Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование познавательной активности дошкольников на интегрированных занятиях по математике и конструированию

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования: результаты исследования обсуждались в Институте развития дошкольного образования РАО, на заседаниях кафедры дошкольной и коррекционной педагогики ЕГУ им. И. А. Бунина (2003; 2006), на заседаниях совета педагогов ДОУ №№ 46, 71 г. Ельца Липецкой области (2004 — 2006) — докладывались на Международной научно-практической конференции «Проблемы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические аспекты формирования познавательной активности у старших дошкольников
    • 1. 1. Психолого-педагогическая характеристика познавательной активности
    • 1. 2. Особенности формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
    • 1. 3. Влияние занятий по математике и конструированию на формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
  • Глава II. Педагогические условия формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста на интегрированных занятиях по математике и конструированию
    • 2. 1. Анализ состояния воспитательно-образовательной работы по формированию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в практике дошкольных учреждений

    2.2. Разработка и реализация взаимосвязей конструирования и элементарных математических представлений в воспитательно-образовательной работе по формированию познавательной активности у старших дошкольников.

    2.3 Динамика сформированности познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

Формирование познавательной активности дошкольников на интегрированных занятиях по математике и конструированию (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современный подход к построению воспитательно-образовательного процесса базируется на отношении к дошкольному возрасту как уникальному периоду развития личности. Именно в этот период у детей происходит зарождение первичного, элементарного образа мира, который обогащается и совершенствуется в течение всей последующей жизни. Развитие у детей познавательной активности является одной из приоритетных задач дошкольного образования, решение которой вплетено в целостный воспитательно-образовательный процесс, как бы «пронизывает» развитие его сторон, и во многом предопределяет эффективность создания необходимых предпосылок дальнейшего успешного обучения детей в школе.

Проблема формирования познавательной активности в разных аспектах отражена в отечественной и зарубежной философской литературе: (Н.А.Бердяев, Г. Гегель, К. А. Гельвеций, Д. Дидро, В. В. Зеньковский, Г. В. Лейбниц, Н. А. Лосский, В. В. Розанов, В. С. Соловьев, и др.), а также в психологических (К.А. Абульханова-Славская, Г. С. Батищев, Д. Б. Богоявленская, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. И. Красило, Н. С. Лейтес, А. К. Маркова, A.M. Матюшкин, С. Л. Рубинштейн и др.) и педагогических исследованиях (Б.П. Есипов, Г. М. Лебедев, Ф. И. Харламов, Г. И. Щукина, Т. И. Шамова и др.). Рассмотрены структура и динамика познавательной активности личности, особенности развития как в общепсихологическом, так и возрастном аспектах, даны ее определения.

В современных психологических исследованиях познавательная активность рассматривается через призму представлений о мотивации, потребностях, интересах личности. Основным методологическим принципом, определяющим исследования мотивационной сферы в отечественной психологии, является положение о единстве динамической (энергетической) и содержательно-смысловой сторон мотивации.

В последние десятилетия в педагогике проблема формирования познавательной и творческой активности у дошкольников изучалась в контексте организации разных видов детской деятельности (JI.A. Блащук, Г. В. Быховец, JI.H. Вахрушева, Е. С. Демина, В. В. Зайко, Т. И. Иванова, Т. Г. Казакова, Р. И. Капустина, Н. И. Кашубо, Т. С. Комарова, А. И. Савенков, Ю. П. Рюмина и др.).

По данным известных отечественных педагогов, значительным потенциалом в развитии познавательной активности старших дошкольников обладают занятия по формированию элементарных математических представлений (Ф.Н. Блехер, С. И. Волкова, JI.B. Глаголева, Г. С. Костюк, A.M. Леушина, Н. А. Менчинская, Е.И. Тихеева). При разработке методики формирования этих представлений авторы в первую очередь выделяли такие методы, которые способствуют организации практической деятельности детей и дают возможность использовать математические знания в продуктивной деятельности.

На основе концепции формирования элементарных математических представлений у дошкольников, разработанной A.M. Леушиной, изучались различные вопросы математического развития детей (P.JI. Березина, Т. И. Ерофеева, З. А. Михайлова, В. П. Новикова, Л. И. Павлова, Л. Н. Павлова, А. А. Смоленцева, Т. В. Тарунтаева, Е. А. Тарханова и др.). Успешность обучения математике исследователи ставили в прямую зависимость от степени сформированности познавательной активности дошкольников, которая существенно возрастала в условиях соединения элементарной математической деятельности с деятельностью конструирования. При этом было обнаружено, что интегрированное содержание занятия, построенное на взаимосвязи элементарной математической деятельности и конструирования, обладает большим потенциалом формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, нежели работа с содержанием каждой из этих деятельностей.

раздельно. Некоторые авторы (B.C. Безрукова, М. Н. Берулава, МБ. Лазарева, Н. К. Чапаев и др.), утверждают, что, подчиняясь универсальному закону гетерозиса (изменения, превращения), любое предметное содержание, обогащенное интегративными связями (не только тематически, но и операционально-деятельностно), несомненно, обладает большим развивающим резервом, чем традиционные занятия. Интеграция содержания образования, по мнению многих исследователей, является одним из педагогических условий, эффективно влияющих на развитие эмоционально-интеллектуальной сферы личности ребенка.

Психологические исследования Д. Б. Богоявленской свидетельствуют о том, что усвоение детьми знаний, отражающих тот или иной объект в различных аспектах, обеспечивает гибкость, динамичность детского мышления, возможность получения новых знаний и способов умственной деятельности, и что только информационно емкие занятия повышают активность детей, стимулируют творческое развитие ребенка.

По мнению Н. С. Лейтеса, именно интегрированное обучение (на основе междисциплинарного подхода) создает благоприятные условия для интеллектуального развития детей.

В исследованиях Н. Н. Поддьякова подчеркивается, что проблемность (наличие противоречий, нуждающихся в разрешении) является мощным стимулятором активности детей. Интегрированное содержание чаще всего основано на проблемности, и, следовательно, имеет значительный потенциал, реализуемый в процессе формирования познавательной активности.

Несмотря на слабую изученность развивающего потенциала интегрированных занятий, в современной теории и практике дошкольного образования имеется опыт установления связей между отдельными компонентами их содержания. Наибольшее количество работ посвящено развитию творческих способностей дошкольников средствами взаимосвязи различных видов детской художественной деятельности: изобразительной, музыкальной, театрализованной, речевой (С.П. Козырева, Т. С. Комарова, JI.B. Макаренко, Г. П. Новикова, А. И Савенков, Е. В. Савушкина, О. А. Соломенникова, Н. М. Сокольникова, E.JI. Трусова, О.С. Ушакова). Появились исследования, в которых изучается математическое развитие на основе ознакомления с художественной литературой (Т.С. Шевченко), рассматривается взаимосвязь музыкального и математического развития на занятиях (В. А. Лаптева, В. А. Ралькова).

Математическое содержание связано с различными разделами программы, среди которых логично выступает такой вид продуктивной деятельности, как конструирование. Детское конструирование, являясь практической деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников, при целенаправленной организации обучения может носить подлинно развивающий характер и влиять на формирование познавательной и творческой активности (Т.В. Кудрявцев, Н. Н. Поддьяков, JI.A. Парамонова, О. А. Сафонова, Г. В. Урадовских, Э.А. Фарапонова). По данным авторов, интегративность математической деятельности и конструирования определяется наличием между ними естественных жизненных связей. Конструирование как практическая деятельность предоставляет дошкольникам такой жизненный материал, в котором ребенок глубже осмысливает математические знания и понимает их практическую значимость, при целенаправленной организации способствует формированию познавательных мотивов, интересов и потребностей ребенка, развивает познавательную активность. Безусловно, это положение нуждается в экспериментальном подкреплении.

Анализ учебно-познавательной деятельности дошкольников показал, что в современных дошкольных учреждениях большое внимание уделяется математическому развитию старших дошкольников, при этом большинство педагогов прибегает к репродуктивному накоплению знаний, умений и навыков, не придавая должного значения задаче формирования познавательной активности. Наблюдения за ходом воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) позволили выявить трудности, испытываемые педагогами при составлении конспектов интегрированных занятий. Занятия часто затянуты по времени, связи между компонентами их структуры не всегда естественны. Лучшие образцы интегрированных занятий составлены опытными педагогами на основе интуиции, здравого смысла. В методической литературе отражен опыт интегрирования, вместе с тем пока еще нет четких ориентиров для грамотного проведения интегрированных занятий по математике и конструированию.

Изучая теорию и практику формирования познавательной активности у дошкольников, мы выявили противоречия:

— между признанием необходимости формирования познавательной активности у старших дошкольников в рамках личностно — ориентированного обучения и фактической реализацией образовательного процесса с позиций узко-предметного обучения;

— между необходимостью интегрирования содержания разных разделов программы и недостаточной разработкой технологии интегрированного обучения в теории;

— между положением о важности повышения развивающего резерва, состоящего в обеспечении взаимосвязи математического содержания с содержанием конструирования, и слабой методической ее разработкой в практике дошкольных учреждений.

Таким образом, несмотря на признание необходимости интеграции занятий по развитию математических представлений и продуктивных видов деятельности, специально этот вопрос не изучался.

Выявленные противоречия позволили нам определить проблему исследования: возможности и особенности формирования у старших дошкольников познавательной активности на интегрированных занятиях по математике и конструированию. Решение данной проблемы является целью исследовании.

Объект исследования: познавательная активность старших дошкольников.

Предмет исследования: педагогические условия формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста на интегрированных занятиях по математике и конструированию.

Гипотеза: познавательная активность детей старшего дошкольного возраста может быть сформирована в условиях установления и реализации взаимосвязи между содержанием математического знания и содержанием конструирования на занятиях. Для этого необходимо, чтобы:

— математическое содержание было интегрировано с содержанием конструирования не только тематически, но и операционально-деятельностно;

— связи между математическим содержанием и содержанием конструирования были естественны, обусловлены жизненным контекстом и наглядно представленыразработана и обеспечена реализация соответствующей образовательно — развивающей технологии с позиций субъект-субъектных отношений педагога и ребенка на занятиях.

Задачи исследования:

1. Определить психолого-педагогические аспекты формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

2. Изучить содержание, структуру интегрированных занятий по математике и конструированию, формы и методы их проведения, особенности их влияния на развитие познавательной активности старших дошкольников.

3. Обосновать и уточнить показатели и уровни сформированности познавательной активности у старших дошкольников.

4. Разработать практические рекомендации для педагогов и студентов по использованию методики формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста на интегрированных занятиях по математике и конструированию.

Общей методологией исследования являются гносеологический и аксиологический подходы к развитию личностиконцептуальные положения об интеграционных процессах в науке и искусстве.

Теоретическую основу исследования составляют психолого-педагогические положения, дающие возможность раскрыть состояние изучаемой проблемы — формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста:

— концепция личностно-развивающего обучения (В.В.Давыдов, Б. Д. Эльконин, В.И. Слободчиков);

— концепция умственного развития ребенка дошкольного возраста (А.В. Запорожец, Л. А. Венгер, Н.Н. Поддьяков),.

— психолого-педагогические идеи теории деятельности, личностного подхода, установки на индивидуальный стиль деятельности (А.Н. Леонтьев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков, Б. М. Теплов, Д. Н. Узнадзе, П.М. Якобсон);

— психологические исследования об особенностях формирования познавательной активности (К.А. Абульханова-Славская, Г. С. Батищев, Д. Б. Богоявленская, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. И. Красило, Н. С. Лейтес, A.M. Матюшкин, С. Л. Рубинштейн и др.);

— исследования педагогических условий формирования познавательной активности (Б.П. Есипов, Г. М. Лебедев, А. К. Маркова, Ф. И. Харламов, Г. И. Щукина, Т. И. Шамова и др.);

— теория педагогической интеграции (B.C. Безрукова, М. Н. Берулава, Т. С. Комарова, А. И. Савенков, И. К. Чапаев и др.);

— теория и методика математического развития детей дошкольного возраста (Ф.Н. Блехер. J1.B. Глаголева, Е. И. Тихеева, A.M. Леушина, Т. В. Тарунтаева и др.);

— концепция творческого развития дошкольника в конструировании (В.Т. Кудрявцев, Н. Н. Поддьяков, Л. А. Парамонова, Э. А. Фарапонова и др.).

Методы исследования: теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме исследования;

— построение теоретической модели педагогического процесса формирования познавательной активности старших дошкольников;

— диагностические (наблюдение, беседа, анкетирование, метод самооценки, модифицированный опросник Г. И. Щукиной, метод экспертной оценки проявлений познавательной активности детей);

— праксеометрические (анализ программ, планов воспитательно-образовательной работы и результатов детской деятельности);

— экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты) — математическая и статистическая обработка результатов, их качественный анализ.

Опытно-экспериментальная база исследования: ДОУ№№ 46 и 71 г. Ельца Липецкой области. На констатирующем этапе экспериментом было охвачено 154 педагога и 106 детей старшего дошкольного возраста ДОУ №№ 1, 14, 21, 25, 46, 84, 71, г. Ельца Липецкой области и ДОУ №№ 7, 15, 25, 42, 43, 51, 96, 103, 135 г. Липецка. К участию в опытно-экспериментальной работе привлекались заведующие дошкольными учреждениями, заместители заведующих, воспитатели, психологи, а также студенты факультета дошкольной педагогики и психологии Елецкого государственного университета.

Организация исследования осуществлялась в несколько этапов:

Первый этап (2000;2002) — поисково-теоретический — посвящен анализу философской, психолого-педагогической литературы, изучению состояния проблемы в теории и практике дошкольных учреждений, разработке научного аппарата исследования, составлению плана экспериментальной работы.

Второй этап (2003 — 2005) — опытно-экспериментальныйразработаны теоретические положения исследования, проведена экспериментальная работа.

Третий этап (2005 — 2006) — обобщающе-аналитическийпроведен качественный и количественный анализ полученных результатов, уточнены теоретические положения, сформулированы основные выводы, осуществлено оформление диссертации.

Научная новизна исследования:

— подтверждена эффективность формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста на интегрированных занятиях по математике и конструированию;

— раскрыты особенности интеграции математического содержания и конструирования на занятиях;

— разработаны показатели и уровни познавательной активности детей старшего дошкольного возраста;

— разработана и экспериментально проверена теоретическая модель процесса формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Теоретическая значимость работы состоит:

— в углублении научной идеи формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста на интегрированных занятиях по математике и конструированию;

— в выявлении взаимосвязей математического содержания и конструирования, обеспечивающих развитие творческой и познавательной активности у старших дошкольников;

— в разработке теоретической модели процесса формирования познавательной активности дошкольников.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении: диагностической методики изучения сформированности познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста;

— технологии формирования познавательной активности у старших дошкольников средствами взаимосвязанных на занятии математического содержания и конструирования;

— содержания занятий по математическому развитию с включением конструирования на основе технологии интегрированного обучения;

— авторской программы курса: «Проблема познавательной активности детей дошкольного возраста на занятиях по формированию элементарных математических представлений и конструированию» (для педагогов и студентов).

Результаты исследования могут быть использованы в практике дошкольных учреждений, в процессе профессиональной подготовки будущих воспитателей, а также на курсах повышения квалификации педагогов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Структура познавательной активности старших дошкольников содержит следующие значимые компоненты:

— мотивационный — активный интерес к познанию, восприятию и отражению в своей деятельности имеющихся знаний, умений и навыковлюбознательность в процессе обучения и творческой деятельности;

— креативный — беглость и гибкость мышленияоригинальность продукта творческой деятельности;

— волевой — самостоятельность и инициативность в применении знакомых способов действий в новых вариантахосознание значимости проведенных занятий с определенной направленностью на содержание;

2. Теоретическая модель процесса формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста включает взаимосвязанные компоненты и реализуется в определенной последовательности: а) целевой — формирование познавательной активности (интересов, потребностей, мотивов) — б) содержательный — элементарные математические представления и конструирование во взаимосвязи (их реализация в процессе личностно-ориентированного обучения) — в) методический — формы организации познавательной деятельности: традиционные занятия по конструированию и математическому развитию, и интегрированные занятия, а также методы и приемы, направленные на развитие познавательной активности: экспериментирование, игровые и проблемные ситуации, наглядные методы и приемы и т. п.- г) операционально-деятельностный — деятельность педагога (реализация субъект-субъектных отношений, личностно-ориентированного подхода к формированию познавательной активности), взаимосвязанная с деятельностью ребенка (проявление инициативы, самостоятельности, интереса и других показателей познавательной активности) — д) результативно-рефлексивный — (оценка педагогом деятельности ребенка и собственной деятельности по достижению цели, коррекция результатовоценка и самооценка ребенка как проявление познавательной активности, коррекция результатов деятельности).

3. Критерии сформированности познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: предметная направленность, действенность, избирательность, эмоциональность, сосредоточенностьопределяют уровни сформированности познавательной активности детей подготовительной группы: ниже среднего, средний, выше среднего.

4. Интегрированные занятия обеспечивают единство в раскрытии темы на материале математики и конструирования, а также создают благоприятные условия для поиска связей и отношений между предметами, явлениями, их свойствами и качествами. Математические представления закрепляются в конструировании и лучше осмысливаются детьми, поскольку применяются в продуктивной деятельности, либо порождаются в конструктивной деятельности и воспринимаются как новая, неизвестная грань конструирования, а процесс конструирования становится более осознанным на всех этапах творческой деятельности (в формировании замысла, в исполнительской части и в результативно-рефлексивной).

Апробация и внедрение результатов исследования: результаты исследования обсуждались в Институте развития дошкольного образования РАО, на заседаниях кафедры дошкольной и коррекционной педагогики ЕГУ им. И. А. Бунина (2003; 2006), на заседаниях совета педагогов ДОУ №№ 46, 71 г. Ельца Липецкой области (2004 — 2006) — докладывались на Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы дошкольного образования», посвященной 110-летию со дня рождения А. В. Кенеман (г. Москва, 2005), на II и III Международных научно-практических конференциях по проблемам непрерывного образования (г. Липецк, 2005, 2006) на VIII региональной научно-практической конференции по теории и практике непрерывного образования (г. Липецк, г. Усмань, 2004), на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей и студентов (г. Елец, 1995, 1999, 2001; 2006). Внедрение результатов исследования осуществлялось путем их непосредственного использования в процессе обучения студентов факультета дошкольной педагогики и психологии (курс по выбору, педагогическая практика, курсовые работы). Результаты исследования отражены в публикациях автора.

Достоверность исследования обеспечена анализом современных достижений психолого-педагогической наукивыбором адекватной системы методов исследованияэкспериментальной проверкой гипотезырепрезентативностью выборки педагогического экспериментапреемственностью и взаимосвязанностью результатов, полученных на разных этапах исследованиядоказательностью качественных характеристик и количественной оценки данных, полученных в процессе их статистической обработки.

Структура диссертации обусловлена логикой исследования и включает введение, две главы, заключение, список литературы (283 источника) и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Познавательная активность в психолого-педагогических исследованиях рассматривается как один из важнейших показателей развития личности ребенка дошкольного возраста. Проведенный эксперимент в целом подтвердил правильность выдвинутой гипотезы о том, что формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами взаимосвязи математического содержания и конструирования на занятиях будет эффективным, если:

— математическое содержание интегрируется с конструированием не только тематически, но и операционально-деятельностно;

— связи между математическим содержанием и конструированием естественны, обусловлены жизненным контекстом и наглядно представлены;

— разработана и обеспечена реализация соответствующей технологии с позиций субъект-субъектных отношений педагога и ребенка на занятии.

Изучая проблему формирования познавательной активности детей дошкольного возраста, мы опирались на понимание познавательной активности как интегративного свойства личности, выражающегося в интенсивном изучении предметов и явлений окружающего мира для достижения максимальной эффективности в сознательной деятельности. Структура познавательной активности включает познавательные интересы, познавательные мотивы и потребности. При этом, расценивали ее как одно из условий формирования познавательных интересов, и наоборот, устойчивый познавательный интерес как показатель активности личности.

Исходя из структуры познавательной активности, включающей в себя мотивационный, креативный, волевой компоненты, нами были определены критерии сформированности познавательной активности детей дошкольного возраста:

— предметная направленность;

— действенность;

— избирательность;

— эмоциональность;

— сосредоточенность.

Предметная направленность характеризуется активным отношением к изучаемому познавательному материалу, к самому познавательному процессу, определенной степенью проникновения ребенка в изучаемый материал, характером задаваемых вопросов.

Действенность предполагает использование знаний, полученных на занятиях, в практической деятельности, в повседневной жизни.

Избирательность означает количественный охват областей познавательной деятельности (математической, художественно-эстетической и др), характер предпочтений.

Эмоциональность выражается в проявлении ребенком своего отношения к познавательному материалу на занятиях.

Сосредоточенность выражается в степени проявления произвольного внимания в процессе учебной деятельности.

На основе критериев мы определили уровни сформированности познавательной активности у детей подготовительной группы: ниже среднего, средний, выше среднего.

Для уровня ниже среднего характерны узкая предметная направленность, аморфное отношение, предполагающее выполнение заданий по просьбе воспитателя, при этом ребенок частично выполняет задание, не всегда адекватно, не отличается наблюдательностью. Ребенок проявляет неумение использовать полученные на занятиях знания в практической деятельности, ожидает практическую помощь от воспитателя. Характерно пассивное отношение к любым занятиям, проявление любопытства к отдельным эмоционально-окрашенным явлениям, поверхностное отношение к изучаемому материалу (к фактам), ребенок на занятиях практически не задает вопросы. Присущи пассивное, равнодушное отношение к выполнению заданий, отсутствие стремления к качественному их выполнению, возможны отдельные внешние проявления, не связанные с качеством выполнения собственной деятельности, слабая сосредоточенность на занятии, проявление непроизвольного внимания при восприятии яркого, необычного при объяснении воспитателем задания на занятиях. Ребенок часто рассеян или отвлекается на посторонние предметы.

Для среднего уровня характерна направленность преимущественно на процесс познавательной деятельности, наблюдательность проявляется фрагментарно, если воспитатель просит обратить внимание на какой-либо объект, явление, использование отдельных знаний, полученных на занятиях в сходных ситуациях в повседневной жизни и на других занятиях. Ребенок не всегда самостоятелен при выполнении творческих заданий, в случае затруднений обращается к воспитателю, избирательно относится к разным предметным областям: проявляет интерес к одним и пассивен по отношению к другим. Характерна направленность на выявление причинно-следственных связей. Вопросы задает, исходя из практических потребностей. Присущи внешние эмоциональные проявления по отношению к процессу выполнения деятельности, использование игровых действий, недостаточная сконцентрированность на познавательном материале (сосредоточен в основном на процессе, действиях). При объяснении задания воспитателем может отвлекатьсяне отвлекается, если занимается любимым делом.

Для уровня выше среднего характерны нацеленность на процесс и результат познавательной деятельности, стремление к преобразованию изучаемого материала, к его интерпретации в процессе деятельности, характерна наблюдательность, внимание к деталям. Преобразует и использует полученные на занятиях знаний в жизненных ситуациях (ребенок руководствуется ими в повседневной жизни), проявляет самостоятельность при выполнении заданий различной сложности. Имеет достаточно широкий диапазон интересов при наличии акцента на каких-либо определенных предметных областях. Часто проявляет любознательность на всех занятиях, задает оригинальные вопросы, связанные с существенными характеристиками изучаемого объекта или явления. Характерно устойчивое положительное отношение к процессу выполнения заданий и к результату, проявление инициативы при оценке собственной работы. В достаточной мере концентрируется на познавательном материале, имеет место наличие непрерывного внимания, проявляющегося как при объяснении воспитателем задания, так и при выполнении задания.

Исходя из особенностей познавательной активности нами была разработана модель процесса формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. В соответствии со структурой педагогического процесса модель складывалась из ряда компонентов: целевого, содержательного, методического, операционально-деятельностного, результативно-рефлексивного.

Целевой компонент раскрывал сущность познавательной активности как интегрирование черт личностного свойства, критерии и уровни сформированности активности.

Содержательный компонент включал в себя содержание элементарных математических представлений и конструирования, доступное детям старшего дошкольного возраста, разнообразие интегративных связей между ними.

Методический компонент предполагал разработку занятий по формированию элементарных математических представлений и конструированию, выбор адекватных методов (стимулирующих познавательную активность) и форм организации работы (соответствующих типов и видов занятий) — проектировочную деятельность.

Операционально-деятельностный компонент заключался в организации воспитательно-образовательной работы на личностно-ориентированной основе, на учете индивидуальных особенностей детей, предоставлении широких возможностей в проявлении инициативы и самостоятельности.

Результативно-рефлексивный компонент включал в себя, с одной стороны, оценивание педагогом результативности в достижении поставленной цели, успешность собственной деятельности, эффективность методики занятия, с другой — оценку деятельности детей, особенности проявления их познавательной активности, необходимость и своевременность коррекции познавательной деятельности, с другойсамооценку и оценивание ребенка результатов деятельности других как проявление познавательной активности.

Процесс формирования познавательной активности старших дошкольников организовывался по трем взаимосвязанным направлениям:

1. Создание положительно-эмоционального отношения к познавательной деятельности.

2. Организация систематической поисковой деятельности на основе взаимосвязанного математического содержания и конструирования на занятиях.

3. Развертывание этой деятельности таким образом, чтобы в ней возникали все новые вопросы для детей, а также ситуации, стимулирующие познавательную активность.

В процессе всей опытной работы соблюдались следующие методические требования: создавать оптимальные условия для самостоятельной практической деятельностичаще решать познавательные задачи разного уровня сложности, а также практиковать поисковые задания и ситуациииспользовать приемы анализа, обобщения при выполнении самостоятельных работопираться на принцип жизненности связей между математическим содержанием и конструированием на занятиипроводить качественное оценивание результатов обученияспециально направленное на формирование таких важнейших компонентов познавательной деятельности, как самоконтроль и самооценка;

Содержание материалов, согласно дидактическим требованиям, предъявляемым воспитателем к познавательной деятельности дошкольников, выдвинутым нами в теоретической модели, отличалось новизной, поиском нового в уже известном, включением в содержание новых аспектов, сравнительным анализом нового и уже знакомого, решением творческих задач. В процессе опытной работы мы составили познавательные задачи, ситуации, помогающие развитию познавательной активности детей.

Познавательная деятельность имела репродуктивный и продуктивный характер. Репродуктивный проявлялся чаще всего тогда, когда содержание предполагаемого материала представляли факты, изложенные в логической последовательности, и готовые выводы. Способы деятельности детей на репродуктивном уровне — наблюдения, выполнение самостоятельных работ по образцу, ответы на вопросы репродуктивного характера. Деятельность приобретала продуктивный характер, когда дети самостоятельно формулировали и решали проблему, искали творческие варианты решения, что развивало познавательные интересы и активность детей.

В экспериментальной работе мы использовали интегрированные занятия. Интегрированные занятия строились в опытной работе с учетом диалектичности, проявлявшейся в сочетании эмоционального и рационального, теоретического и практического и т. д. Во многих исследованиях интегрированные занятия рассматриваются как обобщающие опыт ребенка на основе синтеза содержания различных разделов. Мы апробировали интегрированные занятия по освоению новых знаний и по их закреплению.

Наблюдения за детьми в процессе познавательной деятельности, а также качество поделок и построек показали, что процесс конструирования, благодаря внедрению работы над количественными и пространственными представлениями стал более осознанным как на этапе формирования замысла, так и в самой деятельности (в ее исполнительской части), а также на этапе оценивания результатов и коррекции поделок. В свою очередь, математические представления благодаря включению в конструирование как в практическую деятельность, прочнее усваивались детьми, поскольку находили конкретное применение, приобретали жизненный смысл.

Познавательная активность стимулировалась введением на интегрированных занятиях, также как и на традиционных, игровых и проблемных ситуаций, элементарных эвристических бесед, экспериментирования, использовании приема отстранения, то есть показа детям нового, неожиданного, важного в привычном и обыденном. Существенным фактором возникновения интереса к учебному материалу являлись его эмоциональная окраска, живое слово педагога. Мы сделали вывод о том, что если интересы направляют личность на осознание цели деятельности и ориентируют на новые факты, на более глубокое отражение действительности, то создание условий для организации такой познавательной деятельности развивает как интересы ребенка, так и его активность. Интегрированное содержание обладает более высоким потенциалом для формирования познавательной активности, поскольку акцентирует внимание ребенка не на познании отдельных предметов и явлений, их свойств и качеств, а на понимании связей и отношений между предметами и явлениями, позволяет более эффективно применять полученные детьми знания в практической деятельности.

Однако изучаемую нами проблему нельзя считать исчерпанной. На наш взгляд, нуждаются в исследовании такие направления, как проблема преемственности в формировании познавательной активности детей подготовительной группы и учащихся первого класса школы средствами взаимосвязи математики с конструированием, возможности интегрирования математики с другими разделами программы и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А. О субъекте психической деятельности. М.: Наука, 1973.-288 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Мысль, 1980. 334 с.
  3. В.В. Профессиональная подготовка будущих педагогических кадров куправлению математическим развитием детей дошкольного возраста. Сургут, 1998. — 63 с.
  4. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении /Под ред. Г. И. Щукиной. -М: Просвещение, 1984. -176 с.
  5. Д., Дум Э. Цвет форма — количество: Опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста /Рус. пер. под ред. В. В. Юртайкина. — М.: Просвещение, 1984. — 64 с.
  6. Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям. -М.: «Институт практической психологии», 1998. 544 с.
  7. .Г. Познавательные потребности и интересы. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. — 274 с.
  8. Г. М. Социальная психология. М.: Изд. Моск. У-та, 1980, — 416 с.
  9. В.Н. Развитие интереса к поэзии у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Алма-Ата, 1969. -16 с.
  10. С.А., Никулина Г. Н. Формирование творческой активности у воспитанников подготовительных групп //Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению: Сб. науч. тр. Свердловск, 1981.-С. 64.
  11. А.П. Зависимость между знаниями учащихся и их учебными интересами: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1955. — 16 с.
  12. В. Г. Проблема мотивации и личность //Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974. 137 с.
  13. Р., Бауэр Г., Кроторс Э. Введение в математическую теорию обучения. М.: Мир, 1969. — 242 с.
  14. Н.В. Развивающие игры с элементами логики. М.: «Институт практической психологии», 1998. — 64 с.
  15. Э.А. Особенности формирования познавательных интересов в структуре общей способности к учению у детей 6−7 лет: Автореф. дисс. .канд. псих. наук. Н. Новгород, 1998. — 23 с.
  16. К.В. Подготовка ребенка к школе: Психологические аспекты.- М.: Знание, 1983. -96 с.
  17. К.В. Как научить детей учиться: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1987. -111 с.
  18. Г. С. Введение в диалектику творчества. СПб.: РХГИ, 1997. — 208 с.
  19. B.C. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 1994. — 110 с.
  20. B.C. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации //Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: Сб. науч. тр. Свердловск, 1990. — 128 с.
  21. Белкин Е. Л Дидактические проблемы управления познавательной деятельностью. Ярославль: Изд-во Яросл. пед. ин-та, 1974. — 24 с.
  22. Н.Г. Особенности познавательного интереса детей шестого года жизни //Совершенствование процесса воспитания и обучения дошкольников в деятельности: Межвуз. Сб. н. тр. Свердловск: СПИ, 1990. -С. 19−23.
  23. Н.Г. Особенности формирования представлений о массе предметов (тяжести) у детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. .канд. пед. наук.- JI., 1976.-19 с.
  24. А. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей // Дошкольное воспитание. 2000. — № 2. — С. 69−79.
  25. М.Ф. Основные положения психологии интереса //Ученые записки. Иркутск, 1940. — Вып. 5. — С. 212−258.
  26. М.Ф. К вопросу о динамике интереса // Советская педагогика.-1940.-№ 11−12.-С. 149−160.
  27. Н.А. Активизация интереса к учению, как одно из средств повышения успеваемости: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1955.- 18с.
  28. P.JI. Формирование у детей среднего и старшего дошкольного возраста знаний о величине предметов и об элементарных способах измерения: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. JL, 1971. -19 с.
  29. М.Н. Интеграционные процессы в образовании Интеграция содержания образования в педагогическом вузе /Под ред М. Н. Берулавы. -Бийск, 1994. С. 5−10.
  30. B.C. Школа «диалога культур» //Сов. пед. 1989. — № 1. -С. 14−19.
  31. Бим-Бад Б. М. Щит и оборона детства. М.: РОУ, -1994. — С. 37−40.
  32. JI.A. Формирование интереса к изодеятельности детей 5−7 лет на занятиях в детском саду: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1985. -23 с.
  33. Ф.Н. Дидактические игры и дидактические материалы. -М.: Уч. педгиз, 1948. -159 с.
  34. Ф.Н. Математика в детском саду и нулевой группе. М.: Учпедгиз, 1934. — 100 с.
  35. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества /Отв. ред. В. М. Кедров. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростов, ун-та, 1983. — 173 с.
  36. Д. Б. Психологические основы интеллектуальной активности: Автореф. дис. .д-ра психол. наук. М., 1987. — 49 с.
  37. А.А. Личность и общение: Избр. псих. тр. 2-е изд., перераб. — М.: Междунар. педаг. акад., 1995. — 324 с.
  38. Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения //Известия АПН РСФСР. 1955. -№ 73. — С. 3−15.
  39. Л.И. Личность и ее формирование в детскомвозрасте: Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968. -464 с.
  40. Л. И. Избр. псих, труды /Под ред. Д. И. Фельдштейна, М., 1995.- 387.
  41. Н.А. Педагогические условия формирования игровых интересов у детей пятого года жизни: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. JL, 1974.-24 с.
  42. М., Целищева С. Обучение математике при ознакомлении с природой//Дошкольное воспитание, 1999, № 7. С. 45−55.
  43. Т.Н. К методике формирования начальных математических представлений у детей дошкольного возраста // Воспитание самостоятельности и активности у детей дошкольного возраста. М.: ГОСИНТИ, 1973. — С. 10−16.
  44. А.В. Зона ближайшего развития и проблема субъекта деятельности // Психологический журнал. 1994. — № 3. — С. 17−28.
  45. Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. М.: Педагогика, 1981. — 88 с.
  46. Вариативные программы дошкольных образовательных учреждений и технология их использования. М.: АРКТИ, 1999. -31 с.
  47. JI.H. Условия формирования познавательного интереса к математике у старших дошкольников: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -М, 1996.- 22 с.
  48. Л.А. Об умственном развитии детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание 1972. — № 1. — С. 30−35.
  49. Л.А., Мухина B.C. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте //Дошкольное воспитание. 1974. — № 12.- С. 24.
  50. А.Л., Поливанова К. Н. Особенности принятия учебных заданий детьми шести лет //Вопросы психологии 1988. — № 4. — С. 56−63.
  51. А.Л. Чему учат дошкольные занятия? //Семья и школа. -1987.-№ 10.-С. 42−44.
  52. Е. Л. Условия становления познавательной мотивации старших дошкольников. Дис.канд. псих. наук. М., 2004.154 с.
  53. JI.C. Умственное развитие детей в процессе обучения: Сб. статей. -М.: Учпедгиз, 1935. 135 с.
  54. Выготский JI. C Психология развития как феномен культуры /Под ред. М. Г. Ярошевского. Вступительная статья М. Г. Ярошевского. М.: Изд-во Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 512 с.
  55. П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. 1969. — № 1. — С. 15−25.
  56. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. -М.: Изд. МГУ, 1985,-45с.
  57. Н. Познавательная деятельность детей, ее особенности //Дошкольное воспитание. 1976. — № 11. — С. 28−33.
  58. Д.Б. Формирование познавательной активности //Дошкольное воспитание. -1986.-№ 1. С. 28−33.
  59. Л.А. Потребности и интересы //Советская педагогика. -1939. -№ 8−9.-С. 129−143.
  60. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. 134 с.
  61. З.А. Умственное развитие детей 6−7 лет в процессе решения математических занимательных задач: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1970. — 22 с.
  62. З.А. Характер поиска решения нестереотипных задач детьми дошкольного возраста //Умственное воспитание дошкольников: Тез. докл. конф. по вопросам умств. восп. детей, 22−23 мая 1974. Хабаровск, 1974, — С. 45−55.
  63. Р., Лаксон В. Введение в мир числа: Пер. с англ. Л. Г. Волоховитинова. М: Педагогика, 1982. — 192 с.
  64. С.В. Формирование представлений о технике как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 2000. — 27 с.
  65. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986, — 239 с.
  66. В.В. Психологические особенности «дочислового» периода обучения математике // Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы) / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М: Просвещение, 1966.-С. 105−190.
  67. В.В. Требования к умственному развитию дошкольника // Дошкольное воспитание. 1970. — № 4. — С. 50−56.
  68. А.Н. Педагогические условия формирования конструктивного творчества у детей старшего дошкольного возраста в строительной игре: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М, 1970. — 21 с.
  69. А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. М: Просвещение, 1976. — 79 с.
  70. В. С. Развитие познавательной активности дошкольников в учреждении дополнительного образования детей: Дис. .канд. пед. наук. Оренбург, 2004. — 170 с.
  71. А.Я. Метаморфозы и перспективы интеграции в образовании // Педагогика. 1998. — № 2. — С. 8.
  72. А.Ю. Развитие познавательного интереса дошкольников в процессе медиаобразования: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Барнаул, 2000, — 22 с.
  73. Е.С. Педагогические условия умственного развития детей дошкольного возраста в процессе формирования математических представ лений и понятий: Дисс.. канд. пед. наук. Барнаул, 1999. -248 с.
  74. Н.С. Формирование познавательного отношения к учебной задаче //Дошкольное воспитание. -1991. № 3. — С. 48−50.
  75. Детство: Программа развития и воспитания в детском саду / Под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. М. Гурович. СПб., 1986. — 239 с.
  76. И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности. М., 1974. 248 с.
  77. .И. Структура и динамика мотивов деятельности //Вопросы психологии. 1984, № 4, 29 37с.
  78. Дошкольное образование в России: Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов / Ред.сост. Р. Б. Стеркина. М.: Изд-во ACT, 1997. — 336 с.
  79. И.В., Зайцева А. А. Зависимость развития познавательных интересов детей от характера их подготовки к школе // Некоторые актуальные психолого-педагогические проблемы воспитания и обучения. М.: НИИОП, 1979.-С. 230−234.
  80. Г. Н. Педагогические основы формирования художественной деятельности детей 6−7 лет средствами музыкально-речевого фольклора: Автореф. дис. канд. пед наук. Майкоп, 1996. — 18 с.
  81. А.К. Воспитывая интерес. М.: Знание, 1984. — 80 с.
  82. А.К. Формула интереса. М.: Педагогика, 1989. — 172 с.
  83. О.М. Воображение дошкольника. М.: Знание, 1986.- 96 с.
  84. О. Сколько будет два плюс два // Дошкольное воспитание. 1994. -№ 8. — С. 76−77.
  85. Л.И. Умственное и математическое развитие детей шестого года жизни в процессе обучения операциям с множествами: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Л., 1982. — 21с.
  86. Т.П. и др. Математика для дошкольников: Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1992. — 191 с.
  87. В.Г., Шеврин Л. И. Геометрия для малышей. М.: Педагогика, 1975. — 135 с.
  88. Р.И. Развитие интересов детей в творческих играх //Дошкольное воспитание. 1988. — № 10. — С. 54−62.
  89. В.В. О познавательной роли вопросов в обучении //Советская педагогика. 1967. — № 9. — С. 47−58.
  90. В.В. Развитие познавательной активности на основе принципа преемственности в системе «Детский сад школа»: Дис. .канд. пед. наук. — Майкоп, 1994. — 200 с.
  91. В.В. Математика для детей дошкольного возраста. М.: Владос, 1999, — 64 с.
  92. Зак А. З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6−7 лет: Учебно-методическое пособие для учителя. М.: Новая школа, 1996. — 288 с.
  93. А.В. К вопросу об обучении, воспитании и развитии детей шестилетнего возраста //Советская педагогика. 1973. — № 1. — С. 30−35.
  94. А.В. Избранные психологические труды /Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко: В 2-х т. М.: Педагогика, 1986. — Т. I. -320 с. Т. И, — 296 с.
  95. И. Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. -М.: Педагогика, 1986. 159 с.
  96. В.В. Психология детства. М, 1995. — 346 с.
  97. В.Н. Образование и духовность: сознание как объект мелодисциплинарного исследования//Современная высшая школа. 1990. -№ 1. — С. 19−24
  98. Т.И. Педагогические условия интеллектуального развития старших дошкольников в процессе формирования математических представлений: Дис.. канд. пед. наук. Белгород, 2001 — 279 с.
  99. Ф.В. Воспитание самостоятельности и инициативы у детей старшего дошкольного возраста в конструктивной игровой деятельности: Автореф: дис. канд. пед. наук. JL, 1966. — 23 с.
  100. Изучение познавательной и учебной деятельности дошкольников: Сб. н. тр. М.: Изд. МГЗПИ, 1981. — 131с.
  101. Интегрированное обучение: проблемы и перспективы: Мат-лы Междунар. семинара /Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб.: Образование, 1996.
  102. Д.А. Педагогические условия обогащения содержания общения между детьми старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1991. -17 с.
  103. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника /Т. А. Алиева, Т. В. Антонова и др. М.: Карапуз, 1997. — 278 с.
  104. Ишакова JIJB. Структурно-интегративная методология образования. Новокузнецк: ИПК, 2000. — 286 с.
  105. Кабанова-Меллер Е. Н. Психология формирования знаний и навыков школьников. Проблемы приемов умственной деятельности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 162. — 376 с.
  106. Т.Г., Блащук Л. Л. Изучение особенностей интереса к изобразительной деятельности у старших дошкольников //Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сб. науч. тр. М: АПН РСФСР, 1985, — С. 54−57.
  107. И. О педагогике // Трактаты и письма. М, 1980. — 456 с.
  108. Р.И. Воспитание познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -М., 1987. 16с.
  109. Е.И. Педагогические условия актуализации содержания познавательной сферы дошкольников в игре: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 2002, — 24 с.
  110. О. М. Модель образовательной программы интеллектуального развития дошкольника: социокультурный аспект. Дис. канд. социолог. Наук. Саратов, 1994. — 158 с.
  111. Е. В. Подготовка студентов дошкольных факультетов педвуза к эстетическому воспитанию детей средствами ознакомления с природой. Автореф. Дис. канд. пед. наук. -М., 1996. 18 с.
  112. А.Г. Личность и пути ее формирования. М.: Знание, 1971.-31 с.
  113. С. П. Взаимосвязь музыки и рисования как средства развития изобразительного творчества старших дошкольников: Автореф. дис .канд. пед. наук. -М., 1985. 21 с.
  114. К.Ю. Построение процесса обучения на интегративной основе: Дисс. .канд. пед. наук. Ростов н/Д, 1995. — 197 с.
  115. Е.В. Математика для дошкольников 6−7 лет. М.: Сфера, 2001, — 88 с.
  116. Концепция дошкольного воспитания //Дошкольное воспитание. -1989,-№ 5.-С. 10−24.
  117. Концепция дошкольного воспитания //Дошкольное воспитание. -1989. -№ 9, — С. 48−70.
  118. Г. А. К проблеме генезиса понятия числа у детей дошкольного возраста //Умственное воспитание дошкольника /Под ред. Н. Н. Поддьякова. М.: Педагогика, 1972. — С. 228−245.
  119. Г. А. Роль предметных действий в формировании понятий у детей дошкольного возраста (на материале математических понятий): Автореф. дисс. .канд. псих. наук. М., 1974. — 16 с.
  120. Г. А. Формирование у детей дошкольного возраста понятия о величине предмета и способах ее измерения. М.: Темплан, 1984.-37 с.
  121. Г. А., Родина Е. В. Современные подходы к обучению дошкольников математике //Дошкольное воспитание. 2000. — № 3. С. 46−49.
  122. А. И. Психология обучения художественному творчеству. -М.: Институт практической психологии, 1998. 92 с.
  123. Е.В. Формирование познавательной активности и самостоятельности учащихся. Чебоксары, 1997. — 46 с.
  124. Краткий психологический словарь /Сост. JI. А. Карпенко- Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1985. 431 с.
  125. Е.Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Барнаул, 2000. — 18 с.
  126. М.В. Актуальные проблемы и инновационные тенденции дошкольного образования в России //Дошкольная педагогика. -2001.-№ 3,-С. 22−26.
  127. Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М.: Знание, 1991. — 79 с.
  128. В.Т. Развитое детство и развивающее образование: Культурно-исторических подход. Часть 1. Дубна: Управление дошкольного образования, 1997. — 174 с.
  129. Т.А. Воспитание познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста (на материале экскурсий в природу): Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М, 1978. — 21с.
  130. Т. Развитие способности к наглядному моделированию при ознакомлении с пространственными отношениями //Дошкольное воспитание. 1983. — № 7. — С. 35−38.
  131. Т. Развитие познавательной и творческой активности у дошкольников на занятиях по рисованию /Дошкольное воспитание.-1984.-№ 10,-С. 21.
  132. М. В. Подготовка студентов высших учебных заведений к проведению интегрированных занятий с детьми дошкольного возраста. М.: МПГУ, 2001. -184 с.
  133. В.А. Взаимодействие музыкального и математического компонентов общего образования дошкольников: Дисс. .канд. пед.наук.1. М, 1999.-173 с.
  134. А.П. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте //Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1948. -С. 4−15.
  135. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции: Конспект лекций. М.: Изд. Моск. Ун-та, 1971. — 40 с.
  136. А. П. Избр. психол. произведения: В 2-х т., Т. 1. М., 1983.- 243 с.
  137. И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. — 64 с.
  138. М.И. Развитие познавательной активности в дошкольном возрасте. -М., 1982. 111 с.
  139. A.M. Занятия по счету в детском саду. М.: Просвещение, 1965.-192 с.
  140. А.М. Подготовка детей к усвоению арифметического материала в школе: Автореф. дис. .доктора пед. наук. Л., 1956. — 150 с.
  141. A.M. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1974. — 368с.
  142. Личностно-ориентированное обучение и воспитание. Волгоград: Изд. «Перемена», 1994. — 171 с.
  143. Личностно-развивающее взаимодействие /Под ред. В. А. Петровского. Ростов н/Д: РИО АО, 1995. — 85 с.
  144. З.В. Воспитание инициативы в строительных играх// Уч. зап. РНИ, 1958. Вып.2 (29). — С. 93−122.
  145. З.В. Воспитание мыслительной активности у детей старшего дошкольного возраста на занятиях конструированием. //Тезисы всесоюзной научной конференции: Воспитание и обучение старших дошкольников в детском саду. М., 1971, Т. 1. — С. 245−249.
  146. З.В. Конструирование /Спец. ред. Л. А. Парамонова. -М.: Просвещение, 1981. 159 с.
  147. З.М. Некоторые особенности формирования положительного отношения к учению у детей седьмого года жизни // Познание учащегося и формирование его личности. Вильнюс: Изд. ВПИ, 1975.-С. 89−94.
  148. .Ф. Методологические и теоретические проблемыпсихологии. -М.: Наука, 1984. 444 с.
  149. А.Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольников // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948, — С. 34−64.
  150. А.А. Очерки психического развития ребенка. М.: Просвещение, 1965. — 364 с.
  151. И.В. Развивающие занятия: сотрудничество дошкольников //Дошкольное воспитание. 1995. — № 11. — С. 12−14.
  152. Л. В. Педагогические условия формирования театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дис. канд. пед. наук. Бердянск, 1994. — 18 с.
  153. В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения. -М.: Просвещение, 1984. 123 с.
  154. Л.М. Формирование познавательных интересов у старших дошкольников в процессе организации элементарной поисковой деятельности (на материале природоведения): Автореф. дисс. .канд. пед. наук,-Л., 1975.-17с.
  155. Л.М. О развитии познавательных интересов детей//Дошкольное воспитание. 1973. — № 11. — С. 26−29.
  156. А.К., Орлов А. Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М.: Педагогика, 1983. — 64 с.
  157. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
  158. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. Ч. 1. /Смоленцева А. А. Пустовойт О. В. — СПб.: Акцидент, 1998. — 191 с.
  159. А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999.186 с.
  160. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
  161. М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. — 367 с.
  162. Н.А. Вопросы умственного развития ребенка. М.:1. Знание, 1970, — 32 с.
  163. Н.А. Психологические проблемы активности личности в обучении. М.: Изд. АПН СССР, 1971. — 11с.
  164. B.C. Лекции по психологии мотивов человека: Учебное пособие для спецкурса. Пермь: Изд. ШЛИ, 1971. — 120 с.
  165. Л. С. Занятия в детском саду: (Формирование у дошкольников элементарных математических представлений). Пособие для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1982. — 208 с.
  166. А .Я. Воспитание у детей интереса к учению. -Минск:Народная асвета, 1965. 44 с.
  167. Г. И. Переход от наглядно-действенного к рассуждающему мышлению: Автореф: Дис.. канд. пед. наук (по психол.). -М., 1954. 16 с.
  168. Н.Я., Короткова Н. А. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания //Дошкольное воспитание. -1992.-№ 5−6.-С. 17−27.
  169. Н.Я., Короткова Н. А. Модели организации образовательного процесса в старшей группе детского сада //Дошкольное воспитание.-1995.-№ 9, — С. 59−65.
  170. З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1990. — 94 с.
  171. Г. А. Образование как рабочее поле интеграции //Педагогика. -1997. № 5. — С. 52.
  172. М. Арифметика в детском саду.- Петроград, 1922,48 с.
  173. М.Ф. Возникновение и развитие учебных интересов у детей младшего школьного возраста //Известия АПН РСФСР. Вып. 73. — 1955. -С. 15−54.
  174. М.Я., Тихеева Е. И. Счет в жизни маленьких детей. -Петроград, 1920. 53 с.
  175. Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. М.: Изд. АПН РСФСР, 1961. — 224 с.
  176. Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, 1979.- 47 с.
  177. Т.А. Генезис отражения пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста //Дошкольное воспитание. -1970. -№ 3. С. 36−40.
  178. B.C. Шестилетний ребенок в школе. М.: Просвещение, 1986.- 144 с.
  179. Народное искусство в воспитании детей /Под ред. Т. С. Комаровой. М., 1997.-208 с.
  180. Н.И. Психологический анализ обучения детей 3−7 лет (на материале математики) М.: Педагогика, 1983. — 98 с.
  181. Н.И. Психологический анализ обучения детей 3−7 лет (на материале математики). М.: Просвещение, 1983. — 46 с.
  182. В.Г. Конструирование в детском саду. 2-е изд. -М.: Учпедгиз, 1961. — 160 с.
  183. Э.Ф. О роли предметных действий ребенка в синтезе его логических операций//Вопросы психологии. 1979. — № 5. — С. 113−117.
  184. Г. П. Взаимосвязь музыкального и изобразительного народного искусства как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1994. 18с.
  185. Об интегративном подходе в обучении //Школьные технологии. -2001.-№ 6.-С. 10.
  186. Л.Ф. Этапы развития детского мышления. М: Изд-воМГУ. 1972.-152 с.
  187. Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995. — 360 с.
  188. Обучение и развитие. / Ред. Занков Л. В. М.: Педагогика, 1975.-С. 100−101- 398−404.
  189. Л.Г. Интеграция науки и образования в модернизирующейся России //Гуманитарные науки в Сибири. 2000. — № 3. -С. 98.
  190. Е.А. Развитие познавательных процессов дошкольников: Учебное пособие. Минск: Высшая школа, 1984. — 101 с.
  191. Л.А. Творческое конструирование: психологические и педагогические основы его формирования //Дошкольное воспитание.2000. -№ 11.- С. 58.
  192. JI.A. Теория и методика детского творческого конструирования в детском саду. М.: Изд. центр «ACADEMIA», 2002. -192 с.
  193. JI.A., Сафонова О. А. Проблема формирования обобщенных способов действий: старший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание. -1985. № 9. — С. 48−49.
  194. JI.A., Урадовских Г. В. Роль конструктивных задач в формировании умственной активности детей: старший дошкольный возраст// Дошкольное воспитание. -1985. -№ 7. С. 46−49.
  195. И.Ю. Педагогические условия формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования: Автореф.дис.. канд. пед. наук. -М., 1990.-17 с.
  196. Л.Г., Холина Н. П. Раз ступенька, два — ступенька . Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баланс, 2001. — 256 с.
  197. В.А., Калиненко В. К., Котова В. Б. Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов н/Д: РИО АО «Цветная печать», 1995. -88 с.
  198. В.А. К пониманию личности в психологии //Вопросы психологии. -1981. -№ 2. С. 40−57.
  199. . Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. — 659 с.
  200. . Как дети образуют математические понятия //Вопросы психологии. 1966. — № 4. — С. 121−127.
  201. . Роль действия в формировании мышления //Вопросы психологии. 1965. -№ 6. — С. 38−52.
  202. О.И. Оценка познавательной активности одаренных детей. М.: Педагогика, 1994. — С. 73−84.
  203. Я.А. Психология творчества и педагогика. -М.: Педагогика, 1987.-280 с.
  204. Радуга. Программа воспитания и обучения детей от 3 до 6 лет в детском саду. -М.: Просвещение, 1997. 221 с.
  205. Подготовка детей к школе в детском саду /Под ред. Ф. А. Сохина, Т. В. Тарунтаевой. М.: Педагогика, 1978. — 160 с.
  206. Подготовка детей к школе в СССР и ЧССР /Под ред. Л. А. Парамоновой. М.: Просвещение — Братислава: Словацкое пед. изд-во, 1989. — 175 с.
  207. Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников //Вопросы психологии. 1985. — № 2. — С. 105−117.
  208. Н.Н. Проблемное обучение и творчество дошкольников. М.: Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, 1988.-27 с.
  209. Н.Н. Развитие допонятийных форм мышления в дошкольном детстве. Автореф. дис. .д-ра психол. наук. М., 1974. -47 с.
  210. А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М.: Изд. МГУ, 2000. — 266 с.
  211. Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. -М.: «Профессиональное образование», 1996, 32 с.
  212. Н.Н., Синельников В. Б. Особенности образного мышления детей в конструктивной деятельности // Зрительные образы: феноменология и эксперимент /Редколл.:
  213. B.П.Зинченко (отв. ред.) и др. Душанбе: Дониш, 1974. — Ч. 4.1. C. 169−198.
  214. Познание и общение: Сб. статей. М.: Наука, 1988. — 208 с.
  215. Я. А. Психология творчества и педагогика. М.:
  216. Педагогика. -М.: Педагогика, 1976. 280 с.
  217. Н. В. Педагогическая система стимулирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: Дис.. канд. пед. наук. Барнаул, 2002. — 189 с.
  218. JI. Развиваем творческую активность дошкольников // Дошкольное воспитание. 1996. — № 5. — 21 с.
  219. Психология личности и деятельности дошкольника /Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. -М.: Просвещение, 1965. 295 с.
  220. А.Н. Использование задач проблемно-игрового характера в работе с дошкольниками //Дошкольное воспитание. 1970. -№ 7.-С. 14−17.
  221. Е. В. Воспитание творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста на основе моделирования проблемно-поисковых ситуаций: Дис.. канд. пед. наук. Мурманск, 2002. -180 с.
  222. Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников: Сб. статей / Под ред. А. В. Запорожца, Я. В. Неверович. -М.: Просвещение, 1965.-420 с.
  223. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред Л. А. Венгера. М.: Педагогика, 1986. -224 с.
  224. Развитие творческой активности школьников / Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Педагогика, 1991. — 160 с.
  225. В.А. Музыкальной деятельность как средство обучения детей 4−7 лет чтению, письму и математике: Дис.. канд. пед. наук. М., 2004.-228 с.
  226. К.М. Особенности и пути развития любознательности у детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1970.-18 с.
  227. Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1991. — 47 с.
  228. С.Л. О мышлении и путях его исследования. -М.: Изд. Акад. Наук СССР, 1958. 146 с.
  229. Руссо Ж.-Ж. Исповедь. Прогулки одинокого человека / Пер. с фр. -М, 1949.-С. 19−30.
  230. Е.Ф. К вопросу об особенностях интересов и потребностей у детей дошкольного возраста //Ученые записки ЛГУ. вып. 16.- 1959.-С. 61−70.
  231. Ю.Н. Педагогическая технология формирования творческой активности в процессе интеграции различных видов деятельности детей дошкольного возраста: Дис. .канд. пед. наук. -Екатеринбург, 2003. -253 с.
  232. Н.П. Воспитание творческой инициативы //Дошкольное воспитание. 1970. — № I. — С. 39−44.
  233. Е.Е. Моделирование как этап развития знаково-символической деятельности дошкольника //Вопросы психологии. -1992.-№ 5−6.-С. 26−30.
  234. Е.Е. Шестилетний ребенок: Вопросы и ответы. Тула: Изд. ПКИ, 1992. — 206 с.
  235. О.А. Педагогические условия формирования самостоятельного конструирования из бумаги у детей дошкольного возраста: Автореф.дис. канд.пед.наук. -М, 1991. -19 с.
  236. Т.А. Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в общении со взрослыми: Автореф. дисс. .канд. психол. наук. Н. Новгород, 1999. — 20 с.
  237. М.Н. Использование проблемного обучения для развития самостоятельности мышления старших дошкольников // Развитие самостоя тельности и активности в дошкольном возрасте. СПб.: Акцидент, 1996. — С. 25−36.
  238. В.Б. Формирование образного мышления дошкольников (на материале детской конструктивной деятельности): Автореф.дис. канд.психол. наук. М, 1989. — 23 с.
  239. П.Г. Познавательные интересы у дошкольников: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Тбилиси, 1966. — 22 с.
  240. А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: Сфера, 2000. -132 с.
  241. JI.C. Знать ребенка, чтобы воспитывать. М.: Педагогика, 1976, — 96 с.
  242. А.А. Овладение элементарными математическими знаниями и умениями детьми старшего дошкольного возраста в процессе игры: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1981. — 20 с.
  243. Е.В. Педагогические условия и пути гуманизации дошкольного математического образования: Автореф. дисс. .канд. пед. наук.-М., 1996. -35с.
  244. Н.И. К вопросу о психологических основах детского изобразительного творчества //Вопросы педагогики психологии: Уч. зап. Омского пед. ин-та им. А. М. Горького, — Вып.34. Редколл.: Н. Е. Зябкин (отв.ред.) и др. Омск, 1962. — с. 3−11.
  245. В.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Просвещение, 1979.-378 с.
  246. Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. М: Просвещение, 1980. — 64 с.
  247. .Н. Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Омск, 1997. — 16 с.
  248. Л.Ф. Познавательные способности. Дети 5−7 лет. -Ярославль: Академия развития, 2000. 144 с.
  249. Е.Л. Взаимосвязь изобразительной и театрально-игровой деятельности в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста: Дисс. канд. пед. наук. М., 1986, — 227 с.
  250. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966,451с.
  251. Умственное воспитание дошкольника /Под ред. Н. Н. Поддьякова. М.: Педагогика, 1972. — 288 с.
  252. Г. В. Формирование творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1989. — 17 с.
  253. А.П. Обучение в детском саду /Под ред. A3.Запорожца. -М.: Просвещение, 1981. 176 с.
  254. Е.А. Место и роль строительного материала в дошкольном учреждении: Методические письма по дошкольному воспитанию: Письмо восьмое. 3-е изд. — М.- Л.: Госиздат, 1929. — 40 с.
  255. Формирование интереса к учению у школьников /Под ред. А. К. Марковой. М.: Педагогика, 1986, — 216 с.
  256. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий /Под ред. П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной. М.: Изд. Моск. Ун-та, 1968. — 135 с.
  257. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/Под ред. А. А. Столяра. М.: Просвещение, 1988. — 159 с.
  258. Ф.И. Активизация учения школьников. Минск, 1970.-58 с.
  259. В. В. Формирование способности к наглядному моделированию в конструктивной деятельности /Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. М.: Педагогика, 1986 -С. 50−73.
  260. М.И. Воспитание интереса и развитие способностей при обучении математике. Волгоград: Изд. ВПИ, 1967. — 23 с.
  261. С. И. Способы формирования художественно-речевой деятельности старших дошкольников. Автореф. дис. канд.пед. наук. М, 1982. — 24 с.
  262. В.Л. Активизация познавательной деятельности в процессе взаимосвязи проблемного и частично-поискового методов обучения. -Минск, 1995.-С. 33−48.
  263. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982.- 208 с.
  264. Т.С. Формирование представлений о времени и пространстве у детей дошкольного возраста средствами искусства. Автореф. дис. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1999. 172 с.
  265. Л. Интеграция обучения: за и против //Народное образование. 1998.-№ 6. -154 с.
  266. Е.И. Методика обучения математике в детском саду. М.: Педагогика, 1998. — 271 с.
  267. Е.И. О некоторых особенностях познавательной активности в процессе обучения математике //Дошкольное воспитание. -1983,-№ 9, — С. 42−45.
  268. И.И. Формирование целенаправленности и настойчивости у детей 5−6 лет в процесс решения умственных задач: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Л., 1976. — 23 с.
  269. П. Н., Огородников И. Т. М.: Педагогика, 1954.216 с.
  270. А. н. Развитие творческой познавательной активности школьников в процессе конструктивной деятельности: Дис. .канд. пед. наук. Липецк, 2004. — 171 с.
  271. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. — 203 с.
  272. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. — 352с.
  273. Д.Б. Детская психология. Развитие ребенка от рождения до 7 лет. М.: Учпедгиз, 1960. — 328с.
  274. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Пед агогика, 19 89, — 560 с.
  275. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателя детского сада /Под ред. А. Д. Кошелевой. М.: Просвещение, 1985. — 176 с.
  276. Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду: Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений Е. Г. Юдина, Г. Б. Степанова, Е. Н. Денисова. -М.: Просвещение, 2002. 142 с.
  277. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. -М.: Просвещение, 1969. 317 с.
  278. В. А. История психологии. СПб, Питер, 1999. — 289 с.
  279. Е.К. Ознакомление с природой как средство обогащения изобразительной деятельности детей 4−5 лет. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1986. — 26 с.
  280. Leuschina A.M. Rechenunnterricht im Kinderqarten. Ubers. Dieter Pommerenke. Berlin, «Yolk und Wissen», 1962. 162 c.
Заполнить форму текущей работой