Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Периодические издания Армении в контексте президентских выборов 2003 г.: стратегии политической журналистики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Экономическое положение пока не позволяет полностью сложиться рынку рекламы, которая стала одним из основных источников доходов прессы и обеспечила ее независимость. Анализ соотношения стоимости одного квадратного сантиметра рекламы в газетах с их тиражом и объемом публикуемой рекламы не обнаруживает какой бы то ни было связи между этими параметрами. На сегодняшний день лишь несколько редакций… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1.
  • Общественно- политические газеты «Республика Армения» и «Голос Армении» в контексте президентских выборов 2003 г
  • ГЛАВА 2.
  • Общественно-политическая газета «Аравот» и «информационная война»

Периодические издания Армении в контексте президентских выборов 2003 г.: стратегии политической журналистики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Данное исследование посвящено стратегиям политической журналистики современной Армении применительно к освещению периодическими изданиями президентских выборов 2003 г.

Следует подчеркнуть, что президентские выборы — одно из важнейших событий в политической жизни современном Армении. Их освещение в армянской прессе — своего рода индикатор. По методам освещения президентских выборов можно оценивать и степень демократизации общества, и уровень развития политической культуры, и эффективность используемых в СМИ пропагандистских технологий.

Прежде чем перейти непосредственно к описанию предмета исследования, уместно кратко охарактеризовать специфику армянской политической журналистики. В значительной мере она обусловлена геополитической ситуацией, сложившейся в последние десятилетия.

Как известно, республика Армения (согласно официальному самоназванию, Айастани Анрапетуттон) сравнительно недавно обрела независимость и вновь существует в качестве независимого государства. Численность населения к началу 2002 г. не превышала 3,2 млн. Территориально Армения сравнительно невелика — 29,8 тыс. кв. км. В аспекте территориально-административном республика делится на одиннадцать областей — марзепатов. На севере она граничит с Грузией, на юго-востоке с Азербайджаном. Соответственно, на юге, Армения граничит с Ираном и на юго-западе с Турцией. Выхода к морю у Армении нет. По международной классификации она до сих нор относится к категории стран с так называемой переходной экономикой.

За пос тсоветский период в стране было принято две конституции.

Согласно первой, принятой в 1995 г., Армения — президентская республика. Президент избирается на 5 лет и его полномочия больше, нежели полномочия парламента Национального собрания. Президент формирует правительство и если состав правительства не одобрен парламентом, президент имеет право распускать парламент дважды. Парламент избирается па 4 года и формируется партиями, сумевшими преодолеть пятипроцентный барьер1.

Вторая Конституция была принята в 2005 г. Конституционная реформа привела к увеличению полномочий Национального собрания. Оно, согласно новой Конституции, избирается па пять лег, правительство же республики формируется при участии партии, которая по итогам выборов в Национальное собрание набрала большинство голосов.

Конституционная реформа 2005 года позволила 11ационалыюму собранию непосредственно влиять на формирование состава правительства. Так, кандидатура премьер-министра должна быть одобрена парламентом, равным образом, программа действий правительства должна получить одобрение парламента. Кроме того, при участии парламента назначаются губернаторы областей марзпеты. Парламентом же формируются комитеты, ответственные за финансовую деятельность. Президеш не имеет права без участия парламента объяви ть войну2.

В соответствии с Конституцией, президент не имеет права состоять в какой-либо партии. Он контролирует деятельность исполнительной, законодательной и судебной власти. Конституция, принятая в 2005 году, практически уравняла права президента и Национального собрания.

Численность Национального собрания — 131 депутат. Выборы проводятся по смешанной пропорционально-мажоритарной системе. 90.

1 Куртов A.A. Конституционное устройство Республики Армения // Армения: проблемы независимого развития. / Под ред. Н. М. Кожокина. М. 1998. С. 35 '16.

2 Скриписченко Д. Парламентские ш. гборы в Армении 2007 года // Политическая регионалистика [Электронный ресурс]. — Электрон Журн — 2007 -14 лек. URL' littpV/www.regioiial-science.ru/actual/ (дата обращения: 17.10.2008). депутатов избираются по партийным спискам, 41 — по одномандатным округам.

Характерно, что в 2007 г., перед выборами в Национальное собрание Центральная избирательная комиссия зарегистрировала 24 партии и один блок.

По результатам парламентских выборов 2007 г. пятипроцентный барьер преодолели пя ть партий: «Республиканская партия Армении» — 33,8%, «Процветающая Армения» — 15,1%, «Дашнакцутюн» — 13,1%, «Наследие» -6% и «Оринац Еркер» (Страна Законности) — 7% (Артур Ьагдасаряп).

Республиканская партия Армении" (арм. «2,ш]шитш1ф ?шЬршщЬтш^шЬ 1|тиш1]дп1р]гпЪ>>) существует с 1991. Она считается правой, консервативной.

Процветающая Армения" (арм. «Г4ир (]ш1[ш<1 ¿-ициштшЬ») основана в 2004 г. На современном этапе одна из наиболее влиятельных, претендующих на максимальное представительство в парламенте нового созыва. Здесь она считается наиболее серьезным конкурентом Республиканской партии.

Дашнакцутюн" (арм. «Тгшриш^дптрзптЬ») — Армянская Революционная Федерация «Дашнакцутюн» (арм. «¿-, ш] ЬЬфлфгфш^ши ци^Ьш^дш рртЬ»). Создана в 1890 г. в Тифлисе. Ныне «Дашнакцутюн» -самая многочисленная политическая организация армянской диаспоры.

Партия «Наследие» (арм. «с^шпш1к}гл р]ш11») основана в 2002 г. Считается либеральной. Ее главный лозунг — становление развитого правового демократического государства, строящего внутреннюю и внешнюю политику на основе национальных интересов.

Партия «Страна Законности» (арм. «ОрфЬшд ир1]|тр») основана в 1999 г. Считается центристской. В 2003;2006 гг. была второй по представительству в парламенте.

Республиканская партия Армении", «Процветающая Армения» и «Дашнакцутюн» считаются поддерживающими президентскую программу, а «Наследие» и «Страна Законности» — оппозиционными3.

Первые демократические выборы прошли еще в советской Армении. Это были выборы в Верховный Совет 1990 г. Важнейшую роль сыграло тогда «Армянское общенациональное движение» (арм. «?uijng huiiiuiqquijfih 2iupdnul»). В ту пору — наиболее массовая общественно-политическая организация Армении. Считалась либерально-демократической. Была у власти в 1991—1998 гг. Лидер-Л. Тер-Петросян.

Это была оппозиционная советскому режиму организация. АОДпротивник номенклатурных руководителей — К. Демирчяна и С. Арутюняна.

Представителями АОД на выборах были В. Манукян и В. Сирагедян, члены весьма известного в Армении комитета «Карабах», созданного в 1988 г. Одним из лидеров «Карабаха» был Л. Тер-Петросян, впоследствии ставший президентом независимой Армении.

Как известно, Нагорный Карабах — иод именем Арцах — издревле был в составе Армении. Затем, с IV в. Нагорный Карабах уже в составе Закавказской Албании. С XI11 в. Турции, затем Персии. С 1743 г. это Карабахское ханство. С 1813 г. Нагорный Карабах в составе Российской империи. В 1918 1921 гг. на территории Нагорного Карабаха шла война Армении с Турцией и Азербайджаном, сопровождавшаяся армянскими погромами в ходе которых погибло 25 тысяч, разрушены г. Шуша и 45 сел. В 1923 г. создана армянская Пагорно-Карабахская авт. обл. (ИКАО) в составе Азербайджана. В 1988 г. ИКАО в одностороннем порядке провозгласила свой суверенитет, поддержанный в 1989 г. Арменией, а в 1991 г. вместе с Шаумяновским районом Азербайджана, также заселенном армянами, -независимую республику Нагорный Карабах (НКР). В ответ па это.

3 Скрипнеченко Д. Парламешские выборы в Армении 2007 года // Политическая регионалистпка [Электронный ресурс]. — Электрон. Журн. — 2007. -14 дек. URL: http://www.regional-science.ru/actual/ (дат обращения: 17.10.2008).

Азербайджан упразднил статус автономии Нагорного Карабаха. В 1991 — 1994 гг. между Арменией и Азербайджаном велась война за территорию Нагорного Карабаха, в результате которой Нагорный Карабах получил в 1992 г. коридор в Армению через Лачин и Кельбаджар. К его территории были присоединены Агдам и южные районы низменного Карабаха. В 1992—1993 гг. Нагорный Карабах покинули 170 тыс. азербайджанцев.

Представители АОД Маиукян и Сирадегян одержали победу не только на парламентских выборах. Президентские выборы позже выиграл Л. Тер-Петросян.

На президентских выборах 1996 года Манукяп, уже оппозиционер, проиграл действующему президенту Тер-Петросяну. Но победа не спасла президента от отставки в 1998 г.

В 1998 г. впервые в истории республики произошла смена верховной власти. Президентом был избран выходец из Нагорного Карабаха Р. Кочарян, который приобрел широкую известность во время Карабахской войны. Сначала он возглавил Арцахское движение, а потом занял пост премьер-министра и далее президента Нагорного Карабаха. И хотя с точки зрения соблюдения буквы конституции (применительно к цензу гражданства) ряд политиков, ставит под сомнение право президента Кочаряна баллотироваться на высший государственный пост, Армения в определенной степени продемонстрировала готовность к цивилизованным формам ведения политической борьбы.

Парламентские выборы 1999 г. ознаменовались заключением политического альянса. Заключили его действующий министр обороны В. Саркисян и бывший коммунистический лидер К. Демпрчяп, главный конкурент Кочаряпа в 1998 г. Возглавляемая Саркисяном Республиканская партия Армении (РИА) и возглавляемая Демирчяном Народная партии Армении (НПА) сформировали блок «Единство» (арм. «1Г|1шиЬш.р]П1.и»), получивший большинство в парламенте. Демирчян стал председателем.

Национального собрания. Гак блок «Единство», пе будучи оппозиционным, оказался по сути противовесом президентской власти.

Несмотря на зафиксированные наблюдателями нарушения, традиционное использование властями административного ресурса, события 1998;1999 гг. можно считать шагом вперед к свободным, демократическим выборам. Появился шанс на преодоление социально-политической и экономической стагнации предшествовавших 2−3 лет. 11овые лидеры сделали ряд попыток достижения консенсуса между различными поли шчсскими силами, сближения с армянской диаспорой, декларировали войну с коррупцией. Как результат политических процессов тгих лет в руководстве образовались конкурирующие центры, что могло стать основой как реального демократического разделения властей, так, к сожалению, и укоренения клановости.

На ситуацию в Армении значительное влияние оказал августовский (1998) экономический кризис в России, существенно сокративший инвестиционные потоки и материальную помощь, которые поступали от армян, проживающих и работающих в этой стране.

Следует отметить, что в России проживает 2,5 милл. армян, из которых 0,5 милл. — в Москве'.

В условиях, когда экономика Армении продолжала страдать от транспортных блокад, связанных с конфликтами на Южном Кавказе, этот фактор не мог не отразиться на надеждах людей улучшить свою жизнь, па их отношении к власти.

Однако наиболее сильным ударом по стабильности стал террористический акт в Национальном Собрании 27 октября 1999 г., в результате которого погибли глава парламента, глава кабинета министров и еще шесть представителей законодательной и исполнительной властей. Это трагическое событие не только парализовало на несколько месяцев всю.

4 Цит. по Ишр^ иЖтптЬр. П-прЬрш Яп^шрриЬр ?Ш]1рп1рик ¿-трд^ ^ш1ршпицрпи!: ЬрЬшЬ, 2005:1з>: 217: {Марк Аматуни. Роберт Кочарян в судьбе Армянского Вопроса. Ереван, 2005. С. 217.) систему управления в стране, но и привело к формированию в обществе атмосферы взаимных подозрений, чувства незащищенности и бесперспективности. Как следствие — активизация кланового противостояния, угроза гражданского конфликта, замораживание ряда экономических программ, новая волна эмиграции. Несмотря на то, что президенту и его окружению удалось восстановить к середине 2000 г. вертикаль власти, отзвуки 27 октября продолжали сказываться на политической ситуации.

После трех кризисных лет наметилось оживление в экономике страны. По ряду показателей Армения вышла в число лидеров среди бывших советских республик, увеличился объем инвестиций. Начались интенсивные работы по благоустройству столицы и ряда регионов3.

Вместе с тем, экономический рост сопровождался углублением пропасти между богатыми и бедными, монополизацией прибыльных отраслей бизнеса.

Большинство населения по-прежнему настроено критически по отношению к государственной власти. В основном негативно реагировало общественное мнение па приватизацию иностранными компаниями важнейших экономических объектов. 'Гак, Ереванский коньячный завод (ЕКЗ) вместе с относящимися к нему предприятиями (Армавирский, Бурастапский и Айгевапский заводы) в 1998 купила французская компания «Перно Рикар» за 30 миллионов долларов), России — в счет долга — передали ряд крупных промышленных предприятий. Правительство Армении в ходе очередного заседания 22 марта 2006 г. приняло решение продать свои 10% или 1 883 771 акций «АрменТсл» владельцу остальных акций ОАО «ВымпелКом"6.

5 Шир^ 1Ыиипт1ф, ш2|шшпш [эръЬр, 162−169: {МаркЛмитуии. Указ. соч. С. 162−169.).

6 «ВымпелКом» — первая российская компания, выпустившая акции на 11ыо-Гторкской фондовом бирже. Сегодня она предоставляет свои услуги в 6 Сфанах СНГ — России, Украине, Казахстане, Грузии, Таджикистане, Узбекисшне и уже в Армении Кс (аги, армешеловскаи сделка для «ВымиелКома» оказалась самой крупной ил тех, которые осуществлялись вне России. Основной страстней «ВымиелКома» сегодня является активная экспансия на черриюрии СНГ.

Цена акций была утверждена в размере 1/9 суммы, за которую «ВымпелКом» приобрел 90% акций «АрмепТел» у бывшего владельцагреческой компании ОТН.

Экономическое развитие задерживалось также из-за карабахского конфликта. Отношение с Азербайджаном принято было характеризовать фразой «ни мира, ни войны». Не было и нормальных отношений с Турцией. И все же ни одна из ведущих партий не выдвинула перед президентскими выборами 2003 г. четкой программы. Ряд наблюдателей склонен объяснять это обстоятельство дефицитом легитимности и стремлением партийных лидеров избежать ответственности за решение весьма сложных политических вопросов.

Слабость партий оказалась связана и с процессом усиления экономических кланов, их стремлением к власти, которое обеспечивалось мощными электоральными ресурсами.

Армения подошла к парламентским и президентским выборам 2003 г. с незавершенным судебным процессом над обвиняемыми в террористическом акте в Национальном Собрании. Следствие так и не вышло на след организаторов теракта. В ю же время неофициальные версии относительно заказчиков стали важной темой избирательной кампании. Оппозиция инкриминировала президенту и его ближайшему окружению халатное отношение к безопасности парламента и бездействие при расследовании преступления. Также высказывалось предположение, что именно президент Кочаряп и бывший министр национальной безопасности (потом министр обороны, ныне президент) Саркисян — организаторы теракта. В результате на первые роли в лагере оппозиции вышли не политики со стажем и опытом, а родственники убитых лидеров «Единства» — С. Демирчяп, и А. Саркисян.

Дополнительно осложнило подготовку выборов еще одно убийство. 28 декабря 2002 г. был застрелен председатель Совета Общественной телерадиокомпании Т. Нагдаляп. Он был широко известен в политических и журналистских кругах, входил в ближайшее окружение президента. Все это обусловило появление множества версий, интенсивно использовавшихся в предвыборной борьбе. Ь^ще до выборов были арестованы исполнители исогласно их показаниям — заказчик убийства: Л. Саркисян, брат убитого в 1999 г. премьерминистра В. Саркисяна. Обострившаяся политическая ситуация привела к ослаблению демократических тенденций, прекращению конструктивного диалога между властью и оппозицией. Власть опять, как и до 1998 г., отдалилась от общества. Л оппозиция политическим аргументам и альтернативным программам вновь предпочла лозунги о «преступном режиме».

В качестве важного фактора, способствующего демократическим реформам в Армении, рассматривалось се принят ие в Совет Европы в январе 2001 г. Однако выполнение обязательств, связанных с членством страны в авторитетной международной организации, существенно отставало от установленного графика. И это не способствовало уменьшению напряженности.

Таковы основные факторы, обусловившие специфику современной армянской политической журналистики.

Возможно, что период существования в Армении свободной или относительно свободной, прессы еще недостаточен для масштабного анализа. Потому, вероятно, исследователи ограничивались локальными аспектами функционирования СМИ. В центре внимания ученых и публицистов обычно оказывались частные случаи: судьбы конкретных изданий и журналистов, освещение определенных проблем, реакция СМИ па те или иные глобальные события7. Саргисян А. СМИ и журналистика, их функции и роль в общественной жизни АрменииЕго же. Основные проблемы и перспективы развития СМИ в Армении // Интерныос (Электронный ресурс}. Общественная организация. -2002. URL. http://www.inteniewb.ani/(дата обращения: 10.04.2009): Хумарян Г. Проблемы информационной безопасности Армении // Voskanapat. inio [Элекфонный ресурс]. -Аналитический портал. — 2009. — 15 окт. URL: http://wvvvv.voskanapat.iHfo/ (дата обращения: 10.04.2009) — Ею же. Армения как объект информационно-психологического воздействия // Voskanapat. inio [Элекфонный ресурс]. — Аналитический норiал. — 2009. — 22 дек. URL: http://www.voskanapal.info/ (датаобращения:

Между тем сегодняшнее положение в сфере СМИ Армении существенно отличается от ситуации как советского периода, так и первых постсоветских лет. Можно сказать, что за полтора десятка лет пройден довольно значительный путь.

Началом зарождения в Армении свободной прессы можно считать 1988 г. Это связано с началом карабахского движения. До 1988 г. декларированные в СССР «перестройка» и «гласность» почти не отразились на армянских СМИ. Прессе по-прежнему был свойствен пафос советского типа. Пропаганда, как и прежде, заменяла информацию. В газетах доминировали официальные сообщения о деятельности представителей власти.

Характерно, что 'так называемый «самиздат» в Армении был сравнительно мало распространен. Однако с началом карабахского движения — всплеск самиздатской активности. Этому способствовал последний советский «Закон о СМИ», принятый в 1989 г. Новый закон не предусматривал четких ограничений рамок гласности и разрешал тиражировать до тысячи экземпляров печатного издания без регистрации при Министерстве юстиции.

Фактически главной задачей армянских СМИ периода 1988;1991 гг. стала контр пропаганда. Точнее противостояние официальной советской пропаганде. Значительная часть материалов новых армянских газет — реакция на многочисленные публикации о карабахском движении, появлявшиеся в центральной советской прессе. Прежде всего, на публикации в газете «Правда». И конечно, реакция на публикации в официозной армянской прессе. Армянский самиздат противостоял попыткам дискредитировать карабахское движение, представить его как исключительно экстремистское.

Этот период отмечен активностью не только самиздата. Даже вполне официозные издания, такие, как «Гракан терт» («Литературная газета») или.

10.04.2009) — Журналисты погибшие при выполнении профессиональных обязанностей // Центр экстремальной журналистики. — 2002. — 28 дек. URL: hllp. V/www.cjls.ru/ (дата обращения: 10 04.2009).

Пионер канч" («Клич пионера»), журнал «Гарун» («Весна»), среди постоянных авторов которого был будущий министр обороны и премьер-министр Армении Саркисян, постоянно обсуждали карабахскую проблему. Тиражи газет в этот период увеличилось вчетверо — с 5000 до 200 008.

Рост тиражей был обусловлен не только карабахской проблемой. Авторами значительной части материалов были писатели, ученые, творческая элита. Никогда прежде средства массовой информации Армении не имели такой большой аудитории, не пользовались таким колоссальным уважением и доверием. Именно с началом карабахского движения, с усилением самиздатской активности и относительным освобождение армянской прессы от коммунистической цензуры формировались традиции, обусловливающие функционирование современной армянской политической 9 журналистики .

Период 1991;1994 гг. известен многочисленными новациями, в сфере.

СМИ.

21 сентября 1991 г. в Армении был проведен референдум о независимости. Быстро расширялись и укреплялись связи с иностранной армянской диаспорой. Возникали новые политические партии. Семь новых партийных газет боролись за внимание читателей. При этом тематически особой разницы между армянской прессой 1991 г. и 1989 г. не наблюдалось. Шла война в Карабахе, и в прессе по-прежнему преобладали пафосные публикации и антиазербайджанская пропаганда. Отличие новой прессы состояло в том, что дилетантов постепенно заменяли профессионалы.

Однако начавшийся в 1990;1991 гг. газетный бум вскоре пошел на убыль. И хотя главную роль здесь сыграл экономический фактор, нельзя не отметить, что партийная пресса зачастую не пользовалась спросом из-за.

8 Мелояи Р. Пути становления СМИ независимой Армении // Постсоветские СМИ: От пропаганды к журналистике. Сборник статьей / Под ред. В. Че1сряна, Н. Искандаряна. Ереван, 2005. С. 116.

9 Мкртчян НЯшн Г. Среде та массовой информации Республики Армения // Армения: проблемы независимо! о развития. / Под ред. Е. М Кожокина. М., 1998 С. 219. тенденциозности, отсутствия оперативной информации и просто низкого качества публикаций.

На этом фоне резко выделялась газета «Азг» («Народ»), Выпускала се Либерально-демократическая партия «Рамкавар азачакап кусакцутюн» (арм. «n-uiill]uii]uip uiquiumiljiiili ljnLuual|gnLpjnLb»). Основана партия была в октябре 1921 в Константинополе представителями ряда армянских политических партий. У псе отделения в США, Франции, Ливане, Египте и других странах. Центральные издания — «Зартопк» (Бейрут), «Нор ор» (Фрезно), «Пайкар» (Бостон). С 1990 г. у партии есть и представительство в Ереване. И, соответственно, газета «Азг». В 1991 г. тиражи ее росли, превышая 30 000 экземпляров10.

Не уступала ей газета «Еркир» («Страна») — орган партии «Дашнакцутюн». Тиражи этой газеты — 40 000−50 000 экземпляров" .

Оба издания — «Азг» и «Еркир» — не ограничивались партийными проблемами, отличались информативностью и высокой журналистской культурой. Они и остались в числе наиболее читаемых в Армении газет. Главными редакторами только этих двух газет были профессиональные журналисты, прежде работавшие в СМИ на Западе, ставившие во главу угла информацию, а не пропаганду, и не жалевшие партийных денег на покупку лент «Рейтер», «Франс-пресс» и «Асошейтэд Пресс».

Именно «Азг» и «Еркир» были главными проводниками влияния армянской диаспоры, одной из самых влиятельных в мире. Сформировалась она, как известно, в 1915—1923 гг. после геноцида 1,5 млн. армян в Западной Армении и других районах Османской империи и депортации еще 1 млн. армян, расселились в различных странах. Обе газеты существенно изменили ситуацию на рынке СМИ в Армении.

Меняется ситуация не только в Армении.

10 Мкртчян НЯзчян Г. Указ. соч. С. 221.

11 Там же. С. 220.

После запрета деятельности КПСС, дезинтеграции Советского Союза образовалось Содружество Независимых Государств (СНГ), которое радикальным образом изменило не только политическую карту огромной евроазиатской страны, но и иной сделало структуру российской журналистики. Заметно возросли и целенаправленность и многообразие информационного поюка12.

Почти все выходившие в Москве газеты и журналы изменили статус, иным стал круг издателей, особенно финансировавших выпуск периодики. Современные российские СМИ не только продавали свою информацию, но и сами стали объектом купли-продажи, и при этом не ясно, кто финансировал издание и являлся его реальным владельцем. Определенные проблемы возникли в связи с тем, что Правительство Российской Федерации поначалу отмежевалось от центральных газет. Однако вскоре оно приняло их под свою юрисдикцию, придав им статус всероссийских. Строительство системы СМИ России, развернувшееся в 1990;е гг., сопровождалось немалыми трудностями. На начало ноября 1991 г. Министерством печати и массовой информации РФ было зарегистрировано 1269 газет, журналов, информационных агентств. Более 2200 средств массовой информации получили свидетельства на право деятельности в бывшем союзном ведомстве. Однако это далеко не полные данные, так как часть изданий была зарегистрирована в Российском министерстве печати, другая — в исполнительных органах власти различных уровней, вплоть до районных Советов. В целом установлено, что в 1991 г. в Российской Федерации издавалось 4863 газетып.

В российской журналистике появлялись все новые типы изданий. Среди них с момента возникновения и появления на информационном рынке особое место занимает группа изданий, главной темой которых всегда.

12 Засурский Я. Журналистка в изменяющемся .мире // Вест. Моск. юс. ун-га. Сер. № 10. Журналистка. 1991. № 2. С. 95−105. п Печать Российской Федерации в 1991 году. Стат. сборник. М., 1992. С. 5. оставалась политика, а главным принципом серьезный подход к ней. Это в первую очередь «Известия», «Коммерсантъ», «Коммерсанть-Дейли», «Московские новости», «Независимая газета», «Новая ежедневная газета», «Новое время», «Общая газета», «Сегодня» и др.

Газетный мир Российской Федерации неуклонно расширялся, сохраняя при этом свой многонациональный характер. В начале 1990;х гг. газеты и журналы выходили почти па 40 языках российских пародов1'1.

Правда, положение прессы республик, входящих в состав федерации, было нестабильным. Переход к рыночным отношениям привел к сокращению тиражей. Почти третью часть подписчиков потеряли газеты кавказских республик.

Коренной пересмотр общественных отношений, демократизация общественной жизни, переход к рынку радикально изменили роль средств массовой информации и представления читателей о них. В 1991 г., еще больше в 1992 г. продолжали падать тиражи массовых газет. Сказались не только экономические факторы, но и эволюция читательских.

— 15 предпочтении .

Падение тиражей обусловили и Беловежские соглашения, ограничившие информационное пространство, отсекая национальные аудитории бывших республик СССР. Новые государства создавали свои информационные системы. Сказалось и влияние политических, экономических реформ, воздействующих на структурирование общества и дифференциацию интересов16.

В 1992 г. из 40 массовых изданий 33 потеряли читателей. У газеты «Труд» тираж сократился почти на 6 млн. экз., у «Комсомольской правды» м Гам же. С. 96.

15 Засурский Я. Переход к рынку и кризис прессы // Вести. Моск. ун-та. Сер. X" 10. Журналистика. 1991. № 1. С 73−81.

16 Рссияиская Л. Современный этап развития газетно-журнальной периодики // Вестн Моск. ун-та.

10. Журналистика. 1994. № 4. С. 3−9. на 5 млн. экз. Наибольшие потери понесли бывшие издания КПСС: по сравнению с 1990 г. («Партийная жизнь») набрала лишь немногим более 19%. «Диалог» — около 25%. «Правда» — около 40%. «Советская Россия» — немногим более 59%. Однако 7 изданий увеличили тираж. Среди ежедневных — «Российская газета», «Сельская жизнь». Среди еженедельных — «Мегаполис-экспресс», «Коммерсантъ», «Экономическая жизнь», «Бизнес и банки"17.

В 1993 г. ситуация на рынке прессы продолжала ухудшаться: резко возросли цены па бумагу, полиграфические услуги, доставку. СМИ все больше ощущали экономическую зависимость от правительства и влиятельных финансовых структур.

С этой точки зрения примечательна оценка, сформулированная в книге «Средства массовой информации России. 1997 год». Эксперт' подчеркивает, что «журналистика становилась все более эгоистичной и самодостаточной, она не стремилась собрать и выразить общественное мнение, не пыталась его формировать через осмысленную и объективную информацию. Вместо этого она охотно публиковала личное или редакционное мнение, выдавая его за общественное, а нужную информацию — за обьективную"18.

Можно сказать, что в России, и в Армении конъюнктура рынка печатных СМИ во многом сходна. И это прослеживается при анализе развития армянской прессы.

Энергетический кризис, начавшийся в 1991 г., привел к тому, что вплоть до 1994 г. СМИ Армении находились на грани выживания. Так, зимой 1992;1993 гг. был приостановлен выпуск почти всех газет, кроме официозных, а также органов богатых иностранных партий — «Азг» и «Еркир». Официозные газеты передислоцированы в Президентский дворец, и Засурский Я. Переход к рынку и кризис прессы // Вест н. Моск. ун-та. Сер № 10. Журналистика. 1991.№ I. С. 73−81.

1! Система средств массовой информации России / Под ред. Я. Засурского. В 2 ч. Ч. 1. М., 1994. С.

6−14. где имелась круглосуточное электроснабжение, а у «Лзг» и «Еркир» были собственные источники электроэнергии19.

Не меньше энергетического кризиса 1992;1993 гг. повлияло па рынок СМИ и подорожание газетной бумаги. К началу 1994 г. в Армении практически не осталось самоокупаемых газет. Выжили издания, которые нашли платежеспособных спонсоров и учредителей, а также тс немногие, что сумели сохранить с лучших времен запас бумаги.

Хотя к 1994 г. многие газеты стали выходить достаточно регулярно, резко упал уровень интереса аудитории к печатным СМИ. В основе падения интереса лежал не столько финансовый фактор, сколько изменение социально-политического климата в стране и снижение социальной активности населения. На смену взлету национального самосознания 19 881 991 гг., с которым и совпал пик интереса к СМИ, пришел экономический кризис и чувство разочарования. Особенно глубокое разочарование испытали представители старшего и среднего поколения, привыкшие к действенности и прикладному значению советской прессы. Пережившие эпоху, когда небольшой критической статьи в газете «Коммунист» было достаточно для снятия с должности, а го" и привлечения к административной или даже уголовной ответственности чиновников самого высокого ранга, не могли смириться с внезапно открывшейся для них беспомощностью прессы. Самые громкие разоблачения со страниц газет могли стать лишь темой для обсуждения в городском транспорте на несколько дней.

Именно 1994 г. был рубежом, за которым статус СМИ в Армении значительно изменился. СМИ утратили прежнее значение в социальной жизни республики, Их возможности как регуляторов общественного мнения и, соответственно, контроля над политическими процессами, заметно сократились. Читательская аудитория каждой из газет к этому времени стала весьма мала. Наиболее читаемой становилась газета Министерства.

19 Мкртчян Н, Язчян Г. Укач. соч. С. 221. внутренних дел Армении «02», специализирующаяся в основном на криминальной хронике и детективных рассказах20.

К 1994 г. относятся и два важных события в жизни армянских СМИ. Прежде всего, начался выпуск газета «Аравот» («Утро»). Она считалась формально независимой, гак как учредителем был коллектив редакции. Газета, отличавшаяся оперативностью, быстро стала популярной.

Второе событие было по сути ограничением свободы слова в Армении. 28 декабря 1994 г. указом президента Армении 01 28 была на полюда приостановлена деятельность партии «Дашнакцу гюн». Вместе с партией были закрыты 13 СМИ и типография" .

Дашнаке кая пресса считалась наиболее тенденциозной, однако информативность обеспечивала высокий рейтинг. Так, к моменту закрытия газета «Нркир» выходила очень большим для Армении того времени тиражом -40 000−50 000, а весной 1993 г. достигал 55 000 экземпляров" «.

Не просто закрытие, но и арест имущества «Еркир», сопровождавшиеся практически погромом в редакции, стали первым ярким свидетельством того, сколь иллюзорна свобода слова в демократ ической Армении.

В период запрета дашнакской партии газета «Айоц Ашхар» («Армянский мир») считалась неофициальным партийным органом «Дашнакцутюн». Предполагалось, что и другие СМИ, имеющие отношение к «Дашнакцутюн», деятельность которых была прекращена указом президента, будут опять выходить при наличии финансовой поддержки. По возрожденная к 1998 г. дашнакская пресса уже не достигла прежнего уровня объема в тираже.

Следующий период развития армянской прессы — 1995;1996 гг. -характеризовался определенной нестабильностью. Дороговизна бумаги,.

20 Масти Р. Указ. соч. С. 119.

21 См., напр.: 1Гшр1) И^шттЩц Х^шЬ ш^ишиппррн.Ь^, 43: {Марк Лматупм. Указ. соч. С. 43.) — Мкртчян Н, Язчян Г. Указ. соч. С. 221.

22 Мкртчян ИЯзчян Г. Укаг. соч. С. 220. небольшой спрос и, следовательно, небольшие тиражи лишили редакции газет надежды на прибыльность. Таким образом, к 1995 г. определяющим становится влияние спонсоров. Начинается экспансия частного капитала. Крупные финансисты обзаводятся собственными газетами, лоббирующими интересы владельца или поддерживаемых им политических сил.

Таким образом, на смену политическим методам воздействия на свободу слова приходят' экономические.

Политически воздействовать на СМИ позволял и дефицит типографских услуг. В Ереване крупнейшей и лучше всего оснащенной технически была типография издательства «Тигран Мец» («Тигран Великий»), Это в прошлом — издательство ЦК компартии Армении. Там и печаталось большинство ереванских газет. Как признала дирекция издательства, в период с 1994 по 1996 год по указанию сверху она нередко отказывалась печатать номера тех или иных газет под предлогом неуплаты долгов, даже ничтожных — в 200−300 долларов. Остальные газеты продолжали издаваться при наличии не меньших долгов23.

Монополия на печатные средства и сеть распространения периодики служат одним из инструментов контроля над прессой. Издательство «Тигран Мец» по-прежнему монополист. Что касается распространения, печатные издания годами распространялись через государственное предприятие «Аймамул» («Армнечать»), которое и по сей день монополист. Однажды весь тираж номера еженедельника «Айжм» («Теперь»), издания оппозиционного Национально-демократического союза, оказался конфискованным, так как в номере была помещена ста1ья, критикующая «Аймамул». В конце 2002 г. «Аймамул» приватизировал газетные ларьки. Лишь через несколько лет на рынке распространения печатной продукции появились независимые агентства. Считать их серьезными конкурентами «Аймамула» пока что нельзя. А свободу прессы трудно представить себе без свободного распространения газет.

23 Мелоян Р. Указ. соч. С. 121.

Начиная с 1996 г., после преодоления энергетического кризиса, СМИ Армении вновь развиваются. Появились независимые теле — и радиокомпании. Ныне таких компаний в Армении довольно много не только в Ереване.

В 1996 г. Армения официально выразила намерение вступить в Совет Европы и Европейскую конвенцию по правам человека. Комитет министров Европейского Совета согласился поддержать намерения Армении, как только требования Устава Европейского Совета, а именно внедрение принципов демократии, уважение к правам человека и создания правового государства будут выполнены24.

Свобода выражения мнения, в частности, свобода СМИ, признается одним из основополагающих принципов демократического общества. Для вступления в Европейский Совет Армения должна была доказать, что она обеспечивает защиту свободы СМИ. Предоставляет возможность прессе «играть свою ключевую роль общественного стража, и передавать информацию и иди, представляющие общественный интерес"23.

Однако сложившаяся к тому времени ситуация в СМИ была далека от этих показателей. Особенно это продемонстрировали парламентские выборы 1995 г. и президентские выборы 1996 г. когда пресса проявила крайнюю тенденциозность и работала не для избирателей, а для кандидатов в депутаты и в президенты. К тому же во время президентских выборов 1996 г. имели место случаи травли СМИ.

Вообще 1996 г. Ереванский пресс-клуб и Комитет по защите журналистов сочли рекордным в истории независимой Армении — по количеству фактов ущемления свободы прессы и прав независимых журналистов.

14 Мгшасян С. Сслрудничеаво ЕС — Армения и новая «политика европейского соседе1ва». 1ЛИ: www.idea.int/europecis/upload/Armenia-EU (да 1а обращения: 23.1 1.2009).

23 Ме. юяп Р. Указ. соч. С. 121. л Цит. по- 1Тшр1] ПишшгпЬ/!. «Ъ->1|ш<5 и^иишпаррпЛф, Ьр '12−46: (Марк Лматуии. Указ. соч. С.

42−46.).

Итоги были неутешительны. Армянские СМИ продолжали критиковать власть и правящую партию АОД, однако некоторых тем журналисты предпочитали не касаться — во избежание негативной реакции со стороны представителей государственной власти.

В 1997 г. произошло событие, напрямую связанное с прессой, которое в корне изменило расклад сил в Армении. Речь идет о статье «Война или мир? Время призадуматься», посвященной карабахскому урегулированию.

Статья была опубликована в «Айастани Анрапетутюн» вызвала невиданный ранее общественный резонанс. Можно сказан", что статья обусловила отставку президента Тер-1 (етросяпа и фактический уход с политической арены всей элиты партии АОД. Дело в том, что Л. Тер-Петросян выступал в поддержку поэтапного плана урегулирования конфликта (предложенный Минской Группой ОБСЕ), открыто указывая, что мировое сообщество никогда не признает независимости Нагорного Карабаха или его объединения с Арменией. В чо же время дальнейшее сохранение статус-кво также недопустимо. В адрес Л. Тер-Петросяна последовали обвинения в измене и предательстве. А 1 ноября 1997 г. Тер-Петросян ответил на вес обвинения статьей «Война или мир? Время призадуматься», где по всем пунктам убедительно опроверг своих оппонентов. Он призвал всех армян осознать, что была выиграна не война, а всего лишь сражение. Более того, убеждая армян быть реалистами, он открыто предостерегал: «То, что мы отвергаем сегодня, в будущем мы должны будем просить, но не получим, как не раз бывало в нашей истории"27. Это было первое обстоятельное изложение взглядов первого президента постсоветской Армении. Общество оценило его позицию как пораженческую.

От отставки Тер-Пстросяна и изменений политических реалий пострадали даже официозные издания — «Айастани Анрапетутюн» и.

11 Тер-Петросян Л. Война или мир? Время призадуматься // Айастани Анрапетутюн. 1997. 1 ноября. № 212(1917). С. 1−2. русскоязычная «Республика Армения». Несмотря на то, что редакционные коллективы были соучредителями и соиздателями газет, новоизбранный спикер парламента назначил главных редакторов по своему усмотрению. Таким образом, Национальное собрание ликвидировало независимость газет. В связи с этой историей в обществе была вновь затронута тема государственного контроля над прессой и целесообразности существования государственных СМИ в стране, строящей демократию.

Издания, утратившие независимость и ныне считаются парламентскими, но их некогда высокий рейтинг катастрофически упал. В особенности — русскоязычной газеты «Республики Армения». Ныне она уже не ежедневная, а еженедельная. Это сопряжено, в первую очередь, с резким сокращением государственного финансирования. Сегодня представители государственной власти стараются не афишировать свое руководство изданиями, для чего и создают новые СМИ. Кроме того, многие формально независимые издания спонсируются финансистами, связанными с представителями государственной власти.

По-прежнему важна роль армянской диаспоры в процессе становления независимой прессы. Существование большой и богатой армянской диаспоры — фактор, который всегда отличал Армению от остальных стран на постсоветском пространстве.

Результаты сравнения сегодняшнего состояния печатных СМИ с периодом с 1988;1993 гг. неоднозначны.

Примерно треть постоянных читателей газет отмечают регресс в отношении свободы печати. Особенно разочарованы читатели, получившие высшее образование. В то же время отмечается обратно пропорциональная связь между возрастом читателей и оценкой роста свободы прессы за последние 10 лет. Молодежь выше оценивает процесс либерализации СМИ. Хотя пресса не играет прежней роли, в целом можно отмстить, что ситуация постепенно стабилизируется" .

28 Мслоян Р. Указ. соч. С. 125−126.

Как и в предыдущие годы, одной из основных проблем информации остается неоправданное ограничение свободы получения информации. Закон гарантирует свободу прессы, запрещая цензуру и монополию на СМИ. Однако на практике негосударственные, оппозиционные СМИ оказываются в менее выгодном положении при получении информации от официальных источников. Специальные отделы или пресс-службы правительственных учреждений не всегда выражают желание предоставить информацию. Особенно трудно тем СМИ, которые обычно критикуют власть. А так как новый закон «О средствах массовой информации» не дает журналистам никаких инструментов борьбы с необоснованным отказом предоставить нужные им сведения, можно ожидать, что произвол контролирующих структур продолжится и в дальнейшем.

Экономическое положение пока не позволяет полностью сложиться рынку рекламы, которая стала одним из основных источников доходов прессы и обеспечила ее независимость. Анализ соотношения стоимости одного квадратного сантиметра рекламы в газетах с их тиражом и объемом публикуемой рекламы не обнаруживает какой бы то ни было связи между этими параметрами. На сегодняшний день лишь несколько редакций могут утверждать, что газета для них — прибыльный бизнес. Среди таковых — газеты «Етер» («Эфир») и русскоязычная «Эфир», которые печатают программутелевидения. Их тиражи превышают 50 000 экземпляров. Примечателен и еженедельник «Деловой экспресс». Его тираж 5000, цена номера 150 драм, и на три четверти он состоит из рекламы и объявлений. А из общественно-политических газет1 лишь еженедельник «Иравунк» («Право»), издающийся тиражом 10 000 (в период выборов тираж возрастает вдвое), не только самофинансируем, но и отчасти покрывает нужды своего учредителя — Союза «Конституционное право». Экономические трудности и сегодня являются наиболее серьезной угрозой свободе прессы. Например, в 2003 году из-за отсутствия финансирования закрылись две оппозиционные газеты.

Как и в предыдущие годы, несовершенное законодательство, финансовые трудности, неразвитая судебная система, отсутствие хорошо организованных акций журналистов в защиту своих прав и свобод продолжают препятствовать становлению полноценной свободы средств массовой информации в Армении.

Период 1998;2003 гг. ознаменовался серьезными изменениями в области СМИ. Быстро росло количество электронных СМИ, прежде всего телекомпаний. Только в Ереване вещают больше полутора десятка телевизионных каналов, примерно столько же работают в регионах Армении. Радиокомпании не смогли выдержать конкуренцию па рынке политических программ, оперативной информации и сосредоточились на музыкально-развлекательных передачах.

Печатным изданиям также стало трудно конкурировать с телевидением. Газеты все в большей степени ориен! провались не на широкую аудиторию, а на узкий слой общества, активно интересующийся и непосредственно участвующий в политической жизни. Это определило и доминирующую тематику печатных СМИ: внутриполитические проблемы, межпартийные и межклановые отношения.

Первые месяцы президентства Кочаряна стали периодом своего рода консолидации власти с демократическими институтами, в том числе и прессой. Однако, по мерс нарастания борьбы политических группировок за сферы влияния, пресса становилась объектом нападок. В 1999 г. ряд судебных дел против газеты «Орагир» («Дневник») и ее редактора привели к закрытию этого издания. Л теракт в парламенте 27 октября 1999 г. и обострившееся политическое противостояние спровоцировали в армянских СМИ настоящие информационные войны. Последовавшие аресты журналистов, имена которых связывались с терактом, попытки противоборствующих политических группировок усилить свое влияние на те или иные телекомпании и газеты настолько накалили атмосферу, что о надеждах на развитие свободы слова и независимой прессы журналистам пришлось забыть.

Противоречива была ситуация и в области законодательства о СМИ. С одной стороны, обязательства Армении перед Советом Ивропы подразумевали принятие нового закона о СМИ и трансформацию государственного вещания в общественное. С другой стороны, жесткое противостояние политических элит обусловило стремление власти установить надежный кошроль над эфиром и прессой. Как следствие, в октябре 2000 г. был принят закон «О 'телевидении и радио», который предоставлял президенту страны право единолично и без учета чьего бы то ни было мнения формировать органы, регулирующие вещание. Закон в целом противоречил стандартам СЕ. А в феврале 2002 г. правительство одобрило законопроект «О массовой информации», предполагавший лицензирование СМИ и фактически восстанавливавший институт цензуры. И если в результате протестов журналистской общественности законопроект «О массовой информации» был в дальнейшем серьезно переработан, то закон «О телевидении и радио», несмотря на забастовку журналистов в январе 2001 г., не претерпел принципиальных изменений и стал негативным фактором в развитии электронных СМИ.

Так, первый же конкурс на вещание, организованный в начале 2002 г. Национальной Комиссией по телевидению и радио, которая была создана в соответствии с новым законом, завершился утратой лицензии единственным не находящимся иод влиянием властей столичным т елеканалом «А1+». Большинство наблюдателей связало этот факт с предстоящими выборами. Негативная реакция международных организаций, в том числе представителей ОБСЕ, Совета Европы и Европейского союза, ничего не изменила.

Отрицательно действовал на общественное настроении случаи насилия в отношении журналистов, участившиеся в 2002 г. К примеру, 28 декабря 2002 г. впервые в истории постсоветской Армении был убит журналист, председатель Совета общественной телерадиокомпании Т. Нагдалян. Какими бы ни были мотивы этого убийства, оно так или иначе было связано с профессиональной деятельностью жертвы.

По итогам 2002 г. Армения впервые была отнесена международной организацией «Фридом Хауз"*» к странам с «несвободными СМИ». В предыдущие годы она относилась к категории с «частично свободными СМИ».

Степень научной разработанности темы невелика. Исследование СМИ в контексте политических процессов находится на стыке таких научных дисциплин, как теория журналистики, теория коммуникации и РЯ, политология и др. Вопрос о значении и месте средств массовой информации в политических процессах нашел отражение в работах сочинениях Я.Н.

30 11 3 ^.

Засурского" ', К.В. Маркелова", С.Г. Корконосспко" .

Весьма важны также работы, где рассматриваются проблемы формирования в СМИ имиджа политического лидера. Особо следует публикации таких исследователей, как Е. В. Егорова-Гантман3'', Ю.

2У Freedom House (FH, дом свободы) — неправительственная организация со шгаб-квартирой в Вашингтоне (США). Основана в 19'П г. Занимается, в частности, исследованиями состояния политических и гражданских свобод (с 1978). j0 Засурскт1 Я. Н. Искушение свободой: российская журналистика 1990;200'!. M., 2004.: К го же. Масс-медиа второй республики. М., 1999.: Его же. СМИ и стновленнс в России гражданского общества // Журналиа. 2003. № 1 С. 16−18: Его же. Власть и пресса — оппонешы или союзники? // Парламентская raseia, 2002. 7 декабря. № 233. С б — Ело же. Журналистка в изменяющемся мире // Вестник Моск. гос. унта. Сер 10 журналистика 1991. № 2 С. 95−105. Ею же. Переход к рынку и кризис прессы // Весншк Мое. гос. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1991. Jr° 1. С. 73−81. Его же. Журналист для эпохи рынка: Где и как их учить? //Журналист. 2007. № 2. С. 61−63.

31 Марквлов К. В. Журналистика и власть: этика взаимоотношений, резервы взаимодействия // Вестник Моск. гос. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 200/1. Я" 1. С. 46−49.: Общественный идеал как объект воздействия государственной информации ноли гики // Государе ¡-венная служба. 2005. № 6. С. 105−110.

32 Журналистика в мире политики: Исследовательские подходы и практика участия / Под ред. С. Г. Корконосенко. СПБ., 2004.

Егорова-Гантмаи Е. В. Имидж лидера: Психологическое пособие для политологов. — М&bdquo- 1994.

Хайдекинг34, Г. Г. Почепцов33 Эти работы содержат богатый эмпирический материал и представляют собой ценный опыт системного изучения проблемы: в них рассматриваются природа имиджа, его социальная роль, эффективность, приемы «производства» образов. Следует также отметить монографию Т. Э. Гринберг «Политическая реклама: пор1ре1 лидера», где изложены теоретические подходы в рамках деячельностной концепции рекламы и разработана жанровая классификация политической рекламы36.

В той или иной степени большинство аспектов избранной темы данного исследования освещается в ряде книг по технологиям российских и западных избирательных кампаний, политической имиджелогии. Следует подчеркнуть, что в исследованиях II. Мкртчяна и Г. Язчяна37, Р. Мелояна38 описан процесс становления и развитие СМИ в постсоветской Армении. Вместе с тем, приходится отметить очевидный дефицит работ, посвященных общему осмыслению функции СМИ в политической сфере армянского общества, и системное исследование различных аспектов политической коммуникации и избирательных технологий, которые используют периодические издания современной Армении, так же проводилось недостаточно.

Актуальность исследования обусловлена прежде всего тем, что впервые рассматриваются особенности освещения в армянской прессе.

Хийдекинг Ю. Американские президенты: 41 исюрический порфС! 01 Дж. Вашингтона до Б. Клишона — Ростов н/Дону, 1997.

5 Почетное ГГ. Имиджеология М.- Киев, 2000. Ею же. Информационные войны М.- Киев, 2000 — Его же. Информационно-политические технолопш. М., 2003 — Ею же Как сгановятся президентами: Избирательные технологии XX века. Киев. 1999.: Его же. Маблик Рилетшн. или Как успешно управлять общественным мнением М. 1998.: Его же. Паблик Рилейшнз. М&bdquo- 2003., Его же. Профессия: имиджмейкер. Киев, 1999. б Гринберг. ТЭ. «Политическая реклама, портрет лидера». М. 1995.

17 Мкртчян IIЯзчян Г. Средства массовой информации Республики Армения // Армения: проблемы независимого развития. / Под ред. Е. М. Кожокина М. 1998.

8 Ме. юян Р. Пути становления СМИ независимой Армении // П0С1С0ве1Ские СМИ: От пропа1анды к журналистике. Сборник статьей / Под ред. В. Четеряна, Н. Искандаряна. Ереван, 2005. современных политических реалий на примере президентских выборов 2003 г.

Предмет исследования — история журналистики в аспекте стратегий политической журналистики и выборных технологий.

Обьекг исследования — деятельность I азет «Республика Армения"39, «Голос Армении"40, «Аравот"41 в период кампании президентских выборов 2003 г.

Республика Армения" - русскоязычная I азе га, выходит два раза в неделю, основана в 1990 г. Учредитель — ЗАО «Айастани Лнрапетутюн Республика Армения». Стандартный объем — 2 и. л. (8 стр. формата АЗ). Заявленный тираж: 2200 — 3000 экземпляров.

Голос Армении" русскоязычная газета, выходи т три раза в неделю, основана в 1991 г. Учредитель — ООО «Голос». Стандартный обьем — 4 п.л. (8 стр. формата А2). Заявленный тираж — 3500 экземпляров.

Аравот" — армяноязычная газета. Выходит пять раз в неделю, основана в 1994 г. Учредитель — редакционный совет газеты «Аравот». Объем — 2 пл. (8 стр. формата АЗ). Заявленный тираж — 5000 экземпляров.

Газета «Республика Армения» в основном отражает официальную точку зрения. Преобладает экономическая тематика. В отличие от большинства других газет, «Республика Армения» привлекла к работе журналистов, специализирующихся на экономических проблемах. После экономики — по занимаемой площади — реклама и объявления. На третьем.

9 Русскоязычная, общественно-политическая газета. Была сощша в ссшябре 1990 г. как орган верховною Совет. Вначале она Офажлла позиции различных фракций парламент, однако по мере обострения отношений между правительством и ошюшцией стновилась все более проправшельственной, что вызвало недовольство оппозиционных фракций. Парламент перестал финансировать газету, и подзаголовок «Официальная газета ВС» был спят. Тем не менее она остается газетой властей Армении и финансируется ими.

40 Русскоязычная, общественно-политическая газета. Основано в 1991 г сотрудниками редакции. Является наиболее читаемой газетой, не связанной напрямую с какими-либо политическими партиям общественными ор! анизациями. и Газета основана трудовым коллективом в 1994 г. Получает финансовую помощь от частного капитала. месте международный отдел. Культура и история на четвертом. Обычно превалируют собственно редакционные материалы, за исключением, конечно, международной тематики.

Среди политиков — по количеству упоминаний — лидируют Р. Кочарян, С. Саркисян, А. Маргарян. Характер упоминаний преимущественно нейтральный. В негативном контексте упоминаю 1ся оппозиция в целом, а также кандидат ы в президенты С. Демирчяп, А. Гегамян, А. ЬСарапетян.

Тематика «Голоса Армении» — международная жизнь, экономика, реклама, культура. Международная жизнь представлена в основном обзорными материалами и комментариями. Упоминаются главным образом Россия, Турция, Азербайджан, Грузия, Иран. Журналисты «Голоса Армении» постоянно обращаются к прошедшим президентским выборам — с целью осмысления ошибок и удач. Резко критикуют «Армянское общенациональное движение» (арм. «?urjng hmuuiqquijjili pmpcJnuI»),.

Эта организация к началу 1990;х гг. была наиболее массовой и влиятельной. Оппозиционное советскому режиму АОД вело борьбу с номенклатурными руководителями. Лидер АОД — JI. Тер-Пегросян. АОД считалось либерально-демократической партией. У власти — в 1991;1998 гг.

Журналисты «Голоса Армении», критикуя правительство Тер-Петросяна, призывали читателей быть крайне осторожным при выборе кандидата. Наиболее часто в положительном контексте упоминались представители действовавшей тогда власти во главе с Кочаряном.

Аравот" - одна из наиболее популярных газет страны. Выбор такой газеты для исследования объясняется тем, что otra, во-первых, демонстрировала нейтралитет на выборах, во-вторых, критически относилась к действующей власти.

В «Аравот» основной объем занимают материалы, посвященные внутренней политике, международной жизни, рекламе, объявлениям, культуре, истории, спорту. Практически по всем темам (за исключением международной жизни) преобладают собственные материалы.

Хронологические рамки исследования 2002;2003 гг. Также при необходимости анализируются более ранние события современной истории Армении.

Цель работы — выявление и описание специфики журналистских стратегий в контексте президентских выборов 2003 г. в Республике Армении.

Целью обусловлены задачи:

1) представить освещение прессой Армении президентской кампании 2003 г.;

2) на основе анализа газетных текстов реконструировать предвыборную ситуацию;

3) проанализировать особенности формирования политического имиджа кандидатов в прессе Армении;

4) провести сопоставительный анализ проправительственных и оппозиционных газет;

5) исследовать «информационную войну» в прессе Армении;

6) выявить принципы современной политической «мифологии» (герои и антигерои в перспективе печатной периодики);

7) выявить характер управления политическими процессами в армянской прессе.

Методы исследования определены целью и задачами. Методологической основой послужили работы ученых, занимавшихся проблемами истории журналистики, теории речевого воздействия, а также теории коммуникации, РГ<, политологии. В исследовании применяются описательный, историко-культурный, структурно-функциональный и компаративный методы исследования журналистского текста.

Научная новизна исследования состоит в комплексном анализе стратегий влиятельных газет «Республика Армения», «Голос Армении», «Аравот» при освещении президентских выборов 2003 г. Сопоставительное изучение газет позволяет установить особенности формирования политической информации. В диссертации также впервые выявляются основные закономерности построения имиджа политического деятеля и события — па материале истории современной Армении. Анализируются основные манипулятивные методики, основывающиеся на внедрении средствами печати в массовое сознание различных социально-политических «мифов» — иллюзорных картин мира, содержащих упрощенные объяснения сложных политических процессов. Люди под воздействием «мифа» пе пытаются осмыслить реальность, но ищут' и легко находят «врагов». Проведенное исследование показывает, что стратегии политической журналистики при освещении события определяются комплексом характеристик: форматом издания, редакторской концепцией, финансированием со стороны определенных субъектов и т. д.

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что результаты могут быть использованы при разработке и преподавании курсов теории и истории политической журналистики, при написании учебных пособий по указанным дисциплинам.

Источниковую базу исследования можно условно разделить на две группы.

К первой относятся периодические издания 2002;2003 гг. Среди них главное место занимают общественно-политические газеты «Республика Армении», «Голос Армении», а также газета «Аравот» Так как «Аравот» выходит на армянском языке, для исследования был также использован официальный редакционный перевод.

Ко второй группе источников относятся воспоминания современников. В этом разделе особо следует выделить книги: П-прЬрт ?п)шр]ш11р ?ш^ш^шЬ 2шрд|т ?уш^штшцрптл! (Роберт Кочарян в судьбе Армянского Вопроса)42, ЦпшшцЬф Ь }1рш1|ш1ф цшЬгГшЬ-шс^^и:

42 Uuipl'/ [IifuiuinLIifi. (TnphpuiPn^uijijuiUp 2, ш]1]ш1|шЬ ?uipg]-i ЛшЦшшикцти!, bpbiuh, 2005: (Марк Аматуни. Роберт Кочарян в судьбе Армянского Вопроса. Ереван, 2005.).

1,ЬпЬ 51[г-гП1шрпи]ш11 рш. гшршд]а11 Ь ршг) шршс}1тр (На грани мифа и реальности: Левон Тер-Петросян гражданин и политолог)43.

Апробация исследования: основные положения диссертации были изложены в трех статьях. Одна опубликована в «Весшике Российского государственного гуманитарного университета» (серия «Журналистика»), другие депонированы в Научно-технической библиотеке национального центра инноваций и предпринимательства (НЦИП ГНО) РА (Республики Армения) и ИНИОН РАМ, кроме того, отдельные проблемы данной темы нашли отражение в выступлении автора на научно-практической конференции аспирантов и студентов «Медиаконтент: взгляд молодого исследователя» (Москва, ноябрь 2009 г. РГГУ, МГУ) по теме «Общественно-политическая газета «Аравот» и «информационная война» «.

Структура исследования обусловлена поставленными задачами.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложения, списка использованных источников и литературы.

выводы.

1) Во время президентских выборов 2003 г. общественно-политическая газета «Аравот» демонстрировала стремление к объективности, а не открытую тенденциозность, свойственную се оппонентам.

2) Установка на объективность, по сути, имела оппозиционный характер, так как газета «Аравот» уделяла много место аналитическим материалам, посвященным трагическим политическим событиям (теракт в парламенте и т. п.), вскрывала факты коррупции, критиковала ангажированную деятельность ЦИК, критиковала правительство в вопросах соблюдения закона и поддержания порядка.

3) В отличие от проправительственных газет, «Аравот» при анализе политической ситуации демонстрировала более высокий аналитический уровень (хоть это и сказывалось на оперативности публикаций).

4) Газета «Аравот» постоянно использовала такой прием, как сатиру, ссылаясь на общественное мнение, публиковала анекдоты о представителях власти, что способствовало и дискредитации главного политического оппонента, и росту популярности издания.

5) В отличие от проправительственных изданий, газета «Аравот» критиковала действующего президента, почти не уделяя внимания анализу деятельности предшественника.

6) Вопреки декларируемой установки на объективность, газета «Аравот» отнюдь не была нейтральной, используя порою мапипулятивные приемы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

По результатам изучения журналистских стратегий, которых придерживались три современные армянские газеты — «Республика Армения», «Голос Армении» и «Аравот», — можно сделать следующие выводы.

Аналитические материалы газет показывают, что политические прогнозы, даваемые журналистами в период президентской кампании, во многом сбылись.

Откликаясь па ход избирательной кампании, газеты «Республика Армения», «Голос Армении» предлагали аудитории новости преимущественно в сопровождении редакционных комментариев. Читателям представляли информацию, фактически сопровождаемую указаниями, как ее интерпретировать.

В откликах на предвыборную борьбу преобладали репортажи о «зрелищной» стороне кампании тех или иных кандидатов. Редкие статьи, сравнивающие программы кандидатов, лишь акцентируют специфику газетной кампании. Дебаты о программах заменялись дебатами о биографиях кандидатов, их прежних заслугах перед государством и армией. Соответственно, избиратели либо вовсе не получали в газетах сведения о программах кандидатов, либо получили в весьма ограниченном объеме, недостаточном для осознанного выбора.

В отличие от проправительственных изданий, откровенно тенденциозных, газета «Аравот», демонстрировала стремление к беспристрастному изложению фактов, однако нейтралитет ее был условным. Если «Республика Армении» использовала прием повтора для пропаганды успехов администрации Р. Кочаряна, то «Аравот» использовала тот же прием для демонстрации недостатков.

Сопоставление анализируемых изданий с точки зрения стратегий политической журналистики показывает, что «Республика Армения» прилагала максимум усилий для создания положительного образа «своего» кандидата, газета «Голос Армении» в большинстве случаев акцентировала внимание читателей на негативной стороне имиджа Л. Тер-Петросяна, газета же «Аравот» редко критиковала предшествующую власть, оправдывая деятельность тер-петросяновской администрации.

Каждая из газет отличалась особым стилем. Так, для журналистов «Республики Армения» был характерен жесткий впеэмоциональный стиль, а для газеты «Голос Армении» — именно эмоциональный стиль. Что до газеты «Аравот», то здесь доминировала установка на иронию, сатиру в сочетании с акцентированной установкой на аналитичность.

В предвыборной кампании наиболее популярные периодические издания Армении работали не столько для общества, сколько для конкурирующих политических сообществ, применяющих всевозможные методы представления иллюзорной картины социальной жизни.

Выборы опять показали, что политический «миф», 'будучи компонентом политического сознания и политической реальности, функционирует в качестве средства публичного обоснования политики. Однако такое превращение политики в своего рода «транквилизатор» было способно лишь на время обеспечить лояльность общества.

В Армении, несмотря на все могущество СМИ, их ведущую роль в разрушении и создании политических мифов, разрыв между объективной реальностью и виртуальной реальностью заполнить не удалось. Наоборот, чем активнее средства массовой информации задействовали механизмы «демифологизации» — тем более жестким был шок при столкновении с реальностью.

Результаты комплексного анализа материалов газет «Республика Армения» и «Голос Армении» позволили выделить и типологизировать их функциональные роли в предвыборной кампании, показать связь с конкретными политическими сообществами, обусловившими специфические черты имиджа этих изданий. Результаты же анализа материалов газеты.

Аравот" показывают, чем обусловлен ее имидж независимого издания, стремящегося к объективности, и, соответственно, рост ее влияния.

Подводя итоги, можно отметить, что изучение политических стратегий периодических изданий Армении в контексте президентских выборов 2003 г. открывает пути дальнейшим исследованиям, которые позволят обнаружить и то общее, что присуще СМИ разных государств на постсоветском пространстве, и то специфическое, что отличает именно современную Армению.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Азг, газета. 2002−2003. (арм. U, qq, армяноязычная газета: http://www.azg.am)
  2. Аравот, газета. 2002−2003. (арм. Unmijnin, армяноязычная газета: http://www.aravot.am)
  3. Айастани Анрапетутюн, газета. 2002−2003. (арм. ?, ui. uiuuiuiti}i ?mUjimiqhumLpjnLli, армяноязычная газета: www.hhprcss.am)
  4. Айкакан жаманак, газета. 2002−2003. (арм. 2, ш.1|ш1|ш11 (3"шйшЪ.ш1|3 армяноязычная газета: htlp://www.armlimes.com)
  5. Голос Армении, газета. 2002−2003. (русскоязычная газета: http://www.golosarmenii.am)
  6. Еркир, газета. 2002−2003. (арм. bpliJip, армяноязычная газета: http://yerkir.am)
  7. Новое время, газета. 2002−2003. (русскоязычная газета: http ://www. nv. am)
  8. Республика Армения, газета. 2002−2003. (русскоязычная газета: http://www.ra.am)
  9. Q-uii/pjuju Ч. Unuiuu|hi.i U Jipuilpntiji umhiluitiuiq&]iti: Lhnti Shp-Tlbuipnujuih puir|ujpuig]nh b pmqmpmqlui|i, Opbuib, 1996: (Давтяи В. На грани мифа и реальности: Левон Тер-Петросян гражданин и политолог. -Ереван, 1996.)
  10. Д. Профессиональная этика журналиста. М., 1999. — 224 с.
  11. A.B. Коммуникативные аспекты в политических конфликтах. — Ереван, 2005.-245 с.
  12. Р. Геополитика: взгляд изнутри. Ереван, 1999. — 268 с.
  13. H.A. Философия неравенства // Бердяев H.A. Судьба России: Сочинения. М., 2000. — 567 с.
  14. Беспалов Tí-.В. Информационная политика. — М., 2003. — 459 с.
  15. И. Как критикуют президента // Журналист. — 2003. № 1. — С. 41−42.
  16. Г. Секреты прессы при Горбачеве и Ельцине. М., 1992. — 210 с.
  17. М. Избранные произведения: Пер. с нсм./Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова- Предисл П. П. Г’айденко. М., 1990. — 808 с.
  18. Верт К История советского государства. М., 1995. — 545 с.
  19. К. Время синтеза // Мировая экономика и международные отношения. 1989. — № 7. — С. 97.
  20. В.В. Журналистика и бизнес: Реклама и «паблик рилейшнз» в структуре массовой информации. СПб., 1993.— 46 с.
  21. В.В. Журналистика и рынок: Проблемы маркетинга и менеджмента средств массовой информации. —СПб., 1997. —232 с.
  22. К. С. Геополитика Кавказа. — М., 2003. —464 с.
  23. В.М. Закономерности публицистического творчества: пресса и публицистика. М., 1975. — 190 с.
  24. A.A.- Минаева О.Д. История русской периодической печати (1703−2003) том 2, в двух томах. М., 2004. — 270 с.
  25. A.A. Работа журналиста в прессе.— М., 2005.— 274 с.
  26. Т.Э. «Политическая реклама: портрет лидера». М., 1995. — 104 с.
  27. Егорова-. антман Е. В Имидж лидера. Психологическое пособие для политологов. М., 1994. —265 с.
  28. .И. Триста лет отечественной журналистики (1703−2002). М., 2002.
  29. В.II. В ответ за каждое слово. М., 1979. — 169 с.
  30. В.П. Авторитетом газетной строки. М., 1986. — 149 с.
  31. Е. Рынок газет и скандалов // Коммерсантъ Деньги. — 2009. — № 37.-С. 43−49.
  32. Журналистика в мире политики: Исследовательские подходы и практика участия /Под ред. С. Г. Корконосенко.— СПБ., 2004.—448 с.
  33. И. Медиатизация поли гики: Формирование Российской системы СМИ// Со-общение, — 1999, — № 1.-С. 13−17.
  34. Я.Н. Искушение свободой: российская журналистика 19 902 004. -М., 2004.-456 с.
  35. Я.Н. Журналистика в политической структуре. — М., 1975. — 334 с.
  36. Я.Н. Журналистика и политика, — М., 1984. — 174 с.
  37. Я.Н. Масс-медиа второй республики. М., 1999. — 270 с.
  38. Я.Н. СМИ и становление в России гражданского общества // Журналист.- 2003. -№ 1.-С. 16−18.
  39. Я.Н. Власть и пресса оппоненты или союзники? // Парламентская газета, — 2002. — 7 декабря. —№ 233. —С. 6.
  40. Я.Н. Журналистика в изменяющемся мире // Вестник Моск. гос. ун-та. Сер. 10 журналистика. 1991. — № 2. С. 95−105.
  41. Я.Н. Переход к рынку и кризис прессы // Вестник Мое. гос. унта. Сер. 10. Журналистика. 1991. -№ 1. С. 73−81.
  42. Я.Н. Журналист для эпохи рынка: Где и как их учить? // Журналист.—2007.-№ 2.-С. 61−63.
  43. А. Л. Характерные черты информационного манипулятивного управления политическими процессами в современной России // Вестник
  44. РГГУ. Сер. Политология: Социально-коммуникативные науки. — 2007. — № 1.-С. 138.
  45. Ирхин Ю В., Зотов В. Д., Зотова Л. В. Политология. М., 1999. — 511с.
  46. З.Ж. Этические стереотипы в прессе.— М., 2003.
  47. Ю.В. На пути к профессионально правильному: Российский медиа-этос как территория поиска. М., 2001. — 188 с.
  48. Кассир ер Э. Техника современных политических мифов // Вестник Моск. гос. ун-та, Сер 18, Социология и политология № 3. — 1990. — С. 59.
  49. II. Медиасреда российской модернизации. — М., 2005. —400 с.
  50. Д. Рецепт журналиста: Как проиграть войну // Эхо планеты. — 2006.-№ 42.-С. 20−22.
  51. И.В. Медиа и власть в современной России: Исследование взаимодействия в регионе // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. — Т. 7. — № 4. — С. 116−134.
  52. Королъко В. Г Основы паблик рштейшнз. — М., 2000. ~ 528 с.
  53. Л. Независимую прессу в России породила цензура // Журналист. 2003. — № 1. — С. 48−50.
  54. Г. Э., Гартунг Ю. В. Методологические основы функционирования массовой коммуникации в условиях «эры толпы» // Акценты: Новое в массовой коммуникации. Альманах.— Воронеж, 1999. — Вып. 3−4.
  55. Г. Как завоевать престиж. — М., 1998. — 176 с.
  56. Г. В. Профессиональная этика журналиста.- М., 1999. — 206 с.
  57. Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2006. -239 с.
  58. Г. В. Журналистика и качество массовых информационных потоков: этический аспект // Вестник Мое. гос. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2004. — № 1. — С. 33−45.
  59. Т.Ю. Паблик рилейшнз. Корпоративная и политическая режиссура: Модели, система ценностей, каналы СМИ. — М., 1999. —292 с.
  60. H. С. Информационно-аналитическая работа в загранучреждсииях. -М., 1996.-96 с.
  61. А.В., Пониделко А. В. Анатомия демократии, или черный PR как институт гражданского общества. —СПб., 2001. — 102 с.
  62. А. «Чистые» и «грязные» технологии выборов: Российский опыт. М., 1999. — 199 с.
  63. В.К. Как сделать газету такой, чтобы ее читали. — СПб., 2008.— 22 с.
  64. А.А. Полупрезидептализм в контексте постсоветской трансформации. — Ереван, 2008. — 218 с.
  65. К.В. Журналистика и власть: этика взаимоотношений, резервы взаимодействия // Вестник Моск. гос. ун-та. Сер. 10. Журналистика. —2004. -№ 1.-С. 46−49.
  66. К.В. Общественный идеал как объект воздействия государственной информации поли гики // Государственная служба. —2005. -№ 6. -С, 105−110.
  67. Г. Журналистика и перестройка. — М., 1988.— 187 с.
  68. Г. С. Методы журналистики. СПБ., 2006. -271 с.
  69. Мирошниченко А.А. Public Relations в общественно-политической сфере. -М., 1998. -264 с.
  70. Э., Файерстоун Ч. Телевидение и выборы. М., 1999. — 80 с. 11. Моисеев В. А. Паблик рилейшнз — средство социальной коммуникации:
  71. Теория и практика. —Киев, 2002. —500 с.
  72. Мониторинг освещения средствами массовой информации президентских и парламентских выборов 2003 года, а Армении / Под ре/и Б. Навасардяна- Э. Погосбскяна- М. Арутуняна. Ереван, 2003. — 33 1 с.
  73. Д.В. Политическая психология. СПб., 2002. — 576 с.
  74. Основы медиабизнеса / Под ред. E.JI. Вартановой. — М., 2009. —360 с.
  75. Печать Российской федерации в 1991 году: Стат. Сборник. М., 1992. -157 с.
  76. Н.Е. Глобализация и конфликт // Вестник Моск. гос. ун-та. Сер. 18. Социология и политология—№ 2.— 1999.—С. 17−36.
  77. Политические коммуникации / Под ред. Л. И. Соловьева. М., 2004. — 332 с.
  78. Политология: Учебник для вузов / Под ред. М. Л. Василика. М., 2001. -592 с.
  79. Постсоветские СМИ: От пропаганды к журналистике. Сборник статьей / Под ред. В. Четеряпа, Н. Искандаряна. Ереван, 2005. — 192 с.
  80. Пог^луев С. П. Символическая политика: Констелляция понятий для подхода к проблеме // ПОЛИС № 5, — 1999. — С. 69.
  81. Г. Г. Психологические войны М., 2002. — 528 с.
  82. Почепцов 1 '.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. — М.- Киев, 2000.-352 с.
  83. Г. Г. Как становятся президентами: Избирательные технологии XX века. Киев, 1999. — 380 с.
  84. Г. Г. Паблик Рилсйшнз, или Как успешно управлять общественным мнением. — М., 1998.— 352 с.
  85. Г. Г. Имиджеология. М.- Киев, 2000. — 768 с.
  86. Г. Г. Информационные войны. М.- Киев, 2000. — 408 с.
  87. Г. Г. Паблик Рилейшнз. — М., 2003. — 315 с.
  88. Почепцов Г. Г Профессия: имиджмейкер. Киев, 1999. — 213 с.
  89. Г. Г. Информационно-политические технологии. — М., 2003.— 384 с.
  90. Проблематика СМИ / Под ред. М. В. Шкондина, Г. С. Вычуба, Т. И. Фроловой. М., 2008.— 315 с.
  91. В.В. Власть и свобода журналистики. М., 2005. — 272 с.
  92. Е.Е. Психология журналистского творчества. М., 2002. — 320 с.
  93. Е.П. Журналист и массовое сознание. — М., 2007. —96 с.
  94. Е.П. Журналист и демократия. М., 2001. — 268 с.
  95. Е.П. Публицист и действительность. —М., 1973.—315 с.
  96. Е.П. Искусство публицис тики: Размышления и разборы. — М., 1984.-354 с.
  97. Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2003. — 366 с.
  98. Е.П. Свобода СМИ и журналистской деятельности на демократических принципах. М., 2001. — 38 с.
  99. Путеводитель по президентским выборам: Президентские выборы в Армении 2003 г. / Под ред. И. К. Григорян. Ереван, 2003. — 103 с.
  100. Л. Современный этап развития газетпо-журнальиой периодики // Вестн. Моск. ун-та. 10. Журналистика. 1994. — № 4. — С. 39.
  101. Рубин Док:., Пруйт Д., Ким С. Х. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение. СПБ., 2002. — 352 с.
  102. Л.С. Основы политической науки. Пер. с исп. -М., 1992. -418 с.
  103. А.К. Свобода СМИ условие и гарантия открытости общества // Социальная ответе 1венность журналиста: опыт современного прочтения проблемы / Под ред. Ю. В. Казакова. — М., 2003. — С. 11−27.
  104. Система средств массовой информации России / Под ред. Я. Н. Засурского. В 2 ч. М., 1994.
  105. Pi.fi. Роль парламентской журналистики в диалоге власти и общества // Социально-гуманитарные знания. —2006. —№ 5. — С. 3 17−323.
  106. А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. -М., 2001. —407 с.
  107. Средства массовой информации России / Под ред. Я. И. Засурского. -М, 2008.-380 с.
  108. Е. Журналисты и пиарщиеи найдите 100 отличий // Советник. 2006. — № 6. — С. 26−27.
  109. С.К. Новое значение понятия «формат «в современных печатных СМИ // Вестник Моск. гос. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2007. -№ 5. — С. 40.
  110. С. К. Управление контентом печатного СМИ в условиях рынка// Вестник Мое. гос. ун-та. Сер. 10. Журналистика.—2009.—№ 1.— С. 76−79.
  111. В. Отражение идеологии в газетной публицистике // Государственная служба. 2008. — № 2(52) — С. 158−161.
  112. М.С. Таинства мастерства публициста. М., 1984. — 148 с.
  113. М.Г. Тренды развития коммуникаций в XXI веке и парадигмы теории журналистики // Вестник Мое. гос. ун-та. Сер. 10. Журналистика -№ 2.-С. 51−57.
  114. Шишкин Д. Г Информационное право. — М., 2002. —235 с.
  115. С. Политические шахматы: Паблик рилейшнз как интеллектуальная игра. — М., 2003.— 212 с.
  116. Ю. Американские президенты: 41 исторический портрет от Дж. Вашингтона до Б. Клинтона. Ростов-н/Дону, 1997. — 640 с.
  117. Д., Мэррилл Д. Власть СМИ // Беседы о масс медиа: Пер. с англ.-М., 1997.-384 с.
  118. Uuiplj Uiiuiumiiiji, П-npbjim -Pn^iupjmbp Zuijliuiljinb? uipgji auil^uiinuiqpnul, ЪрЬшЬ, 2005: — 441 tp:
  119. ЬшЬиЪЬ. 3b., Zmjmummbp b LTtip&uiijnp Upbh|pp, bphuih, 1991: -1591.2:123. l{wpqwlijmb U, К 8. lu^binligmpjuib ujmmifmpjmh, — Upbmb, 1992: -360 tg:
Заполнить форму текущей работой