Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Синтез искусств и инвариантность в исполнительстве в сфере взаимодействия музыки и танца

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Одной из актуальных и недостаточно разработанных проблем современного искусствознания можно по праву считать проблему синтеза искусств и инвариантности в исполнительстве. Понятие инвариант активно используется в современном искусствознании, однако существует область, где оно не заняло еще должного места — это область музыкального исполнительства. Здесь традиционно принято… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Танец и музыка: проблемы взаимосвязей
    • 1. Взаимодействие музыки и пластики в искусстве танца
    • 2. Многообразие танцевальных жанров opus-музыки и их синтетическая природа
    • 3. Особенности жанровой интонации танцевальной музыки
  • Глава II. Исполнение танцевальной музыки: проблема инварианта
    • 1. Инвариантность в искусстве
    • 2. Инвариантность в музыкальном исполнительстве
    • 3. Танцевальная жанровая интонация и инвариант ее музыкально-исполнительского отражения

Синтез искусств и инвариантность в исполнительстве в сфере взаимодействия музыки и танца (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Одной из актуальных и недостаточно разработанных проблем современного искусствознания можно по праву считать проблему синтеза искусств и инвариантности в исполнительстве. Понятие инвариант активно используется в современном искусствознании, однако существует область, где оно не заняло еще должного места — это область музыкального исполнительства. Здесь традиционно принято рассматривать в качестве инварианта различных исполнительских прочтений авторский текст, причем в качестве такового исследованию подвергается преимущественно графический текст — литературный и нотный. Нам представляется актуальным рассмотрение жанрово-интонационного аспекта проблемы инвариантности в исполнительском искусстве на стыке двух его видов — хореографии и музыки.

Взаимосвязь музыкального и хореографического искусств общеизвестна и очевидна, однако именно эта самоочевидность, по-видимому, отвращает исследователей от ее углубленного изучения. Искусство танца и музыка с момента своего зарождения существовали и развивались в неразрывном единстве. Их взаимосвязь и взаимовлияние во всех сферах, и особенно в области исполнительства, были самоочевидными и сохранялись на протяжении веков. Однако во второй половине XX века в связи с развитием и распространением средств звукозаписи произошел постепенный разрыв музыкального исполнительства в сфере opus-музыки с практикой обслуживания танцев, что привело к отмиранию обязательной в прошлом для музыкантов-исполнителей функции сопровождения танцев.

Казалось бы, освобождение музыкантов-исполнителей от «побочных» функций не должно было оказать влияние на художественные результаты их творческой деятельности, однако именно к концу XX века наметились кризисные тенденции в музыкальном исполнительстве, на что указывает ряд авторов1, причем наиболее ярко они выявились именно в сфере «академической» opus-музыки, то есть там, где разрыв с «обслуживанием» танцев осуществился практически полностью.

Здесь следует выделить противоречия между:

1. значительно возросшим виртуозно-техническим уровнем исполнения и обеднением его темброво-динамической и жанрово-интонационной палитры;

2. увеличением числа исполнительских конкурсов и их лауреатов и почти полным отсутствием новых крупных исполнительских имен;

3. расширением информационных возможностей в знакомстве с различными исполнительскими трактовками и образной стандартизацией исполнений;

4. разнообразием форм концертной деятельности и падением к ним слушательского интереса;

5. развитием средств тиражирования и трансляции и традиционализмом потребительских предпочтений;

6. громадной ролью танцевальных жанров в музыкальном искусстве и незначительным вниманием к их специфике со стороны исследователей, отсутствием работ, ориентированных на исполнителей;

7. демократичностью, увлекательностью, разнообразием танцевальной жанровой интонационности и её жанрово-интонационной подменой при исполнительском отражении;

8. генетической кинестетичностью танцевальной жанровой интонации и исполнительской передачей кинестетики, ориентированной на зрительное восприятие, на основе аудиального восприятия;

1 Булатова Л. Б. Стилевые черты артикуляции в фортепианной музыке XVIII — первой половины XIX века. -М.: Музыка, 1991. — С.7. Милыытейн Я. И. Вопросы теории и истории исполнительства. — М.: Советский композитор, 1983. С. 38.

Одной из важных причин кризисных явлений в музыкальном исполнительстве является обеднение жанрово-интонационного словаря исполнителей и, прежде всего, исчезновение из него танцевальной жанровой интонационности, именно той, которая изначально была его важнейшей частью.

Танцевальная жанровость отражена в авторском тексте, который, в свою очередь, служит инвариантом бесконечного множества вариантов его исполнительских трактовок. Однако наличие танцевального жанрового комплекса в тексте, как и прямое авторское обозначение жанра, не гарантируют его исполнительского отражения. Это связано с тем, что инвариантом исполнительских отражений танцевальной жанровой интонации служит не сам текст, а отраженная в нем в виде жанрового комплекса пластик^ конкретного танца, относящаяся к сфере не музыки, а хореографии, вне практического знакомства с которой исполнитель не в состоянии адекватно передать «образ жанра», отсылающий к типизированному содержанию, декларированному автором.

В связи с этим, актуальность темы данного исследования очевидна. Она определена, по крайней мере, следующими причинами:

— вопросы жанрового интонирования в музыкальном исполнительстве, в отличие от стилевого, практически не привлекали внимание исследователей, хотя именно сфера жанра относится к центральной зоне интерпретации;

— танцевальная жанровая интонационность обладает экстрамузыкальной семантичностью, единственной, полностью относящейся к сфере другого самостоятельного вида искусства и которая не выводима только из музыкального опыта и внемузыкальных ассоциаций исполнителя, что обусловлено изначальной синтетичностью жанров танцевальной музыки, определяющей их особое место среди первичных музыкальных жанров.

Степень исследованности темы. Литературу, раскрывающую тот или иной аспект данной проблематики можно условно разделить на три группы. К первой группе относятся работы, освещающие проблемы синтеза искусств, ко второй — работы, связанные с исследованием инвариантности, в том числе и инвариантности в исполнительстве, к третьей — специфические особенности танцевальной жанровой интонационности.

Изучению синтетической природы искусств посвящены труды А. Я. Зися, М. С. Кагана, В. Д. Конен, Т. А. Курышевой, имевшие большое значение для настоящего исследования.

Инвариантность получила наиболее полное освещение в области точных наук, поэтому большой интерес для нас представляли работы М. Борна, Е. Вигнера и других.2.

Важное общеметодологическое значение для настоящего исследования имеют работы философов А. С. Манасяна, А. Д. Урсула, где дается обоснование объективности инварианта, Б. Г. Кузнецова, описывающего явления, оказывающиеся инвариантными для различных областей науки и искусства, а также работы М. М. Бахтина, В. Я. Проппа, В. Л. Марковой, К. Леви-Стросса, в з которых рассматриваются различные аспекты инвариантности.

Понятие инварианта активно используется в современном искусствознании. Среди специально посвященных данной теме можно выделить работы И. Боровского и особенно И.С. Волковой4, которая рассматривает инвариантность как стержень различных компонентов музыкального языка: знаков, синтаксиса, законов коммуникации. Значительное место занимают проблемы инвариантности в работах М. Г. Арановского, Б. Г. Гаспарова, И. И. Земцовского, Л А. Мазеля, С. М. Мальцева,.

2 Борн М. Физика в жизни моего поколения: Сб. ст. — М.: Иностр. лит., 1963. — 535с. Вигнер Е. События, законы природы и принципы инвариантности // Успехи физич. наук. — 1965. — Т. 85. — Вып. 4. — С.727 — 737.

3 Манасян А. С. Методологические принципы объективности научного знания и единство науки. — Ереван: АН Арм. ССР, 1984. — 315с. Урсул А. Д. Теоретико — познавательное значение принципа инвариантности // Симметрия, инвариантность, структура: (философские очерки). — М.: Высшая школа, 1967. — С.261 — 299. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. — 2-е изд. — М.: Худож. лит., 1990. — 543с. Леви — Стросс К. Сырое и вареное //Семиотика и искусствометрия. — М.: Мир, 1972.-С. 25−49.

4 Волкова И. С. Понятие инварианта в концепции музыкального языка. Дисс. канд. искусствоведения. -М.: МГПИ им. Гнесиных, 1986. — 182с.

В.В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, и других.5 Здесь понятие инварианта рассматривается с различных позиций и в разном контексте, но всегда — как структура.

Проблемы инвариантности в исполнительском искусстве в научной литературе не получили достаточного освещения. Здесь следует выделить работу В. Н. Холоповой, 6 в которой дается краткое, но наиболее целостное изложение существующих взглядов на инвариантность в музыкальном исполнительстве.

Работ, посвященных танцевальной музыке, сравнительно немного. Среди них обобщающий характер носят лишь работы Б. Ефименковой, М. С. Друскина и Т. С. Кюрегян. Информация об античной хорее содержится в работе М. Г. Харлапа.8 Отдельным жанрам танцевальной музыки посвящены исследования Е. А. Рубахи, В. Н. Александровой, М.В. Иванова-Борецкого, В. Б. Носиной, Б. Л. Яворского.9.

Сведения о танцевальных жанрах содержатся также в работах по истории музыки Р. И. Грубера, М. С. Друскина, Т. Б. Барановой, В. Д. Конен, Т. Н. Ливановой, Ж. Тьерсо и других.10.

Особенности инструментального исполнения танцевальной музыки касаются лишь немногие авторы, среди которых следует назвать А. Д. Алексеева, Н. А. Копчевского, Н. А. Крючкова, В. Ландовску, А. А.

5 Арановский М. Г. Музыкальный текст. Структура и свойства. — М.: Композитор, 1998. — 343с. Гаспаров Б. И. Некоторые дескриптивные проблемы музыкальной семантики // Труды по знаковым системам /Гос. Тартуский университет. Тарту, 1977. — Вып. 8. — С.120 — 135. Мальцев С. М. Семантика музыкального знака. Автореф. канд. искусствоведения. — Вильнюс: Литовская гос. консерватория, 1981. — 24с. Медушевский В. В. Интонационная форма музыки. — М.: Композитор, 1993. — 266с. Назайкинский Е. В. Логика музыкальной композиции.-М.: Музыка, 1982. -319с.

6 Холопова В. Н. Музыка как вид искусства. — М.: НТЦ Консерватория, 1994 — 258с.

7 Друскин М. Д. Очерки по истории танцевальной музыки.-Л.: Изд. Ленинградской филармонии, 1936. Ефименкова Б. Танцевальная музыка // Музыкальные жанры. M.: Музыка, 1968. — С.52 — 84. — Курегян Т. С. Танцевальная музыка/ Музыкальная энциклопедия-Т. 5 -М.: Сов. энциклопедия, 1981. — С. 429−435.

8 Харлап М. Г. Ритм и метр в музыке устной традиции. — M.: Музыка, 1986. — 104с.

9 Иванов — Борецкий М. В. Вальсы Шуберта. Опыт стилистического исследования/ Иванов — Борецкий М. В. Статьи и воспоминания о нем. — М.: Сов. Композитор, 1972. — С.126 — 142. Яворский Б. Л. Сюиты Баха для клавира / Б.Яворский. Сюиты Баха для клавира. В. Носина. О символике «Французских сюит И.С. Баха-М.: Классика — XXI, 2002. — С. 23 — 81.

10 Грубер Р. И. Всеобщая история музыки. 4.1. Изд. ЗгМ.: Музыка, 1965. — 385с. Друскин М. Д. Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии XVI — XVIII веков.—Л.: ГМИ, 1960. -290с.

Люблинского, Ю. Ф. Файера, Л. И. Ярмолович.11 Особый интерес представляют исследования Л. А. Ладыгина, где теоретически обобщен исполнительский опыт балетного концертмейстера, Е. А. Шлыковой, где скрипичное исполнительство эпохи барокко рассматривается во взаимосвязи с искусством.

12 танца в историко-культурном контексте и О. А. Астаховой, где взаимосвязь музыки и танца рассматривается на примере искусства балета.

Решение задач данного исследования потребовало обращения к работам по истории и теории танца, среди которых можно выделить исследования Л. Д. Блок, Э. А. Королевой, В. М. Красовской, В. В. Ванслова, П. М. Карпа, Г. Н. Добровольской, Е. Н. Куриленко, Н. В. Чефрановой, Н. Е. Шереметьевской, А. Л. Волынского, С. Н. Худекова, М. М. Фокина, Ф. В. Лопухова, Ж. Ж. Новерра, n Н. И. Тарасова, Ю. И. Слонимского, В. М. Гаевского.13.

Отдельную группу работ составляют исследования, посвященные жанрам бытового танца, среди которых наибольший интерес представляют труды Т. Арбо, К Блазиса, М.В. Васильевой-Рождественской, М. П. Ивановского, Т. С. Ткаченко, Е. Д. Васильевой.

Несмотря на недостаточную разработанность темы, нельзя не отметить существующих диссертаций, затрагивающих тот или иной аспект по названной проблематике. Семиотический и коммуникативный аспекты танца освещены в диссертациях А. П. Кириллова, М. Н. Жиленко, С. С. Куракиной.14.

11 Алексеев А. Д. Музыканты XVIII столетия об исполнении танцевальных пьес // Из истории фортепианной педагогики. Хрестоматия.-Киев.: Муз. Украина, 1974, С. 154 — 159. Копчевскии Н. А. Клавирная музыка: Вопросы исполнения.-М.: Музыка, 1986. — 96с. Ландовска В. О музыке. — М.: Радуга, 1991. — 434с. Люблинский А. А. Теория и практика аккомпанемента: Методологические основы. — Л.: Музыка, 1972. — 80с. Файер Ю. Ф. — О себе, музыке, о балете.-М.: Сов. композитор, 1970. — 572с. Ярмолович Л. И. Принципы музыкального оформления урока классического танца. — 2-е издание. — Л.: Музыка, 1968. — 144с.

12 Астахова О. А. Принципы взаимосвязи музыки и танца: Дисс.канд. искусствоведения.-М.: МГК, 1993. -184с. Шлыкова Е. А. Исполнение скрипичной музыки барокко в свете культурно — исторической традиции. Дисс. канд. искусствоведениягРостов на Дону: Ростовская гос. консерватория. 2000. — 188с. Ладыгин Л. А. Теоретические основы исполнительской практики концертмейстера балета: Дисс.канд. искусствоведения. — М.: МГК, 1988, — 188с.

13 Ванслов В. В. Статьи о балете. Музыкально — эстетические проблемы балета. — Л.: Музыка, 1980. — 192с. Карп П. М. Балет и драма. — Л.: Искусство, 1979. — 246с. Добровольская Г. Н. Танец. Пантомима. Балет. — Л.: Искусство, 1075. — 124с. Блок Л. Д. Классический танец. История и современность. — М.: Искусство, 1987. -556с.

14 Кириллов А. П. Языковой аспект художественно — образной природы танцевального движения: Дисс.канд. искусствоведения. -M.: ГИТИС, 1988. — 176с. Жиленко М. Н. Танец как форма коммуникации в социокультурном пространстве: Дисс. канд. культурологии. -М.: Гос. академия слав, культуры, 2000. — 191с.

Поскольку одной из основных проблем нашего исследования является жанровая интонация танцевальной музыки, постольку нам пришлось обращаться к трудам по теории интонации Б. В. Асафьева, В. В. Медушевского, Е. Н. Орловой, Э. В. Быковой, а также к трудам, посвященным проблемам жанра А. Н. Сохора, О. В. Соколова, А. А. Альшванга, В. А. Цуккермана, И. И. Земцовского, Е. А. Минаева, М. Г. Арановского и других.15.

Ценные сведения для настоящего исследования мы почерпнули в трудах по теории ритма М. Г. Харлапа, В. Н. Холоповой, Н. А. Гарбузова и по теории исполнительства Л. М. Гинзбурга, Е. Я. Либермана, Г. Л. Ержемского, М. Аркадьева, Е. Г. Гуренко, Н. П. Корыхаловой, С. Х. Раппопорта, А. В. Малинковской, А. А. Ермохина, Л. С. Сидельникова, Д. А. Рабиновича. 16Следует отметить, что в работах по теории исполнительства основное внимание уделяется проблемам интерпретации и стиля, а вопросы жанрового интонирования затрагивают преимущественно сферу интонационности, связанную с дыханием, не касаясь вопросов танцевальности.

Кроме того, нельзя не отметить труды эстетиков, искусствоведов, культурологов и психологов, актуальные в рамках данного исследования к которым следует отнести работы Р. Арнхейма, Л. С. Выготского, М. С. Кагана, Ю. А. Лукина, М. Маркова, Н. Л. Очертовской, В. И. Петрушина, А. А. Потебни, Б. М. Теплова, К. Г. Юнга. 17.

Куракина С. С. Феномен танца: (социально — философский и культурологический анализ): Дисс. канд. филос. наук. — Ростов на Дону: РГУ, 1994. — 131с.

15 Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс.-Л.: Музыка, 1971. — 376с. Медушевский В. В. Интонационная теория в исторической перспективе //Сов. Музыка. — 1985. — № 7. — С.60 — 70. Сохор А. Н. Теория музыкальных жанров: задачи и перспективы/ Сохор А. Н. Вопросы социологии и эстетики музыки.В.3. — Л.:Сов. композитор, 1983. — С. 129 — 142. Сохор А. Н. Эстетическая природа жанра в музыке./ Сохор А. Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. B.2 гЛ.:Сов. композитор, 1981. — с. 231 — 293 Цуккерман В. А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм.-М.: Музыка, 1964. — 159с. Арановский М. Г. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке //Музыкальный современник: Сб. Статей. Вып. 6. — М.: Сов. композитор, 1987. -С.5 -44.

16 Харлап М. Г. Нотные длительности и парадокс их реального значения //Музыкальная академия. — 1997. -№ 1. — С.170 — 181, № 2. — С. 99 — 109. Харлап М. Г. Дг^стовая система музыкальной ритмики// Проблемы музыкального ритма: Сб. ст./ Сост. В.Н. ХолоповагМш С. 48 — 104. Холопова В. Н. Музыкальный ритм. -М.: Музыка, 1980. -72с. Корыхалова Н. П. Интерпретация музыки.-Л.: Музыка, 1979. -208с.

17 Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие, — М.: Прогресс, 1974. — 392с. Лукин Ю. А. Кулмурология вчера, сегодня, завтра.(Очерки теории и методологии. Библиография. Маргиналии). — М.: АПРИКТ, 2001.

Целью данного исследования является теоретическое обоснование специфики явления инвариантности в музыкально-исполнительской интерпретации танцевальных жанров opus-музыки, то есть в практике исполнительского функционирования музыкальных текстов, в свою очередь являющихся композиторскими семиотическими вариантами отражения пластического образа танца.

Задачами исследования являются:

— рассмотрение теоретико-методологических основ анализа специфики взаимодействия музыки и пластики в искусстве танца;

— теоретическое исследование синтетической природы танцевальных жанров opus-музыки и их типологии;

— выявление особенностей жанровой интонации танцевальной музыки;

— определение инварианта исполнительского отражения жанровой интонации танцевальной opus-музыки.

Объект исследования — наиболее распространенные в современном репертуаре исполнителей танцевальные жанры opus-музыки.

Предмет исследования — проблема инварианта в музыкально-исполнительских отражениях жанровой интонации в танцевальных жанрах opus-музыки.

Методологической основой исследования являются: принципы диалектической логикиположения общей теории системданные теории информациисемиотические исследованияисследования в области теории инвариантности, интонационной теории.

202с. Марков М. Е. Теория искусства: функциональный подход //Восприятие музыки: Сб. статей /Ред. — сост. В. Н. Максимов. — М.: Музыка, 1980. — С. 28 — 37. Потебня А. А. Эстетика и поэтика. — М.: Искусство, 1976. -614с. ЮнгК.Г. Архетип и символ. -М.: Ренессанс, 1991. -304с.

Методы исследования обусловлены спецификой решения поставленных задач и целью исследования. В качестве основных использовались: историко-культурныйсистемно-аналитический в пересечении с исполнительским подходомтипологическийнаблюдения.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые проблема инварианта в музыкальном исполнительстве становится предметом исследования и рассматривается в одной из областей жанровой интонационности с позиций синтеза искусств. В ней:

— выявлена специфика взаимодействия музыки и пластики в искусстве танца;

— на теоретическом уровне исследована синтетическая природа танцевальных жанров opus-музыки и выявлена их типология;

— выявлены особенности жанровой интонации танцевальной музыки;

— определен инвариант музыкально-исполнительского отражения танцевальной жанровой интонации opus-музыки.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее положения и теоретические выводы могут быть использованы в курсах теории и истории искусства, в преподавании исполнительских дисциплин, в творческой деятельности музыкантов-исполнителей, в музыкально-просветительской деятельности.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры теории и истории искусства Академии переподготовки работников культуры искусства и туризма и рекомендована к защите. Основные положения диссертации опубликованы в печатных работах. Ее результаты апробированы в выступлениях на научных конференциях в г. Барнауле (1988г., 1990 г., 1992 г., 1994 г.) и Ярославле (2002г.) материалы исследования использовались автором в спецкурсах «Исполнительский анализ фортепианного произведения» (АГИИК, г. Барнаул) и «Психолого-педагогические основы музыкального и испольнительства» (ЯГГТУ, г. Ярославль), в лекционно-просветительской, педагогической и испольнительской деятельности.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего 2S9 источников и.

Заключение

.

Изучение вопросов синтеза искусств является актуальной проблемой современного искусствознания. В ходе теоретического обобщения современного художественного синтеза решаются важные вопросы связанные с принципами классификации искусств, с новыми особенностями жанровой определенности, с возникновением новых возможностей и путей художественного освоения действительности, с развитием художественного языка различных искусств. В то же время, актуальность данной проблемы мыслится и в плане сохранения утрачиваемых традиций. Новые явления синтеза искусств не должны подменять сложившиеся ранее, традиционные формы синтеза искусств, деградация которых способна нанести невосполнимый ущерб современному музыкальному исполнительству.

В данном исследовании предпринята попытка найти пути решения этой проблемы, связанная с выявлением инвариантов исполнительского отражения жанровой интонации танцевальной музыки как синтетического жанра.

В результате исследования можно сделать следующие выводы:

Жанрово-интонационный словарь исполнителя составляет интонации первичных музыкальных жанров.

1. Основой жанрово-интонационного словаря музыканта-исполнителя является его личный опыт, как музыкальный, так и внемузыкальный.

2. Освоение этого опыта осуществляется во всех трех репрезентативных системах, а не только аудиально: осваиваемая кинестетически жанрово-интонационная сфера не менее широка.

3. К сфере чисто музыкального опыта следует отнести преимущественно вокальную жанровую интонационность.

4. К сфере внемузыкального жизненного опыта относится освоение декламационно-речевой и двигательно-моторной жанровой интонационности.

5. Жанрово-интонационная сфера танца как синтетического музыкального жанра, относящаяся к области смежного вида искусства, не.

Представления о танце, преимущественно связанные с взглядами об эпохе, также ведут к интонационному переосмыслению, где жанровая интонация танцевальной музыки подменяется стилевой интонацией.

Знание основного шага и манеры исполнения танца конкретизирует смыслосодержание родового жанрового комплекса танца и позволяет исполнителю, в зависимости от художественных задач, выявлять или вуалировать жанровую интонацию танцевальной музыки, а жанровая интонация танцевальной музыки как исполнительское отражение пластики танца служит системообразующим и формообразующим фактором интерпретации. В настоящее время, когда в связи с распространением звукозаписи произошел разрыв между музыкальным исполнительством и бытовой (бальной) хореографией, жанры которой служили основой для формирования и развития инструментальной музыки на протяжении веков, когда музыканты-исполнители не танцуют и не сопровождают игрой танцы, данная сфера требует особого внимания. Если раньше владение навыками танцевального жанрового интонирования формировалось и поддерживалось на протяжении всей жизни музыканта-исполнителя в силу его профессиональных обязанностей, то теперь танцевальная интонационность исчезает со сцены в академическом музыкальном исполнительстве.

В то же время поп-музыка активно использует именно эти жанры, что, на наш взгляд, безусловно способствует повышению к ней интереса со стороны слушателей.

Сужение интонационного словаря исполнителей opus-музыки пагубно отражается на результатах их творческой деятельности, что ведет к падению слушательского интереса. Интонационное засилье декламационности, моторности и маршевости в исполнении обманывает жанровые ожидания публики. Исчезает не только теплота, певучесть, лирическое начало, которое всегда было отличительной чертой русской исполнительской школы, но и прихотливое разнообразие танцевальности, которое было изначально присуще инструментальному исполнительству, выражая образы радости и игры. Уходит то, чему не учили, на что даже не обращали внимания, что присутствовало всегда — как воздух, вода, солнце. В данном случае можно ставить вопрос об экологии танцевальной жанровой интонационности в исполнительстве.

По нашему мнению, необходимо предпринять шаги для восстановления личной связи музыкального исполнительства и хореографии с целью обогащения «интонационного словаря» и, тем самым, для расширения творческих возможностей исполнителей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О. Об адекватности восприятия музыкального метра //Музыкальное искусство и наука. Вып. 1. — М.: Музыка, 1970. — С. 95 — 135.
  2. В.Н. Испанские народные танцы. Л.: Музгиз, 1959. — 54с.
  3. А.Д. Музыканты XVIII столетия об исполнении танцевальных пьес /Из истории фортепианной педагогики. Хрестоматия-Киев.: Муз. Украина, 1974,-С. 154−159.
  4. А.А. Оперные жанры «Кармен»/ Избр. соч. в 2-х т.- Т 2. -М.: Музыка, 1965.-С. 112−133.
  5. А.А. Проблемы жанрового реализма./ Избр. соч. в 2-х т.- Т.1.- М.: Музыка, 1964. С. 97 — 103.
  6. Л. Польские народные танцыг-М.: Искусство, 1958. -72с.
  7. Античная музыкальная эстетика. М.: Музгиз, 1960. — 303с.
  8. М.Г. Музыкальный текст. Структура и свойства. М.: Композитор, 1998. — 343с.
  9. М.Г. Мышление, язык, семантика / Проблемы музыкального мышления. Сб. статей. Составитель и редактор М.Г. АрановскийгМ.: Музыка, 1974. С. 90- 128.
  10. М.Г. Синтаксическая структура мелодии: исследование. М.: Музыка, 1991.-320с.
  11. М.Г. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке //Музыкальный современник: Сб. статей.-Вып. 6. М.: Сов. композитор, 1987. — С.5 -44.
  12. И.Арбо Т. Оркезография или Трактат о танце в форме диалога // Музыкальная академия. 1999.- № 1.-С.135- 142, № 2. -С. 119- 126.
  13. Аристотель. Категории. М.: АН СССР, 1939. — 84с.
  14. Аристотель. Об искусстве поэзии.-М.: Гослитиздат, 1957. 183с.
  15. М. Фундаментальные проблемы теории ритма и динамика «незвучащих» структур в музыке Веберна. Веберн и Гуссерль //Музыкальная академия. 2001. — № 1. — С. 151 — 163, № 2. — С.42 — 51.
  16. М. Хроноартикуляционные структуры в клавирном творчестве И.С. Баха //Музыкальная академия. 2000. — № 2. — С.2 — 13.
  17. Н.Е. Языком танцагМ.: Знание, 1975. 56с.
  18. Р. Искусство и визуальное восприятие.-М.: Прогресс, 1974. 392с.
  19. Р. Новые очерки по психологии искусства.- М.: Прометей, 1994. -352с.
  20. .В. Музыкальная форма как процесс.- Л.: Музыка, 1971. 376с.
  21. .В. О балете. -Л.: Музыка, 1974. -294с.
  22. .В. Речевая интонация. М. — Л.: Музыка, 1965. — 136с.
  23. О.А. К вопросу о хореографической теме в классическом балете. -//Музыка и хореография современного балета. Вып. 4 /Сост. Ю. Резанова и Р. Косачева. -М.: Музыка, 1982гС.72 86.
  24. О.А. Принципы взаимосвязи музыки и танца: Дисс.канд. искусствоведения. -М.: МГК, 1993. 184с.
  25. Т.Б. Танцевальная музыка эпохи Возрождения //Музыка и хореография современного балета. Вып. 4 /Сост. Ю. Резанова и Р. Косачева. -М.: Музыка, 1982. -С.8 35.
  26. М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. 2-е изд. -М.: Худож. лит., 1990. — 543с.
  27. В.О. Формообразующие средства гармонии: Аккорд. Лейтгармония. Секвенция. -М.: Сов. композитор, 1971. -343с.
  28. К. Искусство танца //Классики хореографии.- Л. М.: Искусство, 1937. -С. 156- 169.
  29. Л.Д. Классический танец. История и современностыМ.: Искусство, 1987. -556с.
  30. В.П. Функциональные основы музыкальной формы.-М.: Музыка, 1978.-332с.
  31. Л.Н. Танцы разных народовгМ.: Молодая гвардия, 1958. 279с.
  32. Богданов Березовский В. От Люлли до Прокофьева (о музыкальной культуре балета)./Музыка советского балета. Сб. статей. -М.:Музыка, 1962. -С.5−58.
  33. М. Физика в жизни моего поколения: Сб. ст. М.: Иностр. лит., 1963. -535с.
  34. И. Об инвариантности в музыкальном творчестве //Точные методы и музыкальное искусство: Материалы к симпозиуму / Гос. Ростовский ун — т. — Ростов на Дону, изд. Рост. Ун-та, 1972. С. 40 — 48.
  35. Л.Б. Стилевые черты артикуляции в фортепианной музыке XVIII -первой половины XIX века. -М.: Музыка, 1991. 125с.
  36. Э.В. Эстетическая сущность музыкальной интонации. Автореферат. канд. филос. наук М.: МГУ, 1969. — 18 с.
  37. А.Я. Основы классического танца.-Л.: Искусство, 1980. —191с.
  38. В.В. Об отражении действительности в музыке. Очерки.- М.:Музгиз, 1953.-236с.
  39. В.В. Статьи о балете. Музыкально эстетические проблемы балета. -Л.: Музыка, 1980. — 192с.
  40. Васильева Рождественская М. В. Историко — бытовой танец.-М.: Искусство, 1987.-382с.43 .Васильева Е. Д. Танец.- М.: Искусство, 1968. 247с.
  41. Венгерские народные танцы.- М.: Искусство, 1960. 78с.
  42. Е. События, законы природы и принципы инвариантности // Успехи физич. наук. 1965. — Т. 85. — Вып. 4. — С.727 — 737.
  43. И.С. Понятие инварианта в концепции музыкального языка: Дисс. канд. искусствоведения.- М.: МГПИ им. Гнесиных, 1986. 182с.
  44. А.Л. Книга ликований: Азбука классического танцагМ.: Артист. Режиссер. Театр, 1992. 297с.
  45. И.А. Историко бытовой танецгМ.: Искусство, 1980. — 128с.
  46. Л.С. Психология искусствагМ.: Педагогика, 1987. 344с.
  47. .А., Дорфман Л .Я. Влияние музыки на психомоторику в связи с особенностями нейродинамики // Вопросы психологии.- 1980.- № 1.- С. 94 99.
  48. В.М. Дивертисмент: Судьбы классического балета. — М.: Искусство, 1981. 383с.
  49. Н.А. Зонная природа темпа и ритма //Н.А. Гарбузов музыкант, исследователь, педагог. — М.: Музыка, 1980. -С. 146 — 207.
  50. .И. Некоторые вопросы структурного анализа музыкального языка //Труды по знаковым системам. /Гос. Тартуский ун-т. Тарту: 1969. — Вып.4. -С.174 — 203.
  51. .И. Некоторые дескриптивные проблемы музыкальной семантики // Труды по знаковым системам /Гос. Тартуский университет-Тарту: 1977. -Вып. 8.-С.120- 135.
  52. .М. О некоторых принципах структурного анализа музыки // Проблемы музыкального мышления. Сб. статей. Составитель и редактор М. Г. Арановский.- М.: Музыка, 1974. С. 129 — 152.
  53. К.Я. Образы русской народной хореографии.-М.: Искусство, 1964. -368с.
  54. В. Вопросы исполнительской формы и пути ее реализации // Музыкальное исполнительства и современность: Сб. статей Вып. 1. / Сост. М. А. Смирнов. М.: Музыка, 1988. — С. 69 — 86.
  55. М., Лойд Л. НЛП в педагогике. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. -307с.
  56. Р.И. Всеобщая история музыки.- Ч.1.- Изд. 3. -М.: Музыка, 1965. -385с.
  57. Р.И. История музыкальной культуры.- Т.1, ч.1.- М.-Л.: Музгиз, 1941. -590с.
  58. Е.Г. Проблемы художественной интерпретации (философский анализ). -Новосибирск: Наука, 1982.-256с.
  59. Г., Дассвиль Л. Все танцы 2-е издание.- Киев: Муз. Укр., 1987. — 333с.
  60. Дирижерское исполнительство. Практика. История. Эстетика.// Ред. -составитель Л.Гинзбург. М.: Музыка, 1975. — 630с.
  61. Г. Н. Танец. Пантомима. Балет.-Л.: Искусство, 1975. 124с.
  62. М.Д. Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии XVI- XVIII веков.-Л.: ГМИ, 1960. 290с.
  63. М.Д. Очерки по истории танцевальной музыки.- Л.: Изд. Ленинградской филармонии. 1936. — 56с.
  64. Г. Л. Закономерности и парадоксы дирижирования: Психология. Теория. Практика. СПб.: Деан, Ферт, 1993. — 258с.
  65. А.А. Творческая интуиция в исполнительском искусстве (философско эстетический аспект): Автореф. канд. филос. наук.-М.: АПРИКТ, 2000. — 23с.
  66. . Танцевальная музыка // Музыкальные жанры / Общ. ред. Т. В. Поповой. М.: Музыка, 1968. — С.52 — 84.
  67. Жак Далькроз Э. Ритм. — М.: Классика — XXI, 2001. — 248с.
  68. М.Н. Танец как форма коммуникации в социокультурном пространстве: Дисс. канд. культурологии. -М.: Гос. академия слав, культуры, 2000.- 191с.
  69. Р.В. Записки балетмейстера. -М.: Искусство, 1976, 351с.
  70. Иванов Борецкий М. В. Вальсы Шуберта. Опыт стилистического исследования/ Иванов — Борецкий М. В. Статьи и воспоминания о нем. — М.: Сов. композитор, 1972. — С. 126 — 142.
  71. Н.Ю. О причинах неосознанного изменения заданного темпа движений // Вопросы психологии.-1967г№ 4,-С.82 89.
  72. Н.П. Бальный танец XVI XIX вв.гЛгМ.: Искусство, 1948. — 215с.
  73. Инвариантные синтаксические значения и структура предложения: Доклады на Конференции по теоретическим проблемам синтаксиса. М.: Наука, 1969. -180с.
  74. Интонация /Сб. стгКиев: Вища школа. Изд. Киевского ун та, 1978. — 240с.
  75. М.С. Морфология искусства.- Л.: Искусство, 1972. -440с.
  76. М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избр. ст. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.-383с.
  77. П.М. Балет и драма. Л.: Искусство, 1979. — 246с.
  78. П.М. О балете.-М.: Искусство, 1967. 227с.
  79. О.В. Историко бытовой танец.- М.: Родникъ, 1997. — 33с.
  80. А.П. Языковой аспект художественно образной природы танцевального движения: Дисс.канд. искусствоведения. — М.: ГИТИС, 1988. — 176с.
  81. . Теоретике практический самоучитель общественных танцев с аккомпанементом музыкигМ.: Б.и., 1873.- 120с.
  82. В.Д. Рождение джаза. М.: Сов. композитор, 1984. — 312с.
  83. В.Д. Театр и симфония. Изд. 2-е. — М.: Музыка, 1975. — 376с.
  84. Е.В. Эстетичесое воспитание средствами хореографического искусствагМ.: изд. АПН РСФСР, 1953. 47с.
  85. Н.А. Клавирная музыка: Вопросы исполнениягМ.: Музыка, 1986. -96с.
  86. Э.А. Ранние формы танцагКишинев.: Штиница, 1977. 216с.
  87. Н.П. Интерпретация музыкигЛ.: Музыка, 1979. 208с.
  88. Н.П. Музыкально исполнительские термины: Возникновение, развитие значений и их оттенки, использование в разных стилях. — СПб.: Композитор, 2000. — 272с.
  89. В.М. Западноевропейский балетный театр: Очерки истории. От истоков до средины XVIII века, — Л. М.: Искусство, 1979. — 205с.
  90. В.М. Русский балетный театр от возникновения до средины XIX века.- Л.: Искусство, 1958. 309с.
  91. В.М. Статьи о балете.-Л.: Искусство, 1967. 340с.
  92. Н.А. Искусство аккомпанемента как предмет обучения.- Л.: Музгиз, 1961.-72с.
  93. .Г. История философии для физиков и математиков.- М.: Наука, 1974.-352с.
  94. .П. Эстетические проблемы исполнительского искусства: Автореф. дисс. канд. филос. наук. -М. МГУ, 1968 16 с.
  95. М.Я. Карнавальность в музыкальной культуре западноевропейского романтизма: Автореф. дисс.канд. искусствоведения -Ростов на Дону: Рост. гос. консерватория, 2000. 22с.
  96. Ф. Искусство игры на клавесине.- М.: Музыка, 1973. 151с.
  97. С.С. Феномен танца: (социально философский и культурологический анализ): Дисс. канд. филос. наук. — Ростов на Дону: РГУ, 1994,-131с.
  98. Е.Н. Понятие жанра современного балета //Музыка и хореография современного балета. Вып. 4 /Сост. Ю. Резанова и Р. Косачева. -М.: Музыка, 1982. С. 87 — 104.
  99. Т.А. О музыкальной природе балета //Советская музыка. -1979.-№ 2.- С. 68 72.
  100. Т.А. О роли музыки в синтезе искусств //Советская музыка. -1980.- № 8.- С. 47−51.
  101. Т.А. Театральность и музыка. М.: Сов. композитор, 1984. -201с.
  102. Л. А. Теоретические основы исполнительской практики концертмейстера балета: Дисс.канд. искусствоведения.-М.: МГК, 1988. -188с.
  103. Э. В защиту композитора. -М.: Музыка, 1988. 303с.
  104. Леви Стросс К. Сырое и вареное //Семиотика и искусствометрия.—М.: Мир, 1972.-С. 25−49.
  105. Т.Е. О музыкальных жанрах и различных видах обобщения через жанр. //Труды ГМПИ им. Гнесиных. М.: 1972. Вып.1 Вопросы музыковедениягС.5 — 27.
  106. В.И. Лев Толстой как зеркало русской революции — Полн.собр. соч. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1980. — Т. 17. — С. 206−213.
  107. В.И. Философские тетради. Полн.собр. соч. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1980. — Т. 29. — 782с.
  108. Е.Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом. -М.: Музыка, 1998. 236с.
  109. Т.Н. Западноевропейская музыка XVII—XVIII вв.еков в ряду искусств. Исследование.- М.: Музыка, 1977. 528с.
  110. Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789. -В. 2-х т. -Т. 1.2-е изд, перераб. и доп. -М.Музыка, 1983. 696с.
  111. М. Н. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтикигМ. Музыка, 1994. 320с.
  112. М. Н. Музыкальный стиль и жанр: история и современность.-М.: Советский композитор, 1990. 222с.
  113. М.Н. Ритм время — культура //Советская музыка. -1981.- № 12.-С. 92−95.
  114. Ф.В. Хореографические откровенности.-М.: Искусство, 1972. — 215с.
  115. Ф.В. Шестьдесят лет в балете. -М.: Искусство, 1966. 367с.
  116. Лукиан. О пляске /Собр. соч. в 2 т. Т.2. — М. — Л.: Academia, 1935. — С. 49 -80.
  117. А.А. Теория и практика аккомпанемента: Методологические основы. Л.: Музыка, 1972. — 80с.
  118. Л. О природе и средствах музыки. М.: Музыка, 1983. — 72с.
  119. Л. Строение музыкальных произведений.- М.: Музыка, 1979. -536с.
  120. Л.А. Эстетика и анализ //Мазель Л. А. Статьи по анализу музыки. -М.: Сов. композитор, 1982. С. 3 — 54.
  121. А.В. Фортепианно — исполнительское интонирование. М.: Музыка, 1990.- 191с.
  122. С. М. Нотация и исполнение //Мастерство музыканта -исполнителя. Вып. 2. М.: Сов. композитор, 1976. — С.68 — 104.
  123. С.М. Семантика музыкального знака. Автореф. канд. искусствоведения. Вильнюс: Литовская гос. консерватория, 1981. — 24с.
  124. А.С. Методологические принципы объективности научного знания и единство науки. Ереван: АН Арм. ССР, 1984. — 315с.
  125. В.А. Морфология тропа в контексте структурно типологических исследований //Изв. АН Латв.ССР. — Рига, 1984. — № 6. — С.22−33.
  126. М.Е. Теория искусства: функциональный подход //Восприятие музыки: Сб. статей /Ред. сост. В. Н. Максимов. — М.: Музыка, 1980. — С. 28 -37.
  127. В.И. Проблема нотного письма// Музыкальная культура христианского мира: материалы Международной науч. конф. Ростов-на-Дону: Изд. Рост. Гос. коне., 2001 — С. 147−163
  128. В.В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки //Восприятие музыки: Сб. статей /Ред. сост. В. Н. Максимов. — М.: Музыка, 1980. — С. 178 — 194.
  129. В.В. О содержании понятия «адекватное восприятие» //Восприятие музыки: Сб. статей /Ред. сост. В. Н. Максимов. — М.: Музыка, 1980.-С. 141−155.
  130. В.В. Интонационная теория в исторической перспективе //Сов. Музыка. 1985. — № 7. — С.60 — 70.
  131. В.В. Интонационная форма музыки.- М.: Композитор, 1993. 266с.
  132. В.В. Музыкальное произведение и его культурно-генетическая основа // Музыкальное произведение: Сущность. Аспекты анализа / Сб. стат.- Киев.: Муз. Украина, 1988. С. 5 — 18.
  133. В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки.-М.: Музыка, 1976. -254с.
  134. В.В. О музыкальных универсалиях /Скребков С. С. Статьи и воспоминания. -М.: Сов. композитор, 1979. С.176−212.
  135. Меркель Бутом С. И., Каменецкая О. И. Движение и музыка. -Д.: Тритон, 1933.-52с.
  136. A.M. Танец, мысль, время.- М.: Искусство, 1979. 177с.
  137. Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства. М.: Советский композитор, 1983. — 266с.
  138. Я.И. Ф.Лист-Изд. 2-е. Т.2. М.:. Музыка, 1970. — 600с.
  139. Е.М. Музыкально информационное поле в эволюционных процессах искусства: Монография. — М.: Музыка, 2000. — 392с.
  140. Ч.У. Основания теории знаков //Семиотика: Сб. пер. /Сост., вступ. ст. и общ. ред. Ю. С. Степанова. М.: Радуга, 1983. — С. 37 — 89.
  141. Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения. -М.: Музыка, 1966. 274с.
  142. Музыкальная эстетика Западной Европы XVII XVIII веков.-М.: Музыка, 1971.-687с.
  143. Музыкальные жанры: история и современность/ Тез. докладов к науч. -теор. Конф. Молодых музыковедов. Горький: Горьковская гос. консерв., 1989, — 152с.
  144. Д.С. Совершенствование методов развития эмоциональной отзывчивости на музыку: Автореф. канд. пед. наук. -М.: МГПИ, 1987. 16с.
  145. Е. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.-383с.
  146. Е.В. Звуковой мир музыкигМ.: Музыка, 1988. 254с.
  147. Е.В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982. -319с.
  148. Е.В. Мультимедиа: вирусы и антивирусы музыкального образования// Музыкальная культура христианского мира: материалы Международной науч. конф. Ростов-на-Дону: Изд. Рост. Гос. коне., 2001 — С. 321−327
  149. Е.В. О музыкальном темпе. -М.: Музыка, 1965. 95с.
  150. В.В. Вероятностная модель языка. -М.: Наука, 1979. 303с.
  151. .Ж. Письма о танцах и балетах.- JI- М.: Искусство, 1965. 375с.
  152. Э.Ф. Тобиас Маттей // Музыкальное исполнительство. Сб. ст. Вып.7. -М.: Музыка, 1972. -С.215 -265.
  153. Л.П. Влияние различных музыкальных жанров на психическое состояние человека //Психологический журнал. Т. 5.- № 6.- 1984.- С. 79 — 85.
  154. В.Б. О символике Баха/ Б.Яворский. Сюиты Баха для клавира. В. Носина. О символике «Французских сюит И. С. Баха.-М.: Классика — XXI, 2002. -С. 81−156.
  155. Е.М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления: История. Становление. Сущность. М.: Музыка, 1984. — 302с.
  156. Н.Л. Об отражении действительности в музыке. Л.: Музыка, 1979.-71с.
  157. Ю. История подлинного джаза. Л.: Музыка, 1973. — 127с.
  158. Н.К. Проблемы музыкального интонирования М.: Музыка, 1966.-223с.
  159. Н.Е. В классе рояля. Изд. 3-е, доп. — Л.: Музыка, 1981. — 95с.
  160. К. Оул Дж. Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха. —Л.: Музыка, 1975. 214с.
  161. В.И. Музыкальная психология. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.-384с.
  162. Платон Соч. в 3 т.- М.: Мысль, 1968.- Т.1. 623с.
  163. А.В. Исполнительский анализ музыкального произведения. -Барнаул, АГИИК, 1997. 102с.
  164. А.В. Метроритмический аспект работы над фортепианным произведением и его закономерности// Музыкальное искусство и культура: наблюдение, анализ, рекомендации Вып. 2, Новосибирск: ТРИНА, 1996.- С. 126−133.
  165. А.В. Пластические основы формирования жанрово-интонационных представлений музыканта-исполнителя//Проблемы педагогического образования. Сб. научн. статей Вып. 9.- М.: МПГУ, 2002-С. 35−37.
  166. Т. О музыкальных жанрах. М.: Знание, 1981. — 95с.
  167. А. А. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. — 614с.
  168. В.Я. Морфология сказкигМ.: Наука, 1969. 168с.
  169. К. А. Альбайсин Ф. Искусство танца фламенко.-М: Искусство, 1984. -183с.
  170. Д.А. Исполнитель и стиль Избранные статьи. Вып. 1.- М.: Сов. композитор, 1979. 319с.
  171. Ш. Б. Медитация. Екатеринбург: Изд. Урал, ун-та, 1993. — 208с.
  172. В.Г. Вариативность в музыкальном исполнительском творчестве //Новые исследования в психологии, вып.1.- М.: Педагогика, 1976.- С. 12−15.
  173. В.Г. Зависимость вариативности исполнительской трактовке музыкального произведения от внутренней мотивации //Новые исследования в психологии, Вып.2гМ.: Педагогика, 1976. С. 21 — 24.
  174. В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М.: Знание, 1980. — 96с.
  175. С.Х. О вариантной множественности исполнительства //Музыкальное исполнительство. Сб. ст. Вып. 7. М.: Музыка, 1972. — С. З — 46.
  176. Ритм и культура танца. -JL: Академия, 1926. 79с.
  177. Е.А. Контрданс. Его особенности, истоки и воздействие на музыку венских классиков //Музыка и хореография современного балета. Вып. 4 /Сост. Ю. Резанова и Р. Косачева. М.: Музыка, 1982. С. 36 — 56.
  178. А.А. О пантомиме. М.: Искусство, 1964. — 244с.
  179. О. П. К исследованию природы исполнительского анализа музыкального произведения //Музыкальное произведение: сущность, аспектыанализа: Сб. статей /Сост. И. А. Котляревский, Д. Г. Терентьев. Киев.: Муз. Украина, 1988. — С.79 — 85.
  180. JI.C. Симфоническое исполнительство: Эстетика и теория. Исторический очерк. — М.: Сов. композитор, 1991. —286с.
  181. С.С. К вопросу об исполнительской трактовке музыкальных произведений /Скребков С. С. Избранные статьи. -М.: Музыка, 1980. С. 17 -23.
  182. С.С. Композитор и исполнитель / Скребков С. С. Избр. статьи. -М.: Музыка, 1980. С.9−16.
  183. С.С. Художественные принципы музыкальных стилей.- М.: Музыка, 1973.-447с.
  184. Ю.И. Балетные строки Пушкина. -JL: Искусство, 1974. 184с.
  185. Современный бальный танец: /Под. ред. В. М. Стреганова и В. И. Уральской.- М.: Просвещение, 1978. 431с.
  186. О.В. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры. Ниж. Новгород: Н-НГУ, 1994. — 253 с.
  187. Ю.Е. Основы педагогики бальной хореографии.- М.: МГУК, 1976.-157с.
  188. И.И. Статьи о балете.-JL: Музыка, 1973. 208с.
  189. А.Н. Музыка как вид искусствагМ.: Музыка, 1970. 192с.
  190. А.Н. Теория музыкальных жанров: задачи и перспективы/ Сохор А. Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. В.З.- Л.:Сов. композитор, 1983. -С. 129- 142.
  191. А.Н. Эстетическая природа жанра в музыке./ Сохор А. Н. Вопросы социологии и эстетики музыки.В.2 -гЛ.: Сов. композитор, 1981. С. 231 — 293.
  192. И.В. Музыкальная форма.-М.: Музыка, 1980. 400с.
  193. К.С. Собрание сочинений в восьми томах.- Т. 3.- М.: Искусство, 1955. 503с.
  194. М. Новая жизнь жанровой традиции //Музыкальный современник: Сб. Статей. Вып. 6. М.: Сов. композитор, 1987. — С.45 — 68.
  195. М. Об инвариантных механизмах музыкального восприятия //Восприятие музыки: Сб. статей /Ред. сост. В. Н. Максимов. — М.: Музыка, 1980.-С. 167−177.
  196. И. Ф.Диалоги.- Л.: Музыка, 1971. 414с.
  197. И. Ф. Хроника моей жизни.- Л.: Музгиз, 1963. 273с.
  198. Танцы народов ЧехословакиигМ.: Искусство, 1959- 104с.
  199. Н.И. Классический танец.-М.: Искусство, 1971. 493с.
  200. .М. Психология музыкальных способностей. М. — Л.: АПН РСФСР, 1947.-335с.
  201. Н.В. Мир балета: История, творчество, воспоминания. М.: Терра, 1993.-365с.
  202. Т.С. Народные танцы: болгарские, венгерские, немецкие, польские, румынские, сербские и хорватские, чешские и словацкие. Учебное пособие. М.: Искусство, 1975. — 351с.
  203. Т.С. Народный танец. Учебное пособие. Изд. 2-е. М.: Искусство, 1967. — 655с.
  204. .В. Стих и языкгМ Л.: Гослитиздат, 1959. — 471с.
  205. . История народной песни во Франции.-М.: Сов. композитор, 1975.- 463с.
  206. В. И. Гороховников Г. С. В ритме вальса. М.: ВНМЦНТ иКПР, 1988.-65с.
  207. А. Д. Теоретико познавательное значение принципа инвариантности // Симметрия, инвариантность, структура: (философские очерки). — М.: Высшая школа, 1967. — С.261 — 299.
  208. Р. Инвариантная теория взаимодействий //Элементарные частицы и компенсирующие поля. Сб.статей. М.: Мир, 1964. — С.250 — 273.
  209. А. А. Физиология двигательного аппарата, вып. 1.-JL: Практическая медицина, 1927. 168с.
  210. Ю.Ф. О себе, музыке, о балете. -М.: Сов. композитор, 1970. 572с.
  211. Е.Н. Педагогическое наследие крупнейших российских пианистов и его роль в современном музыкальном образовании: Автореф. доктора пед. наукгМ.: МГОПУ, 2001. 43с.
  212. С.Е. Пианизм как искусство. Изд.2-е, доп. — М.: Музыка, 1969. — 598с.
  213. Н. Б.Л. Яворский об исполнительстве. //Муз. исполнительство: Сб. статей. Вып. 10. М.: Музыка, 1979. — С. З — 21.
  214. М.М. Против течения: 2-е изд, доп. и испр. -Л.: Искусство, 1962. -639с.
  215. А.С. Балетмейстер, музыка, танец.-Новосибирск.: Зап.- Сиб. кн. издат., 1973. 64с.
  216. Формирование и эволюция вальса./ Сост. Плохова И. Н., Плохов А. В. -Барнаул: АГИК, 1991. -35 с.
  217. М.Г. Исполнительское искусство как эстетическая проблема //Мастерство музыканта исполнителя. Вып. 2. — М.: Сов. композитор, 1976. -С.5 — 67.
  218. М.Г. Нотные длительности и парадокс их реального значения //Музыкальная академия. 1997. — № 1. — С. 170 — 181, № 2. — С. 99 — 109.
  219. М.Г. Ритм и метр в музыке устной традиции. М.: Музыка, 1986. -104с.
  220. М.Г. Ритмика Бетховена // Бетховен. Сб. статей. Вып.1 М., Музгиз, 1971.-С.370−421.
  221. М.Г. Тактовая система музыкальной ритмики// Проблемы музыкального ритма: Сб. ст./ Сост. В. Н. Холопова.-М.: Музыка 1978.- С. 48 -104.
  222. В.Н. Вопросы ритма в творчестве композиторов XX века.-М.: Музыка, 1971.-304с.
  223. В.Н. Икон. Индекс. Символ.//Муз. академия. 1997. — № 4. -С.159−162.
  224. В.Н. Мелодика. М.: Музыка, 1984. — 89с.
  225. В.Н. Музыка как вид искусства. М.: НТЦ Консерватория, 1994. -258с.
  226. В.Н. Музыкально хореографические формы русского классического балета. — //Музыка и хореография современного балета. Вып. 4 /Сост. Ю. Резанова и Р. Косачева. — М.: Музыка, 1982.-С. 57 — 72.
  227. В.Н. Музыкальное содержание: зов культуры наука -педагогика //Музыкальная академия. — 2001. — № 2. — С.34 — 41.
  228. В.Н. Музыкальный ритмгМ.: Музыка, 1980. 72с.
  229. В.Н. Русская музыкальная ритмика. М.: Сов. композитор, 1983. -281с.
  230. В.Н. Фактура: Очерк. М.: Музыка, 1979. — 87с.
  231. В.Н. Формы музыкальных произведений.- СПб.: Лань, 2001. -496с.
  232. Христов Дим. Теоретические основы мелодики.-М.: Музыка, 1980. — 256с.
  233. С.Н. История танца: В Зч. ч.1.- СПб.: Типография «Петербургской газеты», 1913 — 208с.
  234. Т.В. На танцплощадке.три века назад.- М.: Знание, 1991. -63с.
  235. Л.К. Анализ речевой интонации.- Рига: Зинате, 1974. 272с.
  236. В.А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. -М.: Музыка, 1964. 159с.
  237. Т.В. Композиция и интерпретация: три среза проблемы //Музыкальное исполнительства и современность: Сб. статей Вып. 1. / Сост. М. А. Смирнов. М.: Музыка, 1988. — С. 43 — 68.
  238. Т.В. Терминологическая система Б.В. Асафьева (На примере исследования «Музыкальная форма как процесс».// Муз. искусство и наука. Вып. 3: Сб. статей. М.: Музыка, 1978. — С.215−229.
  239. Т.В. Современная марксистско ленинская эстетика музыкального искусства. Проблемы и перспективы развития.—М.: Сов. композитор, 1987.-320с.
  240. Н.В. О внутренней технике артиста балета. М.: Искусство, 1967. — 142с.
  241. В.В. В ритме танца. Беседы о балете.- Л М.: Искусство, 1964. -131с.
  242. Е. Бытовая музыка и социальная психология: Лики общности //Музыкальная академия. 1995. — № 3. — С.152 — 155.
  243. С.В. Ритм и смысл.- М.: Изд. АН СССР, 1961. 272с.
  244. С.В. Художественное чтение.- М.: ВНИЦНТИКПР, 1988. -173с.
  245. Н.Е. Танец на эстраде. -М.: Искусство, 1985. 412с.
  246. Л.С. Рассказы о танцах. -М.: Советская Россия, 1966. 128с.
  247. Е.А. Исполнение скрипичной музыки барокко в свете культурно исторической традиции: Дисс. канд. искусствоведения.- Ростов на Дону: Ростовская гос. консерватория. 2000. — 188с.
  248. Ф. Письма. В 2-х т., т.1. 3-е изд. — М. Музыка, 1982. — 464с.
  249. .М. О поэзии. -Л.: Сов. Писатель, 1969. 552с.
  250. Юнг К. Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. — 304с.
  251. . Избранные труды. Т.2, ч.1гМ.: Сов. композитор, 1987. 365с.
  252. .Л. Сюиты Баха для клавира / Б.Яворский. Сюиты Баха для клавира. В. Носина. О символике «Французских сюит И. С. Баха.- М.: Классика -XXI, 2002. С. 23−81.
  253. Р. К вопросу о зрительных и слуховых знаках //Семиотика и искусствометрия / Сб. пер.- М.: Мир, 1972ГС.82 87.
  254. Л.И. Принципы музыкального оформления урока классического танца. 2-е издание. — Л.: Музыка, 1968. — 144с.
  255. Bie О. Der Tanz. Berlin: Bard, Macqu&rdt, 1906. -370S.
  256. Kollinger B. Der TanzrlO Versuche. Berlin: Henschelverlag, 1975. — 222s.
  257. Sachs C. Eine Weltgeschichte der Tanz. Berlin: 1933. -463s.
Заполнить форму текущей работой