Неоклассицистское балетное творчество И.Ф. Стравинского: к проблеме воплощения орфической концепции
В связи с очевидной стилевой многоликостью Стравинского возникает проблема выявления глубинных универсальных элементов, которые и обуславливают узнаваемость автора в каждом такте его музыки. Наибольшую актуальность проблема поиска объединяющего начала приобретает по отношению к самому длительному по временинеоклассицистскому периоду творческой эволюции композитора. Заметим, что проблема… Читать ещё >
Содержание
- Введение.стр
- Глава I. «Формирование и особенности претворения орфической концепции в творчестве Стравинского». стр
- Глава II. «Аполлон Мусагет» — творческий манифест Стравинского". стр
- Глава III. «Орфическая концепция в неоклассицистском балетном творчестве Стравинского: сюжет о художнике». стр
- Глава IV. «Орфическая концепция в неоклассицистском балетном театре Стравинского: концертно-игровая линия». стр
Неоклассицистское балетное творчество И.Ф. Стравинского: к проблеме воплощения орфической концепции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Творчество И. Ф. Стравинского — знаковое явление музыкальной культуры XX столетия, неисчерпаемое по силе художественного воздействия. Композитор не только открыл новые горизонты в музыкальном искусстве, особенно в области ритмической техники, но и обобщил такое важнейшее свойство культурной парадигмы эпохи как стилистическое многообразие. Стравинскому на протяжении своего долгого и необычайно плодотворного творческого пути удалось охватить почти все наиболее значительные направления музыки XX столетия. Обращаясь к фольклору, европейской классике или серийному методу, композитор создает на их основе произведения, отмеченные яркой творческой индивидуальностью и качеством универсализма. Благодаря такому сочетанию, многие из творений Стравинского почти сразу же становились «классическими образцами», оказывая колоссальное влияние на развитие не только избираемого им на данный момент стиля, но и музыки XX века в целом.
Неудивительно, что феномен Стравинского еще при жизни композитора приковывал к себе заинтересованное внимание исследователей.
Литература
посвященная творчеству композитора, включает в себя монографии и многочисленные работы по отдельным проблемам музыкального наследия Стравинского. Среди крупнейших отечественных монографий можно выделить исследования Б. Асафьева [16], М. Друскина [51], С. Савенко [117], Б Ярустовского [162]. Зарубежная музыковедческая литература о Стравинском включает в себя исследования, написанные практически на всех европейских языках. Наиболее фундаментальными из них стали труды таких ученых, как: Н. Kirchmeyer [169], Н. Strobel [186], R. Taruskin [190], R. Vlad [192], S. Walsh [193], E. Whaite [195]. В большинстве монографий сохраняется хронологический принцип, и творческий путь композитора подразделяется на три этапа: «русский», неоклассицистский и поздний, или «серийный».
В связи с очевидной стилевой многоликостью Стравинского возникает проблема выявления глубинных универсальных элементов, которые и обуславливают узнаваемость автора в каждом такте его музыки. Наибольшую актуальность проблема поиска объединяющего начала приобретает по отношению к самому длительному по временинеоклассицистскому периоду творческой эволюции композитора. Заметим, что проблема «Стравинский и неоклассицизм» отличается большой сложностью в связи с тем, что в музыкознании нет однозначного ответа на вопрос о том, что такое неоклассицизм — термин, направление, метод композиции? Те же вопросы возникают и в отношении неоклассицизма Стравинского. Не углубляясь в полемику по поводу точности самого термина и его трактовки, согласимся с мнением, изложенным в работах отечественных музыковедов В. Варунца [36] и Л. Раабена [110], согласно которому неоклассицизм является одним из ведущих направлений в музыке XX столетия. В его основе — определенная эстетическая система и взаимосвязанный с ней метод композиции, основанный на переосмыслении стилистических «моделей» музыкального искусства прошлых эпох. Стравинский заслуженно считается лидером данного направления в связи с тем, что он не только объединяет в своем творчестве почти все существовавшие в рамках неоклассицизма национальные разновидности, но и формирует определенные принципы работы с моделями. В творчестве композитора 20 — 40-х годов парадоксальным образом соединяются, казалось бы, далекие друг от друга стилистические элементы, иногда даже в пределах одного сочинения. Возникает вопрос, что же связывает баховскую полифонию, концертный стиль итальянских мастеров, классицистское искусство Гайдна и Моцарта, романтическую музыку Чайковского и джаз? В связи с чем актуализируется следующий вопрос: можно ли выделить некоторые общие эстетические константы, которые объединяют все творчество композитора?
Единство стиля Стравинского обнаруживается, прежде всего, на уровне музыкального языка, особенности которого широко освещены в отечественном и зарубежном музыкознании. В этом ряду можно отметить работы Г. Алфеевской по анализу стилевых проблем неоклассицизма [7, 8]- Л. Дьячковой по гармонии и форме [58, 59]- В. Задерацкого о роли полифонии в музыке Стравинского [63]- Ю. и В. Холоповых по гармонии и ритму [146, 147]. В трудах М. Друскина [51] и С. Савенко [117], наследие мастера современной музыки рассматривается как целостное явление, важнейшие свойства стиля композитора раскрываются в их взаимосвязи с философско-эстетической проблематикой его творчества. В качестве эстетических универсалий творчества Стравинского предстают такие категории, как антиромантизм, каноничность, «вещность» (С. Савенко), игровое начало. Исследователями акцентируется важная мысльмногообразие художественных концепций, представленное в произведениях композитора, не исключает существования «глубинных основ», составляющих «ось» концептуального содержания его музыки.
На протяжении жизненного пути сам Стравинский неоднократно заявлял о своем понимании феномена музыки и при этом подчеркивал взаимосвязь композиторской техники с определенной системой эстетических взглядов: «И в самом деле, всякая доктрина требует для своего воплощения особого способа выражения, а, следовательно, особой техники: нельзя же ведь себе представить в искусстве технику, которая не вытекала бы из определенной эстетической системы, иначе говоря, технику, взятую с потолка"1. Представление о художественно-эстетических взглядах композитора можно составить, изучая его литературное и эпистолярное наследие. В нем выделяются три книги, написанные при активном участии самого Стравинского в разное время и в различных жанрах. «Хроника моей жизни» — автобиография до 1934 г. была написана в соавторстве с Вальтером Нувелем и издана в 1935 г. во Франции. В ней композитор рассказывает о своей жизни и произведениях в хронологическом порядке. На русском языке эта книга была впервые опубликована в 1963 г. в переводе J1. А. Яковлевой-Шапориной и переиздана вновь в 2004 г. без купюр и с комментариями С. Савенко. Вторым крупным литературным трудом Стравинского стала «Музыкальная поэтика», представляющая собой обработку лекций, прочитанных композитором в Гарвардском университете в 1939 — 1940 гг., которая была осуществлена в соавторстве с Петром Сувчинским и Ролланом Мануэлем. В этих лекциях композитор излагает свои взгляды на проблемы музыкального искусства. Книга была издана в США в 1942 г., а на русский язык до недавнего времени были переведены лишь фрагменты (публикация в книге «И. Ф. Стравинский. Статьи и материалы» [65]). Значительным событием музыкальной науки стало полное издание «Музыкальной поэтики» в русском переводе Э. Ашписа и Е. Кривицкой, подготовленное С. Савенко в 2004 году. Завершают литературную деятельность композитора шесть книгсобственно бесед Стравинского с Робертом Крафтом, построенных в форме вопросов и ответов. Все книги были впервые изданы на английском языке в период с 1959 по 1969 гг.: «Conversations with Igor Stravinsky». New York, 1959; «Memories and Commentaries». London, 1960; «Expositions and Developments». New York, 1962; «Dialogues and Diary». New York, 1963; «Themes and Episodes». New York, 1966; «Retrospectives and Conclusions». New York, 1969. Отвечая на вопросы Крафта, Стравинский в свободной форме рассуждает о своей жизни, деятелях художественной культуры, с которыми ему посчастливилось общаться, о музыкальном искусстве прошлого и современности. Фрагменты первых четырех книг «Диалогов» были изданы на русском языке в 1971 году под редакцией М. Друскина [129].
Множество ценных сведений содержится в частной корреспонденции композитора, его заметках, а также в воспоминаниях его современников и публицистике того времени. В этой связи нельзя не отметить деятельность В. Варунца, опубликовавшего с 1998 по 2003 гг. три тома переписки Стравинского с русскими корреспондентами, а также ряд неизвестных ранее материалов в журнале «Музыкальная академия» [34, 35], в книге.
Стравинский публицист и собеседник" [128], а также в подготовленном им сборнике трудов «И. Ф. Стравинский: сборник статей» [67]. Не оспаривая огромной ценности литературного наследия Стравинского, необходимо учитывать субъективность, а в некоторых случаях и намеренную полемичность высказываний композитора, изменения его взглядов в процессе творческой эволюции. Кроме этого, в отношении книг и многих других материалов (в частности, многочисленных интервью прессе) остается актуальной проблема аутентичности2. Только непосредственное соприкосновение с музыкой Стравинского проясняет смысл его противоречивых высказываний, придает четкие очертания эстетическому идеалу художника.
Изучение музыки композитора, его литературного наследия и исследовательских трудов, посвященных творчеству, убеждает в том, что доминирующим свойством его эстетики, проявляющимся буквально в каждом творении, является стремление к Красоте в искусстве, которая заключается в организации и упорядочивании элементов, составляющих художественное произведение в совершенную форму3. Идея Красоты, пронизывает искусство Стравинского и позволяет говорить о тяготении его творчества к аполлоническому началу.
Поясним, что в данном случае речь идет о характеристике преобладающего эстетического компонента. Противопоставляемый лучезарному Аполлону непредсказуемый Дионис, представляющий стихийную энергию первозданного Хаоса, занимает свое место в музыкальной поэтике Стравинского. Проявившись со всей своей мощью в «Весне Священной», в неоклассицистский период дионисийское начало уравновешивает строгость аполлонических форм, а иногда и вырывается на первый план. То есть, сопряжение аполлонического и противоположного ему дионисийского начала составляет драматургический стержень многих произведений композитора. Иными словами, главенствующая роль в творчестве композитора, бесспорно, принадлежит Аполлону, укрощающему Диониса.
Для освещения проблематики диссертации, представляется важным отметить, что антитеза «аполлоническое — дионисийское», развиваемая еще неоплатониками и унаследованная от Ницше мыслителями Серебряного века, является весьма значимым элементом эстетики Стравинского4. Диалектическое взаимодействие этих противоположных, но взаимозависимых категорий, на наш взгляд, составляет одну из универсалий его творчества. Однако, в связи с осмыслением антитезы аполлонического и дионисийского применительно к конкретным произведениям, возникает ряд вопросов. Например, почему ярко выраженная устремленность Стравинского к аполлоническому идеалу, не приводит к чрезмерной рационализации? Каким образом проявляется сопряжение аполлонического и дионисийского в художественно-образной системе его сочинений? Поиск ответов на эти вопросы представляется актуальным и таит в себе множество возможных открытий.
Избранный ракурс исследования обуславливает необходимость обозначения категории, характеризующую взаимоотношение аполлонического и дионисийского начал в музыкальной поэтике Стравинского, а также актуализирующей трактовку такой важнейшей темы его творчества как Искусство. В связи с этим обращает на себя внимание то обстоятельство, что организация дионисийской стихии в совершенную аполлоническую форму не может быть осуществлена без участия человека, обладающего особым творческим даром. Со времен античности архетипическим образом, олицетворяющим художника, стал образ легендарного певца Орфея. Его высокое предназначение заключается в творчестве, которое раскрывает истинную красоту и гармонию аполлонического искусства людям, пробуждая и совершенствуя их души.
На наш взгляд, для обозначения художественно-эстетического содержательного комплекса, связанного с темой Искусства и Художника целесообразно воспользоваться определением «орфическая концепция"5. В диссертации данное понятие раскрывается в двух аспектах. С одной стороны, Орфей, являясь земным воплощением Аполлона, призван упорядочить дионисийскую стихию. Мысль о том, что именно Орфей соединяет уравновешенность Аполлона и экстатичность Диониса, возникает в античную эпоху в связи с религиозно-философской концепцией орфизма и развивается неоплатониками и отечественными мыслителями Серебряного века6. Соответственно, орфическая концепция отражает диалектическое взаимодействие этих двух противоположных полюсов, которые составляют гармонию, воплощаемую при помощи высочайшего мастерства.
С другой стороны, на наш взгляд, орфическая концепция актуализирует особый тип содержания в европейской художественной культуре, связанный с реализацией в художественном тексте сюжета о судьбе творческой личности и силе искусства. Отметим, что в этом смысле предпринимается попытка продолжить исследование интерпретации орфического мифа в музыкальном искусстве. В данной связи большой интерес вызывают работы Т. Ильиной [70], и Л. Кириллиной [71], посвященные раскрытию орфического сюжета в оперном театре.
Материалом же настоящего исследования стали балеты и хореографические сюиты Стравинского, созданные в неоклассицистский период. Сознательное ограничение рамками одного жанра и определенного периода обусловлено особым значением диалектики категорий аполлонического и дионисийского для неоклассицистского искусства композитора и тем, что именно в балете — магистральном жанре творчества Стравинского, на наш взгляд, ярче всего воплотилось его эстетическое кредо. В неоклассицистский период Стравинский создает четыре балета: «Аполлон Мусагет» (1928), «Поцелуй феи» (1928), «Игра в карты» (1936), «Орфей» (1947), а также две хореографические сюиты — «Концертные танцы» (1942) и «Балетные сцены» (1944). Последний балет Стравинского «Агон», появившийся в 1956 году оказывается, таким образом, уже вне рамок интересующей нас стилистической парадигмы творчества композитора. Это произведение — итог исканий композитора в области балета, и, безусловно, наследует многие художественные идеи, развиваемые в предыдущих хореографических партитурах Стравинского, в том числе и сопряжение категорий аполлонического и дионисийского. Однако, подробный анализ данного сочинения неизбежно повлечет за собой необходимость раскрытия комплекса проблем, связанных с особенностями позднего стиля композитора8. То есть, «Агон» — явление иной стилистической природы и в силу данного обстоятельства не рассматривается нами в ряду неоклассицистских балетных сочинений.
Вышесказанное позволяет обозначить цель диссертационного исследования: рассмотрение «неоклассицистской» линии балетного творчества Стравинского сквозь призму диалектики «аполлонического» и «дионисийского», объединяемой в понятии «орфическая концепция».
Поставленная цель определяет необходимость решения следующих задач:
• обозначить пути формирования орфической концепции в эстетике Стравинского;
• осуществить структурно-семантический анализ балетных сочинений неоклассицистского периода с точки зрения претворения орфической концепции;
• выявить возможную связь этих сочинений с точки зрения обозначенного ракурса исследования;
• определить место и значение неоклассицистских балетов в творчестве Стравинского в целом.
Отметим, что неоклассицистские балеты Стравинского в сравнении с «русской триадой» представляются менее изученным явлением. В отечественном музыкознании пока не появилось работы, подобной книге И. Вершининой [37], в которой последовательно рассматриваются балеты «русского» периода. Первая отечественная монография Б. Асафьева и заканчивается анализом последних известных на период 1929 года балетов -«Аполлона» и «Поцелуя феи». В монографиях Б. Ярустовского, а также зарубежных авторов (Kirchmeyer H., Vlad R., Walsth S., White E.) неоклассицистские балеты рассматриваются обзорно. Некоторые из них («Аполлон», «Игра в карты», «Орфей») получают краткую характеристику в сборнике «Stravinsky in the theatre». New York, 1975. Отдельные балеты анализируются в контексте различных проблем творчества Стравинского. Так, балеты «Аполлон Мусагет» и «Орфей» исследуются в диссертации В. Азаровой [1] как проявление античной темы в музыкальном театре композитора. В работе Г. Жуковской [62], посвященной претворению традиций П. Чайковского в музыке Стравинского, «Аполлон Мусагет» и «Поцелуй феи» рассматриваются с точки зрения взаимопроникновения двух контрастных стилей. В статье JI. Дьячковой [60] балет «Орфей» осмысливается как яркий пример произведения, обладающего множеством интертекстуальных связей. В книге Р. Косачевой [77] балеты Стравинского, сочиненные в 20 — 30-е годы, — «Аполлон», «Поцелуй феи» и «Игра в карты» включаются в контекст общих тенденций развития зарубежного балетного театра данного периода. Ценные сведения по поводу хореографии и постановок балетов Стравинского 20 — 40-х годов содержатся в воспоминаниях хореографа и интервью Д. Баланчина, а также в трудах известного отечественного исследователя балета Е. Суриц [135, 136] и в зарубежной монографии Charles M. Joseph Stravinsky and Balanchine a journey of invention [163].
Неоклассицистское балетное творчество Стравинского в целом осмысливается в одноименной статье А. Вульфсона [39]. Кратко останавливаясь на музыке четырех балетов («Аполлона», «Поцелуя феи», «Игры в карты» и «Орфея»), автор основное внимание уделяет эстетико-философской проблематике. Однако за рамками исследования оказываются сюиты, без анализа которых, на наш взгляд, представление о балетном неоклассицизме Стравинского остается неполным.
В настоящей диссертации предложен множественный контекстуально-аналитический подход к рассматриваемому объекту исследования, что позволяет осмыслить неоклассицистское балетное творчество Стравинского как целостный феномен. Обозначенный нами ракурс исследования определяет научную новизну работы, а привлечение к анализу «Концертных танцев» и «Балетных сцен», ранее подробно не изучавшихся в общем контексте неоклассицистского балетного театра Стравинского, сообщает ей необходимую полноту. В диссертации высвечивается особый ракурс понятия «орфическая концепция», которая понимается не только в связи с определенным типом сюжета, но и с отражением в музыкальном тексте феномена Искусства как идеального мира, в котором царит Красота, Гармония и Порядок, создаваемый через соподчинение эмоционального дионисийского дисциплинирующей власти аполлонического. Этот мир, однако, не является чем-то застывшим или чрезмерно регламентированным. Наличие строгих правил не исключает и высокую роль случайности, в связи с чем возникает возможность игрового состязания, олицетворяющего виртуозное владение Орфея своим даром, его высокое мастерство. Таким образом, выявляется связь ряда неоклассицистских балетов с барочной концепцией жанра инструментального концерта, и — шире — с феноменом концертности.
Иными словами, в неоклассицистском балетном творчестве Стравинского орфическая концепция предстает и как сюжет об искусстве и художнике, и как особый тип содержания, актуализирующий категории виртуозного мастерства, воплощаемой через игровое состязание. В разработке избранной темы используются и совмещаются методы исторического и теоретического музыкознания, поэтики художественного творчества.
Работа по систематизации и осмыслению материала, проведенная в ходе исследования, предопределила структуру диссертации, которая складывается из Введения, 4-х Глав, Заключения, приложений и нотных примеров. Исследование развивается от общих проблем, касающихся формирования орфической концепции в творчестве Стравинского и её претворения в художественно-образной системе его сочинений (Первая глава) к непосредственному анализу балетов. Так, Вторая глава диссертации целиком посвящена «Аполлону», который являет собой первый законченный образец балетного неоклассицизма, и концепция удивительным образом сочетает два обозначенных нами варианта трактовки орфической концепций. В Третьей главе обозначена эволюция орфического сюжета: от мифологической сказки в «Поцелуе феи» к трагедии «Орфея». Четвертая глава освещает различные варианты концертно-игровой трактовки орфической концепции: в «Игре в карты», «Концертных танцах» и «Балетных сценах».
Примечания.
1 Стравинский И. Хроника [132,21].
2 Подробнее об этом см. [117, 267−292], а также комментарии к новому изданию «Хроники моей жизни» [132] и «Музыкальной поэтики» [132].
3 Так, М. Друскин отмечал: «Для верного понимания эстетики Стравинского надо помнить, что эмоциональное у него всегда корректировалось, а порой излишне управлялось интеллектуальным, рациональным. Порядок, дисциплина, осознанность — излюбленные выражения Стравинского. Таковы основные прерогативы его ума, незыблемые для него художественные ипостаси» [51, 19]. В свою очередь, С. Савенко констатирует: «Одной из основ эстетической системы Стравинского является представление о порядке, рационалистической организации исключающей возможность индивидуалистического произвола. [116, 298].
4 В «Хронике моей жизни», а также в «Музыкальной поэтике» Стравинский несколько раз обращается к данной антитезе с целью объяснения своих эстетических воззрений. Данные категории по отношению к музыке Стравинского применяются в статье С. Савенко [120] и в кандидатской диссертации А. Аракеловой «Творческие принципы Стравинского в свете неомифологизма культуры России начала XX века» [ ]. М., 2001.
5 Возможно, также образование прилагательных «орфеический» или «орфеистский». Однако в музыковедческой литературе более распространенным является обозначение «орфический», которое упоминается также в качестве прилагательного от слов «Орфей» и «орфизм» в Новом словообразовательном словаре русского языка в 2-х т. Т. 2 М., Академический проект, 2004 — с. 235. Данный вариант и используется в диссертации.
6 Так, А. Ф. Лосев в статье, посвященной Орфею, поясняет: «С именем Орфея связана система религиозно-философских взглядов (орфизм), возникшая на основе аполлоно-диоиисовского синтеза» [98, 418]. В другой своей статье о творчестве Ницше отечественный мыслитель, анализируя диалектическую природу греческой мифологии, цитирует анонимного философа неоплатонической школы V в: «Орфей противопоставляет царю Дионису аполлонийскую монаду, отвращающую её от нисхождения в титаническую множественность и от ухода с трона и берегущую его чистым и непорочном в единстве» [88, 969].
1 Заметим, что А. Аракелова в кандидатской диссертации приходит к выводу о том, что «Агон» с его геометрической и числовой упорядоченностью символизирует укрощение Диониса Аполлоном, так как танец — атрибут дионисова действа полностью подчинен строгому порядку. 8 «Агон» в числе других сочинений рассматривается в работе Г. Гливинского [42].
Заключение
.
Неоклассицистское балетное творчество Стравинского предстает как яркая страница в творческой биографии композитора и явление мировой балетной классики XX столетия. В сотрудничестве с балетмейстером Д. Баланчиным композитор создает новый тип хореографического спектакля, в котором красота и строгость классического балета органично соединяется с самыми смелыми открытиями современного искусства. Если в хореографических партитурах раннего периода, прежде всего, поражает яркость музыкальных красок, то в балетах 20−40-х годов — многообразие и широта культурного диалога. В него свободно включаются такие явления как: барочные риторические фигуры, танцевальная музыка в духе Штрауса, творчество Чайковского, джаз. Диапазон художественно-образного содержания неоклассцистских балетных опусов Стравинского простирается от комического гротеска до трагедии. Однако все эти разнообразные сюжеты и стилистические модели объединяет ведущая тема — Искусство. Поиск универсальных моделей, позволяющих преодолеть дисгармонию и хаос, обусловил обращение Стравинского, как и многих других художников XX столетия к освященному временем и традицией прошлому мировой культуры. Ироничная полная парадоксальных неожиданностей игра, с «формами из которых ушла жизнь» (Т. Манн), выявила проблему самой возможности существования идеальной аполлонической красоты в условиях современности. В этой связи неоклассицистские балеты занимают особое место в творческом наследии Стравинского, так как в них предстают два аспекта трактовки темы искусства: воплощение Красоты, заставляющей человека погрузиться в созерцание высшей гармонии, и трагическая обреченность художника — создателя прекрасного. Орфическая концепция, понимаемая не только как сюжет о судьбе творческой личности, но и более широко, как воплощение импровизационно-игрового, но в то же время упорядоченного мира, создаваемого виртуозным мастерством художника, позволяет воспринимать неоклассицистское балетное творчество Стравинского в целом как единый сюжет об искусстве и художнике.
Однако воплощение орфической концепции в творчестве Стравинского, безусловно, не ограничивается рамками избранного нами жанра и периода эволюции композитора. Рискнем предположить, что два аспекта претворения орфической концепции, проанализированных нами на материале неоклассицистских балетов, могут рассматриваться в качестве одной из универсальных составляющих его творчества. Концертно-игровая линия воплощения орфической концепции, безусловно, преломляется в инструментальном творчестве композитора неоклассицистского периода, в котором ведущим жанром становится концерт. Как и в балетах, в инструментальных композициях неоклассицистского периода виртуозное мастерство Орфея раскрывается через диалог-состязание между элементами музыкального языка, тембрами инструментов и их группами, а также между различными стилистическими моделями. Так, например, в Каприччио барочные риторические формулы сочетаются с виртуозными пассажами, характерными для фортепианной фактуры ранних романтиков, а во второй части Фортепианного концерта импровизационные пассажи, напоминающие баховские фантазии, соседствуют с русской кантиленой. Как и в неоклассицистских балетах, разнообразные стилистические модели объединяет идея виртуозного мастерства, понимаемая не только в смысле технической изощренности, но и эстетически — как переживание радости от самой игры. Игровые ситуации, наделенные качествами неожиданности и парадоксальности, вместе с тем, моделируются, подчиняются строгим правилам. То есть, стройность, логичность соразмерность, свойственные игровой реальности концертных композиций Стравинского, составляют противоположность алогичному хаосу.
Различные смысловые грани орфического сюжета предстают во многих музыкально-театральных сочинениях Стравинского. Так, в.
Петрушке" на пересечении двух потоков музыкально-сценического действия — мира людей и мира кукол — возникают взаимосвязанные между собой темы судьбы и искусства. В балете обыгрывается извечный конфликт: творческая личность и индифферентная непонимающая её среда, и в этом аспекте Петрушка, балаганный шут, олицетворяющий неистребимую силу народного искусства — фигура трагическая. Символичен финал ярмарочной истории: герой, появляясь на крыше, показывает нос самому Фокуснику и недоуменной толпе. Духовное воскрешение Петрушки актуализирует мотив творческого бессмертия: всесильная судьба может распорядиться человеческой жизнью, но не божественным даром, каким является искусство.
В «Сказке о солдате» орфический сюжет переплетается с фаустианским, затрагивая проблему выбора, возникающего перед Художником: остаться верным своему дару или отказаться от него во имя сомнительного счастья с Принцессой в чужом Королевстве. Тема магической силы искусства раскрывается в процессе развития сюжета. С помощью звуков скрипки солдат исцеляет Принцессу и даже «затанцовывает» Черта. Но в финале он утрачивает душу, а вместе с ней и силу искусства. Во всех сказках женитьба героя на принцессе (царевне) — символ достижения любви, власти, богатства (предела желаемого). Но в истории Стравинского этот финал — трагический, кажущееся счастье — ложное. Женитьба на принцессе влечет за собой продажу души, отказ от родины и от матери, которая не узнает сына. В связи с этим, главный герой ассоциируется с художником, отказавшимся от своего дара во имя земных ценностей. На имманентно-музыкальном уровне это событие отражено в том, что интонационное строение появляющегося в «Маленьком концерте» мотива Принцессы напоминает секвенцию Dies irae, о чем упоминает сам Стравинский. Кроме того, наигрыш Солдата изменяется практически до неузнаваемости и становится частью модной музыки королевства. Сделка совершилась. Действие заканчивается триумфальным маршем Черта, а звуки скрипки окончательно заглушаются кларнетом и ударными. Трагическое наклонение орфической концепции в этом произведении, несмотря на внешнюю комедийность и иронию, очевидно. В непритязательной истории о солдате Стравинский словно предостерегает: отказ от своего дара в погоне за славой, деньгами и другими земными ценностями гибелен для души художника и его искусства.
Примечательно, что в последний раз орфический сюжет в творчестве Стравинского возникает в финале оперы «Похождения повесы». Главный герой произведения Том Рейкуэлл, подобно солдату, заключивший сделку с нечистой силой, расплачивается за нее утратой разума. Как известно, находясь в Бедламе, он воображает себя Адонисом, свою верную спутницу Энн — Венерой, а обитатели сумасшедшего дома представляются ему персонажами античных мифов. В музыке финала Стравинский воссоздает атмосферу высокой трагедии, которая достигается обращением к моделям эпохи Барокко и Классицизма (вплоть до квази-цитаты из оперы «Орфей» К. В. Глюка). Этот пласт музыкальной культуры для Стравинского являлся идеалом гармонии и возвышенного, о чем шла речь в Первой главе диссертации. Так, Колыбельная Энн с хором напоминает о барочной арии с хором, а хор-менуэт обитателей Бедлама — о жанре, знаковом для Барокко. Предсмертная ария Тома-Адониса воспроизводит стилистику lamento. В гармоническом языке финала ощущается тональная определенность и почти классицистская ясность и чистота.
Лирико-трагическая интонация, пронизывающая заключительное действие оперы, вновь заставляет задавать вопросы о судьбе искусства в мире. Мифологические персонажи, символизирующие наследие высокой культуры, находят отклик в душе Тома только в тот момент, когда, лишившись разума, он возвращается к изначально присущему человеку стремлению к Красоте и Гармонии. Иными словами, современный человек, утрачивая понятие о высоких духовных ценностях и самонадеянно предполагающий, что развитие техники и создание все большего количества материальных благ разрешит все его проблемы, глубоко ошибается, а цена данного заблуждения оказывается слишком высокой.
Во всех произведениях Стравинского, соприкасающихся с орфическим сюжетом, возникает мысль о высокой ответственности художника. Его долг — творить, даже рискуя быть растерзанным. В этом смысле трагично рождение Аполлона и путь героя «Поцелуя феи». Данная тема затрагивается и в «Персефоне». Героиня мелодрамы, увидев царство мертвых, уже не может вернуться к прежней жизни. И если в «Поцелуе феи» предназначение героя предопределяется высшей силой, то Персефона, сострадающая людям, добровольно берет на себя тяжкий обет. Мотив высокого нравственного долга, необходимости жертвоприношения во имя высшей гармонии, во многом предопределил и необычную жанровую модель сочинения, которая ассоциируется с греческой трагедией. Эпически-сдержанный характер музыки, почти не нарушаемый ритмической нерегулярностью, напоминает об «Аполлоне» или финале «Похождений повесы».
В поздний период, казалось бы, орфическая концепция и тема искусства отступают в творчестве мастера на второй план. Однако, наиболее авангардная для первой половины XX столетия серийная техника, естественным образом осмысливается Стравинским в контексте собственных творческих устремлений, и, соединяясь с глубинными пластами музыкальной культуры Возрождения, становится еще одним средством отбора и упорядочивания элементов. Значимая для орфического сюжета проблема ответственности художника перед своим творением и самим собой трансформируются в мысль о высокой духовности, составляющей важнейший критерий истинного искусства. В таких произведениях, как «Месса», «Threni», «Canticum cacrum», «Requiem canticles», Стравинский, обращаясь к священному слову, воплощает идеал божественной гармонии, создавая строго-организованную композицию, отбирая и упорядочивая элементы, как и произведениях неоклассицистского периода, в которых ведущая роль принадлежит орфической концепции.
Извечная красота искусства, абсолютно недостижимая и, в то же время, реально представляемая в звуках с самых первых опусов и до последних сочинений, становится главной темой творчества Стравинского.
Еще в самом начале своей творческой деятельности в балете «Жар-птица» молодой композитор создал музыку, поразившую современников своей красочностью и изысканностью. Жар-птица — центральный персонаж балета становится символом Красоты, а главным смысловым акцентом художественной концепции произведения является созерцание и эстетическое наслаждение её прекрасным образом. Даже в буйстве ритмов «Весны священной», когда сдержанный Аполлон уступает место необузданному Дионису, композитор открывает перед слушателем красоту иного рода. Нерегулярно-акцентная ритмика, виртуозное применение техники ояИпаЮ и великолепие оркестровых красок позволяет увидеть и ощутить прекрасное пробуждение жизненной энергии природы, возрожденной после долгой зимы.
Каждый художник, отмеченный даром творчества, призван раскрывать Красоту и напоминать о вечных духовных ценностях — это основа бессмертия искусства.
В одной из своих бесед с Р. Крафтом Стравинский произносит своеобразное резюме по поводу безграничности возможностей, открывающихся перед современной музыкой с появлением технических средств. Его слова воспринимаются как завет музыкантам будущих поколений: «Не сам факт возможностей, но, конечно же, отбор, дает начало искусству. Любая самая близкая к совершенству машина, будь то скрипка Страдивариуса или электронный синтезатор, бесполезна, пока к ней не прикоснулся человек, обладающий музыкальным воображением. Художники-витражисты Шартрского собора, располагали немногими красками, у сегодняшних витражистов их сотни, но нет современного Шартра. Органы имеют теперь больше клавиш, чем когда-то, но нет современного Баха. Значит дело не в расширении ресурсов, а в людях и в том, во что они верят» [курсив мой. — А.К.]1.
1 Стравинский И. [121,294].
Список литературы
- Азарова В. Античная тема в музыкальном театре Стравинского: Автореферат дис. канд. искусствоведения. Л., 1993. 25 с.
- Азарова В. Принципы организации музыкальной ткани в балете Стравинского «Орфей» // Музыкальная фактура в аспекте формообразования. Воронеж, 1992. С. 162−183.
- Азизян И. Диалог искусств Серебряного века. М., 2001. 400 с.
- Акопян Л. Анализ глубинной структуры музыкального текста. М., 1995 -255 с.
- Акопян Л. Дмитрий Шостакович: опыт феноменологии творчества. СПб., 2004.-474 с.
- Алфеевская Г. «Царь Эдип» Стравинского: к проблеме неоклассицизма // Теоретические проблемы музыки XX века. Вып. 2. М., 1978. С. 126 168.
- Алфеевская Г. На повороте к неоклассицизму («История солдата») // И. Ф. Стравинский. Статьи, воспоминания / Ред.-сост. Г. С. Алфеевская. М., 1985. С. 128−153.
- Алфеевская Г. О Симфонии псалмов Стравинского // И. Ф. Стравинский. Статьи и материалы / Сост. Л. С. Дьячкова. М., 1963. С. 250−276.
- Андриссен Л., Шёнбергер Э. Часы Аполлона. О Стравинском. СПб., 2003.-300 с.
- Аракелова А. Творческие принципы Стравинского в свете неомфологизма культуры России начала XX века. Автореф. дис. канд. иск. М., 2002. 24 с.
- Арановский М. Музыкальный текст. Структура и свойства. М., 1998. -343 с.
- Н.Арановский М. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке // Музыкальный современник. Вып. 2. М., 1987.
- Асафьев Б. Игорь Стравинский и его балеты // Асафьев Б. Критические статьи, очерки и рецензии. Из наследия конца 10-х начала 30-х годов. М.-Л., 1967. С. 179−201.
- Асафьев Б. Книга о Стравинском. 2-е изд. Л., 1977. 279 с.
- Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971. 376 с.
- Асафьев Б. Николай Андреевич Римский-Корсаков 1844—1944 // Избранные труды. Т. 3. М.5 1954. С. 171−224.
- Асафьев Б. О балете. Статьи. Рецензии. Воспоминания. Л., 1974. 296 с.
- Асафьев Б. О музыке XX века. Л., 1982. 200 с.
- Баева А. О принципах моделирования жанра в опере «Похождения повесы» // Музыкальный современник. Вып. 2. М., 1987. С. 302−321.
- Баланчин Д. Танцевальный элемент в музыке Стравинского // И. Ф. Стравинский. Статьи, воспоминания / Ред.-сост. Г. С. Алфеевская. М., 1985.-С. 261−268.
- Балет. Энциклопедия. М., 1981. 623 с.
- Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1965. 527 с.
- Бенуа А. Из воспоминаний // Музыка и хореография современного балета. Вып. 2 Л., 1977. С. 216−223.
- Бенуа А. Беседы о балете // Театр. Книга о новом театре. Сб. статей. СПб., 1908. С. 95−121.
- Бенуа А. Мои воспоминания. В 5 кн. ТТ. 1−2. М., 1990. 594с.
- Бенуа А. Мои воспоминания. В 5-ти кн. ТТ. 4−5. М., 1990. 608с.
- ЗО.Бенуа А. О русском неоклассицизме / А. Бенуа размышляет. М., 1966. С. 115−120.
- Бенуа А. Художественные письма 1930−1936. М., 1997. 408 с. ¦ 32. Бернгардт Г. Бенуа и музыка. М., 1969. — 299 с.
- Брагинкая Н. Концерт в творчестве Стравинского. Автореферат дисс. канд. иск. СПб., 1991. 16 с.
- Варунц В. Из публицистики Стравинского // Музыкальная академия. 1992. № 4. С. 213−214.
- Варунц В. Комментарий к маргиналиям (Шенберга и Стравинского) // Музыкальная академия. 1992. № 4. С.182 184.• Зб. Варунц В. Музыкальный неоклассицизм: Исторические очерки. М., 1988.-80 с.
- ВершининаИ. Ранние балеты Стравинского. М., 1967. -222 с.
- Волков С. Страсти по Чайковскому. Разговоры с Д. Баланчиным. М., 2002.-256 с.
- Вульфсон А. Неоклассические балеты Стравинского // Музыка и хореография современного балета. Вып.1. Л., 1974. С. 140−156.
- Вульфсон А. Принципы симфонического формообразования в балетах Стравинского. Автореферат дисс. канд. иск. Л., 1974. -21 с.
- Гессе Г. Игра в бисер. М., 2004. 539 с.
- Гливинский Г. Позднее творчество Стравинского. Донецк, 1995. 192 с.
- Гливинский Г. Элементы стилистики барокко в творчестве Стравинского. Автореферат дисс. канд. иск. Л., 1989. 13 с. г 44. Голосовкер Я. Логика мифа. М., 1987. 218 с.
- Гренбек Б. Ханс Кристиан Андерсен: жизнь, творчество, личность. М., 1979.-237 с.
- Григорьев С. Балет Дягилева. 1909−1929. М., 1993.-382 с.
- Демченко А. Балет И. Стравинского «Весна священная». Опыт концепционного анализа. М., 2000. 72 с.
- Дмитриева Н. П. Пикассо. М., 1971. 109 с.
- Друскин М. Игорь Стравинский: Личность, творчество, взгляды. 2-е изд. Л., 1979.-229 с.
- Друскин М. О западноевропейской музыке XX века. М., 1973. 271 с.
- Друскин М. Очерки по истории танцевальной музыки. М., 1936. 207 с.
- Друскин М. Очерки, статьи, заметки. М., 1987. 302 с.
- Дулова Е. Балет «Спящая красавица» Чайковского в контексте авторского стиля. Автореферат дисс. канд. иск. Л., 1989. -22 с.
- Дулова Е. Балеты Чайковского и жанровая стилистика балетной музыки XIX века. Л., 1989. 60 с.
- Душкин С. Сотрудничая со Стравинским // И. Ф. Стравинский. Статьи, воспоминания / Ред.-сост. Г. С. Алфеевская. М., 1985. С. 342−350.
- Дьячкова Л. К проблеме формы Стравинского // И. Ф. Стравинский. Статьи и материалы / Сост. Л. С. Дьячкова. М., 1963. С. 301−322.
- Дьячкова Л. О главном принципе тонально-гармонической системы Стравинского // И. Ф. Стравинский. Статьи, воспоминания. / Ред.-сост. Г. С. Алфеевская. М., 1985. С. 153−175.
- Дьячкова Л. Проблемы интертекста в художественной системе музыкального произведения // Интерпретация музыкального произведения в контексте культуры / Труды РАМ им. Гнесиных. Вып. 129. М., 1994. С. 17−41.
- Житомирский Д. К изучению западноевропейской музыки XX века // Современное западное искусство. Сб. статей М., 1971. С. 195−274.
- Жуковская Г. Возвращение классического танца в балетном театре Стравинского // И. Ф. Стравинский: Сб. статей / Научные труды МГК. Сб. 18. М., 1997. С. 124−132.бЗ.Задерацкий В. Полифоническое мышление Стравинского. М., 1980. -287 с.
- Захарова О. Риторика и западноевропейская музыка XVII первой половины XVIII века: принципы, приемы. М., 1983. — 77с.
- И.Ф. Стравинский. Статьи и материалы / Сост. Л. С. Дьячкова. М., 1963. 527с.
- И.Ф. Стравинский. Статьи, воспоминания / Ред.-сост. Г. С. Алфеевская. М., 1985.-376 с.
- И.Ф. Стравинский: Сб. статей / Научные труды МГК. Сб. 18. Сост. В. Варунц. М., 1997.-208 с.
- Иванов В. Дионис и прадионисийство. Баку, 1923. 303 с.
- Иванов В. Ницше и Дионис / Иванов В. Родное и Вселенское / Сост. вступ. статья и прим. В. Толмачева. М., 1994. С. 26−35.
- Ильина Т. Орфическая тема в ранней опере. Автореферат дисс. канд. иск. Новосибирск, 2002. 19 с.
- Кириллина Л. Орфизм и опера // Музыкальная академия. 1992. № 4. С. 83−94.
- Кириллина Л. Классический стиль в музыке XVIII-нaчaлa XIX веков. Самосознание эпохи и музыкальная практика. М., 1996. 192 с.
- Кирстайн Jl. Работа со Стравинским. // И. Ф. Стравинский. Статьи, воспоминания. М., 1985. С. 366−370.
- Кокто Ж. Петух и арлекин. Либретто, воспоминания, статьи о музыке и театре / Пер. и коммент. М. Сапонова. М., 2000. — 224 с.
- Кокто Ж. Сочинения в 3-х т. Т. 1. М., 2001. 448 с.
- Корж Ю. «Дух музыки» в философии культуры русского символизма. Автореферат дисс. канд. культурологии. М., 2005. 24 с.
- Косачева Р. О музыке зарубежного балета, 1917−1939. Опыт исследования. М., 1984. 301 с.
- Кравец. Н. Инструментальные концерты С. Прокофьева. Автореферат дисс. канд. иск. М., 1999. 24 с.
- Краснова О. О соотносимости категорий мифопоэтического и музыкального // Музыка и миф. / Сб. научных трудов РМПИ им. Гнесиных. Вып. 118. М., 1988. С. 22−39.
- Красовская В. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории: от истоков до середины XVIII века. Том 1 Л., 1979. 295 с. 81 .Кремлев Ю. Клод Дебюсси. М., 1965. 792 с.• 82. Кузмин М. О прекрасной ясности // Аполлон. 1910. № 4. С. 5−10.
- Кузнецов И. Концертирование как метод тематического развития.// Проблемы музыкознания. Сб. научных трудов. Вып. 3. М., 1976. С. 137−159.
- Кузнецов И. Теория концертности и её становление в русском и советском музыкознании // Вопросы методологии советского музыкознания / Сб. трудов МГК. М., 1981. С. 127−157.
- Левая Т. Русская музыка начала XX века в контексте эпохи. М., 1991. -166с.- 86. Леви-Стросс К. Структура мифов // Вопросы философии. 1970. № 7. С. 152−164.
- Лобанова М. Концертные принципы Шостаковича в свете проблем современной диалогистики // Проблемы музыкальной науки. Вып. 6. М., 1985. С. 110−129.
- Лосев А. Фридрих Ницше // Ницше: pro et contra / Ред.-сост. Ю. Синеокая. СПб., 2001. С. 960−970.
- Лосев А. О понятии художественного канона // Проблемы канона в искусстве Азии и Африки. М., 1973. С. 6−21.
- Лотман Ю. Анализ поэтического текста. Л., 1972. — 271 с.
- Лотман Ю. Каноническое искусство как информационный парадокс // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., 1973. С. 14−31.
- Лотман Ю. Структура художественного текста. М., 1970. 383 с.
- Матюхина М. Влияние джаза на композиторское творчество Западной Европы первого десятилетия XX века. Автореферат дисс. канд. иск. М., 2003.-24 с.
- Маяковский В. Собр. соч. в 8 т. / Под ред. Л. В. Маяковской. Т. 3. М., 1968.-479 с.
- Мифологический словарь / Под ред. Е. Мелетинского. М., 1991. 736 с.- 99. Мифы народов мира: Энциклопедия в 2-х томах. ТТ. 1−2. М., 1991.
- Михайлов М. Балет «Поцелуй феи И. Стравинского и некоторые вопросы музыкально-творческого мышления / Этюды о стиле в музыке /Ред. сост. и примеч. А. Вульфсона. Л., 1992. С. 148−170.
- Михайлов М. О классицистских тенденциях в музыке конца XIX начала XX века. / Этюды о стиле в музыке./ Ред. сост. и примеч. А. Вульфсона. Л., 1992. С. 190−227.
- Назайкинский Е. Логика музыкальной композиции. М., 1982. -319 с.
- Назайкинский Е. Стиль и жанр в музыке: Учебное пособие для ВУЗов. М., 2004. 392 с.
- Немковская В. Персонаж как категория музыкальной поэтики. Автореферат дисс. канд. иск. М.5 2002. 24 с.
- Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Предисловие к Рихарду Вагнеру / Вступ. ст. и коммент. Б. Соколова. СПб., 2000. 231 с.
- Пашина Т. Об игровой природе музыки Стравинского. // Музыка в контексте художественной культуры / Сб. трудов РАМ им. Гнесиных М., 1992. С. 116−140.
- Пикассо П. Сборник статей / Пер. с нем и франц. А. Владимирского М., 1967. 90 с
- Пропп В. Морфология волшебной сказки./ 2-е изд. М., 1969.
- Пушкин А. Собр. соч. в 3-х т., Т.1. М., 1985. 735 с.
- Раабен Л. Еще раз о неоклассицизме // История и современность. Л., 1981. С. 196−214.
- Ревалд Д. История импрессионизма. М., 1994. 415 с.
- Рождественский Г. Стравинский и Чайковский // Стравинский. Статьи, воспоминания / Ред.-сост. Г. С. Алфеевская. М., 1985. С. 248 260.
- Руднев В. Энциклопедический словарь культуры XX века. М., 2003.-608 с.
- Русский классицизм второй половины XVIII-первой половины XIX веков. М., 1994. 336 с.
- Савенко С. Игорь Стравинский. Челябинск, 2004. 288 с.
- Савенко С. К вопросу о единстве стиля Стравинского // И. Ф. Стравинский. Статьи и материалы / Сост. JT.C. Дьячкова. М., 1963. С. 276−301.
- Савенко С. Мир Стравинского: Монография. М., 2001. 328 с.
- Савенко С. Миры Стравинского // Русская музыка и XX век. М., 1997. С. 151−180.
- Савенко С. Музыка Стравинского в стилистическом пейзаже эпохи // Искусство XX века: уходящая эпоха? Кн. 2 / Сост. В. Валькова и Б. Гецелев. Нижний Новгород, 1997. С. 175−185.
- Савенко С. О неоклассицизме Стравинского // Проблемы музыки XX века. Горький, 1977. С. 179−210.
- Савенко С. Стравинский и Пикассо. К истории одного сотрудничества // И. Ф. Стравинский. Статьи, воспоминания / Ред.-сост. Г. С. Алфеевская. М., 1985. С. 269−287.
- Самойленко Е. Жанровая природа концерта в творчестве А. Эшпая. Автореферат дисс. канд. иск. М., 2003. 25 с.
- Смирнов В. Возникновение неоклассицизма и неоклассицизм Стравинского // Кризис буржуазной культуры и музыка. Вып.2. М, 1973. С. 139−168.
- Смирнов В. О предпосылках эволюции Стравинского к неоклассицизму. // Вопросы теории и эстетики музыки Вып.5. JL, 1967. С. 142−169.
- Смирнов В. Творческое формирование И.Ф. Стравинского Д., 1970.- 151 с.
- Софронов Ф. Джаз и родственные ему формы в пространстве культуры Центральной Европы 1920-х гг. Автореферат дисс. канд. иск. М., 2003.- 15 с.
- Старостина Т. Об основных принципах гармонии Стравинского // Музыкальная академия. 1992. № 4. С. 196−213.
- Стравинский публицист и собеседник / Сост. и коммент. В. Варунц. М., 1988.-501 с.
- Стравинский И. Диалоги. Воспоминания, размышления, комментарии. Л., 1971. 414 с.
- Стравинский И. Переписка с русскими корреспондентами. Материалы к биографии / Сост., ред. и коммент. В. П. Варунц. ТТ. 1−3. М., 1998,2000, 2003.
- Стравинский И. Переписка с русскими корреспондентами. Материалы к биографии Т. 3. 1923−1939 / Сост. текст, ред. и коммент. В. П. Варунц. М., 2003. 943 с.
- Стравинский И. Хроника моей жизни. Л., 1963. 273 с.
- Стравинский И. Хроника. Поэтика. М., 2004. 368 с.
- Стравинский Ф. Игорь и Екатерина Стравинские, мои отец и мать в центре моих воспоминаний о детстве // Стравинский. Статьи, воспоминания / Ред.-сост. Г. С. Алфеевская. М., 1985. С. 304−329.
- Суриц Е. Все о балете. Словарь-справочник / Под ред. Ю. Слонимского. М.-Л., 1966−455 с.
- Суриц Е. Джордж Баланчин истоки творчества // Музыка и хореография современного балета. Вып. 5. М., 1987. С. 77−105.
- Тараканов М. Инструментальный концерт. М., 1979. 55 с.
- Тасалов А. Прометей или Орфей? Искусство технического века. М., 1967.-325с.
- Топоров В. Миф. Ритуал. Образ. М., 1995. 267с.
- Федоренко Е. О взаимосвязи компонентов балетного спектакля (исторический аспект и современность): Автореферат дисс. канд. иск. М., 1985.-24 с.
- Филенко Г. Французская музыка первой половины XX века. Очерки. Л., 1983.-231 с.
- Флоренский П. Избранные труды по искусству. М., 1996. 335 с.
- Франтова Т. Художественный контрапункт и искусство музыки // Музыка и время. 2005. № 2. С. 56−61.
- Хейзинга И. Homo ludens / Пер. с нидерландского, вступ. ст. и коммент. И. Сильвестрова. М., 2003. 496 с.
- Холопов Ю. Наблюдения над современной гармонией // Советская музыка. 1961. № 11.
- Холопов Ю. О системе гармонии Стравинского // И. Ф. Стравинский: Сб. статей / Научные труды МГК. Сб. 18. М., 1997. С. 27−46.• 147. Холопова В. Вопросы ритма в творчестве композиторов первой половины XX века. М., 1971. 304с.
- Холопова В. Музыка как вид искусства. Л., 2000. 320 с.- 149. Холопова В. Музыкально-хореографические формы русского классического балета // Музыка и хореография современного балета. Вып. 4. М., 1982. С.57−72.
- Холопова В. Стравинский в тексте музыки эпохи // Музыкальная академия. 1992. № 4. С. 178−182.
- Холопова В. Формы музыкальных произведений. Учебное пособие. СПб., 1998. 496 с.
- Шахназарова Н. Проблемы музыкальной эстетики в теоретических трудах Стравинского, Шенберга, Хиндемита. М., 1975. -238 с.
- Шевляков Е. Музыкальный неоклассицизм XX века. М., 2004. -188 с.
- Шестаков В. Гармония как эстетическая категория. М., 1973. -256 с.
- Широкова Л. О прототипах метроритмической организации тематизма concerto grosso // Ритм и форма: Сб. научных трудов Санкт-Петербургской консерватории. СПб., 2002. С. 58−96.
- Шнитке А. Парадоксальность как черта музыкальной логики Стравинского // И. Ф. Стравинский. Статьи и материалы / Сост. Л. С. Дьячкова. М., 1963. С. 383−434.
- Этингер Я. Раннеклассическая гармония. М., 1979. 309 с.
- Эткинд М. А.Н. Бенуа. Монография. М.- Л., 1969.• 159. Эткинд. М. Бенуа и русская художественная культура конца XIX начала XX века. Л., 1989. 478 с.
- Юнг К. Архетип и символ / Сост. и вступ. ст. A.M. Рутевича. М., 1991.-304 с.
- Юнг К., Нойман Э. Психоанализ и искусство. М., 1996. 304с.
- Ярустовский Б. Игорь Стравинский. / 2-е изд. испр. и доп. М., 1969−320 с.
- Charles М. Joseph Stravinsky and Balanchine a journey of invention. London New Haven Yale University Press, 2002. 440 p.
- Confronting Stravinsky: Man, musician, modernist / Ed. by John Pasler. Los Angeles Berkelly ets: University California Press, 1986. — 380 p.
- Cross J. The Stravinsky legacy Cambridge University Press. — 282 P
- Dobrin A. I. Stravinsky. New York, 1970. 198 p.
- Gone E. The Uses of Convention: Stravinsky and his Models // Stravinsky a new appraisal of his work / Ed. By Paul Henry Lang. New York: The Norton Libraiy, 1962. P. 21−33.
- Griffiths P. Stravinsky. London: Pent, 1992. 253 p.
- Kirchmeyer H. Igor Stravinsky. Regensburg, 1958. 792 s.
- Kirstain L. Four centuries of ballets. New York, 1984. 290 p.4 171. Kirstain L. Movements and metaphor: Four centuries of ballet. London: Pitman, 1971 290 p.
- Mellers W. The masks of Orpheus: seven stages in the story of European music. Manchester: University Press, 1987. 174 p.
- Morton S. Stravinsky and Thaicovsky // Stravinsky a new appraisal of his work. New York, 1963. P. 47−61.
- Myers, Rollo H. The ballet music of Igor Stravinsky // The ballet annual, 1963 Record and Year Book of the ballet 17 Issue London, 1962. P. 33−42.
- New York City ballet (Stravinsky and Balanchine. Fifty years of partnership: 1920−1971 Repertory). New York, Program. — 52 p.
- Stravinsky I. Selected Correspondence. / Ed. and with commentaries by R. Craft. Vol. 1. London: Faber and Faber, 1982. -571 p.
- Stravinsky I. Selected Correspondence. / Ed. and with commentaries by R. Craft. Vol. 2. London: Faber and Faber, 1984. 544 p.
- Stravinsky I. Selected Correspondence. / Ed. and with commentaries by R. Craft. Vol. 3. New York: Alfred A. Cnopf, 1985. 543 p.
- Stravinsky I., Craft R. Conversations with Igor Stravinsky. New York, 1959−140 p.
- Stravinsky I., Craft R. Dialogues and Diary. New York, 1963. 145p.
- Stravinsky I., Craft R. Expositions and Developments. New York, 1962, — 148p.
- Stravinsky I., Craft R. Memories and Commentaries. London: Faber and Faber, 1960. 163p.
- Stravinsky I., Craft R. Retrospectives and Conclusions. New York, 1969. 151p.
- Stravinsky I., Craft R. Themes and Episodes. New York, 1966. -142p. 147p.
- Stravinsky in Pictures and Documents / Ed. by Vera Stravinsky and R. Craft. New York: Simon and Schuster, 1978. 125p.
- Stravinsky in the theatre / Ed with Introduction by Minna Lederman. New York: Reprint of the published by Pellegrini and Cudany, 1975. 1101. P
- Stravinsky Retrospectives. University of Nebraska Press Lincoln and London, 1988. — 203 p.
- Strobel H. Igor Stravinsky. Zurich, 1956. 93 s.
- Taruskin R. From Subject to Style // Confronting Stravinsky: Man, musician, modernist. / Ed. by John Pasler. Los Angeles: University California Press, 1986.
- Taruskin R. Stravinsky and the Russion Traditions. Vol. 1−2. Los Angeles: University California Press, 1996.
- Van der Toorn P. The music of I. Stravinsky. New Haven and London, 1983. 644p.
- Vlad R. Stravinsky: Nuova edizione. Tourino, Piccola Biblioteca Einaudi, 1973. — 376 s.
- Walsth S. Stravinsky: A Creative Spring. Russia and France, 18 821 934. New York: Alfred A. Cnopf, 1999. 597p.
- Wenborn N. Stravinsky. London, New York, Sidney: Omnibus Press, 1999.-486p.
- White E. Stravinsky. The composer and his Works. London, 1966. -608 p. r
- Некоторые особенности трактовки орфического сюжета в фильме „Орфей“ Ж. Кокто.
- Поэт и мир» вот как можно было бы озаглавить этот фильм. Сюжет об Орфее перенесен в современную обстановку. Кокто заимствует из мифа четыре элемента: смерть Эвридики, спуск Орфея в ад, запрет смотреть на нее и смерть Орфея, растерзанного вакханками.
- Роковая развязка также связана с зеркалом. Орфей видит Эвридику через зеркальце в машине. После гибели Орфея Смерть и Эртебиз выталкивают обоих супругов в мир живых через зеркало. Зеркало в фильме играет роль магического проводника между мирами.
- В целом сюжет фильма актуализирует проблемы творчества и творческого процесса. Данная тема сквозная в драматургии картины. Художник, создавая произведение искусства, должен пройти ряд испытаний, погрузиться в запредельное, отрешиться от всего земного.
- Таким образом, художественно-образная система в фильме, образует пятиэлементную структуру, в центре которой художник.
- Взаимодействие этих образов создает сюжетно-смысловую логику фильма. Каждый смысловой полюс взаимосвязан с другим, но все они направлены к центру художнику-творцу.
- Возможно, введение данного персонажа связано с противопоставлением аполлонического и дионисийского начал в искусстве. Первое представляет Орфей, второе — Сежест.
- Эпизод выполнен при помощи двойной съемки, наложением кадров. Возникает впечатление, что Орфей и Эртебиз с трудом преодолевают некую упругую субстанцию времени.
- Интонационная драматургия в балете «Аполлон Мусагет"1 экспонирование
- Героическая Лирико-скерцозная2 экспонирование1. Героическая1. Лирико-драматическая
- Героическая и лирико-гимнческая8
- Героическая Лирико-гимническаямужское) (женское)101. Лирико-гимническая1. Героическая
- Интонационная драматургия в балете «Поцелуй феи"1. Жанровая сфера.1. Сцена 2. Сцена 3.
- Лирико-драматическая сфера Сцена 1.
- А Развивающая часть Реприза (Al)
- Ц. 1−10 ЦП-39 Ц.32−36 Ц. 37−39 Ц. 40 -41
- Колыбельная Фантастические Тема феи «Мотив Колыбельная1. Персонажи Одетты"1. Сцена 21. Сцена гадания
- Ц. 97−101 Ц. 102−107 Ц. 108−1091. Вст-е, А В
- В деревне И больно, и сладко «Фея Кара бос"1. Ц, 110−116 Ц. 117−1191. А2 Кода1. Реприза1. Сцена 3.1. Ц. 203−204 Ц. 205 2091. Вст-е Основной раздел1. Нет, только тот, кто знал
- Ц. 211 Ц. 211−212 Ц.213 -2141. Кульминация Реприза Кода1. Тема Одетты"а я н s лXо я ¦е-и 3 яВ1. Сцена 4.1. Ц. 215−227 Колыбельная
- Интонационная драматургия в балете «Орфей». Сцена 1.1. Экспонирование. 1 Г 1 г
- Марш Тема карт Ц.7 Тема Джокера Ц. 21 Тема карт Ц. 341. Вступление, А В Al1. ЭКСПОНИРОВАНИЕ1. ВТОРАЯ СДАЧА
- Марш Ц.40 Марш Ц. 43 Pas de Quatre 4-дам Ц. 59 Марш Ц. 89 Эпизод Вторжения Джокера Ц. 92
- Вст-е АВА1 4 вар и кода Усечен. А С1. Вст.-е, А В Al Кода1. ЭКСПОНИРОВАНИЕ1. ТРЕТЬЯ СДАЧА
- Марш Ц.117 Вальс карт Ц, 121 Вторжение Джокера Ц, 143 Presto Ц.152. Марш Реприза Ц. 202
- Вст-е АВА1 Вст-е ABA 1С. Кода1. STRETTA-FINAL1. Марш -интродукция
- АВСА1 Танцевально-моторная и скерцозная1. Pas d' action1. АВА1СОА2ЕАЗ1. ТанцевальномоторнаялирическаяскнрцознаяI1. I I1. Тема с вариациямиII1. Раэ de deux
- АВСА1 Лирическая и скерцозная1. Марш-заключение1. АВА11. Танцевально-моторная
- Балетные сцены» Композиция. ?i i ii i i i i i i i i i i i1. Вариация солиста № 61. Героико-драмати-ческаясФеРа1. Вариа- Grand Апофеоз 1ция Pas № 10солистки № 97 Лиричес- Лирическая 11. Лиричес- кая сферакая сферасфера
- Аполлон Мусагет» Пример № 1