Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление конкурентоспособностью промышленного предприятия: На примере объединений машиностроения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ценность хозяйствующего субъекта определяется его конкурентными позициями на рынке, которые формируются под влиянием совокупности факторов, объединяемых в критерии: тип рынка и конкурентный статус предприятия. В свою очередь, тип рынка количественно оценивается темпами роста рынка, а качественно — уровнем прибыльности (рентабельности) данной сферы деятельности. Для характеристики конкурентного… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
    • 1. 1. Эволюция концепции конкуренции
    • 1. 2. Особенности формирования и условия реализации конкурентоспособности предприятия
    • 1. 3. Управление конкурентоспособностью как элемент стратегии предприятия
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
    • 2. 1. Критерии оценки конкурентоспособности предприятия
    • 2. 2. Система показателей оценки конкурентоспособности предприятия
    • 2. 3. Методика оценка конкурентоспособности предприятия--------------------И О
  • ГЛАВА 3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
    • 3. 1. Ситуационный анализ конкурентоспособности предприятия
    • 3. 2. Методические основы прогнозирования конкурентоспособности предприятия

Управление конкурентоспособностью промышленного предприятия: На примере объединений машиностроения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В проекте «Стратегия развития Российской Федерации до 2010 г.», представленном фондом «Центр стратегических разработок», отмечается [10, с. 95−96], что в настоящее время перед российской экономикой стоит реальная угроза оказаться в числе стран, чье влияние на развитие мировой экономики является незначительным. Продолжает снижаться доля России в мировом производстве и торговле, все большее число стран опережает Россию по интегрирующему показателю — валовому внутреннему продукту на душу населения, уровню и качеству жизни. В России практически незаметны наметившиеся в большинстве стран тенденции глобализации, становления постиндустриальной, информационной экономики.

При неизменной экономической политике Россия будет неизбежно попадать в ловушки мировых финансовых кризисов и неблагоприятной конъюнктуры на внешних рынках сырья. Спрос на российские товары и услуги будет снижаться, как в результате дальнейшего падения конкурентоспособности продукции, так и по мере экономической и политической консолидации в Европе.

Не менее серьезны внутренние угрозы экономическому развитию страны. В последние 25 лет в стране наблюдается сокращение основного капитала и нарастающее технологическое отставание от развитых стран. Уже в среднесрочной перспективе мы столкнемся как с ограничениями эффективных производственных фондов, так и с энергетическими ограничениями на сколько-нибудь существенный экономический рост.

При этом объективно в России существуют предпосылки для ускоренного экономического развития. Основные причины, которые не дают возможности реализовать имеющийся у страны потенциал, можно сгруппировать в три основные категории:

• неблагоприятный деловой климат, общие условия хозяйствованиячто проявляется, прежде всего, в излишнем вмешательстве государства в хозяйственную деятельность и, одновременно, — в его недостаточной роли в обеспечении базовых рыночных условий защиты прав собственности и создании равных условий конкуренции;

• обременительная для общества государственная финансовая система: уровень фискального давления и объем декларируемых обязательств государства чрезвычайно велик, а реальные финансовые поступления и обслуживаемые обязательства существенно ограничены;

• неэффективная структура экономики, в которой преобладает производство товаров с низкой долей добавленной стоимости (главным образом, сырьевых) и нерыночных услуг.

По мнению разработчиков проекта [10, с. 118], неравные условия конкуренции справедливо рассматриваются как одно из фундаментальных препятствий экономического роста в России, в качестве причины низкого относительного уровня производительности используемых ресурсов. Неравные условия конкуренции существенно искажают стимулы хозяйствующих субъектов. В конечном счете — это вызов России как единой экономической системе.

Анализируя сложившуюся ситуацию, специалисты фонда «Центр стратегических разработок» отмечают, что в настоящий момент, в отличие от всех предыдущих периодов, создалась ситуация, открывающая возможность для успешного проведения модернизации экономики с минимальными социальными издержками. Сегодня наблюдается промышленный рост, увеличение инвестиций, рост налоговых поступлений, снижение бюджетного дефицита, низкая инфляция, растущие золотовалютные резервы, укрепляющий свою покупательную способность рубль. В российской экономике сложился и окреп новый рыночный сектор, способный мобильно реагировать на изменение экономических параметров — так же, как реагируют участники рынка во всем мире.

Не преувеличивая, можно сказать, что центральной экономической проблемой каждой страны должна быть способность ее экономики развиваться таким образом, чтобы фирмы получали более глубокие конкурентные преимущества и повышали производительность. Только таким путем можно достичь повышения уровня жизни и экономического процветания. Процесс экономического подъема страны непосредственно зависит от того, в какой мере фирмы работают над совершенствованием технологии и стратегией достижения превосходства над совершенствующимися международными конкурентами [85, с. 13].

Кардинальное решение проблемы конкурентоспособности неразрывно связано с судьбой российской экономики, ее достижениями на пути к рыночному типу хозяйствования и более глубокой интеграции в систему мирового хозяйства. Несмотря на все усилия правительства Российской Федерации, предпринятые в последние годы по реформе экономики, механизмы здоровой конкуренции до настоящего времени так и не заработали.

Так, в конце 1995 года Всемирный экономический форум и международный институт менеджмента и развития подготовили доклад об уровне конкурентоспособности 48 стран мира [85, с. 20]. Он основан на данных, 4 представленных 23-мя международными экономическими институтами. При распределении стран по уровню конкурентоспособности были использованы 380 критериев экономической, социальной и политической сфер, а также мнения международных экспертов. Включенная впервые в список наиболее конкурентоспособных стран мира Россия заняла последнее, 48-е место.

За период, прошедший со дня констатации этого неутешительного факта, российская экономика почти не продвинулась по пути решения данной проблемы. Более того, специалисты отмечают тревожную тенденцию: на фоне сокращения экспортных возможностей, в последние годы прежде всего в обрабатывающей промышленности, снизилась конкурентоспособность российских товаропроизводителей на внутреннем рынке, что делает их уязвимыми для иностранных конкурентов и сильно затрудняет переход России к открытой экономике.

Таким образом, представляется вполне обоснованной актуальность выбранной темы.

Исследованию проблемы конкурентоспособности посвящены труды многих зарубежных ученых, среди которых заслуженным авторитетом пользуются такие авторы как М. Портер, И. Ансофф, Р. Уотермен, Ф. Котлер, Б. Карлоф, Ж.-Ж. Ламбен, П. Друкер, Дж. Стиглер, Дж. Хикс, П. Самуэльсон, К. Эрроу и многие другие.

В последние годы отмечен активный интерес к данной проблеме отечественных исследователей, что нашло свое отражение в трудах Г. Л. Лзоева, А. Ю. Юданова, Н. К. Моисеевой, Г. Г. Абрамишвили, И. Д. Иванова, И.В. Староду-бовской, Ю. П. Анискина, И. А. Спиридонова, Ю. Б. Рубина, В. В. Шустова, М. Г. Долинской, И. А. Соловьева, A.M. Яковлева, Е. П. Голубкова, Ю. П. Коробова, Э. А. Уткина, Р. А. Фатхутдинова и многих других.

Несмотря на наличие значительного числа публикаций по данной проблеме, их анализ позволяет утверждать, что ввиду сложности и многогранности категории конкурентоспособности не все аспекты исследованы и разработаны в должной мере, что и определило выбор темы диссертационного исследования, а также послужило основой для формулирования его цели.

Целью диссертационного исследования является анализ теоретических основ управления конкурентоспособностью промышленного предприятия и совершенствование методических подходов к ее оценке и прогнозированию.

Поставленная цель обусловила необходимость решения в рамках диссертационного исследования следующих задач.

• Исследование развития конкуренции и уточнение понятия «конкурентоспособность предприятия».

• Исследование и классификация конкурентных стратегий развития предприятия.

• Исследование механизма формирования конкурентоспособности предприятия.

• Выявление и группировка основных факторов, обеспечивающих повышение конкурентоспособности предприятия.

• Исследование методических подходов и формирование системы показателей для комплексной оценки конкурентоспособности предприятия.

• Разработка методики прогнозирования конкурентоспособности предприятия.

Объектом исследования являются промышленные предприятия г. Владимира и Владимирской области.

Предметом исследования являются теоретические и методические аспекты разработки стратегии предприятия, обеспечивающие укрепление его конкурентного положения на рынке.

Теоретической и методологической основой диссертационной работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых по исследуемой проблеме. Методологическую базу исследования составляют материалистический подход, методы системного, статистического, логического, структурного анализа, метод экспертных оценок.

Информационную основу диссертационной работы составили статистические данные: о развитии экономической ситуации в стране и на международных рынкахплановые и отчетные данные о деятельности конкретных предприятийаналитические материалы научно-исследовательских, опытно-конструкторских, консалтинговых организаций.

Научная новизна работы состоит в следующем.

• Предложена уточненная формулировка категории «конкурентоспособность предприятия».

• Выявлены основные аспекты процесса развития конкурентоспособности предприятия и разработана структурно-логическая схема механизма ее формирования.

• Обоснованы критерии оценки конкурентоспособности предприятия и определена система оценочных показателей, наиболее полно характеризующих конкурентоспособность предприятия.

• Обобщены методы оценки конкурентоспособности предприятия и предложен метод комплексной оценки конкурентного положения предприятия.

• Предложена методика разработки прогноза конкурентного положения предприятия, рекомендуемая при обосновании стратегических планов развития промышленного предприятия.

Теоретическая значимость результатов исследования обусловлена вкладом автора работы в развитие недостаточно изученных в отечественной науке теоретических и методических проблем управления конкурентоспособностью промышленных предприятий.

Практическое значение разработанных автором методических положений и рекомендаций по оценке уровня конкурентоспособности промышленных предприятий, прогнозированию конкурентного положения предприятия в реальных рыночных условиях могут быть применены при формировании стратегии развития хозяйствующих субъектов.

Апробация работы и использование ее результатов. Основные положения диссертационного исследования изложены в докладах и выступлениях на международных и межрегиональных научно-практических конференциях: «Проблемы управления на рубеже веков: экономика, управление, информатика» (Владимир, 1999), «Управление развитием региона и города» (Москва, 1999), «Современные проблемы: экономика и управление» (Владимир, 2000), «История управленческой мысли и бизнеса. Государственное управление и предпринимательство: вчера, сегодня, завтра» (Москва, 2000).

Теоретические и методические положения диссертационной работы используются в процессе преподавания дисциплин: «Маркетинговые исследования», «Стратегический маркетинг» во Владимирской государственном университете.

Отдельные положения диссертации были приняты к реализации на предприятиях г. Владимира и Владимирской области: ООО «Завод Автоприбор» (г. Владимир), ОАО «ОСВАР» (г. Вязники), ОАО «Автосвет» (г. Киржач).

Результаты диссертационного исследования нашли свое отражение в 7-ми публикациях общим объемом 2,6 п.л.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Конкуренция выступает в качестве одного из важнейших регуляторов экономического развития, регламентирующего условия функционирования хозяйствующих субъектов, определяющего характер и способы адаптации предприятий к конкретной рыночной ситуации.

2. Деятельность всякого хозяйствующего субъекта в современных условиях должна отличаться высокой гибкостью, обеспечивающей оперативное реагирование на изменения, происходящие на рынке.

Разработка стратегии предприятия заключается в создании выгодной рыночной позиции, базирующейся на совокупности уникальных конкурентных преимуществ, постоянно возобновляемых хозяйствующим субъектом, что обеспечивает поддержание конкурентоспособности предприятия.

3. Конкурентоспособность предприятия, с одной стороны, обусловлена конкурентоспособностью производимой продукции, а с другой — формирует конкурентные преимущества отраслей и национального хозяйства в целом.

Конкурентоспособность предприятия представляет собой способность хозяйствующего субъекта формировать и поддерживать отличительные конкурентные преимущества, обеспечивающие возможность удовлетворения запросов целевых рынков более эффективными чем у конкурентов способами.

4. Оценка конкурентоспособности предприятия представляет собой сложную задачу, для решения которой следует использовать систему критериев, среди которых основными оценочными параметрами выступают: ценность товаров, производимых предприятием, и ценность предприятия как хозяйствующего субъекта.

Ценность товара определяется уровнем потребительской оценки привлекательности товара и тем самым формирует конкурентоспособность предлагаемой на рынке продукции предприятия. Для характеристики ценности товара следует использовать критерии: цена потреблениякачество товаров и ассортимент продукции предприятия.

5. Ценность хозяйствующего субъекта определяется его конкурентными позициями на рынке, которые формируются под влиянием совокупности факторов, объединяемых в критерии: тип рынка и конкурентный статус предприятия. В свою очередь, тип рынка количественно оценивается темпами роста рынка, а качественно — уровнем прибыльности (рентабельности) данной сферы деятельности. Для характеристики конкурентного статуса предприятия целесообразно использовать следующие количественные и качественные критерии: доля рынка, контролируемая предприятиемпроизводительность, характеризующая эффективность использования ресурсов предприятиявлияние конкурентов на возможности адаптации предприятия к конкурентной среде.

6. Для оценки качества производимой предприятием продукции используется совокупность показателей, характеризующих его потребительские свойства. Качественные параметры можно подразделить на две категории: «жестко» регламентированные, значения которых устанавливаются соответствующими нормативно-директивными документами, и «мягкие» потребительские, значения которых определяются на основе изучения покупательского спроса.

Стоимостные показатели потребительской оценки продукции предприятия отражают совокупность затрат, связанных как с приобретением, так и с эксплуатацией (потреблением) товара. Состав и структура этих затрат зависят от функционального назначения, сферы применения, характера использования товара и определяются на основе изучения и обобщения как статистических данных, так и по результатам маркетинговых исследований.

7. Показатели рентабельности и темпов роста рынка характеризуют общую его привлекательность для товаропроизводителей, а значения этих параметров выступают в качестве торговых уровней интенсивности конкуренции.

Для оценки конкурентного статуса предприятия, наряду с показателями его рыночной доли и динамики ее изменения, следует использовать характеристики рентабельности, платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия, которые позволяют сделать заключение о стабильности рыночного потенциала хозяйствующего субъекта.

8. Существующие методики оценки конкурентоспособности не позволяют в полной мере учесть важнейшие факторы конкурентоспособности предприятия, имеют ограничительный характер применения.

Предложенная методика оценки конкурентоспособности предприятия носит комплексный характер, позволяет оценивать деятельность хозяйствующих субъектов, выявлять степень рыночного превосходства и факторы, ее определяющие.

9. Важной задачей является анализ конкурентоспособности предприятия, в диссертации обоснован выбор ситуационного анализа в качестве методологической базы и разработаны методические рекомендации по диагностированию конкурентоспособности предприятия с использованием технологииОГ-анализа, позволяющей сформулировать обобщенную оценку возможных перспектив развития конкурентоспособности.

10. Разработанный в диссертации подход к оценке конкурентоспособности предприятия позволяет сделать вывод о том, что предложенный в диссертации подход к оценке конкурентоспособности предприятия позволяет не только.

160 анализировать текущие или прошлые результаты, но и дает возможность формировать прогнозные оценки перспектив развития предприятия.

Предложенная методика составления карты прогнозных сценариев может служить инструментом для предварительного обоснования вариантов стратегических планов хозяйствующих субъектов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры), утв. Постановлением Правительства РФ от 9 марта 1994 г. № 191 (САПП. 1994. № 14. Ст. 1052).
  2. Гражданский кодекс Российской федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. (СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301), Гражданский кодекс Российской Федерации часть вторая от 26 января 1996 г. (СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410).
  3. Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (1991 г.).
  4. Закон РФ от 22 марта 1991 г. № 948−1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (ВВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 499).
  5. Международные стандарты оценки МСО 1−4.
  6. Методические рекомендации по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке, утв. Приказом ГКАП России от 3 июня 1994 г. № 67 (ВВАС. 1994. № 11).
  7. Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, утв. Приказом МАП России от 20 декабря 1996 г. № 169 (РВ. 1997. 6 февраля).
  8. Правила рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утв. Приказом МАП России от 25 июля 1996 г. № 91 (РВ. 1996. 13 и 20 августа).
  9. Проект Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года от 22.05.2000 г. № ГГ-397,
  10. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (СЗ РФ. 1995. № 34. Ст. 3426).
  11. Федеральный закон от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3174).
  12. Федеральный Закон от 25 мая 1995 г. № 83-Ф3 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
  13. Г. Г., Война В. А., Трусов Ю. Ф. Операция «Маркетинг». М: Международные отношения, 1976.
  14. АзоевГ.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. — 208 е.: ил.
  15. Академия рынка: маркетинг. Пер. с фр. / А. Дайн, Ф. Буркель, Р. Ланкар и др. / Науч. ред. А. Г. Худокормов. М.: Экономика, 1993.
  16. Академия рынка: маркетинг: Пер. с фр. / А. Дайан, Ф. Букерель, JI. Ланкар и др.- Науч. ред. А. Г. Худокормов. М.: Экономика, 1993.
  17. Р., СасиениМ. Основы исследования операций: Пер. с англ. М: Мир, 1971.
  18. Анн Холгер, Багиев Г. Л. Маркетинг: особенности организации международных бизнес-коммуникаций: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.
  19. И. Новая корпоративная стратегия: Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского СПб.
  20. И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ./ науч. ред. и авт. предисл. Л. И. Евенко. М.: Экономика, 1989. — 519 с.
  21. БлаугМ. Экономическая мысль в ретроспективе / Пер. с англ.- 4-е изд. -М.: «Дело Лтд», 1994. 720 с.
  22. БолтГ.Дж. Практическое руководство по управлению сбытом: Пер. с англ. / науч. ред. и авт. предисл. Ф. А. Крутикова. М.: Экономика, 1991.
  23. А. Маркетинг в российской экономике переходного периода: методология и практика. -М.: Экономика, 1997.
  24. Вопросы изучения экономических аспектов конкурентоспособности товара (на примере машинотехнической продукции). / БИКИ, Приложение № 12. -М.: ВНИКИ, 1984. 86 с.
  25. О.О. Деятельность американских предпринимательских ассоциаций в РЭП США. М.: НИИЭИР, 1993. — 64 с.
  26. И.Н. Международное коммерческое дело. М.: Банки и биржи. -ЮНИТИ, 1996.
  27. А. Черчилль Маркетинговые исследования. СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 752 с.
  28. Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М.: Изд-во «Финпресс», 2000.
  29. Е.П. Основы маркетинга. М.: Изд-во «Дело и сервис», 1999.
  30. Е.П., Голубкова Е. Е., Секерин В. Д. Маркетинг. Выбор лучшего решения. М.: Экономика, 1993. — 222 с.
  31. Дж. (мл.), О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. М.: Экономика, 1991. — 319 с.
  32. И.П. Проблемы конкурентоспособности электротехнической продукции . М.: Пресс-сервис, 1997. — 24 с.
  33. Г. М., Келли Р. Э. Руководство по оценке бизнеса. М., 1996.
  34. ДихмльЕ., Хершген X. Практический маркетинг: Пер. с нем. / Под ред. И. С. Манка. М.: Высш. шк., 1995.
  35. П. Маркетинговое управление и стратегия. СПб.: Питер, 1998.
  36. П. Рынок: как выйти в лидеры. М.: Прогресс, 1992.
  37. В.И. Законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. М., 1991.
  38. П.В., Моисеева И. К. Основы стратегического управления. М.: Инф. изд. Центр «Маркетинг», 1998.
  39. П. С. Конкурентоспособность в экономической политике зарубежных стран. // Журнал «Маркетинг», 1996, № 2.
  40. П. С. Конкурентоспособность и маркетинг // Российский экономический журнал, 1995, № 12.
  41. П. С. Конкуренция в условиях развитого рынка: возможности и пределы. В кн.: Современный цивилизованный рынок. — М., 1995.
  42. П. С. Промышленная политика государства как средство активного воздействия на конкурентоспособность. — Маркетинг, 1996, № 4.
  43. П.С. Средство регулирующего воздействия на конкурентоспособность национальной экономики. — Маркетинг, 1996, № 3.
  44. И.Д. Современные монополии и конкуренция. М., 1980.
  45. КейнсДж. М. Общая теория занятости, процента и денег. // Т. Мальтус, Дж. Кейнс. Антология экономической мысли. — М., 1993. — 543 с.
  46. Н.И. Сотрудничество государств СНГ по вопросам антимонопольной политики и развития конкуренции // Законодательство и экономика. 1995. №¾.
  47. Н.И. Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности // Предпринимательское право. М., 1993.
  48. А.И., Войленко В. В. Маркетинговый анализ. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. — 176 с.
  49. Т. Стратегия и структура японских предприятий: Пер. с англ. / общ. ред. и вступ. ст. О. С. Виханского. М.: Прогресс, 1987. — 384.
  50. Ю.И. Теория и практика конкуренции. Саратов, Саратовская государственная экономическая академия, 1996.
  51. Ф. Маркетинг менеджмент / Пер. с англ. под ред. О. А. Третьяк, JI.A. Волковой, Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Издательство «ПИТЕР», 1999. — 896 с.
  52. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991.
  53. Ламбен Жан-Жак Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с французского. СПб.: Наука, 1996. — IV+589 с.
  54. ЛиЯкокка. Карьера менеджера: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990.
  55. И.В. коммерческое ценообразование. М.: издательство БЕК, 1997. -368 с.
  56. С. Международный маркетинг / Пер. с англ. М., 1987.
  57. Мак-Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга: Пер. с англ. -СПб.: Издательство «Питер», 2000. 320 с.
  58. Ч. Японская промышленная система: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1998.-400 с.
  59. Маркетинг / А. Н. Романов, Ю. Ю. Корлюбов, С. А. Красильников и др. / Под ред. А. Н. Романова. М.: Банки и биржи. — ЮНИТИ, 1995. — 683 с.
  60. Маркетинг / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, X. Анн / под общ. ред. Г. Л. Багиева, М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1999. — 703 с.
  61. Маркетинг во внешнеэкономической деятельности предприятий / под ред. П. С. Завьялова и др. М., 1990.
  62. К. Теория прибавочной стоимости. // Маркс К.- Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 26, ч. 2.
  63. А. Принципы политической науки. М., 1993. — Т. 2.
  64. МоисееваН.К. Международный маркетинг. М.: Центр экономики и маркетинга, 1998. — 320 с.
  65. Моисеева Н. К, Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. М.: Внешторгиздат, 1993.
  66. О’ШонессиДж. Принципы организации управления фирмой: Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1979.
  67. О.М. Запреты, пределы и санкции в антимонопольном законодательстве // Закон. 1995. № 4.
  68. О.М. Конкуренция и монополизм. Опыт сравнительного анализа // Вестник Верховного Суда СССР. 1991. № 12.
  69. ПентелинА.К. (Ассоциация экспортеров СССР). Международные стандарты и проблемы повышения конкурентоспособности советской промышленной продукции. М.: ЦИНТИХИМ-НЕФТЕМАШ, 1990. — 57 с.165
  70. Т., Уотермен В. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний): Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986 г. — 423 с.
  71. Р. Диксон Управление маркетингом / Пер. с англ. М.: ЗАО «Издательство БИНОМ», 1998. — 560 с.
  72. М. Международная конкуренция. Пер. с англ./ Под ред. и с предисловием В. Д. Щетинина. — М.: Международные отношения, 1993. — 896 с.
  73. Портер, Майкл Э. Конкуренция: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2000. — 495 с.
  74. Портфель приватизации и инвестирования. М.: СОМИНТЭК, 1992. -752 с.
  75. Проблемы конкурентоспособности товаров на мировом рынке в условиях НТР. — М.: ВНИИВС, 1988. 54 с.
  76. Проблемы конкурентоспособности экспортной продукции и маркетинг (Методологические аспекты). — М.: ТПП СССР, 1988. 83 с.
  77. РайсЭл, ТраутДж. Маркетинговые войны. СПб.: Издательство «ПИТЕР», 2000. — 256 с.
  78. РикардоД. Начала политической экономики и налогообложения. -Антология экономической классики. М., 1993. — 282 с.
  79. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. — 472 с.
  80. Роджерс Френсис Дж. IBM. Взгляд изнутри: человек-фирма-маркетинг /пер. с англ. М.: Прогресс, 1990.
  81. В.Н. Гибкое развитие предприятия. Анализ и планирование. -М.: Дело, 1998.-336 с.
  82. А. Исследование природы и причин богатства народов. М., 1993. -903 с.
  83. И.А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1997, — 170 с.
  84. И.В. От монополизма к конкуренции. М.: Политиздат, 1990.- 174 с.
  85. Теория фирмы / Под ред. В. М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1995 («Вехи экономической мысли" — вып. 2). — 534 с.
  86. К.Ю. Антимонопольное право России. М., 1997.
  87. К.Ю. Защита конкуренции на финансовых рынках // Хозяйство и право. 2000. № 1.
  88. К.Ю. Конкурентное право. М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М», 2000. — 126 с.
  89. К.Ю. Конкуренция и монополии. Правовые аспекты регулирования. М., 1996.
  90. К.Ю. Регулирование деятельности субъектов естественных монополий//Закон. 1997. № 12.
  91. К.Ю. Способы борьбы с недобросовестной конкуренцией // Закон.? 1999. № 7.
  92. К.Ю. Уголовная ответственность за монополистическую деятельность // Хозяйство и право. 1998. № 5.
  93. ТраутДж. Новое позиционирование. СПб.: Издательство «ПИТЕР», 2000.- 192 с.
  94. Р. Фактор обновления: Пер. с англ. / общ.ред. В. Т. Рысина. М.: Прогресс, 1988.-368 с.
  95. Управление организацией /под ред. А. Г. Поршнёва, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. 2-е изд., перераб. и доп. -М.:ИНФРА-М, 1998.
  96. Р.А. Стратегический маркетинг. М.: ЗАО «Бизнес-школа» Интел-синтез», 2000. — 640 с.
  97. Финансовое управление фирмой / под ред. В. И. Терёхина. М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1998. — 750 с.
  98. П. Обновление производства: атакующие выигрывают / пер. с англ. М: Прогресс, 1987. — 272 с.
  99. ЧемберлинЭ. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М., 1986.-464 с.
  100. А.Д., Сайфулин Р. С. Финансы предприятий. М.: ИНФРА-М, 1999.-343 с.
  101. А.Д., Сущ В.П. Аудит. М.: ИНФРА-М, 1995. — 240 с.
  102. ЭвансДж., Берман Б. Маркетинг: Пер. с англ. М.: Экономика, 1993.
  103. Экономическая стратегия повышения конкурентоспособности развитых капиталистических стран / Сборник обзоров. М/. ИНИОН АН СССР, 1988. — 1 часть— 145 е.- часть II — 199 с.
  104. Ф. Положение рабочего класса в Англии. Н Маркс К.- Энгельс Ф. ifb Соч. 2-е изд. Т. 23.
  105. ЭнджелДж.Ф., Блэкуэлл Р. Д., Миниард П. У. Поведение потребителей. -СПб.: Питер, 1999.
  106. А.Ю. Конкуренция: теория и практика. М.: издательство «ГНОМ-ПРЕСС», 1998. — 384 с.
Заполнить форму текущей работой