Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Историко-педагогические условия развития системы патронатного воспитания в России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и результаты исследования на всех этапах обсуждались и получили положительную оценку на заседаниях Ученого совета и лаборатории реабилитационной педагогики Института общего образования Минобрнауки России. Содержащиеся в диссертации положения и выводы нашли отражение в выступлениях автора на XXVI Международной научной конференции (Гагаринские… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПАТРОНАТНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ
    • 1. Зарождение патронатного воспитания в России
    • 2. Педагогическое и организационное обеспечение системы призренияЗ
  • ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ПАТРОНАТНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД
    • 1. Система социальной защиты детства в СССР
    • 2. Современные проблемы социальной опеки над ребенком
  • ВЫВОДЫ.,
  • ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПОМОЩИ ГОСУДАРСТВА
    • 1. Нормативно-правовое и организационное обеспечение защиты детства в современной России
    • 2. Прогностические модели развития патронатной семьи
  • ВЫВОДЫ

Историко-педагогические условия развития системы патронатного воспитания в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время в нашей стране серьезную озабоченность государственных органов и общества в целом вызывает рост числа семей и детей, находящихся в социально опасном положении, ухудшение физического и психического здоровья подрастающего поколения, увеличение социального сиротства, безнадзорности и беспризорности, преступности и наркомании среди детей и подростков.

Одной из причин такого положения является существенное снижение воспитательной роли семьи, школы, всего нашего общества в целом. Отмечаемое отчисление школьников из образовательных учреждений, носит неоправданный характер и порой объясняется отсутствием у взрослых милосердия, нежеланием, неумением проведения воспитательных мер в отношении таких детей. Низкий уровень дисциплины, неэффективный контроль за соблюдением обязательных сроков обучения, равнодушие педагогов и родителей позволяют учащимся формально числиться в школе, занимаясь бродяжничеством и попрошайничеством.

Статистика констатирует, что в последнее десятилетие наблюдался активный рост преступности по всем возрастным категориям. Но особенно значительной является динамика преступлений и правонарушений среди детей, подростков и молодежи. Если к концу 80-х годов прошлого века на каждые десять тысяч населения страны приходилось 155 несовершеннолетних преступников, то к концу девяностых годов их количество увеличилось уже вдвое, продолжая расти в последующие годы. По данным Международного фонда, с 1991 по 2000 год число детей-наркоманов выросло в России более чем на шестьсот процентов. На треть увеличилось количество подростков, регулярно употребляющих алкоголь. Широкие масштабы приобрела детская безнадзорность, являющаяся главной питательной почвой детской и подростковой преступности.

По приводимым официальным статистическим данным от 2,5 до 3 млн. детей России сегодня нигде не учатся и не работают. Несмотря на декларируемое повышение роли воспитания в системе образования, по-прежнему во многих случаях образовательные учреждения стараются избавиться от «трудных» детей.

Из года в год растет число детей, нуждающихся в помощи государства при живых родителях. По данным Международного молодежного фонда в Российской Федерации на 2003 год число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей составило более 620 тысяч. Проблема социального сиротства особенно остро стоит при снижающемся уровне рождаемости, которая приобрела в России угрожающие масштабы и обозначена как первоочередная для решения на федеральном уровне. В материалах государственного доклада Министерства труда и социального развития РФ за 2003 год говорится, что ежегодно количество детей, оставшихся без попечения родителей, увеличивается на 110 тыс. детей, а безнадзорных и беспризорных детей составляет более 1 млн., соответственно увеличивается число учреждений для детей-сирот. В настоящее время в Российской Федерации имеется 2740 учреждений, в которых содержится 270 тысяч детей, из них: 1330 детских домов, 360 школ-интернатов, 250 домов ребенка, 800 приютов. Через приюты и реабилитационные центры проходит до 350 тысяч детей в год. В последние 10 лет общее количество детей, помещенных в стационарные учреждения различных типов, возросло на 40,3%.

Одновременно ставится под сомнение целесообразность содержания детей в подобных учреждениях: научные исследования и жизненная практика свидетельствуют о крайне низких адаптивных способностях детей, выходящих во взрослую жизнь из детских домов и интернатов. Действующие в настоящее время социальные программы по оздоровлению сложившейся ситуации носят, как правило, локальный характер, не достигают требуемого результата в силу бессистемности и паллиативности. Далека от совершенства нормативно-правовая база защиты детства, несовершенной остается и практика нравственно-правового воспитания детей и подростков, как в общеобразовательных учебных заведениях, так и в специальных учреждениях для перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей. Значительно увеличение «социального» сиротства, детей-улицы, детей с асоциальным поведением в России связано с ухудшением условий жизни в семье, падением ее нравственных устоев и изменением отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей. Однако, до сих пор не приняты правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения, связанные с положением детей в семье и обществе, в процессе обучения и воспитания.

Беспристрастная статистика свидетельствует, что перестройка российской экономики, переход ее на рыночную основу весьма болезненно отразились на положении семьи. Демографы фиксируют катастрофическое падение рождаемости по стране: через 60 лет население России сократится вдвое. В то же время среди новорожденных детей отмечается нарастание врожденных умственных пороков. Эту последнюю тенденцию связывают с отсутствием контроля за рождаемостью в семьях группы риска, характеризующихся алкоголизацией, наркотической зависимостью, умственной неполноценностью родителей и другими формами социального неблагополучия.

Существующая система государственной опеки детей-сирот является неэффективной, как с экономической, так и с правовой сторон. Профилактическая работа большей частью не согласовывается с работой по опеке и попечительству, а реформы, проводимые в России, также не приводят к желаемым результатам. Поэтому устройство детей-сирот в детские дома и интернаты как временного, так и постоянного пребывания является до сих пор основной формой защиты их прав.

Исторически сложившаяся система опеки ориентирована в первую очередь на заботу родственников. Органы опеки и профессиональные службы по профилактике и по защите прав детей, по устройству их в приемные семьи не подготовлены профессиональнопрактически отсутствуют механизмы сопровождения приемных и опекунских семей. В итоге — патронатное воспитание реализуется лишь на экспериментальной основе. Вследствие этого необходимый опыт приобретается методом проб и ошибок на реальных детях, что кажется абсолютно неприемлемым в воспитательном отношении.

В связи с вышеизложенным, в настоящее время особый научный и практический интерес приобретает изучение опыта организации патронатного (семейного) воспитания, его исторических и социокультурных предпосылок на различных этапах становления и развития российской государственности, как формы борьбы с социальным сиротствомисследование и реализация социально-педагогических принципов, которые закладывались в этой работе выдающимися отечественными и зарубежными педагогами, историками и психологами прошлого с целью использования в современной системе защиты детства.

Одной из наиболее эффективных и перспективных форм защиты детства нам представляется патронатная (приемная) семья — форма, чрезвычайно распространенная в ряде зарубежных стран. В России практика функционирования приемной семьи пока еще не нашла своего повсеместного внедрения и распространения в силу указанных противоречий, а имеющиеся единичные эксперименты такого рода не учитывают богатого, уникального исторического опыта патронатного воспитания, накопленного отечественной и зарубежной педагогической наукой прошлого.

Данное противоречие обусловило выбор темы настоящего исследования — «Историко-педагогические условия развития системы патронатного воспитания в России», проблема которого заключается во всестороннем анализе, научном обосновании исторических, социокультурных особенностей и реконструкции педагогических принципов патронатного (семейного) воспитания как одной из наиболее гуманных форм социальной защиты детства. Решение данной проблемы составило цель настоящего исследования.

Объект исследования: система патронатного воспитания.

Предмет исследования: процесс становления и развития института патронатной семьи.

Гипотеза исследования: развитие системы патронатного воспитания в России будет успешным, если:

— исторический отечественный и зарубежный научно-практический опыт функционирования патронатной семьи адаптирован к условиям современной российской действительностиопределены нормативно-правовые основы деятельности патронатной семьи;

— сформирована система профессиональной подготовки патронатных родителей на базе ССУЗОВ, ВУЗОВ, ФГЖ;

— создана система информационно-социальной поддержки института патронатной семьи;

— разработаны условия для развития материально-технической базы, обеспечивающей деятельность патронатных семейреализуется социально-педагогическое взаимодействие государственных, общественных, благотворительных организаций по поддержке патронатных семей.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования предполагают необходимость постановки и решения следующих конкретных исследовательских задач:

1. Научно описать конкретный историко-педагогический опыт формирования и функционирования в России системы государственного и общественного призрения детей и подростков, оказавшихся без попечения родителей.

2. Осуществить ретроспективный сравнительно-педагогический анализ отечественного и зарубежного опыта становления и развития системы патронатного воспитания.

3. Выявить и раскрыть характерные особенности основных этапов становления современной системы патронатного (семейного) воспитания.

4. Выделить комплекс современных проблем социальной защиты детства и определить механизмы их решения.

5. Определить нормативно-правовые и социально-педагогические основы функционирования патронатной семьи как формы социальной защиты детства.

6. Обосновать прогностическую модель развития системы патронатного (семейного) воспитания в Российской Федерации.

Теоретико-методологической основой исследования являются идеи демократизации и гуманизации образованияобщедиалектические принципы взаимосвязи субъекта и объекта, процесса и результата, единичного, особенного и общегосистемный подход к изучению педагогических процессовтеория системтеория информациисоциально-философские концепции познания общественных явлений и процессов в их взаимосвязи и взаимозависимости, принципы социального детерминизма и историзма, а также достижения философской антропологии, рассматривающей человека как высшую ценность общества и как особый род сущего в контексте человеческой природы и бытия. Важное значение для исследования имело обращение к методологическому принципу единства логического и исторического в педагогических исследованиях, а также к принципу целостного подхода к личности.

Общетеоретическую базу исследования составили труды крупнейших отечественных и зарубежных мыслителей (Н.А.Бердяева, С. Н. Булгакова, Н. И. Новикова, В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, С. Л. Франка и др.), педагогов (П.П.Блонского, Н. Ф. Бунакова, В. П. Вахтерова, А. Я. Герда, П. Ф. Каптерева, Н. А. Корфа, Н. К. Крупской, П. Ф. Лесгафта, А. С. Макаренко, В. Ф. Одоевского, А. Н. Острогорского, Н. И. Пирогова, Н.В.Сороки-Росинского, К. Д. Ушинского, С. Т. Шацкого, Л. Н. Толстого и др.), психологов (В.М.Бехтерева, Дж. Боулби,.

A.Ф.Лазурского, И. Лонгмайера, А. П. Нечаева, И. А. Сикорского, М. Д. Эйнсворта и др.), правоведов (Д.А.Дриля, А. Ф. Кони, Н. С. Таганцева и ДР-).

Проблемы детской и подростковой дезадаптации нашли отражение в работах Б. Н. Алмазова, Р. А. Овчаровой, Е. А. Ямбургаособенности развития детей с различными проблемами исследованы Т. В. Лодкиной,.

B.И.Лубовским, Л. М. Шипицынойпути компенсации и коррекции.

C.А.Беличевой, В. М. Минияровым, С. Г. Шевченко и интеграции этих детей в общеобразовательную среду — Г. Ф. Кумариной, Л. Н. Винокуровым.

Проблемы реабилитации детей в различных аспектах: медицинском, психологическом, социально-педагогическом, общепедагогическом рассматривали Н. Б. Алмазов, Н. П. Вайзман, А. В. Гордеева, Е. А. Горшкова, М. А. Жданова, Н. С. Морова, В. В. Морозов, С. А. Расчетина, Г. И. Репринцева и др.

Исследование базируется на следующих концепциях и идеях: -теоретических положениях о сущности целостного педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, В. П. Беспалько, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, Г. И. Щукина);

— философских и психологических теориях развития личности (К.А.Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, Д.Б.Эльконин);

— социально-педагогических концепциях взаимодействия человека и среды в процессе социализации личности (Б.З.Вульфов, А. С. Макаренко,.

A.В.Мудрик, Г. В. Мухаметзянова, С. Т. Шацкий, Г. Н.Филонов);

— теории гуманистических воспитательных систем (Л.И.Новикова,.

B.А.Караковский, С. Д. Поляков, Н. Л. Селиванова и др.);

— теории системного подхода (В.Г. Афанасьев. Э.Г.Юдин).

Для нашего исследования имели важное значение научные труды: по истории развития семейных форм воспитания детей-сирот (А.М.Нечаевой) — по правам ребенка и взаимоотношениях его со взрослыми (Я.Корчака, А.С.Макаренко) — по развитию идеи комплексного подхода к ребенку (В.И.Слободчиков, Л. М. Шипицына и др.) — по проблемам развития детей из неблагополучных семей, детей группы риска, воспитывающихся в интернатных учреждениях и условиям их адаптации и социализации (Ю.В.Гербеев, И. Д. Демакова, Н. П. Зазулина,.

C.Н.Кошман, В. П. Кыркалов, Л. Я. Олиференко, В. Г. Цыпурский, А. М. Прихожан, Э. И. Сокольникова, А. Б. Холмогорова и др.) — по раскрытию феномена социального сиротства, и его аспектов (Л.А.Байбородова, И. Ф. Дементьева, И. В. Дубровина, Н. П. Иванова, М. М. Плоткин, и др.).

Методы исследования определялись целью, гипотезой и задачами решаемой проблемы: метод взаимосвязи педагогического явления и сущностиметод актуализации, позволяющий акцентировать внимание на тех вопросах прошлого педагогического опыта, которые имеют особо важное значение для современностиобщенаучные методы анализа и синтеза, классификации, метод теоретических и эмпирических исследований (ретроспективный анализ, систематизация, классификация, моделирование, обобщение и сравнение) — эмпирический (изучение и обобщение передового педагогического опыта, наблюдения, беседы, анкетирование) — диагностический метод (разработка методики для наблюдения и оценки детей, нуждающихся в социально опасном положении и патронатных семей, нуждающихся в социальной поддержке.

Основные этапы и база исследования.

Исследование проводилось в течение шести лет и осуществлялось на трех взаимосвязанных этапах на базе деятельности Комиссии социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и целевой программы «Жилище» Юго-Восточного окружного управления образования города Москвы.

На первом этапе (1998;2000 гг.) осуществлялось изучение проблемы сиротства в прошлом путем знакомства с основным фондом научной литературы, посвященной данному вопросу, а также путем знакомства с конкретной практикой работы патроната над несовершеннолетними. На основе этого были сформулированы объект, предмет, цели и задачи исследования, разработана его рабочая гипотеза.

На втором этапе (2001;200^ гг.) были определены структура исследования и его методология. Проведено изучение основных современных источников и литературы. Критически переосмыслены подходы к рассмотрению проблемы социального сиротства, сформировавшиеся в отечественной и зарубежной историографии, выработана авторская позиция, базирующаяся на позитивной оценке исторического опыта и возможности его использования при создании института патронатной (приемной) семьи.

На третьем этапе (2003;2004 гг.) обобщены и систематизированы результаты исследования, уточнены положения рабочей гипотезы, сформулированы основные теоретические выводы и рекомендации по использованию прошлого опыта в современной практике защиты детства, обоснована прогностическая модель развития системы патронатного (семейного) воспитания в России. Завершено литературное оформление диссертационного исследования.

Достоверность научных результатов исследования обусловлена теоретико-методологической обоснованностью его исходных принципов, применением адекватных цели и задачам методологических подходов, использованием широкого набора методов историко-педагогического анализа, репрезентативной источниковой базой.

В исследовании использованы следующие категории документальных источников: исторические и современные международные и отечественные законодательные акты, документы высших органов власти, правового регулирования, касающиеся вопросов социальной защиты детей и семьи, общих вопросов образования, общественного призрения детей-сирот и семейного воспитаниядокументы местных органов управления по вопросам образования и общественного призренияинформационно-аналитические материалы, характеризующие общее и частное состояние патронатного воспитания в России и за рубежомтруды педагогов и деятелей образования Россииматериалы периодической печати (педагогической, правоведческой и общего характера), отражающие исследуемую тематикумемуарная и эпистолярная литература.

Наряду с печатными источниками использованы отдельные материалы докладов-отчетов Управления социально-педагогической поддержки и реабилитации детей Министерства образования РФ.

Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и результаты исследования на всех этапах обсуждались и получили положительную оценку на заседаниях Ученого совета и лаборатории реабилитационной педагогики Института общего образования Минобрнауки России. Содержащиеся в диссертации положения и выводы нашли отражение в выступлениях автора на XXVI Международной научной конференции (Гагаринские чтения, секция социальных проблем развития общества) в апреле 2000 г.- московском областном семинаре-совещании по реализации действующего законодательства в части защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2002 г.) — на научно-практических конференциях Московской городской Думы (2003;2004 гг.), МКО и ЮВОУО города Москвы по проблемам материально-технического и жилищного обеспечения патронатной семьи и выпускников интернатов (2002, 2003 гг.).

Научная новизна исследования заключается в том, что:

1. Показано, что в дореволюционный и советский периоды проблемы социальной защиты детства в значительной степени нивелировались за счет активной деятельности многочисленных общественных организаций (дореволюционный период) или за счет целенаправленной, последовательной политики государства (в советский период).

2. Определены тенденции развития системы социальной защиты детства (нехватка организационных форм, соответствующих учреждений, отсутствие профессиональных кадров нужной квалификации, недостаточное внимание государства к проблемам детей-сирот, недостаточное материальное обеспечение в дореволюционный период, бессистемность работы, отсутствие адекватной нормативно-правовой базы на всех этапах).

3. Введены в научный оборот новые и малоизвестные документы и материалы, позволяющие обогатить эмпирическую базу педагогики и развить теоретический уровень познаний социально-педагогических явлений.

4. Выделен комплекс современных проблем социальной защиты детства и определены механизмы их решения (развитие системы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителейукрепление правовой защиты детстваустройство детских домов семейного типаподдержка семьи как естественной сферы жизнеобеспечения детейобеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детейобеспечение гарантий получения образования и воспитанияразвитие системы поддержки и социально-педагогического сопровождения всех форм патронатной (приемной) семьиобеспечение повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров, осуществляющих работу с патронатной семьейвозможность введения специализации «патронатный родитель» в рамках социализации по специальности «Социальный педагог»;

5. Разработаны принципы построения моделей организации социальной защиты детей и авторская прогностическая модель развития системы патронатного (семейного) воспитания в РФ.

6. Обоснована принципиальная возможность введения специализации «патронатный родитель» в рамках социализации по специальности «Социальный педагог» и определены организационно-педагогические условия его профессиональной подготовки (задачи, квалификационные требования, принципы, особенности обучения).

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в нем на основе рассмотрения тенденций развития системы социальной защиты детства предложены теоретические подходы к построению организационно-педагогических моделей работы с социально незащищенными детьми (тенденции, цели, принципы, направления, методы прогностической оценки) на основе чего разработаны прогностические модели и представлены механизмы их реализации. Эти положения обогащают теорию проектирования педагогических систем, теорию и методику социально-педагогической работы и служат основанием для новых исследований по проблеме.

Практическая значимость исследования заключается в возможности творческого использования выводов и рекомендаций, отраженного в нем практического опыта в современной организационной и социально-педагогической работе по защите детства и дальнейших исследований проблем социально-педагогической реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и оказавшихся в кризисной ситуации.

Данные материалы помогут руководителям и практическим работникам системы учреждений социальной защиты детства в организации этой новой формы работы. Полагаем, что развитие института приемной семьи будет способствовать социальной реабилитации детей риска в нашей стране.

На защиту выносятся:

1. Тенденции развития патронатного воспитания детей (в дореволюционной России патронатное воспитание обеспечивалось за счет благотворительных организаций и церкви. При этом государство гарантировало опеку и воспитание только детей-сирот — представителей дворянства). В советский период государство взяло на себя всю полноту ответственности за образование и последующую социализацию всех без исключения детей. На современном этапе государство все больше снимает с себя ответственность за обеспечение всех детей, включая и детей-сирот).

2. Комплекс современных проблем социальной защиты детства (организационно-педагогические, социальные, экономические, правовые, медико-психологические) и механизмы их устранения: совершенствование системы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителейгосударственная поддержка деятельности органов самоуправления и общественных объединений по профилактике детской безнадзорностисовершенствование нормативно-правовой базыукрепление приоритета усыновления над другими формами социального устройства осиротевшего ребенкаповышение ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов детейсодействие организации детских домов семейного типаподдержка семьи как естественной сферы жизнеобеспечения детейобеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детейсоздание и реализация условий для получения общего и профессионального образования для детей-сирот — введение адресного социально-образовательного полиса для детей-сиротусиление норм административной ответственности родителей или лиц, их заменяющих, за невыполнение обязанностей по воспитанию и обучению детейразвитие системы поддержки и социально-педагогического сопровождения всех форм приемной и патронатной семьиобеспечение повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров, осуществляющих работу с патронатной семьей — педагогов, психологов, социальных, коррекционных педагогов, семейных психологоввозможность введения специализации «патронатный родитель» в рамках социализации по специальности «Социальный педагог».

3. Принципы построения моделей организации социальной защиты детей: безусловного приоритета в сохранении родительских прав и родительской ответственности у кровных родителей (лиц, их заменяющих) — сохранения контактов ребенка с его кровными родителями (лицами, их заменяющими) — партнерства государственных органов с родителями (лицами, их заменяющими) в процессе принятия решений о мерах помощи ребенку в период его содержания вне домаприоритетности семей родственников или знакомых при устройстве ребенка в семьюколлегиальности органов, предоставляющих помощь ребенку и его семье при составлении индивидуального плана мер, обеспечивающих достижение благосостояния и развития ребенкаобязательности учета мнения ребенка при решении всего комплекса вопросов в отношении планирования его дальнейшей жизни.

4. Авторская прогностическая модель развития системы патронатного (семейного) воспитания в РФ, направленная на развитие института патронатной (приемной) семьи и включающая: совершенствование нормативно-правовой базы деятельности патронатной семьирасширение правовых полномочий регионально-муниципальных органов исполнительной власти в сфере законодательной деятельности по функционированию патронатной семьисоздание системы информационно-социальной поддержки института патронатной семьи (использование ресурсов СМИ, СМК, развитие базы данных о социальных сиротах, о профессии патронатного родителя и др.) — модернизацию функционирования органов опеки и попечительства, учреждений интернатного типа по взаимодействию с патронатными семьямисоздание системы социально-педагогического взаимодействия государственных, общественных, благотворительных организаций по поддержке патронатных семейразвитие материально-технического обеспечения деятельности патронатной семьисоздание системы профессиональной подготовки педагогов — патронатных родителей (специализация «патронатный родитель» в рамках специальности «социальный педагог» в системе ССУЗ, ВУЗ, ФПК, ФППК) — научно-методическое обеспечение деятельности патронатной семьи, создание единого координационного центра патронатного (семейного) воспитания (обоснование принципов, методов, форм, содержания, технологии деятельности патронатной семьи и др.) — развитие системы международного сотрудничества и партнерства по созданию и реализации проектов патронатного семейного воспитания.

156 ВЫВОДЫ:

Обобщив позитивный опыт функционирования приемных семей в разных государствах мира, можно отметить, что в преобладающем большинстве уже многие годы успешно функционирует такая структура в различных модификациях, учитывающих национальную специфику конкретных государств.

Сегодня рано говорить о какой-либо определенной модели приемной семьи, рекомендуемой для условий России. Она еще не сложилась, а лишь проходит пока экспериментальную апробацию. Как и все социальные институты, привнесенные из других развитых государств, приемная семья в процессе трансформации, очевидно, обретет свои, чисто российские качества.

В последние годы число детей, родители которых лишаются родительских прав в связи с недееспособностью, неуклонно растет. Сегодня детские дома и интернаты переполнены, в них находится, по данным статистики, около 160 тыс. детей, а число детей, нуждающихся в социальной помощи и защите, достигло 600 тыс. Одновременно ставится под сомнение целесообразность содержания детей в подобных учреждениях: научные исследования и жизненная практика свидетельствуют о крайне низких адаптивных способностях детей, выходящих в жизнь из детских домов и интернатов. Поэтому в США лишь четвертая часть детей, взятых из кризисных семей, находится в учреждениях такого типа. Становится очевидной необходимость внедрения альтернативных форм содержания и воспитания детей, оставшихся без родительского попечения, и в нашей стране.

Одной из таких форм является приемная семья, чрезвычайно распространенная в ряде развитых стран как форма защиты детства. В России практика функционирования приемной семьи пока еще не нашла своего повсеместного внедрения и распространения. Существующие в разных регионах страны (преимущественно в крупных городах) единичные опыты такого рода не имеют методического обоснования и экспериментальных апробаций, а поэтому необходимый опыт приобретается методом проб и ошибок на реальных детях, что абсолютно неприемлемо в воспитательном отношении.

Введение

института патронатной (приемной) семьи требует, прежде всего:

— совершенствования нормативно-правовой базы деятельности патронатной семьи;

— расширения правовых полномочий регионально-Омуниципальных органов исполнительной власти в сфере законодательной деятельности по функционированию патронатной семьи;

— создания системы информационно-социальной поддержки института (использование ресурсов СМИ, СМК, развитие базы данных о социальных сиротах, о профессии патронатного родителя и др.);

— научно-методического обеспечения деятельности семьи, создания единого координационного центра патронатного (семейного) воспитания (обоснование принципов, методов, форм, содержания, технологии деятельности патронатной семьи и др.);

— развития материально-технического обеспечения деятельности патронатной семьимодернизации функционирования органов опеки и попечительства, учреждений интернатного типа по взаимодействию с патронатными семьями;

— создания системы социально-педагогического взаимодействия государственных, общественных, благотворительных организаций по поддержке патронатных семей;

— развития системы международного сотрудничества и партнерства по созданию и реализации проектов патронатного (семейного) воспитания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В дореволюционной России был накоплен значительный опыт государственного и общественного призрения детей, оставшихся по разным причинам без попечения родителей. Традиции милосердия и благотворительности на Руси складывались многие века. Бесценный отечественный опыт свидетельствует, что одно из основных качеств русского национального характера — стремление помочь ближнему в беде, оказать содействие и проявить милосердие и сострадательность к нуждающемуся. Это наложило определенный отпечаток на характер социального призрения и меценатства в России. Его своеобразие заключается в том, что наряду с государственной и церковно-монастырской благотворительностью, параллельно развивалась общественная и частная благотворительность.

В этом благородном деле участвовали члены царской семьи, государственные органы и общественные организации, церковь и монастыри, меценаты из числа крупных предпринимателей и прогрессивной интеллигенции, супруги высокопоставленных государственных чиновников.

Социальная практика, сложившаяся в начале становления российского государства, была не совсем совершенна, но сейчас, в современных условиях, когда социальная работа приобретает государственный статус, многие ее моменты могут быть использованы в социальной поддержке населения, как то: государственное законодательство, уставные и программные основы учреждений, источники и способы финансирования, назначение и суть опекунских советов, контроль государства и общества за благотворительными организациями, формы самопомощи и взаимопомощи и многое другое.

Исследование конкретного историко-педагогического опыта формирования и функционирования в России системы государственного и общественного призрения детей и подростков, оказавшихся без попечения родителей позволило выделить тенденции развития патронатного воспитания детей.

В дореволюционной России патронатное воспитание обеспечивалось за счет благотворительных организаций и церкви. При этом государство гарантировало опеку и воспитание только детей-сирот — представителей дворянства.

В советский период государство взяло на себя всю полноту ответственности за образование и последующую социализацию всех без исключения детей. На современном этапе государство все больше снимает с себя ответственность за обеспечение всех детей, включая и детей-сирот.

Рассмотрение зарождения, развития и современного состояния российской системы социальной защиты детства позволяет выделить следующие тенденции ее развития:

— развитие и детализация понятия и содержания системы социальной защиты детства в Российской Федерацииповышение роли государства и его органов в социальной защите детства;

— усиление роли общеобразовательной и начальной профессиональной школы в социальной защите детствавозрождение роли церкви, ее приходов, монастырей и образовательных учреждений в социальной защите детствапереход от системы социального обеспечения максимально возможного количества детей к системе адресной социальной защиты минимально возможного количества наиболее нуждающихся детей;

— создание, становление и развитие института социальной педагогики и социального педагога в образовательных учреждениях и муниципальных образованияхтворческое использование отечественного — дореволюционного, советского, постсоветского — и зарубежного опыта социальной защиты детства.

Обобщив позитивный опыт функционирования приемных семей в разных государствах мира, можно отметить, что в преобладающем большинстве уже многие годы успешно функционирует такая структура в различных модификациях, учитывающих национальную специфику конкретных государств.

Раскрывая характерные особенности основных этапов становления современной системы патронатного (семейного) воспитания, нами выделен комплекс организационно-педагогических, социальных, экономических, правовых, медико-психологических проблем социальной защиты детства и определены механизмы их решения. Это: совершенствование системы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителейгосударственная поддержка деятельности органов самоуправления и общественных объединений по профилактике детской безнадзорностисовершенствование нормативно-правовой базыукрепление приоритета усыновления над другими формами социального устройства осиротевшего ребенкаповышение ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов детейсодействие организации детских домов семейного типаподдержка семьи как естественной сферы жизнеобеспечения детейобеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детейсоздание и реализация условий для получения общего и профессионального образования для детей-сирот — введение адресного социально-образовательного полиса для детей-сиротусиление норм административной ответственности родителей или лиц, их заменяющих, за невыполнение обязанностей по воспитанию и обучению детейразвитие системы поддержки и социально-педагогического сопровождения всех форм приемной и патронатной семьиобеспечение повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров, осуществляющих работу с патронатной семьей — педагогов, психологов, социальных, коррекционных педагогов, семейных психологов.

К принципам построения моделей организации социальной защиты детей мы относим:

— принцип безусловного приоритета в сохранении родительских прав и родительской ответственности у кровных родителей (лиц, их заменяющих);

— сохранения контактов ребенка с его кровными родителями (лицами, их заменяющими);

— партнерства государственных органов с родителями (лицами, их заменяющими) в процессе принятия решений о мерах помощи ребенку в период его содержания вне дома;

— приоритетности семей родственников или знакомых при устройстве ребенка в семьюколлегиальности органов, предоставляющих помощь ребенку и его семье при составлении индивидуального плана мер, обеспечивающих достижение благосостояния и развития ребенка;

— обязательности учета мнения ребенка при решении всего комплекса вопросов в отношении планирования его дальнейшей жизни.

И хотя сегодня рано говорить о какой-либо определенной модели приемной семьи, рекомендуемой для условий России, поскольку она еще не сложилась, а лишь проходит пока экспериментальную апробацию, и, очевидно, обретет свои, чисто российские качества не завтра, мы считаем, что одной из наиболее эффективных и перспективных форм защиты детства является патронатная (приемная) семья.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.В. Становление и развитие воспитательно-благотворительных учреждений для детей в России (середина XIX -начало XX веков): Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1996. — 18 с.
  2. И.Н. Основные тенденции развития социальной работы в России (Вторая половина ХУШ — начало XX века). Автореф. дис.. д-ра пед наук. М., 1999. 33 с.
  3. А., Агильдиева Е. Демографические процессы в России и проблемы семьи. —М., 1997.
  4. Антология социальной работы / Сост. М. В. Фирсов. М.: Сварогъ, 1994. T.I. История социальной помощи в России. 1994. — 278 с.
  5. М.В. Семейное право. —М., 1997.
  6. М.В. Семейное право. Раздел И. Правовое регулирование семейных отношений с участием иностранного элемента. -М., 1997.
  7. Л.В. Благотворительность и меценатство в России: Краткий исторический очерк. — М., 1993.
  8. Е.М., Челышев Д. // Трезвость и культура. 1991. — № 12. -С.59.
  9. М. К. Дети с недостатком эмоциональных привязанностей // Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. М.: ТОО «Симе», 1995.
  10. Ю.Басилова Т. А. Основные этиопатогенетические факторы нарушений психического и соматического здоровья детей-сирот // Дети-сироты: консультирование и диагностика развития/Под ред. Е. А. Стребневой.—М.: Полиграфсервис. с. 35—48.
  11. П.Бердяев Н. Судьба России. М., 1990.
  12. Беспризорные и безнадзорные дети. Итоги общероссийского социологического зондажа. М. Центр социологических исследований. МО РФ, 2002, 68 с.
  13. З.Бецкой И. И. Собрание учреждении и предписаний касательно воспитания в России обоего пола благородного и мещанского юношества. Т. 1. М., 1789.
  14. Благотворительная Россия: История государственной, общественной и частной благотворительности в России. СПб., 1901.
  15. Благотворительные учреждения России. СПб., 1912.
  16. И. А. Семейный центр форма патронатного воспитания // Патронатное воспитание в России на современном этапе / Сост. Иванова Н. П. М.: 2002, с. 52—^0.
  17. Н. Ювенальное право: некоторые проблемы формирования в условиях Российской Федерации // Право и жизнь. -1998.-№ 17.-С. 100−105.
  18. В. В., Оганян К. М., Копытенкова О. И. Социально защищенные и незащищенные семьи и изменяющейся России. — СПб.: Сударыня, 1999.— 242 с.
  19. В., Головань А., Шамсутдинов Н. Ювенальная юстиция — защита для сирот // Российская юстиция. 1998. — № 8. — С.42−43.
  20. В. И., Северный А. А. Некоторые современные тенденции социальной защиты детей-сирот и вопросы профилактики социального сиротства // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. —М., 1998.
  21. В.А., Клемантович И. П. Управление системой социальной защиты детства. М.: Педагогическое общество России, 2004. 191 с.
  22. В.А. Семейное право // Право: Курс лекций / Под ред. В. А. Варывдина. М., 1999.
  23. Н.И. Трудовые колонии (Кооперация в деле воспитания). СПб., 1906.
  24. Вестник благотворительности. 1902. № 7. — с.83.
  25. П.В. Обитель милосердия. М., 1990.
  26. Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973.
  27. Н.П. Краткий очерк Императорского человеколюбивого общества. Владикавказ. 1899.
  28. Н. В. Типология делинквентного поведения детей и подростков: социально-средовые, эмоционально-личностные и психопатологические факторы риска // Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. — М.: Грааль, 1996.
  29. Всеобщая Декларация прав человека (ООН, 10.12.48). М., 1993.
  30. JI. С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства // Собр. соч. Т. 5, — М.: Педагогика, 1983.
  31. Выявление и устройство детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, в 2001 г. Аналитическая справка // Вестник образования России, 2002, № 16, с. 8—17.
  32. JI. Н. Проблема социальной изоляции детей // Вопросы психологии, 1996, № 3,?. 101—116.
  33. Ш. И., Голант Е. Я. История педагогики. М.:Учпедгиз, 1940.-407 с.
  34. С.В. Коррекционно-воспитательная работа с учащимися в условиях специального учебно-воспитательного учреждения. Автореф. дис. канд. пед. наук.-М., 1994. 14с.
  35. В.А. Москва и москвичи. М., 1979. — С. 153.
  36. М.Н. Социально-правовая охрана детства в России и за границей. М., 1924.
  37. А.В. Практическая реабилитационная педагогика. — М., 1996.
  38. Н. К. Педагогическая система К. Д. Ушинского. М.:1. Педагогика, 1974. 272 с. 39.(Горностаев И. Ф. Дети рабочих и городские попечительства о бедных в Москве. М&bdquo- 1900. С. 7.
  39. И. А. Проявление агрессивного поведения у делинквентных подростков // Дети и насилие. — Екатеринбург: Средне-Уральское книжное издательство, 1996.
  40. Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации. 2001 год». — М.: «Синергия», 2001,159 с.
  41. С. В. Семья и государство // Педагогика, 1999, № 1, с. 3—9.
  42. С. В. Безнадзорность детей в России /Педагогика, 2001, № 5, с. 3—9.
  43. Декларация прав ребенка (ООН, 20.11.59). М., 1989.
  44. И.Ф., Олиференко Л. Я. Приемная семья институт защиты детства. Методические рекомендации. М.: ГНИИ семьи и воспитания, 2000.- 55 с.
  45. Демидовы // 1000 лет русского предпринимательства: Из истории купеческих родов. М., 1995. С. 99.
  46. Дети социального риска и их воспитание. /Под ред. Л. М. Шипицыной. СПб.: Речь, 2003.-143 с.
  47. Дети России. Президентская программа: Указ Президента РФ от 19.02.96. № 210.
  48. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е. А. Стребелевой. — М.: Полиграфсервис, 1998. 336 с.
  49. Д.А. Заброшенные и преступные дети в учреждениях для исправительного воспитания // Русская мысль. 1884. № 8.
  50. Д.А. Исправительное воспитание и Закон 2 июня 1897 г. // Журнал Министерства юстиции. 1898. № 6. С. 190.
  51. Д.А. Исправительные школы со смешанной системой обучения // Юридический вестник. 1884. № 3. С. 540−544.
  52. Д.А. К вопросу об исправительном воспитании // Журнал Министерства юстиции. 1897. № 9. С.26−40.
  53. В.И. Социальная работа в Германии. М.: ГАСБУ, 1996.
  54. И. В., Лисина М. И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей.—М., 1982.
  55. И. В., Рузская А. Г. Психическое развитие воспитанников детского дома. — М.: Просвещение, 1990.
  56. Н.Г. Московские меценаты. М., 1992.
  57. А.З. Усыновление детей в Российской Федерации // Юридический мир. 1997, № 8.
  58. О.А. Проблемы законодательства о международном усыновлении // Государство и право. 1995, № 6.бО.Законы и распоряжения о беженцах. Вып. 1−2. М., 1916.
  59. Зарубежные социальные программы института социальной работы //Российский журнал социальной работы. 1998. — № 1/7.
  60. Е. А. Несколько слов о школьных попечительствах. -М., 1898.-10 с.бЗ.Зезина М. Р. Система социальной защиты детей-сирот в СССР / Педагогика, 2000, № 3, с. 58.
  61. JI. Девиз «творить добро» //Социальная защита. 1992. — № 24.
  62. Инновационные процессы в региональной системе защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: опыт, проблемы, перспектива / Под ред. Гаврилина А. В. Владимир: ИУУ, 2002. — 188 с. 140.
  63. Исторический опыт социальной работы в России. М.: РАО ЦСП, 1994. 255 с.
  64. Историографические и методологические проблемы изучения истории отечественной школы и педагогики: Сб. науч. тр. / Под ред. Э. Д. Днепрова, 0. Е. Кошелевой М.: Изд-во АПН СССР, НИИ ОП, 1989.-21бс.
  65. История становления и развития экспериментально-психологических исследований в России: Сб. науч.тр./Отв. ред. Б. Ф. Ломов, Е. А. Будилова, В. А. Кольцова. М.: Наука, 1990. -216 с.
  66. Источниковедческие и историографические аспекты русской культуры: Сб. ст. / Под ред. Л. Н. Пушкарева и др.- М.:АН СССР, Инт истории СССР, 1984. 212 с.
  67. Н., Морозова Е., Щербакова А. Психолого-медико-педагогическая поддержка детей-сирот, воспитывающихся в семьях // Народное образование, 2001, № 7, с. 185—189.
  68. О.А. Усыновление. Опека и попечительство над детьми. -М., 1998.
  69. О.Д. Семейное воспитание в России (развитие идей от Древней Руси до начала XX века) // Семья в России. 1994. — № 2. -С. 69−79.
  70. Кадры предприятия. 2650 видов работ, при выполнении которых запрещен труд женщин и подростков: Практическое пособие. М., 2000.
  71. Я.А. Законы о детях. СПб., 1899.
  72. Я.А. Законы о женщинах. СПб., 1899.
  73. П.Ф. История русской педагогики. СПб., 1910 С.208−209.
  74. И.П. Теория и история социальной педагогики. Социальная защита детей в России. М., 1998.
  75. И. Современная семья: структура, специфика, воспитательные возможности // Воспитание школьников, 1998, № 4., с. 2—5.
  76. И.П. Социальная зашита детей в России. — М., 1998.
  77. И.П. Благотворительность в России: Страницы истории.1. М., 1998.
  78. А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы. М., 1998.
  79. О.Н. Введение в теорию воспитания. М., 1994. 208 с.
  80. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Под науч. ред. JI. М. Шипицыной и Е. И. Казаковой. — СПб.: ИСПиП, 2000, 108 с.
  81. С.Н. Организационно-педагогические условия эффективного функционирования системы реабилитации социальных сирот (регионально-муниципальный аспект). Автореф. канд. дисс.М., 2003. -25 с.
  82. О. А. Педагогические принципы и социальная организация предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России второй половины 18- начала 20 века. Автореф. дисс. канд. пед.наук. М., 2000. 26 с.
  83. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Под ред. П. В. Крашенинникова, П. И. Седугина. Раздел VII. Применение семейного законодательства к семейным отношением с участием иностранных граждан и лиц без гражданства. — М., 1997.
  84. Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации: Справочник. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Государственный НИИ семьи и воспитании, 2001.
  85. Конвенция о правах ребенка (ООН, 1989). -М., 1993.
  86. Конституция Российской Федерации. — М., 1993.
  87. Концепция предупреждения социального сиротства и развития общеобразовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Под ред. JI. М. Шипицыной.1. СПб.: ИСПиП, 2000,54 с.
  88. Кон И. С. Социология личности. — М., 1967.
  89. И. А., Слуцкий В. М. О некоторых особенностях формирования интеллекта детей в условиях психической депривации / Дефектология, 1990, № 3, с. 12—16.
  90. Г. С. Усыновление: вопросы и ответы (специалистам органов опеки и попечительства). — М., 1997.
  91. .А. Социально-трудовая адаптация детей группы социального риска. — Челябинск, 1995.
  92. И.М. Личность и профессиональная деятельность социального работника (международный опыт) // Российский журнал социальной работы. 1996. — № 2/4.
  93. И., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. — Прага: Авиценум, 1984, с. 268—276.
  94. Д.А. Причины русского нищенства и необходимые против них меры.-СПб., 1891.
  95. Т.В., Кевля Ф. И. Поиски и находки в работе семейного социального педагога // Восп. Иск-во, 1996, № 4.
  96. Е.Д. Очерк истории развития и современного положения общественного призрения в России // Общественное и частное призрение в России. СПб, 1907. С. 1−68.
  97. Е.Д. Трудовая помощь в России // Общественное и частное призрение в России. СПб., 1907. С. 127−140.
  98. Е.Д. Особые благотворительные ведомства и учреждения. СПб., 1903.
  99. В. И. О мерах по ликвидации безнадзорности и беспризорности детей / Стенограмма заседания Гос. думы от 3.04.02 / Официальные документы в образовании, 2002, № 13, с. 6—40.
  100. Е.Е., Горбачева Ж. А. Право социального обеспечения: Учебное пособие. — М., 2001.
  101. Д. И. К познанию России. СПб., 1906. -122 с.
  102. J. Из истории российской ювенальной юстиции // Правозащитник. 1998. № 3. С. 17−23.
  103. К. Организация социальных служб в Польше //Российский журнал социальной работы. 1995. — № 2.
  104. В.Я. Педагогические условия социальной защиты детей: Автореферат канд. дисс. М., 1996.
  105. М. В. Передовые школы нового типа, созданные общественной и частной инициативой в России в начале XX века:
  106. Н. Устройство призрения в России. СПб., 1862.
  107. Э. А. Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи // Очерки. О развитии детей, оставшихся без родительского попечения. — М.: ТОО «Симе», 1995.
  108. А.В. Введение в социальную педагогику: Учебное пособие. М., 1997.
  109. В. С. Дети детских домов и школ-интернатов о себе (ретроспективная рефлексия, обращенность в настоящее и будущее) // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Ред. сост. В. С. Мухина. — М.: Просвещение, 1991.
  110. Народное образование и педагогическая мысль России кануна и начала империализма. Малоисследованные проблемы и источники: Сб. науч. тр. / Под ред. Э. Д. Днепрова. М.: Изд-во АПН СССР, НИИ ОП, 1980.-294 с.
  111. А .Я. Международный опыт социальной работы. М.: ГАСБУ, 1994.
  112. А. М. Охрана детей-сирот в России. (История и современность). — М.: Дом, 1994.
  113. Новый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 129. — СПб. — Пг., 1911−1916.
  114. Об образовании: Закон РФ. 13.01.96.
  115. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Закон РФ. 24.07.98. № 124-ФЗ.
  116. О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Закон РФ. 21.12.96. № 159-ФЗ.
  117. О порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством): Приказ Минобразования РФ. 19.08.99. № 199.
  118. Олиференко J1. Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Критерии и показатели отнесения детей к категории нуждающихся в государственной помощи и поддержке. Методические рекомендации специалистам. — М.: 2002, 84 с.
  119. В. Н., Холмогорова А. Б. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России // Вопросы психологии, 2001, № 3, с. 79—90.
  120. Р.В. Справочная книга социального педагога. — М., 2001.
  121. В. Н., Холмогорова А. Б. Психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи // Вопросы психологии, 2001, № 4, с. 39—52.
  122. Основные направления государственной семейной политики: Указ Президента РФ. 14.05.96. № 712.
  123. Основы социальной работы. Изд.2-е, исправл. и доп. М.: ИНФРА-М, 2003. 390 с. 128. 0 социально-педагогической работе с детьми: Методическое письмо. — М., 1995.
  124. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX начало XX в. / Отв. ред. Э. Д. Днепров. — М., 1991. — 448 с.
  125. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1917−1941 гг. / Отв. ред. Я. П. Кузин, М. Н. Колмакова. М., 1980. -456 с.
  126. А. Банк Сиропитательного дома Елизаветы Медведниковои в Иркутске. М&bdquo- 1892.
  127. О. В., Бобылева И. А., Зотова Н. А., Сусцева Т. В. Лакинский детский дом // Патронатное воспитание в России на современном этапе / Сост. Иванова Н. П. — М.: 2002, с. 60—68.
  128. Т. А. Ребенок должен жить в семье // Патронатноевоспитание в России на современном этапе. / Сост. Иванова Н. П. — М., 2002, с. 68—73.
  129. Плоткин М, М. Социально-педагогическая помощь детям из неблагополучных семей //Педагогика, 2000, № 1, с. 47—51, 141.
  130. Полное собрание законов Российской Империи. I-III изд. СПб, 1830−1916.
  131. Положение о Межведомственной комиссии по вопросам усыновления (удочерения) иностранными гражданами детей, являющихся гражданами Российской Федерации: Постановление Правительства РФ. 28.03.2000. № 267.
  132. Положение о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением // Российская газета. 13 апреля 2000 г.
  133. Положение о приемной семье: Постановление Правительства РФ. 17.07.96. № 829.
  134. Попечительства о народной трезвости в 1911 г. СПб., 1914. -с. 16−26.
  135. Порядок организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей: Постановление Правительства РФ. 03.08.96. № 919.
  136. Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации: Постановление Правительства РФ. 29.03.2000. № 275.
  137. Преодоление трудностей социализации детей-сирот / Под ред. Байбородовой JL В. — Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 1997. 196 с.
  138. А. М., Толстых Н. Н. Дети без семьи. — М: Педагогика, 1990.
  139. Прихожан А, М., Толстых Н. Н. Исследование психического развития младших школьников, воспитывающихся в закрытом детском учреждении // Лишенные родительского попечительства. — М., 1991, с. 223.
  140. Проблемы социологии быта и социальной работы в условиях перехода к рынку: Материалы Международной конференции /Под ред. П. Д. Павленка. М.: ГАСБУ, 1994.
  141. Т.С. Становление, современное состояние и перспективы социальной педагогики в России. Афтореф. Докт. Дисс. 13.00.01. М., 2003.-33 с.
  142. Психическое развитие детей-сирот (по результатам психологического мониторинга). / Под ред. JI. М. Шипицыной. — СПб., 1996.
  143. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред.
  144. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. — М., Педагогика, 1990.
  145. JI.M. Практикум по семейному праву. Тема 8. Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных лиц и лиц без гражданства. — М., 1998.
  146. М.И. Старый Петербург. М&bdquo- 1990. С. 338.
  147. Развитие личности в условиях психической депривации / Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 1991, с, 159.
  148. С. А. Защита прав ребенка на жизнь как историческая проблема / Дети улицы. Часть III. Сборник материалов. — СПб.: 2001, с. 4—12.
  149. А. А., Дандарова Ж. К., Прокофьева В. А. Социальное сиротство в современной России. Аналитический доклад. — М., 2002.
  150. Родители в ответе за воспитание детей. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Шипицыной JI. М., — СПб.: ИСПиП, 2002.
  151. Российская энциклопедия социальной работы: В 2 т. /Под ред. A.M. Панова, Е. И. Холостовой. М., 1997.
  152. Российское законодательство Х-ХХ вв. Т. 1−8, М., 1985−1991.
  153. Н.А. Россия в цифрах: Страна. Народ. Сословия. Классы. СПб., 1906.
  154. A.M. Очерк системы борьбы с детской заброшенностью и преступностью в Америке и Западной Европе // Дети-преступники. М&bdquo- 1912. — С. 483−524.
  155. Русская мысль. 1887. Август. С.86−87.
  156. Свод законов Российской империи. Т.ХШ. СПб., 1892.
  157. Семейный кодекс Российской Федерации. — М., 1995.
  158. Совещание деятелей Попечительства о трудовой помощи в местностях, пострадавших от неурожая 1911 г. СПб., 1912.
  159. Советская историческая энциклопедия. В 16 т.т. М., 19 651 976.
  160. В.М. Охрана детства. СПб., 1893. — 267 с.
  161. Социальная защита семьи и детей (зарубежный опыт). М.: ИНФРА=М., 1992.
  162. Социальная педагогика: Курс лекций // Под ред. М. А. Галагузовой.- М., 2000.
  163. Социальная педагогика и социальная работа за рубежом. — М., 1991.
  164. Социальный педагог: подготовка и деятельность. — Челябинск, 1994.
  165. Семейный детский дом: реальность, проблемы и перспективы в современной России. — М., 1995.
  166. Социальная работа и подготовка социальных работников в Великобритании, Канаде, США. М., 1992.
  167. Социальная педагогика. Курс лекций. М.: ВЛАДОС. 2000.416 с.
  168. Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом /Сост. А. М. Панов. М., 1994.
  169. Справка о состоянии преступности несовершеннолетних в Российской Федерации (2000 г.) // Официальные документы в образовании, 2001, № 29, с. 30—35.
  170. Справочник директора образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Под общ. ред. Семья Г. В. — М.: Полиграф-сервис, 2001. 480 с.
  171. Е.П. Детские суды заграницей // Дети-преступники. -М&bdquo- 1912.-С. 429−482.
  172. .К. На рубеже веков. Правительственная политика в области образования и общественно-педагогическое движение в России конца XIX начала XX веков. — М.-Интеллект, 1996. — 251 с.
  173. .К. Хроника общественно-педагогического движения в канун Октября // Сов. Педагогика. 1990. — № 1,2.
  174. .К. Правительственная политика в области образования и общественно-политическое движение в России конца XIX начала XX в.: Дис. д-ра пед. наук. — М., 1991. — 379с.
  175. Теория и методика социальной работы /Под ред. И. Г. Зайнышева. Ч. II. — М.: Союз, 1994.
  176. М. Ф. Детский дом № 19 ЦАО города Москвы как уполномоченная служба органов опеки и попечительства // Патронатное воспитание в России на современном этапе / сост. Иванова Н. П. — М., 2002, с. 9—16.
  177. М.Ф. Педагогические основы адаптации детей-социальных сирот в системе патронатного воспитания. Автореф. канд.дисс. 13.00.01 М., 2004. 24 с.
  178. М. Ф., Дзугаева А. З., Иванова Н. П., Лопатина В. И. Новая модель организации работы органов местного самоуправления по опеке и попечительству над детьми (сборник материалов). — М.: Квадрум, 2000. 136 с.
  179. М.Ф. О системе социальной защиты детей в Великобритании. М., 1996.
  180. М.Ф. Реабилитационный детский дом и служба патронатного воспитания детей-сирот и детей из неблагополучных семей. // Защити меня. — М.: Внешторгиздат, 1998. — с. 2. С.12−13.
  181. Т.Н. Доклад «Государственная политика в области охраны прав детей» на коллегии МО РФ. 19 ноября 2002 года.
  182. Трудовой кодекс Российской Федерации. -М., 2002.
  183. Учебные заведения Ведомства Императрицы Марии. Краткий очерк. СПб., 1906. — 470 с.
  184. Тюремный вестник. 1912. № 10. — с. 3−5.
  185. Учреждение училищ для солдатских дочерей.- СПб., 1820.- 32 с.
  186. А. Отчет по обозрению С.-Петербурге кой земледельческой колонии и Московского Рукавишниковского приюта для малолетних преступников. Киев, 1876.
  187. Т.Н. Теоретико-методологические основы социальной педагогики. М., 1993.
  188. М.В. Социальная работа в России: теория, история, общественная практика. Автореф. дис.. д-ра ист. наук. М., 1997. -59с.
  189. М.В. Краткий курс истории социальной работы за рубежом и в России: Учебное пособие. М., 1992.
  190. М.В. История социальной работы в России: Учеб. пособие для вузов. М.: ВЛАДОС, 1999. — 247 с.
  191. Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. М., 1993.
  192. А.А. Социальная работа с мигрантами. М., 1992.
  193. В. И. Итоги общественной мысли в области образования. СПб., 1906 — 78 с.
  194. Е. Е. Социальная защита детства в сфере образования. — М., Ярославль, 2001.
  195. Е. Е., Бухман Е. В., Володина И. Н. и др. Новая модель организации работы органов местного самоуправления по опеке и попечительству над детьми. / Под науч. ред. Н. П. Ивановой. -СПб.: «Образование и Культура», 2001. -120 с.
  196. Е. Е. Значение патронатного воспитания как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан // Патронатное воспитание в России на современном этапе. / Сост. Н. П. Иванова. — М., ЦХС, 2002, с, 2—5. .
  197. Н.П. Очерк деятельности Совета Императорского Человеколюбивого общества за сто лет. 1816−1916.- Пг., 1916.
  198. В. Альтернатива социальному сиротству // Народное образование, 2001, № 9, с. 105—108.
  199. П.П. Борьба с детской преступностью и помощь беспризорным детям. Статьи и речи. Т. 1. Харьков. 1906.
  200. Г. Г. Указ. Соч. С. 6.
  201. Ю. Социальный педагог в образовательном пространстве / Социальная работа, 1997, № 2/10.
  202. Ф. Э., Арефьев А. Л., Вострокнутов Н. В. и др. Девиации подростков и молодежи: алкоголизация, наркотизация, проституция. — М., 2001.
  203. Л. М. Старое и новое: социальная защита в России. — СПб.: ИСПиП, 1997.-43 с.
  204. Л. М., Иванов Е. С., Виноградова А. Д. и др.
  205. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации. — СПб.: ИСПиП, 1997.-160 с.
  206. В.И. Образовательное право. — М., 2001.
  207. Т.И., Олиференко Л. Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки. М., 1997. — 98 с.
  208. Т.И., Слот В., Спаниярд X. Методика работы с детьми «группы риска».- М., 1999. 104 с.
  209. Энциклопедия социальной работы: В 3 т. /Пер. с англ. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993−1994.
  210. Т.Ф. Социальная педагогика и социальная работа в контексте международного сотрудничества. М., 1998.
Заполнить форму текущей работой