Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогическое моделирование начального профессионального образования в сфере туризма

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследование довузовской системы профессионального образования связано с выявлением закономерностей его становления и развития в новых социально-экономических условиях. Возникает необходимость разработки инструментария проектирования профессионального образования, одним из способов которого является метод педагогического моделирования его структуры и содержания (А.Я. Найн, 1995;). Наиболее… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. Рынок труда и рынок образовательных услуг в сфере туризма
    • 1. 1. Становление и развитие туристско-экскурсионного дела в регионах Российской Федерации
    • 1. 2. Анализ состояния и тенденции развития профессионального образования в сфере туризма
    • 1. 3. Исследование практики формирования профессионально-квалификационной структуры кадров-специалистов в сфере туризма
  • ГЛАВА 2. Разработка теоретико-методических основ моделирования начального профессионального образования в сфере туризма
    • 2. 1. Экспериментальное обоснование инвариантов моделирования образовательных систем
    • 2. 2. Разработка педагогической модели начального профессионального образования в сфере туризма
    • 2. 3. Исследование особенностей стандартизации образовательных программ и содержания профессиональных технологий в сфере туризма
  • ГЛАВА 3. Педагогические условия и эффективность реализации программ начального профессионального образования в сфере туризма
    • 3. 1. Организационные и пед&го-гаческие условия реализации программ начального профессионального образования в сфере туризма
    • 3. 2. Систематизация средств психолого-педагогического обеспечения профессиональной подготовки кадров для туристской отрасли
    • 3. 3. Разработка комплексной оценки эффективности реализации педагогической модели начального профессионального образования

Педагогическое моделирование начального профессионального образования в сфере туризма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы подготовки кадров-специалистов для сферы туризма обусловлена социокультурными, духовными, экономическими изменениями, оказавшими существенное влияние на развитие рынка туристских и образовательных услуг в Российской Федерации. Они характерны интенсивным развитием индустрии внутреннего, въездного и выездного туризма, что обусловливает потребность в подготовке кадров массовых профессий для сферы туристского обслуживания (В.А. Квартальное, 2001; А. И. Сеселкин, В. Д. Чепик, 2001;).

Исследование довузовской системы профессионального образования связано с выявлением закономерностей его становления и развития в новых социально-экономических условиях. Возникает необходимость разработки инструментария проектирования профессионального образования, одним из способов которого является метод педагогического моделирования его структуры и содержания (А.Я. Найн, 1995;). Наиболее существенные противоречия здесь возникают между практикой различных форм туристского бизнеса, которые испытывают потребность в квалифицированных работниках и быстрым распространением новых систем обучения, разных уровней подготовки кадров-специалистов для сферы туризма, которые не всегда соответствуют технологиям конкретных видов профессиональной деятельности (Б.К. Коломиец, 1999). С учетом вышеизложенного возникает необходимость разработки обобщенной схемы педагогического моделирования начального профессионального образования. Проблемная ситуация здесь заключается в определении процедуры моделирования и совокупности моделируемых компонентов, обеспечивающих функции разработки содержания и условий реализации начального профессионального образования.

В последнее десятилетие в научно-методической литературе вопросам развития туристской отрасли посвящено большое количество работ. В наибольшей мере представлены вопросы экономики туризма, стратегического * маркетинганачинают исследоваться гуманитарные, социальные аспекты туризма. проблемы интеграции туристско-экскурсионной деятельности в международные программы (В.А. Квартальное, 2001).

Теоретические основы профессионального туристского образования и практика подготовки туристских кадров показаны в большом количестве работ (И.В. Зорин, 2001; В. А. Квартальное, 2001; Ю. С. Константинов, 2001; А.А. Остапец-Свешников, 2001; Е. Н. Ильина, 2000; В. А. Горский, В. Д. Чепик, 2000; Д. В. Смирнов, 1999;). Однако по большей части в исследованиях анализируются вопросы подготовки специалистов в высшей школе, при этом орга-Ф низация и содержание начального профессионального образования квалифицированных кадров в данной сфере изучены недостаточно. Вместе с тем, в последние годы система начального профессионального образования интенсивно перестраивается, развиваются новые типы учебных заведений, многоуровневые учебные комплексы, расширяется сфера образовательных услуг, учитывающих спрос на рынке труда, в том числе в сфере туризма.

Методология и теория вопросов начального профессионального образования представлена в некоторых монографиях и докторских диссертациях (С.Я. Батышев, А. П. Беляева, В. В. Карпов, В. Н. Максимова, А. Г. Соколов, щ Л. Д. Федотова, П. С. Хейфец, В. В. Шапкин, А.Х. Шкляр). Особенности подготовки кадров массовых профессий для туристского сервиса в условиях профессиональных лицеев и на базе учебно-производственных комплексов рассмотрены в ряде диссертационных исследований (А.Ю. Лапин, 1998; Т. П. Каверина, 1999; Г. И. Зорина, 1999; В. Р. Чинков, 1999; С. И. Лукьянченко, 2000; А. В. Филатов, 2001; и др.).

Перспективность подготовки кадров массовых профессий для сферы туризма, потребность научно-методического обеспечения процессов обучения и недостаточная разработанность структуры и содержания начального профессионального образования в области туризма обусловили актуальность темы нашего исследования.

Цель исследования — совершенствование начального профессионального образования в сфере туризма на основе моделирования содержания и структуры процессов обучения в лицее туристского профиля.

Объект исследования — система профессиональной подготовки кадров массовых профессий в сфере туризма.

Предмет исследования — педагогическое моделирование начального профессионального образования в сфере туризма и организационно-педагогические условия его реализации в образовательном учреждении туристского профиля1.

Задачи исследования:

1. Изучение особенностей организации, содержания и форм начального профессионального образования кадров массовых профессий для туристской отрасли.

2. Построение обобщенной схемы педагогического моделирования начального профессионального образования в сфере туризма.

3. Разработка и апробация содержания и структуры начального профессионального образования кадров массовых профессий в образовательном учреждении туристского профиля.

Гипотеза исследования.

Практика подготовки квалифицированных кадров для туризма является быстро развивающейся и перспективной областью образовательной деятельности, в том числе начального профессионального образования, которая не обеспечена в должной мере нормативным и научно-методическим сопровождением. Созданию качественной организации процессов подготовки кадров массовых профессий будет способствовать методика педагогического.

1 Исследование выполнено в рамках научного проекта Российской Академии Образования, по программе РМАТ-РЛО (решение Президиума РАО от 14 марта 2001 г.) моделирования начального профессионального образования в области туриз-* ма, если:

— содержание и структура начального профессионального туристского образования будут адекватны профессиональной деятельности и тенденциям развития рынка туристских услуг;

— педагогическое моделирование процессов подготовки кадров для сферы туризма будет основано на учете многопрофильного характера туристских услуг и многопрофильной направленности профессиональных навыков и умений;

— содержание начального профессионального образования в сфере ту* ризма будет составным элементом многоуровневой системы подготовки кадров-специалистов;

— структура процессов начального профессионального образования обеспечит взаимосвязь общенаучных, общепрофессиональных и специальных разделов образования в процессе подготовки кадров-специалистов для сферы туризма.;

— будут выявлены организационно-педагогические условия реализации модели начального профессионального образования кадров массовых профессий сферы туризма.

Методологической основу исследования составили общенаучные воззрения на проблему системного и личностно-деятельностного подходов при моделировании начального профессионального образования, а также концепции в области реформирования современной профессиональной школы и проектирования содержания подготовки кадров массовых профессий (В.Д. Арнаутов, В. И. Байденко, С. Я. Батышев, О. Е. Лебедев, A.M. Новиков, М. А. Петухов, Л.Д. Федотова). В исследовании учитывались общепринятые положения о развитии личности современного специалиста в процессе профессионального обучения (В.А. Сластенин, А. Г. Асмолов, В. П. Беспалько, ^ Е. В. Бондаревская, А. В. Бояринцева, Гейжан Н.Ф.) — о развитии различных областей педагогических знаний (Н.И. Загузов, 1996; МЛ. Виленский, 1994; В. И. Жолдак, 2001; С. Е. Шишов, 1997; В. А. Горский, В. А. Кальней, 2000; В. А. Кабачков, С. А. Полиевский, 1991; Ю. В. Шаронин, 1998).

В работе использовались методы исследования: анализ социологической и психолого-педагогической литературыанализ действующей учебно-программной документации и государственных образовательных стандартов, педагогическое моделирование, обобщение опыта подготовки кадров в области туризма, анкетирование учащихся и педагогов, метод экспертных оценок, педагогические наблюдения.

На защиту выносятся:

— обобщенная схема многомерного педагогического моделирования начального профессионального образования в области туризма, как организационно-методической основы подготовки кадров массовых профессий;

— содержание начального профессионального образования в области туризма, система подготовки кадров массовых профессий построенные на основе учета требований рынка туристских услуг;

— организационно-педагогические условия реализации модели начального профессионального образования в области туризма, включающие в себя научно-методическое, дидактическое обеспечение процессов подготовки кадров массовых профессий.

Новизна и теоретическая значимость результатов исследования заключается:

— в разработке содержания и структуры начальной профессиональной подготовки для сферы туризма, которые рассмотрены в аспекте соотношения рынка туристских и образовательных услуг;

— в разработке обобщенной схемы многомерного педагогического моделирования содержания обучения в туристском профессиональном лицее;

— в определении организационных и педагогических условий реализации программ начального профессионального образования.

Практическая значимость полученных результатов заключается в * определении условий реализации моделируемых разделов начального профессионального образования в лицее туристского профиля. Разработанные программы содержания обучения и формирования навыков и умений многофункциональной профессиональной деятельности внедрены в практику начального профессионального обучения в разных типах учебных заведений туристского профиля.

Экспериментальная база исследования. Разработка и внедрение метода педагогического моделирования начального профессионального образования в области туризма проводились в Туристском профессиональном лили цее, который является одной из ступеней образования в Балтийском туристском комплексе (г. Санкт-Петербург).

Этапы исследования.

На первом этапе (1995;1996 гг.) осуществлялся анализ рынка туристских услуг и опыт подготовки кадров массовых профессий для туристского сервиса в России и за рубежомвыявлялись тенденции развития отечественного туризма и моделировались требования к обслуживающему персоналу в современных туристских фирмахпроектировался региональный образовательный стандарт для подготовки кадров массовых профессий туристского щ профиля.

На втором этапе (1997;1998 гг.) определялись принципы и разрабатывалась модель содержания начальной профессиональной подготовки кадров для сферы туризмаразрабатывались, экспериментально проверялись и внедрялись в учебный процесс программы обучения по специальностям среднего профессионального образования туристского профиляпроводилась работа по организационному и научно-методическому обеспечению образовательного процесса, обеспечивалось повышение квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения, работающим по авторским программам (международные пилотные школы, стажировки и семинары).

На третьем этапе (1999;2000 гг.) анализировалась результативность разработанных программ, условия внедрения их в массовую практику начального профессионального образования в сфере туризма, велась опытная проверка эффективности активных и развивающих обучающих технологий в туристском профессиональном лицее, оформлялись промежуточные результаты исследования и диссертация в целом.

Апробация работы осуществлялась на кафедре социальной педагогики и педагогического мастерства РМАТ, в процессе работы и подготовки отчетных документов по международному проекту «Обучение кадров для сектора «Туризм», проводимого при поддержке Европейского фонда обучения, а также на международных и всероссийских конференциях по проблемам развития туризма: «Развитие туризма в условиях современных интеграционных процессов» (Минск, 1997 г.) — «Особо охраняемые территории» (Санкт-Петербург, 2000 г.) — «Курорты, экология, бизнес» (Санкт-Петербург, 2000 г.).

3. Результаты работы психологической службы в лицее могут быть использованы для повышения профессионального самосознания и самооценки учащихся, для индивидуализации обучения и взаимодействия между учащимися, учащимися и педагогами.

Психологическая служба лицея должна рассматриваться как важнейшая составляющая профессионального образования и профессионального воспитания учащихся, развития их общей и коммуникативной культуры.

3.3. Разработка комплексной оценки эффективности реализации педагогической модели начального профессионального образования.

В третий и четвертый годы обучения учащиеся направляются на концентрированную практику в различные турфирмы города. Продолжительная практика и преддипломная стажировка способствуют дальнейшему трудоустройству в фирму, где учащиеся находились на практике в течение двух лет.

Таким образом, в ходе профессиональной подготовки учащиеся проходят разновидности учебной и производственной практики в различных звеньях туризма (рисунок 4):

Рис. 4. Организационная структура начального профессионального образования.

— практика для получения первичных профессиональных навыков (учебная), где они знакомятся с основами будущей специальности, учатся работать на смоделированных рабочих местах с учетом реальных условий и ситуаций, возникающих при непосредственном общении с клиентами;

— практика по профилю специальности (технологическая), для прохождения которой они направляются в туристские фирмы, где закрепляют полученные профессиональные навыки и умения в условиях реальной производственной деятельности, решают реальные производственные проблемы, ищут пути решения повседневных рабочих задач;

— практика квалификационная, в ходе которой учащиеся накапливают информационный и практический материал для выпускной дипломной работы, используют возможности для поиска рабочего места и трудоустройства.

Рассмотрим подробнее содержание каждого из этапов практической туристской подготовки в лицее.

Изучение туристских объектов Санкт-Петербурга и Ленинградской области является обязательной составной частью учебных и внеучебных программ обучения на первом и втором курсе. В 1998/1999 учебном году с октября по апрель лицей организовал 35 учебных поездок для учащихся отделения туризма. Так в октябре посетили с учебными целями Зеленогорск — 18 чел.- Новгород — 19 чел.- Ивангород — 38 чел.

В ноябре 1999 г. в Зеленогорске были 6 чел.- в Гатчине — 21 чел., на обзорной экскурсии по Санкт-Петербургу — 13 чел. В декабре посетили Ивангород 22 чел., Старую Ладогу — 19 чел. В январе поездки в Петродворец — 24 чел., к музею «Дорога жизни» — 61 чел., Пушкин-Павловск — 31 чел. В феврале — маршрут Пушкин-Павловск освоили 31 чел., Москва — 3 чел., Зеленогорск -8 чел., Мойка, 12−18 чел., обзорная по Санкт-Петербургу — 57 чел., Петродворец — 53 чел., Выборг — 2 чел., Павловск — 29 чел. В марте организованы поездки по маршрутам «Гостиницы Санкт-Петербурга» — 29 чел., «Пушкин в Санкт-Петербурге» — 16 чел., Новгород — 6 чел, Токсово — 69 чел., обзорная по Санкт-Петербургу — 30 чел. В апреле маршруты в Павловск, Зеленогорск, Музей «Лицей», Новгород, Токсово, Гатчина и Санкт-Петербург изучили 187 человек. Таким образом, за учебный год в учебно-экскурсионных поездках побывали около 850 учащихся.

Каждая учебная поездка оформляется через учебную часть, издается приказ о направлении учащихся в поездку по персональному списку, назначается ответственный руководитель группы, проводится инструктаж по соблюдению правил охраны труда, по предупреждению дорожно-транспортных происшествий. Составляется программа учебной поездки, где указывается ее продолжительность, цели, задания для учащихся, форма подведения итогов.

Так, при организации однодневной поездки в Гатчину определена продолжительность 5 часов. Намечены следующие цели:

1. Ознакомление с одним из важнейших объектов туристского показа государственного музея-заповедника города Гатчины — Гатчинским дворцом.

2. Закрепление профессиональных знаний в сфере ведения экскурсии, полученных при обучении в ТПЛ.

3. Повышение культурного уровня учащихся, расширение их кругозора в познании истории, культуры и знакомство с туристско-экскурсионными ресурсами по трассе и в музее-заповеднике «Гатчина» .

Учащимся были даны задания, дифференцированные по группам. Среди них:

— изучить правила техники безопасности на автобусных маршрутах;

— оценить структуру экскурсии;

— перечислить основные объекты показа трассовой части экскурсии, отметить их связь с городом Гатчина;

— перечислить подтемы экскурсии в Гатчинском дворце. Сформулировать выводы по подтемам и основной вывод по теме экскурсии;

— составить характеристику Гатчинского дворца в сравнении с другими пригородами Санкт-Петербурга в рамках темы «Туристские ресурсы Северо-Запада» по предмету «География турцентров» .

По итогам поездки учащиеся должны были написать отчет в соответствии с заданием, предоставить устную или письменную работу по заданию (в зависимости от группы).

Пример оформления организационной и учебной документации по данной поездке представлен в Приложении 3.

Следует добавить, что в последние годы большое значение приобретает развитие экологического мышления учащихся всех учебных заведений. Но для работников туристской сферы качества экологически развитой личности приобретают особое значение, поскольку с развитием въездного, внутреннего, оздоровительного, молодежного туризма сохранение окружающей среды ставится под угрозу.

Важной задачей экологического образования и воспитания учащихся является формирование рациональных взглядов на возможность одновременного достижения технического прогресса, более высокого уровня жизни и сохранности среды обитания. Для этого учащиеся должны овладеть определенными знаниями не только по экологии, но и по праву, экономике, социологии и другим дисциплинам. Подобные программы для подготовки специалистов начального профессионального образования в области туристского сервиса были разработаны и включены во все структуры Балтийского туристического комплекса. Однако до недавнего времени преподавание дисциплин, формирующих экологическое мышление, было построено как теоретическое знание без учета его прикладного характера. В нашей опытно-экспериментальной работе были использованы возможности учебных поездок в различные регионы Северо-Запада России, которые на конкретных примерах позволили проиллюстрировать вопросы экологии региона, в том числе связанные с туризмом.

В ходе поездок, которые составлены по специальным программам, объединяющим черты познавательности, обучения, учащиеся могут познакомиться с проблемами охраны культурно-исторических памятников, заповедников. В последние годы особое внимание уделяется развитию экологического или природного туризма, который от потребительских видов отдыха (рыболовство, охота), переходит к природосберегающим. Ориентация учащихся, как будущих работников сферы туризма, на бережное отношение к окружающей среде может в дальнейшем оказать влияние на политику развития туристских фирм с целью гуманизации туризма, охраны природы при организации экскурсий, пешеходных, лодочных прогулок и т. п.

В настоящее время успешно развивается проект создания «зеленых классов» или учебных комнат в национальных парках или других особо охраняемых территориях России. Так, в Нижне-Свирском заповеднике, занимающем 41.1 тыс. гектаров на сильно заболоченной территории, примыкающей к юго-западному побережью Ладожского озера, создана учебно-научная станция и разработан экологический маршрут по заповеднику. Занятия в таких центрах, в непосредственной близости от охраняемых объектов запланированы в лицее и будут способствовать развитию экологического мышления учащихся и преподавателей.

Особую роль в практической профессиональной подготовке кадров в области туризма играет учебно-производственная фирма, которая получила название «Лицей-Трэвел». Фирма является туроператором и занимает одно из ведущих мест на Санкт-Петербургском рынке туристских услуг в области въездного туризма (лицензия № 11 746). Входя в состав Туристического профессионального лицея, фирма является членом Ассоциации туристско-экскурсионных предприятий, отелей и ресторанов Санкт-Петербурга, и имеет хорошую базу для организации приема как российских, так и иностранных туристов. Все организуемые фирмой туры сертифицированы.

Учебная фирма осуществляет следующие виды деятельности:

— разрабатывает и реализует туристские маршруты для школьников и студентов по приему в Санкт-Петербурге;

— организует прием иностранных туристов в Санкт-Петербурге;

— разрабатывает и проводит экскурсии различной тематики по Санкт-Петербургу, экскурсионные поездки в города Кронштадт, Ломоносов, Новгород, Псков, Старая Ладога, Выборг, Псков-Изборск-Печоры, Пушкинские Горы, Гатчина, Копорье-Ямбург-Ивангород, Шлиссельбург и другие;

— занимается продвижением турпродукта, участвует в международных туристских выставках;

— разрабатывает туристские маршруты по Европе;

— осуществляет тематические и профориентационные экскурсии в помощь школе и множество других услуг в области туризма.

Количество персонала, работающего в фирме, составляет 8 человек. Большой объем работ под их руководством выполняется практикантами лицея. Поскольку фирма осуществляет реальные туристские услуги, то прохождение в ней учебной практики под руководством наставников-работников лицея позволяет учащимся получить важный практический опыт работы в турфирме.

На базе отдела внутреннего туризма фирмы учащиеся приобретают следующие умения и навыки: умение формировать туристский пакет, умение формировать цену туристского продукта, умение работать со сторонними организациями, умение работать в качестве руководителя туристской группы, умение готовить отчетные документы по заезду.

На базе международного отдела фирмы учащиеся приобретают навыки переписки с иностранными партнерами, навыки оформления анкет для открытия въездных и выездных заявлений, анкет для оформления паспорта, навыки работы с каталогами, умение формировать туристский пакет по приему иностранных туристов, умение работать со сторонними организациями, умение работать с фирмами-туроператорами на условиях агентского соглашения.

На базе экскурсионного отдела приобретаются навыки работы с музеями, навыки делового общения с сотрудниками турфирм, экскурсионных бюро и транспортных предприятий, навыки работы с экскурсионной документацией (наряды, путевки, путевые листы), навыки по реализации экскурсионных путевок и услуг, навыки работы с менеджерами отдела приема.

Организация практики в турфирме «Лицей-Тревел» требует соблюдения множества дидактических условий. Программа практики должна быть согласована с курсом обучения и теоретическими предметами, которые уже освоили или должны освоить учащиеся. Определенные трудности испытывают организаторы, когда нужно организовать практику целой группы в организации, где работают всего 8 сотрудников. Для реальной, а не смоделированной работы бывает трудно подыскать необходимую нагрузку. Но эти трудности преодолеваются по мере приобретения опыта организаторами, наставниками, мастерами производственного обучения.

Третий вид практики, который осваивают учащиеся старших курсов, -это практика и стажировка в фирмах и на предприятиях города. Туристический профессиональный лицей установил контакты со многими фирмами и организациями, охотно принимающими будущих выпускников на преддипломную практику и стажировку.

Учащиеся пишут выпускные квалификационные работы на самые разнообразные и сложные темы, которые свидетельствуют о достаточно высоком уровне их профессиональной подготовки. В качестве примера можно привести такие темы, как «Особенности организации автобусных маршрутов. Разработка автобусного маршрута в Финляндию» — «Международное сотрудничество в области туризма на примере учебной туристской фирмы „Лицей-Тревел“. Организация приема иностранных туристов в Санкт-Петербурге» — «Перспективы развития туризма в Санкт-Петербурге и Ленинградской области» — «Анализ рынка труда в туристской отрасли» и другие.

Среди собственно дидактических условий практика реализации образовательных стандартов позволяет выделить организацию обучения на основе блочно-модульного построения тем по учебным программам, а также внедрение в процесс обучения активных форм и методов. Среди таких методов можно назвать внедряемые в ТПЛ ролевые игры (на занятиях по деловому общению, этике, психологии профессионального поведения), презентации разработанных маршрутов и их обсуждение учащимися, студенческие конференции по вопросам развития туризма в регионе. Основная идея активных методов обучения — стимулирование инициативы и самостоятельности учащихся, развитие их способностей и мышления.

Разработанная нами комплексная оценка качества обучения проводилась по показателям трудоустройства выпускниковпоказателям успеваемостипоказателям личной удовлетворенности избранной профессией. В таблице 2, в частности, приводятся данные о трудоустройстве выпускников за четыре последних года.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Завершая анализ дидактических условий реализации программ начального профессионального образования в сфере туризма, можно сделать следующие выводы:

1. Педагогические наблюдения и анализ состояния туристского образования позволил установить, что система начального профессионального образования в сфере туризма должна быть построена с учетом требований практики сферы туризма, в полном соответствии с системой профтехобразования и на принципах преемственности образовательных программ различных уровней подготовки кадров массовых профессий сферы туризма (98% опрошенных экспертов).

Многофункциональный характер производственных процессов обусловил необходимость разработки обобщенной схемы многомерного педагогического моделирования начального профессионального образования, как организационно-методической основы практики подготовки кадров массовых профессий.

2. Разработанный способ педагогического моделирования начального профессионального образования представляет собой теоретико-методические построения, раскрывающие взаимосвязь и последовательность разработки целостного процесса подготовки кадров массовых профессий в туризме. Многомерная модель начального профессионального образования представлена тремя компонентами:

— базовым, исследующим основные группы навыков, умений, личностных свойств и структуру кадров — представителей массовых профессий;

— формирующим, раскрывающим последовательности и принципы отбора содержания образования;

— функциональным, позволяющим моделировать последовательность и межпредметные связи программного содержания процессов начального профессионального образования (97% экспертов).

3. Основными параметрами моделирования в исследовании были приняты содержание начального профессионального образования и структура процессов обучения в лицее туристского профиля (учебные планы, программы, графики учебного процесса). Основой построения графиков учебного процесса являлось выявленное нами оптимальное соотношение теоретических форм учебных занятий и видов учебной и производственной практики, которые находились в соотношении 1:1 в общем объеме трудозатрат учебного времени.

В ходе педагогического эксперимента прошел апробацию целостный процесс подготовки специалиста по профилю «Организатор туризма» по схеме, включающей в себя: а) модель организационной структуры начального профильного образованияб) содержание общепрофессиональных и специальных разделов образования, включенных в состав авторских учебных программв) комплексную оценку эффективности предложенной схемы педагогического моделирования начального профессионального образования.

4. Выделены организационные и педагогические условия процесса начального профессионального образования, формирующие ценностно-мотивационную сферу учащихся и необходимую профессиональную готовность путем: индивидуализации процесса обучения и психологической поддержки учащихсяотбора и профессиональной ориентации учащихсясоздания условий сотрудничества кураторов учебных групп, преподавателей, родителей и учащихся в обучении в деятельности консультативной службы профессионального туристского лицея.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.И. Российский рынок туризма в 1998 году. Туризм, 1999, № 6. — С. 36−37.
  2. Актуальные проблемы туризма-98: 2-я Всероссийская конференция/ Сб. научн. трудов. М.: РМАТ, 1998.
  3. Актуальные проблемы туризма-99: 3-я Всероссийская конференция/ Сб. научн. трудов. М.: РМАТ, 1999.
  4. Анализ рынка туристских услуг Панама, 1993, N 3, с. 8−9.
  5. Н.В. Принцип интегративности в преподавании дисциплин культурологического цикла// Проблемы и перспективы высшего гуманитарного образования в эпоху социальных реформ: Тезисы докладов. СПб.: СПбГУП, 1997. — С. 302−303.
  6. В.Д. Опыт инновационно-моделирующей деятельности и проектирования образовательного процесса. Педагогика. -1998, № 7. — С. 18−23.
  7. А.Г. Практическая психология как фактор конструирования образовательного пространства личности//Психология с человеческим лицом/Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: «Смысл», 1997. -239−248.
  8. А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. — 368 с.• 9. Ахаян Т. К., Васильева З. И. Сотрудничество педагогов и учащихся какпедагогическое явление. Л.: ЛГПИ, 1989. 32 с.
  9. Ю.Байденко В. И. Диверсификация среднего профессионального образования: сущность, условия, пути реализации: Автореферат дис.. канд. пед. наук. -М., 1995.- 18 с.
  10. П.Батракова И. С. Теоретические основы организации педагогического процесса в современной школе: Автореферат дис.. д-ра. пед. наук. СПб., 1996.-37 с.
  11. B.C. Педагогика. Проективная педагогика: Учеб. пособие дляинженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 1996.- 240 с.
  12. А.Б. Организация туризма в регионе: Автореферат дис. .канд. экон. наук. М., 1995. 17 с.
  13. В.П. Персонифицированное образование. Педагогика, 1998. -№ 2. — С.12−16.
  14. Е.Ю. Ведущие социальные субъекты общего среднего образования: проблемы взаимодействия и пути их оптимизации: Автореферат дис.. канд. социол. наук. Уфа, 1994. — 18 с.
  15. М.Б. Введение в туризм. СПб.: «Герда», 1999.
  16. П.Богданов Е. И. Бизнес-план предприятия туризма. СПб.: Омега, 1995. -224 с.
  17. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования. Педагогика, 1997, № 4. — С. 11−17.
  18. А.В. Мотивационно-когнитивные характеристики личности молодого предпринимателя: Автореферат дис. .канд. психол. наук. М., 1995. — 19 с.
  19. А.В. Психологические проблемы экономической социализации. Педагогика, 1994, N 4, с. 12−18.
  20. С.В. Интеграция содержания обучения как средство совершенствования профессиональной подготовки специалистов: Автореферат дис.. канд. пед. наук. М., 1994. — 18 с.
  21. А.А., Нечаев Н. Н., Юрисов В. А. Концептуальные основы перехода к непрерывному образованию. М.: НИИ ВШ, 1989.- 32 с.
  22. М.Я. Физическая культура в научной организации учебного труда.-М., 1994.- 170 с.
  23. Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям: Автореферат дис. .канд. психол. наук. -СПб., 1994. 18с.
  24. Е. Маркетинг в туристском бизнесе. Деловые люди, 1994, N ½. — С. 70.
  25. Гаагская декларация по туризму/ЛГуристские фирмы. Вып.8. СПб.: Академия туризма, 1995, с. 153−161.
  26. Е.Н. Формирование профессиональных навыков обслуживания туристов в процессе подготовки менеджеров гостеприимства: Автореферат дис.. канд. пед. наук. М., 1999. — 18 с.
  27. ЗО.Гейжан Н. Ф., Шапкин В. В. Профессиональная школа: Новое целеполагание. Научно-методич. пособие. СПб.: УМЦ, 1996. — 28 с.
  28. Н.Ф. Психолого-педагогические основы индивидуализации профессионального воспитания учащихся профтехучилищ: Автореферат дис.. д-ра пед. наук. М., 1995. — 32 с.
  29. .С. Философия образования для XXI века: в поисках прак-тико-ориентированных образовательных концепций. М.: «ИнверДиа-лект», 1997. — 697 с.
  30. Е.К. Проектирование содержания специальных дисциплин. Специалист, 1997, № 12. 0 С. 29−32.
  31. Головей J1.A. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и взрослости. СПб.: СПбГУ, 1996. — 126 с.
  32. В.А., Кальней В. А. Новые возможности сотрудничества в сфере культурного туризма. М.: журнал «Дополнительное образование». — № 11, 2000.-С. 27−29
  33. Т.К. Профессиональная подготовка менеджеров туризма средствами природного рекреационного потенциала региона: Автореферат дис.. канд. пед. наук. М., 1999. — 24 с.
  34. М.Т. Образование стимул саморазвития личности. — Педагогика, 1995, N 3, с.21−25.
  35. В.В. Системные основания интегральной образовательной технологии: Автореферат дис. д-ра пед. наук. М., 1999. -38 с.
  36. А.А. Развитие профессиональных качеств менеджера туризма средствами изобразительного искусства: Автореферат дис.. канд. пед. наук.-М., 1999.-24 с.
  37. В.Г. Организация туристской деятельности: Учебное пособие. М.: Нолидж, 1996.
  38. Д.И. Моделирование системы профессионального обучения квалифицированных рабочих в профессиональном лицее металлургического профиля:: Автореферат дис. .канд. пед. наук. СПб., 1999. — 28 с.
  39. Ю.М. Психологическое состояние старшеклассников при изменении социального окружения. Вопр. психологии, 1995, N 5, с.18−25.
  40. Ю.Д. Роль страноведения в развитии современного туризма// Проблемы и перспективы высшего гуманитарного образования в эпоху социальных реформ: Тезисы докладов научно-методич. межвуз конференции. СПб.: СПбГУП, 1997. — С. 300−301.
  41. Г. Н. Научный анализ и перспективы развития международного туризма до 2000 года. М.: Рос. ин-т переподготовки работников искусства, культуры, туризма, 1993. — 44 с.
  42. В.П. Социально-психологические аспекты подготовки менеджеров в сфере туризма//Проблемы и перспективы высшего гуманитарного образования в эпоху социальных реформ: Тезисы докладов. СПб.: СПбГУП, 1998. — С.339−340.
  43. В.Ф. Личность в рыночном обществе: Автореферат дис.. канд. социол. наук. Саратов, 1995. — 18 с.
  44. .В. Экскурсоведение: В 3 ч. М.: ЦРИБ «Турист», 1992.
  45. Т.П. Моделирование теоретического обучения в условиях многоуровневой профессиональной подготовки в высшем техническом училище: Автореферат дис. .канд. пед. наук. СПб., 1995. — 18 с.
  46. Заир-Бек Е. С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию: Автореферат дис. доктора пед. наук. СПб., 1995, — 36 с.
  47. И.В. Новые цели, тенденции и принципы профессионального туристского образования в XXI веке. // Сб. «Актуальные проблемы туризма 2001″. -М.: РМАТ, 2001.-С. 100−110
  48. И.В. Туризм как явление современной экономики/ Актуальные проблемы туризма. Вып 1. — М.: РМАТ, 1997.
  49. И.В., Квартальное В. А. Толковый словарь туристских терминов. Туризм. Туристская индустрия. Туристский бизнес. Москва-Афины: INFOGROUP, 1994. — 406 с.бО.Зорин И. В., Квартальное В. А. Туристика. М.: Советский спорт, 2001. 1. Ф 287 с.
  50. Г. И. Формирование содержания образования в профессиональном лицее туристского профиля. Автореф. дисс. канд. пед. наук. — М., 1998. -21 с.
  51. И.А. Возможности использования синергетического подхода к профессиональному образованию //Методолого-георетические проблемы развития профессионального образования. Радом-СПб., 1995, с. 69−78.
  52. М.Ф. Особенности рынка туристских услуг. Вестник СПбГУ. Серия 5: Экономика, 1993, вып. 4, с. 115−116.
  53. Ф 64. Игорева Н. Проблемы и тенденции развития российского экспорта туристских услуг. Внешняя торговля, 1994, N 6, с. 38−41.
  54. Е.Н. Научные основы содержания профессионального образования. // Сб. докладов межд. научн. конф. „Культурный туризм для мира и развития“. М.: РМАТ, 2000. — С. 143−147.
  55. Н.С. Формирование культуры нравственного самопознания учащихся профтехучилищ: Автореферат дис.. канд. пед. наук. Казань, 1995, — 17 с.
  56. Т.А. Формирование культуры делового общения старшеклассников: Автореферат дис.. канд. пед. наук. М., 1995. — 18 с.
  57. Интеграция и межпредметные связи в системе непрерывного профессиошнального образования: Тезисы докл. Межвузовской конференции / Под ред. В. Н. Максимовой. Л.: ВИПК ПТО, 1990. 62 с.
  58. В.А., Полиевский С. А. Профессиональная направленность физического воспитания в ПТУ. М.: Высшая школа, 1991. — 222 с.
  59. Р.Д. Психологическая систематика профессий типа „Человек-человек“ в целях профессиональной ориентации: Автореферат дис. канд. психол. наук. Л., 1981. — 18 с.
  60. Т.П. Интенсификация обучения в лицеях туристского профиля с использованием деловых игр на примере преподавания дисциплины „Вве• дение в туризм“: Автореферат дис. .канд. пед. наук. М., 1999. — 19 с.
  61. B.C. Теория и методика обучения компьютерному прогнозированию в процессе академической подготовки менеджеров туризма: Автореферат дис.. канд. пед. наук. М., 1999. — 18 с.
  62. Е.Н. Формирование профессионально-значимых качеств студентов туристских вузов в процессе изучения информатики: Автореферат дис. Канд. пед. наук. М., 2000.
  63. В.Г. Педагогические основы формирования профессионального самосознания учащегося: Автореферат дис.. д-ра пед. наук. Казань, 1996.-42 с.
  64. Н.Э. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования: Автореферат дис.. доктора пед. наук. М., 1995. — 38 с.
  65. С.Ф. Гибкие образовательные структуры в системе непрерывного образования / Под ред. А. А. Вербицкого. М.: НИИ BLLI, 1989. — 52 с.
  66. B.C. Система управления качеством туристско-экскурсионного обслуживания: Учебн. пособие. -М.: ЦРИБ „Турист“, 1988. 91 с.
  67. А.В. Дидактические основы профессиональной подготовки менеджеров туристско-спортивного оперейтинга: Автореферат дис.. канд. пед. наук. М., 1999. — 24 с.
  68. В.А. и др. Методология профессионального туристского образования. М.: Советский спорт, 2001. — 197 с.
  69. В.А. Иностранный туризм. М.: Финансы и статистика, 1999.
  70. В.А. Педагогическая концепция профессионального туристского образования. // Сб. „Актуальные проблемы туризма 2001″. М.: РМАТ, 2001.-С. 89−100
  71. В.А. Профессионально-квалификационная структура туриз-ма//Профессионально-квалификационная структура и образовательные стандарты в сфере рекреации и туризма. М.: РМАТ, 1997.
  72. В.А. Современные концепции социального туризма. М.: Наука, 1993.-416 с.
  73. В.А. Становление системы образования для целей туризма: Содержание эксперимента на примере Российской международной академии туризма. М.: РМАТ, 1997.
  74. В.А., Сенин B.C. Организация туристско-экскурсионного обслуживания: Учеб. пособие. М.: ЦРИБ „Турист“, 1987.
  75. А.Г. Волкова J1.A. Маркетинг в туризме. СПб., 1996.
  76. Е.С. Психология профессионала. М.- Воронеж, 1996. 340 с.
  77. Е.В. Психологические аспекты социальной компетентности: Автореферат дис. .канд. психол. наук. СПб., 1995.-18 с.
  78. К.Ю. Построение процесса обучения на интегративной основе: Автореферат дис. .канд. пед. наук. Ростов/Дон, 1995.-19 с.
  79. А. В ожидании конца анархии. Деловые люди, 1993, N ½, с. 60.
  80. .К. Образовательные стандарты и программы. М., 1999. — 144 с.
  81. Ю.С. Детский туризм в России. М.: РМАТ, 1998. — 176 с.
  82. Концепция развития туризма в Санкт-Петербурге. СПб., 1999.
  83. Т.М. Моделирование содержания профессионального образования в условиях многоуровневой подготовки в профессиональных учебных заведениях машиностроительного профиля: Автореферат дис.. канд. пед. наук. СПб., 1993. 18 с.
  84. Т.В. Формирование профессиональной готовности менеджеров туризма в системе дополнительного образования: Автореферат дис. .канд. пед. наук. М., 1999. — 20 с.
  85. С.В. Личностно-ориентированное воспитание: концепция, содержание, реализация. Диссертация в форме научн. доклада. доктора пед. наук. Ростов/Дон, 1995. 42 с.
  86. Н.А. Оценивание успешности учебной деятельности как пси-холого-иедагогическая проблема: Автореферат дис.. канд. исихол. наук. СПб., 1997.- 17 с.
  87. И.Н. Взаимосвязь доггрофессиональной и профессиональной подготовки туристских кадров в региональной системе дополнительного образования: Автореферат дис. канд. пед. наук. М., 1999. — 26 с.
  88. А.Ю. Начальное профессиональное образование специалистов в системе многоуровневой подготовки: Диссертация. канд. пед. наук. М., 1998. 165 с.
  89. А.Ю., Барышников В. И. Партнерство учебных заведений разных типов и уровней образования. Профи, 1999, № 2. — С. 6−9.
  90. А.Ю., Зорина Г. И. Теоретико-методические основы начального профессионального образования специалистов туризма//Актуальные проблемы туризма 98: П-я Всероссийская конференция/ Сб. научн. трудов РМАТ.-М“ 1998.-С. 26.
  91. О.Г. Подготовка учащихся к разрешению социальных проблем с помощью компьютерных средств: Автореферат дис.. канд. пед. наук. -Ярославль, 1998. 17 с.
  92. Л.М., Рухлов Ю. В. История развития туристско-экскурсионного дела: Учебн. пособие. М: ЦРИБ „Турист“, 1989. — 78 с.
  93. С.И. Профессиональная подготовка молодежи в системе лицей-колледж-вуз гуманитарно-экономического профиля. Автореф. дисс. канд. пед. наук. — М., 2000. — 22 с.
  94. С.М. Моделирование управления педагогическим процессом в профессиональном лицее в условиях непрерывного многоуровневого образования: Автореферат дис. канд. пед. наук. СПб., 1997. 24 с.
  95. Международное образовательное учреждение. Мир путешествий, 1995, N7, с. 5.
  96. Менеджмент на малых и средних предприятиях Франции: Пер. с франц./ По материалам учебных заведений туризма Франции. М., 1991.
  97. М.А. Внеаудиторное взаимодействие преподавателя и студента как педагогическая система//Экология личности. М.-СПб., 1999. -С. 174−177.
  98. Мир профессий: „Человек человек“ /Сост. Р. Д. Каверина. -М.: Молодая гвардия, 1989. — 351 с.
  99. Е.Ю. Проблемы технологической подготовки менеджеров туротрасли//Проблемы и перспективы высшего гуманитарного образования в эпоху социальных реформ: Тезисы докладов. СПб.: СПбГУП, 1999. -С. 361−362.
  100. М. Какие работники сегодня нужны туризму. Туризм, 1999, № 5. — С. 44−46.
  101. Т.Г. Моделирование продуктивной управленческой деятельности директора профессионального училища: Автореферат дис. .канд. пед. наук. СПб., 1996.
  102. А.Н. Туризм глазами городской администрации. Туризм и экономика, СПб.: Ин-т туризма и гостиничного хозяйства СПбГИЭА, май, 1999.
  103. А.Я. Инновации в образовании. Челябинск, Институт профессионального образования Министерства образования России, 1995. — 285 с.
  104. А.Я. Опыт инновационной деятельности в системе профессионального образования. Педагогика, 1994, N 3, с. 25−28.
  105. Некоторые аспекты функционирования индустрии туризма/Под ред. АЛ. Лесника, И. П. Мацицкого, А. В. Чернышева. М., 1996.
  106. М.Э., Ходорнов Л. Ф. Международный туризм: вчера, сегодня, завтра. М., 1985.
  107. С.И. Методические основы использования географических моделей на допрофессиональном этапе системы непрерывного образования туристских кадров: Автореферат дис. .канд. пед. наук. М., 1999.
  108. A.M. Принципы построения системы непрерывного профессионального образования. Педагогика, 1988, № 3. — С. 11−17.
  109. Нужен ли турфирмам выпускник туристского вуза? Туризм, 1999, № 11.-С. 12−14.
  110. О введении в действие образовательных стандартов начального профессионального образования: Письмо Министерства образования РФ (с приложением)//Официальные документы в образовании. М., 1999, сентябрь. — С. 87−92.
  111. О дополнительных мерах по развитию туризма в Российской Федерации и об упорядочении использования государственной собственности в сфере туризма: Указ Президента РФ. Российская газета — 1994 — 29 апреля, с. 4.
  112. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Федеральный закон РФ. от 24 октября 1996, № 132-ФЭ.
  113. Об особенностях организации туристской деятельности в сфере клубного отдыха. Федеральный закон РФ. Принят Государственной Думой 24 июня 1999 г.
  114. Об упорядочении использования федеральной собственности в сфере туризма: Постановление Правительства РФ. Российская газета — 1995 -17 мая, с. 3.
  115. Образование в Санкт-Петербурге: Ежеквартальный информационный справочник. Вып 1. -СПб., 1995. 64 с.
  116. Л.П. Формирование информационной культуры менеджеров туризма в процессе профессиональной подготовки: Автореферат дис. канд. пед. наук. М., 1999. — 18 с.
  117. Опыт работы профессиональных лицеев Санкт-Петербурга: Материалык научно-практич. конференции «Профессиональный лицей новый тип учреждений профессионального образования». — СПб.: УМЦ, 1994. — 37 с.
  118. Организационно-педагогические проблемы становления и развития учреждений профессионального образования нового типа: Тезисы докладов и сообщений III научно-практич. семинара. Челябинск, 1994. — 114 с.
  119. Основы туристской деятельности: Учебник для туристских лицеев и коллед-жей/Автор-сост. Е. Н. Ильина. М.: РМИТ, 1992. — 98 с.
  120. Остапец-Свешников А.А. и др. Детские туристско-краеведческие объединения. Среда жизнедеятельности ребенка. М.: РМАТ, 2001. — 143 с.
  121. Г. А. Экономика туризма. М.: Финансы и статистика, 1999.208 с.
  122. Я.Е. Научно-практический комментарий закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». М.: Фонд «Правовая культура», 1998. — 208 с.
  123. М.А. Научно-методическое обеспечение реализации нового содержания профессионального образования. Ульяновск: УГТУ, 1997. -102 с.
  124. М.А. Теоретические основы профессионально-технологической системы обучения специальным предметам квалифицированных рабочих и специалистов: Автореферат дис. .д-ра пед. наук. СПб., 2000. 44 с.
  125. А.Ф. Сочетание страха и интереса в педагогическом процессе: Автореферат дис. д-ра пед. наук. М., 1996. — 42 с.
  126. А.А. Методические основы профессионального самоопределения учащихся туристских лицейских классов в процессе музейной практики: Автореферат дис. канд. пед. наук. М., 1999. — 24 с.
  127. Проблемы воспитания учащейся молодежи: Российская конференция с междунар. участием. Тезисы докладов и сообщений/Под ред. Лобанова Н. А. СПб.-Черкесск: Академия акмеологии, 1995. — 416 с.
  128. Программа развития воспитания в системе образования России на 19 992 001 годы. Утверждена Приказом Минобразования России 18 октября 1999 г., № 574.-25 с.
  129. Профессиональная педагогика/Под ред. С. Я. Батышева. М.: Ассоциация «Профобразование», 1997. — 552 с.
  130. Профессиональные стандарты для туризма. Туризм, 1999, № 9, с. 4748.
  131. В. Сохранить единое пространство. Мир путешествий, 1993, с.8−10.
  132. М. Ориентиры для профессионалов. Деловые люди, 1995, март, с. ХХП.
  133. A.M. Концептуальные и методологические основы проектирования профессионального становления специалиста// Проблемы воспитания учащейся молодежи. Тезисы докладов./Под ред. Лобанова Н. А. СПб.-Черкесск, 1995, с. 113−116.
  134. А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. -СПб.: Питер-Ком, 1999. 287 с.
  135. Реформирование системы профессиональной подготовки кадров для сектора «Туризм». СПб., 1998. — 108 с.
  136. В.Л. О некоторых подходах к интеграции ВПУ в систему непрерывного образования/Юрганизационно-педагогические проблемы становления и развития учреждений профессионального образования нового типа: Тезисы. Челябинск, 1994, с. 20−22.
  137. Ю.С. Краеведческий подход в туристской подготовке школьников в учреждениях дополнительного образования: Автореферат дис. .канд. пед. наук. М., 1999.
  138. В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. М.: «Ось-89», 1997.
  139. А.Н. Структура и содержание маркетинговой деятельности в профессиональном лицее: Автореферат дис. .канд. пед. наук. СПб., 1995. — 19 с.
  140. Сборник нормативно-методических материалов по профессиональному обучению. СПб.: УМЦ, 1995. — 218 с.
  141. B.C. Введение в туризм: Учебник для гимназий, лицеев, колледжей и вузов. М., РМИТ, 1993. — 64 с.
  142. B.C. Организация международного туризма. М.: Финансы и статистика, 1999.
  143. B.C. Профессии, которые нужны. Мир путешествий, 1995, N 7, с. 10.
  144. В.В. Личностно-ориентированное образование. -Педагогика, 1994, N5, с. 16−21.
  145. Сертификация туристско-экскурсионных услуг. СПб.:Тест-Санкт-Петербург, 1995. — 72 с.
  146. А.И., Чепик В. Д. О совершенствовании подготовки кадровых ресурсов для туристско-экскурсионной деятельности. // Сб. «Актуальные проблемы туризма 2001». — М.: РМАТ, 2001. — С. 114−120
  147. В.А. Психологические проблемы подготовки учителя к комплексной педагогической деятельности. М., журнал «Вопросы педагогики», 1986.-С. 26−32
  148. Д. В. Туристское мастерство как средство профессиональной ориентации учащихся в учреждениях дополнительного образования: Автореферат дис. .канд. пед. наук. М., 1999. — 18 с.
  149. Д.В. Туристское мастерство как средство профессиональной ориентации учащихся в учреждениях дополнительного образования. / Ав-тореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1999. — 27 с.
  150. Советский энциклопедический словарь. М.: советская энциклопедия, 1988.
  151. А.Г. Моделирование управления учебными заведениями начального профессионального образования. СПб.: Ин-т ПТО РАО, 1999. -52 с.
  152. Туризм и гостиничное хозяйство: Учебник/Под ред А. Д. Чудновского. -М.: «Тандем», 2000.-400 с.
  153. Туристские фирмы: Правовое обеспечение международного туризма. Вып.8. СПб, Академия туризма, 1995. — 240 с.
  154. Туристский бизнес в России. Деловые люди, — 1995, март, с. 91.
  155. Е.А. Содержание и методы подготовки студентов по предмету «Маркетинг» в системе профессионального туристского образования: Автореферат дис. .канд. пед. наук. М., 2000.
  156. В.Т. Профессиональная подготовка специалистов по менеджменту культурно-познавательного туризма в гуманитарном вузе: Автореферат дис. .канд. пед. наук. М., 1999.
  157. Г. С. Очерки истории российского туризма. -СПб.: ИТД «Гер-да», 2000.- 146 с.
  158. Л.Д. Теоретические основы интегрированного содержания начального профессионального образования: Диссертация в форме научн. доклада. доктора иед. наук. М., 1993. — 52 с.
  159. В. Учебная фирма. Мир путешествий, 1995, N 7, c. l 1.• 176. Филатов А. В. Методика профессиональной подготовки специалистовдля сферы гостеприимства на базе учебно-производственных комплексов. Автореф. дисс. канд. пед. наук. — М., 2001. — 24 с.
  160. О. Академия услуг? А почему бы и нет? Мир путешествий, 1993, N6, с. 17.
  161. О. Массовый туризм: конец спада к 1996 году? Деловые люди, 1993, N ½, с. 66−67.
  162. Хартия туризма//Туристские фирмы. Вып.8. СПб., 1995, с.143−147.
  163. П.С. Теоретические основы непрерывного многоуровневого• образования учащихся профессиональных лицеев: Диссертация в форме научн. доклада. доктора пед. наук. СПб., 1995. — 73 с.
  164. О.Б. Дидактические основы интегрированного профессионального обучения рабочих на производстве: Автореферат дис. .канд. пед. наук. М., 1994. — 18 с.
  165. А. Туризм, экономика, кадры. Мир путешествий, 1995, N 7, с. 6−7.
  166. Т.И. Теория и практика модульного обучения: Автореферат дис.. канд. пед. наук. М., 1994.• 184. Чепик В. Д. Физическая культура в социальных процессах. М.: ТЕИС, 1995.- 169 с.
  167. В.Р. Теория и методика допрофессионального образования в европейских странах. Автореф. дисс. канд. пед. наук. — М., 1999. — 22 с.
  168. О.Б. Интеграция содержания профессиональной подготовки учащихся к коммерческой деятельности: Автореферат дис. канд. пед. наук. СПб., 1995. 18 с.
  169. JI.A. Содержание, методы и формы деятельности учебной фирмы в процессе профессиональной подготовки специалистов туристского бизнеса: Автореферат дис.. канд. пед. наук. М., 1999. — 24 с.
  170. Р.Х. Новая психологическая концепция деятельности: системно-динамический подход//Профессиональное образование. Казанский педагогический журнал. 1995, N 1, с. 33−41.
  171. В.В. Методологические основания и сущность регионализации профессионального образования//Содержание начального профессионального образования: Тезисы научно-практич. конференции. СПб.: УМЦ, 1995, с. 5−8.
  172. В.В. Подготовка педагогического персонала к работе по новым учебным планам и программам//Реформирование региональной системы профессионального образования: опыт и проблемы/Под ред. О. Е. Лебедева. СПб.: ЕФО, 1998. С. 36−43.
  173. В.В. Социальная компетентность и экстрафункциональные качества личности: роль профессиональной школы в их формировании //Проблемы воспитания учащейся молодежи. Тезисы докл. и сообщений/ Под ред. Н. А. Лобанова. СПб.-Черкесск, 1995, с.380−382.
  174. В.В. Теоретические основы содержания общетехнической подготовки учащихся профессионально-технических учебных заведений: Диссертация в форме научного доклада. доктора пед. наук. СПб., 1991, -52 с.
  175. Г. Ф. История туризма. Минск: Экоперспекгива, 1999. — 303 с.
  176. Ю.В. Психолого-педагогические основы формирования качеств творческой личности в условиях непрерывного образования. М.: МГИЦ, 1998.- 185 с.
  177. А.П. Терминологические аспекты профессиональной языковой подготовки специалистов в туристском вузе: Автореферат дис. .канд. пед. наук. М., 1999.
  178. С.Е. Методология и технология разработки государственных стандартов общего среднего образования. Автореф. дисс. докт. пед. наук. -М., 1997.-41 с.
  179. А.Х. Организационно-педагогические основы непрерывного профессионального образования в ингегративных структурах профессиональной школы: Автореферат дис. д-ра пед. наук. СПб., 1994. — 48 с.
  180. Экономика современного туризма/Под ред. Г. А. Карповой. М.-СП6.: Изд. Торговый дом «Герда», 1998.
  181. Н.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения. Вопр. психологии, 1995, N 2, с. 31−41.
  182. В.А. Педагогическая психология. СПб.: Изд-во «Полиус», 1998.-638 с. о
  183. В этой связи мы просим Вас ответить на вопросы анкеты, которые помогут в выработке оптимальной стратегии развития системы общего и профессионального образования в нашем городе.
  184. Заранее благодарим Вас за помощь!1. Санкт-Петербург 2000 г.
  185. СЕКТОР: ТУРИЗМ, СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Руководительтуристской группы на приеме (внутренний туризм)»
  186. К КАКОЙ ОТРАСЛИ ОТНОСИТСЯ ВАШЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ?
  187. КАКОВА СРЕДНЕСПИСОЧНАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ НА ВАШЕМ ПРЕДПРИЯТИИ9
  188. Менее 15 15−29 30−49 50−99 100−299 300−499 500 и более2 3 4 5 6 7
  189. СПЕЦИАЛИСТЫ КАКИХ ПРОФЕССИЙ МОГЛИ БЫ БЫТЬ ПРИНЯТЫ СЕГОДНЯ НА ВАШЕ ПРЕДПРИЯТИЕ'7 (укажите, пожалуйста, специальность и количество вакансий) профессия (специальность) возможность приема (чел)1. 2, ?3.
Заполнить форму текущей работой