Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Сроки в налоговом праве

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. В соответствии с Конституцией Российской Федерации платить законно установленные налоги и сборы является обязанностью налогоплательщика. Представляется, что данная обязанность выражается в необходимости действовать в строгом и точном соответствии с требованиями законодательства о налогах и сборах, что в свою очередь предполагает наличие определенной процедуры, служащей основой… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Институт сроков в налоговом праве
    • 1. 1. Понятие срока: философский, исторический, правовой аспекты
    • 1. 2. Классификация сроков в налоговом праве
    • 1. 3. Исчисление сроков в налоговом праве
  • Глава II. Проблемы применения сроков в налоговых правоотношениях
    • 2. 1. Сроки исполнения обязанности по уплате налогов и сборов
    • 2. 2. Сроки осуществления отдельных мероприятий налогового контроля
    • 2. 3. Сроки давности в налоговом праве

Сроки в налоговом праве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В соответствии с Конституцией Российской Федерации платить законно установленные налоги и сборы является обязанностью налогоплательщика. Представляется, что данная обязанность выражается в необходимости действовать в строгом и точном соответствии с требованиями законодательства о налогах и сборах, что в свою очередь предполагает наличие определенной процедуры, служащей основой осуществления субъектами налоговых правоотношений своих законных прав и исполнения обязанностей. Кроме того, законодательное закрепление конкретной процедуры при осуществлении действий либо принятии решений обеспечивает реализацию одного из основополагающих элементов принципа верховенства права — правовую определенность. Срокнеотъемлемая часть такой процедуры.

Изучая и анализируя институт сроков в налоговом праве, следует исходить из их места, роли и значения в названной отрасли.

Главное значение соблюдения сроков в налоговом праве заключается в бесперебойном и своевременном поступлении налогов в казну государства. Способствуя реализации прав и исполнению обязанностей, дисциплинируя субъектов налоговых правоотношений, сроки вносят определенность и упорядоченность в налоговые правоотношения, повышают их устойчивость, тем самым являются неотъемлемой частью финансовой стабильности государства, в достижении которой всегда заинтересованы как общество, так и само государство.

Наличие в законодательстве согласованных между собой норм о сроках, прежде всего, зависит от степени разработанности соответствующих научных положений. Однако в науке налогового права не раскрыто понятие «срок», не сформулировано представление о правовой природе срока, не изучена эффективность действия института сроков на различных этапах становления налогового права. Отсутствуют и критерии дифференциации сроков, позволяющих выявить их специфику в налоговом праве.

Кроме того, наличие коллизий и противоречий, связанных с институтом налоговых сроков, породило в теории налогового права немало дискуссионных вопросов, требующих разрешения, а также выработки рекомендаций по их применению на практике. К ним, в частности, относятся исчисление и порядок определения сроков, проблемы применения сроков давности, сроков добровольной и принудительной уплаты налогов и сборов, сроков проведения камеральных и выездных налоговых проверок.

Представляется весьма актуальным проведение сравнительно-правового анализа сроков в налоговом праве и иных отраслях права (гражданское право, трудовое право, арбитражное процессуальное право и др.), выделение сходств и различий между ними.

Некоторые нормы законодательства о налогах и сборах и выработанные судебно-арбитражной практикой положения нуждаются в теоретическом осмыслении и заслуживают критической оценки, например, применение правил приостановления и восстановления к срокам давности.

Таким образом, недостаточная теоретическая разработка института сроков в науке налогового права, дискуссионность вопросов, наличие коллизий и противоречий обосновывают выбор темы исследования и ее актуальность.

Степень разработанности темы исследования. Исследования в области правовой природы сроков в налоговом праве касаются таких проблем, как классификация сроков, порядок их исчисления, применение отдельных видов сроков на практике. Авторами работ являются О. А. Березова, Л. П. Драчук, И. В. Гилева, Т. А. Гусева, О. Р. Михайлова, Д. В. Федоров, В. В. Цыганков, С. Шаповалов и некоторые другие. Представляется, что фрагментарность научного анализа института сроков в налоговом праве обусловлена новизной законодательства, регулирующего налоговые отношения. К примеру, нормы права ст. 6.1 НК РФ, устанавливающие общие правила определения и исчисления сроков, начали действовать только 10 лет назад.

Научной базой диссертации стали труды следующих ученых-юристов в области финансового права: О. Ю. Бакаевой, Д. В Винницкого, Е. Ю. Грачевой, А. В. Демина, М. В. Карасевой, В. Е. Кирилиной, Н. П. Кучерявенко, С. Г. Пепеляева, Д. Е. Фадеева, И. А. Цинделиани, Д. М. Щекина и др.

В работе использованы труды таких дореволюционных юристов, как В. Ачадов, Е. В. Васьковский, П. П. Гензель, С. И. Иловайский, И. Е. Энгельман, И. И. Янжул.

Также использованы работы ученых-юристов в области теории права (С.С. Алексеев), административного права (Д.Н. Бахрах) гражданского права (В.П. Грибанов, А. В. Жгунов, О. С. Иоффе, О. А. Красавчиков, В. В. Лантух, К. Ю. Лебедева, В. В. Луцъ, И. Б. Новицкий, А. П. Сергеев, Е. А. Суханов, Ю. К. Толстой,), трудового права (П.И. Жигалкин, В.Д. Мордачев), процессуальных отраслей права (Г.П. Бужинскас, Л. М. Васильев, Е. В. Исаева, В.Н. Протасов) и др.

Вместе с тем совокупная научная картина «сроки» как налогово-правовая категория в условиях действия современного законодательства и существующей судебной практики не изучалась, что обуславливает наличие теоретических пробелов в науке налогового права.

Объект исследования — правоотношения, возникающие в связи с пониманием института сроков в налоговом праве, установлением и применением сроков в законодательстве о налогах и сборах.

Предмет исследования — правовые нормы, регулирующие налоговые сроки, а также практика применения этих норм.

Цель исследования — выяснение правовой природы сроков, обоснование положений в части института сроков, которые способствуют разрешению коллизий и противоречий в теории налогового права и могут быть учтены при совершенствовании законодательства о налогах и сборах и обеспечении единства судебной практики.

Реализация поставленной цели обусловила необходимость выполнения следующих задач:

— исследовать теоретические аспекты понятия «срок», определить роль сроков в налоговом праве;

— проанализировать историю становления института сроков взимания налогов и сборов;

— выработать критерии классификации сроков, отражающих их специфику в налоговом праве;

— рассмотреть порядок исчисления и изменение порядка исчисления сроков в налоговом праве;

— рассмотреть последствия пропуска сроков субъектами налогового правоотношения в качестве неотъемлемого элемента института сроков в налоговом праве;

— выработать предложения и рекомендации по совершенствованию законодательства о налогах и сборах и обеспечению единства судебной практики в вопросах правового регулирования сроков.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы исследования: диалектический, анализа и синтеза, классификация, сравнение, формализациячастно-научные методы: историко-правовой, структурно-функциональный, сравнительно-правовой.

Эмпирическую базу составляют результаты исследования постановлений и определений Конституционного Суда РФ (9), Высшего Арбитражного Суда РФ (20) и Верховного Суда РФ (1), судебных актов арбитражных судов (68), приказов Федеральной налоговой службы (7) за 1996 по 2009 года.

Научная новизна работы состоит в том, что выявлена правовая природа сроков, обоснован и введен в научный оборот ряд понятийных категорий налогового права: «срок в налоговом праве», «продление срока», «приостановление срока», «восстановление срока" — разработаны критерии классификации сроков в налоговом правесформулированы принципы исчисления сроков в налоговом праве.

Разработаны положения по исчислению сроков, последствиям их несоблюдения, досудебному порядку обжалования решений налоговых органов, срокам давности, которые могут быть учтены при совершенствовании законодательства о налогах и сборах.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Понятие «срок» характеризует налоговые отношения в аспекте реляционной концепции времени и пространства, согласно которой времяэто отношение между объектами и процессами, которое не существует вне объектов и процессов. В правовой сфере срок принадлежит к юридическим фактам — относительным событиям.

По «сроком» следует понимать устанавливаемый законом либо налоговым (таможенным) органом период времени, исчисляемый годами, кварталами, месяцами или днями, либо момент во времени, определяемый календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, предназначенный для своевременной реализации субъектами налоговых правоотношений прав и исполнения обязанностей, а также влекущий иные юридически значимые последствия.

2. Для классификации сроков возможно использование следующих оснований (критериев):

— цель (назначение), для которой установлены сроки;

— способ определения;

— способ исчисления;

— возможность изменения.

Приведенная классификация более точно обеспечивает уяснение сущности сроков в налоговом праве и их отличительных свойств, определение порядка исчисления сроков, выявление пробелов в правовом регулировании отношений, связанных с применением сроков.

3. Для обеспечения системности применения п. 2 ст. 6.1 НК РФ, в соответствии с которым течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало, целесообразно дополнить статью положением о наличии иных правил, поскольку законодательство Российской Федерации о налогах и сборах содержит нормы, не подпадающие под это общее правило (например, п. 7 ст. 76, п. 8 ст. 89 НК РФ).

Во избежание различного толкования п.п. 3 и 5 ст. 6.1 НК РФ в диссертации дается определение «соответствующего дня», под которым следует понимать день, по своему числу месяца являющийся таким же, что и день, предшествующий первому учитываемому дню срока.

4. В диссертации раскрываются содержания понятий «продления», «приостановления» и «восстановления» сроков в налоговом праве.

Продление срока" - увеличение срока для совершения соответствующего действия в связи с пропуском или угрозой его пропуска при наличии уважительных причин, признанных таковыми законом либо уполномоченным органом.

Приостановление срока" - временное прекращение налоговыми органами его течения в силу причин, признанных законом уважительными, влекущее увеличение общего срока (с его начала до окончания) на период приостановления с целью компенсации отведенного законом времени для осуществления действий, совершение которых в приостановленное время было невозможно.

Восстановление срока" - придание судами (налоговыми органами) юридической силы действию, которое было совершено за пределами срока, в связи с его пропуском по уважительным причинам, наличие или отсутствие которых определяется указанными органами в силу их юрисдикции.

5. Статью 52, п. 1 ст. 70, п. 3 ст. 46, п. 4 ст. 76 НК РФ целесообразно дополнить положениями, которые предусматривали бы последствия несоблюдения налоговыми органами и их должностными лицами предписаний закона (например, утрата права на принудительное взыскание задолженности, уплата процентов). Отсутствие негативных последствий несоблюдения установленных сроков приводит к дисбалансу публичных и частных интересов.

6. Обоснован вывод о том, что до момента вступления в законную силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности, а, следовательно, и в период рассмотрения апелляционной жалобы, принудительное взыскание задолженности и обеспечительные меры к налогоплательщику вышестоящим налоговым органом не применяются.

Сформулировано предложение, согласно которому при несоблюдении. вышестоящим налоговым органом срока, установленного для рассмотрения жалобы налогоплательщика на решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, суды обязаны принимать заявления с приложением заверенной принявшей стороной копии жалобы. При этом лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка, следует в заявлении изложить доводы, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов вследствие акта налогового органа, не вступившего в законную силу.

7. Существует необходимость применения института давности к правоотношениям, возникающим в процессе взыскания налога и пени. Поскольку непосредственно в законодательстве о налогах и сборах срок давности взыскания недоимки не установлен, целесообразно внести соответствующие изменения в НК РФ, закрепив отдельной нормой положения о сроке давности взыскания налога, в том числе, о длительности срока. Важно, чтобы такой срок был пресекательным.

8. Целесообразно признать сроки, установленные п. 3 ст. 46, п. 2 ст. 48, п. 1 ст. 113 и п. 1 ст. 115 НК РФ, пресекательными и исключить возможность их приостановления и восстановления по уважительным причинам. Попытка использования гражданско-правового института исковой давности в налоговых правоотношениях, предпринятая законодателем в Федеральном использования гражданско-правового института исковой давности в налоговых правоотношениях, предпринятая законодателем в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 1Э7-ФЗ, приводит к смешению понятий и институтов и не свободна в связи с этим от критики.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что положения и выводы уточняют и развивают понятийный аппарат теории налогового права в части института сроков, обосновывают критерии по разрешению коллизий и противоречий применения и исчисления сроков, подтверждают необходимость установления последствий при несоблюдении отдельных сроков, разрешают вопрос о приостановлении и восстановлении сроков.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования полученных результатов в правотворческой деятельности: совершенствование законодательства о налогах и сборах, организационно-управленческой деятельности налоговых органовправоприменительной деятельности, в частности, разрешение налоговых споров в судебном порядкев научной деятельности: в процессе преподавания курса «Налоговое право», для дальнейших научных исследований.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были обсуждены и одобрены на заседании кафедры финансового права Российской академии правосудия, отражены в пяти статьях. Принято участие в разработке научно-практического пособия «Налоговый кодекс Российской Федерации: Правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», где опубликована таблица — перечень сроков части первой НК РФ, их краткая характеристика и комментарии по применению.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного исследования обосновываются следующие основные выводы и предложения.

1. В работе соотносятся понятия «время» и «срок» как целое и часть, выделяется две концепции времени: субстанциональная, согласно которой время — особого рода субстанция, существующая сама по себе независимо от материальных объектов, и реляционная, которая понимает время как отношение между объектами и процессами, которое не существует вне объектов и процессов.

Последняя концепция является преобладающей в современной науке и соответствует пониманию времени в праве. Если переложить реляционную концепцию в сферу права, то можно увидеть, что время как таковое не является независимой субстанцией, а связано с конкретной нормой, его определяющей, может быть разделено на определенные интервалыкроме того, продолжительность отдельного правоотношения часто зависит от различных ситуаций.

В ходе проведенного исследования также сделан вывод о том, что срок в правовой сфере принадлежит к юридическим фактам — относительным событиям. Данный вывод основан на том, что срок является изобретением человека, сделанным в целях упорядочивания осуществляемой им деятельности. Как следствие, срок не может наступить или истечь ввиду его отсутствия. С другой стороны срок обладает всеми свойствами времени, в связи с чем повлиять на течение срока в общем временном потоке невозможно.

В результате философско-правовой характеристики срока дана его дефиниция: «срок» — устанавливаемый законом либо налоговым (таможенным) органом период времени, исчисляемый годами, кварталами, месяцами или днями, либо момент во времени, определяемый календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, предназначенный для своевременной реализации субъектами налоговых правоотношений прав и исполнения обязанностей, а также влекущий иные юридически значимые последствия.

Необходимо отметить, что сам по себе срок не является стимулом к своевременной уплате налога. Главным здесь является угроза наступления неблагоприятных последствий в случае пропуска установленного законом срока. В связи с этим последствия пропуска сроков являются неотъемлемым элементом института сроков в налоговом праве. Наиболее неблагоприятная мера реагирования — юридическая ответственность (уголовная, административная). К иным мерам относятся утрата права в связи с истечением срока, начисление процентов и пени, приостановление операций по счетам в банке, арест имущества и др.

2. Институт сроков в налоговом праве представляет собой целостную сложную систему, состоящую из взаимодействующих разнокачественных элементов (сроки, их объединения в виды (подвиды)), которые определенным образом организованы и между которыми существуют устойчивые связи.

Сроки в налоговом праве предложено классифицировать по следующим основаниям: 1) цель (назначение), для которой они установлены- 2) способ определения- 3) способ исчисления- 4) возможность изменения.

В свою очередь по цели (назначению), для которой установлены сроки, их следует дифференцировать на процедурные, процессуальные, сроки давности, сроки-дефиниции. Именно это деление позволяет лучше уяснить специфику сроков в системе налогового права, определить их назначение, выявить сходства и различия между сроками в налоговом праве и других отраслях права.

Процедурные сроки можно поделить на две группы: установленные для своевременной реализации собственно финансовых налоговых обязательствустановленные для обязательств, которые напрямую не связаны с движением денежных средств, но результатом их исполнения являются имущественные (материальные) отношения.

К процессуальным срокам следует отнести: сроки вынесения и вступления в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения и другие, связанные с ними срокисроки обжалования актов налогового органа, действия или бездействия его должностного лица в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицусроки рассмотрения таких жалоб.

К срокам давности должны относиться: сроки давности взыскания налога за счет имущества налогоплательщика (п. 3 ст. 46, п. 1 ст. 47 и п. 2 ст. 48 НК РФ) — сроки подачи заявления о возврате излишне уплаченного или излишне взысканного налога, сбора или пени (п. 7 ст. 78, п. 3 ст. 79 НК РФ) — срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 113 НК РФ) — срок давности взыскания налоговых санкций (ст. 115 НК РФ). Однако в силу последних изменений, внесенных законодателем в положения ст. 46, 48, 113 и 115 НК РФ, давностные сроки были лишены своего главного признака — пресекательности.

Сроки-дефиниции являются разновидностью норм-дефиниций, в которых понятие дается через определенный период или момент времени.

3. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах предусматривает случаи, не подпадающие под общее правило исчисления начала течения срока, установленное п. 2 ст. 6.1 НК РФ, например, п. 7 ст. 76 НК РФ и п. 8 ст. 89 НК РФ. Поэтому для обеспечения системности в правовом регулировании указанного юридического факта предложено изложить п. 2 ст. 6.1 НК РФ в следующей редакции:

Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах".

Согласно п. 3 и 5 ст. 6.1 НК РФ срок, исчисляемый годами или месяцами, истекает в соответствующие месяц или число последнего года (месяца) срока. Во избежание различного толкования названного положения целесообразно дополнить ст. 6.1 НК РФ предложением следующего содержания:

Под соответствующим днем окончания срока понимается день, который по своему числу месяца является таким же, что и день, предшествующий первому учитываемому дню срока".

4. В работе приведен перечень сроков части первой НК РФ, подлежащих продлению, и сделан выводы об отсутствии в нормах НК РФ системности в вопросах установления правил порядка продления срока. В связи с этим в целях прозрачности действий уполномоченных органов целесообразно установить в НК РФ общую процедуру рассмотрения вопросов о продлении срока, оформления итогов по результатам рассмотрения, а также возможность обжалования таких результатов.

5. В диссертации раскрываются содержания понятий «продления», «приостановления» и «восстановления» сроков в налоговом праве.

Продление срока" - увеличение срока для совершения соответствующего действия в связи с пропуском или угрозой его пропуска при наличии уважительных причин, признанных таковыми законом либо уполномоченным органом.

Приостановление срока" - временное прекращение налоговыми органами его течения в силу причин, признанных законом уважительными, влекущее увеличение общего срока (с его начала до окончания) на период приостановления. Основной задачей приостановления является необходимость компенсировать отведенное законом время для осуществления действий, совершение которых в приостановленное время было невозможно.

Восстановление срока" - придание судами (налоговыми органами) юридической силы действию, которое было совершено за пределами срока, в связи с его пропуском по уважительным причинам, наличие или отсутствие последних определяется указанными органами в силу их юрисдикции.

6. Одной из существующих в настоящее время проблем является механизм применения налоговых отсрочек, рассрочек и инвестиционных налоговых кредитов, в настоящее время практически не работающий. По этой причине по многим вопросам отсутствует и судебная практика, с помощью которой можно было бы выявить пробелы регулирования данного института. В этой связи ценным представляется документ «Основные направления налоговой политики РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», одобренный Правительством РФ 25 мая 2009 г. в целях обеспечения более широких масштабов использования отсрочки (рассрочки), инвестиционного налогового кредита и уточнения действующих правил изменения сроков уплаты налогов и сборов. В названном документе предложено расширить перечень оснований и сроки предоставления инвестиционного налогового кредита для резидентов вновь создаваемых зон территориального развития в Российской Федерации, а также в целях повышения оперативности принятия решений уполномочить руководителей налоговых органов по субъектам Российской Федерации предоставлять отсрочки по уплате налога на небольшие сроки (до 1 месяца) в пределах одного финансового года.

Следует согласиться, что в условиях мирового финансового кризиса совершенствование и широкое применение института изменения срока уплаты налога может оказаться действенной мерой поддержки бизнеса.

7 В законодательстве отсутствуют последствия несоблюдения сроков налоговыми органами, в то время как несоблюдение сроков налогоплательщиком зачастую влечет целый ряд неблагоприятных последствий для него. Такое положение дел, безусловно, приводит к нарушению баланса публичных и частных интересов в сфере налоговых правоотношений.

В частности, негативные последствия не предусмотрены в случае нарушения сроков: направления налогоплательщику налогового уведомления (ст. 52 НК РФ) — направления налогоплательщику требования об уплате налога (п. 1 ст. 70 НК РФ) — направления налогоплательщику решения о взыскании налога (п. 3 ст. 46 НК РФ) — вручения налогоплательщику копий решения о приостановлении операций по счетам в банке и решения об отмене приостановления операций (п. 4 ст. 76 НК РФ).

В связи с этим особое значение приобретает судебное толкование, с помощью которого устраняются названные пробелы законодательства о налогах и сборах. Еще большую ценность судебное толкование приобретает тогда, когда оно характеризуется единообразием, способствуя тем самым реализации принципа правовой определенности в налоговом праве.

Руководствуясь необходимостью внесения ясности в существующую практику применения соответствующих норм НК РФ, в работе выработаны положения, которые предусматривают последствия несоблюдения властной стороной налоговых правоотношений установленных законом предписаний: признание недействительными ненормативных правовых актов, вынесенных с нарушением установленных сроков, и, как следствие, утрата налоговыми органами права на принудительное взыскание задолженностиначисление процентов — при нарушении срока вручения налогоплательщику копии решения об отмене приостановления операций в банке.

8. Срок проведения камеральной проверки не является пресекательным, но его значительный пропуск может быть признан существенным нарушением установленного порядка проведения налоговой проверки, что является основанием для отмены обжалуемого решения налогового органа. Однако отсутствие в НК РФ правовых последствий пропуска названого срока оставляет разрешение данного вопроса на усмотрение суда. По мнению автора, отнесение судом названного срока к организационному не дает оснований считать, что его нарушение не является безусловным основанием для отмены решения налогового органа, поскольку несоблюдение такого срока нарушает права и законные интересы обязанных лиц.

Подобные выводы содержатся в решениях арбитражных судов в отношении сроков проведения выездных налоговых проверок. Однако с ними также нельзя согласиться, тем более что налоговые органы в подобной ситуации вправе применить эффективный механизм продления сроков проведения выездных налоговых проверок.

Также серьезным пробелом в законодательстве является отсутствие юридических последствий для налоговых органов в случаях: нарушения срока возвращения изъятых документов проверяемому лицуневручения в установленный срок проверяемому лицу справки, составляемой в последний день проведения выездной налоговой проверкинарушения сроков составления акта или вручения его проверяемому лицу (либо невручения) — несоблюдения сроков рассмотрения жалобы налогоплательщика.

9. В результате анализа судебной практики установлено, что: а) немотивированный, произвольный отказ налогового органа в продлении срока предоставления документов в порядке, предусмотренном ст. 93.1 НК РФ, при наличии соответствующего ходатайства налогоплательщика не допускаетсяб) если объем запрашиваемых документов объективно не позволил проверяемому лицу представить их в сроки, указанные налоговым органом, но оно их представило в разумный срок, данный факт исключает его вину в совершении налогового правонарушения.

10. Ряд положений связано с изменениями, устанавливающими обязательный досудебный порядок обжалования решений налогового органа о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Так, из анализа п. 3 ст. 101.3 НК РФ, п. 2 ст. 76, ст. 46 НК РФ сделан вывод, что до момента вступления в законную силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности, а, следовательно, и в период рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящим налоговым органом ни порядок принудительного взыскания налога, сбора, пени, штрафа, ни обеспечительные меры к налогоплательщику не применяются.

В отношении вопроса о нарушении вышестоящим налоговым органом срока, установленного для рассмотрения жалобы на указанный ненормативный акт, представляется целесообразным положение, согласно которому суды обязаны принять заявление с приложением заверенной принявшей стороной копии жалобы. При этом лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка, следует в заявлении привести доводы, свидетельствующие о нарушения своих прав и законных интересов решением налогового органа, не вступившим в законную силу. Представляется, что такие рекомендации могут содержаться в постановлении Пленума Высшего, Арбитражного Суда Российской Федерации или иных разъяснениях высших судебных инстанций.

11. Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 137-ФЭ внесены изменения в положения ст. 46, 48, 113 и 115 НК РФ, согласно которым давностные сроки были лишены своего главного признакапресекательности. Однако попытка приспособить гражданско-правовой институт исковой давности к налоговым правоотношениям привела к смешению понятий и институтов. На практике в настоящее время суды практически не применяют положения о приостановлении и восстановлении сроков давности. Возможно, это связано с отсутствием в НК РФ прямых указаний на то, какие причины пропуска сроков давности являются уважительными. Такая ситуация подтверждает то, что взгляды на правовую природу института давности сроков, не смотря на все изменения, остались прежними.

В связи с этим целесообразно признать сроки, установленные п. 3 ст. 46, п. 2 ст. 48, п. 1 ст. 113 и п. 1 ст. 115 НК РФ, пресекателъными и исключить из названных статей положения о возлюэюности их приостановления (ст. 113 НК РФ) и восстановления по уважительным причинам.

12. Обосновано применение срока давности при взыскании недоимки и пени. Из анализа норм НК РФ усматривается отсутствие прямого установления такого срока. Взыскание недоимки и пени ограничивается только сроками налоговых проверок. В том случае, если недоимка выявляется вне рамок налоговой проверки, исчисление срока бесспорного взыскания усложняется ввиду неопределенности понятия «день выявления недоимки» (п. 1 ст. 70 НК РФ). Следует согласиться с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

В связи с этим в работе разработаны положения о внесении изменений в налоговое законодательство следующего содержания:

Статья 59.1. Срок давности взыскания налога.

Налогоплательщик не может быть привлечен к уплате налога, если с момента наступления срока уплаты налога истекли три года.

Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов и пени и распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов.".

Срок давности взыскания недоимки и пени также должен быть пресекательным, не подлежать продлению, восстановлению или приостановлению. В случае активного противодействия проверяемого лица проведению выездной налоговой проверки либо непредставления в установленные сроки необходимых документов и в других подобных случаях, когда невозможно исчислить налоги, налоговые органы должны определять суммы налогов расчетным путем на основании пп. 7 п. 1 ст. 31 НКРФ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред. от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря- 2008. 31 декабря.
  2. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (в ред. от 19 июля 2009 г.) // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3012- 2009. № 29. Ст. 3642.
  3. Гражданский кодекс РФ. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 18 июля 2009 г.) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301- 2009. № 29. Ст. 3618.
  4. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-Ф3 (в ред. от 28 июня 2009 г.) // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532- 2009. № 26. Ст. 3126.
  5. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 24 июля 2009 г.) // СЗ РФ. 2002. № 1 (часть 1). Ст. 1- 2009. № 30. Ст. 3739.
  6. Налоговый кодекс РФ. Часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 24 июля 2009 г.) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954- 2009. № 30. Ст. 3739.
  7. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 27 сентября 2009 г.) // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340- 2009. № 39. Ст. 4534.
  8. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 24 июля 2009 г.) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3- 2009. № 30. Ст. 3739.
  9. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 18 июля 2009 г.) // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4921- 2009. № 29. Ст. 3613.
  10. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (в ред. от 29 июля 2009 г.) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954- 2009. № 31. Ст. 3922.
  11. Закон РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003−1 «О налогах на имущество физических лиц» (в ред. от 5 апреля 2009 г.) // Российская газета. 1992. 14 февраля- СЗ РФ. 2009. № 14. Ст. 1580.
  12. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118−1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» // Российская газета. 1992. 10 марта.
  13. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ (в ред. от 28 апреля 2009 г.) «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 169- 2009. № 18 (ч. 1). № 2140.
  14. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ (в ред. от 28 апреля 2008 г.) «О связи» //Российская газета. 2003. 10 июля- 2008. 7 мая.
  15. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ (в ред. от 28 июня 2009 г.) «О почтовой связи» // СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3697- 2009. № 26. Ст. 3122.
  16. Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 269-ФЗ «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами» // Российская газета. 2006. 31 декабря.
  17. Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (в ред. от 3 июня 2009 г.) // СЗ РФ. 2007. № 41. Ст. 4849- 2008. № 20. Ст. 2251- 2009. № 1. Ст. 14- 2009. № 23. Ст. 2761.
  18. Постановление Правительства РФ от 8 января 1992 г. № 23 «О порядке исчисления времени на территории Российской Федерации» (в ред. от 23 апреля 1996 г.) // Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс: Версия Проф».
  19. Постановление Правительства РФ от 28 января 1993 г. № 78 «О переходе воздушного транспорта на работу по всемирному координированному времени» // СЗ РФ. 1993. № 5. Ст. 399.
  20. Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 № 1084 «Об утверждении федеральных правил использования воздушногопространства Российской Федерации» (в ред. от 14 декабря 2006 г.) // СЗ РФ. 1999. № 40. Ст. 4861- 2006. № 52 (ч. 3). Ст. 5587.
  21. Приказ МНС России от 17 августа 2001 г. № БГ-3−14/290 «Об утверждении Регламента рассмотрения споров в досудебном порядке» // Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 2001. № 10.
  22. Акты высших судебных инстанций
  23. Постановление КС РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции» // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 197.
  24. Постановление КС РФ от 12 октября 1998 г. № 24-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» // Вестник КС РФ. 1999. № 1.
  25. Постановление КС РФ от 16 июля 2004 г. № 14-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений части второй статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А. Д. Егорова и Н.В. Чуева» // СЗ РФ. 2004. № 30. Ст. 3214.
  26. Постановление Пленума ВС РФ № 41, Пленума ВАС РФ № 9 от 11 июня 1999 г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» // Российская газета. 1999. 6 июля.
  27. Постановление Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. 2001. № 7.
  28. Постановление Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» // Вестник ВАС РФ. 2006. № 9.
  29. Информационное письмо ВАС РФ от 20 декабря 1999 г. № С1−7/СМП-1341 «Об основных положениях, применяемых Европейским судом поправам человека при защите имущественных прав и права на правосудие» // Вестник ВАС РФ. 2000. № 2.
  30. Информационное письмо ВАС РФ от 11 августа 2004 г. № 79 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании» // Вестник ВАС РФ. 2004. № 10.
  31. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. № 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. № 5. 2003.
  32. Постановление Президиума ВАС РФ от 5 марта 1996 г. № 7816/95 // Вестник ВАС РФ. 1996. № 5.
  33. Постановление Президиума ВАС РФ от 22 июля 2003 г. № 2100/03 по делу № А70−3049/3−2002 // Вестник ВАС РФ. 2003. № 12.
  34. Постановление Президиума ВАС РФ от 29 марта 2005 г. № 13 592/04 по делу № А03−13 136/03−3 // Вестник ВАС РФ. 2005. № 7.
  35. Постановление Президиума ВАС РФ от 11 мая 2005 г. № 16 504/04 по делу № А55−3136/04−31 // Вестник ВАС РФ. 2005. № 8.
  36. Постановление Президиума ВАС РФ от 11 октября 2005 г. № 5308/05 // Вестник ВАС РФ. 2006. № 3.
  37. Постановление Президиума ВАС РФ от 24 января 2006 г. № 10 353/05 по делу № 18−1758/04 // Вестник ВАС РФ. 2006. № 4.
  38. Постановление Президиума ВАС РФ от 11 марта 2008 г. № 13 746/07 // Вестник ВАС РФ. 2008. № 6.
  39. Постановление Президиума ВАС РФ от 18 марта 2008 г. № 13 084/07 // Вестник ВАС РФ. 2008. № 6.
  40. Постановление Президиума ВАС РФ от 17 марта 2009 г. № 14 645/08 по делу № А08−4026/07−25 // Вестник ВАС РФ. 2009. № 6.
  41. Постановление ФАС Центрального округа от 16 марта 2009 г. № А09−4782/2008−21 // СПС «КонсультантПлюс: Комментарии законодательства».
  42. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15 июля 2009 г. по делу № А52−3682/2008-
  43. Porky A. The History of Taxation. London: ABC Press, 1989.
  44. P., Эмери Ф. О целеустремленных системах. М., 1974.
  45. С.С. Проблемы теории права. Курс лекций: в 2 т. Т. 1. Свердловск, 1972.
  46. П.К. Философские аспекты теории функциональных систем. -М.: Наука, 1978.
  47. Аристотель. Физика. М., 1937.
  48. В. Приложение к книге А. Вебера «Налоги». М., 1906.
  49. Д.Н. Административное право России. М., 2000.
  50. Л. Общая теория систем обзор проблем и результатов // Системные исследования (ежегодник). -М.: Наука, 1969.
  51. Д. Краткий курс финансовой науки. Харьков: Пролетарий, 1929.
  52. Г. В., Долгова М. Н., Бойцова Г. М. Постатейный комментарий к части первой Налогового кодекса Российской Федерации. М: ГроссМедиа, 2006- СПС «КонсультантПлюс: Комментарии законодательства».
  53. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 25 мая 2009 г. «О бюджетной политике в 2010 2012 годах» // Парламентская газета. 2009. 29 мая.
  54. Е.В. Учебник гражданского процесса. М.: Зерцало, 2003.
  55. Н.А. Коллизионные нормы в советском праве. Иркутск, 1984.
  56. Л.Г. Сроки осуществления и защиты гражданских прав: вопросы теории и судебно-арбитражной практики. М., 2000.
  57. П. Очерки по истории финансов. Выпуск первый: Древний мир. М.: Типография Г. Лисснера и Д. Собко, 1913.
  58. А.А. Проблемы налоговой ответственности. Тольятти, 2002.
  59. Гражданское право / Под ред. Е. А. Суханова. Т. 1. М.: Волтерс Клувер, 2005.
  60. Гражданское право / Под ред. А. П. Сергеева, Ю.К. Т. 1. М.: Проспект, 2002.
  61. Н. Н. Шевцова М.А. Информационные технологии для государственных служащих: Учебно-методическое пособие // http://grachev.distudy.ru.
  62. Е.Ю., Щекин ДМ. Комментарий к диссертационным исследованиям по финансовому праву. М.: Статут, 2009.
  63. В.П. Сроки в гражданском праве. М.: Знание, 1967.
  64. А.В. Налоговое право России: Учебное пособие. М.: РУМЦ ЮО, 2006- СПС «КонсультантПлюс: Комментарии законодательства».
  65. Д.В. Римское частное право. Учебник для вузов. — М.: НОРМА, 2002.
  66. П.И. Исчисление сроков по советскому трудовому праву / Проблемы социалистической законности. Республиканский межведомственный тематический научный сборник. Вып. 21. Харьков: Вища шк. Изд-во при Харьк. ун-те, 1988.
  67. А.П. Комментарий последних изменений к Налоговому кодексу Российской Федерации, вступивших в силу 1 января 2007 г. Налоговый контроль и налоговое администрирование в 2007 году (постатейный). —
  68. М.: Юрайт-Издат, 2007- СПС «КонсультантПлюс: Комментарии законодательства».
  69. А.П. Практика применения федеральными арбитражными судами норм части первой Налогового кодекса РФ. Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008 // СПС «КонсультантПлюс: Комментарии Законодательства».
  70. С.И. Косвенное обложение в теории и практике. Вып. 1. Одесса, 1892.
  71. С.И. Учебник финансового права. Одесса, 1904.
  72. Интернет-интервью С. Д. Шаталова «Основные направления налоговой политики на 2009 2011 гг.» // СПС «КонсультантПлюс: Финансовые консультации».
  73. Е.В. Процессуальные сроки в гражданском и арбитражном процессе. Учебно-практическое пособие. -М.: Волтерс Клувер, 2005.
  74. История и философия науки / Под ред. Н. В. Михалкина: Учебное пособие для аспирантов юридических специальностей. М., 2007.
  75. И. Критика чистого разума. Соч. Т. 3. М., 1964.
  76. М.В. Финансовое правоотношение. М: Норма, 2001.
  77. Кириллов В. И, Старченко А. А. Логика. -М.: Высш. шк., 1982.
  78. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред. О. Н. Садикова. КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2005- СПС «КонсультантПлюс: Комментарии законодательства».
  79. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Часть первая (постатейный) / Под ред. А. Н. Козырина. М.: Велби, Проспект, 2005.
  80. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Сост. и авт. комментариев С. Д. Шаталов. М.: МЦФЭР, 2003.
  81. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. B. J1. Гейхмана, Е. Н. Сидоренко. М.: Юрайт-Издат, 2007 // СПС «КонсультантПлюс: Комментарии законодательства».
  82. О.А. Юридические факты в советском гражданском праве. -М.: Госюриздат, 1958.
  83. Курс советского гражданского процессуального права. В 2 т. Т. 2. Судопроизводство по гражданским делам / Отв. ред. А. А. Мельников. М., 1981.
  84. Н.П. Курс налогового права. В 6 т. Т. III: Учение о налоге. -Харьков: Легас-Право, 2005.
  85. К.Ю. Исчисление гражданско-правовых сроков. Цивилистические исследования // Ежегодник гражданского права. Вып. 2. -М.: Статут, 2006.
  86. Д. А. Информационная теория эргасистем: Тезаурус. М.: Наука, 2005.
  87. Е.Г. Теория процессуального права. М.: Норма, 2003.
  88. Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике. М., 1977.
  89. П. Институт давности в советском уголовном праве. -Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1970.
  90. Налоговые процедуры: учеб. пособие / Под ред. А. Н. Козырина. М.: Норма, 2008.
  91. КБ. Сделки. Исковая давность. М., 1954.
  92. И. Математические начала натуральной философии // Перевод с латинского А. Н. Крылов. Соч. М., 1936. Т. 7.
  93. Основные направления налоговой политики РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов. Одобрены Правительством РФ 25 мая 2009 г. // Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс: Версия Проф».
  94. Письмо Минфина России от 21 декабря 2004 г. № 03−02−07/90 // СПС «КонсультантПлюс: Финансовые консультации».
  95. Письмо Минфина России от 19 июля 2006 г. № 03−02−07/1−187 // СПС «КонсультантПлюс: Финансовые консультации».
  96. Письмо Минфина России от 27 июля 2007 г. № 03−02−07/1−350 // СПС «КонсультантПлюс: Финансовые консультации».
  97. Письмо ФНС России от 2 июня 2008 г. № ММ-9−3/63 «О рассмотрении запроса» III СПС «КонсультантПлюс: Эксперт-приложение».
  98. Проект № 269 777−5 Федерального закона «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в части урегулирования задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов» // СПС «КонсультантПлюс: Законопроекты».
  99. В.Н. Основы общеправовой процессуальной теории. М., 1991.
  100. С.В. Комментарий к положениям части первой Налогового ' кодекса Российской Федерации. Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2004 // СПС «КонсультантПлюс: Комментарии законодательства».
  101. В.Н. Основания общей теории систем. М.: Мысль, 1974.
  102. И.Н. Теория государства и права: Учебник для вузов. М. 2000.
  103. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., Экономика. 1962.
  104. Советский гражданский процесс. Учебник / Под ред. М. А. Гурвича -М.: Высш. шк., 1967.
  105. Советское гражданское право / Под ред. О. А. Красавчикова. Т. 1 М.: Высшая школа, 1985.
  106. Советское гражданское право / Под ред. В. А. Рясенцева. М., 1975.
  107. Судебные уставы 20 ноября 1864 года с изложением рассуждений, на коих они основаны. СПб, 1867.
  108. Г. Г. Время как проблема гносеологии. Ростов н/Д., 1988.
  109. Н.Н. Время человеческого бытия. М.: Наука, 1987.
  110. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. М. В. Карасева. М.: Юристь, 2006.
  111. И. А. Время: природа, равномерность, измерение. М., 2001.
  112. Д.М. Налоговое право государств участников СНГ (общая часть): Учебное пособие / Под ред. канд. юрид. наук С. Г. Пепеляева. — М.: Статут, 2008.
  113. А. Теория относительности. М., 1934.
  114. И.Е. О давности по русскому гражданскому праву. Историко-догматическое исследование. СПб., 1867.
  115. Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф., Соч. 2-е изд. Т. 20.
  116. Ф. Письмо К. Шмидту от 27 октября 1890 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 37.
  117. Юридическая ответственность и ее виды / Под. ред. О. Ю. Бакаевой. — Саратов, 2009. С. 130−140.
  118. Янэ/сул И. И. Основные начала финансовой науки: Учение о государственных доходах. Под ред. д.ю.н., проф. А. Н. Козырина // Золотые страницы финансового права России. М.: Статут, 2002.
  119. Статьи из периодических и продолжающихся изданий
  120. Р.И. Законно ли приостановление налоговой проверки? // Налоговед. 2004. № 8. С. 26−29.
  121. М.И., Яковенко О. В. Теоретические вопросы правовой процедуры // Журнал российского права. 2000. № 8. С. 93−102.
  122. О.А. О сроке исполнения налогового обязательства // Финансовое право. 2002. № 3- СПС «КонсультантПлюс: Юридическая пресса».
  123. Т.А., Шарандина H.JI. К вопросу о признании недоимки безнадежной к взысканию и ее списании // Финансовое право. 2008. № 11- СПС «КонсультантПлюс: Юридическая пресса».
  124. С.Э. Влияние недобросовестности налогоплательщика на сроки давности привлечения к налоговой ответственности // Закон и право. 2005. № 6. С. 58−59.
  125. А.Ю. Проблемы применения норм Кодекса РФ об административных правонарушениях в области налогов и сборов (глава 15) // Судебный вестник (Владимир). 2006. № 1. С. 48−54.
  126. Т.А. Списание задолженности перед бюджетом // Юрист. 2008. № 4- СПС «КонсультантПлюс: Юридическая пресса».
  127. ТА., Чуряев А. В. Срок давности взыскания налога // Налоговые споры: теория и практика. 2007. № 12. С. 10−15.
  128. О.И. Обжалование требования об уплате налога (пени) и последствия признания требования недействительным (незаконным) // Налоговый вестник. 2008. № 7- СПС «КонсультантПлюс: Финансовые консультации».
  129. Л.П. Сроки в Налоговом кодексе РФ: правовое значение и последствия пропуска // Арбитражная практика. 2002. № 8. С. 42−44.
  130. А. Приостановление выездной налоговой проверки // Право и экономика. 2004. № 10- СПС «КонсультантПлюс: Юридическая пресса».
  131. В.Е. Обеспечительные меры в налоговом праве: проблемы правоприменения // Закон. 2009. № 7. С. 117−124.
  132. А.Н. Юридические факты в муниципальном праве // Журнал российского права. 2003. № 4. С. 53−61.
  133. М.Н. Проблема административной ответственности за налоговые правонарушения юридических и физических лиц // Финансовое право. 2005. № 12. С. 29−31.
  134. Д.А. О функциях и целях юридической ответственности // Вестн. Волжского ун-та им. В. Н. Татищева. Вып. 24 (Серия «Юриспруденция»). Тольятти, 2002. С. 3−4.
  135. В.В. Сроки в гражданских правоотношениях // Правоведение. 1989. № 1.С. 37−43.
  136. О.Р. Правовое значение и правовые гарантии соблюдения сроков в НК РФ // Налоговые споры: теория и практика. 2009. № 4. С. 4653.
  137. О.Р. Сроки давности в налоговом праве: странные новации законодателя // Налоговед. 2007. № 1- СПС «КонсультантПлюс: Финансовые консультации».
  138. С.В. О некоторых вопросах, связанных с внесением изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации // Арбитражные споры. 2007. № 2- СПС «КонсультантПлюс: Юридическая пресса».
  139. О.В. Сроки проведения налоговых проверок // Право и экономика. 2009. № 3. С. 45−51.
  140. Г. И. Время в советском социальном регулировании // Правоведение. 1983. № 6. С. 47−52.
  141. Г. И. Фактор времени в советском праве // Правоведение. 1982. № 6. С. 46−52.
  142. Д.И., Касаткина Н. В. Способы защиты прав добросовестного налогоплательщика в арбитражном суде // Финансовое право. 2005. № 7. С. 43−47.
  143. П.М. Время в правовом регулировании: Философско-юридические аспекты // Правоведение. 1990. № 3. С. 19−27.
  144. Е.А. Соотношение публичных и частных интересов в случае приостановления операций по счетам налогоплательщика // Налоговые споры: теория и практика. 2007. № 11. С. 14−18.
  145. К.А. Критический анализ десяти изменений части первой НК РФ // Налоговые споры: теория и практика. 2009. № 1- официальный сайт журнала: http://vvww.nalogi-spor.ru/.
  146. А. Спорные вопросы исчисления сроков // Законность. 2001. № 9. С. 30−34.
  147. В. Досудебный беспорядок // ЭЖ-Юрист. 2009. № 14- СПС «КонсультантПлюс: Бухгалтерская пресса и книги».
  148. Н.И. Проблема времени в свете философского мировоззрения //Вопросы философии. 1978. № 2. С.. .
  149. Д.Е. Совершенствование налогового администрирования: взгляд бизнеса // Безопасность бизнеса. 2008. 2- СПС «КонсультантПлюс: Юридическая пресса».
  150. И.А. Исковая давность. Законодательство: теория и практика. М.: Городец, 2004- СПС «КонсультантПлюс: Комментарии законодательства».
  151. Д.В. Исчисление срока давности привлечения к налоговой ответственности // Налоговые споры: теория и практика. 2006. № 2. С. 2125.
  152. И.А. Дискуссионные вопросы досудебного обжалования в налоговых органах // Налоговые споры: теория и практика. 2009. № 6. С. 10−19.
  153. И.А. Налоговое обязательство в системе налогового права России // Финансовое право. 2005. № 9. С. 17−21.
  154. В.В. О взыскании с налогоплательщика налогов и пени по истечении срока давности привлечения к налоговой ответственности // Право и экономика. 2008. № 6- СПС «КонсультантПлюс: Юридическая пресса».
  155. С. Сроки в новой редакции НК РФ // ЭЖ-Юрист. 2006. № 42- СПС «КонсультантПлюс: Юридическая пресса».
  156. Д.А. Досудебное разрешение налоговых споров: пути совершенствования // Налоги (журнал). 2008. № 6- СПС «КонсультантПлюс: Юридическая Пресса».
  157. Е.Е. О моменте исполнения обязанности по уплате налога // Налоги (газета). 2006. № 5 (463). С. 17−19.
  158. Диссертации и авторефераты
  159. М.В. Срок действия гражданско-правового договора: Дис.. канд. юрид. наук. Самара, 2004.
  160. С.В. Налоговые процедуры в Российской Федерации и Соединенных Штатах Америки (сравнительно-правовой анализ): Дис.. канд. юрид. наук. М., 2005.
  161. Г. П. Процессуальные сроки в советском гражданском судопроизводстве: Дис.. канд. юрид. наук. М., 1987.
  162. JI.M. Процессуальные сроки в советском уголовном судопроизводстве: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Грозный, 1972.
  163. Д.В. Основные проблемы теории российского налогового права: Дис.. д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2003.
  164. Н.Н. Рецепция гражданско-правовых норм в налоговом законодательстве: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2008.
  165. В.Н. Способы защиты прав налогоплательщиков: современное состояние и перспективы развития: Автореф. дис.. канд. юрид наук. М., 2008.
  166. А.В. Сроки в советском гражданском праве: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Свердловск, 1971.
  167. П.И. Правовое регулирование сроков в трудовых отношениях: Дис. канд. юрид. наук. Харьков, 1973.
  168. А.Г. Правовая природа налогового администрирования: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2008.
  169. В.Е. Налоговый процесс: современная концепция правового регулирования: Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. М., 2005.
  170. В.В. Исковая давность в современном гражданском праве Российской Федерации: Дис.. канд. юрид. наук. Волгоград, 1999.
  171. К.Ю. Исковая давность в системе гражданско-правовых сроков: Дис.. канд. юрид. наук. Томск, 2003.
  172. С.В. Сроки в праве социального обеспечения России: Дис.. канд. юрид. наук. Ижевск, 2007.
  173. В.Д. Сроки в советском трудовом праве: Дис.. канд. юрид. наук. Свердловск, 1972.
  174. А.А. Порядок взыскания недоимок, пеней и штрафов в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах: Дис.. канд. юрид. наук. М., 2005.
  175. Д.В. Правовые проблемы юридической ответственности налогоплательщиков: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2005.
  176. В.В. Правовое регулирование налоговых проверок в Российской Федерации: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Саратов, 2004.
  177. К.В. Цели и средства в праве (общетеоретический аспект): Автореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов, 1999.1. Интернет-ресурсы262. http://civi1.consiiHant.ru/code. Официальный сайт СПС «КонсультантПлюс». Проект «Классика российского права».
  178. Перечень сроков, содержащихся в НК РФ (части первой)9
  179. Норма Действия (события), для которых установлен срок I Срок Примечание1 2 1 3 41. Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  180. Статья 5. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени
  181. Абз. 2 п. 1 Вступление в силу актов законодательства о сборах Не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования
  182. Раздел L НАЛОП Г. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ И ПЛАТЕЛЬЩИКИ СБОРОВ. НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В ЭВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ
  183. ГЛАВА 3. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ И ПЛАТЕЛЬЩИКИ СБОРОВ. НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ
  184. Статья 23. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)
  185. Статья 24. Налоговые агенты
  186. Пп. 5 п. 3 Обязанность налоговых агентов обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов В течение четырех лет
  187. Раздел I, ОТВЕТС I. НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ. ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ. ОРГАНЫ ВЬ ТВЕННОСТЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ, ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ, ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ГУТРЕННИХДЕЛ: ДЕЛ, ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
  188. ГЛАВА 5. НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ. ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ, ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ, ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
  189. Статья 32. Обязанность налоговых органов
  190. Статья 34.2. Полномочия финансовых органов в области налогов и сборов
  191. ГЛАВА 6. ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
  192. Статья 36. Полномочия органов внутренних дел
  193. Раздел I V. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛА ТЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ
  194. ГЛАВА 8. ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ
  195. Абз. 2 п. З Уведомление налогоплательщика (налогового агента) органшации или индивидуального предпринимателя о принятии решения о взыскашш налогов, сборов, пеней, штрафов В течение шести дней после вынесения указанного решения
  196. Абз. 3 п. З Получение налогоплательщиком (налоговым агентом) решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов в случае направления его по почте заказным письмом По истечении шести дней со дня направления заказного письма
  197. Абз. 1 п 6 Исполнение банком поручения налогового органа на перечисление налога, если взыскание налога производится с валют! tux счетов Не позднее двух операционных дней, следующего за днем получения им указанного поручения
  198. Статья 47. Взыскание налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) организации, индивидуального предпринимателя
  199. Абз. 3 п. 1 Принятие решети о взыскашш налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) организации или индивидуального предпршшмателя В течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога
  200. Статья 48. Взыскание налога, сбора, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем
  201. Статья 49. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации органтации
  202. Статья 50. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при реорганизации юридического лица
  203. Статья 52. Порядок исчисления налога
  204. Абз. 2 Направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления в случае, если законодательством Российской Федерации обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган Не позднее 30 дней до наступления срока платежа
  205. Абз. 2 Получение налогового уведомления в случае направления его по почте заказным письмом По истечении шести дней с даты направления заказного письма
  206. Статья 55. Налоговый период
  207. А. Б. Большой юришшеский энциклопедический словарь. М.: Книжный мир, 2000 г.
  208. П. 1 Налоговый период Календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам
  209. Абз. 2 п. 2 Первый налоговым период для организации, созданной в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря Период времени со дня ее создания до конца календарного года, следующего за годом создания
  210. Абз. 1 п. 3 Последний налоговый период для организации, ликвидированной (реорганизованной) до конца календарного года Период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации)
  211. Абз. 2 п. 3 Последний налоговый период для организации, созданной после начала календарного года и ликвидировашюй (реорганизованной) до конца этого года Период времени со дай создания до дня ликвидации (реорганизации)
  212. Статья 58. Порядок уплаты налогов и сборов
  213. П. 6 Обязанность налогоплательщика уплатить налог В течение одного месяца со дня получения налогового уведомления Более продолжительный период времени для уплаты налога может быть указан в самом налоговом уведомлении (п. 6 настоящей статьи)
  214. Сроки, предусмотренные настоящей статьей, применяется также в отношении порядка уплаты: сборов, пеней и штрафов (п. 7 настоящей статьи) — - авансовых платежей (п. 8 настоящей статьи)
  215. Статья 60. Обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов
  216. Глава 9. ИЗМЕНЕНИЕ СРОКА УПЛАТЫ НАЛОГА И СБОРА, А ТАКЖЕ ПЕНИ
  217. Статья 62. Обстоятельства, исключающие изменение срока уплаты налога
  218. Абз. 2 п. 2 Письменное уведомление заинтересованного лица и налогового органа по месту учета этого лица об отмене вынесенного решения об изменении срока уплаты налога В трехдневный срок
  219. Статья 64. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора
  220. Абз. 1 п. 1 Предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налога На срок, не превышающий один год
  221. Абз. 2 п. 1 Предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налога по решению Правительства Российской Федерации На срок более одного года, но не превышающий три года
  222. Абз. I п. 5 Направление зашгтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета копии заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога В пятидневный срок
  223. Статья 66. Инвестиционный налоговый кредит
  224. Абз. 4 п. 1 | Предоставление инвестиционного налогового кредита | На срок от I года до 5 лет |
  225. Статья 67. Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита
  226. См.: Приказ ФНС России от 04.10.2006 № САЭ-3−19/654 @ «Об утверждении порядка рассмотрения Федеральной налоговой службой заявлений о предоставлении отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов».
  227. Абз. 4 п. б Представление организацией в налоговый орган по месту ее учета копни договора об инвестиционном налоговом кредите В пятидневный срок со дня заключения договора
  228. Статья 68. Прекращение действия отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита
  229. Абз. 2 п. 5 Получение налогоплательщиком (плательщиком сбора) извещения об отмене решения об отсрочке или рассрочке в случае направления его по почте заказным письмом По истечении шести дней с даты направления заказного письма
  230. Глава 10. ТРЕБОВАНИЕ ОБ УПЛАТЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ
  231. Статья 69. Требование об уплате налога и сбора
  232. Абз. 3 п. 4 Исполнение требования об уплате налога В течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования Если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (абз 3 п. 4 настоящей статьи)
  233. Абз. 2 п. б Получение налогоплательщиком требования об уплате налога в случае направления его по почте заказным письмом По истечении шести дней с даты направления заказного письма
  234. Статья 70. Сроки направления требования об уплате налога и сбора
  235. П. 2 Направление налогоплательщику требования об уплате налога по результатам налоговой проверки В течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения
  236. Глава 11. СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ1. Статья 75. Пеня
  237. Абз. 1 п. 3 Начисление пени За каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора
  238. Статья 76. Приостановление операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей
  239. Статья 77. Арест имущества
  240. Глава 12. ЗАЧЕТ И ВОЗВРАТ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ ИЛИ ИЗЛИШНЕ ВЗЫСКАННЫХ СУММ
  241. Статья 78. Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа
  242. См.: статья 5 УПК РФ «Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе», статья 96 ТК РФ «Работа в ночное время».
  243. См.: статья 8 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». абз. 3 п. 5 настоящей статьи)
  244. П. 7 Подача налогоплательщиком заявления о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога В течение трех лет со дня уплаты указанной суммы
  245. Статья 79. Возврат сумм излишне взысканных налога, сбора, пеней и штрафа
  246. Абз. 2 п. 3 Подача искового заявления в суд в связи с излишним взысканием налога В течение трех лет считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога
  247. Абз. 1 п. 4 Обязанность налогового органа, установившего факт излишнего взыскания налога, сообщить об этом налогоплательщику В течение 10 дней со дня установления этого факта
  248. Абз. 1 п. 5 Возврат суммы излишне взысканного налога с начисленными на нее процентами В течение одного месяца со дня полученияписьменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога
  249. Абз. 2 п. 5 Начисление процентов на сумму излишне взысканного налога Со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата
  250. Раздел V. НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ И НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
  251. Глава 13. НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
  252. Статья 80. Налоговая декларация
  253. Абз. 3 п. 3 Представление налогоплательщиком в налоговый орган сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год Не позднее 20-го января текущего года
  254. Абз. 3 п. 4 День представления налоговой декларации (расчета) при отправке се по почте Дата отправки почтового отправления с описью вложения
  255. Абз. 3 п. 4 День представления налоговой декларации (расчета) при передаче ее по телекоммуникационным каналам связи Дата ее отправки
  256. Статья 81. Внесение изменений в налоговую декларацию
  257. Глава 14. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
  258. Статья 83. Учет организаций и физических лиц
  259. Статья 84. Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц. Идентификационный номер налогоплательщика
  260. Статья 85. Обязанности органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков
  261. Статья 86. Обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков
  262. Статья 88. Камеральная налоговая проверка
  263. Статья 89. Выездная налоговая проверка
  264. Абз. 5 п. 7 Срок проведения самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика Один месяц
  265. Абз. 3 п. 10 Период времени, который может быть проверен при проведении повторной выездной налоговой проверки Три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки
  266. Абз. 1 п. 15 Обязанность проверяющего составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю В последний день проведения выездной налоговой проверки
  267. Статья 93. Истребование документов при проведении налоговой проверки
  268. Абз. 1 п. 3 Представление документов проверяемым лицом, которые были истребованы в ходе налоговой проверки В течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования
  269. Статья 93.1. Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках
  270. П. 4 | Направление Koinpareirry или иному лицу, располагающему документами | В течение пяти дней со дам получения названным | Порядок и сроки взаимодействия налоговых290
Заполнить форму текущей работой