Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование и развитие культа бога Сараписа в Египте в III в. до н. э. — IV в н. э

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В римский период посвященные Сарапису храмы появились во многих поселениях страны, а также вблизи некоторых крепостей, в которых были расквартированы римские военные части. Следует отметить, что большинство храмов Сараписа, построенных в Египте в греко-римский период, было сооружено в целом по античному архитектурному канону с добавлением египетских элементов (хотя реконструировать облик многих… Читать ещё >

Формирование и развитие культа бога Сараписа в Египте в III в. до н. э. — IV в н. э (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В древности люди видели в проявлениях окружающей их действительности воплощение созидательной энергии божеств. Боги упорядочили мир, сделали его пригодным для жизни всего сущего, в том числе человека. Следовательно, их нужно всячески умиротворять, иначе привычный порядок рухнет, снова воцарит в хаос. Возможно, именно поэтому культы многих богов существовали на протяжении долгого времени, вплоть до распространения христианства.

По мере развития общества эволюционировали и религиозные представления. Постепенно сознание необходимости отправлять культ из-за страха, что рухнет мир, перерастает в индивидуальную веру человека в некое трансцендентное божество, которое способно помочь ему в его горестях, избавить от нужды и спасти от нависшей угрозы.

Актуальность темы

диссертационного исследования определяется необходимостью детального изучения культуры Египта в эллинистический и римский периоды, поскольку, несмотря на широкое распространение эллинизма в стране, глубинные процессы взаимопроникновения пришлой и локальной культур до сих пор остаются малоизученными.

Характерная черта эпохи эллинизма — смешение античных и восточных начал — отразилась и в культе Сараписа. Его становление проходило в специфических исторических условиях, сложившихся в тот период в египетском государстве и характеризующихся сочетанием восточных и античных элементов во всех сферах жизни общества. В те времена популярность восточных культов со свойственным им явлением синкретизма способствовала зарождению монотеистических тенденций в верованиях жителей страны, а развитие знаний привело к тому, что представители образованной части ее населения стали осознавать себя личностью, способной противостоять как давлению со стороны государства, так и жизненным неурядицам.

Изучение эволюции культа Сараписа в сложившихся условиях позволяет выявить особенности развития религиозных представлений в целом, а также истоки формирования христианского мировоззрения, многие черты которого были унаследованы от восточных религиозных верований, и в частности культа Сараписа.

Существует целый ряд монографических работ, посвященных отдельным аспектам культа этого божества. При этом многие вопросы, такие как специфика религиозной практики, распространение культа по территории Египта, некоторые различия в архитектурном облике отдельных храмов, посвященных Сарапису, и т. д., — все еще исследованы недостаточно.

Цели и задачи исследования. Целью данной работы является выявление основных черт культа Сараписа, а также путей его становления и распространения в эллинистическом и римском Египте.

Поставленной целью определяются следующие задачи исследования.

1) выявить причины и время возникновения культа Сараписа;

2) проследить эволюцию представлений об этом божестве с начала III в. до н.э. до IV в. н.э. включительно;

3) реконструировать отдельные аспекты религиозной практики, характерной для его культа;

4) определить место, которое Сарапис занимал в греко-египетской магии;

5) выявить различия в архитектурном облике отдельных храмов бога;

6) определить специфику распространения культа в эллинистический и римский периоды;

7) охарактеризовать последний этап существования культа.

Хронологические рамки исследования почти полностью охватывают эллинистический и римский периоды истории страны — от воцарения в Египте Птолемея I до уничтожения мемфисского Серапеума христианами в 391 г. н.э.

Такой широкий временной диапазон обуславливается необходимостью комплексного исследования явления, его изучения в целостном историческом развитии, а также фрагментарностью и хронологической неравномерностью сохранившихся источников. Основные памятники, в ходе изучения которых можно получить сведения о культе Сараписа, датируются римским периодом (30 г. до н.э. — 395 г. н.э.).

В эволюции культа Сараписа можно выделить несколько периодов.

1. Появление и становление культа (примерно 305 — 246 гг. до н.э.). Годы правления двух первых Птолемеев.

2. Развитие культа как государственного в Александрии и Мемфисе, начало строительства его храмов в других регионах страны (246 — 30 гг. до н.э.). От правления Птолемея III Эвергета до превращения Египта в римскую провинцию).

3. Рост популярности культаего распространение по территории Римской империи (30 г. до н.э. — 391 г. н.э.). От начала римского периода в истории Египта до разрушения александрийского Серапеума христианами.

Объектом исследования является культ Сараписа, его появление и последующая эволюция в Египте эллинистического и римского периодов.

Предметом исследования являются религиозные представления населения Египта эллинистического и римского времени.

При разработке методологической базы исследования учитывался принцип историзма, который предполагает рассмотрение исторических явлений, фактов, событий и процессов в соответствии с конкретно-исторической обстановкой во взаимосвязи и развитии. В основу исследования положен проблемно-хронологический метод.

В работе применяется комплексный подход к источникам, основанный на совокупности разработанных наукой приемов и методов исторических исследований.

Научная новизна работы заключается в том, что она представляет собой практически первое в отечественной исторической науке комплексное исследование, в котором на основе различных источников выявляется сущность культа Сараписа и прослеживается его эволюция в греко-римском Египте.

Впервые переведен на русский язык ряд литературных и документальных текстов.

Впервые в полном объеме и на современном научном уровне были рассмотрены особенности культа Сараписа, роль, которую он играл в греко-египетской магии римского периода, а также некоторые различия в архитектурном облике отдельных посвященных ему храмов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы диссертации могут быть использованы в научных исследованиях по истории и религии древних государств в эллинистический и римский периоды, в учебном процессе в рамках курса истории древнего мира, а также специализированных курсов, при разработке и публикации пособий для высших учебных заведений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе исследования удалось проследить характер формирования и развития культа Сараписа в греко-римском Египте. Сделанные выводы соответствуют поставленным задачам.

Культ Сараписа сформировался в Египте, вероятно, в период правления первых трех представителей династии Птолемеев. Следует отметить, что ни в одном источнике не говорится о создании культа или, тем более, божества. Для сознания человека, жившего в древности, это неприемлемо, именно поэтому в большинстве текстов, посвященных раннему периоду существования культа Сараписа, речь идет либо о восстановлении забытого древнего культа (как в «Романе об Александре»), либо о перевозке в Александрию статуи божества (Плутарх, Тацит).

Судя по имеющимся в нашем распоряжении источникам, оформление культа Сараписа по времени совпадает с воцарением Птолемея I Сотера и переносом столицы страны в Александрию. Очевидно, в новую столицу был перенесен и эллинизирован мемфисский культ Осириса-Аписа, или Осараписа, которому поклонялись многие греки, жившие в Мемфисе еще до завоевания Египта войсками Александра Македонского.

Причин, по которым предпочтение было отдано именно этому культу, несколько. Сарапис должен был стать покровителем царской власти, а вместе с Исидой — правящей четы. Еще в классическом Египте бык Апис олицетворял царя, его храбрость и силу, играл важную роль в различных ритуалах, связанных с личностью правителя, в том числе коронационных, а Мемфис, где поклонялись Апису и Осирису-Апису, являлся древнейшей столицей Египта. Таким образом, эллинизировав культ мемфисского божества, Птолемеи претендовали на роль преемников древнеегипетских фараонов.

Перенос столицы не должен был восприниматься как разрыв традиции, поэтому Александрии был нужен особый бог-покровитель, культ которого, однако, имел бы прямую связь с древнейшей столицей Египта. При этом новая столица была основана как эллинистический полис, которому должно было покровительствовать божество, близкое грекам, но в то же время обладавшее египетскими корнями.

К тому же еще до прихода в Египет войск Александра на территории будущей Александрии, в местечке Ракотис, вероятно, уже существовало поселение, где стоял храм Осириса и Исиды. Таким образом, обеспечивалась преемственность не только столиц, но и божества. Ни египтяне, ни греки не могли помыслить о существовании города без божественного покровителя, а Осирис-Апис был связан как с древним поселением Ракотис, так и с Мемфисом.

Появление культа Сараписа было, очевидно, во многом продиктовано потребностью переехавших в Египет эллинов и македонян (а впоследствии и их потомков, рожденных в браках с местными девушками), а также эллинизированных египтян-чиновников. Именно эти люди сформировали высшие круги населения и «средний класс» и стали социальной опорой новой правящей династии. Они нуждались в божестве, которое, с одной стороны, могло бы считаться египетским, а с другой — обладало бы иконографией, функциями и атрибутами, понятными грекам. Эллинские боги были чужими на этой земле, да и многие греки, покидавшие родину в поисках лучшей доли, разочаровались в них. Египетская зооморфная религия, в свою очередь, была чужда грекам, привыкшим к тому, что боги должны походить на людей, но при этом быть более сильными и могущественными.

Изначально, в период эллинизма, Сарапис считался одним из многих божеств, которые могли помочь человеку, а могли и безвинно наказать его. Постепенно он стал превращаться во всемогущего бога, повелителя космоса. Во многом это обусловлено изменениями, произошедшими к периоду позднего эллинизма в сознании представителей наиболее образованных слоев населения Египта (да и всего Средиземноморья), — окончательным формированием индивидуальной религии и представлений о существовании универсального трансцендентного божества. Впоследствии эти представления способствовали более широкому распространению христианства, подготовив для него необходимую почву.

На уровне «народной» религии эти новшества отразились, в первую очередь, в отсутствии в культе Сараписа мифологической составляющей. Место привычных мифов заняли истории о помощи, оказанной Сараписом тому или иному человеку, причем описываемые события происходили не в легендарные древние времена — чудеса случались с современниками рассказчика или с теми, кто жил в недалеком прошлом. Божество при этом больше не воспринималось как некая «улучшенная» модель человека с теми же по сути страстями и слабостями — оно стало всемогущим, способным изменить саму Судьбу как таковую, казавшуюся эллинам неотвратимой даже для богов.

Для отправления культа Сараписа характерны проводившиеся в определенный день празднества, являвшиеся, вероятно, общегосударственными, во время которых из храма выходила торжественная процессия, очевидно, огибавшая центральную часть города и возвращавшаяся обратно. Во время таких торжеств совершались жертвоприношения, устраивались массовые гуляния и пиршества.

Наряду с этим существовали и культовые сообщества Сараписа, члены которых самостоятельно организовывали торжественные трапезы в честь своего божественного покровителя, а также по случаю какого-либо значимого события. Подобные общины играли важную социальную роль, так как их члены оказывались в кругу единомышленников, следовавших определенным правилам жизни, помогавших и поддерживавших друг друга.

Адепты культа Сараписа могли задать вопросы оракулу этого божества. Они также могли обратиться к своему божественному покровителю с просьбой из дома — во многих жилищах, очевидно, стояли специальные алтари или располагались ниши для культовых предметов.

Нужно отметить, что торжества в честь Сараписа похожи на празднества, проводившиеся как в Египте времен фараонов, так и в Греции классического периода. Подобные празднества устраивались в честь божеств во многих странах Средиземноморья в эллинистический и римский периоды. Частные культовые сообщества, собиравшиеся на пиршества в честь того или иного бога и подобные посвященным Сарапису, существовали в Элладе еще в гомеровскую эпоху. Но наиболее популярными они стали именно в эллинистический и римский периоды.

Смешанные греко-египетские черты проявились и в магии, и в частности в обрядах, в ходе которых маг призывал Сараписа. Во время таких ритуалов определенным образом произносились слова заклинания, совершались возлияния и воскурения. Сарапис как в текстах магических папирусов, так и на геммах выступает как всемогущее божество, к которому не обращаются с мелкими повседневными проблемами.

Изначально храмы Сараписа находились только в Мемфисе, где, очевидно, большее значение имели египетские традиции, и в Александрии. Однако впоследствии, на протяжении всего эллинистического периода, Серапеумы стали появляться в других городах, расположенных в том числе в Фаюмском оазисе, в Оксиринхе и т. п. Следует отметить, что эти поселения не только были довольно крупными по своему размеру и численности населения, но и являлись центрами сосредоточения живших в Египте клерухов греческого и македонского происхождения, а впоследствии и их потомков.

В римский период посвященные Сарапису храмы появились во многих поселениях страны, а также вблизи некоторых крепостей, в которых были расквартированы римские военные части. Следует отметить, что большинство храмов Сараписа, построенных в Египте в греко-римский период, было сооружено в целом по античному архитектурному канону с добавлением египетских элементов (хотя реконструировать облик многих из них не представляется возможным из-за того, что об их существовании известно лишь по упоминаниям в письменных источниках, в которых, как правило, их описания отсутствуют). Однако известны также Серапеумы, построенные в египетском стиле.

Вероятно, различия в выборе архитектурного стиля обусловлены местонахождением храма и тем, кто именно — государство или частное лицовыступал заказчиком строительства. Серапеумы, возведенные в римский период за государственный счет, очевидно, сооружались в египетском стиле, а те, строительство которых заказывали частные лица, — в античном.

Александрийский храм Сараписа, а также Серапеумы, находившиеся в непосредственной близости от римских крепостей, были возведены по античным канонам, а те, которые находились в поселениях со смешанным населением или преобладанием египетского контингента, строились с учетом местной традиции. По египетским канонам также могли быть построены храмы, возведенные на месте прежних культовых сооружений.

Судя по всему, в период раннего эллинизма Саран ис не пользовался большой популярностью даже среди жителей Александрии. К числу адептов его культа в те времена принадлежали лишь представители александрийской элиты, скорее всего, стремившиеся таким образом продемонстрировать свою лояльность по отношению к правящей царской чете.

Однако со временем благодаря изменению в мировоззрении живших в Египте греков, в том числе религиозном, политике Птолемеев (создание центров средоточия грекоязычного населения и строительство в них Серапеумов), а также тому, что Сарапис был отождествлен со многими эллинскими и некоторыми египетскими богами, ему уже к I в. до н.э. стали поклоняться многие жители Египта. В первую очередь, к числу адептов его культа можно отнести обитателей столицы и крупных египетских городов, расположенных в районах с максимальной концентрацией греко-македонского населения.

Культ Сараписа, хотя и не без борьбы, все же уступил место христианству. Это связано, в первую очередь, с тем, что, несмотря на свою универсальность, он, в отличие от христианства, не был рассчитан на людей, принадлежащих ко всем слоям населения и к различным этносам. Очевидно, не существовало и развитой литературной традиции, корпуса произведений, посвященных Сарапису. Эти и многие другие причины привели к тому, что культ Сараписа стал всего лишь этапом в процессе развития монотеизма, оказав, однако, заметное влияние на раннее христианство.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Апулей. Метаморфозы или Золотой осел. М.: ACT, 2001. — 399 стр. Пер. М. А. Кузмина и С. П. Маркиша.
  2. Арриан. Поход Александра. М.: «МИФ», 1993.-271 стр. Пер. М. Е. Сергеенко.
  3. Артемидор. Сонник // ВДИ. 1991. — № 3. — С. 268
  4. Геродот. История. М.: ACT, 2001. — 752 стр. Пер. Г. А. Стратановского.
  5. Гомер. Одиссея. М.: Правда, 1984. — 320 стр. Пер. В.В. Вересаева
  6. Евнапий. Жизни философов и софистов // Римские историки IV века. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1997. -С. 453−504.
  7. Еврипид. Вакханки // Еврипид. Медея, Ипполит, Вакханки. СПб.: Азбука-Классика, 2006. — 256 стр. Пер. И. Анненского.11 .Еврипид. Ипполит // Еврипид. Медея, Ипполит, Вакханки. СПб.:
  8. Азбука-Классика, 2006. -256 стр. Пер. И. Анненского. 12. Квинт Курций Руф // Историки античности. Т. 1. — М.: Правда, 1989. — 618 стр. Пер. B.C. Соколова
  9. Климент Александрийский. Увещевание к язычникам. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2006. — 288 стр. Пер. А. Ю. Братухина.
  10. Либаний. К императору Феодосию в защиту храмов // С. Шестаков (пер.) Речи Либания. Т. I. — Казань, 1914.-С. 199−218.
  11. ХЪ.Марцеллин Аммиан. Римская история. М.: ACT, 2005. — 631 стр.
  12. Пер. А. Ю. Кулаковского 1 в.Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. Т. 1. — М.: Ладомир, 2002. — 496стр. Пер. С. П. Кондратьева. 17.Платон. Тимей // Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. 3. — М.:
  13. Мысль, 1994. 654 стр. Пер. С. С. Аверинцева 18.Плутарх. Александр // Плутарх. Сравнительные жизнеописания. -Т.2. — СПб.: Кристалл, 2001. — С. 527−601. Пер. М. Ботвинника и И. Перельмутера.
  14. Плутарх. Моралии. Об Исиде и Осирисе // ВДИ. 1977. — № 3. — С. 247−268- 1977. — № 4. — С. 229−249. Пер. H.H. Трухиной.
  15. Плутарх. Тесей // Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Т.1. -СПб., 2001. — С. 18−44. Пер. С. П. Маркиша.
  16. Повесть о рождении и победах Александра Великого. СПб.: Азбука-Классика, 2004. — 256 стр. Пер. Н. Горелова.
  17. А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. М.: Политиздат, 1990. — 479 стр.
  18. Сказки и повести Древнего Египта / Отв. ред. Д. А. Ольдерогге. -СПб.: Наука, 2004. 287 стр. Пер. и комм. И. Г. Лившица.
  19. Созомен Эрмий. Церковная истор1я Эрм1я Созомена Саламинскаго. -СПб.: Типография Фишера, 1861. 636 + XXXIV стр.
  20. Сократ Схоластик. Церковная история. -М.: «РОССПЭН», 1996.
  21. Страбон. География. M.: Наука, 1964. — 938 стр. Пер. Г.А. Стратановского
  22. Тацит. История // Тацит. Анналы. Малые произведения. История. -М.: ООО «Издательство ACT" — Ладомир, 2001. 992 стр. Пер. Г. С. Кнабе.
  23. Фрагменты ранних греческих философов / Ред. Лебедев А. В. Ч. I. М., 1985
  24. Элий Аристид. Священные речи. Похвала Риму. М.: Ладомир- Наука, 2006. — 288 стр. Пер. С. И. Межерицкой и М.Л. Гаспарова
  25. Bernand E. Inscriptions grecques d’Alexandrie ptolemaique. Le Caire: Institut franchis d’archeologie orientale, 2001. — 202 p., 35 p. of platesr
  26. Bernand E. Recueil des inscriptions grecques du Fayoum. Le Caire: Institut franchis d’archeologie orientale, 1981. — T. II. — 495 p.
  27. H.D. (ed.) The Greek Magical Papyri in Translation. ChicagoLondon: University of Chicago Press, 1986. 339 p.
  28. Diodorus of Sicily. Library of History. London-Cambridge, 1958. -Vol. VIII. — 492 p. Trans, by C.B. Welles
  29. Edgar M.C.C. Greek Sculpture. Catalogue general des antiquites egyptiennes du musee du Caire. Nos 27 425−27 630. Le Caire: Service des Antiquities de l’Egypte, 1903. xvi+83 p. 32 plates
  30. Engelmann H. The Delian Aretalogy of Sarapis. Leiden: Brill, 1975. -8., 63 p., 1 leaf of plates
  31. Faulkner R.A. The Ancient Egyptian Pyramid Texts. Oxford, 1910
  32. Faulkner R. The Egyptian Book of the Dead. The Book of Going Forth by Day. Cairo: American University in Cairo Press, 1994
  33. B.P., Hunt A.S. (eds.) The Oxyrhynchus papyri. Vol. I. -London: Egypt Exploration Fund, 1898. — 286 p.
  34. B.P., Hunt A.S. (eds.) The Oxyrhynchus papyri. Vol. XI. — London: Egypt Exploration Society.
  35. B.P., Hunt A.S. (eds.) The Oxyrhynchus papyri. -Vol. XIV. London: Egypt Exploration Society, 1920. — 244 p. + III plates
  36. B.P., Hunt A.S., Smyly J.G. (eds.) The Tebtunis Papyri. Vol. II. — London: Oxford University Press, 1907. — 485 p. + II plates + map
  37. Kater-Sibbes G.J.F. Preliminary Catalogue of Sarapis Monuments. -Leiden: Brill, 1973. -xl, 232 p., 34 p. of photos., 2 fold 1.
  38. Kayser F. Recueil des inscriptions grecques et latines, non funeraires, d’Alexandrie imperiale. Le Caire: Institut francais d’archeologie orientale, 1994. — xxii, 415 p., lx p. of plates
  39. B. (ed.) Aelii Aristidis Smyrnaei. Quae Supersunt Omnia. Vol. II. -Berlin: Weidmann, 1958. — xl, 472 p.
  40. E., Roberts C.H. (eds.) The Oxyrhynchus Papyri. Vol. XXII. -London: Egypt Exploration Society.
  41. Lobel, E. The Oxyrhynchus Papyri. Vol. XXXVI. London: Egypt Exploration Society.51 .Macrobius. Saturnalia
  42. Rufinus. The Church History of Rufinus of Aquileia. New York-Oxford: Oxford University Press, 1997. — xix, 132 p. Trans, by Philip R. Amidon.
  43. Select Papyri. Vol. I. Non-Literary Papyri: private affairs. — CambridgeLondon: Harvard University Press, 1970. Trans, by A. S. Hunt and С. C. Edgar. — 480 p.
  44. O. (ed.). Clemens Alexandrinus. Stromata. В. II. — Leipzig: J. C. Hinrichs, 1905.-519 s.
  45. Totti M. Ausgewalhte Texte der Isis-und Sarapis-Religion. Hildesheim-Zurich-New York: G. Olms, 1985. — viii, 231 s.56 .Wikgren A. Hellenistic Greek Texts. Chicago: The University of Chicago Press, 1958.-xxvi, 275 p.
  46. Wilcken U. Grundziige und Chrestomathie der Papyruskunde. В. 1. -H. 1. — Leipzig-Berlin: B.G. Teubner, 1912. — 437 s.
  47. Байбаков Евг. К вопросу о Сараписе. Сергиев Посад: Свято-Сергиева лавра, 1915.- 13 с.
  48. Л.С. Этноязыковая ситуация на эллинистическом Востоке // Эллинизм: Восток и Запад / Отв. ред. Е. С. Голубцова. М.: Наука, 1992.-С. 263−279.61 .Бивар А.Д. Х. Митра и Сарапис // Вестник древней истории. 1991. -№ 3. — С. 52−63
  49. М.А., Луконин В. Г. Культура и экономика Древнего Ирана. -М.: Наука, 1980.-418 стр.67Доддс Е. Р. Греки и иррациональное. М.-СПб.: Московский философский фонд-Университетская книга-Культурная инициатива, 2000.-318 с.
  50. М. Мифология древнего Ирана // Мифологии древнего мира. М.: Наука, 1977. С. 337−365.69Дройзен КГ. История эллинизма. В 3 тт. СПб.: «Наука"-"Ювента», 1997.-447- 387- 527 с.
  51. Ф.Ф. Эллинская религия. Минск: Экономпресс, 2003. -330 с.1Ъ.Кеес Г. Заупокойные верования древних египтян. СПб.: Издательство «Журнал «Нева», 2005. — 496 стр., илл.
  52. А.Кинжалов Р. В. Политическая и социальная направленность повести «О жизни Александра Македонского»: Автореф. дисс. на соискан. степени канд. ист. наук. Л.: Государственный Эрмитаж, 1955. 16 с.
  53. М.М. Изображения восточных божеств в Северном Причерноморье в первые века нашей эры. М.: Наука, 1978. — 216 с.
  54. А.Б. Риторика в тени пирамид. М.: Наука, 1988. — 192 стр., с илл.
  55. Г. Е. О происхождении названий греческих зодиакальных созвездий // ВИЕТ. 2002. — № 1. — С. 76−106
  56. Е.Г. Мифотворчество классической древности: Hymni Homerici. Мифологические очерки. СПб.: ИД Ивана Лимбаха, 2007.- 472 стр.
  57. В.В. Манефон и его время. СПб.: Издательство «Журнал «Нева" — ИТД «Летний сад», 2003. — 480 стр.
  58. .А. История древнего Востока. Т.2. — Л.: Соцэкгиз, 1935. -340 с.
  59. Ю.Б. Частные культовые сообщества у греков (Аттика VI- IV вв. до н.э.) // Быт и история в античности / Под ред. Г. С. Кнабе. -М.: Наука, 1988. С. 192−219
  60. Фестюжъер А.-Ж. Личная религия греков. СПб.: Алетейя, 2000. -256 стр.
  61. И.Ф. Оксиринх город папирусов. — М.: Наука, 1976. -343 стр.
  62. Г., Франкфорт Г. А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. -СПб.: Амфора, 2001.-320 стр.
  63. Ф. Эллинистическая цивилизация. Екатеринбург-Москва: У-Фактория- ACT, 2008. — 480 стр.
  64. М. Повседневная жизнь Египта во времена Клеопатры. -М.: Молодая гвардия, 2004. 304 стр.
  65. А. С. Религиозная политика Александра Македонского // Вестник древней истории. 1977. — № 2. — С. 111−121.
  66. Ш. М. Александр Македонский. Метаистория образа // Чужое: опыты преодоления. Очерки из истории культуры Средиземноморья. М.: Алетейа, 1999. — С. 33−61
  67. Эллинизм: Восток и Запад / Отв. ред. Е. С. Голубцова. М.: Наука, 1992. — 384 стр.
  68. Эллинизм: история, политика, культура / Отв. ред. Е. С. Голубцова. М.: Наука, 1990. — 376 с.
  69. Alston R. The City in Roman and Byzantine Egypt. London: Routledge, 2002. — 479 + xvi p.
  70. Arnold Dieter. Temples of the Last Pharaohs. New York-Oxford: Oxford University Press, 1999. — 373 p.
  71. Ashton S.-A. Ptolemaic Alexandria and the Egyption Tradition // Hirst A., Silk M. (eds.) Alexandria, Real and Imagined. Cairo: The American University in Cairo Press, 2006. — P. 15−40.
  72. R.S., Rathbone D.W. (eds.) Egypt. From Alexander to the Copts. Cairo: The American University in Cairo Press, 2008. — 319 p.
  73. Bagnall R.S. Cults and Names of Ptolemais in Upper Egypt // Egyptian Religion. The Last Thousand Years. Studied Dedicated to the Memory of Jan Quaegebeur. Part 1. — Leuven: Peeters Publishers, 1998. -P. 1093−1101
  74. Bagnall R.S. Combat ou vide: Christianisme et paganisme dans l’Egypte romaine tardive // Ktema. № 13. — 1988. — P. 285−296
  75. Bagnall R.S. Egypt in Late Antiquity. Princeton: Princeton University Press, 1996. — xii, 370 p., 8. p. of plates
  76. Bagnall R.S. Reading Papyri, Writing Ancient History. London: Routledge, 1995.-128 p.
  77. Barrow R.H. Plutarch and His Times. London: Chatto & Windus, 1967.-xv, 203 p.
  78. Beadnell H.J.L. An Egyptian Oasis. An Account of the Oasis of Kharga in the Libyan Desert, with Special Reference to Its History, Physical Geography, and Water-Supply. London: J. Murray, 1909. — xiv, 248 p.
  79. Behr C.A. Aelius Aristides and the Egyptian Gods // Hommages a Maarten J. Vermaseren. Vol. 1. — Leiden: Brill, 1978. — P. 13−24
  80. Behr C.A. Aelius Aristides and the Sacred Tales. Amsterdam: A.M. Hakkert, 1968. — xiv, 307 p. fold, illus.
  81. Bell H. I Cults and Creeds in Graeco-Roman Egypt. Liverpool: Liverpool University Press, 1953. — x, 117 p.
  82. Bell H.I. Popular Religion in Graeco-Roman Egypt // JEA. № 34. -1948.-P. 82−97.
  83. Bergmann M. Sarapis im 3. Jahrhundert v.Chr. // Weber G. (Hrsg.) Alexandreia und das ptolemaische Agypten. Kulturbegegnunen in hellenistischer Zeit. Berlin: Verlag Antike, 2010. — S. 109−131.
  84. Bevan E. The House of Ptolemy. A History of Egypt under the Ptolemaic Dynasty. Chicago: Argonaut, 1968. — xxi, 409 p.
  85. Bingen J. Hellenistic Egypt: Monarchy, Society, Economy, Culture. -Edinburgh: Edinburgh University Press, 2007. xx, 302 p.
  86. Book A.E.R., Peterson R.R. Karanis. The Temples, Coin Hoards, Botanical and Zoological Reports. Seasons 1924−31. Ann Arbor: University of Michigan Press, 1933. — xi, 93 p.
  87. Bommas M. Heiligtum und Mysterium: Griechenland und seine agyptischen Gottheiten. Mainz am Rhein: zon Zabern, 2005. — 138 s.
  88. Bonner C. Studies in Magical Amulets, Chiefly Graeco-Roman. Ann Arbor-London: University of Michigan Press, 1950. — xxiv, 334 p.
  89. Bosworth A.B. From Arrian to Alexander. Oxford-New York: Clarendon Press, Oxford University Press, 1988. — x, 225 p.
  90. Borgeaud Ph., Volokhine Yu. La formation de la legend de Sarapis: une approche transculturelle // Archiv fur Religiongeschichte. 2000. — № 2.-P. 37−76.
  91. Bowman A.K. Egypt after the Pharaohs: 332 BC AD 642 from Alexander to the Arab conquest. — London: British Museum Press, 1996. -270 p.
  92. Brady T.A. Sarapis and Isis. Collected Essays. Chicago: Ares, 1978. — 129 p.
  93. Cameron A. Poets and Pagans in Byzantine Egypt // Bagnall R. (ed.) Egypt in Byzantine World. Cambridge, 2007. — P. 21−46.
  94. Clarysse W. Greeks in Ptolemaic Thebes // Vleeming S.P. (ed.) Hundred-Gated Thebes. Acts of a Colloquium on Thebes and the Theban Area in the Graeco-Roman Period. Leiden-New York-Koln: E.J. Brill, 1995.-P. 1−19.
  95. Clarysse W. Some Greeks in Egypt // Johnson J. H. (ed.) Life in Multicultural Society: Egypt from Cambyses to Constantine and Beyond. -Chicago: The Oriental Institute of the University of Chicago, 1992.
  96. Clinton K. Stages of Initiation in the Eleusinian and Samothracian Mysteries // Cosmopoulos M.M. (ed.) Greek Mysteries. The Archaeology and Ritual of Ancient Greek Secret Cults. London-New York: Routledge, 2004. — P. 50−78
  97. Delia D. The Refreshing Water of Osiris // Journal of American Research Center in Egypt. Vol. 29. — 1992. — P. 181−190
  98. Ducat J. Grecs et egyptiens dans l’Egypte lagide: hellenisation et resistance a l’hellenisme // Entre Egypte et Grece. Actes du colloque du 6−9 octobre 1994. Paris: Academie des inscriptions et belles lettres, 1995. -P. 68−81
  99. Dunand F., Zivie-Coche Ch. Gods and Men in Egypt. Ithaca-London: Cornell University Press, 2004. xv, 378 p.
  100. El-Saghir M., Colvin J-C., Redde M., El-Sayed H., Wagner G. Le Camp Romain de Louqsor. Cairo: Institut francais d’archeologie orientale, 1986. — viii, 125 p., xxii p. of plates: ill., plans
  101. Empereur J.-Y. A Short Guide to the Graeco-Roman Museum. -Alexandria: Harpocrates. Alexandria, 2000. 37 p.
  102. Empereur J.-Y. Alexandria Rediscovered. London: British Museum Press, 1998.-253 p.
  103. Fotopoulos J. Food Offered to Idols in Roman Corinth. Tubingen: Mohr Siebeck, 2003. — xii, 298 p.
  104. Frankfort H. Ancient Egyptian Religion. An Interpretation. New York: Columbia University Press, 1948. — x, 172 p., 17. p. of plates
  105. Frankfurter D. Religion in Roman Egypt. Princeton: Princeton University Press, 1998. — xvi, 314 p.
  106. Fraser P.M. Current Problems Concerning the Early History of the Cult of Sarapis // Opuscula Atheniensia. T. VII. — Lund, 1967. — P. 23−45
  107. Fraser P.M. Ptolemaic Alexandria. Vol. I. — Oxford: Clarendon Press, 1972.-xvi, 812 p.
  108. Fraser P.M. Two Studies on the Cult of Sarapis in the Hellenistic World // Opuscula Atheniensia. T. III. — Lund, 1960. — P. 1−54
  109. Griffiths J.G. The Origins of Osiris and His Cult. Leiden: Brill, 1980. — xii, 287 p., 1. leaf of plates
  110. Grimm G. Zur Ptolemaeraltar aus dem Alexandrinischen Sarapeion // Alessandria e il mondo Ellenistico-Romano. Studi in onore di Achille Adriani. Vol. I. — Roma: «L'Erma» di Bretschneider, 1983. — P. 70−73
  111. Goudriaan K. Ethnicity in Ptolemaic Egypt. Amsterdam: J.C. Gieben, Publisher, 1988. — ix, 175.
  112. Gundel H.G. Zodiakos. Tierkreisbilder im Altertum. Mainz am Rein: Verlag P. von Zabern, 1992. — 358 p., 8. p. of plates
  113. Haas C. Alexandria in Late Antiquity. Topography and Social Conflict. Baltimore: John Hopkins University Press, 1997. — xviii, 494 p.
  114. HammondN.G.L. Sources for Alexander the Great. Cambridge-New York: Cambridge University Press, 1993. — xvi, 345 p.
  115. Hammond N.G.L. Three Historians of Alexander the Great. -Cambridge-New York, 1983. xi, 205 p.
  116. Holbl G. A History of the Ptolemaic Empire. London-New York: Routledge, 2001. — xxxvi, 373 p.
  117. Hornbostel W. Sarapis. Studien zur Uberlieferungsgeschichte, den Erscheinungsformen und Wandlungen der Gestalt eines Gottes. Leiden: Brill, 1973.-482 S.
  118. Jacob Ch., de Polignac F. Alexandria, Third Century B.C. -Alexandria: Harpocrates, 2000. 241 p., 2 maps
  119. Jouguet P. Les premiers Ptolemees et l’hellenisation de Sarapis // Hommages a Joseph Bidez et a Franz Cumont. Bruxelles: Latomus, revue d’etudes latines, 1949.-P. 159−166
  120. Kiss Z. Sarapis de Canope II Stadel Jahrbuch, 2004. 19. — P. 387 392.
  121. Kitchen K.A. Pharaoh Triumphant. The Life and Times of Ramesses II. Warminster: Aris & Phillips, 1983. — iv, 272 p.
  122. Koenen L. The Ptolemaic King as a Religious Figure II Bulloch A.W. (ed.) Images and Ideologies: Self-Definition in the Hellenistic World. -Berkley: University of California Press, 1993. P. 25−115
  123. Lauer J-Pk, Picard Ch. Les Statues ptolemaiques du Sarapieion de Memphis. Paris: Presses universitaires de France, 1955. — 277 p., 28 p. of plates
  124. Lewis N. Greeks in Ptolemaic Egypt. Oxford-New York: Clarendon Press, Oxford University Press, 1986. — xii, 182 p., 8. p. of plates
  125. Lippold G. Sarapis und Bryaxis // Festschrift Paul Arndt. Munchen: Bruckmann, 1925. — S. 115 — 127.
  126. Maxfield V., Peacock D. The Roman Imperial Quarries. Survey and Excavation at Mons Porphyrites. London: Egypt Exploration Society, 2001.-449 p.
  127. McKenzie J., Gibson Sk, Reyes A.T. Reconstructing the Serapeum in Alexandria from the Archaeological Evidence // Journal of Roman Studies. -2004.-№ 94.-P. 73−121
  128. Merkelbach R. Isis Regina Zeus Sarapis. Griechisch-agyptische Religion nach den Quellen dargestellt. — Stuttgart-Leipzig: B.G. Teubner, 1995. — xxviii, 722 p.
  129. Merkelbach R. Mithras. Konigstein: A. Hain, 1984. — xvi, 412 p.
  130. Milne J.G. A History of Egypt under Roman Rule. London: Methuen & Co., 1924.-xxiii, 331 p.
  131. Milne J.G. Greek Inscriptions from Egypt // Journal of Hellenic Studies. № 21. — 1901. — P. 275−292.
  132. Milne J. G. The Kline of Sarapis // Journal of Egyptian Archaeology. -1925.-№ 2.-P. 6−9
  133. Neugebauer O., Parker R.A. Egyptian Astronomical Texts. Vol. III. Decans, Planets, Constellations and Zodiacs. London: Lund Humphries, 1969.- 10 + 273 p.
  134. Peacock D.P.S., Maxfield V.A. Survey and Excavation. Mons Claudianus. Volume I. Topography and Quarries. Cairo: Institut francais d’archeologie orientale, 1997. — xi, 366 p.
  135. Pearson L. The Diary and Letters of Alexander the Great // Historia. -1955. B. 3. — Hit. 4. — P. 429−455
  136. Pearson L. The Lost Histories of Alexander the Great. New York: American Philological Association, 1960. -xv, 275 p.
  137. Petrie W.M. Flinders. A Foundation-Deposit Inscription from Abydos // Journal of Hellenic Studies. 1902. — № 22. — P. 377.
  138. Potter D. Hellenistic Religion // Erskine A. (ed.) A Companion to the Hellenistic World. Oxford: Blackwell Publishing Lt., 2003. — P. 407−430
  139. Redde M. Kysis. Fouilles de l’Ifao a Douch. Oasis de Kharga. Le Caire: Institut francais d’archeologie orientale, 2004. — 258 p.
  140. Redde M. Le Tresor de Douch (Oasis de Kharga). -- Le Caire: Institut francais d’archeologie orientale, 1992. 66 p.
  141. Rice E.E. The Grand Procession of Ptolemy Philadelphus. London: Oxford University Press, 1983. — 225 p.
  142. Rowe A. Discovery of the Famous Temple and Enclosure of Serapis at Alexandria // Supplement aux Annales du Service des Antiquites de l’Egypte. 1946. — Cahier 2. — P. 1−115.
  143. Schmidt S. Serapis ein neuer Gott fur die Griechen in Agypten // Beck H., Bol P.C., Buckling M. (eds.) Agypten Griechenland Rom.
  144. Abwehr und Beruhrung. Tubingen and Berlin, 2005. S. 291−304.
  145. Sethe K. Sarapis und die sogenannten Kaxo^oi des Sarapis //
  146. Abhandlungen der Koniglichen Gesellschaft der Wissenschaften zu Gottingen. B. XIV. — Berlin: In der Dieterichschen Buchhandlung, 1913. -S. 207−214.
  147. Sethe K. Zur Herkunft des Sarapis // Festschrift zu C. F. LehmannHaupts sechzigstem Geburtstag (hrsg. von K. Regling und H. Reich). Berlin: Braumueller, 1921. 239 S.
  148. Sidebotham S.E., Hense M., Nouwens H.M. The Red Land. The Illustrated Archaeology of Egypt’s Eastern Desert. Cairo: American University in Cairo Press, 2008. — 448 p.
  149. Sourvinou-Inwood Ch. Festivals and Mysteries. Aspects of the Eleusinian Cult // Cosmopoulos M.M. (ed.) Greek Mysteries. The Archaeology and Ritual of Ancient Greek Secret Cults. London-New York: Routledge, 2004. — P. 25−49
  150. Stambaugh J.E. Sarapis under the Early Ptolemies. Leiden: Brill, 1972, — 102 p.
  151. Thompson D.J. Memphis under the Ptolemies. Princeton: Preinceton University Press, 1988. — xvii, 342 p., 8. p. of plates
  152. Tkaczow B. Architectural Styles of Ancient Alexandria. Elements of Architectural Decoration from Polish Excavations at Kom el-Dikka (19 601 993). Varsovie, 2010. — 369 p., 158 p. of plates.
  153. Tkaczow B. Topography of Ancient Alexandria (An Archaeological Map). Varsovie: Zaklad Archeologii Srodziemnomorskiej, Polskiej Akadmii Nauk, 1993. — 358, 12., [10], [66], [68] p.
  154. Torok L. Hellenistic and Roman Terracotta from Egypt. Roma: «L'Erma» di Bretschneider, 1995. — 199 p., 173 p. of plates
  155. Torok L. Transfigurations of Hellenism: Aspects of Late Antique Art in Egypt, AD 250−700. Leiden-Boston: Brill Academic Publishers, 2005. — xxi, 400 p., xxxvii plates
  156. Trombley F.R. Hellenic Religion and Christianization, c. 370−529. -Leiden-New York: Brill Academic Publishers, 1995. xiii, 344 p.
  157. Veron A., Goiran J.P., Morhange C., Marriner N., Empereur J. Y. Pollutant Lead Reveals the Pre-Hellenistic Occupation and Ancient
  158. Growth of Alexandria, Egypt // Geophysical Research Letters. Vol. 33. -L06409. — doi:10.1029/2006GL025824. — 2006.
  159. Welles C.B. The Discovery of Sarapis and the Foundation of Alexandria // Historia. 1962. — B. XI. — Hft. 3. — P. 139−145
  160. Westermann W.L. The slave systems of Greek and Roman antiquity. -Philadelphia: American Philosophical Society, 1955. -xii, 180 p.
  161. Wilcken U. Urkunden der Ptolemaerzeit. B. 1. — Berlin-Leipzig: W. de Gruyter, 1922
  162. Wild R.A. Water in the Cultic Worship of Isis and Sarapis. Leiden: Brill, 1981. — xxx, 307 p., 34. p. of plates (1 folded)
  163. Youtie H.C. The Kline of Sarapis // Harvard Theological Review. -Vol. 41. № 1 (Jan. 1948). — P. 9−29
  164. Yoyotte J. Pharaonica // Goddio F., Bernand A., Bernand E., Darwish I., Kiss Z., Yoyote J. Alexandria. The Submerged Royal Quarters. London: Periplus, 1998.-P. 199−221
Заполнить форму текущей работой