Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Спецслужбы США в 2001-2006 гг.: проблемы взаимоотношений с другими институтами государства и обществом

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отечественная историческая и политологическая литература, в той или иной степени затрагивающая проблемы развития силовой сферы США в начале нынешнего века, представлена трудами российских ученых-американистов: Э. Я. Баталова, В. Н. Гарбузова, В. А. Кременюка, В. М Николайчика., С. М. Рогова, Н. М. Травкиной, А. И. Уткина, Т. А. Шаклеиной и других авторов. Не обращаясь, как правило, специально… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Разведывательное сообщество и спецслужбы США: место и роль в государстве и обществе
    • 1. 1. Спецслужбы США (особенности исторического развития)
    • 1. 2. Стратегия реформирования спецслужб США
    • 1. 3. Спецслужбы США в 2001г
  • Глава 2. Реорганизация спецслужб США в 2001—2006 гг.
    • 2. 1. Первый этап реформирования спецслужб (2001−2003 гг.)
    • 2. 2. Идеологическое, юридическое и доктринальное обеспечение реорганизации спецслужб
    • 2. 3. Финансирование разведывательного сообщества США
    • 2. 4. Разведывательное сообщество и внешняя политика США в 2001—2006 гг.
    • 2. 5. Спецслужбы и экономическая безопасность США
    • 2. 6. Спецслужбы и информационная безопасность США
  • Глава 3. Демократический контроль над спецслужбами США
    • 3. 1. Контроль силовой сферы (проблемы изучения)
    • 3. 2. Структура и механизмы реализации демократического контроля над спецслужбами
    • 3. 3. Спецслужбы США и проблемы гражданского контроля
  • Заключение 236 Примечания 242 Источники и
  • литература
  • Приложения

Спецслужбы США в 2001-2006 гг.: проблемы взаимоотношений с другими институтами государства и обществом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Специальные службы являются неотъемлемой (атрибутивной) функцией государства. Их деятельность исторически представляет собой часть традиционных функций государства, включающих государственное управление, обеспечение внутренней и внешней безопасности, содержание аппарата, полиции и армии. Как правило, под спецслужбами понимаются разведывательные и контрразведывательные органы, а таюке некоторые специализированные подразделения в системе исполнительной власти, легитимно наделенные исключительными (по отношению к другим органам), полномочиями^ силами и средствами для осуществления специфической деятельности по обеспечению безопасности государства, общества и личности. В-современном мире спецслужбы также участвуют в организуемом на международном уровне процессе межгосударственного сотрудничества в борьбе с терроризмом, организованной преступностью, распространением оружия массового уничтожения и другими общечеловеческими угрозами.

Специальные службы являются важнейшим государственным инструментом, эффективное использование которого в решении внутрии внешнеполитических задач остается постоянной приоритетной обязанностью и правом исполнительной власти любой страны.

К концу XX века США прочно заняли ведущее место в мире по основным политическим, экономическим, военно-стратегическим, социальным и идеологическим параметрам. Правящая элита страны, пользуясь благоприятной мировой конъюнктурой, взяла курс на всемерное обеспечение американского доминирования на планете. Причем, если демократической администрации У. Клинтона в силу умелой социально-экономической политики, удавалось обеспечивать гегемонию США в мире главным образом, на основе положительного примера и эйфории успеха внутри страны, то республиканская администрация Дж. Буша-мл. с самого начала заявила о себе как о проводнике самой жесткой линии в международных делах и как о не самом «социально ответственном» правительстве в истории США в делах внутренних. Озабоченность возможным раздражением, которое будет вызывать внутренняя и внешняя политика Вашингтона, была у республиканцев минимальной[1]. Смена военно-стратегических, политических и экономических акцентов в период первого и второго президентства Дж. Буша потребовала расширения силовой составляющей в функционировании американского государства. Важнейшую роль стали играть специальные службы. Теракты 11 сентября-2001г. стали вторым после окончания холодной войны и изменения сил на международной арене, импульсом к трансформации американской внешней и внутренней политики. На фоне изменения характера международных конфликтов, переосмысления сущности новых угроз национальной безопасности и задач внешней, политики США, эффективность спецслужб, организованных и функционировавших в течение десятилетий в условиях развитой демократии, дала серьезный сбой. Одновременно новые вызовы и новые враги стали для исполнительной-власти США подспорьем в проведении глобальной экспансионистской политики, что потребовало коренной реорганизации подходов к деятельности всей силовой сферы. Появились новые проблемы структурно-организационного, юридического и идеологического характера в отношении спецслужб, а также в области контроля над ними со стороны государства и общества.

Трансформация спецслужб США в 2001;2006гг. была подчинена процессам трансформации политики, в которой борьба с терроризмом стала благоприятным поводом для беспрецедентного усиления американской экспансии. Исполнительная власть в этот период предпринимает исключительные усилия, чтобы во-первых, безусловно подчинить, спецслужбы своим целям и, во-вторых, убедить общество в правильности своей политики в отношении спецслужб. Анализ процесса реформирования, специальных служб США в 2001;2006гг., их взаимоотношения с государством и обществом при решении внешнеи внутриполитических задач, проблемы демократического контроля их деятельности в новых исторических условиях составляют тему диссертационной работы.

Актуальность выбранной темы связана с тем, что комплекс реформ разведсообщества США, осуществленных в рассматриваемый период, до настоящего момента системно не отражен в научной американистике, по крайней мере, в части, касающейся открытых исследований. Комплексный характер поставленных в работе задач (от правового регулирования и демократического контроля до участия в конкретных мероприятиях внутри страны и на международной арене) отражает одну из первых в отечественной историографии попытку систематизации материалов по современным американским спецслужбам.

Актуальность темы

определяется и тем, что события, связи и отношения внутри разведывательного сообщества США, взаимодействие американских специальных служб с государственными и общественными институтами, их влияние на международную политику, рассмотренные в. настоящей работе, стали важным фактором мирового' развития. Как и большинство значимых явлений, происходивших в Соединенных Штатах Америки в начале XXI века, они оказали существенное влияние на современный мир, конфигурацию и перспективы как американской, так и мировой политической, военно-стратегической, социально-экономической и идеологической систем. Раскрытие выбранной темы, находящейся на стыке исторической и политической наук, позволяет оценить перспективы дальнейшей трансформации не только разведсообщества США, но и американской политической системы и практической политики после окончания президентства. Буша в 2009 г. Представляемое исследование может способствовать дальнейшим научным изысканиям в этой области и разработке конкретных мероприятий российских и зарубежных государственных структур, принимающих решения по обеспечению национальной и международной безопасности.

Объектом исследования является разведсообщество и спецслужбы США в их исторической динамике. В качестве объекта изучения они рассматриваются в системе их связей и отношений с внутренней и внешней политикой США, с институтами власти и гражданского общества.

Исследователь, приступающий к работе по изучению специальных служб, сталкивается с проблемой неразработанности дефиниций и понятийного аппарата. Как отмечал председатель Конституционного суда РФ В. Д. Зорькин, в некоторых странах, в том числе в России (в США также — Н.С.) вообще нет правового понятия- «спецслужба"[2]. «Спецслужбы» — это тот блок элементов государственного аппарата, а точнее — тот термин, который якобы очевиден и не требует дополнительных толкований. Это понятие, специально не сформулированное в законодательстве, сложилось в ходе многолетней практики и достаточно широко используется в документах ненормативного характера[3], включая научную литературу и публицистику. Полноценной и всех устраивающей дефиниции до сих пор не существует: термин принимается исследователями, публицистами и обывателями как одно из самоочевидных явлений повседневности.

Определение спецслужб формулируется в отечественной научной литературе в столь сжатом и урезанном виде, что требует дальнейшего уточнения и раскрытия. Так, «Большой юридический словарь», автор учебника для вузов С. А. Воронцов, составители «Белой книги российских спецслужб» дают сходные и в равной степени неясные определения: «Спецслужбы — этогосударственные органы, обеспечивающие защиту национальных интересов и безопасности как внутри страны, так и на международной арене». Спецслужбы — это «наиболее острый инструмент государственной власти, обеспечивающий политическое руководство объективной информацией о существующих внутренних и внешних угрозах"[4]. Такие определения, как представляется, не раскрывают сущностных признаков этих органов государства.

В различных современных исследованиях и справочных изданиях объект настоящей диссертационной работы обозначается разными терминами: «органы безопасности», «секретные службы», «разведывательные органы» и др. В литературе налицо произвольное смешение понятий: «специальные и секретные службы», «спецслужбы и «правоохранительные органы», «разведсообщество» и «спецслужбы». Особенно это выявляется тогда, когда исследователь имеет дело с переводом или же обратным переводом американских и других англоязычных источников. Дело в том, что термина «специальные службы», как кальки с русского языка — «special services», в американских реалиях не существует: в отношении такого рода органов и ведомств в США применяется термин «secret agencies» («секретные агентства»), равнозначный традиционному русскоязычному термину «специальные службы». Таким образом, встречающееся в отечественной литературе якобы английское понятие «special services» в отношении разведки и контрразведки является лингвистической и страноведческой ошибкой. В США такое словосочетание возможно лишь в тех случаях, когда речь идет о службах спасения, пожарной охраны и т. п. Путаницы добавляет совпадение некоторых слов в названиях отдельных органов. Так, в США в составе Министерства внутренней безопасности действует в качестве особого государственного органа Секретная служба США (The Secret Service of the USA) — ведомство физической охраны президента и других высокопоставленных лиц, наделенное рядом дополнительных полномочий, в частности, по обеспечению безопасности денежной системы страны. Терминологической неразберихи добавило создание в 2005 г. в составе ЦРУ Национальной секретной службы (The National Secret Service), курирующей агентурную разведку США. Несколько позже в официальных документах США для нее появилось наименование The National Clandestine Service, что позволило различать два ведомства, несмотря на близость слов «clandestine» («тайный, скрытый») и «secret» [5].

Принимая во внимание разницу в понятиях «secret agencies» как собирательного термина и словосочетания «special services», не употребляющегося в США применительно к разведке и контрразведке, представляется целесообразным остановиться на термине «специальные службы» (далее чаще — «спецслужбы» или «секретные ведомства») как объекте настоящего исследования. Причиной тому — его массовидность и общеупотребительность в русскоязычных источниках по отношению к особым государственным органам, наделенным, как сказано выше, специальными полномочиями. Во избежание двоякой трактовки объекта диссертационного исследования в отдельных случаях далее может употребляться термин «секретные службы». Надо иметь в виду, что «спецслужбы» неравнозначны «разведывательному сообществу». Дело в том, что в США имеют место ведомства, являющиеся спецслужбами, но не входящие в разведсообщество. Например, Администрация по применению законов о наркотиках (Drug Enforcement Administration), Служба внутренних доходов Министерства финансов (Internal Revenue Service), ряд подразделений Министерства внутренней безопасности и др.

Обозначая объект исследования, представляется необходимым предложить авторское определение спецслужб на основе изучения законодательных источников, справочной, энциклопедической и специальной литературы. При выработке данного определения диссертант старался выделить наиболее существенные, родовые признаки специальных служб, коренным образом отличающие их от других государственных органов.

Специальные службы государства — государственные разведывательные, контрразведывательные и другие ведомства и подразделения, наделенные законодательной и исполнительной властью особыми полномочиями по обеспечению национальной и международной безопасности с использованиелг специфических, никаким другим органам не присущих, форм, средств и методов, имеющих, как правило, внепроцессуалъный характер.

К числу указанных специфических форм, средств и методов деятельности спецслужб, обычно относятся следующие: негласное привлечение граждан своей и любой другой страны к конфиденциальному сотрудничеству для поиска и добывания информации и участияв специальных мероприятияхнегласный контроль средств коммуникаций и мест пребывания людейнаружное наблюдение за отдельными лицами и группами лицразработка, создание и применение специальных средств и методов осуществления деятельностисоздание и обработка негласных баз данных на организации и лиц, находящихся в поле зрения спецслужбразработка и проведение тайных операций в целях, определяемых исполнительной и законодательной властьюподготовка кадров по специальным программам.

К указанному перечню могут добавляться и иные методы и средства, как закрепленные в соответствующем законодательстве, так и выходящие за его рамки. Важно, что их закрепление в законодательстве не исключает их внепроцессуалъной сущности.

В общем виде в качестве специальных служб следует рассматривать государственные организации, занимающиеся разведывательной и контрразведывательной деятельностью в самом широком понимании задач такой деятельности. Это широкое понимание является немаловажным фактором, поскольку как разведывательная, так и контрразведывательная функции спецслужб, как правило, распространяются на самые различные области специальной деятельности, о чем будет сказано ниже.

Разведка как государственный институт представляет собой систему органов и их подразделений, добывающих в интересах государства с помощью специфических средств и методов информацию политического, экономического, военного, научно-технического и иного характера в целях обеспечения национальной и международной безопасности. Соответственно, как функция государства разведка — это деятельность по поиску, добыванию и анализу такой информации.

Контрразведка — система государственных органов и их подразделений, осуществляющих с использованием специфических форм и методов выявление и пресечение разведывательной и иной подрывной деятельности иностранных государств и их представителей, других преступных посягательств, отнесенных законом к ведению контрразведывательных органов. Как функция государства, контрразведка представляет собой соответствующую деятельность.

Следует подчеркнуть, что в США термин «разведка» (intelligence) чаще всего употребляется в значении «процесса». Второе значение термина в американской практике — собственно «информация». Совокупность органов, занимающихся разведкой, обычно именуется «разведывательным сообществом» (intelligence community). В российской же терминологии, наоборот, под «разведкой» обычно понимается система соответствующих организаций, и лишь в специально раскрываемых для этой цели случаях речь идет о процессе добывания и обработки информации.

Говоря о «разведке» в значении совокупности органов, надо учитывать, что расширительное толкование термина «разведка» иногда приводит к неправомерному отнесению к этой сфере ряда государственных ведомств, так или иначе собирающих информацию на основе государственной авторизации этой деятельности. Известно, что в той. или иной степени разведкой занимается любой правоохранительный орган, решая свои ведомственные задачи (например, уголовная полиция). Наиболее оправданным, видится такой подход, при котором к разведывательным органам следует относить те государственные ведомства, для которых разведывательная работа в общенациональных интересах является основной функцией.

Определяя объект настоящего исследования, следует иметь в виду, что контрразведка, как вид деятельности, едина по средствам и методам в многообразии решаемых задач и достижении поставленных целей — от борьбы с иностранным шпионажем и политического сыска до розыска международных преступников и национальных ценностей. То же относится и к разведывательной деятельности, которая включает, помимо собственно добывания информации, еще и осуществление тайных операций в интересах своего государства, в. ходе которых обычно аккумулируется вся совокупность разведывательной деятельности.

Следует подчеркнуть, что важнейшим родовым признаком спецслужб является, помимо перечисленных выше форм, средств и методов работы, еще и функциональная направленность этих органов на решение задач общегосударственного характера. Скажем, уголовная полиция, хотя и обладает большинством из признаков спецслужб, не включается в их число постольку, поскольку не выполняет разведывательных и контрразведывательных функций в интересах всего государства. В то же время, пограничная, таможенная, налоговая службы и финансовая разведка большинства стран, а также органы космической и радиоэлектронной разведки — это полноценные спецслужбы в силу легитимного наделения их от имени государства полномочиями в общенациональном и (или) международном масштабе и специальными средствами для осуществления этих полномочий. При этом, однако, следует согласиться с В. Д. Зорькиным, который указывает на тождественность спецслужб и полиции в части, касающейся антитеррористической деятельности[6]. С полным правом к специальным службам государства следует относить спецподразделения, предназначенные для силового противодействия терроризму, освобождения заложников, разведывательно-диверсионной деятельности в тылу противника.

К безусловным родовым признакам спецслужб следует отнести их непосредственное подчинение высшей исполнительной власти государства, а также то, что их главной задачей всегда является обеспечение, прежде всего, безопасности своего государства. Вообще спецслужбы по природе и функциям представляют собой противоречивое, дуалистическое явление: они, как и вооруженные силы, являются средством обеспечения внешней безопасности, но при этом, как и полиция, имеют дело с гражданами своей страны (особенно контрразведка). Такая специфика, как правило, вызывает проблемы при осуществлении контроля их деятельности с учетом необходимости соблюдать баланс интересов государства и общества.

По степени вовлеченности в государственно-управленческую деятельность различают спецслужбы: а) не обладающие властными полномочиями и, соответственно, не включенные в систему государственного управленияб) спецслужбы, наделенные межведомственными функциями, в том числе правом давать обязательные’рекомендации другим министерствам и ведомствам, осуществлять контроль их деятельности в пределах своих полномочий и принимать меры административного воздействия [7]. Например, современные Служба внешней разведки (СВР) России или Агентство национальной безопасности США — это спецслужбы первого типа. Ко второму типу можно относить ФСБ России или ФБР США.

Понятие «спецслужбы» следует различать с понятием «правоохранительные органы», для которого также нет специального определения ни в одном современном законодательстве"[8]. Современная юридическая наука и практика трактуют это различие с точки зрения участия или неучастия тех или иных органов в процессуальной деятельности. Работа правоохранительных органов в большинстве стран достаточно жестко регламентирована нормами уголовного, уголовно-процессуального, административного законодательства. Отличительной чертой правоохранительных органов является право на осуществление процессуальных действий и применение санкций, прописанных в законе. Деятельность спецслужб, если понимать их в контексте выше приведенного определения, характеризуется легитимным правом осуществлять внепроцессуалъные действия. Особенно это касается ведомств, осуществляющих разведку. Контрразведка, как правило, сочетает в себе признаки спецслужбы, т. е. органа, наделенного полномочиями проводить оперативные мероприятия, не предусмотренные процессуальными нормами, и правоохранительной структуры как части общей юридической системы государства, действующей в строгих процессуальных рамках.

Можно видеть, что определение понятия спецслужб — самостоятельная теоретическая проблема юридической науки. Объектом настоящего диссертационного исследования выступают специальные службы США, как входящие в разведсообщество, так и действующие вне его рамок. Прежде всего, речь идет о государственных разведывательных и контрразведывательных органах. За пределами исследования остались органы разведки и контрразведки частных компаний, включая страховые, имеющие в Соединенных Штатах особые лицензированные полномочия на специальную деятельность, органы безопасности транснациональных корпораций, частные охранные и детективные структуры и т. п.

Предметом диссертационного исследования является реформирование системы специальных служб США в период 2001;2006гг., мероприятия президентской администрации, деятельность законодательной и судебной ветвей власти, а также институтов гражданского общества в отношении спецслужб, их связи с другими органами государства и обществом, оценка перспектив их деятельности.

Хронологические рамки диссертационного исследования — 2001;2006 годы — выбраны с учетом ряда обстоятельств.

Начальной гранью исследования является февраль 2001 г., когда администрация Дж. Буша-мл. приступила к коренной трансформации всей системы исполнительной власти, включая спецслужбы, с учетом приведения ее в соответствие новым вызовам и задачам внешней и внутренней политики.

В последующие пять лет принимаются важнейшие законы, утверждаются документы доктринального характера и вводятся в действие директивы президента, принципиально изменяющие контуры разведсообщества США, сложившиеся на основе закона «О национальной безопасности» 1947 г., а также по результатам работы комиссий Черча-Иайка в середине 70-х гг. и законов, принятых в начале 80-х и в 90 — гг. XX века[9].

Хронологические рамки работы определяются также тем, что в 20 012 006гг. осуществляется беспрецедентное по мощи и накалу идеологическое обеспечение деятельности спецслужб в новых политических условиях, сопровождавшееся невиданным для США задействованием административного ресурса по оказанию давления на информационную сферу, повлекшим неоднозначную реакцию гражданского общества.

Период 2001;2006гг. характеризуется: многочисленными скандалами и разоблачениями деятельности американских спецслужб, — связанными с усилением их влияния в обществе и их неоднозначной ролью в обеспечении: внешней политики, посягательствами на неприкосновенность частной жизни граждан, наиболее значимыми за последние тридцать лет кадровым" перестановками в разведсообществе, направленными на его консолидацию и милитаризацию. Таким образом, хронологические рамки исследования отмечены высокой степенью драматизма, что обоснованно позволяет изучать данный период как один из наиболее значимых в истории США ввиду его насыщенности событиями, которые существенно влияют на, дальнейшую жизнь не только американского разведсообщества, но и мировую политику.

Конечная грань. исследования (ноябрь 2006 г.) обусловлена принципиальным изменением баланса политических сил в США в связи с исходом выборов в Конгресс в ноябре 2006 г., которые впервые в послевоенной истории США стали столь значимы для американского общества, обозначив водораздел двух политических эпох. Став своего рода общенациональным референдумом, эти выборы фактически подвели основные итоги президентства Дж. Буша и предопределили исход предстоящей в 2008 г. борьбы за Белый дом [10].

Фактором выбора хронологических рамок работы стало и то, что полноценное изучение даже отдельных аспектов деятельности «партийных» администраций США, находившихся у власти более четырех лет на протяжении всей американской истории, возможно только с учетом рассмотрения и сравнения двух сроков их пребывания у власти. Изучение трудов американских (А.Шлезингер) и отечественных (Э.А.Иванян, Г. Н. Севостьянов и др.) историков показывает, насколько отчетливо выделяются цикличность и разграничение в приоритетах внутрии внешнеполитических проблем, ставившихся и решавшихся администрациями США в первом и втором сроках пребывания у власти[11]. Не стало исключением и президентство Дж. Буша. Если первоначально (в 2001;2002гг.) администрация как бы примерялась к возможностям силовых решений на всех без исключения направлениях, то к 2004 г. она окончательно определилась с приоритетами в реформировании системы власти, включая спецслужбы, на основе доктринального оформления внешней политики. Главным содержанием этих доктрин стало обоснование силовой составляющей в утверждении демократии и противостоянии внешним противникам. Взаимоотношения исполнительной власти со спецслужбами, как правило, наиболее ярко показывают коренную сущность власти. Поэтому на примере деятельности администрации США по реформированию разведсообщества в работе частично анализируются общие тенденции и перспективы американской политической системы, которые к концу 2006 г. выявились достаточно отчетливо.

Степень изученности темы. Проблемы, связанные с деятельностью американских спецслужб, в течение многих лет привлекают внимание отечественных и зарубежных исследователей. В наибольшей степени это относится к истории разведсообщества США, формировавшегося как единая, хотя и' неоднородная, система после Второй мировой войны. Работы историков и политологов в этой области можно условно разделить на: общие проблемно-исторические исследования, представленные в ряде монографийспециальные исследования о взаимоотношениях спецслужб США с государством и обществоммонографии по современным спецслужбам США, носящие справочный характеркниги, статьи и диссертационные исследования, посвященные отдельным аспектам и видам деятельности секретных службработы, исследующие отдельные проблемы внутренней и внешней политики администрации Буша, частично затрагивающие вопросы функционирования спецслужбаналитические материалы ряда исследовательских центров, исследующие деятельность спецслужб США.

Отмеченная выше традиция цикличного исследования каждого четырехлетнего президентского срока при отсутствии исторической дистанции, затрудняющем объективность оценки, а также нарастающее количество новых данных, имеющих высокую политическую актуальность, обусловили специфику историографии заявленной темы. Эта специфика сводится к отсутствию обобщающих комплексных исследований деятельности спецслужб США в период обеих администраций Дж. Буша. К моменту завершения диссертационного исследования не написаны монографии, посвященные анализу особенностей, прямых и косвенных результатов, а также перспектив взаимоотношений секретных ведомств США с государством и обществом, их участию в решении внутри — и внешнеполитических задач. Данное обстоятельство обусловило первостепенное значение зарубежной и отечественной научной и специальной периодики, материалов зарубежного и российского экспертного сообщества. 1. В числе общих проблемно-исторических и политологических исследований, значительное место в которых уделено проблемам деятельности американских спецслужб, следует отметить работы официального историка Белого дома A.M. Шлезингера-мл., в которых, в ряду прочего, анализируются проблемы исторической зависимости государственного строительства в США от смены циклов социальной, внутренней и внешней политики[12]. Критичность подходов к анализу внутриполитических проблем и деятельности институтов исполнительной власти, включая спецслужбы, выделяет работьъ американских авторов М. Паренти и П. Кеннеди [13].

Большое методологическое значение для понимания происходящих процессов трансформации силовой сферы США вообще и разведсообщества, в частности, имеют, при всей неоднозначности выдвинутых тезисов, труды С. Хантингтона, Ф. Фуку ямы и других ученых[14]. Анализируя на высоком философском уровне глобальные мировые тенденции и процессы, они неизбежно уделяют внимание осмыслению места силовых структур ведущих стран мира в этих процессах. Важный вклад в понимание событий, происходивших в рассматриваемый период в силовой сфере США, внесли теоретические работы и публицистические выступления таких известных политических фигур, как 3. Бжезинский, С. Тэлботт, американский исследователь Д. Манн [15]. Столь же фундаментальное методологическое значение, хотя и совсем иной смысловой направленности, имеют работы ряда европейских аналитиков, в частности, итальянского политика и журналиста Дж. Кьеза, принципиально иначе, чем американские ученые и политики-практики, трактующего роль современную роль силовых структур США[16].

Большой интерес для исследователя представляют книги известного американского журналиста Р. Вудворда, посвященные внешней политике Буша и взаимоотношениям исполнительной власти со средствами массовой информации и спецслужбами[17], а также журналистские изыскания таких по-разному мыслящих аналитиков, как Б. Гелман и С. Херш[18]. Традиционно критическое отношение историка к журналистским расследованиям не следует переоценивать, тем более с учетом недостаточной научной исследованности темы. Напомним, что именно Сеймур Херш первым рассказал миру о пытках заключенных, подозреваемых в терроризме, в американских тюрьмах, а также выступил в августе 2006 г. с публикацией о роли США и их спецслужб в ливано-израильском конфликте[19].

Отечественная историческая и политологическая литература, в той или иной степени затрагивающая проблемы развития силовой сферы США в начале нынешнего века, представлена трудами российских ученых-американистов: Э. Я. Баталова, В. Н. Гарбузова, В. А. Кременюка, В. М Николайчика., С. М. Рогова, Н. М. Травкиной, А. И. Уткина, Т. А. Шаклеиной и других авторов. Не обращаясь, как правило, специально к проблемам секретных ведомств США, они в процессе изучения различных аспектов американской внутренней и внешней политики, так или иначе формируют методологическую базу исследований в рассматриваемой области знаний. 2. Специальные исследования американских авторов, посвященные спецслужбам США вцелом, представлены ставшими почти классическими трудами известного историка Кристофера Эндрю. Его работы содержат не только богатый исторический материал, но и специфический анализ общих особенностей взаимодействия секретных служб США с исполнительной властью[20]. Фундаментальный труд специалиста по истории разведки, профессора Йельского университета Д. Мойнихена «Секретность: американский опыт» посвящен критическому анализу отношений спецслужб и Белого дома на протяжении 50-ти лет после окончания Второй мировой войны[21]. К числу специальных работ, давших диссертанту материал для исторического и политологического анализа, следует отнести своеобразный портрет ЦРУ США, представленный в книге Р. Джеффрис-Джонса «ЦРУ и американская демократия"[22]. Данная работа является, помимо прочего, важным источником для изучения проблем демократического контроля над спецслужбами США. Вообще проблемы контроля деятельности спецслужб США являются наиболее разработанными в силу их актуальности и повседневной востребованности. Данной теме посвящены многочисленные исследования Женевского центра проблем демократического контроля над вооруженными силами — ДКВС (Democratic Control of Armed Forces, DCAF): коллективная монография «Парламентский контроль над сектором безопасности», работы известных экспертов в данной области Г. Борна, Ф. Флури и других авторов[23]. Можно также отметить подготовленные в 2001 -2004гг. Женевским центром ДКВС и Норвежским парламентским комитетом по контролю над деятельностью спецслужб объемные аналитические труды: «Подотчетность спецслужб: правовые нормы, опыт и рекомендации», сборники, посвященные проблемам организации парламентского и гражданского контроля спецслужб, обобщающие опыт многих стран, включая США[24]. Эти работы являются не только источником информации, но и базой для дальнейшего анализа сложных и неоднозначных явлений, связанных с функционированием специальных служб США и других стран.

К специальным трудам по теме настоящей диссертации, следует отнести работы американского историка Д. Нэша[25], известного эксперта в области разведки Б. Уотсона[26], а также энциклопедию Н. Полмара и Т. Аллена по американскому шпионажу[27]. Указанные работы представляют несомненный интерес с точки зрения получения богатого фактического материала и необходимого историку «погружения» в его специфику.

Отдельного упоминания заслуживает многоплановая по охвату проблем книга представителей британского экспертного сообщества, университетских профессоров П. Гил л, а и М. Фитиана «Разведка в небезопасном мире», вышедшая в 2006 г. [28]. Авторы с академической добросовестностью, опираясь на британский и американский опыт, анализируют теоретические проблемы, методы и средства работы разведки, переходя от научных обобщений к практике жизни, уделяя главное внимание месту спецслужб в демократическом государстве.

3. Оригинальная американская литература, непосредственно посвященная процессам, происходившим в разведсообществе США в 2001;2006гг., не может в полной мере считаться исторической в силу особой политической актуальности этих процессов, отсутствия временной дистанции и невозможности в полной мере оценить и исследовать постоянно нарастающий объем информации. В этих условиях исследователю приходится опираться не столько на работы коллег, сколько на обширный массив доступных источников, еще недавно представлявших собой живую практику политики, а также на оперативное реагирование представителей прессы, непосредственных участников событий и экспертов-политологов.

Тем не менее, в арсенале автора при разработке заявленной темы имелись несколько традиционных работ, представляющих собой в полной мере добротный исторический анализ. В их числе исследование американского историка Д. Моррисона о реформе американского разведсообщества при Буше[29]. Работа Моррисона отличается насыщенностью фактами, непредвзятостью и отсутствием политической апологетики. Надо подчеркнуть, что в научный оборот отечественной американистики данная работа вводится впервые, как и монография американского историка М. Лоуенталя «Разведка: от секретов к политике» [30], которая может рассматриваться как программное исследование, впервые в научной литературе показывающее, что деятельность современных спецслужб становится ключевым фактором внутренней и внешней политики. 4. Отечественная историография по теме диссертации представлена книгой петербургского исследователя И. В. Пыхалова «Спецслужбы США», вышедшего двумя изданиями в 2002 и 2003 гг. в Санкт-Петербурге и Москве соответственно^ 1]. Работа И. В. Пыхалова содержит большое количество справочной информации по истории, структуре, финансированию и персоналиям разведки и контрразведки США. Описывающая начальный этап трансформации американского разведсообщества после 11 сентября 2001 г., монография является полезным источником для исследования. Вместе с тем, увлечение автора фактологической стороной привлекательной для читателя темы, придало работе популярный характер и предопределило недостаточность исторических и политологических выводов. Интересные факты новейшей истории американской разведки содержатся в книге российского исследователя И. Савича «На острие тайной войны"[32].

Особое место в отечественной историографии исследуемой темы занимают исследования ученых Академии ФСБ России и других научных и учебных заведений российских спецслужб, посвященные отдельным аспектам функционирования американского разведсообщества. В числе таких работ открытого характера выделяется монография научного сотрудника Академии ФСБ РФ М. Ю. Дундукова о проблемах юридического регулирования организации и деятельности разведки США[33]. Этот труд, основанный на изучении американского законодательства в области разведки, является уникальным по объему проведенных исследований и актуальности выводов.

Отдельные аспекты трансформации, идеологическогообеспечения и роли американских спецслужб в мировой политике, борьбе с терроризмом в 2001;2006гг. рассматриваются в большом количестве вышедших в последние годы статей отечественных экспертов. Эти работы представлены в российской научной периодике: журналах «США и Канада: экономика, политика, культура», «Мировая экономика и международные отношения», «Новая и новейшая история», «Россия в глобальной политике» (журнал Общественного совета по внешней и оборонной политике) и др. Исследования частных проблем изучаемой темы опубликованы в российских специализированных изданиях: «Новости разведки и контрразведки», в сборниках материалов российских спецслужб, в специальных разделах официальных сайтов СВР и ФСБ России, а также на электронных ресурсах ряда независимых аналитических центров и информационных агентств, традиционно пользующихся позитивной репутацией в академических кругах (www.forextimes.ruwww.segodnia.ru-www.strana.ru).

Заметное место в исследовании данной темы занимают работы практических юристов высокого ранга (В.Д. Зорькин, B.C. Овчинский), отставных военных и сотрудников спецслужб (Л.Г.Ивашов, Г. А. Евстафьев). Различные стороны реформирования американской разведки и контроля ее деятельности являются предметом исследования сотрудников центра «Намакон», объединяющего бывших аналитиков российских спецслужб, отечественных экспертов В. Соколова, И. Грушина, публицистов независимого электронного ресурса www.agentura.ru, специализирующегося на истории и современной практике спецслужб[34]. Добротный исторический анализ контроля над разведслужбами США содержится в публикациях заместителя ответственного секретаря Совета по внешней политике при Комитете по международным делам Госдумы ФС РФ А.В.Лаврентьева[35].

Вместе с тем нельзя не отметить вклад в изучение специфических аспектов деятельности секретных служб США, внесенный и профессиональными американистами, прежде всего, научными сотрудниками Института США и Канады РАН В. А. Власихиным, Е. А. Роговским, С. М. Самуйловым и другими авторами[36]. Часть историографической базы представляемого исследования составляют диссертационные работы современных политологов, историков, юристов. В частности, речь идет об исследованиях в области формирования и функционирования органов исполнительной власти США. Так, в диссертации М. М. Стрельциной, в частности, анализируются мотивы и особенности процесса создания после 11 сентября 2001 г. ряда новых силовых ведомств США[37]. Изучению роли разведывательных и контрразведывательных служб США в обеспечении иммиграционных процессов в новейших условиях посвящен ряд страниц диссертационной работы О. А. Иванова «Иммиграция и иммиграционная политика в США (1990;е годы)"[38].

Всестороннее изучение совокупности связей секретных ведомств США с государственными и общественными институтами, и особенно — их участия в осуществлении внешней политики невозможно без использования работ, посвященных иным, внешне не связанным с американскими спецслужбами, темам. К их числу, например, относятся общеисторические исследования Н. А. Нарочницкой, содержащие интересные сведения о тайных операциях американской разведки в различных регионах мира и о роли американских исследовательских центров в формировании внешней политики США. Монография российских авторов А. Девятова и М. Мартиросяна «Китайский прорыв и уроки для России» (2002г.), помимо прочего, содержит обоснования современной американской внешней политики с учетом фактора России и Китая, причем эти обоснования базируются на возрастании роли спецслужб в современном мире в условиях развития высоких технологий[39].

Цель диссертационного исследования заключается в комплексном анализе проблем, связанных с изменениями в организации работы, структуре, идейно-политическом обеспечении деятельности спецслужб США и практики демократического контроля над ними в указанный период.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

— проанализировать особенности функционирования и законодательного регулирования американских спецслужб в исторической ретроспективе;

— изучить содержание и динамику изменений в организации деятельности разведсообщества и спецслужб США в 2001;2006гг.;

— рассмотреть роль и место специальных служб США во внутриполитической жизни страны, выявить особенности и тенденции их участия обеспечении американской внутренней и внешней политики;

— выявить основные факторы, влиявшие на указанные изменения, и тенденции дальнейшей трансформации деятельности спецслужб США;

— проанализировать идеологические и социально-политические аспекты преобразований в американских спецслужбах;

— исследовать механизмы и проблемы демократического контроля над спецслужбами США в 2001;2006гг. и тенденции его развития.

Методологической основой диссертационного исследования являются принципы историзма, научной объективности и системный подход к изучаемым процессам и явлениям. Следование принципу историзма обусловило изучение процессов и явлений во взаимосвязи и хронологической последовательности, с учетом конкретно-исторической обстановки, обусловившей их причины и предпосылки. Так, изучение процессов трансформации американского разведсообщества в 2001;2006гг. потребовало выявления тех исторических и социально-экономических условий, как в самих США, так и на мировой арене, которые создали предпосылки и определили необходимость конкретных преобразований в. устойчивой системе американских спецслужб. В соответствии с принципом научной объективности автор рассматривал изучаемые процессы с учетом разницы позиций участников: президента и должностных лиц его администрациисенаторов и конгрессменов как личностей: и политиковКонгресса США как единого органа законодательнойвластибывших и действующих функционеров спецслужбсотрудников средств массовой информации, и общественных организацийполитических и общественных деятелей других стран. Системный подход позволил выявить единство проведенных в 20 012 006 гг. преобразований в разведсообществе США на основе выработанных политических и идейных установок, обусловленных конкретными историческими условиями, а также процессом изменения: внешнеполитических ориентиров США в начале XXI века. Системность рассмотрения событий проявилась также в особом группировании материала, сочетающем хронологический и проблемный подходы. Так, процессы, реорганизации спецслужб рассмотрены как в хронологическом порядке, так и с точки зрения основы преобразований: законодательной, внутриведомственной, доктринальной и т. д.

В числе специально-научных методов исследования применен сравнительно-исторический метод при сопоставлении условий формирования и функционирования американских спецслужб в период после Второй мировой войны с их трансформацией под влиянием изменений международной обстановки после окончания холодной войны и после террористических атак на США в сентябре 2001 г. Применение историко-типологического метода позволило осуществить возможно более объективное исследование различных подходов к процессам трансформации разведсообщества США, его участию в политике и контролю его деятельности, исходя из позиций различных политических и общественных сил, как в самих Соединенных Штатах, так и в странах Западной и Восточной Европы и в России, а также на уровне международных организаций. Использование системно-исторического метода при рассмотрении различных аспектов трансформации разведсообщества США в 2001;2006гг. способствовало их рассмотрению в контексте общей политико-экономической ситуации в стране и на международной арене, во взаимосвязи с усложняющимися процессами в сфере международной безопасности. В данной работе применены также отдельные методики конфликтного анализа и количественной обработки статистических данных.

Достижение целей диссертационного исследования определялось спецификой обширной источниковой базы, представленной, в основном, американскими источниками. Ее основу составили:

1. Документы Белого дома: законопроекты и постановления, стенограммы пресс-конференций представителей администрации президента по вопросам реформирования и текущей деятельности спецслужб, тексты объявляемых президентских инициатив, документов стратегического характера (доктрины, стратегии), официальные заявления и обращения, исполнительные приказы и директивы президента (Executive Orders, Executive Directives), комментарии к ним. Важную часть такого рода источников составляют собственно документы американских спецслужб.

Наиболее важные и ранее. недоступные большинству людей источники и документы по истории современных США, включая такую специфическую и традиционно закрытую сторону деятельности государства, как деятельность спецслужб, сегодня обнародованы на целом ряде официальных серверов[40]. Так, основные директивы Буша в отношении разведсообщества США в рассматриваемый период публиковались официальным электронным ресурсом Белого дома www.whitehouse.gov. Работа с Интернет-ресурсами администрации президента и структур американского разведсообщества позволила изучить ряд важных программных документов по теме исследования. В их числе: стратегический план внешнеполитической и разведывательной деятельности США до 2020 г., известный под названием «Контуры мирового будущего. Проект 2020», опубликованный (с изъятиями и сокращениями) на официальных серверах Управления директора национальной разведки и ЦРУ [41], Стратегии разведки и контрразведки США и ряд других документов[42].

Материалы разведсообщества, опубликованные на серверах отдельных ведомств или ставшие достоянием гласности иными способамивключая официальные документы Белого дома или печатные СМИ, тем не менее, остаются неполными. Их изучение исследователем, имеющим специальные навыки работы с подобного рода материалами, свидетельствует, что в опубликованных текстах отсутствует важная конфиденциальная часть. К таким источникам, например, можно отнести «Стратегический план ФБР на 2004;2009гг."[43]. Сравнительный анализ данного документа и опубликованной ранее Национальной контрразведывательной стратегии США показывает, что «план ФБР» не только существенно дополняет «стратегию», но и во многом является ее основой, а его более позднее появление на официальном сервере контрразведывательного ведомства означает лишь то, что в период подготовки «стратегии» «план» еще был засекречен. К такого же рода документам относится опубликованный в 2006 г. «Пятилетний стратегический гуманитарный план разведывательного сообщества США» [44]. Этот документ интересен, прежде всего, с точки зрения изучения проблем социального характера: его анализ доказывает усиление значимости спецслужб для управленческих процессов в США, повышение их социального статуса в американском обществе и той новой ответственной роли, которую администрация Буша стала отводить разведсообществу.

2. Следующая группа источников представляет собой документы Конгресса США, законодательные акты, связанные с организацией деятельности разведсообщества на различных исторических этапах. Электронные документы доступны на основном сервере Конгресса США, называющемся «Читальным залом текущей периодики» (Newspaper & Current Periodical Reading Room) и его официальном сайте, посвященном исполнительной власти — Official US Executive Branch Web Site[45].

В этой связи трудно переоценить значение специально подготовленного в аппарате комитета по делам разведки Палаты представителей Конгресса США полного сборника нормативных актов, регулирующих отношения в сфере обеспечения национальной безопасности в целом и деятельности разведсообщества по всем направлениям[46]. Примечательно, что данный сборник включает не только законодательные акты Конгресса, но и распорядительные документы исполнительной власти. Доступ к такому источнику позволил избежать необходимости постоянного обращения к объемному Своду законов США. Вместе с тем вышедший в 2003 г. в открытой печати и опубликованный в Интернете сборник, естественно, не смог вобрать в себя важнейшие нормативные акты более позднего времени. Необходимость изучения и использования нормативных актов 2004;2006гг. потребовала обращения к ряду официальных электронных ресурсов законодательной, исполнительной и судебной власти США [47], а также к экспертным материалам, оперирующим новейшими нормативными актами. В их числе особое место заняли материалы Исследовательской службы Конгресса США.

Congressional Research Service, CRS). Специалисты CRS являются авторами глубоких исследований по проблемам реформирования структуры разведсообщества, финансирования и контроля деятельности спецслужб[48].

В числе документов Конгресса следует отметить материалы ряда специальных комиссий, создававшихся в связи с расследованием террористических атак на США и работы спецслужб. Речь идет как о материалах комиссий прежних времен (Черча-Пайка), так и об официальном докладе национальной Комиссии по расследованию террористических атак на США, известной как Комиссия «9/11"[49], официальных свидетельствах на слушаниях в Конгрессе государственных чиновников высокого ранга по ряду, важнейших вопросов, связанных с деятельностью спецслужб[50]. 3. Третью большую группу источников представляют аналитические материалы исследовательских экспертных центров и институтов, а также документыобщественных организаций США идругих стран. Актуальность тематики, большой политический и общественный резонанс различных аспектов деятельности секретных ведомств США вызвали к жизни активную аналитическую работу как проправительственных, так и оппозиционных и независимых объединений ученых и экспертов. Эта работа нашла отражение в ряде опубликованных докладов, обзоров и рекомендаций. Часть из них, как, например, заявление исследовательской организации «Проект для нового американского века» носит программный политический характер и имеет принципиальное значение для понимания всей последующей политики США,' включая вовлечение разведсообщества в глобальные процессы [51]. Другие документы, такие как доклад экспертов Брукингского института «Защищая отечество: год спустя», представляют собой глубокий анализ недостатков в области национальной безопасности и рекомендации по совершенствованию деятельности спецслужб с учетом как новых угроз, так и особенностей восприятия обществом усиления роли разведки[52]. Большой пласт источниковой базы составили документы американских и европейских исследовательских центров и организаций, занимающихся вопросами контроля над спецслужбами. Помимо упоминавшихся Женевского центра ДЬСВС и Норвежского парламентского комитета, речь идет об известных во всем мире организациях «Human Rights Watch» и «Amnesty International», Американском союзе гражданских свобод (ACLU). В связи со злоупотреблениями спецслужб в рассматриваемый период получили известность такие организации, как «Национальная коалиция «разоблачителей» в области безопасности» (The National Security Whistleblowers Coalition), созданная в 2002 г. 53]. Ею был опубликован ряд ярких заявлений и обращений в Конгресс США по поводу различных нарушений со стороны правительства в деле обеспечения национальной безопасности, фактов некомпетентности и злоупотреблений спецслужб.

Современный исследователь имеет возможность пользоваться уникальными ресурсами, предоставляемыми на основе новейших информационных технологий. Так, ограниченный в России доступ к ряду источников и книг может быть восполнен путем обращения к официальному электронному ресурсу Библиотеки Конгресса США[54]. Он позволяет не только разыскивать не изданные пока в нашей стране книги американских и других зарубежных авторов, но и проверять аутентичность других электронных ресурсов, особенно — сайтов средств массовой информации. 4. Средства массовой информации различной степени влиятельности и доступности составили еще одну группу источников диссертационной работы. Специфика рассматриваемой темы, заключающаяся, помимо прочего, в отсутствии достаточной временной дистанции и полноценных исторических исследований, предопределила необходимость постоянного обращения к материалам СМИ США и других стран в качестве исторических источников с поправкой на ряд присущих им особенностей. Так, приходится учитывать, что актуальные и злободневные репортажи по американским спецслужбам в периодической печати, электронных СМИ США и других стран, включая.

Интернет-ресурсы, часто сопровождаются идеологической интерпретацией фактов, имеют разнородный и разрозненный характер. Кроме того, материалы СМИ могут содержать преднамеренные утечки из недр самих спецслужб и служить инструментом других информационных акций.

В рассматриваемый период темы, связанные с деятельностью американского разведсообщества, практически не исчезали со страниц периодической печати США и многих стран мира. Помимо авторитетных американских и других западных газет и журналов, таких как «Вашингтон пост», «Нью-Йорк тайме», «Ю-Эс-Эй тудей», «Бостон глоуб», «Чикаго триб^юн», «Тайм», «Ньюсуик», «Тайме», «Файненшиал тайме» и других, особого упоминания в качестве источников заслуживают специализированные издания. В их числе пользующееся в США большой популярностью обозрение «Икзекьютив интеллидженс ревью», а также «Интернэшнл джорнэл оф интеллиженс и каунтеринтеллидженс», объединяющий специалистов по разведке из американских академических кругов и отставных сотрудников спецслужб.

Официальные электронные ресурсы и аутентичные тексты репортажей и опросов общественного мнения американских общенациональных телекомпаний (Эй-Би-Си, Си-Эн-Эн и других) также стали существенным компонентом фактологической и поисковой структуры при подготовке и обработке материалов настоящего исследования.

Вопросы взаимоотношений американских спецслужб, как и власти вообще, с прессой — особая тема, давно привлекающая внимание как отечественных, так и американских исследователей[55]. События 20 012 006гг. дали новый обширный материал для дальнейших изысканий: в частности, о попытках администрации Буша использовать средства массовой информации в активной пропагандистской работе как внутри страны, так и за рубежом с применением методов открытого давления и поощрения негласного участия спецслужб в работе редакций и издательств.

В числе отечественных средств массовой информации, использованных в работе, следует отметить аналитические разделы таких периодических изданий, как «Аргументы и факты», «Независимое военное обозрение», «Независимая газета», а также электронные ресурсы ряда федеральных телеканалов, прежде всего www.vesti.ru, www.tvc.ru.

5. Важнейшей составляющей источниковой базы являются исторические справочные материалы и мемуарная литература.

Исследовательский интерес представляют опубликованные историко-архивным департаментом ЦРУ материалы «Центральная разведка: начало и эволюция"[56]. Данное издание, несмотря на его официальный характер, является, в известной степени, классическим источником для историка американских спецслужб.

Функционерами американской разведки, начиная с популярной книги А. Даллеса «Искусство разведки», написано множество книг. Для американцев характерным является точность изложения фактов и наименьшее, по сравнению с другими авторами такого рода литературы, увлечение собственными впечатлениями и переживаниями, а также, как правило, отсутствие резких эмоционально окрашенных характеристик других участников событий и идеологических установок, часто довлеющих над мемуаристом. Среди мемуарных источников диссертационной работы следует выделить книги бывших директоров ЦРУ С. Тернера, Р. Хелмса, Дж. Тенета, сотрудника нескольких администраций Р. Кларка, министра обороны США (с 2006 г.) и также бывшего директора ЦРУ Р. Гейтса[57].

Книга воспоминаний адмирала Тернера «Сжечь перед прочтением» содержит обширный исторический материал, позволяющий представить внутреннюю жизнь и особенности американской разведки в разные исторические периоды, когда автор был непосредственным участником событий. Последняя глава книги, полностью посвященная драматическим коллизиям, связанным с террористическими атаками сентября 2001 г., является уже не вполне «мемуарами», поскольку Тернер не был вовлечен в описываемые и анализируемые им события. Эта глава скорее претендует на самостоятельное, объективное и несколько ироничное по стилю исследование. Автор, не раскрывая по понятным причинам источников, дает понять читателю о своей глубокой осведомленности в механизмах принятия важнейших решений и тонкостях взаимоотношений в верхах американской разведки и исполнительной власти.

Оригинальные мемуары дополняет книга еще одного бывшего руководителя американской разведки Р. Хелмса, написанная в соавторстве с профессиональным журналистом У. Худом «Взгляд назад. Жизнь в ЦРУ». Мемуары Хелмса содержат увлекательный рассказ о работе профессионалов разведки в период «холодной войны». Они в известной, степени предвосхищают ответ на вопрос, почему головное ведомство разведки США оказалось не вполне готово к новым вызовам начавшейся в XXI веке эпохи и было вынуждено перейти на вторые роли в американском разведсообществе.

Мемуары Кларка «Против всех врагов. Изнанка американской войны с террором», написанные «по горячим следам» событий сентября 200 Гг., дают широкую картину драматических событий, связанных с принятием важнейших политических решений в отношении Афганистана, Ирака и многих других процессов, имевших место в американской политической жизни в 2001;2006гг. Кларк, как бывший функционер высокого ранга, смотрит на американскую политику шире, чем профессиональный разведчик Тернер. Особую ценность его книга представляет в связи с тем, что автор являлся профессионалом «информационной войны», ставшей особенно актуальной в начале XXI века.

Последними по времени выхода в свет (2007г.) стали противоречивые и сомнительные по степени объективности мемуары бывшего директора ЦРУ Дж. Тенета, в которых якобы воспроизведен реальный контекст его бесед с Бушем перед началом войны в Ираке. Книга Тенета «В центре бури», использованная в данной работе в интерпретации других авторов, интересна тем, что мемуарист являлся последним директором Центральной разведки США, успевшим послужить и демократическому правительству Клинтона, и республиканской администрации Буша.

В числе мемуаров бывших и действующих официальных лиц администрации США Буша выделяется «пилотный вариант» объемной (более 500-т страниц) книги Р. Гейтса «Из теней». Эта книга, как и подобает мемуарам действующего чиновника администрации, скупа на оценки современных реалий и посвящена, в основном, прошлому Гейтса в качестве сотрудника ЦРУ. Однако профессиональный исследователь может найти в ней своеобразно преподнесенные оценки недавнего прошлого спецслужб США, которые легко экстраполируются на сегодняшнюю реальность.

В 2005 г. в России вышла автобиографическая книга бывшего сотрудника американских спецслужб Дж. Перкинса «Исповедь экономического убийцы», в которой автор объясняет странные «случайности» недавнего времени, повлиявшие на жизнь миллионов людей в мире и раскрывает деятельность профессионалов американской разведки, работавших с высшими политическими и экономическими структурами многих стран[58].

Научную новизну исследования определяет комплексный анализ политики администрации Буша в отношении разведывательного сообщества США в период 2001;2006гг., структурных и системных изменений в организации деятельности американских спецслужб. Предпринята новая для современной отечественной историографии попытка системной оценки причин, условий, целей и последствий реформ разведсообщества США с учетом изменения его традиционной роли в американской внутренней и внешней политике. В научный оборот введены новые для отечественной исторической науки источники, содержащиеся в оригинальных американских документах, посвященных деятельности разведсообщества и на серверах Интернет, многие из которых не имеют традиционного печатного вида.

Проведен анализ историографии и выявлено отсутствие всеобъемлющих исследований проблем, связанных с новой ролью спецслужб США в современной мировой политике. Выявлено первостепенное значение периодических изданий и медийных средств иного формата, в том числе Интернет, для исследований по проблемам взаимоотношений спецслужб, исполнительной и законодательной власти и гражданского общества.

Показана новая роль спецслужб США, превратившихся из вспомогательного в ключевой элемент внешней и внутренней политики государства и стремящихся к избавлению от отягощающего гражданского контроля. Обозначены перспективы развития отношений спецслужб с государством и обществом с учетом их провоцирования властью на совершение определенных акций на международной арене и внутри страны.

Проведен критический анализ проблем демократического контроля деятельности силовой сферы государства в целом и специальных служб, в частности, основанный на выявленных противоречиях и несоответствиях в современной политической теории и практике. Предложено авторское толкование системы организации демократического контроля силовой сферы, проанализированы основные особенности и проблемы организации законодательного, судебного, гражданского контроля спецслужб США.

Определена современная для отечественной историографии структура разведсообщества США с выявлением приданных его элементам новых функций и задач. Сделана попытка определения роли и места американских спецслужб в качестве интегрирующего звена использования «твердой» и «мягкой» силы в политике доминирования США в современном мире.

Представлено авторское понимание участия спецслужб США в борьбе с международным терроризмом в качестве своего рода «прикрытия», используемого для обеспечения американской гегемонии на мировой арене.

Выявлена новая роль американских спецслужб в таких специфических областях внешней политики, как подавление экономического развития ряда стран, нанесение им финансового ущерба при обеспечении своих национальных интересов. Обозначены некоторые проблемы, связанные с участием структур разведсообщества США в процессах инициирования и управления кризисами и региональными конфликтами в интересах США, а также их работа по информационному обеспечению внешнеполитических и внешнеэкономических акций США с использованием как современных «высоких технологий», так и традиционных методов оперативной работы.

Предложено авторское определение специальных служб государства.

Практическая значимость. Материалы и выводы диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке диссертаций и монографий по истории США, специальным и общеполитическим проблемам, для разработки спецкурсов по истории и историографии современных США в дополнение к курсу новейшей истории стран Европы и Америки, а также по специальным курсам ведомственных учебных заведений российской разведки и контрразведки. Материалы диссертации могут оказать помощь студентам исторических, регионоведческих и политологических специальностей в подготовке курсовых и дипломных работ, послужить основой для разработки методических рекомендаций по курсам истории и политики США.

Апробация. Положения диссертации были использованы автором в пяти статьях, двух докладах, программе спецкурса и пособии по нему общим объемом 17 авторских листов. Основные положения и выводы диссертации апробированы в следующих публикациях соискателя:

1. О регистрационном законодательстве США. // США — Канада: экономика, политика, культура. 2006. № 4.

2. К вопросу об изучении проблемы демократического контроля над спецслужбами. // США — Канада: экономика, политика, культура. 2006. № 6.

3. О некоторых проблемах демократического контроля над спецслужбами США. // США — Канада: экономика, политика, культура. 2006. № 9.

4. Разведсообщество и внешняя политика США. // США — Канада: экономика, политика, культура. 2007. № 7.

5. О финансировании разведывательного сообщества США. // СШАКанада: экономика, политика, культура. 2007. № 12.

Вопросы реформирования разведсообщества США в 2001;2006гг. изложены в пособии по спецкурсу: «Спецслужбы государства в системе обеспечения национальной и международной безопасности» для студентов факультета мировой политики Государственного университета гуманитарных наук (ГУГН), М.: ИСКР АН, 2006. Апробация основных результатов и выводов диссертации была также проведена на Международной научной конференции «Россия — США: История и современность (к 200-летию установления дипломатических отношений)» (ноябрь 2006 г., Москва), на научном семинаре «Совместное обучение и сотрудничество в области безопасности: подготовка нового поколения российских и американских экспертов в области безопасности» (март 2007 г., Москва).

Материалы диссертационного исследования были использованы при разработке факультативного курса по использованию спецслужбами США современных информационных технологий в разведывательной деятельности, ряда лекционных и практических занятий по разделам курсов «Международная безопасность» и «Демократический контроль над силовой сферой» для студентов факультета мировой политики ГУГН.

Диссертация состоит из введения, 3-х глав, заключения, примечаний, списка источников и литературы и приложений.

Основные выводы по настоящему исследованию сводятся к следующим положениям, выносимым на защиту:

— в 2001;2006гг. разведывательное сообщество и вся система спецслужб США подверглись кардинальной структурно-управленческой реорганизации;

— изменения в конфигурации и функциональности американских спецслужб сопровождались беспрецедентным доктринальным, законодательным и идеологическим обеспечением, связанным с использованием обновленной стратегии «государства национальной безопасности»;

— исполнительная власть использовала все имеющиеся в ее распоряжении механизмы, чтобы ослабить любые формы контроля над спецслужбами;

— произошло небывалое в американской истории укрепление позиций военного ведомства, стремившегося полностью подчинить себе разведывательную и контрразведывательную системы страны.

— реформы спецслужб были направлены на их подчинение целям и задачам внешней политики, обозначенным в основополагающих стратегических документах США в период с середины 1990;х гг. прошлого века по 2006 г.;

— реформирование спецслужб, осуществлявшееся под предлогом борьбы с международным терроризмом, было направлено на их встраивание в систему глобального американского доминирования, в результате чего они в наибольшей степени за всю историю США заявили о себе в качестве самостоятельного игрока в осуществлении внешнеполитической, внешнеэкономической и информационной экспансии;

— тенденции внешней политики США, очевидно, сохранятся в ближайшие годы, и роль американских спецслужб останется, в целом такой, какой ее сформировала исполнительная власть при Дж. Буше-мл.;

— развитое гражданское общество и демократическая организация власти, скорее всего, внесут позитивные коррективы в направлении придания спецслужбам традиционного для США положения во взаимоотношениях с другими органами государства и обществом.

Заключение

.

1. Баталов Э. Я. Ук. соч.-С. 138.

2. См.: Цыгичко В. Н. Ук. соч.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Материалы администрации президента и правительства США .
  2. National Security Presidential Directive No. 1.— 2001 (February 13) / www.whitehouse.gov/.
  3. Presidential Order No. 13 231. 2001 (October 16) / www.whitehouse.gov/.
  4. National Security Presidential Directive No. 17. 2001 (September) / www.whitehouse.gov/.
  5. Presidential Directive No. 31. 2004 (August 24) / www.whitehouse.gov/.
  6. Presidential Memoranda No. 12. 2004 (October 23) / www.whitehouse.gov/.
  7. U.S. Intelligence Strategy. Washington, D.C., 2005 (October) / www.odni.gov/.
  8. U.S. Counterintelligence Strategy. Washington, D.C., 2005(March) / www.oncix.gov/.
  9. U.S. National Security Strategy. 1991 (August) / www.whitehouse.gov/.
  10. New Century National Strategy of the US. Washington, D.C., 1999 (December)www.whitehouse.gov/. >
  11. The National Security Strategy of the United States. Washington, D.C., 2002 (September 17) / www.whitehouse.gov/.
  12. The National Security Strategy of the United States. Washington, D.C., 2006 / www.whitehouse.gov/.
  13. The USA Intelligence Community’s 5 Year Strategic Human Capital Plan. -Washington, D.C., 2006 (June 22).
  14. Mapping the Global Future. Project 2020. Report of the National Intelligence Council / www.cia.gov/nic/NICglobaltrend2020.html
  15. Managing Sensitive Information. Washington, D.C.: U.S. Government Accountability Office, 2006 (March 14).
  16. The FBI’s Strategic Plan 2004−2009. Washington, D.G., 2004 / www.fbi.gov/.
  17. Законодательные акты, материалы Конгресса, Верховного суда и другие нормативные документы США
  18. Compilation of Intelligence Laws and Related Laws and Executive Orders of Interest to the National Intelligence Community. Washington, D.C.: Permanent Select Committee on Intelligence of the House of Representatives, 2003 (March 25).
  19. Congressional Research Service Reports on Intelligence and Related Topics. — Washington, D.C.: Congressional Budget Office, 2002 (May 21), / www. fas. org/ sgp/crs/intel/index.html.
  20. CRS Report RS32525: Congressional Oversight of Intelligence: Current Structure* and Alternatives / www.catalog.loc.gov /2007/02/17/.
  21. CRS Report OC94−261, Intelligence Spending: Public Disclosure Issues / www. catalog.loc.gov /2007/02/17/.
  22. The Intelligence Community in the 21st Century. Staff Study Permanent Select Committee on Intelligence. House of Representatives. 104-th Congress. Chapter XV Congressional Oversight.
  23. U.S. Code. Title 50. War and National Security.
  24. U.S. Code. Subchapter IV. Protection of Certain National Security Information. Subchapter V. Protection of Operational Files of the Central Intelligence Agency.
  25. Testimony Attorney General-John Ashcroft. House Committee on the Judiciary. 2001 (September 24) / www.access.gpo.gov/sudocs/2001/10/24/html.
  26. U.S. National Commission on Terrorist Attacks Upon the United' States. The 9/11 Commission. Final Report. Authorized Edition. Washington, D.C.: GPO, 2004.
  27. Congressional Hearings on Revoking Security Clearances in Retaliation Against Employees. 2005 (December) / www.access.gpo.gov/sudocs/2005/12/5/.html
  28. Congressional Report on Prewar Intelligence.- 2005 (December) / www.access.gpo.gov/sudocs/ 2005/12/15.html.
  29. Congressional Report on Al-Qaeda's Financial Sources / www.access.gpo.gov/sudocs/2006/9/20.html.
  30. Official Supreme Court’s Communique on Salim Haddam’s Case / www.supremecourts.gov/ docs/2006/6/30.html.
  31. Материалы исследовательских, аналитических центров и СМИ
  32. The Project for the New American Century / ww.wikipedia.org/2005/09/03/html.
  33. The Statement of Guiding Principles. The Project for the New American Century / www.newamericancentury.org/1997/06/03/.
  34. Protecting the American Homeland: One Year on.- Washington, D.C.: The Brookings Institution, 2003 (January).
  35. A To-Do List for America’s New Spy Chief. Washington, D.C.: The Brookings Institution, 2004 (December 16) / www.brookings.edu/views/oped/fleverett/html.
  36. Present and Future Challenges Facing the Department of Homeland Security. -Washington, D.C.: The Brookings Institution, 2005 (January 26) / www.brookings.edu/views/testimony/fellows/falkenrath/2005/01/26.html.
  37. Poll: 2−1 Support for War on Terror. 2001 (September 21) / www.abcnews.com/ index/2001/09/21/html.
  38. ABC News Poll. 2005 (November 22) / ww.abcnews.com/index/2005/11/22/html.
  39. CBS News Poll. Iraq. 2005 (October 3−5) / www.cbcnews.com/index/2005/10/6/html.
  40. The New York Times. 2001 (September 25, September 26, September 28) — 2002 (March 31) — 2005 (December 15).
  41. The Washington Post. 2001 (September 23, September 24, September 26) — 2004 (December 2) — 2006 (Februaiy 17) — 2007 (March 21).
  42. The Wall Street Journal. 2004 (March 24).
  43. The Detroit Free Press. 2001 (September 17, September 28).
  44. The Washington Times. 2001 (September 18).
  45. The USA Today. 2001 (September 25).
  46. The Boston Herald. 2001 (September 16).
  47. The Los Angeles Times. 2001 (September 17) — 2004 (November 30).
  48. The Chicago Tribune. 2006 (March 12).
  49. The International Herald Tribune. 2005 (October 12).
  50. The New Yorker. 2001 (September 17) — 2005 (January 23) — 2006 (August 4).
  51. The Weekly Standard. 2007 (January 29).21. Time.-2006 (July 12).
  52. Newsweek. 2006 (October 9).
  53. The Financial Times. — 2006 (September 8).
  54. Аргументы и факты. 2005. — № 38.
  55. Аргументы и факты. 2005. — № 40.
  56. Аргументы и факты. 2006. — № 42.
  57. Независимое военное обозрение. 2005 (11 ноября).
  58. Независимое военное обозрение. 2006 (8 декабря).
  59. Независимая газета. 2006 (17 февраля).
  60. Россия в глобальной политике. 2006. — Т. 4. — № 2.
  61. Ch. М. For the President’s Eyes Only: Secret Intelligence and the American Presidency from Washington to Bush. — N.Y.: Harper Collins, 1995.
  62. Briody D. The Iron Triangle. Inside the Secret World of the Carlyle Group. -Hoboken (New Jersey), 2003.
  63. Building D.R. National Strategy // Journal of Homeland Security. 2002 (July).
  64. Cameron L. National Security and the European Convention of Human Rights. Geneva, 2000.
  65. Central Intelligence: Origin and Evolution. Washington, D.C.: CIA History Staff, 2005.
  66. Challenges of Security Sector Governance. — Geneva, 2004.
  67. Chiesa G. The Superplan/http://www.inosmi.ru/translation/216 677.html.
  68. Davis James R. Fortune’s Warriors: Private Armies and the New World Order. Toronto: Douglas&McIntyre, 2000.
  69. Fenster M. Conspiracy Theories: Secrecy and Power in American Culture. -Denver (CO), 2001.
  70. Gill P., Phythian M. Intelligence in an Insecure World. Cambridge (UK): Polity Press, 2006.
  71. Jeffreys-Jones Rhodri. The CIA and American Democracy. New Haven, 1998.
  72. Johnson L., Born H., Leigh I. Who is Watching the Spies? / In: Establishing Intelligence Service Accountability. Dulles (VA), 2005.
  73. Lahneman W.J. Is a Revolution in Intelligence Affairs Occurring? / International Journal of Intelligence and Counterintelligence. Vol. 20. — No. 1. -2007 (Spring).
  74. Loch K. Johnson. America’s Secret Power: the CIA in a Democratic Society. — Oxford: Oxford University Press, 1999.
  75. Lowental M. Intelligence: from Secrets to Policy. Washington, D.C.: CQ Press, 2006.
  76. Mandelbaum M. The Case for Goliath. How America Acts as the World’s Government in the Twenty-First Century. N.Y., 2005.
  77. Mann J. Rise of the Vulcans. The History of Bush’s War Cabinet. N.Y., 2004.
  78. Morrison D.C. The US Intelligence Reform.- N.Y.: Foreign Policy Association, 2005.
  79. Moynihan D.P. Secrecy: The American Experience. New Haven: Yale University Press, 1998.
  80. Nash J.R. Spies: A Narrative Encyclopedia of Dirty Tricks and Double Dealing from Biblical Times to Today. N.Y., 1997.
  81. Nye J. The Paradox of American Power. N.Y., 2002.
  82. Oversight and Guidance: The Relevance of Parliamentary Oversight for the Security Sector and its Reform. Brussels, Geneva, 2003.
  83. PolmarN., Allen T. Spy Book: the Encyclopedia of Espionage. N.Y.: Random House, 1998.
  84. Singer Paul S. Corporate Warriors: The Rise of the Privatized Military Industry. London: Cornell University Press, 2003.
  85. Talbott S. Ideas, Policy and Politics: the Role of Independent Research in Partisan Times. 2006 (March 28) / www.brookings.edu/.
  86. The Conspiracy Theories. The Secret Power in American Culture. -Washington, D.C., 2006.
  87. Toledano R. de. J. Edgar Hoover: The Man in His Time. -N.Y., 1973.
  88. Transforming Police in Central and Eastern Europe. — Munster: DCAF, 2004.
  89. Ungar S.J. FBI: An TJncensored Look Behind the Walls. Boston, Toronto, 1976.
  90. Waas M. Key Bush Intelligence Briefing Kept From Hill Panel / www. nationaljournal.com/.
  91. Walt S. Taming American Power. The Global Response to U.S. Primacy.— N.Y., London, 2005.
  92. Watson B.W. US Intelligence: An Encyclopedia. -N.Y., 1990.
  93. Woodward R. Bush at War. -N.Y., 2003.
  94. Woodward R. Plan of Attack. N. Y., 2004.
  95. Woodward R. State of Denial. Washington, D.C., 2006. На русском языке
  96. Американа. Англо-русский лингво-страноведческий словарь / Под ред. Г. В. Чернова. — Смоленск, 1996.
  97. Т.Б. Использование методов информационной борьбы в ходе военной кампании в Ираке // США? Канада: экономика, политика, культура. 2007. — № 7.
  98. Э.Я. Мировое развитие и мировой порядок. — М., 2005.
  99. Бжезинский 36. Великая шахматная доска. Господство Америки и ее геостратегические императивы. М., 1998.
  100. Бжезинский 36: Вне контроля. Глобальный беспорядок накануне XXI века / США: экономика, политика, идеология. 1994. — № 4.
  101. Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева и др. М., 1998.
  102. Г. На пути эффективного демократического контроля за деятельностью спецслужб. — М., 2004.
  103. Э. История шпионажа. М., 2003.
  104. В.А. Законодательство о борьбе с терроризмом и Министерство внутренней безопасности США / В сб.: Терроризм. Правовые аспекты противодействия. Нормативные и международные правовые акты с комментариями. 2-е изд. — М.: ЭКСМО, 2007.
  105. В.А. Новый закон США о борьбе с терроризмом и Билль о правах // США? Канада: экономика, политика, культура. — 2002. № 4.
  106. В.А., Николайчик В. М. Проблема преступности и укрепления правопорядка в политике президентов США // США: экономика, политика, идеология. — 1992. — № 1.
  107. Война в Ираке: американские институты власти и общество. Сборник / Отв. ред. В. А. Кременюк. М.: ИСКР АН, 2006.
  108. С.А. Спецслужбы России. Учебник для вузов. Ростов-на Дону, 2006.
  109. Второй срок администрации Буша: старые проблемы и новые подходы. Сборник./ Под. ред. д.п.н. Т. А. Шаклеиной М., 2006.
  110. В. Н. Администрация Дж.У. Буша // США ¦> Канада: экономика, политика, культура. — 2001. № 4.
  111. И.А. Мафия, ЦРУ, Уотергейт. -М., 1980.
  112. И.А., Червонная С. А. Под кодовым названием и без. М., 1985.
  113. В.М. В тенетах политического сыска: ФБР против американцев. М., 1987.
  114. В.М. ФБР США. 1908−1939 гг.-М., 1979.
  115. Государственная безопасность России. Энциклопедия. — Саратов, 2004.
  116. Государственная безопасность России: история и современность. Сборник. -М., 2005.
  117. В.И., Васильев Г. А. Энциклопедия безопасности. —М., 1998.
  118. И. Отставка директора самой знаменитой спецслужбы мира может означать ее упадок / www.forextimes.ru/2006/05/06/.
  119. А. Искусство разведки. — М., 1992.
  120. А., Мартиросян М. Китайский прорыв и уроки для России. — М., 2002.
  121. И. ФБР — империя неприкосновенных. М., 2004.
  122. М.Ю. Разведка США: правовое регулирование организации и деятельности. — Калуга, 2002.
  123. М.Ю. Становление разведки США / www.agentura.ru/archives/2002/03/30/.
  124. Г. Разведсообщество США: борьба за лидерство / www.pircenter.org/ 2006/05/26/.
  125. Единство Запада и трансатлантическая безопасность перед лицом испытаний. — М.: Центр им. Дж. Маршалла, 2002.
  126. В.Д. Спецслужбы, полиция и права человека // Россия в глобальной политике. 2006. -Т. 4. — № 6.
  127. Э.А. От Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша. Белый Дом и пресса. -М., 1991.
  128. Л.Г. Против России развязали сетевую войну / www.segodnia.ru/?part=articleprint&id= 13 5 7.
  129. Информационные вызовы национальной и международной безопасности / Под. ред. А. В. Федорова, В. Н. Цыгичко. -М.: ПИР-Центр, 2001.
  130. История США / Под ред. Г. Н. Севостьянова. М., 1989.
  131. История США. Учебник для вузов / Под ред. Э. А. Иваняна. М., 2004.
  132. П. Вступая в двадцать первый век. — М., 1997.
  133. А.И., Прохоров Д. А. Империя ГРУ. «Кроты» в США.-М., 2002.
  134. П.В. Тайная полиция США. -М., 1986.
  135. КременюкВ.А. Россия и США в новых международных условиях: ассиметричное партнерство? М.: ИСКР АН, 2005.
  136. Дж. Запад уже был/ www.inosmi.ru/2005/01/28/.
  137. А.В. Система контроля за разведслужбами в США / www.nvo.ng. га/2000/02/02/.
  138. Лубянка: обеспечение национальной безопасности государства. Сборник. — М., 2004.
  139. Н.А. Аналитические институты— глаза, уши и мозг Америки // Наш современник. 2004. — № 3.
  140. Н.А. Россия и русские в мировой истории. -М., 2004.
  141. B.C. Новый мировой беспорядок и его армии // Россия в глобальной политике. — 2006. Т. 4. — № 2.
  142. П.Р. Несистематический словарь-2005. — М.: Изд-во «Р. Валент», 2005.
  143. ПарентиМ. Власть над миром. Истинные цели американского империализма. М., 1989.
  144. Пар енти М. Демократия для немногих. М., 1990.
  145. Парламентский контроль над сектором безопасности. Женева, 2003.
  146. Парламентский контроль над сектором безопасности. Материалы межпарламентского союза. Женева, Москва, 2004.
  147. А.И., Алаев Е. И. Белая книга российских спецслужб.— М., 1998.
  148. В.В. Советская разведка в Америке (1920−1940). — М., 2005.
  149. Н., Аллен Т. Энциклопедия шпионажа. М., 1999.
  150. И.В. Главный противник/ www.agentura.ru/2000/01/23/.
  151. И.В. Спецслужбы США. -М., СПб, 2003.
  152. С.М. Экономика, основанная на знаниях. Опыт США и некоторых других развитых стран. — М., 2003.
  153. С.М. 11 сентября 2001 г.: реакция США и последствия для российско-американских отношений. -М., 2001.
  154. С.М. Государство и общественно благо: мировые тенденции и российский путь. М., 2005.
  155. С.М. Новая война Америки / www.nvo.ng.ru/concepts/2003/04/15/.
  156. Е.А. Распространение INT технологий в Соединенных Штатах // США? Канада: экономика, политика, культура. 2004. — № 4.
  157. Е.А., Шариков П. А. Контроль над Интернетом и международная стабильность // США? Канада: экономика, политика, культура. 2007. — № 3.
  158. Роговский Е. А. Спрос на информацию и развитие информационного сектора США к началу XXI века. М., 2002.
  159. И. На острие тайной войны. М., 2002.
  160. С.М. Американское общество и война в Ираке / Война в Ираке: американские институты власти и общество. Сборник / Отв. ред. В. А. Кременюк. -М.: ИСКР АН, 2006.
  161. С.М. Уотергейт: предпосылки, последствия, уроки.— М., 1991.
  162. А.С. Геополитика и национальная безопасность. -М., 1992.
  163. В. КГБ по-американски / www.strana.ru/2007/l0/04/.
  164. США на рубеже веков / Отв. ред. С. М. Рогов. М., 2001.
  165. Терроризм. Правовые аспекты противодействия. Нормативные и международные правовые акты с комментариями. — 2-е изд. М., 2007.
  166. Н.М. Внутренние факторы внешней политики США / www.rusus.ru/?act=read&id=42.
  167. Н.М. «Мистика» второго президентского срока // Парламентская газета. 2005 (21 ноября).
  168. Д.А. Выводы и рекомендации Комиссии «9/11» // США? Канада: экономика, политика, культура. 2005. — № 2.
  169. У мн о в М. Всемирная история шпионажа. — М., 2000.
  170. А.И. Американская империя. М., 2003.
  171. А.И. Американская стратегия для XXI века. М., 2000.
  172. С. Грядущее столкновение цивилизаций? //' США: экономика, политика, идеология. — 1994. — № 3.
  173. К.В. США и мир // США? Канада: экономика, политика, идеология. — 2007. — № 2.
  174. В.Н. Геополитические последствия информатизации и новые вызовы безопасности / В сб.: Информационное общество. 2002. — Вып. 1.
  175. Е.Б. Пять столетий тайной войны. 5-е изд. — М., 1991.
  176. Т.А. Россия и США в новом мировом порядке. М., 2002.
  177. Т.А. Россия и США в мировой политике // США Канада: экономика, политика, культура. 2006. — № 9.
  178. A.M. Циклы американской истории. М., 1992.
  179. М.М. Институциональные условия создания правительственных ведомств в России и США: сравнительный анализ. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата политических наук. М.: МГИМО (У) МИД РФ, 2004.
  180. Clarke R.A. Against All Enemies. Inside America’s War on Terror. — N.Y.: Free Press, 2004.
  181. Gates R.M. From the Shadows.- N.Y.: Simon & Schuster Paperbacks. Rockefeller Center, 2007.
  182. Helms R., Hood W. A Look over My Shoulder: A Life in the CIA. N.Y.: Random House, 2003.
  183. Turner S. Burn before Reading. -N.Y.: Hyperion, 2005.
  184. А. Искусство разведки. -M., 1992.
  185. Ю.И. Записки начальника нелегальной разведки. — М., 2003.
  186. Дж. Исповедь экономического убийцы. — М.: Претекст, 2005.
Заполнить форму текущей работой