Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Применение инструментов маркетингового анализа для развития предприятий на российском рынке бизнес-консалтинга

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основе сформированного инструментария и аналитического подхода был проведен анализ основных сегментов консалтингового рынка. Порядка 50% рынка составляют консалтинг в области информационных технологий, такая значительная доля рынка обусловлена исторически высокой долей заказа со стороны государства. Оценочный консалтинг составляет порядка 8% рынка и эксперты ожидают увеличения его значимости… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические и методологические основы маркетингового анализа для формирования и развития рынка консалтинговых услуг
    • 1. 1. Концептуальные подходы к маркетингу и маркетинговым исследованиям рынка
    • 1. 2. Методический маркетинговый инструментарий внешнего и внутреннего стратегического анализа консультационного рынка
    • 1. 3. Методологические аспекты управления взаимоотношениями консалтинговых компаний с клиентами
  • 2. Маркетинговый анализ рынка бизнес-консалтинга и перспектив его развития
    • 2. 1. Применение аналитического подхода к классификации услуг на консалтинговом рынке России
    • 2. 2. Анализ взаимоотношений на рынке бизнес-консалтинговых услуг России, основанный на сетевом подходе
    • 2. 3. Особенности и тенденции развития спроса и предложения на рынке бизнес- консультационных услуг, на основе аналитического и подхода, ориентированного на действие
  • 3. Использование маркетингового инструментария для осуществления эффективной деятельности компании на рынке бизнес-консалтинговых услуг
    • 3. 1. Управление спросом на бизнес консалтинговые услуги посредством совершенствования комплекса маркетинга на основе аналитического подхода
    • 3. 2. Усиление рыночной ориентации поставщиков услуг за счет удовлетворения потребности заказчиков на всех этапах бизнес-консультирования на основе сетевого подхода
    • 3. 3. Формирование и развитие внутреннего консалтинга как альтернативного метода реализации консалтинговой функции на основе подхода, ориентированного на действие

Применение инструментов маркетингового анализа для развития предприятий на российском рынке бизнес-консалтинга (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современные предприятия, функционируя в сложной социально-экономической среде, должны постоянно создавать и внедрять различного рода инновации, обеспечивающие их эффективность в рыночной экономике. Для этого им требуется не только проводить технологические и административные преобразования, системный анализ рыночной ситуации, оценку инновационного потенциала, используя доступную информацию различных сторон деятельности, но и заниматься процессами оптимизации, реорганизации, совершенствования систем управления, стратегического планирования, системы ключевых показателей эффективности и других инструментов поддержки выбранного направления развития. Уследить за своевременностью решения все большего количества производственных, финансовых, юридических, маркетинговых и др. задач и качеством их выполнения все сложнее. Поэтому предприятия начинают все чаще поручать консалтинговым компаниям выполнение отдельных функций. Востребованность тех или иных бизнес — консалтинговых услуг естественным образом определяется задачами, встающими перед предприятиями. А поэтому в последние годы вместе с ростом потребностей активно развивается и бизнес-консалтинг. Бизнес-консалтинговые компании являются важными участниками экономики страны и тесно переплетены со многими отраслями, что обуславливает важность данной отрасли. Тесная взаимосвязь консультантов с предприятиями различных индустрий заключается в преимуществах, которые получают заказчики. С другой стороны, сегодня на консалтинговый рынок очень активно вторгаются промышленные и финансовые предприятия, имеющие деньги и предпочитающие получить все услуги у себя внутри компании. Соответственно, наряду с внешним консалтингом начинает развиваться и внутренние консалтинговые подразделения предприятий как альтернативные структуры, с целью максимизации эффективности управленческой деятельности.

Таким образом, рынок бизнес — консалтинговых услуг представляет собой единую систему с определенной иерархией, многочисленными, переплетающимися и взаимодействующими внутренними и внешними силами, проявляющими свое влияние на рыночные процессы. Адаптация участников рынка к сложившимся условиям и регулирование рыночных процессов возможны лишь в том случае, когда эти процессы изучены, т. е. выявлены их масштабы, особенности, устойчивость, тенденции и факторы развития. Бизнес-консультационные услуги, как самостоятельный вид предпринимательской деятельности, отличаются от других видов интеллектуальным характером деятельности, необходимостью построения взаимоотношений с партнерами, высокими требованиями к профессионализму исполнителей, качеству услуг, что объясняет необходимость разработки особого подхода к исследованию рынка консалтинговых услуг. Именно поэтому вопросы разработки маркетингового инструментария для анализа рынка консалтинговых услуг становятся особенно актуальными. А поскольку исследование рыночных явлений и процессов находится в тесной связи с генерацией рыночной информации и знаний о текущих и будущих потребностях клиентов, распространением и использованием этой информации и, соответственно, созданием услуг, в наибольшей степени удовлетворяющих потребности, то маркетинговый инструментарий способствует усилению рыночной ориентации компаний.

Основными назначениями маркетингового инструментария является поддержка ценностей, определяемых условиями рынка, и стимулирование желаемого поведения всех партнеров, имеющих отношение к бизнесу организации. Маркетинговое управление в бизнес — консалтинге оказывает существенное влияние на удовлетворение потребностей клиентов в качественных услугах и поддержание долгосрочных отношений с ними посредством стимулирования платежеспособного спроса и формирования цепочки ценностей.

Итак, особенности российской экономики и значимость консалтинговых услуг в информационно-аналитическом обеспечении управленческих решений побуждают к необходимости разработки концептуального подхода к исследованию рынка консалтинговых услуг, проблем его становления и развития.

Все вышесказанное подтверждает актуальность данного исследования, направленного на разработку инструментов маркетингового анализа динамично развивающегося российского рынка бизнес — консалтинга.

По проблемам теории и практики маркетинга, разработке маркетинговых механизмов в работе использованы научные труды таких зарубежных ученых, как Аакер Д., Ансофф И., Баззел Р., Дайан А., Джекобсон А., Каплан Р., Кокс Д., Котлер Ф., Миниард П., Нортон Д., Ламбен Ж.-Ж., Мак-Дональд М., Малхотра Н., Минцберг Г., Портер М., Рамбо Д., Стрикленд А., Томпсон А., Траут Дж., Уилсон Р., Цефель П., Хейман С., Санчес Д., Хоскинг А., Черчилль Г., Шонесси Дж., Энджел Д. и др. Интерес к проблеме разработки инструментария управления рынком в отечественной науке появился сравнительно недавно, но в силу значимости этой проблематики данное направление достаточно быстро развивается. Значительный вклад в разработку методологии маркетингового анализа внесли Азоев Г. Л., Аренков И. А., Беляевский И. К., Березин И. С., Бушуева Л. И., Голубков Е. П., Данченок Л. А., Короткое A.B., Красюк И. Н., Мхитарян C.B., Новаторов Э. В., Попов Е. В., Хруцкий В. Е., Фирсова И. А. и др.

Концептуальную модель теории маркетинга взаимоотношений сформировали создатели сетевого подхода, который развивался параллельно в исследованиях скандинавской, североамериканской и англо-австралийской школ маркетинга взаимоотношений (Андерсон Д., Бери Д., Гренрус Э., Гуммессон К., Иохансон Я., Котлер Ф., Морган Р., Соренсон О., Хант Ш., Христофер М. и др.). К числу российских исследователей, разрабатывающих теоретические вопросы анализа и управления межфирменными взаимоотношениями, следует отнести Багиева Г. Л, Катькало B.C., Куща С. П., Попову Ю. Ф., Радаева В., Смирнову M. М., Соловьева Б. А., Третьяк О. А., Юлдашеву О. У. и др.

Вопросы изучения консалтингового рынка поднимались такими учеными как Старожук Е. А., Альферова Т. А., Беляевский И. К., Березина И. С., Джо Бонито, Гордона М. П., Деева Е. М., Кеворкова В. В., Князева Н. В., Кубра М., Кулапина Г. М., Лавлок К., Лайсонса К., Минто Б., Муратова И. М., Новаторова Э. В., В. А. Пискунов, Посадский А. П., Прясняков В. Ю., Скляров К. О., Степанов С. Ю., Стаханов В. Н., Томсон Т., Тяпухин А. П., Уотерс Д., Шведов И. М. и др.

Анализ научной литературы показал недостаточную проработку методологии исследования консалтингового рынка в России, не учтены особенности российского рынка и специфика его отдельных сегментов. Не полностью раскрыты особенности спроса на отдельные виды консалтинговых услуг (КУ) и закономерности их развития. Отсутствует комплексный подход к анализу тенденции развития и разработки комплекса маркетинга, в особенности для компаний малого и среднего размера.

Целью диссертационного исследования является разработка методики маркетингового анализа российского рынка КУ и комплексных маркетинговых решений для развития спроса и предложения услуг в сфере бизнес-консалтинга.

Для достижения поставленной цели, в работе были поставлены и решены следующие задачи теоретического и прикладного характера:

• выявлены особенности рынка КУ, которые определили специфику модели исследования консалтингового рынка России;

• разработан комплекс базовых и специализированных показателей рынка КУ и его функциональных сегментов;

• сформирована методика прогнозирования показателей развития рынка КУ по основным сегментам, учитывающая его особенности;

• разработана модель управления долгосрочными отношениями с клиентами, субподрядчиками, информационными партнерами;

• предложен специфический для рынка КУ комплекс маркетинговых инструментов, позволяющий реализовать планы интенсивного развития и расширения целевого рынка.

Объектом исследования выступают консалтинговые предприятия в современных условиях хозяйствования.

Предметом исследования являются маркетинговые инструменты анализа российского рынка консалтинговых услуг, использование которых будет способствовать формированию и развитию консалтинговых компаний.

Информационную базу исследования составили данные официальной статистики Росстата, рейтингового агентства «Эксперт РА», некоммерческого партнерства «Гильдия Маркетологов», ВщтеззСопБикт^игг, материалы ведомственных и отраслевых организации и союзов, периодические российские и зарубежные издания, Интернет и электронные СМИ по тематике исследования, аналитические материалы крупнейших предприятий бизнес-консалтинга, данные маркетинговых исследований и экспертных оценок, полученных автором о рынке КУ.

Научная новизна исследования состоит в разработке инструментов маркетингового анализа российского рынка бизнес-консалтинга и практических рекомендаций по их использованию консалтинговыми компаниями для формирования маркетинговой стратегии и комплекса маркетинга. Автором получены следующие основные научные результаты:

1. Выявлены особенности рынка КУ, к основным особенностям относятся высокий уровень изменчивости состояния, независимость и раздробленность сегментов, ориентация КУ на управленческие решения и результаты бизнеса. Эти факторы определили необходимость разработки адаптивной модели исследования консалтингового рынка, основанной на интеграции аналитического, сетевого и ориентированного на действие подходов. Модель предусматривает трехуровневое исследование: рыночной конъюнктуры (на основе аналитического подхода) — межфирменных отношений между поставщиками и покупателями консалтинговых услуг (на основе сетевого подхода) — стратегического потенциала развития консалтингового рынка. Преимуществом модели является интеграция методик отраслевого анализа, комплекса маркетинга, маркетинга отношений, что обеспечивает решение актуальных для рынка проблем управления спросом, взаимоотношениями с клиентами и развития внутреннего консалтинга.

2. Систематизированы современные задачи исследования рынка КУ и его функциональных сегментов, для решения которых предложен подход, основанный на многоуровневой интеграции базовых и специфических (по сегментам) показателей и инструментария. Преимуществом такого подхода является возможность унификации и сопоставимости показателей для решения задач на макрои мезоуровнях исследования, а также учет структурных особенностей рынка КУ, характеризующегося высоким уровнем дифференциации сегментов.

3. Сформирована методика прогнозирования развития рынка КУ по направлениям, учитывающая его отраслевые особенности и направленная на разработку эффективной маркетинговой стратегии консалтинговой компании. Преимуществом методики является интеграция аналитического и ориентированного на действие подходов, использование комплекса методов на основе анализа временных рядов, зарубежных аналогов и экспертной оценки.

4. Разработана модель управления и реализации долгосрочных отношений с клиентами и субподрядчиками (консалтинговыми компаниями, отраслевыми ассоциациями), информационными партнерами, включающая социальные, экономические и стратегические уровни их взаимодействия и основанная на сетевой концепции исследования рынка КУ. Модель направлена на реализацию маркетинга отношений консалтинговой компании с ключевыми партнерами по бизнесу. Особенностью методики является возможность формирования и управления долгосрочными взаимоотношениями консалтинговых компаний с партнерами, что является ключевым фактором для обеспечения конкурентоспособности консалтинговой компании.

5. Предложен специфический для рынка КУ набор маркетинговых инструментов, позволяющий реализовать консалтинговой компании цели интенсивного развития и расширения целевого рынка. Предлагаемый набор инструментов позволяет систематизировать опыт формирования элементов комплекса маркетинга успешными консалтинговыми международными и российскими компаниями, усилить рыночную ориентацию поставщиков услуг на потребности заказчиков на всех этапах бизнес-консультирования и сформировать альтернативные методы реализации консалтинговой функции за счет организации внутреннего консалтинга на предприятиях реального сектора экономики.

Методология и методы исследования. В качестве исследовательского инструментария использовались методы дескриптивной статистики, кластерного анализа, исследования рядов динамики и прогнозирования, а также табличные и графические приемы визуализации данных. Для решения поставленных задач диссертационного исследования использованы аналитические пакеты прикладных программ: ШМ SPSS Statistics, Statistica, Microsoft Excel.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования.

Предлагаемый комплексный подход к формированию маркетингового инструментария ориентирован на расширение возможностей обоснования управленческих решений в области стимулирования спроса на КУ. Методика и результаты исследования могут быть использованы развивающимися консалтинговыми компаниями и потенциально новыми игроками для определения стратегии развития и формирования комплекса маркетинга.

Теоретическая значимость состоит в разработке комплексного подхода к маркетинговому анализу в части расширения возможностей анализа состояния и перспектив развития консалтингового рынка на основе объединения планового, сетевого и ориентированного на действие подходов к управлению. Практическая значимость работы определяется возможностью использования полученных результатов для совершенствования механизмов влияния на ситуацию со стороны участников рынка, определения стадии развития рынка, сегментации услуг, развития форм взаимодействия между поставщиками и потребителями.

Степень достоверности результатов исследования обеспечивается всесторонним анализом проблемы, комплексным подходом к решению задач с использованием как количественных, так и качественных методов маркетингового исследования. Разработанная методика позволяет провести всесторонний анализ объекта исследования и сформировать выводы, которые могут быть использованы как для прогнозирования отрасли, так и формирования стратегии предприятия.

Результаты и выводы проведенного исследования были использованы компанией Рпсеша1егЬоизеСоорег8 при разработке мер по проведению комплексного анализа взаимоотношений с клиентами с использованием экономических, социальных и стратегических критериев, что подтверждается справкой о внедрении. А также при развитии подразделений внутреннего консалтинга ОАО «Газпром нефть».

Основные результаты исследования используются в учебном процессе МЭСИ по курсам «Маркетинг», «Маркетинговые исследования», «Маркетинг услуг».

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Соответствует требованиям паспорта ВАК по специальности 08.00.05 — «Экономика и управление народным хозяйством (маркетинг)»: подпункты 9.3. Управление маркетинговой деятельностью, направления и формы организации маркетинга и их адаптация к изменяющимся рыночным условиям в экономике России и на глобальных рынках- 9.5. Внутриорганизационный маркетинг, его цели, методы и влияние на конечные результаты деятельности организации. Маркетинг отношений как элемент корпоративной стратегии, внутренний и интерактивный маркетинг, процесс построения долгосрочных, взаимовыгодных отношений с ключевыми партнерами организации (клиентами, поставщиками, дистрибьюторами, персоналом) — 9.7. Методы и технологии проведения маркетинговых исследований.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования. Основные результаты исследования доложены и получили одобрение на 10 научных конференциях и конгрессах:

• Всероссийская научная конференция «Современные проблемы экономического развития» (28−29 апреля 2010 г., Омск);

• IX Всероссийская (с международным участием) научно-теоретическая конференция «Политические, экономические и социокультурные аспекты регионального управления на Европейском Севере» (16 апреля 2010 г., Сыктывкар);

• III Международная научно-практическая конференция «Инновационное развитие российской экономики» (26−28 ноября 2010 г., Москва);

• IV ежегодная научная студенческая конференция «Маркетинг услуг: новые вызовы и возможности» (22 апреля 2011 г., Москва);

• XIII Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Управление, финансы, право: тенденции и перспективы развития в условиях инновационной экономики» (7 апреля 2011 г., Тверь);

• Международная научно-практическая конференция «Государственная статистика как общественное благо: стоимость, качество, использование» (30 января — 01 февраля 2012 г., Санкт-Петербург);

ГУ Международная научно-практическая конференция «Модель менеджмента для экономики, основанной на знаниях» (15 мая 2012 года, Москва).

• VIII Международный Северный Социально-экологический конгресс «Сбережения народов и природосбережение — императивы устойчивого развития Российского севера» (17 мая 2012 года, Сыктывкар);

• V Международный научно-практический форум «Инновационное развитие Российской экономики» (10−14 декабря 2012 года, Москва);

• Международная научная конференция РАЕ «Теоретические и прикладные социологические, политологические и маркетинговые исследования» (20−30 декабря 2012 г., Бангкок — Паттайа, Таиланд).

Публикации. Результаты исследования опубликованы в 21 работе общим объемом 8,2 п.л. (авторских 7,0 п.л.), в т. ч. в 6 публикациях в рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК.

Структура и объем работы обусловлена целью и задачами исследования. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав и заключения, списка литературы и приложений. В первой главе «Теоретические и методологические основы маркетингового анализа для формирования и развития рынка консалтинговых услуг» определен концептуальный подход к исследованию рынка бизнес — консалтинга на основе интеграции планового, сетевого и ориентированного на действие подходов к маркетингу и маркетинговым исследованиям. Такой подход в теоретическом аспекте подчеркивает необходимость включения множественных аспектов в анализ консалтингового рынка, основанных на количественных (статистических) оценках рыночной конъюнктуры, качественных оценках межфирменных отношений с целью построения долгосрочных выгодных отношений внутри системы отношений предприятия, а также на изучении социальных конструкций, понимании диалектических связей и герменевтической интерпретации языка и символов. Многоаспектный анализ консалтингового рынка предполагает создание концепции исследования рынка, основанной на принципах триангуляции и включающей логическую последовательность этапов исследования и разработку маркетингового инструментария на каждом из этапов.

Выводы о развитии рынка базируются не только на обобщающих показателях выручки компаний, но и дескриптивной статистике о средних значениях и показателях вариации. В таблице 2.2 приведены данные предприятий, вошедших в десятку по каждому направлению консалтинга.

Заключение

.

В данной работе был проведен анализ бизнес-консалтингового рынка России. Была обоснована значимость данной отрасли для экономики в целом и для развития рыночных отношений. Бизнес-консалтинг в России быстро развивается и имеет множество особенностей относительно развитых рынков. Данные факты обусловили тему исследования.

Для изучения консалтингового рынка был предложен подход на основе интеграции аналитического, сетевого и ориентированного на действие подходов к маркетинговым исследованиям:

• Аналитический подход с его ориентацией на формирование оценки составных частей объекта исследования использовался для анализа сегментов рынка (функциональных направлений консалтинга), статистического прогноза тенденций развития отрасли, а также для анализа и совершенствования комплекса маркетинга бизнес-консалтинга в России.

• Сетевой подход к маркетинговым исследованиям использовался для изучения взаимосвязей между участниками рынка. Были выделены особенности формирования долгосрочных отношений и области потенциального синергетического эффекта (экономические, стратегические и социальные аспекты). Для более детального анализа были сформулированы основные этапы процесса оказания консалтинговых услуг и изучены точки соприкосновения заказчиков и поставщиков в качестве аспектов развития долгосрочных отношений.

• Для применения подхода, ориентированного на действие, была проведена серия глубинных интервью с представителями консалтинговых компаний и компаниями заказчика для выделения тенденций развития рынка, сформированных на опыте участников опроса. Также данный подход применялся для изучения такого явления как внутренний консалтинг, который используется крупными компаниями для оптимизации внутренних бизнес-процессов.

Использование трехстороннего подхода к анализу консалтингового рынка России позволило провести всесторонний анализ и выделить особенности развития консалтинга.

Для проведения маркетингового анализа была сформирована модель исследования консалтингового рынка. Она основана на методологиях отраслевого анализа таких известных ученых как М. Портер, Ж. Ж. Ламбен, Д. А. Акер, А.А.ТомпсонА.Дж. Стрикленд. Модель включает в себя такие показатели, как главные экономические характеристики отрасли, движущие силы развития, тенденции и перспективы, потребители, поставщики, субституты и комплементы, текущая и потенциальная конкуренция. Для каждого показателя были выделены основные методы сбора данных, а также инструменты количественного и качественного анализов.

На основе сформированного инструментария и аналитического подхода был проведен анализ основных сегментов консалтингового рынка. Порядка 50% рынка составляют консалтинг в области информационных технологий, такая значительная доля рынка обусловлена исторически высокой долей заказа со стороны государства. Оценочный консалтинг составляет порядка 8% рынка и эксперты ожидают увеличения его значимости в связи с тенденциями к консолидации во многих отраслях российской экономики. Финансовый консалтинг имеет сопоставимый размер с оценочной деятельностью, он также обладает одним из самых высоких темпов роста, что связано со стремлением компаний иметь оптимизированную и эффективную финансовую политику и международную систему бухгалтерского учета для увеличения своей инвестиционной привлекательности. Налоговый и юридический консалтинг играют значимую роль в отрасли, спрос на них обусловлен сложностью российского законодательства и слабой поддержке предпринимателей со стороны государства. Консалтинг в области управления персоналом составляет порядка 3%, спрос на него обусловлен сложностью набора и обучения профессиональных кадров. Спрос на консалтинг в области организации производства сдерживается необходимостью высоких капитальных известий для реализации рекомендаций.

Маркетинговый консалтинг имеет незначительную долю рынка, так как он неразрывно связан с другими видами консалтинга (стратегический и в некоторых случаях оценочная деятельность), а как самостоятельный вид востребован только с точки зрения сбора и анализа первичной информации. Стратегический консалтинг имеет незначительную долю рынка в размере 4%, отчасти это связано с несовершенством данных (компании «большой четверки» и «большого консалтинга» не принимали участия в исследовании РА Эксперт), с другой стороны это связано с устройством консалтингового рынка (несмотря на его высокую стоимость, стратегический консалтинг уступает операционному по количеству и продолжительности проектов).

На основе матрицы по анализу стратегических позиций видов консалтинга мы пришли к выводу, что консалтинг в области информационных технологий обладает значительной долей рынка с замедленным ростом, ИТ-интеграция относится к лидерам по доле рынка и высокими темпами развития, а остальные виды консалтинга относятся к пока имеют незначительный размер, однако быстро развиваются. Маркетинговый консалтинг на текущий момент обладает малым размером и низкими темпами роста, однако эксперты ожидают улучшения в сегменте, которые связаны с укрупнением компаний и развитием конкуренции в отраслях заказчиков.

Консалтинговый рынок динамично развивается и растет число компаний, что приводит к росту конкуренции. Отличительными особенностями консалтинговых услуг является их неосязаемость, наличие продолжительного временного лага между разработкой рекомендаций и получением эффекта от их реализации и индивидуальность разрабатываемого продукта. В условиях жесткой конкуренции консалтинговым компаниям очень сложно увеличивать свою клиентскую базу, поэтому они в большой степени ориентируются на постоянных клиентов. Исходя из этих предпосылок, ключевую роль играют отношения между консультантом и заказчиком. Благодаря сетевому подходу были проанализированы отношения между консалтинговой компанией, заказчиком, поставщиками (дополнительные консалтинговые компании в цепочке создания ценности), средства массовой информации (при продвижении консалтинговых услуг). Был проведен анализ отношений между заказчиком и консультантом на всех этапах реализации проекта (определение потребности, выбор консультанта, осуществление проекта, реализация рекомендаций, мониторинг). При реализации маркетинга отношений, консалтинговая компания должна принимать участие во всех этапах процесса для достижения положительного эффекта для компании заказчика, развития долгосрочных отношений и возможности реализации дополнительных проектов. Также в качестве частного случая эффекта от реализации развития отношений были проанализированы примеры покупки акций компании Roland Berger в Германии и Strategy Partners финансовыми институтами.

На основе аналитического подхода были выделены 3 кластера (1-ИТ управленческий консалтинг и разработка и интеграция, 2- налоговый консалтинг и оценочная деятельность, 3- стратегический, финансовый, юридический, производственный, а также управление персоналом, маркетинг и связь с общественностью). Было проведен анализ трендов и определены растущие тенденции сегментов. На основе международного сравнения были выделены такие отличительные черты российской отрасли бизнес консалтинга как высокие темпы роста, недостаточное развитие относительно уровня ВВП, малая доля бизнес сегментов относительно ИТ. Был также проанализирован спрос на российский консалтинг со стороны отраслей, а также определены отличительные черты спроса на российский консалтинг.

Однако для более детального анализа тенденций развития в условиях высоких темпов роста, многофакторности развития консалтинга был использован подход, ориентированный на действие. На основе экспертной оценки были выделены следующие тенденции: рост на уровне 15−20% в год в основном за счет стратегического, финансового, налогового консалтинга и оценочной деятельности. Эксперты не ожидают появления новых видов консалтинга, большее развитие получат комплексные продукты. Консалтинг для среднего бизнеса оценивается как наиболее потенциальный в среднесрочной перспективе.

В работе также нашло отражение развитие комплекса маркетинга для отрасли бизнес-консалтинга. На основе аналитического подхода были выделены следующие основные тенденции:

Продуктовая и ассортиментная политиканаблюдается постепенное перераспределение долей видов консалтинга (сокращение значимости консалтинга в области информационных технологий). Также наблюдается усложнение методик анализа и углубление экспертизы.

Ценовая политиканаблюдаются тенденции к снижению стоимости проекта, что обусловлено ростом конкуренции, также ожидается развитие в среднем ценовом сегменте;

Политика продвижениясохранится доминирующее положение развитие сетей отношений. Также активно будут развиваться РЯ технологии, в частности благодаря развитию отраслевых информационных площадок;

Развитие каналов распределениярост значимости консалтинговых компаний в регионах, а также развитие представительств международных и национальных компаний в городах «миллионниках» и регионах с наибольшим инвестиционным потенциалом.

На текущий момент отрасль бизнесконсалтинга остается слабо изученной. Необходимо проведение более детального анализа в области маркетингового анализа (в частности изучение влияния макропараметров на развитие отрасли), изучение в области организационной структуры консалтинговой компании, особенностям управления персоналом и т. д. Данная работа способствует формированию общей теоретической методики для дальнейшего детального анализа отрасли на основе маркетингового подхода.

С практической точки зрения работа может применяться консалтинговыми компаниями для определения ниш для стратегического планирования и дальнейшего развития, а также определения ключевых областей для развития компетенций и совершенствования текущих операционных процессов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Источники на русском языке
  2. Д. Стратегическое рыночное управление. СПб: Питер, 2008. 544 с.
  3. Д., Кумар В., Дэй.Дж. Маркетинговые исследования. 7-е издание/ пер. с англ. Под ред. С. Божук. СПб.: Питер, 2004. 848 с.
  4. Г. Л., Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы. М.:ОАО «Типография «Новости», 2000. 256 с.
  5. Академия рынка: маркетинг/ А. Дайан, Ф. Букерель, Р. Лайлар, Р. Оллье, Д. Ксардель, А. Олливье, Р. Урсе. М.: Экономика, 1993. 572с.
  6. И. Новая корпоративная стратегия. СПб: Питер, 1999. 416 с.
  7. И.А. Теория и методология маркетинговых решений на принципах бенчмаркинга/Под ред. акад. Г. Л. Багиева. СПб: СПбГУЭФ, 1998. 263 с.
  8. И.А., Бичун Ю. А. Определение ценности клиентской базы компании в рамках концепции маркетинга взаимоотношений // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8: Менеджмент. 2005. № 1. С. 141−160.
  9. Г. Л. Методы получения и обработки маркетинговой информации. СПб: Питер, 1996. 287 с.
  10. Г. Л., Шульга А. О. Концепция маркетинга взаимодействия: измерение и оценка эффективности // Проблемы современной экономики. 2010. № 2. С. 262−265.
  11. Р.Д., Кокс Д. Ф., Браун Р. В. Информация и риск в маркетинге. М.: Финстатинформ, 1993. 95 с.
  12. И. К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз. М.: Финансы и статистика, 2008. 320 с.
  13. Березин И. Рынок маркетинговых исследований и консалтинга: состояние, проблемы, перспективы .//Практический маркетинг. 2001. № 2. С. 3−8.
  14. И. С. Маркетинговый анализ : 2-е изд., перераб. и доп. М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2004. 352 с.
  15. В.А., Карабанова О. Г. Роль и значение выбора стратегии в деятельности предприятия // Вестник ОГУ. 2000. № 3. С. 127−132.
  16. Л.И. Информационное обеспечение маркетинговой деятельности организаций: теория и методология статистического исследования. М.: Академия Естествознания, 2007. 207 с.
  17. Л.И., Шайхлисламов В. А. Статистический анализ российского консалтингового рынка: оценка текущего состояния и перспективы развития // Проблемы современной экономики. 2012. № 2. С. 395−400.
  18. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. 4-е издание. М.: Издательство «Дело и сервис», 2008. 496 с.
  19. Е.П. Системный анализ как методологическая основа принятия решений // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 4. С-3−17.
  20. С.Э. Особенности продуктовой концепции маркетинга в консалтинге // Маркетинг. 2007. № 2. С. 34−49.
  21. Д.М. Управленческое консультирование. М.: ЭКО, 2007. 112 с.
  22. P.M. Современный рыночный анализ. 5-е изд./ Пер. с англ. под ред.В. Н. Фунтова. СПб.: Питер, 2008. 560 с.
  23. К. Маркетинг отношений: диапазон стратегий // Маркетинг услуг. 2006. № 4. С. 262−267.
  24. Д. Г., Филимонова Н. Н. Сетевая кооперация в консалтинге. М.: МАКС Пресс, 2006. 128 с.
  25. JI.A. Конкурентоспособные цены: вопросы анализа // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2003. № 4. С. 28 34.
  26. Данченок J1.A., Денисова Е. С., Невоструев П. Ю. Инновационные методы маркетинга в условиях трансформации поведения потребителей // Экономические науки. 2008. № 46. С. 216−218.
  27. П. Маркетинг-менеджмент и стратегии. 3-е изд. /пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2002. 544 с.
  28. Дэй Д. Стратегический маркетинг. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. 640 с.
  29. B.C. Управленческий консалтинг как бизнес // www.bcg.ru
  30. Р., Нортон Д. Организация, ориентированная на стратегию. М.: Олимп-Бизнес, 2004. 416с.
  31. Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. 304 с.
  32. B.C. Эволюция теории стратегического управления: монография. СПб.: Издат. Дом СПбГУ, 2006. 548 с.
  33. B.C. Ресурсная концепция стратегического управления: генезис основных идей и понятий // Вестник СПбГУ. Серия 8: «Менеджмент». 2002. Вып.4. С. 20 42.
  34. Классики менеджмента / Под ред. М. Уорнера / Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2001. 1168 с.
  35. Консалтинговые услуги в условиях реформирования экономики России/под ред. М. И. Кныша. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. 192 с.
  36. A.B. Статистическая методология позиционирования продукта // Маркетинг, № 2(69)/2003, с. 112−119.
  37. A.B. Категории управления в маркетинге // Маркетинг, № 1(80)/2005, с. 23−29.
  38. Ф., Армстронг Г., Сондерс, Дж., Вонг, В. Основы маркетинга: Пер. с англ. 2е изд. М.- СПб.- К.: Издат. дом «Вильяме», 1999. 452 с.
  39. Ф., Келлер K.JL, Маркетинг Менеджмент, 12е изд.- СПб.: Питер, 2008. 816 с.
  40. М. Семь основ консалтинга /Пер. с англ. СПб.: Питер, 2007. 338 с.
  41. Кревенс, Дэвид В. Стратегический менеджмент / 6-е изд.: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2008. 512 с.
  42. Кризисное управление: современные стратегии и технологии Текст.: монография / В. Р. Веснин, JL А. Данченок, Т. В. Юрьева. М.: Проспект, 2012. 208 с.
  43. В.И., Сагиева Г. С. Управление интеллектуальной собственностью в компаниях // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2008. № 4. С. 9−15.
  44. Кущ С. П. Сравнительный анализ основных концепций теории маркетинга взаимоотношений// Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8: Менеджмент. 2003. № 4. С. 3−25.
  45. Кущ С. П. Маркетинг взаимоотношений на промышленных рынках. Спб.: Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2008. 272 с.
  46. К. Маркетинг услуг: персонал, технология, стратегия/Пер. с англ. -4-е изд. М.: Вильяме, 2005. 1008 с.
  47. , Е. Стратегическое управление предприятием: внешние и внутренние факторы // Проблемы теории и практики управления. 2007. № 9. С. 90−98.
  48. .Ж., Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг- СПб: Питер, 2008. 800 с.
  49. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с французского. СПб: Наука, 1996. 534 с.
  50. Г., Липпит Р. Консалтинговый процесс в действии/Пер. с англ. -СПб: Питер, 2007. 208 с.
  51. К. Консалтинг. М.: Дело и сервис, 2000. 288 с.
  52. Малхорта, Нэреш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство, 3-е издание.: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2002. 955 с.
  53. Маркетинг / Под ред. М. Бейкера. СПб.: Питер, 2002. 1200 с.
  54. Маркетинг: Словарь / Азоев Г. Л. и др. М: ИКЦ ЮНА, 2000. 362 с.
  55. Методологические проблемы интегрированного консалтинга. Материалы II Международного Форума. М.: «Кванто-Принт» / НГПК, 2006. 320 с.
  56. . Золотые правила Гарварда и McKinsey. Принцип пирамиды в мышлении, деловом письме и устных выступлениях. М.: Издательство «Манн, Иванов, Фербер». 2007. 272 с.
  57. Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента. СПб: Питер, 2000. 336 с.
  58. Е.А. Стратегический менеджмент и стратегический маркетинг: проблемы взаимосвязи и взаимопроникновения. // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. № 2. С. 33−44.
  59. C.B., Маркетинговая информационная система // М.: Эксмо, 2006. 336 с.
  60. Э.В. Методы разработки и анализа процесса обслуживания в маркетинге услуг // Маркетинг товаров и услуг. 2007. № 1 С. 50−57.
  61. О’Шонесси Дж., конкурентный маркетинг: стратегический подход/ пер. с англ. Под ред. Д. О. Ямпольской. СПб: Питер, 2002. 864 с.
  62. O.K. Оценка результативности маркетинга: от ресурсной эффективности к интегрированным подходам // Маркетинг в России и за рубежом. 2008. № 1. С. 3 13.
  63. O.K., Формирование системы информационного обеспечения маркетинговой деятельности промышленных предприятий, — Екатеринбург: Из-во УОП УрГЭУ, 2002. 190 с.
  64. Е.В. Теория анализа рынка / Е. В. Попов, А. И. Татаркин. Екатеринбург: Ин-т экономики Урал, отд-ние. Рос. АН., 2000. 219 с.
  65. Е.В. Рыночный потенциал предприятия. М.: Экономика, 2002. 559 с.
  66. Ю.Ф. Межфирменные сети на промышленных рынках России: теория и практика управления, 2008. 360 с.
  67. Ю.Ф., Соренсен О. Ю., Особенности развития маркетинговой деятельности на российских предприятиях// «Маркетинг в России и за рубежом». 2000. № 5. С. 3 10.
  68. М. Конкуренция: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2000. 495 с.
  69. Практика и методология консалтинга. Ежегодный сборник Национальной Гильдии Профессиональных Консультантов Российской Федерации. М.: Ваш полиграфический партнер, 2012. 486 с.
  70. В. Изменение конкурентной ситуации на российских рынках // Вопросы экономики. 2003. № 7. С. 57−77.
  71. Развитие рынка интеллектуальных услуг в условиях глобального финансового кризиса / Под общей и научной ред. Астратовой Г. В. Екатеринбург: «Квант-2», 2009. 392 с.
  72. Т.П., Скоробогатых И. И. К вопросу о применении концепции маркетинга отношений в сетевом взаимодействии экономических и социальных факторов // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. 2011. № 1. С. 67−71.
  73. Л.П. Информационные технологии в управлении знаниями консалтинговых компаний // Управление бизнес-процессами. 2008. № 4. С. 69 -81.
  74. Е.А. Развитие рынка консалтинговых услуг в условиях посткризисной экономики: анализ, оценка и перспективы // Журнал правовых и экономических исследований. 2011. № 4. С. 152−155.
  75. Статистика рынка товаров и услуг / И. К. Беляевский, Г. Д. Кулагина, Л. А. Данченок и др. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2003. 655 с.
  76. Тис Д. Дж. Выявление динамических способностей: природа и микрооснования (устойчивых) результатов компании // Российский журнал менеджмента. 2009. № 4. С. 59−108.
  77. A.A., Стрикленд А.Дж., Стратегический менеджмент, М.: Издательский дом «Вильяме», 2008. 928 с.
  78. Д., Райе Э., Маркетинговые войны— СПб.: Издат. Питер- 2010. 304 с.
  79. Дж., Ривкин С. Новое позиционирование. Все о бизнес-стратегии № 1 в мире. Пер. с англ. СПб.: Питер, 2007. — 224 е.: ил.- (Серия «Деловой бестселлер»).
  80. O.A. Маркетинг: новые ориентиры модели управления // М.: ИНФРА-М, 2005. 403 с.
  81. O.A. Ценность клиента в течение его жизненного цикла: развитие одной из ключевых идей маркетинга взаимоотношений // Российский журнал менеджмента. 2011. Т. 9. № 3. С. 55−68.
  82. Д.Б. Аутсорсинг: в поисках конкурентных преимуществ: пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2002. 176 с.
  83. Г. А. Маркетинговые исследования. СПб: Питер, 2001. 752 с.
  84. В.А. Особенности развития рынка маркетинговых консалтинговых услуг в России //Российское предпринимательство. 2013. №
  85. В.А. Анализ продвижения бизнес консалтинговых услуг на российском рынке // Маркетинг в России и за рубежом. 2013. №
  86. В.А. Маркетинговое управление этапами бизнес -консультирования // Фундаментальные исследования. 2013. №
  87. Шевченко С.Г.В зоне турбулентности. Российские консультационные компании в условиях глобального кризиса. М.: Ваш полиграфический партнер, 2010. 192 с.
  88. В.Н. Оценка факторов формирования рынка консалтинговых услуг как движущей силы развития экономики региона // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 19. с. 78−84.
  89. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. 3-е изд. переработ, и дополн. Самара: Самарский университет, 1995. 332 с.
  90. Источники на иностранных языках
  91. Anderson J.C., Narus J.A. Business Marketing Management: Understanding, Creating and Delivering Value. Pearson Education Inc., Upper Saddle River, New Jersey, 2009. 443 p.
  92. Barney J.B. Gaining and sustaining competitive advantage. Addison-Wesley, 1996.
  93. Biggadike E. Ralph «The contributions of marketing to strategic management», Marketing Strategy, Dale Littler & Dominic Wilson, Management Readers, 1995
  94. Day G. S., Wensley R. Assessing advantage: a framework for diagnosing competitive superiority // Journal of Marketing 52 (2). 1988.
  95. Day S. George «Marketing's contribution to the strategy dialogue» Marketing Strategy, Dale Littler & Dominic Wilson, Management Readers, 1995
  96. Grant R.M., The Resource-Based Theory of Competitive Advantage: Implications for Strategy Formulation, California Management Review, Spring, 2001.
  97. Greenley E. Gordon «An understanding of marketing strategy», Marketing Strategy, Dale Littler & Dominic Wilson, Management Readers, 1995
  98. C. «From marketing mix to relationship marketing: towards a paradigm shift in marketing», Management Decision, 1994.
  99. S. (ed.). Marketing Management: a Relationship approach. Prentice Hal, 2003.
  100. Mintzberg H. Managing. San Francisco: Berrett-Koehier Publishers Inc., 2009. 308 p.
  101. , G. & Smircich, L. The case for qualitative research. Academy of Management Review, vol. 5, № 4, 1980.
  102. M. «What is Strategy», Harvard Business Review, Nov/Dec 1996.
  103. Quinn B. Strategies for Change: Logical Incrementalism, Irwin, Homewood 111, 1980.
  104. Sheth J.N., Parvatiyar A. Relationship Marketing: theory, methods and application // Электронный ресурс.: Atlanta, GA: Center for relationship marketing.. 1993
  105. Wilson D.T. An integrated model of buyer-seller relationship // Journal of Academy of Marketing Science. 1995. № 23 (4).1. Источники Internet
  106. Гильдия маркетологов: объединение специалистов в области маркетинга: сайт. URL: http://www.marketologi.ru/
  107. Европейская Федерация Ассоциаций Управленческого Консультирования (FEACO): сайт. URL: http://www.feaco.org/
  108. Информационно-издательский центр «Статистика России» сайт. URL: http://www.infostat.ru
  109. Корпоративный менеджмент: сайт. URL: http://www.cfin.ru
  110. Международный Совет институтов управленческого консультирования (The International council of management consulting institutes — ICMCI): сайт. URL: http://www.icmci.org/
  111. Рейтинги. Обзоры. Исследования. Конференции. Эксперт РА: сайт. URL: http://www.raexpert.ru/
  112. Энциклопедия маркетинга: сайт. URL: http://www.marketing.spb.ru
  113. Economist intelligence unit сайт. URL: http://www.eiu.com
  114. Официальные сайты консалтинговых компаний
  115. The Boston Consulting Group: сайт. URL: http://www.bcg.com/
  116. Ernst & Young Global Limited: сайт. URL: http://www.ey.com/
  117. KPMG: сайт. URL: www.kpmg.com/
  118. McKinsey & Company: сайт. URL: http://www.mckinsey.com/
  119. PricewaterhouseCoopers: сайт. URL: www.pwcglobal.com
Заполнить форму текущей работой