Социальные проблемы экономики
Эффективная семейная политика невозможна без создания благоприятных внешних условий, например достойной оплаты достойного труда, оздоровления всей атмосферы в обществе и долгосрочных усилий властей и элиты, направленных на рост образованного здорового населения. Уже сейчас можно предложить отдельные меры, которые, не подменяя настоящую семейную политику, способны поднять престиж института семьи… Читать ещё >
Социальные проблемы экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Основные социальные проблемы и пути их решения в условиях рыночной экономики
В результате экономических, социальных и политических процессов последних 15−20 лет российское общество еще не смогло консолидироваться вокруг общих целей и ценностей. В настоящее время оно представляет собой постепенно усложняющуюся совокупность микросообществ, возникших по множеству оснований.
На этом фоне проведение любых реформ сталкивается с практически неизбежным сопротивлением со стороны групп специальных интересов, поскольку рациональные действия «сверху» могут их непосредственно затрагивать. Власть вынуждена прибегать к авторитарным и манипулятивным методам управления обществом, что еще больше усугубляет ситуацию. Нынешнее его состояние характеризуют как стабильное прежде всего потому, что благодаря экономическому росту появилась возможность направить существенные средства на социальные цели, например на «монетизацию льгот», которая обошлась федеральному бюджету в сумму, в несколько раз превосходящую первоначально запланированную.
Любое значительное снижение цен на российские энергоносители, несмотря на наличие Стабилизационного фонда, приведет к серьезным проблемам с финансированием накопленных социальных мандатов, если, конечно, экономика уже в ближайшие годы не переориентируется на новые приоритеты. Но, абстрагируясь от цен на нефть, важно понимать, что раздробленное общество не отвечает потребностям высокотехнологичной, интеллектуальной и наукоемкой экономики, поскольку требуемое качество человеческого капитала не сводится только к физическому здоровью населения и современному образованию. Нужны принципиально иная социальная однородность общества, интенсивная мобильность его слоев и жизненных укладов, что, конечно, не должно приводить к потере этнической и культурной идентификации.
Основными принципами, способными объединить решающее большинство общества, могут стать:
— обеспечение равных стартовых возможностей на индивидуальном уровне;
— ясность положительных социальных перспектив для всех общественных слоев;
— формирование на этой базе образа жизни, приемлемого для максимального числа ее укладов.
Опека над социально незащищенными Ощущение социального неблагополучия, распространенное в стране, обостряется массовой безнадзорностью детей, нищетой инвалидов, заброшенностью и полной беззащитностью стариков; особенно одиноких. В дореволюционной России государство практически не занималось этими проблемами, оставляя их решение на усмотрение частных и местных благотворителей. Но за годы советской власти ситуация в данной области кардинально изменилась, и до сих пор в общественном мнении доминирует представление о том, что именно государство должно нести основную ответственность за судьбы социально уязвимых граждан. В 1990;е годы оно резко ослабило свои усилия в сфере социальной защиты и фактически оставило без поддержки миллионы беспомощных людей, что лишь обострило в обществе чувство свершающейся несправедливости. Это тем более относится к настоящему времени, когда в бюджетной системе наблюдается изобилие средств, успешно стерилизуемых государственными финансовыми институтами.
Конечно, было бы ошибкой требовать срочной раздачи денег всем бедным и социально незащищенным. Общество поймет и поддержит меры, направленные в первую очередь на социальную реабилитацию безнадзорных детей, инвалидов и одиноких стариков.
Интеграция инвалидов в общество может стать классическим примером государственно-частного партнерства. Государство определяет идеологию и механизмы действий, выделяет стартовые бюджетные деньги (например, на медицинскую реабилитацию и предоставление соответствующих технических средств), а бизнес, используя собственные ресурсы, обучает инвалидов и создает для них рабочие места. Это будет иметь и большую экономическую отдачу, так как, во-первых, в условиях дефицита рабочей силы инвалиды, как правило, оказываются востребованными, именно как работники (в своей массе добросовестные и дисциплинированные) и, во-вторых, снижаются совокупные затраты общества на их содержание, благодаря, дополнительно производимому ими ВВП. Однако большинство инвалидов не могут работать по объективным причинам, поэтому требуется такая форма общественной солидарности, как обеспечение их жизни за счет налогоплательщиков. При этом нужны точные и эффективные механизмы распределения бюджетных средств и доведения их до адресатов, прежде всего в форме реабилитационных и поддерживающих натуральных услуг, и реорганизация системы денежных выплат инвалидам.
Например, для проекта по безбарьерному городу в Набережных Челнах из бюджета было выделено 40 млн. рублей.
Достойная оплата достойного труда Богатые могут позаботиться о своем благополучии сами. Социально незащищенных должно взять под опеку государство вместе с бизнесом и общественностью. Но большинство населения — это люди, работающие по найму, мелкие предприниматели, военнослужащие, отчисления с доходов которых во многом и позволяют функционировать государству. Несмотря на снижение уровня безработицы в российской экономике и рост доходов населения, ситуация продолжает оставаться тревожной.
Во-первых, крупнейший работодатель — государство — выплачивает врачам, учителям, работникам культуры, военнослужащим в подавляющем большинстве случаев мизерную зарплату. Именно поэтому российские бедные — не столько пенсионеры и инвалиды (хотя среди них бедных тоже немало), сколько бюджетники с женами-бюджетницами и одним-двумя несовершеннолетними детьми и молодые семейные офицеры.
Во-вторых, миллионы людей все еще заняты на убыточных предприятиях, конкурентоспособность которых восстановить невозможно. Прямое социальное следствие этого — низкие зарплаты в сельском хозяйстве, текстильной и кожевенно-обувной промышленности, большинстве подотраслей машиностроения.
В качестве социального норматива, соответствующего желаемому российскому образу жизни, можно предложить не просто «достойную» заработную плату, а занятость на эффективных рабочих местах, связанных с производством конкурентоспособных товаров и услуг, что, в свою очередь, и позволит обеспечить достойную зарплату.
Требует расшифровки и понятие «достойная». По нашему мнению, оно определяется сочетанием двух факторов: минимальная оплата труда должна обеспечивать по крайней мере «минимальный потребительский бюджет» (примерно вдвое больше «прожиточного минимума трудоспособного человека») одинокого работника, а средняя оплата труда по стране — быть не ниже совокупного минимального потребительского бюджета работника и двух членов его семьи, то есть на свою зарплату работник сможет скромно, но достойно содержать семью с неработающей женой и ребенком.
Семья Несмотря на многочисленные новации в организации семьи, в России по-прежнему доминируют традиционные семейные ценности. Но реализовать их на практике удается далеко не каждому: мешают неуверенность в завтрашнем дне, низкая материальная обеспеченность молодежи, широкое распространение алкоголизма и наркомании.
Эффективная семейная политика невозможна без создания благоприятных внешних условий, например достойной оплаты достойного труда, оздоровления всей атмосферы в обществе и долгосрочных усилий властей и элиты, направленных на рост образованного здорового населения. Уже сейчас можно предложить отдельные меры, которые, не подменяя настоящую семейную политику, способны поднять престиж института семьи. Так, целесообразно предоставлять дополнительные вычеты по подоходному налогу работника, если у него на иждивении находятся другие члены его семьи, или ощутимую скидку по оплате путевок на курорты и санатории, если отдыхать едут все члены семьи. Нужно поощрять (в частности, налоговыми каникулами) именно семейный малый бизнес, когда муж и жена (или совместно с другими членами семьи) открывают кафе, мини-гостиницу, магазинчик, мастерскую по оказанию бытовых услуг. Государство могло бы материально поддерживать семейные клубы, где люди встречаются и проводят свой досуг, в виде, например, бесплатного предоставления помещения, телефонов и т. п. (разумеется, занятие бизнесом на этой площади должно быть запрещено).
российский экономика отраслевой
2. Характеристика субъектов РФ
Самарская область Самарская область — субъект Российской Федерации, входит в состав Приволжского федерального округа.
Административный центр — город Самара.
Граничит на западе с Саратовской и Ульяновской областями, на юго-востоке с Оренбургской областью, на севере с Республикой Татарстан, а также на юге с Казахстаном в единственной точке. Из-за близости Западно-Казахстанской области Казахстана часть Большечерниговского района имеет статус приграничной территории.
Образована 14 мая 1928 года как Средневолжская область. В 1929 году переименована в Средневолжский край, в 1935 году — в Куйбышевский край. В период с 5 декабря 1936 года по 21 апреля1992 года называлась Куйбышевской областью — в честь советского партийного и государственного деятеля Куйбышева Валериана Владимировича.
Самарская область — пятый по площади регион Поволжья — занимает территорию площадью 53,6 тыс. кмІ, что составляет 0,31% территории России. Область протянулась с севера на юг на 335 км, а с запада на восток — на 315 км. Географическое положение области определяется координатами 51°47? и 54°41? с. ш. и 47°55? и 52°35? в. д. Область расположена в юго-восточной части европейской территории России, в среднем течении Волги, по обеим её сторонам.
Общая площадь лесов в Самарской области составляет 759,7 тыс. га. В структуре лесного фонда особо ценные лесные массивы занимают 20%, леса, выполняющие полепочвозащитные функции, — 47%, леса, выполняющие оздоровительные, санитарно-гигиенические функции, — 19%, запретные полосы лесов вдоль рек, дорог — 14%.
Поверхностные водные ресурсы территории представлены бассейном реки Волги и её притоками. Кроме того, зарегистрировано 226 рек, более 350 водохранилищ и прудов. Наиболее крупными реками области являются Самара, Большой Кинель, Сок, Чапаевка, Уса, Чагра и Большой Иргиз. На территории области расположены крупные водохранилища — Куйбышевское и Саратовское.
Минерально-сырьевую базу Самарской области образуют углеводородное, минерально-строительное, горнотехническое, горно-химическое сырьё:
— Самарская область является стародобывающим нефтяным регионом страны. Её удельный вес в добыче нефти по России составляет 2,6%. На территории области открыто более 380 месторождений нефти.
— Минерально-строительное сырьё в Самарской области представлено строительным камнем, кирпично-черепичным сырьём, строительным песком, керамзитовыми глинами, тугоплавкими глинами, цементным сырьём, гипсом, карбонатными породами для производства строительной извести, гипсом и ангидритом, песчано-гравийными материалами, песком стекольным.
— Горно-химическое сырьё представлено фосфоритами, самородной серой, каменной солью, асфальтитами и битумами, природными битумами, горючими сланцами.
— Горнотехническое сырьё представлено формовочными песками, бентонитоподобными глинами, цеолитсодержащими породами.
Промышленность представлена почти 400 крупными и средними предприятиями и более 4 тыс. малых. Эта отрасль Самарской области характеризуется наличием крупных кластеров: автомобилестроительного и авиационно-космического, в состав которых соответственно входят автомобильные и смежные им предприятия, а также крупные предприятия оборонно-промышленного комплекса, электротехнической и подшипниковой отраслей, цветной металлургии, машиностроения для нефтяной и газовой промышленности.
Развитие автомобилестроительного кластера Самарской области является приоритетом в развитии экономики региона. Удельный вес автомобильной промышленности в объёме промышленного производства области составляет более 35%, в машиностроении — свыше 70%. В автомобилестроительный кластер входит значительное число фирм, производящих автомобили и автокомпоненты, а также оказывающих автоуслуги. Крупнейшие из них: ЗАО «ДжиЭм-АвтоВАЗ», ОАО «АвтоВАЗагрегат», ЗАО «ВАЗинтерСервис», ОАО «Автоцентр-Тольятти-ВАЗ», ОАО «Самара-Лада», ЗАО «Мотор-Супер» и др.
Лидер производства легковых автомобилей в России — ОАО «АвтоВАЗ». Предприятием производится свыше 80% отечественных легковых автомобилей. Более 300 самарских предприятий поставляют автомобильные компоненты и материалы для ОАО «АвтоВАЗ» и других автосборочных заводов страны.
Оборонно-промышленный комплекс. Большая часть предприятий ОПК входит в состав авиационно-космического кластера. В Самарской области расположено ведущее в России предприятие по созданию, производству и запуску ракет-носителей и космических аппаратов ФГУП ГНПРКЦ «ЦСКБ», на базе которого и сформировался авиационно-космический кластер.
Металлургия является одной из важных отраслей промышленности Самарской области, занимая около 4% в промышленном производстве области. Ведущее предприятие отрасли — ОАО «Самарский металлургический завод», основная продукция которого листовой прокат, профили, штамповка из алюминиевых сплавов.
Химическая и нефтехимическая промышленность относится к числу базовых отраслей экономики Самарской области. По объёму годового производства она занимает 2-е место в отраслевой структуре промышленности региона. Предприятиями комплекса выпускается 20% российского производства синтетического аммиака и синтетических каучуков, 10% метанола, 5% синтетических смол и пластических масс и химических средств защиты растений. Основной продукцией самарских нефтеперерабатывающих заводов являются автомобильные бензины, керосин, дизельное топливо (летнее и зимнее), топочный мазут.
Лёгкая промышленность в Самарской области представлена текстильной, трикотажной, швейной, меховой и обувной подотраслями.
Агропромышленный комплекс — один из ведущих секторов экономики Самарской области. В АПК региона работает около 500 крупных сельскохозяйственных предприятий, свыше 3 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и более 1 тыс. пищевых, перерабатывающих и агросервисных предприятий. В области более 250 тыс. личных подсобных хозяйств. В сельскохозяйственном производстве занято 55,8 тыс. человек.
Региональное сельское хозяйство специализируется на выращивании пшеницы, ячменя, проса, подсолнечника, овощей и картофеля. Животноводство имеет мясомолочное направление.
Топливно-энергетический комплекс. Ведущие предприятие топливно-энергетического комплекса Самарской области — Волжская ГЭС в г. Жигулёвске (2,3 млн. кВт), крупнейшие тепловые электростанции — Новокуйбышевская и Тольяттинская ТЭЦ (по 250 тыс. кВт каждая). В Самаре находится штаб-квартира «Волжской территориальной генерирующей компании», куда входят все тепловые электростанции области. Филиал ОАО «РусГидро» — «Жигулёвская ГЭС» вырабатывает около 11 млрд. кВт/ч.
Внешнеторговый оборот. В 2014 году внешнеторговый оборот Самарской области составил 6,4 млрд. долларов США, экспорт — 5,2 млрд. долларов, импорт — 1,2 млрд. долларов. Регион поддерживал торговые отношения со 108 странами, среди которых основными партнёрами являлись Китай, Италия, Норвегия, Украина, Сингапур, Польша, Финляндия, Нидерланды, Германия.
Самарская область является одним из наиболее значимых в России транспортных узлов.
Основная масса пассажирои грузопотоков приходится на автомобильный транспорт, чей удельный вес в общем объёме всех перевезённых грузов составляет 43%. Этому способствует наличие разветвлённой сети автодорог с твёрдым покрытием — 12,7 тыс. км. По территории области проходит автомагистраль Москва — Челябинск с выходами в районы Казахстана, Средней Азии и северные районы России. 55 автотранспортных предприятий региона выполняют пассажирские и грузовые перевозки по области и России.
Железнодорожный транспорт обеспечивает 22,8% грузоперевозок. В пределах Самарской области проходит Куйбышевская железная дорога общей протяжённостью 1 389 км.
Водные транспортные пути (270 км) включают речные порты Самара и Тольятти, позволяющие принимать суда системы река — море, имеют развитые подъездные коммуникации, погрузочно-разгрузочные и терминальные комплексы. Порты через Волго-Донскую и Балтийско-Беломорскую системы имеют выходы практически во все порты Средиземноморья, Каспия, Скандинавии и бассейна реки Дунай.
Крупный международный аэропорт Самара расположен на пересечении воздушных трасс из Европы в Азию и на Дальний Восток. Более 100 авиакомпаний выполняют рейсы практически во все крупные города России и столицы стран СНГ, а также Турцию, Объединённые Арабские Эмираты, Израиль, Германию, Австрию, Италию. Самара — единственный аэропорт в Поволжском регионе, способный принимать воздушные суда любого типа. Наличие двух взлётно-посадочных полос позволяет осуществлять полёты в сложных метеорологических условиях.
На долю трубопроводного транспорта приходится около 30% общих грузоперевозок. Через Самарскую область проходят три крупнейших российских газопровода: Челябинск — Петровск, Уренгой — Петровск, Уренгой — Новопсковск.
Самарская область обладает уникальным потенциалом для развития наиболее перспективных видов туризма во всех имеющихся формах. Регион представляет особый интерес в плане санаторно-курортного лечения и оздоровления. Множество источников минеральных вод и лечебных грязей в сочетании с неповторимой красотой волжских просторов, гор и благоприятным климатом создают прекрасные условия для отдыха и лечения. В области расположено около 50 санаториев и spa-центров.
Благоприятная природная среда региона способствует развитию активных видов туризма. Конный и горный туризм, пешеходные и паломнические маршруты, альпинизм, дельтаи парапланеризм с организацией соревнований международного класса — всё это получило большое развитие в Самарской области.
В регионе также популярны вейкборд, кайтинг, дайвинг, катание на горных лыжах, сноубордах, снегокатах и прочие услуги, которые предлагают спортивно-оздоровительные комплексы. Для культурно-познавательного туризма действует огромное количество туристических маршрутов экологической, паломнической, событийной, экстремальной направленности.
В Самарской области работает около 40 музеев, среди которых историко-краеведческий музей с уникальными коллекциями по археологии и нумизматике, художественный музей с собранием икон и картин русского авангарда, мемориальные музеи Алексея Толстого, Ильи Репина, музей «Бункер Сталина» — самый крупный из открытых для посещения бункеров в мире, музейно-парковый комплекс «Технический музей» в Тольятти.
SWOT-анализ социально-экономического и экологического развития
Сильные стороны | Слабые стороны | |
1. выгодное экономико-географическое положение 2. предприятия округа — основные налогоплательщики и экспортеры области. 3. наличие развитых отраслей химической промышленности и автомобилестроения 4. наличие трудового, производственного, научно-образовательного, транспортно-инфраструктурного потенциала 5. наличие рекреационных ресурсов 6. участие в областных и федеральных целевых программах | 1. преимущественно моноотраслевой тип экономики, низкая конкурентоспособность ряда предприятий 2. зависимость отдельных отраслей от федеральной поддержки 3. отсутствие инновационной инфраструктуры 4. незначительная доля малого и среднего бизнеса 5. недостаток финансовых и инвестиционных ресурсов 6. «старение» населения 7. высокий уровень расслоения общества 8. отток молодых квалифицированных кадров 9. высокий уровень заболеваемости населения 10. низкий уровень социальной ответственности бизнеса 11. устаревшая материально-техническая база в большинстве учреждений социокультурной сферы 12. наличие экологически вредных производств 13. недостаточная активность предприятий в природоохранных мероприятиях 14. возможность подтопления части территории округа | |
Возможности | Угрозы | |
1. реализация приоритетных национальных проектов, проектов и целевых программ федерального и областного уровня 2. ПФО — «полюс роста» в рамках инновационной модели развития РФ 3. потенциал развития автомобильного рынка РФ 4. химическое производство и автомобилестроение находятся в сфере национальных и региональных интересов 5. использование эффекта агломерации 6. высокий инвестиционный рейтинг Самарской области 7. внедрение системы профилактики заболеваний 8. активизация строительства и реконструкции объектов социокультурной сферы 9. повышение качества медицинских и образовательных услуг 10. развитие рынка туристических услуг | 1. изменения конъюнктуры, усиление конкуренции на мировом и внутреннем рынке 2. рост тарифов естественных монополий 3. вступление России в ВТО 4. нестабильное финансирование федеральных и областных программ 5. отсутствие рынка научно-технических знаний в России 6. технологический разрыв между Россией и ведущими странами 7. проблема межбюджетных отношений 8. «старение» населения 9. рост безработицы и снижение доходов населения 10. экспансия коммерческих структур из других регионов России 11. перераспределение собственности (в том числе земельных ресурсов) не в интересах Тольятти | |
Главной целью развития является создание качественной среды, понимаемой как совокупность благоприятных условий для жизни населения и деятельности хозяйствующих субъектов.
Для достижения поставленных целей необходимо обеспечить решение следующих приоритетных задач:
— диверсификация традиционных отраслей экономики;
— создание условий для экономического роста реального сектора экономики;
— повышение инвестиционной привлекательности;
— создание условий для сохранения и развития положительной динамики роста реальных денежных доходов населения, сокращения дифференциации доходов различных групп населения, эффективной занятости трудоспособного населения и роста оплаты труда;
— создание необходимых условий для обеспечения высоких темпов экономического роста, осуществления структурных сдвигов, способствующих развитию конкурентоспособных и передовых в техническом отношении производств;
— содействие созданию новых производств, реструктуризации и реформированию предприятий, повышению эффективности их деятельности, ликвидации нерентабельных и убыточных производств;
— содействие повышению инвестиционной и инновационной активности предприятий, привлечению инвестиций в развитие реального сектора экономики, ускорению процессов обновления основных производственных фондов;
— обеспечение условий для расширения сферы услуг и повышения качества предоставляемых потребительских услуг;
— создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, обеспечивающего эффективную занятость населения;
— повышение уровня благоустройства и жизнеобеспечения городского округа;
— согласование стратегических приоритетов и этапов развития муниципального образования;
— оптимизация механизмов и системы поддержки социально незащищенных слоев населения;
— улучшение охраны здоровья населения, формирование здорового образа жизни, развитие массовой физической культуры и спорта;
— создание условий для обеспечения конституционных прав граждан на доступ к культурным ценностям;
— усиление борьбы с преступностью, распространением наркомании и алкоголизма;
— повышение уровня защиты окружающей среды;
— повышение эффективности муниципального управления.
Стратегическими направлениями являются:
— реструктуризация и модернизация ОАО «АВТОВАЗ», выпуск новых моделей, конкурентоспособных на мировом автомобильном рынке;
— диверсификация экономики на основе создания особой экономической зоны промышленно-производственного типа, организации производства новых сфер экономической деятельности инновационного типа, создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства;
— обеспечение устойчивого роста дохода и качества жизни населения на основе эффективной занятости, сбалансированного развития социальной сферы, улучшения состояния окружающей среды.
Республика Чувашия Чувашская Республика (Чувашия) — республика в составе России. Находится в центре европейской части России. Расстояние от столицы республики — города Чебоксары до столицы федерации — Москвы около 630 км.
Республика имеет свою конституцию и законодательство. Осуществляет собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих взаимоотношения в политической, экономической и культурной сферах жизни общества, в пределах, установленных Конституцией РФ.
На всей территории Чувашской Республики, вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и Чувашской Республики, высшую юридическую силу имеет Конституция Чувашской Республики.
Государственными языками Чувашской Республики являются русский и чувашский.
Столица — город Чебоксары.
Граничит с Нижегородской областью на западе, с Республикой Марий Эл на севере, с Татарстаном на востоке и с Мордовией и Ульяновской областью на юге.
Чувашская Республика располагается в центре европейской части России — Волго-Вятском регионе. На сравнительно небольшой территории (18,3 тыс. кв. км) проживает 1299,3 тыс. человек, в том числе около 40% - в сельской местности. Плотность населения (71 человек на кв. км) является одной из самых высоких в России.
Чувашия на западе она граничит с Нижегородской областью, на севере — с Республикой Марий Эл, на востоке — с Республикой Татарстан, на юге ее соседями являются Мордовская Республика и Ульяновская область.
В Чувашской Республике насчитывается 21 административный район, 9 городов, 7 поселков городского типа, 1723 сельских населенных пунктов. Столица республики — город Чебоксары с населением около 500 тысяч человек.
Источниками водных ресурсов являются реки Волга, Сура, Цивиль, а также четыре сотни озер, разбросанных по чувашскому краю. Фауна рыб водоемов характеризуется обилием карповых — леща, сазана, язя, плотвы.
Одним из богатств республики являются леса, которые покрывают треть территории, главным образом, вдоль Суры и в Заволжье. Леса Чувашии — это нагорные дубравы, смешанные леса, боровое краснолесье. Типичные представители животного мира — лось, медведь, волк, кабан, заяц, лисица, куница и выдра.
Климат республики — умеренно-континентальный, почвы — дерново-подзолистые.
Минерально-сырьевые ресурсы представлены группой неметаллических полезных ископаемых: торф, пески, глина, запасы гипса, доломиты, карбонаты и горючие сланцы. Данные геологических изысканий последних лет свидетельствуют о наличии в недрах республики месторождений нефти и газа.
Благоприятное экономико-географическое положение определяется выгодным транспортно-географическим положением. Через республику проходят транспортные магистрали государственного значения: автомобильные дороги Москва — Нижний Новгород — Чебоксары — Ульяновск, Нижний Новгород — Чебоксары — Казань, железная дорога Москва — Казань, пересекающая республику с запада на восток, а также газопровод Уренгой — Помары — Ужгород. Сохраняет свое значение как важной транспортной магистрали и река Волга, по которой осуществляется сообщение Чувашии не только с регионами волжского бассейна, но и, благодаря системе речных каналов, — с крайними западными, южными и северными районами страны.
Ведущее положение в структуре минерально-сырьевой базы республики занимают пески строительные и стекольные, трепел, глины для производства строительной керамики, карбонатные породы для известкования кислых почв, а также торф. Вовлечено в разработку одно из крупнейших в Европе — Порецкое месторождение гипса. Выявлено крупное Шумское месторождение цеолитсодержащих пород. Нефтепоисковые работы позволили оценить начальные суммарные ресурсы нефти — от 60/11 до 147/30 млн тонн (геологические / извлекаемые).
Поверхностные воды. Основные реки, протекающие через территорию республики, — Волга и Сура. Имеется свыше 2300 малых рек общей протяженностью около 9000 км, 656 прудов-водохранилищ, 179 из которых предназначены для орошения сельхозугодий. Наиболее значительными из малых рек являются: Большой и Малый Цивиль, Киря, Бездна, Кубня, Булла, Юнга, Аниш и Выла. На Волге в пределах республики расположена Чебоксарская ГЭС, выше створа плотины которой находится Чебоксарское водохранилище, ниже — Куйбышевское водохранилище. Насчитывается 754 озера, однако крупных озёр нет — большая их часть не превышает площадь 5 га. В основном озёра располагаются в поймах рек. Построено более 3 тысяч гидротехнических сооружений с водохранилищами и прудами различного назначения; общий объём воды в них — около 160 млн куб. метров. Подземные воды. Имеется 11 разведанных месторождения пресных подземных вод (23 участка). Разведано 5 участков месторождений минеральных подземных вод с утверждёнными эксплуатационными запасами — 0,490 тыс. куб. м/сутки. Ресурсы минеральных вод практически не ограничены, в том числе и по видовому составу.
Чувашия расположена в зоне широколиственных лесов, леса — сосна, ель, берёза, дуб, липа. Основные массивы — в Присурье и в Заволжье. Покрытая лесом площадь (тыс. га) и лесистость (%) составляют, соответственно 530 и 31. Общий запас древесины — 70 млн. м3, доля гарей от общей площади лесов — 0,0954%, доля вырубок — 1,24%. Расчётная лесосека утверждена в объеме 502,2 тыс. м3. 28% площади лесов занимают искусственно посаженные леса, обладающие меньшими биологическим разнообразием. Изменился возрастной состав лесов: около половины площади лесов занята молодняками, спелых и перестойных лесов всего около 12%. За последние 10 лет особенно «помолодели» хвойные леса. Было отмечено интенсивное отмирание дуба, — усыханию подверглись дубравы всех возрастов. Постановлением Кабинета Министров Республики была утверждена Республиканская программа «Леса Чувашии», где особое внимание уделено проблеме восстановления дубрав. В Шумерлинском районе сохранились таёжные участки ельников с присущими им таёжными видами растений и животных, редкими для республики.
На территории республики — национальный парк Чаваш Вармане, Присурский заповедник. Национальный парк Чаваш Вармане площадью 25,2 тыс. га основан в 1993 г. Сохраняются лесные массивы на Приволжской возвышенности. Присурский заповедник площадью 9 тыс. га основан в 1995 г. Расположен в бассейне реки Сура (правый приток Волги). Много озёр, распространены сосновые и еловые леса с примесью дуба и берёзы. Во флоре более 140 видов растений. Свыше 30 видов млекопитающих, в т. ч. выхухоль, более 100 видов птиц. Отмечаются большие скопления птиц во время гнездования (околоводные и водоплавающие), особенно на озере Чёрное.
Ведущее место в экономике Чувашии занимает промышленный комплекс, который включает три вида экономической деятельности: добычу полезных ископаемых, обрабатывающие производства и производство и распределение электроэнергии, газа и воды. Половина оборота организаций республики приходится на долю промышленного комплекса.
В структуре оборота организаций промышленности на долю добычи полезных ископаемых приходится 0,2%, на долю обрабатывающих производств — 79,7% и на долю производства и распределения электроэнергии, газа и воды — 20,1%. Промышленный комплекс республики обеспечивает около 50% поступлений налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации, около 70% сальдированного финансового результата республики, трудится около 30% занятого населения.
В структуре обрабатывающих производств на долю предприятий производства пищевых продуктов приходится 17%, химического производства — 11,2%, производства машин и оборудования — 15,4%, производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования — 18,7%, производства транспортных средств — 12,3%, металлургического производства и производства готовых металлических изделий 8,3%, текстильного и швейного производства — 5,1%, производства прочих неметаллических минеральных продуктов — 4,9% и прочие — 7,2%.
Промышленный потенциал сконцентрирован в двух крупнейших городах — Чебоксарах и его спутнике Новочебоксарске, образующих единую агломерацию и дающих 80% промышленной продукции. Новочебоксарск — центр электроэнергетики (Чебоксарская ГЭС) и химической промышленности. Завод «Химпром», введенный в начале 1990;х годов, относится к предприятиям повышенной экологической опасности и производит в том числе гербициды (совместное предприятие «Дюпон — Химпром») и продукцию ВПК (отравляющие и взрывчатые вещества). Машиностроение городов Канаш (автоагрегатный завод) и Алатырь (приборостроение), так и не вышедшее из кризиса, дает менее 9% промышленной продукции. Из районов выделяется только Вурнарский, где расположен бывший военный химический завод (ныне завод смесевых препаратов). На остальные 21 муниципалитетов приходится только 8% промышленного производства, среди них и г. Шумерля с заводом по производству автофургонов и спецавтомобилей.
SWOT-анализ социально-экономического и экологического развития
Сильные стороны | Слабые стороны | |
1 Выгодное географическое положение на берегах великой р. Волги, в центре европейской части РФ, стратегическое пересечение важнейших железнодорожных, водных, воздушных и автомобильных магистралей, близость мегаполисов и регионов с высоким платежеспособным спросом населения 2 Политическая стабильность, межэтническое и межконфессиональное согласие, инновационный характер социально-экономической политики и эффективность бюджетной системы 3 Полная согласованность действий с федеральным центром 4 Сформировавшийся имидж надежного и проверенного партнера. Сотрудничество с группой Всемирного банка, Всемирной организацией здравоохранения и другими международными организациями 5 Положительная кредитная история, наличие ответственной долговой стратегии, прозрачная система общественных финансов, высокая диверсификация собственных доходов республиканского бюджета ЧР. Повышение рейтинга ЧР Международным рейтинговым агентством до Ba2 с прогнозом «стабильный», рейтинговым агентством Moody’s Interfax — по российской национальной шкале с Aa3.ru до Aa2.ru 6 Официально признанная современная система государственного управления, развитое и активно поддерживаемое государственной властью местное самоуправление, эффективная на фоне других регионов деятельность государственных гражданских служащих ЧР и муниципальных служащих 7 Наличие современной общественной инфраструктуры относительно других регионов РФ 8 Устойчивый экономический рост на протяжении последних лет 9 Достаточно высокий интеллектуальный, культурный и духовный потенциал, эффективное использование которого способно обеспечить дальнейшее социально-экономическое развитие республики 10 Достаточный ресурс рабочей силы 11 Проведение политики информационной открытости 12Относительно благоприятная экологическая обстановка и благоустройство территорий | 1 Недостаточная бюджетная обеспеченность 2 Ограниченность минерально-сырьевых ресурсов республики, отсутствие стратегических видов полезных ископаемых 3 Отсутствие истории и традиций предпринимательства 4 Неразвитость инфраструктуры инновационной деятельности, недостаточная связь науки и производства, недофинансирование прикладной науки 5 Неразвитость инвестопроводящих структур, недостаточная практика выхода организаций на фондовый рынок 6 Отсутствие современной логистической инфраструктуры 7 Значительный износ основных фондов в отдельных отраслях экономики и инженерной инфраструктуры 8 Высокая степень дифференциации муниципальных образований Чувашской Республики по уровню социально-экономического развития | |
Возможности | Угрозы | |
1 Превращение Чувашии в Республику-Сад — крупный образовательный, культурный и исследовательский центр, утопающий в зелени, с красивой современной архитектурой и огромным числом достопримечательностей, великолепными парками и цветниками, что будет отличать Чувашию от других регионов РФ 2 Выход Чувашии на внешние рынки с брендом «экологические чистые продукты из экологически чистого региона» 3 Наличие благоприятных условий для активного проведения преобразований в экономике и социальной сфере, развития бизнеса и привлечения стратегических партнеров для производства высокотехнологичных продуктов ведущих мировых брендов 4 Наличие структурированных бизнес-групп, сформировавшегося слоя эффективных менеджеров и собственников; имеющийся производственный потенциал 5 Максимально полное удовлетворение потребностей населения в экологически чистых продуктах питания 6 Наличие рынков услуг связи, соответствующих мировым стандартам и обеспечивающих широкий доступ населения к информационным ресурсам 7 Значительный рост поставок товаров и услуг в регионы с высоким платежеспособным спросом населения 8 Эффективное использование относительно низкого уровня доходов населения для стимулирования активной трудовой и предпринимательской деятельности | 1 «Старение» населения республики, возрастание демографической нагрузки на трудоспособное население 2 Незначительный удельный вес конкурентоспособных производственных мощностей 3 Жесткая конкуренция на мировых рынках технологий, обусловливающая трудности выхода с инновационной продукцией на мировой рынок 4 Наличие неэффективных собственников 5 Усиление отставания в техническом развитии организаций ряда производств, снижение их эффективности 6 Отставание в экономическом развитии и снижение финансово-экономической самостоятельности отдельных муниципальных образований, что приводит к неравному доступу населения к основным социально-экономическим благам и услугам 7 Ухудшение качества окружающей среды из-за резко возросшей автомобилизации городов, интенсивного использования природных ресурсов, продолжающегося роста промышленного производства, увеличения и накопления отходов производства и потребления | |
Таким образом, располагаясь в центре Поволжья, ЧР является небольшим по территории, но динамично развивающимся и обладающим определенной привлекательностью для инвесторов регионом.
С целью качественного формирования приоритетных направлений в условиях неустойчивой экономики необходимо решить следующие задачи:
— усилить процесс межрегиональной интеграции и повысить качество формируемого экономического пространства;
— снизить уровень дифференциации социально-экономического развития относительно граничащих регионов;
— обеспечить свободное перемещение товаров, услуг и рабочей силы по всей территории межрегионального пространства;
— создать равные условия для межрегиональной конкуренции по привлечению капиталов;
— обеспечить равные конкурентные условия в хозяйственной деятельности и определить критерии предоставления государственной помощи;
— организовать условия для развития экономико-правовой среды местного самоуправления.
1. Министерство регионального развития Российской Федерации [Электронный ресурс]: официальный сайт. — Режим доступа: http://www.minregion.ru.
2. Официальный портал органов власти Чувашской Республики [Электронный ресурс]: официальный сайт. — Режим доступа: http://www.cap.ru.
3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014 [Текст]: стат. сб. / Росстат. — М., 2014. — 990 с.
4. Смирнов В. В. Концепция, методика и процесс эффективного социально-экономического развития региона [Текст] / В. В. Смирнов // Аудит и финансовый анализ. — 2013. — № 6. — С. 424−441.
5. Смирнов В. В. Эффективное социально-экономическое развитие региона: оценка и обеспечение [Текст] / В. В. Смирнов // Проблемы теории и практики управления. -2012. — № 9. — С. 15−23.
6. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: официальный сайт. — Режим доступа: http://www.gks.ru.
7. Фонд «Центр стратегических разработок „Северо-Запад“» [Электронный ресурс]: официальный сайт. — Режим доступа: http://www.csr-nw.ru.
8. Эксперт РА. Рейтинговое агентство [Электронный ресурс]: официальный сайт. — Режим доступа: http://www.raexpert.ru.