Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Воспитание духовности старшего школьника в деятельности учреждений дополнительного образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ состояния совместной работы учреждений дополнительного образования и семьи по воспитанию духовности старшего школьника свидетельствует о значимом потенциале такого рода деятельности при условии соблюдения гармоничных взаимоотношений всех участников в процессе создания максимально благоприятных условий для духовного становления старшего школьника. Положительное воздействие на процесс… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические предпосылки воспитания духовности старшего школьника в деятельности учреждений дополнительного образования
    • 1. Воспитание духовности старшего школьника как педагогическая проблема
    • 2. Национальная культура как фактор воспитания духовности старшего школьника
    • 3. Специфика воспитания духовности старшего школьника в деятельности учреждений дополнительного образования
    • 4. Критерии воспитания духовности старшего школьника в деятельности учреждений дополнительного образования
  • Глава II. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию духовности старшего школьника в деятельности учреждений дополнительного образования
    • 1. Диагностика уровней развития духовности старшего школьника
    • 2. Дифференцированный подход к воспитанию духовности старшего школьника в деятельности учреждений дополнительного образования
    • 3. Совместная деятельность учреждений дополнительного образования и семьи по воспитанию духовности старшего школьника

Воспитание духовности старшего школьника в деятельности учреждений дополнительного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Исторические реалии нашего времени предельно актуализируют гуманистические аспекты существования человечества, выдвигают проблему воспитания духовности во главу многогранной деятельности образовательных институтов. Успешность решения этой проблемы, эффективность формирования «человечного человека» во многом определяется способностью педагогической науки к плодотворному переосмыслению и принятию в свою содержательно-инструментальную сферу таких социокультурных феноменов, как дух, духовность, душевность, душа, вера, истина, любовь. Только на этом пути возможно преодоление совершенно очевидной дисгармонии между интеллектуальным и нравственным развитием человека, поскольку феномен духовного становления личности по своей сути есть восхождение человека к идеалам добродетели на основе переживания высшего смысла предназначения своей жизни.

Важнейшая роль в реализации задач обозначенной педагогической проблематики принадлежит учреждениям дополнительного образования, специфика деятельности которых позволяет достаточно успешно развивать духовные качества своих воспитанников.

К настоящему времени в науке имеется определенный объем знаний, необходимый для постановки и решения исследуемой проблемы.

Методологические основы становления духовной культуры рассмотрены в работах философов (Августин, Аристотель, Ф. Аквинский, Г. Гегель И. Кант, К. Маркс, Ориген, Платон, Л. Фейербах и др.), в том числе представителей русской философской мысли XIX—XX вв. (М.М. Бахтин, H.A.

Бердяев, Б. П. Вышеславцев, И. А. Ильин, B.C. Соловьев, С. Л. Франк и ДР-).

Различные стороны проблемы воспитания духовности нашли свое отражение в трудах великих педагогов прошлого (К.Н. Вентцель, В. В. Зеньковский, Я. А. Коменский, Я. Корчак, А. С. Макаренко, М. Монтессори, И. Г. Песталоцци, JI.H. Толстой, Н. И. Пирогов, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, Р. Штейнер и др.) и в работах современных ученых (Г.С. Абрамова, Г. А. Аванесова, В. И. Андреев, В. А. Андрусенко, Т. К. Ахаян, Е. П. Белозерцев, Е. В. Бондаревская, Б. С. Братусь, Л. П. Буева, Т. И. Власова, Е.С. Заир-Бек, В. П. Зинченко, М. С. Каган, A.B. Кирьякова, А. Н. Ксенофонтова, С. Е. Матушкин, В. В. Медушевский, Н. Д. Никандров, A.A. Полякова, Л. И. Рувинский, В. Г. Рындак, С. Л. Соловейчик, В. Ю. Троицкий, Ш. Ш. Хайрул-лин, В. А. Черкасов, Н. Е. Щуркова и др.).

Как отмечают исследователи, исторически сложившаяся российская система учреждений дополнительного образования обладает значительным потенциалом всестороннего развития своих воспитанников (Л.К. Баляс-ная, В. В. Белова, А. К. Бруднов, Г. П. Буданова, В. А. Горский, О. И. Грекова, А-Я.Журкина, H.A. Каргапольцева, М. Б. Коваль, E.H. Медынский, Г. Н. Попова, И. Н. Рябченко, C.B. Сальцева, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов, Г. Н. Филонов, А. Б. Фомина, А. И. Щетинская и др.).

Вместе с тем, анализ теории и практики деятельности учреждений дополнительного образования в обозначенной плоскости показал, что существует ряд противоречий, неразрешенность которых заметно снижает эффективность процесса воспитания духовности старших школьников.

Прежде всего, это противоречия между необходимостью системного развития обозначенного личностного качества в условиях деятельности учреждений дополнительного образования и недостаточной разработанностью теоретических предпосылок формирования духовности в педагогической наукемежду пониманием педагогами дополнительного образования важности развития духовности старших школьников и недостаточной обоснованностью педагогических условий, обеспечивающих эффективность осуществления этого процесса в деятельности учреждений дополнительного образования.

Стремление определить пути разрешения названных противоречий обусловило выбор темы нашего исследования: «Воспитание духовности старшего школьника в деятельности учреждений дополнительного образования».

Цель исследования: обосновать педагогические условия воспитания духовности старшего школьника в деятельности учреждений дополнительного образования.

Объект исследования: духовность старшего школьника как личностное качество.

Предмет исследования: процесс воспитания духовности старшего школьника в учреждениях дополнительного образования.

Гипотеза исследования: процесс воспитания духовности старших школьников в деятельности учреждений дополнительного образования будет осуществляться более эффективно, если:

— духовность рассматривается как интегративное личностное качество, одним из значимых факторов воспитания которого является национальная культура;

— учитывается специфика воспитательного потенциала учреждений дополнительного образования;

— реализуется дифференцированный подход к воспитанию духовности старших школьников;

— используются возможности совместной деятельности учреждений дополнительного образования и семьи воспитанника.

Цель, предмет и гипотеза определили задачи исследования:

— раскрыть сущность духовности и определить теоретические предпосылки ее формирования как личностного качества старшего школьника;

— обосновать специфику воспитания духовности старшего школьника в деятельности учреждений дополнительного образования;

— выявить и экспериментально проверить уровневые показатели и критерии воспитания духовности старшего школьника;

— определить пути совершенствования форм и методов совместной деятельности учреждений дополнительного образования и семьи воспитанника по воспитанию духовности старшего школьника;

— разработать научно-методические рекомендации по решению исследуемой проблемы.

Методологической основой исследования послужили отечественные и зарубежные философские, психолого-педагогические, религиозные, культурологические теории духовного развития человека (Н.А.Бердяев, Б. П. Вышеславцев, В. В. Зеньковский, М. С. Каган, И. Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский) — современные подходы к трактовке феномена духовности (Г.С.Абрамова, В. А. Андрусенко, Е. П. Белозерцев, Б. С. Братусь, Т. Н. Власова, Н. Д. Никандров, Л. И. Рувинский, Ш. Ш.Хайруллин) — основные идеи гуманистического и личностно-ориентированного подходов в педагогике (Ш.А.Амонашвили, В. И. Андреев, Т. К. Ахаян, Е. В. Бондаревская, A.B. Кирьякова, A.B. Мудрик, В. Г. Рындак, В.А.Сухомлинский) — концептуальные положения теории всестороннего развития личности в деятельности учреждений дополнительного образования (Л.К.Балясная, А. К. Бруднов, А. Я. Журкина, Н. А. Каргапольцева, М. Б. Коваль, С. В. Сальцева, А.И. Щетин-ская).

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений применялся комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: анализ философской и психолого-педагогической литературысоциологические методы (анкетирование, интервьюирование, беседа), наблюдение (прямое, косвенное, включенное) — экспериментальные методы (констатирующий и формирующий этапы педагогического эксперимента) — изучение и обобщение опыта педагогической деятельности.

База исследования: Областной центр детского и юношеского творчества г. Оренбурга, объединения дополнительного образования гимназии № 5, воскресная школа при Покровской церкви г. Оренбурга.

Этапы исследования: исследование проводилось поэтапно в течение 1995;2000 гг.

На первом этапе (1995;1996 гг.) осуществлялись изучение, анализ и обобщение литературы по проблеме исследования, обосновывалась тема, определялись объект, предмет, цель и задачи исследования, разрабатывалась гипотеза. Была составлена программа и определены методы проведения исследования. Выявлялись особенности деятельности учреждений дополнительного образования по воспитанию духовности старшеклассников, проводилось анкетирование педагогов дополнительного образования по проблематике исследования.

Второй этап (1997;1998 гг.) был связан с проведением констатирующей части опытно-экспериментальной работы, определением педагогических условий повышения эффективности воспитания духовности старших школьников, апробацией и корректировкой программно-содержательного обеспечения формирующего эксперимента.

На третьем этапе (1999;2000 гг.) осуществлялся формирующий педагогический эксперимент, анализировались и обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, оформлялись выводы и педагогические рекомендации, проверялась достоверность полученных выводов путем внедрения в практику работы педагогов дополнительного образования.

Теоретическая значимость исследования: результаты исследования расширят научно-педагогические представления о сущности и механизмах духовного становления человека, позволят осуществить более широкий подход к решению проблемы ориентации учащейся молодежи в мире современной культуры.

Научная новизна исследования:

— уточнено понятие духовности старшего школьника как интегратив-ного качества и показателя гуманного развития личностираскрыта определяющая роль национальной культуры в воспитании духовности старшего школьника;

— обоснована специфика воспитания духовности старшего школьника в деятельности учреждений дополнительного образования;

— выявлены и проанализированы педагогические условия, обеспечивающие повышение эффективности воспитания духовности старшего школьника в деятельности учреждений дополнительного образования (учет возрастных особенностейдиагностика уровней развития духовности в условиях дифференцированного подходасовместная деятельность учреждений дополнительного образования и семьи воспитанника);

— определены критерии и раскрыты уровневые показатели воспитания духовности старшего школьника в учреждениях дополнительного образования.

Практическая значимость исследования: его результаты служат основой для дальнейшего обновления содержания и форм практической деятельности педагогов дополнительного образования по воспитанию духовности старшего школьникаапробированы в практике учреждений дополнительного образования научно-методические рекомендации по воспитанию духовности старшего школьника.

Осмысление проблемы исследования на теоретическом, диагностическом и практическом уровнях позволили вынести на защиту следующие положения:

1. Духовность есть интегративное качество личности, проявляющееся в деятельной любви к человеку, миру, Богу. Духовность связана с интеллектуально-мыслительной, чувственно-эмоциональной и волевой сторонами деятельности личности и формируется в процессе внутренней работы человека над собой, через культивирование чувства любви и творческую самоотдачу людям, обществу и миру. Высшими состояниями духовности являются Свобода, Совесть, Творчество, обретаемые в ходе утверждения идеалов Добра, Истины и Красоты.

2. Одним из значимых факторов воспитания духовности старшего школьника является национальная культура, которая содержательно определяет логику педагогического процесса.

3. Специфика воспитания духовности старшего школьника в учреждениях дополнительного образования определяется совокупностью следующих особенностей: добровольным участием школьника в деятельности духовной направленностиоткрытостью и динамичностью воспитательного процесса в условиях личностно-ориентированного подходаединством интересов педагогов, детей и родителей в осуществлении разноуровневого образованиясодержательным обогащением образовательных программ культурными, национальными и религиозными традициями региона.

4. Критериями эффективности реализации потенциала учреждений дополнительного образования в воспитании духовности старшего школьника, являются: постановка и поиск растущим человеком ответов на смыс-ложизненные вопросыдушевность как эмпатическая составляющая духовности личностипоступки и дела, основанные на деятельной любви к другим людям.

5. Повышению эффективности процесса воспитания духовности старшего школьника в деятельности учреждений дополнительного образования способствует реализация следующих педагогических условий: учет возрастных особенностейопределение уровней развития духовности соответственно выделенным критериям в условиях дифференцированного подхода к воспитанию духовности старшего школьникасовершенствование форм и методов совместной работы учреждений дополнительного образования и семьи (комплексный подходединство педагогических требованийвключенность родителей в воспитательный процесс учреждений дополнительного образования).

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается совокупностью необходимых и достаточных методологических позицийанализом современных подходов к проблеме духовного развития человекаорганизацией экспериментальной работы с применением комплекса адекватных методовдлительным характером практической апробации выводов и рекомендаций.

Апробация и внедрение результатов исследования. Разработанные в ходе диссертационного исследования методические рекомендации внедрены в практику работы многих учреждений дополнительного образования города Оренбурга и Оренбургской области. Результаты исследования докладывались автором на международных (Оренбург, 2000), региональных (Оренбург, 1997) и межвузовских конференциях, обсуждались на научно-методических советах областного и городского центров детского и юношеского творчества и конференциях педагогов дополнительного образования, а также излагались путем публикаций промежуточных материалов и методических рекомендаций.

Выводы по второй главе диссертационного исследования:

Проведенные констатирующий и формирующий этапы нашего исследования позволили сделать следующие выводы:

Большая часть старших школьников признает развитие духовной сферы личности высшим смыслом человеческой жизни (77%), относит феномен духовности к значимым качествам личности (63,1%), содержательно трактуя данный феномен преимущественно с религиозной точки зрения (46.2%). Основными источниками духовного развития личности, как считают старшеклассники, являются: семья (43.2%), эмпирическая действительность (42.8%), непосредственное духовное общение (27.1%), искусство (17,1%).

По итогам совокупной диагностики компонентов духовности высокий уровень развития духовности личности был зафиксирован у 26,2% старшеклассников, средний — у 53,1%, низкий — у 20,7%. При этом высокий уровень развития когнитивного компонента характерен для 33.6% опрошенных, средний уровень — 48.7%- низкий уровень — 33.6%.Уровни развития эмоционально-мотивационного компонента (эмпатические способности) следующие: высокий — 12,9%- средний — 75,8%- низкий — 11,3%. Для поведенческого (деятельностного) компонента соответственно: высокий уровень — 48%- средний -34,8%: низкий — 17,2%.

Одним из важнейших условий повышения эффективности процесса воспитания духовности личности старшего школьника в деятельности учреждений дополнительного образования является дифференцированный подход, о чем свидетельствует положительная динамика уровней развития духовности как в целом, так и в плоскости структурных компонентов. В результате опытно-экспериментальной работы изменился количественный состав групп с различными уровнями развития духовности: высокий уровень — 31,6% школьников (по сравнению с 26,2%) — средний уровень-59,3% (по сравнению с 53,1%) и низкий — 9,1% учащихся (по сравнению с 20,7%).

Реализация дифференцированного подхода к воспитанию духовности личности проявляется через включение старшеклассников в активную духовно-ориентированную практическую деятельность на основе имеющегося у них опыта милосердной помощи, освоения понятий, характеризующих душевную и духовную жизнь человека, развития эмпатии как способности к сочувствию, сопереживанию, умению поставить себя на место другого на эмоционально-чувственном уровне.

Анализ реального состояния совместной работы учреждений дополнительного образования и семьи по воспитанию духовности старшего школьника свидетельствует о значимом потенциале такого рода деятельности, которая обеспечивает гармоничные взаимоотношения всех участников в процессе создания максимально благоприятных условий для духовного становления старшего школьника.

Положительное воздействие на процесс воспитания духовности личности старшего школьника обеспечивает взаимная информированность учреждений дополнительного образования и семьи о воспитательных возможностях и функциях. Включение родителей в воспитательные дела объединений и естественные воспитательные условия обогащает духовный опыт воспитанников и влияет на развитие содержания, форм и методов организации духовно-ориентированной деятельности старшеклассников в учреждениях дополнительного образования.

Заключение

.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Духовность есть интегративное качество личности, проявляющееся в деятельной любви к человеку, миру, Богу. Являясь показателем гуманного уровня развития личности, определяемого приоритетностью интересов другого над собственными и утверждением своим отношением несравненной самоценности другого, духовность самоценна, обладает характерными признаками и не может быть заменена (замещена) другими, близкими по значению качествами.

Как постигаемый итог исторического взаимодействия и суммирования деятельности исторических субъектов, духовность представляет собой в высшей степени сложную совокупность общечеловеческих норм и ценностей. Высшими состояниями духовности личности являются Свобода, Совесть, Творчество, проявляемые в ходе утверждения идеалов Добра, Истины и Красоты. Духовность связана с интеллектуально-мыслительной, чувственно-эмоциональной и волевой сторонами личности и формируется в процессе внутренней работы человека над собой, через культивирование чувства любви и творческую самоотдачу людям, обществу, миру.

2. Духовность не дается человеку изначально, не наследуется генетически, но развивается, прежде всего, в ходе специально организованного педагогического процесса, имеющего своей целью включение ребенка в широкий социо-культурный контекст освоения общечеловеческих ценностей. Главная цель воспитательных воздействий — пробуждение в ребенке внутренней творческой активности по осознанию смысла жизни и целей духовного развития своей личности.

3. Важнейшим фактором воспитания духовности старших школьников является национальная культура, которая содержательно определяет логику педагогического процесса. С этой точки зрения, воспитание духовности по своей сути означает педагогическую помощь растущему человеку в процессе его самоактуализации в культуре, в том числе, в культуре национальной. Основными ценностными доминантами русской национальной культуры, составляющими содержание духовности как личностного качества, являются: душевная глубина, терпеливость, милосердие, самопожертвование, совестливость, соборность, всеотзывчивость, открытость.

4. Воспитательный потенциал учреждений дополнительного образования, обуславливающий специфику воспитания духовности старших школьников, заключается в интегрированной совокупности следующих особенностей: добровольным участием ребенка в предметно-практической деятельностиоткрытостью и динамичностью воспитательного процесса в условиях личностно-ориентированного подходаединством интересов педагогов, детей и родителей в осуществлении разноуровневого образованиявзаимодействием учреждений дополнительного образования с другими институтами воспитания и соотнесением содержания образовательных программ с культурными, национальными и религиозными традициями региона.

5. Эффективность процесса воспитания духовности как личностного качества во многом определяется учетом возрастных особенностей воспитанников. Старший школьный возраст в целом является сензитивным для духовного развития. Это период становления мировоззрения, возрастания потребности поиска смысла жизни, утверждения системы ценностей, ориентированных на долговременные перспективы.

6. Основными критериями, характеризующими эффективность процесса воспитания духовности старшего школьника в деятельности учреждений дополнительного образования, являются:

— постановка и поиск растущим человеком ответов на смысложиз-ненные, вечные вопросы, осуществляемые путем познания себя, других людей, мира;

— душевность как содержательная составляющая духовности личности, основывающаяся на эмпатии — способности к сочувствию, сопереживанию, сорадованию другому человеку;

— поступки и дела человека, основанные на милосердной, деятельной любви к другим людям, Богу, проявляющиеся в форме жертвования своими личными интересами ради блага ближнего, блага других людей.

7. Одним из важнейших педагогических условий повышения эффективности процесса воспитания духовности старшего школьника в деятельности учреждений дополнительного образования является дифференцированный подход, о чем свидетельствует положительная динамика уровней развития духовности как в целом, так и в плоскости ее структурных компонентов. В результате проведенной опытно-экспериментальной работы значимо изменился количественный состав групп старших школьников с различными уровнями развития духовности личности: высокий уровень -31,6% школьников (по сравнению с 26,2%) — средний уровень — 59,3% (по сравнению с 53,1%) и низкий — 9,1% учащихся (по сравнению с 20,7%).

8. Анализ состояния совместной работы учреждений дополнительного образования и семьи по воспитанию духовности старшего школьника свидетельствует о значимом потенциале такого рода деятельности при условии соблюдения гармоничных взаимоотношений всех участников в процессе создания максимально благоприятных условий для духовного становления старшего школьника. Положительное воздействие на процесс воспитания духовности старшего школьника обеспечивает взаимная информированность учреждений дополнительного образования и семьи о своих воспитательных возможностях и функциях. Включение родителей в воспитательные дела объединений и естественные воспитательные условия обогащает духовный опыт воспитанников и эффективно влияет на развитие содержания, форм и методов организации духовно-ориентированной деятельности старшеклассников в учреждениях дополнительного образования.

9. Существенными показателями успешности применения дифференцированного подхода в процессе воспитания духовности старшего школьника в учреждениях дополнительного образования являются:

— свободный выбор учащимися направлений своей деятельности в учреждении дополнительного образования;

— создание условий для развития всего многообразия духовно-ориентированной практической деятельности старшего школьника в рамках выбранного направления;

— сохранение направленности процесса воспитания духовности как на отдельную личность, так и на ученический коллектив в целом;

— положительная динамика процесса воспитания духовности личности старшего школьника;

— взаимозависимость уровня развития духовности личности и эффективности её деятельности в учреждении дополнительного образования;

— обязательность влияния воспитательных процессов на внешнюю (повышение уровней духовного развития) и внутреннюю (саморазвитие, самовоспитание, самопознание, самоактуализация, самоопределение, самоанализ и т. п.) стороны духовности личности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов вузов. — 3-е изд., испр. — М.: Академия, 1998. — 672 с.
  2. Г. А. Трактовка духовной культуры и духовности в отечественной аналитике в прошлом и теперь // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 1998. — № 4. — С.3−17.
  3. Активизация форм и методов развития духовной культуры личности студента. Межвуз.сб. науч. тр. Вологда, 1991.-101 с.
  4. Е.А. Педагогическая поддержка самоопределения старшеклассника в культуре: Дис. канд.пед.наук. Саратов, 1997. — 195 с.
  5. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике.- М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. 496 с.
  6. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 1. Казань: Изд-во К азан. ун-та, 1996. — 568 с.
  7. И.Н., Голубкова Н. Я., Новикова Л. Г. Молодежная субкультура: нормы и система ценностей // Социол. Исслед. 1989. — № 4. — С .4856.
  8. В.А. Формирование духовности. Пособие для учителей, педагогов доп. Образования, студентов. Оренбург, 1997. — 67 с.
  9. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. -М.Мысль, 1988.-253 с.
  10. Ю.Антыгина H.A. Воспитание общественно-политической активности старших школьников в деятельности внешкольных учреждений: Дис.канд.пед. наук. М., 1987. — 148 с.
  11. П.Аристотель. Метафизика.- M.-JI: Соцэкгиз, 1934. 347 с.
  12. А.И. Человек и мир культуры. Введение в культурологию. -М.: Изд-во МГИК, 1992. 240 с.
  13. A.C. Глобальный кризис и личность // Мир психологии и психология в мире. 1994. — октябрь-декабрь. — С. 4−26.
  14. Т.К. Мировоззрение и гражданская активность школьников // Педагогика школы. М.: Просвещение, 1981. — С. 74−92.
  15. A.C. Нравственность в России и противостояние катастрофам // Обществ. Науки и современность.- 1997.- № 6. С. 26−37.
  16. A.C. Россия: Критика исторического опыта: (Социокультур. Динамика России). В 2 т. Т. 1. — Новосибирск, 1997. — 804 с.
  17. B.C. Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии. М.: Омега, 1994. — 256 с.
  18. Г. С. Диалектический характер творческого отношения человека к миру: Дис. в форме науч.докл. д-ра филос.наук. М., 1989. — 52 с.
  19. М.М. Разложение личности и внутренняя жизнь // Хрестоматия. Педагогика Российского Зарубежья. Пособие для пед. ун-тов, ин-тов и колледжей. М.: Ин-т практ. психологии, 1996. — С.120−128.
  20. В.А. Духовная культура личности. М.: Политиздат, 1986. -108 с.
  21. A.C. Основы возрастной педагогики: В 2 ч. Материалы экспериментального курса. 4.2. Екатеринбург, 1992. — 85 с.
  22. В.В. Взаимодействие внешкольных учреждений и школ в воспитании индивидуальности подростков: Автореф. дис. канд. Пед наук. -М., 1986.-23 с.
  23. Е.П. О национально-государственном образовании в России // Педагогика. 1998. — № 3. — С. 30−35.
  24. Е.П. Соборность как путь к новой школе. // Русская школа. Вып. 1.-М.: Роман-газета, 1997.-С. 10−28.
  25. Д.К. Современная наука и проблемы исследования человека // Вопр. философии. 1981. — № 3. — С. 18−26
  26. H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. — 220 с.
  27. H.A. О назначении человека. М.: Республика, 1993. — 383 с.
  28. H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. — 607 с.
  29. Э. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986.- 420 с.
  30. B.C. Культура. Диалог культур // Вопр. философии. 1989. — № 6.-С. 31−42.
  31. Бим-Бад Б. М. Антропологические основания теории и практики образования // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 3−10.
  32. П.П. Избранные педагогич. И психологич. Сочинения в 2-х томах. Т.1. / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. — 304 с.
  33. П.П. О национальном воспитании // Вестник воспитания. -1915. -№ 4.-С. 16−38.
  34. A.A. Личность и общение. М.: Междунар. пед. академия, 1995.-328 с.
  35. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  36. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. — № 2, 4. — С. 129−138.
  37. В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. — М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. 472 с.
  38. Л.С. Концепция программы воспитания духовности, целомудрия и альтруистического поведения // Шк. Духовности. 1997. — № 2. — С. 60−63.
  39. Е. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика .—1995.-№ 4. С.29−36.
  40. Ю. Фома Аквинский.-М.: Мысль, 1975.-183 с.
  41. Н.В., Реан A.A. Педагогика: Учеб. для вузов. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 304 с.
  42. М. Духовность и личностно-центрированный подход // Вопр. психологии 1992. — № 3−4. — С. 24−33.
  43. .С. Заключительное слово // Психология и этика. М.: Изд. Дом «Бахрах», 1999. -С. 102−124.
  44. .С. Должное неизбежно связано с сущим. // Человек. 1998. -№ 4.-С. 67−75.
  45. Б. С. Личность о. Александра Меня и современный кризис общества // Мир психологии и психология в мире. 1994. — октябрь-декабрь. — С. 32−38.
  46. А.К. Самое вариативное образование // Нар. Образование. -1998.-№ 6.-С. 23−28.
  47. Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры (Круглый стол:"Духовность, художественное творчество, нравственность" // Вопросы философии.-1996. № 2. — С. 3−9.
  48. Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме // Aima mater. 1997.- № 4 -С. 11−17.
  49. Л.Н. Развитие социально-педагогических функций учреждений дополнительного образования детей: Дис.. канд.пед.наук. М., 1998. -175 с.
  50. Г. Э., Кемеров В. Е. Духовность и рациональность. М.: Знание, 1986.- 175 с.
  51. И.В. Воспитание духовности у старшеклассников средствами изобразительного искусства в условиях групповой деятельности: Дис. канд. Пед. наук. М., 1996. — 253 с.
  52. Т.И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1999.-212 с.
  53. Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической помощи // Вопр. психологии. 1988. — № 5. — С.27−37.
  54. К.Н. Свободное воспитание: Сб.избр.пер / Сост. Л.Д. Фило-ненко. М., 1993. — 170 с.
  55. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии. / Под ред. Н. Е. Щурковой. М.: Новая школа, 1998. — 208 с.
  56. Воспитательная деятельность внешкольных учреждений: Сб. науч. тр. / Под ред. М. Б. Коваль. М.: АПН СССР, 1986. — 15 с.
  57. .П. Что такое я сам? // Хрестоматия. Педагогика Российского Зарубежья. Пособие для пед. ун-тов, ин-тов и колледжей. М.: Институт практической психологии, 1996. — С.62 -75.
  58. Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии.// Вопр. психологии 1975. — № 2. — С.147−158.
  59. Е.О. Духовное развитие студентов в процессе их образования в педагогическом вузе: Дис. .канд.пед.наук. СПб., 1993. — 224 с.
  60. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. В 3 т. Т.1. М.: Мысль, 1974.-452 с.
  61. .С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры. // Педагогика. 1998. — № 2. — С. 49−57.
  62. .С. Философия образования. М.: Московский психоло-го-соц. ин-т, Флинта, 1998. — 432 с.
  63. С.И. Мировоззрение и образование. //Хрестоматия. Педагогика Российского Зарубежья. Пособие для пед. ун-тов, ин-тов и колледжей. -М.: Ин-т практ. психологии, 1996. С. 101- 120.
  64. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. Ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: «Школа-пресс», 1995. — 448 с.
  65. Т. Сочинения: В 2 т. Т.1 М.: Мысль, 1965. — 583 с.
  66. Н.К. Введение в диагностику воспитания. М.: Педагогика, 1989.-241 с.
  67. П.А. Избранные философские произведения: В 2 т. Т.1. -М.: Соцэкгиз, 1963. 715 с.
  68. Г. З. Возможно ли единство многообразных ценностей в российском самосознании? // Духовные ценности и национальные интересы России: Сб. статей. Тюмень: Изд-во Тюменского ун-та, 1998. — С. 7−16.
  69. В.А. Принципы развития содержания дополнительного образования детей. М., 1995. — 51 с.
  70. В.А., Журкина, А .Я. Педагогические основы развития дополнительного образования детей // Доп. Образование. 1999. — № 3 — С. 3−14.
  71. A.A., Апресян Р. Г. Этика: Учебник. М.: Гардарика, 1998. -472 с.
  72. Даль Владимир. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т.1.- М.: Рус.яз., 1998. С. 503−504.
  73. Р. Сочинения: В 2 т. Т.1.- М.: Мысль, 1989. 664 с.
  74. Дифференцированный подход // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т.1. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — С. 277 -278.
  75. Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. М.: Интерпракс, 1994.-241 с.
  76. Ф.М. Братья Карамазовы: Роман в 4 ч. с эпилогом. В 2 т. Т.2. — M.: Правда, 1991. — 525 с.
  77. Ф.М. Дневник писателя за 1876 г. Ноябрь-декабрь // Достоевский Ф. М. Полн.собр.соч. Т.24. М., 1982. — 504 с.
  78. И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987. — 268 с.
  79. И.М. Духовность и нравственность: Дис. канд. Филос. наук. -СПб., 1996.-141 с.
  80. Духовность // Словарь по этике. / Под ред. A.A. Гусейнова, И. С. Кона.-М.: Политиздат, 1989. С. 87−89.
  81. Л.Б. Результативность и качество деятельности в сфере дополнительного образования. Оренбург: Изд-во ООИУУ, 1998. — 46 с.
  82. А. Русский язык и русский национальный характер // Воскресная школа. 1998. — № 17 — С. 9.
  83. Заир-Бек Е.С., Казакова Е. И. Педагогические ориентиры успеха (актуальные проблемы развития образовательного процесса). Метод, материалы к обучающим семинарам. СПб.: Изд-во «Петроградский и К0», 1995.-64 с.
  84. Закон Российской Федерации об образовании. М.: МП «Новая школа», 1992.-55 с. 85.3алесский Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. М.:
  85. Изд-во МГУ, 1994. 144 с. 86.3еленкова И.Л., Беляева Е. В. Этика: Учеб. пособие и практикум. — М.:
  86. Школа-Пресс, 1996. 336 с. 90.3инченко В.П., Моргунов Е. Б, Человек развивающийся. — М.: Тривола, 1994.-304 с.
  87. О.В. Вера в системе ценностных ориентаций студентов педагогического вуза: Автореф. дис. канд. Пед. наук. Волгоград, 1996. -16 с.
  88. Е.Г. Духовные основы русской семьи: Автореф. дис.. канд.пед.наук -Ростов-на-Дону, 1996. -23 с.
  89. Из Истории мировой гуманистической мысли: Хрестоматия для учащихся ст. классов общеобразоват. Учреждений./Сост., авт. Вступ. Ст. и примеч. А. Ф. Малышевский и др. М.: Просвещение, 1995. — 431 с.
  90. И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России: Статьи 1948−1954 гг. В 2 т. Т.1.- М.: «Рарог», 1992.- 271 с.
  91. И.А. О сопротивлении злу силою // Ильин И. А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. — 431 с.
  92. И.А. Одинокий художник. М.: Искусство, 1993. — 347 с.
  93. Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. M.: Московский психолого-соц. ин-т, изд-во «Флинта», 1998. -192 с.
  94. М.С. О духовном (Опыт категориального анализа) // Вопр. философии. 1985. — № 9. — С. 91−102.
  95. М.С. Философия культуры. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. -416с.
  96. М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). -М.: Политиздат, 1974.-261 с.
  97. Ф.В. Честь и достоинство: критерии их развития у старшеклассников // Педагогика.-1997.- № 6. с. 54−58.
  98. И.И. Жорж Луи Леклер де Бюффон. М.-Л.:Наука, 1966. -266 с.
  99. И. Сочинения: В 6 т. Т.6. М.: Мысль, 1964. — 743 с.
  100. В.А., Новикова Л. М., Селиванова Н.Л. Воспитание?
  101. Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательныхсистем. М.: Новая школа, 1996. — 160 с.
  102. В. И. Историософия A.C. Хомякова. М.: Знание, 1989. -60 с.
  103. В.О. Курс русской истории // Ключевский В. О. Соч.: В 9 т. Т.1.-М.:Мысль, 1987. -С.83−84.
  104. A.B. Теория ориентации личности в мире ценностей. Монография. Оренбург: Изд-во ОГПИ, 1996. — 188 с.
  105. C.B. Психология современной семьи: Информ.-метод.материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 208 с.
  106. М.Б. В сфере детского досуга // Нар. Образование. 1994. -№ 5.-С. 107−110.
  107. М.Б. Обновление деятельности учреждений дополнительного образования // Педагогич.информ.-справочный вестник Оренбуржья № 2. (Мат.обл.конф. учреждений доп. Образования, май 1994. С. 19−24.
  108. М.Б. Педагогика внешкольного учреждения. Оренбург: Южный Урал, 1993. — 62 с.
  109. М.Б. Становление и развитие системы воспитательной деятельности внешкольных объединений: Автореф. дис. д-ра пед. наук. -М., 1991.-32 с.
  110. В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. М.: Изд-во «Институт психологии», 1996. — 224 с.
  111. И.А. Воспитание человеческих качеств // Педагогика. -1998. -№ 8. -С. 56−62.
  112. Кон И.С. В поисках себя. М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
  113. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. -254 с.
  114. И.В. Введение в историю русской культуры. М.: Аспект-пресс, 1997. — 686 с.
  115. Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя // Вестник образования. 1991. — № 8. — С. 2−40.119^ Коростелева A.A. Формирование духовных ценностей старшеклассников: Дис. .канд.пед.наук. М., 1992. -200 с.
  116. Корчак. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998. — 224 с.
  117. Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс, 1994. — 574 с.
  118. Краткий справочник педагогических технологий / Под ред. Н. Е. Щурковой. М.: Новая школа, 1997. — 64 с.
  119. Краткий философский словарь. /Под ред. А. П. Алексеева. М.: Проспект, 1997.-400 с.
  120. А.Н. Педагогические основы речевой деятельности школьников. Монография. СПб, 1999. — 166 с.
  121. С. Христианское воспитание и семья // Православная беседа. 1992. -№ 4−5. — С.10−11.
  122. С.С. Наша Церковь и наши дети / 2-е изд., испр. и доп.-М.: Мартис Sam&Sam, 1994. — 20 с.
  123. Культурология. XX век. Словарь. СПб.: Университет, кн., 1997. -640 с.
  124. В.А. Естественное и искусственное. Нижний Новгород, 1994.-178 с.
  125. В.А. Духовность и рациональность. (Круглый стол: «Духовность, художественное творчество, нравственность» // Вопр. философии. 1996. — № 2. — С. 31−35.
  126. .Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Прометей, 1995. — 282 с.
  127. О.В. Педагогическая психология воспитания. Учеб. пособие для шк. психологов и педагогов / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Институт практич. психологии, 1997. — 256 с.
  128. Д. Педагогические сочинения: Пер. с англ. Ю. М. Давидсона. -М.: Учпедгиз, 1939. 318 с.
  129. Н.О. Характер русского народа // Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. М.: Политиздат, 1991. — С. 238 — 360.
  130. Н.О. Индустриализм, коммунизм и утрата личности // Хрестоматия. Педагогика Российского Зарубежья. Пособие для пед. ун-тов, ин-тов и колледжей. М.: Ин-т практ. психологии, 1996. — С. 35- 45.
  131. Г. Г. Теоретическая философия Г.В. Лейбница. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. — 264 с.
  132. Макаренко. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999. -224 с.
  133. Л.И. Педагоги, родители, дети (метод, пособие для воспитателей, классных руководителей). М.: Изд-во Педагогич. Общества России, 2000. — 304 с.
  134. К., Энгельс Ф. О воспитании и образовании: В 2 т.Т.1. М.: Педагогика, 1978. — 334 с.
  135. В.А. Формирование милосердия у детей // Начальная школа. 1999. — № 5.- с. 10−13.
  136. В.В. Может быть вернемся к истокам? // Вестник высшей школы. 1988. — № 8. — С. 73−80.
  137. E.H. Энциклопедия внешкольного образования: М. Петроград: Госиздат, 1923. — 138 с.
  138. В.М. Культурология как наука // Вопр. философии. 1997. -№ 2.-С. 8−12.
  139. В.М. О национальной идее // Вопр. философии. 1997. — № 12. — С. 9−14.
  140. М. О религиозном чувстве ребенка // Монтессори М.: Изд. Дом ULI. Амонашвили, 1999. — 224 с.
  141. О.И. Психология самопознания личности. М., 1993. — 97 с.
  142. A.B. Время поисков и решений, или Старшеклассникам о них самих. М.: Просвещение, 1990. — 191 с.
  143. A.B. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984.- 111 с.
  144. М. Духовная культура учителя // Народное образование. 1992. — № 7−8. — С. 56−58.
  145. В.И. Понятие духа. Разговор с Гегелем. // Школа духовности. 1998. — № 3. — С. 23−40.
  146. М.П. О религиозности российской молодежи // Социологические исследования. 1998. — № 6. — С. 107−111.
  147. Научно-методическое обеспечение развития деятельности внешкольных учреждений дополнительного образования: Материалы дипломных исследований выпускников по специальности социальный педагог. Вып. 3. М.-Екатеринбург, 1995. -41 с.
  148. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (проект) // Всерос. Совещание работников образования, 14−15 января 2000 года. М., 2000. — 7 с.
  149. Н.Д. «Верьте в Россию и любите её» // Воскресная школа. 1999.- № 8.- С. 4−5.
  150. Н.Д. Нравственные уроки православия // Педагогика1997.-№ 3.-С. 3−9.
  151. Н.Д. Православие и образование // География в школе. -1996.- № 4.- С. 2−18.
  152. Н.Д. Слово о православии и образовании в России // Начальная школа. 1996. — № 5. — С. 58−64.
  153. Новые ценности образования. Тезаурус. Вып.5. / Ред. Н. Б. Крылова. — М.: Инноватор, 1995. — 143 с.
  154. С.К. Эволюция православной концепции духовного самосовершенствования личности: Дис.. канд.филос.наук. М., 1990. — 166 с.
  155. Об опыте развития системы дополнительного образования детей в Оренбургской области (Решение коллегии Министерства общего и профессионального образования РФ от 25.11.97 г. № 14.) // Внешкольник.1998.-№ 1.-С. 8−15.
  156. К. Психология влечений человека: Пер. с польск. М.: Прогресс, 1979. — 247 с.
  157. С.И. Словарь русского языка /Под ред. Н. Ю. Шевцовой. -М.: Рус.яз., 1990. 921 с.
  158. Ориген. // Христианство. Энциклопедический словарь. В 3 т. Т.2. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. С. 248−256.
  159. JI.A. Нравственное воспитание подростков во внешкольных учреждениях: Дис. канд. Пед. наук. М., 1981. — 145с.
  160. И.П. Культурные потребности личности: Автореф. дис.. д-ра пед.наук. Тюмень, 1997 — 30 с.
  161. И.К. Национальный менталитет и история России // Вопр. философии. 1994. — № 1. — С. 25−32.
  162. Т.И. Эгоцентризм в подростковом и юношеском возрасте: причины и возможности коррекции. М.: Ин-т практ. психологии, 1998. -160 с.
  163. Песталоцци. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1998. -224 с.
  164. И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / Ред., вступит. Статья и комментарии В. А. Ротенберг, В. М. Кларина. Т.2. -М.: Педагогика, 1981.
  165. . Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969.-659 с.
  166. Н.И. Избранные педагогич. Соч. М.: Педагогика, 1985. -496 с.
  167. Платон. Государство. M.: Мысль, 1998. — 798 с.
  168. Г. В., Коснчев А. Д. Проблема духовности личности (состав, типы, назначение) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 1998. — № 2. — С.3−32.
  169. Н.Г. Мировоззренческая подготовка учителя к работе с учащимися в области духовно-художественной культуры: Авто-реф.дис.канд.пед.наук. -М., 1996. -20 с.
  170. Г. В. История русской общественной мысли. Кн. 1. -M.-JI.: Изд. ЦКЖД «Гудок», 1925. 304 с.
  171. И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших пед.учеб.заведений. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1996. -431 с.
  172. Полный церковно-славянский словарь / Составитель Протоиерей Г. Дьяченко. Репринтное воспроизв. изд. 1900 г.- М.: Издат. Отдел Моск. патриархии, 1993. 1120 с.
  173. В.А. Психология духовности. М.: Магистр, 1998. -164 с.
  174. A.A. Духовная традиция русского фольклора: вопросы педагогической теории и практики (монография). Оренбург: Изд-во ОГ-ПУ, — 1998.-164 с.--
  175. Психологический словарь. М.: Политиздат, 1990. — 438 с.
  176. Психологический словарь. /Под ред В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
  177. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов / Сост. и отв. Редактор А. А. Радугин. М.: Центр, 1999.- 256 с.
  178. Психология творчества. /Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1990.-222 с.
  179. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского. М.: Политиздат, 1990.-494 с.
  180. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. / Под ред. П. И. Пидкасистого. -Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1998. 544 с.
  181. З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования) // Педагогика. 1995. — № 5. — С.87−90.
  182. В.А. Содержание образования: единство знаний, эмоций и веры // Педагогика. 1998. — № 5. — С. 17−21.
  183. В.П. Предвидимое и непредвидимое в прогностических теориях: Автореф. дис.. д-ра филос. наук. -М., 1993. 32 с.
  184. X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994.- 123 с.
  185. К. Эмпатия // Психология эмоций: Тексты. / Под ред.
  186. B.К.Вилгонаса, Ю. Б. Гиппенрейтер М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.1. C.235−237.
  187. Ром Т. А. Становление и развитие социальной педагогики в России начала 20 века: Автореф. дис.. канд.пед.наук. -М., 1995. 18 с.
  188. Л.А. Цели и средства духовного воспитания личности в педагогической концепции В.В.Зеньковского: Дис.канд.пед.наук. Владимир, 1996. — 175 с.
  189. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т.1. М.: Большая Рос. энцикл., 1993. — 607 с.
  190. В.С. Психологические проблемы психотерапии // Психол. Журнал. 1986. — № 3. — С. 111−118.
  191. М.М. Очерки педагогической психологии в связи с общей педагогикой. 4-е изд. — М.: Задруга, 1920. — 540 с.
  192. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т.Т.2. М.: Педагогика, 1989. — 485 с.
  193. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.- 416 с.
  194. Л.И. Сознательная вера и духовное совершенствование личности. М.: Педагогический вестник. «Инкомбук», 2000. — 207 с.
  195. Русская душа. Тысяча лет отечественного любомудрия. / Сост. и автор вступит.статьи. С. В. Перевезенцев. М.: Роман-газета, 1994. — 240 с.
  196. Русская школа (Русская школа вне России). Вып. II. М.: Роман-газета, 1994. -122 с.
  197. В.Г. Уроки Сухомлинского. М.: Педагогический вестник,
  198. К.А. Человек как творение и творец культуры // Вопр. философии. 1987. — № 6. — С. 132−138.
  199. И.В. Духовность как способ жизнедеятельности человека. // Философские науки. 1990. — № 12. — С.100−104.
  200. П.В., Ершов П. М., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности. М.: Наука, 1989. — 350 с.
  201. В.И., Исаев Е. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. М.: Школа-пресс, 1995. — 350 с.
  202. Словарь по этике. М.: Политиздат, 1979. 345 с.
  203. Словарь русского языка: В 4 т. Т. 1. / Под ред. А. П. Евгеньева. М.: Рус.яз., 1981.-696 с.
  204. Смысл // Краткий философский словарь. М.: Проспект, 1997. — 400 с. — С. 283−284.
  205. Современный философский словарь. / Под общ.ред. В. Е. Кемерова. -М.-Бишкек-Екатеринбург: Изд-во «Одиссей», 1996. 602 с.
  206. С.Н. Духовность и менталитет: к вопросу о соотношении понятий // Известия Тул. ун-та. Сер. Гуманит. И соц.-экон. Науки. -1996/1997. Вып. 1. — С. 24−29.
  207. С.JI. Педагогика для всех: Кн. для будущих родителей.-М.: Дет. лит-ра, 1989. 365 с.
  208. B.C. Оправдание добра. // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т.1. -М.: Правда, 1988. -С. 504−538.
  209. Сорока-Росинский В. Н. Путь русской национальной школы // Соро-ка-Росинский В. Н. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1991. -239 с.
  210. . Избранные произведения: В 2 т. Т. 1. М.: Госполитиздат, 1957. -631 с.
  211. Стратегия развития образования в России (Материалы Министерства образования Российской Федерации к проведению августовских совещаний в 1994 году). М., 1994.- 78 с.
  212. Л.В. Православная школа сегодня. Книга для учащихся и учащих. М.: Изд-во Владимирской епархии, 1996. — 495 с.
  213. И.Н. Духовные ценности современной цивилизации. Духовная культура // Социально-политический журнал. 1992. — № 9. — С. 2741.
  214. В.А. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1997.-224 с.
  215. В. На путях к духовным источникам: созидающее чтение // Воспитание школьников. 1998. — № 6. -С. 20−25.
  216. E.H. Смысл жизни. // Смысл жизни. Антология / Сост.: А. П. Полякова, П. П. Апрышко. -М.: Республика, 1994. -432 с.
  217. А.К. Духовная жизнь общества. Проблемы методологии исследования. М.: Мысль, 1980. — 271 с.
  218. К.Д. О воспитании чувств. // Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т.6. М.: Педагогика, 1990. — С. 11−206.
  219. К.Д. О народности в общественном воспитании. // Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т.1. М.: Педагогика, 1989. -С. 51−123.
  220. К.Д. О необходимости сделать русские школы русскими // Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т.2. М.: Педагогика, 1990.-492 с.
  221. К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т.5. М.: Педагогика, 1990. — 526 с.
  222. Ушинский.- М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1998. 224 с.
  223. Федеральный Закон о свободе совести и религиозных организациях // Рос. газета. 1997. — 16 сентября.
  224. Федеральный закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сент. 1997 г. № 125-ФЗ с комментарием. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1998. — 4 с.
  225. Л.М. Воспитание духовности учащихся 8−9 классов общеобразовательной школы в современных условиях: Дис. канд. пед. наук.-М., 1998.-227 с.
  226. Г. Судьба нашей духовной культуры // Диалог. 1991. — № 18.-С. 38−43.
  227. В.Г. Душевное и духовное // Философские науки. 1988. -№ 7. — С. 50−58.
  228. Л. Избранные философские произведения: В 2 т. М.: Госполитиздат, 1955.
  229. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989.- 206 с.
  230. В.М. Роль духовно-нравственных ценностей в развитии образования // Воскресная школа. 1999. — № 7. — С. 4−5.
  231. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1986. — 590 с.
  232. Философский словарь / Под ред. М. М. Розенталя, П. Ф. Юдина. М.: Политиздат, 1963. — 544 с.
  233. Философский энциклопедический словарь / Под ред. А.Л. Геркуло-ва. М.: Сов. энцикл., 1989. — 814 с.
  234. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА — М, 1998.- 576 с.
  235. Философский энциклопедический словарь. М.: Просвещение, 1983.- 839 с.
  236. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной М.: Педагогика, 1987.- 181 с.
  237. С.Л. Непостижимое // Русская душа. Тысяча лет отечественного любомудрия / Сост. и авт.вступ. статьи С. В. Перевезенцев. М.: Роман-газета, 1994.- С. 196−199.
  238. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 366 с.
  239. Ш. Ш. Проблемы духовности и образовательный процесс // Вестн. Челяб. Ун-та. Серия 5. Педагогика.Психология. Челябинск: Изд-во Челяб. Ун-та, 1996. — № 1. — С.42−54.
  240. Церковь, дети и современный мир. СПб.: Новый город, 1997.-159 с.
  241. Человек и духовность: Сб.ст. / Под ред. В. Г. Федотовой. Рига, 1990. -150 с.
  242. В.А. Становление духовной личности на пороге XXI века // Проблемы школьного образования. Челябинск, 1998. — С. 8−15.
  243. В.Э. Смысл жизни и судьба. М.: Изд-во «Ось — 89», 1997.-208 с.
  244. В.Д. Духовность и творчество // Шк. Духовности. 1997. -№ 2.-С. 16−20.
  245. В.Н. Добро и зло. М.: Знание, 1992. — 63 с.
  246. В.Н. О познавательном, нравственном и эстетическом отношении человека к действительности. (Круглый стол: «Духовность, художественное творчество, нравственность» // Вопр. философии.1996.- № 2. -С. 27−31.
  247. Э. Два вида психологии // История психологии. М.: Изд-во МГУ, 1992. — С. 346 — 361.
  248. Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки. -М.: «Парсифаль», 1993. 40 с.
  249. Р. Методика обучения и предпосылки воспитания. М.: «Парсифаль», 1994. 80 с.
  250. А.И. Развитие творческого потенциала педагога в условиях совершенствования дополнительного образования детей: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Казань, 1999. — 38 с.
  251. Н.Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. М., 1997.- 77 с.
  252. Н.Е. Собранье пестрых дел: Методический материал для работы с детьми. М.: Новая школа, 1994. — 96 с.
  253. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопр. психологии. 1971. — № 4. — С. ??
  254. Христианство // Энциклопедический словарь в 3 т. Т.2. М.: «Большая Российская энциклопедия», 1995. — С.248 -256.
  255. Я.А.Коменский. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. — 224 с.
  256. И.М. Вчувствование. Проникновение. Понимание. Казань: Изд-во К азан. ун-та, 1993. — 202 с.
  257. И. Православие и исторические судьбы России // Общественные науки и современность. 1994. — № 2. — С. 47−56.
  258. Т.Ф. Проблемы духовного мира человека на пороге ноосфер-ной эпохи // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 40−47.169
Заполнить форму текущей работой