Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

История орнаментальных традиций в ковроткачестве Ирана и Центральной Азии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследование истории ковроткачества Центральной Азии и Ирана показало, что этот промысел идет своими корнями в древность. История ковроткачества в Центральной Азии и Персии была неразрывно связана с историей восточного ковроделия как такового. Искусство ковроткачества передавалось от одного мастера к другому, а сами ковры — из поколения в поколение, и считались одним из самых дорогих семейных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. История ковроткачества в Центральной Азии и Иране
    • 1. 1. История ковроткачества Центральной Азии и Ирана
    • 1. 2. Классификация центральноазиатских и иранских ковров, их локальные особенности
    • 1. 3. Генезис декоративных традиций центральноазиатских, иранских ковров и функции орнамента
  • Глава II. Исторические традиции в семантике и символике центральноазиатских и иранских ковров (солярные и зооморфные мотивы)
    • 2. 1. Семантика орнамента на коврах и художественные принципы орнаментации ковровых изделий Центральной Азии и Ирана (солярные и зооморфные мотивы)
    • 2. 2. Символика зооморфных и растительных мотивов и художественной традиции иранского и центральноазиатского ковроткачества
  • Глава III. Отражение этнокультурных связей в иранском и таджикском орнаментальном искусстве

История орнаментальных традиций в ковроткачестве Ирана и Центральной Азии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Ковроткачество является одним из древнейших видов искусства народов Центральной Азии и Ирана. В нем отразились многовековые исторические связи, сформировавшиеся в этом в обширном восточном регионе. Именно орнамент ковров является ярким примером общности этногенеза, культурных и экономических связей создавших его народов, а также важным историческим источником, несущим информацию о духовном мире человека. Информативность орнамента народов Центральной Азии и Ирана основана на его символических, семантических и семиотических функциях. Последние отражают религиозно-магические представления народов, их художественные воззрения.

За последние столетия по исследуемой автором проблеме накопилось большое количество источников, позволяющих комплексно исследовать историю орнаментальных традиций в ковроткачестве Центральной Азии и Ирана, выделить основные этапы их развития, проследить эволюцию семантики. Между тем, история орнаментальных традиций в ковроткачестве Ирана и Центральной Азии в современной исторической науке и искусствоведении оказалась практически неисследованной. Анализ же художественных особенностей и смыслового содержания традиционных орнаментальных мотивов является весьма актуальной и важной проблемой. Изучение орнамента ковров Ирана и Центральной Азии дает возможность выявить не только исторические корни современных орнаментальных традиций, но проследить этногенетические связи народов достаточно обширного региона с глубокой древности и до наших дней. В свою очередь, такое исследование послужит импульсом для развития современной культуры.

Привлечение широкого круга отечественных и зарубежных источников в исследовании позволяет реконструировать историю развития семантики и символики орнаментов на коврах Ирана и Центральной Азии и восполнить определенный пробел в истории изучения ковроткачества народов Ирана и Центральной Азии. При анализе орнаментов большое значение придается изучению солярных и зооморфных символов, которые занимают важное место в декоре ковров. Это, прежде всего, связано с тем, что исследование солярных и зооморфных орнаментов предоставляет нам возможность выявить и глубже проследить этногенетические связи в культуре народов исследуемого региона.

Изучение орнаментов ковров в Иране и Центральной Азии и их внедрение в современное искусство будут способствовать развитию современной культуры народов региона.

Географические и хронологические рамки исследования. Исследование охватывает территорию нынешнего Ирана и стран Центральной Азии. Проблемы в работе рассматриваются в хронологических рамках с древнейших времен до сложения орнаментальной традиции в середине XIX начале XX вв.

Степень изученности проблемы. Орнаментальные традиции Ирана и Центральной Азии были объектом изучения отечественных и зарубежных исследователей декоративно-прикладного искусства, при этом изучались лишь отдельные аспекты проблемы.

Проблемам ковроткачества посвятил свои работы иранский автор Сириус Пархам. Он изучил общие вопросы ковроткачества и исследовал образцы вязаний, но при этом мало уделил внимания семантике и символам в орнаментальных композициях. Сириус Пархам выявил особенности формирования и развития ковроткачества среди персидских племен. Он приводит ценные сведения о ковроткачестве в книгах «Ковры Азербайджана», «Ручные вязания персидских племен» (в 2-х томах) и в «Шедеврах Пархам Сириус. Племенные и деревенские вязания. — Т. 1. 2. — Тегеран: Амир Кабир, 1371. на персидском языке. персидского ковроткачества"1. В работах Сириуса Пархама исследуется история ковроткачества, приведены сведения об уровне профессионализма персидских мастеров, подробные пояснения ковровых орнаментов. Он также дает описание декоративных ковров последних двух столетий, посвященных правителям, Корану, мистической (суфийской) теме, лидерам племен, красивым женщинам, животным и др.2.

Али Хасури в своей книге «Ковры Сиистана» знакомит читателей с возрождением и развитием белуджидского ковроткачества. В своей другой работе — «Ковры Туркменистана и племен Хасаия» — он подробно рассматривает проблему преемственности туркменских орнаментов Ирана и Туркменистана4.

Среди работ, посвященных иранскому ковроткачеству и дизайну ковров, следует также отметить исследование Парвиза Танаволи, в котором он анализирует особенности развития ковроткачества и художественного решения ковров Луристана5.

Важные сведения о коврах Наина (Иран) приведены в исследовании Ширин Сур Исрафил «Ковер из Наина"6. Автор больше акцентирует внимание на технико-технологическом аспекте ковроткачества: рассматривает способы и методы плетения, приводит информацию о первичных материалах, из которых изготавливались ковры, дает сведения о видных мастерах ковроделия и видах узорных композиций.

1 Пархам Сириус. Шедевры иранских ковров. — Тегеран: Суруш, 1-ое изд., 1996 на персидском языке.

2 Пархам Сириус. Племенные и деревенские ковры Персии. В двух томах. — Иран: Амир Кабир, 1991. -312 с. 115 цв. илл., 110 ч/б. Илл.

3 Бадаги Забхуллах. Туркмеские ковры. — Тегеран: Фарханган. 1-ое изд., 1996. на персидском.

4 Хасури Али. Ковры туркмен и соседних народов. — Тегеран: Фарханган. 1371. на персидском языке.

5Танаволи Парвиз. Таче Чахармахала. — Иран, 1998. 107 с. 79 илл.- Iranian Pictorial Rugs. Parviz Tanavoli/Sorush Pub./Persian/lran-l989/341 pages/ 97 color pictures/92 B&W picturesFars Lion Carpets Parviz Tanavoli/Daneshghah Pub./Iran-1978/ Persian & English/154 pages/45 color pictures/41 B&W pictures.

6 Эсрафель, ширин Сур. Ковер из Наина. — Иран: Фархангиян, 1997. на персидском. — 112 с. 149 цв.илл., 51 ч/б. Илл.

Особое место среди работ, посвященных истории ковров и особенностям их изготовления, занимает совместное исследование иранских ученых Хасана Азарпада и Фазлуллаха Хешмати «Персидский ковер"1. Они исследуют всю историю развития иранского ковроткачества — от начала его возникновения и формирования вплоть до наших дней, дают ценную информацию о видных мастерах этого дела.

Истории ковроткачества, на примере исследования ряда ковров из музейных коллекций, посвящена книга иранского исследователя Порандохта Нируманда. Он исследует ковры пазирик, поттерик, сангосо, таранджи, с изображением животного, джанамази и т. д.- рассматривает станки и приспособления по ковроткачеству, а также составляет карту распространения ковроткачества в Иране.

Важное место в изучении истории развития восточных ковров с момента их возникновения до наших дней занимает книга Мехди Зарифа. В ней рассматриваются художественные и технологические особенности создания ручных ковровых изделий.

В книге О. Гундогдыева рассматриваются истоки туркменского ковроделия, проводится анализ истории ковроткачества у туркмен в эпоху античности и в средние века, представлены сведения европейских авторов Х1Х-начала XX вв. о туркменских коврах, исследуются ковровые орнаменты, обосновывается место туркменских ковров в центральноазиатском искусстве. Книга, проиллюстрирована редкими фотографиями и схематическими Азарпад Хассан, Хешмати Фазлаллах. — Разави: Пажухишгах, 1995. на английском и персидском. — 558 е., 43 цв.илл., 110 ч/б.илл. Prospect of Persian Carpet. Fazlol’lah Heshmati Razavi/Rassam Arabzadeh/ Iran-1992/Persian /44 pages.

2 Нируманд, Порандохт. Обучение ковроткачеству. — Иран: Поянд, 1999. на персидском языке. — 248 с. 69 ч/б. Илл.

3 Зариф, Мехди. Ковры. — Москва: ACT, Астрель, 2006. орнаментами, позволяющими представить все основные типы туркменских ковровых орнаментов и их мотивов1.

А. Боголюбов в своей работе «Туркменские ковры» рассматривает историю туркменского ковроткачества и их художественное решение2.

А. Семенов в книге «Ковры русского Туркестана» подчеркивает сходство туркменских ковровых узоров с орнаментами Ассирии и Халдеи, приводит сведения о высокой оценке туркменских ковров Марком Поло, об изображении туркменских ковров на полотнах художников итальянского Возрождения, картинах венецианских, фламандских и немецких художников, а также о связи османских ковров с човдурскими ковровыми гелями3.

Киргизские ковровые орнаменты, их формирование и развитие нашли освещение в работах А. Ю. Мальчика4 и Т. Уметалиевой5. В своей монографии А. Ю. Мальчик рассматривает историю развития киргизского декоративно-прикладного искусства, охватывающую период с VI в. до н.э. до конца XX в. Опираясь на материалы по археологии, этнографии, мифологии и языкознанию, автор выявляет этапы формирования киргизского орнаментального комплекса и предлагает этнокультурную интерпретацию орнаментальных мотивов киргизов.

В книге Т. Уметалиевой «Киргизский ворсовый ковер» освещается история возникновения и развития ковроткачества кыргызского народа. С искусствоведческой точки зрения, автор рассмотрела наиболее.

1 Гундогдыев O.A. Из истории туркменского ковроделия. — Ашхабад, 2008. (7 п.л.) — на рус. яз.

2 Боголюбов: Туркменские ковры: — Иран: Музей ковров Ирана: 1997 на персидском. 183 с. 67 цв. Илл., 23 ч/б. Илл.- Короли, герои и любимые. Декоративные ковры из иранских племен и деревень. -Англия: Скорпион Паблишинг, 1994 на английском. — 229 е., цв. Илл.

3 Семенов А. А. Ковры русского Туркестана. По поводу издания «Ковровые изделия Средней Азии из собрания, составленного Боголюбовым» Этнографический обзор, 1911, № 1 —2, стр. 137−176.

4 Мальчик А. Ю. История кыргызского народного прикладного искусства: эволюция кыргызского орнамента с древнейших времен до XX в. — Б.: Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева, 2005, — 122 с.

5 Уметалиева Дж.Т. Киргизский ворсовый ковер. — Фрунзе: Илим, 1966. — 74 с. распространенные виды национальных ковров, проанализировав композицию, рисунок и колористические особенности ковровых изделий1.

Материалы о ковровом производстве киргизов Ферганской области в начале XX в. представлены в работе барона А. Фелькерзама «Старинные ковры Средней Азии», написанной на основе сведений знатока этого края, уроженца Андижана А. Утямышева2.

Особую значимость для выявления степени преемственности в орнаментах и методике исследования представляет работа C.B. Иванова «Орнамент народов Сибири как исторический источник (по материалам XIX — начала XX в.)», где автор уделяет внимание историко-культурному изучению орнаментов, дает информацию о значении распределения орнамента на предметах, в том числе и на одежде. В разделе «Композиция» этой фундаментальной работы, рассмотрены вопросы эстетической и конструктивной композиционной взаимосвязи традиционного этнического костюма и орнамента в зависимости от особенностей материала3.

Особый вклад в изучение белуджидских ковров внесли такие ученые, как Эдвард Сесиль («Ковер Ирана»)4, Джавад Ясавовали («Введение в познание иранских ковров»), 5 Армен Генгельдин («Иранские ковры» 6), п.

М.А.Азин («Иранский ковер»), а также работу Турджа Жюля о.

Исследование иранского ковра"), которые глубоко проанализировали символические орнаменты сиистанских ковров. Ценные сведения по.

1 Мальчик А. Ю. История кыргызского народного прикладного искусства: эволюция кыргызского орнамента с древнейших времен до XX в. — Б.: Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева, 2005. — 122 с.

2 Барон А. Фелькерзам. Старинные ковры Средней Азии. Baron A. Foelkersam: Les tapis anciens de l’Asie Centrale. По материалам ежемесячника для любителей искусства и старины «Старые годы», июнь 1915 г.

3 Иванов С. В. Орнамент народов Сибири как историческй источник (по материалам XIX — начала XX в.). —М.: Л.: Изд-во АН СССР, 1963. — С. с. 414—422.

4Сисиль Эдвард. Ковер Ирана. — Тегеран: Офсет, 1998. — С. 210−217.

5Ясавули Джавад.

Введение

в познании иранских ковров: Тегеран: Ясавули, 1996. С. 285−286.

6 Арман Геньгильдин. Иранские ковры. — Тегеран: Ясавули, 1996. — С. 51−52.

7Азин М. А. Бех. Иранский ковер: Карманные книги. — Тегеран, — С. 109−111.

8Тордж Жюль. Исследование иранского ковра, 2002. семантике свастики и других символов представлены в работах Питера.

1 2 Эстина и Нусратуллаха Таша .

Е.И.Ларина в книге «Ковроткачество народов Российской империи» подробно рассмотрела ковровые изделия народов Средней Азии3.

Работа В. Г. Мошковой «Ковры народов Средней Азии конца XIX начала XX вв.» 4 представляет собой обобщение результатов нескольких экспедиций по изучению ковроделия в республиках Средней Азии, проведенных в Узбекистане и Туркмении в течение 1929—1945 гг. Книга содержит описание ковровых изделий, имеющихся в коллекциях музеев.

Ташкента и Ашхабада. В ней приведены также подробные сведения о ковроделии туркмен, узбеков, киргизов Ферганской долины и арабов.

Каршинской степи. Многие материалы по культуре ковроделия были впервые введены в науку именно этой ученой.

Следует отметить, что в орнаментах многих направлений декоративноприкладного искусства (вышивка, керамика, торевтика, ювелирное искусство и др.) можно проследить генетическую связь, семантика и символика которых почти всегда аналогичны. В связи с этим большое значение имеет изучение таджикских орнаментов в трудах З. А. Широковой («Традиционная и современная одежда женщин Горного Таджикистана"5, «Таджикский костюм конца XIX—XX вв.», «Альбом одежды таджиков», составлен совместно с H.H.

Ершовым), Г. М. Майтдиновой («История таджикского костюма» в 2-х томах).

6, З. Х. Умаровой (История развития ювелирного искусства таджиков (V-нач.

1 Definitive Guide to Design, Pattern and Motif. Thames and Hudson. London.2004 .

2 Бахтурташ Нусратуллах. Таинственные символы 3-е издание — Тегеран: Фарухар, 1380. (На персидском языке).

3 Ларина Е. И. Ковроткачество народов Российской империи.// М.: «Восточная литература». 2007. 224 с. ISBN 978−5-02−18 553−1.

4 Мошкова В. Г. «Ковры народов Средней Азии конца XIX-начала XX вв.». — Ташкент: Издательство: «Фан» Узбекской ССР, 1970 г. 256 е.

5 Широкова З. А. Традиционная и современна" одежда женщин Горного Таджикистана. — Душанбе: Дониш, 1976. — 206 с. — (АН ТаджССР. Ин-т истории им. А. Дониша).

6 Майтдинова Г. М. История таджикского костюма. Т.1, 2. — Душанбе, 2004. 9.

XX вв.)1, М. М. Рузиева (Декоративно-прикладное искусство таджиков конца.

— у.

XIX — XX вв.), Н. Исаевой-Юнусовой («Гулдузии точики» — «Таджикская вышивка») .

Отдельные вопрос истории ковроткачества и орнаментальных традиций в ковроткачестве Ирана и Центральной Азии рассмотрены в книге Б. Г. Гафурова «Древнейшая, древняя и средневековая истории» 4. В ней приведены сведения о развитии текстильного ремесла Согде, о котором он рассуждает на основании археологических находок и сообщений письменных источников.

В IV томе коллективного труда «Истории таджикского народа», 3 выполненном в Институте истории, археологии и этнографии им. А. Дониша, даются сведения о различных мотивах на коврах и килимах Средней Азии, включающих различные варианты свастики, дерево гранаты, древа жизни и т. д., и их семантический анализ.

Совместный труд Г. А. Пугаченковой и Л. И. Ремпеля «Очерки искусства Средней Азии» является важным подспорьем изучении орнаментов народов Центральной Азии в декоративно-прикладном искусстве6. Большое значение в исследовании семантики и символики орнаментов имеет работа Л. И. Ремпеля «Цепь времен: вековые образы и бродячие сюжеты в традиционном искусстве Средней Азии» 7, в которой рассматривается искусство Средней Азии, со.

1 Умарова З. Х. История развития ювелирного искусства таджиков (Vнач. XX вв.). АКД. -Душанбе, 2009, 23 стр.

2 Рузиев М. А. Эволюция таджикского орнамента. Автореферат дисс. на соискание учёной степени доктора искусствоведения.— М.1988.

Исаева-Юнусова Н. Гулдузии точики = Таджикская вышивка / Академияи фанхои РСС Точикистон, Института таърихи ба номи Ахмад и Дониш, Акад. наук Таджик. ССР, Институт истории им. Ахмади Дониша. — М: Искусство, 1979. — 128 е.: ил. — Текст парал.: тадж., рус.

4 Гафуров Б. Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая истории. — Душанбе: Ирфон, 1989. 383 с.

5 История таджикского народа. — Т. 4. — Душанбе: Дониш, 2010. 1124 с.

6 Пугаченкова Г. А., Ремпель Л. И. Очерки Средней Азии, 1982.

7 Ремпель Л. И. Цепь времен: вековые образы и бродячие сюжеты в традиционном искусстве Средней Азии. — Т.: Изд-во им. Г. Гуляма, 1987. — С. 25−29- Далёкое и близкое: Страницы жизни, быта, строительного дела, ремесла и искусства Старой Бухары/ Л. И. Ремпель. -Т.: Изд-во литературы и искусства им. Г. Гуляма, 1981. -301 е.: ил. -(Бухарские записи) свойственной ему стойкостью принципов, проявившихся в преемственности образов и форм, а также культурные связи с локальными художественными школами и течениями.

В вышеперечисленных публикациях отечественных и зарубежных авторов затронуты лишь отдельные аспекты исследуемой проблемы. До настоящего времени отсутствует комплексного исследования по истории семантики и символики орнаментов ковроткачества Ирана и Центральной Азии не проводилось.

Предметом исследования является история орнаментальных традиций в коврах Ирана и Центральной Азии.

Объект исследования — история орнаментальных традиций ковровых изделий Ирана и Центральной Азии как исторического источника, отражающего их семантические и символические функции, а также историю культурных связей иранских народов в орнаментальном искусстве.

Цель и задачи исследования

Основной целью исследования является изучение истории орнаментальных традиций в ковроткачестве Ирана и Центральной Азии. Исходя из вышеуказанной цели, были определены следующие задачи:

— исследовать историю ковроткачества Центральной Азии и Ирана;

— дать классификацию иранских и центральноазиатских ковров и выявить их локальные особенности;

— исследовать генезис декоративных традиций центральноазиатских, иранских ковров и изучить функцию орнамента;

— исследовать семантику орнамента на коврах и выявить принципы орнаментации ковровых изделий Центральной Азии и Ирана (солярные и зооморфные мотивы);

— исследовать символику зооморфных и солярных мотивов в художественной традиции иранского и центральноазиатского ковроткачества;

— дать сопоставительный анализ семантики и символики орнаментальных мотивов в иранском и таджикском искусстве.

Методологическая основа исследования. Методологической основой работы является принцип историзма, который подразумевает подход к историческим явлениям как к изменяющейся во времени, развивающейся действительности, а также принцип детерминизма, который предполагает объективное существование взаимосвязей в историческом процессе, пространственных и временных корреляций, функциональных зависимостей.

В диссертационной работе применялся системный подход в исследовании, позволяющий проследить эволюцию художественных традиций, семантики и символики орнаментов в ковроткачестве народов Ирана и Центральной Азии в указанный хронологический период (середина Х1Хв. — начало ХХв.). Для выявления особенностей развития ковроткачества народов исследуемого ареала и взаимовлияний художественных традиций в работе использовался сравнительно-исторический метод.

В работе также были применены следующие методы исследования: сравнительный анализ при изучении археологических, этнографических и архивных материалов в исследовании орнаментальных традиций на коврах;

— полевые исследованияпоездки, беседы с лицами, имеющими отношение к рассматриваемой проблеме;

— структурно-семиотический анализ при исследовании семантики художественных форм в ковроткачестве.

Источниковедческую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых, проанализировавших отдельные аспекты исследуемой проблемы, привлекались также археологические и письменные источники, этнографические материалы. В процессе работы были исследованы музейные коллекции Ирана, Узбекистана, Туркменистана и Таджикистана.

В диссертации использованы материалы полевых исследований, собранных диссертантом во время научно-исследовательских поездок в Индию, иранские города Гурган, Гунбад, Ак-Калъа, Заха, Забиль, Чабахар, Сиистан и Белуджистан.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые:

— прослежена история художественных традиций в ковроткачестве Центральной Азии и Ирана в широком хронологическом диапазонеисследована история семантики и символики ковров центральноазиатского региона и Ирана в исторической взаимосвязи;

— проведен сопоставительный анализ орнаментальных традиций Центральной Азии и Ирана, в результате которого были выявлены общие древние прототипы, что позволяет наметить пути для дальнейших исследований механизмов этнического и культурного взаимодействия сопредельных историко-культурных областей;

— в изучении истории орнаментальных традиций ковров Ирана и Центральной Азии был использован комплексный источниковедческий подход: использованы исторические, археологические, письменные, изобразительные, этнографические источники;

— вводятся в научный обиход исследования иранских ученых по истории ковроткачества, а также собранные диссертантом полевые материалы из различных областей Ирана, Индии, Азербайджана, Туркмении, Афганистана и Таджикистана;

— была сделана попытка в системной форме исследовать культурные взаимосвязи различных народов через изучение истории орнаментальных традиций на традиционных коврах;

— впервые исследуются проблема преемственности и различия в художественных традициях ковроткачества Ирана и Центральной Азии с исследованием символики и семантики ковровых орнаментов;

— осуществлен сравнительно-семантический анализ иранских и среднеазиатских ковровых орнаментов;

— выделяются основные этапы формирования орнаментальной системы ковровых изделий иранских народов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Исследование истории ковроткачества Центральной Азии и Ирана показало, что этот промысел идет своими корнями в древность. История ковроткачества в Центральной Азии и Персии была неразрывно связана с историей восточного ковроделия как такового. Искусство ковроткачества передавалось от одного мастера к другому, а сами ковры — из поколения в поколение, и считались одним из самых дорогих семейных, племенных и народных ценностей. Ковроткачество в Центральной Азии своими корнями уходит ко П тыс. до н.э. Первые свидетельства о развитии ковроткачества в Иране отмечены в интерьере дворца Кира Великого. Имеются свидетельства письменных источников о художественных коврах эпохи Сасанидов. Расцвет этого ремесла в Иране приходится на время правления династии Сефевидов и династии Каджаров, когда художественное оформление и качество изготовления ковровых изделий достигло высокого уровня.

2. Классификация центральноазиатских и иранских ковров, рассмотрение их орнаментаций выявили, что среди декоративных элементов многих народов Центральной Азии и Ирана, как оседлых, так и кочевых, встречались аналогичные и схожие варианты. Этому скорее способствовали культурные взаимовлияния, общие этнические корни и выработанные веками в этом регионе эстетические каноны и традиции. Многие ковровые изделия.

14 сохранили свои древнейшие художественные традиции в течение столетий и дошли до настоящего времени лишь с вариациями изменений некоторых деталей узора, не нарушая при этом в целом общего своего стиля.

3. Исследование генезиса декоративных традиций центральноазиатских, иранских ковров и изучение функций орнамента показали, что генезис многих декоративных элементов среднеазиатских и иранских ковров берут свое начало с общего источника, идущих своими корнями к древнеиранским культам и верованиям. Их композиционные и декоративные особенности также зависели от локальной принадлежности народа и были тесно взаимосвязаны с характером их культурно-хозяйственного образа жизни.

4. Изучение семантики орнамента на коврах и определение принципов орнаментации ковровых изделий Центральной Азии и Ирана (солярные и зооморфные мотивы) выявили схожесть в художественном решении изделий, и общих орнаментальных традиций, которой способствовали общие этнические корни.

5. Рассмотрение символики зооморфных и солярных мотивов в художественной традиции иранского и центральноазиатского ковроткачества показало, что на коврах отдельных народностей нашли отражение те мотивы, которые близки носителям этой культуры по мировоззрению и характеру их деятельности. У кочевых племен Центральной Азии особой популярностью в оформлении изделий пользовались мотивы с рогами барана/козла, а у туркмен наряду с рогообразными узорами большую роль играли геометрические мотивы. В изделиях же таджиков и узбеков, а также иранских племен, как представителей земледельческой среды, привлекают солярные и растительные мотивы. На предметах декоративно-прикладного искусства, в том числе и в ковроткачестве, художественные традиции складывались в зависимости от мировоззрения и мировосприятия населения. Подборка символов и узоров на.

15 коврах проходила также в зависимости от их эстетических канонов и культурных традиций.

6. Верования и культы древнеиранских народов отразились в виде определенных символов и знаков в художественном оформлении ковров. В формировании художественных мотивов иранского и таджикского декоративно-прикладного искусства особую роль сыграли культ небесных светил, связанный с идеей плодородиямаздеизм, со свойственный ему почитанием определенных животныхсимволов божеств. Кроме того, в оформления ковровых изделий Ирана и Таджикистана свою лепту внесли этнокультурное взаимодействие с туркменскими племенами, чья орнаментика имеет параллели в художественных мотивах иранских и таджикских ремесленных изделий.

7. Орнаментальные традиции в ковроткачестве Ирана и народов Центральной Азии из века в век сохраняют свои традиции в художественных мотивах. Передаваемые художественные традиции, характеризовали локальную особенность ковроткачества и составляли неотъемлемую часть материального наследия народа. Принципы художественного оформления ковровых изделий варьировались в зависимости от формы, назначения и функции предмета.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Практическая ценность данной работы заключается, прежде всего, в обобщении большого фактического материала, который может быть использован при написании фундаментальных исследований по истории, по истории культуры. Данное исследование может стать важным подспорьем в научно-исследовательской практике культурологов, археологов, этнографов и историков. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности мастеров ковроткачества.

Теоретические выводы и ряд положений диссертации могут быть применены при разработке методических указаний и пособий для вузов соответствующего профиля Центральной Азии и Ирана, а также при чтении спецкурсов, посвященных истории культуры.

Апробация работы. Отдельные главы диссертационного исследования бьши обсуждены на заседании Отдела истории культуры и искусства Института истории, археологии и этнографии им. А.Дониша. Отдельные части диссертации были апробированы диссертантом в преподавательской практике в вузах Исламской Республики Иран.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав («История ковроткачества в Центральной Азии и Иране», «Исторические традиции в семантике центральноазиатских и иранских ковров (солярные и зооморфные символы)», «Отражение культурных связей в иранском и таджикском декоративно-прикладном искусстве»), заключения, списка использованной литературы, списка принятых сокращений и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Развитие художественных традиций в ковроткачестве Ирана и Центральной Азии берет свое начало с IV тыс. до н.э. Основу центрально-азиатского и иранского орнамента составляет ряд различных знаков и символов, олицетворяющих отдельные элементы вселенной, окружающего человека быта, а также определенных явлений природы. Источниками художественных мотивов на коврах послужили мировоззренческие аспекты народов, проживающих в Центральной Азии и Ирана, которые нашли воплощения в виде определенных орнаментальных мотивов на предметах мастеров ковроделия. В процессе исторического развития ковроткачества были усовершенствованы не только стиль художественного оформления изделий, но и техника плетения ковров.

Центральная Азия, благодаря своему географическому расположению в самом центре азиатского континента, многие века являлась посредником в торгово-экономическом и культурном обмене между Востоком и Западом. Здесь происходило постоянное взаимодействие культур оседло-земледельческого и кочевого скотоводческого населений, издавна славившихся ковроделием. Это привело к синтезу художественных мотивов, которые проявились декором среднеазиатских ковров в своеобразном, красочном рисунке которых ярко выражены культурные традиции оседлых и кочевых народов Средней Азии.

Ковроткачество в Центральной Азии имеет богатую историю, и берет своё начало во II тысячелетии до н.э. Этот регион считали родиной художественного ковроткачества. Доказательством этого является находка древнейших в мире высокохудожественных ковров, изготовленных, по мнению многих ученых, руками центральноазиатских мастеров. В процессе исследования истории ковроткачества мы пришли к выводу, что временем расцвета искусства ковроткачества и ковровых орнаментальных мотивов следует признать период второй половины XIX.

— начало XX вв. Этому процессу способствовал рост социально-экономического и культурного уровня общества в исследуемом территориальном диапазоне. К концу XIX — началу XX в. ковроделие выходит за пределы домашнего промысла и становится производственным промыслом, приносящим постоянный доход. В это время появляются центры по выработке ковровых изделий, формируются школы ковроткачества, с характерными для каждой из них художественными традициями и техникой плетения. На рынок начинает поступать огромное количество ворсовых и безворсовых ковров на продажу.

История ковроткачества Ирана также уходит своими корнями вглубь веков. Упоминания о персидских коврах встречаются в древних китайских документах. В истории развития ковроткачества Ирана можно выделить несколько этапов расцвета. Первый период приходится на период правления Сасанидских правителей. О достоинствах ковров этого периода свидетельствуют многочисленные письменные источники. Второй период.

— время правления династии Сефевидов, о чем также свидетельствуют письменные и изобразительные источники (миниатюры). К рассматриваемому периоду (конец XIX — начало XX) в ковроделии Персии наступает третий этап расцвета, который продолжается по настоящее время. Особую популярность в этот период приобрели ковры, вырабатываемые в Тебризе, Кашане, Исфахане, Куме, Килиме, Кермане, с характерными для них особенностями и традициями ткачества. В Иране преобладали турецкий и персидский методы ковроткачества.

Ковровые изделия Ирана и Средней Азии рассматривались по ряду критериев: по внешнему виду, технике работы, стилю орнаментальных традиций. При этом техника и стиль ковроткачества определялись этническими традициями и локальными особенностями народов, живущих в Центральной Азии и Иране, но разновидность выработки ковров устанавливалась их практическим назначением. Виды научной классификации среднеазиатских и иранских ковров представлены в работах ученых-исследователей среднеазиатских ковров A.A. Боголюбова, В. Г. Мошковой и других, которые были взяты диссертантом за основу в классификации ковров Ирана и Центральной Азии. Таким образом, основу классификации ковров составляло их локальное происхождение, определяющим элементом которого выступали этническая или племенная принадлежность и их утилитарное назначение (коврики-молитвенники, ковровые изделия, закрывающие вход в помещение, ковры для стен и для пола). По локальным особенностям выделялись ковровые изделия различных племен и народов. Например, туркменским коврам была свойственна яркая фоновая основа, чаще бордового и черного цвета, на которых в разных композиционных решениях размещались орнаменты «полей», представляющие из себя большую разновидность сложных и простых узоров, иногда представляющие комбинацию из зооморфных и солярных символов. Туркменские узоры в основном были геометрической формы. Коврам отдельных туркменских племен был характерен свой особый стиль. И работы мастериц одного племени можно было отличить от работы другого. Особым методом художественного решения и набором декоративных элементов обладали ковры Ирана племен Бахтияри, Кашкаи и др.

Генезис орнаментов современных ковров Ирана и Центральной Азии берет свое начало с древних времен. Многие образы, воплощенные в виде.

117 орнаментов, прошли долгий эволюционный путь. Особое место среди древних образцов орнаментов занимают солярные и зооморфные мотивы. Генезис солярных символов был тесно связан с культом небесных светил, который был широко распространен почти у всех народов мира, а у иранских народов они имели тесную связь с образом бога Митры, солнечного божества из зороастрийского пантеона божеств. Генезис зооморфных мотивов также еще с древности был связан с культом священных животных-тотемов, а позже их образы выступали олицетворением божеств из зороастрийского пантеона, а также были связаны с идеей плодородия. Еще в ранние периоды образы животных наделялись сакрально-магическим значением и находили изображение в схематическом виде. В период античности и раннего средневековья их образы отличались реалистичностью. В исламский период зооморфный орнамент начал изображаться стилизованно и абстрактно, так как исламские догмы запрещали изображение живых существ. В связи с этим, можно выделить два этапа в развитии орнамента: доисламский и исламский периоды. В доисламском периоде образу животных и солярных символов отводилось сакрально-магическое значение. В исламский период зооморфные орнаменты играли в основном декоративную роль.

Эволюция и развитие декоративных традиций центральноазиатских и иранских ковров проходили под влиянием культурного синтеза между населением соседних территорий, в основе которых лежали религиозномагические представления, возникшие в далеком прошлом, древние культы и верования. В орнаментах ковров нашли сочетание различные виды мотивов — линейно-геометрический, зооморфный и растительный.

Формирование орнамента было тесно связано с социальной средой обитания его создателей. Среди геометрических орнаментов часто встречаются символы свастикисюжеты, связанные с прославлением сил.

118 природы и идеей плодородия: древо жизни, цветочно-растительный мотив, образ сакральных по религии животных и т. д. Декоративные традиции среднеазиатских и иранских ковров обладали характерными особенностями, которые формировались в зависимости от формы и уклада жизни населения, их культурных и этнических особенностей. Композиционные и художественные мотивы ковров выступали в качестве показателя их локальной принадлежности, которые выражались в характерных для определенной местности и племени набора декоративных элементов и колористических особенностей.

В иконографическом наследии восточного ковра большое место занимали сюжеты, связанные с культом плодородия. На коврах в различных интерпретациях встречались символические изображения древа жизни. Любая растительность воспринималась как символ плодородия, изобилия и богатства. Растущее дерево, иначе древо жизни, воспринималось как символ плодородного, орошаемого водой оазиса, символ жизни. В древнем искусстве древо жизни представлено как символ, способный объединить три основные части универсума — подземный мир, куда дерево уходит своими корнями и где владычествуют волшебные, неподвластные людям силыповерхность земли — царство людей и зверей, где ствол дерева растет и развиваетсяи, наконец, мир божественный, представленный небом, куда устремляются растущие ветви дерева. Если в искусстве доисламского периода образ древа жизни чаще изображался в сопровождении птиц, зверей, змей и являлся олицетворением отдельных ступеней мироздания, то в исламский период древо находило изображение в виде куста или вазы с цветами, выполняя функцию эстетическую и выступало напоминанием о райской цветущей обители.

Таким образом, каждый узор и символ в орнаменте являлся носителем огромной информации о жизни, мировоззрении и.

119 мировосприятии древних людей, создателей художественных мотивов на коврах. Орнаменты в виде сочетаний определенных знаков и символов, возникнув первоначально в магико-религиозных целях и выполняя сакрально-магическую функцию (выступая как оберег и талисман), впоследствии теряют первоначальное значение и начинают выполнять свои узкоэстетические роли. Например, рога барана, один из самых популярных ковровых мотивов, как в кочевой, так и в оседлой среде, первоначально на предметах декоративно-прикладного искусства изображался как магический знак, восходящий к агарной магии и культу плодородия, затем постепенно теряет свой первоначальный смысл. И его рога все больше приобретают сугубо декоративное значение.

Изучение символики зооморфных мотивов и художественной традиции иранского и центральноазиатского ковроткачества показывает, что среди зооморфных образов существовала небольшая группа животных, чаще встречающихся на ковровых изделиях, к которым можно причислить козла, барана, длинношеих птиц. Для художественной традиции оформления ковровых изделий было характерно изображать вместо целой фигуры стилизованные отдельные части тела зверей, которые могли бы их характеризовать. У рогатых животных (козел, баран) это были элементы их рогов. В птицах характеризующим элементов были шея и голова, иногда крылья. Зооморфные орнаменты формировались по следующему принципу: через частное характеризовать целое. Такой принцип применялся еще в древности в искусстве древних скифо-сакских племен горного Алтая и являлся одной из характерных черт известного «звериного стиля».

Для более точного определения эволюции солярных символоворнаментов на иранских и центрально-азиатских коврах, в исследовании была осуществлена попытка исследовать генезис знака свастики и.

120 декоративных конструкций, похожих на рог барана (ягненка) и свастику, в сравнительном анализе с материалами древнеиранской керамики. Это решение было принято в связи с тем, что в орнаментальных мотивах керамики и ковров можно проследить степень преемственности. В результате были сделаны выводы, что о том, что многие солярные и зооморфные мотивы в керамике находят свои аналоги и элементы схожести в оформлении ковровых изделий центрально-азиатских и иранских народов.

Примечательным является то, что одних и тех же животных почитали и оседло-земледельческие племена и кочевые, но семантика их образов отличалась в скотоводческой и земледельческой культурах. Если баран в искусстве древнеиранских земледельческих племен являлся символом небесных светил, а также олицетворением божественной сущности (фарна), то в кочевой культуре, в частности, у туркмен, этот образ символизировал силу и мощь. Рога были объектом почитания нации, они выполняли одновременно и функцию оберега и талисмана. Это обстоятельство постепенно начало восприниматься как неразрывная связь между человечеством и высшим миром.

Рассмотрение исторической общности в семантике и символике орнаментальных мотивов в иранском и таджикском искусстве позволило сделать вывод, что орнаментальные мотивы, как часть материальной и духовной культуры народа, на территориях Центральной Азии и Ирана в своем развитии зависели от господствующей идеологии в обществе, а также от конкретных событий политической, культурной и этнической истории. В истории орнаментальных мотивов таджиков и иранцев четко прослеживаются два больших этапа: первый — с архаического периода до.

УШ-1Х вв. н. э.- второй — с УШ-1Х вв. до начала XX в., когда территории проживания двух народов были разделены, и орнаментальные мотивы.

121 обоих народов стали доступными для изучения этнографов. Один этап охватывал время до арабских завоеваний, второй — после. Эти хронологические рамки определяют границы символики и семантики орнаментов домусульманского и исламского периодов в декоративно-прикладном искусстве таджикского и иранского обществ.

Исследование исторических параллелей в традиционном иранском и таджикском орнаменте показало, что эволюция и историческое развитие мотивов на коврах Центральной Азии и Ирана, в целом, берет свое начало с доисламских времен. В результате культурных взаимоотношений с другими народами эти мотивы видоизменялись под влиянием других культур, что порой делает трудным нахождение их корней и семантику. В качестве примера можно привести мотив птичьей головы, используемый почти во всех племенах широким образом, корни и истоки которого до сих пор трудно определить. Под влиянием художественного спроса и видений мастеров нового поколения, эти мотивы начали трансформироваться, в результате чего появились новые виды старого мотива. Это в некоторой степени затруднило интерпретацию орнамента в процессе исследования.

По результатам данного исследования были выработаны следующие рекомендации по развитию ковроткачества и орнаментальных традиций в Иране и Центральной Азии:

1. Орнаментальные традиции Центральной Азии и Ирана следует рассматривать как историко-этнографический источник для изучения материальной и духовной культуры его создателей.

2. Следует более подробно исследовать орнаменты отдельных местностей Центральной Азии и Ирана с целью выявления характерных особенностей художественной культуры населения этих регионов, а также ареала распространения отдельных видов декоративных мотивов.

3. Необходимо продолжить исследования по сравнению стиля, техники и методов ковроткачества различных регионов, что даст возможность ознакомиться с материальной культурой других народов, в рамке которых развивалось ковроткачество, проследить культурные и торговые взаимосвязи, получить ценные сведения по заселению разных народов в исследуемой местности и их вклад в развитие ремесел;

4. Исследовать орнаменты на коврах рассматриваемых регионов с целью изучения местных обычаев, традиций, религий и мифологий народов, проживавших на исследуемой территории, а также получения ценных сведений по видам местных растений и животных;

5. Более подробно, в сравнительном анализе, исследовать художественные мотивы иранских и центрально-азиатских ковров с целью выявления общих исторических и культурных корней народов, проживающих в этих регионах;

6. Необходимо возродить древние орнаментальные традиции в ковроткачестве Ирана и Центральной традиции с применением новых достижений в технологии ткачества и современных методов дизайна для дальнейшего возрождения и сохранения культурных ценностей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Азарпад Хассан, Хешмати Фазлаллах. Разави: Пажухишгах, 1995. на английском и персидском. — 558 е., 43 цв.илл., 110 ч/б.илл.
  2. Амир Таваккал Камбузия, Шахдад Таджалли. Белуджистан и причины его распада/Культура Ирана в третьем тысячелетии до н.э. -Иран: Бостон, № 16. март, 1353.
  3. Бавари Айин Мостафа. Символика козла на каменных эпиграфиках Ирана, 2008. http ://web. iranamerica.com/forum/sho wthread. php?t= 1598
  4. Бадаги Забхуллах. Туркменские ковры. Тегеран: Фарханган. 1-ое изд., 1996.
  5. Бейхаки Абу-л-Фазл. История Мас’уда. Абу-л-Фазл Бейхаки. История Мас’уда. Ташкент. Изд-во АН УзССР, 1962 г.
  6. Бахауддин Пазаргад. История и философия мировых религий. Лист 41.
  7. Бахтурташ Нусратуллах. Таинственные символы. 3-е Тегеран: Фарухар, 1380.
  8. Бехнам Иса. Произведения 7 тысячи лет Рошта Казвина. -Тегеран: Народное искусство, № 128, 1973.
  9. Ганнадан Шима. Орнаменты туркменских ковров и их применение в графике. Машхад: Университет Раджаи, 1372 (на персидском языке)
  10. Гиёсуддин Мухаммад. Гиёс-ул-лугот. Т,. 1. — Т., 2.
  11. Голамхосейни Марям. Зрительное исследование мотивов персидских кашкаидских ковров. Магистерская диссертация, Университет искусства ИРИ, 2010.
  12. Голамхосейни Марям. Мотивы кашкаидских-персидских ручных вязаний. Магистерская диссертация по изобразительному искусству. Институт искусства, 2010.
  13. Гомна Гарри Эльфред. Символ и знаки. Пер. Али Сулха Джавва. -Тегеран: Министерство публикаций и исламского напутствия. 1999.
  14. Дадор Абулкасем и Мансури Ильхам. Введение в мифологии и символы Ирана в античный период, 1-ое изд. Тегеран: Калхар, Университет Аз-Захра, 2006.
  15. Ибн Хаукаль. Китаб сурат ал-ард. Лейден, 1938. Т. 1. С. 13- Лейден, 1939.
  16. Иктидари Саджад. Мотив горного козла на керамике Ирана http://www.persianpet.org/forum/showthread.php, 2008.
  17. Инаятулла, Реза. Азербайджан и Иран. Тегеран, 1-ое изд.
  18. Нируманд, Порандохт. Обучение ковроткачеству. Иран: Поянд, 1999. на персидском языке. — 248 с. 69 ч/б. Илл.
  19. Парвизи Танововали. Нону намак. Тегеран: Министерство культуры и исламского руководства, 1370.
  20. Пархам Сирус Племенные и деревенские ковры Персии. В двух томах. Иран: Амир Кабир, 1991. — 312 с. 115 цв. илл., 110 ч/б. Илл.
  21. Пархам Сириус. Племенные и деревенские вязания. Т. 1. 2. -Тегеран:Амир Кабир, 1992.
  22. Пархам Сириус. Шедевры иранских ковров. Тегеран: Суруш, 1-ое изд., 1996 на персидском языке.
  23. Пархам Сириус. Шедевры ковроткачества. Тегеран: Суруш, 1996. (на персидском языке).
  24. Пархам Сирус. Племенные и деревенские ковры Персии. В двух томах. Иран: Амир Кабир, 1991.-312 с. 115 цв. илл., 110 ч/б. Илл.-у с
  25. Пудина, Мунира. Традиционные орнаменты, сиистанские и белуджидские ковры/Сборник статьей. Т. 2. Иран: Центо иранского ковра, 2009.
  26. Тиллаи Худаян. Пер. Маджида Рухниё. Тегеран: Фирдавси и Аттар, 1363 (на персидском языке). Лист 167.
  27. Факри Абулкасим. Ритуал вызова дождя в Персии//Искусство и люди, № 82.2.
  28. Фарбуд Фариназ и др. Сравнительное исследование концепции символики дерева в Иране//Аналитико-исследовательский журнал школы искусства. Факультет искусства Педагогического университета, первый период, № 2, 2002.
  29. Хасури Али. Ковры туркмен и соседних народов. Тегеран: Фарханган. 1992.
  30. Эсрафель, Ширин Сур. Ковер из Наина. Иран: Фархангиян, 1997.- 112 с. 149 цв.илл., 51 ч/б. Илл.
  31. Явари Хусайн. Основы познания иранского ковра/Иранский ковер. 1-ое изд., 1384.
  32. Ясавули Джавад. Введение в познание иранских ковров: Тегеран: Ясавули, 1996.
  33. С.М. Киргизское население Синьцзяна // ТКАЭЭ. М.: Изд-во АН СССР, 1959, т. И.
  34. С.М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. Фрунзе: Кыргызстан, 1990.
  35. Азин М. А. Бех. Иранский ковер: Карманные книги. Тегеран.
  36. Д. Культура киргизского народа во второй половине XIX начале XX в. — Фрунзе: Илим, 1967.
  37. Академия Художеств СССР. Институт теории и истории изобразительных искусств. Всеобщая история искусств, том 2. Искусство средних веков. Книга вторая Искусство ближнего и среднего востока. Искусство Средней Азии.
  38. О. Ф., Иванов А. А. Персидская миниатюра XIV— XVII вв. М., 1968.
  39. С.С. Архитектурный орнамент. М.: Гос. изд. лит. по строительству и архитектуре, 1954.
  40. Ш. Я. Иранская станковая живопись. Тбилиси, 1940.
  41. М.С. Таджики долины Хуф (Верховья Аму-Дарьи), вып. 2 .
  42. . Этническая история и хозяйственно-культурное развитие древних и средневековых народов Средней Азии и Казахстана // Тез. докладов Всесоюзной конференции «Проблемы этногенеза и этнической истории народов Средней Азии"-М.: Наука, 1988.
  43. К.И. Ворсовое ткачество // Народное декоративноприкладное искусство киргизов. ТКАЭЭ. М.: Наука, 1968, т. V.127
  44. К.И. Особенности материальной культуры и прикладного искусства южных киргизов. Фрунзе: Изд-во АН Кирг. ССР, 1962.
  45. К.И. Особенности материальной культуры и прикладного искусства южных киргизов. Фрунзе: Изд-во АН Кирг. ССР, 1962.
  46. К.И., Махова Е. И. Безворсовое орнаментное ткачество // Народное декоративно-прикладное искусство киргизов. ТКАЭЭ. М.: Наука, 1968, т. V.
  47. Арман Геньгильдин. Иранские ковры. Тегеран, 1996.
  48. А. А. Сапаллитепа. Ташкент: Фан, 1973.
  49. Ф.Р. Ворсовый пазырыкский ковер: семантика композиции и место в ритуале (опыт предварительной интерпретации) // Проблемы интерпретации памятников культуры Востока. М.: Наука, 1991.
  50. А. Фелькерзам. Старинные ковры Средней Азии. (Baron А. Foelkersam: Les tapis anciens de l’Asie Centrale). (По материалам ежемесячника для любителей искусства и старины «Старые годы», июнь 1915 г.).
  51. Бичурин И. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней
  52. Азии в древние времена. — M. — JL, 1950.128
  53. A.A. Ковровые изделия Средней Азии. Вып. 1., СПб., 1908−1909.
  54. Боголюбов: Туркменские ковры: Иран: Музей ковров Ирана: 1997 на персидском. 183 с. 67 цв. Илл., 23 ч/б. Илл.- Короли, герои и любимые. Декоративные ковры из иранских племен и деревень. -Англия: Скорпион Паблишинг, 1994 на английском. — 229 е., цв. Илл.
  55. А. История Туркменского ковроткачества www.kovry-business.ru
  56. В. Содержание и форма в искусстве. М.: Искусство, 1956.
  57. . В. Искусство арабских стран и Ирана VII—XVII вв.. М., 1974.
  58. Всеобщая история искусств том 2. Искусство средних веков. Книга вторая, Искусство ближнего и среднего востока. Искусство Средней Азии.
  59. Выдающиеся памятники изобразительного искусства УзбекистанаГ.А. Пугаченкова, Л. И. Ремпель. -Т.: Гос.изд. худ. лит-ры, 1960. -326 е.: цв.ил.
  60. В.Л. Вакуфный документ Ишратхана.
  61. П. Р. Функции молитвенного ковра в культуре ислама. Из сб. ГИТИС «Искусство и религия», Москва 1998
  62. .Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая истории. Душанбе: Ирфон, 1989. 383 с.
  63. Гельез Джон. Иранские мифологии. Пер. Жола Омузгар. Ахмада Тафаззули. Тегеран: Чашма, 2007.
  64. Гранатовое дерево на коврах. http://mirkovrovkazan.ru/symbolcarpet/granatcarpet.html.
  65. О. Не менее шести тысячелетий живет туркменское ковровое искусство .http://www.turkmenistan.ru
  66. O.A. Из истории туркменского ковроделия. -Ашхабад, 2008. (7 п.л.) на рус. яз.
  67. A.C. О происхождении ковроделия в Средней Азии // Ранне-средневековая культура Средней Азии и Казахстана. -Душанбе, 1977.-С. 161−163.
  68. A.C. О происхождении ковроделия в Средней Азии//Раннесредневековая культура Средней Азии и Казахстана. -Душанбе, 1977.
  69. . П. Живопись Ирана. М., 1938.
  70. С. Киргизский орнамент // Восток. 1925. — № 5.
  71. С. М. Ковровые изделия Средней Азии. //Сборник музея антропологии и этнографии, т. 7, Ленинград, 1928.
  72. Жан Клеодфар. Путники темноты. Пер. д-ра Хушманда Саодат. -Тегеран: Сафа Алиша Бар, 1364 (на персидском языке). Лист 104
  73. Зариф Мехди. Ковры. Москва: ACT, Астрель, 2006.
  74. Х.З. Экономические связи Средней Азии с Сибирью в 16−19 вв.
  75. М.Ф. Традиционное ткачество таджиков: История и технология (Ковры и паласы). Ответственный редактор академик АН РТ Масов P.M. Душанбе-2006.
  76. А. А., Грек Т. В., Акимушкин О. Ф. Альбом индийской и персидской миниатюры XVI—XVIII вв.. М., 1962.
  77. С. В. Орнамент народов Сибири как исторический источник (по материалам XIX — начала XX в.). — М.: Л.: Изд-во АН СССР, 1963. —506 с.
  78. C.B. Киргизский орнамент как этногенетический источник // ТКАЭЭ. М.: Изд-во АН Кирг. ССР, 1959, т. III.
  79. C.B., Махова Е. И. Декоративно-прикладное искусство киргизского народа. — М.: Изд-во вост. лит., 1960.
  80. C.B., Махова Е. И. Художественная обработка металла // Народное декоративно-прикладное искусство киргизов. ТКАЭЭ. М.: Наука, 1968, т. V.
  81. Иран и иранцы/сост. и пер. М. Бехнама и М. Махшулова.— Алматы: Культурное Представительство при Посольстве Исламской Республики Иран в Казахстане, 1998.
  82. История Ирана история ковра, www. kover-samolet.ru/cgi-bin/mainl9.cgi?item=19r
  83. История Иранского государства и культуры (к 2500-летию Иранского государства). М., 1969.
  84. История таджикского народа. Т. 4. — Душанбе: Дониш, 2010. 1124 с.
  85. Ш. К проблеме системного изучения истории туркменского ковроткачества. Часть 2: Ковры и керамика//Академический журнал Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья
  86. Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института востоковедения
  87. PAHhttp://www.central- eurasia.com/turkmenistan/articles/?uid=295
  88. Ш. Ковры, история, культура, идеология New Eastern Outlook / Новое восточное обозрение, 31.07.2010.
  89. Ш. Х. К проблеме системного изучения истории туркменского ковроткачества. Окончание: Ковры в политической тенденции. Центр изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института Востоковедения РАН. Central Euroasia.com
  90. Кази-Ахмед. Трактат о каллиграфах и художниках: 1596— 97/1005. Введение, перевод и комментарии Б. Н. Заходера. М.—JL, 1947.
  91. Казиян Фархназ. Бахтиярцы. Вязанья и мотивы. Тегеран: Организация культурного наследия страны. 1-ое изд. 1376.
  92. Калонов 3. «Ковер согревает душу и радует глаз» // Uzbekistan Today, http://asiainf.com/news/507-kover-sogrevaet-dushu-i-raduet-glaz-yeta-priskazka-chto-nevozmozhno-luchshe-vyrazhaet-smysl-kovrodeliya-dlya-uzbekov.html
  93. .Х. Ткачество и прядение у народов южных районов Таджикистана и Узбекистана у 9 начало 20 в.) // Проблемы типологии в этнографии. — М., 1979. — С. 251−264, ил.
  94. Н. К. Станковая живопись Ирана XVIII—XIX вв.. М., 1973.
  95. Киргизские ковры Портал Paramatman.Ru, 2006 All rights reserved
  96. Ковер Душа туркмен. 13 марта 2009. Разместил: Ziyadli.
  97. Ковроделие в Узбекистане, http://www.1001carpet.com/
  98. Комбахш Фард. Памятники деревень Порта «Ашкани"/Журнал исторических исследований. 1-ый год. Иран, 1346 (на персидском языке).
  99. Г. А. Культура Парфии. М., 1966.132
  100. JI.P., Король Г. Г. Декоративное искусство средневековых хакасов как исторический источник. М.: Наука, 1990.
  101. Е.И. Ковроткачество народов Российской империи / Е. И. Ларина — Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Ист. фак. М.: Вост. лит., 2007.
  102. В. Г. Искусство Древнего Ирана. М., 1977. Масленицына С. П. Искусство Ирана в собрании Государственного музея искусства народов Востока. Л., 1975.
  103. В. Г. Культура сасанидского Ирана. Иран в III—V вв. Очерки по истории культуры. М., 1969.
  104. В.Г., 1960. Памятники культуры сасанидского Ирана. Л.
  105. В.Г., 1961. Иран в эпоху первых Сасанидов. Очерки истории культуры. Л.
  106. В.Г., 1977. Искусство древнего Ирана. М.
  107. Г. М. История таджикского костюма. Т. 1−2. -Душанбе, 2004. -Т. 1. Генезис костюма таджиков: древность и раннее средневековье. 280 с- Т. 2. Средневековый и традиционный костюм. — 254 с.
  108. Г. М. История таджикского костюма. Т.1, 2. -Душанбе, 2004.
  109. А.Ю. Роль орнамента в формировании архитектуры Кыргызстана (Генезис, эволюция, национальные традиции), Бишкек: Раритет Инфо, 2010. — 148 с.
  110. А.Ю. История кыргызского народного прикладного искусства: эволюция кыргызского орнамента с древнейших времен до XX в. Б.: Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева, 2005. -122 с.
  111. А.Ю. Об одном орнаментальном мотиве на глазурованной посуде Чуйской долины X—XII вв.. // Диалог цивилизаций на Великом шелковом пути: Материалы международной научной конференции. Бишкек: Изд-во БГУ, 2002, ч. II.
  112. А.Ю. Объединение «Кыял» в период социально-политических преобразований середины 1980—1990-х годов // Вопросы востоковедения и востоковедного образования. Бишкек: Изд-во БГУ, 2003.-Вып. II.
  113. Мансури Мухаммадшариф. Знакомство с концепциями иранского ковра. Эволюция и развитие куста. Тегеран: 2011. www. ency clopaediaislamica. com'
  114. Марко Поло. Книга о разнообразии мира. Глава XXI. М.: Путешествия в восточные страны, 1997.
  115. Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М: Наука, 1978. 207 с.
  116. Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М: Наука, 1978. 207 с.
  117. С.М. К истории ткачества в Средней Азии // Художественная культура Средней Азии в IX-XII1 вв. Ташкент, 1983.
  118. Т.И. О среднеазиатской набойке //Этнография Таджикистана. Душанбе: Дониш. 1985.
  119. Е.К. Путешествие из Оренбурга в Бухару. М., 1975.134
  120. Г. А. Торговые и посольские связи России со среднеазиатскими ханствами через Оренбург.
  121. A.C. Орнаментное ткачество Узбекистана // Декоративное искусство. 1959. -№ 2.
  122. В. Г. «Ковры народов Средней Азии конца Х1Х-начала XX вв.». Ташкент: Издательство: «Фан» Узбекской ССР, 1970 г. 256 с.
  123. В.Г. Ковры // Народное декоративное искусство Советского Узбекистана. Ташкент: Изд-во АН Уз. ССР, 1954.
  124. Муртаза Фархади. Символизм и культурная идентичность/Культурный вестник Ирана, № 2., Лист 149.
  125. Мухаммадхусайни Бурхон. Бурхони котеъ.
  126. И.К. Краткие сведения о дореволюционной кустарной промышленности Таджикистана / Ред. A.A. Семенов. -Сталинабад, 1957. 69 с, ил. — (Тр. АН ТаджССР- Т. 81).
  127. Народное искусство Таджикистана (традиционные ремесла). Рук. проекта академик Масов Р., под ред. Додхудоевой Л. Н. Душанбе, 2011.
  128. Наршахи. История Бухары. Ташкент, 1987 г.
  129. Насири Мухаммадджавад. Фарши Эрон. Тегеран: Пижанг, 2-ое изд., 1385.
  130. Настенная роскошь, Валех Рзаев, опубликовано в «Ведомостях» сокращено.
  131. H.H. Таджики. Исторический Таджикистан. Современный Таджикистан. Гиссар. 1992.1
  132. Неджат Дийярбекирли,. Как же попал древнетуркменский ковер на Алтай? http://www.turkmenembassy.cn/Ru/heritage.asp?Page=2
  133. В.И. Ткачество: от плетельных рам до многозевных машин. С. 14, 54. http://www.turkmenembassy.cn/Ru/heritage.asp?Page=8.
  134. Р. М. Текстильное искусство сефевидского Ирана. Каталог. М., 1980.
  135. JI.K. Из первобытной жизни человека. СПб., 1880. — 328 с.
  136. Г. А. К истории костюма Средней Азии и Ирана XV первой половины XVI в. по данным миниатюр // Труды САГУ. Вып. 81. -Т,. 1956.-С. 85−119.
  137. Г. А., Ремпель Л. И. Очерки искусства Средней Азии: Древность и средневековье. М.: Искусство, 1982. — 288 с.
  138. Л.И. Цепь времен: вековые образы и бродячие сюжеты в традиционном искусстве Средней Азии. Т.: Изд-во им. Г. Гуляма, 1987.Ризаев. В. Настенная роскошь, опубликовано в «Ведомостях» сокращено http://forum.homeideas.ru/thread760.html
  139. С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. М,-Л.: Изд-во АН СССР, 1955. — 394 с.
  140. С.И. Древнейшие в мире художественные ковры и ткани из оледенелых курганов Горного Алтая. М.: Искусство, 1968. — 134 с.
  141. С.И. Культура хуннов и Ноин-Овалинские курганы.
  142. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1962. 205 с.136
  143. М. Декоративно-прикладное искусство таджиков. -Душанбе, 2003. -185 с.
  144. М.А. Эволюция таджикского орнамента. Автореферат дисс. на соискание учёной степени доктора искусствоведения.— М.1988.
  145. .А. Космогония и мифология земледельцев энеолита // СА. 1965. — № 1.
  146. М.В. Киргизский национальный орнамент / Вступ. статья А. Н. Бернштама. JI.-Фрунзе, 1948.
  147. Саджад Иктидари. Горный козел на доисторической иранской керамике (на персидском языке). Http: www.Farheekhtegan.ir
  148. Саджади Сайед. Отчет по раскопкам в Сожженном городе. -Тегеран: Изд-во Организации культурного наследия, ремесла и туризма, 2007.
  149. , Н.В. Искусство Ирана. М. 1994.
  150. А. А. Ковры русского Туркестана. По поводу издания «Ковровые изделия Средней Азии из собрания, составленного Боголюбовым». Этнографический обзор, 1911, № 1 —2.
  151. Символика изображений на коврах Art-Carpets 2004−2011.
  152. Символика изображений на коврах http://www.rangamiz.ru/simvol.html.
  153. Символика растительного мира на коврах http://mirkovrovkazan.ru/symbolcarpet/plantcaфet.html
  154. Сисиль Эдвард. Ковер Ирана. Тегеран: Офсет, 1998.
  155. Специальный Меморандум Генерального Секретаря ООН о «Согражданстве» накануне Нового года, 1379, Д. 12 22.
  156. Среднеазиатские миниатюры: 16−18 веков в избранных образцах/ Г. А. Пугаченкова. -Т.: Гл. Ред. энциклопедий, 45. -46 е.: ил.
  157. Ш. С. Художественная поливная керамика Самарканда IX начала XIII вв. — Ташкент: Фан, 1967. -155 с.
  158. Този Мортензео. Истории Иссистана. Перю Реза Мехрафарина. -Мешхед: Чз, 1992.
  159. Тордж Жюль. Исследование иранского ковра, 2002.
  160. К. В., Луконин В. Г. Сасанидское серебро. Собрание Государственного Эрмитажа. Художественная культура Ирана III—VIII вв.еков. М., 1987.
  161. Дж. Киргизские ковры.// Известия АН Киргизской ССР. Серия общественных наук, т. 3, вып. 1. Фрунзе, 1961.
  162. Дж. Создавать, но не копировать. О киргизских ворсовых коврах.// Декоративное искусство СССР, № 6,1962.
  163. Дж.Т. Киргизский ворсовый ковер. Фрунзе: Илим, 1966.-74 с.
  164. К. Общественно-экономические отношения киргизов в период господства Кокандского ханства. Фрунзе: Изд-во АН Кирг. ССР, 1961.- 165 с.
  165. Р. Н. Наследие Ирана. М., 1972.
  166. Хабибулла Аятолла. Туркменский намазлык//Журнал Гулджам, №№ 6,7. Весна и лето, 2007.
  167. Халль Джеймз. Словарь символов в восточном и западном искусстве. Пер. Рокая Бехзади. Тегеран: Фарханге муосир, 2001.
  168. Ханукдин Арман. Взгляд на искусство иранского ковроткачества. -Тегеран, 1374.
  169. П. 2002. С. 99−105. Цит. по Кадыров Ш. Ковры, история, культура, идеология New Eastern Outlook / Новое восточное обозрение, 31.07.2010.
  170. Хунари Эрон. Под ред. Даблью Фирья. Пер. Парвиза Марзбана. -Тегеран: Фрузон, 1-ое изд, 1374.
  171. Г. Л. Вышивка // Народное декоративно-прикладное искусство киргизов. ТКАЭЭ. М.: Наука, 1968, т. V.
  172. Н.В. Резьба по дереву // Народное декоративно-прикладное искусство киргизов. ТКАЭЭ. М.: Наука, 1968, т. V. — С.13−15.
  173. Шафалия Жан и др. Словарь символов. Пер. и ред. Судаба Фазаили. Тегеран: Джайхун, 2000.
  174. Э. Золотые персики Самарканда. Книга о чужеземных диковинках в империи Тан. М., 1981.
  175. Ю.А. Материалы по жилищу мургабских киргизов // Сообщения Республикан. историко-краевед. музея. Сталинабад, 1955. -Вып. И.
  176. Ю.А. Материалы по одежде мургабских киргизов // КСИЭ. М., 1956. — Вып. XXV.
  177. З.А. Традиционная и современная» одежда женщин Горного Таджикистана. Душанбе: Дониш, 1976. — 206 с. — (АН ТаджССР. Ин-т истории им. А. Дониша).
  178. Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии. Л.: Изд. та народов Севера ЦИК СССР им. Смидовича, 1936.
  179. Шукуров III. М. «Охота за смыслом» в искусстве Ирана // Сад одного цветка. М., 1991. С. 107.
  180. Ш. М. Об изображении пророка Мухаммеда и проблеме сокрытия лика в средневековой культуре ислама. // Суфизм в контексте мусульманской культуры. М., 1989.
  181. Ш. М. Искусство средневекового Ирана (Формирование принципов декоративности). М., 1989.
  182. Н.Э. Орнаментальные композиции гиссарских тканей конца 19 в.
  183. Н.Э. Традиционные ковровые изделия таджиков и их художественные особенности (19−20 вв.) // Междунар. симпоз. по искусству восточных ковров: Тез. Баку, 1983.
  184. С.А. Знаки-тамги ираноязычных народов древности и раннего средневековья. М.: Вост. лит., 2001.
  185. Ahmad Daneshgar. Yadvareh Carpet General Encyclopedia. / Yadvareh Asadi Pub. / Iran-1997/ Persian / 620 pages /61 color pictures /539 B&W pictures
  186. Al, Imran «Bokhara Rugs From Pakistan and Central Asia.» Bokhara Rugs From Pakistan and Central Asia. 26 May. 2010 EzineArticles.com. 12 Mar. 2011
  187. Ali Hossouri. Turkman Carpet, carpet-2. / Farhangan Pub. / Iran -1992 / Persian/ 268 pages / 8 color pictures / 855 B&W Turkman designs
  188. Ali Hosuri. Systan Carpet. /Farhangan Pub./ Persian/Iran 1992/ 177 pages/176 color pictures/ 87 B&W pictures
  189. Ali Hussouri. Carpet On Miniature. /Farhangan Pub./Persian & English/Iran 1997/ 137 pages/57 color pictures/106 B&W pictures140
  190. Armen Hangledin. Iranian Rugs. / Yasavoli Pub. /Persian/Iran-1996 / 96 pages /38 color pictures/63 B&W pictures
  191. Ars Islamica. Vol IV. Ann Arbor Press. 1968. P369. Lechler.George. The Tree Of Life In Indo Euripean And Islamiccul Tures.199. Aschonbr№ 12.
  192. Definitive guide to design, pattern and motif, thames and Hudson. London.2004 Village rugs the F. stone peter tribal and
  193. Definitive Guide to Design, Pattern and Motif. Thames and Hudson. London.2004 .
  194. Elster Hall & Nicholas Barnard. Persian Kilims. /Yasavoli Pub./English & Persian/ Iran 1996/ 94 pages/ 57 color pictures/ 22 B&W pictures
  195. Hall & Jose Lucick Vioveska. Kilims. /Karang Pub./Persian /Iran -1998/ 391 pages/350 color pictures/278 B&W pictures
  196. Iran Arts. D.W. Ferrier/Kwong Fat Offset printing/Hong Kong 1989/English, Persian/342 pages /201 color pictures/348 B&W pictures
  197. Iran Carpet Co. Recognizing Some Kind Of Persian Rugs. / Iran Carpet Co./ Iran- 1984 / English and Persian / 2 volumes / 452 pages /399 color pictures
  198. Iran Carpet Review. Quarterly magazine Iran carpet Co./- Woven Structures. A guide to oriental rug and textile analysis
  199. Iran Rugs. Monthly magazines of Persian Rugs and carpets. English, Deutsch, Persian
  200. Javad Yasavoli. An Introduction to Recognition of Persian. Carpet. / Yasavoli Pub./ Iran-1991 / Persian/ 448 pages / 62 color pictures / 822 B&W pictures
  201. Javad Yassavoli. Persian Rugs And Carpets. / Yasavoli Pub. / Iran-1995 / English & Persian / 80 pages / 96 color pictures
  202. Javad Yassavoli. Persian Rugs And Carpets. /Yassavoli Pub. /Iran -1995/ English-Persian/128 pages/88 color pictures/4 B&W pictures
  203. Mehmet Aga-Qglu. Safawid rugs and texteles. The collection of Shirin of Imam AH at al-Napt. N.-Y., 1945.
  204. Ministry of Islamic culture. Selected Precious Rugs Of Dafineh Museum. /Iran 1994/ English & Persian/114 pages/65 color pictures
  205. Mohamad Ebrahim Nejhad. A Riview On «Garus» Carpet-Weaving. / Salaleh Zanjan Pub./ Iran -1997/ Persian / 47 pages / 4 color pictures / 4 B&W pictures
  206. Mohamad Javad Nasiri. Iran Carpet Weaving At A Glance. /Persian /Iran-1995/223 pages/ 43 color picture/3 B&W pictures228. Mondadoriw № 30.
  207. Naimjon Hakimjonov. Сборки joomla © 2010—2011 [email protected] -Все правы защищены.
  208. Netton I. R. Allah Transcendent studies in the structure and semiotics of islamic philosophy, theology and cosmology. L., 1989.
  209. P.R.J.ford. Oriental carpet design thames&Hudson, 2005. № 657.
  210. Parviz Tanavoli. Iranian Pictorial Rugs. /Sorush Pub./Persian/Iran-1989/341 pages/ 97 color pictures/92 B&W pictures- FARS LION CARPETS
  211. Parviz Tanavoli/Daneshghah Pub./Iran-1978/ Persian & English/154 pages/45 color pictures/41 B&W pictures
  212. Patrice Fountain. Persian Carpet Or Evergreen Garden. /Moine Pub./Iran 1996/English & Persian/ 471 pages/ 24 color pictures/ 60 B&W pictures
  213. Prospect of Persian Carpet. Fazlol’lah Heshmati Razavi/Rassam Arabzadeh/ Iran-1992/Persian /44 pages
  214. Prospect of Persian Carpet. Fazlol’lah Heshmati Razavi/Rassam Arabzadeh/ Iran-1992/Persian /44 pages.
  215. Sesille Edwards. IRAN RUG. /Book Society/Farhangsara Pub./Persian/Iran 1989/ 325 pages /24 color pictures/495 B&W pictures143
  216. Shirin Sour Esraphyl. Golden Sunset Of Sarough Carpet. /Shirin Sour Esraphyl / Iran-1993/ Persian /130 pages / 223 color pictures/16 B&W pictures
  217. Shirin Sour Esraphyl. Nain Carpet. Carpet-4. / Farhangan Pub. / Iran-1998 / English & Persian / 136 pages / 147 color pictures / 53 B&W pictures
  218. Shirin Souresrafil Hamadan Carpet. / Mina Pub./Persian/Iran -1996/219 pages/234 color pictures/93 B&W pictures
  219. Syrus Parham. Fars Tribes & Villages Hand-Made. / Amir Kabir Pub. / Iran-1991 / Persian / 2 volumes / 716 pages /312 color pictures /597 B&W pictures
  220. Syrus Parham. Master Pieces of Fars Rugs. /Sorush. Pub./English and Persian/Iran 1997/331 pages /120 color pictures /38 B&W pictures
  221. The history of carpet making История ковроткачества
  222. Turkish Carpets from 13th 18-th centuries. Istambul. 1996. Published by Ahmet Ertug).
  223. Turkish Carpets from 13th 18-th centuries. Istambul. 1996. Published by Ahmet Ertug.
  224. Turkmenistan.Ru. http://turkmenhistory.narod.ru/turkmencarpets.html247. uzforyou.com/eng/rem.htm248. uzforyou.com/eng/rem.htm.249. www. kover-pro.ruwww.persiancarpets.ru
  225. Zabihollah Badaghi. Niazeh Jan & Torkmen Carpet. Carpet-3. / Farhangan Pub./ Iran-1992 / Persian / 70 pages / 50 color pictures /19 B&W pictures
  226. Zahra Jazayeri. Kilim Acknowledge. /Sorush Pub./Persian/Iran-1991/341 pages/25 color pictures/26 B&W pictures1. Глоссарий:
  227. Лачак-торандж (перс. — медальон и треугольники) один из основных традиционных композиционных типов персидских (индийских и других) ковров ручной работы и, пожалуй, самый популярный дизайн.
  228. Торандж (перс.) — круглый, ромбовидный, овальный или многогранный медальон в центре коврасимволизирует пруд, павильон, беседку или ротонду в парке.
  229. Лачак (перс.) — растительный орнамент в виде треугольников, обрамляющих основное поле по углам.
  230. Гулъфаранг (перс. — гобелен). Ковер, усеянный розами.
  231. Представляет собой сочетание традиционного иранского орнамента с натуралистичным изображением цветов, особенно красных роз.
  232. Гулъдани (перс.— вазочный). Орнамент ковра, состоящий из ваз.
  233. Афшан (перс.) рисунок данного стиля отличается тем, что в отличие от обычного рисунка ковров, где все детали так или иначе соединены друг с другом, в узорах стиля афшан цветы, листья и ветки ничем не соединены и как бы рассыпаны по всему полю ковра.
  234. Банди (перс.) — связанный. Характерной чертойдизайна банди является повторение определенного элемента орнамента, как по длине, так и по ширине всего поля ковра, и соединение элементов рисунка друг с другом. Дизайн банди еще называют вагире .
  235. Бутэ ковры с паттерном на основе бутонов или «турецких огурцов». Дизайн бутэ или буттэ / буттеи /ботэ (перс.— кустарниковый). Характерной чертой данного дизайна является орнаментальный мотив буттэ джикке .
  236. Каби (перс.— рамочный). Создан по аналогии с многооконной рамой.
  237. Существует несколько разновидностей рамочного дизайна: каби ислими (перс.) — орнаментированная рамка-каби корани керман (перс.).
  238. Махи дархам (перс.). Данный стиль характерен для ковроделов ряда провинций и кочевых племен Ирана. Орнамент махи представляет собой узор из вытканных в традиционной манере, и упорядоченных геометрических фигур. Махи не имеет четко выраженной идеи.
  239. Килим. Тканое изделие ручной работы, безворсовое (без применения узелковой ковровой техники), выполненное с помощью простых прокидок утка через основу. Рисунок, как правило, геометрический.
  240. Афшан (перс, «усеянный»). Используется для обозначения коврового узора, возникшего в эпоху Сефевидов пальметты и раздвоенные листья, расположенные так, что создается иллюзия вихревого движения.
  241. Вагх-вагх. Индийское мифологическое дерево с висящими на нем поющими головами.
  242. Дхулхирс. Узбекский термин (буквально «медвежья шкура»), применяется для обозначения ковров из длинной и густой шерсти.
  243. Зубчатые листья. Типичные и широко распространенные мотивыбордюров кавказских ковров яркой контрастной расцветки. Листья, 147нарезанные зубчиками, иногда перемежаются узорами в виде бокала, похожими на букву «У».
  244. Намазлык. Турецкий термин, обозначающий ковры, специально предназначенные для молитвы (молитвенные коврики, чаще всего с дизайном молитвенной арки).
  245. Розетка. Декоративный элемент, происходящий из растительного или цветочного орнамента и трактованный в формах реалистических, либо абстрактно-геометрических.
  246. Абр (узб.) вид орнаментации тканей, буквально — «облако». Висалча (узб.) — вид коврового изделия.
  247. Гуль (повсеместно) цветок.
  248. Куш (узб., туркм. гуш) птица.
Заполнить форму текущей работой