Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационно-экономические основы стратегии управления на перерабатывающих предприятиях АПК: На материалах Республики Северная Осетия-Алания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведённый комплексный финансовый анализ состояния перерабатывающих предприятий выявил неудовлетворительную организацию управления на предприятиях. Расчет основных финансовых коэффициентов выявил, что фактические показатели автономии, соотношения собственных и заёмных средств, маневренности, ликвидности, финансовой и рыночной устойчивости, имеют значения ниже нормативных. На большинстве… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Экономическая сущность и эволюция стратегического управления
    • 1. 1. Основные принципы и формирование на предприятиях стратегического управления
    • 1. 2. Особенности реорганизации управления на перерабатывающих предприятиях АПК
    • 1. 3. Методика проведения исследования

    Глава 2. Современное состояние организации управления на перерабатывающих предприятиях АПК РСО-Алания 51 2.1. Экономическая эффективность существующей системы управления на перерабатывающей отраслью АПК РСО-Алания

    2.2 Финансовый анализ деятельности перерабатывающих предприятий как функция эффективного управления 63 2.3. Формирование рыночной структуры управления на перерабатывающих предприятиях АПК РСО-Алания

    Глава 3. Основы стратегии управления на перерабатывающих предприятиях РСО-Алания на принципах маркетинга и финансового менеджмента

    3.1. Организационная структура стратегического управления как условие экономической безопасности предприятия

    3.2. Организация управления на основе маркетинга и совершенствования сбыта готовой продукции

    3.3. Комплексное управление финансами перерабатывающих предприятий АПК в современных условиях

Организационно-экономические основы стратегии управления на перерабатывающих предприятиях АПК: На материалах Республики Северная Осетия-Алания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Важнейшим элементом осуществляемых в России экономических реформ является выработка и осуществление рыночной стратегии управления на предприятиях и в государственных органах управления агропромышленным комплексом. Поскольку сфера переработки сельскохозяйственной продукции является одной из основных в экономике РСО — Алания, особое значение для предприятий данной отрасли имеет стратегия управления, направленная на скорейшую адаптацию к рыночным условиям. В настоящее время очевидно, что состояние агропромышленного комплекса во многом зависит от продуманности и успешного выполнения наиболее важных направлений и мероприятий аграрной политики государства. Если в большинстве развитых стран мира усиление роли государственного регулирования стало важнейшим элементом современного эггапа развйтия АПК, то в России уже на начальном этапе проведения экономических реформ государство практически устранилось от регулирования экономики. Наиболее наглядно это проявилось на положении предприятий АПК, где произошел массовый спад производства.

Развитие соответствующего уровня организации управления предприятиями должно идти по пути соответствия конкретным рыночным законам, которые, с одной стороны, предоставляют предприятиям право самостоятельно формировать и реализовывать свою рыночную стратегию, а с другой — повышают ответственность за конечные результаты финансово-хозяйственной деятельности. Главная задача настоящего исследования заключается в реформировании существующей системы управления на перерабатывающих предприятиях РСО-Алания и разработки рыночной стратегии управления на принципах маркетинга и финансового менеджмента. Выбор темы обусловлен следующими факторами:

— решением проблемы удовлетворения возросших потребностей населения в высококачественных продуктах питания,.

— обеспечением лучшей сбалансированности доходов и расходов предприятий, контроля над формированием и использованием денежных потоков,.

— укреплением платёжной дисциплины при расчетах между хозяйствующими субъектами, а также — предприятиями и государственными органами.

— необходимостью формирования единой маркетинговой стратегии перерабатывающих предприятий республики с целью приспособления деятельности предприятий к функционированию в рыночных условиях.

Технологии маркетинга й финансового менеджмента, являющиеся основными элементами стратегии управления в условиях рынка, активно осваиваются на многих российских предприятиях переработки. На всех адаптировавшихся к рынку предприятиях создаются управленческие звенья по коммерции и маркетингу, которые осуществляют связь с потребителями, вводятся новые системы управленческого учета и управления финансами, направленные на выявление реальной картины финансово-экономического состояния и максимально эффективное управление ресурсами предприятий.

Научному исследованию проблемы формирования и осуществления рыночной стратегии управления предприятиями посвящены труды многих отечественных и зарубежных ученых. Теоретические и методологические проблемы реорганизации управления в аграрной сфере изучали И. Г. Ушачев, Х. О. Репп, А. Е. Романов, В. Н. Попов, Н. А. Пиличев, Ю.Б. КоролёвКоротнев В.Д., Кочетов Г. Н., Никифорова Е.Н.- организации маркетинга на предприятиях — А. Баркем, В. Благоев, P.JI. Коле, Дж. М. Коннор, Ф. Котлер,.

М. Тресси, Дж. Н. Юл, Г. П. Абрамова, В. Гончаров, В. А. Клюкач, В. П. Неганова, И. Я. Петренко, И. Н. Герчикова, В. А. Горемыкин, Е. В. Голубков,.

A.И. Романов, Э. А. Уткин, А. И. Ковалёва и В. В. Войленкопо организации на предприятиях финансового менеджмента — И. Т. Балабанов, И. А. Бланк,.

B.М. Попова, В. В. Ковалёв, М. И. Крейнина, Н. П. Любушин, В. Г. Лещев, В. Г. Дьяков, М. А. Павлова, Е. С. Стоянова, A.M. Ковалёва, Л. Ф. Сухова, Н.А.

Чернова, JI.B. Донцова, Н. А. Никифорова, А. Д. Шеремет, С. И. Сайфулин, М. И. Баканов, другие отечественные и зарубежные ученые. Однако до сих пор нет целостной программы по разработке и развитию стратегии управления, основанной на использовании принципов маркетинга и финансового менеджмента, тем более — для перерабатывающих предприятий АПК, что и определило тему диссертационного исследования.

Целью исследования является разработка научнообоснованных предложений по формированию и эффективному функционированию на перерабатывающих предприятий агропромышленного комплекса РСО-Алания рыночной стратегии управления, ориентированной на достижение экономической эффективности производства с использованием технологий маркетинга и финансового менеджмента. Для достижения поставленной цели были определены следующие основные задачи:

— провести оценку эффективности управления на перерабатывающих предприятиях,.

— провести комплексный анализ текущего финансового состояния типичных перерабатывающих предприятий,.

— установить наиболее рациональную в рыночных условиях и приемлемую для конкретных хозяйствующих субъектов структуру управления предприятием,.

— определить проектную систему организации управления коммерческой деятельностью предприятий, включая создание маркетинговых подразделений и реформирование отделов по сбыту продукции.

— предложить систему текущего финансового анализа и прогнозирования будущего финансового состояния предприятий,.

— разработать систему управления финансами, включающую элементы организации финансового менеджмента, финансового планирования, управления оборотным капиталом, формированием и использованием денежных потоков, прогнозирования возможного банкротства.

В качестве объектов исследования были выбраны государственные перерабатывающие предприятия, входящие в систему Департамента переработки сельскохозяйственной продукции Министерства сельского хозяйства и Управления хлебопродуктов РСО-Алания.

Научная новизна исследований состоит в следующем:

— впервые в условиях Северной Осетии проблемы организации и развития стратегического управления с применением основных концепций и принципов маркетинга и финансового менеджмента на перерабатывающих предприятиях ставятся в условиях формирования рыночных отношений,.

— проведен комплексный финансовый анализ перерабатывающих предприятий РСО-Алания и предложен принципиально новый механизм управления финансами на предприятиях отрасли, включая финансовое планирование, организацию инвестиционной деятельности и оптимизацию денежных потоков,.

— предложена целостная программа по организации маркетинговой деятельности на предприятиях, включающая организацию маркетинговых подразделений, маркетинговое планирование, оптимизацию товародвижения и реформирование службы сбыта, намечены основные направления совершенствования государственной поддержки проведения на перерабатывающих предприятиях рыночных преобразований,.

— предложена организационная структура управления отраслью переработки сельскохозяйственной продукции и конкретными предприятиями. щ.

На материалах республиканских перерабатывающих предприятий рассмотрено комплексное управление текущими активами и текущими пассивами, в связи с этим приведены реальные примеры финансовой диагностики состояния собственных оборотных средств предприятий, а также — проведение прогнозирования возможного наступления банкротства предприятий. В связи с этим обоснована необходимость систематического проведения комплексного финансового анализа, дающего достоверную информацию о текущем положении финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Предложена методика комплексной оценки финансового состояния предприятия с помощью специальной компьютерной программы. На основании проведённого исследования предложена система стратегического управления, основанная на принципах маркетинга и финансового менеджмента.

Диссертация подготовлена в соответствии с планом научно-исследовательских работ ГТАУ «Обоснование направлений повышения экономической эффективности сельскохозяйственного производства"-задание № 01.85.56 280.

Использование выводов и предложений, изложенных в диссертации, позволит создать на их базе теоретическую и методологическую основу для практического совершенствования стратегического управления на перерабатывающих предприятиях РСО-Алания, создания эффективно функционирующей в рыночных условиях структуры управления. Основой такой структуры является функционирование специальных подразделений по маркетингу и управлению финансами. Создание и развитие таких структур является — необходимым в условиях рынка и позволит обеспечить экономическую безопасность предприятий и отрасли в целом. Предлагаемые модели организационного механизма и технологии создания структур по управлению маркетингом и финансами могут быть использованы в практической работе государственных органов управления отраслью и непосредственно товаропроизводителями.

Основные результаты научных исследований были доложены и получили одобрение на научно-практических конференциях ГТАУ, ВИУ, СКГТУ. По теме диссертации опубликовано 24 научные работы общим объёмом 20,5 п. л., из них: 13 статей, 7 тезисных сообщений, 4 методических пособия.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

По результатам проведённой работы мы сделали следующие выводы и предложения.

1. Главный итог анализа динамики развития предприятий отрасли состоит в том, что кризисное положение сферы переработки АПК РСО-Алания во многом определено неэффективным управлением. При этом необходимо указать, что государственные органы управления АПК республики используют далеко не все свои возможности для исправления сложившегося положения. Необходимо совершенствование функционирования государственных органов управления АПК. Основные направления совершенствования должны быть основаны на использовании внутриреспубликанских резервов. К таковым можно отнести: развитие рыночной инфраструктуры, создание организованных оптовых продовольственных рынков, повышение агропромышленной интеграции.

2. Основную роль в производстве агропромышленной продукции играют крупные государственные предприятия, которые и явились предметом данногб исследования. В 2001 году по сравнению с 1992 уровень производства по отдельным видам сократился в 3 -33 раза, особенно в мясоперерабатывающей и молочной промышленности. В то же время возрастает производство алкогольных и безалкогольных напитков — в среднем в 3 — 37 раза. По совокупности полученных результатов отрасль ежегодно терпит убытки.

3. Наличие специализированных подразделений по управлению маркетингом и финансами позволило бы избежать ситуаций, когда, к примеру, из выпускаемых видов продукции предприятиями хлебопродуктов востребованы только 51%. Результатом такого уровня управления является то, что в настоящее время большинство предприятий, работая в нестабильной экономической среде, является убыточным. Многие предприятия переживают глубокий спад производства и находятся в критическом состоянии. Несоответствие имеющейся структуры управления рыночным законам проявляется в инерции сложившейся структуры производства, его технологической отсталости и физическом износе основных фондов, достаточного количества сырья и материалов для загрузки мощностей.

Процент изношенности оборудования составляет 60−80%. Кроме того, убыточность предприятий усугубляется повышением тарифов на энергоносители, а также необходимостью начисления амортизации на ОПФ, не участвующие в производстве.

4. Анализ работы перерабатывающей промышленности показал, что в результате необеспеченности сырьём, материалами, производственные мощности предприятий загружены всего на 5−50%. Основная причина сложившейся ситуации обусловлена низкой эффективностью управления как государственных органов АПК, так и администрации конкретных прёдприятий. перерабатывающей отрасли. Полученные по итогам !.¦'•• исследования финансовые показатели имеют сходные значения по годам. Это,свидетельствует: о нежелании руководства предприятий менять стратегию: управления*: стараясь. выправить финансовое положение и приспособить р ры:-очн! 'производство к функционированию в рыночных условиях. v ncr-ep^-ar^ii^Kila^iioAaBiuBon^M! большинстве перерабатывающих предприятий нет .-ч: л специализированных отделов, занимающихся вопросами изучения рынка, — формирования! спроса, продвижения продукции к потребителю, постоянного ¦ ¦ контроля за {формированием и эффективным использованием образующихся денежных потоков. Соответственно этому и возникла та финансовая i ситуация, которую мы зафиксировали при проведении анализа финансового состояния: развитием предприятий. Республиканский рынок наполнен импортной продукцией, которая далеко не всегда отвечает элементарным л санитарным нормам. Продукция же местных предприятий отрасли, переработки при её компетентном продвижении на рынок очень быстро бы вытеснила заграничных аналогов благодаря своему качеству и доступной цене, естественно, при соблюдении этих условий.

6. Проведённый комплексный финансовый анализ состояния перерабатывающих предприятий выявил неудовлетворительную организацию управления на предприятиях. Расчет основных финансовых коэффициентов выявил, что фактические показатели автономии, соотношения собственных и заёмных средств, маневренности, ликвидности, финансовой и рыночной устойчивости, имеют значения ниже нормативных. На большинстве из исследованных 25 предприятий преобладает кризисный тип финансовой ситуации, лишь на 4- неустойчивый тип, и на 2 -нормальный. На предприятиях нет систематического проведения финансового анализа, что также обуславливает низкую эффективность принимаемых управленческих решений. Отсутствует также система финансового планирования, прогнозирования и управления уровнями дебиторской и кредиторской задолженностей, создания благоприятной инвестиционцой среды, управления рентабельностью и расчета текущих финансовых потребностей.

7. Несовершенство существующей системы управления выражается и в том, что отсутствует налаженный механизм экономических взаимоотношений м между производящими и перерабатывающими сельскохозяйственную продукцию предпрюитаями^Нет единой стратегии по обеспечению взаимовыгодного сотрудничества, в частности, ло вопросам определения сырьевых зон для перерабатывающих предприятий и выработки обоснованной системы цен. Руководство предприятия должно быть готово к работе в быстро изменяющихся условиях, к применению нестандартных решений, к обучению и переобучению рыночным методам хозяйствования и готовности отвечать за свои действия. В решении перечисленных вопросов руководству предприятия должны помочь адаптивные структуры управления, более других приспособленные к нестабильному рынку, хотя бы на первых порах — в период реформирования структуры управления, приспособления её к рынку. Общая структура управления предприятием должна быть реформирована с целью максимального приспособления к рыночным условиям. Данный процесс должен финансироваться как за счет самих предприятий, так и с помощью государственных структур. В этом направлении можно предусмотреть снижение налогооблагаемой прибыли или предоставление льготных банковских кредитов — обязательно с условием направления полученных денежных средств на модернизацию структуры управления.

8. Мы считаем необходимым создание на перерабатывающих предприятиях специализированных подразделений по управлению маркетингом и финансами под руководством заместителей директора. Отдел по управлению маркетингом должен заниматься изучением рынка, формированием спроса, модернизацией процесса продвижения продукции к потребителю. Маркетинговое планирование является обязательной функцией отдела маркетинга перерабатывающего предприятия, осуществление которой в совокупности с реформированием службы сбыта позволит предприятию занять достойное место на рынке. Деятельность маркетинговой службы предприятия формирует единую маркетинговую стратегию предприятия, наличие которой является одним из основных условий достижения предприятием своих коммерческих целей, ¦fen 9. Структура шо управлению финансами предприятия>также- -должна: осуществлять финансовое планирование и последующий контроль за выполнением финансовых планов. Это позволит быстрее вывести предприятие из неустойчивого финансового состояния и обеспечить положительную динамику развития. Субъектом управления является финансовая служба, которая вырабатывает и осуществляет стратегию и тактику финансового менеджмента с целью повышения ликвидности и платёжеспособности предприятия посредством получения и эффективного использования прибыли. Сферами деятельности данной службы являются также прогноз возможного ухудшения финансового состояния и/или наступления банкротства Систематическое проведение такого анализа позволило бы предприятиям избегать крупных финансовых проблем и сводить к минимуму финансовые риски.

10. Инвестиционная политика является обязательным компонентом общей финансовой стратегии предприятия. Для более активного формирования инвестиционной политики предприятия перерабатывающей отрасли должны повышать свою инвестиционную привлекательность, разрабатывать и представлять потенциальным инвесторам бизнес — планы, создавать гарантии для эффективного инвестирования. При этом необходимо формировать правильную оценку эффективности проекта, рассчитывать инвестиционный риск, а также активнее внедрять новые технологии, разворачивать производство новых продуктов, постоянно контролировать соблюдение высокого качества.

11. Для обеспечения эффективного функционирования перерабатывающей отрасли мы предлагаем создать агропромышленные финансовые группы по территориально-отраслевому принципу. Объединение 2−3 сельскохозяйственных предприятий с перерабатывающим и 2−5 магазинами в рамках такой агропромышленной финансовой группы было бы выгодным и для производителей, и для государства. Предприятия могли бы круглый год быть обеспечены сырьём и возможностью продавать свою продукцию согласно собственной рыночной стратегии. При правильной организации управления, а значит — обеспечении высокой рентабельности производства, такая новая структура смогла бы осуществлять в полном объёме и соответствующие налоговые платежи, т. е. такое формирование выгодно и государственному бюджету.

8.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Ниже приводится реальный экспресс-план маркетинга, выполненный автором настоящей работы по заказу АО «ССС», имеющего в своем составе цех по производству и реализации мороженого. Данное производство существует уже 3 года, численность работающих достигает 80 человек. Основные разделы экспресс — плана маркетинга:

1. Продукция.

2. Исследование рынка и ценообразование.

3. Схема распространения продукции.

4. Реклама.

5. Методы стимулирования продаж.

6. Прогноз новой продукции.

Продукция. Продукцией АО «ССС» является мороженое на палочках, в вафельных и картонных стаканчиках, весовое мороженое и торты из мороженого. Специфической особенностью продукции является необходимость поддержания соответствующей температуры с момента производства до момента потребления покупателем. В силу этого предприятие оснащено специальными холодильными камерами для хранения, имеет рефрижераторы для доставки оптовых партий, а также холодильники-прилавки для розничной продажи. Все эти виды оборудования требуют дополнительных затрат, но производство является рентабельным. Ежегодный средний уровень рентабельности составляет 15 — 20%. В последнее время за рубежом стали производить новые виды мороженого:

— мелкопорционное мороженое в виде шариков, таблеток, шайб и др. весом по 30−70г.

— мороженое в вафельных сахарных конусах, рожках с глазированной шапочкой порциями по 50−90 г.

— разнообразные торты и рулеты из мороженого.

Исследование рынка. Большие партии импортного мороженого появились в республике в 1992 г, и до настоящего времени объём продаж импортного мороженого превышает продажу отечественного. Кроме того, из отечественных видов потребители предпочитают продукцию Пятигорского и Кисловодского хладокомбинатов. Противостоять таким конкурентам можно только при условии высококачественной продукции и при более низкой цене.

Обеспечить высокое качество продукции можно только, используя импортное оборудование и соответствующего качества молочные продукты и добавки. Кроме того, отечественное мороженое в целом, и местное в особенности не имеет красочной, многоцветной упаковки, что никак не способствует привлечению покупателей. Тем не менее, мороженое фирмы «ССС» вполне конкурентоспособно благодаря высокой калорийности, жирности, весу порции и более низкой цене по сравнению с зарубежной продукцией.

В 1965 г. Институтом питания Академии медицинских наук СССР была установлена оптимальная норма потребления мороженого и она составляла 5 кг на душу населения в год.

За последние 10 лет в г. Владикавказе появились малые и частные предприятия, вырабатывающие мягкое и обычное мороженое в кафе и ресторанах. Объём производства и продаж составляет очень незначительную долю от объёма производства и продаж АО «ССС». Кроме того, сельское население республики в большинстве случае не имеет возможности приобретать мороженое, тем более — высокого качества в местах постоянного проживания. Таким образом, для сегодняшнего производителя имеется потенциально неограниченный рынок мороженого, сосредоточенный в сельских районах. Учитывая оптимальную норму потребления мороженого в год и то, что население республики составляет 800 тыс. чел (условно), то потенциальная ёмкость рынка равна 800 000×5 = 4 000 000 кг, или 4 тыс тонн. Все производители области изготавливают в настоящее время примерно одну треть этой величины.

Конкуренты. Статистические данные показали, что на каждого жителя Владикавказа производится по 1,5 кг мороженого в год. Однако потребители предпочитают импортную продукцию. Основными конкурентами продукции АО «ССС» являются: виды американского мороженого «Марс», «Сникерс», «Баунти» и другие.

Исходя из факта популярности импортного мороженого на рынке нашей республики, мы произвели соответствующие дегустационный анализ этой продукции и пришли к выводу, что в большинстве случаев это мороженое обладает более приятным вкусом и ароматом по сравнению с местным. Кроме того, оно намного более эффектно оформлено, в ряде случаев упаковка очень удобна в применении. Рабочие места продавцов мороженого оборудованы низкотемпературными контейнерами-холодильниками, рекламными щитами и солнечными зонтиками. Мороженое продаётся твердым, не растаявшим и не потерявшим товарного вида. Продавцы очень благожелательны, услужливы и не упускают возможности рекламирования своего товара. Одновременно с этим мы установили, что импортное мороженое уступает местному по жирности, сытости, калорийности, весу.

Ассортимент мороженого по рецептуре и расфасовке, выпускаемого АО «ССС» в 2000;2001 гг. представлен в таблице 20. Данные этой таблицы подтверждают общую тенденцию в стране по сокращению производства дешевых видов продукции, конкретно в нашем примере — мороженого.

Структура ассортимента продукции АО «ССС» в %.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Автоматизация работы финансовых и казначейских органов // Финансы.-2001.-№ 1.- С. 78−80.
  2. Г. Маркетинг в управлении организацией // ЭУС.-1999.- № 5.-С.94−95.
  3. Н. С. Эволюция систем управления предприятием // Проблемы теории и практики управления.-1999.- № 2.- С. 103−107.
  4. Н.С. Проектирование организаций «эпохи без закономерностей» // Менеджмент в России и за рубежом.-2000.- № 4.- С.41−52.
  5. И. Стратегическое управление.- М.: Экономика.- 1989.- 360 с.
  6. Антикризисное управление / Под ред. Э. М. Короткова, — М.: Инфра М.-2000. — 432 с.
  7. A.M. Эволюция организационных структур // Менеджмент в России и за рубежом.-2000.- № 1.-С.25−32.
  8. В.Г., Беллендир М. В. Финансовый анализ.- М.: ДИС.- 1997. -126 с.
  9. Г., Семин А. Маркетинг как инструмент потребительского рынка продовольственных товаров // Маркетинг.- 1999.- № 7.- С. 19−29.
  10. Ю.Аукуционек С. Теория переходной экономики и её место в ряду экономических наук // Мировая экономика и международные отношения,-1996.- № 10.- С.10−15.
  11. П.Афанасьев М. П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. М.:
  12. Финстатинформ.- 1995.- 280 с.
  13. М.И., Сергеев Э. А. Анализ эффективности использования оборотных средств // Бухгалтерский учет.- 1999.-№ 10.- С. 64−66.
  14. З.Балабанов И. Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта.- М.: Финансы и статистика.- 1999.- 112 с.
  15. И.Т. Основы финансового менеджмента.- М.: Финансы и статистика.- 1997.- 475 с.
  16. В.А., Синельников А. В. Развитие организации в конкурентной среде // Менеджмент в России и за рубежом.-2000.- № 6.- С.3−14.
  17. JI.E. Маркетинг.- М.: Инфра М.-2001.- 217 с.
  18. Л.П. Финансовый анализ в оценке инвестиционной привлекательности предприятия // Бухгалтерский учет.-1999.- № 10.- С. 92−99.
  19. М.А. Экономическая безопасность промышленных предприятий в условиях кризисного развития // Менеджмент в России и за рубежом. -2000.-№ 2.- С. 17−30.
  20. М.А., Джамай Е. В. Совершенствование диагностики финансового состояния промышленного предприятия // Менеджмент в России и за рубежом.- 2001, — № 5.- С. 80−96.
  21. И.А. Управление активами.- Киев: Ника-Центр.- Эльга.- 2000, 720 с.
  22. С.В. Проблемы укрепления финансов предприятия // Финансы.-2000.- № 8.- С. 18−21.
  23. Е.И., Недосекин С. В. Анализ ликвидности и платежеспособности сельскохозяйственного предприятия // Бухгалтерский учет.-1999.-№ 7.- С.82−84.
  24. К. Основы стратегического менеджмента.- М.: Банки и биржи.-ЮНИТИ.- 1997.-450 с.
  25. Ю., Гапенски JI. Финансовый менеджмент, Т. № 1.- СПб, Экономическая школа.- 1998.- 680 с.
  26. Ю. Энциклопедия финансового менеджмента, — М., РАГС-Экономика, 1998.-620 с.
  27. А.А. Маркетинг малого предприятия.- М.: ДИС.- 1996.- 406 с.
  28. М. Анализ экономической эффективности капитальных вложений.- М.: Инфра-М.- 1996.- 432 с.
  29. В.В. Ревизия финансовой системы предприятия // Менеджмент в России и за рубежом.- 2000.- № З.-С. 88−106.
  30. О.Э. Финансовое планирование на предприятии // Финансы и кредит.- 2000.- № 9.- С.38−39.
  31. О.Э. Финансовая политика предприятия // Финансы и кредит.-1998.- № 7.- С. 56−57.
  32. Ван Хорн Дж. Основы управления капиталом, — М.: 1996.- 799 с.
  33. В.Н., Звезденков А. А. Проблемы системы сбыта производственного комбината и организация её деятельности // Менеджмент в России и за рубежом.- 1995.- № 2.- С.99−107.
  34. Я.Д., Колосов А. В., Шемякин B.JI. Оценка и анализ финансовых рисков предприятия в условиях априорно враждебной окружающей среды бизнеса // Менеджмент в России и за рубежом.-2000.-№ 3.- С. 106−111.
  35. И.Н. Маркетинг.- М.: Банки и биржи.- 1998.- 468 с.
  36. И.Н. Менеджмент.- М.: Банки и биржи.-1995.- 480 с.
  37. А.А. Финансовый аспект регулирования внутреннего рынка в агропромышленном комплексе // Финансы.- 2000.- № 5.- С. 10−13.
  38. Е.В. Маркетинговые исследования,— М.: ДИС.- 1998.- 416 с.
  39. Гольцов А, Перспективы использования стратегического маркетинга на предприятии // Маркетинг.- 1996.-№ 5.- С.35−37.
  40. А., Новиков С. Использование стратегического маркетинга в российской экономике переходного периода // Маркетинг.- 1996.-№ 4, С. 67−68.
  41. В.Д. Методические основы маркетинга на перерабатывающем предприятии // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-1999.- № 10,-С. 16−19.
  42. М.В. Специфика системы управления бизнесом в России.// Менеджмент в России и за рубежом.- 2000.- № 3.- С. 44−47.
  43. В.А., Бугулов Э. Р. Богомолов А.Ю., Планирование предпринимательской деятельностью предприятия.- М.: Инфра М.-1997.- 328 с.
  44. Я. Менеджмент маркетинга // АПК: экономика и управление.- 1996.-№ 8.- С. 36−40.
  45. Я. Управление на основе маркетинга // АПК: экономика и управление.- 1995.- № 2, С. 24−26.
  46. Т.П. Управление маркетингом.- М.: Инфра -М.-280 с.
  47. Деловое планирование / Под ред. В. М. Попова, — М.: Финансы и статистика.- 1997.- 366 с.
  48. М.В. Формирование бюджета крупной компании // Финансы.1999.-№ 7.- С. 15−17.
  49. Дойль Петер. Менеджмент стратегия и тактика.- СПб: Питер.-1999.-559 с.
  50. Л.В. Вопросы государственного регулирования экономики: основные направления и формы // Менеджмент в России и за рубежом.2000.-№ 4.- С. 43−41.
  51. JI.B., Никифорова Н. А. Анализ бухгалтерской отчетности.- М.: ДИС.- 1998.- 204 с.
  52. Ф. И. Гавва В.М. Азбука маркетинга.- Донецк: Сталкер.-1998−432 с.
  53. О.В. Дисконтированная стоимость: расчет и анализ // Бухгалтерский учет.- 1998.- № 10.- С. 97−102.
  54. B.C. Стратегия бизнеса.- М: Финпресс.-1998.-191 с.
  55. JI.JI. Проблемы финансирования инвестиционной деятельности // Финансы.- 1999.- № 7 С. 11−14.
  56. С.Д., Ильенкова Н. Д. Факторный индексный анализ финансовых показателей фирмы // Финансы.-1999.- № 6, — С. 56−58.
  57. Инновационный менеджмент / Под ред. Ильенковой С.Д.- М.: ЮНИТИ.-2000.- 327 с.
  58. Т.Х., Гасиев П. Е. Обеспечение продовольственной независимости РСО Алания. — Владикавказ: Горский госагроуниверситет.-1999.-112 с.
  59. Н. Управление инновационными процессами в АПК // АПК: экономика, управления, — 2001.- № 4.- С. 10−14.
  60. В.Э., Батурин В. М. Финансовый леверидж как эффективный инструмент управления финансовой деятельностью предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. 2001.- № 1.- С. 30−34.
  61. В.Э., Роженецкий О. А. Анализ соотношения затраты объём -прибыль // Менеджмент в России и за рубежом.-2000.- № 4.- С. 120−132.
  62. Г. Механизмы принятия стратегических решений и стратегическое планирование на промышленных предприятиях // Вопросы экономики.- 1998.- № 9.- С. 46.
  63. А.И., Войленко В, В. Маркетинговый анализ.- М.: Центр экономики и маркетинга.- 2001.- 256 с.
  64. В.В. Введение в финансовый менеджмент.- М.: Финансы и статистика.- 2000.- 768 с.
  65. В.В. Управление финансами.- М.: ФБК-Пресс.- 1998.-156 с.
  66. В.В. Финансовый анализ.-М., Финансы и статистика.- 1997. 505 с.
  67. В.В., Патров В. В. Как читать баланс.- М.: Финансы и стаистика.-1998.-451 с.
  68. A.M. Финансы.- М.: Финансы и статистика.- 2001. 382 с.
  69. Ю.А., Дмитриев О. Н. Эффективные технологии маркетинга.-М.: Машиностроение.- 1994.- 250 с.
  70. Ю.Б., Коротнев В. Д., Кочетова Г. Н., Никифорова Е. Н. Менеджмент в АПК.- М.: Колос.- 2000. 302 с.
  71. Ф. Основы маркетинга.- М.: Экономика.- 1996. 704 с.
  72. Ф. Маркетинг менеджмент,.- СПб: Питер.- 2000. 887 с.
  73. М.Н. Финансовый менеджмент.- М.: ДиС.- 1998.- 304 с.
  74. М.Н. Бухгалтерский баланс как база для принятия решений по управлению активами и пассивами предприятия // Финансовый менеджмент.- 2001.-№ 3.- С. 110−113.
  75. М.Н. Платёжеспособность предприятия: оценка и принятие решений// Финансовый менеджмент.- 2001.-№ 1.- С. 3−13.
  76. И.В. Маркетинг.- М.: Центр.- 1998.- 192 с.
  77. Е.В. Статистический подход к коэффициентному методу в финансовом экспресс-анализе предприятий // Финансовый менеджмент.-2001.-№ 1.- С. 48−56.
  78. М. Л., Маслова И. Б. Краткосрочное кредитование хозяйствующих субъектов АПК // Финансы и кредит.- 1999.-№ 2.- С. 19−21.
  79. Е.Н., Лимитовский М. А. Управление финансами: 17-модельная программа для менеджеров, Модель 14.- М.: Инфра-М.- 1999. 216 с.
  80. В.Л. Тактика и стратегия управления фирмой.- М.: Финпресс, НГАЭиУ.- 1997.- 356 с.
  81. Н.П., Лещева В. Г., Дьякова Р. Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятий.- М.: ЮНИТИ.-1999 461 с.
  82. В.З., Аджиева А. Ю., Неврев А. В., Тлатова Л. Х. Государственное регулирование формирования рыночных отношений в региональном аграрно-промышленном комплексе.-М.: Изд-во Росс. Университета дружбы народов.- 2000.-211 с.
  83. Маркетинг / Под ред. А. И. Романова, — М.: Банки и биржи.- ЮНИТИ.-1996. 560 с.
  84. Маркетинг / Под ред. Э. А. Уткина.-М.: Тандем.- Экмос.- 1998. 318 с.
  85. В.Д. Организация маркетинга на предприятии // ЭКО.- 1995.- № 5.- С. 14−25.
  86. В.М., Шутенко В. В. Финансовый анализ позволяет предупредить несостоятельность // Менеджмент в России и за рубежом.-2000.-№ 2.-С. 114−129.
  87. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.- М.: Дело.-1997.- 704 с.
  88. Ю.А. Система управленческого учета на современном предприятии // Менеджмент в России и за рубежом.- 2001.-№ 3.- С. 75−84.
  89. А.А. Управление кредиторскими и дебиторскими долгами компании // Финансы.- 2001.- № 12.- С. 14−16.
  90. Е.В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка.- М.: Высшая школа.- 1997. 190 с. 97.0динцов М. В. Реформирование системы управления предприятиями -крахмалопроизводителями // АПК: экономика, управление.- 2001.- № 2.-С. 13−17.
  91. М.В., Ежкин JI.B. Корпоратизация и реструктуризация как две стороны реформирования предприятий // Менеджмент в России и за рубежом.- 2000.-№ 6, — С. 37−47.99.0лдкорн Р. Основы менеджмента.- М.: Финпресс.- 1999. 320 с.
  92. Основы предпринимательской деятельности: экономическая теория / Под ред. В. М. Власовой.- М.: Финансы и статистика.- 1999. 176 с.
  93. JI.H. Финансы предприятий.- М.: ЮНИТИ.- 1998. 639 с.
  94. В.Ф., Палий В. В. Финансовый учет. М.: ФБК-Пресс.- 2001.672 с.
  95. Ф.Г., Серёгина Т. К., Шахурин В. Г. Рекламная деятельность.-М.: Маркетинг.- 1998.-244 с.
  96. Н.А. Управление агропромышленным комплексом.- М.: Колос.- 2000. 295 с.
  97. Л.М. Финансовое состояние перерабатывающих предприятий АПК в условиях рынка.// Финансы.- 1999.- № 12.- С. 18−20.
  98. Поляков.- Андрющенко С., Безруков А., Видро В. Формирование маркетингрвоЙ стратегии сельскохозяйственных предприятий // АПК: экономика, управление.- 2000.- № 11.- С. 30−35.
  99. Е.В. Планирование маркетинговых исследований на предприятии // Маркетинг.-1999.-№ 4.- С. 20−23.
  100. Практикум по финансовому менеджменту / Под ред. Е. С. Стояновой.-М.: Перспектива.- 1997. 138 с.
  101. Риполь' Сарагоси Ф. Б. Основы финансового и управленческого учета.-М.: Экспертное бюро.- 2000. -224 с.
  102. . Аудит и анализ хозяйственной деятельности предприятия.-М.: Аудит.- ЮНИТИ.- 1997. 375 с.
  103. Е.Ю. Информационная база финансового менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом.- 1999.- № 5.- С. 64−65.
  104. Н.А., Русак В. А. Финансовый анализ субъекта хозяйствования.-Минск: Вышейшая школа.- 1997. 309 с.
  105. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.-Минск- Москва: ИП Экоперспектива.-1998. 498 с.
  106. М.А. Условия кредитоспособности российского предприятия // Финансы.- 1999.-№ 10.-С.13−15.
  107. В. Стратегическое планирование цель или средство // Маркетинг.- 1998.- № 6.- С. 42−47.
  108. В.Н., Калюкин Л. А., Тимофеева О. А. Бюджетирование как инструмент управления промышленным предприятием // Менеджмент в России и за рубежом.- 2000.- № 2.- С. 3−17.
  109. В.Н., Тимофеева О. А., Калюкин А. А., Захаров Р. А. Учет риска при принятии управленческих решений на этапе формирования бюджета // Менеджмент в России и за рубежом .-2000.-№ 3.- С. 52−59.
  110. И.В. Экономика предприятия.- М.: Финансы и статистика.-2001.-303 с.
  111. И.В. Экономические основы бизнес планирования.- М.: ЮНИТИ-ДАНА.- 1999. -303 с.
  112. И.Д. Управление финансовыми рисками // Финансы.-2000.-№ 1.- С. 6−9.
  113. И.Д. Финансовый менеджмент и аудит // Финансы.-2000.-№ 6.-С. 14−16.
  114. M.JI. Предпосылки и тенденции применения концепции маркетинга в российской экономике // Маркетинг.- 1998.- № 7.- С. 23−35.
  115. Е.И. Проблемы комплексной переработки сельскохозяйственного сырья и создания продуктов питания нового поколения // Хранение и переработка сельхозсырья.-2000.- № 11.- с.9−16.
  116. Составление бизнес-плана. Пособие Эрнст-Янг.- М.: Джон Уайли энд Санд.- 1995. 360 с.
  117. В.В. Финансовый менеджмент на предприятиях в условиях неплатежей // Финансы.- 2000.- № 4.- С. 21−22.
  118. Справочник финансиста предприятия / Под ред. A.M. Ковалёвой.- М.: Инфра-М.- 1998. 559 с.
  119. М.П. Методика планирования маркетинговой деятельности фирмы // Маркетинг.- 1998.- № 1.-С. 56−61.
  120. Е.С. Финансовый менеджмент.- М: Перспектива.- 1999.-655 с.
  121. Л.Ф., Чернова Н. А. Практикум по разработке бизнес-плана и финансовому анализу предприятия.- М.: Финансы и статистика.- 1999. -159 с.
  122. . Управление научно-техническими нововведениями.- М.: Экономика.- 1989.- 178 с.
  123. Теория и практика антикризисного управления / Под ред. С. Г. Беляева и В. И. Кошкина.- М.: Закон и право.- ЮНИТИ.- 1996.- 460 с.
  124. Т.В. Финансовые решения: стратегия и практика.- М.: ДИС, 1998.- 280 с.
  125. П., Эпштейн Д. Б. О методике оценки финансового состояния сельскохозяйственных предприятий // Финансы.-1999.- № 8.- С. 48−50.
  126. В. Совершенствование регионального управления АПК // АПК: экономика, управление.- 1996, — № 10.- с. 47−49.
  127. Н.Н. Управление финансами.- М.: Финансы и статистика.1999.- 494 с.
  128. Р. Еодичественные методы анализа хозяйственной деятельности.- М.: ДИС.- 1999.- 432 с.
  129. В.А. Успех и бизнес-план.- Ставрополь: ГП ИТФ Ставрополье.- 1997.- 116 с.
  130. Н.Т., Кукина М. А. Методы системного анализа финансового состояния сельскохозяйственных предприятий // АПК: экономика, управление.- 1999.- № 12.- С. 5−11.
  131. Э.А. Консалтинг.- М.: Тандем.- Экмос.- 1998.- 256 с.
  132. Э.А. Финансовый менеджмент,— М.: Зерцало.- 1998.- 265 с.
  133. Э.А. Управление фирмой.- М.: Акалис.- 1996.- 510 с.
  134. И.Г. Управление в агропромышленном комплексе.- М.: Экономика.- 1978.- 460 с.
  135. И.М. Сборник методических материалов по бизнес-планированию / Научно-методические указания.- Владикавказ.-2000.- 72 с.
  136. И.М. Организация управления маркетингом на перерабатывающих предприятиях РСО-Алании / Научно-методические указания.- Владикавказ.- 2002.-106 с.
  137. И.М. Организация управления финансами на перерабатывающих предприятиях РСО-Алании / Научно-методические указания.- Владикавказ.- 2002.- 135 с.
  138. Финансовое управление компанией / Под ред. Е. В. Кузнецовой.- М., Фонд «Правовая культура».- 1995.- 360 с.
  139. Финансовый менеджмент / Под ред. Н. Ф. Самсонова.- М.: ЮНИТИ ДАНА.- 2000.- 269 с.
  140. Финансовый менеджмент / Под ред. Е. С. Стояновой.- М.: Перспектива.-2000.- 656 с.
  141. Е.Ю. Проблемы организации и управления в наукоёмких отраслях экономики России// Менеджмент в России и за рубежом.- 2001.-№ 1.- с. 20−33.
  142. Ю.А., Люкшинов А. Н. Агромаркетинг и консалтинг.- М.: ЮНИТИ-ДАНА.- 2000.- 637 с.
  143. А., Санталов В., Райтер JL, Горшков JL, Панова Т. Анализ финансового положения птицеводческого предприятия // АПК: экономика, управление.-2000, — № 3.- С. 22−25.
  144. А.Д., Сайфулин С. И. Финансы предприятий.- М: Финансы и статистика.- 1998.-С.-290 с.
  145. А.Д. Комплексный экономический анализ деятельности предприятия // Бухгалтерский учет, — 2000.- № 13.- С. 76−80.
  146. А.В. Теневая экономика.- М.: Изд. Дом Дашков и К.-2000.-152 с.
  147. Ю.В. Анализ прибыли // Бухгалтерский учет.- 1998.- № 7.-С. 56−60.
  148. К.В. Интегрированная система управления промышленных предприятий в России // Менеджмент в России и за рубежом.-2000.- № 4.-С.26−31.
  149. Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи / Под редакцией М. И. Баканова и А. Д. Шеремета.- М.: Финансы и статистика.-1999.- 490 с.
  150. Д., Тиллак П. Антикризисное управление в сельскохозяйственных предприятиях России // АПК: экономика и управление.-2000.-№ 10.-С.45−48.
  151. М. Планирование и ценообразование на предприятиях перерабатывающей промышленности в условиях кризиса // АПК: экономика и управление.-2000.- № 2.- С. 34−40.
  152. Jones Charles P. Financial Management. Boston: IRWIN.- 1992.- 306 с
  153. Levy H., Sarnat M. Capital investment and Financial Decisions. Prentice Hall International (UK) Ltd.- New York, 1994.- 186 c.
  154. White G.I., Sondhi A.C., Fried D. The analyses and Use of Financial
  155. Statements. John Wiley and Sons, Inc., 1994.- 289 c.
Заполнить форму текущей работой