Экономический анализ предприятия
В процессе экономического анализа, аналитической обработки экономической информации применяется ряд специальных методов и приемов. В них в большей мере, чем в определении, раскрывается специфичность метода экономического анализа, отражается его системный, комплексный характер. Системность в экономическом анализе обусловливается тем, что хозяйственные процессы рассматриваются как многообразные… Читать ещё >
Экономический анализ предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В процессе экономического анализа, аналитической обработки экономической информации применяется ряд специальных методов и приемов. В них в большей мере, чем в определении, раскрывается специфичность метода экономического анализа, отражается его системный, комплексный характер. Системность в экономическом анализе обусловливается тем, что хозяйственные процессы рассматриваются как многообразные, внутренне сложные единства, состоящие из взаимосвязанных сторон и элементов. В ходе такого анализа выявляются и изучаются связи между сторонами и элементами, устанавливается, каким образом эти связи в результате взаимодействия приводят к единству изучаемого процесса в его целостности.
Способы и приемы экономического анализа можно условно подразделить на традиционные и математические. К первой относятся такие способы и приемы, которые находили применение почти с момента возникновения экономического анализа как обособленной отрасли специальных знаний, как самостоятельного учебного курса. Многие математические способы и приемы вошли в круг аналитических разработок значительно позже, когда был налажен выпуск быстродействующих ЭВМ.
Цель курсовой работы — экономический анализ деятельности предприятия, осуществляющего транспортные перевозки.
В качестве объекта исследования выступает Тюменское отделение Свердловской железной дороги, предметом — хозяйственная деятельность предприятия.
В соответствии с объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Дать общую характеристику предприятия.
2. Исследовать объемы предоставления транспортных услуг в натуральных измерителях.
3. Определить состав и структуру численности персонала, рассчитать показатели движения персонала.
4. Проанализировать состав и структуру основных фондов предприятия, показатели движения основных фондов.
5. Изучить состав и структуру оборотных средств, эффективность использования оборотных средств.
6. Исследовать конечные результаты хозяйственной деятельности организации.
1. Общая характеристика организации
Тюменское отделение железной дороги является структурным подразделением Свердловской железной дороги открытого акционерного общества «Российские железные дороги». Тюменское отделение железной дороги осуществляет свою деятельность на основе устава ОАО «РЖД».
С учетом имеющихся мощностей отделение железной дороги осуществляет следующие виды деятельности:
— грузовые перевозки;
— пассажирские перевозки в дальнем следовании;
— пассажирские перевозки в пригородном сообщении;
— предоставление услуг инфраструктуры;
— предоставление услуг локомотивной тяги;
— ремонт подвижного состава на сторону.
Тюменское отделение железной дороги осуществляет свою деятельность на территории Тюменской области, также поезда курсируют по всей территории страны.
Производственная структура тюменского отделения Свердловской железной дороги представлено на рисунке 1.1.
Рис. 1.1. Производственная структура отделения
Участок пассажирских перевозок осуществляет как дальние так и пригородные перевозки. В северном направлении пригородные маршруты осуществляются до г. Тобольска, в восточном направлении — до г. Омска, в западном направлении — до г. Екатеринбурга.
Участок грузовых перевозок осуществляет перевозки грузов физических и юридических лиц. Имеющийся передвижной состав позволяет перевозить сыпучие, крупно-габаритные, наливные грузы и контейнеры. В грузопотоках отделение занимают важную роль при материально-техническом снабжении предприятий ХМАО и ЯНАО. Кроме того, часть добытой нефти перевозится железной дорогой.
Ремонтное бюро производит капитальный и текущий ремонт подвижного и локомотивного состава.
Организационная структура относится к линейно-функциональной структуре и отражена на рис 1.2.
Рис. 1.2. Организационная структура Координацией работы отделения занимается директор отделения с учетом стоящих целевых задач.
2. Анализ выполнения заданий на оказание услуг
Преимуществом железнодорожного транспорта является независимость от природных условий (строительство железных дорог практически на любой территории, возможность ритмично осуществлять перевозки во все времена года, в отличие от речного транспорта). Эффективность железнодорожного транспорта становится ещё более очевидной, если учесть такие его преимущества, как высокие скорости подвижного вагонопотока, универсальность, способность осваивать грузопотоки практически любой мощности (до 75−80 млн. т. в год в одном направление), во много раз меньше чем у других видов транспорта. Среди существующих показателей наиболее точно характеризуют уровень мобильности железнодорожного транспорта следующие: удовлетворение потребностей народного хозяйства в перевозках за определенный период времени, соблюдение сроков доставки грузов, оборот вагона, участковая и техническая скорость, коэффициент участковой скорости, средний простой вагона под одной грузовой операцией. В пассажирских перевозках наиболее важны такие показатели, как соблюдение графика и расписания движения, выполнение плана пассажирских перевозок.
Анализ выполнения планового задания тюменского отделения железной дороги представлено в таблице 2.1.
Таблица 2.1. Выполнение планового задания
Показатель | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | |||||||
План | Факт | % | План | Факт | % | План | Факт | % | ||
Пассажирооборот, млн. пасс-км в т. ч. | 95,8 | 94,5 | 95,2 | |||||||
— дальнего следования, млн. пасс-км | 94,6 | 93,9 | 94,5 | |||||||
— пригородного сообщения, млн. пасс-км | 100,1 | 96,5 | 98,7 | |||||||
Грузооборот, млн. тн-км | 95,0 | 96,9 | 96,9 | |||||||
Приведенная работа, млн. тн. км. | 95,0 | 96,7 | 96,8 | |||||||
В 2010 г. показатель выполнения планового задания превысил значение 2008 г., однако он остался ниже 100%. Рост выполнения планового задания обусловлен как снижением самого плана, так и повышением фактического выполнения работ.
Динамика физических объемов услуг Тюменского отделения Свердловской железной дороги за 2008;10 гг. представлена в таблице 2.2.
Таблица 2.2. Динамика объемов услуг
Показатель | Объемы оказания услуг | Абсолютное изменение | Темпы роста, % | |||||
2008 г | 2009 г | 2010 г | гр. 3 — гр. 2 | гр. 4 — гр. 3 | гр. 3 / гр. 2 | гр. 4 / гр. 3 | ||
Пассажирооборот, млн. пасс-км в т. ч. | — 335 | — 208 | 87,6 | 91,2 | ||||
— дальнего следования, млн. пасс-км | — 220 | — 70 | 89,4 | 96,2 | ||||
— пригородного сообщения, млн. пасс-км | — 115 | — 137 | 81,8 | 73,4 | ||||
Грузооборот, млн. тн-км | — 2058 | 93,7 | 110,1 | |||||
Приведенная работа, млн. тн. км. | — 2393 | 93,2 | 108,8 | |||||
За анализируемый период происходит значительное сокращение пассажирооборота как в направлении дальнего следования, так и по пригородным маршрутам. Однако рост грузооборота в целом привел к увеличению физических объемов работ.
Таблица 2.3. Динамика доходов и расходов
Наименование | 2008 г | Уд. вес., % | 2009 г | Уд. вес., % | 2010 г | Уд. вес., % | Темпы роста, % | ||
Гр. 4 / гр. 2 | Гр. 7 / гр. 4 | ||||||||
Доходы всего, в т. ч. | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 94,5 | 124,5 | ||||
— грузовые перевозки | 78,1 | 76,4 | 73,4 | 92,4 | 119,6 | ||||
— пассажирские перевозки дальнего следования | 11,3 | 12,2 | 9,5 | 101,5 | 97,3 | ||||
— пассажирские перевозки пригородные | 1,7 | 1,7 | 1,0 | 93,3 | 75,2 | ||||
— услуги локомотива | 0,9 | 1,0 | 0,8 | 104,1 | 107,2 | ||||
— услуги подвижного состава | 1,8 | 1,8 | 2,1 | 97,5 | 142,2 | ||||
— предоставление услуг инфраструктуры | 0,6 | 1,2 | 7,0 | 182,3 | 752,7 | ||||
— прочие виды | 5,6 | 5,8 | 6,2 | 97,0 | 133,3 | ||||
Расходы всего, в т. ч. | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 95,3 | 119,9 | ||||
— грузовые перевозки | 70,1 | 70,3 | 67,3 | 95,6 | 114,8 | ||||
— пассажирские перевозки дальнего следования | 14,8 | 15,3 | 12,1 | 98,6 | 94,9 | ||||
— пассажирские перевозки пригородные | 5,2 | 4,3 | 3,6 | 79,2 | 99,4 | ||||
— услуги локомотива | 0,7 | 0,8 | 0,7 | 105,6 | 105,7 | ||||
— услуги подвижного состава | 1,7 | 1,9 | 2,2 | 106,9 | 143,7 | ||||
— предоставление услуг инфраструктуры | 0,5 | 1,1 | 7,4 | 236,7 | 772,7 | ||||
— прочие виды | 5,0 | 4,8 | 4,8 | 90,3 | 120,4 | ||||
— коммерческие расходы | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 116,3 | 44,4 | ||||
— прочие расходы | 2,1 | 1,6 | 2,0 | 70,9 | 148,8 | ||||
В течение анализируемого периода выручка от реализации транспортных услуг увеличилась с 18 121 690 тыс. руб. в 2008 г. до 21 310 280 тыс. руб. в 2010 г. Наибольшее увеличение пришлось на рост выручки от предоставление услуг инфраструктуры. Темпы увеличения расходов значительно отстают.
Наибольшая доля в структуре доходов приходится на грузовые перевозки, и она в 2010 г. составила 73,4%.
Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки регулируются прейскурантом № 10−01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами», а тарифы пассажирских перевозок — прейскурантом № 10−02−16 «Тарифы на пассажирские железнодорожные перевозки во внутреннем сообщении».
Динамика средних тарифов на пассажирские и грузовые перевозки за 2008;10 гг. отражены в таблице 2.4.
Таблица 2.4. Динамика тарифов на железнодорожный транспорт
Показатель | Тариф | Абсолютное изменение | Темпы роста, % | |||||
2008 г | 2009 г | 2010 г | гр. 3 — гр. 2 | гр. 4 — гр. 3 | гр. 3 / гр. 2 | гр. 4 / гр. 3 | ||
Пассажирские дальние перевозки, руб./км | 0,993 | 1,128 | 1,141 | 0,135 | 0,013 | 113,6 | 101,1 | |
Пассажирские перевозки пригородные, руб./км | 0,499 | 0,569 | 0,583 | 0,070 | 0,013 | 114,1 | 102,3 | |
Грузовые перевозки, руб./тн. км | 0,432 | 0,426 | 0,463 | — 0,006 | 0,036 | 98,6 | 108,5 | |
В течение анализируемого периода произошел рост как пассажирских так и грузовых перевозок, что положительно отразилось на работе подразделения.
3. Анализ трудовых показателей
3.1 Анализ численности, состава и движения кадров
Персонал организации, его квалификация и дисциплинированность обеспечивает надежную работу железнодорожного транспорта.
Данные о численности и структуры персонала Тюменского отделения Свердловской железной дороги за 2008;10 гг. представлены в таблице 3.1.
Таблица 3.1. Анализ состава работников по категориям персонала
Категория персонала | 2008 г | 2009 г | 2010 г. | ||||
человек | % | человек | % | человек | % | ||
Административно-управленческий персонал | 2,4 | 2,6 | 2,5 | ||||
Служащие | 15,0 | 15,7 | 15,8 | ||||
Рабочие вт. ч. | 82,6 | 81,8 | 81,7 | ||||
— машинист локомотива | 16,2 | 17,0 | 16,4 | ||||
— проводник поезда | 27,3 | 24,0 | 24,7 | ||||
— обходчик путей | 9,3 | 8,7 | 8,6 | ||||
— монтажник железнодорожных путей | 7,9 | 8,5 | 8,3 | ||||
— слесарь по ремонту ж/ж транспорта | 10,8 | 12,4 | 12,2 | ||||
— прочие категории рабочих | 11,1 | 11,2 | 11,5 | ||||
Итого | 100,0 | 100,0 | 100,0 | ||||
За 2008;10 гг. произошло снижение среднесписочной численности персонала с 8 777 чел. в 2008 г. до 8 199 чел. в 2010 г. Наибольшее снижение среднесписочной численности персонала пришлось на снижение численности рабочего персонала.
В структуре персонала наибольшая доля приходится на рабочих, и она за анализируемый период снизилась с 82,6% в 2008 г. до 81,7% в 2010 г.
К показателям движению численности персонала относят показатели оборота по приему и увольнению, коэффициента текучести персонала.
Показатели движения персонала Тюменского отделения Свердловской железной дороги за 2008;10 гг. представлены в таблице 3.2.
Таблица 3.2. Анализ движения рабочей силы
Показатели | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | |
1. Состояло работников на начало периода, чел. | ||||
2. Принято всего, чел. | ||||
3. Выбыло всего, чел. в т. ч. | ||||
3.1. Переведено на другие предприятия | ||||
3.2 По собственному желанию | ||||
3.3 За прогулы | ||||
3.4. В связи с окончанием трудового договора | ||||
3.5. Прочие причины | ||||
4. Состояло на конец периода, чел. | ||||
5. Среднесписочная численность, чел. | ||||
6. Коэффициент оборота по приему, % (стр. 2 / стр. 5) | 0,5 | 0,5 | 12,4 | |
7. Коэффициент оборота по увольнению, (стр. 3 / стр. 5) | 4,5 | 11,0 | 1,2 | |
8. Коэффициент текучести, % ((стр. 3.2+3.3)/стр. 5) | 1,5 | 2,4 | 0,2 | |
9. Коэффициент постоянства персонала, %((стр. 4 — стр. 3 — стр. 2)/стр. 5) | 93,0 | 83,3 | 92,0 | |
В 2010 г. произошло значительное увеличение коэффициента по приему и он достиг 12,4%. В 2009 г. коэффициент оборота по приему составил 11%, что обусловлено высоким уровнем увольнения работников по собственному желанию.
Снижение коэффициента постоянства показывает рост доли работников, проработавших менее года в организации.
3.2 Анализ заработной платы
Расходы на оплату труда являются одной из составляющих себестоимости оказания транспортных услуг железной дороги [6, с. 201].
Анализ заработной платы Тюменского отделения Свердловской железной дороги за 2008;10 гг. представлен в таблице 3.3.
Таблица 3.3. Анализ заработной платы
Показатели | 2008 г | 2009 г | 2010 г | Темп роста, % | ||
гр. 4 / гр. 3 | гр. 5 / гр. 4 | |||||
ФЗП всего, тыс. руб. | 101,6 | 118,1 | ||||
Среднесписочная численность, чел | 93,1 | 100,4 | ||||
Среднегодовая зарплата одного работника, тыс. руб. | 325,6 | 355,6 | 418,2 | 109,2 | 117,6 | |
Темп роста цен на потребительские товары, % | 108,8 | 108,8 | 100,0 | |||
Реальная заработная плата, тыс. руб. | 325,6 | 326,8 | 353,3 | 100,4 | 108,1 | |
Годовая выработка, тыс. руб./чел. | 101,5 | 124,0 | ||||
Удельный вес заработной платы в 1 руб. объема услуг, руб. | 0,16 | 0,17 | 0,16 | 107,6 | 94,8 | |
Соотношение темпов роста выработки и заработной платы, % | ; | 92,9 | 105,4 | ; | ; | |
За анализируемый период увеличилась как номинальная заработная плата, так и заработная плата с поправкой на рост цен.
Рост заработной платы и выработки влияет на экономию или перерасход расходов по оплате труда по формуле:
Э=ФЗПф• (3.1)
Где Э — экономия (перерасход) расходов на оплату труда, тыс. руб.
ФЗПф — фонд заработной платы, тыс. руб.
Iзп — темпы роста заработной платы, %
Iпт — темпы роста производительности труда, %.
Э (2009)=2 857 791• = 201 511 тыс. руб. — перерасход заработной платы в 2009 г.
Э (2010)=2 904 541• = -158 070 тыс. руб. — экономия заработной платы в 2010 г.
Для снижения перерасхода по заработной плате необходимо проводить мероприятия по повышению производительности труда.
4. Анализ использования основных фондов
4.1 Анализ структуры и движения основных фондов
Основные производственные фонды — это та часть активов, которая рассчитана на использование их предприятием в течение длительного периода.
Экономическая сущность основных производственных фондов заключается в том, что они многократно участвуют в производственном процессе, переносят свою стоимость на стоимость выпускаемой (произведенной) продукции и в процессе производства не теряют своей натурально-вещественной формы (сохраняют свою потребительскую стоимость и натуральную форму) [2, с. 108].
Анализ структуры основных фондов Тюменского отделения Свердловской железной дороги за 2008;10 гг. представлен в таблице 4.1.
Таблица 4.1. Анализ структуры основных фондов
Наименование | 2008 г. | Уд.вес% | 2009 г. | Уд.вес% | 2010 г. | Уд.вес% | |
Здания | 10,7 | 10,6 | 9,9 | ||||
Сооружения и передаточные устройства | 61,6 | 59,3 | 60,9 | ||||
Машины и оборудования | 12,5 | 13,4 | 14,0 | ||||
Транспортные средства | 15,0 | 16,4 | 15,0 | ||||
Производственный и хозяйственный | 0,2 | 0,2 | 0,2 | ||||
Другие виды основных средств | 0,0 | 0,0 | 0,0 | ||||
Итого | 100,0 | 100,0 | 100,0 | ||||
Коэффициент технологической структуры, % | 89,3 | 89,4 | 90,1 | ||||
За 2008;10 гг. произошло увеличение стоимости основных фондов с 56 042 375 тыс. руб. в 2008 г. до 62 841 051 тыс. руб. в 2010 г. В структуре основных средств наибольшая доля приходится на сооружения и передаточные устройства, доля которых в 2010 г. составила 60,9%.
К показателям, характеризующим движение основных фондов, относят показатели выбытия, поступления и прироста (табл. 4.2).
Таблица 4.2. Коэффициенты движения основных фондов
Показатели | 2008 г | 2009 г | 2010 г | |
Коэффициент выбытия, % | 2,1 | 1,3 | 1,2 | |
Коэффициент поступления, % | 9,3 | 7,5 | 6,7 | |
Коэффициент прироста, % | 7,2 | 6,2 | 5,5 | |
В течение анализируемого периода произошло снижение всех коэффициентов движения основных фондов, причем снижение коэффициента поступления и прироста негативно характеризует движение основных фондов.
На основании динамики представленных коэффициентов, следует сделать вывод о снижении как поступления, так и выбытия основных фондов.
4.2 Анализ эффективности использования и состояния основных фондов
Для того чтобы оценить эффективность использования основных средств предприятием, необходимо подсчитать так называемые показатели использования основных средств. Эти показатели адекватно отображают степень использования основных средств. Но, для того чтобы оценить использование основных средств, кроме расчета показателей, необходимо тщательным образом проанализировать эти показатели и выявить те факторы, которые повлияли на их значение [12, с. 320].
К показателям эффективности использования основных средств относятся показатели фондоотдачи, фондовооруженности, фондорентабельности. Динамика показателей эффективности использования основных фондов за 2008;10 гг. представлена в таблице 4.3.
Таблица 4.3. Эффективность использования и состояния основных фондов
Показатели | 2008 г | 2009 г | 2010 г | Темпы роста, % | |||
гр. 3 / гр. 2 | гр. 4 / гр. 3 | гр. 4 / гр. 2 | |||||
Объем услуг, тыс. руб. | 94,5 | 124,5 | 117,6 | ||||
Численность, чел. | 93,1 | 100,4 | 93,4 | ||||
Стоимость ОФ, тыс. руб. | 106,2 | 105,6 | 112,1 | ||||
Прибыль, тыс. руб. | 79,6 | 218,3 | 173,7 | ||||
Фондоотдача, руб./руб. | 0,3234 | 0,2875 | 0,3391 | 88,9 | 117,9 | 104,9 | |
Фондоотдача активной части основных фондов, руб./руб. | 0,3621 | 0,3216 | 0,3764 | 88,8 | 117,0 | 103,9 | |
Фондоемкость, руб./руб. | 3,0926 | 3,4777 | 2,9489 | 112,5 | 84,8 | 95,4 | |
Фондовооруженность, тыс. руб./чел. | 114,2 | 105,2 | 120,0 | ||||
Фондорентабельность, руб./руб. | 1,8 | 1,3 | 2,8 | 74,9 | 206,8 | 154,9 | |
Коэффициент износа, % | 82,3 | 81,4 | 80,6 | 98,9 | 99,0 | 97,9 | |
Рост фондоотдачи свидетельствует о повышении эффективности использования основных средств.
Рост фондорентабельности показывает увеличение прибыли на одну единицу стоимости основных фондов.
Динамика объема услуг и фондовооруженности за 2008;10 г. представлена в таблице 4.4.
Таблица 4.4. Темпы роста фондовооруженности и объема производства продукции
Показатели | 2008 г | 2009 г | 2010 г | Темпы роста, % | ||
гр. 3 / гр. 2 | гр. 4 / гр. 3 | |||||
Фондовооруженность, тыс. руб./чел. | 114,2 | 105,2 | ||||
Объем услуг, тыс. руб. | 94,5 | 124,5 | ||||
В 2009 г. темпы роста фондовооруженности значительно больше темпов роста объема услуг, однако в 2010 г. ситуация сложилась обратно и темпы роста объема услуг превысили темпы роста фондовооруженности.
Увеличение эффективности использования основных средств подтверждается динамикой фондоотдачи и фондорентабельности.
5. Анализ оборотных средств
5.1 Общее состояние оборотных средств
Оборотные средства предприятия постоянно находятся в движении, совершая кругооборот. Из сферы обращения они переходят в сферу производства, а затем из нее — вновь в сферу обращения и т. д. Кругооборот денежных средств начинается с момента оплаты предприятием материальных ресурсов и других элементов, необходимых производству, и заканчивается возвратом этих затрат в виде выручки от реализации продукции. Затем денежные средства вновь используются для приобретения материальных ресурсов и запуска их в производство.
Время, в течение которого оборотные средства совершают полный кругооборот, т. е. проходят период производства и период обращения, называется периодом оборота оборотных средств. Этот показатель характеризует среднюю скорость движения средств на предприятии. Он не совпадает с фактическим сроком производства и реализации определенных видов продукции [12, с. 302].
Состав и структура оборотных средств Тюменского отделения железной дороги представлено в таблице 5.1.
Таблица 5.1. Оценка общего состояния оборотных средств
Показатель | 2008 г | 2009 г | 2010 г | Удельный вес, % | |||
2008 г | 2009 г | 2010 г | |||||
Оборотные средства, в т. ч. | 100,0 | 100,0 | 100,0 | ||||
Запасы | 40,3 | 39,4 | 37,8 | ||||
Дебиторская задолженность < 12 мес | 33,8 | 33,3 | 32,5 | ||||
Дебиторская задолженность > 12 мес | 11,6 | 10,7 | 11,8 | ||||
Краткосрочные финансовые вложения | 9,2 | 11,6 | 11,9 | ||||
Прочие оборотные средства | 5,0 | 4,9 | 6,1 | ||||
За 2008;10 гг. среднегодовая стоимость оборотных средств значительно увеличилась. Наибольшее увеличение пришлось на увеличение запасов. В структуре оборотных средств наибольшая доля приходится на запасы и дебиторскую задолженность, со сроками оплаты менее 12 месяцев.
Высокая доля дебиторской задолженности свидетельствует о наличии проблем со своевременной оплатой оказанных услуг со стороны заказчиков грузовых перевозок.
5.2 Анализ оборачиваемости оборотных средств
Эффективное управление оборотными средствами состоит в обеспечении непрерывности процесса производства и реализации продукции с наименьшим размером оборотных средств и с наибольшей скоростью их оборота.
Информация об эффективности использования оборотных средств по подразделению представлено в таблице 5.2.
Таблица 5.2. Коэффициентный анализ оборотных активов
2008 г | 2009 г | 2010 г | Изменение | ||||
гр. 3−2 | гр. 4−3 | гр. 4−2 | |||||
1. Выручка от оказания услуг, тыс. руб. | — 1 002 443 | ||||||
2. Средняя величина оборотных средств, тыс. руб. | |||||||
3. Оборачиваемость оборотных средств | 6,0037 | 5,1736 | 6,0199 | — 0,8301 | 0,8463 | 0,0162 | |
4. Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. | — 797 523 | ||||||
5. Средняя величина ТМЦ, тыс. руб. | x | x | x | x | x | x | |
— производственные запасы | |||||||
— незавершенное производство | |||||||
— готовая продукция | — 26 334 | — 8302 | — 34 636 | ||||
6. Оборачиваемость ТМЦ, об/год | x | x | x | x | x | x | |
— производственные запасы | 31,6863 | 26,6531 | 29,9926 | — 5,0332 | 3,3395 | — 1,6936 | |
— незавершенное производство | 27,9555 | 24,9464 | 29,8806 | — 3,0091 | 4,9342 | 1,9251 | |
— готовая продукция | 268,7296 | 436,7615 | 673,2231 | 168,0318 | 236,4617 | 404,4935 | |
7. Срок хранения запасов, дни | x | x | x | x | x | x | |
— производственные запасы | — 2 | ||||||
— незавершенное производство | — 2 | — 1 | |||||
— готовая продукция | 0,5 | — 1 | — 0,8 | ||||
8. Дебиторская задолженность, тыс. руб. | x | x | x | x | x | x | |
— дебиторская задолженность > 12 мес | 64 790,9 | ||||||
— дебиторская задолженность < 12 мес | 129 616,2 | ||||||
9. Оборачиваемость дебиторской задолженности, об/год | x | x | x | x | x | x | |
— дебиторская задолженность > 12 мес | 51,5416 | 51,2477 | 43,5216 | — 0,2939 | — 7,7262 | — 8,0201 | |
— дебиторская задолженность < 12 мес | 2,9553 | 2,7359 | 2,6225 | — 0,2194 | — 0,1134 | — 0,3328 | |
10. Срок погашения дебиторской задолженности, дни: | x | x | x | x | x | x | |
Оборачиваемость оборотных средств немного увеличилось, что показывает повышение эффективности использование оборотных средств. В свою очередь произошло снижение оборачиваемости производственных запасов с 31,6863 в 2008 г. до 29,9926 в 2010 г.
Темпы роста оборотных активов и объемов оказания услуг представлены в таблице 5.3.
Таблица 5.3. Соотношение темпов роста оборотных активов и объемов реализованной продукции
Показатели | 2008 г | 2009 г | 2010 г | Темпы роста, % | ||
гр. 3 / гр. 2 | гр. 4 / гр. 3 | |||||
Величина оборотных активов, тыс. руб. | 109,6 | 107,0 | ||||
Выручка от оказания услуг, тыс. руб. | 94,5 | 124,5 | ||||
В 2009 г. было значительное превышение темпов роста оборотных средств над темпами роста выручки от оказания услуг, что показывает наличие проблем со своевременной оплатой предоставленных услуг со стороны предприятий, использующих грузовые перевозки. При осуществлении пассажирских перевозок дебиторская задолженность не образуется.
6. Анализ себестоимости, прибыли (убытков) организации
6.1 Анализ себестоимости
В Российском законодательстве себестоимость определяется как стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, топлива, материалов, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на её производство и реализацию.
Анализ себестоимости оказания услуг Тюменского отделения Свердловской железной дороги представлен в таблице 6.1.
Таблица 6.1. Анализ себестоимости оказания услуг
Показатель | 2008 г | Уд. вес, % | 2009 г | Уд. вес, % | 2010 г | Уд. вес, % | гр. 4 — гр. 2 | гр. 6 — гр. 4 | |
1. Затраты всего, тыс. руб. | 100,0 | 100,0 | 100,0 | — 797 523 | |||||
1.1 Материальные затраты | 39,8 | 41,2 | 42,5 | — 88 916 | |||||
1.2 Затраты на ОТ со страховыми взносами | 22,4 | 23,8 | 23,5 | ||||||
1.3 Амортизация ОФ | 19,8 | 20,1 | 21,6 | — 108 946 | |||||
1.4 Прочие затраты | 18,0 | 14,9 | 12,4 | — 662 306 | |||||
2. Объемы оказания услуг, тыс. руб. | х | х | х | — 1 002 443 | |||||
3. Затраты на рубль продукции | 0,945 | х | 0,953 | х | 0,918 | х | 0,009 | — 0,035 | |
3.1. В том числе материалоемкость | 0,376 | х | 0,393 | х | 0,390 | х | 0,017 | — 0,003 | |
3.2 Зарплатоёмкость | 0,211 | х | 0,227 | х | 0,216 | х | 0,016 | — 0,012 | |
3.3 Амоортизациёмкость | 0,187 | х | 0,192 | х | 0,198 | х | 0,005 | 0,007 | |
3.4 Прочие удельные затраты | 0,170 | х | 0,142 | х | 0,114 | х | — 0,029 | — 0,028 | |
В течение анализируемого периода затраты увеличились с 17 118 826 тыс. руб. в 2008 г. до 19 686 689 тыс. руб. в 2010 г. Наибольший рост пришелся в 2010 г., и он по отношению к 2009 г. составил 3 247 386 тыс. руб. Наибольшее увеличение затрат пришлось на материальные затраты, и они в целом увеличились на 1 503 400 тыс. руб. Также значительно возросли амортизационные отчиления.
В структуре затрат наибольшая доля приходится на материальные затраты и их доля в структуре затрат увеличилась с 39,8% в 2008 г. до 42,5% в 2010 г.
Снижение затрат на рубль реализованных услуг свидетельствует о повышении рентабельности деятельности подразделения.
Расчет влияния эффективности использования производственных ресурсов на изменение себестоимости продукции и прибыли отражено в таблице 6.2.
Таблица 6.2. Влияние эффективности использования производственных ресурсов на изменение себестоимости и прибыли
Факторы | Изменение с 2008 г. по 2009 г. | Изменение с 2009 г. по 2010 г. | |||||
Изменение затрат на 1 рубль объема услуг, руб./руб. | Изменение полной себестоимости, тыс. руб. (+,-) | Изменение прибыли, тыс. руб. (+,-) | Изменение затрат на 1 рубль объема услуг, руб./руб. | Изменение полной себестоимости, тыс. руб. (+,-) | Изменение прибыли, тыс. руб. (+,-) | ||
Изменение материалоёмкости | 0,017 | — 291 027 | — 0,003 | — 63 931 | |||
Изменение зарплатоёмкости | 0,016 | — 273 908 | — 0,012 | — 255 723 | |||
Изменение амортизациоёмкости | 0,005 | — 85 596 | 0,007 | — 149 172 | |||
Изменение прочих удельных затрат | — 0,029 | — 496 458 | — 0,028 | — 596 688 | |||
Итого | — 154 073 | — 767 170 | |||||
В 2009 г. рост материалоёмкости, зарплатоёмкости и амортизациоёмкости способствовало увеличению себестоимости оказания услуг. В целом вследствие повышения удельных затрат в 2009 г. затраты увеличились на 154 073 тыс. руб.
В 2010 г. происходит значительное снижение материалоёмкости, зарплатоёмкости и прочих затрат. Общее снижение затрат вследствие снижения удельных затрат составило 767 170 тыс. руб.
6.2 Анализ прибыли (убытков)
Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими из них являются показатели прибыли, которая в условиях рыночной экономики составляет основу экономического развития предприятия.
Прибыль это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности.
Чистая прибыль за анализируемый период значительно увеличилась и её доля в структуре выручки в 2010 г. достигла 6,5%.
7. Анализ финансового состояния
Анализ финансового состояния позволяет выявить проблемы работы предприятия, отражающиеся на основных показателях работы предприятия. Система основных показателей финансового состояния предприятия, рассчитанных на основании Методического указания по проведению анализа финансового состояния организаций, утвержденными Федеральной службой по финансовому оздоровлению и банкротству представлена в таблице 7.1.
Таблица 7.1. Система основных показателей для анализа финансового состояния предприятия
№ | Показатели финансового состояния | Тестовое значение показателей | На начало 2008 г. | На конец 2008 г./начало 2009 г. | На конец 2009 г./начало 2010 г. | На конец 2010 г. | |
Общие показатели | |||||||
Выручка | max | х | |||||
Доля денежных средств в выручке | х | 0,98 | 0,985 | 0,986 | |||
Показатели платежеспособности и финансовой устойчивости | |||||||
Общая степень платежеспособности | >0.5 | х | 0,51 | 0,67 | 0,54 | ||
Коэффициент задолженности по кредитам банков и займам | х | 0,32 | 0,37 | 0,31 | |||
Степень платежеспособности по текущим обязательствам | х | 0,34 | 0,33 | 0,26 | |||
Коэффициент покрытия текущих обязательств оборотными активами | >1 | 0,77 | 0,69 | 0,59 | 0,87 | ||
Собственный капитал в обороте | >0 | — 2 121 629 | — 4 962 403 | — 8 545 894 | — 10 341 555 | ||
В течение анализируемого периода произошло улучшение показателя общей степени платежеспособности, что показывает улучшение финансового состояния предприятия.
Коэффициент покрытия текущих обязательств оборотными активами ниже нормативного значения, что свидетельствует о неблагоприятном финансовом состоянии на предприятии.
Обеспеченность собственными оборотными активами ниже нормативного значения, причем сумма собственных оборотных средств за анализируемый период снизилась. С учетом динамики показателей стоит сделать вывод о неблагоприятном финансовом состоянии, причем за анализируемый период оно ухудшилось.
Заключение
Предметом экономического анализа непосредственно не является техническая сторона производства. Но экономические показатели изучаются в тесном взаимодействии с техникой и технологией производства, его организацией. Технический прогресс — решающий фактор подъема производительных сил и развития человеческого общества — ведет к росту производительности труда и снижению стоимости товаров. Он стимулируется потребностями экономического развития: развитие техники прогрессивно тогда, когда оно экономически эффективно.
Экономические показатели являются функцией не только технических, организационных и природных условий производства, но и социальных условий жизни производственных коллективов. От всех этих условий производства, т. е. от организационно-технического уровня, природных условий и условий социального развития производственного коллектива, зависит степень использования производственных ресурсов: средств труда, предметов труда и самого труда. Интенсивность использования производственных ресурсов проявляется в таких обобщающих показателях, как производительность труда, фондоотдача основных производственных фондов, материалоемкость производства продукции.
В курсовой работе производился экономический анализ деятельности Тюменского отделения Свердловской железной дороги.
В течение анализируемого периода выручка от реализации транспортных услуг увеличилась с 18 121 690 тыс. руб. в 2008 г. до 21 310 280 тыс. руб. в 2010 г. Рост выручки от предоставления транспортных услуг обусловлено как увеличением физических объемов работ, так и ростом тарифов железнодорожных перевозок.
За анализируемый период произошло увеличение стоимости основных фондов с 56 042 375 тыс. руб. в 2008 г. до 62 841 051 тыс. руб. в 2010 г. В структуре основных средств наибольшая доля приходится на сооружения и передаточные устройства, доля которых в 2010 г. составила 60,9%. Эффективность использования основных средств возросла, что отразилась на показателях фондоотдачи и фондорентабельности.
В течение анализируемого периода произошло значительное увеличение чистой прибыли, рост которой в первую очередь обусловлен снижением удельных затрат.
организация численность себестоимость прибыль
1. Руководство по организации и управлению производством технического обслуживания и ремонта подвижного состава. ЦБНТИ Минавто-транса РСФСР, НИИАТ. М., 1975. 167 с.
2. Алексеева А. И. Васильев А.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник. М.: Финансы и статистика, 2006. 672 с.
3. Бердникова Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие. М.: Инфра-М, 2007. 224 с.
4. Бернстайн Л. А. Анализ финансовой отчетности: учебник. М.: Финансы и статистика, 2005. 622 с.
5. Блюмин С. Л., Суханов В. Ф. Экономический факторный анализ: учебник. Липецк: ЛЭГИ, 2004. 148 с.
6. Бунеева Р. И. Коммерческая деятельность: организация и управление: учебник. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. 365 с.
7. Бобылева А. З. Управленческие технологии: управленческие технологии: учебник. М.: ИНФРА-М, 2004. 494 с.
8. Васильева Л. С. Финансовый анализ: учебник. М.: Кнорус, 2006. 542.
9. Виханский О. С. Менеджмент: учебник. М.: Экономист, 2006. 670 с.
10. Волков О. И. Девяткин О.В. Экономика предприятия (фирмы): учебник. М.: Инфра-М, 2008. 600 с.
11. Гапоненко А. Л. Теория управления: учебник. М.: РАГС, 2005. 558 с.
12. Гиляровский Л. Т. Экономический анализ: учебник. М.: Юнити-Дана, 2004. 615 с.
13. Грант Р. Современный стратегический анализ: учебник. СПб.: Питер, 2008. 554 с.
14. Донцова Л. В. Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности: учебник. М.: Дело и Сервис, 2004. 336 с.
15. Доугерти К.
Введение
в эконометрику: учебник. М.: Инфра-М, 2009. 465 c.
16. Дуракова И. Б. Управление персоналом. Отбор и найм: учебник. М.: Центр, 2005. 365 с.
17. Ершова С. А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие. СПб.: СПб ГАСУ, 2007. 155 с.
18. Дроздов В. В. Экономический анализ: практикум. СПб.: Питер, 2006. 240 с.
19. Зайцев Н. Л. Экономика, организация и управление предприятием: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2008. 456 с.
20. Зимин Н. Е. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник. М.: Колос, 2005. 384 с.
21. Ильин А. И. Экономика предприятия: M.: Новое знание, 2007. 236 с.
22. Ионова А. Ф. Селезнева Н.Н. Финансовый анализ: учебник. М.: Проспект, 2006. 623 с.
23. Кабушкин Н. И. Основы менеджмента: учебник. М.: Новое знание, 2009. 336 с.
24. Канке А. А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие. М.: Форум — Инфра-М, 2005. 288 с.
25. Ковалева А. М. Финансы: учебник. М.: Финансы и статистика, 2005. 383 с.
26. Ковалев В. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник. М.: Проспект, 2008. 421 с.
27. Кустова Т. Н. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие. Рыбинск: РГАТА, 2005. 200 с.
28. Лиференко Г. Н. Финансовый анализ предприятия: учебник для вузов. М.: Экзамен, 2005.160 с.
29. Молибог Т. А. Комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности организации: учебное пособие. М.: Владос, 2005. 383 с.
30. Немцев В. Н. Экономический анализ эффективности промышленного предприятия: учебник. Магнитогорск: МГТУ, 2004. 212 с.
31. Нехорошева Л. Н. Экономика предприятия: учебное пособие. М.: Высшая школа, 2005. 383 с.
32. Поздняков В. Я. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий: учебник. М.: Инфра-М, 2008. 617 с.
33. Рудакова Р. П. Букин Л.Л. Практикум по статистике. СП.: Питер, 2007. 288 с.
34. Савицкая Г. В. Теория анализа хозяйственной деятельности: учебное пособие. М.: Инфра-М, 2005. 281 с.
35. Савицкая Г. В. Экономический анализ: учебник. М.: Новое знание, 2004. 640 с.
36. Скляренко В. К. Прудников В.М. Экономика предприятия: учебник. М.: Инфра-М, 2006. 528 с.
37. Стоянова Е. С. Финансовый менеджмент: учебник. М.: Перспектива, 2005. 425 с.
38. Теплова Т. В., Григорьева Т. И. Ситуационный финансовый анализ: учебник. М.: ГУ ВШЭ, 2006. 448 с.
39. Травин В. В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента: учебник М.: Дело, 2005. 276 с.