Организационные изменения в процессе управления качеством на предприятиях пищевой промышленности
Однако наука не стоит на месте и потому развитие производственных систем продолжается и на данный момент. Исторически сложилось, что организационные изменения на предприятиях протекали с момента зарождения мануфактурного производства, когда возникли предприятия. Осуществление изменений на протяжении сотен лет позволило мануфактурному предприятию, использовавшему ручной труд и самые ' простые… Читать ещё >
Содержание
- 1. Теория и методология осуществления организационных изменений в процессе управления качеством в организации
- 1. 1. Организационные изменения в области управления качеством: содержание понятия
- 1. 2. Реализация организационных изменений на основе принципов и методов управления качеством
- 1. 3. Методические подходы к проведению организационных изменений на предприятиях пищевой промышленности
- 2. Исследование возможностей внедрения организационных изменений в области управления качеством на предприятиях пищевой промышленности
- 2. 1. Анализ существующей практики управления качеством на предприятиях пищевой промышленности Республики Мордовия
- 2. 2. Организационные измеиения в процессе управления рекламациями на предприятиях пищевой промышленности
- 2. 3. Исследование отношения персонала к возможности реализации организационных изменений в области качества
- 3. Формирование механизма проведения организационных изменений в области управления качеством на предприятиях пищевой промышленности
- 3. 1. Система самооценки и ее применение на предприятиях пищевой промышленности
- 3. 2. Организационные изменения па предприятиях пищевой промышленности при формировании системы безопасности продукции на основе принципов НАССР
- 3. 3. Разработка плана внедрения системы безопасности продукции, построенной на принципах НАССР
Организационные изменения в процессе управления качеством на предприятиях пищевой промышленности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. В России, как и во всем мировом сообществе, происходят стремительные перемены, затрагивающие все аспекты развития общества, что актуализирует задачи адаптации российских предприятий для успешного выживания в конкурентной борьбе в постоянно изменяющихся рыночных условиях. При этом предприятия стремятся не просто приспособиться к новым условиям осуществления их деятельности, а создать механизм организационных изменений, быстро и гибко реагирующий на запросы и ожидания потребителей продукции. У предприятий возникает острая необходимость в поиске и применении более совершенных концепций и инструментов, ориентированных на качество, безопасность и постоянное улучшение бизнеса.
Рыночные отношения в социально-экономической сфере и быстро меняющаяся внешняя среда поставили предприятия в условия усиленной конкурентной борьбы за потребителей. Это определило необходимость разработки и внедрения действенных мер, обеспечивающих совершенствование и развитие предприятий, повышение имиджа и их конкурентоспособности, ориентацию на удовлетворение запросов потребителей и гарантированно высокое качество выпускаемой продукции.
Степень развития экономики любой страны во многом зависит от способности и готовности предприятий различных отраслей изменяться и совершенствовать свои процессы, продукцию, взаимоотношения с поставщиками, потребителями, собственниками и другими заинтересованными сторонами. В связи с этим проблема повышения эффективности внедрения организационных изменений на предприятияхэто стратегическая проблема нашей страны.
Продукты питания являются товарами первой необходимости, спрос на которые на рынке постоянен. Конкурентоспособность пищевой продукции, а и предприятий пищевой отрасли в целом во многом зависит от показателей качества и безопасности продукции и процессов деятельности предприятия.
Производство данного вида товаров связано с возникновением различных рисков: риск химического, физического и микробиологического загрязнения. Поэтому обеспечение качества и безопасности продуктов питания связано с созданием условий для достижения соответствия требованиям и системы контроля за указанными характеристиками.
Существующая система реализации организационных изменений на предприятиях пищевой промышленности не соответствует уровню развития рынка, что зачастую приводит к невозможности удовлетворения самых разнообразных запросов потребителей и общества в целом. Все это требует разработки и внедрения действенного механизма проведения организационных изменений на предприятиях, создания предпосылок для улучшения функционирования их в рыночных условиях экономики, что подразумевает проведение особой государственной политики в области управления и контроля за проведением изменений, в первую очередь направленных на улучшение качества и безопасности продукции, сбытовых, производственных и др. процессов деятельности предприятия.
В России в настоящее время активно разрабатывается законодательная база, регулирующая качество и безопасность пищевых продуктов. Правительством РФ разработан Федеральный Закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ), принято постановление «Об организации и проведении мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения» (от 2 ноября 2000 г. № 883), постановление «О государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов» (от 21 декабря 2000 г. N987).
Главным государственным санитарным врачом РФ принято постановление «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249−03». На региональном уровне принято постановление. Правительства Республики Мордовия «Об утверждении мероприятий по организации и ведению мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения в Республике ^ Мордовия» .
Постановлением Госстандарта РФ принят ГОСТ Р 51 705.1−2001 «Системы качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования» .
В этих документах определены ориентиры проведения организационных изменений в процессе управления качеством на предприятиях пищевой промышленности, направленных на совершенствование производства продуктов питания и предприятий в целом. Особое место отводится созданию системы гарантий качества и безопасности продукции и процессам ее производства, сбыта и др.
Реализация организационных изменений в процессе управления качеством происходит так же на основе ГОСТ Р ИСО 9004−2001 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности», ГОСТ Р ИСО 9000−2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» и ГОСТ Р ИСО 9001−2001 «Системы менеджмента качества. Требования» .
С 2001 г. на ряде предприятий пищевой промышленности России ведутся работы по формированию системы безопасности продуктов питания и системы менеджмента качества на предприятиях в соответствии с требованиями и рекомендациями МС ИСО серии 9000:2000. Их выполнение г является общепринятой гарантией устойчивого качества производимой продукции и хорошо отлаженной управленческой системы.
Однако наука не стоит на месте и потому развитие производственных систем продолжается и на данный момент. Исторически сложилось, что организационные изменения на предприятиях протекали с момента зарождения мануфактурного производства, когда возникли предприятия. Осуществление изменений на протяжении сотен лет позволило мануфактурному предприятию, использовавшему ручной труд и самые ' простые инструменты развиться до сложных, с технической и научной точки зрения, производственных систем. История внедрения организационных j,' изменений в процессе управления качеством на предприятиях также насчитывает не одну сотню лет. Первые системы управления качеством в России возникли еще в середине прошлого века, ею стали системы бездефектного проектирования, изготовления промышленных изделий и сдачи их ОТК с первого предъявления — системы БИЛ.
Вместе с тем, в настоящее время малоосвещенными в литературе остаются проблемы реализации организационных изменений на предприятиях в процессе управления качеством. Исходя из понимания необходимости саморазвития и самосовершенствования организаций, следует отметить, что постоянно меняющаяся внешняя и внутренняя среда Ц функционирования предприятия предполагает постоянное совершенствование инструментов, методов, условий осуществления организационных изменений.
В литературных источниках практически отсутствуют методические подходы и рекомендации к разработке и внедрению на предприятиях действенного механизма осуществления организационных изменений, учитывающих специфику пищевой промышленности.
Одним из наименее разработанных научных направлений по внедрению организационных изменений на предприятиях пищевой промышленности остается разработка мер по улучшению качественных i характеристик продукции и процессов ее производства с технической, технологической, ресурсной, экономической точек зрения, а также по преодолению сопротивления переменам со стороны персонала предприятия.
Степень разработанности проблемы. Исследование теоретических, методологических и практических вопросов в области управления организационными изменениями, менеджмента качества в организациях, проводились многими российскими и зарубежными учеными по различным направлениям.
Исследования в области управления изменениями представлены в (е* работах таких ученых, как Б. Андерсен, Л. Д. Гительман, М. Грин, Дж. Д. Дак,.
Р. Дафт, Т. Ю. Иванова, Э. Кемерон, Дж. П. Коттер, Дж. С. Коэн, Е. Г. Маркушина, В. И. Приходько, Г. В. Широкова и др.
Вопросы управления качеством продукции и промышленных предприятий рассматривались в работах Г. Г. Азгальдова, А. В. Гличева, У. Э. Деминга, К. Исикавы, А. М. Колесникова, Й. Кондо, И. И. Мазура, В. М. Мишина, П. Сенге, Дж. Харрингтона, А. Фейгенбаума, В. Д. Шапиро, П. Эрто и др.
Проблемы, связанные с разработкой и внедрением организационных изменений, направленных на повышение качества и безопасности продукции и деятельности предприятий в целом, освещены в трудах И. 3. Аронова, Л. Б. Бень, М. Имаи Коленсо, З. М. Кромана, Н. А. Кусакина, П. Молнар, JI.A. Небалцевой, А. И. Окара, О. М. Розенталя и др.
Вместе с тем, недостаточно изучены вопросы, связанные с разработкой теоретических подходов к реализации организационных изменений в процессе управления качеством, а именно отсутствует единый подход содержанию организационных изменений и к их классификации. Нет четкой обоснованности необходимости внедрения изменений с позиций процессного подхода. Мало исследована возможность применения международных стандартов ИСО серии 9000 как инструмента повышения эффективности организационных изменений в процессе управления качеством на предприятиях пищевой промышленности, недостаточно изучены внутренние механизмы развития самих предприятий, повышения их конкурентоспособности путем разработки и внедрения организационных изменений.
Сложность и многогранность обозначенной проблемы, ее практическая ценность, а также недостаточная степень разработанности и, следовательно, необходимость новых подходов, определили выбор темы диссертационной ^ работы, ее цели и задачи.
Целью диссертационной работы является разработка теоретических, ^ методических и практических подходов к внедрению организационных изменений в процессе управления качеством на предприятиях пищевой промышленности.
Для достижения поставленной цели в работе предполагалось решить следующие задачи:
— изучить современные подходы к определению содержания организационных изменений;
— исследовать существующие классификации организационных изменений и определить возможности их применения на предприятиях пищевой промышленности;
— обосновать необходимость ориентации проводимых организационных изменений на повышение качества, безопасности продукции и предприятия в целом;
— провести сравнительный анализ существующих подходов к управлению качеством и безопасностью продуктов питания на предприятиях пищевой промышленности в Российской Федерации;
— дать оценку существующим процессам управления качеством на ведущих предприятиях пищевой промышленности Республики Мордовия, производящих молочную продукцию и определить направления дальнейшего совершенствования действующих подходов;
— провести мониторинг удовлетворенности персонала качеством и условиями работы, оценить степень осознания необходимости перемен работниками рассматриваемых предприятий в процессе управления качеством, а также определить их готовность к внедрению организационных изменений;
— разработать предложения по реализации организационных изменений в процессе управления качеством и совершенствованию механизма их осуществления на рассматриваемых предприятиях;
— разработать рекомендации по применению инструментов управления С организационными изменениями, направленными на реализацию процессного подхода к управлению качеством;
— предложить методические и практические рекомендации по формированию системы безопасности продукции на основе принципов НАССР.
Объектом исследования являются организационные изменения в процессе управления качеством на предприятиях пищевой промышленности.
Предметом исследования выступает механизм реализации организационных изменений в процессе управления качеством, базирующийся на процессном подходе в управлении. к,.
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области теории управления организационными изменениями, управления качеством продукции, процессов, предприятий, научные публикации по проблемам формирования системы безопасности продукции на предприятиях пищевой промышленности и повышения их конкурентоспособности,' данные периодических изданий по теме исследования, материалы международных, всероссийских и региональных научно-практических конференций и семинаров. В работе исследованы нормативно-правовые и методические документы в области управления организационными изменениями и качества на предприятиях пищевой промышленности.
Информационную базу исследования составили аналитические и статистические материалы территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия, данные Интернет-серверов по теме диссертационной работы. Аналитическая работа проводилась на материалах предприятий Республики Мордовия по производству молочной продукции: ОАО «Молочный комбинат «Саранский», Ковылкинский сыродельный завод ОАО «Надежда», ОАО «Молоко».
В процессе исследования использовались методы системного, структурного, функционального анализа, статистические методы, методы систематизации, анкетирования и опроса.
Работа выполнена в рамках паспорта специальности 08.00.05 -«Экономика и управление народным хозяйством» (п. 9 — Экономика и управление качеством, п.п. 9.2 «Развитие теории, методологии и практики всеобщего управления качеством (TQM)», п.п. 9.4 «Теоретические и методологические основы формирования и мониторинга систем качества предприятия (организации)»).
Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке теоретических и методических подходов к формированию эффективного механизма реализации организационных изменений в процессе управления качеством на предприятиях пищевой промышленности.
Элементы научной новизны содержат следующие результаты исследования:
— выявлена и систематизирована взаимосвязь терминов «улучшение», «развитие», «перемены», «изменения» с категорией «качество», что позволило дать авторскую трактовку содержания понятия «организационные изменения, ориентированные на качество». Эти изменения понимаются как перемены, направленные на качественное преобразование ценностей, стремлений и поведения людей при одновременном совершенствовании бизнес-процессов деятельности организации, методов и инструментов их реализации;
— предложена авторская классификация организационных изменений в соответствии с таким признаком, как «направленность на реализацию процессного подхода к управлению качеством». Данная классификация позволяет определить виды организационных изменений, реализуемых в рамках процессов системы менеджмента качества предприятия, а также обосновать влияние данных изменений на повышение его конкурентоспособности;
— предложен алгоритм реализации организационных изменений в процессе управления качеством, включающий этапы их проведения, инструменты реализации и достигнутые результаты. Реализация данного механизма даст возможность предприятиям с большей эффективностью осуществлять изменения, направленные на повышение качества, безопасности и конкурентоспособности продукции, процессов, предприятия;
— разработано методическое обеспечение по формированию системы безопасности продукции на основе принципов НАССР для исследуемых предприятий пищевой промышленности Республики Мордовия: проект Политики в области безопасности производства молочной продукциипроекты программ предупреждения различных видов рисков в контрольных точках производственного процесса предприятий пищевой промышленности, «Дом безопасности молочной продукции»;
— предложена адаптированная модель самооценки деятельности предприятия пищевой промышленности, базирующаяся на принципах управления качеством, которая может быть положена в основу разработки программы проведения организационных изменений в процессе управления качеством.
Практическая и теоретическая значимость диссертационной работы. Предложенная совокупность теоретических положений, методических подходов и практических рекомендаций по реализации организационных изменений в процессе управления качеством может быть использована на различных предприятиях пищевой промышленности.
Самостоятельное практическое значение для рассматриваемых предприятий имеют:
— предлагаемая автором модель самооценки деятельности предприятий пищевой промышленности;
— результаты анкетирования, направленного на изучение необходимости проведения организационных изменений на предприятиях и оценка готовности к ним персонала;
— рейтинговая система оценки персонала по категориям работников, позволяющая эффективнее использовать на предприятиях человеческий капитал, создавать действенную систему мотивации, планировать и принимать меры, повышающие квалификацию сотрудников;
— основные этапы внедрения системы безопасности молочной продукции, представленные в виде «дома безопасности молочной продукции»;
— проект Политики в области безопасности производства молочной продукции;
— проекты обязательных программ предупреждения различных видов рисков в контрольных точках производственного процесса предприятий пищевой промышленности;
— технологическая маршрутная карта производства на конкретного продукта «Бифидок».
Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические и практические положения диссертации обсуждались и докладывались автором на: II международной научно-практической конференции «Управление качеством: методология и социально-экономические проблемы» (г. Тамбов 2007 г.), всероссийских научно-практических конференциях «Управление качеством: теория, методология практика»" (г. Саранск, 2004 г.), «Проблемы развития предприятий: теория и практика» (г. Пенза, 2007 г.);
Ряд положений и выводов, содержащихся в исследовании, используются при чтении курсов «Управление конкурентоспособностью» и «Управление качеством» для студентов специальностей «Управление качеством», «Экономика и управление на предприятиях машиностроения» Мордовского государственного университета.
Результаты диссертационного исследования апробированы при реализации программы организационных изменений в процессе управления качеством на предприятиях пищевой промышленности, что подтверждено соответствующей справкой.
Публикации. Основные выводы и результаты исследования нашли отражение в 10 опубликованных работах по теме диссертационного исследования общим объемом 3,25 п.л.
Объем и структура диссертации. Работа изложена на 182 страницах, содержит введение, три главы, заключение, список использованных источников, включающий 155 наименований, 23 таблицы, 45 рисунков, И приложений.
6. Результаты исследования существующей на предприятиях системы управления качеством предопределили наше дальнейшее исследование в изучение отношения персонала к возможным изменениям, степени их понимания необходимости преобразований, а так же готовность не просто принять перемены как должное, но и принимать активное участие в процессе реализации изменений, направленных на совершенствование деятельности предприятий. Для решения поставленной задачи были разработаны анкеты опроса персонала, по которым на исследуемых предприятиях было проведено анкетирование. Для этого весь персонал предприятий был подразделен на три группы: рабочие, менеджеры и топ-менеджеры. Для каждой группы работников были разработаны опросные листы, которые включали в себя как стандартные и общие вопросы, так и вопросы призванные оценить проблемы, с которыми непосредственно сталкивается определенная группа работников предприятий.
Проведенное исследование показало, что необходимость перемен на своих предприятиях, в том числе и на своих рабочих местах осознает большая часть опрашиваемых.
Этап осознания необходимости перемен на предприятии работниками является стартовым для реализации организационных изменений, поэтому выявленное в ходе опроса стремление персонала работать лучше, эффективнее, что выражается в поддержке изменений работниками, существенно повышает эффективность реализации изменений.
7. Выявленное по результатам анкетирования осознание персоналом необходимости перемен на предприятиях в настоящее время, и их готовность меняться самим и менять условия функционирования предприятия позволило перейти к следующему этапу реализации механизма организационных изменений — выбору инструмента оценки существующего положения предприятия. Этим инструментом стала самооценка деятельности предприятия.
В процессе исследования были выявлены взаимосвязи принципов управления качеством и инструмента оценки положения предприятий на определенный этап времени — самооценки деятельности организаций.
Критическое исследование существующих моделей самооценки позволило предложить к применению на предприятиях молочной промышленности Республики Мордовия адаптированную модель самооценки и предложена группа критериев оценки.
Для детальной оценки каждого из предлагаемых критериев самооценки, были разработаны и предложены области его оценки, а для каждой области, в свою очередь, разработаны необходимые для исследования показатели. Для оценки такого критерия оценки как «Менеджмент персонала» была разработана и предложена к внедрению система оценки персонала, на основе разработанных анкет с применением рейтингового метода оценки. Составной частью данной системы стала подсистема оценки руководителей, результаты проведения которой должно быть учтено при оценке критерия «Лидерство руководителя».
Кроме этого были разработаны и апробированы анкеты изучения потребностей рынка и потребителей.
8. В ходе диссертационного исследования определена значимость безопасности продуктов питания для потребителей, как один из основных критериев потребительских предпочтений, а значит и конкурентных преимуществ предприятий, производящих молочную продукцию. На рассматриваемых предприятиях проблемами качества занимаются такие структурные подразделения как приемные и производственные лаборатории, технологическая служба, а на ОАО «МК «Саранский» и ОАО «Надежда» введена должность специалиста по качеству. Однако, не смотря на это, проблемы обеспечения безопасности продукции существует.
Как показало проведенное анкетирование, около половины работников считают, что качественная продукция та, что соответствует требованиям документации. Однако, как отмечено в ГОСТ Р ИСО серии 9000 качествоэто понятие более емкое и отражает соответствие не только техническим требованиям документации, но в первую очередь запросам и ожиданиям потребителей продукции.
Даже качественная по всем техническим и документальным параметрам молочная продукция может быть небезопасной для потребителей. Это может происходить по многим причинам — неправильное хранение продукции в торговых точках лишь одна из причин. Другой причиной может стать использование различных пищевые и вкусовых добавок, которые могут вызывать аллергическую реакцию, а значит, являются небезопасными для здоровья определенных категорий потребителей.
Поэтому решению данной проблемы в диссертационной работе делается основной акцент. Это не случайно, так как, пищевая продукция в первую очередь должна быть безопасной. Без соблюдения данного условия продукт не может считаться качественным. Для решения поставленной задачи, необходимо проводить организационные изменения в процессе управления качеством с целью обеспечить производство не только качественной, но и безопасной молочной продукции.
В диссертационной работе предлагается разработать и внедрить на рассматриваемых предприятиях пищевой промышленности систему безопасности продукции, основанную на принципах НАССР.
Разработку системы безопасности необходимо начать с принятия Политики в области безопасности молочной продукции на предприятиях, проект которой была разработана в процессе исследования.
Следующим шагом должно стать формирование рабочей группы по разработке системы безопасности, в которую должны входить как руководящие работники предприятия, так и рядовые сотрудники и рабочие, которые сталкиваются с проблемой обеспечения безопасности продукции в процессе выполнения своей работы, а также специалисты в области безопасности по системе НАССР, которые могут привлекаться со стороны.
В процессе выполнения работы был разработан и предложен механизм создания и внедрения системы безопасности молочной продукции, на основе принципов НАССР.
Система НАССР представляет собой инструмент, позволяющий предприятиям молочной промышленности достичь более высокого уровня безопасности выпускаемой продукции, с помощью осуществления контроля за характеристиками качества и безопасности при производстве продукции в критических контрольных точка. Процедура контроля в этих точках должна быть четко определена и должен быть назначен ответственный за проведение контроля в данной точке. Критической контрольной точкой может стать любая операция, начиная с процесса поступления сырья на предприятия от поставщиков, преобразования его в готовый продукт, а так же хранение и транспортировка, при которой возникает риск заражения продукции.
Чтобы сократить число возможных критических точек в диссертационной работе были предложены к внедрению пять обязательных предварительных программ, две из которых разработаны в диссертационной работе это Программа контроля поставщиков и Программа получения, хранения и анализа сырья и материалов и готовой продукции. В каждой программе определены цели, которые она должна достичь, ответственные за ее выполнения лица и сам механизм реализации.
В диссертационном исследовании в рамках внедрения системы безопасности молочной продукции на основе принципов НАССР предложено разрабатывать технологическую контрольную карту на каждый вид выпускаемой продукции. На данной карте должен быть отражен весь процесс производства продукции и определены критические контрольные точки. Схема составления такой карты была предложена в ходе выполнения работы и апробирована на примере составления такой карты для продукта «Бифидок».
Для создания целостного представления о системе безопасности продукции, основанной на принципах НАССР, был разработан и графически представлен «Дом безопасности молочной продукции».
Таким образом, в результате проведенного исследования доказана необходимость на современном этапе развития экономики проведения организационных изменений, направленных на совершенствование качественных аспектов деятельности предприятий пищевой промышленности. При этом необходимо обдуманно подходить не только к процессу осуществления, но и к осмыслению, планированию, контролю и анализу результатов проведенных организационных изменений. Преобразования должны протекать по спирали развития, при этом изменения необходимо направлять, в первую очередь, на обеспечение безопасности продуктов питания.
Заключение
.
Исследование, проведенное в рамках поставленных в диссертации цели и задач, дает основание для следующих выводов и рекомендаций:
1. В изученной литературе представлен обширный круг научных взглядов и подходов зарубежных и отечественных ученых к трактовке понятий «изменения», «улучшения», «перемены», «изменения», «качество», «организационные изменения». Это позволило не только разобраться в различных подходах к их типологизации, классификации: уточнить, детализировать их содержание, но и обосновать свою позицию на содержание понятия организационных изменений, поскольку при разработке механизма их реализации и при его использовании трактовка этих понятий играет важную роль.
Как показал критический анализ, в литературе по управлению качеством и управлению организационными изменениями категория «организационные изменения» является основополагающим термином. Однако, до сих пор, нет четкого определения его содержания, структуры, логики развития, равно как нет единого взгляда и на такие понятия, как «качество», «перемены», «изменения» и др. В лучшем случае одни авторы иногда отождествляют некоторые из этих понятий, другие опускают имеющиеся противоречия и разногласия трактования, выбирая для себя наиболее удобную позицию.
На основе обобщения существующих взглядов на понятие «организационные изменения», в работе доказано, что практически во всех определениях изменения представляются как процесс, целью которого выступает преобразование исходных объектов до требуемого или ожидаемого результата, направленного на удовлетворение потребностей потребителей и общества в целом. Исходя из этого, в диссертации сформулировано авторское определение организационных изменений, под которыми понимаются перемены, направленные на качественное преобразование ценностей, стремлений и поведения людей при одновременном совершенствовании бизнес-процессов деятельности организации, методов и инструментов их реализации.
Значительный разброс мнений наблюдается и в трактовках содержания понятия «качество». Некоторые авторы, исследуя данную, проблему, интерпретируют качество либо как абсолютное, либо как относительное понятие. Другие рассматривают качество, как в узком, так и широком смысле. Многие ученые трактуют качество как совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет или явление от других, другие как степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям потребителей и других заинтересованных сторон. Понятие «качество» специалисты относят и к результату деятельности предприятия, и к процессу производства.
Эта теоретическая посылка нашла свое отражение при систематизации существующих классификаций организационных изменений по различным классификационным признаком. В диссертационной работе было выявлено отсутствие классификации организационных изменений по направленности на реализацию функционального и процессного подходов к управлению качеством. Такое положение вещей позволило предложить две авторские классификации организационных изменений указанным классификационным признакам. Критический анализ выявил их достоинства и недостатки.
2. В исследовательской работе акцент сделан на реализацию организационных изменений в процессе управления качеством, а потому была изучена соответствующая законодательная база. В ходе изучения поставленной проблематики было рассмотрено влияние принципов управления качеством и условий совершенствования на реализацию организационных изменений, в результате была составлена матрица выявленной взаимосвязи принципов управления качеством и условий совершенствования.
В ходе диссертационного исследования был проведен сравнительный анализ содержания процессного и функционального подхода к управлению качеством и программного и проектно-планового подходов к осуществлению организационных изменений. Критический анализ показал преимущества программного подхода к осуществлению изменений, который базируется на процессном подходе к управлению качеством.
На основе проведенного исследования разработан алгоритм проведения организационных изменений, который подразделяет весь процесс их осуществления на пять этапов. Конкурентная рыночная среда предопределяет непрерывное внедрение организационных изменений, которое протекает по спирали, т. е. после завершающего этапа внедрения одних изменений, необходимо возвращаться на первый этап, но при этом на качественно более совершенный уровень для осуществления новых преобразований.
В работе изучены и проанализированы инструменты осуществления организационных изменений, отмечена значимость таких из них как самооценка деятельности предприятия, стратегия кайзен, реинжиниринг бизнес-процессов, бенчмаркинг, система сбалансированных показателей, система «Шесть Сигм», структурирование функции качества, метод мозгового штурма и др. Результатом проведенных исследований стала систематизация рассмотренных инструментов для их применения на каждом этапе реализации изменений.
3. Принимая во внимание тот факт, что предприятия функционируют в конкурентных условиях, в процессе диссертационного исследования было выявлено влияние проводимых организационных изменений, на основе процессного подхода к управлению качеством на конкурентоспособность предприятия. Конкурентоспособность предприятий пищевой промышленности во многом зависит от показателей качества и безопасности продукции и бизнес-процессов, поэтому необходимо осуществлять организационные изменения в процессе управления качеством. Процесс реализации организационных изменений бал рассмотрен применительно к деятельности предприятий пищевой промышленности, которые имеют ряд особенностей. Самой значимой отличительной чертой пищевой промышленности является то, что продукты питания, а именно молочные продукты, являются товаром первой необходимости и имеют ограниченный срок годности. На качество продукции влияет не только сырье и материалы, производственные процессы, но и процесс хранения и транспортировки продукции, т. е. доведение ее до конечного потребителя. Необходимость обеспечения безопасности продукции пищевой промышленности — еще одна отличительная ее черта. Поэтому в работе проведено исследование подходов к управлению не только качеством продукции, но и ее безопасностью для здоровья потребителей. С этой целью в работе проведен критический анализ двух зарубежных практик управления качеством в пищевой промышленности, которые законодательно закреплены и в нашей стране. Это системы обеспечения безопасности на основе принципов НАССР и GMP, для которых предложен план и выделены этапы внедрения на российских предприятиях. Сравнительный анализ выявил, что для российских предприятий пищевой промышленности наиболее приемлемой является система безопасности продукции на основе принципов НАССР.
В диссертационном исследовании изучено влияние организационных изменений, классифицированных по направленности изменений на реализацию процессного подхода к управлению качеством, на конкурентоспособность предприятий. В результате было выявлена прямая взаимосвязь показателей качества продукции, ее безопасности и конкурентоспособности предприятия.
4. Проведенный анализ практики управления качеством на предприятиях молочной промышленности республики Мордовия выявил ряд проблем, решением которых необходимо заниматься уже сегодня. Среди них необходимо отметить отсутствие сертифицированной системы менеджмента качества на всех рассматриваемых предприятиях, которая объединяла бы процесс контроля за качеством поступающего сырья и материалов, качества продукции, производственных, сбытовых, административных, управленческих и прочих процессов деятельности предприятия в целом с предупреждающими и корректирующими действиями. Существующая система управления качеством на предприятиях в настоящее время ограничивается лишь контролем за качеством поступающего сырья, производственных и сбытовых процессов.
В ходе проведенного исследования был проведен критический анализ всей существующей практики управления качеством на рассматриваемых предприятиях, выделены и описаны процессы, контроля качества.
В результате анализа были выявлены ряд различий между исследуемыми предприятиями. Одним из основных отличий является разные формы собственности и степень независимости предприятий. Так, исследование показало, ОАО «МК «Саранский» и ОАО «Надежда» входят в состав крупного молочного холдинга «ЮНИМИЛК», занимающего второе место на рынке молочной продукции в России и первое на Украине. В связи с этим было обнаружено, что процесс разработки продукции и ее реализации конечным потребителям находится под контролем филиала холдинга -«ЮнимилкСаранск». Таким образом, оба эти предприятия не имеют тесной связи с потребителями, что может сказаться на степени удовлетворенности потребителей продукцией предприятий холдинга. В тоже время на ОАО «Молоко» были выявлены свои проблемы, так усиливающаяся конкуренция на рынке молочной продукции предполагает применения больших усилий и средств на сохранение своих конкурентных преимуществ, что вызывает определенные экономические сложности.
Полученные результаты изучения практики управления качеством на предприятиях позволили сделать выводы о необходимости проведения организационных изменений на предприятиях молочной промышленности Республики Мордовия, основанные на процессном подходе к управлению качеством и на программном подходе к управлению организационными изменениями.
5. Проведенное исследование существующей системы управления качеством на предприятия молочной промышленности позволило определить порядок обработки поступающих на предприятия от потребителей рекламаций, процедуру определения степени вины предприятий в возникновении несоответствий продукции установленным стандартам и требованиям потребителей, а также был изучен механизм отнесения несоответствующей продукции к определенному типу брака.
Полученные данные свидетельствуют о том, что существующий на рассматриваемых предприятиях порядок контроля и управления качеством не всегда дает ожидаемые результаты, а потому необходимость проведения организационных изменений в процессе управления качеством неоспорима.
Список литературы
- Barnett W., Carroll G. Modeling internal organization change// Annual Review of Sociology. 1995. № 21.
- Huber G., Glick W., Miller C., Sutcliffe K. Understanding and predicting organizational change/ Organizational change and redesign. New York: Oxford University Press, 1993.
- Snee R. Why Should Statisticians Pay Attention to Six Sigma? An examination for their role in the six sigma methodology // Quality Progress. 1999. September.
- Van de Ven A., Poole M.S. Explaining development and change in organizations.// Academy of Management Review. 1995/ Vol. 20. № 3.
- Аблатынов Т.Г. Достижение удовлетворенности потребителей // Методы менеджмента качества, № 12, 2005
- Аванесов Е.К., Швец В. Е. Самооценка организационного профиля копни и СМК // Методы менеджмента качества, № 1, 2005
- Адлер Ю. Хороший потребитель довольный потребитель / Ю. Адлер, С. Турко // Стандарты и качество. — 2005. — № 4.
- Адлер, Шпер «Шесть сигм»: еще одна дорога, ведущая к храму// Методы менеджмента качества. 1999. № 1
- Алексеев В. Использование цикла PDCA для улучшения процессов //Методы менеджмента качества № 9, 2003 г.
- Алесеев В. Блок-схема: чтобы действовать надежно. // Методыменеджмента качества, № 3, 2007.
- Андерсен Бьёрн. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования./ Пер с англ. С.В. Ариничева/ Науч. Ред. Ю. П. Адлер.- М.: РИА «Стандарты и качество», 2003.- 272 с.
- Аристов О. В. Управление качеством / О. В. Аристов. М.: ГУУ, 2001.
- Аронов И. Качество продукции и безопасность: что первично? // Стандарты и качество, № 1, 2006
- Аронов И.З., Гельгор В. И., Ковальчук О. В. Методы оценки риска причинения вреда при потреблении пищевых продуктов // Методы оценки соответствия, № 9. 2006
- Аршакуни B.JI. Международный стандарт ИСО 22 000 новый этап унификации требований и совершенствования систем ХАССП. // «Сертификация» № 1, 2006
- Аршакуни B.JI. О национальном стандарте ГОСТ Р ИСО 22 000 «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования» // «Сертификация», № 4, 2006
- Аршакуни B.JI. О новых правилах ЕС по обеспечению безопасности продукции. // «Сертификация» № 4, 2004
- Аршакуни B.JI. Об эффективности внедрения ХАССП // «Партнеры и Конкуренты» № 8, 2004.
- Аршакуни B.JI. Система ХАССП входит в практику промышленности.// «Сертификация» № 2, 2005
- Афоризмы в Юриспруденции. (Под ред. Ваняна А.Б.). М.: Издательство «Узоречье», 1999, 526 с.
- Балукова М.В. Решение проблем через «Шесть сигм» // Методы менеджмента качества № 6, 2005
- Бень Л.Б. Правовые аспекты контроля безопасности продуктов питания // Методы оценки соответствия, № 10, 2006
- Бишоп С. Тейлор Д., тренинг изменений в организации.- СПб.: Питер, 2002, — 384 с.
- Большой энциклопедический словарь. / Под ред. Прохорова A.M. М.: БРЭ, 2004, с. 1456.
- Бурыкина И.М., Замуракин В. А., Андреева Г. В. Качество молочных' продуктов как фактор конкурентоспособности // http://www.ntc-moloko.ru/
- Ватт К. Инструменты улучшений// Методы менеджмента качества№ 4, 2004
- Веллингтон Патриция. Бизнес в стиле Кайзен.// http:/www.akf.spb.ru
- Власенко A.M., Ермолаева A. JL Концепция «Шесть сигм»: пилотный проект по внедрению // Методы менеджмента качества, № 8, 2006
- Галеев В. И. Кухня процессного подхода / В. И. Галеев, К. В. Пичугин // Методы менеджмента качества. 2003. — № 4.
- Галеев В. И. Самооценка метод совершенствования системы менеджмента качества / В. И. Галеев, Т. Ю. Дворук // Сертификация. -2002. -№ 1.
- Гибсон Дж. Л. Организации: поведение, структура, процессы: пер. с англ. / Дж. Л. Гибсон, Д. М. Иванцевич, Д. X. Доннелли. 8-е изд. -М.: ИНФРА-М, 2000.
- Гительман Л.Д. Преобразующий менеджмент: Лидерам реорганизации и консультантам по управлению. Учеб. Пособие. М. Дело, 1999. -496 с.
- Глазунов А. В. Постоянное улучшение. Подходы, методы, приемы // Методы менеджмента качества. 2003. — № 2.
- Глазунов А. В. Постоянное улучшение. Экскурс в историю // Методы менеджмента качества. 2003. — № 1.
- Глазунов А.В. Постоянное улучшение. Подходы, методы и принципы // Методы менеджмента качества, № 2,2003
- Гличев А. В. Основы управления качеством продукции / А. В. Гличев. М.: РИА «Стандарты и качество», 2001.
- Глухов С.Ю. «Шесть сигм» в России: начало пути // Методы менеджмента качества, № 7, 2005
- Голиков В.А. Мы живем в режиме постоянных улучшений // Методы менеджмента качества. № 12, 2004
- ГОСТ Р 51 705.1−2001 «Система качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Обще требования.»
- ГОСТ Р 52 249−2004. «Правила производства контроля качествалекарственных средств.»
- ГОСТ Р ИСО 9000 2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. — М.: Изд-во Госстандарта, 2001.
- ГОСТ Р ИСО 9001: 2001. Системы менеджмента качества. Требования. М.: Изд-во стандартов, 2001.
- ГОСТ Р ИСО 9004: 2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. М.: Изд-во стандартов, 2001
- Гофф JI. Еженедельник «Computerworld», № 42, 2000 г.
- Грибов В.Д., Грузинов В. П. Экономика предприятия. Учебное пособие. Практикум. М.: Финансы и Статистика, 2003, 336 с.
- Гуияр Ф.Ж., Келли Дж. Н. Преобразование организации,— М.: Дело, 2000
- Гуськова О. Шаг за шагом к успеху. // Управление компанией, № 2, 2007
- Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Современное написание. Том И. (И — О). М.: ACT, 2001 г., 1280с.
- Дальгард Сю Май Парк, Дальгард Йене Дж. Стратегия для прорыва и постоянного улучшения // Методы менеджмента качества, № 11, 2004
- Данилин В., Литвиненко Ю., Герасимчик М. История появления и краткие сведения о системе ХАССП. // www/ smi.kuban.info
- Дафт Р. Организации: Учебник для психологов и экономистов. СПб., 2001
- Джордж С. Всеобщее управление качеством: стратегии и технологии, применяемые сегодня в самых успешных компаниях / С. Джордж, А. Ваймерскирх. СПб.: Виктория плюс, 2002.
- Дикаленко М. Культ изменений. // Управление компанией, 2005, № 3
- Елиферов В. Г. Бизнес-процессы: рекомендация и управление. / В. Г. Елиферов, В. В. Репин. М.: ИНФРА-М, 2004.
- Ефимов В.В., Князев В. М. Спираль качества, — Ульяновск, УлГТУ, 2002.- 232 с.
- Зинчук Г. М Тенденции развития отечественного рынка продовольственных товаров.//Экономика и управление: в поисках нового (Межвуз. Сборник научных трудов).- Вып. IV, — Саранск: Клвылк. Тип., 2006.-С.150−154.
- Израилев И.Б. Постоянные изменения стали принципом нашей жизни. // Методы менеджмента качества, № 8, 2005
- Ильин И.А. Спасение в качестве.// «Русский колокол», 1928 г., С. 3−7.
- Имаи М. Кайзен: ключ к успеху японских компаний: пер. с англ. / М. Имаи. М.: Альпина Бизнем Букс, 2004.
- Иняц Н. Малая энциклопедия качества. Ч. Ш. Современная история качества. М.: РИА «Стандарты и качество», 2003
- Камерон Э., Грин М. Управление изменениями. Пер с нгл. П. Тимофеев. М.: Издательство «Добрая книга», 2006.- 360 с.
- Качество в истории цивилизации, эволюция, тенденции и перспективы управления качеством: пер. с англ.: в 3 т. / под ред. Дж. Джурана. -М.: РИА «Стандарты и качество», 2004.
- Кивитс Б. Мы ждем перемен! Управлять изменениями глазами практика.// Управление компанией, 2005, № 7
- Киндерман Г. Управление изменениями II Методы менеджмента качества, № 10,2002
- Кипин Е.Н. Опыт внедрения системы качества, основанной на принципах ХАССП, на Таганском мясоперерабатывающем заводе. // «Сертификация», № 2, 2006
- Кипин Е.Н., Кальницкая О. И. Система ХАССП: принципы, методология. // «Сертификация», № 2, 2006
- Кобаяси И. 20 ключей к совершенствованию бизнеса. Практическая программа революционных преобразований на предприятиях.- М.: РИА «Стандарты и качество», 2006.- 248 с.
- Коленсо М. Стратегия кайзен для успешных организационныхперемен / М. Коленсо. М.: ИНФРА-М, 2002.
- Коллинз Дж. Маленькими шагами к большому успеху.// Искусство управления, № 6,2001 г.
- Кондо Й. Управление качеством в масштабах компании: становление и этапы развития: пер. с англ. / Й. Кондо. Н. Новгород: СМЦ «Приоритет», 2002.
- Конти Т. Почему не полностью используется потенциал самооценки? // методы менеджмента качества, № 3, 200
- Конти Т. Самооценка в организациях: Пер. с англ. М.: РИА «Стандарты и качество», 2000.-328 с.
- Конфуций. Афоризмы мудрости. Иллюстрированное энциклопедическое издание. М.: Издательство «Белый город», 2006.448 с.
- Копанева И.Н. Как измерить удовлетворенность потребителя // Методы менеджмента качества, № 6, 2003
- Костылева О. Требования к молоку, продуктам его переработки, их производству и обороту бытовой химии // Стандарты и качество, № 7, 2006
- Коттер Дж. П., Коэн Дж. С. Суть Суть перемен: Невыдуманные истории о том, как люди изменяют свои организации. М.: «Олимп-Бизнесс», 2005 г, 256 с.
- Кощий С. Самооценка и ее роль в развитии и совершенствовании менеджмента качества // Стандарты и качество, № 10, 2002
- Кузьмин A.M. Бенчмаркинг // Методы менеджмента качества № 2, 2007 г.
- Кузьмин A.M. Диаграмма дерева // Методы менеджмента качества, № 8, 2006
- Кузьмин A.M. Диаграмма Парето // Методы менеджмента качества, № 12, 2005
- Кузьмин A.M. Методика оценки качества и конкурентоспособности //
- Методы менеджмента качества, № 6, 2004
- Кузьмин A.M. Мозговая атака // Методы менеджмента качества № 1, 2003
- Кузьмин A.M. Развертывание функции качества // Методы менеджмента качества, № 8, 2005
- Куликов Г. В. Японский менеджмент и теория международной конкурентоспособности / Г. В. Куликов. М.: Экономика, 2000.
- Куликова К. Контроль качества производства с учетом требований GMP. // «Фармацевтический вестник», № 4 (155), 2000 г.
- Кулькова И. Перемены мучат, да уму учат. // Управление компанией, №№, 2005
- Кусакин Н.А., Кроман З. М. Органолептические испытания пищевых продуктов // Методы оценки соответствия, № 9, 2006
- Малаховский В.Ф. О внедрении систем качества в контексте вступления России в ВТО. // http://www.ntc-moloko.ru
- Мансуров Р.Е. Об экономической сущности понятий конкурентоспособность предприятия и управления конкурентоспособностью предприятия. // Маркетинг в России и за рубежом, № 2, 2006 г.
- Маркушина Е. Г. Организационные изменения: дифференцирующие шкалы и дегрисионные методы.// «Современное управление», № 12, 2003 г., С. 145−149
- Маркушина Е. Г. «Безумству храбрых поем мы песню».// http://www.markus.spb.ru
- Маслов Д. Бенчмаркинг новое слагаемое успешной стратегии бизнеса в России // Деловое совершенство, № 1, 2006
- Маслов Д.В., Белокоровин Э. А., Ватсон П., Чилишин Н. Самооценка организации на базе функциональной модели // Методы менеджмента качества, № 4,2005
- Микульчик А.А. Диаграмма Парето: экономический аспект // Методыменеджмента качества, № 3, 2003
- Миньо Э. Персонал основа любой компании // Методы менеджмента качества, № 8, 2004
- Михайлова М.Р. Бенчмаркинг- универсальный инструмент управления качеством // Методы менеджмента качества № 5, 2003
- Мишин В. М. Управление качеством / В. М. Мишин. М.: ЮНИТИ ДАНА, 2000.
- Молнар П. Системы безопасности пищевой продукции и стандарты на продукты питания в Европе // Методы оценки соответствия, № 7, 2006
- Небалцева JI.A. Система менеджмента пищевой безопасности: технология разработки // Методы менеджмента качества, № 8, 2005
- Нив Г. Пространство доктора Деминга. Принципы построения устойчивого бизнеса: пер. с англ. / Г. Нив. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
- Новицкий A.JI. Болотина Т. Э. Идентификация процессов СМК. Создание модели процессов // Методы менеджмента качества, № 5, 2005
- Норберт Том Вас интересуют корпоративные информационные системы?// http:/www.cfin.ru
- Оболенски Ник. Практический реинжиниринг бизнеса. Инструменты и методы для эффективного изменения. Пер. с англ. И. Савельева/ Науч. Ред. А. Киселева. М.: Издательство «Лори», 2004, 368 с.
- Ожегов С.И., Шведова В. Ю. Толковый словарь русского языка. // http://lib.deport.ru
- Окара А.И. Проблемы контроля качества пищевых продуктов в системе технического регулирования // «Партнеры и конкуренты», № 3,2005
- Орешин А.В. Постоянное улучшение малыми шагами // Методы менеджмента качества, № 9. 2006
- Оукс Д. Многоступенчатость перемен // Деловое совершенство, № 2,2005
- Панфилова Т. Правила GMP. // «Фармацевтический вестник», № 35 (151), 1999
- Пенди П., Ньюмен Р., Кэвенег Р. Курс на Шесть Сигм: Пер. с англ.-М.: Лори, 2002.- 375 с.
- Подольский М.С. О повышении удовлетворенности заказчиков // Методы менеджмента качества, № 11, 2004
- Принципы ХАССП. Безопасность продуктов питания и медицинского оборудования. Пер. с англ. О. В. Замятной. М.: РИА «Стандарты и качество», 2006.- 232 с.
- Процесс согласования производства части. РРАР / Пер. с англ. Н. Новгород, СМЦ «Приоритет», 2002. — 99 с.
- Рахлин К., Чайка В. Механизм непрерывного улучшения в российских компаниях. // Стандарты и качество, № 1, 2006.
- Рекомендации. Самооценка деятельности организации на соответствие критериям премии Правительства Российской Федерации в области качества в 2003 году. М.: ФГУ ВНИИС, 2003
- Риб С.И., Кремлева И. В. Различные подходы к описанию бизнес-процессов // Методы менеджмента качества, № 5, 2004
- Робсон М., Уллах Ф. Практическое руководство по реинжинирингу бизнес-процессов.: пер. с англ./ Под ред. Н. Д. Эриашвили.-www.vernikov.ru
- Розенталь О. М. Копнова Е.Д. Экономика качества и безопасность продукции // Методы менеджмента качества, № 6,2004
- Розно М.И. От «голоса потребителя» до «производства без проблем» // Методы менеджмента качества, № 2,2006
- Рубин Р., Гоулд С. Бизнес в силе дзен.- М.: ООО «Добрая книга», 2002.- 232 с.
- Салимова Т. А. Диверсификация управления качеством / Т. А. Салимова. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2002.
- Салимова Т.А., Еналеева Ю. Р. Самооценка деятельности организации. Учеб. пособие. М.: Академический Проект, 2006.- 279 с.
- Сенге П. «Как научиться изменяться» Интервью с Аланом Вебером // Искусство управления, март 2000.- С. 6−20.
- Сенге Питер М., Клейнер А., Роберте Ш., Росс Р., Рот Дж., Смит Б. Дж. Танец перемен: новые проблемы самообучающихся организаций. Пер. с англ.- М.: «Олимп-Бизнес», 2003.
- Сильвестайн Д. «Шесть сигм»: главное начать действовать // Методы менеджмента качества, № 6. 2005
- Смоленцев К. «Подводные камни» организационных преобразований. // Управление компанией, № 3, 206
- Сопин В.Ф., Примайк Е. В., Ильясова Г. Т. Взаимосвязь принципов ХАССП и требований стандарта ISO 9001:2000 // Методы менеджмента качества, № 11, 2006
- Стат Д. Психология потребителя /Д. Стат. СПб.: Питер, 2003.
- Стивенсон В. Дж. Управление производством : пер. с англ. М.: Бином: Лаборатория базовых знаний, 2002.
- Суворов А.И., Фомин Б. Ф. Понятие конкурентоспособности предприятия. // www/ big.spb.ru
- Сулл Д.Н. Почему хорошие компании терпят неудачу и как выдающиеся менеджеры их возрождают.- М.: Издательство Альпина Букс, 2004.-214 с.
- Толковый словарь русского языка./ Под ред. Д. Н. Ушакова. http://ushakov.astcom.ru
- Управление качеством, робастное проектирование. Метод Тагути. -М.: СЕЙФИ, 2002.- 384 с.
- Управление эффективностью и качеством. Модульная программа. Ч. I.
- Модуль 9: Повышение эффективности и качества: концепции, процессы и методы. / Под ред. И. Прокопенко, К. Норта. М.: Дело, 2001.-608 с.
- Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. Учебное пособие. -М. Издательство Эксмо, 2004 г. 544 с.
- Федотов В.В. Способы оценки и мониторинга степени удовлетворенности потребителей // Методы менеджмента качества, № 9, 2005
- Философский словарь. / Под ред. Фролова И. Т. М.: «Республика», 2001, с. 719.
- Фонтено Г., Хенке Д., Карсон К. «Четыре метода оценки удовлетворенности потребителей» // Делово совершенств, № 4, 2 006 139^ Фурсеева М. Кто не совершенствуется, тот всегда отстает. // Управление компанией, № 11, 2005
- Харрингтон Дж. Оптимизация бизнес-процессов: документирование, анализ, управление, оптимизация / Дж. Харрингтон, К. С. Эсселинг, Нимвеген X. Ван. СПб.: Азбука, 2002.
- Харрингтон Дж. Управлять переменами // Деловое совершенство, № 3, 2005
- Харрингтон Дж. X. Управление качеством в американских корпорациях: Сокр. пер. с англ. / Авт. вступ. ст. и науч. ред. Л. А. Конарева.- М.: Экономика, 1990 272 с.
- Хорват П. Сбалансированная система показателей как средство управления предприятием
- Цугель Т. М. Десять шагов на пути к процессной структуре организации // Методы менеджмента качества. 2003. — № 2.
- Чегина Н.Н. Система ХАССП гарантия безопасности пищевой продукции. // http://www.uraltest.ru
- Шеер А.В. Моделирование бизнес-процессов: Пер. с англ. М.: Весть — Мета Технология. 2000.-205 с.
- Шепелева Е. Система ХАССП повышение безопасности пищевой продукции. // http://www.moody.ru/
- Шерри Гордон Семь шагов для оценки деятельности поставщика // Стандарты и Качество, № 6, 2006
- Шестаков A.JI. О лидерах и стратегическом управлении // Методы менеджмента качества, № 4, 2004
- Шиба, А. Грэхэм, Д. Вальден. Новое американское тотальное управление качеством. // http: Avww.udc.com
- Шилова С.В. Внедрение правил GMP в России. // http://www.nizhpharm.ru/
- Широкова Г. В. Управление организационными изменениями: Учеб. пособие. СПб.: Издат. дом С.-Петерб. Гос. ун-та, 2005.
- Щукин М.Н. К вопросу о формировании сырьевой базы молочной промышленности региона // Экономика и управление в поисках нового (Межвуз. сборник научных трудов). Вып. IV.- Сарнск: Ковылк. тип., 2006. — С. 134−138
- Щукин О.С. Самооценка в малом бизнесе // Методы менеджмента качества, № 4, 2003
- Эрто П. Качество в которое я верю / П. Эрто. Н. Новгород: СМЦ «Приоритет»", 2000.
- Анкета опроса производственных рабочих.
- В связи с проведением исследований, направленных на выявление резервов повышения качества выпускаемой продукции и эффективности производственной деятельности, просим Вас ответить на приведенные вопросы.1. Вопрос Да Нет
- Соответствует ли выполняемая вами работа вашей квалификации и образованию?
- Выполняются ли требования безопасности труда на вашем рабочем месте?
- Считаете ли Вы, что ответственность за качество производственного процесса и продукции предприятия несет только служба обеспечения качества?
- Осуществляется ли контроль за качеством работы со стороны Вашего непосредственного руководителя?
- Выполняются ли производственные планы и графики?
- Случаются ли сбои в процессе производства?
- Считаете ли Вы, что способны работать лучше, продуктивнее?
- Проводятся ли курсы по повышения квалификации или другие обучающие мероприятия?
- Считаете ли вы необходимым произвести улучшения на вашем рабочем месте?
- С учетом всех факторов удовлетворены ли Вы выполняемой Вами на предприятии работой?
- В целях структурирования результатов, укажите:1. Должность1. Место работы (цех,)
- Анкета для опроса менеджеров.
- В связи с проведением исследований, направленных на выявление резервов повышения качества выпускаемой продукции и эффективности производственной деятельности, просим Вас ответить на приведенные вопросы.1. Вопрос Да Нет
- Соответствует ли выполняемая вами работа вашей квалификации и образованию?
- Выполняются ли требования безопасности труда на вашем рабочем месте?
- Довольны ли Вы вашим непосредственным руководством?
- Считаете ли Вы, что ответственность за качество производственного процесса и продукции предприятия несет только служба обеспечения качества?
- Осуществляется ли контроль за качеством работы со стороны вашего непосредственного начальства?
- Существуют ли претензии к вашей работе со стороны руководства?
- Считаете ли Вы, что большинство ошибок вызывается отсутствием знаний и невнимательным отношением к работе?
- Как Вы считаете, лучше выполнить работу вовремя с некоторыми погрешностями, чем выполнить ее идеально, но с опозданием?
- Считаете ли Вы, что способны работать лучше, продуктивнее?
- Проводятся ли курсы по повышения квалификации или другие обучающие мероприятия?
- Считаете ли вы необходимым произвести улучшения на вашем рабочем месте?
- Существует ли взаимодействие вашего подразделения с другими подразделения предприятия?
- С учетом всех факторов удовлетворены ли Вы выполняемой Вами на предприятии работой?
- В целях структурирования результатов, укажите:1. Должность1. Место работы (отдел)
- Анкета для опроса топ-менеджеров.
- В связи с проведением исследований, направленных на выявление резервов повышения качества выпускаемой фодукции и эффективности производственной деятельности, просим Вас ответить на приведенные вопросы.1. Вопрос Да Нет
- Увеличивается ли число ваших постоянных потребителей за последние ри года?
- Проводится ли на предприятии изучение удовлетворенности ютребителей вашей продукцией?
- Поступают ли на предприятия рекламации от потребителей?
- Превышают ли фактические затраты на производство плановые?
- Превышают ли потери от брака и затраты на его исправление 1% от тоимости произведенной продукции?
- Согласны ли Вы, что качество это соответствие только требованиям юкументации?
- Созданы ли на предприятии условия для привлечения валифицированных кадров?
- Проводятся ли курсы по повышению квалификации работников или ругие обучающие мероприятия на вашем предприятии?
- Осуществляете ли Вы контроль за качеством работы персонала?
- Считаете ли Вы, что руководство должно стимулировать рабочих к ыполнению доброкачественной работы?
- Заинтересованы ли работники предприятия в качестве выполняемой ми работы? •
- Считаете ли Вы, что рядовые работники являются причиной ольшинства ошибок и дефектов?
- Считаете ли Вы, что большинство ошибок вызывается отсутствием ланий и невнимательным отношением к работе?
- Считаете ли Вы, что работники вашего предприятия могут работать учше, чем работают?
- Высок ли уровень организационной культуры на вашем предприятии? б. Отлажено ли взаимодействие между собой различных подразделений редприятия?
- Эффективно ли взаимодействуют между собой руководители одразделений предприятия?
- Считаете ли вы необходимым производить улучшения в работе редприятия? •
- Согласны ли Вы с утверждением, что процесс улучшения работы это эограмма стимулирования рядовых работников и руководства фирмы к жращению числа ошибок и дефектов?
- С учетом всех факторов удовлетворены ли Вы работой предприятия? целях структурирования результатов, укажите: олжностьесто работы1. Система оценки персонала
- Генеральный директор Директор по управлению персоналом Специалист по управлению персоналом Независимый эксперт
- Разработка и функционирование системы О О, У У • У
- Формирование комиссии экспертов О У И И1. Проведение оценки И О У У
- Разработка мероприятий по итогам оценки И О У У
- О: отвечает, У- участвует, И информируется
- Этапы формирования системы оценки персонала:
- Определение стандартов результативности труда по каждому рабочему месту и критерии их оценки-
- Разработка политики проведения оценок результативности труда, то есть определить, сроки, частоту проведения, формирование состава комиссии по оценке персонала-
- Разработать систему документации оценки персонала.
- Показатели оценки персонала
- Руководители Служащие Рабочие1. Деловые качества
- Знание производства его технических и + + +технологических особенностей, современных направлении развития-
- Знание экономики методов планирования, + +экономического анализа
- Умение выбирать методы и средства + + +достижения наилучших результатов производственно-хозяйственной деятельности при наименьших финансовых, энергетических и трудовых затратах
- Наличие специальных знаний в области + +организации и управления производством и умение применять их в своей практической деятельности-
- Способность рационально подбирать и +расстанавливать кадры- б. Умение мобилизовать коллектив на решение + поставленных задач
- Способность и умение поддерживать + + +дисциплину и отстаивать интересы дела
- Умение целесообразно планировать работу + + +
- Высокие показатели производительности и + + +результативности труда
- Умение распределять права, полномочия +и ответственность между подчиненными-
- Умение координировать деятельность всех +служб и подразделений как единой системы управления организацией
- Умение проявлять высокую требовательность + + +к себе, коллегам и подчиненным
- Конкретность и четкость в решении + + +оперативных вопросов и повседневных дел
- Учитывать и контролировать результаты своей работы и работы коллектива + + +
- Стимулировать работников, принимать на +себя ответственность в осуществлении своих решении
- Способность устранять и не допускать любые проявления бюрократизма в своей работе + +и работе подчиненных 16. Уровень образования + + +17. Опыт работы + + +
- Квалификация и профессионализм + + +
- Способность брать на себя ответственность + + +1. Личностные качества
- Определение сроков проведения оценки персонала:
- Процедуру оценки персонала проводится в следующих случаях:• Неудовлетворительное исполнение обязанностей работником-• Возможность продвижения по службе-• Конец испытательного срока-1. Но не реже 1 раза в год.
- Работа комиссии по оценке персонала:
- Формирование состава комиссии по оценке персонала производится под руководством генерального директора предприятия с участием Директора по управлению персоналом.
- Организация, координация и контроль за деятельностью комиссии возлагается на председателя комиссии Директора по управлению персоналом.
- Члены комиссии проводят процедуру оценки персонала.
- Результаты проведенной оценки документируются.
- По результатам оценки разрабатываются мероприятия, направленные на совершенствование профессиональных качеств работника.
- Результаты проведенной процедуры оценки персонала и разработанный комплекс мероприятий по повышению профессиональных качество работников направляются на рассмотрение генеральному директору предприятия.1. Форма оценки специалиста
- Оценка рабочего ФИО работающего1. Должность
- Цех, отдел Причина оценки: * * Годовая/ Неудовлетворительное исполнение обязанностей/ Продвижение по службе/ Конец испытательного срока/ Другое Дата вступления в должность III Дата последней процедуры оценки / / Дата текущей процедуры оценки / /
- Оцениваемые факторы Рейтинг Шкала Значение Комментарии
- Качество аккуратность, тщательность и приемлемость выполненной работы 0< ох< х< НУ< н< 100−90 90−80 80−70 70−60 менеебО
- Производительность количество и эффективность работы, выполненной за период времени 0< ох< х< НУ< н< 100−90 90−80 80−70 70−60 менеебО
- Опыт работы период работы на данной должности или рабочем месте 0< ох< х< НУ< Н< 100−90 90−80 80−70 70−60 менеебО
- Знание работы практические навыки и знания и информация, используемая при работе 0< ох< х< НУ< Н< 100−90 90−80 80−70 70−60 менеебО
- Надежность насколько можно положиться на этого работающего по завершении задачи 0< ох< х< НУ< Н< 100−90 90−80 80−70 70−60 менеебО
- Пригодность степень пунктуальности, соблюдения предписанной работы, перерывов на обед и общая посещаемость. 0< ох< х< НУ< н< 100−90 90−80 80−70 70−60 менеебО
- Независимость часть работы, выполненная с небольшим контролем или без него. 0< ох< х< НУ< н< 100−90 90−80 80−70 70−60 менеебО
- Характеристика Работающий с наилучшим рейтингом1. 6.