Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Эволюция средств массовой информации Монголии в период демократизации страны: 90-е годы XX — начало XXI вв

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сегодня СМИ Монголии представляют собой одну из наиболее динамичных институтов общественной и политической жизни. Они стали мощной трибуной формирования общественного мнения, критики негативных явлений, вносят большой вклад в восстановление исторической правды и справедливости, распространение опыта перестройки, выработку у людей умения мыслить и действовать по-новому. Монголия единственная… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Особенности экономического и общественно-политического развития Монголии в переходный период от однопартийной системы к демократическому обществу
    • 1. 1. Общественно-политическое развитие Монголии в последнее десятилетие ХХв. — начале ХХ1в
    • 1. 2. Характер социально-экономических преобразований переходного периода
  • Глава 2. Эволюция средств массовой информации Монголии в период демократизации страны (1990−2004гг.)
    • 2. 1. Особенности эволюции печатных и электронных СМИ в период демократизации страны
    • 2. 2. Становление системы СМИ современной Монголии, аудитория и рейтинг крупнейших каналов информации
    • 2. 3. Развитие системы законодательства, регулирующего деятельность средств массовой информации
  • Глава 3. Жанровые и стилистические особенности современной монгольской журналистики
    • 3. 1. Эволюция жанров монгольских СМИ
    • 3. 2. Лексико — стилистические особенности журналистских текстов

Эволюция средств массовой информации Монголии в период демократизации страны: 90-е годы XX — начало XXI вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. С последнего десятилетия ушедшего века монгольское общество переживает время революционного обновления. Переходные процессы охватили все сферы жизни монгольского общества, включая монгольскую журналистику. Актуальность перехода в информационное общество постепенно осознавалось всеми слоями населения. Журналистика стала важнейшим инструментом демократизации общественной жизни и средством обеспечения гласности. Анализ взаимосвязи средств массовой информации с процессом перехода страны от одной общественной формации к другой делают настоящую работу актуальной. Монголия вступает в новый период формирования системы СМИ, новой схемы управления информационными потоками.

Сегодня СМИ Монголии представляют собой одну из наиболее динамичных институтов общественной и политической жизни. Они стали мощной трибуной формирования общественного мнения, критики негативных явлений, вносят большой вклад в восстановление исторической правды и справедливости, распространение опыта перестройки, выработку у людей умения мыслить и действовать по-новому. Монголия единственная страна, минувшая капитализм, сменившая в начале 40-х гг. ХХв. старомонгольскую письменность на кириллицу, смогла показать удивительный пример развития. Она превратилась в страну близкой к европейской цивилизации, культуре и образованию. Одновременно она продолжает оставаться уникальной азиатской страной с многовековой историей, сохраняющей национальные обычаи и традиции.

Актуальность данной работы состоит в том, что переходный период к демократическому обществу ещё продолжается. Деятельность и положение журналистики после 1990 года дали немало материала для анализа, размышлений, предварительных выводов и рекомендаций, которые необходимо учесть в ближайшее время.

Степень изученности темы исследования. Проблема эволюции средств массовой информации Монголии в период демократизации общества до сих пор не стала объектом серьезного исследования, как в Монголии, так и в России. Ученые, исследователи, историки, политологи большое внимание уделяют общественно-политическим, экономическим, социальным проблемам страны, однако до сих пор нет обобщающих работ по развитию и состоянию средств массовой информации.

Подготовка профессиональных кадров журналистов и изучение СМИ начались в Монголии в 60-х гг. ХХв., когда появились первые исследования в области истории и теории журналистики. Отдельные проблемы, связанные с этой тематикой в историческом плане, затрагивались в ряде исследований монгольских ученых. Большой вклад в изучение истории монгольской печати и публицистики внесли труды доктора исторических наук Г. Дэлэга1, который всесторонне исследует период становления и развития революционной печати и публицистики страны. Существенный вклад в изучение проблем журналистики внесли и другие видные ученые. По данной проблематике в последние годы в Монголии вышли в свет работы Т. Баасансурэна3, С. Жаргал4,.

Дэлэг Г. Монгол тогтмол хэвлэлийн туухэн тэмдэглэл. УБ., 1965; Монголын хэвлэл. 2 боть бутээл. УБ., 1971,1972.

2Дашням А. Монгол оронд хэвлэл уусч хогжсон туухээс. УБ., 1962; Дашцэрэн Ц. Монголын хувьсгалаас омнох хэвлэл. УБ., 1962; Нямсурэн Д. Сэтгуулчийн ур чадвар. УБ., 1985.

3Баасансурэн Т. Сэтгуулчийн уран чадварын тухай яриа. УБ., 1999.

4Жаргал С. Соёлын хогжилд олон нийтийн мэдээллийн хэрэгслийн гуйцэтгэх уурэг. УБ., 2002.

I ч.

М.Зулькафиля, Ю. Эрдэнэтуяа, Л. Норовсурэн и др. Защищено несколько диссертаций посвященных отдельным проблемам журналистики. Среди них необходимо выделить работы: Болд-Эрдэнэ Б. «Эффективность газет в формировании политического сознания массы на примере 1990;х годов» (УБ., 1999.) — Ганди Т. «Взаимодействие политической психологии и средств массовой информации» (УБ., 1999.) — Дашпурэв Д. «Этапы модернизации современного монгольского общества. Социально-философский анализ» (М.Д995.) — Зулькафиль М. «Основные тенденции развития монгольской журналистики: вопросы истории, теории и практики» (УБ., 1997.) — Чойсамба Ч. «Информационная заметка в монгольской печати: вопросы теории, практики и истории». (УБ., 2000.) Эти работы в основном посвящены четырём аспектам: истории журналистики, анализу тематики в СМИ, партийному руководству печатью, мастерству журналистов и эффективности выступлений СМИ.

Учеными проанализированы основные направления развития монгольской журналистики, а также роль печати как каналу распространения общественно-политической мысли в Монголии.

Объект и предмет исследования. Объектом данного исследования является процесс становления информационного общества в Монголии в единстве его составляющих — филологических, исторических, социально-политических и правовых аспектов. Информационное общество формируется в соответствии с общими закономерностями и особенностями развития средств массовой информации и коммуникации, анализ которых позволяет выработать рекомендации, позволяющие ускорить процесс его становления в интересах личности, общества и государства. Такой подход позволяет предвидеть трудности вхождения.

1 Зулькафиль М. Орчин уеийн монголын сэтгуул зуй. УБ., 1998.

2 Эрдэнэтуяа Ю, Монголын хэвлэл мэдээллийн оноогийн байдал. Сэтгуулчдэд зориулсан гарын авлага. УБ., 1996.

3 Норовсурэн Л. Монголын сэтгуул зуйн туухэн тойм. УБ., 2001. страны в новую фазу общественно-политического развития, в которой информационный сектор может оказать значительное влияние на её формирование.

Предмет исследования — политика государства в области информации, эволюция печати политических партий и общественных объединений, возникновение и развитие демократических СМИ, а также особенности языка в процессе переходного периода, влияние журналистики на различные сферы деятельности монгольского общества.

Цели и задачи исследования. Целью данного диссертационного исследования является попытка выявить основные тенденции и особенности развития СМИ Монголии в переходный период.

Для осуществления намеченной цели были поставлены следующие задачи:

• рассмотреть социально-экономическое предпосылки, оказывающие влияние на развитие средств массовой информации;

• изучить и дать характеристику новым типам печатных периодических изданий, а также электронным СМИ, появившихся в период перестройки и демократизации;

• показать особенности функционирования наиболее влиятельных каналов распространения информации на современном этапе развития общества;

• проанализировать эволюцию жанров в печатных и электронных СМИ;

• изучить особенности языковой ситуации в Монголии в 90-е годы XX — начале XXI вв.;

• проанализировать язык современных СМИ Монголии;

• изучить потребности и интересы аудитории;

• дать анализ законам и иным правовым актам, регулирующим деятельность СМИ;

Методологической и теоретической основой данной работы явились труды по теории и истории журналистики российских и монгольских исследователей СМИ: И. И. Засурского, Е. П. Прохорова, Г. Дэлэга, Л.Норовсурэна.

При написании данной работы использовались труды монгольских и российских ученых А. Амар, О. Батсайхан, Т. Баасансурэн, Б. Болд-Эрдэнэ, Т. Ганди, Д. Ганзориг, А. А Гербова, В. В. Грайворонский, С. Дамдинсурэн, Б. Дэлгэрмаа., С. Г. Лузянин, Г. Тумурчулуун, С. К. Рощина, Э. Эрдэнэбат Г. С. Яскина.

В уяснении коммуникационных проблем Монголии значительную помощь оказала монография Г. С. Яскиной «Монголия и внешний мир». Статический материал и анализ отдельных экономических проблем в условиях рынка представлены в статьях А. А. Гербовой «Монголия в 1998 г.: политическая нестабильность и пробуксовка реформы», «Некоторые итоги экономической реформы и политики открытости Монголии», а также другие работы, опубликованные в журналах «Азия» Центра азиатских исследований РАН, «Азия и Африка сегодня», «Народы Азии и Африки» института востоковедении РАН.

Значительную помощь в методологическом и теоретическом отношении оказали работы касающиеся языка печатных и электронных средств массовой информации, М. В. Горбаневского, Д. Отгонсурэна, Ц. Онорбаяна, М. П. Сенкевича, Г. Я. Солганик, С. И. Сметанина, Ц. Сухбаатара, В. М. Шаклеина, Ч. Чойсамба и других.

В работе над диссертацией автор опирался на труды монгольских исследователей, историков, государственных деятелей посвященные анализу различных аспектов общественно-политической мысли, культуры и средств массовой информации страны. Среди них: Б. Батбаяр Д.Бямбасурэн, Д. Дашпурэв, С. Жаргал, П.Очирбат.

В процессе работы использовались «Законодательство и практика масс-медиа», «Вестник МГУ. Серия журналистика», «Вестник РУДН. Литературоведение и журналистика», «Журналист» и другие специализированные издания.

Из числа западных авторов необходимо отметить работы Монро Прайс, Э. Деннис и Д. Мэрилл, посвященные проблемам развития, роли и функциям средств массовой информации в демократическом обществе.

Определенную помощь в работе оказали некоторые теоретическометодологические рекомендации, разработанные соответствующими службами информационных агентств стран Азиатско-тихоокеанского региона, а также материалы учебно-научных фондов, созданных США и другими государствами и ставящими целью оказание помощи развитию независимой демократической журналистики.

Эмпирическую базу исследования составили комплекты газет «Ардын эрх» за 1997;1998гг., «Дээдсийн амьдрал», «Засгийн газрын мэдээ», «Новости Монголии», «Ням гараг», «Оноодор», «Унэн», «Хумуус» «Сэруулэг», «Тор засгийн мэдээ», «Таван цагираг» и другие издания, выходившие или выходящие в исследуемый период.

Основной документальной базой диссертационного исследования явились конституции Монголии, законы и иные правовые акты, официальные документы, а также материалы текущих архивов редакций, отдельных министерств и ведомств.

В диссертации были использованы данные социологических исследований, проведенных Институтом печати Монголии среди населения, что позволило значительно расширить источниковедческую базу.

Методы исследования. Данная работа затрагивает разные области науки (филологию, политологию, историю, экономику), то, естественно, исследуемые проблемы предполагают междисциплинарный подход. Поэтому за основу принят основополагающий исследовательский принцип гуманитарных наук — принцип комплексного и системного анализа. Для придания исследованию более планомерного и комплексного анализа был применен историко-сравнительный анализ разных этапов развития СМИ Монголии, что позволяет рассматривать современную стадию развития национальных СМИ страны как эволюционный процесс.

При анализе изменения языка в коммуникационной среде наиболее приемлемым стал социолингвистический подход. Исключительно важным при этом подходе явилось изучение непосредственно журналистских аспектов функционирования СМИ — язык и стиль публикаций (через контент — анализ материалов монгольской печати).

Поскольку функционирование средств массовой информации протекает в определенном правовом поле, то было целесообразно рассматривать взаимовлияние права и процесса саморегулирования СМИ, т. е. способов регулирования деятельности СМИ государственными структурами и влияния неправительственных организаций на информационные потоки. В работе применялся сопоставительный анализ статистических данных.

Научная новизна работы. Диссертация является одним из первых исследований эволюции средств массовой информации Монголии в переходный период общества от социализма к демократии. Данная проблематика привлекает все большее число монгольских исследователей. Отдельные аспекты этой проблемы рассматривались в работах М. Зулькафиля, JI. Норовсурэна, Ю. Эрдэнэтуяа1. Однако, целостного анализа процесса становления информационного общества в Монголии в единстве филологических, исторических, экономических, социальных, правовых аспектов в отечественной литературе еще не было. До настоящего времени в основном, изучались вопросы практики и истории монгольской журналистики.

Данная диссертация представляет одну из первых попыток комплексного изучения основных аспектов эволюции монгольского общества, журналистики и языка в их сложном взаимодействии на современном этапе.

Конкретные элементы научной новизны состоят в следующем:

— определены особенности формирования общественнополитического развития Монголии в исследуемый период (90-е годы XXначало XXI вв.), а также основные этапы социально-экономических преобразований страны в период демократизации общества;

— прослежена эволюция средств массовой информации Монголии в переходный период, выявлены основные тенденции функционирования различных каналов СМИ в условиях демократизации, проанализированы законы и иные правовые акты, регулирующие деятельность СМИ;

Зулькафиль M. Оорчлолт шинэчлэл, хэвлэл мэдээллийн хэрэгсэл. УБ., 1994; Зулькафиль М. Орчин уеийн Монголын сэтгуул зуй. УБ., 1998; Зулькафиль М. Основные тенденции развития монгольской журналистики: вопросы истории, теории и практики. Автореф. дисс. док. журн. наук. УБ., 1997. Эрдэнэтуяа Ю. Монголын хэвлэл мэдээллийн оноогийн байдал. У Б., 1996. Норовсурэн Л. Монголын тогтмол хэвлэлийн бичлэгийн торол, зуйлийн онол практикийн зарим асуудлууд. УБ., 1996; Норовсурэн Л. Монголын сэтгуул зуйн туухэн тойм. УБ., 2001.

— рассмотрены жанровые и языковые особенности материалов прессы и радиотелевизионной передачи.

Практическая значимость диссертации. Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что оно находится в сфере пересечения нескольких дисциплин, таких, как политология, история и журналистика. Применение на практике рекомендаций и выводов данной работы могут содействовать дальнейшему совершенствованию структуры СМИ, определению оптимальных путей развития печатных и электронных СМИ, повышению эффективности журналистики. Работа может использоваться в учебном процессе при составлении учебных пособий и подготовке курса лекций по истории журналистики Монголии в высших учебных заведениях России и Монголии. Материалы, содержащиеся в работе, могут послужить основой для дальнейших научных исследований.

Научная достоверность положений диссертации обусловлена сопоставлением исторических, общественнополитических, экономических аспектов развития Монголии, применением системного анализа большого объема фактологического материала, включающего в себя публикации из монгольских газет «Ардын эрх», «Унэн», «Оноодор». Также проведен объективный анализ многочисленных публицистических материалов монгольских газет, освещающих вопросы истории и современного состояния монгольского общества и печати. С помощью различных источников в исследование привлечен обширный статистический материал.

Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена и обсуждена на кафедре теории и истории журналистики Российского университета дружбы народов. Основные положения, изложенные в диссертации, апробировались на научно-практических конференциях молодых ученых филологического факультета Российского университета дружбы народов. По теме диссертации автором опубликовано статья и тезисы доклада на конференции. Также по тематике диссертации автором опубликована несколько работ в монгольских периодических изданиях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии.

Заключение

.

В конце ХХв. произошло три ключевых события, оказавших значительное влияние на судьбу Монголии: распад СССР, смена одной общественной формации к другой и, наконец, революционные изменения в средствах массовой информации.

За 13 лет перехода Монголии на рыночные отношения и реализации концепции открытых внешнеэкономических связей Монголия провела политическую и экономическую реформы, стала открытой всему миру, влилась в процесс перехода на рыночные отношения и стала демократической страной, уважающей плюрализм мнений.

Новая конституция Монголии, принятая в январе 1992 г., закрепила новый государственный строй страны и провозгласила целью построение гуманного, гражданского, демократического общества. Начали создаваться новые государственные институты, проведены выборы, сначала в Малый Государственный Хурал, затем — в Великий Государственный Хурал, создан институт президентства.

Перестройка, распад однопартийной политической системы активизировали деятельность средств массовой информации и создали базис для развития независимой прессы. За последнее десятилетие ХХв. и первые годы ХХ1 В. в Монголии создавались условия для развития свободных СМИ, появления новых газет, журналов, телепередач и радиопрограмм. Несмотря на то, что процесс демократизации страны начался более десять лет назад, многие проблемы экономического, политического и социального характера ещё не нашли своего окончательного разрешения.

Важной стороной развития современной монгольской журналистики стало принятие законов и иных правовых актов, которые регулируют взаимоотношения между государством, владельцами СМИ, юридическими и физическими лицами. Становление информационного права в Монголии проходит в соответствии с международным нормами и соглашениями, с учетом опыта развития стран продвинутой демократии. В то же время необходимо подчеркнуть, что многие законы, указы, постановления и другие нормативные акты по «букве и духу» особенно близки к аналогичным документам Российской Федерации и другим государствам, республикам, входивших в состав Советского Союза. Важнейшими документами в этой области являются Конституция.

Монголии, закон «О свободе печати» и другие документы, запрещающие установление в стране цензуры, создание или финансирование организаций, которые могли бы определять или вмешиваться в информационную политику радиостанций, телестанций, газет, журналов и других периодических изданий.

После разрушения старой социально — экономической и политической системы в стране была ликвидирована система контроля над СМИ, распущены организации, которые регулировали их деятельность. Несмотря на то, что это имело место в начале 90-х гг. до 1998 г. ни один законодательный акт официально не отменял цензуру. Лишь закон «О свободе печати», принятый 29 августа 1998 г. и выступивший в силу 1 января 1999 г., окончательно закрепил свободу массовой информации.

Однако на деятельность независимых средств массовой информации продолжают оказывать влияние правительственные структуры, отдельные политические партии и деятели, промышленные и коммерческие структуры, рекламодатели и даже криминальные элементы. На сотрудников СМИ и редакции оказывается экономическое давление.

Несмотря на то, что в Монголии практически сложилась система по правовому регулированию СМИ, правовой нигилизм в обществе ещё относительно низок не только среди журналистов, но и представителей всех ветвей власти. Незнание или игнорирование законов часто приводит к судебному преследованию журналистов за критику должностных лиц, общественных или политических деятелей. Большое количество судебных разбирательств происходит по защите чести, достоинства и деловой репутации, что не было характерным при социализме.

Необходимо отметить, что со стороны общественности осуществляется слабый контроль за соблюдением гласности и законодательства. В Монголии существует всего одна организация «Объединенный союз журналистов» Монголии. В отличие от Российской Федерации в Монголии нет общественных организаций типа Фонда защиты гласности, Института проблем информационного права, которые предают огласке случаи нарушения законодательства в сфере информации, оказывают юридическую помощь СМИ, помогают журналистам овладеть правовыми основами средств массовой информации, изучать опыт стран продвинутой демократии или находящихся на полпути к становлению правового государства и рыночной экономики.

В ходе наших исследований мы пришли к выводу, что информационный рынок Монголии находится в стадии реорганизации. В стране ещё нет крупных частных структур в экономике, которые могли бы создавать периодические издания, основывать теле и радиостанции. Появляющиеся новые независимые каналы информации, как правило, имеют непродолжительную жизнь, т.к. не могут конкурировать со средствами массовой информации, находящимися под влиянием или под контролем государственных структур.

Необходимо отметить, что государственные СМИ финансируются их бюджета, в них сосредоточены лучшие журналистские кадры, они располагают лучшими техническими средствами, имеют возможность внедрять передовые технологии и т. д. Значительные финансовые ресурсы, позволяют им закупать или обменивать информацию у крупнейших международных агентств, располагают разветвленной корреспондентской сетью как внутри страны, так и за рубежом. Кроме того, следует подчеркнуть, что государственные теле и радиостанции своими передачами охватывают практически всю территорию Монголии.

Проанализировав основные тенденции в развитии печатных СМИ, необходимо отметить, что редакционная политика газет и журналов изменилась кардинальным образом. Владельцы СМИ в погоне за читателям пытаются найти свою нишу на информационном рынке, эксплуатируют эротическую тематику, полицейскую хронику и другие негативные явления, выходящие за рамки общественной морали. В то же время в ходе исследования было выявлено, что публикация материалов подобного характера отталкивает определенную часть читательской аудитории, а использование разговорного языка и сленга приводит к снижению тиражей, недоверию читателей к содержанию информационных и аналитических материалов. Подобная информационная политика таких изданий неприемлема для людей среднего и пожилого возраста.

В ходе исследовании было установлено, что более половины читателей не доверяют частным изданиям, называющих себя «свободными». Если раньше потребители информации полностью доверяли сообщениям СМИ, а публикация в газете считалась чуть ли не документом, на который ссылались при аргументации, то ныне многие сообщения воспринимаются скептически.

Характеризуя складывающуюся новую типологию периодической печати, необходимо отметить, что на информационном рынке появились рекламные издания, как правило, представленные еженедельными изданиями. Несмотря на резкое увеличение числа политических партий, партийная печать развита относительно слабо, она не оказывает заметного влияния на формирование общественного мнения.

Одной из характерных черт монгольской журналистики переходного периода является заметное увеличение на информационном рынке Монголии специализированных изданий, рассчитанных на различные слои и группы населения.

Анализируя журналистику Монголии периода демократизации необходимо отметить тенденцию вытеснения с информационного рынка печатных изданий электронными средствами массовой информации. Этому способствует не только вялотекущий кризис газетного и журнального дела, но и внедрение передовых технологий в электронные средства массовой информации, расширение спутникового и кабельного телевидения, что требует меньших финансовых затрат не только со стороны их владельцев или учредителей, но и потребителей информации. Очевидно, что в ближайшее время в условиях Монголии (небольшая численность населения и обширная территория страны) они станут играть первостепенную роль в формировании общественного мнения. Следует отметить, что подрастающее поколение в силу ряда причин социального характера и соответствующего воспитания предпочитает телевидение и радио периодическим изданиям.

Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что за годы после падения однопартийного режима в Монголии появились условия для создания свободных СМИ, появления новых газет, журналов, телепередач и радиопрограмм. Многим материалам газет, передачам радио и телевидения не достают строгой лаконичности, аргументированности и убедительности, а также анализа, разумного использования богатых возможностей литературного монгольского языка.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официальные документына русском языке:
  2. Внешняя политика Монгольской Народной Республики в документах. УБ., 1982.-270с.
  3. Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве между Российской Федерацией и Монголией 1993 г. // Дипломатический вестник. М., РФ. 1994. № 3−4
  4. Договор о дружбе и взаимопомощи между Союзом Советских Социалистических Республик и Монгольской Народной Республикой. Советско-монгольские отношения. 1921−1974. Сборник документов. УБ., 1975.-324с.
  5. Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации». М., 1990.
  6. Закон РФ «О средствах массовой информации». М., 1991.
  7. Конституция Российской Федерации. М., 2003.
  8. Совет Европы: Документы по проблемам средств массовой информации. СПб.: Информационно-издательское агентство «Лик», 2000.-152с.
  9. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Монголии о культурном и научном сотрудничестве. //Дипломатический вестник, М., РФ. 1995, № 5
  10. Улан-Баторская декларация. Дипломатический вестник. // М., РФ. 2000, № 12.
  11. Федеральный закон «О выборах президента Российской Федерации» М., 1999.
  12. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» М., 1999. на монгольском языке:
  13. Банкны тухай Монгол улсын хууль. УБ., 1991. Закон «О Центральном банке Монголии».
  14. Банк болон банкны уйл ажиллагааны тухай хууль. УБ., 1996. «Закон о банках и банковской деятельности».
  15. Олон нийтийн мэдээллийн хэрэгслийн тухай Монгол' улсын хуулийн тосол. УБ., 2003. Проект закона «О СМИ Монголии».
  16. МАХН-ын туухэнд холбогдох баримт бичгууд. УБ., 1966. «Документы Монгольской народно-революционной партии».
  17. Монгол улсын ундсэн хууль. УБ., 1992. «Конституция Монголии»
  18. Монгол улсын еронхийлэгчийн сонгуулийн хууль. УБ., 1993. Закон «О выборах президента».
  19. Монгол улсын, улсын их хурлын сонгуулийн хууль. УБ., 1992. Закон «О выборах депутатов в Великий Государственный Хурал».
  20. Монгол улсын иргэний хууль. УБ., 1972. «Гражданское право Монголии».
  21. Монгол улсын иргэншлийн тухай хууль. УБ., 1995. Закон «О гражданстве Монголии».
  22. Валютын тухай Монгол улсын хууль. УБ., 1995. Закон «О валютном регулировании Монголии».
  23. Гадаадын хоронго оруулалтын тухай Монгол улсын хууль. УБ., 1992. Закон «Об иностранных инвестициях».
  24. Зар сурталчилгааны тухай Монгол улсын хууль. УБ., 2002. Закон «О рекламе».
  25. Хэвлэлийн эрх чолооний тухай Монгол улсын хууль. УБ., 1998. Закон «О свободе печати».
  26. Хэвлэл мэдээлэлтэй холбоотой хууль зуйн заалтууд. УБ., 1996. «Правовые акты, связанные с деятельностью СМИ».
  27. Улс торийн намуудын тухай хууль УБ., 1990,1996. «Закон о политических партиях».
  28. Тов банкны тухай Монгол улсын хууль. УБ., 1996. «Закон о центральном банке Монголии»
  29. Работы по истории Монголии. на русском языке-
  30. О. Сложности на пути развития Монголии. УБ., 1997.-74с.
  31. Д. К вопросу об урегулировании задолженности Монголии перед Российской Федерацией.- Россия и Монголия: новый взгляд на историю взаимоотношений в XX веке. М.: ИВ РАН, 2001.-52с.
  32. В.В. Монголия: изменения в структуре семейных бюджетов сельского населения при переходе от социалистической модели развития к рыночной. М.: ИВ РАН, 1996.-64с.
  33. С. Монгольская национально-демократическая революция и российский фактор. М.: ИОВ РАН, 2001.-70с.
  34. С.Г. «Россия Монголия — Китай в первой половине ХХв.». М.: ИВ РАН, 2000.-85с.
  35. Монголия и Россия вечные соседи /под ред. Баасансурэн Т./ УБ., 2002.-168с.
  36. С.К. Политическая история Монголии (1921−1940гг.) М.: ИВ РАН, 1999.-146с.
  37. Э.Д. Монголы. Основатели империи Великих ханов. М.: «Внешторгпресс», 2003.-174с.
  38. YI Международный конгресс монголоведов. Доклады российской делегации (Улан-Батор, август 1992 г.). М.: ИВ РАН, 1992.-262с.
  39. Э. Рыночные реформы и открытия политика Монголии (1990−1997 гг.) М.: ИМЭПИ. РАН, 1997.-58с.
  40. Г. С. Монголия и внешний мир. М.: ИВ РАН, 2002.-370с.на монгольском языке:
  41. А. Монголын товч туух. УБ., 1989.-201с. Краткая история Монголии.
  42. Болд-Эрдэнэ Б. Нийгэм, улс тор, хэвлэл мэдээлэл. УБ., 1999.-184с. Общество, политика, печать.
  43. Залуу удирдагч 2000.УБ.: 2000.-300с. Новый лидер.
  44. П. Тэнгэрийн цаг. Звездный час. УБ., 1998.-174с.
  45. Улс тор судлал. /ред. Дэлгэрмаа.Б./ УБ., 1996.-247с. Политология.
  46. Работы по истории и теории журналистики на русском языке:
  47. Авторское право: сборник методологических материалов к междисциплинарному спецкурсу /сост. С.И.Земскова/ М.: «Стэнси», 2002.-264с.
  48. Анализ законотворчества в РФ в контексте права человека на информацию. М.: Центр «Право и СМИ», 1999.-336с.
  49. Д. Роль СМК в формировании общественного мнения в Монголии: социально-психологический аспект. М.: ИВ РАН, 1993 .-124с.
  50. В.И., Постников. А. Е. Путеводитель по избирательной кампании. М.: «Права человека», 1999.-180с.
  51. Я.С. и Юрьев В.К. Журналист и информация. Профессиональный опыт западной прессы. М.: РИА «Новости», 1993 .-204с.
  52. Т. Телевидение МНР: проблемы становления и основные тенденции развития. М.: ИВ РАН, 1977.-73с.
  53. В.В. Телерадиожурналистика: Вчера, сегодня, завтра М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 1996.-57с.
  54. М.В. Притча о .языцех. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1990.
  55. Т.Ф. Русская речь в эфире. М.: «Русский язык», 2000.-345с.
  56. Информационное право: методологические материалы к междисциплинарному спецкурсу /сост. Д.Г.Шишкин/ М.: «Альмета», 2002.-240с.
  57. Защита чести и достоинства. Теоретические и практические вопросы. М.: «Шаг», 1997.-172с.
  58. И.И. Масс-медиа второй республики. М.: Изд-во МГУ, 1999.-272с.
  59. Зоны бесконфликтности (положение СМИ и свобода слова в некоторых благополучных субъектах Российской федерации) М.: «Права человека», 1998.-112с.
  60. Журналистское расследование: от теории к практике. М.: «Галерия», 2002.-164с.
  61. Конференция «Закон, власть и средства массовой информации». «Германия» М.: 1993.
  62. В.Г. Языковой вкус эпохи: из наблюдений над речевой практикой масс медиа. СПб.: «Златоуст», 1999.-319с.
  63. А.А. «Чистые» и «грязные» технологии выборов (российский опыт) М.: «Тульский полиграфист», 1999.-198с.
  64. Международное информационное право: методологические материалы к междисциплинарному спецкурсу /сост. Т.М. Смыслова/М.: «Стэнси», 2002.-192с.
  65. Монро Прайс. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000.-33 5с.
  66. Отчет «круглого стола» журналистов азиатского региона. МФЖ УБ., 1996.
  67. Правозащитники и журналисты: методы взаимодействия. М.: Изд-во «Магеллан ОЕ», 2000.-100с.
  68. Правовое регулирование концентрации и прозрачности СМИ. М.: Центр «Права и СМИ», 2000.-414с.
  69. Е.П. Введение в теорию журналистики. М.: Изд-во «РИП- холдинг», 1998.-3 Юс.
  70. Профессиональная этика журналистов в2 т. Т.1: Документы и справочные материалы. М.: «Галерия», 1999.-440с.
  71. Путеводитель журналиста по опросам общественного мнения. М.: Изд-во «Вагриус», 1997.-205с.
  72. Пять лет свободы печати: Материалы научно-практической конференции. М.: 1996.
  73. Д.Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. М.: «Наука», 1999.-158С.
  74. Свобода информации и ответственность журналистов. Материалы научно-практической конференции. М.: 1996.
  75. Свобода слова и средства массовой информации. Сборник материалов семинара Московской Хельсинской группы. М.: 1994.
  76. Свобода. Равенство. Права человека. М.: Изд-во «Информполиграф», 1997.-211с.
  77. М.П. Культура радио и телевизионной речи. М.: «Высшая школа», 1997.-96с.
  78. Система СМИ России /под ред. Я.Н.Засурского/. М.: «Аспект пресс», 2001.-259с.
  79. Современное право СМИ в США. М.: Центр «Права и СМИ», 1997.- 256с.
  80. B.C., Михайлов С. А. Периодическая печать США. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1998.- 144с.
  81. Г. Я. и др.: Язык и стиль СМИ и пропаганды. Печать, радио, ТВ, док. кино. М.: Изд-во МГУ, 1980.-256с.
  82. С.И. Медиа-текст в системе культуры (динамические процессы в языке и стиле журналистики в конце XX века): Научное издание.-СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002.-383с.
  83. В.В. Жанры радиожурналистики. М.: «Аспект Пресс», 2002.-288с.
  84. Средства массовой информации в современном обществе: тенденции развития, подготовка кадров /под ред. А.А.Грабельникова/ М.: Изд-во УДН, 1995.-132с.
  85. Судьи и журналисты в странах восточной Европы в период перехода к демократии. Киев, 1998.-252с.
  86. Телевизионная журналистика. М.: Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 2002.-304с.
  87. Техника юридической безопасности для журналиста: Сборник материалов практических обучающих семинаров для работников СМИ и будущих журналистов. М.: «Галерия», 2002.-160с.
  88. А.А. Расследовательская журналистика. М.: «Аспект пресс», 2002.-384с.
  89. А.А. Жанры периодической печати. М.: «Аспект пресс», 2002.-320с.
  90. С.А. Приемы стратегии и тактики предвыборной борьбы. СПб.: Изд-во «Стольный град», 1998.-136с.
  91. М.А. Право массовой информации в Российской Федерации. М.: «Междунар. отношения», 2002.-624с.
  92. Четыре теории прессы. М.: Изд-во «Вагриус», 1998.-223с.
  93. Язык мой. Проблема этнической и религиозной нетерпимости в российских СМИ. М.: РОО «Центр Панорама», 2002.-200с.на монгольском языке:
  94. Т. Сэтгуулчийн уран чадварын тухай яриа. УБ., 1999.-69с. Беседа о мастерстве журналиста.
  95. Д. Сэргэн мандах ирээдуй. УБ., 1999.-184с. Перспектива возрождения.
  96. Т. Улс тор, сэтгэл зуй, мэдээлэл, шутэлцээ УБ., 2000.-144с. Политика и психология, их взаимосвязь.
  97. Д. Энхтуяа Ч. Хэвлэл яагаад шарладаг вэ? УБ., 1999.-80с. Почему печать желтеет?
  98. А. Монгол оронд хэвлэл уусч хогжсон туухээс. УБ., 1962.-215с. Из истории возникновения печати в Монголии.
  99. Ц. Монголын хувьсгалаас омнох хэвлэл. УБ., 1962.-107с. Дореволюционная печать Монголии.
  100. Г. Монгол тогтмол хэвлэлийн туухэн тэмдэглэл. УБ., 1965.-258с. История периодической печати Монголии.
  101. Г. Монголын хэвлэл. 2 боть бутээл. УБ., 1971,1972. Печать Монголии. В 2 т.
  102. М. Оорчлолт шинэчлэл, хэвлэл мэдээллийн хэрэгсэл. УБ., 1994.-166с. Перестройка и СМИ.
  103. М. Орчин уеийн Монголын сэтгуул зуй. УБ., 1998.-185с. Современная журналистка Монголии.
  104. С. Соёлын хогжилд олон нийтийн мэдээллийн хэрэгслийн гуйцэтгэх уурэг. УБ., 2002.-149с. Роль СМИ в развитии культуры.
  105. Мэдээний машин. УБ., 1996.-62с. Машина информации.
  106. JI. Сонины бичлэгийн торол, зуйл. УБ., 1995.-125с. Жанры и виды в печати.
  107. JI. Монголын тогтмол хэвлэлийн бичлэгийн торол, зуйлийн онол практикийн зарим асуудлууд. УБ., 1996.-157с. Некоторые практические вопросы о жанрах в периодической печати Монголии.
  108. JI. Монголын сэтгуул зуйн туухэн тойм. УБ., 2001.-400с. Исторические комментарии к монгольской журналистики.
  109. Д. Сэтгуулчийн ур чадвар. УБ., 1985.-97с. Мастерство журналиста.
  110. Д. Монгол хэлний найруулга зуй. УБ., 1975.-238с. Стилистика монгольского языка.
  111. Ц. Орчин цагийн монгол хэлний уг зуй. УБ., 1994.-217с. Лексика современного монгольского языка.
  112. Ц. Монгол хэлний найруулга зуй. УБ., 1998.-185с. Стилистика монгольского языка.
  113. Ч. Монгол сонины мэдээ УБ., 2000.-168с. Заметки в монгольских газетах.
  114. Ч. Сонины хэл найруулга. УБ., 2000.-127с. Стилистика газетного языка.
  115. Ю. Монголын хэвлэл мэдээллийн оноогийн байдал. УБ., 1996.-40с. Современное состояние СМИ Монголии.
  116. Авторефераты и диссертаций
  117. Болд-Эрдэнэ Б. Эффективность газет в формировании политического сознания массы /на примере 1990-х годов/. Автореф. дисс. канд. журн. наук. УБ., 1999.
  118. Т. Взаимодействие политической психологии и средств массовой информации. Автореф. дисс. док. полит, наук. УБ., 1999.
  119. Д. Этапы модернизации современного монгольского общества. (Социально-философский анализ). Автореф. дисс. док. филос. наук. М., 1995.
  120. Г. Становление и развитие монгольской революционной публицистики. Автореф. дисс. док. фил. наук. УБ., 1973.
  121. М. Основные тенденции развития монгольской журналистики: вопросы истории, теории и практики. Автореф. дисс. док. журн. наук. УБ., 1997.
  122. Ч. Информационная заметка в монгольской печати: вопросы теории, практики и истории. Автореф. дисс. канд. журн. наук. УБ., 2000.5. Статьина русском языке:
  123. А.А. Монголия в 1998г.: политическая нестабильность и пробуксовка реформы // Азия-98: Экономика, Политика, Сотрудничество. М.: Центр азиатских исследований РАН, 1999.
  124. А.А. Некоторые итоги экономической реформы и политики открытости Монголии // Азия-2000: путь к сотрудничеству и экономическому обновлению М., 2001.
  125. Г. С. Россия-Монголия. Прагматизм-основа обновления отношений // Азия и Африка сегодня. -2002.- № 6.на монгольском языке:
  126. Д., Батмонх Д. Монголын улс торийн амьдрал хямралд автсан уу, угуй юу? // Засгийн газрын мэдээ.- 1998.-№ 73. Политическая жизнь Монголии в кризисе или нет?
  127. . Монголын алт хэний гарт байна вэ? // Оноодор. -1997.- № 16. В чьих руках находится монгольское золото?
  128. Ц. Партизанууд // Ардын эрх. 1996.-№ 245. Партизаны.
  129. Д. Иргэн таньд сонгууль хамаатай юу? // Ням гариг. -1996.- № 15. Граждане, вас не касаются выборы? б. Периодические издания. на русском языке:
  130. Азия-99: Экономика, Политика, Сотрудничество.
  131. Азия-2000: путь к сотрудничеству экономическому обновлению.8. Азия и Африка сегодня.
  132. Засгийн газрын мэдээ (1996−2000)
  133. Новости Монголии (1998−2000)6. Ням гараг (1996)7. Оноодор (2000−2001)8. Унэн (2002)9. Хумуус (2002)10. Сэруулэг (2003)11. Сэтгуулч12. Тор засгийн мэдээ (2002)13. Таван цагираг (2003)
  134. Исследование общественного мнения:
  135. Монголын ОНМХ-ийн талаарх тойм судалгаа. УБ.: МХХ (Монголын хэвлэлийн хурээлэн), 1997.
  136. Результаты исследования общественного мнения по проблемам СМИ.
  137. Хэвлэл мэдээллийн зар сурталчилгааны талаарх судалгаа. УБ.: МХХ (Монголын хэвлэлийн хурээлэн), 1998. Результаты исследования общественного мнения о рекламе.
  138. Сонгуулийн омнох судалгаа. УБ.: МХХ (Монголын хэвлэлийн хурээлэн), 1997. Предвыборные исследования.8. Справочники и словари:
  139. Англо-русский словарь по средствам массовой информации. М.: Международная школа переводчиков, 1993 .-320с.
  140. Большой академический монгольско-русский словарь. Т.-1. М.: «Академия», 2001.-486с. Т.-1.
  141. Краткий юридический справочник для журналиста. М.: «Права человека», 1997.-208с.
  142. Ю.Н. Монголия: энциклопедический справочник. Москва УБ — Пекин, 2002.-795с.
  143. Ю.Н. Монголия. Юридический справочник. Москва-Улан-Батор, 2002.-382с.
  144. Монгольско-русский словарь /под ред. А. Лувсандэндэв/ М., 1957.-685с.
  145. Г. Я. Толковый словарь. Язык газеты, радио, телевидения. М.: «Астрель», 2002.-749с.
  146. Справочник для журналистов Центральной и Восточной Европы. М.: 1993.-362с.
Заполнить форму текущей работой