Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Поликультурное образование учащихся младших классов в национальной школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Опираясь на положение о том, что социальная среда и личность находятся в постоянном взаимодействии, актуальным становится появление термина «поликультурная образовательная среда», отражающим реалии и тенденции в развитии образования, связанные с обеспечением личностной ориентированности образовательного процесса. Поликультурная образовательная среда рассматривается нами как целенаправленный… Читать ещё >

Содержание

  • Введение. ф
  • Глава 1. Поликультурное образование как педагогическое явление
    • 1. 1. Сущность поликультурного образования
    • 1. 2. Поликультурное образование в национальной школе как необходимое условие формирования личности младшего школьни- 27 ка
    • 1. 3. Моделирование поликультурной образовательной среды в формировании личности младшего школьника национальной шко- 43 лы
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Экспериментальное построение поликультурного ^ образования в национальной начальной школе
    • 2. 1. Организация и проведение опытно-экспериментальной рабо- 76 ты
    • 2. 2. Результаты поликультурного образования учащихся младших классов в национальной школе
  • Выводы по второй главе

Поликультурное образование учащихся младших классов в национальной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основой развития общеобразовательной школы в современной России является гуманизация содержания образования, которая воплощает в себе идеи самоценности личности учащегося, его права на свободное самоопределение, наиболее полную реализацию способностей и удовлетворение образовательных потребностей. Осознание человека как наивысшей ценности, утверждение приоритета его внутреннего мира, актуализация сущностных сил и творческого начала, создание оптимальных условий для раскрытия способностей, потребностей и возможностей, обеспечение гармонии с собой и обществом с младшего школьного возраста определяют смысл гуманизации и аксиологизации педагогической деятельности.

В последние годы в педагогической науке и практике в стране и за рубежом рассматриваются вопросы поликультурной направленности образования, проблемы овладения учащимися поликультурными знаниями, опытом, нормами поведения. Переосмыслены концептуальные подходы к обучению и воспитанию учащихся национальной школы, их социальной адаптации. Однако утверждающиеся в образовании тенденции поликультурного образования, гуманизации, аксиологизации реализуются не всегда успешно. Прежде всего это касается монодидактизма образовательного процесса в начальных классах.

Поликультурное образование может быть реализовано на основе осмысления феномена формирования индивидуального своеобразия личности младшего школьника, его гуманных качеств в русле гуманистической педагогики и психологии, глубокого знания его врожденных свойств, динамических тенденций развития, способностей, потребностей, возможностей к саморазвитию, самоорганизации, самоактуализации, представлений о том, как он сам воспринимает себя, как воспринимают его другие. Изучение младшего школьника как особого мира во всем многообразии его свойств и отношений, поиск оптимальных путей его образования представлены в трудах Ш. А. Амонашвили, Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, Л. А. Венгера и др.

Проблемы поликультурного образования как процесса усвоения учащимися знаний о различных культурах, осознания общего и особенного в образе жизни, культурных ценностях и ориентирах разных народов рассматриваются в исследованиях Л. И. Алексеевой, Д. Бенкса, Г. И. Гайсиной, Х. Х. Галимова, Н. С. Гончаровой, Р. Хенви, И. М. Синагатуллина и др. Многие авторы изучают поликультурное образование в многонациональных школах и классах, обосновывая его как процесс контакта культур, как способ социализации личности многонационального общества (А.К. Бердиев, A.C. Гаязов, Л. И. Лебедева, Ш. А. Магомедов, Р. Б. Раджибаева и др.). Проблема гуманизации образования рассматривается в контексте культурологического подхода в исследованиях B.C. Библера, М. С. Кагана, О. Н. Козловой, С. Ю. Курганова. Теоретические основы представления о ребенке как субъекте образования и становлении его субъект-ности развиваются в работах Г. И. Аксеновой, E.H. Исаева, В. А. Сластенина, В. И. Слободчикова и др. Философские, психолого-педагогические основы духовного развития человека, представления о центрированности педагогических воздействий на ребенка в русле гуманистической психологии и педагогики представлены в трудах — Л. С. Выготского, К. Роджерса, С. Л. Рубинштейна, В. А. Сухомлинского, Д. Б. Эльконина. В дальнейшем они разрабатывались в работах Ш. А. Амонашвили, М. Н. Берулавы, Д. А. Белухина, О. С. Газмана, E.H. Ильина, М. В. Кларина, В. В. Серикова, И. С. Якиманскойв концепции развивающего обучения В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. З. Рахимова, Н. Ф. Талызиной, в концепции поэтапного социального развития Д. И. Фельдштейна. Ориентированность не только на интеллектуальное, но и на личностное развитие обучающегося отражена в исследованиях В. В. Давыдова, В. В. Серикова. Теоретические идеи реализации этнических традиций в воспитании разработаны в исследованиях Г. Н. Волкова, А. Д. Солдатенкова, А. И. Шорова, М. Г. Тайчинова, К. Д. Ушинского, Д. И. Эфендиева и других. Культурное воспитание и сама культура как гуманистический личностно ориентированный учебно-воспитательный процесс рассматривается в исследованиях А. Ф. Амирова, М. В. Богуславского, Е. В. Бондаревской, А. П. Валицкой, РА. Мубиновой, А. Н. Ростовцева, Х.Г. Тха-гапсоева, П. Ф. Флоренского и др.

Опираясь на положение о том, что социальная среда и личность находятся в постоянном взаимодействии, актуальным становится появление термина «поликультурная образовательная среда», отражающим реалии и тенденции в развитии образования, связанные с обеспечением личностной ориентированности образовательного процесса. Поликультурная образовательная среда рассматривается нами как целенаправленный процесс особым образом организованных педагогических воздействий на младшего школьника, в котором педагог не несет готовой информации, а сопровождает младших школьников в их личном постижении мира через переживания и активное взаимодействие с поликультурным окружающим миром. Субъектами поликультурной образовательной среды являются как уважаемые взрослые — педагоги, родители, представители разных культурных групп социума, так и сами младшие школьники, что проявляется в их стремлениях к поликультурному самосовершенствованию, установлению гармоничных отношений с окружающим миром, осознанном овладении общечеловеческими ценностями.

Проблема исследования заключается в разработке содержания образования, направленного на восстановление утраченных связей современного человека с культурой своего народа, изучение культур других народов (края, России, других государств), в определении путей приобщения к опыту народного воспитания.

Установлены противоречия между: а) существующей в теории ориентацией на поликультурное образование и практикой реализации в образовательных учреждениях национально-регионального компонента в новой социокультурной ситуации развития обществаб) осознанием необходимости выработки способов реализации поликультурного образования в национальной школе и недостаточной разработанностью моделей его внедрения.

Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования: процесс поликультурного образования младших школьников в национальной школе.

Цель исследования: разработка, обоснование педагогических условий и механизмов, определяющих сущность поликультурного образования младших школьников в системе «национальный детский сад — начальная школа» и проверка эффективности их реализации.

Гипотеза исследования: процесс поликультурного образования младших школьников в национальной школе будет эффективным, если:

— в основу образовательного процесса будет положена модель поликультурной образовательной среды, включающая культурологическое содержание, диалогические методы и приемы, культуросообразные организационные формы;

— в процессе образования будет формироваться субъектная позиция учащихся через организацию и их участие в проведении национальных праздников;

— в организационно-методической работе будет реализовано формирование ориентации педагогов на ценности и содержание культур различных народов.

Исходя из проблемы, объекта, предмета и цели исследования были определены следующие задачи:

1. Определить и обосновать концептуально-содержательную базу системы поликультурного образования и элементов поликультурной образовательной среды учащихся младших классов национальной школы.

2. Разработать и обосновать модель поликультурной образовательной среды в начальной национальной школе как целостной системы, применив сре-довой подход к формированию личности.

3. Проверить эффективность р еализации педагогических условий поликультурного образования учащихся младших классов национальных школ с разными моделями образовательного процесса.

Методы исследования:

— теоретические (сравнительно-сопоставительныймоделирование, конкретизация и обобщение);

— диагностические (тестирование, анкетирование, включенное наблюдение, беседа, интервьюирование, опрос, ранжирование, экспертная оценка);

— эмпирические (изучение опыта работы национальных школ и гимназий, нормативной и учебно-программно-методической литературы, отчетной документации, систематическое педагогическое наблюдение);

— экспериментальные (констатирующий, формирующий, контрольный);

— математическая обработка данных и графическое изображение результатов.

Методологическую основу исследования составляют философские положения о ведущем влиянии образовательной среды на формирование личности и ее деятельности (Б.С.Гершунский, Э.В.Ильенков), принципы и методы системного подхода (В.Г.Афанасьев, В. П. Беспалько, В.С.Ильин).

Методологической основой исследования выступают: положение о гуманизации как социально ценностной основе общественной жизни и отношений между людьмиидея об обязательном правовом характере регулирования межнациональных отношений на основе баланса интересов, о гармонизации межэтнического общения в полинациональной образовательной среде.

Теоретическую основу исследования составляют: аксиологический подход, отражающий важнейшее качественное состояние культуры как системы ценностей (Т.П.Малькова, А. И. Ракитов, В. Н. Сагатовский, В.П.Тугаринов), общая теория деятельности (А.Н.Леонтьев), теория личности младшего школьника (Л.И.Божович), этапно-уровневый подход к педагогическим процессам, отражающий поступательный, спиралевидный циклический характер их развития (Ю.А.Конаржевский, Н. Ф. Талызина, В.А.Черкасов), интегративный подход к культурологическим и педагогическим процессам, отражающий их развитие на основе объединительных тенденций (Б.С.Гершунский, П. С. Гуревич, В. М. Рагозин, А. В. Усова, А.Н.Утехина), личностно-деятельностный подход в образовании, рассматривающий личность ученика как субъекта самообразовательной деятельности (Л.И.Анциферова, Г. С. Батищев, В. В. Давыдов, В. П. Зинченко, А.В.Петровский), теория поликультурного образования (А.С.Гаязов, Ф.Г.Ялалов).

При формулировке главных категорий, понятий и структурных схем развития использованы новейшие теоретические достижения отечественной и зарубежной нации по проблемам этноса, нации, теории и истории межнациональных отношений.

Этапы исследования.

На первом этапе (1992;1994 гг.) был проведен анализ философской, психологической, педагогической, социологической, культурологической, методической литературы по теме исследования, сформулирована концепция поликультурного образования, предложена рабочая модель поликультурной образовательной среды для учащихся начальных классов в национальной школепроведен констатирующий эксперимент.

На втором этапе (1995;2003 гг.) проводилась работа по апробации модели поликультурной образовательной среды, ориентированной на субъектное развитие младшего школьника, проведено исследование результатов поликультурного образования в экспериментальной и контрольной выборке.

На третьем этапе (2004;2005 гг.) осуществлялась обработка, анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной деятельности, разрабатывались методические рекомендации по внедрению модели поликультурного образования в практику.

Научная новизна заключается в следующем:

— построена структурно-функциональная модель поликультурной образовательной среды, лежащая в основе процесса формирования, развития навыков поведения, способов и форм общения личности учащегося начальной школы как субъекта активной деятельности;

— выявлены педагогические условия, способствующие эффективности поликультурного образования младших школьников: 1) обеспечение целерацио-нального культурологического содержания, диалогических методов и приемов, культуросообразных организационных форм образования- 2) ориентация на формирование субъектной позиции учащихся как организаторов и участников национальных праздников- 3) ориентация педагогов в профессиональной деятельности на ценности и содержание культур различных народов.

Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии сущности, структуры и функций содержания поликультурного образования учащихся национальных школв выявлении теоретических предпосылок построения экспериментальной поликультурной образовательной среды согласно модельным представлениямв выявлении закономерностей формирования личности учащегося в поликультурной образовательной среде.

Практическая значимость исследования: разработана и внедрена в образовательный процесс вариативная программа поликультурного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста в национальной школекомплекс авторских программ (родной язык, история ислама и арабская графика, музыкальное воспитание, изобразительное искусство, история, культура Республики Башкортостан, уроки здоровья, ритмика и танцы) по отдельным видам деятельности учащихся и методика их применения в ряде образовательных учреждений республики, города.

На защиту выносятся следующие положения: 1). Поликультурная направленность образования является перспективным вектором развития современной национальной школы в связи с тем, что она наиболее соответствует социальному заказу со стороны многокультурного гетерогенного общества;

2). Содержание поликультурной образовательной среды, соответствующее особенностям начальной национальной школы, имеющей специфический компонентный состав: языкидеалыдуховно-нравственные традиции;

3). Совокупность педагогических условий, способствующих поликультурному образованию младших школьников в национальной школе, основным из которых является ориентация на формирование субъектной позиции учащихся как организаторов и участников национальных праздников.

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические положения и выводы исследования обсуждались и получили одобрение на всероссийских (Уфа, 1999; Челябинск, 2000) и республиканских (Уфа, 1997;2005 гг.) научно-практических конференциях, на заседаниях кафедры педагогики Башкирского государственного педагогического университетана семинарах аспирантов и соискателейметодических совещаниях руководителей и преподавателей национальных школ, гимназий и лицеев.

Достоверность и обоснованность результатов исследования и основных выводов диссертации обеспечивалась комплексным использованием теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его целям, задачам, гипотезеопытно-экспериментальной проверкой, показавшей эффективность реализации предложенных педагогических условийрепрезентативностью выборки участников исследованияиспользованием вспомогательных методов и методов математической статистики на этапе обработки полученных результатов.

Структура и объем диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Материал диссертации без списка литературы и приложений изложен на 131 странице компьютерного текста, включает 8 таблиц, иллюстрирован 4 рисунками, использо.

Выводы по второй главе.

Целью проводимой опытно-экспериментальной работы явилось создание модели организации поликультурного образования в формировании личности младших школьников начальной национальной школы и анализ педагогических условий его осуществления.

Констатирующий эксперимент позволил нам утверждать, что в тех образовательных учреждениях, где введен национально-региональный компонент, младший школьник получает этнокультурное воспитательное и образовательное воздействие, однако представления младших школьников о поликультурных и общечеловеческих ценностях отличаются нецелостностью, противоречивостью.

Установлено, что вводимый национально-региональный компонент и его организационно-методическая реализация задают преимущественно лингвистическую направленность учебного процесса. При этом характерные особенности организации и содержания национально-регионального компонента связаны с тем, что реализация основного направления этнокультурного воспитания нередко осуществляется в отрыве от других предметов, без недостаточного учета индивидуально-психологических воздействий, эмоционально-волевой, нравственно-духовной, познавательной сферы.

В ходе опытно-экспериментальной работы поликультурное образование не трансформировалось младшему школьнику из вне, из чьего-либо опыта, а «взращивалось» «внутри», и в соответствии с социокультурными, и культурно-историческими условиями общества, его потребностями, способностями и возможностями, которые были явлены именно в традиционных и новых праздниках. Педагоги занимались организацией деятельности младших школьников, направленной на их самоактуализацию, саморазвитие, самоорганизацию и самоанализ, рефлексию.

Содержание образования по экспериментальной концепции построено на интеграции смысловых образовательных областей, через которые решаются задачи (образовательные, воспитательные, развивающие, диагностические, психологические, социальные). Все содержание смысловых образовательных областей группируется внутри семи блоков: «Этнокультура», «Общероссийская культура», «Мировая культура», «Воспитательная работа», «Внеклассная работа», «Работа с родителями», «Работа с социумом». В свою очередь каждый блок содержит в обязательном порядке подсодержание: «Природа», «Люди», «Деревня и город», «Музыка», «Искусство», «Праздники, традиции и обряды», «Родина», «Путешествие в страну знаний», который также имеет свое содержание, свои темы, цели и задачи.

Педагогами экспериментальной школы была разработана специальная система развития младших школьников. На первом году обучения младший школьник, используя языки разных народов, культуру и ценности изучаемых языков, участвуют в традиционных для школы фольклорных, религиозных и гражданских праздниках. На втором году младший школьник за счет более совершенного овладения родным языком и изучаемых иностранных языков и культурных ценностей и установления между ними логических связей все чаще выступает организатором тех или иных действий в праздниках — подборе слов, оформлении зала, костюмов и т. д. На третьем и четвертом годах обучения, взаимодействуя через языковые диалоги культур, происходит заинтересованное включение почти всех учащихся в организацию фольклорных, религиозных и гражданских праздников. Это период конкретных дел, когда проявляется практическое осознанное овладение элементами организации деятельности: анализом ситуации, постановкой цели, планированием, реализацией плана полученных результатов, анализа деятельности и полученного результата. Младший школьник учится понимать и себя, и другого человека, другой народ, считаться с его потребностями, овладеть разными способами деятельности в различных ситуациях. Освоение родного языка и культуры родного народа становится ключом к наиболее полному самопознанию, самовыражению, развитию творческого потенциала личности.

Реализация экспериментальной поликультурной образовательной среды осуществляется путем формирования субъектной позиции педагогов через выработку ориентации на ценности и содержание культур окружающих народовгуманно-ценностную педагогическую позициюзаботу о сохранении нравственно-духовного, физического, психологического здоровья младших школьниковсоздание и обогащение гуманитарно-информационной и предметно-развивающей средыличностно-смысловое учениезаботу о развитии младшего школьника, осуществлении поддержки его индивидуальности- «взращивании» индивидуальных и коллективных субъектов деятельности и моделирования.

При создании условий поликультурной образовательной среды трансформировались все важнейшие его компоненты — система обучающих и воспитательных воздействий, предметно-развивающая среда, психологический климат, окружающий микрои макросреду младшего школьника. В процессе совершенствования образовательной среды были реализованы следующие условия: формирование и развитие средств поликультурных компонентов и общечеловеческих ценностейвведение в образовательную среду условий, необходимых для полноценного формирования личности младшего школьника: максимальное использование возможностей младших школьников как в учебной, так и в различных видах детско-творческой деятельности в целях личностного принятия ценностно-смыслового содержания деятельности в личностно ориентированном образовании.

Наблюдения и анализ анкет педагогов и родителей в ходе исследования показали, что экспериментальная ситуация создания поликультурной образовательной среды благотворно отражается на знаниях, активности, самочувствии большинства учащихся, а также демонстрирует повышение ценности личности во всех областях деятельности.

Результаты экспериментальной работы доказали, что начальной национальной школе наиболее соответствуют такие элементы содержания поликультурной образовательной среды, как идеалы, язык, духовно-нравственные традиции, в том числе религия, синтетической формой представления которых выступает народный (фольклорный, религиозный) праздник. Педагогическими условиями эффективного поликультурного образования младших школьников в национальной школе являются отбор культурологического содержания, применение диалогических методов и приемов, использование культуросообраз-ных организационных форм, ориентация на формирование субъектной позиции учащихся как организаторов и участников национальных праздников разных народов, обеспечение ориентации педагогов на ценности и содержание культур окружающих народов.

Организация образовательного процесса в начальной национальной школе должна направляться на обеспечение: интеграции преподаваемых предметов, ориентировании их содержания на национальные социально-значимые праздники и событияпоэтапного становления субъектной позиции учащихсяпереориентации педагогов с монокультурных на поликультурные ценности.

Использование культурологического содержания, диалогических методов и приемов, культуросообразных организационных форм дают положительный результат. В образовательном процессе, построенном на поликультурной интеграции и этнокультурной дифференциации, когда подчеркивается личная значимость каждого младшего школьника как в учебной, так и в организаторской культуротворческой деятельности результаты поликультурного образования оказываются значительно более высокими.

Эффективность экспериментально созданной поликультурной образовательной среды, применяемой в образовательном процессе младших школьников достигнута за счет доминирования интегрированных уроков, в которых основное внимание уделялось расширению и упорядочению ЗУНов о поликультурности и общечеловеческих ценностях, сформированности устойчивого интереса к этим знаниям. Получаемые в экспериментально организованной поликультурной образовательной среде знания позволяют каждому младшему школьнику открывать для себя новое, и своевременно стимулируют потребности и мотивацию в учебной, творческой деятельности.

В экспериментально организованной поликультурной образовательной среде у детей появляется потребность в 1) поликультурных и общечеловеческих ЗУНах, 2) нравственности и человечности, 3) готовности учиться — «долженствовании» образования для настоящей и будущей жизни исходя из социокультурных и историко-культурных условий, где будущее — конкурентоспособная, самоактуализированная личность с «хочу», «могу», «должен», где настоящее — «я живу сегодня», «сейчас», «здесь» и где прошлое — помнить прошлое, творить новое для будущих поколений в прошлую жизнь, т. е., опережая будущее- 4) культуре многоуровневого жизненного общения- 5) формировании готовности к развитию личностного самосознания, самоопределения, саморазвития.

Удовлетворенность родителей при реализации поликультурной образовательной среды в национальной начальной школе обусловлена достижением высокого уровня развития способностей и возможностей каждого ученикаразвитием значимых, с точки зрения родителей, нравственных и деловых качеств личности учащихсябольшой требовательностью педагогов к себе и своей работе.

У педагогов экспериментальной школы начинает формироваться готовность: к ориентации на ценности и содержание культур окружающих народовк воспитанию нравственных и общечеловеческих качеств личности, к обучению младших школьников культуре общения, что возможно только через освоение диалоговой технологии деятельностного развития кооперациик многоуровневому общению и обучению многоуровневому общению детей, родителейк технологичностик информационности об обобщенных научных знаниях о человеке, его природе и психике, возможности младшего школьника лучше увидеть и понять те свойства своей личности, которые присущи в той или иной степени всем людям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Человек через культуру и в культуре достигает гармонии. Реализовать поликультурное начало в образовании означает освободить от национально ограниченных препятствий, чинимых действительностью, возвыситься над обыденным, привычным, распоряжаться жизнью по собственному усмотрению.

Анализ психолого-педагогической и философской литературы показал, что ценностью поликультурного образования является среда (пространство) с потенциальными возможностями формирования личности с высоким уровнем ответственности через многоуровневый диалог: диалог культур разных времен и народов, человека с другими людьми, социумом, природой. Важной составной частью обновления содержания, подходов, средств и форм работы с детьми и учащимися младшего возраста является создание условий для реализации принципов личностно ориентированного образования, которое сопровождается практической реализацией субъектной позиции в индивидуальной и коллективной поликультурной деятельности.

В условиях национальной школы поликультурное образование становится траекторией развития индивидуальной личности, которая в перспективе идет к самоопределению своего места, предназначения в мире. Деятельностная организация образовательного процесса обеспечивает условия для самоопределения, самореализации, самоактуализации и в конечном счете для саморазвития личности представителя национальной группы. Уровень саморазвития личности в процессе деятельности и планировании деятельности является способом контроля и развития параметров поликультурной среды.

Поликультурное образование выступает как путь гуманизации образования, направленность которого проявляется в приобретении субъектами образования — учениками, педагогами, родителями глубоких культурных знаний, ориентации на культурные общечеловеческие ценности, что формирует у подрастающего поколения стремление к терпимости, добротворчеству, благородным, благочестивым поступкам, взаимопониманию, взаимопомощи, взаимотворчеству, уважению своей нации и других народов, прав и свобод своих и всех народов на Земле.

Поликультурное образование предполагает содружество всех культур через их диалог, в том числе альтернативных культур — традиционной, современной, религиозной, духовной.

Поликультурное образование позволяет осознать необходимость с ранних лет знания истории, литературы, традиций, обычаев, культуры своего народа и народов других стран, знания языков носителей этих культур и культурных ценностей, развивает умение адаптироваться в многонациональном социуме, совместно решать жизненные проблемы. Поликультурное образование в этом случае является системой, формирующей цивилизованного человека, человека мировой культуры с общепланетарным мышлением и поведением.

В исследовании обоснована сущность поликультурного подхода в образовании, который заключается в организации целенаправленного процесса, особым образом организованных педагогических воздействий на младшего школьника, когда педагог не несет готовой информации, а сопровождает младших школьников в их личном постижении мира через переживания и активное взаимодействие с поликультурным окружающим миром. Субъектами поликультурной образовательной среды являются как уважаемые взрослые — педагоги, родители, представители разных культурных групп социума, так и сами младшие школьники, что проявляется в их стремлениях к поликультурному самосовершенствованию, установлению гармоничных отношений с окружающим миром, осознанном овладении общечеловеческими ценностями. Результатом создания такого процесса в национальной начальной школе становится формирование поликультурной образованности учащихся.

Поликультурный образовательный процесс определяется как универсальный способ самосохранения и развития общества на основе воссоздания культурно-нравственного опыта поколений в личностном мире ребенка. Поликультурный подход позволяет личности полностью самореализоваться в общечеловеческой культуре. Поликультурная образовательная среда помогает решить главную задачу учебно-воспитательного процесса — способствовать становлению личности, развивать индивидуальность, способствовать саморегуляции. Заметен высокий уровень раскрепощенности ребенка, готовности учиться, быть лидером, знаний своих возможностей и способностей.

Творение поликультурной образовательной среды благотворно отражается на личностном и профессиональном росте педагогов национальной школы. Самостоятельность, сотворчество, интегрированность при реализации проекта поликультурной образовательной среды развивает способность к субъектной деятельности и ответственность педагогов за результаты реализации проекта, стремление совершенствоваться в профессиональной и личностной сфере жизнедеятельности. Первоначальное тестирование показало преобладание готовности педагогов к репродуктивным способам обучения и отсутствия почти у всех субъективной позиции. Целенаправленное творение поликультурной образовательной среды повышает субъектность каждого. Педагог выступает как разработчик содержания, автор программ, наблюдатель за развитием детей, организатор социума. Также у педагога появляется новая функция — координатора, консультанта в выборе детьми средств самовыражения, самоопределения, в целостности восприятия мира.

Условия поликультурной образовательной среды задают многообразие видов деятельности, что приводит к развитию их содержания. Целенаправленное моделирование поликультурной образовательной среды (пространства) приводит к развитию личности и учащегося, и педагога к обновлению содержание образования, формы, средств и методов формированию субъектной позиции. Реальная деятельность детей, их творчество, поступки, отношения доказали правильность поставленных целей и задач. Проведенная экспериментальная работа убедила нас в том, что при поликультурном подходе к содержанию национального образования, образовательная среда становится наиболее эффективной в формировании личности с общечеловеческими ценностями, а образовательное учреждение становится поликультурным социально значимым центром.

Дальнейшего исследования требует анализ развития ребенка при переходе с самоанализа на самоопределение содержания образования. Изучение данной проблемы в дальнейшем потребует осмысления условий формирования такого содержания развития школьника и младшего школьника, которое выполняло бы функции механизма воспитания нравственности, духовности, непрерывной преемственности всех звеньев образования. Также требуют дальнейшего исследования условия, создаваемые для развития и самосовершенствования педагогов. Отдельного рассмотрения требует организация поиска педагогами решения педагогических задач в соотношении личными потребностями и интересами.

Реализация поликультурной образовательной среды в формировании развитой личности младших школьников возможна и педагогически целесообразна, так как ее сущность, цели, содержание, принципы, структура, формы и методы способствуют достижению цели нравственного, духовного, интеллектуального, физического, психического развития и воспитания младших школьников. Успех освоения принципов поликультурного подхода зависит от личности педагога, применяемых им методов, форм, средств и его готовности к коллективной деятельности и обучение этим приемам детей, от его отношений к родителям как заказчикам образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. -М.: Политиздат, 1985. — 263 с.
  2. Абдульханова Славская O.A. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980. — 334 с.
  3. Т.Ф. Непрерывное образование и развивающаяся кооперация //Вестник высшей школы. 1988. № 10. С. 34−38.
  4. Р.Ш. К технологии формирования нового педагогического мышления // Материалы Всесоюзной научно-практической конференции «Психология перестройке народного образования».- М., 1989. — С. 3.
  5. Р.Ш. Проектный подход к личностно ориентированному образованию. Уфа, 1999. — 130 с.
  6. Актуальные проблемы социально-культурной деятельности: Сборник статей.-М.: МГУК, 1995.-С. 121.
  7. Ш. А. Школа Жизни. М.: Изд. дом Ш. Амонашвили, 2000. -141 с.
  8. Ю.В. Культура как интегратор социума. Н. Новгород: Изд. Нижегородского университета, 1996. — 171 с.
  9. .Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Изд. «Институт практической психологии», 1996. -384 с.
  10. В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития // издание III. Казань: Центр инновационных технологий, — 2003. С. 470.
  11. Г. М. Социальная психология. — М., 1994. С. 68.
  12. С.А. Условия формирования эстетических способностей у младших школьников. Свердловск, — 1970. — С. 650.
  13. А.И. Человек и мир культуры.: Введение в культурологию. -М.: МГИК., 1992−240 с.
  14. А.И. Национальные культуры: современное видение М.: МГИК, 1992.-29 с.
  15. JI.B. О характере взаимоотношений среди дошкольников // Коллектив, личность ребенка, внутриколлективные отношения. М., 1970. -270 с.
  16. С. А. Инновации в культуре этноса и их социально-экономическая обусловленность // Этнографические исследования развития культуры М., 1985. — С. 32.
  17. P.M. В лабиринтах педагогики. Размышления о вальдорфской школе. Казань: Дом печати, 1997. — 144 с.
  18. С.Х. «Я», «мы» и «кооперация» // Вестник высшей школы.1988. № 10,-С. 40−42.
  19. А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания // Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989.-С. 206−220.
  20. А.Г., Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности. 2001. № 1, С. 3−12.
  21. H.A. Перспективы развития образования в рамках движения за национальное возрождение: вопросы истории, теории и практики: Тез. докл. Всес. науч. конф. 27−31 мая. Брянск, 1991. — С. 101−103.
  22. У.Ш., Амиров А. Ф., Бронников С. А. Использование идей, опыта и народной педагогики в трудовом воспитании школьников // Народная педагогика и современные проблемы воспитания: Тез. докл. Всес. науч. практ. конф. Чебоксары, 1991. С 1−16.
  23. К.Ш. Народная педагогика основа воспитания подрастающего поколения / Методические рекомендации — Уфа, 1992. — С. 1−2.
  24. Л.Л., Гарипов Т. М., Ураксин З. Г. этнолингвистическая ситуация в Республике Башкортостан на современном этапе //Языковая ситуация в Российской Федерации. М., 1992. — С. 56−61.
  25. Балл ер Э. А. Преемственность в развитии культуры. М.: Наука, 1969. — С. 150.
  26. И.Н. Методические рекомендации для студентов педвузов и детского фольклорного кружка в школе // Нетрадиционные формы и методы работы с детьми младшего возраста: Межвуз. сб. науч. тр. Уфа, 1994. -С. 65−85.
  27. З.И. Интеграция России в мировое образовательное пространство //Педагогика. 1996. № 3. С. 98−101.
  28. В.Г. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А. Ф. Смирнова. -М.: Педагогика, 1982. 288 с.
  29. A.A. Культурология. Антропологические теории культур. М., 2000. -С. 9.
  30. Д. Мультикультурное образование: цели и измерения // Новые ценности образования. М., 1996. — С. 12−14.
  31. Д. Проблемы поликультурного образования // Педагогика. 1993. № 1.-С. 110−115.
  32. Бенин B. J1. Педагогическая культура: философско социологический анализ.-Уфа, 1997.-300 с.
  33. В.И. Педагогическая культурология: Курс лекций. Уфа, 2004. — С.326.
  34. H.A. Самопознание: (Опыт философской автобиографии). — М.: Международные Отношения, 1990. 336 с.
  35. H.A. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. Т. 2. -М.: Искусство, 1994. 510 с.
  36. А.К. Формирование гуманности младших школьников на основе нравственных идеалов народной педагогики: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1994.-17 с.
  37. Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986.-421 с.
  38. М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования // Педагогика. 1996. № 1. -С.9−11.
  39. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
  40. Бим-Бад Б. М. Образование в контексте социализации //Педагогика. 1996. № 5. С.3−9.
  41. B.C. Две культуры / Диалог культур / Опыт определения // Вопр. философии. 1989. № 6, — С. 31−42.
  42. B.C. Школа диалога культур: Основы программы / Под общей ред. В.С.Библера-Кемерово: Алеф., 1992. -93 с.
  43. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. М.: Изд. Московской патриархии, 1992. — 1372 с.
  44. П.П. Избранные педагогические произведения: В 2 т. Т.2. М.: Педагогика, 1979. — 400 с.
  45. З.М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1991. — 207 с.
  46. A.A. Психологические условия гуманизации педагогического общения // Сов. педагогика. 1990. № 12. С. 65−71.
  47. Л.И. Концепция культурно-исторического развития психики и ее перспективы // Вопросы психологии. 1977. № 2. С. 29−39.
  48. Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Изд. «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.-352 с.
  49. Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика. 1999. № 3. С 30.
  50. Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования: Монография. Ростов-на-Дону, 2000. — 32 с.
  51. Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры // Основные положения концепции воспитания в изменяющихся условиях. Ростов-на-Дону: РГПИ, 1993. С. 32.
  52. Е.Е. Формирование межкультурных коммуникативных умений будущего учителя: Дисс. канд. пед. наук. Челябинск, 1996. — 199 с.
  53. Н.В. Сущность педагогических технологий // Педагогические системы в школе и вузе: технологии и управление: Тез. докл. науч. конф. -Волгоград, 1993. 4.1. С. 5−7.
  54. Ю.В. Новая обрядность важный компонент советского образа жизни // Традиционные и новые обряды в быту народов СССР. — М., 1981. -С. 5−28.
  55. М. Диалог // Бубер М. Два образа веры.: Сборник. М., 1955. — С 37−38.
  56. Вариативные и альтернативные программы дошкольных образовательных учреждений и технология их использования: Метод, рекомендации для пед. работников дошкольных образоват. учреждений /Сост. О. А. Соломенникова. М.: АРКТИ, 1999. — С. 12−16.
  57. А.П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса // Педагогика. 1998. С. 12−18.
  58. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студентов пединститутов / Ю.В. П. Бабанский, В. И. Журавлев, В. П. Розов и др. Под ред. В. И. Журавлева. -М.: Арос, 1988. 239 с.
  59. Введение в практическую социальную психологию: Учеб. пособие для высших учебных заведений / Под ред. Ю. М. Жукова, JI.A. Петровской, О. В. Соловьевой. -М.: Смысл, 1996.-373 с.
  60. К.Н. Идеальная школа будущего и способы ее осуществления // Хрестоматия по истории школы и педагогики России. М., 1974. — С. 428 439.
  61. С.Г. Общее образование взрослых: Стимулы и мотивы. -М.: Педагогика, 1987. 184 с.
  62. Возрождение России: Проблема ценностей в диалоге культур. — Н. Новгород, 1994.-С. 119.
  63. Г. Н. Педагогика жизни. Чебоксары, Чуваш. Изд. 1989. — 334 с.
  64. Г. Н. Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии и гуманизма в содержании воспитания: Лекции. -Чебоксары: Б.И., 1993. 85 с.
  65. A.M., Микадзе, Ю.В.Солнцева Г. Н. Деятельность: структура и регуляция: Психологический анализ. М.: Изд. МГУ, 1987. — 216 с.
  66. Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории / Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. -М.: Сентябрь, 1997. 112 с.
  67. Л.С. Собр. Соч. в 6 т. / Гл. ред. A.B.Запорожец. М.: Педагогика, 1982.-525 с.
  68. Л.С. История развития высших психических функций // Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 3 — С. 5−313.
  69. Г. И. Образование как социокультурный феномен. М., 2000. — С. 35−38.
  70. З.Т. Формирование культуры межнационального общения в многонациональном регионе (в системе образования) // Педагогика. 1994. № 5. -С. 11−15.
  71. A.C. Общество, государство: воспитание гражданина. Уфа, 1998. -С. 6−10.
  72. A.C. «Профессионал: дитя науки и практики» // Советская Башкирия. 2000. № 115.
  73. A.C. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы. -Челябинск, 1995. 237 с.
  74. Г. В. Сочинения. Т. 12. Лекция по эстетике / Пер. с нем. М.-Л.: Соцэкгиз, 1938.-472 с.
  75. .С. Образование в III тысячелетии: гармония знания и веры. (Прогностич. гипотеза образов, триумфа). М.: Моск. Психолого-соц. инт, 1997.- 120 с.
  76. .С. Россия: образование и будущее (Кризис образования в России на пороге 21 века). Челябинск, 1993. — 240 с.
  77. .С. Философия образования для XXI века. (В поисках прак-тико-ориентированных образовательных концепций). М.: Изд. «Совершенство», 1998. — 608 с.
  78. П.С. Культурология. Учеб. пособие. М.: Знание, 1999. — 288 с.
  79. Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. М.: Московская академия развития образования, 1996. — 545 с.
  80. В.И. Достоинство культуры: Философские проблемы культуры // Вопросы философии. -М.: Политиздат. 1987. № 9. С. 137−140 .
  81. В.В. Проблема развивающего обучения: Опыт передового и экспериментального исследования. -М.: Педагогика, 1986. 240 с.
  82. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
  83. Ю., Супрунова Л. Поликультурное образование в современной России: проблемы и перспективы // Педагогика. 1998. № 3. С. 122−124.
  84. Детский сад в Японии: опыт развития 38 детей в группе / Пер. с яп. Общ. ред. и послесл. В. Т. Нанивской. -М.: Прогресс, 1987. 240 с.
  85. А.Н. Сравнительная педагогика: Учеб. пособие для студентов. -М.: Академия, 1998. 176 с.
  86. А.Н. Чему и как учат школьников в Японии. М.: Российское педагогическое агенство, 1997. — 84 с.
  87. Диалог культур: 21 век: Тезисы докладов и сообщений Межрегиональной конференции по культурологии Уфа: Изд. БГПИ, 1996. — 134 с.
  88. А. Избранные педагогические сочинения. М., 1956. — 421 с.
  89. Г. Революция в обучении: Пер. с англ. М.: ООО «ПАРВИНЭ», 2003.-672 с.
  90. Г. В. Культурология: Конспект лекций. Ростов-на-Дону, Феникс, 2003.- 157 с.
  91. Д. Психология и педагогика мышления: Пер. с англ. М.: «Совершенство», 1997. -208 с.
  92. Дж. Школа и общество: Пер. с англ. М.: Типография торгового дома А. Н. Печковский, П. А. Буланже и К., 1907. — 60 с.
  93. А.К. Школы в Башкирии XVIII веке и первой половине XIX столетия // Сб. трудов каф. психологии и педагогики БГПИ им. К. А. Тимирязева. -Уфа: Башк. кн. изд, 1946. С. 166 — 187.
  94. В.И. Методология и методика педагогических исследований: Уч. пособие. Тюмень, 1976. — С. 85.
  95. Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся // Вопросы психологии. 1990. № 6. С. 86−92.
  96. В.В. Принцип свободы в построении начального образования: методологические основы, исторический опыт и современные тенденции. -Волгоград, 1998.-248 с.
  97. JI.B. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990. -418 с.
  98. Закон Республики Башкортостан об образовании // Известия Башкортостана. 1992. С. 9−15.
  99. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: ИНФРА-М, 2000. — 52 с.
  100. A.B. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1986. — Т 1. — 316 с. Т. 2 — 296 с.
  101. И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. М.: Педагогика, 1981. — 160 с.
  102. Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование. — Екатеринбург: Изд. Урал. Гос. проф. пед. ун-та, 1998. — С. 126.
  103. И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.-480 с.
  104. И.А. Психологические аспекты обучения говорения на иностранном языке: Кн. для учителя. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1985. — 160 с.
  105. В.П. Образование, мышление, культура // Новое педагогическое мышление / Под. ред А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989. — С. 90−102.
  106. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. -304 с.
  107. Э.В. Что же такое личность? // С чего начинается личность. -М., 1979.-С. 198−236.
  108. И.А. Путь к очевидности. М.: Изд. ЭКСМО — Пресс, 1998. — 912с.
  109. Истоки. Базисная программа развития ребенка дошкольника / Центр «Дошкольное детство им. A.B.Запорожца. — М., 1997. — 230 с.
  110. М.С. Человеческая деятельность: (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. -328 с.
  111. И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. — 710 с.
  112. Д. Как перестать беспокоиться и начать жить. М.: Прогресс, 1990.-282 с.
  113. JI.M. Содержание, формы и методы использования национальной музыкальной культуры в общеобразовательной школе: Дисс. кан.пед.наук. Уфа, 1996. — 186 с.
  114. Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. М.: Просвещение, 1985. — 207 с.
  115. A.B. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург, 1996.- 165 с.
  116. С.Р. Семь привычек высокоэффективных людей. Мн.: ООО „Попурри“, 2002. 512 с.
  117. Л.Н. Цель и смысл жизни человека. -М., 1984.-232с.
  118. А.Г. За педагогикой не насилия будущее. — СПб., 1996.
  119. Л.Ф., Турченко В. Н., Борисова Л. Г. Эффективность образования. М.: Педагогика, 1991. — 272 с.
  120. Я.Л. Психология детского коллектива. Система личных взаимоотношений. 2-е изд. доп. и перераб. — Минск: Нар. асвета, 1984. -239с.
  121. КоменскийЯ.А. Материнская школа. -М.: Учпедгиз, 1947. 104 с.
  122. Концепция формирования гражданина нового Башкортостана. Уфа, 1999.-С. 9−10.
  123. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.-М., 2003.-20 с.
  124. Коран: Репринт, воспроизведение изд. 1907 г. в двух томах / Пер. с араб. М.: СП „дом Бируни“, 1990. — 1178 с.
  125. Концептуальные основы разработки региональных программ и проектов сохранения и развития культуры / Ориентиры культурной политики. Челябинск, 1996. — Вып. 1. — 56 с.
  126. КорчакЯ. Воспитание личности. -М.: Просвещение, 1992. 28 с.
  127. Краткая философская энциклопедия. М. .Издательская группа „Прогресс“ — „Энциклопедия“, 1994. — С. 457.
  128. Краткая философская энциклопедия. -М., 1994 С. 457.
  129. В.В., Полонский В. М. Методологические характеристики педагогического исследования и критерии оценки его результатов. Самара, Самарск. ГПИ, 1992. — 154 с.
  130. В.В. Проблема целостности учебно-воспитательного процесса в средней школе // Сов. педагогика. 1984. № 9. С. 36−42.
  131. Н.Б. Социокультурный контекст образования // Новые ценности образования: М., 1996. — С. 132−152.
  132. С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М.: Просвещение, 1989.- 127 с.
  133. В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития // Дошкольное воспитание. 1997. № 7. С. 65−72., 1997. № 10.-С. 114−121.
  134. C.B. Педагогика личности. От концепций до технологий. ТЦ Учитель, 2001.-С. 1−160.
  135. Культура и искусство в развитии национального самосознания и интернационального воспитания / Сост. М.Камышева. М.: Б.и., 1983. — Вып. 8. -15 с.
  136. Культурная и мультикультурная среда школ / Новые ценности образования. -М.: Инноватор, 1996. Вып. 4.-184 с.
  137. Культурная среда и духовное формирование личности /АНУзССР, отв. ред. М. М. Хайрулаев Ташкент: Фан, 1981. — 156 с.
  138. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под К 90 ред. проф. А. Н. Марковой. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. — 600 с.
  139. В.С. Управление образованием на пороге новой эпохи // Педагогика. 1995. № 5.-С. 12−17.
  140. В.П., Орлов В. А., Панов В. И. Психодидактические аспекты развивающего образования // Педагогика. 1996. № 6. С. 25−30.
  141. В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
  142. В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. 1997. № 11.-С. 46−54.
  143. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  144. А.Н. Общее понятие о деятельности // Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1974. — С. 5−20.
  145. А.Н. Психологические основы дошкольной игры / Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. М., 1983. — С. 303−324.
  146. И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика. 1996. № 2-С. 7−11.
  147. П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Ч. 2 // Лесгафт П. Ф. Избранные педагогические сочинения: В 2 т.-М., 1952. Т.2. — С. 111−317.
  148. М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.: Изд. „Ин-т практич. психологи“, 1997. — 383 с.
  149. А.И. Культурологическая составляющая интернационализации мирового образования. Рязань: Изд. Рязан. ГПУ, 1996. — 32 с.
  150. .Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей (Теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX и XX вв.). Самара: Изд. СИУ, 1997. — 126 с.
  151. .Ф. Категории общения и деятельности в психологии // Вопросы философии. 1979. № 8.
  152. А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. — 525с.
  153. A.B. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1976. -640 с.
  154. А. Речь и мышление: Материалы к курсу лекций по общей психологии. М., 1975.- 120 с.
  155. С. Антропологи ищут национальный характер // Знание-сила. -1994. № 3,-С. 46−53.
  156. Ш. А. Формирование культуры педагогического общения учителей с многонациональным классным коллективом: Дисс. кан.пед.наук. М., 1992. — 190 с.
  157. А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  158. A.C. О воспитании. М.: Политиздат, 1990. — 415 с.
  159. В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1988. — 192 с.
  160. Мануйлов Г. М, Новиков В. В. Психологическое управление в кризисном обществе. СПб., изд. Санкт-Петербург: „Алетейя“, 1999. — 352 с.
  161. А. Новые рубелей человеческой природы: Пер. с англ. М.: Смысл, 1999.-425 с.
  162. М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. М.: Просвещение. 1977. — 240 с.
  163. Международная программа подготовки и переподготовки преподавателей психологии и педагогики для педагогических учебных заведений России: Сб.ст. и материалов / Ред. Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова, Н. С. Зубарева. М.: Мирос, 1994. — 191 с.
  164. Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1982. — 128 с.
  165. B.C. Роль ЮНЕСКО в становлении и развитии национальных систем образования в развивающихся странах // Педагогика и народное образование за рубежом: Экспресс-информация. Вып. 12 (108). М., 1985. — 12 с.
  166. М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка // История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия / Сост.: Н. Б. Мчелидзе и др. 2-е изд., доп. — М., 1986. -С. 378−412.
  167. З.Ф. Воспитание национального самосознания и межэтнической толерантности в процессе преподавания обществоведческих наук в многонациональной городской школе. Автореф. дисс.кан.пед.наук. — Уфа, 1998.-23 с.
  168. С.А. Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников с использованием прогрессивных идей башкирской народной педагогики: Дисс.канд.пед.наук. Уфа, 1995. — 204 с.
  169. A.B. Личностный подход в воспитании // Магистр. 1991. — август. — С. 61−63.
  170. B.C. К проблеме социального развития ребенка // Психологический журнал. 1980. — Т. 1. — № 5. — С. 43−53.
  171. B.C. Рождение личности. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985. -106 с.
  172. С.У. Проблема поликультурного образования в американской педагогике (анализ концепции Д. Бенкса) // Педагогика. 1993. 1. С.- 104 110.
  173. Национальная школа в современном обществе и его культуре / Авт. сост. A.M. Кулюткин М.: РИПКРО МО РФ, 1993. — 53 с.
  174. В.Г., Маркова Т. А., Жуковская Р. И. Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1968. — 384 с.
  175. Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. 1998. № 4. С. 3−9.
  176. A.M. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога-исследователя. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издат. ИПК и ПРНОМО, 1996. — 112 с.
  177. С.Ж. Языковая игра в словообразовании (на материале лексики английского языка): Автореферат дисс. д-ра. филол. наук. -М., 1997. 40 с.
  178. С.И. Словарь русского языка. -М.: Русский язык, 1988. 750с.
  179. И.Л. //Валеологическое сопровождение вариативного обучения. Челябинск. 2000. — С. 26−149.
  180. JI.А. Общественное дошкольное воспитание: современные тенденции развития и права ребенка // Дошкольное воспитание. 1997. № 6. -С. 76−82.
  181. Л.А., Е.Ю.Протасова / Дошкольное и начальное образование за рубежом. История и современность. М.: Академа, 2001. — 239 с.
  182. A.A. Проблема объяснения в современной немарксистской философии истории // Философские науки. 1983. — № 4- Новые направления в социалистической теории. — М., 1978. — С. 55−56, 147, 264−265.
  183. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. М., 1989. — 674с.
  184. Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. П. И. Педкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1995. — 638 с.
  185. Педагогический словарь / Под ред. И. А. Каирова и др. М.: Изд. Академии пед.наук. Т. 1., 1960. — 774 с.
  186. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учебных заведений / Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов E.H. 3-е изд. — М.: Школа-Пресс, 2000. — 512 с.
  187. Педагогическое наследие / Я. А. Каменский, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. М.: Педагогика, 1989. — 411 с.
  188. A.B. Развитие личности и проблема ведущей деятельности. // Вопросы психологии. -М.: Знание, 1987. № 1. С. 15−26.
  189. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. -Ростов-на-Дону: „Феникс“, 1996. 512 с.
  190. . Речь и мышление ребенка: Пер. с фр. и англ. — М.: Педагогика -Пресс, 1994.-528 с.
  191. Поиск новых идей: от озарения к технологии: (Теория и практика решения изобретательских задач) / Г. С. Альтшуллер, Б. Л. Злотин, А. В. Зусман, В. И. Филатов. Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1989. — 380 с.
  192. К.Л., Попов Д., Кавелин Дж. Путешествие в страну добродетелей / Пер. с англ. Е. А. Шаминой. СПб., 1997. — 300 с.
  193. Г. М. Основы культурологии: 11 кл.: Учеб. пособие для об-щеобразоват. учреждений/ Г. М. Пономарева, Т. И. Тюляева. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: ООО „Издательство ACT“: „Издательство Астрель“, 2002. — 320 с.
  194. М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления: Пособие для руководителей образовательных учреждений. М.: Новая школа, 1996. — 318 с.
  195. Проблемы культурных традиций и преемственности социокультурного развития: Вып. 2. (По работам советских и зарубежных авторов). М., 1981. — 36с.
  196. Проектирование профессионального педагогического образования. В. А. Болотов, Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков, H.A. Шайденко // Педагогика. 1997. № 4.-С. 66−72.
  197. Проблема управления процессом воспитания: Материалы симпозиума / Под ред. Н. Ф. Талызиной, Л. И. Рувинского. М.: Изд. МГУ, 1971. — 146 с.
  198. Проект „Добродетели“. Путешествие в страну Добродетелей.- СПб, 1997. -С.1−300.
  199. Психология воспитания /Грибанова А.Д., Калиенко В. К., Кларина Л. М. и др. -М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 1995.- 152 с.
  200. Психология дошкольника / Под ред. Л. В. Венгера. М.: Просвещение, 1975.-237 с.
  201. Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М.: Педагогика, 1988. — 230 с.
  202. В.В., Репкина В. В. Развивающее обучение: теория и практика: Статьи. Томск: Пеленг, 1997. — 288 с.
  203. Н.К. О вечном.:Книга о воспитании. М.: Политиздат, 1991. -461 с.
  204. Реформирование образования в России: „круглый стол“ //Педагогика. -1997. № 5.-С. 17−42.
  205. Г. Социальная и культурная среда школ в мультикультурном регионе // Новые ценности образования. М., 1996. — С. 66−68.
  206. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1994. — 480 с.
  207. В.М. Введение в культурологию: Учебник. М.: Изд. „Форум“ -1997.-С. 74−86.
  208. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. -424 с.
  209. С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. — 191 с.
  210. В.В. Роль кооперации в развитии интеллекта детей // Вопросы психологии. 1980. № 4. С. 79−89.
  211. В.В. Основы социально-генетической психологии. М.: Издательство „Институт практической психологии“. — Воронеж: НПО „МО-ДЭК“ 1996.-384 с.
  212. Л.И. Духовность в образовании. М., 2000.
  213. . . Эмиль, или О воспитании // Руссо Ж.. Педагогические сочинения: В 2 т. М.: Педагогика, 1981. — Т. 1. — С. 19−562.
  214. В.В. Психологические основы коммуникативной подготовки педагога. Н. Новгород, 1994. — С.65.
  215. В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. 1994. № 5, — С. 16−21.
  216. М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. М.: Просвещение, 1980, — 144 с.
  217. В.И., Исаев Е. И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
  218. В.А. Целевая исследовательская программа „Учитель“: поиски, находки, потери // Теория и практика высшего педагогического образования.-М., 1994.-24 с.
  219. В.А. Формирование профессиональной культуры у учителя: Учеб. пособие. -М.: Прометей, 1993. 178 с.
  220. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пос. для слушателей фак. и ин-ов повышения квалиф., преподавателей вузов и аспирантов. — М.: Аспект Пресс, 1995. — 217 с.
  221. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. С. 56 3-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1985. — 1600 с.
  222. Р.И. Общечеловеческие ценности: к нетрадиционному пониманию // Свободная мысль. 1994. № 1. С. 52−61.
  223. Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения: Пер. с англ. / Под ред. Н. Ф. Талызиной. М.: Педагогика, 1984. — 472 с.
  224. Я. Роль темперамента в психическом развитии: Пер. с польск. -М.: Прогресс, 1982.-231 с.
  225. Сухомлинский о воспитании (С.Соловейчик составитель и автор, выпуска. — М.: Политиздат. 1975. — 272 с.
  226. В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. М.: Педагогика, 1980.
  227. М.Г. Народные традиции и религиозная культура в воспитании подрастающего поколения / Под ред. Т. И. Волкова. Сыктывкар: Ассоциация „Народная педагогика“, 1994. — С. 120
  228. Ф.Ш. Теоретическая педагогика: Учеб. пособие. Уфа: Восточный университет, 2004. — 332 с.
  229. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В. В. Краевукого, И .Я. Лернера- НИИ общей педагогики АПН СССР М.: Педагогика, 1989.-320 с.
  230. Р.И., Акбашева Р. Ш., „Школа жизни детей“ в детском саду. Часть 4: Методические разработки. Уфа, 1998. — 119 с.
  231. С.Т. Научно-педагогические основы развития начальной национальной школы (На примере Республики Дагестан): Дис.. д-ра пед. наук.-Ростов н/Д, 2001 -346 с.
  232. Х.Г. Учитель и культура: проблемы подготовки педагогических кадров // Педагогика. 1998. № 1. С. 66−72.
  233. А.П. Обучение в детском саду / Под ред. A.B.Запорожца. -2-е изд. М.: Просвещение, 1970. — 206 с.
  234. К.Д. О народности в общественном воспитании // Собр. соч.: В. 6 т.-М., 1948.-528 с.
  235. P.M. Культура педагогического общения: Учебное пособие. -Уфа, 2003. С. 48.
  236. Д.И. Социальное развитие в пространстве времени детства. -М.: Изд. „Флинта“, 1997. — 158 с.
  237. Н.Ф. Собр. соч. в т. М.: Издательская группа „Прогресс“, 1995. Т.1. — 518 с.
  238. Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1981. — С. 176.
  239. Фрейд 3. Остроумие и его отношение к бессознательному. СПб.- М.: Университетская книга ACT, 1997. — 320 с.
  240. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990. — 448 с.
  241. А. Двуязычие и бинарность культуры // Независимая газета. 1994. 29 сент.-С. 5.
  242. Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. — 415 с.
  243. М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. М.: Республика, 1993.-447 с.
  244. И. М. Педагогические технологии использования традиций народной педагогики в процессе повышения квалификации учителей: Дис.. канд. пед. наук. Казань, 2000. — 185 с.
  245. Э.Ш. Основы педагогической профориентации. М. — Уфа, 1990.- 173 с.
  246. Я.И. Из истории педагогической мысли татарского народа. -Казань: Таткнигоиздат, 1967. 232 с.
  247. Ф.Ф. Школа центр национальных культур: Метод, рекомендации. — Казань: „Тан-Заря“» 1996. — 16 с.
  248. М.Г. Теория и практика этнопедагогической подготовки учителя начальных классов национальной школы: Дис.. д-ра пед. наук. Москва, 1999.-409 с.
  249. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня / Пер. с англ. М.: «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992. -464 с.
  250. Р. Седьмой враг. Человеческий фактор в глобальном кризисе // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. — С. 2675.
  251. Хьелл JL, Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) / Пер. с англ. СПб.: Питер Пресс, 1997. — 608 с.
  252. К.И. От двух до пяти: Книга для родителей. М.: Педагогика, 1990.-384 с.
  253. Г. А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993. — 269 с.
  254. Шацкий С.Т.: работа для будущего: Докум. Повествование: Кн. Для учителя / Сост. В. И. Малинин, Ф. А. Фрадкин. М.: Просвещение, 1989. — 223 с.
  255. Р. Духовное обновление педагогики: Пер. с нем. М.: Парси-фаль, 1990.-256 с.
  256. З.Т. // Педагогическое пространство татарского народа, -Казань, 2000. С. 7.
  257. В.Э. Образование технологический рубеж: инструменты, проектирование, творчество. — Уфа: БИРО, 1998.- С. 8.
  258. В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности и их применение к детям школьного возраста: Пер. с нем. СПб.: Союз, 1997. — 126 с.
  259. Г. П. Исходные представления и категориальные средства теории деятельности // Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектирование (Теория и методология). М.: Стройиздат, 1975. — С. 72−177.
  260. Н.П. Особенности индивидуального и группового решения задач в условиях совместной деятельности // Вопросы психологии. 1984. № 2. -С. 107−112.
  261. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1986. 144 с.
  262. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах/ Под. ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Изд. «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 416 с.
  263. Э.Г. Детство и общество: Пер. с англ.- СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. 592 с.
  264. Этнические и этнографические группы в СССР и их роль в современных этнокультурных процессах. Уфа, 1989. — 233 с.
  265. И.М. Психология взаимопонимания. Казань: Татар, кн. изд-во, 1991.- 192 с.
  266. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе .- М.: Сентябрь, 1996. 96 с.
  267. С.К. Вспомним забытые игры. -М.: Дет. лит., 1990. 159 с.
  268. Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель (Теоретические основы и практическая реализация), М.: Новая школа, 1996. — 352 с.
  269. Ф.Г. Становление и развитие национального гимназического образования. -Казань, 2001. 37 с.
  270. Ф.Г. Гимназическое образование народов России. Казань: Ма-гариф, 2002. — 248 с.
  271. Левин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. -М., 1997.-С. 16−105.
  272. В.А. Психология отношения к природе. М.: Смысл, 2000. — 456 с.
  273. Jesperson О. Language: Its Nature, Development and Origin. N.Y., 1964. — 448 p.
  274. Buytendijk F J.J. Wesen und Sinn des Spiels. Berlin, 1933.
  275. Farb P. Word Play: What Happens When People Talk. -N.Y., 1976. 421 p.
  276. Lecercle J.J. Three-way games // Philosophy today. Celina, 1992. — Vol. 36, № 4.-P. 336−349.
  277. Mitchell E.D., Mason B.S. The theory of Play.-N.Y., 1935.-547 p.
  278. Potter S. Sense of Humor. L., 1954. — 271 p.
  279. Stalnaker R. Knowledge, belief and counterfactual reasoning in games // Economics a. philosophy. Cambridge, 1996. — Vol. 12, № 2. — P. 133−163.
  280. Wagner F. Der Gedanke der Personlichkeit Gottes bei Fichte und Hegel. Guterslch, 1971. 84 s.
  281. Adler R.B. Interplay: The progress of Interpersonal Communication. N.Y., 1983.
  282. Gamble N., Gamble M. Communication works. N.Y., 1990.
Заполнить форму текущей работой