Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста в художественном ручном труде

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработаны и экспериментально проверены педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования самостоятельности у старших дошкольников в художественном ручном труде (оригами). В качестве наиболее значимых из них выдвинуты: 1) использование разработанной нами технологии обучения старших дошкольников оригами направленной на формирование самостоятельности как качества личности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Проблема формирования самостоятельности в психолого-педагогической литературе
    • 1. 2. Системно-структурный анализ самостоятельности как качества личности старшего дошкольника
    • 1. 3. Особенности формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ РУЧНОМ ТРУДЕ
    • 2. 1. Задачи и методика констатирующего эксперимента
    • 2. 2. Характеристика уровня сформированное&trade- самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в художественном ручном труде
    • 2. 3. Состояние работы по использованию художественного ручного труда в формировании самостоятельности в практике дошкольных образовательных учреждений
  • ГЛАВА III. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ РУЧНОМ ТРУДЕ
    • 3. 1. Задачи и методика опытно-экспериментальной работы
    • 3. 2. Технология обучения старших дошкольников оригами, направленная на формирование самостоятельности, как качества личности
    • 3. 3. Педагогическое руководство процессом формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста

Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста в художественном ручном труде (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Интерес к изучаемой нами проблеме обусловливается, в настоящее время, гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности, ее творческих потенций. Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы.

Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками. Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, творчества (А. В. Запорожец, А. Г. Ковалев, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн). Своевременное развитие самостоятельности расширяет возможности познания, общения, подготавливает успешное вхождение ребенка в ситуацию школьного обучения.

Изучение проблемы самостоятельности, в настоящее время, ведется в различных аспектах. Исследуются: сущность самостоятельности, ее природа (Г.А. Балл, П. И. Пидкасистый, А.Г. Хрипкова)/ структура и соотношение компонентов самостоятельности (Ю.Н. Дмитриева, Г. Н. Година, Т. Г. Гуськова) — этапы, условия и методы развития самостоятельности (З.В. Елисеева, Н.С. Криво-ва, А. А. Люблинская, К.П. Кузовкова) — взаимосвязь самостоятельности с различными психическими процессами (Т.И. Горбатенко, Д. В. Ольшанский, Н.А. Цыркун) — значение и роль самостоятельности как фактора адаптации к дошкольному образовательному учреждению (Т.Н. Филюти-на) .

Совокупный анализ исследований по данной проблеме позволяет выделить ряд ступеней в становлении самостоятельности, а также характерные особенности проявления самостоятельности детьми в разных видах деятельности и на разных возрастных этапах. Первые проявления самостоятельности усматриваются педагогами и психологами (Н.М. Аксарина, Б. Г. Ананьев, Р. С. Буре, Е. Н. Герасимова, С. М. Кривина, М. И. Лисина и др.) в младшем дошкольном возрасте, который по определению А. Н. Леонтьева является периодом «первоначального фактического складывания личности». Дальнейшее развитие самостоятельности в дошкольном возрасте связано с освоением ребенком разных видов деятельности — (игровой, трудовой, учебной), в которых он приобретает возможность проявлять свою субъектную позицию. Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности. Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности. Так, игра способствует развитию активности и инициативы (С.А. Марутян, Н. Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин), в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата (М.В. Крулехт, В. И. Логинова, Д.В. Сергеева), в продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.

Н.В. Ветлугина, Д. И. Воробьева, Н. В. Дягилева, В. Н. Зинченко, Г. В. Урадовских).

Среди разнообразных видов детской деятельности особое место принадлежит художественному ручному труду и, в частности, конструированию из бумаги. Анализ источников дает основание рассматривать конструирование из бумаги как деятельность, включающую в себя элементы других видов деятельности — игры, труда, изобразительной деятельности (З.В. Лиштван, JI.A. Парамонова). Благодаря такому интегральному характеру в конструировании из бумаги и заключены благоприятные возможности для формирования самостоятельности дошкольников.

В большинстве исследований изучались развивающие и воспитывающие возможности конструирования из объемных бумажных форм с использованием подручных материалов и инструментов (Б.Г. Гагарин, Е. А. Коссаковская, О.А. Сафонова). Недостаточно изученным в плане формирования детской самостоятельности оказался такой вид — как конструирование из листа бумаги путем его складывания в разных направлениях — по типу оригами. Данный вид конструирования интересен и привлекателен для дошкольников, прежде всего, своей направленностью на результат. Желание самостоятельно достичь результата заставляет детей преодолевать трудности, проявлять настойчивость, сообразительность. Помимо этого уже в этом возрасте у некоторых дошкольников обнаруживается элементарный познавательный интерес, проявляющийся в поиске новых возможностей складывания бумаги и способов осуществления новых целей. Конструирование из бумаги по типу оригами может с успехом использоваться как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье/ его применение обогащает педагогическую среду и является действенным средством формирования самостоятельности и творчества дошкольников. Однако недостаточная изученность специфики конструирования из бумаги по типу оригами и отсутствие эффективной технологии обучения данному виду художественного ручного труда, направленную на формирование самостоятельности у дошкольников не позволяет продуктивно использовать эту деятельность в педагогическом процессе. Налицо проявившееся противоречие между имеющимися потенциальными возможностями формирования самостоятельности у дошкольников в художественном ручном труде (оригами) и отсутствием научно обоснованных педагогических условий, необходимых для реализации этих возможностей.

Выявленное противоречие позволило обозначить ПРОБЛЕМУ ИССЛЕДОВАНИЯ: каковы педагогические условия формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста в художественном ручном труде (оригами)?

Актуальность проблемы обусловила выбор ТЕМЫ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: «Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста в художественном ручном труде».

В исследовании введены ограничения:

1. Рассматривая проблему формирования самостоятельности у дошкольников в художественном ручном труде, мы ограничились такой его разновидностью, как конструирование из бумаги по типу оригами.

2. В исследовании мы обращаемся к детям старшего дошкольного возраста (6−7 лет), так как в этом возрасте, согласно психологическим исследованиям (Б.Г. Ананьева, А. А. Венгера, JI.C. Выготского, А. Г. Ковалева,.

А. А. Люблинской, Д. Б. Эльконина) происходит наиболее интенсивное личностное развитие, у детей совершенствуется мыслительная деятельность, развивается способность к произвольному управлению своими действиями и поведением.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ — теоретически обосновать и экспериментально апробировать комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования самостоятельности у старших дошкольников в художественном ручном труде (оригами).

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ — процесс формирования самостоятельности у старших дошкольников в художественном ручном труде.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ — педагогические условия формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в художественном ручном труде.

Ретроспективный анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, материалы наблюдений, изучение практики работы дошкольных образовательных учреждений позволили выдвинуть ГИПОТЕЗУ ИССЛЕДОВАНИЯ. Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в художественном ручном труде будет осуществляться наиболее успешно, если:

— самостоятельность старших дошкольников в художественном ручном труде рассматривается как качество личности проявляющееся в интересе к художественному ручному труду (оригами), умении детей действовать без помощи взрослого при выборе содержания, средств и способов выполнения конструктивных заданий;

— определены критерии и уровни сформированное&tradeсамостоятельности старших дошкольников в художественном ручном труде (оригами), учитывающие его специфику;

— реализуются педагогические условия: 1) использование разработанной нами технологии обучения старших дошкольников оригами, направленной на формирование самостоятельности как качества личности. Предложенная нами технология включает следующие компоненты: формирование интереса к оригами и специальных знаний и умений, необходимых в качестве базовых в конструктивной деятельностиформирование умений «читать» технологическую карту и выполнять на ее основе различные конструктивные заданиясамостоятельное выполнение конструктивных заданий без опоры на технологическую карту- 2) применение определенной тактики педагогического руководства, в основе которого лежит индивидуально-дифференцированный подход к детям с учетом исходного уровня их самостоятельности и общего уровня развития- 3) создание обогащенной вариативной педагогической среды, открывающей дошкольникам возможности самостоятельного выбора содержания конструктивной деятельности, способов и средств ее осуществления.

Исходя из определения цели и формулировки гипотезы, в исследовании были поставлены следующие ЗАДАЧИ:

1. Осуществить теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования .

2. Уточнить сущность понятия «самостоятельность старших дошкольников в художественном ручном труде».

3. Установить критерии и уровни сформированности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в художественном ручном труде (оригами), учитывающие его специфику.

4. Разработать и экспериментально апробировать педагогические условия, способствующие формированию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в художественном ручном труде (оригами).

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ являются положения о ведущей роли деятельности в развитии личности (Б.Г. Ананьев, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А.В. Петровский) — психологическая концепция о социальной обусловленности и индивидуальном выражении интеллектуального, эмоционального и волевого развития (JI.C. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) — теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина) — теоретические разработки в области педагогических технологий (В.П. Беспалько, Г. К. Селевко, В.А. Сластенин) .

Для решения поставленных задач был использован комплекс ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ МЕТОДОВ: теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемыбеседы с детьми, анкетирование педагогов и родителейизучение продуктов детской конструктивной деятельностианализ педагогической документациинепосредственное наблюдение за проявлениями самостоятельности дошкольниками в целостном педагогическом процессе дошкольного учрежденияпедагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный) — количественная и качественная обработка эмпирических данных. Надежность и достоверность полученных результатов обеспечена использованием методов, адекватных задачам и гипотезе исследования.

Поставленные задачи определили ход исследования, включающий четыре этапа:

ПЕРВЫЙ ЭТАП (1995;1996гг.). Связан с выбором темы исследования, определением методологической основы и теоретической базы, ее обоснованиемформулированием цели, задач, основных рабочих понятий исследования.

ВТОРОЙ ЭТАП (1996;1997гг.) На основе теоретической базы был уточнен научно-теоретический аппарат исследования, были определены критерии и уровни сформированно-сти самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в художественном ручном труде (оригами). Организована опытно-экспериментальная работа (констатирующий эксперимент) с целью выявления степени решения исследуемой проблемы в практике дошкольного образования. Для обеспечения единства педагогических воздействий проводилась соответствующая работа с педагогическим коллективом дошкольного учреждения и родителями детей экспериментальных групп.

ТРЕТИЙ ЭТАП (1997;1999гг.) Проведен формирующий эксперимент с целью апробирования комплекса педагогических условий воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в художественном ручном труде (оригами).

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП (1999;2000гг.) Осуществлен анализ и обработка результатов исследования, уточнены теоретические положения, оформлена диссертационная работа в целом.

БАЗОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ явились дошкольные образовательные учреждения: № 36 «Сказка», № 15 г. Шадринска, Курганской области- № 8 «Огонек», № 77 «Бусинка» г. Сургута, Тюменской области. Исследованием было охвачено на этапе констатирующего эксперимента: 168 детей 6−7 лет вместе с родителями и 82 педагога старших и подготовительных групп детских дошкольных учреждений. На этапе формирующего эксперимента — 78 детей старшего дошкольного возраста, их родители и педагоги экспериментальных групп.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в следующем:

— доказана возможность формирования самостоятельности у старших дошкольников в художественном ручном труде;

— выявлены критерии и уровни сформированности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста с учетом специфики художественного ручного труда (оригами) ;

— обоснована и экспериментально проверена технология обучения старших дошкольников оригами, направленная на формирование самостоятельности как качества личности.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в том, что: конкретизировано понятие «самостоятельность старших дошкольников в художественном ручном труде;

— разработан и теоретически обоснован комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования самостоятельности у старших дошкольников в художественном ручном труде.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в разработке и апробировании технологии обучения старших дошкольников оригами, направленной на формирование самостоятельности как качества личности. Разработаны технологические карты и система индивидуально-ориентированных, творческо-поисковых конструктивных заданий, направленных на формирование самостоятельности старших дошкольников в художественном ручном труде (оригами).

Результаты опытно-экспериментальной работы могут быть использованы в нормативных и специальных курсах по дошкольной педагогике, в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

ДОСТОВЕРНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ И ОБОСНОВАННОСТЬ ВЫВОДОВ полученных в исследовании обеспечивается использованием диалектической теории познания при определении методологических и теоретических позицийиспользованием комплекса методов, адекватных целям и задачам исследования, обширным фактическим материалом, его качественным и количественным анализом, опорой на аналогичные положения и выводы других исследователей, данными опыт-но-зкепериментальной работы.

АПРОБАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. Основные теоретические и методологические положения исследования сообщались на научно-практических конференциях в г. Шадринске (апрель 1996, май 1997, декабрь 1997), на научно-практических конференциях преподавателей СурГПИ (г. Сургут, Тюменской области — апрель 1998, январь 2000) — на первой региональной научно-практической конференции (г. Сургут, 2000) — на заседаниях кафедры методик дошкольного воспитания Шадринского педагогического института (19 951 997) и кафедры педагогики Сургутского педагогического института (1998;2000гг.) — по материалам исследования прочитан спецкурс для студентов факультета дошкольной педагогики и психологии ШГПИ. С представлением отдельных аспектов проблемы и результатов исследования автор выступал на заседаниях педагогических советов дошкольных работников детских садов г. Шадринска, Курганской области и г. Сургута, Тюменской области, где и применялась разработанная технология. Основные результаты исследования используются в системе повышения квалификации педагогов г. Сургута, Тюменской области.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

1. Самостоятельность старших дошкольников в художественном ручном труде, с учетом его специфики, рассматривается как качество личности, проявляющееся в интересе к художественному ручному труду (оригами), умении детей действовать без помощи взрослого при выборе содержания, средств и способов выполнения конструктивных заданий.

2. Критериями сформированности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в художественном ручном труде (оригами) являются: характер интересаумение «читать» технологическую картузнания, умения, навыки работы с бумагойпроявление настойчивости при выполнении заданийспособность к самоконтролю и оценке результата в соответствии с замысломпроявление инициативы и творчества.

3. К основным педагогическим условиям, обеспечивающим эффективность процесса формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в художественном ручном труде (оригами) относятся: 1) использование разработанной нами технологии обучения старших дошкольников оригами, направленной на формирование самостоятельности как качества личности. Предложенная нами технология включает следующие компоненты: формирование интереса к оригами и специальных знаний и умений, необходимых в качестве базовых в конструктивной деятельностиформирование умений «читать» технологическую карту и выполнять на ее основе различные конструктивные заданиясамостоятельное выполнение конструктивных заданий без опоры на психологическую карту- 2) применение определенной тактики педагогического руководства, в основе которого лежит индивидуально-дифференцированный подход к детям с учетом исходного уровня их самостоятельности и общего уровня развития- 3) создание обогащенной вариативной педагогической среды, открывающей дошкольнику возможности самостоятельного выбора содержания конструктивной деятельности, способов и средств ее осуществления.

Наши выводы подтверждаются данными контрольного эксперимента.

Контрольный эксперимент имел своей целью оценку эффективности экспериментального педагогического процесса по формированию самостоятельности, выявлению влияния модели (технологической карты) на процесс формирования обобщенных знаний и способов действий и переноса их в новые условия деятельности.

Содержание и методика контрольного эксперимента, в основном, соответствовали 4 заданию второй серии констатирующего эксперимента (см. 2.1.). Однако во избежание эффекта тестирования некоторые диагностические задания были несколько видоизменены по форме (см. два промежуточных среза в конце второго этапа формирующего эксперимента). Применение нами аналогичных методов и заданий, а также использование тех же критериев сформи-рованности самостоятельности у дошкольников, что и в констатирующем эксперименте позволило нам сравнить полученные данные и сделать определенные выводы о качественных изменениях в уровнях проявлений самостоятельности старшими дошкольниками в художественном ручном труде (оригами).

Данные полученных срезов (см. 3.2.) подтверждаются высказываниями педагогов, экспериментальных групп о том, что после проведенной работы интерес детей к художественному ручному труду (оригами) приобрел устойчивый характер, у дошкольников появилось стремление к углублению и совершенствованию конструктивных умений. Учитывая это, в контрольном эксперименте мы оценивали действия старших дошкольников с позиции их самостоятельности в конструктивных заданиях на основе технологической карты и определяли знания, умения, навыки при работе с бумагой. С этой целью мы предлагали каждому ребенку конструктивные задания с использованием нового содержания художественного ручного труда (оригами) и не знакомых детям технологических карт конструирования. Причем в технологические карты было внесено нововведение — линии сгибов «долиной» и «горой» отображались разным цветом. Объяснение задания происходило следующим образом: «Посмотри на карту конструирования, на ней есть линии разного цвета. Там, где красная линия, надо складывать бумагу так, чтобы сгиб был наружу, там, где синяя линяя, сгиб „прячется“ внутрь. Рассмотри внимательно весь чертеж и попробуй сложить летучую мышь. А как будешь складывать —расскажи мне» .

Анализ процесса выполнения задания дошкольниками показал, следующее. Все дети экспериментальной группы приняли задание. Они рассматривали чертеж, негромко проговаривали предстоящие действия. Поведение и высказывания детей показывали, что им очень интересно, хочется выполнить такое сложное задание.

Так самостоятельно выделили базовую (исходную) форму бумаги, определили способы конструирования и их последовательность 93% дошкольников (в констатирующем эксперименте — 10%). Эти дети также правильно выбрали необходимый для работы материал и инструменты. Небольшая часть (7%) дошкольников (в констатирующем эксперименте — 2 9%) также определили базовую форму, последовательность действий по ее преобразованию, но при незначительной помощи педагога, которая выражалась, в основном, в поддержке и одобрении действий детей. Никто из детей (в констатирующем эксперименте — 61%) не нуждался в непосредственной помощи педагога в определении базовой формы и последовательности выполнения операций. Полученные данные показывают, что возросла независимость детей, умение использовать собственные знания и умения в незнакомых условиях деятельности.

Анализ процесса выполнения поделки показал, что большинство детей действовали осознанно и целенаправленно. В случае затруднения дошкольники болеевнимательно рассматривали чертеж. Иногда, спрашивали у экспериментатора о значении цветных линий («. Синяяэто вовнутрь, да?»), однако, непосредственные просьбы показать, как складывать бумагу, мы отмечали редко -(до 6%) .

Анализ продуктов детской деятельности показал, что большинство детей экспериментальной группы достигли результата (94%). Однако качество работ было неоднородным. Так (до 13%) работ мы оценили как работы низкого качества, так как в результате «пробующих» поисковых действий на конструкции образовалось множество лишних сгибов, бумага стала мятой, поделки не всегда были завершены полностью. Большинство работ (до 39%) мы оценили как средние по качеству, а (23%) работ отнесли к результатам высокого качества. Помимо этого, мы отметили, что (до 14%) детских работ носили творческий характер .

Мы также отметили, что практические навыки работы дошкольников экспериментальной группы с бумагой и инструментами заметно улучшились, усилилось стремление детей к украшению своих работ, желание сконструировать игрушку чем-то отличающуюся от конструкций других дет ей.

Поведение и действия детей контрольной группы были совершенно иными. Большинство дошкольников (до 68%), несмотря на желание сложить игрушку, отказались от выполнения задания, даже не попытавшись что-либо сделать. Свой отказ они мотивировали тем, что «не знают, как это делать», «в садике их не учили так делать? Некоторые дети (до 27%) все же попытались рассмотреть технологическую карту, но после одной-двух попыток сконструировать игрушку также отказались от продолжения деятельности. Лишь небольшая часть детей контрольной группы (до 5%) смогли справиться с заданием. Однако в процессе его выполнения эти дети нуждались в постоянной практической помощи экспериментатора. Кроме того, результаты, полученные в ходе выполнения задания, были очень низкого качества.

Итак, анализ результатов контрольного задания показал, что уровни самостоятельности детей экспериментальной группы в сравнении с результатами констатирующего эксперимента претерпели положительную динамику.

Сравнительный анализ уровней сформированности самостоятельности у старших дошкольников в художественном ручном труде (оригами) в констатирующем эксперименте в в контрольном эксперименте.

3 уровень.

Так, мы выявили, что в экспериментальной группе количество детей первого (низкого уровня) снизилось с 65% до 14%. Количество детей, соответствующих среднему уровню самостоятельности возросло с 2 6% до 58%. Значительные изменения показал высокий уровень творческой самостоятельности, число детей этого уровня увеличилось с 9% до 28%.

Резюмируя изложенный материал третьей главы можно сделать следующие выводы:

1. Произошедшие позитивные изменения в самостоятельности старших дошкольников свидетельствуют об эффективности разработанной нами технологии обучения оригами, а способность старших дошкольников складывать конструкции из бумаги по схеме-чертежу открывает дальнейшие возможности и перспективы в этом направлении работы.

2. Более высокие уровни самостоятельности детей экспериментальной группы дают нам основание считать, что наша гипотеза полностью подтверждена, разработанная технология формирования детской самостоятельности в художественном ручном труде (оригами) эффективна, и ее можно рекомендовать в массовую практику работы дошкольных образовательных учреждений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты педагогического эксперимента подтвердили корректность выдвинутой гипотезы и позволили сформулировать следующие выводы:

1. В ходе исследования была изучена и выявлена степень разработанности проблемы в научно-методической литературе. Исследованием показано, что формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста в художественном ручном труде (оригами) требует серьезного теоретического осмысления.

2. Художественный ручной труд и, в частности, конструирование из бумаги по типу оригами заключают в себе большие возможности для формирования самостоятельности дошкольников: оригами входит в область детских интересов и привлекает их неисчерпаемыми комбинаторными возможностями, а также направленностью на получение определенного материального продукта — готовой игрушки из бумаги/ содержание этого вида труда требует освоения детьми комплекса разнообразных интеллектуальных и практических умений/ структура оригами содержит все компоненты деятельности от целеполагания, исполнительской части до получения наглядного результата и его оценки.

3. Конкретизирована сущность понятия «самостоятельность старших дошкольников в художественном ручном труде. Обозначаемое им качество личности проявляется в интересе к художественному ручному труду (оригами), умении детей действовать без помощи взрослого при выборе содержания, средств и способов выполнения конструктивных заданий.

4. На основе теоретических положений определены и в процессе эксперимента апробированы критерии сформированности самостоятельности старших дошкольников в художественном ручном труде (оригами), которые позволили выделить три уровня детской самостоятельности в художественном ручном труде (оригами).

5. Разработаны и экспериментально проверены педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования самостоятельности у старших дошкольников в художественном ручном труде (оригами). В качестве наиболее значимых из них выдвинуты: 1) использование разработанной нами технологии обучения старших дошкольников оригами направленной на формирование самостоятельности как качества личности. Предложенная нами технология включает следующие компоненты: формирование интереса к оригами и специальных знаний и умений, необходимых в качестве базовых в конструктивной деятельности/ формирование умений «читать» технологическую карту и выполнять на ее основе различные конструктивные задания/ самостоятельное выполнение конструктивных заданий без опоры на технологическую карту/ 2) применение определенной тактики педагогического руководства, в основе которого лежит индивидуально-дифференцированный подход к детям с учетом исходного уровня их самостоятельности и общего уровня развития/ 3) создание обогащенной вариативной педагогической среды, открывающей дошкольником возможности самостоятельного выбора содержания конструктивной деятельности, способов и средств ее осуществления .

6. Эксперимент выявил, что в процессе формирования самостоятельности происходят важные личностные изменения детей: по мере освоения художественного ручного труда (оригами) дошкольник становится полноправным субъектом деятельности, самостоятельно определяет цель, предвидит последовательность, способы и средства ее реализации, практически воплощает собственный замысел. Мы отметили, что дошкольники становятся более уверенными и независимыми в своих действиях/ им доставляет огромную радость самостоятельно найденный выход из трудных ситуаций, привлекает возможность творческого поиска в конструировании из бумаги по типу оригами.

Был зафиксирован рост уровней самостоятельности практически у всех дошкольников экспериментальных групп, достижение большинством детей среднего и высокого уровней самостоятельности. Этот рост по всем показателям является еще одним подтверждением правомерности разработанного комплекса педагогических условий, обеспечивающего эффективность процесса формирования самостоятельности у старших дошкольников в художественном ручном труде.

Проведенное исследование не исчерпало всех аспектов проблемы формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста в художественном ручном труде. Дальнейшее направление нашей работы мы видим в разработке системы конструктивных заданий и пакета технологических карт для детей более младшего возраста, максимально активизирующих их самостоятельность. Представляет научный интерес, в частности, и такой ее аспект как использование художественно ручного труда (оригами) в реабилитационной работе с детьми, имеющими отклонения в развитии .

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Н. Роль ведущей деятельности в развитии генетических основ личности у детей 1 года жизни //Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе.- М., 1976.
  2. E.JI. Использование специфики возраста в формировании мышления старших дошкольников /./Исследование проблем дошкольного воспитания в трудах молодых ученых. М., 1985. — С. 3−5.
  3. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам /Под ред. А. Г. Хрипковой, М. В. Антроповой. М.: Педагогика, 1982. — 240с.
  4. JI.M. Формирование мыслительной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ереван, 1992. 19с.
  5. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении /Под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984.- 176с.
  6. Т.А. Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста. М., 1987. — 132с.
  7. В.А. Влияние форм организации совместного труда старших дошкольников на межличностные отношения: Дисс. канд. психол. наук. Мн., 1985. — 190с.
  8. Ш. А. Здравствуйте, дети! М.: Просвещение, 1988. — 208с.
  9. Ш. А. Как живете, дети? М.: Просвещение, 1986. — 175с.
  10. Ш. А. Личностн’о-гуманная основа педагогического процесса. Мн.: Университетское, 1990.
  11. .Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность //Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1980. -С. 124−178.
  12. .Г. Психология и проблемы человекозна-ния. М. — Воронеж, 1996. — 383с.
  13. .Г. Психология педагогической оценки. /./Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 2. М.: Педагогика, 1980. — С. 128−267.
  14. . Г. Человек как предмет познания. -Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. 339с.
  15. Е.А. Влияние воспитателя и сверстников на самооценку детей старшего дошкольного возраста: Ав-тореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1983. — 19с.
  16. В. Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. — 368с.
  17. С.Ю., Афонькина Е. Ю. Игрушки из бумаги. Спб.: Издательский дом «Литера», 1999. — 192с.
  18. С.Ю., Афонькина Е. Ю. Игры и фокусы с бумагой. М.: Рольф, АКИМ, 1999. — 192с.
  19. С.Ю., Афонькина Е. Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы. М.: Аким, 1998. — 208с.
  20. Т.И. Повышение эффективности подготовки детей к школе в детском саду //Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду. Л., 1989. — С. 40−50.
  21. Т.И. Содержание готовности к школьному обучению //Формирование системных знаний и умений у детей в детском саду: Межвуз. сб. научн. тр. Л., 1987.
  22. Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности //Вопросы психологии. 198 9.1. С. 92−100.
  23. А. С. Ситуация успеха. Как ее создать.-М.: Просвещение, 1991.- 176с.
  24. А.С., Бараковская Н. И. и др. Основы педагогических технологий: Краткий толковый словарь /Под ред. А. С. Белкина. Екатеринбург, 1995. — 22с.
  25. Н.А. Самопознание. Н., 1991.
  26. В. О. Интересы, их взаимодействие и функции: Дисс. д-ра философ, наук. М., 1988. -313с.
  27. В. Из листа бумаги //Семья и школа. 1983−1985гг.
  28. Н.М. Формирование познавательных интересов учащихся подготовительных классов в процессе знакомства с окружающим миром: Дисс. канд. пед. наук. -Киев, 1984. 168с.
  29. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 270с.
  30. З.А. Чудесные поделки из бумаги: Кн. Для воспитателей детского сада и родителей. М.: Просвещение, 1992. — 208с.
  31. Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества Ростов н/Д., 1983. — 96с.
  32. Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М.: АПН РСФСР, 1959. — 345с.
  33. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464с.
  34. А.К. Развитие самостоятельности мышления детей подготовительной к школе группы: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1974. — 16с.
  35. Н.В. Формирование самостоятельности у старших школьников: На примере взаимосвязи проблемы обучения и комсомольской работы: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Волгоград, 1982. — 16с.
  36. Бумажная пластика. М., 1990.
  37. Р. С. Теория и методика воспитания у детей нравственно-волевых качеств в детском саду: В 5-ти ч. -М., 1986.
  38. Т.В. Формирование самостоятельности младших школьников в учебной деятельности //Младшие школьники как субъект педагогического воздействия. -Л., 1989. С. 93−103.
  39. Г. В. Воспитание самостоятельности и активности у детей 5−7 лет в условиях учреждения школа -детский сад: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Мн., 1993. — 24с.
  40. П.Н. Психологические особенности Формирования самостоятельности учащихся 5−8 классов на самоподготовке в школе продленного дня: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Л., 1975. — 19с.
  41. Возрастные особенности психического развития детей. Сб. науч. тр. /АПН СССР НИИ общ. и пед. психологии /Отв. ред. М. В. Дубровина, М. И. Лисина. М., 1982. — 164с.
  42. Т.В. Формирование самостоятельности в пении детей 5-го и 6-го года жизни: Автореф. дисс... канд. пед. наук. М., 1970. — 15с.
  43. Д.И. Формирование деятельности планирования как основы творческой деятельности дошкольника //Умственное воспитание детей в детском саду. JI., 1931. — С. 144−157.
  44. Д.И. Коллективное планирование как эффективное средство повышения умственной активности детей 5−6 лет //Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Л., 1976.
  45. Д.И. Планирование детьми дошкольного возраста в продуктивной деятельности как условие оптимизации учебного процесса //Оптимизация учебно-воспитательного процесса в детском саду. Л., 1985.
  46. Д.И. Формирование у детей старшего дошкольного возраста умений коллективно планировать совместную деятельность на материале аппликации: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Л., 1975. — 23с.
  47. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях /Под ред. Н. М. Щелованова и др. М.: Медгиз, 1960. — 346с.
  48. Воспитание самостоятельности и активности учащихся /Под ред. Г. И. Щукиной. //Ученые записки /ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1966. — Т. 297. воспитания самостоятельности у детей младшего школьного возраста: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Мн., 1973. — 23с.
  49. Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология ./'Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. — 432с.
  50. Л.А. Воспитание самостоятельности в поведении у младших школьников /./Воспитание и развитие детей в процессе начального обучения /Под ред. А. И. Сорокиной, К. Т. Голенкиной. М.: АПН РСФСР, 1960. -С. 312−342.
  51. .Г. Конструирование из бумаги. Магнитогорск, 1985. — 37с.
  52. . Г. Конструирование из бумаги: справочник. Ташкент, 1988. — 33с.
  53. С.Ф. Формирование ответственного отношения к труду у младших школьников: Автореф. Мн, 1985. — 17с.
  54. М.А. Теоретические основы формирования творческой личности школьника в процессе политехнической подготовки: Автореф. д-ра пед. наук. М., 1988. 30с.
  55. П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — 150с.
  56. П.Я. Психологическое исследование мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий //Исследования мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. — С. 236−277.
  57. Ш. И. Воспитание активности и самостоятельности как черты личности учащихся //Ученые записки /ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1966. — Т. 297.
  58. Г. Н. О доверии к детям //Дошк. воспитание. 1965. — № 7. -С. 39−40.
  59. Г. Н. Самостоятельность младших дошкольников и ее влияние на развитие детских взаимоотношений //Нравственное воспитание дошкольников: Младший и средний дошкольный возраст /Под ред. В. Г. Нечаевой. М.: Педагогика, 1972. — С. 83−111.
  60. Г. Н. Формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в процессе воспитания и обучения: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1969. — 22с.
  61. Т.И. Подражание и его влияние на становление взаимоотношений детей младшего дошкольного возраста //Нравственное воспитание дошкольников: Младший и средний дошкольный возраст /Под ред. В. Г. Нечаевой. М.: Педагогика, 1972. — С. 199−222.
  62. З.А. Умственное развитие детей 6−7 лет в процессе решения математических занимательных задач: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Л., 1970. — 22с.
  63. Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. М.: Академия, 1998. — 272с.
  64. Т.В. Психологический анализ кризиса 3-х лет: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1988. — 22с.
  65. Т. В. Развитие самостоятельности как свойства личности на ранних этапах онтогенеза //Новые исследования в психологии. 1988. — № 1 (38). — С. 5660.
  66. Т.В. Что такое самостоятельный ребенок //Дошк. воспитание. 1988. — № 11. — С. 60−64.
  67. Т.В., Елагина М. Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет //Вопросы психологии. 1987. — № 5. — С. 78−85.
  68. В.В. Проблемы развивающего обучения. -М.: Педагогика. 1986. 240с.
  69. З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. Л., 1978. — 143с.
  70. М.И. Формирование самостоятельности младших школьников в процессе обучения: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Киев, 1982. — 18с.
  71. М.З. Зависимость познавательной самостоятельности от содержания и организации деятельности (на материале обучения математике детей 6-ти летнего возраста: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ташкент, 1984. — 22с.
  72. Ю.Н. Психологические основы самостоятельности как свойства личности //Ученые записки /ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1964. — Т. 254.
  73. Г. И. 100 оригами Ярославль: Академия развития, Академия К0' 1999. — 224с.
  74. З.В. Дневник матери. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1987. — 37с.
  75. Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. М., 1991.
  76. А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника //Эмоциональное развитие дошкольника /Под ред. А. Д. Кошелевой. М.: Просвещение, 1985. — С. 828 .
  77. Л.А. Формирование самоконтроля при организации учебной деятельности на уроках труда //Психология формирования личности и проблемы обучения: Сб. науч. тр. /Под ред. Д. Б. Эльконина, М. В. Дубровиной. М., 1980. — С. 127−132.
  78. А. В. Психологические условия формирования познавательного интереса в процессе обучения //Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. М., 1980. — С. 117−122.
  79. А.В., Тагиева Г. Б. Самооценка как фактор психологической готовности к школьному обучению.: Структура и содержательная характеристика самоорганизации старшего дошкольника //Новые исследования в психологии. 1985. — № 2. /'33/'. — С. 22−25.
  80. В.Н. Воспитание самостоятельности у детей 5-го и б-го года жи’зни в процессе занятий по рисованию: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1986. — 16с.
  81. Ф.В. Воспитание самостоятельности и инициативы у детей старшего дошкольного возраста в конструктивно-игровой деятельности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Д., 1967. — 18с.
  82. Изучение мотивации поведения детей и подростков /Под ред. Л. И. Божович. М., 1972.
  83. B.C. Формирование личности школьника: (целостный процесс). М.: Педагогика, 1984. — 144с.
  84. Т.Е. Формирование самостоятельности как интегрального качества личности подростков: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ростов н/Д, 1990. — 18с.
  85. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. М.: Знание, 1981. — 96с.
  86. К.А. О формировании ответственности у детей 6−7 лет //Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1968. — С. 328−353.
  87. А.Г. Личность воспитывает себя. М.: Политиздат, 1983. — 256с.
  88. А.Г. О стадиях подражательной деятельности ребенка .//Вопросы психологии личности: Сб. статей //Под ред. Е. И. Игнатьева. М.: Учпедгиз, I960.- С. 146−159.
  89. А. Г. Психология личности 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1970. — 394с.
  90. А.Г. Психология личности. -М.: Просвещение, 1965. 288с.
  91. А.Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. //Характер. JI., 1957. — С. 152.
  92. Я.Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М.: Просвещение, 1988. — 190с.
  93. Кон И. С. Психология самостоятельности //Педагогика здоровья. М., 1992. — С. 268−274.
  94. Е.Л. Формирование самостоятельности дошкольников в семье и в детском саду: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Киев, 1978. — 23с.
  95. Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 1991. -150с.
  96. Н.С. Формирование у детей 6−7 лет умения организовать свою деятельность: Дисс. канд. пед. наук. М., 1991.
  97. Л.Ю. Формирование творческой самостоятельности подростков в учреждениях дополнительного образования детей: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Челябинск, 1997. 2 4с.
  98. В.А. Психология. М.: Просвещение, 1986. — 336с.
  99. В. А. Самостоятельность //Психология /Под ред. А. А. Смирнова. М., 1962.
  100. Л.М. Воспитание у младших школьников самостоятельности как черты личности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1978. — 13с.
  101. К. П. Формирование самостоятельности у старших дошкольников в условиях совместной деятельности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1971. — 18с.
  102. К. П. Характеристика самостоятельности в индивидуальной и совместной деятельности //Ученые записки /Пермского гос. пед. ин-та. Пермь, 1971. — Т. 74. — С. 27−42.
  103. Л. Древнее и всегда современное оригами // Обруч. 1995. — № 2. — С. 5 4−58.
  104. Н.Д. Вопросы психологии характера. М.: Учпедгиз, 1956. — 368с.
  105. Н.Д. Детская и педагогическая психология. М.: Учпедгиз, 1960. — 428с.
  106. А.Н. Проблемы развития психики: 4-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — 584с.
  107. И.Я. Критерии уровней познавательной самостоятельности //Новые исследования в педагогических науках. М., 1974.
  108. М.И. Генезис форм общения у детей //Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978. -С. 268−294.
  109. З.В. Конструирование. М.: Просвещение, 1981. — 159с.
  110. Э.А. Формирование организованности у детей старшего дошкольного возраста (седьмой год жизни): Автореф. дисс... канд. пед. наук. М. ,
  111. В.И. Формирование системности знаний у детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. канд. докт. пед. наук. Л., 1984. — 40с.
  112. В.И., Крулехт М. В. Взаимосвязь познавательной и трудовой активности детей дошкольного возраста //Психолого-педагогические материалы формирования качеств социально активной личности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1986.
  113. А.А. Детская психология. М.: Просвещение, 1971. — 415с.
  114. А.А. Очерки психического развития ребенка. М.: Просвещение, 1965. — 363с.
  115. М.Ф. Внеклассная работа как средство воспитания самостоятельности у детей младшего школьного возраста: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Мн., 1973. 23с.
  116. Л.М. Формирование познавательных интересов у старших дошкольников в процессе организации элементарной деятельности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Л., 1975. — 24с.
  117. С. А. Воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1987. -25с.
  118. А. И. Воспитание организаторских умений у детей 6−7 лет: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1996. — 21с.
  119. A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности //Вопросы психологии. 1982. — № 4. — С. 5−17.
  120. Д.В. Воспитателю о детской игре. М.: Просвещение, 1982. — 128с.
  121. Н.А. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет. М.: Институт практической психологии, 1996. — 185с.
  122. Методические рекомендации по исследовательской работе «Личностный подход в исследовании» /Мн. гос. пед. ин-т /Сост. А. И. Кочетов. Мн., 1980. -57с.
  123. З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М.: Просвещение, 1990. — 94с.
  124. Молнар Иштван. Некоторые особенности самостоятельности подростков: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Л., 1965. — 24с.
  125. М. Метод научной педагогики, применяемый к детям дошкольного возраста в Домах ребенка. М., 1915.
  126. Г. И. Самооценка как фактор регуляции морального поведения дошкольника: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Л., 198 5. — 24с.
  127. А. Г. Человек как предмет философского познания. М.: Мысль, 1972. — 190с.
  128. Н.И. Психологических^ анализ состояний психической напряженности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1970. 18с.
  129. .М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1987. — 255с.
  130. В. Г. Нравственное воспитание в детском саду. 2-е изд. — М.: Учпедгиз, 1961. — 160с.
  131. .П. Развивающие игры. М.: Педагогика, 1981. — 120с.
  132. С.М. Некоторые педагогические условия и средства формирования самоорганизации у детей шестого года жизни /./Нравственное воспитание дошкольника: Сб. научн. тр. Л., 1975. — С. 126−138.
  133. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника /Под ред. М. И. Лисиной. М., 1974.
  134. Т. В. Воспитание самостоятельности и инициативы у учащихся в процессе трудового обучения: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Тбилиси, 1964. — 16с.
  135. С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов /Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Рус. яз, 1986. — 797с.
  136. Е.А. О некоторых материалах изучения самооценки дошкольника //Психология: Респ. межвед. науч. сб. /Мн. пед. ин-т. Мн, 1987. — Вып. 8: Психологическое формирование личности детей дошкольного и младшего школьного возраста. — С. 10−17.
  137. Л. А. Конструирование из строительных материалов как средство умственного развитиядетей дошкольного возраста: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1979. — 28с.
  138. JI.A., Сафонова О. А. Проблема формирования обобщенных способов действий у детей старшего дошкольного возраста (на материале конструирования) //Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников. М., 1985. — С. 3−8.
  139. Педагогическая энциклопедия: В 4-х. т. Т. 3. Н-СМ. М.: Сое. энциклопедия, 1966. — 880с.
  140. Педагогические и психологические проблемы руководства игрой дошкольника /Под ред. А. В. Запорожца. М., 1979.
  141. Первоначальное обучение и воспитание детей. Первый класс /Под ред. Б. Г. Ананьева, А. И. Сорокиной. М., Изд-во АПН, — 1958. — 672с.
  142. А. В. Личность в психологии с позиций системного подхода //Вопросы психологии. 1981. № 1. — С. 57−66.15 4. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. — 255с.
  143. С. А. Воспитание инициативы у учащихся 3-х классов. Дисс. канд. пед. наук. М., 1954.15 6. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980. — 240с.
  144. П.И., Коротяев В. И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении. М., 1978. -77с.
  145. Л.М. Развитие самостоятельности как черты личности у учащихся старших классов: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Л., 1966. — 24с.
  146. К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972. — 216с.
  147. К. К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. — 254с.
  148. Г. С. Формирование самостоятельности в деятельности младшего школьника: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Минск, 1990. — 17с.
  149. Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977. — 271с.
  150. Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников //Вопросы психологии. 1990.1. С. 16−19.
  151. Я. А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. — 280с.
  152. А. И. Развитие самостоятельности младших школьников при организации коллективных занятий: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1992. -20с.
  153. Порембская J1.A. Бытовой труд как средство воспитания самостоятельности детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. канд. пед. наук. JI., 1953. — 19с.
  154. Л.А. Бытовой труд как средство воспитания самостоятельности детей дошкольного возраста //Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1956.1. Т. 12 6.
  155. A.M. К проблеме исследования самооценки личности //Личность в системе коллективных отношений: Тез. докл. Всесоюзн. конф. Курск, 20−22 мая 1980. М., 1980. — С. 198−199.
  156. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект /Под ред. Н. Н. Поддъякова, Н. Я. Михайленко. М.: Педагогика, 1987. — 190с.
  157. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе /Под ред. А. Коссаковски и др. М.: Педагогика, 1981. — 224с.
  158. Психология /Под ред. А. А. Смирнова и др. -М.: Учпедгиз, 1962. 559с.
  159. Психология и педагогика игры дошкольника /Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. М.: Просвещение, 1966. — 351с.
  160. Психология личности и деятельности дошкольника /Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1965. — 295с.
  161. Психология личности и педагогическая психология: Теорет. и эксперим. исслед.: Сб. ст. /Ред. А. И. Щербаков и др. //Ученые записки /ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1971. — Т. 445. — 282с.
  162. Развитие общения у дошкольников /Под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. М.: Педагогика, 1974. -288с.
  163. Развитие ребенка: Пер. с англ. М. С. Роговина /Под ред. А. В. Запорожца, Л. А. Венгера. М.: Просвещение, 1968. — 192с.17 9. Рейнвальд Н. И. Психология личности. М.: Изд-во Ун-та Дружбы народов, 1987. — 196с.
  164. Роль игры в воспитании детей /Под ред. А. В. Запорожца. М., 1976.
  165. JI.A. Самостоятельность личности в познании и общении. Ростов н/Д., 1975. — 296с.
  166. Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и на оценку другими людьми ./'/'Изучение мотивации поведения детей и подростков /Под ред Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. М.: Педагогика, 1972. — С. 81−112
  167. П. Г. Развитие самостоятельности детей в творческой ролевой игре ././Психология и педагогика игры дошкольника: Материалы симпозиума /Под ред. А. В. Запорожца и др. М.: Просвещение, 1966. — С. 164 172 .
  168. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников /Под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1980. — 208с.
  169. О. А. Педагогические условия формирования самостоятельного конструирования из Оумаги у детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1991. — 18с.18 9. Селиванов В. И. Воспитание воли школьника. М.: Учпедгиз, 1949. — 204с.
  170. В.И. Психология волевой активности: Лекции по спец. курсу. Рязань, 1974. — 150с.
  171. Семейное воспитание: Краткий словарь /Сост. И. В. Гребенников и др. М.: Политиздат, 1990. -319с.
  172. Т. В. Особенности взаимоотношений на занятиях по труду //Дошк. воспитание 1990. — № 5. -С. 50−53.
  173. Д. В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. М.: Просвещение, 1987. — 96с.
  174. Т.Б. 365 моделей оригами. М.: Рольф, Айрис-Пресс, 1999. — 288с.
  175. М.Н. Использование пооперационных карт в обучении старшего дошкольника умению планировать поделку из бумаги //Формирование системных знашда и умений у детей в детском саду. Л., 1987. — С. 114 124 .
  176. М.Н. Формирование самостоятельности у детей 6 года жизни в конструктивных играх: Автореф. дисс. канд. пед. наук. СПб., 1992. — 16с.
  177. В.И., Исаев Е. И. Психология человека. М.: Школа-Пресс, 1995. — 384с.
  178. В. А. Сердце отдаю детям. Киев: Рад. школа, 1973. 244с.
  179. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение,
  180. Т.И. Оригами и развитие ребенка: Популярное пособие для родит, и педагогов. -Ярославль: Академия развития, 1997. 221с.
  181. Л.П. Проблемы обучения детей дошкольного возраста: Сб. науч. тр. /Ростовский гос. пед. ин-т. Ростов н/Д, 1974. — 70с.
  182. Г. В. Формирование творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1989. — 16с.
  183. А.П. К вопросу о характеристиках творческих игр детей и правилах руководства ими //Ученые записки /ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1947. -Т. 56. — С. 117−124.
  184. А.П. Обучение в детском саду. М.: Просвещение, 1970. — 206с.
  185. А.П. Роль игры в воспитании детей. -М.: Просвещение, 1976. 96с.
  186. А.П., Запорожец А. В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника //Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду /Под ред. А. П. Усовой и Н. П. Сакулиной. М.: Просвещение, 1965. — С. 3−18.
  187. Уши не кий К. Д. Сочинения. М. — Л., 1950. — Т. 8 .
  188. Г. Н. Воспитание личности школьника. М.: Педагогика, 1985. — 223с.
  189. Философский словарь /Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991. — 560с.
  190. Формирование интереса к учению у школьников /Под ред. А. К. Макаровой. М.: Педагогика 1986.190с.
  191. Ф. Воспитание человека. М., 1913.
  192. Ф. Детский сад. М., 1913.
  193. Фурмина J1.C. Роль предметно-игровой среды в развитии самостоятельной театрально-игровой деятельности детей 5−6 лет //Воспитание самостоятельности и активности у детей дошкольного возраста. М., 1973.
  194. И. С. Формирование самоорганизации у детей дошкольного возраста в подвижных играх: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1969. — 22с.
  195. Цветана, Мирчева. Оригами. София, 1989.- 78с.
  196. Д. И. Дидактическая игра как средство развития мышления детей дошкольного возраста //Новые исследования в психологии. 1983. — № 2.1. С. 20−23.
  197. Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М.: Интерпракс, 1995. — 288с.
  198. Н.А. Развитие воли у дошкольников.- Мн.: Нар. асвета, 1991. 112с.
  199. Человек: Философские аспекты сознания и деятельности /Под ред. Д. И. Широканова, А. И. Петрущик.- Мн., 198 9. 206с.
  200. И. И. О психологических предпосылках самовоспитания //Психол. журнал. 1980. — Т. 1, № 4 — С. 64−71.
  201. Шибанова Н. Я. Воспитание самостоятельности в рисовании у детей младшего дошкольного возраста
  202. Ученые записки /Пермского гос. пед. ин-та. Пермь, 1971. — Т. 74. — С. 43−63.
  203. Щербаков А. Н Развитие познавательной самостоятельности и активности школьника центральная проблема педагогической психологии //Материалы научно-теоретической конференции. — Л., 1967.
  204. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. — 351с.
  205. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986. -14 4с.
  206. Д. Б. Психологические аспекты проблемы готовности к школьному обучению //Воспитание и обучение старших дошкольников в детском саду. М.: Просвещение, 1974. — С. 6−7.
  207. Д.Б. Психология игры. М.: Вла-дос, 1999. — 360с.
  208. Д.Б. Размышление над проектом. //Коммунист. 1984. — № 3. — С. 58−67.
  209. Н.Г. Воспитание самостоятельности младших школьников во внеучебной деятельности в условиях группы продленного дня: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 197 8. — 20с.
  210. Chatani, Masahiro. Treeting cards: A creative personal touch for every occasion. Tokyo, 1986.
  211. Honda, Isao, Origami Festival. Tokiyo, Japan puble, 1969. — 24c.
  212. Honda, Isao, Origami, holiday. Tokiyo, Japan puble, 1967. — 24c.
  213. Kawai Toyoaki. Creative origami. Osaha, 1977.
  214. Methen Sigrig. Teschittenes papier. Callwey, 1978.
  215. Veseli Origami, Sun Printing Co, Ltd, Kuoto, 1969. 18c.
  216. Yoshizawa Ahira. Origami museum. Tokyo, 19 873 А Йч и к
Заполнить форму текущей работой