Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление социально-экономическим развитием сельских территорий региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сохранение существующих тенденций будет и дальше способствовать ухудшению экономической ситуации в отдельных муниципальных районах. В этой связи, императивное значение для* социально-экономического прогресса Ставропольского края приобретает интенсивное опережающее развитие пищевой и легкой промышленности в сельской местности на основе переработки выращиваемого сырья, что позволит увеличить долю… Читать ещё >

Содержание

  • Введение.З
  • 1. Экономика сельских территорий в воспроизводственной системе аграрного региона. Ю
    • 1. 1. Особенности воспроизводства социально-экономической системы аграрного региона
    • 1. 2. Анализ уровня социально-экономического развития сельских территорий аграрного региона
    • 1. 3. Оценка ресурсного потенциала социально-экономического развития сельских территорий аграрного региона
  • 2. Детерминанты социально-экономического развития сельских территорий аграрного региона
    • 2. 1. Динамика воспроизводственных пропорций экономики Ставропольского края
    • 2. 2. Влияние структурных сдвигов в агропромышленном комплексе Ставропольского края на экономику сельских территорий
  • 3. Приоритеты и механизмы социально-экономического развития сельских территорий аграрного региона
    • 3. 1. Направления институциональной и пространственной трансформации агропромышленного производства в экономике Ставропольского края
    • 3. 2. Потенциал межмуниципального сотрудничества в развитии сельских территорий Ставропольского края

Управление социально-экономическим развитием сельских территорий региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В условиях нарастающих темпов урбанизации для многих стран мира все более актуализируется проблема обеспечения социально-экономического прогресса сельских территорий. Это связано как с ограниченными возможностями замены труда капиталом в агропромышленном комплексе, являющемся основной отраслью сельской экономики, так и с необходимостью обеспечения стратегического контроля надтерриторией страны. В этом случае не является исключением и Российская Федерация, сбалансированное воспроизводство народного хозяйства которой' невозможно в условиях концентрации подавляющего большинства населения в городах при значительной протяженности территории.

Наиболее остро проблема комплексного социально-экономического развития сельских. территорий встает в аграрных регионах нашей страны, где данная форма территориальной организации населения и производства, является преобладающей. В ходе трансформации* экономики России агропромышленный комплекс оказался в. числе отраслей непривлекательных для капитала, дефицит которого не был компенсирован государством: Это, в свою очередь, способствовало снижению доходов занятых в данной сфере и сужению налогооблагаемой базы муниципальных и региональных бюджетов, что, в частности, сократило возможности инвестиций в, инфраструктуру сельской местности. В этих условиях село утратило свою привлекательность для постоянного проживания, в результате чего экономика, сельских территорий стала испытывать недостаток не только капитала, но и труда.

Важность данной проблемы, безусловно, привлекает внимание государственных властей России, что подтверждается анализом нормативно-правовой базы. Тем не менее, все предпринимаемые усилия пока не позволили переломить ситуацию. В этой связи наукой и' практикой востребована разработка эффективных механизмов управления социально-экономическим развитием сельских территорий аграрного региона, что и определило выбор темы диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. В процессе формирования точки зрения автора по основным вопросам темы исследования были проработаны научные труды зарубежных и отечественных ученых, содержащие методологические аспекты разрабатываемых в диссертации проблем.

Изучению региона как сложной пространственной социально-экономической системы, в том числе с позиций воспроизводственного подхода, посвящены работы А. Г. Гранберга, H.H. Киселевой, В. Н. Лексина, О. Ю. Мамедова, A.C. Маршаловой, A.C. Новоселова, И. Н. Олейниковой, О. С. Пчелинцева, С. Г. Тяглова, Р. И. Шнипера.

Проблемы экономического развития муниципальных образований в составе региона находятся в центре внимания таких ученых как Ю. Филиппов, Р. Бабун, Е. Гоосен, В. Лапин, С. Никитенко, Л. Патракова, А. Широков, С. Юркова. Подходы к оценке уровня социально-экономического развития муниципалитетов рассматриваются в трудах Я. Бутенко, О. Вильчинской, А. Гибежа, В. А. Денисенко, Т. Дмитриевой, П. А. Ореховского, Ю. Д. Шмидта. При этом конкретизируют объект исследования до сельских местных сообществ З. И. Калугина, К. Павлов, О. П. Фадеева, Е. Шишкина, М. Шишкин. Выявлением тенденций и противоречий социально-экономического и демографического развития сельских территорий занимаются П. Золин, Д. Торопов, И. Чернявский. Обзор" и анализ форм организации межмуниципального сотрудничества в российской и зарубежной практике содержится в работах М. Беспаловой, И. В. Граф, Д. Г. Жаромских, С. Исуповой, Э. Маркварта, Л. Рагозиной.

Различным аспектам развития агропромышленного комплекса посвящены труды А. Алтухова, Э. Ф. Аунапу, Г. Беспахотного, А. Емельянова, Е. Ковалева, З. Н. Козенко, М. Коробейникова, И. Т. Крячкова, Е. Лысенко, Д. Михеева, Ю. В. Малыхина, В. В. Сафронова, В. А. Семыкина, Г. И. Ушачева и других ученых.

Изучением и разработкой форм эффективной пространственной организации производства занимались М. К. Бандман, H.H. Колосовский, Н. И. Ларина, Л. С. Марков, Р. В. Некрасов, М. Портер, М. А. Ягольницер.

Тем не менее, несмотря на достижения отечественных и зарубежных экономистов в сферах соприкасающихся с темой настоящего исследования, в научной литературе окончательно не оформился целостный подход к изучению социально-экономической системы сельских территорий в единстве и взаимосвязи их ресурсного потенциала, функционирующего производства, системы расселения населения и состояния условий его жизнедеятельности. Это затрудняет поиск и обоснование эффективных механизмов управления развитием сельских территорий аграрного региона и актуализирует необходимость исследований в данной области.

Соответствие темы диссертации требованиям паспорта специальностей ВАК. Исследования проведены в рамках специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: региональная экономика, п. 3.2. — «Пространственное распределение экономических ресурсовтеоретические, методические и прикладные аспекты размещения корпоративных структур, фирм малого и среднего бизнеса, экономических кластеров, предприятий общественного сектора, домохозяйств», п. 3.16. — «Региональная социально-экономическая политикаанализ особенностей и оценка эффективности региональной экономической политики в Российской Федерации, федеральных округах, субъектах Федерации и муниципальных образованиях».

Целью диссертационного исследования является комплексное изучение экономики сельских территорий в воспроизводственной системе аграрного региона и разработка механизмов повышения' эффективности управления их социально-экономическим развитием.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

— выявление особенностей воспроизводственных процессов в аграрных регионах и возможностей обеспечения расширенного воспроизводства экономики сельских территорий;

— оценка уровня социально-экономического развития, сельских территорий аграрного региона и анализ качества муниципального менеджмента;

— выявление ключевых детерминант социально-экономического развития сельских территорий региона;

— построение эффективных форм институциональной и пространственной организации агропромышленного производства в экономике сельских территорий аграрного региона;

— разработка и обоснование предложений по трансформации пространственной организации производства в экономике сельских территорий Ставропольского края.

Объект и предмет исследования. Объектом данного диссертационного исследования является экономика сельских территорий в воспроизводственной системе аграрного региона. Предметом исследования выступает совокупность экономических отношений, складывающихся в ходе повышения эффективности управления социально-экономическим развитием сельских территорий как императива обеспечения расширенного воспроизводства экономики аграрного региона.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретическую основу диссертационного исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых, касающиеся проблем развития экономики регионов и муниципалитетов, тенденций и детерминант социально-экономической динамики сельских территорий, особенностей развития и организации производства в агропромышленном комплексе как основной" отрасли специализации аграрных регионов. В основу исследования была положена методология воспроизводственного подхода, к изучению социально-экономических процессов и явлений.

Выбор инструментарно-методического аппарата исследования был продиктован кругом задач диссертационной работы и определенной для их решения методологией. В процессе исследования активно применялись общенаучные методы диалектики, сравнительный, структурно-функциональный'. При решении конкретных задач, связанных с определением уровня социально-экономического развития сельских территорий аграрного региона, использовались методы математического анализа, статистики и эконометрики. Обработка исходных статических данных осуществлялась с использованием современных средств программного обеспечения (Microsoft Excel).

Информационно-эмпирическая база исследования формировалась на основе официальных данных Федеральной службы государственной статистики и Территориального органа Федеральной службы государственной статистики в Ставропольском крае, официальных документов органов власти и управления Российской Федерации,.

Ставропольского края и его муниципалитетов, материалов монографических исследований отечественных и зарубежных ученых и материалов периодической печати.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в диагностике положения сельских территорий аграрного региона и ключевых детерминант их социально-экономической динамики и разработке на этой основе эффективных механизмов управления развитием данных пространственных экономических систем. Конкретные элементы научной новизны заключаются в следующем:

1. Выявлены особенности воспроизводственных процессов в экономике сельских территорий, региона* (влияние экономических свойств земли на размещение и развитие производительных сил, прямая зависимость результатов регионального воспроизводства от сбалансированности отраслевой структуры* агропромышленного комплекса и др.), что позволило обосновать детерминирующую роль муниципального менеджмента в обеспечении расширенного воспроизводства' экономики сельских территорий.

2. Разработана с учетом специфики организации экономического пространства сельских территорий авторская методика оценки уровня" социально-экономического развития сельских территорий, основанная на сопоставлении имеющихся ресурсов и достигнутых результатов и использовании методы статистических группировок, что позволило провести сравнительный анализ качества муниципального менеджмента и спрогнозировать тенденции социально-экономического развития сельских муниципальных районов.

3. Предложен на основе анализа региональных воспроизводственных пропорций механизм эффективного управления социально-экономическим развитием сельских территорий, предполагающий развитие отраслей по переработке местного сырья посредством стимулирования, создания кластерных структур, органичновключающих функционирующие формы хозяйствования от крупных сельхозпредприятий до личных подсобных хозяйств, что позволит повысить фондовооруженность и производительность труда и степень производственной связанности сельского хозяйства и обрабатывающих производств.

4. Предложена в результате обобщения основных подходов отечественных и зарубежных ученых к построению территориально-производственных комплексов и кластеров типовая модель агрокластера в экономике сельских территорий региона, объединяющая предприятия пищевой и легкой промышленности, поставщиков специализированных факторов производства, фирмы в сопутствующих отраслях, специализированных провайдеров инфраструктуры, каналы сбыта и потребителей, правительственные структуры, что позволило конкретизировать пути модернизации пространственной организации производства в аграрном регионе, обеспечивающие увеличение объемов производимой валовой добавленной стоимости' в экономике отдельных муниципальных районов.

5. Спроектированы на основе типовой модели агрокластера с учетом специализации сельского хозяйства отдельных муниципальных районов конкретные агрокластеры в Ставропольском крае (по производству сахара, мясных и овощных консервов, продукции легкой промышленности), что позволило сформулировать и обосновать приоритеты пространственного развития пищевой и легкой промышленности региона и механизмы государственного и муниципального стимулирования данного процесса, заключающиеся в активном участии органов государственной власти и местного самоуправления в создании кластерных структур посредством развития хозяйственных форм межмуниципальной кооперации, наращивания объемов инвестиций в инфраструктуру села, использования потенциала ассоциативных форм взаимодействия бизнеса, создания региональной розничной торговой сети, поддержки личных подобных хозяйств и т. д.

Теоретическая значимость работы. Теоретическое значение диссертационного исследования заключается в разработке комплексного подхода к изучению социально-экономического феномена сельских территорий в воспроизводственной системе аграрного региона.

Теоретические выводы и предложения, сформулированные в диссертации, получены в ходе обобщения теоретических источников и репрезентативной базы статистических данных и могут быть использованы в учебном процессе при разработке программ учебных курсов по дисциплинам «Региональная экономика и управление», «Муниципальная экономика»,.

Территориальная организация населения", «Экономика сельского хозяйства».

Практическую значимость имеют обоснованные в диссертации направления повышения эффективности управления социально-экономическим развитием сельских территорий Ставропольского края. Предложенная в диссертации методика оценки уровня социально-экономического развития и ресурсного потенциала сельских муниципальных районов может быть применена в условиях любого аграрного региона для анализа положения сельских территорий и оценки степени единства экономического пространства.

Апробация работы. Апробация работы. Апробация и реализация поставленных задач произведены путем использования результатов исследования в деятельности Министерства экономического развития Ставропольского края. Результаты и выводы диссертационного исследования докладывались автором на научно-практических конференциях в гг. Ростов-на-Дону, Новосибирск, Кисловодск. По результатам исследования опубликованы 8 работ общим объемом 3,4 п.л., в том числе 3 статьи в изданиях, рекомендованных ВАК.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, 7 параграфов, объединенных в три главы, заключения, библиографического списка и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование проблем и детерминант развития сельских территорий Ставропольского края, нацеленное на поиск и обоснование эффективных механизмов их социально-экономического прогресса позволило прийти к следующим основным выводам и рекомендациям:

1. Аграрный регион как социально-экономическая система обладает чертами, имманентными природе территориальных систем данного уровня и специфическими, обусловленными особенностями агропромышленного производства. В этой связи, под аграрным регионом, следует понимать, относительно самостоятельную подсистему национальной экономики, воспроизводственный цикл в рамках которой детерминирован выраженной специализацией на производстве продукции агропромышленного комплекса и пространственнойдисперсностью расселения населения и размещения очагов экономической активности. На' формирование воспроизводственных пропорцийаграрного региона существенное влияниеоказывает качество земельных ресурсов, предопределяющее возможности извлечения дифференциальной1 ренты, для увеличения объемов которой необходимо развитие транспортной инфраструктуры и эффективной поселенческой сети, а также содействие четкой спецификации прав собственности на землю.

Тесная привязка агропромышленного комплекса к естественным природным процессам оказывает влияние на скорость оборота капитала в отрасли. Преобладающее развитие сельского хозяйства в структуре агропромышленного комплекса аграрных регионов и растениеводства в сельском хозяйстве приводит к хронологическому согласованию периодов приложения труда и периодов получения готового продукта и дохода работниками и предпринимателями. Концентрация большинства трансакций в непродолжительных временных промежутках влечет за собой слабость региональной рыночной системы и провоцирует обращение населения к натуральному хозяйству как способ выживания.

Вследствие пространственной рассредоточенности расселения населения и размещения производства воспроизводственные циклы в экономике сельских территорий имеют тенденцию к локализации, что объясняет возрастающее значение муниципальных органов власти в регулировании развития аграрных регионов.

2. Эффективная оценка социально-экономического положения сельских территорий аграрного региона также невозможна по общерегиональным данным без учета специфики муниципальных районов. При этом целесообразно различать, оценку уровня социально-экономического развития муниципальногообразования как результирующий показательи-оценку ресурсного потенциаласоциально-экономического развития муниципального образования как исходный показатель. В этом случае появляется возможность, отделения текущих^ результатов от накопленного базиса, что позволяет оценить эффективность использованияимеющегося ресурсного * потенциала и качество муниципального и регионального менеджмента, а также обосновать перспективы развития муниципальных экономик.

Оценка уровня социально-экономического развития сельских территорий Ставропольского края при помощи кластерного анализа позволила классифицировать их на следующие группы, выделяемые прежде всего по степенидиверсификации отраслевой структуры экономики: аграрно-индустриальные, аграрные, аграрно-сырьевые и сырьевые. В динамике за период с 2005 по 2009' год тенденция снижения уровня социально-экономического развития муниципальных районов Ставропольскогопреобладает над, тенденцией экономического роста, что создает предпосылки для усиления и без того значительной поляризации краевой экономики. Настораживает интенсивный отток населения из наиболее проблемных территорий, что подрывает производительные силы сельской экономики.

3. Ресурсный потенциал сельских территорий может быть оценен в разрезе четырех блоков: природного потенциала сельского хозяйства, материально-технического, человеческого и финансового потенциалов. Результаты оценки и анализа ресурсного потенциала сельских муниципальных районов Ставропольского края демонстрируют определяющую роль потенциала сельского хозяйства и материально-технического потенциала в формировании итогового результата.

Сопоставление уровня развития сельских муниципальных районов Ставропольского края и* их ресурсного потенциала приводит к выводу о том, что далеко не все территории максимально эффективно используют имеющийся базис социально-экономического развития, что провоцирует суженное воспроизводство' и может постепенно привести к снижению ресурсных возможностей. Результаты оценки эффективности использования ресурсного потенциала сельских территорий демонстрируют узкие места в воспроизводственной системе региона и позволяют обосновать характер и направленность мер регионального > регулирующего воздействия, большинство из которых должны быть направлены на повышение эффективности регионального и муниципального менеджмента и преодоление поляризации краевой экономики.

Помимо ресурсного потенциала и эффективности его использования уровень социально-экономического развитиясельских территорий определяется рядом иных детерминант, в числе которых необходимо выделить пропорции общерегионального воспроизводства и состояние агропромышленного комплекса.

4. Анализ динамики воспроизводственных пропорций экономики Ставропольского края* позволил выявить многочисленные нарушения сбалансированности развития региональной экономической системы. Общеэкономические диспропорции воспроизводства, выражающиеся в отставании темпов роста фондовооруженности, производительности труда от среднероссийских значений и сокращении объемов спроса, удовлетворяемого внутрирегиональным предложением, снижают роль Ставропольского края в системе национального разделения труда. Анализ структурных пропорций позволяет говорить о снижении уровня комплексности развития экономики. Социально-экономические диспропорции обнаруживают усиливающуюся поляризацию по доходам и экономическим возможностям общества Ставропольского края. Это детерминирует репродуктивное и миграционное поведение населения, влияющее, в свою очередь, на размещение производительных сил в крае. Экономико-экологические диспропорции свидетельствуют о росте нагрузки со стороны' сельского хозяйства на природные экосистемы. Финансово-экономические диспропорции иллюстрируют недостаток внутренних и внешних финансовых ресурсов для воспроизводства, региональной экономической системы. Воспроизводственные диспропорции в экономике Ставропольского края детерминируются комплексом как объективных, так и субъективных факторов, в пользу чего свидетельствуют результаты анализа приоритетов. бюджетной, политики. Экстраполяция сложившихся тенденций в дальнейшем, будет способствовать суженному воспроизводству экономики региона.

5. Исследование структурных сдвигов в агропромышленном комплексе Ставропольского края приводит к выводу о нарушении производственных связей, между сельским хозяйством и отраслями по переработке его продукции, вплоть до прекращения, выпуска отдельных видов продукции на основе сельскохозяйственного сырья. Такое положение дел оказывает непосредственное влияние на экономику сельских территорий, сельхозтоваропроизводители которых сталкиваются со значительными трудностями при сбыте своей продукции на> территории края и вынуждены вывозить сырье в другие регионы или государства и вместе с ним потенциальную добавленную стоимость.

Среди негативных явлений в структуре АПК Ставропольского края необходимо выделить преобладающее развитие растениеводства по сравнению с животноводством, что демонстрирует на практике негативные последствия сближения рабочих периодов в подотраслях и концентрации доходов занятых в сельском хозяйстве в небольших временных промежутках. Наиболее сложная ситуация сложилась в муниципальных районах Ставропольского края, специализирующихся на производстве шерсти в условиях глубочайшего кризиса в легкой промышленности региона.

Сохранение существующих тенденций будет и дальше способствовать ухудшению экономической ситуации в отдельных муниципальных районах. В этой связи, императивное значение для* социально-экономического прогресса Ставропольского края приобретает интенсивное опережающее развитие пищевой и легкой промышленности в сельской местности на основе переработки выращиваемого сырья, что позволит увеличить долю добавленной стоимости в общем объеме производимой продукции и сгладить ярко выраженную сезонность в получении доходов от хозяйственной деятельности. Решение данной проблемы может потребовать. значительных инвестиций из регионального бюджета, однако опыт зарубежных государств, агропромышленный комплекс которых демонстрирует высокие экономические показатели, доказывает невозможность достижения подобных результатов без долговременной и значительной государственной поддержки. Одновременно с этим необходим поиск эффективных решений в области институциональной и пространственной организации агропромышленного производства на сельских территориях.

6. Одним из ключевых направлений институциональной и пространственной трансформации агропромышленного производства в экономике Ставропольского края с целью увеличения объемов добавленной стоимости, производимой в экономике сельских территорий, может стать создание агрокластеров с учетом территориальной организации сельскохозяйственного производства и на основе адаптации опыта создания кластеров и территориально-производственных комплексов. Ядро агрокластера состоит из крупных предприятий, что позволит максимально использовать преимущества данной формы хозяйствования, ограничивая при этом монопольную власть.

На наш взгляд, в экономике сельских территорий Ставропольского края перспективно создание агрокластеров по производству сахара, мясных и овощных консервов, мясосодержащих изделий, хлебобулочной и кондитерской продукции, переработке молока и по выпуску продукции легкой промышленности. Развитие данных форм пространственной организации хозяйствования* создаст условия для наращивания фондовооруженности и производительности труда в краевой экономике и повышения привлекательности сельских территорий для населения вследствие повышения его доходов и увеличения' возможностей местного уровня управления’в проведении^ социальной-и экономической’политики за счет расширения налогооблагаемой базы бюджетов. Важную роль в данном процессе должны играть муниципальные власти в силу своей приближенности к проблемам конкретных территорий:

7. Для"реализации активного муниципальной экономической политики в условиях дефицита ресурсов местных бюджетов необходим поиск форм консолидации усилий муниципалитетов в решении стоящих перед ними задач. В1 российской практике более распространены ассоциативные, а не хозяйственные формы межмуниципального сотрудничества, в то времякак зарубежный опыт демонстрирует высокую эффективность кооперации муниципалитетов в управлении социально-экономическим развитием территорий. В условиях Ставропольского края муниципалитеты могут совместно инвестировать в хозяйствующие субъекты в структуре предложенных агрокластеров в инвестиционно непривлекательных районах, а также развивать социальную инфраструктуру. Активизация межмуниципального сотрудничества в крае позволит повысить результативность взаимодействия региональных и муниципальных властей в экономической плоскости в интересах комплексного социально-экономического развития сельских территорий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» // Российская газета, № 2 от 11.01.2007.
  2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-Ф3 от 6.10.2003 г. // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, № 40, ст. 3822
  3. Федеральная’целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 № 858) // Собрание законодательства РФ. 23.02.2009: № 8. ст. 966
  4. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации- на* период до- 2020 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 30:11.2010 № 2136-р) // Собрание законодательства РФ. 13.12.2010. № 50. ст. 6748.
  5. Закон- Ставропольского края от 06.02.2009 № 3-кз «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Ставропольском крае» // Ставропольская правда, № 30−31 от 13.02.2009.
  6. Краевая программа «Развитие сельского хозяйства в Ставропольском крае на 2010 2012 годы» (утверждена Постановлением Правительства Ставропольского края от 17.02.2010 № 48-п) // Ставропольская правда. 06.03.2010. № 45.
  7. Стратегия социально-экономического развития Ставропольского края на период до 2020 г. Электронный ресурс. Режим доступа http: www.stavinvest.ru/?=89&=4
  8. Стратегия развития промышленного комплекса Ставропольского края на-период до 2020 г. http://www.stavinvest.ru/?=89&q=4
  9. И.Абалкин А. Аграрная1 трагедия России // Вопросы экономики. -2009. № 9.
  10. И.Алтухов А. Зерновое хозяйство России: рост без развития // Экономист. 2009. — № 4.
  11. А. Риски и возможности их преодоления в сельском хозяйстве // Экономист. 2010. — № 9.
  12. А. О стратегии развития аграрной сферы // Экономист. -2008. № 9.
  13. Н. Сельское хозяйство западных стран на постиндустриальном этапе развития // Мировая экономика и международные отношения. 2009. — № 7.
  14. В., Сазонов С. Коллективное хозяйствование: факторы успеха // Экономист. 2009. — № 7.
  15. М., Середина Н. Конкурентоспособность АПК региона: сущность, методика оценки, механизм повышения // Проблемы теории и практики управления. 2010. — № 10.
  16. А., Брыкин А., Шумаев В. О мерах по инновационному развитию легкой промышленности // Экономист. 2007. — № 10.
  17. Э.Ф. Вертикально интегрированные структуры в сельском хозяйстве как одно из направлении преодоления кризисных явлений // Регион: экономика и социология. 2006. — № 3.
  18. С. Управление развитием аграрного сектора района // Экономист. 2006. — № 10.
  19. Р. Хозяйственная деятельность муниципалитетов и состав муниципального имущества // Муниципальная власть. 2009. — № 3.
  20. А., Немытов Д. Аграрные корпорации перспектива развития // Экономист. — 2005. — № 7.
  21. М.К. Территориально-производственные комплексы: теория и практика предплановых исследований. — Новосибирск: Наука, 1980.
  22. Н. Роль бюджета в< развитии аграрного сектора // Экономист. 2005. — № 5.
  23. .А. Тенденции развития и пути повышения эффективности сельскохозяйственных организаций региона // Региональная экономика: теория и практика. 2008. — № 34 (91).
  24. В., Белоусов А. О путях повышения инновационной активности в аграрном секторе экономики региона // Экономист. 2009. — № 7.
  25. М. Ассоциация муниципальных образований: шаги первые и успешные // Муниципальная власть. 2005. — № 6.
  26. Г. Новые механизмы приоритетного развития сельского хозяйства // Экономист. 2008. — № 7.31 .Беспахотный Г., Барышников Н. Возможности финансирования сельского хозяйства // Экономист. 2006. — № 10.
  27. А. Бизнес и власть: новые горизонты государственного управления в аграрном секторе // Проблемы теории и практики управления. -2006. № 12.
  28. И. Униженный класс: о социальном статусе и экономическом положении российского крестьянства // Вопросы экономики. -2011. -№> 4.
  29. Р., Кохно П. Добавленная стоимость как целевой критерий // Экономист. 2007. — № 10.
  30. Я. Муниципальные образования региона: расчет уровня асимметрии // Проблемы теории и практики управления. 2008. — № 12.
  31. С.А. Системный подход в управлении агропромышленным комплексом муниципального района // Вестник Тамбовского университета. 2007. — № 5 (49).
  32. О. Отечественный опыт разработки системы критериев, показателей (индикаторов) социально-экономического развития муниципального образования // Муниципальная власть. 2004. — № 6.
  33. И. Оценка экономического потенциала территории // Экономист. 2005. — № 3.
  34. М., Дряницын А. Муниципальные социально-производственные комплексы инновационного типа // Экономист. 2007. — № 1.
  35. A.B. Кризис и сельское хозяйство России. М.: Колос, 2009.
  36. И.Н. Экономические кластеры в управлении агропромышленным комплексом // Вестник Тамбовского университета. -2008. № 11 (67).
  37. Н.В. Учетное обеспечение консолидации финансовых потоков агрохолдинга // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2009. — № 6.
  38. А.Г. Основы региональной экономики. М.: Изд-во Гос. ун-та «Высшая школа экономики», 2003.
  39. И.В., Жаромских Д. Г. Межмуниципальное экономическое сотрудничество: опыт правового регулирования в зарубежных странах // Вестник Тюменского государственного университета. 2006. — № 1.
  40. Л. Стратегия устойчивого развития региона // Проблемы теории и практики управления. 2007. — № 2.
  41. Дмитриева Т, Гибеж А. Оценка потенциала развития муниципальных образований // Федерализм. 2008. — № 2. — С. 69.
  42. А. Структурная перестройка: цели и результаты // Экономист. 2008. — № 2.
  43. М.Р., Петрова Е. В., Румянцев В. Н. Общая теория статистики. ИНФРА-М, 2004.
  44. ., Жунда Н., Русецкая О. Экономическая политика местных властей в реформируемой России // Вопросы экономики. 2006. — № 7.
  45. И. Россия в международном движении капитала // Мировая экономика и международные отношения. 2009. — № 1.
  46. М. Влияние технической оснащенности на эффективност~ъ" сельскохозяйственного производства// Экономист. 2009. — № 1.
  47. П. О системности продовольственного комплекса. У/ Экономист. 2009. — № 11.
  48. М. Социально-демографические проблемы сельских муниципальных образований // Экономист. 2007. — № 5.
  49. З.И. Депривация сельских сообществ в условиях несостоятельности сельскохозяйственных предприятий // Регион: эконогискка и социология. 2007. — № 1.
  50. З.И., Фадеева О. П. Контуры будущего сибирской деревни // Регион: экономика и социология. 2006. — № 4.
  51. М.А., Скурихина Т. Г. Оценка эффекта мультипликации мер регулирования продовольственной безопасности региона // Рещон: экономика и социология. 2008. — № 4.
  52. H.H. Устойчивое развитие социально-экономической системы региона: методология исследования, модели, управление. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008.
  53. H.H., Дорошенко О. Н. Социально-экономическая дифференциация и стимулирование развития проблемных регионов Юзавевсого федерального округа. Ростов-на-Дону — Пятигорск: Изд-во СКАГС, Издательство «Спецпечать», 2004.
  54. H.H., Папушоя М. С. Развитие ресурсного потенщ^иала аграрной сферы в системе регионального воспроизводства. Пятигорск: ЛРИА-КМВ, 2009.
  55. В.И. Пространственная экономика и региональные исследования: нерешенные задачи // Регион: экономика и социология. 2007. -№ 1.
  56. Е. Агропродовольственный сектор России: новые возможности и старые проблемы // Мировая экономика и международные отношения. 2008. — № 3.
  57. H.H. Теория экономического районирования. М.: Мысль, 1969.
  58. М. АПК России: современное, состояние и стратегия развития // Проблемы теории и практики управления. 2008. — № 8.
  59. И. О согласовании-интересов // Экономист. 2005. — № 12.
  60. Л.И., Крячков И. Т., Копин В. О. Условия эффективного развития производства в- агропромышленном комплексе // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2009. — № 6.
  61. Н., Богзыко Ю. Социально-экономический кризис сельской местности // Экономист. 2009. — № 6.
  62. В. Актуальные вопросы устойчивого и комплексного социально-экономического развития муниципальных образований // Муниципальная власть. 2009. — № 1.
  63. Н.И. Региональные кластеры и территориально-производственные комплексы как форма территориальной организации производства // Регион: экономика и социология. 2007. — № 4.
  64. В.Н. К методологии исследования и регулирования процессов территориального развития // Регион: экономика и социология. -2009. -№ 3.
  65. Е. Совершенствование форм хозяйствования в аграрном секторе // Экономист. 2007. — № 10.
  66. Е. Эффективность научного обеспечения агропромышленного комплекса // Экономист. 2011. — № 4.
  67. Р. Местная община как фактор социально-экономического возрождения страны // Проблемы теории и юсрактики кправления. 2003. — № 1.
  68. Ю.В. Товарная политика диверсифицированных производств // Регион: экономика и социология. 2008. — № 4.
  69. И. Инвестиционный фонд как инструмент инновационного развития агропромышленного- комплекса // ГХроблемы теории и практики управления. 2008. — № 12.
  70. А. Финансовое оздоровление и устойчивость сельскохозяйственного производства-//Экономист.- 2011. -№ 3/
  71. Л.С., Ягольницер М. А. Мэзоэкономические системы: проблемы типологии//Регион: экономика шсоциология: -2008″. № Т.
  72. К. Капитал. Критика политической экономии. Под. ред. Ф. Энгельса. М., Политиздат, 1978. Г. III, кн. III.
  73. К. Капитал. Критика политической экономии. ТГ 2'. Кн.2 Процесс обращения капитала / Издан под ред. Ф: Энгельса. — М.: Политиздат, 1988.
  74. А.С., Новоселов А. С. Управление экономикой: региона. Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001.
  75. Д. Потребление продовольствия: реальность и перспективы. // Экономист. 2008. — № 3.
  76. А., Попов В., Скориков Е., Турков А. Агрогорода и развитие депрессивных регионов // Вопросы экономики. 2010. — Ж -4.
  77. Е. Оценка эффективности государственной поддержки агропромышленного производства // Экономист. 2007. -№ 4.
  78. В.В. Использование ресурсного потенциала аграрной сферы региона в переходной экономике. — Саратов, 200 Г.
  79. Р.В. Методологические вопросы применения кластерного подхода к развитию регионального агропромышленного комплекса // Региональная экономика: теория и практика. 2008. — № 34(91) —
  80. H.H. Кластеризация как инструмент повышения конкурентоспособности в инновационной стратегии региона // Региональная экономика: теория и практика. 2007. — № 10 (49).
  81. С., Патракова Л., Гоосен Е. Реализация совместных инновационных проектов бизнеса и местной власти как фактор устойчивого развития муниципального образования // Муниципальная власть. 2009. — № 2.
  82. С., Патракова Л., Гоосен Е. Реализация- совместных инновационных проектов бизнеса и местной власти как. фактор устойчигвого развития муниципального образования // Муниципальная власть. 2009. — • № 3.
  83. И., Красников Н. Экономическая конкурентоспособность Ставропольского края // Экономист. 2009. — № 9.
  84. A.C. Методологические проблемы- управления экономикой региона // Регион: экономика и социология. 2008. — № 2.
  85. A.C. Регион как исходное понятие теории регионального воспроизводства // Регион: экономика и социология. 2006. — № 3.
  86. A.C. Рыночная система региона: воспроизводственный аспект // Регион: экономика и социология. 2007. — № 1.
  87. A.C. Теоретические аспекты исследования региональных рынков // Регион: экономика и социология. 2008. — № 3.
  88. Н. Эффективность интегрированных структур в производстве зерна // Экономист. 2007. — № 4.
  89. И.Н. Воспроизводственный процесс в системе региональной экономики: инновационная составляющая и механизм управления (структурный аспект). Ростов1 н/Д: Терра, 2004.
  90. К. Управление экономикой на основе з^згета воспроизводственных диспропорций // Проблемы теории и практики управления. 2003. — № 3.
  91. К., Шишкина Е., Шишкин М. Специфика развития отдаленных регионов // Экономист. 2005. — № 5.
  92. И. Возможности подъема АПК// Экономист. 2005.6.
  93. JI. Государственное регулирование и ценовая политика в АПК России // Вопросы экономики. 2010. — № 7.
  94. М. Конкуренция.: пер. с англ. М.: Издательский} дом-«Вильяме», 2005.
  95. О.С. Региональная- экономика: в системе устойчивого развития: М: Наука, 2004.
  96. Рыкова- Н И., Фисенко Н. В. Оценка социально-экономического развития Ставропольского края //. Региональная экономика: теория и практика. 2008. — X" 31 (88).
  97. С. Механизм интеграционных отношений в АПК района // Экономист. 2006. — № 9.
  98. Н. Социально-экономическая трансформация аграрного сектора//Экономист. 2009. — № 6.
  99. В.А., Сафронов В. В. Повышение эффективности развития агропромышленного комплекса на основе реализации стратегии диверсификации его деятельности // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2009. — № 3.
  100. Е. О реализации государственной программы развития сельского хозяйства в 2008 г. и предварительных данных за 2009 г. // Экономист. 2009. — № 12.
  101. М. Управление промышленными предприятиями: кластерно-отраслевой подход // Проблемы теории и практики управления. -2010.-№ 10.
  102. А. Выявление перспектив развития социальной инфраструктуры сельских регионов с помощью экономического анализа // Проблемы теории и практики управления. 2007. — № 2.
  103. А. Социальная инфраструктура и ее значение для развития агропромышленного комплекса России // Проблемы теории и практики управления. 2006.-№ 7.
  104. В. Назревшие формы интеграции аграрного производства. 2008. — № 8.
  105. С.А. Изменения и анализ пороговых значений в региональных кластерах // Регион: экономика и социология. 2007. — № 1.
  106. М.Ю. Значение кластерного подхода в управлении агропромышленного комплекса- // Вестник Тамбовского государственного университета. 2010. — № 1(81).
  107. Д. Комплексный подход к решению задач социально-экономического развития сельских территорий // Экономист. 2008. — № 12.
  108. Д. Стратегия развития сельских территорий // Экономист. 2006. — № 10.
  109. Ю. Современный подход государства к развитию АПК // Экономист. 2007. — № 11.
  110. О.Б., Аджигов М. Т. Воспроизводственный процесс и экономическое развитие // Региональная экономика: теория и практика. -2009. № 39 (132).
  111. И. Сельское хозяйство: приоритетно-целевой принцип развития // Экономист. 2008. — № 10.
  112. И., Арашуков В. Организационно-экономический механизм развития агрохолдингов // АПК: экономика и управление. 2007. -№ 5.
  113. Ушачев И: Г. Агропродовольственный сектор: основные направления и проблемы // Экономист. 2006. — № 5.
  114. И.Г. Развитие агропромышленного комплекса России // Аграрный вестник Урала. 2008. — № 1(43).
  115. Г. М. Регион как территориальная система // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2010. — № Г.
  116. Н. Современное состояние- сельского хозяйства требует результативных действий государства // Экономист. — 2009. № 8.
  117. Ю., Гассий В. Развитие местных сообществ путь в будущее России // Муниципальная власть. — 2004. — № 6.
  118. Н., Никонов С. Эволюция и новые пути межмуниципального сотрудничества в Псковской области // Муниципальная власть. 2005. — № 6.
  119. Л. Методы анализа и регулирования пропорций регионального развития // Экономист. 2009. — № 7.
  120. И. Развитие сельских территорий и жизнедеятельности населения // Экономист. 2005. — № 6.
  121. . Модернизация аграрного сектора США // Экономист. 2009. — № 4.
  122. Н. Концентрация сельскохозяйственного производства // Экономист. 2005. — № 7.
  123. А.Н. Традиционный централизм и новый регионализм: подходы к обеспечению территориального развития // Регион: экономика и социология. 2007. — № 1.
  124. С.И. Математические методы и модели в экономике, финансах, бизнесе. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  125. А. Направления развития муниципального хозяйства // Муниципальная власть. 2006. — № 5.
  126. Р.И. Регион: — экономические методы управления. -Новосибирск: Наука, 1991.
  127. Регионы- России. Социально-экономические показатели. 2010: Стат. сб. / Росстат. М., 2010.
  128. Формирование местного самоуправления в Российской Федерации / Статистический бюллетень. — М.: Росстат, 2010.
  129. Городские поселения и сельские населенные пункты Ставропольского края- на 1 января 2010 года: Статистический сборник/ Территориальный орган: федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю. — Ставрополь, 2010.
  130. Ставропольский край в цифрах, 2010. Статистический ежегодник / Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю. Ставрополь, 2010.
  131. Ставропольский край в цифрах. Статистический сборник/ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю. Ставрополь, 2009.
  132. Ставропольский край и его регионы: Статистический сборник/ Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю, 2010.
  133. Официальный сайт Министерства- экономического развития Российской Федерации Электронный ресурс. Режим доступа http://www.economy.gov.ru/minec/main
  134. Официальный сайт Министерства регионального развития Российской Федерации Электронный ресурс. Режим доступа http://www.minregion.ru/
  135. Официальный сайт Министерства сельского- хозяйства. Российской Федерации Электронный ресурс. Режим доступа http://www.mcx.ru/
  136. Официальный сайт Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Электронный ресурс. Режим доступа http://www.minpromtorg.gov.ru/
  137. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Электронный ресурс. Режим доступа http://www.gks.ru
  138. Официальный сайт Министерства экономического развития Ставропольского края Электронный ресурс. Режим доступа http://www.stavinvest.ru
  139. Официальный сайт Министерства промышленности, энергетики и транспорта Ставропольского края Электронный ресурс. Режим доступа http://www.stavminprom.ru-
  140. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Ставропольского края Электронный ресурс. Режим доступа http://www.mshsk.ru/
  141. Портал органов власти Ставропольского края Электронный ресурс. Режим доступа http://www.stavregion.ru-
  142. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики в Ставропольском крае Электронный ресурс. Режим доступа http://www.stavstat.ru/default.aspx
Заполнить форму текущей работой