Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Культурософская публицистика Томаса Манна: социокультурный контекст, гуманистический идеал, мифопоэтика

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ботникова А. Б. Томас Манн о Чехове / А. Б. Ботникова // Вестник Воронежского государственного уни верситета. -2005. -№ 1. — С. 45−46. формируя собственное мировоззрение и художественный метод, он ориентировался на опыт американских (У. Уитмен, Г. Мелвилл, Г. Бичер-Стоу и др.), английских (О. Уайльд, Б. Шоу и др.), французских (Ж.-Ж. Руссо, О. Бальзак, Э. Золя, А. Жид, М. Пруст и др… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I.
  • Национальная традиция в культурософско-публицистических текстах Т. Манна
    • 1. 1. Эволюция Т. Манна-публициста как отражение феномена «немецкости»
    • 1. 2. Критика пангерманизма в публицистике Т. Манна
    • 1. 3. Своеобразие языка и стиля Т. Манна-публициста
  • Глава II.
  • Гуманистические искания в зрелой публицистике Т. Манна: в поисках точки опоры
    • 2. 1. Фрейдизм в публицистике Т. Манна
    • 2. 2. Постфрейдизм и духовные искания Т. Манна-публициста (влияние юнгианства и диалектического гуманизма Э. Фромма в публицистике т. Майна)
    • 1. Влияние юнгианства в публицистике Т. Манна
    • II. Влияние диалектического гуманизма Э. Фромма в публицистике т. Манна
      • 2. 3. Неомифологизм в публицистике Т. Манна
  • Глава III.
  • Русская культура в публицистике Т. Манна

Культурософская публицистика Томаса Манна: социокультурный контекст, гуманистический идеал, мифопоэтика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы состоит в необходимости раскрытия культурологического феномена публицистики Т. Манна в контексте его неоднозначных духовных поисков. Такой научный вопрос интересен тем, что на сегодняшний день назрела необходимость рассмотрения публицистического наследия писателя как целостного социокультурного явления, обладающего свойствами философской уникальности, как метатекста, который отличается диалектическим соединением историчности и вневременности идеала, определяющего специфику стиля его художественно-публицистических произведений. Творческое наследие его необозримо. Жизни и творчеству писателя посвящены сотни книг — как зарубежных, так и отечественных исследователей. Вместе с тем разговор о жизни и творчестве немецкого писателя не исчерпан, красноречивым доказательством чему служит появление новых исследований по данной теме (П. де Мендельсон, X. Курцке, М. Крюль, Р. Меринг, И. Эбаноидзе, А. Е. Череватов и др.).

Томас Манн (Пауль Томас Манн) внес огромный вклад не только в немецкую, но и в мировую литературу и журналистику, создав новаторские произведения в различных жанрах. Следует в этой связи упомянуть его фи-лософско-поэтические романы, свидетельствующие о возможностях неомифологической традиции в искусстве, а также психологические новеллы, шедевры культурософского эссе, литературно-критические статьи, в которых отвлеченные научные, социальные и эстетические проблемы оказались не только предметом размышлений действующих лиц, но и сюжетом, непосредственной основой образотворчества, движущими силами развития судеб и характеров героев. До сих пор отношение к писателю и к его произведениям неоднозначно. Еще при его жизни неодобрительно отзывались об авторе «Волшебной горы» и «Доктора Фаустуса» как литераторы (например, Б. Брехт, В. В. Набоков), так и критики (например, В. Мушг, М. Манн). Такое отношение подчас встречалось после смерти писателя. В этой связи следует вспомнить маленькую статью «К столетию со дня рождения Томаса Манна» Ганса Эриха Носсака в «Frankfurter Allgemeine Zeitung» от 31. 05. 1975 г., где писатель отрицает заслуги Т. Манна как художника. А литературный успех объясняет исключительно образовавшейся в середине 20-х гг. XX столетия исторической ситуацией. Неоднозначно отзывались о Т. Манне и другие писатели: Альфред Андерш, Хайнц фон Крамер, Хильде Домин, Гюнтер Хербургер, Гепард Рюм и др. Тут чувствуется нередко обида, а также обида немцев за услышанную в свой адрес горькую правду. Это многое проясняет, и в то же время объясняет нынешнее отношение немцев к Т. Манну. Несмотря на то, что в настоящее время существуют сотни монографий, посвященных художественным произведениям немецкого писателя, публицистика Томаса Манна изучена неполно. И если в Германии имеются научные работы, в которых объектом исследования становятся публицистические произведения писателя, то сразу же бросается в глаза «односторонность» этих работ: в них рассматриваются либо исключительно политические и националистические взгляды Т. Манна (М. Рюхнер, К. Булливант, Г. Заутермайстер, К. Зонтхаймер, X. Шлаффер и др.), либо сугубо теоретические представления Т. Манна как оригинального мыслителя-идеолога (X. Вислинг, Р. Меринг и др.), либо анализируется его позиция как литературного критика (X. И. Мэтр, Э. Нюндель и др.) и т. п. Однако в них нет анализа «целого» всего публицистического наследия Т. Манна, фактически не представлено культурософское начало — основа своеобразия его публицистики. Отечественных же исследований о деятельности Томаса Манна-журналиста вообще нет.

Эмпирическая база, материал, объект и предмет исследования. Объектом и материалом исследования являются публицистические тексты Томаса Манна, демонстрирующие мощь его культурософских построений. Эмпирическая база исследования — метатекст творчества Т. Манна-журналиста и писателя, рассматриваемый в культурно-историческом контексте кризиса европейской цивилизации первой половины XX столетия.

Это — статьи и эссе Т. Манна, его письма, свидетельства родственников и современников, а также другие документы, позволяющие воссоздать весь мировоззренческий спектр наследия Т. Манна-публициста. Предметом анализа стали культурологические аспекты публицистики немецкого писателя, раскрывающие основные принципы конструирования его публицистического «целого» (совокупность текстов и идей Т. Манна, которые моделируются как писателем, так и интерпретаторами), а именно: авторская позиция в сопоставлении с образом художника как критикачитательское восприятие, обусловленное культурократическими устремлениями и эстетическим видением немецкого писателяисторико-культурологический и культурософский контекст времени, воспроизводящий наиболее значимые события, на которые откликался Т. Манн-журналист и которые оказались значительными для эволюции творчества Манна-писателя. Данные аспекты «целого» рассматриваются на фоне философских и художественно-публицистических сочинений тех представителей немецкой и русской культуры XX в., которые внесли значительный вклад в развитие современной европейской цивилизации и культуры как воплощения «иррациональной рациональности», мифопоэтической синкретичности и научной обоснованности дискурсов и коммуникативных стратегий.

Цель диссертационного исследования — проанализировав наиболее значимые и репрезентативные тексты, выявить культурологическую природу публицистики Т. Манна, причем исследовать публицистическое наследие немецкого писателя в первую очередь как социокультурное явление как диалектические соединения категорий «своё» и «чужое», «национальное» и «наднациональное», «документальность» и «вымысел», «стандартное» и «девиантное».

Для достижения поставленной цели необходимо решить такие задаохарактеризовать позиции автора по отношению к предмету публицистического высказывания с тем, чтобы конкретнее представить его социальные и эстетические идеалыопределить алгоритмы воссоздания и архитектонику (внутренне-внешнюю структуру) публицистических текстов Т. Манна, синтез мотивов и «тональность» системы образовпродемонстрировать элокутивную (elocutio) технику публициста и способы словесной выразительностипоказать значение подспудных психологических комплексов Т. Манна, влияющих на форму и содержание его текстов.

Положения, выносимые на защиту 1. Существует проблема «немецкости» публицистики Томаса Манна, которая может быть наиболее полно охарактеризована на основе культурологического подхода к публицистическому тексту. Публицистика Томаса Манна, будучи воплощением немецкого духа, актуальна не только по причине масштабности поставленных проблем и глубине таланта художника, но и благодаря ракурсу раскрытия социокультурной проблематики. Культурологическое изучение публицистических текстов, дневников, писем писателя, как и переоценка его шедевров («Гёте и Толстой. Фрагменты к проблеме гуманизма», «Брат Гитлер», «Шопенгауэр», «Германия и немцы», «Философия Ницше в свете нашего опыта», «Вагнер и бесконечность» и др.), проливает новый свет на историю немецкой журналистики и публицистики XX столетия.

2. Идейно-художественные особенности публицистики Томаса Манна обусловлены, прежде всего, фактами внутренней «психоэволюции» (В. В. Хорольский) публициста-мыслителя и многочисленными философскими воздействиями на его миросозерцание. Под воздействием фрейдизма и неофрейдизма Томас Манн более откровенно, чем другие публицисты того времени (К. Фальке, Г. Манн, JI. Фейхтвангер, К. Манн, С. Цвейг, Г. Гессе, А. Жид, Э. Хемингуэй, И. Эренбург и др.), выразил в своих эссе подспудные движения души и глубинные метаморфозы собственного «Я».

3. Можно утверждать, что стиль Томаса Манна-публициста характеризуется скорее скрытой, а не открытой полемичностью, косвенно-оценочной дискуссионностью манеры письма, основанной на столкновении антитетических начал («национализм» и «космополитизм», «консерватизм» и «демократизм», «традиционность» и «новаторство», «возвышенная патетика» и «снижающая ирония» и т. д.).

4. Задолго до постмодернистов Т. Манн-публицист использовал реминисцентность и «прецедентность» как способ организации повествования. Его тексты аллюзивны, это не делает их вторичными, но лишь усиливает полифоничность их звучания.

Методологическая база исследования обусловлена выбранным материалом и поставленными задачами. В работе используются культурологический, а также — в определенной степени — типолого-структурный методы, коррелирующие с достижениями современной герменевтики, психоанализа, психопоэтики, психолингвистики и т. п. Кроме общеметодологических трудов М. М. Бахтина, Ю. М. Лотмана, А. Ф. Лосева, 3. Фрейда, К. Г. Юнга, Э. Фромма, В. М. Жирмунского, В. В. Виноградова, Р. Барта в реферируемом исследовании использованы некоторые идеи теоретиков журналистики, а также современных исследователей коммуникативистики: JI. М. Земляно-вой, Г. Э. Кучеровой, Г. Г. Почепцова, В. Хорольского и др. При написании своей диссертационной работы мы опирались на последние исследования по творчеству Т. Манна (X. Шифкен, Г. Кёнен, Р. Меринг, И. Эбаноидзе, А. Е. Череватов), а также научных трудов по теории и истории отечественной и зарубежной литературы и журналистики (Г. Ф. Вороненкова, О. И. Дурова, Я. Н. Засурский, Г. В. Колосов, JI. Е. Кройчик, Е. И. Пронин, М. И. Стюфляева, В. В. Ученова, М. С. Черепахов и др.).

Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые дан целостно-панорамный анализ малоизвестных и неизвестных публицистических произведений Т. Манна на основе культурологического метода, благодаря чему показано, как в сознании современников автора и сегодняшних читателей возникает облик публицистического «целого» наследия Т. Манна-журналиста.

Впервые рассматриваются статьи, очерки, эссе, которые до сих пор не были опубликованы на русский язык: «Познай самого себя!», «Разрешение еврейского вопроса», «Мысли в войне», «Рассуждения аполитичного», «О немецкой республике», «Речь и ответ», «Мое отношение к психоанализу», «Место Фрейда в духовной истории современности», «Шопенгауэр», «Культура и социализм», «Томас Манн и социализм. Признание перед венскими рабочими», «Открытое признание себя сторонником социализма», «Внимание, Европа!», «Этот мир», «Свобода и дух — это одно и то же», «Проблема свободы», «Долой концлагеря!», «Немецкие концлагеря», «Гитлер — это хаос! Воззвание Томаса Манна», «Хвала прошлому», «I Am an American», «Против перевооружения Германии», «Мое признание перед западным миром», «К Нюрнбергскому процессу» и др. Новизна также обусловлена введением в научный оборот писем и дневниковых записей писателя и его близких, а также попыткой анализа публицистических произведений немецкого писателя с позиции психологических дисциплин (психоанализ, психолингвистика и др.).

Теоретическое значение диссертации заключается в получении таких научных положений, которые позволят глубже изучить особенности публицистики Томаса Манна, своеобразие других немецких публицистов, помогут глубже изучить творчество Т. Манна, природу публицистического произведения, а также создавать новые труды по истории зарубежной журналистики и по психологии журналистского творчества.

Практическое значение исследования состоит в том, что её результаты могут быть использованы при разработке вузовских лекционных курсов по истории зарубежной журналистики, спецкурсов, спецсеминаров, а также при составлении учебных пособий по данным дисциплинам.

Апробация результатов работы. Содержание диссертации обсуждалось на заседании кафедры истории зарубежной журналистики Воронежского государственного университета, а также на кафедре журналистики Одесского национального университета. Теоретические положения исследования отражены в докладах на научных конференциях:

— Научно-практической конференции «Проблемы массовой коммуникации в начале XXI века» (Воронеж, 2003 г.).

— Научно-практической конференции «Журналистика. Реклама. СО. Новый подход» (Воронеж, 2004 г.).

— Научной конференции профессорско-преподавательского состава ОНУ им. И. И. Мечникова (Одесса, 2004 г.);

— II Всеукраинской научно-практичной конференции «Актуальш про-блеми журналютикознавства» (Одесса, 2005 г.).

— Научной конференции профессорско-преподавательского состава ОНУ им. И. И. Мечникова (Одесса, 2005 г.).

— Всероссийской научно-практической конференции «Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве» (Москва, 2006 г.).

Публикации. Основные положения диссертации изложены в статьях:

1. Мельник С. П. Достоевский в публицистике Т. Манна / С. П. Мельник // Поиск. Опыт. Мастерство. Актуальные вопросы обучения иностранных студентов. Сб. статей. Вып. 8. — Воронеж: Воронеж, гос. ун., 2004. — С. 181 — 188.

2. Мельник С. И все это — Томас Манн / С. Мельник // RELGA. Научно-культурологический журнал. — № 5 [107].

19.04.2005. — (http://www.relga.ru).

3. Мельник С. Национальное своеобразие публицистики Томаса Манна / С. Мельник // Акценты: новое в массовой коммуникации. — Воронеж: ВГУ — 2003. — № 38−39. — С. 52 -63.

4. Мельник С. Неомифологизм в публицистике Т. Манна / С. Мельник // Акценты: новое в массовой коммуникации. — Воронеж: ВГУ -2003. — № 42−43. — С. 85 — 90.

5. Мельник С. Отголоски юнгианства в публицистике Томаса Манна / С. Мельник //Акценты: новое в массовой коммуникации. — Воронеж: ВГУ — 2006. — № 56−57. — С. 32 — 36.

6. Мельник С. Публицистика Томаса Манна как культурологический феномен: проблема «немецкости» / С. Мельник // Журналистика — Реклама — Связь с общественностью. — Воронеж, 2000. — С. 121 — 123.

7. Мельник С. Фрейдизм в публицистике Томаса Манна / С. Мельник // Акценты: новое в массовой коммуникации. — Воронеж: ВГУ — 2004. — № 48−49. — С. 29 -33.

8. Мельник С. Фшософсью основи публщистики Т. Манна / С. Мельник // Д1алог: Мед1а-студ1'1: 36ipHHK наукових праць. Вип. 2. — Одеса. ОР1ДУ НАДУ, 2005. — С. 146 — 157.

Структура работы определена целью и задачами исследования. Диссертация состоит из Введения, трех Глав (1. — Национальная традиция в культурософско-публицистических текстах Т. Манна- 2. — Гуманистические искания в зрелой публицистике Т. Манна: в поисках точки опоры- 3. — Русская культура в публицистике Т. Манна), Выводов и Списка использованной литературы, насчитывающего 246 единицы. Общий объем диссертации -172 страницы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Еще при жизни творчество Т. Манна получило высокую оценку современников (Г. Кан, А. Жид, Г. Манн, Э. Синклер, А. Кауфман, И. Р. Бехер и др.), которые отзывались о нем как об уникальном художнике и видном общественном деятеле. Насколько актуально художественно-публицистическое наследие Томаса Манна для современности, думается, можно судить по высказываниям виднейших деятелей культуры (П. фон Матт, И. Кайзер, Г. Грасс131), которые отмечают, что его опыт важен не только как пример неустанной работы над словом, но и как урок соединения глобального и локального в анализе культурного кризиса европейской цивилизации. Анализируя состояние духа времени (Zeitgeist), Манн создал жанр интеллектуального культурософского эссе, ядром которого является интериоризация и сугубо авторская интерпретация универсальных ценностей и проблем, о которых высказывались многие предшественники немецкого классика. В своих статьях, очерках и эссе он наглядно показал кризисное состояние мира и человека XX столетия («Гёте и Толстой. Фрагменты к проблеме гуманизма», «Достоевский, но — в меру», «Культура и политика», «Философия Ницше в свете нашего опыта», «Мое время» и др.), нравственные, духовные и интеллектуальные искания европейского интеллигента, его усложнившееся индивидуалистическое сознание («Рассуждения аполитич.

130 Так, французский писатель А. Жид, лауреат Нобелевской премии по литературе (1947 г.), писал в своем предисловии к «Предупреждению Европы» («Avertissement к РЕигоре», 1937) немецкого писателя: «Томас Манн — это один из редчайших (художников — С. М.) которыми мы можем любоваться безоговорочно. В его произведении нет ничего незначительного, как и в его жизни. Томас Манн стоит полностью на стороне духа, он — гуманист в самом полном смысле этого слова». Американский писатель и публицист, приверженец идеи ненасильственного социализма Э. Синклер, отмечал: «Будущие поколения американцев будут иметь большее понятие о жизни и большую радость в применении своих фантазий, так как Томас Манн живет среди нас». Американский художник А. Кауфман в своем знаменитом триптихе «Искусства и научные исследования в США — Духовная эмиграция» (Arts and Finding in the U. S .A., 1938 — 1965) фигуру немецкого писателя поместил в центральной части картины, рядом с А. Эйнштейном, таким образом, показав значимость писателя в современной культурной жизни. А И. Р. Бехер, немецкий писатель и государственный деятель, Министр культуры Германской Демократической Республики (с 1954 г.), основатель и президент Культурбунда (с 1945 г.), президент Академии искусств Германской Демократической республики (1953;56 гг.) в «Приветственной речи Томасу Манну в национальном театре Веймар» (1955) отмечал: «Вы являетесь прежде всего немецким поэтом нашего столетия, так как в ваших произведениях сохранена классическая традиция в творческом смысле» (см.: SchrOter К. Thomas Mann / К. SchrOter. Rohwolt Taschenbuch Verlag, Reinbek bei Hamburg 2000. S. 165- 167).

131 См.: SchrOter K. Thomas Mann / K. SchrOter. Rohwolt Taschenbuch Verlag, Reinbek bei Hamburg 2000.S. 167. ного", «Речь и ответ», «Об учении Шпенглера», «Место Фрейда в духовной истории современности», «Бернард Шоу», «Опыт о Чехове» и др.), насколько сложно, насколько глубоко, что сам немецкий писатель стал фигурой знаковой, а его художественно-публицистическое наследие — прижизненной классикой. Его эссе «Философия Ницше в свете нашего опыта» остается притчей о «трагедии эстетизма», предупреждением о рискованном расширении пределов человеческого опыта, о саморазрушении личности в обмен на художественные прозрения и утонченные переживания. Можно сделать вывод, что личностно-субъективные наблюдения писателя-культуролога были одновременно и надличностно-интеллектуальной рефлексией, вызванной злобой дня и социокультурными катаклизмами эпохи, с одной стороны, и метаисторической саморефлексией мифотворца, ставящего под сомнение ценность и культуры, и «немецкости», и подчас — собственного «Я».

Другой вывод, который напрашивается при анализе публицистического наследия Т. Манна, можно выразить с помощью схемы эволюции Манна-публициста от «консервативной революционности» («Мысли в войне», «Мысли к войне», «Рассуждения аполитичного» и т. п.), характерной для ранней стадии его духовного развития, к социал-демократической идеологии с уклоном в либеральный гуманизм, что более характерно для зрелого и позднего Т. Манна. В этом отношении он воплощает одно из характерных явлений развития европейской интеллигенции XX столетия (Г. Манн, А. Зорге, Р. М. Рильке, Р. М. Ремарк, Э. Триоле, Р. Роллан, Б. Шоу, С. Цвейг, А. Цвейг, А. Жид, Ж. Кокто, Дж. Оруэлл, В. Набоков, И. Бунин и т. д.). Сегодня его опыт приобретает новую злободневность и нуждается в переоценке. Постмодернистский плюрализм, «абсентеизм» и аполитичность многих художников современности могут быть лучше поняты с учетом опыта вековой давности, в частности, если речь идет о «дрейфе» западных художников, активно не признающих правоту власти.

Характеризуя особенность немецкой журналистики первой половины прошлого столетия, следует подчеркнуть тотальную политизацию немецких.

СМИ. В Германии между двумя Мировыми войнами пресса попала под ф влияние националистических идей, что в какой-то мере отразилось на ранних публицистических произведениях Т. Манна. Однако немецкому писателю по окончании Первой мировой войны стали близкими идеи либерализма и гуманизма. Т. Манн был далек от левого радикализма, но в то же время, будучи последователем немецкой гуманистической традиции, которая ассоциировалась с такими именами, как Винкельман, Лессинг, Шиллер, Гёте и т. п., он видел необходимость социальных реформ, особенно борьбы с милитаризмом. Поэтому стиль Т. Манна-публициста характеризуется ярко выраженной социологичностью, рационалистичностью и полемичностью. Стиль Т. Манна правомерно рассматривать как воплощение культурософ-ф ской идеи «немецкости» — соединения разнородных национальных эстетических традиций, создающих новый сплав формы и содержания. Идейно-художественные особенности публицистики Т. Манна обусловлены фактами его внутренней эволюции и многолетней писательской практикой. Данный вывод подводит к мысли о роли авторской научно-популярной интенции, вызванной его самоопределением по отношению к таким мыслителям, как А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, О. Шпенглер, Р. Вагнер, 3. Фрейд, К. Г. Юнг, Э. Фромм и др.

Особенность поэтики публицистического наследия Т. Манна состоит в опоре на опыт предшественников — немецких писателей (И. В. Гёте, Ф. ф Шиллер, Г. Э. Лессинг, Г. Бюхнер, Т. Шторм), он не только развивал их темы и мотивы в собственном творчестве, но и перерабатывал их достижения, совершенствовал их стилевую палитру. Характерна в этом отношении постоянная опора на Гёте, в частности ориентация на Восток. Как и Гессе, он чувствовал «усталость» западной культуры, надеясь, что «восточная» традиция (под которой в его статьях подразумевалась в первую очередь Россия) устранит «окостенение» западной интеллектуальной мысли. Также,.

132 Ботникова А. Б. Томас Манн о Чехове / А. Б. Ботникова // Вестник Воронежского государственного уни верситета. -2005. -№ 1. — С. 45−46. формируя собственное мировоззрение и художественный метод, он ориентировался на опыт американских (У. Уитмен, Г. Мелвилл, Г. Бичер-Стоу и др.), английских (О. Уайльд, Б. Шоу и др.), французских (Ж.-Ж. Руссо, О. Бальзак, Э. Золя, А. Жид, М. Пруст и др.), скандинавских (А. Стриндберг, С. Лагерлеф и др.) и, особенно, русских писателей и публицистов (Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, Д. Мережковский и др.). В своих публицистических произведениях Т. Манн является «биографическим» героем, который, наряду с другими героями, не только участвует в диалоге сознаний, но и занимается изощренной саморефлексией, пытаясь понять собственные комплексы, страхи, «пороки», публично их проанализировать, учитывая чужое коммуникативное «действование» (Ю. Хабермас). Поэтому большинство его произведений — сугубо внутриличностная эмананация потаенного и неизвестного, обуславливающая «интроспективность» и «транс-цендентальность» его художественно-публицистического творчества. Почти все герои очерков и эссе немецкого писателя являются «зеркалом» самого автора, героями «творимой легенды». Они являются проекциями и ипостасями одного целого «Я», инвариантом саморефлексии автора. В связи с этим важен психологический контекст и подтекст публицистики Т. Манна, который познает собственный внутренний мир через реалии внешнего мира и чужой опыт. Поэтому процесс написания публицистического культурологического произведения писателем — это всегда процесс самопознания, художнической интроспекции. Это процесс, позволяющий открыть самого себя. При этом сам читатель играет в этом процессе немаловажную роль из-за взаимосвязи микрои макрокосмов (внутренний мир автора и внешний, окружающий автора, мир). Ведь процесс прочтения произведения — это процесс самопознания: от внутреннего мира публициста к внутреннему миру читателя, познающего самого себя, свое «Я» через чувства автора — и в этом проявляется зеркальное отражение внешнего мира, процесс самоузнавания, самоидентификации.

Важной особенностью публицистики Т. Манна является «психологическая тенденция» в сфере создания образа человека, что в целом не является правилом для публицистического отображения действительности. Т. Манн, величайший психолог, сторонник глубинно-архетипических схем об-разосозидания, восходящих к психоанализу, всегда старался понять загадки собственной души, анализируя не только рациональные мотивы своих поступков, но и подсознательные позывы (например, его отношение к вопросам девиантного полового поведения). Этому способствовали не только философские импликации, иллюстрирующие многие положения учения 3. Фрейда, но и откровенная до эксгибиционизма саморефлексия Т. Манна, связанная с теми вопросами жизни и творчества, с которыми он сталкивался нечасто, но не без последствий. Немаловажное значение для эволюции его л л эссеистики имели проблемы сугубо личного характера. Большинство автобиографических моментов накладываются на тексты публициста. В этой связи общечеловеческие темы рассматриваются автором в рамках личного опыта («Мое отношение к психоанализу», «Психология поэтического опыта. Опросный лист», «Любек как форма духовной жизни», «Очерк моей жизни», «Брат Гитлер», «Шопенгауэр», «Германия и немцы», «Философия Ницше в свете нашего опыта», «Эротика Микеланджело», «Мое время» и др.). Однако при этом публицистические тексты явно отличаются (прежде всего иносказательностью и проецированием писателя своих «недостатков» на своих героев, например Гитлера, Шопенгауэра, Достоевского, Толстого и др.) от художественных текстов, где проявление интимной жизни писателя менее завуалировано134.

С «психологической» тенденцией отображения действительности связана другая особенность манновской манеры письма: позиция автора по отношению к предмету публицистического высказывания. Почти все, о чем пишет публицист, носит более чем сугубо личностный характер. Услож.

133 См. Кон И. Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви / И. Кон — M.: ОлимпООО «Фирма „Издательство ACT“», 1998.-С. 214−219.

134 См.: там же, а также см: Kampler van den Boogaart M. Thomas Mann fUr die Schule / M. Kampler van den Boogaart. Volk und Wissen Verlag, Berlin 2001. S. 67 — 74, 110 — 126. ненная организация психики писателя проявляется в процессе письма, как саморефлексия, что отчасти и объясняет манновскую биполярность («анти-тезность»). С одной стороны, публицистические тексты немецкого писателя интроспективны («самоуглубленность»). С другой стороны, они — трансцендентальны: отстаранненно-личностны (т.е. когда автор отстраняется или «отрекается» от самого себя, взирая сверху вниз на собственную проблему и жизненное явление, которое в ней выражено, как, например, это он совершает в статьях и очерках «Германия и немцы», «Мое время», «Опыт о Чехове» и др.). Именно в трансцендентальное&tradeавторской позиции нам видится одна из причин успеха самокритики Т. Манна-публициста.

Психологическая" тенденция отражается в архитектонике (внутренне-внешней структуре) публицистических текстов Т. Манна. Жанровая структура текстов Т. Манна — в основном эссеистична, причем это эссеи-стика интровертированного автора. И эта жанровая структура одновременно «синтетична» и «антитетична». Так, характерное для личности писателя противоречия проявляется в его манере мысли на бумаге. Т. Манн нередко подавлял свои подспудные желания, что и выливалось в «самоотрицание» и «самопроклинание» писателя. Этим отчасти объясняется жанровый синтез очерка и эссе («Гёте как представитель бюргерской эпохи», «Шопенгауэр», «Философия Ницше в свете нашего опыта», «Опыт о Чехове» и др.), очерка и статьи («Толстой. К столетию писателя», «Брат Гитлер», «Достоевский, но — в меру» и др.). Это в свою очередь выливается в такое свойство публицистики писателя как «самопознание», «самопринятие», «самоидентификация», определяющие жанровое своеобразие Т. Манна-публициста во многом посредством национальной принадлежности с одной стороны, и причастности к культурному наследию вообще, с другой стороны. Его стиль, манера письма, отражает многообразие форм немецкой культуры, а также факт ее, культуры, причастности к иным парадигмам творчества (например, к русской модели философствования). Можно заключить, что показанные публицистом немецкие национальные черты («самоуглубленность», «самоанализ», «самокритика», «самопознание», «самоотрицание» и т. д.) позволяют охарактеризовать и самого Т. Манна как вечно меняющегося и совершенствующегося художника слова.

Томас Манн — редчайшее явление европейской культуры, выдающееся писатель, живой пример достойного журналиста, глубокого аналитика-культуролога. Он пришел в журналистику не для того, чтобы искать славы или заработать на жизнь, а для того, чтобы сделать все возможное ради торжества Справедливости, чтобы жизнь стала достойной того, чтобы жить. Все его публицистическое творчество — это поиск Истины, поиск своего места в культуре мира и Германии. Публицистическое наследие писателя представляет собой сложный сплав философских и морально-этических представлений, а сами тексты Т. Манна по праву считаются культурософ-скими.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В., Сильман Т. Томас Манн: Очерк творчества / В. Адмони, Т. Сильман. Л.: Советский писатель, 1960. -350 с.
  2. Апт С. Над страницами Томаса Манна: Очерки / С. Апт. М.: Советский писатель, 1980. — 392 с.
  3. Апт С. Томас Манн / С. Апт. М.: Молодая гвардия, 1972. — 349 с.
  4. В. А., Кардашова Е. В. Фридрих Эберт первый президент Германии / В. А. Артемов, Е. В. Кардашова. — Воронеж: Воронежский Государственный университет, 2001. — 342 с.
  5. А. Н. мифы, поверья и суеверия славян: Поэтические воззрения славян на природу: в 3 т. / А. Н. Афанасьев. М.: Издательство ЭКМО-Пресс- СПб.: Terra Fantastica, 2002.
  6. В., Дюмотц И., Головин С. Энциклопедия символов / В. Бауэр, И. Дюмотц, С. Головин. М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. — 512 с.
  7. Бах. Моцарт. Бетховен. Мейербер. Шопен. Шуман. Вагнер / сост. «ЛИО Редактор». СПб: «ЛИО Редактор» и др., 1998. — 576 с.
  8. М. М. Эпос и роман / М. М. Бахтин. СПб.: Азбука, 2000. -304 с.
  9. В. П. Ведение в психолингвистику / В. П. Белянин. М.: ЧеРо, 1999.- 123 с.
  10. В. П. Психолингвистика: Учебник / В. П. Белянин. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2003. -232 с.
  11. В. П. Психолингвистические аспекты художественного текста /
  12. B. П. Белянин. М.: Изд-во Московского ун-та, 1988. — 123 с.
  13. Н. Я. Романтизм в Германии / Н. Я. Берковский. СПб.: Азбука-классика, 2001. — 512 с.
  14. А. Б. Томас Манн о Чехове / А. Б. Ботникова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. Воронеж: Воронежский государственный университет. — 2005. — № 1. -С. 45−49.
  15. Р. Кольцо Нибелунга: Избранные работы / Р. Вагнер. М.: Издательство ЭКСМО-Пресс- СПб.: Terra Fantastica, 2001. — 800 с.
  16. А. Томас Манн и Иван Бунин: Новые тенденции европейской J прозы / А. Вацлавик // Русский язык за рубежом. 1994. — № 1. — С. 101 —• 106.
  17. А. Н. Мерлин и Соломон: Избранные работы / А. Н. Весе-ловский. М.: Издательство ЭКСМО-Пресс- СПб.: Terra Fantastica, 2001. -864 с.
  18. В. Психология народов / В. Вунд. М.: Издательство ЭКСМО-Пресс- СПб.: Terra Fantastica, 2002. — 864 с.
  19. Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. Мн.: Современное слово, 1998.-480 с.
  20. П. С. Культурология. Учебное пособие / П. С. Гуревич. М.: Знание, 1999.-288 с.
  21. И. И. Интерес Т. Манна к Пушкину в 20-е годы / И. И. Де-вицкий // Науч. доклад, выш. шк. филолог, науки. 1990. — № 1. — С. 108 — 113.
  22. Е. Объем понятия «святость» в современном научном дискурсе/ Е. Джиджора // Д1алог: Мед1а-студ1'1: 36ipHHK наукових праць. Вип. 2. Одеса. ОР1ДУ НАДУ, 2005. — С. 25 — 35.
  23. И. И. Томас Манн гуманист, противник фашизма / И. И. Девицкий // Новая и новейшая история. — 1986. — № 6. — С. 110 — 122.
  24. А. Берлин, Александерплац. Повесть о Франце Биберкопфе: Роман / А. Дёблин. СПб.: Амфора, 2000. — 571 с.
  25. В. Д. Идеи времени и формы времени / В. Д. Днепров. Л.: Советский писатель, 1980. — 598 с.
  26. В. Д. Идеи, страсти, поступки: Из художественного опыта Достоевского / В. Д. Днепров. Л.: Советский писатель, 1978. — 382 с.
  27. В. Д. Искусство человековедения: Из художественного опыта Л. Толстого / В. Д. Днепров. Л.: Советский писатель, 1985. — 288 с.
  28. В. Д. Черты романа XX века / В. Д. Днепров. М.- Л.: Советский писатель, 1965. — 548 с.
  29. Достоевский в конце XX века: сб. ст. / о-во Достоевского- Сост. и ред. К. Степанян. М.: Классика плюс, 1996. — 621 с.
  30. Достоевский и мировая культура: Альманах № 10.: М.: Классика плюс, 1998.-256 с.
  31. В. В. Об одном оригинальном подражании Т. Манна / В. В. Дудкин // Достоевский. Материалы и исследования, 1976, т. 2. С. 225 -229.
  32. О. И. Эссеизм: вопрошание о смысле / О. И. Дурова. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001. — 126 с.
  33. Жид А. Собрание сочинений: в 7 т., Т. 6 7 / А. Жид. — М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2002.
  34. Е. И. и др. Политическое и духовное развитие современного общества. Материалы к курсу «Человек и общество»: Основы современной цивилизации для учащихся 11 класса / Е. И. Жильцов и др. М.: Просвещение, 1993.-73 с.
  35. В. М. Поэтика русской поэзии / В. М. Жирмунский. -СПБ.: Азбука-классика, 2001.-496 с.
  36. Искусство и художник в зарубежной новелле XIX века. Л.: Издательство ленинградского университета, 1985. — 496 с.
  37. История Европы: в 8 т., Т. 3: От средневековья к новому времени (конец XVI первая половина XVII в.). — М.: Наука, 1993. — 656 с.
  38. Г. Реальность души: Беседа с исследователем творчества Т. Манна И. А. Эбаноидзе / Г. Каграманова // Книжное обозрение.- 1996. 12 ноября (№ 45). — С. 22.
  39. . Тяжесть бытия / Ж. Кокто. СПб.: Азбука-классика, 2003.- 512 с.
  40. Г. В. Поэтика очерка / Г. В. Колосов. М.: Издательство московского унивеситета, 1977. — 86 с.
  41. Кон И. Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви / И. Кон. -М.: Олимп- ООО «Фирма „Издательство ACT“», 1998. 494 с.
  42. Кох-Хиллебрехт М. Homo Гитлер: психограмма диктатора / М. Кох-Хиллебрехт. Мн.: ООО «Попурри», 2003. — 416 с.
  43. Л. Е. Неуловимый Чехов / Л. Е. Кройчик // Чехов А. П. Драматургия. Письма. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1983.- С. 5 30.
  44. Л. Е. Публицистический текст как дискурс / Л. Е. Кройчик // Акценты: новое в массовой коммуникации. Воронеж: ВГУ. — 2003. — № 38
  45. JI. Е. Человек с молоточком / JI. Е. Кройчик // Чехов А. П. Рассказы и повести. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1983.-С. 5−23.
  46. JI. Е. Эссе: свобода повествования или свобода мысли / JI. Е. Кройчик // Тезисы межрегиональной научно-практической конференции. -Воронеж, 1995. -С. 16 19.
  47. Г. Э. Проблема мифа в пропаганде (по работам А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, 3. Фрейда) // Акценты: новое в массовой коммуникации. Воронеж: ВГУ- 1998. -№ 3 -4.- С. 17−23.
  48. Лем С. Мифотворчество Т. Манна / С. Лем // Новый мир 1971. — № 4. -С. 225−233.
  49. Легенды и мифы Древнего Рима и Древней Греции / сост. И. Марьяш. Кишинев: Лита, 1994. — 575 с.
  50. А. Ф. Бытие Имя — Космос / А. Ф. Лосев. — М.: Мысль, 1993. -958 с.
  51. А. Ф. Из ранних произведений / А. Ф. Лосев. М.: Правда, 1990. -665 с.
  52. А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии / А. Ф. Лосев. М.: Мысль, 1993. — 959 с.
  53. Ю. М. Культура и взрыв / Ю. М. Лотман. М.: Гнозис, 1992. -272 с.
  54. В. Неизвестное письмо Томаса Манна / В. Мальков // В мире книг.-1982.-№ 8.-С. 56.
  55. Г. Зрелые годы короля Генриха IV / Г. Манн. М.: Правда, 1989. -752 с.
  56. Г. Молодые годы короля Генриха IV / Г. Манн. М.: Правда, 1988. -640 с.
  57. Г. Учитель Гнус, или Конец одного тирана. В маленьком городе. Серьезная жизнь / Г. Манн. М.: Правда, 1990. — 752 с.
  58. Т. Брат Гитлер / Т. Манн // Новое время. 1991. — № 27. — С. 41 — 43.
  59. Т. Воспоминания /Т. Манн.-М. Д.: Госиздат, 1924.-212 с.
  60. . Т. Враг человечества / Т. Манн // Слово. 1995. — № 5. — С. 46. — 48.
  61. Т. Избранник. Новеллы. Статьи / Т. Манн. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. — 544 с.
  62. . Т. Из дневников / Т. Манн // Новый мир М. — 1996. — № 1 (849) -С. 181 -202.
  63. Т. Иосиф и его братья: в 2 т. / Т. Манн. М.: Правда, 1987.
  64. Т. Письма / Т. Манн. М.: «Наука», 1975. — 463 с.
  65. Т. Русская антология / Т. Манн // В мире книг. 1975. — № 6. — С. 72 — 75.
  66. Т. Собрание сочинений: в 10 т. / Т. Манн. М.: ГИХЛ, 1959 -1961.
  67. Т. Фрейд и будущее / Т. Манн // Дружба народов. 1996. — № 5. -С. 178- 198.
  68. Г. Эрос и цивилизация / Г. Маркузе. М.: ООО Издательство «АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2003. — 312 с.
  69. Г. Голем / Г. Мейринк. СПб.: Амфора, 1999. — 318 с.
  70. А. Мир образов. Краткое пособие по интерпретации образов и сновидений / А. Менегетти. М.: ННБФ «Онтопсихология», 2002. — 224 с.
  71. Д. С. Атлантида Европа: Тайна Запада / Д. С. Мережковский. — М.: Русская Книга, 1992. — 416 с.
  72. Д. С. В тихом омуте: Статьи и исследования разных лет / Д. С. Мережковский. М.: Советский писатель, 1991. — 496 с.
  73. Д. С. Полное собрате сочиненш: Т. XIX / Д. С. Мережковюй. М.: Т-во И. Д. Сытина, 1914. — 309 с.
  74. Мифы народов мира: Энциклопедия в 2-х т. / гл. ред. Токарев С. А. 2-е изд. доп. -М.: Российская энциклопедия, 1994.
  75. Т. JI. Художник, мыслитель, антифашист. К 100-летию со дня рождения Томаса Манна / Т. JI. Мотылева // Октябрь. 1975. — № 6. -С. 199−209.
  76. Ф. Афоризмы и изречения / Ф. Ницше. Мн.: ООО «Попурри», 1997.-668 с.
  77. Ф. О пользе и вреде истории для жизни- Сумерки кумиров- Утренняя заря: Сборник / Ф. Ницше. Мн.: ООО «Попурри», 1998. — 512 с.
  78. Ф. По ту сторону добра и зла- Казус Вагнер- Ессе Homo: Сборник/Ф. Ницше.-Мн.: ООО «Попурри», 1997. -544 с.
  79. Ф. Философская проза- Стихотворения / Ф. Ницше. Мн.: ООО «Попурри», 2000. — 544 с.
  80. Ю4.0ртега-и-Гассет X. Восстание масс: Сборник / X. Ортега-и-Гассет. -М.: ООО «Издательство ACT», 2001. 509 с. 105.0руэлл Дж. Мысли в пути: Эссе / Дж. Оруэлл. М.: ООО Издательство «АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2003. — 316 с.
  81. П. П. Теорема: сценарии, роман, повесть, рассказы, статьи, эссе, интервью / П. П. Пазолини. М.: Радомир, 2000. — 671 с. Ю7. Парандовский Я. Алхимия слова. Петрарка. Король жизни / Я. Паран-довский. — М.: Правда, 1990. — 656 с.
  82. Ю8.Пикер Г. Застольные разговоры Гитлера / Г. Пикер. Смоленск: Фирма «Русич», 1993. — 496 с.
  83. Платон. Федон, Пир, Федр, Парменид / Платон. М.: Издательство «Мысль», 1999.-528 с.
  84. Ш. Протасова К. С. Роман Томаса Манна «Доктор Фаустус» и традиции Достоевского (проблемы структуры жанра) / К. С. Протасова // Науч. доклад. выш. шк. филолог, науки. 1975. № 5. С. 31−40.
  85. В. Психология масс и фашизм / В. Райх. СПб.: Университетская книга, М.: ACT, 1997. — 377 с.
  86. Е. М. Геббельс. Портрет на фоне дневника / Е. М. Ржевская. -М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004. 400 с.
  87. А. В. Томас Манн / А. В. Русакова. Л.: Издательство ленинградского университета, 1969. — 183 с.
  88. А. В. Томас Манн в поисках нового гуманизма / А. В. Русакова. -Л.: Издательство ленинградского университета, 1975. 158 с.
  89. П. Н. Филология и культурология / П. Н. Сакулин. М.: Высшая школа, 1990. — 240 с.
  90. Ю. И. Достоевский / Ю. И. Селезнев. М.: Молодая гвардия, 1981.-543 с.
  91. М. Миф и реальность. 100 лет со дня рождения Т. Манна / М. Сергеев // Наука и религия. 1975. — № 6. — С. 71 — 73.
  92. Сказки попугая: Индийские сказки и легенды / Составление и послесловие М. Салганик. М. — Мн.: «Дружба народов» — «Полифакт», 1992. -288 с.
  93. Словарь иностранных слов. 14 Изд., испр. — М.: Рус. Яз., 1987. -608с.
  94. Социальная практика и журналистский текст / под ред. Я. Н. Засурского, Е. И. Пронина М.: Изд-во МГУ, 1990. — 176 с.
  95. . В. Основы публицистики. Жанры / Б. В. Стрельцов. Мн.: Университетское, 1990. — 240 с.
  96. М. И. Образные средства публицистики / М. И. Стюфляева. -М.: Мысль, 1982.- 176 с.
  97. М. И. Человек в публицистике (Методы и приемы изображения и исследования) / М. И. Стюфляева. Воронеж: Издательство воронежского университета, 1989. — 144 с.
  98. Э. Б. Первобытная культура / Э. Б. Тайлор. -М.: Политиздат, 1989.-573 с.
  99. П. С. Мудрость трех тысячелетий / П. С. Тарантов. М.: ООО «АСТ», 1998.-736 с.
  100. А. А. Аналитическая журналистика: Позновательно-психологический подход / А. А. Тертычный. М.: Гендальф, 1998. — 256 с.
  101. М. Лесной царь / М. Турнье. СПб.: Амфора, 2005. — 464 с.
  102. О. Собрание сочинений: в 3 т., Т. 3: Стихотворения. Поэмы. Эссе. Лекции и эстетические миниатюры. Письма / О. Уайльд. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2003. — 592 с.
  103. В. В. Основные направления разработки теории публицистики: Учебно-методическое пособие / В. В. Ученова. М.: Изд-во МГУ, 1978. -69 с.
  104. В. В. Гносеологические проблемы публицистики / В. В. Ученова. -М.: Изд-во МГУ, 1971. 147с.
  105. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФА-М, 2004. -576 с.
  106. Фрейд 3. Интерес к психоанализу: Сборник / 3. Фрейд. Мн.: ООО «Попурри», 2004. — 590 с.
  107. Фрейд 3. О психоанализе: Лекции / 3. Фрейд. Мн.: Харвест, 2005. -416 с.
  108. Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе / 3. Фрейд. Мн.: Харвест, 2004. — 400 с.
  109. Фрейд 3. Остроумие и его отношение к бессознательному- Страх- Тотем и табу: Сборник / 3. Фрейд. Мн.: ООО «Попурри», 1998. -496 с.
  110. Фрейд 3. Психоаналитические этюды / 3. Фрейд. Мн.: ООО «Попурри», 1998.-608 с.
  111. Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упраж-ф нения / Р. Фрейнджер, Дж. Фейдимен. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.864 с.
  112. Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. Мн.: ООО «Попурри», 1999.-624 с.
  113. Э. Бегство от свободы- Человек для себя / Э. Фромм. Мн.: ООО «Попурри», 1998.-672 с.
  114. Э. Душа человека / Э. Фромм. М. ООО «АСТ-ЛТД», 1998. -604 с. ф 149. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии / Дж. Дж.
  115. Фрэзер. -М.: ООО «Фирма „Издательство ACT“», 1998. 784 с.
  116. Дж. Дж. Фольклор в Ветхом завете / Дж. Дж. Фрэзер. М.: Политиздат, 1985.-511 с.
  117. М. С. Понятие иронии в эстетике Т. Манна (На материале эс-сеистских работ) / М. С. Харитонов // Вопросы философии. 1972. — № 5. — С. 98−108.
  118. А. Б. Мифопоэтика: мотив и сюжет в системе мировидения клас-ф сика (Ф. М. Достоевский, И. А. Бунин) / А. Б. Холодов. Одесса: «Астропринт», 2001.- 104 с.
  119. В. В. Поэзия Англии и Ирландии рубежа XIX XX векав / В. В. Хорольский. — Киев: «Наукова думка», 1991. — 132 с.
  120. В. В. Эстетизм и символизм в поэзии Англии и Ирландии рубежа XIX XX веков / В. В. Хорольский. — Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1995. — 143 с.
  121. А. Е. Томас Манн о Чехове / А. Е. Череватов // А. П. Чехов и Национальная культура. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.-С. 91−100.
  122. М. С. Проблемы теории публицистики / М.С. Черепа-хов. М.: Мысль, 1973. — 269 с.
  123. Э. Сюрреалисты / Э. Швинглхурст. М.: Лабиринт-К, 1998.- 77 с.
  124. А. Введение в философию- Новые паралипомены- Об интересном / А. Шопенгауэр. Мн.: ООО «Попурри», 2000. — 416 с.
  125. А. Сборник произведений / А. Шопенгауэр. Мн.: ООО «Попурри», 1999. — 464 с.
  126. А. Две основные проблемы этики- Афоризмы житейской мудрости: Сборник / А. Шопенгауэр. Мн.: ООО «Попурри», 1997. -592 с.
  127. О. Закат Европы: очерки морфологии мировой истории, Т. 1: Образ и действительность / О. Шпенглер. Мн.: ООО «Попурри», 1998.-668 с.
  128. О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории, Т. 2: Всемирно-исторические перспективы / О. Шпенглер. Мн.: ООО «Попурри», 1999. — 720 с.
  129. И. «Реперсонификация» Томаса Манна в «Слове о Чехове»// ф Чехов и Германия / И. Эбаноидзе. М., 1996. — С. 98 — 104.
  130. Энциклопедический словарь по культурологии. М.: Центр, 1997. -639 с.
  131. Юнг К. Г. Душа и миф. Шесть архетипов / К. Г. Юнг. Мн.: Хар-вест, 2004. — 400 с.
  132. Юнг К. Г. Избранное / К. Г. Юнг. Мн.: ООО «Попурри», 1998. -448 с.
  133. Russian Imago 2002. Исследования по психоанализу культуры: Сборник. -М.: Аграф, 2004.-592 с.
  134. Becher J. R. Thomas Mann / J. R. Becher // Literatur und Kunst. Aufbau-ф Verlag, Berlin 1962. S. 872 876.
  135. Boll H. Eine deutsche Erinnerung. Interview mit Rene Wintzen / H. Boll. Verlag Kiepenheuer & Witsch, Koln 1979. 172 S.
  136. Biichner G. Dantons Tod / G. Biichner. Verlag fur fremdsprachige Literatur, Moskau 1954. 151 S.
  137. Fest J. Die unwissenden Magier. Uber Thomas und Heinrich Mann / J. Fest. Siedler ТВ, Berlin 1998. 110 S.
  138. Freud S. Studienausgabe: in 11 Bande / S. Freud. S. Fischer Verlag Frankfurt * a. M. 1997.
  139. Friihwald W. Das Talent, deutsch zu schreiben. Goethe Schiller — Thomas Mann / W. Friihwald. DuMont, Koln 2005. 220 S.
  140. Goethe J. W. Die Leiden des jungen Werther / J. W. Goethe. Ikar Puplisher, Moskau 2002, 163 S.
  141. Grass G. Werkausgabe. In 16 Bande, Band 16. Essays und Reden III 1980 -1997 / G. Grass. Steidl Verlag, Gottingen 1997. 521 S.
  142. Harprecht K. Thomas Mann. Eine Biographie / K. Harprecht. Rowohlt, Reinbek bei Hamburg 1995.2256 S.
  143. Hanses Sozialgeschichte der deutschen Literatur vom 16. jahrhundert bis zur Ge-genwart. Band 8. Literatur der Weimar Republik 1918 1933. Deutscher Taschenbuch Verlag GmbH & Co. K. G., Munchen 1995. 819 S.
  144. Heine H. Buch der Lieder / H. Heine. Philip Reclam jun. GmbH & Co., Stuttgart 1994.408 S.
  145. Heine H. Gedichte. 1853 und 1854. Lyrisches NachlaP / H. Heine. Philip Reclam jun. GmbH & Co, Stuttgart 1997.246 S.
  146. Heisser D. Im Zaubergarten. Thomas Mann in Bayern / D. Heisser. С. H. Beck, Munchen 2005.303 S.
  147. Imhof U. Der «Zauberer» als Zielperson. Das FBI veroffentlichte seine Ak-ten uber Thomas Mann / U. Imhof //http://www.jf-archiv.de/archiv00/230yy34.htm
  148. Kampler van den Boogaart M. Thomas Mann fur die Schule / M. Kampler van den Boogaart. Volk und Wissen Verlag, Berlin 2001. 160 S.
  149. Koenen G. Betrachtungen eines Unpolitischen. Thomas Mann iiber Rupiand und den Bolschewismus / G. Koenen // Koenen G., Kopelew L. Deutschland und die Russische Revolution 1917 1924. Wilhelm Fink Verlag Munchen, 1999. S. 315−379.
  150. Koopmann H. Thomas Mann Heinrich Mann. Die ungleichen Bruder / H. Koopmann. С. H. Beck, Munchen 2005. 531 S.
  151. Krull M. Im Netz der Zauberer. Eine andere Geschichte der Familie Mann / M. Krull. S. Fischer ТВ, Fankfurt a. M. 2005.528 S.
  152. Kurzke H. Meister der konservativen Humanitat. Thomas Mann und die Politik: Ein Untadeliger provoziert die nachgeborenen Besserwisser / H. Kurzke // Literaturen. Das Journal fur Biicher und Themen. Juli / August 2005. S. 24 31.
  153. Mann E. Das letzte Jahr. Bericht uber meinen Vater/ E. Mann. S. Fischer Verlag, Frankfurt a. M. 1956. 75 S.
  154. Mann E., Mann K. Escape to life. Deutsche Kultur im Exil / E. Mann, K. Mann. Rowolt Taschenbuch Verlag GmbH, Reinbek bei Hamburg 1996. 423 S.
  155. Mann H. Die erste zwanzig Jahre: 53 Zeichungen / H. Mann. Aufbau Verlag Berlin & Weim. 1984. 74 S.
  156. Mann H. Ein Zeitalter wird besichtigt / H. Mann. Berl. und Weim.: Aufbau Verlag 1982.732 S.
  157. Mann H. Der neue Humanismus wird sozialistisch sein: Ausgewahlte Werke / H. Mann. Verlag «Progress» Moskau 1977. 367 S.
  158. Mann H. Publizistische Schriften / H. Mann. Verlag fur fremdsprachige lite-ratur, Moskau 1951. 192 S.
  159. Mann H. Untertan. Roman / H. Mann. Verlag Philip Reclam, jun. Leipzig 1966.441 S.
  160. Mann H. Verteidigung der Kultur. Antifaschistische Streitschriften und Essays / H. Mann. Aufbau Verlag, Berlin 1971. 528 S.
  161. Mann G. Erinnerungen und Gedanken. Eine Jugend in Deutschland / G. Mann. S. Fischer Verlag, Frankfurt a. M. 1986. 576 S.
  162. Mann J. Ich spreche so gern mit meinen Kindern. Erinnerungen, Skizzen, Brief-wechsel mit Heinrich Mann / J. Mann. Hg. von Rosemarie Eggert. Berlin, Weimar 1991.360 S.
  163. Mann K. Meine ungeschriebenen Memoiren / K. Mann. Buchverlag Der Morgen, Berlin 1977.191 S.
  164. Mann K. Mephisto / K. Mann. Verlag «Tsitadel», Moskau 2001. 352 S.
  165. Mann Th. Betrachtungen eines Unpolitischen / Th. Mann. Deutsche Buch-Gemeinschaft Verlag: Berlin Darmstadt — Wien 1961. 582 S.
  166. Mann Th., Mann H. Briefwechsel 1990−1949 / Th. Mann, H. Mann. Aufbau ф Verlag, Berlin und Weimar 1965. 253 S.
  167. Mann Th. Collegheft 1894−1895 / Th. Mann. Hg. von Yvonne Schmidlin und Thomas Sprecher (Thomas-Mann-Studien 24). Klostermann, Frankfurt a. M. 2001.218 S.
  168. Mann Th. Der Tod in Venidig: Novelle / Th. Mann. Fischer Verlag, Frankfurt a. M. 1998. 139 S.
  169. Mann Th.: Doktor Faustus. Seminararbeit Zum Thema / Th. Mann // http://www.stud.unl-hannover.de/~gundula/ han-sarb./tm/ tm. htm
  170. Mann Th. Es geht um den Menschen. Prosa aus funf Jahrzehnten / Th.
  171. Mann. Verlag «Progress», Moskau 1976. 343 S.
  172. Mann Th. Essays. In 6 Banden / Th. Mann. Fischer Verlag GmbH, Frankfurt am Main 1997.
  173. Mann Th.: Kurzbiographie Desliteratur-Nobelpreistraegers / Th. Mann // http: //www.cwru.edu/artsci/modland/german/380/mann.htm
  174. Mann Th. Tagebucher. 1918 1921 / Th. Mann. S. Fischer Verlag GmbH, Frankfurt a. M. 1979. 908 S.
  175. Mann Th. Tagebucher. 1933 1934 / Th. Mann. S. Fischer Verlag GmbH, Frankfurt a. M. 1977. 817 S.
  176. Mann Th. Tagebucher. 1935 1936 / Th. Mann. S. Fischer Verlag GmbH,
  177. a. M. 1978. 723 S.
  178. Mann Th. Tagebucher. 1937 1939 / Th. Mann. S. Fischer Verlag GmbH, Frankfurt a. M. 1980. 987 S.
  179. Mann Th. Tagebucher. 1940 1943 / Th. Mann. S. Fischer Verlag GmbH, Frankfurt a. M. 1982. 1199 S.
  180. Mann Th. Tagebucher. 1944 1946 / Th. Mann. S. Fischer Verlag GmbH, Frankfurt a. M. 1986. 914 S.
  181. Mann Th. Tagebucher. 1946 1948 / Th. Mann. S. Fischer Verlag GmbH,
  182. a. M. 1989. 910 S.
  183. Mann Th. Tagebucher. 1949 1950. S. Fischer Verlag GmbH, Frankfurt a. M. 1991. 779 S.
  184. Mann Th. Tagebucher. 1951 1952 / Th. Mann. S. Fischer Verlag GmbH, Frankfurt a. M. 1993.928 S.
  185. Mann Th. Tagebucher. 1953 1955 / Th. Mann. S. Fischer Verlag GmbH, Frankfurt a. M. 1995. 977 S.
  186. Mann Th. Tonio Kroger. Mario und Zauberer / Th. Mann. Fischer Taschen-buch Verlag. Frankfurt a. M. 1997. 128 S.
  187. Mann Th. Uber mich selbst. Autobiographische Schrifiten / Th. Mann. S. Fischer Verlag. Frankfurt a. Main. 1983. 534 S.
  188. Mann V. Wir Waren fiinf: Bildnis der Familie Mann / V. Mann. Buch Verlag der Morgen, Berlin 1962. 429 S.
  189. Mayer H. Thomas Mann. Zur politischen Entwicklung eines Unpolitischen / H. Mayer // Mayer H. Der Reprasentant und der Martyrer. Konstellationen der Litera-tur. Frankfurt a. M. 1971. S. 65−93.
  190. Mehring R. Thomas Mann. Kunstler und Philosoph / R. Mehring. Wilhelm Fink Verlag Munchen 2001. 233 S.
  191. Mendelssohn P. de. Der Zauberer. Das Leben des deutschen Schriftstellers Thomas Mann. In 3 Banden / P. de Mendelssohn. Frankfurt a. M. 1996.435 S.
  192. Middel E. Thomas Mann: Versuch einer Einfuhrung in Leben und Werk / E. Middel. Verlag Philipp Reclam jun. Leipzig 1975. 295 S.
  193. Muschg W. Tragische Literatrurgeschichte / W. Muschg. Vierte Auflage. Franke Verlag, Bern und Munchen 1969. 639 S.
  194. Naumann U. Klaus Mann / U. Naumann. Rowohlt Taschenbuch Verlag GmbH Reinbek bei Hamburg 1998. 160 S.
  195. Neumann M. Kommentar zum «Zauberberg». Grosse Kommentierte Frankfurter Ausgabe der Werke Thomas Manns, BD 5.2 / M. Neumann. S. Fischer Verlag, Frankfurt a. M. 2002. 522 S.
  196. Nossack H. E. Zum hundertsten Geburtstag Thomas Mannes / H. E. Nossack // http://www.adwmainz.de/AkademieMain.html
  197. Pardo J. La saga de los Mann: la maldicion del genio / J. Pardo // http://www.elmundo.es/magazine/2002/150/1 028 886 690.html
  198. Reclams Romanlexikon. Band 2. Von der Romantik bis zum Naturalismus. Philipp reclamjun., Stuttgart 1999.558 S.
  199. Richter B. Thomas Mann. Stellung zu Deutschlands Weg in die Katastrophe. Ein Beitrag zum politischen Denken des Dichters / B. Richter (Diss. Berlin) 1960. 678 Bll.
  200. Roggenkamp V. Erika Mann. Eine Jiidische Tochter. Uber Erlesenes und Ver-leugnetes der Familie Mann-Pringsheim / V. Roggenkamp. Arche, Hamburg 2005. 272 S.
  201. Sautermeister G. Widerspruchlicher Antifaschismus. Thomas Manns politische Schriften (1914−1945) / G. Sautermeister // Antifaschistische Literatur. Programme, Autoren, Werke. Hg.: Lutz Winckler. Bd. 1. Kronberg/Ts. 1977. S. 142−222.
  202. Schneider W. Parvenu der Erkenntnis. Thomas mann und die Naturwissenschften: Ein geistiger Hochstapler verbiifft durch die Kunst des hoheren Abschreiben / W. Schneider // Literaturen. Das Journal fur Bucher und Themen. Juli/August 2005. S. 32 -36.
  203. Schroter K. Thomas Mann. Rohwolt Taschenbuch Verlag GmbH, Reinbek bei Hamburg 2000. 189 S.
  204. Sontheimer K. Thomas Mann und die Deutschen / K. Sontheimer. Nymphen-burger Verlagshandlung, Miinchen 1961. 195 S.
  205. Thomas Mann. Herausgegeben von Ludwig Arnold. Ediction TEXT + KRITIK GmbH, Miinchen 1982. 240 S.
  206. Venohr L. Thomas Manns Verhaltnis zur russischen Literatur / L. Venohr. Meisenheim/Glan 1959. 95 S.
  207. Wipkirchen H. Die Familie Mann / H. Wipkirchen. Rowohlt Taschenbuch Verlag. Reinbek bei Hamburg 1999. 191 S.
Заполнить форму текущей работой