Текст.: в 3-х т. Т.2. / под ред. С. Я. Батышева. М.: АПО, 1999. — 440 с.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение Текст. / И. С. Якиманская. -М.: Педагогика, 1979. 144 с.
- Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. 1994. -№ 2.-С. 41−52.
- Яковлев Е.В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения Текст. / Е. В. Яковлев, И. О. Яковлева. М.: ВЛАДОС, 2006. -239 с.
- Яковлева Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности Текст. / Н. М. Яковлева. Челябинск: ЧГПИ, 1991.-128 с.
- Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов Текст. / Н. Е. Яценко. СПб.: Лань, 1999. — 528 с.
- Der Sprach-Brockhaus. Deutsches Bildworterbuch von A-Z. -Mannheim: Brockhaus, 1984. 836 S.
- Duden Deuthsches Universalworterbuch. Mannheim: Dudenverlag, 1989. -816 S.
- Glossary of Educational Techology Terms. Paris: UNESCO, 1986. — 239 p.
- Longman Dictionary of Englich language and culture. L.: Longman. 1992.
- ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ1. УЧАЩИХСЯ СПО1. Методика 1
- Учащимся без специального предупреждения предлагается написать сочинение на одну из тем:
- Значение самообразования в в профессиональной деятельности
- Самообразование в моей жизни
- Как я понимаю значение выражения «образование через всю жизнь"4. Чем я люблю заниматься?5. Много ли я учусь?1. Методика 2
- Если при изучении дисциплины у Вас возникло непонимание материала (пробел в знаниях), то
- Вы не стремитесь его восстановить
- Вы делаете попытку восстановить пробел, но если это не удается сразу, то прекращаете действия
- Вы стараетесь восстановить пробел, используя известные Вам методы, средства
- Вы добиваетесь восстановления пробела, а если Ваших усилии не хватает, то обращаетесь за помощью
- Ваше отношение к самообразованию1. безразличное2. самообразование не играет большой роли в моем образовании3. самообразование играет значительную роль в моем образовании4. самообразование основа моего образования
- Насколько Вы вовлечены в процесс самообразования1. самообразованием не занимаюсь2. занимаюсь самообразование довольно редко3. занимаюсь самообразованием часто4. занимаюсь самообразованием постоянно
- Вы занимаетесь самообразованием потому, что
- Вам интересно открывать новые факты из разных областей знания
- Вы осознаете необходимость быть компетентным специалистом
- Вам важно утвердиться в собственных глазах4. Иное (укажите)1. Обработка результатов.
- Ответы на вопросы 1−4 соответствуют уровням осуществления самообразования: 1 ответ стихийный уровень- 2 ответ — низкий уровень- 3 ответ — достаточный уровень- 4 ответ — высокий уровень
- ИЗУЧЕНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ СПО О СУЩНОСТИ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ1. Методика
- Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы: 1 Самообразование это
- Отметьте знаком тот вариант ответа, который для Вас наиболее приемлемвопросы Варианты ответов
- Не знаю Имею представление Знаю, могу объяснить Знаю, могу обосновать эффективность применения в конкретной ситуации
- В каких формах осуществляется самообразование
- К источникам самообразования относятся.
- Методы осуществления самообразовательной деятельности3 Укажите известные Вам1. формы осуществления самообразования2. источники самообразования3. методы осуществления самообразовательной деятельности1. Обработка результатов.
- Ответы на вопрос второй соответствуют следующим уровням осуществления самообразования: 1 ответ стихийный уровень- 2 ответ — низкий уровень- 3 ответ — достаточный уровень- 4 ответ — высокий уровень
- ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ВЛАДЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ СПО ДЕЙСТВИЯМИ, ОПЕРАЦИЯМИ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Методика
- Планировние условия задачи1. Формулирование задачи 1. Контроль
- Действие конкретизации задачи
- Уточнение содержания первоначальной информации
- Выделение определенного круга информации1. Фиксация информации
- Воспроизведение информации по выполненному кодированию
- Планирование решения задачи
- Уточнение ситуации разрыва между знанием и незнанием
- Выбор источников, подхода, форм, методов деятельности
- Составление плана деятельности
- Проверка целесообразности составленного плана1. Осуществление решения
- Выделение способов деятельности
- Выделение необходимой и достаточной информации для решения
- Преобразование исходной информации
- Проверка правильности реализации решения
- Проверка полученного решения
- Уточнение содержания полученного результата
- Выбор методов проверки результата
- Осуществление процесса проверки результата
- Определение возможности осуществить деятельность относительно информации другими способами и методами