Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Становление и развитие негосударственного высшего образования в России ХIХ — начала ХХ вв

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

После ликвидации в 1917 г. всех негосударственных высших учебные заведений, советские историки долгое время не обращались к серьезному изучению данного вопроса. В 20-е годы вышло несколько статей, освещавших деятельность Психоневрологического института, Саратовских высших сельскохозяйственных курсов, где основное внимание уделялось рассмотрению вопросов постановки преподавания. После 50-х годов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Особенности развития негосударственной высшей школ
  • России XIX — начала XX вв
    • 1. 1. Этапы и основные факторы развития негосударственног высшего образования в России
    • 1. 2. Организаторы негосударственной высшей школы
  • Глава II. Особенности организации учебного процесса и содержани образования в негосударственных высших учебных заведениях
    • 2. 1. Организационное устройство негосударственных высши учебных заведений
    • 2. 2. Содержание образования и организация учебной деятельности в негосударственной высшей школе

Становление и развитие негосударственного высшего образования в России ХIХ — начала ХХ вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На рубеже двух столетий цивилизованное человечество оценивает итоги прошлого и перспективы будущего. Среди общественных институтов, которые привлекают особое внимание, одно из центральных мест занимает образование.

Реформы образования в России стали важной составной частью современной социальной политики. К проблемам образования обращено внимание институтов власти, политических партий и широкой общественности. Многоаспектные реформы предусматривают реорганизацию управления образованием и перераспределение функций всех уровней власти, создание новых типов учебных заведений, модернизацию содержания и методов учебно-воспитательной работы. Обновлению подвергаются все стороны и звенья системы образования, в том числе и высшего. Наряду с правительственными вузами начинают успешно функционировать и негосударственная высшая школа.

Актуальность исследования обусловлена поиском новых моделей образовательных учреждений, соответствующих требованиям реформированного общества. Преодоление многолетнего монополизма государства в образовании и интенсивное развитие новых типов учебных заведений, во многом альтернативных государственным, обострили интерес педагогической общественности к историческому опыту развития отечественной высшей школы, в том числе негосударственной.

Интерес к негосударственной высшей школе возник в начале XIX века. В отечественной историко-педагогической литературе этого времени отдельные вопросы негосударственного высшего образования рассматривались в работах С. В. Рождественского, К. П. Головщикова, В. Г. Щеглова, В. А. Вагнера, М. А. Капустина.

История возникновения и деятельности негосударственных высших учебных заведений в настоящее время представлена архивными материалами, нормативными документами, работами обзорного характера, материалами журнальной публицистики, мемуарами А.А. Мусина-Пушкина, А. Зиновьева, Н. Кашкина, А. Н. Ясинского.

Историко-педагогическая литература начала XX века представлена небольшими статьями и заметками, посвященными отдельным учебным заведениям. Так, в работе Н. В. Сперанского, посвященной народному университету, рассматриваются все трудности, связанные с созданием университета им. A.JI. Шанявского. Несомненный интерес представляют сборники статей, посвященных крупным учёным, отдавшим много энергии и сил в дело создания негосударственных высших учебных заведений. В статьях М. М. Ковалевского «П.Ф. Лесгафт», В. А. Вагнера «М. М. Ковалевский в вопросах просвещения», Н. Кашкина «Сергей Иванович Танеев и Московская консерватория», В. В. Можайского «В. М. Бехтерев как учитель» дан анализ взглядов этих учёных на вопросы организации высшего образования.

После ликвидации в 1917 г. всех негосударственных высших учебные заведений, советские историки долгое время не обращались к серьезному изучению данного вопроса. В 20-е годы вышло несколько статей, освещавших деятельность Психоневрологического института, Саратовских высших сельскохозяйственных курсов, где основное внимание уделялось рассмотрению вопросов постановки преподавания. После 50-х годов историки народного образования вновь обращаются к изучению истории негосударственных высших учебных заведений, что было вызвано юбилейными датами этих заведений. Однако публикации тех лет, хотя и содержали большой фактический материал, но не поднимались на уровень исторических и теоретических обобщений.

В 70−80-е гг. исследователи в области истории образования снова возвращаются к истории негосударственной высшей школы. В работах Е. П. Степанович, Н. А. Григорьева, Н. Я. Климочкиной, С. И. Хасановой, Н. В. Флит, Т. А. Пархоменко освещаются отдельные аспекты этого звена образования.

На современном этапе изучения истории, теории и практики высшего образования следует выделить монографию А. Е. Иванова, в которой охарактеризован состав государственной высшей школы конца XIX — начала XX вв., её организационное устройство, система управления. В этой работе автор впервые показал соотношение государственных и негосударственных высших учебных заведений. Однако в этой работе негосударственная высшая школа не была предметом обстоятельного изучения и не рассматривалась как отдельный объект.

Несмотря на имеющуюся историко-педагогическую литературу по негосударственной высшей школе, в ней отсутствуют специальные исследования, посвященные становлению и развитию негосударственной высшей школы с момента появления первых учебных заведений подобного рода. Слабая степень изученности данной проблемы, с одной стороны, и потребность практики в настоящее время, с другой — предопределили выбор темы исследования: «Становление и развитие негосударственного высшего образования в России XIXначала XX веков» .

Проблема исследования: как происходило становление и развитие негосударственной высшей школы России в XIX — начале XX вв.

Решение этой проблемы составляет цель настоящего исследования.

Для достижения поставленной цели предусматривалось решение следующих задач: проследить этапы и основные факторы развития негосударственного высшего образования в Россииохарактеризовать деятельность организаторов негосударственной высшей школыопределить особенности организационного устройства негосударственной высшей школыпроанализировать содержание образования и организацию учебной деятельности негосударственной высшей школы России XIX — начала XX вв.

Объектом исследования являются негосударственные высшие учебные заведения России XIX — начала XX веков.

Предмет исследования — процесс становления и развития негосударственной высшей школы России.

Методологическую основу исследования составляют положения и разработки современной истории, философии, социологии, педагогики о движущих силах педагогического процесса, о факторах, обуславливающих общественное развитиеподход к истории образования, как к части истории культуры, выдвигающей приоритет педагогического и антропологического, педагогического и социокультурного принципов анализа истори-ко-педагогического процесса. В сочетании с принципом историзма, научности, объективности этот подход обеспечивает понимание взаимосвязи различных факторов на процесс становления и развития негосударственного высшего образования.

Для решения поставленных задач использован комплекс методов исследования, взаимодополняющих друг друга: анализ историко-педагогического материала по исследуемой проблеме, аналитико-синтетический метод изучения фактов в единстве с историческим подходом к изучаемым явлениям, а также сравнительно-исторический, теоретический, направленный на анализ и обобщение архивных, документальных и литературных материалов.

Источниковедческая база исследования: педагогическая литература XIX — начала XX веков — труды, сочинения, обзоры, монографии, очерки историков и педагогов, участников общественно-педагогического движения, представителей официальных кругов Россииматериалы периодической, в основном общественно-педагогической печати (статьи, заметки, комментарии, обзоры) — законодательные акты и материалы правительственных органов и ведомствдокументы по вопросам организации и деятельности общественных организаций, негосударственных высших учебных заведений (учебные планы и программы, отчёты, уставы) — печатные отчёты, труды, резолюции, дневники педагогических съездов и совещанийдокументы Государственного архива Российской Федерации, Центрального исторического архива г. Москвы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные автором объективные данные расширяют имеющиеся представления о социально-исторических факторах, вызвавших к жизни развитие негосударственных высших учебных заведений в России XIX — начала XX. Впервые целостно рассматривается негосударственное высшее образование в России с момента его зарожденияопределяются этапы развития негосударственной высшей школыуточнена типология негосударственных высших учебных заведенийвыявлена роль общественной и частной инициативы в деле развития негосударственной высшей школыпроанализирована динамика содержания, форм и методов учебной и организационной работы негосударственных высших учебных заведенийвведены в научный оборот новые имена педагогов, общественных деятелей, новые архивные, документальные и литературные материалы.

Практическая значимость исследования обусловлена получением новых для историко-педагогической науки знаний об организации, содержании учебного процесса в негосударственных высших учебных заведениях, факторах, определяющих характер взаимоотношений государства и общества в деле развития негосударственной высшей школы на разных этапах развития.

Результаты исследования помогут обогатить вузовский курс «Истории педагогики», способствуют более полному и системному освещению истории отечественной высшей школы, создают предпосылки для углубления исследовательской работы. Материалы диссертации могут быть использованы также при чтении лекций, на семинарских занятиях, при написании рефератов, дипломных работ в педагогических университетах, институтах, колледжах, а также для практической разработки современных концепций альтернативного образования.

Достоверность и обоснованность полученных результатов, используемых в работе источников проверялась путём сопоставления фактов и событий, их оценки в прошлом и настоящем времени, обеспечивалась как научной методологией, так и полнотой и разнообразием используемых материалов и соответствием методов и целей исследования поставленной задаче и использованным источникам.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы проведенного исследования изложены в опубликованных работах, обсуждались на заседаниях кафедры педагогики начального обучения Mill У в 1996 — 1997 годах, на научно-практических конференциях в г. Ельце (1997 г.) и в г. Москве (1999 г.).

Положения, выносимые на защиту:

— становление и развитие негосударственного высшего образования России с начала XIX века было обусловлено объективными социально-историческими условиями: 1) социально-экономическими потребностями общества;

2) неспособностью государства обеспечить потребности страны в специалистах высокой квалификации разного профиля;

3) развитием общественной и частной инициативы, приобретающей черты и формы общественно-педагогического движения.

С 90-х годов XIX в. ведущая роль в создании негосударственной высшей школы стала принадлежать общественности.

— содержание образования и организация учебного процесса в негосударственной высшей школе, в отличие от государственной, динамично корректировались в соответствии с назревшими потребностями общества. В учебные планы оперативно вводились новые дисциплины, изменялось количество учебного времени для их изучения.

— характерная особенность государственной политики в деле развития негосударственного высшего образования состояла в осуществлении регулятивной, надзорно-контролирующей, корректировочной функцийфункциями общественности и частных лиц в отношении негосударственной высшей школы были инициирование, организация и преимущественное ее финансирование. сложившаяся в конце XIX — начале XX вв. система негосударственной высшей школы способствовала демократизации высшего образования: отсутствие ограничений при поступлении, связанных с происхождением, вероисповеданием, политической благонадежностью открывало доступ тем слоям молодежи, которые не могли поступить в правительственную высшую школу.

В соответствии с общим замыслом и логикой исследования его научные результаты изложены в диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Выводы по II главе.

— В конце XIX — начале XX вв. в России сложилась система негосударственной высшей школы. В большинстве негосударственных высших учебных заведений отсутствовали ограничения при поступлении, связанные с происхождением, вероисповеданием, политической благонадежностью, что открывало доступ к получению высшего образования тем слоям молодежи, которые не могли поступить в правительственную высшую школу. Негосударственные высшие учебные заведения способствовали демократизации высшего образования.

— Во многих негосударственных высших учебных заведениях была разработана оригинальная, отличная от государственной, система организации учебного процесса.

— Многие негосударственные высшие учебные заведения также характеризовались творческим отношением к разработке в них учебного процесса. Несмотря на то, что общая направленность учебной деятельности в этих учебных заведениях определялась, в соответствии с правительственными установками, эти учебные заведения смелее вводили целесообразные, подсказываемые опытом, изменения в содержания и организацию учебного процесса: учебные планы корректировались, увеличилось количество учебных часов по определенным дисциплинам, факультативно вводились новые предметы.

Заключение

.

Негосударственное высшее образование в России XIX — начала XX вв. явилось результатом соединения изменяющейся государственной политики и общественно-педагогического движенияпричём государство осуществляло регулятивную, надзорно-контролирующую, корректировочную функциифункциями общественности и частных лиц в отношении негосударственной высшей школы были инициирование, организация и преимущественное финансирование.

Проведённое исследование показало, что к началу XX века в России сложилась сеть негосударственных высших учебных заведений. По темпам своего развития система негосударственных вузов намного опережала правительственную. Так, за период с 1899 по 1917 гг. было создано 7 правительственных вузов, негосударственных — 22.

Полученные в результате исследования данные позволили утверждать, что в негосударственных высших учебных заведениях был значительно смягчён контроль за их деятельностью со стороны соответствующих министерств и ведомств. В результате этого, во главе негосударственных высших учебных заведений стояли крупные учёные, хорошо знавшие деятельность высшей школы, имевшие своё собственное представление о том, как должны работать эти учебные заведения.

В Психоневрологическом институте и университете им. А. Л. Шанявского были осуществлены принципы автономии и свободного выбора предметов. В работе учёных Советов всех общественных вузов и факультетских собраний участвовали все преподаватели.

В деятельности административно-хозяйственных органов этих вузов действовали представители общественных организаций и органов самоуправления, создавшие эти вузы.

В большинстве негосударственных высших учебных заведений отсутствовали ограничения, связанные с происхождением, вероисповеданием, политической благонадёжностью, что в конечном итоге способствовало демократизации высшего образования.

В негосударственные высшие учебные заведения слушателей привлекала также возможность активно участвовать в разработке учебных планов (университет им. A. J1. Шанявского, Петроградский женский политехнический институт), наличие студенческого управление (Психоневрологический институт).

Несмотря на то, что оплата труда преподавательского состава была намного ниже, чем в государственных вузах, и преподаватели и профессора не получали права на пенсии, в негосударственных высших учебных заведениях был сконцентрирован цвет преподавательской интеллигенции.

Возможность активно участвовать в разработке учебных планов, читать новые, ранее нигде не читаемые лекционные курсы привлекала в эти учебные заведения крупных учёных (А.А. Мануйлов, Н. К. Кольцов, Б. Ф. Вериго и другие).

Проведённое исследование показало, что для негосударственных высших учебных заведений было характерно творческое отношение к учебному процессу. Так, даже когда в уставе негосударственного высшего учебного заведения указывалось, что учебный процесс в нём организован согласно университетскому, в учебный план вносились изменения, увеличивалось количество лекционных часов по определённым дисциплинам, факультативно вводились новые предметы.

Организация учебного процесса, выработанная в негосударственных высших учебных заведениях, была сохранена в своей основе и в дальнейшем использовалась высшими учебными заведениями. Так, до сих пор на первых двух курсах институтов проходят общеобразовательные дисциплины, обязательные для студентов всех специальностей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Я.В. Очерки частной инициативы в деле народного образования // Русская школа. 1890, Т.П. Ж7, с.93−113- № 8, — с.113−131- № 9, -с.111−124.
  2. Я.В. Хроника народного образования // Русская школа. 1890, T. IX,-с.168−178.
  3. В.И. Высшие учебные заведения России, лицеи и гимназии. СПб., 1879,-48 с.
  4. Е.К. С-Петербургская консерватория. СПб, 1891, 33 с.
  5. Е.Н. Школьное дело в России. Наши общие и специальные школы. СПб., 1882, 232 с.
  6. К. Записка о Киевском коммерческом институте. Киев, 1913, -29 с.
  7. И.К. От Москвы до Лейпцига. М., 1858, с.64−65.
  8. Л.Л. Иван Александрович Стебут. М., 1966, 165 с.
  9. В. К вопросу об открытии сельскохозяйственного института в Сибири. Омск, 1912, 37 с.
  10. Г. Бехтерев в Петербурге-Ленинграде. Л., 1979, 147 с.
  11. Г. С. И. Танеев. М., 1950, 136 с.
  12. В.М. Задачи психоневрологического института. СПб., 1908, — 16 с.
  13. В.М. Автобиография. М., 1928, 51 с.
  14. З.П., Каценеленбоген Т. О., Пузыревская Т. Н. Из истории 1-го женского ВТУЗа. JL, 1967, 11 с.
  15. Бурышкин J1.A. Москва купеческая. М., 1990, 120 с.
  16. В.А. Чем должен быть университет? СПб., 1907, 88 с.
  17. В.А. О преобразовании Психоневрологического института. СПб., 1909, — 54 с.
  18. В. А. М.М.Ковалевский в вопросах просвещения // М.М. Ковалевский. Ученый, государственный и общественный деятель и человек. Пг., 1917, с. 97−108.
  19. В.И., Гинзбург А. С. Докладная записка по вопросу последующего преподавания отдельных предметов на медицинском факультете Психоневрологического института и соотношении общих дисциплин на медицинском и основном факультетах. СПб., 1913,-103 с.
  20. В.И. Высшая школа в России. СПб., 1914, 325 с.
  21. Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма, 1908, № 10.
  22. Ю.С. Русская высшая школа общественных наук в Париже. Исторические записки. М., 1982, 76 с.
  23. Ю.С. Общественность и высшая школа в России в начале XX в. М., 1994,-61 с.
  24. Временное положение о высших женских курсах в г. Киеве. Киев, 1911, — 17с.
  25. Временное положение о Санкт-Петербургских высших женских курсах. СПб., 1889, 39 с.
  26. Высшее образование в России (Очерк истории до 1917 г.). М., 1995, 138 с.
  27. Высшие женские курсы в Киеве / Женское образование. 1878, № 8, — 59 с.
  28. Высшие сельскохозяйственные курсы Саратовского общества сельского хозяйства. Положение о курсах и программы по предметам, прочитанным в 1, 2, 3, 4 и 5 триместрах. Саратов, 1915, 73 с.
  29. М. Народные университеты. М., 1907, 10 с.
  30. Д.Н. Мысли об основах реформы высшей школы. М., 1906,-23 с.
  31. К. П.Г. Демидов и история основанного им в Ярославле училища. Ярославль, 1887, 74 с.
  32. Н.А. Народные университеты в Западной Европе, Северной Америке и России. Н. Новгород, 1906, 47 с.
  33. С.О. Первый вольный университет в России. // Научный работник, 1928, № 10, с. 17−29.
  34. Деятельность учебного отдела Общества распространения технических знаний в Москве. // Вестник воспитания. 1891, № 4, с.229−231.
  35. Н.А. Московское училище живописи, ваяния и зодчества. М., 1951, 145 с.
  36. Э.Д. Самодержавие и народное образование в пореформенной России. Школа и педагогическая мысль России периода двух буржуазно-демократических революций. М., 1984, с.49−96.
  37. Э.Д. Народное образование как предмет историко-педагогического исследования. // Советская педагогика. 1986, № 1, -с. 107−114.
  38. Довнар-Запольский М. В. Новый тип высшего образования // Обозрение преподавания Киевского коммерческого института. 1907−1908 уч.год. Киев, 1907,-40 с.
  39. Дом высших женских курсов общества трудящихся женщин (Южный край 1913 г. 27 июня).
  40. Донское общество содействия высшему женскому образованию: Докладная записка по вопросу об открытии женского сельскохозяйственного института в Новочеркасске. Новочеркасск, 1914, 48 с.
  41. .Б. Университетская политика царизма и вопрос о служебных преимуществах по образованию на рубеже XIX—XX вв.. // Вопросы политической истории СССР. М.- Л., 1997, с.92−104.
  42. С.Ф. Теория образования в педагогике России начала XX века. Историко-педагогический очерк. М., Педагогика. 1987, 152 с.
  43. Ежегодник Высших Женских Юридических и Историко-филологических курсов, учрежденных В. А. Полторацкой. М., 1915, -114 с.
  44. Е.Н. Московский коммерческий институт и его задачи. М., 1913,-28 с.
  45. А. Исторический очерк Лазаревского института восточных языков. М., 1863, 145 с.
  46. В. Краткая история возникновения высших женских сельскохозяйственных курсов в г. Новочеркасске. // Известия Новочеркасских высших женских сельскохозяйственных курсов 1916 г. Новочеркасск, 1917, -с.3−20.
  47. А.Е. Университетская политика самодержавия в конце XIX начале XX вв. / Государственное руководство высшей школой в дореволюционной России и в СССР. Сборник статей. М., 1979, — 163 с.
  48. А.Е. Высшая школа России XIX нач. XX в.: Состав и юридический статус учебных заведений // Историографические и исторические проблемы русской культуры. М., 1982, — 208 с.
  49. А.Е. Управление высшей школой России в конце XIX -нач. XX века // Историографические и исторические проблемы русской культуры. М., 1983,-201 с.
  50. А.Е. География высшей школы России в конце XIX нач. XX века // Источниковедческие и историографические аспекты русской культуры. М., 1984, — 186 с.
  51. А.Е. Советская историография высшей школы России периода империализма (1917 сер. 1930-х годов) // Вопросы истории русской культуры в отечественной и зарубежной историографии. М., 1986, — 113 с.
  52. А.Е. Профессорско-преподавательский корпус высшей школы России конца XIX нач. XX в.: общественно-политический облик. // История СССР. 1990. № 5 — 96 с.
  53. А.Е. Высшая школа России в конце XIX начале XX века. М., 1991, — 192 с.
  54. И.А. Предметная система в Московских высших учебных заведениях. М., 1908, 18 с.
  55. Известия Казанского общества народных университетов 1908 г., Т.2, с. 6.
  56. Историко-филологической институт им. Безбородко в Нежине. Б.М. 1900, 17 с.
  57. П.Ф. Народная школа как образовательно-воспитательное учреждение. // Русская школа. 1902, № 3, с. 162−174.
  58. П.Ф. Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели. СПб., 1914, 212с.
  59. П.Ф. История русской педагогики. СПб., 1915, 720 с.
  60. М.Н. Летопись Демидовского лицея. Ярославль, 1871,67 с.
  61. Н. Сергей Иванович Танеев и Московская консерватория. Петроград, 1916, 58 с.
  62. П.М. Новый университетский устав. СПб., 1909, 38 с.
  63. К вопросу о согласовании проекта Устава Томского Городского народного Университета имени П. И. Макушина с законом от 14 июля 1914 г. о частных учебных заведениях. Томск, 1914, 56 с.
  64. Ю. 100 лет Московской консерватории. М., 1966, 207 с.
  65. А. К шестидесятилетней научной профессорской и общественной деятельности И.А. Стебута. СПб., 1904, 8 с.
  66. Киевские высшие вечерние женские курсы А. В. Жекулиной: Летопись вечерних высших женских курсов, учрежденных в Киеве А. В. Жекулиной. Киев, 1914, 185 с.
  67. Киевский коммерческий институт. Устав Киевского коммерческого института. Киев, 1908, 27 с.
  68. Киевский коммерческий институт. Правила о приеме в институт краткими сведениями для поступающих в институт. Киев, 1914, 23 с.
  69. В.А. Коммерческое образование в России в 1913 г. // Техническое и коммерческое образование. 1914. № 4 с. 10−13.
  70. К 25-летию высших женских («Бестужевских») курсов. Варшава, 1903,-с.34.
  71. К судьбе Народного университета в г. Томске. // Русские ведомости. 1914, № 39, с.10−15.
  72. Н.Я. Народные университеты России (1905−1917 гг.). Дисс.. канд.пед.наук. М., 1970, 180 с.
  73. В.О. Курс русской истории. М., 1937, 553 с.
  74. Е.А. Предметная система в высшей школе. // Вестник высшей школы. 1987. № 11.
  75. С. Педагогические взгляды П.Ф. Лесгафта. // Памяти Петра Францевича Лесгафта: К 30-летию научного института им. П. Ф. Лесгафта. М., 1924, 227 с.
  76. М.М. Необходимость общеобразовательных высших курсов. СПб., 1911, -25 с.
  77. М.М. П.Ф. Лесгафт. / Памяти П.Ф. Лесгафта. СПб., 1912,-201 с.
  78. Коммерческий институт (Южный край 1914 г. 23 мая).
  79. Краткий обзор истории и современного состояния высших женских курсов в Киеве. Саратов, 1915, 47 с.
  80. Лаппо-Данилевский А. С. История русской общественной мысли и культуры 17−18 вв. М., 1990, 218 с.
  81. ЛатышинаД.И. История воспитания и образования в России. М., 1992, 136 с.
  82. Д.И. История педагогики. М., 1998, 583 с.
  83. П.Ф. Собрание педагогических сочинений. М., 1954, T. V, 358 с.
  84. Летопись Демидовского Юридического лицея за 1887−88 уч.год. Ярославль, 1878, 28 с.
  85. М.К. Московский университет в 1812 г. М., 1913,68 с.
  86. М. Путь к свету и самостоятельности. Сборник программ всех высших учебных заведений. М., 1916, 176 с.
  87. Л.Н. Симеон Полоцкий. СПб., 1875, 202 с.
  88. Д.С. Справочник по высшему образованию во все высшие учебные заведения России. Киев, 1911, 367 с.
  89. Д. С. Вадемекум по высшему женскому образованию. Киев, 1915,-168 с.
  90. Материальное положение Киевских женских курсов. // Женское образование. 1880, № 3, с. 174.
  91. .Х. Краткий исторический очерк десятилетней жизни Саратовской высшей сельскохозяйственной школы. / Известия Саратовского государственного института сельского хозяйства и мелиорации. 1924. Вып.2, -с. 10−11.
  92. Е.Н. История русской педагогики до Великой Октябрьской социалистической революции. М., 1938, 511 с.
  93. Д.И. Заметки о народном просвещении России. СПб., 1901, 68 с.
  94. С.И. Задачи высших курсов Лесгафта. СПб., 1913,32 с.
  95. И.И. Высшее сельскохозяйственной образование в России и за границей. СПб., 1893, 173 с.
  96. МихееваЭ.П. Из истории высшего женского образования в России. // История СССР. 1969. № 2, с. 5−6.
  97. И. Исторический обзор сорокалетия Ришельевского лицея с 1818 по 1857 гг. Одесса, 1858, -с.127.
  98. В. В.М. Бехтерев как учитель. Харьков, 1925, 87 с.
  99. Московская консерватория. 1866−1966. М., 1966, 224 с.
  100. Московский народный университет имени Шанявского: отчет за 1908−1909 уч.год. М., 1910, — 120 с.- отчет за 1909−1910 уч.год. М., 1911, 89 е.- отчет за 1916−1917 уч.год. М., 1917, — 101 с.
  101. Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского. М., 1911, -25 с.
  102. Московский городской народный университет им. А. Л. Шанявского. Исторический очерк. Слушатели университета. Общество взаимопомощи. Учебные планы и программы. М., 1914, 126 с.
  103. Московский коммерческий институт Московского общества распространения коммерческого образования. Устав Московского коммерческого института. М., 1907, 62 с.
  104. Московский коммерческий институт и его задачи. М., 1913, 9 с.
  105. Московский коммерческий институт. Отчет о деятельности- за 1912−1913 уч.год.М., 1914-- за 1913−1914 уч.год. М., 1915-- за 1914−1915 уч.год. М., 1916.
  106. Московские высшие женские курсы. Обзор преподавания. М., 1910, 56 с.
  107. Московский педагогический институт им. Шелапутина. Отчет о состоянии пединститута в 1913 г. М., 1914, 132 с.
  108. Мусин-Пушкин А.А. О Нежинском историко-филологическом институте князя Безбородко. Киев, 1902, 25 с.
  109. Мусин-Пушкин А.А. К вопросу об университетском образовании. Пг., 1915,-32 с.
  110. В.М. Выдающийся русский ученый В.М. Бехтерев. М., 1953,-246 с.
  111. Народный университет в г. Томске. Томск, 1905, 11 с.
  112. Народный университет им. Л. И. Лутугина. Отчет о деятельности за 1916−1917 уч.год. Пг., 1917, 69 с.
  113. Нижегородский городской народный университет. Комиссия по выработке положения о народном университете: Доклад. Н. Новгород, 1913, -21 с.
  114. Нижегородский городской народный университет. Н. Новгород, 1916,-63 с.
  115. Нижегородский городской народный университет. Торжественный акт открытия университета. Н. Новгород, 1916, 26 с.
  116. Нижегородский городской народный университет. Устав. // Комиссия по выработке положения о народном университете. Доклад. Н. Новгород, 1915, 17 с.
  117. Новочеркасские высшие женские курсы. Временное положение о частных высших женских курсах Донского общества содействия высшему женскому образованию. Новочеркасск, 1916, 22 с.
  118. Новочеркасские высшие женские сельскохозяйственные курсы. Временное положение о высших женских сельскохозяйственных курсах в Новочеркасске. // Известия высших женских сельскохозяйственных курсов. 1916. Новочеркасск, 1917, Вып.1.
  119. Обозрение преподавания наук в Ришельевском лицее 1856−1857 гг. СПб., 1857, — 39 с.
  120. Образование и устав Ришельевского лицея в Одессе. СПб., 1818, с. 74.
  121. Омский коммерческий институт. Устав Омского коммерческого института. Омск, 1916, 14 с.
  122. О преимуществах, дарованных Ярославской гимназии. СПб., 1864,-37 с.
  123. Открытие Московской Консерватории. М., 1866, -17 с.
  124. Отчет Императорского Московского университета с 1-го января 1835 по 1 января 1836 г. М., 1835, 51 с.
  125. Отчет о деятельности Петроградского народного университета за 1916−1917 уч.год., год первый. Петроград, 1917, 28 с.
  126. Отчет о деятельности Харьковских высших женских курсов. Харьков, 1914, -22 с.
  127. Отчет о деятельности Юрьевских Частных Университетских курсов за 1908−1909 уч.год. Юрьев, 1909, 38 с.
  128. Отчет о торжественном праздновании 35-летнего юбилея ученой и практической сельскохозяйственной деятельности почетного члена и бывшего профессора петровской Земледельческой и Лесной Академии Ивана Александровича Стебута. М., 1890, 50 с.
  129. Отчет о состоянии историко-филологического института им. Безбородко за 1910−11 гг. 1912, с. 16.
  130. Отчет о состоянии Лазаревского института восточных языков в 1861−62 гг. М., 1862,-43 с.
  131. Отчет по постройке и торжественному открытию здания консерватории. М., 1906, 33 с.
  132. Отчет 'Общества для доставления средств высшим женским курсам' за 1878−1879 учебный год'. СПб., 1880, 18с.
  133. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древних времен до конца 18 в. М., 1989, 587 с.
  134. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР 18−19 вв. Под. редакцией М. Ф. Шабаевой. М., 1973, 197 с.
  135. Очерки по истории школы и педагогической мысли народов СССР. II половина XIX века. Отв. ред. А. И. Пискунов. М.: Педагогика, 1976, 600 с.
  136. Очерк развития Стебутовских высших женских сельскохозяйственных курсов. Составил Е. Ф. Лискун. Пг., 1915, 11 с.
  137. Г. Е. Организация наук в России в 1-ой половине 19 в. М., 1990, 138 с.
  138. П.Ф. Лесгафта. / Сборник статей под ред. Е. Н. Медынского. М., 1947, 5 с.
  139. Ф.Г. Педагогическое образование в России. М., 1979,209 с.
  140. С.В. Из истории государственного управления в области образования в России. Б.М., 1954, 206 с.
  141. П.С. Русские школы при Петре I. М.: Советская педагогика, 1945, 253 с.
  142. Педагогическая академия. Устав. // Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма. СПб., 1907, № 4.
  143. Педагогические курсы при СПб. Фребелевском обществе. Устав. СПб., 1909, 18 с.
  144. Петербургские Стебутовские высшие женские сельскохозяйственные курсы: Очерк развития Стебутовских женских сельскохозяйственных курсов за десятилетие их существования и отчет об их состоянии за 19 131 914 уч.год. Пг., 1915, 117 с.
  145. Петербургский институт высших коммерческих знаний. Устав. Спб., 1910,-24 с.
  146. А.А. Анкета научно-популярного отделения университета им. A. J1. Шанявского. //Вестник воспитания, 1912, № 9.
  147. Петроградская биологическая лаборатория им. П. Ф. Лесгафта. Отчет за 1916 г. / Известия Петроградской биологической лаборатории. Пг., 1917, Т.16.
  148. И. Образование и грамотность в древний период русской истории. Ж.М.Н., 1871, 163 с.
  149. М.И. О высшем женском образовании в России. СПб., 1906, — 15 с.
  150. Полный сборник правил и программ высших, средних и низших учебных заведений России. Под ред. Н. И. Воротинцева. СПб., 1909, 354 с.
  151. Положение о Голицинских женских сельскохозяйственных курсах. // Справочник Голицынки. М., 1915, 18с.
  152. Правила для слушательниц Стебутовских женских сельскохозяйственных курсов. // Сб. статей по вопросам женского сельскохозяйственного образования. СПб., 1905, 65 с.
  153. Правила Стебутовских сельскохозяйственных курсов. / Сборник статей по вопросам женского сельскохозяйственного образования. СПб., 1905, -с.140−145.
  154. Программы Лазаревского института восточных языков. М., 1859,242 с.
  155. Проект главных оснований общего устава высших учебных заведений. Одесса, 1905, 19 с.
  156. В. Деятельность В.М.Бехтерева в области народного просвещения. //Народное образование. 1957. № 1.
  157. Д.Н. Несколько слов о современном положении высшей агрономической школы. Харьков, 1915, 27 с.
  158. Психоневрологический институт. Отчет о деятельности: — за 1908 год. СПб., 1910-- за 1909 год. СПб., 1910-- за 1910 год. СПб., 1911-- за 1911 год. СПб., 1913-- за 1912 год. СПб., 1914.
  159. С.В. Исторический обзор деятельности МНП (1802−1902). СПб., 1902,-с.7.
  160. Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. В. Давыдова. М., 1993,-608 с.
  161. B.C. Русская школа 18 в. / Вопросы истории. 1978. № 6, с.217−218.
  162. B.C. Ртищевская школа / Вопросы истории. 1983. № 5, -с.127−180.166. «Русские ведомости» 1914. № 39 от 16 февраля. К судьбе народного университета в г. Томске, с. 10.
  163. Русское музыкальное общество. Московское отделение. М., 1905,26 с.
  164. Самарского губернского земства женский педагогический институт. Положение. Самара, 1918, 39 с.
  165. Санкт-Петербургская биологическая лаборатория П. Ф. Лесгафта. Отчет за 1912 г. / Известия Санкт-Петербургской биологической лаборатории. СПб., 1913. Т.13.Вып.1.
  166. Санкт-Петербургские ведомости 1868. СПб., 1868, № 237, с.13−16.
  167. Санкт-Петербургские Высшие женские (Бестужевские) курсы 1878−1918 гг. / Сб. ст. Л., 1973, 309 с.
  168. СацИ.А. Б. Яворский в Московской народной консерватории (1906−1916). М., 1964,-235 с.
  169. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Т.1. Царствование Александра I 1802−1805 гг. СПб., 1864, T.I. 301 е., Т.П. — 372 с.
  170. Сведения для женщин, получивших среднее образование в высших и профессиональных учебных заведениях и курсах. Под ред. Каге. СПб., 1905,-205 с.
  171. Н.В. Возникновение Московского городского народного университета им. А. Л. Шанявского. М., 1913, 15 с.
  172. Справочная книжка о Психоневрологическом институте за 19 121 913 уч.год. с краткими сведениями о его деятельности за 1911−1913 гг. СПб., 1913,-69 с.
  173. Справочник по высшему образованию. / Сост. Д. С. Марголин. Киев-СПб., 1915,-657 с.
  174. И.А. Сельскохозяйственное знание и сельскохозяйственное образование. М., 1880, 143 с.
  175. А.Д. История общественных организаций дореволюционной России. М., 1979, 164 с.
  176. А.Д. Самодержавие и общественные организации России на рубеже XIX XX вв. М&bdquo- 1980, — 273 с.
  177. А. Д. Общественные организации в России на рубеже XIX XX веков. М&bdquo- 1982, — 110 с.
  178. А.Д. Проблемы изучения общественных институтов дореволюционной России. // Историография и источники истории государственных учреждений и общественных организаций СССР: Сб. статей. М., 1983,-223 с.
  179. В.Н. К истории русского просвещения 18 в. Киев, 1890,116с.
  180. Страничка из жизни высшего женского сельскохозяйственного образования. // Техническое и коммерческое образование. 1916. № 3.
  181. И.Д. Институт Лесгафта. // Известия научного института П. Ф. Лесгафта. Л., 1924. Т.8, 202 с.
  182. И.Д. Воспоминания о П.Ф. Лесгафте. Сб. статей «Памяти Лесгафта». М., 1947, 84 с.
  183. П. женское сельскохозяйственное образование в России. // Сборник статей по вопросам сельскохозяйственного образования. СПб., 1905,-с.3−17.
  184. . Народные университеты. М., 1912, 599 с.
  185. Н.Г. Проблемы подготовки учителя истории для средних школ в России в прошлом и настоящем. М., 1917, 23 с.
  186. .Г. Проблема внешкольного образования в общественно-педагогическом движении России конца XIX нач. XX века. М., 1984, -315 с.
  187. К.А. Демократическая реформа нашей школы. М., 1918, 86 с.
  188. К.А. Академическая свобода. // Наука и демократия. М&bdquo- 1963, — 17 с.
  189. ТицБ.Н. Краткий обзор деятельности Императорского Русского технического общества по образованию рабочих. Доклад. СПб., 1907, 15 с.
  190. Томский городской народный университет им. П. И. Макушина. Томск, 1916,-47 с.
  191. Торжественный акт открытия Народного Университета в Нижнем Новгороде. Н. Новгород. 1916, 61 с.
  192. Торжественный акт Ришельевского лицея по случаю окончания 1856−57 академического года и открытия курсов в новом здании. Одесса, 1857, -200 с.
  193. В.В. Некоторые вопросы из истории дореволюционной высшей школы. М., 1958, вып. 19, 75 с.
  194. Устав Московских высших женских курсов. Проект, выработанный совещанием профессоров под председательством министра народного просвещения И. И. Толстого в 1906 г. СПб., 1906, 23 с.
  195. Устав Психоневрологического института. // Русская школа. 1907, № 9, 109 с.
  196. Устав частного Фребелевского института в г. Киеве. Киев, 1910,8 с.
  197. А.В. Русская интеллигенция периода буржуазно-демократической революции (профессиональная и политическая структура). // Интеллигенция и революция. XX в. М., 1985, с.48−57.
  198. ФедосоваЭ.П. Бестужевские курсы. //Вопросы истории. 1975. № 1, с.216−220.
  199. Э.П. Бестужевские курсы первый женский университет в России. 1878−1919. М&bdquo- 1980, — 125 с.
  200. Э.П. Бестужевские курсы первый женский университет в России. М., 1980, — 367 с.
  201. П. Исторический обзор мер по высшему образованию в России. Саратов, 1894, 184 с.
  202. Н.Г. Научно-технические общества в России (18 661 917). М., 1976,-211 с.
  203. JI.Д. Из истории женского образования в России. // Вопросы истории. 1963. № 2. С.209−218/
  204. Философов В. JI.H. Толстой и народные университеты. // Вестник народных университетов. 1910, № 3. С.133−134.
  205. А.Ф. По вопросам научной школы. М., 1916, 48 с.
  206. Харьковские высшие женские курсы, учрежденные обществом взаимопомощи трудящихся женщин. Харьков, 1913, 15 с.
  207. Харьковские высшие женские курсы, учрежденные обществом взаимопомощи трудящихся женщин за 1912 год. Харьков, 1914, 27 с.
  208. Харьковский коммерческий институт. Правила для слушателей. Харьков, 1916, 19 с.
  209. Харьковское медицинское общество 1861−1911 гг. Очерк его шестидесятилетней деятельности. Харьков, 1913, 392 с.
  210. В.И. Частная инициатива в деле народного образования. СПб., 1910, 4. IV, 195 с.
  211. Частный женский медицинский институт Харьковского медицинского общества. Харьков, 1912, 6 с.
  212. А.Г. Народный университет им. A.JI. Шанявского. // Вестник высшей школы. 1953. № 7.
  213. Г. Г. Жизнь и педагогическая деятельность Петра Францевича Лесгафта. // Памяти Лесгафта. М., 1947, с. 15−39.
  214. Г. Г. Лесгафт создатель русской системы подготовки педагогических кадров по физическому образованию. // Очерки по истории физической культуры. М.- Л., 1949. Вып.IV.
  215. Г. Г. П.Ф. Лесгафт. Очерк жизни и научно-педагогической деятельности. Л., 1950, с.8−11.
  216. Г. Г. Государственный институт физической культуры им. П. Ф. Лесгафта. Очерки истории института. Л., 1958, 195 с.
  217. Ф.П. 1-е высшее учебное заведение в России по физическому образованию и воспитанию (к 100-летию основания школы П.Ф. Лесгафта). М., 1973, 207 с.
  218. В.Г. Исторический очерк. Высшее училище в г. Ярославле имени Демидова. Ярославль, 1903, 271 с.
  219. С.Л. Высшие женские курсы в Москве (Опыт подготовки педагогических кадров в дореволюционной России и в СССР). М., 1972, с.4−99.
  220. Р.Г. Университетский вопрос в конце 50 начале 60 г. М., 1954, — 187 с.
  221. М.И. Подготовка учителей средней школы в дореволюционной России. / Сов. педагогика. 1955. № 10. -104 с.
  222. В. Из первых лет жизни Московского Университета. М., 1906,-24 с.
  223. М.Г., Даниличева Н. А. Первый в мире научно-учебный центр человековедения (К истории Петербургского психоневрологического института). // Вопросы истории естествознания и техники. 1994, № 4, 87 с.
  224. А.Н. Доклад по вопросу об устройстве Педагогического института имени П.Г. Шелапутина в городе Москве. М., 1914, 47 с.
  225. ГАРФ (Государственный архив Российской Федерации)
  226. Ф.733. Оп.155. Д. 525. л.45−47.
  227. Ф.733. Оп.155. Д. 131. л.36.
  228. Ф.733. Оп.155. Д. 525. л.75.
  229. Ф.733. Оп.156. Д. 625. л.18.234. Ф.185. Оп.З. д. 56. л.4.
  230. Ф.733. On.226. д. 18. л.22−22.об.
  231. ЦИАМ (Центральный исторический архив в Москве)236. Ф.871. Оп.5. Д. 6. л.9,18.
  232. Ф.642. Оп.1. д. 182. л.14.об.238. Ф.417. Оп.1. д. 14. л.32.239. Ф.417. Оп.2. д. 54. л.5−6.
Заполнить форму текущей работой