Технология адаптации системы управления предприятий лакокрасочной промышленности к рыночной экономике: На примере Ярославского региона
Таким образом существует объективное противоречие между экономическими целями регионов и промышленных предприятий в них и отсутствием управленческих технологий по научно-обоснованному, оптимальному достижению этих целей при формировании рыночных отношений. Следовательно, становится актуальной разработка теоретической базы по адаптации системы управления предприятий региона к этим отношениям… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА I. Методология применения системного и процессного подходов в технологии управления промышленными предприятиями
- 1. Управление промышленными предприятиями на основе системного и процессного подходов
- §-2.Технология управления бизнес-процессами, ориентированная на экономические цели предприятия
- 3. Методика ведения проекта улучшения подсистемы управления персоналом
- ГЛАВА II. Адаптация управления предприятий лакокрасочной промышленности региона к рыночным условиям
- 1. Особенности становления рынка лакокрасочных материалов в РФ и регионе
- 2. Организационно-экономические механизмы управления 71конкуренцией в регионе
- §-3.Методология прогнозирования и планирования продаж 81лакокрасочных материалов для региональных объединений
- 4. Роль региональной кооперации в управлении процессом сырьевого обеспечения предприятий лакокрасочной промышленности
- ГЛАВА III. Методы управления развитием структуры предприятий лакокрасочной промышленности региона
- 1. Адаптация структуры управления предприятий лакокрасочной промышленности к рыночным условиям
- 2. Методика оценки результатов внедрения матричной структуры на ОАО «Лакокраска» и этапы дальнейшего развития структуры
Технология адаптации системы управления предприятий лакокрасочной промышленности к рыночной экономике: На примере Ярославского региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Основу российской экономики и ее отдельных регионов в настоящее время представляют крупные промышленные предприятия. Многие предприятия, имевшие до перестройки передовые технологии и оборудование, лишившись заказов, не смогли себя найти в бизнесе и обанкротились. Предприятия Ярославской области, построенные государством приблизительно в одно и то же время и по одной и той же технологии, после приватизации стали развиваться по-разному. Одни — теряли заказы и сокращали объемы производства, из-за неготовности к хозяйствованию в условиях конкурентного рынка, переживали спад производства и снижение трудовой активности. Другие — расширяли рынки сбыта, наращивали выпуск продукции, приобретали новые технологии и интенсивно развивались.
Предприятия Ярославского региона имели, например, различную динамику объемов производства в период становления рыночной экономики. На протяжении последних пяти лет с 1996 года по 2000 год объем производства среди основных промышленных предприятий региона рос лишь на ОАО «ЯШЗ». В целом положительная динамика этого показателя была на ОАО «Лакокраска», ОАО «Техуглерод» и ОАО «Автодизель», у которых снижение объема производства было лишь в 1998 г. Иная ситуация имела место на ОАО «ЯЗТА» и «СК-Премьер»: на первом снижение объема производства было в 1996 г и 1998 г., на втором — на протяжении последних трех лет анализируемого периода.
Вызванные состоянием промышленных предприятий экономические проблемы так или иначе существенно отражаются практически на всех сферах деятельности региона, основу экономики которого составляют данные предприятия, затрагивают интересы различных социальных групп. Федеральные и региональные власти заинтересованы в стабильно работающих предприятиях, делающих прямые налоговые отчисления, однако развитию таких предприятий мешают нестабильность экономического курса государства, недостаточно совершенная антимонопольная и налоговая политика и политика органов власти на местах.
Условия, в которых сегодня находятся отечественные производители, характеризуются следующим: растет конкуренция как в результате притока товаров из других регионов, из-за рубежа, так и за счет конкуренции между аналогичными предприятиями регионаснижается уровень жизни населения в регионах, следовательно, падает спрос на продукцию региональных предприятий. В связи с распадом СССР, разрушением прежних экономических связей предприятия в большинстве регионов сталкиваются с отсутствием налаженных сырьевых рынков в своих регионах. Неразвитость региональной интеграции «поставщик-потребитель» приводит к зависимости предприятий от политических факторов, снижает эффективность их работы.
В свою очередь конкурентная борьба региональных предприятий между собой делает их уязвимыми по отношению к потребителям и поставщикам, вызывает необходимость привлечения ими крупных инвестиций для внедрения на предприятиях новых технологий, обеспечивающих высокое качество продукции и низкие издержки в производстве, сбыте, для освоения новых рынков.
При отсутствии возможностей для объемных инвестиций, первые шаги по выводу предприятий из сложившейся ситуации нужно делать на базе существующих производственных технологий, оптимизируя организацию производства и управления предприятием. На отечественных предприятиях такая работа не выполнялась на должном уровне, а с переходом к рынку и сворачиванием работ по централизованному управлению и планированию значительно снизилась.
Переход от плановой экономики к рыночной привел к тому, что управление сегодня децентрализовалось и сместилось с государственного уровня на уровень конкретных регионов и предприятий. Это заставляет российских руководителей предприятий искать внутренние резервы для достижения своих целей. И в этом смысле чем более организовано предприятие, чем совершеннее его система управления, чем гибче оно реагирует на стремительно происходящие изменения внешней среды, тем стабильнее оно работает, тем легче противостоит различным кризисам и потрясениям, тем конкурентоспособней его продукция на рынке, тем богаче в конечном счете и регион, в котором оно находится.
Проблема совершенствования управления промышленностью региона с высокой концентрацией предприятий в условиях рыночных отношений является сегодня особенно актуальной. Повышение конкурентоспособности промышленных предприятий определяет конкурентоспособность региона, основу экономики которого они составляют. Ярославский регион является типичным примером промышленно-развитой социально-экономической системы и проблема эффективности промышленных предприятий различных отраслей в регионе является весьма актуальной и значимой. Предприятия лакокрасочной отрасли наряду с другими промышленными предприятиями составляют экономику Ярославского региона. Лакокрасочная отрасль, как и другие отрасли народного хозяйства, переживают трудности переходного периода, которые не позволяют организовать производство на должном уровне и составить достойную конкуренцию импортным производителям.
Таким образом существует объективное противоречие между экономическими целями регионов и промышленных предприятий в них и отсутствием управленческих технологий по научно-обоснованному, оптимальному достижению этих целей при формировании рыночных отношений. Следовательно, становится актуальной разработка теоретической базы по адаптации системы управления предприятий региона к этим отношениям. Решение проблемы перехода к устойчивому экономическому развитию регионов, следует искать и в области создания управленческих технологий по адаптации непосредственно на предприятиях и в области более полного использования организационно-экономических возможностей интеграции и кооперации в регионе. Во-первых, должна быть разработана технология адаптации системы управления на уровне предприятия. Технология, представляющая собой специфическую характеристику системы управления предприятием, раскрывающая не только ее статическую внутреннюю упорядоченность, но и способы протекания внутренне присущих ей процессов. Во-вторых, региональный аспект развития для открытых социально-экономических систем, какими являются промышленные предприятия не должен рассматриваться как второстепенный.
Степень разработанности проблемы. Проблемам совершенствования управления посвящены труды многих зарубежных ученых: М. Альберта И.Ансоффа, У. Бреддика, Р. Брейли, С Гошал, П Друкера, Дж. Куинн, С. Майерса, М. Мескона, Г. Минцберга, М. Портера, X. Ричарда, Ф. Хедоури, и др., однако в них не учитываются проблемы переходного периода от плановой к рыночной экономике. Так, например, недостаточно разработаны способы учета объектов внешней и внутренней среды предприятия, формы и методы взаимодействия предприятия с внешней средой.
Работы зарубежных исследователей в области управления промышленными предприятиями изобилуют примерами проблем на разных предприятиях и фирмах, однако публикации, содержащие решения этих проблем, разнородны, плохо поддаются систематизации и не учитывают особенности развития российской региональной экономики.
В 80−90-х годах вышли работы таких зарубежных и отечественных авторов, как Х. Виссема, Р. Мэтьюз, А. Стрикленд, А. Томпсон, М. Хаммер, Д. Чампи, А. Шеер, В. Брагин, А. Бурыкин, О. Виханский, В. Корольков, Б. Кудрявцев, В. Лапидус, А. Наумов,. А. Павлуцкий, О. Платов, Б. Райзберг, М. Сапрыкин, Н. Тренев, Р. Фатхутдинов, В.Чекмарев.
В работах этих авторов рассматриваются преимущества и недостатки использования различных научных подходов, систем и структур управления и вопросы экономики регионов. Однако, в них не проведен обобщающий анализ условий на предприятии и в регионе, в которых происходит процесс развития структуры и системы управления промышленных предприятий, не в полной мере освещен вопрос о влиянии используемых в управлении технологий на эффективность и результативность региональных предприятий и их конкурентоспособность на рынке. Не достаточно освещен региональный аспект в управлении промышленными предприятиями, в том числе лакокрасочной отрасли, возможности региональной кооперации и интеграции.
Актуальность вышеназванных проблем и их недостаточная разработанность, дискуссионность отдельных научных подходов обусловили выбор темы, предмет и задачи исследования.
Объект исследования. В качестве объекта исследования взяты предприятия лакокрасочной промышленности, рассматриваемые как сложные открытые социально-экономические системы — элементы региональной экономики.
Предметом исследования являются управленческие и экономические отношения между предприятиями региона и процесс функционирования системы управления данных предприятий.
Целью диссертационной работы является создание технологии адаптации системы управления предприятий лакокрасочной промышленности с учетом их вхождения в региональную интеграцию и кооперацию.
Достижение поставленной цели исследования потребовало решения в диссертации следующих основных задач:
— определить методы разработки адаптивной системы управления предприятий и технологию ее улучшения;
— разработать методологию совершенствования бизнес-процессов и подсистемы управления персоналом и знаниями;
— выявить возможности интеграции региональных предприятий в целях снижения негативных тенденций конкуренции и повышения конкурентоспособности предприятий региона;
— определить роль региональной кооперации в адаптации системы управления предприятий лакокрасочной промышленности к рыночным условиям и в развитии экономики региона, а также определить организационноэкономический механизм формирования и функционирования региональной кооперации;
— реализовать элементы технологии адаптации системы управления путем проведения эксперимента по внедрению матричной структуры на предприятии лакокрасочной промышленности и исследования ее влияния на эффективность и результативность деятельности предприятия. Выдвинута гипотеза, что эффективная адаптация системы управления предприятий лакокрасочной промышленности к рыночной экономике возможна при условии применения организационно-экономических механизмов интегации и кооперации на уровне регионов и управленческих технологий на основе системного и процессного подходов.
Методологической основой исследования является диалектический метод, предопределяющий изучение явлений в их постоянном развитии, взаимосвязи и интеграционной целостности, а также методы экономико-статистические, методы логического анализа на основе причинно-следственной связи, сравнительный анализ с применением статистических и опытных данных, методы анализа и синтеза, технико-экономического анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятий.
Теоретическую базу составляют труды отечественных и зарубежных ученых Б. Райзберга, Р. Фатхутдинова, В. Брагина, А. Шеера и др. по раскрытию сущности и применению научных подходов, в частности системного и процессного в управлении экономикой. Работа выполнена в рамках п. 5.18 паспорта специальности.
Эмпирическую базу диссертации составили данные, полученные в результате собственного исследования деятельности предприятий лакокрасочной промышленности региона и материалы годовых и квартальных отчетов, маркетинговых исследований данных предприятий, статистические справочники РФ и Ярославской области.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
— на основе взаимовлияния системного и процессного подходов предложены методы разработки адаптивной системы управления промышленного предприятия к рыночной экономике, матрица улучшения системы управления через стратегию, структуру, процессы, персонал;
— предложена технология адаптации бизнес-процессов предприятия к его экономическим целям, где каждая цель поддержана набором процессов и функций и выработан методический аппарат улучшения подсистемы управления персоналом которая является продолжением вышеизложенной адаптации процессов;
— разработана концепция создания объединений лакокрасочных предприятий региона на основе изменения организацационного механизма, децентрализации функции сбыта и методика прогнозирования и планирования продаж лакокрасочных материалов для данных объединений с применением процессного подхода в целях обеспечения интеграционных связей между предприятиями региона и их сбытовыми объединениями;
— разработан организационно-экономический механизм обеспечения стратегическими видами сырья лакокрасочных предприятий региона через кооперацию с сельскохозяйственными производителями и перерабатывающими предприятиями Ярославской области;
— на основе проведенного эксперимента по внедрению матричной структуры управления, предложена технология адаптации к рыночной экономике организационной структуры, как связующего элемента системы управления предприятия, методика оценки влияния структуры на эффективность предприятия при помощи ключевых факторов успеха.
По результатам проведенного исследования на защиту выносятся:
1. Структура целевой процессной системы управления и матрица улучшения деятельности предприятия.
2. Технология управления бизнес-процессами, ориентированная на экономические цели, методика построения подсистемы управления персоналом.
3. Концепция создания объединений лакокрасочных предприятий региона и методический аппарат прогнозирования и планирования продаж продукции для данных объединений.
4. Организационно-экономический механизм развития региональной кооперации в условиях рынка.
5. Методики выбора, адаптации и оценки структуры управления на предприятиях лакокрасочной отрасли.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования научных результатов работы, позволяющих решить задачу адаптации управления промышленными предприятиями региона к рыночной экономике. Предлагаемые в работе управленческие технологии на базе системного и процессного подходов могут применяться:
— при совершенствовании системы управления промышленных предприятий ,.
— в целях повышения эффективности региональной интеграции и кооперации, укрепления связей между региональными предприятиями и в развитии инфраструктуры региона в целом,.
— при разработке региональных программ содействия развитию, повышению конкурентоспособности предприятий региона.
Апробация и реализация результатов диссертационного исследования:
На основе полученных в диссертации выводов и разработанных методических основ произведена реорганизация структуры управления предприятия ОАО «Лакокраска». Идеи и разработки, предложенные в диссертации используются в практической деятельности планово-экономических отделов, отделов маркетинга и сбыта, службах по управлению персоналом ряда лакокрасочных и других предприятий, в региональном объединении ОАО «Ярославские краски».
Основные теоретические, методологические и методические положения представлены автором на научных конференциях в Ярославле в ЯрГУ им. П. Г. Демидова, в ЯГСХА, в ярославском филиале МЭСИ и на международной конференции в МУБИНТе.
Заключение
.
Эффективная система управления, обеспечивающая сбалансированность целей предприятия, целей персонала, собственников, общества, потребителей его продукции является основой интенсивного развития предприятия и его адаптации к рыночной экономике. Исследования функционирования предприятий лакокрасочной отрасли в регионе и управления ими позволяют сделать следующие выводы и предложения:
1.При совершенствовании управления предприятиями нельзя не учитывать того, что они является открытыми социально-экономическими системами — элементами экономики региона и следовательно в управлении ими необходимо использовать системный подход. Кроме того каждое предприятие должно рассматриваться как единый процесс создания добавочной стоимости, а не как набор разрозненных функций. Отсюда был сделан вывод о необходимости применения процессного подхода в управлении предприятием.
Управление системой возможно только через управление ее элементами, их взаимосвязями и взаимодействиями, то есть через управление ее процессами. Следовательно, от эффективности управления процессами зависит эффективность существования системы в целом. Так же и от эффективности системы зависит эффективность работы процессов. На наш взгляд, применение системного и процессного подходов в действительности комплексно должно сводиться не к простой их сумме, а их взаимовлияние и взаимопроникновение должно дать синергетический эффект в управлении предприятием. Отсюда следует вывод: перспективное управление — это разработка целевой системы управления, состоящей из процессов и постоянная оптимизация их. В работе предложена структура целевой процессной системы управления.
2. Однако, построение статистической системы управления не является панацеей от проблем предприятия. Так как промышленное предприятие все время изменяется, в результате наша эффективность зависит не столько от накапливания и использования уже найденных решений, сколько от адекватности решений сегодняшней ситуации. Для этого нужен инструментарий, позволяющий системно анализировать прошлое, объективно диагностировать сегодняшнее и эффективно строить будущее. В диссертации разработана матрица улучшения системы управления по основным элементам: стратегии, структуры, процессам, персоналу и знаниям, улучшение которых должно позволить правильно актуализировать все аспекты деятельности предприятия соответственно целям намеченных изменений.
3. Каждое предприятие должно исходить из генеральных целей, вырабатывая систему управления. К таким целям любого предприятия относятся его экономические и социальные цели. В диссертации описан метод поэтапной адаптации процессов предприятия, влияющих на доходность, исходя из иерархии (дерева) целей предприятия, где каждая элементарная цель поддержана набором процессов и функций. Автором разработана для предприятия структура подчиненности, взаимодействия и ответственности основных функциональных подразделений, ориентированная на экономические цели. Раскрыта методика улучшения управления персоналом, которая является логическим продолжением вышеизложенной адаптации процессов. Однако, основные цели здесь не только экономические, но и социальные.
4.Промышленные предприятия составляют основу экономики Ярославского региона. Особенностью развития предприятий лакокрасочной отрасли в регионе является высокий уровень конкуренции между ними. Для создания благоприятных условий развития региональных предприятий, объединения их потенциала в противовес экспансии зарубежных производителей лакокрасочных материалов и предпринимателей из других регионов предложена региональная интеграционная схема создания сбытовых объединений. Разработан организационно-экономический механизм работы таких объединений по стратегическим направлениям развития. Разработана методология прогнозирования и планирования продаж в целях совершенствования деятельности региональных сбытовых объединений и их оперативного взаимодействия с предприятиями-производителями.
5.Рассмотрены возможности региональной кооперации в обеспечении стратегически важными видами сырья предприятий лакокрасочной промышленности. Предложена схема кооперации при создании регионального рынка производства и переработки рапсового масла и рассчитана ее экономическая эффективность для всех членов кооперации: сельскохозяйственных производителей региона, переработчиков и предприятий лакокрасочной промышленности — потребителей продуктов переработки технических культур региона. Обоснованы благоприятные условия для возрождения и налаживания прямых связей промышленности и сельского хозяйства в регионе при исключении лишних посредников и возможностью использования наименьших кредитных сумм.
6. Рассмотрен основополагающий и связующий компонент системы управления — структура. Автор обосновал выбор матричной структуры для настоящего уровня развития лакокрасочных предприятий в регионе. Также в диссертации описана методика выбора структуры и типа централизации функций в зависимости от факторов внешней среды, предложены методики оценки результатов внедрения матричной структуры на примере ОАО «Лакокраска» по технико-экономическим показателям и с помощью применения ключевых факторов успеха. Анализ результатов внедрения матричной структуры показал что необходимо непрерывное управление развитием структуры. В диссертации рассмотрено управление дальнейшими этапами развития структуры предприятий региона.
Разработанные в диссертационном исследовании теоретические и практические аспекты могут быть использованы для обеспечения устойчивого развития структурообразующих отраслей региона и повышения конкурентоспособности промышленных предприятий. Научный поиск-возможностей повышения эффективности деятельности предприятий в рыночной экономике должен осуществляться на стыке областей исследования, уровней, с которых рассматриваются управленческие отношения: во-первых, это уровень адаптации системы управления непосредственно на предприятии при использовании гибких управленческих технологий, во-вторых, региональный уровень адаптации управления предприятий, который включает интеграционные процессы и механизмы регионального взаимодействия элементов региона, как социально-экономической системы.
Список литературы
- Амелехин J1. Бюрократия как атрибут государственного управления. // Консультант директора. 1999. — № 20. — С. 2 — 8.
- Ансофф И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ./ Науч.ред. и авт. предисл. Л. И. Евенко. М.: Экономика, 1989. — 519 с.
- Афанасьева Н., Рахлин К. Применение экономических методов в системе качества // Стандарты качества. 2000. — № 10. — С. 24 — 25.
- Брэддик У. Менеджмент в организации. М.: ИНФРА-М, 1997. — 344 с.
- Бурыкин А.Д., Завойстый В. П. Теоретические и методологические основы управления персоналом на предприятии. Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1999 г — 5,1 п.л.
- Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник. М.: ИНФРА -М, 2000.-392 с.
- Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. 3-е изд. — М.: Гардарики, 1999.-528 с.
- Виссема X. Менеджмент в подразделениях фирмы (предпринимательство и координация в децентрализованной компании): Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1996.-288 с.
- Газарян А.В., Михайлова О. П. Система внутреннего контроля организации // Бухгалтерский учет. 1999. — № 9. — С. 47 — 51.
- Ю.Гареев Р. Г. Рапс: состояние, тенденции развития, перспективы. Казань: Изд.-во «Дом Печати», 1998. — 170 с.
- Н.Герасимова Г. Е. Международные стандарты ИСО серии 9000:2000. Принципы и терминология. // Методы менеджмента качества 2000. — № 8. -С.9−14.
- Глазов М.М. Функциональная диагностика в управлении деятельностью предприятия. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999. — 325 с.
- Гнатко B.C. Пефтиев В. И. Корпоративное управление в изменяющемся мире. Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского. 1998. — 163 с.
- Н.Григорьев В., Дюзимова Е., Тополян А. Вт трифир. менньш профессиональный стандарт как критерий оценки персонала на Самарском металлургическом заводе // Управление персоналом. 2001. — № 2. — С. 5255.
- Гунин В. и др. Методы стратегического управления развитием предприятия в режиме реального времени // Рынок ценных бумаг. 1999. — № 24. — С. 57 -60.
- Директович Р. Основной ресурс XXI века // Журнал для акционеров
- Дугина О. Диагностика потребности в обучении как элемент управленческого консультирования //Управление персоналом. 200. У О. -С. 59−63.
- Дятлов В.А., Кибанов А. Я., Пихало В. Т. Управление персоналом. Учеб. пособие для студентов экономических вузов и факультетов/ Под ред. Кибанова А. Я. -М.: «Издательство ПРИОР», 1998. 512 с.
- Ивашин A.M., Горлов В. Н., Окулесский А. В., Медведь Ю. И. Менеджмент качества. Методы, технологии, системы// Методы менеджмента качества -2000. № 5.-С.3−7.
- Ивашкина О. Информационная технология инвестиционного проектирования для предприятий химико-технологического типа П Мир связи. 1999. — № 8. — С. 70 — 73.
- Казанский Д., Петров М. Построение системы управленческого учета в рамках технологического подхода к решению проблем организации // Консультант директора. 2000. — № 16. -С. 18−23.
- Калянов Г. Подходы к реорганизации деятельности предприятия /'/' Рынок ценных бумаг. 2000. — № 13. — С. 29 — 31.
- Калянов Г. Построение интегрированной информационной системы управления предприятием на основе тиражируемого решения // Консультант директора. 2000. — № 21. — С. 26 -28.
- Карнаухов С. Эффективность корпоративных структур// Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2000. — № 3−4. — С.4 -13.
- Катков В. Система распределения полномочий // Консультант директора. -2000. № 22. — С.9 — 20.
- Козлов А.А. К вопросу управления персоналом в условиях переходной экономики // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. — № 1. — С. 46 — 54.
- Козорезов Д. Основные концептуальные подходы к управлению персоналом Управление персоналом. 1999. — № 5. — С.33−41.
- Корнилов М. Некоторые особенности организации и управления производством и персоналом в современной Японии // Управление персоналом. -2000. -№ 10. С. 30−38.
- Корольков В.Ф., Брагин В. В. Процессы управления организацией / Рецензенты Ю. И. Мхитярян, Е. А. Голубицкая, Г. П. Брусенцев. -Ярославль: Ред. Из-центр Яртелекома, 2001. 416 с. — (Совершенный бизнес).
- Корольков В.Ф., Брагин В. В. Управление организацией на современном этапе/ Рецензент Г. П. Брусенцев. Ярославль: Ред. Из-центр Яртелекомсервиса, 1999. — 1 19 с. — (Совершенный бизнес).
- Колесников С.Н., к. ф.-м. н. Управление ресурсами предприятия // Дайджест директор. — 2000. — № 3. — С.*3 — 46.
- Комаров Е. Организационные и дезорганизационные методы управления как составляющие организационной и дезорганизационной культуры предприятия // Управление персоналом. 2000. — № 11. — С.28−33.
- Комаров Е. Японский стиль управления // Управление персоналом. 1999. -№ 10.-С. 16−21.
- Корниенко В. Стиль управления как мотивирующий фактор// Управление персоналом. 1999. — № 5. — СЛ 3−18.
- Крейнина М.Н. Цели и задачи финансового менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом .-2000. № 1. — С. 110 — 114.
- Крейчман Ф. Механизм эффективного стимулирования оплаты труда инженерно-технических работников в условиях перехода к рыночным отношениям и динамика эффективности деятельности СКТБ // Консультант директора. 2000. — № 22. — С.2 — 8.
- Кудрявцев Б.Б. Основные тенденции развития рынка отделочных строительных лакокрасочных материалов в мелкой фасовке в 2000 г. <�¦'•¦' Лакокрасочные материалы и их применение. 2000, — № 4. С. 5 — 8.
- Куприянова Т., Растимешин В. Мотивация труда персонала в современных коммерческих организациях // Консультант директора. 2000. — № 22. — С. 27−31.
- Кутыркин С.Б., Волчков С. А., Балахонова И. В. Повышение качества предприятия с помощью информационных систем класса ERP // Методы менеджмента качества 2000. — № 8. — С.8−14.
- Лапидус В.А. На что потрачен век? // Методы менеджмента качества 2000. — № 6. — С.4−8.
- Леонтьев С. Технология проведения работ по диагностике организационной структуры предприятия // Консультант директора. 2000. — № 12. — С.21 -25.
- Майоров И.М. Экономическое исследование и анализ различных форм рыночной экономики на примере России, некоторых стран Восточной Европы, Италии и Китая. Ярославль: Верхневолжский региональный центр АЕН, 1996.-77 с.
- Менеджмент (конспект лекций в схемах) / Под ред. Платонова Д. И., М.: «Издательство ПРИОР», 1999. — 192 с.
- Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента: Пер. с англ./ М. Х. Мескон, М. А. Альберт, Ф. Хедоури М.: «Дело ЛТД», 1994. — 702 с.
- Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс. Серия «Теория и практика менеджмента"/ Пер. с англ. Под рел. Ю.Н.
- Каптуревского. СПб: Питер. 2001. — 688 е.: ил. — (Серия «Теория и практика менеджмента»),
- Мотылев В. Система культурных ценностей в корпорациях США // Журнал для акционеров. 2001. — № 2. — С. 38 — 40.
- Павлуцкий А. Люди и организация: технология усовершенствования компаний // Управление персоналом. 2000. — № 3. — С. 70−73.
- Петров М. Технологический подход к решению проблем организации. Управленческое консультирование: от обследования до информационной системы // Консультант директора. 1999. — № 12. — С. 16 — 28.
- Платов O.K., Фокина О. Г. Развитие предприятия (организации): теория, методология и практика управления. Ярославль: Изд.-во «Александр Рутман», -2001.-211с.
- Портер М. Международная конкуренция: Пер с англ./ Под ред. и с предисловием В. Д. Щетинина. М.'Международные отношения, 1993. -896 с.
- Райзберг Б.А., Фатхутдинов Р. А. Управление экономикой. Учебник. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999. — 784 с.
- Реут Д., Попов А. Кооперация вместо конкуренции // Консультант директора. 2000. — № 10.-С. 15−20.
- Розанова В.А. Психология управления // Управление персоналом. 1999. -№ 5.-С. 88−99.
- Романова М.В. к.э.н. Опыт западных предприятий: характеристики системы управления ресурсами // Информационно-аналитический журнал дайджест -финансы. 2000. — № 1. — С. 8 — 9.
- Романова Ю. Изменение корпоративной культуры: доверить консультантам или возможно провести самим !? // Управление персоналом. 2000. -№.]. -С. 25−27.
- Румянцева З.П., Филина Н. Б., Шрамченко Т. Б. Общее управление организацией: принципы и процессы: М. ИНФРА — М 1999. -311 с.
- Савельев С., Михеев Ю., Крайнов В., Крайнов А. Реализация преимуществ. Взаимодействие малых предприятий с крупным производством // Журнал для акционеров. 1999. — № 4. — С. 10 — 15.
- Сафронов В. Когда и как проводить изменения в организации? // Консультант директора. 2000. — № 4. — С. 29 -32.
- Сафронов В. Материальная мотивация персонала // Консультант директора. -2000. № 10. — С. 21 -25.
- Сафронов В. Построение логистической системы предприятия «Консультант директора. 2000. — № 21. — С. 7 — 15.
- Скамай Л. Управление финансовыми рисками // Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2000. — № 3−4. — С.20 — 24.
- Современное управление. Энциклопедический справочник. Том первый./ Под ред. Д. Н. Карпухина, Б.З. Мильнера- М.: «Издатцентр», 1997. 584 с.
- Современное управление. Энциклопедический справочник. Том второй. / Под ред. Д. Н. Карпухина, Б. З. Мильнера М.: «Издатцентр», 1997. — 584 с.
- Социальный менеджмент / под ред. Д. В. Валового // Управление персоналом. 1999. — № 3. — С.87−106.
- Старобинский Э. Кадры решают все.// Консультант директора. 2001. -№ 10. — С.7 -15.
- Старобинский Э. Управление персоналом в Японии // Управление персоналом. 1999. — № 10. — С.25−29.
- Стародубцев В.И. Внедрение системы качества на основе стандарта ИСО 9001 и развитие организации // Методы менеджмента качества. 2000. -август — С. 7 — 9.
- Столин В., Кириллов Л. Менеджмент в процессе слияний и поглощений // Управление персоналом. 2000. — № 1 !. — С.39−44.
- Сухорукова М. Ценности как ключевой элемент организационной культуры // Управление персоналом. 2000. — № 1. — С.42−47.
- Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов/ Пер. с англ. Под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. -576 с.
- Тренев Н. Методы анализа и формирования решений// Консультант директора 2000. -№ 1. — С.42−47.
- Тренев Н. Механизмы координации // Консультант директора 1999. — № 5. -С.16−30.
- Тренев Н. Организационные структуры // Консультант директора 2000. -№ 6. — С.9−23.
- Тренев Н. Управление проектами: что это такое // Консультант директора -2000. № 9. — С.21−25- 2000. — № 10. — С. 6 — 10.
- Управление персоналом организации: Учебник/ Отв. ред. А. Я. Кибанова. -М.:ИНФРА-М, 1997.- 5 12 с. 81 .Управление персоналом. Энциклопедический словарь ! Под ред. А. Я. Кибанова. М.: ИНФРА — М, 1998. — VII, 453 с.
- Управление творчеством / По публикациям журнала «Managment Today"/ Под ред. Директович Р. // Журнал для акционеров. 2001. — № 2. — С. 41 -42.
- Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. Учебник, 2-изд., М.: ЗАО «Бизнес-школа» «Интел-Синтез», 2000. — 624 с.
- Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент как система повышения конкурентоспособности // Управление персоналом. 2000. — jN> 1. — С.29−39.
- Фатхутдинов Р.А. «Основы менеджмента» М. Мескона, М. Альберга. Ф. Хедоури к российской экономике не адаптированы // Управление персоналом. 1999. — № 9. — С. 64 — 72.
- Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента: учебно-практическое пособие, 2-е изд. М: ЗАО «Бизнес-школа» «Интел-Синтез», 1997, — 352 с.
- Фатхутдинов Р.А. Системный подход к управлению // Управление персоналом, 1999. -№ 12-С. 63- 78.
- Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг как инструмент повышения конкурентоспособности России // Управление персоналом. 2000. — № 6. — С. 71- 82.
- Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью // Стандарты и качество.-2000.-№ 10.-С. 10−13.
- Фатхутдинов Р., Сивкова Л. Принуждение, побуждение, убеждение: новый подход к методам управления // Управление персоналом. 1999. — № 2. — С. 32 -40.
- Фомин В.Н., Левшов В. Е. Совершенствование систем качества !' Методы менеджмента качества. 2000. — август — С. 4 — 6.
- Хаммер М., Чампи Дж. Реинжениринг корпорации: Манифест революции в бизнесе. Пер. с англ. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1997.-332 с.
- Холл Ричард X. Организации: структуры, процессы, результаты СПб: Питер, 2001. — 512 е.: ил. — (Серия «Теория и практика менеджмента»),
- Чайка И.И. За какими системами качества будущее? II Методы менеджмента качества 2000. — № 7. — С.8 -14.
- Чупров К. Исследование кадрового менеджмента компаний, работающих на автомобильном сегменте рынка г. Москвы // Консультант директора. 1999. — № 20. — С.19 — 23.
- Чупров К. Холдинговая концепция: путь выхода промышленного предприятия из кризиса// Консультант директора. 2000. — № 14. — С. 15 — 21.
- Шамрин И., Перфильева Е. Исследование системы управления компаний, работающих на рынке продуктов питания г. Москвы // Консультант директора. 2000. — № 3.-С.10−18.
- Швец В.Е. Измерение процессов в современной системе менеджмента качества// Методы менеджмента качества 2001. — № 1. — С. 1 1 -1 3.
- Шеер А. Бизнес-процессы. Основные понятия. Теория. Методы./ Под ред. к.т.н. Каменновой М. С., к.х.н. Громова А. И. М.: АОЗТ «Просветитель», 1999.- 152 с.
- Шеер А. Моделирование бизнес-процессов. ./ Под ред. к.т.н. Каменновой М. С., к.х.н. Громова А. И. М.: ООО «Издательство «Серебряные нити», 2000.-205 с.
- Шепель В. Стимулирование труда «архимедов рычаг» в работе с персоналом // Управление персоналом. — 1999. — № 5. — С. 25 — 28.
- Шестаков A.JI. Проблемы российских предприятий, подходы к их решению, причины проблем // Методы менеджмента качества 2000. — № 7. -С.14−19.
- Шолтес Питер. Р. Команды в век систем// Методы менеджмента качества 2000. — № 6. — С.20−24.
- Шумаев В. Выдержать конкуренцию // Журнал для акционеров. 2000. -№ 2.-С. 18−21.
- Шуранов А.Ю. Организация финансового управления и бюджетирования на предприятии Ярославль, Центр дистанционного обучения, 1999 -117с.
- Щиборщ К. Делегирование полномочий производственным подразделениям промышленной компании: основные варианты и критерии выбора // Консультант директора. 2000. — № 16. — С.2 — 5.
- Щиборщ К. Принципы построения системы материального стимулирования на предприятии // Консультант директора. 1999. — № 20. -С.31 -33.
- Щиборщ К. Слияния российских компаний как средство выживании к условиях финансово-экономического кризиса// Консультант директора. -2000, — № 6. С. 29 — 33.
- Щиборщ К. Стратегическое управление затратами// Консультант директора. 2000. — № 15. — С. 12 — 15.
- Щукин В. Как организовать оптимальную систему оплаты и стимулирования труда персонала // Управление персоналом. 2000. — № 12. -С. 38−41.
- Яновский А. Особенности делового менеджмента в Японии // Управление персоналом. 1999. -№ 10. — С.22−2-1.
- Официальные издания по статистике
- Основные показатели деятельности предприятий лакокрасочной промышленности Российской Федерации в 1990 1995 г. Статистический сборник. — М.: ОАО «НИИТЭХИМ», -1996. — 111 с.
- Показатели деятельности предприятий лакокрасочной промышленности Российской Федерации в 1996 г. Статистический сборник. !.: ОАО «НИИТЭХИМ», -1997. — 148 с.
- Показатели деятельности Российских предприятий лакокрасочной промышленности в 1998 г. Статистический справочник. М.: ОАО «НИИТЭХИМ», -1999. — 118 с.
- Показатели деятельности Российских предприятий лакокрасочной промышленности в 1999 г. Статистический справочник. М: ОАО «НИИТЭХИМ», -2000. — 265 с.
- Показатели деятельности Российских предприятий лакокрасочной промышленности в 2000 г. Статистический справочник. .VI.: ОАО «НИИТЭХИМ», -2001 .-217 с.
- Импорт России в январе-декабре 1998 г. М.: Госкомстат РФ, 1999. — 82с.
- О производственно-сбытовой и внешнеторговой деятельности лакокрасочной промышленности России. М.: ОАО «НИИТЭХИМ», -1999. -27 с.
- Оценка и прогноз мирового потребления ЛКМ. М.: ОАО «НИИТЭХИМ», -1999. — 78 с.
- Экспорт России в январе-декабре 1998 г. М.: Госкомстат РФ, -1999. -79с.
- О производственно-сбытовой и внешнеторговой деятельности лакокрасочной промышленности России. М.: ОАО «НИИТЭХИМ», -2000. -41 с.
- Экспорт России в январе-декабре 1999 г. М.: Госкомстат РФ, -2000. -78 с.
- Состояние рынка и производства лакокрасочных материалов. М.: ОАО «НИИТЭХИМ», -2001. 26 с.
- Состояние и направления развития лакокрасочной промышленности. М.: ОАО «НИИТЭХИМ», -2001. 27 с.
- Вестник химической промышленности (Ежеквартальное обозрение) выпуск № 1−2000 г М.: ОАО «НИИТЭХИМ», -2001.
- Диссертации, авторефераты диссертаций
- Андреев. В.Е. Конкурентоспособность региона и механизм ценообразования Автореферат дис. к.э.н.: 08.00.01./ ЯрГУ. -Ярославль, 1999.-24С.
- Василевский И.А. Совершенствование методов оценки эффективности инвестиций и экономичности развития производства: Автореферат дис. к.э.н.: 08.00.05./ЯрГУ.-Ярославль, 1999.-22с.
- Краковская И.Н. Управление инвестиционной деятельностью в регионе (на примере республики Мордовия): Автореферат дис. к.э.н.: 08.00.05 / Мордовский гос. ун-т. Саранск, 2000. — 1 8 с.
- Ласточкин Ю.В. Разработка и внедрение стратегического планирования ресурсов крупного промышленного предприятия: Автореферат дис. к.э.н.: 08.00.05./ ЯрГУ. -Ярославль, 1999.-25с.
- Макарова Л.Г. Методологические аспекты разработки внутренних стандартов аудиторских организаций: Автореферат дис. д.э.н.: 08.00.12./. -Нижегородский гос. ун-т. Нижний Новгород, 2001. — 47с.
- Сухов С.В. Методическое обеспечение формирования системы адаптивного управления предприятием: Диссертация к.э.н.: 08.00.05./ ЯрГУ. -Ярославль, 2000.- 168 с.
- Трофимова Л.В. Определение конкурентоспособности промышленного предприятия (на примере предприятий-производителей асбестовых технических изделий): Автореферат дис. к.э.н.: 08.00.05./ ЯрГУ. -Ярославль, 1998.—23с.
- Неопубликованные документы
- Отчет о маркетинговых исследованиях за 1999 г./ ОАО «Лакокраска». -Ярославль 2ООО г, -56 с. — Исполн. Управление маркетинга ОАО «Лакокраска».
- Отчет о маркетинговых исследованиях за 2000 г./ ОАО «Лакокраска». -Ярославль 2001 г, — 106 с. — Исполн. Управление маркетинга ОАО «Лакокраска».
- Источники на иностранном языке
- Foreign Trade of Russia. NAG Consulting — New — York -2000. — 43 p.
- Mod. Paint a. Coat., 2000. v89, № 7, p 29−32.
- Mod. Paint a. Coat., 2000, v89, № 8, p 27.
- Saprykin M. Competing for shrinking markets in the Russian federation // The Coatings Agenda Europe 1998.
- Smith G. D., Arrnold D.R., Bizzell B. G. Business strategy and Policy. 2 nd ed. Boston: Houghton Mifflin, 1988.