Индивидуальный стиль педагогического общения.
Психология стилей
Предельно мягкий и добрый Иоганн Генрих Песталоцци, строго организованный, требовательный и деловитый Антон Семёнович Макаренко, сторонник свободного воспитания либерал Л. Н. Толстой и жесткий в своих требованиях Адольф Дистервег — все они добивались больших успехов в деле обучения и воспитания, придерживаясь, естественно, разных стилей педагогического общения. Попустительский (анархический… Читать ещё >
Индивидуальный стиль педагогического общения. Психология стилей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В стиле педагогического общения находят выражение особенности коммуникативных возможностей педагога; сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; творческая индивидуальность педагога; особенности учащихся.
Общепринятая классификация стилей (А. В. Петровский, Я. Л. Коломинский, В. В. Шпалинский, М. Ю. Кондратьев и др.):
¦ Авторитарный.
Ролевая позиция педагогов авторитарного стиля общения объектна. Авторитарный стиль общения, по данным Н. Ф. Масловой, порождает неадекватную самооценку учащихся, прививает культ силы, формирует невротиков, вызывает неадекватный уровень притязаний в общении с окружающими людьми. Более того, доминирование авторитарных методов в общении с учащимися приводит к искаженному пониманию ценностей, к высокой оценке таких качеств личности, как «умение выходить сухим из воды», «умение использовать других для выполнения того, что должен сделать сам», «умение заставить других беспрекословно подчиняться», «внешняя привлекательность и физическая сила» и т. п. (В. В. Шпалинский).
¦Попустительский (анархический, игнорирующий) стиль общения характеризуется стремлением педагога выполнять свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства Следствием подобной тактики является отсутствие контроля деятельности школьников и динамикой развития их личности.
¦ Демократический. При таком стиле общения педагог ориентирован на повышение субъектной роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел.
Предельно мягкий и добрый Иоганн Генрих Песталоцци, строго организованный, требовательный и деловитый Антон Семёнович Макаренко, сторонник свободного воспитания либерал Л. Н. Толстой и жесткий в своих требованиях Адольф Дистервег — все они добивались больших успехов в деле обучения и воспитания, придерживаясь, естественно, разных стилей педагогического общения.
В. А. Кан-Калик установил и охарактеризовал такие стили педагогического общения, как.
- 1. общение, основанное на увлеченности совместной творческой деятельностью педагогов и учащихся;
- 2. общение, в основе которого лежит дружеское расположение;
- 3. общение-дистанция (дистанция является показателем ведущей роли педагога, но должна быть основана на авторитете. Превращение «дистанционного показателя» в доминанту педагогического общения резко снижает общий творческий уровень совместной работы педагога и учащихся.);
- 4. общение-устрашение;
- 5. общение-заигрывание (разговоры на личные темы, злоупотребление поощрениями без надлежащих оснований).
Педагог, осмысливая и анализируя свою деятельность, должен обращать особо пристальное внимание на то, какие способы общения являются для него более типичными и чаще используемыми, т. е. должен владеть навыками профессиональной самодиагностики, без чего не может быть сформирован стиль общения, адекватный его психофизиологическим параметрам.