Методика работы по формированию элементарных математических представлений с помощью дидактических игр
Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается: «Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?» (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.). Проводится игра типа «Лото». Детям предлагаются картинки (по 3−4 шт. на каждого), на которых они отыскивают фигуру, подобную той, которая… Читать ещё >
Методика работы по формированию элементарных математических представлений с помощью дидактических игр (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Работу по развитию у детей элементарных математических представлений организую на занятиях 2 раза в неделю. Занятия состоит из нескольких частей, объединенных одной темой. Продолжительность и интенсивность занятий на протяжении всего года увеличивается постепенно. В структуру каждого занятия предусмотрен перерыв для снятия умственного и физического напряжения продолжительностью 1−3 минуты. Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением или «пальчиковая гимнастика», упражнения для глаз или упражнение на релаксацию. На каждом занятии дети выполняют различные виды деятельности с целью закрепления у математических знаний.
Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:
- 1. Игры с цифрами и числами
- 2. Игры путешествие во времени
- 3. Игры на ориентирование в пространстве
- 4. Игры с геометрическими фигурами
- 5. Игры на логическое мышление
Дидактические игры, такие как «Задумай число», «Число как тебя зовут?», «Составь табличку», «Составь цифру», «Кто первый назовет, которой игрушки не стало?» и многие другие используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.
Вторая группа математических игр (игры — путешествие во времени) служит для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Наблюдение провожу несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна.
В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности.
Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается: «Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?» (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.). Проводится игра типа «Лото». Детям предлагаются картинки (по 3−4 шт. на каждого), на которых они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется. Затем, предлагается детям назвать и рассказать, что они нашли.
Работа МКДОУ по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений в целостном развитии ребенка-дошкольника.
Для обследования уровня развития элементарных математических представлений детей моей группы, использовались следующие методы контроля:
анализ деятельности детей на занятиях;
анализ деятельности детей в процессе дидактических игр, анализ общения детей в процессе игр, самостоятельной деятельности.
На 05.09.13 было выявлено:
Старшая группа (от 5 до 6 лет).
- 75% -детей считают до 5 и далее, знают цифры до 5.
- 68% детей знают порядковый счет.
- 68% - знают геометрические фигуры и их признаки.
- 87% детей умеют отсчитывать предметы по названному числу или по образцу.
- 75% детей умеют сравнивать предметы по длине методом наложения, определяют величину предметов (длинный, короткий, одинаковые).
Лишь 50% детей умеют определять положение предмета в пространстве Элементарные представления о времени и о частях суток сформированы у 56% детей.
- 68% умеют раскладывать предметы по увеличению или по уменьшению длины, называют и показывают круг, квадрат и треугольник.
- 56% детей хорошо владеют понятием длины, ширины, высоты, сравнивают предметы наложением и визуально.
- 62% детей употребляют в речи термины, обозначающие величину: тяжелее, легче, мельче, тоньше, глубже, толще.
У 56% детей средней группы сформированы пространственно-временные представления.
- 62%- Могут определить нахождение предметов по отношению к себе: правее, ниже, между и т. д.
- 68% -детей умеют ориентироваться на листе бумаги
На 03.09.14 г. было выявлено:
Подготовительная группа (от 6 до 7 лет).
87% детей владеют количественным и порядковым счетом до 10.
У 81% детей группы сформированы понятия высоты, ширины, длины, с помощью условной мерки измеряют объем сыпучих и жидких веществ.
- 93% - знают геометрические фигуры и их признаки.
- 100% детей умеют отсчитывать предметы по названному числу или по образцу, владеют понятиями «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну».
- 81% детей умеют определять положение предмета в пространстве.
- 81% могут определить нахождение предметов по отношению к себе: правее, ниже, между и т. д.
- 86% детей умеют сравнивать предметы по длине методом наложения, определяют величину предметов (длинный, короткий, одинаковые).
- 94% умеют раскладывать предметы по увеличению или по уменьшению длины, называют и показывают круг, квадрат и треугольник.
У 75% детей сформированы временные представления: дети знают времена года, месяцы, дни недели, части суток.
- 75% детей употребляют в речи термины, обозначающие величину: тяжелее, легче, мельче, тоньше, глубже, толще.
- 81% детей умеют ориентироваться на листе бумаги.
У 68% детей средней группы сформированы пространственно-временные представления.
75% умеют решать простые задачи, при их решении осознанно выбирают арифметические действия сложения (+) и вычитания (-) с опорой на наглядный материал.