Выбор системы обеспечения микроклимата в помещениях подвижного состава для летного режима эксплуатации
Наибольшее количество помещений подвижного состава было оборудовано компрессионными кондиционерами (фреоновыми) украинского производства (КТА, КТГ), не являющимися транспортными, следовательно ненадежными в эксплуатациипосле распада СССР связи с заводом были утеряны. Прошли испытания опытные образцы термоэлектрических кондиционеров (БТК, Россия), но не налажен серийный выпуск. По результатам… Читать ещё >
Содержание
- 1. Состояние вопроса о системах обеспечения микроклимата в помещениях подвижного состава ж. д. транспорта
- 1. 1. Требования к микроклимату в помещениях подвижного состава ж. д. транспорта и средствам его обеспечения
- 1. 2. Типы кондиционирования, применяемые на подвижном составе и анализ микроклимата в помещениях подвижного состава
- 1. 3. Анализ средств теплозащиты помещений на подвижном составе ж. д. транспорта
- 2. Разработка метода расчета требуемой холодопроизводительности кондиционирующих установок
- 2. 1. Метод расчета требуемой холодопроизводительности помещений подвижного состава
- 2. 2. Тепловлажностные балансы и расчет требуемой холодопроизводительности для систем охлаждения различных помещений подвижного состава
- 2. 3. Оценка требуемой холодопроизводительности кабин локомотивов подвижного состава ж. д. транспорта
- 2. 4. Оценка требуемой холодопроизводительности помещений специального подвижного состава ж. д. транспорта
- 3. Оценка холодопроизводительности систем кондиционирования подвижного состава по результатам испытаний
- 3. 1. Выбор методики испытаний кондиционирующих установок и оценки их холодопроизводительности в помещениях подвижного состава
- 3. 2. Испытания кондиционеров в помещениях подвижного состава
- 3. 2. 1. Испытания фреоновых систем кондиционирования в помещениях подвижного состава
- 3. 2. 2. Испытания термоэлектрических систем кондиционирования в помещениях подвижного состава
- 3. 3. анализ результатов испытаний систем охлаждения в помещениях
- 3. 4. подвижного состава
- 4. Определение эффективности систем охлаждения в помещениях подвижного состава
- 4. 1. Определение эффективной холодопроизводительности по результатам испытаний фреоновых кондиционеров
- 4. 2. Определение эффективной холодопроизводительности по результатам Испытаний термоэлектрических кондиционеров
- 5. Разработка технических рекомендаций к системам охлаждения в помещениях подвижного состава ж.д. транспорта
- 5. 1. Сравнительный анализ эффективной холодопроизводительности с требуемой холодопровдводительностью систем охлаждения
- 5. 2. Разработка общего метода расчета рекомендуемой холодопроизводительности для разных помещений подвижного состава
- 5. 3. Технических рекомендаций по выбору систем охлаждения в помещениях подвижного состава ж.д. транспорта
Выбор системы обеспечения микроклимата в помещениях подвижного состава для летного режима эксплуатации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Железные дороги России являются ведущим видом транспорта страны, выполняющим свыше 80% грузооборота и более 40% пассажирооборота транспорта общего пользования.
Перспективными планами развития железнодорожного транспорта является широкая программа работ по созданию новых видов тягового и мотор-вагонного подвижного состава, а также путевой техники. Это связанно с постоянно увеличивающимся грузооборотом и пассажиропотоком на сети железных дорог страны.
Одним из основных направлений плана научно-исследовательских и опытно-консгрукторских работ на 2001;2005 гг. является ориентация на повышение безопасности движения поездов. Целый ряд работ направлен на обеспечение охраны здоровья работников отрасли, а также на стандартизацию и сертификацию подвижного состава железнодорожного транспорта.
За последние годы российскими конструкторами и специалистами ж. д. транспорта созданы новые локомотивы, электропоезда, пассажирские вагоны, средства автоматики для управления движением поездов, машин для механизации ремонтных работ, имеющие по сравнению с эксплуатируемой техникой более высокую производительность, лучшие тягово-энергетические характеристики, компьютерные системы управления и диагностики. Новые образцы техники, значительно отличаются друг от друга своими конструктивными характеристиками и мощностями.
В тоже время вопросы, связанные с улучшением условий труда локомотивных бригад (бригад путевых машин) и их оптимизации, остаются актуальными. Так, в частности одним из важнейших вопросов был и остаётся вопрос о поддержании оптимальных микроклиматических условий (температуры воздуха и стен помещения кабины, движение воздуха и его влажность). Как известно, температура на рабочем месте в значительной степени определяет надёжность работы операторов, в том числе и машиниста. При повышении температуры воздуха в помещении от 25 °C до 45 °C увеличивается возможность аварийной ситуации до 150%. Это прежде всего связано с тем, что работа в некомфортных условиях сильно влияет на внимание и самочувствие машинистов (операторов), что приводит к снижению производительности труда на 40%.
Для обеспечения требуемого комфорта необходимо применение систем кондиционирования воздуха в кабинах и помещениях подвижного состава ж. д. транспорта в теплый период года.
Несмотря на то, что в последние годы кондиционирующими установками оснащались кабины локомотивов, вагоны служебные, дальнего следования, межобластные, микроклиматические условия на рабочих местах не всегда соответствовали параметрам комфорта.
Это объясняется такими причинами как:
— значительное несоответствие тепловых нагрузок помещений от внешних воздействий мощностям установленных в них систем кондиционирования;
Такая ситуация возникает из-за того, что на подвижном составе в связи с отсутствием транспортного кондиционера, часто эксплуатируются кондиционеры, которые рассчитаны на работу в стационарных условиях и предназначены для зданий и сооружений. Подвижной состав заметно отличается своими теплотехническими и конструктивными характеристиками от зданий: это прежде всего большая остекленность, не всегда удачно подобрана и положена теплоизоляция, плохая герметизация, смена климатических районов.
— неэффективность использования существующих установок кондиционирования;
Наибольшее количество помещений подвижного состава было оборудовано компрессионными кондиционерами (фреоновыми) украинского производства (КТА, КТГ), не являющимися транспортными, следовательно ненадежными в эксплуатациипосле распада СССР связи с заводом были утеряны. Прошли испытания опытные образцы термоэлектрических кондиционеров (БТК, Россия), но не налажен серийный выпуск. По результатам испытаний вихревые и турбо-детандерные (воздушные) кондиционеры недостаточно эффективны. Прекращены разработки водоиспарительных кондиционеров. В последнее время используются импортные кондиционеры, в основном фреоновые, такие как КК7 (Германия), ЕЬЕСТЛА (Япония), Ш1Ю8Т (Китай). Такие кондиционеры нуждаются в испытаниях на эффективность и надежность.
За последние годы значительно увеличился выпуск специального подвижного состава (путевых машин, СПС) для текущего ремонта пути и коммуникаций и их обслуживанию, а также перевозки бригад до места работы. Так как, некоторые виды машин должны обслуживать большие районы, возникла необходимость работы вахтовым методом. С этим связано оснащение помещений СПС необходимыми бытовыми удобствами. Также повышение общего уровня требований к условиям труда и отдыха обслуживающего персонала путевых машин требует внедрение в помещения и кабины СПС в том числе и кондиционирующих установок.
Целевая установка работы по оптимизации условий труда машинистов (операторов) локомотивов и путевых машин в настоящее время состоит в достижении стабильности гигиенических показателей качества каждой единицы подвижного состава путем их сертификации. На основании документов: Федеральный закон «О федеральном железнодорожном транспорте» от 25 августа 1995 г. № 153-ФЭположение о Министерстве путей сообщения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. № 848- соглашение о взаимодействии Государственного комитета российской федерации по стандартизации, метрологии, и сертификации и Министерства путей сообщения Российской Федерации в области обязательной сетификации от 06. 09 96 г., Министерством путей сообщения Российской Федерации разработаны следующие документы:
— Номенклатура продукции и услуг (работ), в отношении которых Федеральным законом «О федеральном железнодорожном транспорте» предусмотрена их обязательная сетификация в Российской Федерации, 1999 г.
— Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации (Порядок сертификации серийно выпускаемого подвижного состава и других железнодорожных технических средств) 2000 г.
Данное постановление дает возможность заказчику повысить уровень требований, направленных на обеспечение безопасности движения и работы, а также охраны здоровья работников отрасли. Как уже отмечалось выше, неблагоприятные микроклиматические условия на рабочих местах в значительной степени влияют на надежность работы машинистов (операторов). Исходя из данной ситуации, заказчик новой техники крайне заинтересован в установке и безотказной работе систем обеспечения микроклимата в помещениях подвижного состава.
В связи с вышеизложенным целью настоящей работы является: Разработка метода расчета рекомендуемой холодопроизводительности систем охлаждения для каждого помещения подвижного состава (кабина локомотивов, кабина и служебно-бытовых помещений путевых машин), с учетом условий эксплуатации и его конструктивно-теплотехнические особенностей, а также разработка технических требований для возможности оптимального выбора микроклиматической установки при проектировании новой техники или оснащении эксплуатирующейся.
Для достижения поставленной проблемы необходимо решить следующие задачи:
1 провести анализ средств теплозащиты кабин и помещений на подвижном составе ж. д транспорта;
2 провести анализ конструктивных и технических характеристик систем кондиционирования, установленных в кабинах и помещениях- 8.
3 разработать математическую модель требуемой холодопроизводительно-сти системы охлаждения для любого помещения подвижного состава, учитывая его конструктивно-теплотехнические особенности- 4 провести экспериментальные испытания систем кондиционирования воздуха в различных помещениях подвижного состава и по результатам испытаний разработать математическую модель эффективной холодопроизводительности систем кондиционирования воздуха в помещениях подвижного состава, учитывая условия их эксплуатации (температуру и влажность наружного воздуха);
5. на основе математических моделей требуемой и эффективной холодопроизводительности разработать метод расчета рекомендуемой холодопроизводительности системы охлаждения для каждого помещения подвижного состава с учетом условий эксплуатации и его конструктивно-технических особенностей;
6. разработать рекомендации для возможности оптимального выбора микроклиматической установки при проектировании новой техники или оснащении эксплуатирующийся.
ВЫВОДЫ.
В диссертационной работе разработан метод расчета рекомендуемой холодо-производительности системы охлаждения для каждого помещения подвижного состава с учетом условий эксплуатации и его конструктивно-теплотехнических особенностей, а так же разработаны технические рекомендации для возможности оптимального выбора микроклиматической установки.
1. В связи с тем, что в последнее время увеличился парк подвижного состава, в частности путевых машин, вопрос о требуемой холодопроизводительности систем охлаждения для различных видов помещений остался открытым.
2. Анализ существующих методов расчета требуемой холодопроизводительности показал, что далеко не всегда из-за большого разнообразия кабин и других помещений подвижного состава, в расчетах учитываются их конструктивно-теплотехнические особенности. Предложенный в диссертации метод позволяет рассчитать по двум математическим формулам рекомендуемую холодопроиз-водительность системы кондиционирования для любого помещения подвижного состава, избегая объемных расчетов;
3. На основе теоретических исследований разработана математическая модель требуемой холодопроизводительности системы кондиционирования для любого помещения подвижного состава, учитывая его конструктивно-теплотехнические особенности;
4 Проведены экспериментальные испытания систем кондиционирования в разных помещениях подвижного состава. По результатам испытаний разработана математическая модель определения эффективной холодопроизводительности систем охлаждения в помещениях, которая учитывает условия эксплуатации данного подвижного состава (температуру и влажность наружного воздуха) — 5. Результаты теоретических и экспериментальных исследований (математическая модель требуемой и эффективной холодопроизводительности систем охлаждения) позволили разработать метод расчета рекомендуемой холодопроизводительности системы охлаждения для каждого помещения подвижного со.
223 става с учетом эксплуатации и его конструктивно-теплотехнических особенностей;
6. Практическое применение полученного метода дало возможность разработать технические рекомендации для оптимального выбора микроклиматической установки при проектировании новой техники или оснащении эксплуатирующейся.
Список литературы
- Фаерштейн Ю.О., Китаев Б. Н. Кондиционирование воздуха в пассажирских вагонах,— М.: Транспорт, 1984. с.272
- Маханько М.Г., Сидоров Ю. П., Хенач А., Шмидт М. Кондиционирование воздуха в пассажирских вагонах и на локомотивах. М.: Транспорт, 1981.-c.254
- Сидоров Ю.П. Основы кондиционирования воздуха на предприятиях ж.д. транспорта и в подвижном составе.- М. Транспорт, 1984-Изд-е 2-е.-208с.
- ГОСТ 12.2.056−81. Электровозы и тепловозы колеи 1520 мм. Требования безопасности. М.: Госстандарт СССР, 1981.-37с.
- СНиЭТ ЦУВСС 6/29 от 30.08.%. Санитарные нормы и эргономические требования к проектированию кабин и салонов высокоскоростного моторвагонного подвижного состава ж.д. транспорта — 24 с.
- СНиЭТ ЦУВСС 6/1 от 17.02.97. Санитарные нормы и эргономические требования. Проектирование вагонов моторвагонного подвижного состава ж.д. транспорта межобластного и пригородного сообщения.- 20 с.
- СНиЭТ ЦУВСС 6/18 от 05.07.95. Санитарные нормы и эргономические требования к проектированию путевых машин ж. д. транспорта. -25 с.
- ЦУВСС 6/3 от 12.01.98. Гигиена труда и эпидемиология на транспорте. санитарные правила для дорожных лабораторий дефектоскопии.-15с.
- Гигиеническая оценка условий труда на новых типах локомотивов: Отчет ВНИИЖГ, рук. Б.И. Школьников- № ГР 840 055 267. М. Д985.- 69 с.
- Бушуйкин Ю. Б, Кондиционирование воздуха в кабинах локомотивов. -М.: Транспорт, труды ВНИИЖТ -1979 Вып.411. — 81 с.
- Смышляев O.E. Применение систем летнего кондиционирования воздуха на тепловозах/ Тр. ВНИТИ. 1983. — Вып 57. — с. 106−107.
- Холодильный агрегат установки кондиционирования воздуха для высокоскоростных поездов // U. Adolph. Железные дороги мира, 1988. -№ 11.- с.2−6.
- Гигиеническая оценка эффективности систем обеспечения микроклимата в кабинах локомотивов: Отчет / Моск. Ин-т инж. Жд. трансп. (МИИТ) — руковод. Темы Ю. ПСидоров: Тема 64/88- №> ГР 1 880 045 077.-1988.-37 с.
- Гигиеническая оценка микроклимата в кабине электровоза ВЛ85 с кондиционером КТА2−0,5Э-01А: Отчет ВНИИЖГ- рук. Б. И, Школьников.- тема 05.02.90.88, № ГР 1 880 020 644. 1988. — 17 с.
- Китаев Б.Н., Ребрик Б. И. Перспективы развития техники кондиционирования воздуха пассажирских вагонов и скоростных поездов // Холодильная техника-1978. -№ 4. с. 31 -36.
- Гаршин ИМ., Зворыкин М. А., Шустер A.A. Кондиционирование воздуха и электроснабжение пассажирских вагонов. М.: Транспорт, 1965. -89 с.
- Китаев Б.Н. Тегоюобменные процессы при эксплуатации вагонов. М.: Транспорт, 1984. — 184 с.
- Грейвес Т. Оборудование кондиционирования воздуха поезда APT // Железные дороги мира, 1979, № 7. — с. 30−33.
- Китаев Б.Н. Тепловое воздействие солнечной радиации на вагоны. -М: трансжелдориздат, 1962, 32 с,
- Сидоров Ю.П., Терпеньянц Ю. В. обеспечение комфортных микроклиматических условий в кабинах транспортных средств // Доклад на всесоюзной конф. По охране труда в строительстве Госстроя ССР. -1984.
- Квят И.Д., Виленц М. Л. Определение оптимального расхода воздуха, охлаждающего конденсатор холодильной машины кондиционера.// Холодильная техника- 1990. № 8 — с. 31−32.
- Бялый Б.И., Степанов A.B., Яковенко А, А Теплотехнические характеристики установок и аппаратов косвенного испарительного охлаждения // Холодильная техника -1990. № 8 — с. 27−30.
- Евстифеев В.Н., Вербицкая H.A., Сидоров Ю. П. Методические рекомендации по определению теплофизических комфортных условий работы операторов строительных и дорожных машин. М., 1983. — ВНИ-ПИ труда в строительстве Госстроя СССР. — 36 с.
- Новые акустические и термодинамические решения для дизель -поездов. // Н. Iwainky. Железные дороги мира, 2000. № 3. — с. 51−54.
- Теплопроводность кузова пассажирского вагона ft G. Opel. Железные дороги мира, 2000. № 2. — с. 42−47.
- Баркалов Б.В., Карпис Е. Е. Кондиционирования воздуха в промышленных, общественных и жилых зданиях. ~ М.: Стойиздат, 1971. 270 с.
- Активная и пассивная термоизоляция вагона с облегченным кузовом // Muller М. Железные дороги мира, 1988. № 11. — с. 29−31.
- Шорин С.Н. Теплопередача М.: Высшая школа, 1962. — 430 с.
- Тепло-и массообмен: технический справочник- под ред. В. А. Григорьева, В. М. Зорина. М.: Энергоиздат, 1982. — 510 с.
- Маханько М. Г. Сидоров Ю.П., Терпеньянц Ю. В. Поступление тепла в кабину тепловоза 2ТЭ121 от солнечного излучения // ВНИТИ, деп.2933, 1985.-№ 3.-с. 102
- Сидоров Ю.П., Терпеньянц Ю, В. лучистый теплообмен в кабине тепловоза 2ТЭ116 / Деп. ЦЕИИТЭИ- 1984. № 2934−84.
- Сидоров Ю.П., Гришина Л. А., Скогорев И. В. Определение количества инфильтрационного воздуха, поступающего в кабину электровоза серии ВЛ80 // Электровозостроение, 1984. т. 25. — с. 153−156.
- Сидоров Ю.П., Гришина Л. А Определение количества инфильтрационного воздуха в кабине электровоза // Межвузовский сборник трудов1. МИИТ. Вып. 756. — 1984.
- Кирпичников ДМ., Демина Е. М., Ратнер Е. М. Физиолого-гигиенические обоснования норм микроклимата в кабине магистрального локомотйва // Сб. научн. Тр. М.: Транспорт, 1984. — с. 69−73.
- Маханько М.Г., Сидоров Ю. П., Терпеньянц Ю. В. Расчетный метод определения теплового состояния машиниста локомотива // Железнодорожный транспорт, 1986. № 5. — с. 17−20.
- Разработка комплексной программы теплотехнической оценки кабин локомотивов: Отчет / Моск. Йн-т инж. Ж.д. трансп. (МИИТ) — руковод. темы Ю. П. Сидоров: Тема 184/86- № ГР 1 860 089 292, — М., 1983.- 74 с.
- Разработка комплексной программы теплотехнической оценки кабин локомотивов: Отчет / Моск. Ин-т инж. Ж.д. трансп. (МИИТ) — руковод. темы Ю. П. Сидоров: Тема 184/86- № ГР 1 860 089 292.- М., 1987.- 57 с.
- Исследование комбинированной системы летнего и зимнего кондиционирования воздуха кабины электровоза ЧС7: Отчет по НИР ВНИИЖГ, рук. Школьников Б. И. -М., 1984 30с.
- Лосавио Н.Г., Школьников Б. Й., Дорфман A.A. Вопросы теплотехнического совершенствования кабин локомотивов и путевых машин. // Медицина труда и промышленная экология. 1995. — № 2 — с. 8−9.
- Смышпяев O.E., Майсоценко B.C. Воздухоохладитель регенеративного косвенно-испарительного типа для кабины транспортного стедства. // Холодильная техника 1987. — № 2 — с. 20−23.
- Зворыкин М.Л., Черкез В. М. Кондиционирование воздуха в пассажирских вагонах. М.: Транспорт, 1977. — 288 с.
- Руководство по железнодорожной медицине. Том II под ред. Кривули С. Д., Коршунова Ю. Н. М., 1991. — 450 с.
- Гольдман Э.И., Глушков А. Ф. Кондиционирование воздуха в кабине машиниста// Железнодорожный транспорт, 1980. № 11. — с. 36−39.
- Конструирование. Расчеты и экспериментальные исследования системы кондиционирования воздуха в кабине магистрального электровоза.
- Китаев Б.Н., Рубинчик K.M., Гудыма Е. В. Пути улучшения теплотехнических показателей пассажирских вагонов с кондиционированием воздуха при высоких скоростях движения / Тр. ЦНИИ МПС 1974. -Вып 528. — 72 с.
- Теоретические и прикладные проблемы современного здравоохранения и медицинской науки: Сборник научных трудов МГИУ. Часть 1. М., 2001. -412 с.
- Лосавио Н.Г., Ракинцев Ю М., Дмитриев А. С. оценка эффективности кондиционеров, испытанных на подвижном составе ж.д. транспорта и метрополитена. // Сб. трудов ВНИИЖГ. М.: Транспорт, 1984. — с.17−23.
- Смышляев О.Е. Установки для кондиционирования воздуха кабин локомотивов: Обзор. -М: ЦНИИТЭИтяжмаш, 1986. сер.5. Вып.7. — 40 с.
- СП ЦУВСС 6/7 от 27.02.97. Санитарные правила при работе с ульт-розвуковыми дефектоскопами на ж.д. транспорте.