Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Саморегулируемые организации в сфере предпринимательской деятельности: административно-правовой аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В 2006;2010 годах в области юридических, экономических и социологических наук были защищены, диссертации,. посвященные различным проблемам государственного регулирования ш саморегулирования субъектов хозяйственной деятельности в современных условиях. В. работах В. В. Борискина, А. Н. Варламовой, В-Р.' Вершинина, A.B. Волжанина, A.A. Джагарян, А. М. Калинина, А. Ш. Ковалева, M.G. Лаврентьева, Н… Читать ещё >

Содержание

  • Глава. САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАК
    • 1. СУБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ 18 ОТНОШЕНИЙ
      • 1. 1. Соотношение механизмов государственного управления и саморегулирования в сфере экономики
      • 1. 2. Понятие саморегулируемой организации и ее место в сфере публичных правоотношений
      • 1. 3. Виды саморегулируемых организаций
      • 1. 4. Развитие института саморегулирования предпринимательской деятельности в зарубежном и отечественном законодательстве
  • Глава. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС
    • 2. САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ
      • 2. 1. Административная правосубъектность саморегулируемых организаций
      • 2. 2. Взаимодействие саморегулируемых организаций и федеральных органов исполнительной власти
      • 2. 3. Ответственность саморегулируемых организаций как субъектов административного права
      • 2. 4. Публичные полномочия саморегулируемых организаций в отношении своих членов

Саморегулируемые организации в сфере предпринимательской деятельности: административно-правовой аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования:

Одной из целей проводимой в Российской Федерации административной реформы является формирование эффективных замещающих институтов управления, ориентированных на реализацию единой государственной политики по защите интересов субъектов предпринимательской деятельности и снижению степени давления государства на свободные рыночные предпринимательские отношения.

Передача управленческих функций государства негосударственным организациям — это актуальная административно-правовая задача, затрагивающая интересы всего общества. Управленческие функции государства, если это целесообразно, на основании закона, могут быть переданы субъектам, не являющимся органами публичной власти, что позволит сократить неэффективное вмешательство государства в, экономику, уменьшит издержки бизнеса на преодоление административных барьеров. Тщательная проработка на теоретическом и практическом уровнях юридических условий и процедур такого делегирования функций является необходимым, условием формирования и развития общественных отношений в сфере саморегулирования предпринимательской деятельности. Поскольку природа таких отношений отлична от традиционно понимаемого государственного управления экономикой, именно это и обуславливает необходимость углубленного теоретического исследования публично-правового статуса саморегулируемых организаций (далее — СРО).

Вступивший в силу в 2007 году Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» 1 послужил основой дальнейшего развития отечественного правового института саморегулирования, определил особенности юридической при' Федеральный закон от 01 декабря 2007 года № 315-ФЭ «О саморегулируемых организациях» (в ред. от 22.07.2008 г. № 148-ФЗот 23.07.2008 г. № 160-ФЗот 28 апреля 2009 г. № 62-ФЗ) II СЗ РФ.2007. № 49. ст. 6076 роды, предмет и методы правового регулирования публичных правоотношений I между СРО и ее членами. Уже на начало 2010 года действующие в различных сферах предпринимательской деятельности субъекты объединились в более чем 353 саморегулируемые организации и объединения СРО * (из них: СРО строителей — 200, СРО1 проектировщиков -115, СРО изыскателей — 24, СРОоценщиков — 17, СРО арбитражных управляющих — 31, СРО аудиторов — 6, другие СРО — 57, объединения СРО — З).2.

Однако, по оценке Правительства России, в настоящее время, при декларировании сокращения избыточных государственных функций и целенаправленного перевода — целого ряда отраслей на саморегулирование качественных изменений в сфере регулирования предпринимательской* деятельности не произошло.3.

В значительной мере это. обусловлено тем, что соотношение публично-правового" и частноправового регулирования1 отношений в" сфере управления' экономикой не достаточно сбалансировано, отсутствует четкое разграничение предметов и объемов’их регулирования. В' сложившейся1'ситуации назрела-необходимость совершенствования административно-правовых механизмов контроля над деятельностью саморегулируемых организаций, используемыми? этими. организациями публичными полномочиями— в отношении своих членови потребность в развитии .в рамках системы административного права самостоятельного института саморегулирования предпринимательской' и профессиональной деятельности:

В действующих отечественных нормативных правовых актах отсутствует единый подход к пониманию административно-правового статуса организаций* саморегулирования и его отличия от статуса других типов объединений предпринимателей, обязательнрсти членства, для участников рынка в организациях.

2 См.: [Электронный ресурс] URL: http://sro.su/index.php?option-corn sobi2&Itemid=40 (дата обращения 02.09.2010 г.).

3 См.: Выступление вице-премьера Правительства России Д Козака на V ежегодной Всероссийской строительной ассамблее (г. Санкт-Петербург, 7 октября 2009 года) // Росс, газета. 8'октября 2009 г. саморегулирования, пределов и мер контроля органов исполнительной власти за СРО и т. п. В силу того, что саморегулируемые организации совмещают три основные функций — выработка правил и стандартов предпринимательской деятельности, контроль за соблюдением этих правил и привлечение к ответственности за их нарушение — велика вероятность возникновения правовых коллизий в сфере публичного управления предпринимательской деятельностью. Требуется всесторонний анализ причин, возникающих в данной сфере юридических конфликтов, определение оптимальных путей и форм их разрешения на законодательном уровне.

До настоящего временина законодательном уровне также полностью не решены вопросы о порядке и пределах государственного вмешательства в сферу саморегулирования, о соотношении государственного регулирования и саморегулирования. Для решения" данных вопросов необходимо определить место саморегулирования в системе правового регулирования общественных отношений в экономике и обеспечить эффективный, административно-правовой механизм такого вида-регулирования. Это является чрезвычайно-важным как для развития институтов государственного управления, так и для формирования общей стратегии оптимизации государственного-регулирования предпринимательской деятельности. Созрела необходимость признания саморегулирования как публично-правового института, а вместе с тем введения категории юридического лица-публичного права.

В этом контексте исследование административно-правового статуса саморегулирования приобретает особую актуальность и, несомненно, представляет большой научный и практический интерес.

Степень научной разработанности темы:

В-современной отечественной науке крайне мало специальных теоретических исследований, посвященных административно-правовым аспектам саморегулирования предпринимательской деятельности. Такие вопросы как соотношение полномочий СРО в сфере выработки правил и стандартов предпринимательской деятельности, контроля за соблюдением этих правил и привлечения к ответственности за их нарушение вообще не получили должного освещения;

Целостная концепция саморегулируемойорганизации как субъекта административного права пока еще не сформировалась. В отечественном правоведении комплекс вопросов^ касающихся системы публично-правовых обязанностей, прав и ответственности саморегулируемых организаций как субъектов административного права, не был еще предметом специального исследования на диссертационном уровне.

В 2006;2010 годах в области юридических, экономических и социологических наук были защищены, диссертации,. посвященные различным проблемам государственного регулирования ш саморегулирования субъектов хозяйственной деятельности в современных условиях. В. работах В. В. Борискина, А. Н. Варламовой, В-Р.' Вершинина, A.B. Волжанина, A.A. Джагарян, А. М. Калинина, А. Ш. Ковалева, M.G. Лаврентьева, Н. О. Нестеренко, С. В. Плужникова, М.А. По-лиенко, Д. Л. Харченко, O.A. ЯстребоваA.B. Яцкина и др. с. различных теоретических позиций были предприняты* определенные шаги по концептуальному определению правового статуса саморегулируемых организаций, форм управленияэтимиорганизациями', раскрытию механизма взаимоотношений между ними' и органами: исполнительной! власти, форм и способов государственного контроля за их деятельностью. Однако, несмотря на серьезные исследования в. указанных областях, вопрос о саморегулировании как одном из институтов административного права, проблемы публичной ответственности GPO, их взаимоотношения с государственными-органами не получили должного освещения.

Указанные проблемы становились предметом диссертационных исследований представителей гражданско-правовой науки, где саморегулируемые организации рассматривались как субъекты гражданского права"1. Однако достигнутый: ими: уровень изучения врпросов, правового' регулирования статуса.

4 См., в частности: Басова A.B. Саморегулируемые организации как субъекты предпринимательского права: Дисс.. канд. юрид. наук. М.: МГЮА, 2008; Грачев Д. О. Правовой статус саморегулируемых организаций: Дисс.. канд. юрид. наук. М-: Ин-т законодательства и сравнит, правоведения при Правительстве РФ, 2008. саморегулируемых организаций далеко не в полной мере отражает актуальные вопросы возникающих в этой сфере правовых отношений, т.к. не затрагивают публично-правовой характер их функционирования. Между тем ее решение представляет особую значимость для развития юридической науки и совершенствования правоприменительной практики.

Цель диссертационного исследования состоит в концептуальном осмыслении публично-правового статуса саморегулируемых организаций как субъектов управления в сфере предпринимательской деятельности и специфики их взаимодействия с органами исполнительной власти, в выявлении относящихся к данному вопросу проблем нормативно-правового регулирования и юридической практики, а также в разработке практических рекомендаций, направленных на совершенствование действующего в данной сфере законодательства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) Провести анализ юридической, социальной и экономической природы саморегулирования предпринимательской деятельности;

2) Рассмотреть содержание правового механизма государственного управления в сфере экономики;

3) Изучить развитие правового института саморегулирования предпринимательской деятельности в зарубежном и отечественном законодательстве;

4) Определить публично-правовое содержание понятия «саморегулируемая организация» и выявить специфические признаки такой организации как субъекта административного права;

5) Выявить специфику правоотношений, возникающих между саморегулируемой организацией и органами исполнительной власти;

6) Исследовать виды саморегулируемых организаций в контексте административно-правовых режимов их функционирования;

7) Проанализировать место и роль саморегулируемых организаций в реализации целей и задач государственного управления в сфере предпринимательской деятельности;

8) Определить основные права и обязанности саморегулируемых организаций в сфере публичного управления;

9) Выявить проблемы, существующие в сфере юридической ответственности саморегулируемых организаций;

10) Разработать предложения по совершенствованию действующего законодательства, регулирующего вопросы правового статуса и юридической ответственности саморегулируемых организаций.

Объект исследования — совокупность общественных отношений, возникающих в связи с деятельностью в России саморегулируемых организаций в качестве субъектов административного права.

Предмет исследования — а дминистративно-правовые нормы, регулирующие отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением статуса саморегулируемых организаций, деятельностью таких организаций, осуществлением взаимодействия саморегулируемых организаций и их членов, потребителей произведенных ими товаров (работ, услуг), органов исполнительной власти Российской Федерации, а также реализация этих норм в практике государственного управления экономикой.

Методологической основой исследования является комплекс научных методов познания, позволяющих осуществить всесторонний анализ предмета и сделать соответствующие выводы. При проведении исследования использовались различные общенаучные и частнонаучные методы и приемы исследования, в том числе: диалектический, формально-логический, исторический, аналитический, структурно-функциональный, а также сравнительно-правовой и технико-юридический методы.

Теоретическая основа исследования:

В качестве теоретической основы использованы труды отечественных ученых-правоведов: А. П. Алехина, Г. Н. Анохина, В. Г Афанасьева, Д. Н Бахраха, С. А Боголюбова, Ф. И Бочковского, В. В Бурцева, И. И. Веремеенко, А. И Турина, Г. В Денисовой, А. С. Дугенца, А. Б. Зеленцова, JI. A Калининой, Н. Н Калюжного, А. А Кармолицкого, Ю. М. Козлова, П. И. Кононова, Г. А, Кузь-мичевой, В.М., Маланичевой, А. Н. Маркиной, И. М. Машарова, Г. И. Муромцева, В. Г Николаевой, А. Ф. Ноздрачева, Д. М. Овсянко, Д. В. Осинцева, Н. В. Платонова, JI.JI. Попова, B.C. Плескачевского, Б. В. Российского, Н. Г. Салищева, В. Д Сорокина, Ю. Н. Старилова, А. П. Тарасова, Ю. А. Тихомирова, В. И. Туровцева, В. Е. Чиркина, Е. В. Шориной, М. А. Штатиной, С. Д. Хазанова, Н. Ю. Хаманевой, В. А. Юсупова и других.

При проведении исследования были использованы концепции, подходы и выводы, содержащиеся в работах по конституционному, гражданскому праву и в междисциплинарных работах, посвященных общим вопросам участия государства в отношениях публичного управления' (М.М. Агарков, М. И. Брагинский, С. Н. Братусь, A.B. Венедиктов, И. П. Грешников, В. А. Дозорцев, И. В. Ершова, А. Жалинский, Н. В. Козлова, Н. И. Косякова, В. Д. Мазаев, Е. А. Суханов, Э. В. Талапина, Ю. К. Толстой и др.), а также в работах по хозяйственному праву (С.С. Занковский, В.В., Лаптев, ОМ. Олейник, К. Ю. Тотьев и др.).

По вопросам саморегулирования в иностранных государствах были исследованы труды зарубежных ученых, в т. ч. Д. С. Норта, JI. Холла, Р.Симпсона.

Нормативную основу научного исследования составили положения Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти РФ, локальных нормативных актов саморегулируемых организаций в различных сферах деятельности, а также правовые документы иностранных государств в области саморегулирования предпринимательской деятельности.

Эмпирическую основу исследования составляют материалы судебной практики, эмпирические данные с 2003 по 2010 гг., отражающие практику применения тех или иных норм, связанных с регламентацией деятельности саморегулируемых организаций.

Научная новизна диссертационной работы:

Научная работа представляет собой первое комплексное исследование функционирования СРО в сфере предпринимательской деятельности, проведенное на основе понимания саморегулирования как административно-правового института, создаваемого в целях обеспечения гибкого и эффективного публичного управленияпредоставления публичных услуг и обеспечения публичных интересов. Существенным элементом научной новизны отличается авторский подход к обоснованию административно-правового понимания! саморегулируемой организации как юридического лица публичного права, интерпретации ее публичных прав, обязанностей и ответственности во взаимоотношениях с органами исполнительной власти и системное освещение этих субъективныхпубличных прав, публичных юридических обязанностей и ответственности.

Научные положения исследования, выносимые на защиту:

1. Саморегулирование в сфере экономики представляет собой правовой институт, призванный регулировать определенные сферы предпринимательской деятельности без непосредственного участия государства. Оно является частью публичного правового регулирования и для него характерно взаимосвязанное применение административных и иных правовых методов! воздействия на субъекты регулирования, что позволяет, в рамках законодательно’определенных процедур, оперативно управлять поведением каждого субъекта регулирования.

Институт саморегулирования формируется на основе сочетания интересов государства и субъектов предпринимательской деятельности. Реализация этих интересов возложена государством на саму саморегулируемую организацию, которая имеет особый, в сравнении с иными общественными организациями, административно-правовой статус. Объем публичных полномочий саморегулируемых организаций зависит от пропорционального сочетания интересов государства, саморегулируемых организаций, ее членов и потребителей произведенных ими товаров (работ, услуг).

2. Законодательные определения различных саморегулируемых организаций сформулированы в многочисленных нормативно-правовых актах, регулирующих различные сферьъ социальной и экономической деятельности. Однако, в настоящее время определение СРО, имеющее методологическое значение для публично-правового института саморегулирования, отсутствует. В этом контексте, под саморегулируемой: организациейпредпринимателей следует понимать общественное: объединение в форме некоммерческой* организации, имеющей членство, реализующей на основезаконодательства и разработанных ею правил публичные функции в отношении субъектов данной деятельности, которые сочетаются с функциями охраны и защиты их прав.

3. По своей юридической природе, и правовому статусу СРО фактическиявляются аналогом субъектов, которые в странах романо-гермаиской правовой семьи обозначаются как юридические лица публичного права: СРО обладают наиболее типичными для? такой категории? юридическихлиц признаками: а) публичныйхарактер преследуемых целей создания? организацииб) самостоятельная и инициативная разработка, и установление СРО стандартов и правил деятельности г своих членоватакже контроль за соблюдением данных требований, стандартов и правилв) возникновение и прекращение деятельности СРО происходит на основании: специальногоакта— компетентного государственного органаг) наличие у СРО властныхполномочийе) публично-правовой' характер ответственности СРО как субъектовсаморегулирования.

4. Саморегулируемые организации обладают публично-правовой природой, по факту включения в. единый государственный реестр СРО они приобретают особый публично-правовой статус. Термина «саморегулируемая! организация» характеризует не гражданско-правовой-,.а• публично-правовой статус юридического лица, который оно приобретает, отвечая установленным законом требованиям, с момента включения сведений о нем в специальный государственный реестр.

Общественные организации, которым передаются отдельные государственные функции в сфере экономики, не входят в систему органов исполнительной власти, но связаны с этой системой и находятся с ней в определенной зависимости. В зарубежных странах они по общему правилу относятся к децентрализованной администрации. Это позволяет говорить о специфичном административно-правовом характере саморегулирования и «расширенной» системе публичной администрации, в которую входят: собственно органы исполнительной властицентрализованные органы и организации, исполняющие отдельные государственные функции и не подчиненные органам исполнительной властисамостоятельные и децентрализованные саморегулируемые организации, оказывающие публичные услуги.

5. Саморегулируемая организация как субъект публичных правоотношений во взаимодействии с государственными органами обладает определенными субъективными публичными правами, под которыми следует понимать установленную законом вид и степень свободы в действиях СРО для достижения определенных законодателем целей, осуществление которых в сфере публичного управления обеспечено нормативно закрепленной обязанностью.

Юридические обязанности саморегулируемых организаций в их отношениях с органами государственной власти представляют собой публичные юридические обязанности некоммерческой организации.

6. Организации саморегулирования классифицируют по различным основаниям: отраслевым признакам, направлениям деятельности, исходя из степени обособленности от государственной деятельности и т. д. В данной работе предлагается классификация организаций саморегулирования по их целевым функциям, которая является новой и наиболее практичной для объяснения роли саморегулируемых организаций в реализации целей и задач государственного управления в сфере предпринимательской деятельности. Приведенная классификация включает следующие виды организаций: а) организации саморегулирования, доминирующей целевой функцией которых является регулирование соответствующей отрасли или сегмента рынкаб) организации саморегулирования, ориентированные на получение: конкурентных преимуществ в отдельных отраслях экономики или рынка за счет использования коллективной торговой маркив) организации саморегулирования, состоящие, преимущественно*, из физических лиц одной профессиидеятельность которых обращена на поддержание традиций и корпоративного статуса.

7. Отмена лицензирования государствомотдельных видов предпринимательской: деятельности? (аудит, строительство: и др.) не означает, прекращение илиослаблениегосударственного контроля^ надсубъектами' предпринимательской деятельности, а предполагает появление новой формы косвенного контроля посредством использования ¡-института саморегулируемых организаций.

Осуществление саморегулируемойорганизацией функции? публичного контроляза предпринимательскойили профессиональной деятельностью членов организацишвчасти*соблюденияшмштребований стандартови правил, состоит в документальном? установлении! соответствияпродукции, выполнения^ работ или оказания услуг требованиям! технических регламентов, — положениям стандартовсводов правил илиусловиямдоговоровустановленных как государством, так и самой-саморегулируемошорганизацией;

8- Юридическая? ответственность саморегулируемойюрганизации как субъекта административного< права включает в себя несколько! видов публично-правовойответственности и не сводится лишь к случаям, установленных КоАП РФ. Особые виды, публично-правовой ответственности представляют собой отмену акта СРО и исключение сведений о некоммерческой организации из государственного реестра СРО, что- .в отдельных случаях,.имеетдлясамой СРО^ш ее членов существенные экономические и правовые последствия. Данные виды ответственности носят правовостановительный характер.

9. По своим правовым последствиям исключение из единого государственного реестра саморегулируемых организаций должно быть крайней мерой, поскольку она налагает запрет на осуществление деятельности, ради которой создавалась саморегулируемая организация. Исходя из общих принципов наказания, эта крайняя мера должна применяться после того, как иные меры государственного воздействия использованы и не дали положительного результата. В связи с этим считаем целесообразным дополнить статью 21 «Исключение сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций» Федерального закона «О саморегулируемых организациях» отдельной нормой'(п. 5 ст. 21), регламентирующей основания исключения СРО из единого государственного реестра СРО:

10. Учитывая принципиальные отличия деятельности СРО от деятельности иных общественных организаций-в сфере предпринимательства, предлагается в КоАП РФ предусмотреть отдельные составы административных правонарушений, имеющих отношение именно к сфере саморегулирования (статья 14.1.1 «Осуществление предпринимательской или профессиональной деятельности без обязательного членства в СРО» и статья 14.36 «Неисполнение или ненадлежащее исполнение саморегулируемой организацией обязанностей». В данном контексте имеется в виду законодательно возложенная на СРО обязанность по регулированию определенной сферььпредпринимательской деятельности.

Наиболее существенные научные результаты, полученные лично соискателем:

— дана авторская формулировка понятия саморегулируемой организации и определены основные признаки и принципы саморегулирования с точки зрения административного права;

— разработана классификация организаций саморегулирования в зависимости от реализации ими целей и задач государственного управления;

— проведен историко-правовой анализ развития в зарубежном и отечественном законодательстве института саморегулирования предпринимательской деятельности;

— определены в целостном виде основные права и обязанности саморегулируемых организаций в сфере публичного управления;

— обоснованы юридические принципы разграничения контрольно-надзорных полномочий между государственными органами исполнительной власти и организациями саморегулирования;

— сформулированы правовые условия приостановления органами исполнительной власти деятельности саморегулируемых организаций;

— разработаны предложения по совершенствованию института административной ответственности' за правонарушения, совершенныесаморегулируемой организацией и ее должностными лицами' в, ходе выполнения возложенных функций, а' также ответственности ее, членов • за осуществление деятельности без вступления в члены .СРО;

Теоретическая значимость исследования определяется* актуальностью и новизной поставленных и решенных в исследовании правовых проблем. Диссертационное исследование направлено на решение приоритетных задач в сфере административно-правового регулирования деятельности саморегулируемой организации как особой формы регулирования хозяйственной деятельности без вмешательства государствадана классификация саморегулируемых организаций и определены их сущностные признакиопределены отличия организаций саморегулирования от других типов ^ объединений1 бизнесараскрыты основные, функциональные и причинно-следственные зависимости формирования организаций саморегулирования в различных сферах и в различной институциональной среде. Материалы диссертации направлены на решение вопросов, актуальных для административно-правовой'науки и практики вопросов функционирования^ саморегулируемых организаций и имеют методологическое значение для исследуемой проблематики.

Практическая значимость исследования определяется изложенными в настоящей работе выводами и предложениями, направленными на совершенствование административно-правовой регламентации саморегулирования в сфере предпринимательской деятельности. В работе дан сравнительный анализ преимуществ и недостатков саморегулирования с другими типами регулирования рынков, условия эффективности саморегулирования.

Большое внимание в работе уделено перспективам развития саморегулирования в России, необходимым и достаточным условиям формирования эффективных организаций саморегулирования. Сформулированные автором рекомендации могут использоваться для совершенствования нормативного правового регулирования деятельности СРО.

Результаты исследования могут быть использованы в процессе преподавания и подготовки учебно-методической литературы по отраслевым дисциплинам, а также специальным курсам.

Апробация результатов диссертационного исследования. Диссертация подготовлена и> обсуждена на кафедре административного и финансового права юридического факультета Российского университета дружбы народов (РУДН).

Основные теоретические ипрактические положения научного исследоват ния изложены автором в 4 научных публикациях, выступлениях на следующих научных конференциях:

— «Современные проблемы публичного права в России и зарубежных странах» (г. Москва, 2010 г. РУДНвыступление на тему: «Развитие института саморегулирования предпринимательской деятельности в зарубежных странах»).

— «Роль учетных политик в обеспечении устойчивого развития российских предприятий» (г. Москва. 2008 г., РУДН, выступление на тему: «Проблемы определения правового статуса саморегулируемых аудиторских организаций»).

Основные положения и выводы исследования апробированы при проведении занятий по курсу «Административное право» студентам Российского университета дружбы народов.

Структура диссертации:

Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих восемь параграфов, заключения, библиографического списка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящей работе автором была предпринята попытка комплексно рассмотреть сложные и многогранные вопросы теории и практики регулирования отношений, возникающих в связи с приобретением и прекращением статуса саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов, предпринимательской деятельности, а также деятельности этих организаций. Такой подход, на наш взгляд, позволил привлечь обширный эмпирический материал по проблемам теории государственного регулирования и саморегулирования, логически рассмотреть процесс формирования отечественных представлений о саморегулировании и реализации правовых норм на практике.

Законодательное регулирование административно-правового статуса СРО в сфере предпринимательской деятельности направлено на реализацию единой государственной политики по защите интересов субъектов такой деятельности и снижению-: степени? давления: государства на свободные, рыночные предпринимательские отношения. Путемпоследовательного созданиясаморегулируемых организаций в самых различных областях предпринимательской: активно-стщ развития «самосознания» таких организаций, государство, надеемся, будет вытесняться из сферы регулирования: тех коммерческих отношений^ присутствие в которых государственной власти представляется излишним и неоправданным с точки зрения функций* государственного регулирования. Такая правовая политика направлена на. реализацию единой государственной экономической политики по защите интересов субъектов предпринимательской деятельности, усилению их ответственности перед потребителями производимых товаров (работ, услуг) и снижению бюджетных затрат.

Как было отмечено в данной работе, в отличие от развитых стран, в России при исторически быстром переходе к рыночным отношениям регулирование сохранилось за государством' «по традиции». Но нельзя не указать и отсутствие до недавнего времени иных механизмов регулирования, в т. ч. и саморегулирования. Это государственное регулирование оформлялось системой лицензирования большого количества видов деятельности. Как показывает опыт, государственное регулирование не смогло обеспечить обществу приемлемый уровень качества, поскольку не несло и не несет финансовой ответственности за возможный ущерб в регулируемых областях.

Как было нами установлено, действующее законодательство базируется на двух основных принципах:

1. Добровольного объединения субъектов предпринимательской-деятельности в саморегулируемые организации.

2. Последовательной активизации процессов дебюрократизации экономики и поддержки формирования в стране гражданско-правовых институтов, нацеленных на закрепление добросовестной практики ведения хозяйственной деятельности.

С нашей точки зрения принципиальными моментами отношений государственного регулирования и саморегулирования являются следующие:

— саморегулирование реализуется в пределах отечественного законодательства и базируется на принципе законности;

— саморегулирование способно замещать государственное регулирование в установленных законом, сегментах рынка;

— внутренние нормы саморегулирования могут развивать законодательство, а также могут ужесточать требования к участникам рынка по сравнению с требованиями законодательства.

В действующем законодательстве достаточно хорошо сформулированы общие правовые основы системы саморегулируемых организаций, построенные на основе не конфликта интересов, а баланса интересов предпринимателей и государства. Поэтому саморегулирование в настоящее время, в основном, оформлено’как комплексное явление с особой системой взаимоотношений хозяйствующих субъектов друг с другом и с государством. Этому процессу присущи следующие цели:

— поддержание высоких стандартов предпринимательской деятельности и деловой этики в отрасли;

— создание альтернативных механизмов разрешения споров субъектов саморегулирования и потребителей, а также субъектов саморегулирования и государства;

— снижение объема государственного регулирования деятельности субъектов саморегулирования.

Таким образом, саморегулируемые организации являются посредником между предпринимателями и государством во всех основных процедурах административного взаимодействия, осуществляемого государственными регуляторами на соответствующих рынках.

В российском законодательстве предусмотрены и формы контроля саморегулируемой организации за выполнением ее участниками-в ходе осуществления ими своей предпринимательскойдеятельности требований! законодательства России и. установленных саморегулируемой организацией правил и стандартов, а также дополнительные по сравнению с действующим законодательством" механизмы ответственности! участников* саморегулируемых организаций перед третьими лицами. В’законе также подробно’расписаны, организационная структура, функции. и полномочия органов управления. и> функциональных специализированных рабочих органов саморегулируемой организации;

Основные изменения, которые, по нашему мнению, необходимо произвести с точки зрения корректировки уставов и внутренние документов саморегулируемых организаций, следующие: уточнение действующих стандартов и правил профессиональной деятельности в соответствии с требованиями, установленными ст. 4 Закона о СРО. Эти требования должны предусматривать информационную открытость-деятельности саморегулируемой организации и ее членов. Правила должны устанавливать запрет на осуществление членами саморегулируемых организаций деятельности в ущерб иным субъектам профессиональной или предпринимательской деятельности, а также должны устанавливать требования, препятствующие недобросовестной конкуренции и осуществлению деятельности, причиняющей вред или ущерб третьим лицам.

Если говорить о правилах профессиональной" деятельности их необходимо дополнить положениями, которые предусматривают меры по предотвращению и регулированию конфликтов интересов самих СРО и-интересов их членов. Так как закон о саморегулируемых организациях содержит более подробную регламентацию действий СРО по контролю за исполнением требований законодательства, стандартов, и правил профессиональной деятельности своими членами, необходимо внести во внутренние документы-СРО положения, которые бы уточняли:

— процедуру проверки жалоб;

— процедуру рассмотрения’дел о нарушении требований законодательства о банкротстве, правил профессиональной, деятельности, которые могут уточнять перечень мер дисциплинарного воздействия;

— порядок применения таких мер дисциплинарного воздействия;

— порядок и. сроки рассмотрениям жалобы членов СРО’на решение саморегулируемой организации в отношении применения меры дисциплинарного воздействия. заключении данного исследования необходимо отметить и ряд установленных нами негативных тенденций, сопровождающих в настоящее время процесс развития отечественного-саморегулирования. В силу того, что саморегулирование в нашей стране проходит стадию становления, данный общественный & институт зачастую пытаются подменить усилением’государственного регулирования'. В’связи с этим-необходимо в кратчайшие сроки найти-оптимальное для’существующих условий решение задачи по законодательному установлению соотношения между государственным регулированиеми контролем за определенными! сферами профессиональной деятельности со стороны общественных институтов: Приэтомопределение границ между государственнымнадзором и общественным контролем’не должно привести к двойному регулированию.

Следует отметить, что на практике встречаются попытки с использованием «административных рычагов» различного уровня-заменить естественный процесс развития института: саморегулирования «от гражданина к общественной организации», формированием саморегулируемых организаций «от государства к организации», что безусловно может привести к таким негативным последствиям, как регионализацияпроцессов саморегулирования, ограничение конкуренции и монополизация профессиональныхрынков, навязывание контролясо стороны структур, которым участники, саморегулируемых организаций и> сами-саморегулируемые организации таких, функций не делегировали.

При этом представляется целесообразным в дополнение к Закону о СРО параллельно разработать и принять специальные, более детальные законы о саморегулировании в-различныхсферахпрофессиональнойдеятельности^ учитывающие специфику данных видов деятельности;

В ходе исследования,' мы пришли к выводу, что саморегулирование имеет несколькопреимуществ перед государственнымрегулированиемНормы саморегулированиягибче, они легче'- адаптируются к изменяющимся — обстоятельствам. У организаций саморегулирования. лучше экспертные возможности и обратная связь с рынком. Участникирынка получают легальные возможности влиять на нормотворчество, а государство снижает свои расходы на регулирование.

Однако, не являясь, изначально сторонниками положения о заведомо большей эффективности саморегулирования? по сравнению с госрегулированием, мы полагаем, что большая эффективность саморегулирования-может быть достигнута при выполнении следующих условий: а) Обязательность, членства в саморегулируемой организации для функционирования в соответствующем сегменте рынка. б) Исключение в рамках саморегулирования механизмов противодействия эффективной конкуренции. в) Обеспечение саморегулированием высоких стандартов функционирования бизнеса. г) Наличие кодекса правил, систему контроля за их соблюдением и систему адекватных санкций за нарушение правил. д) Наличие в рамках саморегулирования механизмов исключения преимущественного соблюдения интересов членов саморегулируемой организации в ущерб интересам общества.

Безусловно, автор данной работы соглашается, что выделенный круг проблем в силу своей сложности и многоплановости не может быть разрешен со всей полнотой в рамках одного исследования. Это1 комплексная задача теории административного права, гражданского права и других юридических наук, а также экономических наук. В данной же работе предлагается авторский подход к вопросам развития отечественных представлений об административно-правовой стороне саморегулировании и основное внимание уделяется разработке современных понятий этого правового явления в России. При этом допустимость регулирования предпринимательской деятельностью через саморегулирование рассматривается как важнейший конституционный принцип. Последний аспект чрезвычайно важен. Эффективное претворение в жизнь экономических прав и свобод человека, на наш взгляд, возможно только при утверждении в обществе принципов самоуправления, поскольку государственное управление и самоуправление сферой экономики могут развиваться только в единстве.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Росс. газ. 1993. № 237.
  2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ // СЗ РФ. 2005. № 1 (ч. 1), ст. 16.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (ред. от 13.05.2008) // СЗ РФ. 1994. № 32. ст. 3301.
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.12.2008) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1), ст. 1.
  5. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля» (надзора) и муниципального контроля" // СЗ РФ.* 2008. № 52 (часть I) ст. 6249.
  6. Федеральный закон от 30 декабря. 2008 года № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» // СЗ РФ. 2009. № 1. ст. 15.
  7. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 316-ф3 «О патентных поверенных» // СЗ РФг 2009. № 1, ст. 24.
  8. Федеральный закон от 01 декабря, 2007 года № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» (в ред. от 22.07.2008 г. № 148-ФЗ- от 23.07.2008 г. № 160-ФЗ- от 28 апреля 2009 г. № 62-ФЗ) // СЗ РФ.2007. № 49. ст. 6076.
  9. Федеральный закон от 24 икхгт2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» // СЗ РФ. 2007. № 31, ст. 4017.10! Федеральный закон" от 13 марта 2006 г. № 38-Ф3 «О рекламе» // СЗ РФ. 2006. № 12. ст. 1232.
  10. Федеральный’закон от 26 июля 2006 года № 135-Ф3 «О защите конкуренции» // СЗ РФ. 2006: № 31 (1 ч.). ст. 3434.
  11. Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» // СЗ РФ.1 2005. № 1 (ч. 1), ст. 41.
  12. Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-Ф3)"0б электроэнергетике" // СЗ РФ. 2003. № 13. ст. 1177.
  13. Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 30. ст. 3019.
  14. Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 23. ст. 2102.
  15. Федеральный закон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // СЗ РФ: 2002. № 43. Ст. 4190.
  16. Федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» // СЗ РФ. 2002. № 52 (ч. 1). ст. 5140.
  17. Федеральный закон от 07 августа 2001 года № 117-ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан» // СЗ РФ. 2001. № 33 (ч. I). ст. 3420.
  18. Федеральный закон от 17 декабря 1999 года № 211-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации».
  19. Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 31. ст. 3813.
  20. Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» // СЗ РФ. 2001. № 49. ст. 4562.
  21. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» // СЗРФ. 2001. № 33 (часть 1). Ст. 3422.
  22. Федеральный закон от 17 декабря 1999 г. № 211-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 51, ст. 6286.
  23. Федеральный закон от 5 марта 1999 г. №"46-ФЗ""0 защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг"// СЗ РФ. 1999. № 10. ст. 1163.
  24. Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» // СЗ РФ: 1998. № 19. ст. 2071.
  25. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (ред. от 02.03.2007 г.) // СЗРФ. 1997. № 51. ст. 5712.
  26. Федеральный-закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ" (в ред. от 13.05.2008) «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ: 1996. № 3. ст. 145.
  27. Федеральный! закон от 22 апреля 1996 года № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» // СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1918.29: Федеральный законот 08 декабря 1995 г. № 193-Ф3 «0 сельскохозяйственной кооперации» // СЗ РФ. 1995. № 50, ст. 4870-
  28. Закон Российской Федерации от 07 июля 1993 года № 5340−1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 33″: ст. 1309.
  29. Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 года № 4866−1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 19. ст. 685.
  30. Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 4015−1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Росс, газета. № 6. 1993.
  31. Закон РСФСР от 22 марта 1991 года № 948−1 (ред. от 26.07.2006) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» // Бюлл. норм, актов. № 2−3. 1992.
  32. Указ Президента Российской Федерации от 25 декабря> 2008 г. № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. I) ст. 6366.
  33. Указ Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. № 11. 2004. ст. 945.
  34. Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1315 «Вопросы федеральной регистрационной службы» // СЗ РФ. 2004. № 42. ст. 4110.
  35. Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 года № 649 (с изм. от 12.05.2008 г.) «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. № 21. ст. 2023.
  36. Указ Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 года № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003—2004 годах» // СЗ РФ. 2003. № 30. ст. 3046.
  37. Указ Президента Российской Федерации от 04 ноября 1994 года № 2063 «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 28. Ст. 2972.
  38. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» // СЗ РФ. 2009. № 25 ст. 3052.1
  39. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2008 года № 724 «Об утверждении порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций» // СЗ РФ. 2008. № 40. ст. 4543.
  40. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 80 «Об утверждении Положения о лицензировании аудиторской деятельности» // СЗ РФ. 2008. № 8. ст. 737.
  41. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 329 (ред. от 26.06.2009) «О Министерстве финансов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 31, ст. 3258.
  42. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 317 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам» // СЗ РФ. 2004. № 27 ст. 2780.
  43. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2003 года № 365 «Об утверждении положения о проведении проверки деятельности саморегулируемой организации арбитражных управляющих регулирующим органом» // СЗ РФ. 2003. № 26. ст. 2662.
  44. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2000 года № 121 «О Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000−2001 годы» // СЗ РФ. 2000. № 8. ст. 959.
  45. Постановление Правительства Российской Федерации от 06 марта 1998 года № 283 «Об утверждении программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» //СЗ РФ. 1998. № 11. ст. 1290.
  46. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1998 года № 785 «О государственной программе защиты прав инвесторов на 1998 1999 годы» // СЗ РФ.1998. № 32. ст. 3870.
  47. Постановление ФКЦБ от 1 июля 1997 г. № 24 «Положение о саморегулируемых организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг».
  48. Постановление от 01 июля 1996 года № 6 Пленума Верховного Суда Российской Федерации, № 8 Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой- Гражданского кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 9. 1996.
  49. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 17 августа 1999 г. № КАС 99−1827/ Информационная правовая база Консультант Плюс.
  50. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 года № 38-р «О1 программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006−2008 годы)» // СЗ РФг 2006. № 5. ст. 589.
  51. Распоряжение Правительства Российской-Федерации от 25 октября 2005 года № 1789-р «Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006—2010 годах"// СЗ РФ. 2005. № 46. ст. 4720.
  52. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 года № 910-р „О Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002−2004 годы)“ // СЗ РФ. 2001. № 31. ст. 3295.
  53. Приказ ГТК РФ от 31 марта 1997 года № 161 № „О соглашении о сотрудничестве между Государственным таможенным комитетом Российской Федерации и Национальной ассоциацией таможенных брокеров (поверенных)“ // Таможенные ведомости. № 5. 1997.
  54. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда России от 13 августа 2004 года № 84 „О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации“ // Вестник Высшего Арбитражного Суда. 2004. № 10.
  55. Основные направления единой государственной денежно кредитной политики на 2000 год (утв. ЦБ РФ) // Вестник Банка России. № 76. 1999:
  56. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462−1) //Росс, газета. № 49, 1993.
  57. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию на 2003 год // Российская газета. 2003. май. № 93.
  58. Официальный отзыв Правительства Российской Федерации от 13 октября 2003 г. № 6908п-П5 на проект Федерального закона № 348 631−3 „О саморегулируемых организациях“.
  59. Паспорт проекта Федерального закона № 372 499−3 „О саморегулируемых организациях“ // Информационная правовая система „Консультант плюс“.
  60. Пояснительная записка по проекту Федерального закона „О саморегулируемых организациях“. Проект № 365 651−3 // Информационная правовая система „Консультант плюс“.
  61. Постановление Правительства Москвы от 31 марта 2009 года № 253-ГПТ „О Концепции городской целевой программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2010−2012 гг.“ // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2009. №-21.
  62. Распоряжение Губернатора Ленинградской- области от 07 июля 2006 г. № 345-рг „Об утверждении Программы проведения“ административной реформы в Ленинградской-области в 2006—2010 годах» // Вестник Правительства Ленинградской области. 2006^ № 43.
  63. Закон- Республики Армения «О несостоятельности (банкротстве)» (принят 17.12.2003) Электронный ресурс. URL: http://sro.su/index.php?option=comcontent&task=view&id=68&Itemid=52 (дата обращения 26.04.2010 г.)
  64. Закон Республики Казахстан «О рынке ценных бумаг» Электронный ресурс. URL: http://sro.su/index.php?option=comcontent&task=view&id=65&Itemid=48 .(дата обращения-26.04.2010 г.)
  65. Закон Украины «О государственном регулировании рынка ценных бумаг». Электронный ресурс.
  66. URL:http://sro.su/index^hp?option=comcontent&task^iew&id=91&Itemid=47 (дата обращения 26.04.2010 г.)
  67. Закон Украины «О лицензировании отдельных видов хозяйственной ч деятельностиЭлектронный ресурс. URL: http://sro.su/index.php?option=comcontent&task=view&id=91 &Itemid=47 (дата обращения 26.04.2010 г.)
  68. Закон Украины „Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности“. Электронный ресурс. URL: http://sro.su/index.php?option=comcontent&task=view&id=91 &Itemid=47 (дата обращения 26.04.2010 г.).
  69. Решение Европейского суда по правам человека от 23.06.1981 года „Ле Конт (Le Compte), Ван Левен (Van Leuven) и Де Мейер (De Meyere) против Бельгии“ Сайт правовой системы „Гарант“.URL: http://www.garant.ru/ (дата обращения 24.02.2010 г.)
  70. Окончательное решение Европейского суда по правам человека по вопросу приемлемости жалобы № 44 319/98 „OVR против Российской Федерации“ от 03.04.2001. Сайт правовой системы „Гарант“. URL: http://www.garant.ru/ (дата обращения 24.02.2010 г.)
  71. Монографии, учебники и учебные пособия
  72. С. С. Саморегулируемые организации арбитражных управляющих // Юрист. 2006. № 7.
  73. Административное и административно-процессуальное право: актуальные проблемы. / Под ред. H Д. Эриашвили. Ч. 2. М.: ЮНИТИ, 2005.
  74. Административное право зарубежных стран: Учебник / Под ред. А. Н. Козырина и М. А. Штатиной. М.: Спарк, 2003.
  75. Административное право Российской Федерации. Учебник. // Под ред. Алехина А. П., Кармолнцкого A.A., Козлова Ю. М. М., 1996.
  76. Административное право: Учебник. // Под ред. JI.JI. Попова. М.: Юристъ, 2005.
  77. Административное право: Учебник. // Под ред. Звоненко Д. П., Ma-. лумов А.Ю., Малумов Г. Ю. М.: Юстицинформ, 2007.
  78. С.С. Общая теория права. В 2-х т. Т. И. М., 1982.
  79. Г. В. Государственное управление: проблемы методологии правового исследования. М.: Юрид. лит, 1975.
  80. Г. В. Теория государственного управления: Курс лекций. М.: Омега-Л, 2004.
  81. Д., Кисмережкин В. Регулирование рекламной деятельности. М.: СРС, 2000.
  82. М. Римское право: понятия, термины, определения. М., 1989.
  83. А.И., Горшкова Н. Г., Ивакин В. И. Исполнительная власть в России: Теория и практика ее осуществления. М.: Право и государство, 2003.
  84. А.Н. Конкурентное право России. М., Зерцало-М, 2008.
  85. К.С., Козлов Ю. М. и др. Административное право: Учебник. М., 2000.
  86. A.B. Проблема юридического лица в административном праве / Избранные труды по гражданскому праву. М., 2004. Т. 2.
  87. Ю.С. Гражданское право. Общая часть. Лекции, читанные в Московском университете профессором Ю. С. Гамбаровым. М.: Товарищество типографии Мамонтова, 1897−1898.
  88. Н.И. Система государственного управления: Учебник для ВУЗов. М.: Юнити-Дана, 2003.
  89. Гражданское право: Учебник // Под ред. О. Н. Садикова. М.: ИНФРА-М, 2006. Т. 1.
  90. В.Е. Государственность // БСЭ. Изд. 3-е. Т. 7. М., 1972.
  91. А.Ф. О юридических лицах публичного права // Сб. статей кафедры „Проблемы современного права“ и правового факультета Харьковского института народного хозяйства. Харьков, 1927.
  92. А.Б. Административно-правовой спор: вопросы теории: Монография. М.: Изд-во РУДН, 2009.
  93. А.Б. Конфликты в управлении и управление конфликтами: Опыт комплексного исследования предмета и форм административной юрисдикции: Монография. М.: Изд-во РУДН, 2001.
  94. М.Ю. Органы государственной власти и местного самоуправления как юридические лица публичного права. Новосибирск, 2006.
  95. К. Общинное право / Народное право. М.: Молодая Россия, 1906.
  96. Н.И. Организация договорно-хозяйственных связей. М., 1976.
  97. Ю.М. Административное право: Учебник. М.: Юристъ, 2005.
  98. Ю.М. Административные правоотношения. М., 1976.
  99. С. Сравнительный анализ законодательства о прессе в европейских демократиях // Законы и практика СМИ в одиннадцати демократиях мира (сравнительный анализ). М., 2000.
  100. А.П. Административное право России. Учебник. В 3-х ч. Ч. I. М., 1996.
  101. П., Обыденов А. Издержки и риски саморегулирования. М.- ИИФ „СПРОС-КонфОП“, 2003.
  102. П.В. Саморегулирование хозяйственной деятельности как альтернатива избыточному государственному регулированию. М., 2001.
  103. C.B. Административная ответственность: вопросы и ответы. М.: ПрессЮрЛит, 2005.
  104. М.А. Реализация исполнительной власти в Российской Федерации: Науч.-практ. пособие. М.: Институт проблем риска, 2006.
  105. НортД.С. Институты, идеология и эффективность экономики // От плана к рынку: будущее постсоциалистических республик / Пер. с англ. Под ред. Б. С. Пинскера. М., 1993.
  106. C.B. Конституционно-правовые основы исполнительной власти. М.: Готика, 2006.
  107. Приватизация в Великобритании: социально-экономический и политический анализ / Под ред. В. А. Виноградова. М., 2000.
  108. А.И. Социологические аспекты управления. М., 1974.
  109. И.Д. Юридическое лицо публичного права // государство и право России: история современность — перспективы развития. М., 2006.
  110. Н.В. Выращивание правовых институтов саморегулирования // Модернизация экономики и выращивание институтов / Отв. ред. Е. Г. Ясин. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2005. Кн. 2.
  111. Н.В. Саморегулируемые организации: первый опыт // Власть, закон, бизнес / Авторск. коллектив: К. А. Агафонова, Л. В. Андриченко, C.B. Васильева и др. М., 2005.
  112. .Б. Зарубежные фондовые рынки: инструменты, структура, механизм функционирования. М., 1996.
  113. Н.Ф. Взаимодействие государства и бизнеса. М., 2005.
  114. Солдатов А. И Административное право Российской Федерации: Особен, часть. / А. П. Солдатов, А. В. Лесных. М.: Щит-М, 2005.
  115. Социалистическое правовое государство: концепция и пути реализации // Отв. ред. B.C. Нерсесянц. М.: Юрид. лит., 1990.
  116. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках / Ред.-координат. Г. В. Осипов. М.: Изд-во НОРМА, 2000.
  117. Спиридонов Л. И Социология уголовного права. М., 1986.
  118. С.С. Социалистическая система государственного управления и вопрос о предмете советского административного права / Вопросы советского административного права. М., 1949.
  119. П.И. Свобода обществ и союзов // Учение о государстве и о конституции РСФСР. М.: Красная Новь, 1923.
  120. ТихомировЮ.А. Курс административного права и процесса. М.: Юринформцентр. 1998.
  121. Толковый словарь иноязычных слов. М: Лекс-эст, 1997. С. 218.
  122. О.И. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, „отношенческая“ контрактация / Науч. ред. B.C. Катъкало. Пер. с англ. Ю. Б. Благова и др. СПб., 1996.
  123. Л., Симпсон Р. О саморегулировании. М.: ТАСИС, 2001. С.
  124. В.Е. Юридическое лицо публичного права. М.: Изд-во „НОРМА“, 2009:
  125. Энциклопедический социологический словарь / Под ред. Г. В. Оси-noea. М., 1995.
  126. Л.С. Проблемы правового регулирования советских общественных отношений. М.: Госюриздат, 1961.
  127. Ц.А. Органы советского государственного управления в современный период. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1954.
  128. A.B. Правовое регулирование (стандартизация) предоставления государственных услуг // Представительная власть XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. М., 2006. № 6.149.1. Диссертации, авторефераты
  129. М.А. Институт лицензирования в административном праве: Дисс. канд. юрид. наук. М., 2006
  130. Э.М. Совершенствование правового регулирования аудиторской деятельности в банковской сфере Российской Федерации: Дисс. канд. юрид. наук. М., 2006.
  131. Барашев В. В: Институт административного принуждения (соотношение материального и процессуального права): Дисс. канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2007.
  132. A.B. Саморегулируемые организации как субъекты предпринимательского права: Дисс. канд. юрид. наук. М.: МГЮА, 2008. 12.00.03
  133. В.И. Развитие системы государственного-управления предпринимательской деятельностью (на материалах Ленинградской области): Дис. канд. экон. наук. СПб., 2006.
  134. Д.В. Стратегия развития малого инновационного предпринимательства как объекта государственного управления: Дис. канд. экон. наук. СПб., 2006.
  135. В.В. Государственно-правовое регулирование деятельности организаций телевизионного и радиовещания в Российской Федерации: Дисс.. канд.юрид. наук. М.: РАГС, 2001.
  136. А.Н. Правовое содействие развитию конкуренции на товарных рынках: Дисс.. докт. юрид. наук. М.: МГУ, 2008.
  137. В.Р. Государственный контроль градостроительной деятельности: Дисс.. канд. юрид. наук. М.: ИГП РАН, 2007.
  138. Волжанин А. В1 Саморегулируемая организация арбитражных управляющих: Дисс.. канд. экон. наук. М.: МГУЭСИ, 2007.
  139. А. Ф. Правовая организация управления малым предпринимательством в Российской Федерации: Дисс.. канд. юрид- наук. Саратов, 2007.
  140. С.Б. Русские юристы второй половины XIX начала XX вв. о правах личности и правовом государстве (историко-правовое исследование): Дисс.. докт. юрид. наук. С-Пб., 2000.
  141. Д. О. Правовой статус саморегулируемых организаций: Дисс.. канд. юрид. наук. М.: Ин-т законодательства и сравнит, правоведения при Правительстве РФ. 2008 12.00.03
  142. A.A. Конституционно-правовые основы государственного контроля в Российской Федерации: Дисс.. канд.юрид. наук. М.: ИГП РАН, 2006
  143. Е.В. Административно-правовое регулирование рынка ценных бумаг: Дисс. канд. юрид. наук. М., 2006
  144. В.П. Юридический механизм обеспечения государственных интересов Российской- Федерации (Конституционно-правовые и организационные проблемы формирования и реализации): Дис.. докт. юрид. наук. М., 2006.
  145. A.M. Экономические основы становления современных систем государственного управления: Дисс.. канд. экон. наук. М., 2007.
  146. В.М. Правовое регулирование деятельности некоммерческих организаций в Российской Федерации: административный и финансовый аспекты: Дисс. канд- юрид. наук. М., 2007.
  147. В.А. Виды юридической ответственности: Автореф.. дис. канд. юрид. наук. М, 2002.
  148. А.П. Институционально-экономические основы развития гражданского общества в России: Дисс.. канд. экон. наук. Владикавказ: СКАГС, 2008.
  149. М.В. Государственный антимонопольный контроль в российском и американском законодательстве: сравнительно-правовой аспект: Дисс.. канд. юрид. наук. Ставрополь, 2006. г
  150. М.В. Государственный антимонопольный контроль в российском и американском законодательстве: сравнительно-правовой аспект: Дисс.. канд. юрид. наук. Ставрополь, 2006.
  151. Ю.А. Административно-правовое регулирование страховой деятельности в Российской Федерации: Дисс.. докт. юрид. наук М., 2006.
  152. A.B. Особенности Российской Федерации, федеральных и муниципальных образований как субъектов гражданского права. Автореф.. .дис. канд. юрид. наук. М'., 2002.
  153. Крючкова П. В Саморегулирование как дискретная институциональная альтернатива регулирования рынков: Дис. докт. экон. наук. М'., 2005.
  154. Т.В. Ответственность профессиональных участников рынка ценных бумаг: Дисс.. канд. юрид. наук. М., 2006
  155. М.С. Административно-правовое регулирование в сфере стандартизации и сертификации: Дис. канд. юрид. наук. М., 2006.
  156. Г. В. Лицензирование как форма государственного регулирования предпринимательской деятельности в России и США: Дис.. канд. юрид. наук. М., 2007.
  157. Н.С. Некоммерческие организации в трансформирующемся российском обществе: социологический анализ: Дисс. канд. социол. наук. М.: РГСУ, 2007.
  158. A.A. Административные процедуры в системе публичного управления (проблемы административно-правового регулирования): Дисс.. канд. юрид. наук. Воронеж, 2007.
  159. A.B. Регулирование как функция государственного управления: Дис. канд. юрид. наук. М., 2004. С. 168.
  160. Плужников С. ВКонституционно-правовые основы организации и деятельности системы органов исполнительной власти в Российской Федерации: Дисс.. канд. юрид. наук. М.: РГСУ, 2007.
  161. М.А. Институциональные аспекты повышения эффективности государственного управления: Дис. канд. экон. наук. М., 2005.
  162. A.B. Возрожденное естественное право в России. (Критический анализ основных концепций): Дисс.. канд. юрид. наук. Л., 1987.
  163. Синякова С Д. Современная политическая реформа в России и эффективность государственной власти и управления- (региональный аспект): Дисс.. канд. политич. наук. Ростов-на-Дону, 2007. С. 97.
  164. Д.В. Административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: Дисс.. канд. юрид. наук. М., 2006.186: Фролов Ю. Н. Концептуальные основы, государственного» у правления, наукой: Дисс.. докт. экон. наук. СПб., 1998.
  165. Д.Л. Государственное регулирование экономической безопасности России: Дисс.. канд. экон. наук. М.: РГСУ, 2006: к
  166. Ц.А. Субъекты советского административного права. Автореф. дисс. .докт. юрид. наук. М'., 1958.
  167. O.A. Государственное унитарное предприятие как субъект административного права: Дисс.. канд. юрид. наук. М.: РУДН, 2007
  168. A.B. Правовое регулирование административной реформы в современной России: Дисс. канд. юрид. наук. М.: ИГП РАН, 2007.
  169. Научные публикации, сборники,
  170. И.В. К вопросу о различии юридических лиц публичного права и юридических лиц частного права (институционально-системный подход) // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 10.
  171. З.М. Проблемы определения правового статуса саморегулируемых аудиторских объединений // Материалы международной научно-практической конференции. М: РУДН 2008 г. стр. 327
  172. З.М. К вопросу о социально-правовой природе саморегулирования предпринимательской деятельности // Вестник РУДН. Серия «Правоведение». М.: РУДН, 2009.№ 1, с.95
  173. A.B. Правовая регламентация деятельности саморегулируемых организаций в Российской Федерации // Вестник Самарского государственного экономического университета «Актуальные проблемы правоведения». 2006. № 8 (26).
  174. A.B. Правовые проблемы приобретения некоммерческой организацией статуса саморегулируемой // Предпринимательское право. 2008. № 1.С. 14.
  175. JI.B. Вина юридического лица по административному праву // Вестник Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа. 2007. № 4.
  176. А.Н. Недобросовестная конкуренция: понятие, отличие от монополистической деятельности // Вестник МГУ. Серия Право. 2007. № 6.
  177. Д.О. Саморегулируемые организации: проблемы определения правового статуса // Журнал российского права. 2004. № 1.199: Журавлев В. Саморегулирование требует глубоких знаний, высокой ответственности // Строительная газета. 2008*. 17 авг.
  178. ИА. Саморегулируемые организации за рубежом // Журнал российского права. 2007. № 8.
  179. Е.К. К вопросу о юридическом лице как субъекте публичного права // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 15 V.
  180. П.В. Развитие саморегулирования*бизнеса и государственное вмешательство в экономику: Информационно-аналитический, бюллетень. М.: Фонд «Бюро экономического анализа», 2004. № 59.
  181. A.A., Новиков А. Б. О некоторых теоретических предпосылках административной реформы // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 17.
  182. ИМ. Государственное управление как категория российского административного права: исторический аспект и современное понимание // История государства и права. 2006. № 9.
  183. О. Проблемы отраслевого саморегулирования в российской экономике // Вопросы экономики. 2005. № 2.
  184. Е.А. Саморегулируемые организации: мода или тенденции // Право и экономика. № 3. 2003.
  185. Е.А. Саморегулируемые организации России // Журнал российского права. 2009. № 1.
  186. C.B. Конституционные основы организации исполнительной власти (зарубежный опыт) // Актуальные проблемы права в современной России: Сборник научных статей. Вып. 4. М., 2006.
  187. A.B. Саморегулирование по-российски // Законодательство и экономика. 2004. № 3.
  188. Н.В. Правовое положение саморегулируемых организаций в Российской Федерации // Журнал российского права. 2006. № 11.
  189. П.Б. Некоторые проблемы правового регулирования саморегулируемых организаций // Право и политика. 2006. № 7.
  190. Э.В. О правовом статусе саморегулируемых организаций // Право и экономика. 2003. № 11.
  191. В. Профессионалы за комплексную систему государственного регулирования // Новый Уральский строитель. 2006. 14 июня.
  192. Ю.А. Право и саморегулирование // Журнал российского права. 2005. № 9.
  193. Ю.А. Правовые аспекты административной реформы // Законодательство и экономика. 2004. № 4.
  194. A.C. Административная ответственность субъектов предпринимательской деятельности за нарушение прав потребителей: проблемы судебно-арбитражной практики // Административное право. 2009: № 1.
  195. В.Е. Еще раз о юридическом лице публичного права // Журнал российского права. 2006. № 5.
  196. В.Е. Необходимо ли понятие юридического лица публичного права? // Государство и право. 2006. № 5.
  197. Ю.В. Развитие законодательства о саморегулировании в сфере паевых инвестиционных фондов // Законодательство. 2007. № 4.
  198. О.В. Классификация административно-правовых споров в сфере регистрации юридических лиц // Административное право и процесс. 2008. № 4. С. 22.
  199. A.B. Нормативно-правовое обеспечение предоставления государственных услуг // Юридическая мысль. М., 2006. № 6.
  200. Barzel Y. The State and the Diversity of Third Party Enforcers in Institutions, Contracts and Organisations (ed. By Menar, C.) Northhampton: Edward Elgar Publishing, 2000. P. 309.
  201. Guedon Marie-Jose. Les autorites administratives independantes. Paris: LGDJ, coll. Systemes, 1991. P. 16−88.
  202. International Group Works Toward Ethics Code for Health Care Websites. BNA’s Health Care Daily Report. V. 5. N 24. ISSN 1091−4021. Feb. 4. 2000.
  203. Klein B. Transaction Costs. Determinants of «Unfair» Contractual Arrangements. American Economic Review. 1980. Vol. 70. P. 356−362.
  204. National Consumer Council, 2001.
  205. National Consumer Council. A-Z of Ombudsmen. NCC, 1997.
  206. OFJTEL. Strategy Statement: Achieving the Best Deal for Telecoms Consumers. OFTEL, January 2000.
  207. The Competition Act 1998: Trade associations, Professions and Self- regulating Bodies. OFT, March, 1999.
  208. Материалы международной информационной сети Интернет
  209. Бизнесмены саморегулируются // Материалы информационной сети Электронный ресурс. URL: http://www.gazeta.ru (дата обращения 09.08.2010 г.)
  210. Законопроект НАУФОР «О саморегулируемых организациях» // Электронный ресурс. URL: http://www. naufor.ru (дата обращения 03.11.2009 г.)
  211. А. Саморегулирование и разработка стандартов. Электронный ресурс. URL: www.libertarium.ru/libertarium/regul. 19 976 (дата обращения 10.02.2010 г.)
  212. Материалы Конференции «Формирование отраслевых саморегулируемых рынков социально-экономическая основа гражданского общества» (24.06.2008 г., мэрия Москвы). Электронный ресурс. URL http://www.tsg.ru/news/vstupl.doc (дата обращения 23.04.2010 г.)
  213. Материалы официального сервера Сайт Правительства Москвы. URL: http://www.mos.ru/wps/ (дата обращения 24.04.2010 г.).
  214. Морфология видов СРО, создание которых возможно в условиях действующего законодательства Электронный ресурс. URL: http://www.dialogbv.ru/forum/index.php?showtopic=1478 (дата обращения 23.03.2010 г.)
  215. Наумов В.Б. Law and Internet: Организационно-правовые аспекты саморегулирования в российском сегменте сети Интернет Адрес Федеральной регистрационной службы Минюста России. URL: http://www.rassianlaw.net/law/doc/a28.htm. (дата обращения 03.02.2010 г.)
  216. В. Саморегулируемая организация это пионер в развитии новых общественных отношений. Электронный ресурс. URL: http://www.tomchin.ru/business/news/10 145.html. (дата обращения 03.09:2009г.).
  217. Регулирование рынка ценных бумаг в США (ч. 3. Саморегулируемые организации) Электронный ресурс. URL: http://www.2capital.com/training/learning/invest managmant/detail.php?ID=92 863 (дата обращения 30.12.2009т.).
  218. А.Н. Органы саморегулирования: зарубежный Электронный ресурс. URL: http://www.medialaw.ru/publications/zip/76/sam/htm (дата обращения 23.02.2010 г.)
  219. A.B. Саморегулируемые организации страхуют риски. Электронный ресурс. URL: http://www.vestnik.naufor.ru. (дата обращения 05.10.2009 г.) (дата обращения 30.01.2010 г.)
Заполнить форму текущей работой