Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие систем оценки качества подготовки специалистов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследование методов диагностики компетенций при оценке качества профессионального образования, мероприятия 3. «Проведение прикладных научных исследований в области образования, молодежной и социальной политики в области образования», раздел 3.1. подраздел 3.1.1. Научно-методическое обеспечение совершенствования структуры и содержания профессионального образования Программы «Развитие научного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Исследование проблем оценки качества подготовки специалистов
    • 1. 1. Системно-терминологический анализ категорий качества образования
    • 1. 2. Анализ проблем оценки качества подготовки специалистов
  • Глава 2. Теоретические основы формирования и оценки компетенций в системе профессионального образования
    • 2. 1. Анализ психолого-педагогических концепций развития и социализации обучающихся
    • 2. 2. Исследование системных свойств и закономерностей формирования компетенций
    • 2. 3. Моделирование требований к результатам освоения профессиональных образовательных программ
    • 2. 4. Исследование систем оценки качества подготовки
    • 2. 5. Аналитический аппарат оценки компетенций
  • Глава 3. Технологические основы развития систем оценки качества подготовки специалистов
    • 3. 1. Технология оценки индивидуальных образовательных достижений
    • 3. 2. Модель мониторинга контрольно-оценочных процедур
    • 3. 3. Исследование институциональных отношений субъектов контрольно-оценочной деятельности
    • 3. 4. Модель блочно-модульной системы профессиональной подготовки тесто логов

Развитие систем оценки качества подготовки специалистов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Мировые тенденции развития общества порождают новые требования к качеству профессионального образования, к личностным и профессиональным качествам специалиста. Происходящие в нашей стране политические, экономические и социальные изменения закономерно приводят к модернизации отечественной системы образования.

Вследствие этих изменений в Концепции модернизации российского образования сформулирована основная цель профессионального образованияподготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильностиудовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования. Таким образом обозначается переориентация на личность обучающегося, на воспитание в нем качеств, которые позволяют не только овладеть новыми профессиональными знаниями^ но и свободно адаптироваться в современных социально-экономических условиях. В настоящее время от системы профессионального образования ожидается подготовка таких специалистов, которые могут не только выполнять свои профессиональные обязанности, но и успешно выступать в роли предпринимателя и создателя новых рабочих мест.

Существенным шагом на пути модернизации отечественной системы образования стало принятие в декабре 2007 года поправок в федеральный закон «Об образовании», где зафиксированы новые государственные требования к структуре федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), определяющие основу объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования. Системообразующей целью современного профессионального образования становится высокое качество профессиональной подготовки специалиста. При этом подразумевается, что результатом подготовки является системный комплекс сформированных у него общих и профессиональных компетенций, характеризующихся широтой междисциплинарных системно-интегративных знаний и умений, обеспечивающих успешность деятельности.

Частные проблемы контроля и отдельные аспекты оценки качества подготовки обучающихся решались на разных этапах перманентного развития системы профессионального образования (В.И. Байденко, В. П. Беспалько, В. И. Васильев, И. Г. Галямина, В. А. Кальней, В. В. Красильников, М. А. Минин, В. Ю. Переверзев, С. И. Плаксий, H.A. Селезнева, А. И. Субетто, Т. Н. Тягунова, Н. П. Чурляева и др.). В рамках педагогических технологий вопросам контроля и оценки качества обучения уделяли внимание В. П. Беспалько, В. В. Гузеев, М. В. Кларина, П. Ф. Кубрушко, Г. К. Селевко, М. А. Чошанова, В. В. Юдин и др. В работах зарубежных исследователей М. Ант, И. Баллантайн, JI. Страдвик, Х.-Г. Хофман освещались отдельные вопросы оценки качества сформированности ключевых компетенций.

В ситуации новых требований к результатам подготовки специалистов в системе профессионального образования на первый план выходят проблемы: определения единых подходов к формулированию диагностичных и понятных для обучающихся, работодателей, образовательных учреждений и органов управления образованием требований к результатам подготовки в силу недостаточной разработанности их научного обоснованиянеготовности образовательных учреждений и государственных аттестационных комиссий (ГАК) оценивать компетенции обучающихся и выпускников учреждений профессионального образования, поскольку существующее методическое обеспечение контроля обученности и оценки уровня подготовки не предназначено для оценки компетенцийразработки нового методического обеспечения оценки компетенций, которую невозможно решить без соответствующего теоретического обоснования, объясняющего природу и закономерности формирования компетенцийизменения методологии оценки качества подготовки, влекущая за собой соответствующие изменения контрольно-оценочной деятельности в содержательном, процессном и организационном планах, порождает проблему реорганизации структур и модернизации технологий, а в целом — развития систем оценки качества подготовки специалистов.

Решение проблемы развития систем оценки качества подготовки специалистов детерминировано научным обоснованием теоретических основ формирования и оценки компетенций, и разработанностью технологических основ развития систем оценки качества подготовки специалистов, что позволяет отнести ее к разряду научных, имеющих важное социально-культурное и народно-хозяйственное значение.

Актуальность решения обозначенной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Развитие систем оценки качества подготовки специалистов».

Объект исследования — оценка качества подготовки специалистов в контексте компетентностной парадигмы.

Предмет исследования — развитие систем оценки качества подготовки специалистов.

Целью исследования является разработка и обоснование Концепции развития систем оценки качества подготовки специалистов, которая рассматривается как научная система принципов, целей, задач, методов и моделей развития контрольно-оценочной деятельности в системе профессионального образования, обеспечивающая получение актуальной достоверной информации об индивидуальных образовательных достижениях, необходимой обучающимся и специалистам образовательных учреждений, организаций — работодателей, органов управления образованием для анализа и принятия решений.

Гипотеза исследования. Использование актуальной и достоверной информации об индивидуальных образовательных достижениях в целях управления и обеспечения качества подготовки специалистов приведет к повышению качества профессионального образования, если будет применен комплекс концептуальных положений, определяющих развитие систем оценки качества подготовки специалистов, включающий:

1) принципы, тенденции и механизм развития систем оценки качества подготовки специалистов, разработанные с учетом изменений требований к результатам подготовки, возможностей современных педагогических и информационных технологий и потребностей обучающихся;

2) теоретические основы формирования и оценки компетенций, выступающие в роли системообразующих компонентов — конфигураторов систем оценки качества подготовки специалистов, разработанные с учетом интеграции требований личности, производства, государства и общества к качеству подготовки в системе профессионального образования, продуктивного отечественного и международного опыта;

3) технологические основы развития систем оценки качества подготовки специалистов, содержащие необходимые технологические решения и ограничения контрольно-оценочной деятельности, без которых невозможно получение достоверной информации об индивидуальных образовательных достижениях.

Задачи исследования.

1. Проанализировать проблемы оценки качества подготовки специалистов.

2. Определить принципы, тенденции и механизм развития систем оценки качества подготовки специалистов.

3. Определить теоретические основы формирования и оценки компетенций, в том числе:

— системные свойства и закономерности формирования компетенций;

— механизм формирования требований к результатам освоения профессиональных образовательных программ;

— механизм интегральной оценки качества подготовки выпускников учреждений профессионального образования;

— аналитический аппарат оценки компетенций.

4. Разработать технологические основы развития систем оценки качества подготовки специалистов в системе профессионального образования, в т. ч.:

— разработать инвариантную модель технологии комплексной оценки индивидуальных образовательных достижений и апробировать инновационные технологические решения контроля и оценки качества подготовки обучающихся;

— определить базовые принципы и требования к организационно-технологическому обеспечению контрольно-оценочной деятельности;

— разработать и апробировать организационно-методический аппарат исследований социально-педагогических отношений субъектов контрольно-оценочной деятельности в условиях ее развития;

— разработать и апробировать модель блочно-модульной системы профессиональной подготовки тестологов — специалистов в области педагогических измерений, являющихся авангардом кадрового обеспечения развития систем оценки качества подготовки специалистов. Методы исследования:

1) системно-терминологический анализ основных понятий дидактики и квалиметрии профессионального образования;

2) системный анализ:

— развития систем оценки качества подготовки специалистов;

— свойств и закономерностей формирования компетенций;

— оценки индивидуальных образовательных достижений;

3) теоретико-множественный анализ и моделирование таких объектов исследования как требования к результатам освоения профессиональных образовательных программ и качеству подготовки, оценка индивидуальных образовательных достижений, проведенные с позиций работодателей, государства, образовательных учреждений и обучающихся;

4) психолого-педагогический анализ:

— подходов к разработке моделей компетентности обучающихся и выпускников учреждений профессионального образования;

— методов контроля и оценивания результатов подготовки обучающихся;

5) функциональное моделирование процессов комплексной оценки индивидуальных образовательных достижений;

6) математические методы нечисловой статистики, экспертной оценки, обработки экспертной информации, теории поддержки и принятия решений, примененные при определении аналитического аппарата оценки компетенций;

7) социологические методы исследования социально-педагогических отношений субъектов контрольно-оценочной деятельности;

8) тестирование студентов и абитуриентов. Теоретической базой исследования являются:

— философские, социологические, педагогические, психологические идеи о роли образования в контексте концепций развития, социализации и обучения личности (Б.Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Б.М. Бим-Бад, JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, В. Н. Мясищев, A.B. Петровский, C.JI. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина,.

B.Д. Шадриков и др.);

— теоретические основы квалитологии и общей квалиметрии (Г.Г. Азгальдов, В. В. Крохин, Э. П. Райхман, А. Г. Сергеев, А. И. Субетто и др.);

— теоретические положения о качестве образования (В.И. Байденко, В. И. Васильев, И. Г. Галямина, А. Т. Глазунов, В. А. Кальней, В. В. Красильников, А. Н. Лейбович, С. И. Плаксий, М. М. Поташник, Н. М. Розенберг, H.A. Селезнева, А. И. Субетто, Т. Н. Тягунова, М. Б. Челышкова, И. Ф. Шишкин, С. Е. Шишов и др.);

— концептуально-методологические основы формирования образовательных стандартов (В.И. Байденко, В. И. Блинов, B.C. Леднев, А. Н. Лейбович, Н. И. Максимов, Н. Д. Никандров, Л Г. Семушива и др.);

— идеи о профессиональной деятельности, компетентности, профессиональной и социальной ответственности работников, положения компетентностного подхода в образовании (Т.Л. Александрова, В. И. Байденко,.

C. Берган, В. И. Блинов, Ж. Делор, Г. Е. Зборовский, И. А. Зимняя, В. М. Зуев, Ф. С. Исмагилова, М. С. Каган, Е. В. Караваева, В. В. Краевский, B.C. Леднев, А. К. Маркова, Н. Д. Никандров, А. М. Новиков, Г. К. Селевко, Р. Уайт, Д. Хаймс, Н. Хомский, 3. Хутмахер, A.B. Хуторской, Ю. Г. Татур, В. Д. Шадриков, и др.);

— теоретические и эмпирические исследования* закономерностей обучения, итеративного научения и формирования навыков (Р. Аткинсон, Б. В. Бодэ, Р. Буш, JI. Брайен, В. Ф. Венда, Р. Вудвортс, Н. К. Гладышева А.Б. Коган, А. М. Новиков, Д. А. Новиков, С. Стивене, К. Сиене, С. Стенберг, Г.. Шибанов, О. Ф. Шленский и др.);

— положения системного подхода как совокупности методов исследования и проектирования сложных систем (JI. Берталанфи, Б. Ф. Ломов, A.M. Малышенко, H.H. Моисеев, Ф. И. Перегудов, И. Пригожин, Ф. П. Тарасенко и др.), в т. ч. применительно к исследованию педагогических явлений и систем (В.П. Беспалько, А. Т. Глазунов, B.C. Ильин, Н. В. Кузьмина, A.M. Новиков, А. И. Субетго, Г. П. Щедровицкий, Э. Г. Юдин и др.);

— методология экспертного оценивания, положения теории нечисловой статистики и многокритериальных методов поддержки принятия решений (Р. Акофф, П. Горский, О. И. Ларичев, Б. Г. Литвак, Р. Льюис, Дж. Фон Нейман, А. И. Орлов, Э. Парето, В. В. Подиновский, Т. Саати и др.).

— тестирование и педагогические измерения (D.S. Adkins, J. Algina, R.A. Berk, A. Birnbaum, R.C. Cox, L. Cracker, R. Ebel, J. Keeves, F. Lord, R. Glaser, N. Gronlund, B. Orth, G. Rasch, B.C. Аванесов, А. Анастази, В. И. Васильев, К. Ингекамп, Е. Ю. Карданова, Ю. М. Нейман, А. Н. Майоров, М. А. Минин, Е. А. Михайлычев, В. Ю. Переверзев, А. О. Татур, В. А. Хлебников, М. Б. Челышкова и др.);

— методология функционального моделирования [167];

— концептуальные положения оценки качества образования (П.Ф. Анисимов, В. П. Беспалько, В. И. Блинов, В. А. Болотов, Н. Ф. Ефремова, Т. А. Ильина, Н. В. Кузьмина, А. Н. Лейбович, C.B. Менькова, К. Г. Митрофанов, В. М. Монахов, A.M. Новиков, Д. А. Новиков, Н. Ю. Посталюк, А. И. Субетто, В. Е. Сосонко, Н. Ф. Талызина, А. О. Татур и др.).

Опытно-экспериментальная база исследования: — ФГУ «Федеральный институт развития образования» и 17 федеральных и региональных учреждений НПО и СПО Татарстана, Владимирской, Волгоградской, Вологодской, Новосибирской, Ивановской, Кемеровской, Московской и Ростовской областей — в части разработки проектов ФГОС НПО и СПО укрупненной группы специальностей (профессий) «Химическая и биотехнологии»;

— ФГУ «Федеральный институт развития образования» и 12 субъектов Российской Федерации: Калужская, Московская, Новгородская, Псковская, Самарская, Томская и Челябинская области, Красноярский край, г. Москва, Ханты-мансийский автономный округ — Югра, Республики Саха (Якутия) и Чувашия — в реализации проектов по формированию региональных и общероссийской системы оценки качества образования в 2006 — 2008 гг.;

— ГОУ ВПО «Томский политехнический университет» (кафедра педагогических измерений Института инженерной педагогики, 8 факультетов, 3 института и Центр обеспечения качества образования) -эксперимент по независимой оценке качества подготовки студентов и эксперимент по профессиональной подготовке тестологов — специалистов в области педагогических измерений;

— вузы, ссузы и общеобразовательные школы Российской Федерации, проводившие эксперимент по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ) с 2002 по 2007 гг., Некоммерческое партнерство по оценке качества образования в Томской области «Центр оценки качества образования» — эксперимент по отработке инновационных технологических решений оценки индивидуальных образовательных достижений и исследования социально-педагогических отношений в сфере образования, проводимые в рамках эксперимента по введению ЕГЭ.

Основные этапы исследования.

Исследование выполнялось в течение восьми лет с параллельным изучением проблемных вопросов:

На первом этапе (2000 — 2004 гг.), решались следующие задачи:

— анализ передового отечественного и зарубежного в сфере оценки индивидуальных образовательных достижений;

— анализ проблем оценки качества подготовки обучающихся и выпускников образовательных учреждений;

— изучение философско-методологических, системных, педагогических и психологических аспектов оценки качества подготовки специалистов;

— проведение эмпирических исследований в режиме апробации инновационных технологических решений контроля и оценки качества подготовки обучающихся в рамках широкомасштабных экспериментов по независимой оценке качества подготовки студентов Томского политехнического университета и введения единого государственного экзамена в Российской Федерации;

— апробация модели блочно-модульной системы профессиональной подготовки тестологов — специалистов в области педагогических измерений (тестологов) в части решения задачи специализированной подготовки кадров в сфере контроля качества образования;

Второй этап исследования (2004 — 2006 гг.) включал:

— теоретическое обоснование концептуальной модели системы оценки качества подготовки специалистов;

— исследования системных свойств и закономерностей формирования компетенций обучающихся;

— моделирование требований к результатам освоения профессиональных образовательных программ с позиций работодателей, государства, образовательных учреждений и обучающихся;

— анализ используемых в педагогической практике методов контроля и оценивания индивидуальных образовательных достижений и систематизацию ошибок контрольно-оценочных процедур;

— анализ собственного педагогического опыта по профессиональной подготовке тестологов;

— анализ результатов эксперимента по введению ЕГЭ в Российской Федерации и в Томской области;

— анализ результатов эксперимента по независимой оценке качества подготовки студентов Томского политехнического университета;

Третий этап (2007;2008 гг.) включал:

— разработку аналитического аппарата оценки компетенций;

— разработку технологических основ развития систем оценки качества подготовки специалистов;

— обоснование организационно-методического аппарата исследований социально-педагогических отношений субъектов контрольно-оценочной деятельности;

— обобщение и оформление результатов работы.

Научная новизна.

На основе системного подхода создана типология систем оценки качества подготовки специалистов, позволяющая определять исходное и целевое состояния их развития;

Представлены основополагающие принципы, тенденции и механизм развития систем оценки качества подготовки специалистов, как новое применение положений педагогики, системного анализа, теории организации и социологии.

Разработана иерархическая классификационная модель социально-профессиональной компетентности обучающегося, представляющая собой иерархическую систему, состоящую из компетенций, определяющих успешность профессиональной и социальной деятельности, которые включают элементы (способности, знания, умения и навыки), обладающие валентностьюсвойством интегрироваться в комбинациях, определенных характером деятельности.

На основе моделей итеративного научения обоснован и представлен механизм системогенеза компетенций, определяющий гетерохронный характер образования компетенций в соответствии с логистической закономерностью формирования ее элементов с последующей их интеграцией на основе присущей им валентности.

Предложен конструктивно проработанный механизм интегральной оценки качества подготовки выпускников учреждений профессионального образования, основанный на синтезе моделей оценки индивидуальных образовательных достижений как результатов освоения учебных модулей, защиты выпускной квалификационной работы и неформального обучения, являющийся системообразующим элементом технологии комплексной оценки индивидуальных образовательных достижений.

Предложен аналитический аппарат оценки компетенций как комплекс релевантных методов педагогических измерений, экспертного оценивания, алгоритмов приведения оценок — объектов числовой и нечисловой природы к их качественным аналогам с последующим их обобщением в рамках допустимых преобразований с учетом меры их неупорядоченности на основе применения стандартизированных контрольно-измерительных материалов и универсальной шкалы оценивания индивидуальных образовательных достижений.

Представлена инвариантная модель технологии комплексной оценки индивидуальных образовательных достижений как система теоретических положений, описывающих упорядоченную совокупность приёмов и способов организации сложных технологических процессов: определения требований к результатам подготовкипланирования мероприятий контрольно-оценочной деятельностиподготовки организационно-технологического обеспеченияразработки и стандартизации контрольно-измерительных материаловорганизации и проведения контролирующих мероприятийобработки результатов контроляоценки индивидуальных образовательных достижений, реализуемых в целях определения качества подготовки специалистов.

Разработано устройство для контроля и самоконтроля знаний обучающихся (патент на изобретение № 2 260 853 от 20 сентября 2005 г. в соавторстве).

Теоретическая значимость результатов исследований.

Уточнен и дополнен понятийный аппарат теории и методики профессионального образования (механизм развития систем оценки качества подготовки специалистов, валентность индивидуальных образовательных достижений, системогенез компетенций, технология комплексной оценки индивидуальных образовательных достижений и др.).

Разработанные принципы, тенденции и механизм развития систем оценки качества подготовки специалистов в сочетании с их типологией являются инструментарием стратегического планирования развития контрольно-оценочной деятельности в содержательном, процессном и, организационном планах.

Разработанные теоретические основы формирования и оценки компетенций, обеспечивают возможность для теоретических и эмпирических исследований и широкомасштабной практики оценки качества подготовки в системе профессионального образования, в т. ч.: механизм формирования требований к результатам освоения профессиональных образовательных программ является теоретическим базисом разработки иерархических комплексов дескрипторов компетенций и моделей оценки индивидуальных образовательных достижениймеханизм интегральной оценки качества подготовки выпускников учреждений профессионального образования позволяет определять структуру технологических операций контроля и оценки качества подготовки специалистованалитический аппарат оценки компетенций позволяет разрабатывать методики обработки результатов контроля и оценивания индивидуальных образовательных достижений, адекватные целям профессионального образования.

Технологические основы развития систем оценки качества подготовки специалистов, включающие: инвариантную модель технологии комплексной оценки индивидуальных образовательных достиженийбазовые принципы и требования к организационно-технологическому обеспечению контрольно-оценочной деятельностимодель мониторинга контрольно-оценочных процедурорганизационно-методический аппарат исследований динамики социально-педагогических отношений субъектов контрольно-оценочной деятельности в контексте ее развития и модель блочно-модульной системы профессиональной подготовки тестологов, позволяют детализировать стратегии развития в контексте определенных принципов, тенденций и механизма.

Таким образом, результаты исследований дополняют и расширяют существующие теоретические представления в области контроля и оценки качества подготовки в системе профессионального образования, создают теоретическую основу и открывают перспективы для дальнейшего исследования проблем оценки и обеспечения качества профессионального образования.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при решении задач модернизации системы профессионального образования и формирования общероссийской системы оценки качества образования, в профессиональной подготовке тестологов, специалистов контрольно-надзорной деятельности в сфере образования, методистов и руководителей учреждений профессионального образования.

Практическая значимость.

Реализация механизма формирования требований к результатам освоения профессиональных образовательных программ позволяет разрабатывать иерархические системы дескрипторов компетенций, способностей, знаний, умений и навыков.

Применение механизма интегральной оценки качества подготовки выпускников учреждений профессионального образования и аналитического аппарата оценки компетенций позволяет без проведения эмпирических исследований получать актуальную, сопоставимую информацию о качестве подготовки в рамках освоения учебных модулей и профессиональных образовательных программ.

Применение инвариантной модели технологии комплексной оценки индивидуальных образовательных достижений позволяет специалистам учреждений профессионального образования разрабатывать и внедрять новые или модернизировать существующие технологии оценки качества подготовки.

Применение организационно-методического аппарата исследований динамики социально-педагогических отношений субъектов контрольно-оценочной деятельности, позволяет определить успешность институциональных изменений, позитивные и негативные факторы реализации стратегии, развития конкретных систем оценки качества подготовки специалистов.

Применение модели блочно-модульной системы профессиональной подготовки тестологов позволяет организовать профессиональную подготовку высококвалифицированных специалистов контрольно-оценочной деятельности.

Достоверность и обоснованность научных положений и выводов исследования обеспечены:

— использованием комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных проблеме исследования, его целям, задачам, гипотезе;

— непротиворечивостью логических рассуждений и обоснованностью выбранных взаимодополняющих теоретических положений с опорой на фундаментальные исследования в области системного анализа, педагогики, психологии, педагогических измерений, непараметрической статистики и квалиметрии, которые позволили разработать и обосновать теоретические основы формирования и оценки компетенций и технологические основы развития систем оценки качества подготовки специалистов;

— согласованностью его основных результатов с тенденциями формирования общероссийской системы оценки качества образования, модернизации отечественной системы профессионального образования, отраженными в Федеральной целевой программе развития образования;

— собственным многолетним опытом работы в государственных и общественных организациях системы образования;

— характером и результатами опытно-экспериментальной работы, широтой охвата и апробацией на федеральном и региональном уровнях. В целом в исследованиях приняли участие свыше 275 000 человек.

Апробация основных положений и результатов работы Материалы исследования обсуждались на: научно-методическом совете и методических семинарах Центра профессионального образования ФГУ ФИРОнаучно-методическом совете, семинарах Центра обеспечения качества образования ГОУ ВПО Томской политехнический университетзаседаниях Государственной экзаменационной комиссии ЕГЭ и коллегиях Департамента общего образования Томской области.

Результаты исследования докладывались на симпозиумах, конференциях, совещаниях и семинарах: научно-практический семинар «Деятельность структур довузовского образования в период проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена» в рамках VIII Всероссийской конференции «Довузовское образование: проблемы и перспективы развития», 5−8 октября 2003 г., г. Сочи;

X международной конференции «Современные технологии обучения» СТО — 2004 ЛЭТИ г. Санкт-Петербургмеждународный симпозиум «Формирование контингента инженерно-технического вуза: Мировой опыт и основные тенденции совершенствования», 15−18 декабря 2004 г., г Москвамежрегиональное совещание «Опыт построения региональных систем оценки качества образования. Модели развития региональных центров обработки информации в контексте формирования и функционирования общероссийской системы оценки качества образования», 15−18 февраля 2006 г., г. Новосибирск;

VI Международная научно-практическая конференция «Менеджмент XXI века: управление образованием», 18 апреля 2006 г., г. Санкт-ПетербургIII Международная конференция «Оценка качества образовательных достижений в системе общего образования», 26−28 сентября 2006 г., г. Москвамеждународная научно-методическая конференция «Современное образование: инновационный потенциал „умной экономики“ России», 1−2 февраля 2007 г., г. Томск;

IX Всероссийская научно-методическая конференции «Развитие тестовых технологий в России» 27−28 ноября 2007 г., г. Москва;

V Международная конференция «Интеграция информационных систем в образовании», Псков 2008 всероссийская конференция «Перспективы созданияновой модели образования Российской Федерации (с учетом реализации приоритетного национального проекта «образование») 24−25.11.2008 года, г. Москва и др. Материалы исследований были положены в основу:

— курсов лекций, практических и лабораторных занятий по дисциплинам «Теоретические основы педагогических измерений», «Компьютерные технологии в тестировании» и «Организация педагогических измерений» профессиональной подготовки тестологов и повышения квалификации по направлению «Современные технологии педагогических измерений» на кафедре Педагогических измерений Института инженерной педагогики Томского политехнического университета;

— курсов повышения квалификации разработчиков федеральных государственных образовательных стандартов «Подготовка разработчиков образовательных стандартов» (12−16 мая 2008 года).

Результаты исследования отражены в опубликованных 8 монографиях, одной концепции, 21 учебном и учебно-методическом пособиях, 42 статьях и патенте на изобретение. Общее количество опубликованных работ по теме диссертации составляет 73 наименования объемом 188 п.л., личный вклад — 88 п.л.

Внедрение результатов осуществлено в период с 2002 по 2008 гг., что подтверждается актами внедрения (использования) результатов исследований.

1. Акт ФГУ ФИРО об использовании модели экспертизы требований к результатам освоения профессиональных образовательных программ для разработки комплексов профессиональных компетенций ФГОС СПО и НПО укрупненной группы специальностей (профессий) «Химическая и биотехнологии».

2. АктыГОУ ВПОТПУ:

— об использовании результатов анализа системных связей и закономерностей оптимизации и развития системы качества образовательного учреждения высшего профессионального образования в соответствии со стандартами ENQA и ISO 9001−2000 и 9004, позволивших разработать рекомендации по корректировке документов систем качества учреждений высшего профессионального образования и доработать типовую модель системы управления качеством образования для вузов и ссузов;

— о внедрении в систему образования ТПУ моделей организационного, технологического, информационного и методического обеспечения организации и управления системой контроля качества образования;

— о внедрении в систему образования ТПУ педагогической системы подготовки кадров для обеспечения контроля качества образования (профессиональная подготовка тестологов).

3. Акты Рособрнадзора о внедрении в систему образования Российской Федерации моделей:

— нормативного обеспечения ЕГЭ в субъекте Российской Федерации;

— проектирования, анализа и оптимизации управления организационно-технологическим обеспечением ЕГЭ в субъекте Российской Федерации;

— ресурсного обеспечения организации ЕГЭ в субъекте Российской Федерации;

— педагогической системы подготовки кадров для обеспечения контроля качества образования.

4. Акты Департамента общего образования Администрации Томской области о внедрении в систему общего образования Томской области:

— информационной модели системы оценки качества образования;

— нормативной модели региональной системы оценки качества образования;

— организационно-технологической модели ресурсного обеспечения системы оценки качества образования.

5. Акт ГОУ ВПО МИЭМ о внедрении в единую систему приема и зачисления в образовательные учреждения высшего профессионального образования Российской Федерации моделей нормативного, методического и организационного обеспечения единой системы приема и зачисления в государственные вузы РФ.

Результаты исследования использовались при выполнении проектов: 1) Федеральной целевой программы развития образования на 2006;2010 годы, задача II «Развитие системы обеспечения качества образования»:

1.1) мероприятие 12 «Создание общероссийской системы оценки качества образования»:

— разработка типовых моделей организации и проведения оценки индивидуальных достижений обучающихся для системы общего и профессионального образования (2006 г.);

— создание и апробация организационных систем оценки качества общего и профессионального образования на региональном уровне (2007 г.);

— формирование основных подсистем общероссийской системы оценки качества образования (2008 г.);

1.2) мероприятие 8 «Совершенствование государственной системы оценки деятельности образовательных учреждений (организаций)» — разработка методического обеспечения системы оценки практических навыков выпускников, завершивших обучение по программам начального и среднего профессионального образования (2008 г.);

2) Исследование методов диагностики компетенций при оценке качества профессионального образования, мероприятия 3. «Проведение прикладных научных исследований в области образования, молодежной и социальной политики в области образования», раздел 3.1. подраздел 3.1.1. Научно-методическое обеспечение совершенствования структуры и содержания профессионального образования Программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006;2008 годы)» (2008 г.) — Личный вклад автора Автором самостоятельно проведена работа по: организации и апробации инновационных технологических решений по контролю и оценки индивидуальных образовательных достижений в общероссийском и региональном масштабе, в т. ч. в контексте формирования региональных и общероссийской систем оценки качества образованияполучению научных результатов, изложенных в диссертации, монографиях, патенте на изобретение, статьях, учебно-методических пособияхреализации концептуальных подходов при разработке ФГОС НПО и СПО, в программах профессиональной подготовки.

Диссертационное исследование выполнено самостоятельно. Основные положения, выносимые на защиту:

Экстенсивное или интенсивное развитие систем оценки качества подготовки специалистов происходит от исходного состояния к планируемому, в зависимости от норм и правил, определенных группой ведущих субъектов контрольно-оценочной деятельности — агентов институциональных изменений, в форме стратегии, соответствующей основополагающим принципам и тенденциям развития в содержательном, процессном и организационном планах в целях удовлетворения потребностей личности, государства и общества в актуальной, достоверной информации о качестве подготовки.

Системогенез компетенций характеризуется количественными изменениями — накоплением знаний и формированием умений, навыков и способностей с последующей их интеграцией (на основе присущей им валентности в соответствии с логистической закономерностью), обозначающей переход в новое качественное состояние — формирование компетенции как системы при минимальной ее энтропии — мере неупорядоченности взаимодействия ее элементов.

Формирование требований к результатам освоения профессиональных образовательных программ в виде иерархического комплекса дескрипторов компетенций должно осуществляться на основе иерархической классификационной модели социально-профессиональной компетентности обучающегося по инвариантному алгоритму с учетом требований к качеству подготовки со стороны работодателей, государства, образовательных учреждений и обучающихся, семантико-синтаксических приемов их формулирования, системных свойств и закономерностей формирования компетенций;

Интегральная оценка качества подготовки выпускников учреждений профессионального образования должна осуществляться с использованием аналитического аппарата оценки компетенций на основе учета индивидуальных образовательных достижений, полученных в рамках освоения профессиональных образовательных программ, результатов защиты выпускной квалификационной работы и неформального обучения.

Валидность аналитического аппарата оценки компетенций обеспечивается релевантностью применения входящих в него:

— математического аппарата педагогических измерений;

— комплексного алгоритма оценки результатов освоения профессиональных образовательных программ, сочетающего алгоритмы оценки результатов освоения учебных модулей, неформального обучения, защиты выпускной квалификационной работы;

— алгоритма определения количественной значимости критериев выполнения и защиты выпускной квалификационной работы;

— порогового критерия, отделяющего хорошо подготовленных обучающихся от неподготовленных;

— критерия сформированности способностей или компетенций;

— универсальной шкалы оценки индивидуальных образовательных достижений;

— модели рейтинговой системы оценки компетенций обучающихся. Достоверность оценки качества подготовки специалистов обеспечивается соблюдением технологии комплексной оценки индивидуальных образовательных достижений, базовых принципов и требований к организационно-технологическому обеспечению контрольно-оценочной деятельности, в т. ч. посредством применения тестологами аналитического аппарата оценки компетенций и использования результатов мониторинга контрольно-оценочных процедур.

Развитие систем оценки качества подготовки специалистов осуществляется путем реорганизации учреждений профессионального образования и технологической модернизации контрольно-оценочной деятельности в соответствии с определенными принципами и механизмом развития в части:

— изменений требований к результатам освоения профессиональных образовательных программ;

— модернизации технологии разработки и стандартизации контрольно-измерительных материаловт — совершенствования контрольно-оценочных процедур на основе результатов исследований социально-педагогических отношений субъектов контрольно-оценочной деятельности в контексте развития;

— профессиональной подготовки и привлечения тестологов — специалистов в области педагогических измерений для решения задач развития.

8. Результаты исследования развития систем оценки качества подготовки специалистов могут быть использованы при проведении научных изысканий и в практической деятельности при организации подготовки обучающихся в учреждениях профессионального образования, создании или модернизации систем оценки качества подготовки специалистов, формировании региональных систем оценки качества профессионального образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В рамках настоящих исследований выявлено наличие характерных для систем оценки качества подготовки специалистов факторов:

• системность и закономерность формирования сложных психологических новообразований личности — компетенций, которые должны учитываться при разработке требований к результатам подготовки обучающихся и выпускников образовательных учреждений;

• многоаспектность оценки индивидуальных образовательных достижений;

• релевантность методов и средств контроля и оценки индивидуальных образовательных достижений;

• технологичность процедур контроля и оценки. Изучение аспектов развития систем оценки качества подготовки специалистов проводилось с учетом доминирующих факторов, определяющих системные изменения отечественного профессионального образования, характеризующиеся введением в действие профессиональных стандартов и соответствующих им новых федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования, разработанных на основе компетентностного подхода.

Разработанная на основе системного подхода типология систем оценки качества подготовки специалистов, позволяет провести их систематизацию с целью определения инварианта исходного и конечного состояния их развития. Определенные основополагающие принципы, тенденции и механизм развития систем оценки качества подготовки специалистов в сочетании с типологией этих систем являются инструментами стратегического планирования их развития.

Анализ работ различных исследователей показал, что количество возможных вариантов моделей требований к результатам подготовки выпускников учреждения профессионального образования чрезвычайно велико из-за многообразия форм и видов профессиональной деятельности, поэтому детальное изучение всех возможных вариаций во многом похожих «моделей выпускника» представляется совершенно необозримой задачей. Именно по этой причине одной из задач настоящих исследований являлся подробный анализ и обоснование механизма системогенеза компетенций, а на его основе определение механизма формирования требований к результатам освоения профессиональных образовательных программ, который является теоретическим базисом разработки иерархических комплексов дескрипторов компетенций и моделей оценки индивидуальных образовательных достижений.

Следующей задачей являлась разработка на основе моделей контроля и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся и выпускников, представленных с позиций требований государства, образовательного учреждения и работодателя. Анализ этих моделей позволил выявить общие для них элементы и определить механизм интегральной оценки качества подготовки выпускников учреждений профессионального образования., позволяющий определять структурно-функциональный состав систем оценки качества подготовки специалистов, что определяет универсальность и релевантность общепризнанных методов и средств контроля и оценки индивидуальных образовательных достижений.

Использование методов экспертных технологий и нечисловой статистики позволило на основе квалиметрического подхода обосновать аналитический аппарат оценки компетенций, позволяющий разрабатывать и применять релевантные методики обработки результатов контроля и оценивания индивидуальных образовательных достижений адекватные целям профессионального образования.

Определение технологических основ развития систем оценки качества подготовки специалистов проводилось с позиций системного подхода, при этом основными критериями, отражающими влияние различных факторов на организацию и проведение мероприятий контроля и оценки, являлись достоверность и значимость результатов, характеризующих удовлетворение различных групп субъектов, взаимодействующих в образовательной системе.

— потребителями результатов контроля и оценки индивидуальных образовательных достижений.

Практическое применение технологических основ развития систем оценки качества подготовки специалистов обеспечит достоверность оценки качества подготовки обучающихся и выпускников учреждений профессионального образования посредством:

— устранения возможности несанкционированного использования контрольно-измерительных материалов;

— эквивалентности и сравнимости результатов разных видов контроля и оценки качества подготовки за счет применения универсальной шкалы оценки индивидуальных образовательных достижений;

— усиления контроля и надзора за проведением контрольно-оценочных процедур и использованием результатов за счет автоматизации выполнения технологических операций и участия общественности;

— применения релевантных методик экспертного оценивания и аналитических средств обработки результатов контроля и оценивания, в т. ч. с использованием средств автоматизации.

Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать основные выводы.

1. Исследование проблем оценки качества подготовки специалистов позволило выявить проблемы: несогласованности требований к результатам подготовки со стороны государства и работодателейформирования «диагностичных» целей и требований к результатам подготовкиобеспечения достоверности оценки в организационно-технологическом и экспертно-аналитическом аспектахнедостаточности научного обоснования теоретических основ формирования и оценки компетенций и технологических основ развития систем оценки качества подготовки специалистов.

2. Определенные с учетом изменений требований к результатам подготовки, возможностей современных педагогических и информационных технологий и потребностей обучающихся типология, принципы, тенденции и механизм развития систем оценки качества подготовки специалистов являются инструментами стратегического планирования развития этих систем.

3. Разработанный с учетом потребностей личности, государства и общества механизм формирования требований к результатам освоения профессиональных образовательных программ выступает в роли теоретического базиса разработки иерархических комплексов дескрипторов компетенций.

4. Разработан механизм интегральной оценки качества подготовки выпускников учреждений профессионального образования, являющийся системообразующим элементом технологии комплексной оценки индивидуальных образовательных достижений и позволяющий определять структурно-функциональный состав систем оценки качества подготовки специалистов.

5. Разработанные технологические основы развития систем оценки качества подготовки специалистов содержат инновационные технологические решения и ограничения контрольно-оценочной деятельности, необходимые для получения достоверной информации о качестве подготовки в контексте реорганизации организационных систем и модернизации технологии комплексной оценки индивидуальных образовательных достижений.

6. Разработанная Концепция развития систем оценки качества подготовки специалистов как научная система принципов, целей, задач, методов и моделей развития контрольно-оценочной деятельности в системе профессионального образования определяет комплекс теоретических основ формирования и оценки компетенций и технологических основ развития систем оценки качества подготовки специалистов.

7. Гипотеза о том, что использование актуальной и достоверной информации об индивидуальных образовательных достижениях в целях управления и обеспечения качества подготовки специалистов приведет к повышению качества профессионального образования, если будут применены концептуальные положения, определяющие развитие систем оценки качества подготовки специалистов — подтверждается актами практического использования (внедрения) результатов исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Композиция тестовых заданий: Учебная книга. 3 изд., доп. М.: Центр тестирования, 2002 г. — 240 с.
  2. B.C. Научные проблемы тестового контроля. М.: Учебный центр при НИИ Центре проблем качества подготовки специалистов, 1994. 135 с.
  3. B.C. Теоретические основы разработки заданий в тестовой форме: Пособие для проф.-преп. состава высш. школы. М.: МГТА, 1995. — 95 с.
  4. Г. Г., Райхман Э. П. О квалиметрии. М.: Изд-во стандартов, 1973.- 171 с.
  5. Т.Л., Зборовский Г. Е., Лемперт В. Профессиональное образование и социальная ответственность на рабочих местах в России и в Германии. Екатеринбург, 1996.
  6. А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2003.-688 с.
  7. П.Ф., Сосонко В. Е. Управление качеством среднего профессионального образования: Монография. Казань: Институт среднего профессионального образования РАО, 2001. — 256 с.
  8. Р. Введение в математическую теорию обучения: Пер. с англ. М.: Мир, 1969. — 488 с.
  9. Р. Человеческая память и процесс обучения. М.: Прогресс, 1980.-528 с.
  10. П.Байденко В. И. Компентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы). М.: Иссл. центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. — 114 с.
  11. В.И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода)// Высшее образование в России. -2004.-№ 11-с. 3−13.
  12. В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. — 72 с.
  13. Т.М. Словарь терминов и понятий тестологии. М.: Изд. РУДН, 2000.- 164 с.
  14. Д., Сазонов Б. А. Актуальные вопросы интернациональной гармонизации образовательных систем: Монография. М: Бюро ЮНЕСКО в Москве- ТЕИС, 2007. — 190 с.
  15. В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). — М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. —352 с.
  16. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1977. — 304 с.
  17. Бим-Бад Б.М., Петровский A.B. Образование в контексте социализации //Татьянин день. 1995. № 3.
  18. В.И. Национальная рамка квалификаций в Российской Федерации.// высшее образование в России. № 1, 2008. С. 44 — 50.
  19. В.И., Есенина Е. Ю., Сергеев И. В. Методика разработки ФГОС СПО на основе модульно-компетентностного подхода.- М.: РИО ФИРО.- 2007.-64 с.
  20. Большой словарь иностранных слов: М.: ЮНВЕС, 2001. — 784 с.
  21. Л.П., Князева Е. М., Пермяков O.E. Анализ результатов ЕГЭ 2004 по химии в Томской области. — Томск: Дельтаплан, 2004, — 52 с.
  22. Л.П., Князева Е. М., Пермяков O.E., Олынина O.A., Билалова А. Н. Анализ результатов ЕГЭ 2003 по химии в Томской области: Аналитический отчет и методические рекомендации. — Томск: Дельтаплан, 2003, — 44 с.
  23. Буш Р., Мостеллер Ф. Стохастические модели обучаемости. М.:Гос. изд-во физ.-мат. лит., 1962. 483 с.
  24. В.И., Красильников В. В., Плаксий С. И., Тягунова Т. Н. Оценка качества деятельности образовательного учреждения. М: Издательство ИКАР, 2005. 320 с.
  25. В.И., Тягунова Т. Н. Культура компьютерного тестирования. Ч. 1. Философия адаптивного тестирования. М.: МГУП, 2002. 90 с.
  26. В.Ф. Системы гибридного интеллекта: эволюция, психология, информатика. М.: Машиностроение, 1990. 448 с.
  27. В.И., Сивов Ю. А., Суханова Т. В., Пермяков O.E. Анализ результатов ЕГЭ 2004 по физике в Томской области. — Томск: Дельтаплан, 2004, — 68 с.
  28. В.И., Сивов, Ю.А., Суханова Т. В., Пермяков O.E., Олынина O.A. и др. Анализ результатов ЕГЭ 2003 по физике в Томской области: Аналитический отчет и методические рекомендации. — Томск: Дельтаплан, 2003, — 67 с.
  29. С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. -М.: НМЦ СПО, 1999. 538 с.
  30. Возможности и пути построения общепсихологической теории личности A.B. Петровский. / Интернет. http://www.voppsy.ru/
  31. С.З. Алгоритм управления контролем знаний // Кибернетика и исследование операций в управлении учебным процессом: Тез. докл. -Рига: РПИ, 1984, С. 67 — 70.
  32. JI.C. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984. 432 с.
  33. П.Я. Лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов. М: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002. — 400 с.
  34. М.В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. М.: Педагогическое общество России, 2003. — 276 с.
  35. O.A. Менеджмент качества: анализ основных определений // Методы менеджмента качества. 2004. — № 12. — С.34 — 36.
  36. П.И., Пермяков O.E., Неверова В. В., Петров Г. С. Статистика основных результатов мониторинга качества общеобразовательной подготовки учащихся в 2003 году. Томская область. Образовательный вестник, вып.№ 31. Томск: Дельтаплан, 2003, — 104 с.
  37. Л.Н. Различные подходы к определению качества образования // Качество. Инновации. Образование. — 2005. — № 2. — С.5−8.
  38. . и др. Международная комиссия по образованию для XXI века. Образование: сокрытое сокровище. Париж: ЮНЕСКО, 1996. С. 101−102.
  39. Ю.И. Об алгебраическом подходе к решению задач распознавания и классификации // Проблемы кибернетики. 1978. — Вып. 33. — С. 5 — 68.
  40. Л.В. Методы контроля знаний при автоматизированном обучении // Автоматика и вычислительная техника. 1991. — № 4. — С. 88 — 92.
  41. И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования //Высшее образование сегодня. 2003. — № 5. — с. 35 — 42
  42. И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. 2005. — № 11. — С. 14−20
  43. Л.И., Берестнева О. Г., Пермяков O.E. Современный технический университет: Философский и психолого-социологический аспекты исследования состояния и развития университета. Монография. -Томск: Изд-во Томе, ун-та, 2003, 110 с.
  44. B.C. Основы педагогической диагностики и мониторинг образовательной деятельности в техническом вузе. Монография. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003. — 120 с.
  45. В.И. Анализ основных подходов к определению качества образования ipk.minsk.edu.by/
  46. Ф.С. Профессиональный опыт специалиста в организации и на рынке труда. Екатеринбург: Изд-во УрО РАН, 1999.-208 с.
  47. Итеративная процедура Дельфи. / Интернет. -http://www.maib.ru/prognostication/methodsandmodels/
  48. Э.Б. Критерии качества образования: основные характеристики и способы измерения. М: АПКиППРО, 2005. — 80 е., с. 37
  49. О.М., Котомина Л.И. CAT: Накопление и передача кредитов (Модели систем CAT Соединенного Королевства). Интернет. -http://comparative.edu.ru5 8.Качество. Большая советская энциклопедия. / Интернет. —http://slovari.yandex.ru/dict/bce
  50. Дж., Снелл Дж. Кибернетическое моделирование: Некоторые приложения. М.: Советское радио, 1972. — 192 с.
  51. М. Ранговые корреляции. М.: Статистика, 1975. — 216 с.
  52. С.Г. Институциональный подход к изучению социально-региональной структуры российского общества. / Интернет. — http://kirdina.ru/book/capital21 .shtml
  53. А.Б., Наумов Н. П., Режабек В. Г., Чораян О. Г. Биологическая кибернетика. М.: Высшая школа, 1972. 384 с.
  54. Количественная оценка качества продукции. Большая советская энциклопедия. / Интернет. http://slovari.yandex.ru/
  55. Компьютерная интегрированная обучающая система (КИОС): Тамбов, ТГТУ/ Интернет. http://mdcorpsoft.chat.ru/pss/pss27.html
  56. Концепция государственного стандарта общего образования. Проект для обсуждения, http://standart.edu.ru/
  57. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. / Интернет- http://www.edu.ru/db/mo/Data/d02/393.html распоряжение Правительства Российской Федерации от 29декабря 2001 г. N 1756-р
  58. Концепция ФЦПРО. Распоряжение Правительства РФ от 3.09.2005 г. № 1340-р / Интернет- http://www.ed.gov.ru/ntp/fp/fcpro2006/
  59. В.В., Хуторской A.B. Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 352 с.
  60. Е.А. Психологические механизмы развития личности. / Интернет. http://bor3^tko.nm.ru/papers/subject52/krukova.htm
  61. .Г. Дискретные методы обработки экспертной информации. / Интернет. http://www.maib.ru/
  62. .Г. Экспертные технологии в управлении: Учеб. Пособие. -2-е изд., испр. и доп. М.: Дело, 2004. — 400 с.
  63. А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. М., 2000. — 352 с.
  64. Макет профессионального стандарта. / Интернет. -http://www.rspp.ru/
  65. Макет ФГОС высшего профессионального образования. / Интернет. -http://www.edu.ru/db/portal/spe/3v/22 0207m.htm
  66. Макет ФГОС НПО и СПО. / Интернет. http://www.nhtk.websib.ru/
  67. A.M. Математические основы теории систем. Учебное пособие для втузов. Томск: Изд-во ТПУ, 2004.- 336 с.
  68. Э.Р. Комментированный обзор изменений и дополнений, внесенных в ТК РФ Федеральным законом от 30.06.2006г. № 90-ФЗ. Н.: РИПЭЛ. 2006 256 с.
  69. Материалы семинара РСПП «Организация разработки отраслевых профессиональных стандартов» от 12.10.07. / Интернет. www.firo.ru
  70. Методика описания квалификации выпускников в федеральных государственных образовательных стандартах профессионального образования (проект). / Интернет. www.firo.ru
  71. Методы получения экспертных оценок. / Интернет. -http://www.maib.ru
  72. A.M., Орлов В. Б., Толковый математический словарь. Основные термины: около 2500 терминов. М.: Рус. яз., 1989. — 244 с.
  73. Дж. Магическое число семь плюс, минус два // Инженерная психология. М., Прогресс, 1964. — С. 192 — 225.
  74. .Г. Анализ качественных признаков (Математические модели и методы). М.: Статистика, 1976. — 166 с.
  75. К.Г., Лейбович А. Н., Новиков A.M., Пермяков O.E. и др. Концепция общероссийской системы оценки качества образования. М.: ОИЦ «Академия», 2008. — 28 с.
  76. К.Г., Лейбович А. Н., Новиков A.M., Пермяков O.E. и др. Приложения к рекомендациям по формированию региональных систем оценки качества образования: Методическое издание. — М.: ОИЦ «Академия», 2008. 88 с.
  77. К.Г., Лейбович А. Н., Новиков A.M., Пермяков O.E. и др.
  78. Рекомендации по формированию региональных систем оценки качества образования: Методическое издание. М.: ОИЦ «Академия», 2008. — 36 с.
  79. И.В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Е. Сьюпера//Вопросы психологии. 1975. № 5. С. 110−122.
  80. Е.А. Дидактическая тестология. М.: Народное образование, 2001. — 432 с.
  81. В.Б., Усманов В. В., Таранцева K.P., Пятирублевый Л. Г. Статистический подход к принятию решений по результатам тестирования для тестов открытой формы // Открытое образование. 2001. — № 1 / Интернет. — http://www.mesi.ru
  82. Мониторинг учебно-предметных компетенций в начальной школе // Под ред. П. Г. Нежнова, Б. И. Хасана, Б. Д. Эльконина.- М.: Университетская книга, 2007. 65 с.
  83. Мотивация и личность / А. Маслоу. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — 256 с.
  84. Ю.М., Хлебников В. А. Педагогическое тестирование как измерение М.: Центр тестирования МО РФ, 2002, — 67 с.
  85. A.M. Анализ количественных закономерностей процесса упражнения. Методические рекомендации. М.: Высшая школа, 1976. 22 с.
  86. A.M. Об аспектах и уровнях развития профессиональной культуры специалиста. / Интернет. http://www.anovikov.ru
  87. A.M. Процесс и методы формирования трудовых умений: профпедагогика. М.: Высшая школа, 1986. -288 с.
  88. Д.А. Закономерности итеративного научения. М.: Институт проблем управления РАН, 1998. 77 с.
  89. П.М., Зуев В. М. Опережающее профессиональное образование: Научно-практическое пособие. М.: РГАТиЗ. 2000 — 266 с.
  90. Новое качество высшего образования в современной России. Концептуально-программный подход /Под науч. ред. H.A. Селезневой и А. И. Субетто.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1995.- 199 с.
  91. И.И., Гладышева Н. К. Статистические закономерностиформирования знаний и умений учащихся. М.: Педагогика, 1991. 224 с.
  92. Образовательный стандарт высшей школы: сегодня и завтра. Монография./ Под общ. редакцией В. И. Байденко и H.A. Селезневой. Изд. 2-е. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. — 206 с.
  93. Общероссийский классификатор занятий. / Интернет. -http://fpf.referent.ru:4005/
  94. А.И. Асимптотическое поведение статистик интегрального типа. В сб. «Вероятностные процессы и их приложения». — М.:МИЭМ, 1989, С.118−123.
  95. А.И. Допустимые средние в некоторых задачах экспертных оценок и агрегирования показателей качества. В сб. «Многомерный статистический анализ в социально-экономических исследованиях», М.: Наука, 1974, С. 388 — 393.
  96. А.И. Задачи оптимизации и нечеткие переменные. М.: Знание, 1980.-64 с.
  97. А.И. Нечисловая статистика. М.: МЗ-Пресс, 2004. — 513 с.
  98. А.И. Случайные множества с независимыми элементами (люсианы) и их применения. В сб."Алгоритмическое и программное обеспечение прикладного статистического анализа". — М.: Наука, 1980, С. 287−308
  99. А.И. Случайные множества: законы больших чисел, проверка статистических гипотез/Теория вероятностей и ее применения, 1978, т.23, вып.2, С.462 464
  100. А.И. Устойчивость в социально-экономических моделях. -М.: Наука, 1979.-296 с.
  101. А.И. Экспертные оценки. / Интернет. http://www.aup.ru
  102. Оценивание. Словарь по общественным наукам. / Интернет. -http://www.glossary.ru/
  103. Оценка качества профессионального образования. Доклад 5, май 2001 / Под общей редакцией В. И. Байденко, Дж. ван Зантворта. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. — 186 с.
  104. Оценка. Словарь по общественным наукам. / Интернет. -http://www.glossary.ru
  105. Оценка. Экономико-математический словарь. / Интернет -http://slovari.yandex.ru/dict/lopatnikov/
  106. В.Ю. Критериально-ориентированное педагогическое тестирование: Учебное пособие. М.: Логос, 2003. — 120 с.
  107. O.E. Иерархическая модель социально-профессиональной компетентности и подходы к формированию требований к результатам подготовки студентов. Вестник Адыгейского государственного университета. -2009. № 1, С. 105 112.
  108. O.E. Методологические основы и технологии оценки индивидуальных образовательных достижений в системе профессионального образования: Монография. М.: Федеральный институт развития образования, 2008.-422 с.
  109. O.E. Методологические основы формированияиерархической классификационной модели социально-профессиональной компетентности студента. Вестник Адыгейского государственного университета. 2008. № 8, С. 78 — 86
  110. O.E. Методологические подходы к проектированию систем оценки качества образования. Известия Томского политехнического университета, том 308, № 4, 2005. С. 221 — 225
  111. O.E. Мониторинг качества профессионального образования с позиций кибернетики и системного анализа. Изд-во ТПУ. Известия Томского политехнического университета. 2006. — Т. 309. — № 6. С. 222 — 227.
  112. O.E. Совершенствование системы качества образовательного учреждения высшего профессионального образования в контексте требований ENQA. Университетское управление: Практика и анализ, 2007. № 3(49). С. 97 — 102
  113. O.E., Максимова O.A. Процедуры комплексной экспертизы качества тестовых заданий и тестов при формировании банка данных. «Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов» № 4. Апрель. С. 110−114.
  114. O.E., Максимова O.A. Формализация экспертного оценивания качества тестовых материалов с позиций системного подхода.// Вестник педагогических инноваций. № 3 (7). Новосибирск, 2006. — С. 157 — 178.
  115. O.E., Менькова C.B. Диагностика педагогических проблем системы образования в условиях эксперимента по введению Единого государственного экзамена. Монография. Томск: Дельтаплан, 2003 — 28 с.
  116. O.E., Менькова C.B. Интерсубъективность социально-педагогических измерений в условиях эксперимента по введению единого государственного экзамена (в Томской области). Монография. — Томск:1. Дельтаплан, 2005 60 с.
  117. O.E., Менькова C.B. Компьютерное тестирование как технология обучения и как технология контроля качества обучения тестологов. Федеральный центр тестирования. Вопросы тестирования в образовании. № 1 (13). М., 2005 — С. 93 — 95.
  118. O.E., Менькова C.B. Лонгитюдные социологические исследования в сфере оценки качества образования (на примере эксперимента по введению ЕГЭ в Томской области). Монография. Томск: Лито-Принт, 2007. — 68 с.
  119. O.E., Менькова C.B. Общественное мнение о тестовых технологиях. Развитие тестовых технологий в России. Тезисы докладов VII Всероссийской научно-методической конференции. М.: ЦТ МинОбр РФ, 2005.- С. 97 -98.
  120. O.E., Менькова C.B. Теоретико-информационный анализ социально-педагогической оценки ЕГЭ в Томской области. Монография. Томск: Дельтаплан, 2006 — 92 с.
  121. O.E., Менькова C.B., Смирнова A.C. Когнитивный диссонанс мнений экспертов о ЕГЭ. «Вопросы тестирования в образовании» № 3 (16) Всероссийский научно-методический журнал, 2005, С. 76 — 90.
  122. O.E., Менькова C.B., Смирнова A.C. Методологические аспекты управления качеством подготовки тестологов // Современные технологии обучения «СТО-2004»: Матер. Х Междун.конф. Том 1.- СПб.: изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2004. С. 158 — 162
  123. И.В., Кравченко Л. Б., Пермяков O.E. Анализ результатов ЕГЭ 2004 по биологии в Томской области. — Томск: Дельтаплан, 2004, — 64 с.
  124. A.B. Проблема развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии. 1984. № 4. С. 15 29.
  125. A.B., Петровский В. А. Индивид и его потребность быть личностью // Вопросы философии. 1982. № 3. С. 44 — 53.
  126. В.В. Введение в теорию важности критериев в многокритериальных задачах принятия решений. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2007. — 64 с.
  127. Э.Н., Домбровская Т. В., Пермяков O.E., Олыпина O.A., Билалова А. Н. Анализ результатов ЕГЭ 2003 по математике в Томской области: Аналитический отчет и методические рекомендации. -Томск: Дельтаплан, 2003, — 58 с.
  128. Положение о профессиональном стандарте. / Интернет. -www.rspp.ru/www.rspp.ru/
  129. Д.И. Способ оценки знаний в дистанционном обучении на основе нечетких отношений // Дистанционное образование. 2000. — № 6 / Интернет. — http://www.mesi.ru
  130. В.Ф., Приснякова Л. М. Математическое моделирование переработки информации оператором человеко-машинныхсистем. M: Машиностроение, 1990.-248 с.
  131. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. 512 с.
  132. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н.С. Пряжников- Акад. пед. и социал. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. М.: Ин-т пракг. психологии- Воронеж: Модэк, 1996.-256 с.
  133. Р 50.1.028 2001 Реком. по стандартизации. Информ. технологии поддержки жизн. цикла продукции. Методология функционального моделирования/ Госстандарт России, М., 2001, — 49 с.
  134. В.В. Разработка управленческого решения. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2000, — 140 с.
  135. Реформа и развитие высшего образования. Программный документ ЮНЕСКО, 1995. -29 с.
  136. М.С. Педагогические основы взаимодействия школы и семьи в профессиональной ориентации учащихся: Автореф. дисс. д-ра. пед. наук. -М., 1993.-48 с.
  137. .А. Организационно-экономические аспекты модернизации высшего образования: Система зачетных единиц. Высшее образование в России, № 8, 2005, С. 9 27
  138. .А. Система зачетных единиц и организационно-экономические аспекты модернизации высшего образования. М: НИИВО, 2005.-96 с.
  139. Г. К. Педагогические компетенции и компетентность. Сельская школа. № 35 2004, С. 29 32
  140. Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  141. H.A. Качество высшего образования как объект системного исследования. Лекция-доклад. Изд. 3-е. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. — 95 с.
  142. А.Г., Крохин В. В. Метрология: Учебное пособие. -М.:Логос, 2001. -376 с.
  143. В.П., Каскулова Ф. В., Гринченко И. С. Современные средства оценивания результатов обучения: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. В. П. Сергеевой. М.: АПКиППРСХ 2005. — 116 с.
  144. Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1982. 195 с.
  145. A.B. Дидактика и технология электронного обучения в системе КАДИС // «Индустрия образования», № 6.- М.: МГИУ, 2002, С. 54 -64.
  146. A.B. Проектирование компьютерных систем учебного назначения: Учебное пособие. Самара: СГАУ, 1995, 138 с.
  147. Г. А., Косинцев В. И., Пермяков O.E., Рыжков П. Ю. Подготовка руководителя производственного коллектива к действиям в аварийных ситуациях. Учебное пособие. Томск: ИПФ ТПУ, 2000, — 220 с.
  148. Г. Н., Колпакова Л. В., Пермяков O.E. Анализ результатов ЕГЭ 2004 по русскому языку в Томской области. — Томск: Дельтаплан, 2004, — 71 с.
  149. Г. Н., Малярова С. Г., Тубалова И. В., Федянина Г.И.,
  150. O.E. и др. Анализ результатов ЕГЭ 2003 по русскому языку в Томской области: Аналитический отчет и методические рекомендации. -Томск: Дельтаплан, 2003, — 63 с.
  151. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования.- М., 2001. / Интернет. http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/strateg/448/
  152. А.И. Введение в квалиметрию высшей школы. Книга 3. «Общая квалиметрия и специальные методы квалиметрии.» / Учеб. пособие.- М.: Исслед. центр по проблемам управления качеством подготовки специалистов, 1990 -171с.
  153. А.И. Качество непрерывного образования в Российской Федерации: состояние, тенденции, проблемы и перспективы (опыт мониторинга) СПб. — М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. —498 с.
  154. А.И. Оценочные средства и технологии аттестации качества подготовки специалистов в вузах: методология, методика, практика. СПб.-М.: Иссл. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 280 с.
  155. Талызина Н.Ф.и др. Пути разработки профиля специалиста -Саратов: Изд. саратовского ун.1987. 176 с.
  156. Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста. // Высшее образование сегодня. 2004. — № 3. — с. 21−26.
  157. Творчество. Большая советская энциклопедия. / Интернет. http://slovari.yandex.ru/dict/bce
  158. Тесты в кадровом менеджменте. / Интернет. — http://www.hrm.ru/db/hrrn/
  159. Ю.Н., Литвак Б. Г., Орлов А. И., Сатаров Г. А., Шмерлинг Д. С. Анализ нечисловой информации. М.: Научный Совет АН СССР по комплексной проблеме «Кибернетика», 1981. — 80 с.
  160. Устройство для контроля и самоконтроля знаний обучающихся. Патент на изобретение № 2 260 853 20 сентября 2005 г.
  161. Федеральная программа развития образования (10 апреля 2000r. N 51-ФЗ) / Интернет http://www.dvgu.ru/umu/ZakRP/progrl.htm
  162. Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании». /Интернет. http://www.mon.gov.ru/dok/fz/
  163. Федеральный закон «Об образовании». / Интернет. -http://www.mon.gov.ru/dok/fz/
  164. В.Г. Основы социологии. М., Логос, 1997, 80 с.
  165. A.B. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. — 12 декабря. / Интернет. — http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm.
  166. Целеполагание. Целеформирование. Целереализация. Словарь по общественным наукам. / Интернет. http://www.glossary.ru/
  167. М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. — 410 с.
  168. В.Д. Введение в психологию: способности человека. -М.: Логос, 2002.-160 с.
  169. В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход// Высшее образование сегодня. — 2004.-№ 8.-С. 27−31
  170. А. Упадок и возрождение культуры. Избранное/А. Швейцер. М.: Прометей, 1993. — 512с.
  171. B.C. Философия образования: состояние, проблемы и перспективы //Вопросы философии. 1995. № 11 С. З -34.
  172. Г. П. Количественная оценка деятельности человека в системах человек-техника. М.: Машиностроение, 1983. -263 с.
  173. О.Ф., Бодэ Б. В. К математическому выражению накопления информации и ее забывания // Вопросы психологии. 1967. N 4. С. 180−182'.
  174. Экзамены: мнение студентов // Вестник высшей школы 1987. № 12.-С. 34−36.
  175. Экспериментальная психология. Под ред С. С. Стивенса, М.: ИЛ, т. I, 1960. т. II, 1963. (в т.ч. Спенс К. У. Теоретический анализ процесса научения. С. 224 — 273)
  176. О.И., Луков Е. В., Пермяков О. Е. Анализ результатов ЕГЭ 2004 по истории в Томской области. — Томск: Дельтаплан, 2004, — 56 с.
  177. Abraham Maslow, «А Theory of Human Motivation», Psychological Review, no. 50 (1943), pp. 370 396.
  178. ENQA report on Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area. / Интернет. -http://www.enqa.net/bologna.lasso.
  179. European Guidelines for the Validation of non formal and informal learning Draft 2.0 22 May 2008. / Интернет. — http://www.ecotec.com
  180. Human Resource Practices for Implementing Manufacturing Technology. Washington, 1986.
  181. Planning Teaching and Assessing Learning. A Reader by Anne Cox & Harriet Harper. University of Greenwich 2000.
  182. Rahmenlehrplan fur den Ausbildungsberuf Berufskraftfahrer/Burufski-aftfahrerin. BIBB. 2000.
  183. Rasch G. Probabilistic Models for Some Intelligence and Attainment Test. Copenhagen, 1960, Danish Institute of Education Research. (Expanded edition, Chicago, 1980, The University of Chicago Press)
  184. Rasch, G. On Specific Objectivity: An Attempt ofFormalizing the Request for Generality and Validity of Scientific Statements / Danish Yearbook of Philosophy. 1977, v. 14, p. 58 94, Munksgaard, Copenhagen. — 216 p.
  185. Stenberg S. Stochastic learning theory / Handbook on mathematical psychology, V. II, New York: J. Wiley and Sons Inc., 1963. P. 1 120 p.
  186. Vroom V. H. Work and motivation. N. Y., 1964. 240 p.
Заполнить форму текущей работой