Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Свобода выбора как одно из условий развития активности личности в учебном процессе в средних специальных учебных заведениях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Данная технология наиболее эффективна для применения в условиях профессиональной подготовки, в частности, где учебный план, перечень дисциплин дают более широкие возможности для применения методов и приемов, направленных на предоставление свободы выбора, и где обучаются студенты, по возрастным особенностям относящиеся преимущественно к периоду ранней юности, которые осознают необходимость… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основы свободы выбора как средства развития активности личности в учебном процессе
    • 1. 1. Философско — психологические аспекты понятия «личность»
    • 1. 2. Свобода выбора, ее специфические особенности и предпосылки для реализации
    • 1. 3. Личностно-ориентированное обучение как процесс раскрытия индивидуального потенциала личности, способствующий развитию ее активности
    • 1. 4. Роль технологий обучения в учебном процессе среднего профессионального образования
  • ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию активности личности при создании условий и предоставлении свободы выбора в учебном процессе
    • 2. 1. Постановка и задачи эксперимента
    • 2. 2. Разработка и реализация технологии, ориентированной на предоставление свободы выбора в учебном процессе
    • 2. 3. Результаты эксперимента
    • 2. 4. Методические рекомендации по применению технологии обучения, включающую группу методов и приемов, направленных на предоставление студентам свободы выбора

Свобода выбора как одно из условий развития активности личности в учебном процессе в средних специальных учебных заведениях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Переоценка ценностей уходящей эпохи и попытка по новому взглянуть на мир и место человека в нем, отразились на философском осмыслении того, что происходит с образованием в его отношении к обществу, культуре, человеку. Очевидностью является необходимость пересмотра многих устоявшихся представлений социально-педагогического мышления и выработки такого методологического подхода, который бы отвечал современному уровню развития цивилизации.

Особенностью современного этапа цивилизации является усиленное внимание к человеку, связанное с возрастанием роли личности, ее самосознания и свободы в общественных процессах. Духовная активность человека, как субъекта образования, должна получить такое направление, при котором он встает на путь образования самого себя, на путь сознательного и ответственного выбора способов мышления и действия, обеспечивающих сохранение жизни, культуры и природы. Происходящие в общественной жизни перемены ставят человека в положение, когда ему самому приходится выбирать свои жизненные ориентиры, определять свое отношение к действительности и свое место в ней, становиться творцом собственной судьбы. Положение личности, а обтегтий, нд. пи-чие у нее возможностей для раскрытия и развития своих деятельностных сил, реализация свободы способствуют пониманию того, что разрешение существующих противоречий зависит от уровня развития каждого индивида, его активности .

В современных социально-экономических условиях необходимо развивать активность личности, способность осуще ствлять выбор, ставить и реалиэовывать цели, выходящие за пределы предписанных стандартов, оценивать свою деятельность на основе анализа, рефлексии, которая способствовала бы культивированию субъективности, органичности, целостности, ответственности. Особую актуальность эта задача приобретает в процессе подготовки педагогических кадров, способных эффективно выполнять свои профессиональные функции в условиях изменяющейся социально-педагогической ситуации в нашей стране.

Новые подходы в образовании к личности делают актуальным исследование качественного своеобразия личностно ориентированных образовательных систем. Личность становится субъектом деятельности благодаря активности. Активность, как относительно устойчивое свойство личности изменяется в течение всей жизни человека, а также и в процессе профессиональной подготовки студентов, и учебный процесс в значительной мере может влиять на ее развитие, если использовать технологии, ориентированные на личност-но-деятвльный подход. Традиционные методы и приемы в обучении выполняли подчиненную роль и обслуживающую функцию образования в обществе, перетекание социокультурного опыта от одного поколения к другому.

Современные подходы к личности поставили перед образованием проблему поиска новых технологий обучения, направленных на развитие личности, раскрытие ее внутреннего потенциала, способности к самостоятельному поиску и принятию решений многих жизненно важных вопросов: выбор образовательной траектории и содержания подготовки, наиболее целесообразного для будущего трудоустройства, умение ориентироваться в мире информации, оперативно ликвидировать пробелы в знаниях и т. д. Возможность использования и разработка новых технологий в настоящее время подкрепляется результатами исследований в области психологии личности и психологии деятельности.

Понятие «личность» является одним из центральных в философии, психологии, социологии и др. науках. Философ-ско-психологические аспекты личности раскрываются в работах философов И. Канта, Гегеля, Л. Фейербаха, А. Шопенгауэра, К. Маркса, 3. Фрейда, Э. Фромма, Ж.-П. Сартра, А. Сервера Эспинозы, Н. Бердяева, М. Бубера, Э. В. Ильенкова, М. Мамардашвили, И. И. Булычева, Г. В. Гребенькова, А. И. Артемьева и др., зарубежных психологов В. Маслоу, К. Роджерса, Ж. Пиаже, К. Левина, Г. Оппорта, Р. Кеттеля, отечественных — Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, К. К. Платонова, А. Г. Ковалева, Г. С. Батишева, A.B. Петровского, Б. Г. Ананьева, Н. И. Рейнвальд, А.Г. Ас-молова, Л. Н. Буевой, Л. И. Божович и др. Несмотря на различия в подходах к определению понятия, их объединяет положение, что формой бьггия, способом существования личности является деятельность. Связь личности и деятельности рассматривается в работах вышеперечисленных отечественных психологов, а также у B.C. Мерлина, A.C. Прангишвили, Л. И. Божович, К.А. Абульхановой-Славской, Ю.н. Давыдова,.

B. А. Лекторского, В. И. Слободчикова, Е. Г. Ксенофонтовой,.

C.Д. Смирнова, А. Н. Арлычева и др. Л. С. Выготским, С. Л. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым заложены основы деятельно-стного подхода в психологии, которые развиваются в трудах К. А. Абульхановой — Славской, П. Я. Гальперина, Б. Г. Ананьева, Д. Б. Эльконина, А. Г. Асмолова и др.

Условием становления, реализации и видоизменения деятельности является активность. Активность как ведущее свойство личности рассматривают Ковалев А. Г., Щукина Г. А., Асмолов А. Г., Петровский A.B., К.А. Абульханова-Славская, H.A. Бернштейн, П. К. Анохин, Д. Н. Узнадзе. Активность носит сознательный и избирательный характер, индивид способен к целеполаганию, а такая деятельность осуществляется свободно. Личность обладает атрибутом свободы благодаря своей родовой, субъективной активности.

В современной литературе свобода рассматривается в различных аспектах: свобода и необходимость (В.Ф. Асмус, Ю.М. Смоленцев) — свобода и ответственность (Л.П. Буева, А. Г. Спиркин, И. С. Кон, A.B. Мельничук, В. М. Тугаринов, А. Р. Лурия, Д.Н. Узнадзе) — свобода и ее связь с жизнью (С.И. Шарипов, А. Абдульгина-Зарема, Л. А. Цыренова, Т.Н. Ойзерман) — свобода и запрет (A.A. Белоусов) — свобода и отчуждение (A.B. Камынин, A.A. Топорков). Свобода предполагает принятие решения, выбор цели и средств, способность и возможность реализовать принятое решениеответственность за данный выбор. Предпосылкой реализации свободы выбора является психологическая готовность личности, а создание условий для реализации выбора — значимо для развития активности личности.

Активность в учебном процессе рассматривается как активная деятельность и проявляется в результате ее активизации по усвоению знаний, способов их самостоятельного приобретения и т. д. Различные подходы к активизации выявлены в работах С. И. Архангельского, П. Я. Гальперина, Ю. К. Вабанского, И. Я. Лернера, М. И. Махмутова, Г. И. Щукиной, т.А. Шамовой, В. В. Давыдова, A.A. Вербицкого, A.M. Матюшкина, В. Оконь, В. П. Симонова и др.

Современные подходы в образовании к личности выдвигают на первый план учет индивидуальных особенностей обучающихся, их личностный опыт. Специфика личностно — ориентированного образования рассматривается Е.В. Бондарев-ской, Д. А. Белухиным, Б. М. Йеменским, В. В. Сериковым, М. В. Кларинум, И. С. Якиманской. и др., которые отмечают, что в образовательном пространстве личности воссоздается система жизненных ситуаций, требующих проявление личностных функций студентов (учащихся) и их развитие, личного способа жизнедеятельности, выдвигая первоочередную задачу.

— создание условий для проявления, развития и саморазвития личности. В этой связи перед педагогической наукой стоит задача разработки педагогических технологий обучения. Современные подходы к пониманию содержания «технология» мы находим у П. И. Пидкасистого, В. П. Веспалые о, В. М. Кларинл, Л. Г'. Семудшл^й, Г. И. И14. .,.

В.В. Серикова, И. С. Якиманской и др.

Возможность использования и разработка новых технологий обучения в настоящее время подкрепляется результатами исследований.

Проблема состоит в том, чтобы выявить условия, необходимые для развития активности личности и разработать технологии обучения, обеспечивающие реализацию этих условий.

Исходя из поставленной проблемы, мы сформулировали цель исследования: разработать технологию обучения, направленную на реализацию свободы выбора как одного из условий развития активности личности.

Объектом исследования является личностноориентированная технология обучения и ее применение в профессиональном образовании.

Предметом исследования является технология обучения, направленная на реализацию свободы выбора, как часть лич-ностно-ориентированного образования.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

1. Уточнить сущность понятия «свобода выбора в учебном процессе», определить своеобразие и пределы свободы выбора в условиях среднего специального учебного заведения .

2.Разработать и экспериментально проверить технологию обучения, направленную на предоставление свободы выбора, как одного из условий развития активности личности.

3.Выявить различия в характере деятельности студентов при реализации свободы выбора и специфику их личностной мотивации при выборе.

4.Разработать рекомендации по использованию технологии обучения, направленной на предоставление свободы выбора студентам, как одного из условий развития активности личности в учебном процессе в средних специальных учебных заведениях.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой активность личности в учебном процессе повысится, если использовать личностно-ориентированную технологию обучения, направленную на предоставление студентам свободу выбора.

Методологическую основу исследования составляют фило-софско-психологические положения о личности, деятельности, активностио свободе как деятельностной сущности человекасовременные подходы к личностно-ориентированному обучению и технологиям обучения, направленным на развитие личности.

Для достижения целей исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследованияанализ учебно-программного и методического обеспечения предметов социально-гуманитарного цикла в средних специальных учебных заведенияхмоделирование форм, методов и приемов обучения, направленных на предоставление свободы выборадиагностические методы (анкетирование, тестирование, беседы) — фиксированные педагогические наблюдение за деятельностью учащихся и студентовсоставление карт-характеристик на учащихся и студентовэкспертные оценки, самооценкапедагогический эксперимент.

База исследования: экспериментальная работа проводилась в Учебно-педагогическом комплексе «Педколледж-лицей» № 5 в группах лицея и колледжа. Исследованием было охвачено 1223 учащихся и студентов.

Работа выполнялась в рамках целевой исследовательской программы «Гуманизация и гуманитаризация образования, теоретические основания проектирования современной системы подготовки специалистов», номер государственной регистрации 01.9.40 8 640, проводимой Научно-исследовательским институтом высшего образования.

Основные этапы исследования:

Первый этап (1993 — 1994 г.г.)~ разработка научной концепции исследованияизучение философской, психолого-педагогической литературы по темо исследованияанализ педагогического процесса в лицее и колледже и методики преподавания социально-гуманитарных дисциплин.

Второй этап (1994 — 1995 г.г.) — разработка технологии обучения, включающей методы и приемы, направленные на предоставление свободы выбора в учебном процессе и способствующие развитию активности личностиотработка критериев уровней активности учащихся и студентовпроверка на практике некоторых методов и приемов по предоставлению свободы выбора, которые планировалось впоследствии применять в системе в экспериментальных группах.

Третий этап (1996 — 1998 г.г.) — экспериментальная проверка разработанной технологии обучения, ориентированной на предоставление свободы выбора, ее влияние на изменение активности студентов в учебном процессе на основе бесед, анализа анкет, тестов, вопросников, наблюденийанализ результатов эксперимента, их научное обобщение и оформление теоретических выводовразработка рекомендаций по применению технологии личностно-ориентированного обучения в средних специальных учебных заведениях.

Научная новизна исследования состоит в том, что уточнено понятие '" свобода выбора в учебном процессе", определено ее своеобразие и пределы в условиях среднего специального учебного заведения, разработана технология обучения, направленная на предоставление спободы выбора содержания, форм, методов и приемов обучениявыявлены дидактические условия и возможности развития активности личности на основе технологии личностно-ориентированного обучения по предоставлению свободы выбора в учебном процессе, различия в характере деятельности студентов при реализации свободы выбора и специфика их личностной мотивации при выборе.

Практическая значимость. В ходе исследования разработана и практически реализована на примере преподавания курса философии технология обучения, направленная на предоставление свободы выбора в учебном процессе, которая включает методы и приемы, способствующие и побуждающие к выборуразработаны методические рекомендации по применению данной технологии обучения в процессе преподавания в средних специальных учебных заведениях, которые могут быть использованы преподавателями в практической деятельности.

Положения, выносимые на защиту:

1.Методы и приемы обучения, направленные на предоставление студентам свободы выбора, являются частью технологии личностно-ориентированного образования. Их применение в обучении способствует развитию активности личности студентов средних специальных учебных заведений в учебном процессе.

2.Под свободой выбора в учебном процессе следует понимать возможность внутреннего самоопределения личности в выборе отдельных целей и задач учебной деятельности, содержания, форм, методов и приемов обучения из предложенных вариантов, которые соответствуют конкретной ситуации и способствуют раскрытию внутреннего потенциала личности, ее активности, побуждают к постоянному обогащению опытом творчества и формированию механизма самоорганизации и са-морнн.чич.чции каждого студента.

3.Данная технология наиболее эффективна для применения в условиях профессиональной подготовки, в частности, где учебный план, перечень дисциплин дают более широкие возможности для применения методов и приемов, направленных на предоставление свободы выбора, и где обучаются студенты, по возрастным особенностям относящиеся преимущественно к периоду ранней юности, которые осознают необходимость принятия решения о профессиональном будущем и ответственность за этот выборобладают определенной суммой знаний, мировоззрением для оценки окружающего мира, своего развития для выбора профессиирасполагают концепцией своего «Я» — могут оценить соответствие между своей личностью и будущей профессией с точки зрения собственной пригодности и осознанно подходят к выбору в учебном процессе.

Результаты исследования внедрены в практику работы преподавателей социально-гуманитарных дисциплин педагогических учебных заведений г. Москвы и преподавателей Учебно-педагогического комплекса «Педколледж-лицей» № 5.

Результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях преподавателей социально-гуманитарных дисциплин в Московском педагогическом государственном университете имени В. И. Ленина (март 1995 г.) — совещании преподавателей педагогических колледжей (апрель.

1995 г., август 1997 г.) — на Республиканской научно-практической конференции (г.Чебоксары, октябрь 1997 г.) — на Международных научно-практических конференциях (Москва, апрель, сентябрь 1996 г., апрель 1998 г.) — на научно-практической конференции УПК «Педколледж-лицей» № 5 (Москва, январь 1998 г.). Проект технологии обучения, направленной на предоставление свободы выбора в учебном процессе, совместно с рядом работ Учебно-педагогического комплекса «Педколледж-лицей» № 5 отмечен Дипломом на Международной выставке «школа — 1998» (Москва, февраль 1998 г.).

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование, целью которого были разработка технологии обучения, направленной на реализацию свободы выбора как основу для развития активности личности и выявление условий предоставления свободы выбора студентам, позволило решить поставленные задачи.

1.Уточнена сущность понятия «свобода выбора в учебном процессе», которая рассматривается как самостоятельность личности в принятии тех или иных решений, реализуемых в действиях, которые являются наиболее желательными и значимыми из всех возможных и помогают достичь поставленных целей, как самостоятельность и активность студента в определении содержания, форм, методов и приемов обучения, которые осуществляются осознанно с учетом целеполагания, помогают достичь поставленных целей по овладению знаниями и профессиональными умениями, позволяют проявить свои способности, выйти за рамки предписанного, реализовать себя как свободную личность.

2.Определены своеобразие и пределы свободы выбора в условиях среднего специального учебного заведения, а именно: свобода выбора не предполагает выбирать между «делать» или «не делать», а предлагает варианты изучения содержания, разнообразие форм учебных занятий и контроля, методов и приемов обучения, которые создают образовательное пространство и предоставляют возможность выбрать наиболее личностно значимые и существенные для студента в данный отрезок времени способы учебной работы, ситуации, в которых могут быть реализованы его способности и возможности, личностный опыт, достигнуты наиболее высокие результаты учебной деятельности, профессиональной подготовки и развитие активности, самостоятельности, инициативности, творчестваа пределы свободы выбора обусловлены спецификой и регламентацией процесса обучения в профессиональном учебном заведении, дидактическими единицами учебных дисциплин стандартами), личностными факторами участников процесса обучения.

3.Выявлены различия в характере деятельности студентов при реализации свободы выбора и специфика их личностной мотивации при выборе, а именно: разные студенты по разному относились к учебной деятельности и имели разную мотивацию при выборе. В основе различий лежали интеллектуальная и психологическая готовность к выбору, субъектный опыт студента, в которых произошли изменения в процессе использования технологии обучения, направленной на предоставление свободы выбора. Технология обучения способствовала осознанию необходимости учения для овладения профессией, формированию положительной мотивации учебной деятельности, связанной с результативной стороной процесса обученияувеличилось количество студентов, которые получали удовлетворение от процесса обучения и его результатами, сознательно участвовали вместе с преподавателем в постановке целей учения и поиске рациональных путей их достижения, осознанно подходили к выбору содержания, методов, приемов и средств обучения, самостоятельно его осуществляли, стремились глубоко изучить профессию, осознать место текущих целей в общей системе жизненно значимых ценностейсамостоятельно ставили цель учения и выбирали пути ее достижения, корректировали или дополняли постав-лонные преподавателем цели учения, при выборе содержания, методов и приемов проявляли самостоятельность в учебной деятельности и т. д.

4.Определены основные условия, необходимые для успешной реализации свободы выбора, направленной на возможность развития активности личности, а именно: психологическая готовность студентов и преподавателей к осуществлению технологии личностно-ориентированного обученияналичие учебного плана, предполагающего использовать введение предметов по выбору в цикле социально-гуманитарных дисциплинсодержание преподаваемых курсов, которые позволяют осуществлять разные варианты их изучения, выделять темы, разделы, вопросы для самостоятельного изученияналичие обязательной и дополнительной литературы для организации семинарско-практических занятий, подготовки докладов, выступлений, написания рефератов, выполнения творческих заданийучебно-методическое оснащение преподаваемых предметов и др.

5.Разработана и экспериментально проверена технология обучения, направленная на предоставление свободы выбора, которая предполагает возможность выбора содержания учебных дисциплин, взаимозаменяемых тем, разделов, учебной и дополнительной литературыформ проведения учебных занятийформ контроля знаний и уменийвыбор методов обучения.

6.Определены методы и приемы предъявления заданий, побуждающие к выбору и создающие условия для выбора.

7.Разработана модель технологии обучения, ориентированной на свободу выбора обучаемых, применительно к преподаванию курса «Философия» .

8.Экспериментальная проверка показала влияние методов и приемов обучения, направленных на предоставление свободы выбора, на развитие активности личности. Для оценки влияния разработанной технологии выделены показатели, отражающие отношение студентов к содержанию обучения, к методам и приемам, направленным на предоставление свободы выбора в учебном процессе, к процессу учения и общения с педагогом и сокурсниками, степень овладения знаниями и проявления волевых усилий для овладения содержанием обучения, способность к самоконтролю и самоанализу, способность и готовность к выходу за пределы предписанного.

9.По результатам исследования и на основе изучения и анализа организации и содержания обучения в педагогическом колледже разработаны рекомендации по использованию технологии обучения, ориентированной на свободу выЮ, бора как одного из условий, способствующих развитие активности личности в учебном процессе.

Таким образом, на основе вышеизложенного можно утверждать, что поставленные в исследовании задачи решены и цель достигнута. Теоретические и экспериментальные материалы подтверждают гипотезу, согласно которой активность личности в учебном процессе повысится, если использовать личностно-ориентированную технологию обучения, направленную на предоставление студентам свободы выбора.

Мы не считаем, что проблема свободы выбора в учебном процессе полностью исчерпана в нашем исследовании. Актуальными остаются исследования таких вопросов, как проблема обоснования и мотивов выбора в предлагаемой технологии обучениясвязи новых методов обучения с традиционными методами в условиях обязательности усвоения дидактических единиц в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартовспособность и готовность к выбору всего состава студентов, обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абдульгина Зарема А. Проблема свободы личности в процессе ее самореализации. Автореферат. М., 1995.-21с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980.- 335с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Психология личности.// Активность и развитие личности. М., 1989.
  4. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. М., 1977.- 224с.
  5. С.Г., Шиянова Е. Б., Юдашина Н. И., Якиманская И. С. Методы выявления особенностей познавательной активности школьников в условиях дифференцированного обучения. М., 1993.-87с.
  6. Активность личности в обучении. Сборник НИИ ВШ. М., 1986.-191с.
  7. Актуальные вопросы развития личности. Межвузовский сборник научных трудов. Шадринск, 1995.-155с.
  8. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. М., 1984.-176с.
  9. Е.Г. О проблемах современного человекоэнания. М., 1977.-380с.
  10. Ю.Ананьев Б. Г. Психология и проблема человекоэнания. М., ИПП. 1996.-382с.
  11. Антология мировой философии. В 4-х томах. М., Мысль. 1969−1972.Т.1−936С., Т.2−776с., Т. З-760с., Т.4−708с.
  12. М.М., Матаева Е. В. Индивидуализация обучения как один из путей активизации познавательной деятельности учащихся. Тула, 1992.-60с.
  13. А.Н. Самореализация, деятельность, сознание. Автореферат М., 1992.-32с.
  14. А.И. Формирование личности в обновляющейся религиозной и секуляризованной среде. Автореферат. Алматы, 1994.- 51с.
  15. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М., Высшая школа. 1980.-368с.
  16. А.П. Психология личности. М., 1990.-367с.
  17. Асмолов АЛ1. Психология индивидуальности. М., МГУ, 1986. 95с.
  18. А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.-104с.
  19. В.г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.-156с.
  20. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., 1982.-192с.
  21. Ю.К. Интенсификация учебного процесса. М., 198 7.-78с.
  22. Г. А. Теория учебных задач. М., 1990.-183с.
  23. Батищев Г".С. Деятельностная сущность человека как философский принцип.//Проблемы человека в современной философии. М. j 1969.-4 3Тс.
  24. Н.И. Личностные и социально-культурные особенности морального «Я» студентов. Автореферат. Л., 1990.-14с.2Ь.Бекарев A.M. Свобода человека в социальном пространстве. Диссертация. Екатеринбург. 1993.
  25. Н. Проблема человека. Путь. 1936. «50.
  26. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1939.
  27. A.A. Свобода и запрет. Автореферат. Ростов-на-Дону. 1993.-18с.
  28. Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. М., 1996.-317с.
  29. Н.Р. Психология личностного роста. М., Международная педагогическая академия. 1995.-64с.
  30. В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия.//Сов. Педагогика. 1991. «9.
  31. М.В. Исследование соотношений формально-динамической стороны активности с интегральными ЭЭГ-параметрами.//Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. М., 1980. 208 с.
  32. Л.И. Проблема формирования личности. М., 1995 34 9с.
  33. A.B. Проблема человека в социальной философии. Диссертация. М., 1991.
  34. ЗЬ.Бочаров М. П. Общечеловеческие ценности личности: проблемы выбора и формирования. Автореферат. М., 1992. 20с.
  35. М. Проблема человека. М., 1992.-146с.
  36. л.П. Социальная среда и личность. Диссертация. М., МГУ.1968.
  37. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., МГУ. 1979.-268с.
  38. И.И. Человек как интегральная философская проблема. Автореферат. М., 1993.-38с.4 0. Бухвалов В. А. Алгоритмы педагогического творчества. М., 1993.- 94с.
  39. Т. Развитие мотивационноЙ сферы личности студентов в ситуации продуктивной деятельности. Автореферат. М., 1990.-24с.
  40. Введение в психологию. Под ред. A.B. Петровского. М. Академия. 1995.-496с.
  41. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991.-204с.
  42. A.A. Контекстное обучение: теория и технология. //Новые методы и средства обучения. М., 1994.-lile.
  43. В поисках оптимального варианта. Под ред. Бабанского К). К. М., Просвещение. 1982. 150с.
  44. Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. М., 1984.Т.5 4 7. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитиеребенка. М., 1985.-45с.
  45. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М.1995.-383с.
  46. Т.Б., Даниленкова Г. Г., Корсакова Г. Г. Учебная деятельность как средство развития индивидуальности студента. //Целостный учебно-воспитательный процесс: исследования продолжаются. Выпуск 4. Волгоград. 1997.-95−96с.
  47. г. В. Личность как аксиологическая проблема. Автореферат. СП., 1993.-28с.
  48. Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. М., 1989.
  49. Л.И. Роль методов активнохю обучения в реализации целостного подхода к развитию личности школьника. // Целостный учебно-воспитательный процесс: исследования продолжаются. Выпуск 4. Волгоград. 1997.-115−122с.
  50. В. Как сделать эффективным урок-семинар. М., 1994.-24с.
  51. В., Лизинский В. Учитель в зеркале психологии. М., 1993.-67с.
  52. Э.Н. Образование личности. М., Интерпракс. 1994.-13бс.
  53. В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.-544с.
  54. В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.-240с.
  55. U.C. Теоретические основы обучения будущих учителей педах^гической технологии. Киев. 1989.
  56. В.Н. Теоретические основы диагностики познавательных способностей. Автореферат. М., 1989.-46с.
  57. Ю.Б. Организация современного урока. М., Просвещение. 1984.-144с.
  58. Г. И. Педагогические технологии в средней профессиональной школе. //Технологии обучения: сущность, опыт применения и проблемы развития.1. М., 1997.-С.4 14.
  59. Э.В. Философия и культура. M., 1991.-46?с.
  60. К. Педагогическая диагностика. М., 1991.238 с.
  61. И. Собрание сочинений. В 6 томах. М., 1963. Т.4.-Ь 4 4 с.
  62. Д.В. Проблема обоснования преодолимости социального отчуждения в философии. Автореферат. Уфа.1992.-17с.
  63. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе (анализ зарубежного опыта). М., 1989.-74с.
  64. О.Кларин М. В. Развитие педтехнологии и проблемы теории обучения.//Сов. Педагогика. 1984.№ 4. С.117−122.
  65. А.Г. Психология личности. М., 1970.-391с.
  66. В.А. Самостоятельная работа студентов. Киев. 1988.-250с.
  67. Коп И. С. Социология личности. Л1967.-383с.
  68. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М., 1979.-175с.
  69. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.-255с.
  70. Л.Л., Лазутина Г. В., Пронин С. И. Моделирование профессиональной деятельности в системе практических занятий. М., 1985.
  71. Краткая философская энциклопедия. М., 1994.-576с.
  72. Е.Г. Уровни развития самореализации личности: критерии их определения. Автореферат. М., 1988.-15с.
  73. . Н.Л. Самореализация личности как философская проблема. Диссертация. Киев.1992.
  74. Л.С. Активизация учения: сущность и содержания. //Педагогика, 1994.-№ .1.С. 7−11.
  75. К. Топология и теория поля //История психологии. Под ред. Ждан А. Н., Гальперина П. Я. М., 1992.-С.181−190.
  76. В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980,-359с.
  77. А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах. М., 1983.Т.1−391С.Т.2−318С.
  78. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.-304с.
  79. И.Я. Проблемное обучение. М., 1974.-64с.
  80. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1931. -185с.
  81. И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. М., Просвещение. 1982.-191с.
  82. Личность и деятельность. //Тезисы докладов У Всесоюзного съезда общества психологов. М., 1977.-123с.
  83. Личность как объект социологии. //Сборник. Красноярск. 1971.-144с.
  84. о.И. Исследование индивидуальных характеристик познавательной активности личности. Автореферат.1. М., 1993.-18с.
  85. С.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.-444с.
  86. А.Р. Мозг человека и психические процессы. В 2-частях. М., «1963.Т.1−478с., 1970.Т.2−495с.
  87. М. Как я понимаю философию. М., Прогресс 1990.-366с.
  88. К. и Энгельс Ф. Собрание сочинений в 30 т. М., 1955. Т. З-бЗОс., 1962.Т.27−696с.
  89. А. Самоактуалиэация личности и образование. Киев-Донецк. 1994.-51с.
  90. К.г., Сасалин С.и. Организация самостоятельной работы учащихся на уроках истории. М., 1976.-144с.
  91. A.M. Актуальные проблемы психологии высшей школы. М., 1977.-44с.
  92. М.И. Проблемное обучение. М., 1975.-367с.
  93. м.и. Организация проблемного обучения в школе. М., Просвещение. 1977.-240с.
  94. ЮО.Махмутов М. И. Современный урок. М., 1985.-184с.
  95. И.Ю. Зависимость успешности прогнозирования в педагогической деятельности от активности личности студентов. Автореферат. Л., 1989.-18с.
  96. A.B. Ответственность личности и ее социальная детерминация. Автореферат. М., 1993.-18с.
  97. B.C. Психология индивидуальностей. М., 1996.-44с.
  98. Методы и формы организации самостоятельной работы студентов. Саратов. 1985.-182с.
  99. Мир философии. В 2-х частях. М., 1991.~672с.--624.
  100. Моделирование педагогических ситуаций. М., 1981.-120с.
  101. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования. ЛГУ. 1984.-177с.
  102. В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград. 1995.-152с.
  103. В.Н. Психология отношений. М., 1995.-356с.
  104. ИО.Небылицин В. Д. Психофизиологические исследованияиндивидуальных различий. М., 1976.-ЗЗбс.
  105. Ш. Ненашева л.А., Семушина Л. Г. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе. М., 1989.-40с.112.немов P.c. Психология. В двух книгах. М., Просвещение.1994.-576с. -496с.
  106. Новые методы и средства обучения. М., 1994.-111с.
  107. А.П., Юдин Э. Р. Деятельность.//БСЭ. М., 1972.1. Т.8. С.180−181.115.0конь В. Основы проблемного обучения. М., 1968.-208с.
  108. Пб.Онищук В. А. Урок в современной школе. М., 1986.-160с
  109. Педагогическая диагностика в школе. Под ред. Кочетова А. И. Минск. 1987.-223с.
  110. Педагогическая энциклопедия. М., АПН СССР, 1965.Т.2.
  111. Педагогические технологии в высшей школе. Рязань.1995.-156с.
  112. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.-255с.
  113. п.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М., 1980.-238с.
  114. п.И., Коротяев Б. И. Организация деятельности ученика на уроке. М., «Знание». 1985.-80с.
  115. К.К. Психология. М., 1977.-247с.
  116. Р.В. Избранные философские произведения в 5 томах. М., 1957.Т.3−784с.
  117. Повышение эффективности преподавания обществоведения. М., Просвещение. 1986.-207с.
  118. Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса на основе внедрения идей оптимизации. М., 1982.-145с.
  119. В.П. Психологические условия развития творческой мотивации студентов педвуза в учебно-познавательной деятельности. Автореферат. М., 1988.-1бс.
  120. С.Д. Основы теории инновационных процессов в сфере воспитания. Автореферат. М., 1994.-40с.
  121. A.C. Психологические очерки. Тбилиси. 1975.-111с.
  122. Проблема человека в западной философии. М., 1988.-544с.
  123. Применение современных технологий обучения студентов средних специальных учебных заведений. //Сборник материалов. Выпуск 1. М., 1997.-160с.
  124. Психологический словарь. М., 1990.-494с.
  125. Психология личности. Тексты. Под ред. Гиппенрейтера Ю. Б. и Пузырева A.A. М., МГУ. 1982.-287с.
  126. Психологическая служба вуза: принципы, опыт работы. М., НИИ ВО. 1995.-48с.
  127. Н.И. Психология личности. М., 1987.-196с.
  128. И.И. Личность. Индивидуальность. Общество. М., 1984.-141с.
  129. л.Т., Бобахо В. А. Веселая мудрость. М., 1994.-83с.
  130. З.А. Психологические основы профессионального обучения. М., 1985.-207с.
  131. Н.С. Культура, ценности и развитие образования. М., 1992.-154с.
  132. H.С. Философия гуманитарного образования. М., 1993.-193с.
  133. С.Л. О мышлении и путях его исследования.М., 1958.-147с.
  134. С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. М., 1989.Т.1−485с., Т.2−321с.
  135. С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.-328с.
  136. С.Л. Проблемы общей психологии. М., 197б.-41бс.
  137. Руководство творческой познавательной деятельностью учащихся. М., МГПУ. 1981.-187с.
  138. В.М., Кошман С. А. Дифференциально-психофизиологический анализ интеллектуального поведения в вероятной среде.//Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. М., 1980.-208с.
  139. А.Л. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования. //Высшее образование в России, 1994.-№ 2.
  140. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм. М., 1953.
  141. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. М., 1988.
  142. Л.Г., Стамболцян В. О., Зырянов В. А. и др. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе. М., НИИ ВО. 1991.-52с.
  143. л.г., Ярошенко Н. Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях. М., 1990.-192с.
  144. Л.Г. Создание новых технологий обучения как общественная, психологическая, педагогическая и методическая проблема.//Технологии обучения: сущность, опыт применения и проблемы развития. М., 1997. С.38−54.
  145. Сервера Эспиноза А. Кто есть человек? Философская антропология. //Это человек, м., Высшая школа. 1995.-С.75−100.
  146. В.В. Личностно-ориентированный подход в образовании: концепция и технология. Волгоград. ««Перемена». 1994. 152с.
  147. В.П. Совершенствование планирования, организации и оценки эффективности урока. М., 1986,-110с.
  148. Я. и др. Методология и методы педагогического исследования. М., 1989.-219с.
  149. В.И., Исаев Е. И. Психология человека. М.,"Школа-пресс». 1995.~384с.
  150. Ю.М. Особенности философского знания о человеке. М., 1992.-45с.
  151. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 1995.-271с.
  152. Современный философский словарь.М., 1996.-608с.
  153. Социальная психология. Под ред. A.B. Петровского. М., Просвещение. 1987.-224с.
  154. Социально-философские проблемы образования. М., 1992.-190с.
  155. Структура базового блока педагогического образования и технология его диагностики. В двух частях. М., 1992.1−301с.
  156. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.-343с.
  157. Теория поэтапного формирования умственных действий и управление процессом учения. //Под ред. Гальперина П. Я. М., 1967.-160с.
  158. .М. Избранные труды в 2 томах. М., 1985.-328с.-359с.
  159. .М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.-536с.
  160. Технология обучения: сущность, опыт применения и проблемы развития. М., 1997.-157с.
  161. Теория и практика воспитательных систем. В двух книгах. М., 1993.-206с.
  162. A.A. Отчуждение и проблема его снятия. Автореферат. М., 1993.-16с.
  163. Д.Н. Теория установки. Воронеж. 1997.-447с.
  164. Философские дисциплины: программы, требования, рекомендации. М., 1993−180с.
  165. Формирование творческой личности ученика и студента. Выпуск 5. Омск.1978.~155с.
  166. Формы и методы активного обучения. Горький.1989.-24с.
  167. Формы и методы активизации творческой деятельности студентов в процессе обучения. Петрозаводск. 1988.-157с.
  168. И.М. Проблемные ситуации в развитии активности личности. М., 1981.-48с.
  169. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1990.-447с.
  170. Э. Сущность человека. Его способность к добру и злу.// Это человек. Антология. М., Высшая школа.1995. С.41−53.
  171. Ю.Г. Условия становления личностно-профессиональной индивидуальности будущих учителей в вузе. Автореферат. Ростов-на-Дону.1996.-19с.
  172. Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается.//Методологический семинар памяти профессора B.C. Ильина. Выпуск 4. «Перемена». Волгоград.1997.-149с.
  173. JI.A. Самореализация личности как предмет философского исследования. Автореферат. М., 1992.-21с.
  174. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. В 2-х книгах. М., Политиздат. 1991.- 463с. 1995.-528с.
  175. В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. М., 1986.-80с.
  176. Т.И. Активизация учения школьника. М., 1982.-209с.
  177. С.И. Возможности и пределы свободы. Диссертация. М., 1994.
  178. Г. П., Розин В. И др. Педагогика и логика М., 1993.-415с.
  179. П.Г. Очерки по философии образования. М., 1993−154с.
  180. Щукина Г1.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1979.-160с.
  181. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М., 1988.-203с.
  182. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М., 1986.-144с.194.эльконин Д.В. психология игры. М., Педагогика.1978.-304с.
  183. Это человек. Антология. М., Высшая школа. 1995.-320с
  184. И.с. Принцип активности в педагогической психологии.//Вопросы психологии.1989."6. С.5−12.
  185. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.-96с.
  186. В.А. Психология учебной деятельности студентов. М.-СП., 1994.-156с.
  187. Ф. Технология обучения в системе высшего образования. М., 1984.
Заполнить форму текущей работой