Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Дизайн как способ организации предметно-пространственной среды в культуре XX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В концепциях XX века (Ж.Бодрийяра, Г. Н. Лолы, Н. Н. Мосоровой, В. Подороги, П. Флоренского, М. Хайдеггера) показан процесс превращения вещей в коммуникационные инструменты, в знаки, через движение, пересечение, взаимодействие которых человек вступает в социальные отношения с другими и с самим собой. Исследование дизайна подтвердило существование принципиально различных подходов к оптимизации… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • ГЛАВА I. Дизайн как культурно — эстетический феномен
    • 1. Интерпретация понятия «дизайн» в истории культуры: возникновение, становление, современный взгляд
  • §-2.Теоретические представления о специфике пластических искусств от античности до классики
    • 3. Дизайн как способ организации пространства в теориях западноевропейских и отечественных мыслителей XX века
  • ГЛАВА II. Дизайн как способ выражения культуры XX века
    • 1. Мировоззренческие основы дизайна в эпоху модернизма
    • 2. Парадигма дизайна в ситуации постмодернизма
    • 3. Прогностическая функция дизайна в культуре

Дизайн как способ организации предметно-пространственной среды в культуре XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Крупные изменения, происходящие в предметной оснащенности человеческого существования в конце XX — начале XXI в.в., являются важнейшими показателями развития дизайна, неисчерпаемого многообразия его феноменов и активного воздействия на человека. Значимость современного социального прогресса во многом обусловлена достижениями дизайна. Это обстоятельство качественно изменяет роль дизайна в современном обществе и, вместе с тем, неизмеримо усложняет, расширяет дизайнерскую деятельность, углубляя ее социальный смысл.

Необходимость культурологического осмысления дизайна как культурно-эстетического феномена в значительной степени обусловлена его ролью в истории культуры и современности, так как дизайн является формой планирования основных социально-онтологических измерений жизни человека.

Определения дизайна разными исследователями порой вмещают явления, далеко отстоящие друг от друга. Мы исходим из следующего понимания его сути: дизайн — особая творческая деятельность по проектированию гармонизированных с человеком элементов среды и их комплексов (вплоть до системной организации всей предметно-пространственной среды в целом), соответствующих миру социальных и культурных ценностей и реализуемых средствами современного промышленного производства.

Дизайн ориентирован по самым разнообразным параметрам культуры, взятой в его целостности, а отнюдь не только по критериям технического и функционального совершенства элементов материальной культуры. Через эстетическую организацию всей предметной среды, дизайн оказывается связанным с духовными и художественными слагаемыми культуры. Развитие дизайна детерминируется всей суммой запросов человека как субъекта социальной и производственной деятельности, его отношением к разнообразным сферам предметно-практической активности. Выявление места дизайна в системе человеческой деятельности позволяет понять его как явление культуры.

Степень разработанности проблемы Анализ дизайна в контексте теории и истории культуры начинается с исследования пластических искусств. На протяжении веков мыслители придавали большое внимание проблеме организации предметно-пространственной среды. Ответы на данный вопрос искали философы, искусствоведы, культурологи, дизайнеры.

К глубокому сожалению, философские антропологические исследования проблем дизайна в русле традиций философской онтологии и методологии и, особенно, исследования роли дизайна в современном обществе в течение многих десятилетий, как и другие гуманитарные и социальные науки, были поставлены под жесткий идеологический контроль государства. В публикациях отечественных авторов, посвященных проблемам дизайна, раскрывалась, в основном, узкопрофессиональная проблематика, излагалась методика оценки и реализации дизайн-проектов в заданных рамках индустриальных и социальных доминант.

Разнообразие узкопрофессиональных рекомендаций не вырастало в серьезные теоретико-культурологические исследования. За десятилетия функционирования ВНИИТЭ (Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики) не написана всемирная история дизайна (монография С.О.Хан-Магомедова «Пионеры советского дизайна», — М, 1995, посвящена первым десяти годам истории дизайна в России), не велик список научно-философского, социологического исследования проблем дизайна. Информация о дизайне за рубежом десятки лет была ограничена отдельными работами Г. Земпера, 3. Бегенау, В. Гропиуса, Jle Корбюзье, Дж. Нельсона, Дж. К. Джонса.

К скромному числу переводных монографий, которых не набирается и десятка, можно прибавить информацию в периодических изданиях ВНИИТЭ: популярные брошюры о некоторых практических разработках зарубежных дизайнеров (серия «Дизайн за рубежом») и краткие аннотации к изданиям и проектам на страницах «Технической эстетики».

Всемирно известные материалы международных симпозиумов фонографии выдающихся философов и дизайнеров, хрестоматии и учебники по истории, методологии и методам, толковые словари по дизайну, сборники творческих персоналий, терминологические справочники, энциклопедии и энциклопедические словари, аннотированные тематические библиографические указатели, руководства к специализированным курсам дизайна в школе и в системе высшего образования — вся эта литература явно недостаточна не только библиотеках России, но и в специализированных учебных и проектных организациях.

В целом, рассмотренные исследования по различным проблемам дизайна говорят о том, что практически не разработан культурологический подход к изучению феномена дизайна, в частности не изучено влияние дизайна на организацию предметно-пространственной среды.

Объектом исследования в данной работе является предметно-пространственная среда, особенности ее организации в культуре.

Предмет исследования — дизайн как способ организации предметно-пространственной среды.

Цель работы — рассмотреть дизайн как функциональную систему, организующую духовное и материальное пространство человека XX века.

Задачи:

— рассмотреть социальную роль и особенности функционировашр дизайна в культуре;

— проследить становление дизайна посредством анализа пластических искусств от античности до классики;

— проанализировать теоретические концепции XX века о формах и способах организации предметно-пространственной среды в культуре;

— определить мировоззренческие основы дизайна в эпоху модернизма;

— выявить специфику дизайна в ситуации постмодернизма;

— охарактеризовать прогностическую функцию дизайна в культуре.

Новизна исследования. Предшествующие работы основной задачей ставили изучение средств и методов практического изменения предметно-пространственной среды, не затрагивая того, что в действительности является основополагающим ядром организации дизайна — человека, его видения мира и своего места в этом мире, построенного в соответствии с психологией, духовными установками, уровнем социально-экономического и культурного развития отдельно взятого индивида.

Дизайн как предмет исследования меняет научную дисциплину его изучающую. На смену теории искусства приходит теория и история культуры, что обогащает понятийный аппарат и методологию исследователя, совмещающего эстетическое рассмотрение способов организации предметно-пространственной среды, и культурологическое обращение к схеме Человек-Пространство, где первая составляющая определяет происхождение и существование последней.

Гипотеза. С одной стороны, дизайн выражает особенности индивидуальности человека, обосновывается специфическими особенностями менталитета, психологии, мировоззрения человека в той или иной культурной ситуации, с другой стороны дизайн взаимосвязан с механизмами социально-культурного развития общества, выражает уровень и содержание эстетических идеалов, норм и предпочтений.

Теоретической основой исследования послужили фундаментальные труды отечественных и зарубежных авторов, заложивших базисные понятия теории и истории дизайна как способа организации предметно-пространственной среды. Для изучения данной проблемы использовались работы теоретиков и практиков дизайна, искусствоведов.

Исследование опирается на произведения мыслителей, которые показали различные аспекты пластических (пространственных) искусств: И. И. Винкельман, Г. В. Ф. Гегель, Г. Э. Лессинг, Ф. Ницше, Х. Ортега-и-Гассет, В. Подорога, П. А. Флоренский, МХайдеггер, Ф. В. Шеллинг.

Проблему организации предметно-пространственной среды в диссертации определена общим контекстом философских исследований: С. С. Аверинцева, Р. Барта, З. Баумана, Ж. Бодрийяра, В. П. Бранского, С. Н. Иконниковой, Г. С. Кнабе, В. Д. Лелеко, Г. Н. Лолы, Н. Н. Мосоровой, Л. Б. Переверзева.

Феномен дизайна как технологического действия мы находим в трудах ^ В. Р. Аронова, Л. Н. Безмоздина, В. Л. Гдазычева, О. ИХенисаретского, А. В. Иконникова, К. М. Кантора, С. М. Михайлова, В. Р. Раннева, В. В. Тасалова, Г. П. Щедровицкого.

Эстетический и искусствоведческий анализ дизайна в работах: А. Бранци, А. Ван де Вельде, Г. Земпера, О. А. Кривцуна, А. Ф. Лосева, Н. В. Манысовской, А. де Морана, Ф. Нильссона, А. В. Рябушина, В. С. Турчина, С.О.Хан-Магрмедова, А. Н. Шукуровой, позволяет рассматривать его сугубо с позиции подчиненности эстетическим требованиям эпохи, с точки зрения степени проявления в дизайне * этих требований.

Важнейшим показателем дизайна является его коммерческая и массовая основа, в связи с чем исследователи В. Гропиус, Ле Корбюзье, Р. Ф. Лоуи, У. Моррис, Д. Нельсон, Ф. Л. Райт, Д. Рескин, Л. Салливен, Х. Эрл выделяют среди различных функций дизайна в качестве предмета специального анализа его экономическую роль, изучают возможности и границы использования дизайна в экономической жизни общества.

Методологической основой исследования является когнитивный подход к дизайну, позволяющий выделить его основные сущностные характеристики, определить принципы становления и развития дизайна, его роль в условиях детерминации человеческой жизнедеятельности, смены стереотипов сознания и поведения. В диссертации использовался компаративный подход, позволяющий исследовать особенности развития дизайна в различных культурно-исторических эпохах. В работе имеют место описательный и объяснительный методы, общенаучные методы системного анализа и сравнения, а также элементы искусствоведческого анализа.

Научная новизна. Феномен дизайна впервые исследуется с позиции культурологического подхода, как способа организации предметно-пространственной среды в культуре XX века. В частности, научная новизна определяется в следующих положениях:

1) выявлены социальная роль и особенности функционирования дизайна в истории культуры;

2) показано становление дизайна, который формируется из пластических искусств, от античности до классики;

3) проведен анализ теоретических концепций XX века, в которых выявлены различные формы и способы организации предметно-пространственной среды в культуре;

4) определены мировоззренческие основы дизайна в эпоху модернизма;

5) показана специфика дизайна в ситуации постмодернизма;

6) выявлена прогностическая функция дизайна в культуре.

Научно-практическая значимость работы заключается в том, что ее положения, обобщения, выводы могут быть использованы в научных исследованиях дизайна как способа организации предметно-пространственной среды в контексте теории и истории культуры. Материалы диссертации могут быть применены в учебных курсах по теории и истории дизайна, культурологии, философии искусства, эстетике, истории искусства при составлении спецсеминаров по указанным направлениям.

Апробация работы. Основные концептуальные положения диссертации отражены в публикациях автора, посвященных проблемам дизайна интерьера, организации предметно-пространственной среды. Отдельные положения диссертации были изложены на методологических семинарах, в докладах на 1 Международной научно-практической конференции «Деятельностное понимание культуры как вида человеческого бытия» г. Нижневартовск (2003г.), очнозаочной научно-практической межвузовской конференции «Искусство в современном мире» г. Нижневартовск (2004 г.).

Основные положения, выносимые на защиту:

1 Важность исследования дизайна как социального явления обусловлена тем, что он вмещает в себя влияние не только рыночной конъюнктуры, но и особенности государственной идеологии, политики, национальной культуры, региональных природных условий. Дизайн возник на пересечении трех смысловых областей, трех типов культурных действий: искусства, массового промышленного производства и повседневного сознания, воплощенных предметно. Повседневность является важной средой, формирующей специфику дизайна.

2. Дизайн относится к неизобразительным пластическим (пространственным) искусствам. Пространственные искусства глубоко коренятся в материальной культуре, смыкаются с практической деятельностью по формированию предметно-пространственной среды, непосредственно участвуют воздании «второй природы». Как созидание художественных образов, они осуществляют визуализацию духовного опыта культуры, творя видимое, делая видимым невидимое. Наиболее полно выраженное и напряженное взаимопроникновение материально-чувственного и духовного является предпосылкой для развертывания в пространственных искусствах всей гаммы соотношений утилитарного и эстетического начал, благодаря чему осуществляется вхождение пространственных искусств в культуру.

3. В концепциях XX века (Ж.Бодрийяра, Г. Н. Лолы, Н. Н. Мосоровой, В. Подороги, П. Флоренского, М. Хайдеггера) показан процесс превращения вещей в коммуникационные инструменты, в знаки, через движение, пересечение, взаимодействие которых человек вступает в социальные отношения с другими и с самим собой. Исследование дизайна подтвердило существование принципиально различных подходов к оптимизации взаимосвязи человека с вещью. Первый связан с поиском оптимума практического функционирования системы «человек-вещь». Второй предполагает проектирование системы с учетом всего многообразия социальных и социально-психологических характеристик человека и широкого спектра культурных значений вещей. В последнем случае вещь рассматривается как посредник межчеловеческого общения, что позволяет выявить культурно-коммуникативный аспект художественного конструирования. Система «человек-вещь» трансформируется в дизайне в систему «человек-вещь-социально-культурная общность».

4. Рассмотрение дизайна в эпоху модернизма предполагает обращение к сфере производства, распределения и потребления — эта установка связана прежде всего с видимой и исторически удостоверенной связью дизайна с экономическими процессами цивилизации, в русле которых вещь предстает прежде всего предметом потребления или товаром. Умножение вещей, их неоправданная заменяемость, нарастающие мистификации вокруг потребления представляют контекст, в котором была определена идентификация дизайна как социокультурного феномена.

5. В ситуации постмодернизма организация пространства и присутствие вещей, не сопровождаемое их преобразованием, — это, прежде всего обеднение и духовное, и материальное. Жилище ценится не только за его удобство, но и за его информативность, насыщенность изобретениями, контролируемость, открытость для сообщений, вносимых вещами. В современных интерьерах чувствуется свобода, которая сопровождается новым, более тонким формализмом и новыми моральными ограничениями. Вместо символов семьи комнаты наполняются знаками социальных отношений, которые выполняют функцию ритуального гостеприимства. Благодаря дизайну форма систематизируется, родобно реальности, которую она отражает и одновременно отрицает: системной техничности соответствует системная культурность. Именно такую системную культурность на уровне вещей мы и называем «средой».

6. Дизайн будущего станет дизайном среды и дизайном человеческого опыта, дизайном социального контекста. Предмет дизайна расширится до проектирования, конструирования стиля и образа жизни, синтезирования новых культурных, моральных, социальных ценностей. В стремлении создать ту среду обитания, в которой человеку всегда комфортно, в дизайне интерьера органично смогут ужиться старинные и ультрасовременные вещи и материалы. В этом реализуется синтез личностного и исторического в современном ключе.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка. Объем диссертации составляет 128 страниц машинописного текста.

Заключение

.

XX век по праву можно считать веком дизайна. За столетнюю историю своего существования дизайн превратился в самостоятельный вид проектно-художесгвеннои деятельности со своим научно-исследовательским аппаратом, арсеналом проектно-художественных средств. У дизайна появились свои «идолы» — классические образцы и памятники, определяющие исторические вехи его развития. Для них построены специальные музеи современного искусства и дизайна. Возникли отделы дизайна в музеях искусств.

На выставке «documenta 8"1987 года, пожалуй, самой значимрй художественной выставки в мире, была впервые представлена секция дизайна. Прилив публикаций и радостные ретроспективы предшествовавших эпох сделали 80-е годы «ударным направлением» в истории дизайна1. Все эти многочисленные выставки дизайна сформировали в сознании масс представления о дизайне как равноправной части культуры.

Получившие всемирную известность такие произведения дизайна как мебель Ле Корбюзье, Бройера, Макинтоша и Ритвельда, посуда Джозефа Хофмана, Карла Боты, Филиппа Старка воспроизводятся по сей день, становясь престижным украшением интерьеров офисов и дорогих салонов. Об истории дизайна сегодня мы можем по полному праву говорить, как говорим об истории искусств и архитектуры, как об одном из самых молодых, но стремительно развивающихся видов проектно-художественной деятельности, организующей предметно — пространственную среду.

В ходе анализа теоретических представлений о специфике пластических искусств от античности до классики дизайн не что иное, как попытка объяснить.

1 Dumont — Schnellkurs Design/ Thomas Hauffe. Koln, 1995. S. 173. формирование мира вещей через призму мироощущения и мировосприятия человека. Хотя самого понятия дизайна еще не существовало, руководствуясь категориями, которыми располагает теория и история культуры, можно констатировать тот факт, что отдельные компоненты содержания и организации внутреннего и внешнего пространства или дизайна, сформировались уже в то время. В исследовании пластических искусств ИИВинкельмана, мы видим, что он отдает им явное предпочтение, поскольку они по своей специфике решают художественные задачи красоты. Г. Э. Лессинг, один из критиков И. И. Винкельмана, приходит к мысли о том, что пластика воспроизводит предметы и явления в состоянии их гармонии, тождества над сопротивлением материальногр. Это и есть материальная красота — главный предмет пластических искусств. Ф. В. Шеллинг относит пластику к высшему искусству реального ряда. Но данные исследования можно считать неполными относительно определения дизайна, так как помимо красоты в дизайне имеет важное место польза.

В ходе рассмотрения концепций западноевропейских и отечественных мыслителей XX века: Ж. Бодрийяра, А. Бранци, Г. Н. Лолы, Н. Н. Мосоровой, В. Подороги, П. Флоренского, М. Хайдеггера, мы делаем вывод о том, что дизайн предстает как звено, соединяющее сферы производства, распределения и потребления. В определении дизайна теперь помимо красоты важнейшим показателем является польза Современный дом — интегратор многообразной человеческой активности. И аскетизм материальной установки, какими бы экономными не оказались поставляемые ею услуги, этой интеграции будет противостоять. Человеческое жилье нуждается в своей предметности, вещевой наполненности, различной в разные эпохи и в разных социальных условиях. Но есть основание согласиться с опасениями, что насыщение жилой среды множеством устройств, поставляемых современной техникой, облегчая быт, грозит человеку небывалой степенью отчуждения от него непосредственного предметного окружения.

Таким образом, задача дизайна применительно к проектированию жилища заключается в поисках таких осознанных решений, которые помогли бы человеку, не отказываясь от использования технизированных структур там, где они облегчают, делают более функциональным и гигиеничным быт. Сделать место обитания, домашний очаг более человечным, смыслосодержательным, символически значимым, т. е. органично внесенным в близкое человеку культурное целое. Дизайн интерьера должен отвечать идеям гуманизации жизни, поддерживать доступными средствами культурные традиции. Он не вправе игнорировать две выявившиеся сегодня тенденции организации предметного мира жилища, продиктованные комплексными духовными запросами человека. Это проявляется в свободе творческого самовыражения личности и сохранение, а порою и восстановление на основе современных индустриально-технических возможностей тех человеческих свойств и ценностей жилой среды, которые связаны с прошлой культурой.

Модернизм, одно из наиболее масштабных направлений изобразительного искусства, которые нашли свой отклик и в неизобразительных искусствах. Предшественником модернизма принято считать стиль модерн, в котором, и произошло зарождение и первоначальное становление дизайна, как самостоятельного и определяющего понятия в культуре. Построение художественной формы в модерне, неразрывно соединяло два подхода: «изнутри» и «извне». Сущность первого — в диалектическом преобразовании полезного в прекрасное. Здесь функциональная польза преобладает над красотой. Эта установка связана, прежде всего, с видимой и исторически удостоверенной связью дизайна с экономическими процессами цивилизации, в русле которых вещь предстает как предмет потребления или товар.

Анализ дизайна в современной культуре показал, что он подчинен требованиям гуманизации предметных условий общественной и личной жизни, все более опирается на комплекс социально-культурных представлений о взаимосвязи человека с предметным миром. Человек находится в центре проблемы, и даже не столько, как компонент системы «человек-техника», а даже не столько, как компонент системы «человек-техника», а прежде всего как субъект социально-исторического и производственного процесса, как личность, взятая в совокупности ее общественных и социально-культурных характеристик.

Эстетическая ценность предметной среды, как чувственно-воспринимаемое и эмоционально одобряемое человеком единство формы и содержания. Оно связано с особенностями функционирования вещей в сфере культуры, которое требует от дизайна знания социально-психологических установок, постижения мировоззрения и общественных идеалов. Только при такой ориентации дизайн может выполнить свою высокую культурную миссию и стать в условиях обновления общества действенным средством реализации проблемы — активно влиять на повышение качественных показателей организации предметно-пространственной среды. Через повышение ценностных характеристик дизайн способен воздействовать и на процесс формирования личности, активизацию человеческого фактора.

Методология дизайна осмысливает проблемы человека и общества эпохи постиндустриальных потрясений: алкоголизм, наркоманию, телеманию, распространение азартных игр, безработицу среди молодежи, склонность к криминогенному поведению части населения и т. д. Идеи системного, математически точного дизайна становятся историей дизайнерской мысли. Дизайн выдвигает серию новых профессиональных идей.

В профессиональных концепциях постиндустриального дизайна анализируются творческие идеи, сформулированные в русле нового понимания задач профессии. Вызов и эффект по-новому осмысленных профессиональных принципов заключен в пересмотре профессиональных основ, в синтезировании противоположных, даже взаимоисключающих индивидуальных и социальных ценностей. Современный дизайн многообразен. Одни направления приветствуют технологию, другие — критикуют. Одни акцентируют внимание на дизайн процессе, другие — нет. Одни обращаются к истории и к социальным проблемам, другие — заняты формотворчеством. Дизайн гуманистичен, если не в результатах, то, во всяком случае, в намерениях. Влияния, которые проникают в дизайн, раскрепощая проектировщика, ретранслируются из различных, не связанных между собой сфер деятельности. Иногда это идеи философских нау^ иногда концепции из сферы культуры и техники. Дизайнеры приходят к заключению, что новый смысл их профессии заключен в умении создавать символы, в способности профессионально интерпретировать артефакты культуры. Дизайнеры осмысливают свою профессию как национальное явление и как интернациональное, как единство профессиональных интересов художников, архитекторов, кинематографистов и писателей.

Еще одним аспектом современного дизайна является то, что можно именовать одним словом — загадка, двусмысленность, непостижимость и формы, и содержания, что придает работам интригующую глубину. Двусмысленность достигается средствами минимального дизайна, внедрением символики, понижением уровня информативности. Часто данный эффект достигается за счет образов и средств информации. Многие работы дизайнеров рассчитаны на самостоятельность аудитории в выработке новых символов и значений. Дизайнер сегодня более чем когда — либо, переосмысливает, переиначивает значение потребляемого человеком объекта, дизайнер становится посредником, резонатором между человеком и его объективно — информативной средой, становится создателем не только создателем предмета, но и сопутствующего этому предмету человеческого опыта. Осмысливая новые функции дизайна как функции по созданию опыта, стилей жизни, средств установления межличностных контактов, дизайн тем самым включается в решение острых социальных проблем и проблем личности.

Нарастающее многообразие феноменов современного индустриального и постиндустриального общества глубоко изменяет сущность, природу дизайна, качественно расширяя, раскрывая его возможности во всем — и в формировании единичных предметов, и в воздействии предметного мира на человека через дизайнерски организованную их массовость, комплексность, системности Современный дизайн становится дизайном среды и дизайном человеческого опыта, дизайном социального контекста Предмет дизайна расширяется до проектирования, конструирования стиля и образа жизни, синтезирования общечеловеческих ценностей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Адаме Стивен. Движение искусств и ремесел / Стивен Адаме. — М.: Радуга, 2000. 128 с.
  2. В. Р. Теоретические концепции зарубежного дизайна / В. Р. Аронов. М.: ВНИИТЭ, 1992. — Т.1.- 122 с.
  3. В. Р. Художник и предметное творчество / В. Р. Аронов. т М.: Советский художник, 1987. 232 с.
  4. В.Р., Иконников А. В., Дижур А. и др. 100 дизайнеров Запада / В. Р. Аронов, А. В. Иконников, А. Дижур. М.: ВНИИТЭ, 1994. — 216 с.
  5. В. Теодор. Эстетическая теория / В. Теодор Адорно- Пер. с нем. А. В. Дранова. М.: Республика, 2001. — 527 с.
  6. В.А. Эстетическая мысль в контексте немецкой философии второй половины ХУШ-первой половины XIX веков / В. А. Апрелева. -СПб.: «Инфо-да», 2003. 231 с.
  7. В.А. Музыка как эстетическая реальность. Теоретические проблемы / В. А. Апрелева. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999. — 327 р.
  8. В.Г. История западного искусствознания XX века / В.Г. Арсла-нов. М.: Академический проект, 2003. — 768 с.
  9. М.Г. Архитектура и город / М. Г. Бархин. — М.: «Наука», 1979. — 222 с.
  10. П.Басин Е. Я. Семантическая философия искусства / Е. Я. Басин. М.: «Мысль», 1973. — 216 с.
  11. JI.M. Зрелище мира у Джаноццо Манетти // Театральное пространство / JI.M. Баткин. М., 1979. — С. 122.
  12. Бауман 3. Философия и постмодернистская социология / 3. Бауман // Вопросы философии. 1993. — № 3. — С. 46−62.
  13. Л. Н. В мире дизайна / Л. Н. Безмоздин. Ташкент: ФАН, 1990.-313 с.
  14. .М. Пространственные искусства как феномен культуры // Искусство в системе культуры / Б. М. Бернпггейн. Л., 1987. — С. 135−148.
  15. В.П. Искусство и философия / В. П. Бранский. Калининград: Янтарный сказ, 1999. — 704 с.
  16. . Система вещей / Ж. Бодрийяр. М.: «Рудмино», 1999.- 218 с.
  17. . Искусство и потребление / Ж. Бодрийяр- Пер. с франц. А. Шестаков. // Мир дизайна 1999, — № 2. — С. 2−5.
  18. Е. Футуризм и кубофутуризм / Е. Бобринская. М., 2000. — 380 с.
  19. В.Ю. Культура и массовая коммуникация / В. Ю. Бореев., А. В. Коваленко. М.: Наука, 1986. — 302 с.
  20. В.В. Книга неклассической эстетики / В. В. Бычков. М., 1999. -С. 105.
  21. И.И. История искусства древности / И. И. Винкельман. -СПб.: «Алетейя», 2000. 800 с.
  22. Э. Укрощение строптивой моды / Э. Венде // Силуэт. 1969. — № 3 -С. 51−52.
  23. Н.В. Производственное искусство предшественник дизайна / Н. В. Воронов. // В сб.: Дизайн. Выпуск Ш. — М.: НИИ Российской АХ, 1995.-С. 3−55.
  24. Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. Том 2 / Н. В. Воронов. — М.: «Союз Дизайнеров России», 2001. — 382 с.
  25. Гегель Г. В. Ф. Эстетика / Г. В. Ф. Гегель. В 4 т. М., 1968. — 800 с.
  26. Гидион 3. Пространство, время, архитектура / 3. Гидион- Сокращ. пер. с нем. М. В. Леонене, И.JI.Черня. 3-е издание. — М.: Стройиздат, 1
  27. Гизе Мариэтта. В начале было ремесло / Мариэтта Гизе // Мир дизайна — 1999.-№ 1.-С. 10.
  28. А. Дизайн-между быть и казаться / А. Григорьев // Мир дизайна-1999, № 2.-С. 16.
  29. B.JI. О дизайне / B.JI. Глазычев. М.: Искусство, 1970. т 191 с.
  30. А., Глазычев В. Мир архитектуры / А. Гутнов, В. Глазычев. М.: «Молодая гвардия», 1990.- 351 с.
  31. А. Мода и люди / А. Гофман. М.: ГНОМ и Д, 2000. — 232 с.
  32. В., Некрасова Е. Философская антропология / В. Губин, Е. Некрасова. СПб.: Университетская книга, 2000. — 240 с.
  33. Э. Статьи об обновлении / Э. Гуссерль // Вопросы философии — 1990, № 4. — С.29.
  34. Г. О стиле, традиции, природе / Г. Жеффруа. // Мидан Ж.-П. Модерн. Франция. М.: Магма, 1999. — С. 157.
  35. Ч. Язык архитектуры постмодернизма / Ч. Дженкс- Пер. с англ. А. В. Рябушина, М. В. Уваровой. — М.: Строиздат, 1985. 136 с.
  36. В. М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность / В. М. Дианова. СПб.: Петрополис, 1999. — 240 с.
  37. И.Е. Мир внутри и вне стен: Интерьер и пейзаж в евррпейской живописи XV XX веков / И. Е. Данилова. — М.: РГГУ, 1999.- 68с.
  38. Де Моран А. История декоративно-прикладного искусства / А. Де Мо-ран- Пер. с фр. М.: Искусство, 1982. — 577 с.
  39. С.П., Княжев В. В. Экология зодчества: О некоторых объективных основах «второй природы» / С. П. Заварихин, В. В. Кцяжев. — СПб.: Стройиздат, 1995. 190 с.
  40. Западное искусство XX век. М.: «Наука», 1978. — 365 с.
  41. Д.В. Модернизм и постмодернизм / Д. В. Затонский. М- ООО «Изд-во ACT», 2000. — 256с.
  42. В.Я. Модернизм и постмодернизм: идейно-эстетические поиски на Западе / В .Я Ивбулис. М.: Знание, 1988. — 240 с.
  43. И. Мир жилища / И. Ивянская. М.: «Дограф», 2000. — 293 с.
  44. Из истории русского искусства П пол. Х1Х нач. ХХ в.// Сборник исследований и публикаций. — М., 1981.- 157 с.
  45. А.В. Эстетические ценности предмет! ю-пространетвенной среды / А. В. Иконников. М.: Стройиздат, 1990. — 335 с.
  46. А.В. Функция, форма, образ в архитектуре / А. В. Иконников. М.: Стройиздат, 1986. — 288 с.
  47. И. П. Постстуктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм / И. П. Ильин. М.: Интрада, 1996.- 250 с.
  48. В.И. Красота, вкус, экономика / В. И. Казаринова. — М.: Экономика, 1985. 239 с.
  49. К.М. Правда о дизайне / К. М. Кантор. М.: АНИР, 1996. — 286 с.
  50. И. С. Философия и искусство модернизма / И. С. Куликова. -М.: Политиздат, 1980. 240 с.
  51. Г. С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима / Г. С. Кнабе. М.: Индрик, 1994. — 528 с.
  52. Г. С. Язык бытовых вещей / Г. С. Кнабе // Декоративное искусство СССР, 1981.-№ 1.-С. 39.
  53. К. Что такое эстетика / К. Кривицкий. — М.: Искусство, 1966. -40 с.
  54. О.А. Искусство и мир человека / О. А. Кривцун. М.: Знание, 1986.- 112 с.
  55. В. Кубизм. Орфизм. Пуризм / В. Крючкова. М.: ГАЛАРТ, ОЛМА-ПРЕСС, 2000. — 176 с.
  56. А. Боннар и художники группы НАБИ / А. Костеневич. -СПб.: «Аврора», 1996. 240 с.
  57. Козловски Петер. Культура постмодерна / Петер Козловски. М.: «Республика», 1997. — 239 с.
  58. О.В. Модернизм против человека и человечности / Q.B. Лар-мин. — М.: Искусство, 1965. -192 с.
  59. Ю. Происхождение вещей. Из истории культуры человечества / Ю. Липе- Пер. с нем. В. М. Бахта. Смоленск: Русич, 2001. — 512 с.
  60. Ле Корбюзье. Архитектура XX века / Ле Корбюзье- Пер. с франц. В. Н. Зайцев, В. В. Фрязинов. М: Изд-во «Прогресс», 1977. — 301 с.
  61. Г. Э. Избранные произведения / Т. Лессинг. М.: Худ. Лит-ра, 1980.-576 с.
  62. Г. Н. Дизайн. Опыт метафизической транскрипции / Г. Н. Лола. М: Изд-во МГУ, 1998. — 305 с.
  63. А.Ф. Эстетика Возрождения / А. Ф. Лосев. М.: «Мысль», 1982. -623 с.
  64. А.Ф. Проблема художественного стиля / А. Ф. Лосев. Киев.: «Киевская Академия Евробизнеса», 1994. — 288 с.
  65. В.Д., Иконникова С. Н. Пространство повседневности в европейской культуре / В. Д. Лелеко, С. Н. Иконникова. — СПб: Алетейя, 2002. -240 с.
  66. М. А. Искусство и современный мир / М. А. Лившиц. М.:"ИЗО", 1978.- 350 с.
  67. М. А., Рейнгардт Л. Я. Кризис безобразия. От кубизма к поп-арт / МА. Лифшиц, Л. Я. Рейнгардт. М.: Искусство, 1968.- 290 с.
  68. Лиотар Жан Франсуа. Состояние постмодерна / Ж-Ф. Лиотар. — СПб.: Алетейя, 1998.-350 с.
  69. Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? / Ж-Ф. Лиотар // Ежегодник Ad Marginem 93 М., 1994. 320 с.
  70. Лиотар Ж.-Ф. Заметки о смыслах «пост» /Ж-Ф. Лиотар // Ин. Лит-ра, -1994, -№ 1.-С. 58
  71. И.П. Современное изобразительное искусство Запада: о социально- эстетической и идеологической ценности модернизма / И.П. Лук-шин. М.: Знание, 1986. — 183 с.
  72. Ю.В. Дизайн в России: Проблемы теории и практики / Ю. В. Манько // Сборник тезисов и докладов / Под ред. П. Р. Николаева. СПб., 1998. -С 65−71:
  73. С. О модернизме / С. Можгунян. М.: Искусство, 1970, — 350 с.
  74. Н.Н. Философия дизайна: социально-антропологические проблемы.: Автореф. дис. док. фил. наук / Н. Н. Мосорова. Екатеринбург, 2001.-36 с.
  75. Н.Н. Философия дизайна / Н. Н. Мосорова. Екатеринбург: Архитектон, 1999. — 264 с.
  76. Мидан Ж.-П. Модерн Франция / Ж.-П. Мидан. М.: Магма, 1999. — 174 с.
  77. С.М., Кулеева Л. М. Основы дизайна / С. М. Михайлов, Л. М. Кулеева. Казань: Новое Знание, 1999. — 240 с.
  78. С.М. История дизайна. Том 1 / С. М. Михайлов. М.: «Союз дизайнеров России», 2002. — 270с.
  79. С.М. История дизайна. Том 2 / С. М. Михайлов. М.: «Союз дизайнеров России», 2003. — 270с.
  80. Н. Б. Эстетика постмодернизма / Н. Б. Маньковская. СПб.: Алетейя, 2000. — 347 с.
  81. Моррис Уильям. Искусство и жизнь. Избранные статьи, лекции, речи, письма / Уильям Моррис. М.: Искусство, 1973. — 512 с.
  82. Нильссон Фредерик. Многозначное пространство / Фредерик Нильссон // 1999.-№ 1.-С. 2−6.
  83. Дж. Проблемы дизайна / Дж. Нельсон- Пер. с англ. М.: Искусство, 1971. -207 с.
  84. Новикова Л И. Эстетика и техника: альтернатива или интеграция? / Л. И. Новикова М.: Политиздат, 1976. — 287 с.
  85. Е.Б. Интерьер общественных зданий: художественные проблемы / Е. Б. Новикова. М.: Стройиздат, 1991. — 368 с.
  86. А., Орлова М. Живопись без границ. От поп-арта к концептуализму / А. Обухова, М. Орлова. М.: Галарт, ОЛМА-ПРЕСС, 2001.-176 с.
  87. От романтизма до наших дней. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. -880 с.
  88. Ортега-и-Гассет X. Эстетика Философия культуры / X. Ортега-и-Гассет. -М.: Искусство, 1991. 586 с.
  89. В. Феноменология тела / В. Подорога. М.: Ad Marginem, 1995. — 339 с.
  90. В.И. Культура. Познание. Жизнь / В. И. Полшцук. Алма-Ата: Гылым, 1983. — 186 с.
  91. В.И. Культурология: Учебное пособие / В. И. Полшцук. М.: Гадарика, 1998. — 446 с.
  92. В.М. Двадцатый век. Изобразительное искусство и архитектура стран и народов мира / В. М Полевой. — М.: Советский художник, 1989. — 456 с.
  93. Постмодернизм. Энциклопедия / Минск: Интерпресссервис- Книжный Дом. 2001. — 1040 с.
  94. Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве / Плиний Старший. -М.: Ладомир, 1994. 941 с.
  95. М. Города будущего / М. Рагон- Пер. с франц. В. Г. Калиша, ЖюС. Розенбаума. М.: «Мир», 1969. — 269 с.
  96. В.Р. Интерьер / В. Р. Раннев. М.: Высшая школа, 1987. — 232 с.
  97. Ю.И. Образ, знак в искусстве: Философ. методо^. Анализ / Ю. И. Романов. — СПб.: СПБАХ, 1993. — 78с.
  98. Ю.В. Энциклопедия модернизма / Ю. В. Рычкова. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.- 224 с.
  99. А.В., Шукурова А. Н. Творческие противоречия в новейшей архитектуре Запада / А. В. Рябушин, А. Н Шукурова. М.: Стройиз-дат, 1985. — 272 с.
  100. Д.В. Стиль модерн / Д. В. Сарабьянов. — М.: Искусство, 1989.-294 с.
  101. А. Эра интерфейса и социальное тело / А. Сина // Мир дизайна 1998,-№ 4.-С. 24−26.
  102. Н.В. Цвет культуры: психология, культурология, физиология / Н. В. Серов. СПб.: Речь, 2004. — 672 с.
  103. А.Н. Теория стиля / А. Н. Соколов. М.: Искусство, 1968. — 223 с.
  104. Р. История западного мышления / Р. Тарнас- Пер. с английского Т. А. Азаркович. М.: КРОН-ПРЕСС, 1995.- 448 с.
  105. B.C. Образ двадцатого / B.C. Турчин. М.: Прогресс — Традиция, 2003.- 648 с.
  106. Тэн И. Философия искусства / И. Тэн. М.: Республика, 1996. — 351 с.
  107. Е.Н. Стиль как явление культуры / Е. Н. Устюгова. СПб.: СпбГу, 1994. -О 195 с.
  108. П.А., священник. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии / П.А. Флоренский- сост. Игумена Андроника (А.С. Трубачева). М.: Мысль, 2000. — 446 с.
  109. М. Стиль / М. Шапиро // Советское искусствоведение. 1988. -№ 24. — С. 14−24.
  110. Ф. Философия искусства / Ф. Шеллинг. М.: Наука, 1999. -518 с.
  111. Ш. М. Образ храма / Ш. М. Шукуров. М.: Прогресс-Традиция, 2002. — 496 с.
  112. Ю. Философский дискурс о модерне / Ю. Хабермас. М.: Весь Мир, 2003. — 416 с.
  113. М. Время и бытие / М. Хайдеггер. М.: Республика, 1993. — 730 с.
  114. Хан-Магомедов С. О. Пионеры советского дизайна / С.О. Хан-Магомедов. М.: Галарт, 1995. — 424 с.
  115. У. Путеводитель по стилю «Ар Нуво» / У. Харди- Пер. с англ. Т. Боднарчук, М.Лахути. М.: Радуга, 1998. — 128 с.
  116. Холлингсворт Мэри. Искусство в истории человека / Мери Холлин-гсворт. М.: Искусство, 1989. — 510 с.
  117. Художник, вещь, мода: Сб. статей / Сост. Бодрова М. Л., Лаврентьев А. Н. М.: Советский художник, 1998. — 368 с.
  118. А. Восстановление модернизма / А. Якимович. М.: ГАЛАРТ, ОЛМА-ПРЕСС, 2001.- 176 с.
  119. З.Н. Эстетика города / З. Н. Яргина. М.: Стройиздат, 1991. -366 с.
  120. Baudrillard Jean La societe de consommation. Paris, Denoel, 1970, pp. 174.
  121. Branzi A. The Hot House: Italian New Wave Design. Cambridge: MA: i1. MIT Press, 1984. pp. 157.
  122. Branzi A. We Are The Primitives // Design Discourse: History, Theory, Criticims / Ed. by Viktor Margolin. Chicago: The University of Chicago Press, 1989. P. 37−43.
  123. Charlotte & Peter Fiell. Design des 20. Jahrhunderts. TASCHEN, 2000.768 S.
  124. Ganer Philippe. Sixties Design. Taschen, 1996, 176 S.
  125. Dumont-Schnellkurs Design / Thomas Hauffe. Koln: Dumont, 1995. -192S.
  126. Design Heute/ Masstabe: Formgebung zwischen Industrie und Kunst-Stuck. Munchen: Prestel-Verlage, 1988. 324 S.
  127. Eva Karcher, Manuela Von Perfall. Italienisches Design. Munchen: Wilhelm Heyne Verlag, 2000. 329 S.
  128. Matthias Dietz, Michael Monninger. Japanese Design. Taschen, 1994. -176 S.
  129. Uta Abendroth, Karin Beatle Phillips, Christian Pixis, Bernd Pplster. Das Designbuch (1 Jahrhundert. 400 Designer. 1 000 Objekte). Augsburg: Battenberg, 1999.- 432 S.
  130. Penny Sparke. Design im 20. Jahrhundert. Stuttgart: Deutsche Verlags-Anstalt, 2001,-272 S.
Заполнить форму текущей работой