Архитектура тентовых сооружений: проблемы формообразования: 1990-2000 гг
С 1995 г. проводятся Международные симпозиумы по проектированию и использованию архитектурных мембран, на котором в 2002 г. в берлинском Техническом университете, собрались свыше 90 участников из 18 стран, обсудивших различные (преимущественно технические) аспекты развития тентовой архитектуры («textile architecture», «membrane architecture», «textiles Bauen» и др.). Организуются не только… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1.
- Тентовые сооружения и их функциональные возможности
- 1. 1. Тентовые сооружения в истории мировой архитектуры
- 1. 2. Отечественная практика тентового строительства
- 1. 3. Зарубежная «тентовая архитектура» 1990-х годов
- 1. 4. Выводы
- ГЛАВА 2.
- Конструктивные системы современных тентовых сооружений и их формообразующие возможности
- 2. 1. Взаимосвязь пространственной формы и конструкции
- 2. 2. Классификация тентовых сооружений
- 2. 2. 1. Бескаркасные тентовые сооружения
- 2. 2. 2. Сооружения с висячим тентовым покрытием
- 2. 2. 3. Каркасные тентовые сооружения
- 2. 3. Трансформируемые тентовые структуры
- 2. 3. 1. Зонтичная трансформация
- 2. 3. 2. Планировочная трансформация
- 2. 3. 3. Объемная трансформация
- 2. 4. Материалы тентовых сооружений и их основные свойства
- 2. 5. Выводы
- ГЛАВА 3.
- Архитектура тентовых сооружений: форма и восприятие
- 3. 1. Формообразование в архитектуре тентовых сооружений
- 3. 2. Архитектурная форма и тектоника тентовых сооружений
- 3. 3. Цвет в архитектуре тентовых сооружений
- 3. 4. Тентовые сооружения в ландшафте
- 3. 5. Выводы
Архитектура тентовых сооружений: проблемы формообразования: 1990-2000 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Современные задачи строительства вызвали необходимость создания легких и подвижных конструктивных систем, отличающихся предельной гибкостью, мобильностью, коротким сроком возведения и регулируемым сроком эксплуатации. Они способны организовать многообразные, в том числе большепролетные пространственные конструктивные структуры различных криволинейных форм, в которых ограждающие функции выполняет тонкий синтетический высокопрочный материал. Данные конструктивные системы образовали в последнее десятилетие так называемый класс тентовых сооружений, которые своей яркостью, практичностью, динамичной красотой силуэта добились признания новой архитектурной реальности XX столетия. Мир «тентовой архитектуры» реализовался в уникальных павильонах ЭКСПО, крупнейших олимпийских сооружениях, во всемирно-известных аэропортах, престижных отелях, торговых комплексах, производственных сооружениях самого различного функционального назначения и других объектах. Можно сказать, что с их внедрением появилась новая «технология» организации архитектурного пространства с богатой пластикой и активной полихромией, которая помогает архитекторам раскрыть колоссальные творческие возможности «конструирования» новых форм.
Тентовые пространственные структуры, обладающие новыми, в том числе и уникальными формами, геометрические размеры которых практически не ограничены, сегодня уже нельзя рассматривать как сугубо инженерные объекты: легкие, пропускающие дневной свет и разнообразно, сценографически продуманно, подсвеченные ночью, они изменили роль и понимание архитектурной формы, создали виртуальное ощущение необыкновенной свободы, простора интерьера, его раскрытости окружающему пространству и ландшафту, слитности с ним.
Возникновение тентовой архитектуры как явления, характеризующего логику развития архитектуры на рубеже XX и XXI веков, обусловлено, прежде всего, интересом к новому, не традиционному взаимоотношению материала — конструкции — композиции и формообразования, более адекватно отвечающему современным потребностям и возрастающей динамичности общества, ускоренным темпам научно-технического прогресса, расширением географии приложения его результатов, и в итоге — изменениями во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в архитектуре.
В проектирование и строительство тентовых сооружений в 1990;х гг. активно включились крупнейшие архитекторы — Н. Гримшоу, П. Кук, Р. Роджерс, Н. Фостер, М. Хопкинс (Великобритания), Ф. Отто (Германия), Р. Пиано (Италия), Ф. Самин (Бельгия), Ш. Бэн (Япония), имеющие собственные проектные бюро («Grimshaw & Partners», «Samyn & Partners» и др.), европейские и транснациональные архитектурно-строительные фирмы, в том числе «Ove Arup & Partners», «Omrania Architects, Planners and Engineers», «HOK International», «Taiyo Kogio Corporation», «Stur-chio Architects & Designers», а также и их объединения, например, «ОНО [Omrania-Happold-Otto] Joint Venture», по проектам которых построены сотни крупных объектов тентовой архитектуры в самых различных странах мира.
В России потенциальные возможности применения тентовых сооружений — быстровозводимых, мобильных, легко трансформирующихся в соответствии с изменением функции, и обладающих высокими эстетическими достоинствами, также значительны. Тентовые сооружения, дающие богатое разнообразие форм, для развития современной архитектуры и в нашей стране не менее важны, чем другие строительные системы.
Состояние вопроса. Опыт проектирования и строительства, основные сферы использования тентовых сооружений в СССР (с частичным учетом зарубежной практики) в 1960;1980;х гг. анализировался в публикациях Ю. И. Блинова и его докторской диссертации (1991 г.) [7−9], в которых основное внимание уделено техническим параметрам сооружений и их индустриальному производству. Архитектурно-конструктивные решения тентовых покрытий рассмотрены в публикациях и диссертациях того же времени Т. М. Дымковой [24], JI.C. Ивановой [31], И. Х. Мифтахутдинова [51], В. А. Сладкова [72], Е. М. Удлера [79], Р. Т. Хана [84], В. Г. Штолько [88−89] и др. В работах Ю. С. Лебедева [5], В. Г. Темнова [77] и др. показана роль архитектурной бионики в формообразовании тентовых сооружений. В монографии (1995 г.) H.A. Сапрыкиной [71], посвященной мобильности и трансформации в архитектуре, рассмотрение примеров тентового строительства также доведено до рубежа 1980;1990;х гг.
Зарубежные профессиональные журналы 1990;2000;х гг. («Architectural Review», «Architectural design», «Architectural Record», «Detail», «Fabric architecture», «The Arup journal», «The Structural Engineer» и др.) постоянно публикуют актуальную тематическую информацию и статьи исследователей (Р. Бродерик [97], Б. Бурхардт [98], К. Дэвис [99], Р. Кроненбург [114- 115], И. Лид-дел [117], Д. Рассел [127], Дж. Страйк [137], С. Харт [108] и др.) по тентовой архитектуре, в конце 1990;х гг. издан ряд книг по этой тематике [93- 94- 112- 125- 131- 132]. В книгах, посвященных крупным архитекторам и архитектурно-проектным фирмам [129- 143], современным инженерно-проектным школам (например, И.
Шлаиха и Р. Бергермана в Штутгартском университете) [116], представлены значительные тентовые объекты. В отечественной литературе анализ, оценка и классификация этих объектов отсутствуют. Имеющимися публикациями (В. Нефедов, A.A. Новиков, Ф. А. Новиков, Г. И. Ревзин, Н. И. Смолина и др.) в архитектурове-дение введены лишь несколько крупных произведений тентовой архитектуры, связанных с 2000 г., — павильоны ЭКСГ10−2000 в Ганновере [74], лондонский «Купол Тысячелетия», Ботанический сад «Эдем» в Корнуолле [67- 68], Центр «Sony» в Берлине [57- 59- 86], ангар в Бранде [39] и ряд других объектов.
В публикациях по итогам мировой архитектуры 1990;х гг. и XX века в целом тентовая архитектура не выделена как одно из новаторских направлений современного зодчества, что, видимо, связано с трактовкой тентовых объектов, прежде всего, как результата инженерной деятельности. Но эти объекты в контексте архитектуры высоких технологий несомненно образовали категорию сооружений, требующих самостоятельного рассмотрения.
При выполнении настоящей работы автор опирался на публикации по проблемам развития современной архитектуры, в которых их авторы H.A. Азизян [1], A.B. Боков [11], Т.И. Возвышае-ва [14−15], Ю. П. Волчок [16−17], В. Л. Глазычев [20], А. П. Гозак [21], И. А. Добрицына [23], A.B. Ефимов [26−28], Г. И. Зосимов [30], A.B. Иконников [32−36], Ю. И. Курбатов [41], И. Г. Лежава [44], Т. Г. Маклакова [46−47], А. Г. Раппапорт [66], A.B. Рябушин [69], Н. И. Смолина [73], Г. Ю. Сомов [66], В. Л. Хайт [82−83], А. Н. Шукурова [90] затрагивают вопросы композиции, тектоники, организации пространства, нелинейности, цвета и другие, также характерные для осмысления приемов формообразования в современной, в том числе и в тентовой, архитектуре.
Объект исследования — процесс проектирования и широкого строительства за рубежом тентовых сооружений различного функционального назначения в последнее десятилетие XX и в начале XXI веков.
Предмет исследования — приемы архитектурного формообразования тентовых сооружений в зарубежном опыте строительства в период 1990;2000 гг.
Цель исследования — выявить и систематизировать приемы формообразования в тентовой архитектуре на основе изучения современного зарубежного опыта проектирования и строительства архитектурных сооружений с использованием тентовых строительных систем.
Для реализации этой цели ставятся основные задачи:
— определить тенденции развития и сферы применения тентовых сооружений в современной архитектуре;
— классифицировать современные тентовые сооружения;
— проанализировать приемы формообразования в архитектуре тентовых сооружений и систематизировать их.
Гранииы исследования. Работа охватывает опыт развития тентовой архитектуры 1990;х гг. — период широкого внедрения тентовых конструкций и сооружений в мировую архитектурную практику, что было вызвано появлением качественно новых результатов в области технологии производства синтетических высокопрочных материалов для оболочек тентовых сооружений, формированием высокоиндустриальных способов их возведения и обслуживания в период эксплуатации, появлением заказа на сооружения большой площади с уникальными пространственными характеристиками.
Методика исследования основана на комплексном изучении текстового, графического и иллюстративного материалов в зарубежной архитектурно-строительной периодике. Классификация тентовых сооружений, анализ их архитектурно-художественных и конструктивных решений обеспечивают выявление приемов формообразования в тентовой архитектуре 1990;х гг.
Научная новизна и практическое значение работы. В работе впервые исследованы процесс и творческие результаты проектирования и строительства тентовых сооружений в 1990;х гг. крупнейшими архитекторами мира как экспериментов на пути поисков образа и художественной выразительности современной архитектуры.
Введение
в научный обиход ранее малоизвестного материала (статьи автора диссертации стали фактически первыми публикациями, вводящими современный мировой опыт тентового строительства в отечественную архитектурную науку), результаты исследования и выводы определяют возможность использования работы при теоретической разработке современных проблем архитектурного формообразования, а также при проектировании аналогичных сооружений в отечественной практике, разработке нормативной базы для проектирования тентовых сооружений, в учебных курсах вузов, в трудах по истории архитектуры XX в.
Апробация и внедрение результатов работы. Диссертация связана с планом НИР НИИТАГ 2002;2003 гг. Основные ее положения и предварительные результаты докладывались на V Межрегиональной научно-технической конференции «Мягкие и гибкие оболочки в народном хозяйстве» (Краснодар, 1990), на Всесоюзной конференции «Проблемы экологии и мягкие оболочки» (Севастополь, 1990), опубликованы в сборниках материалов этих конференций и в архитектурной периодике [52−53- 55]. Материалы исследования используются в 2002;2003 гг. в спецкурсе «Дизайн окружающей среды» и в научно-методической работе на факультете промышленного и гражданского строительства Московского государственного строительного университета (МГСУ), были представлены на научно-технической конференции по итогам НИР МГСУ за 2002/2003 гг., на Шестой традиционной (Первой международной) научно-практической конференции «Строительство — формирование среды жизнедеятельности» (2003) [54], на международной выставке ЭКСПО «Наука-2003» во Всероссийском выставочном центре.
С участием автора (в составе жюри), в ходе выполнения настоящего исследования, в мае-октябре 2003 г. Союзом московских архитекторов был проведен первый в России открытый конкурс на проект-идею архитектурного сооружения с применением тентовых (мембранных) конструкций, заказчиком которого выступило ЗАО «ФлексПро» — одна из первых в нашей стране специализированных в этой области архитектурно-строительных организаций [56].
На защиту выносятся: классификация основных приемов формообразования тентовых сооружений, используемых в современной архитектурной практике.
Общие выводы по результатам исследования:
1. В зарубежной архитектуре 1990;х гг. произошло значительное расширение масштабов тентового строительства, его видоизменение и преобразование из чисто утилитарно-технического в объекты, обладающие самостоятельными архитектурно-художественными формами и образными характеристиками. В результате в условиях свойственного современной эпохе полисти-лизма, наряду с хай-теком, для которого характерно применение, прежде всего, стекла и металла, в архитектурно-строительной практике сформировалось другое направление архитектуры высоких технологий — «тентовая архитектура», имеющая свою специфику формообразования. «Тентовая архитектура» — это не только и не столько стилевое явление, это новый способ физического формирования и прочувствования архитектурно-организованного пространства.
2. «Тентовая архитектура» является относительно недавно возникшим феноменом, которому еще предстоит раскрыть свой полный формообразующий потенциал. Сочетание в ней новаторского инженерного мышления и образной выразительности позволяет отнести это направление к выдающимся, имеющим широкую перспективу, достижениям современной архитектурной творческой мысли. Объекты тентовой архитектуры, каждый из которых обладает уникальной выразительной формой (изящной, динамичной, скульптурной), в большинстве случаев не могли бы быть осуществлены при использовании другой конструктивной системы. Эстетическое осмысление и виртуозная обработка конструктивных узлов тентовых объектов достигает качества самостоятельных художественных произведений. Конструкции объектов тентовой архитектуры неотделимы от их формы, и, в. отличие от других конструктивных систем и технологий, не маскируются, а активно участвуют в архитектурно-художественном формообразовании.
3. Проведенная классификация тентовых сооружений по признакам сопряжения ограждающей мягкой оболочки и несущего каркаса, показала, что, на рубеже XXI века, складывается тенденция нового подхода к формообразованию в архитектуре. Тентовые архитектурные структуры, в отличие от классического модернизма (функционализма), который пытался предопределить функцию, — это новое «современное движение» в направлении к легко видоизменяемому миру архитектуры, включающему быстровозводи-мые сооружения, открытые к трансформации (с сохранением основной идеи сооружения) в контексте динамичного развития общества.
4. Используемые в практике строительства современные высокоразвитые технологические типы сооружений — в широком спектре от жилых до производственных — все активнее «осваиваются» тентовой архитектурой, предоставляя архитекторам и заказчикам многочисленные варианты нюансного выбора в поисках взаимосвязи функции, конструкции и формы. Поисковые предложения и нереализованные проекты подтверждают, что «тентовая архитектура», дающая большие возможности формообразования, уже охватила не только казавшиеся для нее еще недавно «экзотическими» и алогичными небоскребы, но и градоустройство обширных пространств городов. Тентовые покрытия как одно из современных направлений поиска новой (нелинейной) формы «крыши», каждый раз создают соответственно новые пространственные (как внутренние, так и внешние) характеристики архитектурного объекта, что чрезвычайно важно для преодоления современной гомогенной урбанистической среды.
5. Тентовые структуры, неисчерпаемо вариантные по методам построения архитектурной формы, ее технического и технологического выполнения (в каждом случае требующего особого подхода не только к расчету, но и к выбору конструктивных материалов постоянно расширяющейся номенклатуры), активно используются в практике ведущих архитекторов и инженеров мира. Для архитекторов и инженеров России тентовая архитектура, позволяя в достаточной мере свободно оперировать и экспериментировать с формой, предоставляет возможность сокращения времени, необходимого для практического эксперимента в поисках своего пути в мировом архитектурно-художественном процессе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Являясь относительно недавно возникшим феноменом, тентовая архитектура, которой, несомненно, еще предстоит раскрыть свой потенциал, может быть отнесена к выдающимся достижениям современной творческой мысли. Сочетая новаторское инженерное мышление и образную выразительность, она становится неким новым «интернациональным стилем», которому свойственны структуры, граничащие с пределами привычных представлений об архитектурном произведении.
Используемые современным высокоразвитым технологическим сообществом типы сооружений все активнее «осваиваются» тентовой архитектурой и в настоящее время ее реализованные объекты представляют такое разнообразие типов зданий и комплексов, какое в других конструктивных системах недостижимо. Быть может, единственным исключением на сегодня являются здания банков. Более того, тентовая архитектура дала возможность формирования новых типов объектов (таких, например, как гигантские покрытия оранжерей, ботанических садов и пр.). Пример тентовых сооружений показывает, что архитектор становится лидером в созидании гармоничной системно-организованной среды любого масштаба — от микрокосма жилища до макросистем расселения.
В архитектуре конца XX века благодаря высоким технологиям одновременно выступили заново «открытые» металл, стекло и тентовые покрытия, в сочетании дающие новое качество «утонченности и изящества форм», «удивительной легкости перекрытия». В тентовой архитектуре, в которой подчас используется формообразование на основе природных форм, ярко проявилась архитектурная бионика, с ее переходами симметричных геометрических форм в органические со сложными криволинейными очертаниями пространств. Очень часто тентовые комплексы располагаются именно на грани двух средгорода и природы, являясь связывающим их экологическим звеном, воспринимая импульсы для новаторского формообразования.
Тентовые конструктивные структуры, как показывает мировая практика, дают возможность проектировать и осуществлять уникальные выразительные архитектурные формы, которые являются изящными, динамичными, скульптурными. Эти формы, в большинстве случаев не могли бы быть осуществлены при использовании другой конструктивной техники.
Как одна из линий архитектуры высоких технологий тентовая архитектура в современной архитектуре заняла самостоятельное место и практически претендует на то, чтобы на сегодняшний день стать ее кульминационным моментом. В ближайшее время она может стать одним из ее лидеров. Во всяком случае, уже сейчас она, как никакая иная, является формой освоения высоких технологий, открывающей путь к индивидуальным решениям. Применение той или иной формы тентового покрытия каждый раз создает соответственно новый объект с новыми внешними и внутренними пространственными характеристиками. Архитектурные формы, найденные при сравнительно невысоких затратах в тентовой архитектуре могут художественно осмысливаться и в других материалах и технологиях.
С 1995 г. проводятся Международные симпозиумы по проектированию и использованию архитектурных мембран, на котором в 2002 г. в берлинском Техническом университете, собрались свыше 90 участников из 18 стран, обсудивших различные (преимущественно технические) аспекты развития тентовой архитектуры («textile architecture», «membrane architecture», «textiles Bauen» и др.) [118]. Организуются не только конкурсы на конкретные объекты тентовой архитектуры, но и поисковые конкурсы в этой области, в том числе среди студентов архитектурных и инженерно-строительных факультетов. Так, в 2000 г. под председательством в жюри проф. В. Зобека и при участии в организации генерального секретаря рабочей группы «Textile Architektur» М. Енеке среди студентов и молодых специалистов рабочей группой тентовой архитектуры («Textile Architektur») был объявлен конкурс, целью которого была интенсификация контактов и обменов идеями университетов, промышленности и строителей [138].
Мастер современной архитектуры X. Ян, в своей практике часто соединяющий стекло с тентовыми элементами, говорит, аргументируя это тем, что объекты стеклянной архитектуры расходуют огромное количество энергии и очень дороги в строительстве, что «стеклянные фасады могут и должны быть заменены в соответствии с продвижением технологий» [цит. по: 25]. Тентовые сооружения обладают как раз иными признаками — совпадающими сроками морального износа сооружения и физического старения материала. Динамичность современной жизни другая, нежели прежде, и тентовые сооружения, отвечая этой динамичности, позволяют вводить адекватные своему времени (технологические и экономические) изменения.
С этим связана и технология трансформации, активно внедряемая при строительстве тентовых объектов. Формулировка архит. Д. Перро, исходящего из понимания, что «современный подход к архитектуре — это именно открытость к трансформациям» [63], во многом относится в контексте настоящего исследования к тентовой архитектуре.
Обращение к тентовой архитектуре архитекторов первой десятки мира далеко не случайно и не конъюнктурно. Приводя эти имена, в том числе Н. Фостера, Р. Роджерса и др., использующих в своем творчестве новейшую информатику, А. П. Кудрявцев, отметил, что «для современного архитектурного творчества велика значимость образности технологической составляющей — конструкции, материалов, инженерного оборудования» [40].
Именно на этой основе конец XX века охарактеризовался конкуренцией в борьбе за лидерство целого ряда архитектурных направлений, но особенностью тентовой архитектуры оказалось то, что она не конкурировала ни с одним из них. A.B. Иконников, характеризуя ситуацию в архитектуре этого периода, писал: «Но все эти направления, конкурировавшие в 1990;е, не дают ответ на изменения в культурной ситуации, связанные с развитием постиндустриальной цивилизации. Новую перспективу обещает архитектура высоких технологий, вытесняющая эпатажный „хай-тек“. Технология нового поколения дала возможность сочетать преимущества индустриальных методов строительства с индивидуализацией формы, позволяя найти ответ на вызов любой ситуации. Синтез техники и искусства, несущего позитивный заряд эстетической упорядоченности, который остался недоступен индустриальной цивилизации, стал реальностью, открывая путь к содержательной, „говорящей“ форме уже на уровне структуры. Возникали выразительные символические формы, — пишет A.B. Иконников, — достигающие гигантских величин (терминал аэропорта Кансай, Япония, архит. Ренцо Пиано).». Но ведь «Кансай» — это один из значительнейших объектов тентовой архитектуры последних лет. И далее A.B. Иконников продолжает: «К направлению примыкают такие мастера, как Норман Фостер и Николас Гримшоу в Британии .» [34, с. 24]. Но ведь и это крупнейшие представители тентовой архитектуры, использующие ее возможности и художественные средства в развитии современной архитектуры. На пути тентовой архитектуры, как сказал в одном из интервью 2003 г. Ф. Отто, «еще многое возможно» [106].
Список литературы
- Азизян И.А., Добрицына И. А., Лебедева Г. С. Теория композиции как поэтика архитектуры. — М.: Прогресс-Традиция, 2002. 568 С.
- Аллеи И. Проект Эдем. Проект классика. MMII (2002). №VII. С. 28−30.
- Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм / Пер. с англ. — М., 1981.
- Аронин К. Климат и архитектура. М., 1959.
- Архитектурная бионика / Под ред. Ю. С. Лебедева. М.: Стройиздат, 1990. 268 .
- Беляева Е.Л. Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия. — М.: Стройиздат, 1977.
- Блинов Ю.И. Тентовые здания и сооружения (аспекты мягких покрытий и перспектив развития) / Дис. д-ра техн. наук. — М., 1991.8'. Блинов Ю. И. Тентовые конструкции. М.: Знание, 1985. 48 С.
- Блинов Ю.И., Муреев П. Н., Горностаев Н. Л., Чесноков А. Н. Тентовые сооружения. Анализ природных форм, материалов, воздействий // Архитектурная бионика. Проблемы теории и практики. М.: Союз архитекторов СССР, 1986. С. 68−72.
- Боков A.B. Геометрические основания архитектуры и картина мира. М.: Издание автора, 1995. 176 С.
- Борисовский Г. Б. Современная строительная техника и эстетика. -М.: Госстройиздат, 1963. 160 С.
- Бюттнер О., Хампе Э. Сооружение несущая конструкция — несущая структура/Пер. с нем. — М.: Стройиздат, 1983. 340 С.
- Возвышаева Т.И. Генезис, роль и перспективы архитектуры хай-тек // Актуальные тенденции в зарубежной архитектуре и их мировоззренческие и стилевые истоки // Сб. научн. трудов / Отв. ред. B.JT. Хайт. -М.: НИИТАГ, 1998. С. 60−71.
- Возвышаева Т.И. Советский конструктивизм 1920-х годов и архитектура хай-тек // Архитектура мира. Материалы конференции «Запад Восток: Взаимодействие традиций в архитектуре». Выпуск 2. — М.: ARCHITECTURA, 1993. С. 157−162.
- Волчок Ю.П. Тектоника и организация пространственной среды // Проблемы формообразования в современной архитектуре. Архитектура и проблемы среды / Сб. научн. тр. Вып. 1. М.: ЦНИИИП по градостроительству, 1975. С. 62−68.
- Волчок Ю.П., Иванова Е. К., Кацнельсон Р. А., Лебедев Ю. С. Конструкции и форма в советской архитектуре. — М.: Стройиздат, 1980. 264 С.
- Гёте И.В. К учению о цвете (хроматика) // Гёте И. В. Избранные сочинения по естествознанию. JI.: Изд-во АН СССР, 1957.
- Гидион 3. Пространство, время, архитектура / Сокр. пер. с нем. — 3-е изд. М.: Стройиздат, 1984. — 455 С.
- Глазычев В. Эволюция творчества в архитектуре. М., 1986.
- Гозак А.П. Композиционные проблемы взаимосвязи архитектуры и природного ландшафта (на примере современной архитектуры Финляндии, Швеции и Норвегии). Автореферат дис. канд. архит. — М., 1971.
- Греготти В. По следам Палладио. Рацио и праксис архитектуры. -M.:MV, 2002. 160 С.
- Добрицына И.А. Нелинейная парадигма в архитектуре 90-х годов XX века // Архитектурное сознание XX—XXI вв.еков: разломы и переходы / Сб. научн. тр. под ред. И. А. Азизян. М.: УРСС, 2001. С. 146 206.
- Дымкова Т.М. Тентовая конструкция с несущими тросостоечными элементами/ Дис. канд. техн. наук. -М. ЦНИИСК им. В. А. Кучеренко, 1988. 208 С.
- Есаулов Г. Тенденции современной архитектуры // Строительство. Всероссийский отраслевой журнал. 2003. № 2−3. С. 66−72.
- Ефимов A.B. Связь между формой и цветом // Interpressgrafik. 1979. № 3.
- Ефимов А. Формирование цветовой среды города // Архитектура СССР. 1978. № 9. С. 5−10.
- Ефимов A.B. Формообразующее действие полихромии в архитектуре. -М: Стройиздат, 1984. 168 С. 29. Ёдике Ю. История современной архитектуры. Синтез формы, функции и конструкции. — М.: «Искусство», 1972. 246 С.
- Зосимов Г. И. Архитектура 1990-х. — М., Государственный институт искусствознания, 2001. 235 С.
- Иванова Л.С. Моделирование рациональных форм тканевых, сетчатых и комбинированных покрытий численными методами / Автореферат дис. канд. техн. наук. Киев: КИСИ, 1987. 17 С.
- Иконников A.B. Архитектура: рубеж веков и выбор пути // Архитектура и строительство Москвы. 2001. № 2−3. С. 15−25.
- Иконников A.B. Архитектура XX века. Т.1. М.: Прогресс-Традиция, 2002.
- Иконников A.B. Архитектура XXI века выбор приоритетов // К архитектуре XXI века. А potiori. Сборник научных статей РААСН. -М: РААСН., 2002. С. 22−25.
- Иконников A.B. Функция, форма, образ в архитектуре. — М.: Стройиздат, 1986.288 С.
- Иконников А., Степанов Г. Основы архитектурной композиции. — М.: Искусство, 1971. 224 С.
- К архитектуре XXI века. А potiori. Сборник научных статей РААСН. М: РААСН., 2002. 236 С.
- Кринский В.Ф., Ламцов И. В., Туркус М. А. Элеиенты архитектурног-пространственной композиции. -М.: Стройиздат, 1967. — 168 С.
- Кудрявцев А.П. К архитектуре России XXI века // Архитектура и строительство Москвы. 2001. № 2−3. С. 2−5.
- Курбатов Ю.И. Архитектурная форма и природный ландшафт: композиционные связи. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. 132 С.
- Ладовский Н. Основы построения теории архитектуры (под знаком рационалистической эстетики) // Известия Ассоциации новых архитекторов. 1926. № 1.
- Легкая конструкция в архитектуре и природе. Опубликование к выставке «Природообразные конструкции» в Музее архитектуры им. A.B. Щусева в Москве. Под рук. Ф. Отто и Ю. С. Лебедева / IL-32. -Москва Штутгарт, 1983. 108 С.
- Лежава И.Г. Функции и структура формы в архитектуре. Автореферат дис. д-раархит. — М., 1987.
- Майдар Д., Пюрвеев ДБ. От кочевой до мобильной архитектуры. М.: Стройиздат, 1989. 216 С.
- Маклакова Т.Г. Архитектура XX века: Учебное пособие для вузов. -М.: Изд-во АСВ, 2001. 200 С.
- Маклакова Т.Г. Функция, конструкция, композиция в архитектуре. — М.: Изд-во АСВ, 2002. 256 С.
- Мастера зарубежной архитектуры об архитектуре. М.: Искусство, 1971.
- Мачульский Г. К. Мис ван дер Роэ. М.: Стройиздат, 1969. — 256 С.
- Металлические конструкции. Т. 2. Конструкции зданий / Под ред. чл.-корр. РААСН д.т.н., проф. В. В. Горева. -М.: «Высшая школа». 2002.
- Мифтахутдинов И.Х. Экспериментальные методы проектирования форм покрытий тентовых сооружений / Дис. канд. техн. наук. — М.: МИСИ им. В. В. Куйбышева, 1982. 242 С.
- Мыскова О.В., Казусь И. А. Тентовые конструкции в архитектуре советского авангарда 1920-х годов // Технологии строительства. 2003. № 1.С. 134−137.
- Мыскова О.В. Тентовая архитектура на рубеже XX и XXI веков // Технологии строительства. 2003. № 2. С. 134−137.
- Мыскова О.В. Тентовые сооружения в современной архитектуре // Промышленное и гражданское строительство. 2003. № 7. С. 41−42.
- Мыскова О.В., Пастернак T.JI. С открытого конкурса на проект-идею архитектурного сооружения с применением мембранных конструкций // Архитектурный вестник. 2003. № 6. С. 34−37.
- Нефёдов В. Архитектурная форма: в поисках свободы // Форма. 2001. № 5. С. 10−17.
- Новиков A.A. Игры с «трансформерами» // Форма. 2001. № 5. С. 1823.
- Новиков Ф. Зодчие и зодчество. Нью-Йорк: Слово-Word, 2002. 412 С.
- Отто Ф., Шлейер К. Тентовые и вантовые строительные конструкции. Пер. с нем. — М.: Стройиздат, 1970. 176 С.
- Павлов Г. Н. Исследование геометрических основ архитектурно-композиционного формообразования кристаллических куполов и оболочек / Дис. д-ра архит. М.: МархИ, 1983. 271 С.
- Перро Д. Мои здания будут стоять вечно // Коммерсант. 16 мая 2003. № 83.
- Понти Д. Функция, форма, техника // Зодчество. Вып. 1. М.: Стройиздат, 1974.
- Рагон М. Города будущего. Пер. с франц. М.: «Мир», 1969. 296 С.
- Раппопорт А.Г., Сомов Г. Ю. Форма в архитектуре: Проблемы теории и методологии / ВНИИТАГ. — М.: Стройиздат, 1990.
- Ревзин Г. Бывшее место человека Проект Эдем. // Проект классика. MMII (2002). №VII. С. 37−39.
- Ревзин Г. Расти как хочешь Проект Эдем. // Проект классика. MMII (2002). № VII. С. 35−36.
- Рябушин A.B. О феномене новейшей японской архитектуры // Актуальные тенденции в зарубежной архитектуре и их мировоззренческие и стилевые истоки // Сб. научн. трудов / Отв. ред. B.JI. Хайт. — М.: НИИТАГ, 1998. С. 95−102.
- Рябушин A.B., Шукурова А. Н. Творческие противоречия в новейшей архитектуре Запада. -М.: Стройиздат, 1986. 272 С.
- Сапрыкина H.A. Архитектурная форма: статика и динамика. М.: Стройиздат, 1995. 404 С.
- Сладков В.А. Архитектурные формы и виды тканевых и сетчатых покрытий, трансформируемых из плоскости / Дис. канд. архит. — М.: МАРХИ, 1969. 194 С.
- Смолина Н.И. Традиции симметрии в архитектуре. М.: Стройиздат, 1990. 344 С.
- Смолина Н. Архитектурные образы Всемирной выставки «Экспо-2000″ в Ганновере // Поиск. От проекта до ключа. 2000. № 11−12. С. 186−191.
- Смол яр И. М. Город будущего фантастика или прогноз? Предисловие. // Рагон М. Города будущего. Пер. с франц. — М.: „Мир“, 1969. С. 5−17.
- Темнов В.Г. Конструктивные системы в природе и строительной технике. -JI.: Стройиздат, Ленингр. отд-ние, 1987. 256 С.
- Торроха Э. Формы оболочек. В кн. Г. Колоннетти. Тонкостенные конструкции. — Л., 1963.
- Удлер Е.М. Сооружения с подвесными тентовыми ограждениями, формы и конструктивные решения мягких покрытий, стабилизированных сетями / Дис. канд. техн. наук. М.: МИСИ им. В. В. Куйбышева, 1974.-253 С.
- Филин А.П. Элементы теории оболочек / 2-ое изд., доп. и перераб. -Л.: Стройиздат, Ленингр. отд-ние, 1975. 256 С.
- Фремптон К. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития / Пер. с англ. М.: 1990. 534 С.
- Хайт В.Л. Об архитектуре, ее истории и проблемах. М.: УРСС, 2003.456 С.
- Хан Р. Т. Работа оболочек тентовых сооружений сводчатого очертания / Дис. канд. техн. наук. М.: ЦНИИСК им. Кучеренко, 1989. 132 С.
- Хан-Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда. Книга первая. Проблемы формообразования. Мастера и течения. М.: Стройиздат, 1996. 710 С.
- Центр SONY центр нового тысячелетия, Берлин // Технологии строительства. 2002. № 1. С Л 0−14.
- Чернихов Я. Основы современной архитектуры. Экспериментально-исследовательские работы / Издание второе, дополненное. Д.: Изд-е Ленигр. О-ва архитекторов, 1931. 101 С.
- Штолько В.Г. Архитектура зданий с висячими покрытиями (теоретические и прикладные аспекты) / Дис. д-ра архит. в форме научн. доклада. М.: ЦНИИЭП жилища, 1986. 69 С.
- Штолько В.Г. Тентовые оболочки. Киев: НИИСП, 1966. 20 С.
- Шукурова А.Н. Архитектура Запада и мир искусства XX века. — М.: Стройиздат, 1990. 318 С.
- Шухов В.Г. (1853−1939). Искусство конструкции. Пер. с нем. / Подред. Р. Грефе, М. Гаппоева, О. Перчи. М.: „Мир“, 1995. 192 С.* *
- Addis В. Tension Structures. The Building Centre Trust. (1990). P. 9.
- Andrews P.A. Felt Tents and Pavilions. The Nomadic Tradition and its Interaction with Princely Tentage. London: Melisende Verlag, 1999. Т. 1−2. 862 P.
- Berger H. Light Structures Structures of Light. The Art and Engineering of Tensile Architecture. — Basel: Birkhauser, 1996. 192 P.
- Bewegliche Dachkonstruktion eine Blume aus Venezuela fur die Welt // Detail. Zeitschrift fur Architectur + Baudetail. 2000. № 6. P. 1070.
- British Architecture. — London: Academy Editions, 1982. 244 P.
- Broderick R. The arts of fabric // Fabric architecture. Design solutions for the future. 2003. № 2. P. 46−50.
- Burkhardt В. Geschichte des Zeltbaus // Detail. Zeitschrift fur Architectur + Baudetail. 2000. № 6. P. 960−964.
- Davies С. Eden regained I I The Architectural review. 2001. August, № 1254. P. 40−47.
- Dawson L. Eco Membrane // Architectural Review. 1998. № 1218. P. 24−25.
- Dixon, Jeremy. Jones, Edward. Sainsbury’s superstore. Plymouth // Architectural design. 1995. № 9−10. C. 61.
- Duvail реклама. // Architectural Review. 1998. № 1218. P. 29.
- EXPO 2000 Hannover. Architecture. Stuttgart: Hatje Cantz Verlag. 2000. 287 P.
- Eden-projekt in Cornwall // Detail. Zeitschrift fur Architectur + Baudetail. 2000. № 6. P. 987−989.
- Einfamilienhaus in Tokio // Detail. Zeitschrift fur Architectur + Baudetail. 2000. № 6. P. 1009−1011.
- Gabriel A. ».noch vieles ist moglich." Frei Otto zur Zukunft des Zeltbaus // Detail. Zeitschrift fur Architectur + Baudetail. 2000. № 6. P. 965−970.
- Fabric Skyscrapers // Architectural design. 1995. № 9−10. P. 49.
- Hart S. The Eden Project. // Architectural Record. 2002. № 1. P. 96.109. 5. Internationaler Workshop Textile Dacher 2000 // Detail. Zeitschrift fur Architectur + Baudetail. 2000. № 6. P. 1082.
- Japanischer EXPO-Pavillion in Hannover // Detail. Zeitschrift fur Architectur + Baudetail. 2000. № 6. P. 1012−1017.
- Jeddah Hotel // Architectural design. 1995. № 9−10. P. 46.
- Kazuo Ishii (Hg). Membrane Designs and Structures in World / mit einem Vorvort von Frei Otto. Tokio: Shinkenshiku-sha, 1999. 304 P.
- Keine Reise zu den Antipoden // Deutsche Bauzeitung. 1988. 9. S. 7.
- Kronenburg R. Tensile archtecture // Architectural design. 1995. 910. P. 9−15.
- Kronenburg R. The Communikanor. Apicella Associate // Architectural design. 1998. № 9−10. P. 73−78.
- Leicht Weit / Light Structures. Jorg Schiaich Rudolf Bergermann Herausgeber A. Bogle, P.C. Schmal, I. Flagge. Deutsches Architektur
- Museum, Frankfurt am Main. Munchen — Berlin — London — New York: Prestel, 2003. 320 P.
- Liddell I. Die Konstruktion des Millennium Domes in London // Detail. Zeitschrift fur Architectur + Baudetail. 2000. № 6. P. 1040−1043.
- Llorens J. Berlin from the roof // Fabric architecture. Design solutions for the future. 2003. № 2. P. 16−18.
- Membranfassade fur ein Hotel in Dubai // Detail. Zeitschrift fur Architectur + Baudetail. 2000. № 6. P. 1067.
- Millenium Dome. Magic Bubble Greenwich, England Richard Rogers Partnership. // The Architectural Review. 2000. April, № 1238. P. 5257.
- Millenium Dome in London // Detail. Zeitschrift fur Architectur + Baudetail. 2000. № 6. P. 1018−1022.
- Moritz К. Membranwerkstoffe im Hochbau // Detail. Zeitschrift fur Architectur + Baudetail. 2000. № 6. P. 1050−1058.
- Musikpavillon in New York // Detail. Zeitschrift fur Architectur + Baudetail. 1996. № 8. P. 1245−1249.
- Otto F. Naturliche Konstruktionen. Formen und Konstruktionen in Natur und Technik und Prozesse ihrer Entstehung. — Stutgart: Deutsche Verlags-Anstalt, 1982.
- Otto F., Rasch B. Gestalt finden. Auf dem Weg zu einer Baukunst des Minimalen. Stuttgart-Fellbach: Edition Axel Menges, 1995. 240 S.
- Riyadh. Hospitality centre // Architectural Review. 1998. № 1221. P. 6869.
- Russel J.S. The Eden Projekt // Architectural Record. 2002. № 1. P. 9299.
- Saitama arena//Architectural design. 1995. № 9−10. P. 69.
- Samyn and Partners. Architecture to be lived / Preface by Philippe Sa-myn. Introduction by Jacopo della Fontana. — Milano: l’Arca Edizioni SpA, 1997.
- Schirme auf der EXPO in Hannover // Detail. Zeitschrift fur Architectur + Baudetail. 2000. № 6. P. 996−998.
- Schock H.-J. Segel, Folien und Membranen. Innovative Konstruktionen in dertextilen Architektur. Basel: Birkhauser, 1997. 176 S.
- Schulte K. Fliegende Bauten. Ludwigsburg, 2000. 248 S.
- C.D. Umbrellas. Architectural Review, 1991, № 1136. P. 54−55.
- Skyspan реклама. // Architectural Review. 2001. № 1254. P. 107.
- Slessor С. Housing history // Architectural Review. 2000. № 1245. P. 40−41.
- Spektakulare Formgebung in textiler Architektur // Detail. Zeitschrift fur Architectur+Baudetail. 2000. № 6. P. 1072.
- Strike J. Non-compressive structures // Architectural design. 1995. № 910. P. 17−21.
- Studentenwettbewerb: Textile Strukturen fur neues Bauen 2001// Detail. Zeitschrift fur Architectur + Baudetail. 2000. № 6. P. 1082.
- Textiles Bauen auf der EXPO 2000 in Hannover // Detail. Zeitschrift fur Architectur + Baudetail. 2000. № 6. P. 1076.
- Textiles Bauen ein breites Spektrum // Detail. Zeitschrift fur Architectur+Baudetail. 2000. № 6. P. 1062−1064.
- Under Arthur’s Seat. Dynamic Earth Centre // The Architectural Review. 2000. April, № 1238. P. 58−61.
- Veranstaltungszelt in Hamina // Detail. Zeitschrift fur Architectur + Baudetail. 2000. № 6. P. 999−1002.
- Zeidler Roberts Partnership. Ehtics and Architecture / Preface by Eberhard H. Zeidler. Introduction by Stefano Pavarini. — Milano: Г Area Edizioni SpA, 1999.1. ТАБЛИЦЫ