Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Административно-правовой режим земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В сложившейся в России социально-экономической ситуации объективно назрела необходимость пересмотра принципов и приоритетов в области управления и распоряжения землями, находящимися в государственной и муниципальной собственности. Для этого необходимо решить следующие задачи: а) провести полную инвентаризацию земель государственной и муниципальной собственности, разработать и реализовать систему… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Юридическая природа административно-правового режима земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности
    • 1. Основания и порядок отнесения земель к собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
    • 2. Содержание и признаки административно-правового режима земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности
    • 3. Соотношение административно-правового режима земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, с административно-правовыми режимами земель иных категорий
    • 4. Система законодательства об административно-правовом регулировании земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности
  • Глава 2. Механизм административно-правового управления землями, находящимися в государственной и муниципальной собственности
    • 1. Административно-правовые основания разграничения государственной и муниципальной собственности на земли как формы публичной собственности
    • 2. Государственное планирование и контроль за использованием земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности
    • 3. Административно-правовой механизм приобретения и распоряжения землями, находящимися в государственной и муниципальной собственности
    • 4. Актуальные проблемы совершенствования механизма административно-правового управления землями, находящимися в государственной и муниципальной собственности, и пути их решения

Административно-правовой режим земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Принятие в 2001 г. Земельного кодекса РФ положило начало новому этапу разграничения государственной собственности на землю, закрепив положения, являющиеся основой для регулирования земельных отношений, в том числе и в области установления административно-правового режима земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также в сфере разграничения государственной собственности на землю: была закреплена возможность разграничения права государственной собственности на землю в соответствии с Земельным кодексом РФ и федеральными законами, дано легальное определение земельного участка (п. 2 ст. 6), определены категории земель (ст. 7), их понятие, состав, правовой режим.

Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 1Э7-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» (в редакции от 30 июня 2006 г.) закрепил не только основания отнесения земельных участков к собственности соответствующего публичного собственника (ст. 3.1), но и установил порядок распоряжения такими участками (п. 10), административно-правовой режим земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Актуальность темы

диссертационного исследования вызвана тем, что федеральное и муниципальное законодательство в сфере административно-правового управления землями развивается слабо, более того, до сих пор в нашей стране не разработан единый эффективный механизм административно-правового управления землями, находящимися в государственной и муниципальной собственности. Кроме того, нуждаются в регламентации взаимоотношения между государством, субъектами РФ и муниципальными образованиями как собственниками, в частности, по поводу передачи их собственности друг другу (эта проблема связана с п. «г» ст. 72 Конституции РФ), равно как и вопросы содержания права собственности на такие важнейшие объекты как земля, недра, водные и другие природные ресурсы (п. «в» ст. 72

Конституции РФ). Таким образом, в настоящее время существует большое количество теоретических правовых моделей обоснования публичной собственности. Однако ни одна из них не может считаться общепризнанной," так как не предлагает сбалансированную схему определения режима публичной собственности (отдельных ее видов).

Возникновение и формирование государственной и муниципальной собственности на землю является незавершенным процессом, реализовать который можно с развитием гражданского и земельного законодательства и рыночных реформ в экономике России. Без значительных имущественных активов и наличия правомочий собственника муниципальные образования не смогут в полном объеме удовлетворять потребности населения в разнообразных социальных услугах, развивать коммунальное хозяйство, обеспечивая полноценную интеграцию местных общин в более крупные социальные структуры.

Кроме того, проблемы законодательного закрепления правомочий муниципальной собственности на землю, реализация административно-правового механизма приобретения и распоряжения землями непосредственно связаны с расширением возможности местных общин участвовать, в лице своих законных и договорных представителей, в экономической жизни соответствующих регионов, обеспечивая рост благосостояния населения, стимулирование местного предпринимательства, расширение доходной базы бюджетов всех уровней. Тем самым, расширение гражданской правоспособности местных общин как собственников призвано способствовать необратимости рыночных преобразований всей экономической системы нашего общества и государства.

Степень научной разработанности проблемы. Рост числа научных публикаций (монографий, книг и статей в специализированных юридических изданиях) за последнее десятилетие свидетельствует о неподдельном интересе исследователей к юридической природе административно-правового режима земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Административно-правовые основания разграничения государственной и муниципальной собственности на земли как форм публичной собственности и последствия такого разграничения в Российской Федерации исследовались в трудах таких ученых, как Ю. М. Абкдов, В. А. Белов, А. Б. Борисов, М. И. Брагинский, Е. А. Васильев, Л. Л. Васина, A.B. Венедиктов, А. Г. Гоязнова, С. И. Камарицкий, В. А. Кудин, O.E. Кутафий, В. Н. Лексин, В. Д. Мазаев, В. А. Максимов, А. И. Масляев, В. П. Мозолин, A.C. Прудников, В. И. Фадеев, P.O. Халфина, В. М. Хвостов, З. И. Цыбулепко, Г. И. Чеботарев, B.C. Якушев и др.

Правовым основам административного регулирования государственной и муниципальной собственности на землю посвящены труды таких ученых, как В. К. Андреев, В. Н. Афанасьев, A.B. Бабанов, Г. В. Барабашев, Г. Е. Быстрое, Р. К. Гусев, О. Л. Дубовик, В. Н. Зуев, А. Г. Калпин, А. Г. Кокорин, С. М. Корнеев, К. А. Кудрявцева, В. В. Лаптев, М. Н. Малеина, A.A. Спиридонова, Е. Б. Султанов, Е. А. Суханов, В. А. Тарзов, Ю. А. Тихомиров, O.E. Филатова, А. П. Фоков, Т. В. Чечелева и др.

На уровне диссертационных исследований проблемы административно-правового регулирования земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, нашли свое отражение в работах ЕМ. Андреевой, C.B. Артюшина, С. Л. Бездольного, C.B. Водолагина, А. Ф. Ивлевой, Н. Б. Маловой, Т. Б. Силиной, Г. М. Умеровой, A.A. Хорева, A.M. Цирина и др.

Отдельного монографического исследования, посвященного изучению содержания и особенностей административно-правового режима земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности в России, а также выявлению современных проблем совершенствования механизма административно-правового управления землями, находящимися в государственной и муниципальной собственности в Российской Федерации, до сих пор нет, хотя отдельные элементы административно-правовой природы земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, освещались в научных работах по гражданскому и земельному (природоресурсному) праву.

Целью исследования является изучение юридической природы, содержания и особенностей реализации административно-правового режима земель, находящихся в государственной и муниципальной собственностивыявление административно-правового механизма приобретения и распоряжения землями, находящимися в государственной и муниципальной собственности в России.

Достижению поставленной цели способствует решение следующих основных задач:

— исследование оснований и порядка отнесения земель к собственности РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;

— изучение содержания и признаков административно-правового режима земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

— выявление соотношения административно-правового режима земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, с административно-правовыми режимами земель иных категорий;

— изучение системы административно-правового регулирования земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

— выявление и анализ административно-правовых оснований разграничения государственной и муниципальной собственности на земли как формы публичной собственности;

— исследование особенностей государственного планирования и контроля за использованием земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

— выявление административно-правового механизма приобретения и распоряжения землями, находящимися в государственной и муниципальной собственностивыявление актуальных проблем совершенствования механизма административно-правового управления землями, находящимися в государственной и муниципальной собственности и предложение путей их решения.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере определения административно-правового режима земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Предметом исследования являются нормы административного права, с помощью которых реализуется механизм административно-правового управления землями, находящимися в государственной и муниципальной собственности.

Методологическую основу диссертационного исследования составили современные общенаучные и специальные методы познания, в частности: анализ, синтез, системный, социологический, историко-юридический, аксиоматический, метод сравнительного правоведения, анализа документов и т. д. Их применение в сочетании с последними достижениями юридической, философской, политологической и социологической мысли позволило выявить юридические особенности административно-правового режима земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Эмпирическую базу исследования составили:

1. Анкетирование 24 специалистов Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (Росимущества) на тему «Система правового регулирования государственной и муниципальной собственности на землю в России», выявившее проблемы разграничения государственной и муниципальной собственности на землю (ноябрь 2006 г.).

2. Исследование в виде опроса 17 сотрудников Министерства природных ресурсов РФ на тему «Определение административно-правового режима земель, находящегося в муниципальной собственности: проблемы и пути их решения», результатом которого стал вывод о том, что возникновение и формирование государственной и муниципальной собственности является незавершенным процессом, реализовать который можно с развитием законодательства и рыночных реформ (апрель 2007 г.).

3. Исследование в виде Интернет-анкетирования 65 депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ «Проблемы совершенствования административно-правового регулирования разграничения государственной и муниципальной собственности: взгляд со стороны депутатского корпуса», выявившего основные направления законодательной работы по устранению пробелов в российском законодательстве, касающихся оснований разграничения публичных форм собственности (октябрь-ноябрь 2007 г.).

4. Изучение судебной практики по земельным спорам о принадлежности земель к государственной или муниципальной собственности, а также особенностям разграничения государственной и муниципальной собственности на землю в Российской Федерации (январь-февраль 2008 г.).

Научная новизна диссертации состоит в том, что она является одним из первых научных исследований, посвященных изучению юридической природы административно-правового режима земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности в современных социально-экономических условиях развития Российской Федерации.

В работе исследуются основания и порядок отнесения земель к собственности РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, а также содержание и признаки административно-правового режима земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также его соотношение с административно-правовыми режимами земель иных категорий.

Определены современное состояние механизма административно-правового управления землями, находящимися в государственной и муниципальной собственности. Обоснована четырехуровневая система законодательства об административно-правовом регулировании земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Диссертантом, в целях выявления административно-правовых оснований разграничения государственной и муниципальной собственности на землю, сделан вывод о необходимости учета разграничений в самой государственной собственности, которая разделена на две крупные и относительно автономные подсистемы — федеральную государственную собственность и государственную собственность субъектов РФ.

В работе обоснована необходимость пересмотра принципов и приоритетов в области управления и распоряжения землями, находящимися в государственной и муниципальной собственности, а также предложено принятие Федерального закона «О разграничении федеральной государственной собственности, государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности и о порядке передачи объектов федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность».

На защиту выносятся следующие теоретические выводы и практические предложения:

1. Вывод о том, что административно-правовыми основаниями отнесения земель к собственности РФ и субъектов РФ являются: а) поступление в федеральную собственность или собственность субъекта РФ имущества, которое в силу закона не может принадлежать собственникуб) отчуждение недвижимого имущества помимо воли собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором оно находитсяв) разграничение государственной собственности на собственность РФ и собственность субъектов РФ;

2. Вывод о том, что административно-правовыми основаниями отнесения земель к собственности муниципальных образований являются: а) передача объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности муниципальным образованиям при приватизации государственных предприятийб) передача имущества государственных предприятий, не подлежащего приватизации, муниципальным образованиямв) обращение в муниципальную собственность бесхозяйных недвижимых вещей (находки, безнадзорные животные) — обращение в собственность самовольной постройки в черте муниципального образования.

3. Вывод о том, что под административно-правовым режимом земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, следует понимать специфический, установленный нормативными правовыми актами, порядок деятельности уполномоченных государственных органов РФ и субъектов РФ, а также муниципальных образований в сфере определения принадлежности и порядка целевого и функционального использования землями.

4. Вывод о том, что система законодательства об административно-правовом регулировании земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, является четырехуровневой:

1 уровень (конституционный): ст.ст. 8, 9, п. «д» ст. 71, п. «г» ст. 72, 114, 130, 132, 133 Конституции РФ 1993 г.;

2 уровень (федеральный), который условно можно подразделить на два подуровня: а) кодифицированные нормативные правовые акты РФ: Гражданский кодекс РФ (ст. 209, 214, 215) — Земельный кодекс РФ (ст. 6, 7, 16, 17) — Лесной кодекс РФ (ст. 19), Водный кодекс РФ (ст. 35, 36) — б) некодифицированные нормативные правовые акты РФ: федеральные законы от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», от 25 октября 2001 г. № 137-ФЭ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», от 17 апреля 2006 г. № 53-Ф3 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации», от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве», от 14 марта 1995 г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых территориях» и др.

3 уровень Сведомственный): подзаконные нормативные правовые акты РФ, к числу которых, в частности, относятся постановления Правительства РФ от 3 апреля 2008 г. № 234 «Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности», от 29 апреля

2006 г. № 264 «О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», от 18 февраля 1998 г. № 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним" — письмо Рособразования от 21 ноября

2007 г. № 16−55−438ИН/02−12 «О заключении договора аренды объектов недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности»;

4 уровень (региональный): нормативные правовые акты субъектов РФ, к числу которых, в частности, относятся Закон Челябинской области от 28 января 1999 г. № 63−30 «О государственных и муниципальных землях Челябинской области" — распоряжения Правительства Москвы от 8 октября 2007 г. № 2229-РП «О передаче в федеральную собственность объектов культурного наследия федерального значения — «Комплекс Лютеранской кирхи, 1905 г., арх. Коссов В.» и «Палаты Мазепы, XVII в.» по Старосадскому пер., д. 7/10 (Колпачному пер., д. 10/7), стр. 2−4, 6−10», от 1 сентября 2006 г. № 1715-РП «Об организации комплексной жилой застройки на земельных участках, передаваемых из федеральной собственности в собственность города Москвы в рамках реализации программы по обеспечению жильем военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» и др.

5. Для выявления административно-правовых оснований разграничения государственной и муниципальной собственности на землю необходимо учитывать разграничения в самой государственной собственности, которая разделена на две крупные и относительно автономные подсистемыфедеральную государственную собственность и государственную собственность субъектов РФ. Они представляют собой два самостоятельных объекта управления с присущими им общими закономерностями, свойственными системе государственной собственности в целом, а также специфическими признаками, заключающимися, прежде всего, в особом составе участников со стороны собственника, а также в составе объектов, входящих в государственную собственность соответствующего вида.

6. Государственное планирование и контроль за использованием земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, являются основными формами организации эффективного механизма административно-правового управления данными землями, реализуемого для решения задач, стоящих перед государством и муниципалитетами, путем правильного использования земель в хозяйственной деятельности публичных образований, извлечения прибыли и направления ее в бюджеты всех уровней.

7. Вывод о том, что существующая система управления и распоряжения объектами государственной и муниципальной собственности нуждается в совершенствовании с помощью: формирования реестра государственной недвижимостизаконодательно урегулировать права пользователя недвижимостью и полномочия государства как собственника недвижимости (которые в настоящее время осуществляются разными федеральными органами, деятельность которых не скоординирована в надлежащей степени) — определения прав государства на объекты недвижимости.

8. Вывод о том, что в целях эффективного управления и распоряжения государственными и муниципальными землями необходимо решить следующие задачи: а) провести полную инвентаризацию земель государственной и муниципальной собственности, разработать и реализовать систему учета земельных участковб) повысить эффективность управления государс1 венными и муниципальными землями с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, осуществить детальную правовую регламентацию процессов управления землямив) классифицировать государственные и муниципальные земли по признакам, определяющим специфику управляющих ими субъектов и специфику самого механизма управления и распоряжения имиг) обеспечить контроль над использованием и сохранностью государственных и муниципальных земельд) обеспечить регулярные поступления доходов в бюджеты всех уровней и более эффективно использовать имеющиеся государственные и муниципальные земли.

9.

Заключение

о необходимости принятия Федерального закона «О разграничении федеральной государственной собственности, государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности и о порядке передачи объектов федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность».

В данном Законе необходимо урегулировать порядок передачи объектов, находящихся в государственной собственности (федеральной и собственности субъектов РФ), в муниципальную форму собственности и обратно. При этом целесообразно при передаче в муниципальную собственность объектов федеральной собственности, имеющих местное значение, не предусматривать согласование перечней передаваемых объектов с субъектом РФ. Согласование субъекта РФ предусматривается в отношении лишь тех объектов, которые могут быть переданы в целях обеспечения комплексного социально-экономического развития муниципальных образований.

Теоретическое значение работы заключается в том, что полученные в ходе исследования выводы, во-первых, освещают и переосмысливают понятие, содержание и юридическую природу административно-правового режима земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, во-вторых, развивают и дополняют понятийный материал, на котором строится изучение дисциплин • «Административное право Российской Федерации» и «Земельное право Российской Федерации».

Предложения автора по принятию Федерального закона «О разграничении федеральной государственной собственности, государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности и о порядке передачи объектов федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность» способствуют упорядочиванию законодательства о порядке передачи объектов, находящихся в государственной собственности (федеральной и собственности субъектов РФ), в муниципальную форму собственности и обратно.

Автором последовательно доказывается, что для выявления критериев разграничения государственной и муниципальной собственности на землю необходимо учитывать разграничения в самой государственной собственности на землю, которая разделена на две крупные и относительно автономные подсистемы — федеральную государственную собственность и государственную собственность субъектов РФ.

Научные положения, являющиеся частью диссертации, могут быть полезны для дальнейшего уточнения и углубления понятийного аппарата рассматриваемой проблемы как в рамках проводящейся в России административно-правовой реформы, так и в аспекте совершенствования) земельного законодательства о разграничении государственной и муниципальной собственности на землю в России, а также могут быть использованы в теоретических и прикладных научных исследованиях.

Практическое значение диссертации состоит в том, что полученные в ходе исследования выводы и сформулированные на их основе практические предложения, касающиеся реализации механизма административно-правового управления землями, находящимися в государственной и муниципальной собственности, а также выявленные актуальные проблемы совершенствования правового регулирования административно-правового управления землями, разграничения государственной и муниципальной собственности на землю и пути их решения могут способствовать повышению эффективности работы органов государственной власти, субъектов РФ, органов местного самоуправления.

Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке учебников и учебных пособий, а также преподавании дисциплин «Административное право Российской Федерации» и «Земельное право Российской Федерации».

Апробация результатов исследования. Основные положения исследования отражены и апробированы в трех научных публикациях автора.

Отдельные положения диссертации апробированы автором в выступлениях на конференциях и семинарах: ежегодной международной научно-практической конференции «Проблемы теории и юридической практики в России» г. Самара, 2 марта 2006 г.) — международной конференции «Традиции и новации в системе современного российского права» (г. Москва, 31 марта 2006 г.) — международной научной конференции «Модернизация экономики и государство» (г. Москва, 4 апреля 2006 г.) — межрегиональной конференции «Актуальные вопросы публичного права» (г. Екатеринбург, 14 октября 2006 г.) — всероссийской научно-теоретической конференции «Актуальные вопросы развития государственности и правовой системы в современной России» (г.

Оренбург, 13 апреля 2007 г.) — всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы юридической науки в условиях развития современной России» (г. Н. Новгород) — информационно-консультационном семинаре «Сделки с недвижимостью и проблемы государственной регистрации» (г. Москва, 4 февраля 2008 г.) — всероссийской научно-практической конференции «Собственность и право собственности субъектов Российской Федерации» (г. Коломна Московской области, 16−17 мая 2008 г.).

Положения диссертационного исследования внедрены в практическую деятельность диссертанта, а также апробированы в преподавании курса «Административное право Российской Федерации» в Международной академии предпринимательства и Московском гуманитарном университете.

Структура и объем диссертации

Исследование состоит из введения, двух глав, объединяющих восемь параграфов, заключения, списка использованной литературы и нормативных правовых актов.

Заключение

Административно-правовыми основаниями отнесения земель к собственности РФ и субъектов РФ являются: а) поступление в федеральную собственность или собственность субъекта РФ имущества, которое в силу закона не может принадлежать собственникуб) отчуждение недвижимого имущества помимо воли собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором оно находитсяв) разграничение государственной собственности на собственность РФ и собственность субъектов РФ;

Административно-правовыми основаниями отнесения земель к собственности муниципальных образований являются: а) передача объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности муниципальным образованиям при приватизации государственных предприятийб) передача имущества государственных предприятий, не подлежащего приватизации, муниципальным образованиямв) обращение в муниципальную собственность бесхозяйных недвижимых вещей (находки, безнадзорные животные) — обращение в собственность самовольной постройки в черте муниципального образования.

Право государственной собственности на землю следует рассматривать в объективном и субъективном смысле. В объективном смысле оно представляет собой определенную совокупность правовых норм, регулирующих имущественные отношения принадлежности материальных благ государству и обеспечивающих его возможность по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом (землей).

В субъективном смысле под правом государственной собственности на землю рассматривается право собственности выступающего в качестве субъекта права государства, обеспеченное законом и предоставляющее государству в лице уполномоченных органов реальные возможности поступать определенным образом и требовать определенного поведения от третьих лиц.

Муниципальная собственность на землю представляет собой систему отношений по присвоению населением муниципального образования земель, совместному владению, пользованию и распоряжению этими землями в целях обеспечения экономического роста и воспроизводства социально-экономической территориальной системы.

Право муниципальной собственности на землю представляет собой исключительное право местных сообществ осуществлять абсолютным образом правомочия владения, пользования, распоряжения и иные предусмотренные законом правомочия собственника в отношении земель непосредственно или через формируемые в соответствии с законом органы местного самоуправления и муниципальные предприятия, учреждения и организации для решения задач местного значения.

Под административно-правовым режимом земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, следует понимать специфический, установленный нормативными правовыми актами, порядок деятельности уполномоченных государственных органов РФ и субъектов РФ, а также муниципальных образований в сфере определения принадлежности и порядка целевого и функционального использования землями.

Система законодательства об административно-правовом регулировании земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, является четырехуровневой:

1 уровень (, конституционный): ст.ст. 8, 9, п. «д» ст. 71, п. «г» ст. 72, 114, 130, 132, 133 Конституции РФ 1993 г.;

2 уровень (федеральный), который условно можно подразделить на два подуровня: а) кодифицированные нормативные правовые акты РФ: Гражданский кодекс РФ (ст. 209, 214, 215) — Земельный кодекс РФ (ст. 6, 7, 16, 17) — Лесной кодекс РФ (ст. 19), Водный кодекс РФ (ст. 35, 36) — б) некодифицированные нормативные правовые акты РФ: федеральные законы от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», от 25 октября 2001 г. № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», от 17 апреля 2006 г. № 53-Ф3 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации», от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве», от 14 марта 1995 г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых территориях» и др.;

3 уровень (ведомственный): подзаконные нормативные правовые акты РФ, к числу которых, в частности, относятся постановления Правительства РФ от 3 апреля 2008 г. № 234 «Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности», от 29 апреля

2006 г. № 264 «О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», от 18 февраля 1998 г. № 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним" — письмо Рособразования от 21 ноября

2007 г. № 16−55−438ИН/02−12 «О заключении договора аренды объектов недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности»;

4 уровень (региональный): нормативные правовые акты субъектов РФ, к числу которых, в частности, относятся Закон Челябинской области от 28 января 1999 г. № 63−30 «О государственных и муниципальных землях Челябинской области" — распоряжения Правительства Москвы от 8 октября 2007 г. № 2229-РП «О передаче в федеральную собственность объектов культурного наследия федерального значения — «Комплекс Лютеранской кирхи, 1905 г., арх. Коссов В.» и «Палаты Мазепы, XVII в.» по Старосадскому пер., д. 7/10 (Колпачному пер., д. 10/7), стр. 2−4, 6−10» и др.

Для выявления административно-правовых оснований разграничения государственной и муниципальной собственности на землю необходимо учитывать разграничения в самой государственной собственности, которая разделена на две крупные и относительно автономные подсистемыфедеральную государственную собственность и государственную собственность субъектов РФ. Они представляют собой два самостоятельных объекта управления с присущими им общими закономерностями, свойственными системе государственной собственности в целом, а также специфическими признаками, заключающимися, прежде всего, в особом составе участников со стороны собственника, а также в составе объектов, входящих в государственную собственность соответствующего вида.

Государственное планирование и контроль за использованием земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, являются основными формами организации эффективного механизма административно-правового управления данными землями, реализуемого для решения задач, стоящих перед государством и муниципалитетами, путем правильного использования земель в хозяйственной деятельности публичных образований, извлечения прибыли и направления ее в бюджеты всех уровней.

Существующая система управления и распоряжения объектами государственной и муниципальной собственности нуждается в совершенствовании. Это связано с тем, что до сих пор не сформирован полностью реестр государственной недвижимостиотсутствует четкое определение прав пользователя недвижимостьюполномочия государства как собственника недвижимости осуществляются разными федеральными органами, деятельность которых не скоординирована в надлежащей степениправа государства на объекты недвижимости не зарегистрированы в установленном законном порядке.

В сложившейся в России социально-экономической ситуации объективно назрела необходимость пересмотра принципов и приоритетов в области управления и распоряжения землями, находящимися в государственной и муниципальной собственности. Для этого необходимо решить следующие задачи: а) провести полную инвентаризацию земель государственной и муниципальной собственности, разработать и реализовать систему учета земельных участковб) повысить эффективность управления государственными и муниципальными землями с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, осуществить детальную правовую регламентацию процессов управления землямив) классифицировать государственные и муниципальные земли по признакам, определяющим специфику управляющих ими субъектов и специфику самого механизма управления и распоряжения имиг) обеспечить контроль над использованием и сохранностью государственных и муниципальных земельд) обеспечить регулярные поступления доходов в бюджеты всех уровней и более эффективно использовать имеющиеся государственные и муниципальные земли.

В диссертации сделан и обоснован вывод о необходимости принятия Федерального закона «О разграничении федеральной государственной собственности, государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности и о порядке передачи объектов федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность». В данном Законе необходимо урегулировать порядок передачи объектов, находящихся в государственной собственности (федеральной и собственности субъектов РФ), в муниципальную форму собственности и обратно.

При этом целесообразно при передаче в муниципальную собственность объектов федеральной собственности, имеющих местное значение, не предусматривать согласование перечней передаваемых объектов с субъектом РФ. Согласование субъекта РФ предусматривается в отношении лишь тех объектов, которые могут быть переданы в целях обеспечения комплексного социальноэкономического развития муниципальных образований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)// Российская газета. 25 декабря 1993 г.
  2. Билль о правах 1689 года / Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Норма, 2002.
  3. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. / Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Норма, 2002.
  4. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. / Права человека. Основные международные документы. М.: Международные отношения, 1989.
  5. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // Права человека. Основные международные документы. М.: Международные отношения, 1989.
  6. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. / Права человека. Основные международные документы. М.: Международные отношения, 1989.
  7. Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865.
  8. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.
  9. Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ // СЗ РФ. 2005. № 1 (часть 1). Ст. 16.
  10. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.11 .Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  11. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. 4552.
  12. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (часть 1). Ст. 1.
  13. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ//СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.
  14. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа2000 г. № 117-ФЗ // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.
  15. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2066.
  16. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря2001 г. № 174-ФЗ // СЗ РФ. 24.12.2001. № 52 (1 ч.). Ст. 4921.
  17. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
  18. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЭ // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.
  19. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-Ф3 // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.21 .Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 224.
  20. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» // СЗ РФ. 2002. № 4. Ст. 251.
  21. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 28. Ст. 2892.
  22. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506.
  23. Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // СЗ РФ. 2002. № 48. Ст. 4746.
  24. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145.
  25. Федеральный закон от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» // СЗ РФ. 2001. № 28. Ст. 3354.
  26. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3594.
  27. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 26. Ст. 2519.
  28. Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 3492.
  29. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // СЗ РФ. 2001. № 33 (Часть 1). Ст. 3431.
  30. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4135.
  31. Городовое положение 1870 г. // Полное собрание Законов Российской Империи. Собр. второе. Т. XIV. Отд. первое. 1870. № 48 498.
  32. Городовое положение 1892 г. // Полное собрание Законов Российской Империи. Изд. 3-е. Т. 12. № 8708.
  33. Положение 1864 г. о губернских и земских учреждениях // Полное собрание Законов Российской Империи. Изд. 2-е. Т. 39. № 40 457.
  34. Закон РФ от 6 июня 1991 г. № 1550−1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации"// Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 29. Ст. 1010.
  35. Закон РФ от 21 апреля 1992 г. № 2708−1 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 20. Ст. 1084.
  36. Закон РФ от 22 октября 1992 г. № 3703−1 «О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 46. Ст. 2618.
  37. Закон РФ от 24 июня 1992 г. № 3119−1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные акты» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 34. Ст. 1966.
  38. Закон РСФСР от 6 июля 1991 г. № 1550−1 «О местном самоуправлении в РСФСР» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 29. Ст. 1010.
  39. Закон РСФСР от 10 октября 1991 г. № 1734−1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 46. Ст. 1543.
  40. Закон СССР от 9 апреля 1990 г. «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. № 16. Ст. 267.
  41. Закон РСФСР от 24 декабря 1990 г. № 443−1 «О собственности в РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 30. Ст. 416.
  42. Закон РСФСР от 3 июля 1991 г. № 1531−1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 27. Ст. 925.
  43. Закон РСФСР от 4 июля 1991 г. № 4199−1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР (РФ). 1991. № 28. Ст. 959.
  44. Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 52. Ст. 5071.
  45. Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2284 // СЗ РФ. 1994. № 1. Ст. 2.
  46. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (до 2004 г). Утв. Распоряжением Правительства РФ от 10 июля 2001 г. // Российская газета. 2002. 3 декабря.
  47. Постановление Правительства РФ от 27 июня 1996 г. «О некоторых мерах по организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами местного самоуправления» // СЗ РФ. 1996. № 27. Ст. 3283.
  48. Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2001 г. № 797 «О программе «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации», Федеральной целевой программе «Жилище» на 2002−2010 годы» // СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. 4622
  49. Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Утв. Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. // СЗ РФ. 2003. № 38. Ст. 3668.
  50. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2006 г. № 404 «Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта
  51. Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю» // СЗ РФ. 2006. № 28. Ст. 3074.
  52. Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2008 г. № 234 «Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности» // СЗ РФ. 2008. № 14. Ст. 1424.
  53. Постановление Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. № 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // СЗ РФ. 1998. № 8. Ст. 963.
  54. Закон Челябинской области от 28 января 1999 г. № 63−30 «О государственных и муниципальных землях Челябинской области» // Документ опубликован не был.
  55. Письмо Рособразования от 21 ноября 2007 г. № 16−55−438ИН/02−12 «О заключении договора аренды объектов недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности» // Официальные документы в образовании. 2007. № 35. Декабрь.
  56. Письмо Роснедвижимости от 27 июня 2006 г. № ВК/0965 «О разграничении государственной собственности на землю и выдаче кадастровых планов» // Документ опубликован не был.
  57. г. Москвы от 10 мая 1996 г. «О территориальном общественном самоуправлении в г. Москве» // Вестник Московской Думы. 1996. № 7.
  58. Закон Московской области от 10 июля 1996 г. № 11/98 «Об общих принципах формирования, управления и распоряжения муниципальной собственностью в Московской области» // Вестник Московской областной Думы. 1996. № 10.
  59. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ» // Гражданский кодекс РФ с пост, материалами из практики ВАС РФ. М., 1999.
  60. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 28 апреля 1997 г. № 13 «Обзор практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» // Гражданский кодекс РФ с пост, материалами из практики ВАС РФ. М., 1999.
  61. Информационное Письмо ВАС РФ от 9 января 1997 г. № С1−3/ОП-Ю // Вестник ВАС РФ. 1997. № 3.
  62. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13 ноября 1997 г. № 21 «Обзор практики разрешения споров, возникающих по договорам купли-продажи недвижимости // Гражданский кодекс РФ с пост, материалами из практики ВАС РФ. М., 1999.
  63. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 14 июля 1999 г. № 45 «Об обращении взыскания на имущество учреждения» // Хозяйство и право. 1999. № 12.
  64. Постановление Президиума ВАС РФ от 3 июля 2001 г. № 1514/00 // Вестник ВАС РФ. 2001. № 9.
  65. Постановление Президиума ВАС РФ от 3 февраля 2004 г. № 13 904/03 // Вестник ВАС РФ. 2004. № 6.
  66. Постановление Президиума ВАС РФ от 6 июля 2004 г. № 1424/04 // Вестник ВАС РФ. 2004. № 11.
  67. Постановление Президиума ВАС РФ от 8 июля 2004 г. № 1662/04 // Вестник ВАС РФ. 2004. № 10.
  68. Постановление Президиума ВАС РФ от 17 августа 2004 г. № 4417/04 // Вестник ВАС РФ. 2004. № 12.
  69. Постановление Президиума ВАС РФ от 8 февраля 2005 г. № 12 621/04 // Вестник ВАС РФ. 2005. № 6.
  70. Постановление Президиума ВАС РФ от 15 июня 2005 г. № 2479/05 // Вестник ВАС РФ. 2005., № 10.1.I. Книги и учебники:
  71. A.C. Правовые и финансовые основы самоуправления Российской Федерации. М., 2002.
  72. Н.Г. Законность и правоотношения в советском обществе. М., 1954.
  73. С.С. Общая теория права. Т. 1. М., 1982.
  74. В.К. Право собственности в Российской Федерации. М., 2004.
  75. В.П. Диалектика собственности: логика экономической реформы. JI., 1991.
  76. Г. В. Местное самоуправление М., Изд. МГУ, 1996.
  77. Г. В. Муниципальные органы современного капиталистического государства (США, Великобритания). М., 1971.
  78. Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования / Пер. с англ. -М., 1994.
  79. Н.С. Права человека и местное самоуправление в Российской Федерации. Ростов-на-Дону, 1998.
  80. Бондарь Н. С, Чернышев М. А. Муниципальное право и практика его реализации в городском самоуправлении. Ростов-на-Дону, 1996.
  81. А.Б. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. 4-е изд. М., 2004.
  82. М.И. Участие Советского государства в гражданских правоотношениях. М., 1981.
  83. С.Н. Предмет и система советского гражданского права. -М., 1963.
  84. С.Н. Юридическая ответственность и законность. М., 1976.
  85. Г. Французское административное право / Пер. с франц. -М, 1988.
  86. Е. А. Гражданское и торговое право капиталистических государств. Изд. 3-е, изм. и доп. / Под ред. Е. А. Васильева. М., 1993.
  87. Н.В., Доманевская Е. П., Кирсанов С. А. Муниципальные услуги: путь к эффективности. СПб., 2001.
  88. Л.Л. Социальное рыночное хозяйство. Словарь терминов / Сост. JT.JT. Васина. М.: Изд. Фонда им. JI. Эрхарда, ИНФРА-М, 1997.
  89. JT. Основы городского хозяйства. В 2-х частях. М., 1928.
  90. В.А. Теория государства и права. М., 1998.
  91. A.B. Государственная социалистическая собственность. М., 1948.
  92. А.П. Выбор способа защиты гражданских прав. СПб., 2000.
  93. Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. (Киев, 1907). Ростов-на-Дону, 1995.
  94. М.В. Право собственности в России. М., 2002.
  95. А.Г., Лапин В. А., Широков А. Н. Основы управления муниципальным хозяйством. СПб., 1996.
  96. Гражданское право. Часть первая. Учебник / Под ред. А. Г. Калпина, А. И. Масляева. М Юристъ, 2000.
  97. В.П. Пределы осуществления и защиты гражданских прав. М., 1972.
  98. А.Г. Экономическая теория / Под ред. А. Г. Грязновой, Т. В. Чечелевой. М., 2003.
  99. Э. Местная администрация во Франции / Пер. с франц. М., 1957.
  100. А.П., Обушенков A.J1. Муниципальное управление. -Хабаровск-Н. Новгород, 1998.
  101. B.C. Дорогами тысячелетий. О чем поведали письмена. М., 1976.
  102. O.JI. Экологическое право. Учебник. М.: Изд-во «Проспект», 2004.
  103. В.Б., Старцев Я. Ю. Местные органы власти зарубежных стран. Правовые аспекты. М., 2001.
  104. Н.Д. Гражданско-правовое регулирование общественных отношений: единство и дифференциация. JL, 1988.
  105. Земельное право Учебник / Под ред. Г. Е. Быстрова, Р. К. Гусева, A.B. Бабанова и др. М.: ТК «Велби», Изд-во «Проспект», 2006.
  106. В. Н. Кузнецов С.С. Финансовые основы местного самоуправления в Российской Федерации: правовой аспект. Томск, 1999.
  107. В.Г., Рудой В. В. Местное самоуправление. Учебник. Изд. 2-е. -Ростов-на-Дону, 2003.
  108. О.С. Правоотношения по советскому гражданскому праву. М., 1949.
  109. О.С. Советское гражданское право. В. 2-х томах. Т.1. J1., 1958.
  110. О.С. Избранные труды по гражданскому праву. М., 2000.
  111. ИО.Калпин А. Г. Гражданское право. Часть первая / Под ред. А. Г. Калпина, 1. А. И. Масляева. М., 1997.
  112. С.И. Приватизация: правовые проблемы. Курс лекций. М., 2000.
  113. Т.В. Хозяйственные товарищества и общества: правовое регулирование внутрифирменной деятельности. М., 1995.
  114. А.Г. Оптимизация финансово-экономических основ местного самоуправления. Щадринск, 2000.
  115. Комментарий к федеральному закону «О приватизации государственного и муниципального имущества» (постатейный) / Под ред. В. А. Вайпана. — М.: Юридический дом «Юстицинформ», 2004.
  116. С.М. Право государственной социалистической собственности в СССР. М.: Изд-во Московского университета, 1964.
  117. Н.Ю. Хозяйственное право. Изд. 2-е. М., 2003.
  118. М.А. Правовое регулирование финансово-экономических основ местного самоуправления. Чебоксары, 2000.
  119. В.В. Предпринимательское право. М., 1997.
  120. В.Н., Швецов А. И. Муниципальная Россия: социально-экономическая ситуация, право, статистика. В 5-ти томах. М., 2002.
  121. В.Д. Публичная собственность в России: конституционные основы. М., 2004.
  122. В.А., Игнатова С. И., Игнатова Т. В., Кочергин А. Л. Муниципальная собственность в России: проблемы становления и развития. Ростов-на-Дону, 1994.
  123. И.И. Механизм осуществления субъективных гражданских прав. Ярославль, 1989.
  124. В.П. Право собственности в условиях совершенствования социализма. М., 1989.
  125. Научно-практический комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред. В. П. Мозолина, М. Н. Малеиной. М.: Издательство «НОРМА», 2004.
  126. Научно-практический комментарий к Основам гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик. М., 1961.
  127. Т.С. Местные финансы во Франции. Новосибирск, 1996.
  128. И.Б. Римское право. Учебник. М., 1996.
  129. A.A. Присуждение к исполнению обязанности как способ защиты гражданских прав. СПб., 2001.
  130. В.П. Проблемы теории собственности в российском гражданском праве. Монография. Научное издание. М., 2000.
  131. В.Г. Финансовые основы местного самоуправления. М.: МЦФЭР, 1998.
  132. Н.Л. Муниципальная финансовая система Российской Федерации. М., 2000.
  133. A.C. Муниципальное право. Курс лекций. М., 2004.
  134. A.C., Кудин В. А., Лимонов А. М., Лимонова H.A. Муниципальное право России. Курс лекций. М., 2003.
  135. В.А. Проблема собственности в конституционном праве. -Ростов-на-Дону, 1995.
  136. A.A. Проблемы совершенствования теоретической модели права собственности / Развитие советского гражданского права на современном этапе. М., 1989.
  137. В.А. Советское гражданское право в 2-х частях / Под ред. В. А. Рясенцева. М., 1986.
  138. С.Л. Субъект Федерации: статус и законодательная деятельность. СПб., 1999
  139. А. П. Гражданское право. Учебник. Часть 1 / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. Изд. 6-е. М., 2004.
  140. В.П. Местное управление и самоуправление во Франции. -М., 1981.
  141. К.И. Проблемы права собственности. М., 2002.
  142. Создание муниципальных предприятий и контроль за их деятельностью. -Обнинск, 1998
  143. Г. Чрезмерность законодательства // Опыты научные, политические и философские / Пер. с англ. под ред. H.A. Рубакина. М., 1999.
  144. П.И. Курс советского гражданского права. Т. 2. Особенная часть. -М., 1931.
  145. П.С. Об юридических лицах по римскому праву. М., 2000.
  146. Е.Б. Правовые основы финансовой деятельности муниципальных образований в ФРГ. Казань, 2002
  147. Е.А. Гражданское право в 4-х тт. М.: Волтерс Клувер, 2005.
  148. Е.А. Лекции по праву собственности. М, 1991.
  149. В.М. Теория государства и права. М., 1998.
  150. В.А., Рыбаков В. А. Собственность и право собственности. Уфа, 2000.
  151. В.А. Гражданское право. Курс лекций. Общая часть. М., 2002.
  152. Ю.К. Гражданское право. Учебник. Часть 1 / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. Изд. 2-е. М., 1999.
  153. Теоретическая экономика. Политэкономия / Под ред. Г. П. Журавлевой, H.H. Мильчаковой. М., 1997.
  154. Ю.А. Публичное право. М., 1995.
  155. А. Демократия в Америке / Пер. с франц. М., 1979.
  156. С.Ю. Правовое регулирование финансово-экономического взаимодействия субъекта Федерации и местного самоуправления. М., 1999.
  157. В.И., Кутафин Е. О. Муниципальное право Российской Федерации. Учебник. М., 2003.
  158. Ю.В., Авдеева Т. Т. Основы развития местного хозяйства. Учебник. М., 2000.
  159. P.O. Общее учение о правоотношении. M., 1974.
  160. В.М. Система римского права. М., 1996.
  161. З.И. Гражданское право России. Часть первая / Под ред. З. И. Цыбуленко. М., 1998.
  162. В.П. Государственно-монополистический капитализм. М., 1964.
  163. .Б. Правопреемство по советскому гражданскому праву / Труды по гражданскому праву. М., 2001.
  164. Г. Ф. Учебник русского гражданского права (изд. 1907 г.). -М., 1995.
  165. JI.B. Вещные права в гражданском праве России. М.: Бек, 1996.
  166. Экономическая теория / Под ред. А. Г. Грязновой, Т. В. Чечелевой. М., 2003.
  167. JI. Курс германского гражданского права / Пер. с нем. Том. 1. -М., 1950.
  168. Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства/ Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд. М., 1985.
  169. A.A. Постатейный комментарий к федеральному закону «О землеустройстве». 2-е изд, перераб. и доп. М.: Юридический дом «Юстицинформ», 2005.
  170. В.А. Основы местного самоуправления. М., 1998.1. Статьи в периодических изданиях:
  171. Ю.М. К вопросу об определении объектов муниципальной собственности в условиях нового этапа реформирования системы местного самоуправления в России // Черные дыры в Российском Законодательстве. Юридический журнал. 2006. № 4.
  172. Административная реформа — куда уходит государство // Российская газета. 2003. 14 октября.
  173. Актуальные проблемы формирования местного самоуправления в Российской Федерации «круглый стол» в Институте государства и права РАЮН // Государство и право. 1997. № 5.
  174. Г. Н. Современное правовое оформление публично-правового характера государственной собственности в РФ и концепция публичной собственности // Конституционное и муниципальное право. 2004. № 6.
  175. Г. Н. Муниципальная собственность в современных конституциях зарубежных стран // Местное право. 2002. № 9−10.
  176. Е.М. Становление права муниципальной собственности в Российской Федерации // Государство и право. 2001. № 3.
  177. С. Правовой статус государственных и муниципальных унитарных предприятий // Законность. 2003. № 6.
  178. Н. Доживем до старосты. Интервью депутата Государственной Думы Н. Бондаря // Эксперт. 2002. № 40.
  179. З.А. Ограничение прав публичного собственника // Закон. 2003. № 11.
  180. В.А. Национализация в российском гражданском праве: история и современность // Законодательство. 1999. № 2.
  181. O.E. Муниципализация и национализация // Научные труды РАЮН. Вып. 2. В 2-х томах. М., 2002.
  182. O.E. Некоторые проблемы договорной практики муниципальных образований // Государственная власть и местное самоуправление. 2003. № 4.
  183. O.E. Приобретение муниципальными образованиями права собственности на бесхозяйные недвижимые вещи // Государственная власть и местное самоуправление. 2003. № 5.
  184. С.Д. Отдельные аспекты права государственной собственности в период правовой реформы // Научные труды РАЮН. Вып. 2. В 2-х тт. -М., 2002.
  185. В.В. Понятие механизма защиты субъективных гражданских прав // Механизм защиты субъективных гражданских прав. Сб. научных трудов. Ярославль, 1990.
  186. В.И. Проблемы реализации и перспективы развития конституционной модели российского местного самоуправления // Государство и право. 2004. № 3.
  187. В.В. Черты юридического лица // Экономика и жизнь. 1995. № 2.
  188. А., Абалкина И., Абалкина Т. Доходы муниципальных образований // Финансы. 1998. № 2.
  189. Т.В. К вопросу о возникновении и развитии муниципальных финансов // Объединенный научный журнал. 2002. № 26.
  190. Т.В. Может ли местное самоуправление быть выгодным // Право: теория и практика. 2002. № 12.
  191. А.Г. Обычное право России начала XX в.: правительственная политика // Правоведение. 1989. № 1.
  192. Р. Финансовая автономия органов местного самоуправления в ФРГ // Государство и право. 1992. № 10.
  193. E.H. Равенство частной и публичной собственности: конституционно-правовой аспект // Современное право. 2004. № 9.
  194. И. А. Защита гражданских прав: новые аспекты (защита корпоративных прав акционеров и самозащита) // Российский судья. 2003. № 8.
  195. И.Б. К вопросу о понятии защиты права собственности // Российский судья. 2005. № 12.
  196. Ю.В. Гражданско-правовой статус публичных образований // Юрист. 2003. № 5.
  197. Е.А. Структура субъективного права на защиту // Проблемы защиты субъективных гражданских прав и советское гражданское судопроизводство. Вып. 4. Ярославль, 1979.
  198. В.Г., Рудой В. В. Федеральное и региональное законодательство России о финансово-экономических основах местного самоуправления // Северо-Кавказский юридический вестник. 1999. № 3.
  199. А. Правоспособность муниципальных образований // Право и экономика. 2006. № 2.
  200. Г. А. Гражданско-правовой статус общественных объединений // Государство и право. 2005. № 3.
  201. Е.И. О праве муниципальной собственности // Журнал российского права. 1997. № 9.
  202. Е.В. Государственная собственность субъектов РФ как основа их экономической самостоятельности // Государство и право. 2005. № 6.
  203. Л.Е. Об истории земских учреждений России // Государство и право. 1993. № 6.
  204. Ю.Г. Характер и пределы правового регулирования экономических функций местного самоуправления // Юрист. 1998. № 2, 4.
  205. И.В., Камалов O.A. Конституционные принципы реализации гражданской правоспособности муниципальных образований //
  206. Конституционные основы организации и функционирования институтов публичной власти в РФ. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 20−21 апреля 2000 г. Екатеринбург, 2001.
  207. O.A. Гражданско-правовые способы защиты вещных прав // Свобода, право, рынок. Волгоград, 2001.
  208. H.H. «Свой интерес» как индикатор» вещного права // Государство и право. 2005. № 12.
  209. H.JI. Проблемы реализации принципа самостоятельности местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 4.
  210. Предпринимательское право / Под ред. В. Н. Клейна. Изд. 2-е. М., 1995.
  211. Р.В., Семьянинов A.B. Реквизиция как одно из оснований принудительного прекращения права собственности // Гражданское законодательство Российской Федерации: проблемы становления и перспективы развития. Материалы «круглого стола». Брянск, 2005.
  212. Д.В. Акты государственных органов и органов местного самоуправления как основание возникновения гражданских правоотношений. // Государство и право. 2004. № 4.
  213. О. К вопросу о местной казне // Хозяйство и право. 1999. № 4.
  214. О.И. Местное самоуправление дело общественное или государственное? // Курсив. 1996. № 2.
  215. С.А. Государственная собственность: есть ли предел приватизации // Государство и право. 2004. № 12.
  216. O.E. Осуществление права муниципальной собственности через представителей // Конституционное и муниципальное право. 2003. № 4.
  217. А.П. О некоторых проблемных вопросах собственности в судебной практике // Арбитражный и гражданский процесс. 2004. № 2.
  218. А.П. Правовой статус собственности в России и Англии (сравнительное исследование) // Юрист. 2003. № 5.
  219. Л.П. Земельная реформа и государственная собственность на землю // Государство и право. 1997. № 8.
  220. .Л. Об основании и моменте перехода права собственности на движимые вещи по договору // Правоведение. 2000. № 3.
  221. В.M. Государственное регулирование отношений собственности и приватизация государственного имущества // Вестник Московского университета. Сер. Экономика. 1998. № 6.
  222. B.C. О самостоятельности института права государственной социалистической собственности и его государственно-правовой природе // Сборник ученых трудов Свердловского юрид. института. Вып. № 13. 1970.
  223. V. Сборники, энциклопедии:
  224. А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. — М.: Книжный мир, 2005.
  225. Большая советская энциклопедия. M., 1989.
  226. Большой юридический словарь / Под ред. А .Я. Сухарева, В. Е. Крутских. — М., 2002.
  227. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русское слово, 1955.
  228. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 2. М., 1999.
  229. С.И. Толковый словарь русского языка. М., 2000.
  230. Словарь иностранных слов. М., 2005.
  231. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. СПб., 2004.
  232. Словарь русского языка: В 4-х тт. АН СССР, Институт русского языка. Т. 4 / Под ред. А. П. Евстигнеевой. М.: Русский язык, 1985−1988.
  233. Л.В., Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия. — М., 2000.
  234. Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова. М., 2001.
  235. Энциклопедический юридический словарь. М., 1998.
  236. Юридическая энциклопедия. — М., 1998.
  237. Юридический энциклопедический словарь. — М., 1984.
  238. VI. Диссертации, авторефераты диссертаций:
  239. Е.М. Правовой режим муниципальной недвижимости в Российской Федерации: на примере Калининградской области / Дисс. канд. юрид. наук. М., 2001.
  240. C.B. Осуществление права муниципальной собственности / Дисс. канд. юрид. наук. -М., 2005.
  241. С.Л. Развитие муниципальной экономики в условиях перехода к рынку / Автореф. дисс. канд. экон. наук. Ростов-на-Дону, 1998.
  242. C.B. Конституционно-правовая защита частной собственности / Дисс. канд. юрид. наук. М., 1996.
  243. А.Ф. Земельные отношения как объект уголовно-правовой охраны по законодательству Российской Федерации: теоретические иправоприменительные аспекты / Автореф. дисс. канд. юрид. наук. -Н. Новгород, 2007.
  244. Н.Б. Разграничение государственной собственности на землю в Российской Федерации / Дисс. канд. юрид. наук. М., 2007.
  245. Т.Б. Разграничение государственной и муниципальной собственности / Дисс. канд. юрид. наук. М., 2007.
  246. Г. М. Историко-правовой анализ земельных отношений на юге России в 1861—1918 гг.. / Автореф. дисс. канд. юрид. наук. — Ростов-на-Дону, 2007.
  247. A.A. Проблемы гражданско-правового регулирования муниципальной собственности / Дисс. канд. юрид. наук. М., 2001.
  248. А.М. Правовые основы муниципальной собственности в Российской Федерации / Дисс. канд. юрид. наук. М., 2006.
  249. Girke О. Die Genossenchaftstheorie und die deutsche Rechtssprechung. -Berlin, 1895.
  250. Meny Y. Governmant and politics in Western Europe: Britain, France, Italy, West Germany. Oxford, 1990.
Заполнить форму текущей работой