Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование интеграционных тенденций управления качеством продукции топливно-энергетического предприятия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Формирование интегрированной программы управления качеством является проблемой, требующей комплексного исследования. Одним из подходов к управлению качеством на предприятии может быть подход, основанный на использовании механизма непрерывного улучшения качества, предполагающий разработку в качестве инструментария модели процесса непрерывного улучшения i качества, ориентированного на достижение… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические подходы к определению систем управления качеством
    • 1. 1. Ретроспективный анализ развития систем управления качеством
    • 1. 2. Интегрированная производственная система управления качеством
    • 1. 3. Анализ методов стимулирования внедрения систем менеджмента качества в России

    2. Анализ современного потенциала систем управления качеством продукции на топливно-энергетическом предприятии ^ 2.1 Анализ управления качеством топливно-энергетической продукции как ведущего элемента экономики России

    2.2 Структурный анализ топливно-энергетического комплекса России

    2.3 Процесс непрерывного совершенствования качества на топливно-энергетическом предприятии

    3. Интеграционные тенденции управления качеством топливноэнергетической продукции

    3.1 Обоснование программно-целевого подхода развития топ®- ливно-энергетического предприятия как института качества

    3.2 Роль структуры организации в управлении качеством топливно-энергетической продукции

    3.3 Формирование организационно-экономического механизма внедрения региональной программы управления качеством в топливно-энергетическом комплексе

Формирование интеграционных тенденций управления качеством продукции топливно-энергетического предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования, развитие эффективной рыночной экономики приводит российские предприятия к пониманию того, что дальнейшее укрепление их конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках зависит, в первую очередь, от качества продукции и услуг, непрерывного улучшения работы всей организации. Процесс управления качеством — это цикл систематической и упорядоченной работы по непрерывному улучшению деятельности организации и личному совершенствованию. Чтобы добиться высокого качества во всех аспектах, все сотрудники топливно — энергетического предприятия должны относиться к непрерывному улучшению качества как к естественному и необходимому процессу. Внедрение системы качества в соответствии с международными стандартами ИСО серии 9000 приносит Запланированный положительный результат. В условиях конкурентной борьбы для устойчивого положения предприятия на рынке улучшение качества выпускаемой им продукции должно достигаться с наименьшими затратами, а система менеджмента качества должна быть надежным и эффективным средством управления этим процессом.

•• Формирование интегрированной программы управления качеством является проблемой, требующей комплексного исследования. Одним из подходов к управлению качеством на предприятии может быть подход, основанный на использовании механизма непрерывного улучшения качества, предполагающий разработку в качестве инструментария модели процесса непрерывного улучшения i качества, ориентированного на достижение экономии от снижения потерь вследствие стабильного, обеспеченного качества и рационализации затрат в системе менеджмента качества.

Однако вопросы теории, методологии и практики управления качеством продукции топлнвпо — энергетического предприятия остаются еще малоизученны. Практический опыт показывает, что на предприятиях, как правило, не ведется учет и, тем более, не осуществляется управление затратами на качество, отсутствует инструментарий оценки эффективности управления качеством. Таким образом, значимость проблемы анализа формирования интеграционных тенденций управления предприятий определили актуальность темы диссертации.

Степень разработанности проблемы. Общепризнанным научным источником менеджмента качества. является система Ф. Тейлора, которая включала поi нятия верхнего и нижнего пределов качества, поля допуска, вводила такие измерительные инструменты, как шаблоны и калибры, а также обосновывала необходимость независимой должности инспектора по качеству, разнообразную систему штрафов, форм и методов воздействия на качество продукции.

Только в условиях рыночной экономики сложилось то понятие качества продукции и услуг, которое принято рассматривать сегодня с позиций требований потребителя. Такой подход к определению качества продукции разработал голландский ученый Д. Этинер. Им создана специальная область науки квалиметрия — наука о способах измерения и квантификации показателей качества. «.

Качество как экономическая категории рассматривается в теории экономики качества, как самостоятельном направлении современной экономики предприятия. Большое внимание всегда уделялось материалам, характеризующим теорию и практику управления качеством за рубежом. Среди зарубежных специалистов следует отметить М. Аоки, Э. У. Деминга, Д. М. Джурана, К. Исикаву, Г. Г. Ромин-га, Т. Тагути, А. Фейгенбаума, А. Шухарта, Дж. X. Харингтона и др.

Проблемы методов и тенденций управления качеством отражены в работах отечественных ученых: Г. Г. Азгальдова, Л. М. Бадалова, В. Я. Белобрагина, В. Н. Войтоловского, Н. В. Войтоловского, Б. И. Герасимова, А. В. Гличева, Е. А. Горбашко, Д. С. Демиденко, А. Е. Зубарева, Е. М. Карлика, A.M.Колесникова, В. В. Окрепилова, Т. А. Салимовой, Л. Я. Шухгалтера и др.

Разработкой проблемы управления затратами с точки зрения менеджмента качества занимались такие исследователи, как Д. Н. Бабенкова, Е. Т. Гребнева, Э. А. Краевский и др.

Научные труды и разработки перечисленных авторов имеют важное теоретическое и практическое значение. Однако, в большинстве из них основные тенденции управления качеством рассматриваются обособленно, что не позволяет в полной мере реализовать принцип системного подхода к управлению предприятием.

Проблемы качества топливно-энергетического предприятия в рамках программно-целевого управления отражены в работах И. Д. Андреева, В.Е. Аракело-вой, Ф. М. Имберева, Г. М. Покараева, М. В. Тарнижевского, В. Н. Фролова и др.

По перечисленным выше направлениям, имеются определенные научные разработки В. Г. Версана, Ю. А. Русакова, Л. Г. Дубицкого, Ю. В. Богатина, В. А. Швандера, В. П. Панова, Т. Л. Саати, П. Самуэльсона и др. Особое значение имеют работы по созданию и обеспечению (эффективного функционирования региональных систем качества в новых экономических условиях В. Я. Белобрагина, О. В. Воронковой, Е. А. Маршенкова, Ю. Г. Никулина, А. Г. Свешникова, И. Т. Щеглова и др.

Проблемы качества ТЭП в рамках программно-целевого управления экономикой региона отражены в работах И. Д. Андреева, В. Е. Аракеловой, Ф. М. Имберева, Г. М. Покараева, М. В. Тарнижевского, В. Н. Фролова и др.

Теория управления качеством продукции в топливно-энергетической отрасли формируется на базе экономической, социально-инженерной, естественнонаучной и математической парадигм*.

Эволюция топливно-энергетического комплекса насчитывает несколько стадий от экстенсивного до интенсивного, качественного развития. Проблемы повышения качества топливно-энергетической продукции, поиск резервов, возможностей контроля и аудита рассматриваются на государственном уровне, на уровне регионов и предприятий. Интеграционные тенденции управления качеством продукции топливно-энергетического предприятия могут быть представлены в виде вербальной модели, которая складывается из взаимосвязанных, взаимодополняющих, т. е. комплементарных друг другу контуров управления через соответствующую программу**. «.

Современной наукой накоплен достаточный теоретический потенциал по обоснованию потребительского качества топливно-энергетической продукции как совокупности её свойств, проявляющихся в процессе потребления. Однако за рамками исследований остались вопросы анализа топливно-энергетической продукции как института качества. Отсутствует теоретическое обоснование принци.

Давыдов А. А. Модульный анализ и конструирование социума. М.: Институт социологии РАН, 1994. — 198 с. Щеглов И. Т., О. В. Воронкова Система управления качеством научно-промышленного потенциала Тамбовского региона. Монография. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та. 2004. — 158 с. пов формирования и развития интеграционных тенденций управления качеством продукции топливно-энергетического предприятия.

Из вышесказанного вытекает необходимость разработки теоретического и методического подходов к разработке механизма формирования методов и интеграционных тенденций управления качеством продукции топливно-энергетического предприятия, что предопределило выбор темы, цель, задачи и основные направления диссертации.

Цель и задачи диссертационного исследования. Основная цель диссерта • ционного исследования состоит в постановке и решении научной проблемы формирования интеграционных тенденций управления качеством продукции топливно-энергетического предприятия на основе систематизации ведущих тенденций менеджмента качества топливно-энергетической продукции.

В результате диссертационного исследования выделены три подцели с соответствующими задачами:

1 Теоретическое обоснование возникновения и развития интеграционных тенденций управления качеством топливно-энергетической продукции (теоретическое обоснование основных интегрированных производственных систем управления качествомисследование топливно-энергетического предприятия как института качества топливно-энергетической!продукции).

2 Методическое обоснование формирования интеграционных тенденций управления качеством топливно-энергетического предприятия (разработка методики интеграционного непрерывного процесса совершенствования качества топливно-энергетической продукцииобоснование программно-целевого подхода развития трпливно-энергетического предприятия как института качества).

3 Реализация технологий интеграционных тенденций управления качеством топливно-энергетического предприятия (формирование модели структуры организации управления качеством топливно-энергетической продукцииобоснование механизма реализации тенденций управления качеством топливно-энергетического предприятия как института качества).

Объект исследования. В качестве объекта исследования выступает качество топливно-энергетической продукции.

Предмет исследования. Предметом исследования является теоретико-методическое обоснование формирования интеграционных тенденций управления качеством топливно-энергетического предприятия ориентированных на максимальное удовлетворение потребностей потребителей и повышение качества жизни.

Методология и теоретические основы исследования. В качестве методологической базы диссертации использовались диалектические принципы, позволившие выявить основные характеристики исследуемых явлений и процессов в их взаимосвязи, определить тенденции их становления и развития. В процессе исследования были применены такие научные методы как анализ и синтез, восхождение от абстрактного к конкретному, выявление причинно-следственных связей, индукция и дедукция, системный подход, а также экономико-математический инструi ментарий.

Исследовательской и теоретической основой анализа задач, поставленных в диссертации, послужили труды отечественных и зарубежных специалистов в области управления качеством продукции и услуг, статистики, организации функционирования топливно-энергетического комплекса. В ходе исследования использовались нормативно-правовые акты РФ, регулирующие исследуемые процессы, официальные статистические данные, а также результаты авторских исследований и материалы периодической печати.

Работа выполнена в рамках п. 9.1 «Анализ современных тенденций с исторической ретроспективой управления качеством продукции (услуг) Паспорта специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: экономика и управление качеством.

Научная новизна исследования. Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке комплекса теоретико-методических положений по анализу и реализации интеграционных тенденций управления качеством топливно-энергетического предприятия, обеспечивающего процесс непрерывного совершенствования качества и конкурентоспособности продукции и услуг, а также управление качеством жизни.

Элементы научной новизны содержат следующие результаты исследования:

• Предложено теоретическое ' обоснование структурноинституциональных сдвигов в системе менеджмента качества топливноэнергетического предприятия как института качества экономики Россиипредстав* «лена вербальная модель формирования менеджмента качества предприятия посредством внедрения поэтапного процесса непрерывного совершенствования качества, позволяющего формировать поле качества, оказывающее необратимое и прогрессивное воздействие на создание современной концепции менеджмента предприятия с настройкой на институциональные резервы повышения качества продукции.

• Выявлены методические подходы формирования интегрированной производственной системы управления качеством на базе использования механизмов менеджмента качества в общем менеджменте организации и эволюции критериев оценки национальных и международных премий в области качества, позволяющие поэтапно и гармонично формировать среду качества функционирования топливно-энергетического предприятия.

• Раскрыты и систематизированы существенные эволюционные изменения в структуре функционирования системы менеджмента топливно-энергетического предприятия на базе ретроспективного анализа развития управления качеством при условии комплементарного воздействия менеджмента качества на менеджмент предприятия как институт качества в форме перманентных процессов развития;

• Уточнены структурные сдвиги состояния функционирования топливно-энергетического комплекса в форме динамических переходных процессов реформирования и развития топливно-энергетического комплекса как института качества топливно-энергетической продукции на основе проведенного структурного анализа отрасли;

• Предложено обоснование и принцип построения программно-целевого подхода развития топливно-энергетического предприятия как института качества в условиях изменения, обусловленого трансформационными процессами российской экономики в направлении построения рыночной модели развития;

• Изложено методическое обоснование формирования интеграционных тенденций управления качеством топливно-энергетического предприятия на осно «ве разработки методики интеграционного непрерывного процесса совершенствования качества топливно-энергетической продукцииидентификации качества топливно-энергетической продукции в функционально-пространственных и временных координатах;

• разработан и практически апробирован механизм стимулирования внедрения систем менеджмента качества, с установкой управляющих воздействий i синтетического подхода принципов этапности и комплементарного управления при принятии оптимальных управленческих решений.

Практическая значимость исследования. Положения, рекомендации и выводы диссертационного исследования ориентированы на широкий круг специалистов, занимающихся вопросами программно-целевого управления качеством топливно-энергетической продукции на отраслевом и региональном уровне.

Самостоятельное практическое значение имеют:

• методика интеграционного процесса непрерывного совершенствования качества на топливно-энергетическом предприятии при условии выбора опти «мального варианта структуризации организации в управлении качеством топливно-энергетической продукции;

• методика интеграционного непрерывного процесса совершенствования качества топливно-энергетической продукции на базе алгоритма ранжирования и сравнения вариантов;

• технологии реализации интеграционных тенденций управления качеством топливно-энергетической продукции, являющиеся необходимым условием реализации концепции непрерывного совершенствования управления качеством и политики в области качества и конкурентоспособности продукции и услуг.

Публикации. Основные результаты исследования опубликованы в девяти научных работах, общим объемом 11,1 печ. л} (авторским объемом 6,3 печ. л.).

Структура диссертации. Структура работы определена поставленной целью и последовательностью решения сформулированных задач и построена по проблемно-тематическому принципу. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Заключение

.

В диссертации поставлена важная проблема формирования интеграционных тенденций управления качеством продукции топливно — энергетического предприятия. В ней предложен анализ топливно — энергетической продукции как института качества, систематизированы ведущие тенденции управления качеством продукции топливноэнергетического предприятия на основе систематизации ведущих тенденций менеджмента качества топливноэнергетической продукции. Основные результаты работы заключаются в следующем:

Проведён ретроспективный анализ систем качества в сравнении с стандартами ИСО серии 9000. Изучение данного вопроса наиболее полно отражает актуальность тех или иных решений, применённых в стандартах ИСО серии 9000 и используемых при управлении качеством на тоЬливноэнергетическом предприятии. Каждый последующий этап эволюции систем качества не есть полная новизна по отношению к предыдущему, во всех случаях имеете место преемственность перед предыдущим.

Интегрированы важнейшие принципы производственных систем управления качеством продукции топливноэнергетическою предприятия на основе методов JUSE.

Проведён анализ современных систем менеджмента качества, а также методы стимулирования их внедрения на предприятиях России. Даны рекомендации по оптимизации внедрения данных систем на топливноэнергетическом предприятии i в частности.

Проведён структурный анализ и доказана ведущая роль в экономике России топливноэнергетической продукции. В проведённом структурном анализе топ-ливноэнергетическая продукция рассматривается с точки зрения управления и улучшения качества как фактора повышения конкурентоспособности. В ходе анализа выявлены угрозы и альтернативные методы улучшения качества топливноэнергетической продукции.

Рассмотрены и предложены методики и инструментарии по непрерывному улучшению качества на топливноэнергет ическом предприятии.

Разработана программа развития топливноэнергетического предприятия как института качества, представляющая собой последовательность процессов, направленных на достижение оптимальных параметров, характеризующих качество топливноэнергетической продукции. Разработка программы осуществлена в соответствии с инновациями в топливноэнергетической отрасли.

Выявлена роль структуры топливноэнергетического предприятия в процессе непрерывного улучшения качества продукции. Проведённый анализ проявил связь структуры управления к приспособляемости топливноэнергетического предприятия к внешним и внутренним факторам воздействия. Синтезированы оптимальные структуры управления топливноэнергетическим предприятием с точки зрения постоянного улучшения качества и конкурентоспособности, раскрыты их достоинства и недостатки.

Рассмотрено формирование организационно-экономического механизма внедрения региональной программы управления качеством в топливно-энергетическом комплексе на примере предприятий Тамбова и Тамбовской области. Предложены решения fio улучшению качества продукции этих предприятий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.А. Оценка стоимости предприятия (бизнеса).-М.:ЭКМОС, 2000.-352с.
  2. Ю.П. Анатомия организации с точки зрения физиологии / Ю. П. Адлер //Стандарты и качество. — 2001. — № 2.
  3. Ю.П. Качество и рынок / Ю. П. Адлер // Методы менеджмента качества. -1999.-№ 12. ' i
  4. Ю.П., Аронов И. З. Шпер B.JL Что век грядущий нам готовит? / Ю. П. Адлер, И. З. Аронов, В Л. Шпер // Стандарты и качество. 1999. -№ 3.
  5. Ю.П., Щепетова СЕ. От затрат на качество к управлению затратами /Ю.П. Адлер, СЕ: Щепетова // Методы менеджмента качества. — 2002. — № 4.
  6. Ю.П., Щепетова СЕ. Экономика качества как система / Ю. П. Адлер, С. Е. Щепетова // Методы менеджмента качества. 2002. — № 5.
  7. Андрей Горьков: У России огромный потенциал энергосбережения. Газета «Энергия России» № 18, 2005. http://wvw.rao-ees.ru/ru/news/gazeta
  8. Андрей КРЫЛОВИЧ «ERP-системы позволяют планировать в рыночных условиях» http://www.cfin. ru/press/boss/2000−05/09.shtml
  9. JT.E., Протасьев В. Б. Управление качеством: Учебник: М.: Инфра-М. 2000. — 122с.
  10. Т. Наставники, но качеству. Сборник кратких очерков о самых знаменитых зарубежных деятелях в области качества / Т. Бенделл- Пер. с англ. М.: РИА «Стандарты и качество». 2000.
  11. A.M. Обеспечение качества продукции / A.M. Бендерский. -М.:Изд-во стандартов, 1988.
  12. В.Б., Лозенко В. К. Система обеспечения и управления качеством — современная организация промышленного бизнеса. Часть 2,15
Заполнить форму текущей работой